31.01.2019

Исслед работа в начальной школе. Выявить учащихся с нарушениями осанки Выявить процент учащихся в моей школе, имеющих различные заболевания глаз


Научно-исследовательская работа «Может ли человек прожить без деревьев какое-то время?»

Варвашевич Людмила Алексеевна, учитель начальных классов, г.Любань Минской области, Республика Беларусь

Во втором классе было проведено родительское собрание «Исследовательская деятельность младших школьников», на котором рассматривались все этапы подготовки и проведения научно-исследовательской конференции младших школьников «Я-исследователь»: выбор темы, поиск и изучение литературы, сопоставление фактов или эксперимент, оформление работы, защита. Было отмечено, что большое значение при этом имеет и участие родителей. Так, итогом совместной деятельности родителей, учителя и учеников стала работа третьеклассницы «Может ли человек прожить без деревьев какое-то время?», которая защищалась на районной конференции исследовательских работ и заняла второе место.

Назначение:

представленная научно-исследовательская работа представляет интерес не только для учителей, педагогов дополнительного образования, которые могут использовать материал при проведении классных и информационных часов, а также для учеников (составление словаря «Профессии деревьев», работа с научно-познавательной литературой) и их родителей.

Введение

На уроке человек и мир, я узнала, что раньше не только дома, предметы, но и большинство замков строилось из дерева. Конечно, до сегодняшнего времени они не сохранились, но возник вопрос: а в настоящее время, в ХХI веке, может ли человек прожить какое-то время (5-6 месяцев) без деревьев. Эти удивительные представители растительного мира настолько уникальны, разнообразны, необычны, что невольно привлекают внимание людей к себе, несмотря даже на то, в каком “виде” они находятся: будь-то дерево в лесу, резная мебель, интересный журнал… Следовательно, и тема моего исследования “Может ли человек прожить без деревьев какое-то время?”
Цель работы: утвердительно или отрицательно ответить на поставленный вопрос.
Задачи исследования: изучить и проанализировать литературу по данной теме, сопоставить полученную информацию, сделать соответствующие выводы.
Гипотеза: если человек будет находится в условиях, где нет деревьев, то он не проживёт и нескольких месяцев.
Методы: частично-поисковый, проблемный.
Приёмы: анализ, синтез.

1.Основная часть

1.1 Деревья – источники жизни
Эпиграф: наилучшим другом человека на Земле являются деревья.Фрэнк Ллойд Райт
Действительно, деревья в жизни человека занимают огромное место. На протяжении нескольких недель я собирала из энциклопедий, журналов “Рюкзачок” и “Открой мир с Волли”, книги “По странам и континентам” интересные сведения об этих удивительных представителях растительного мира.
Все свои наблюдения, рассказы родителей и учительницы я отразила в составленном словаре «Профессии деревьев»:
1.Деревья – “воспитатели” (использование вербовых веточек (Вербное воскресенье) в качестве “воспитательного момента”:
Не я бью, верба бьёт,
Чтоб хвори убегали,
Не я бью, верба бьёт,
Чтоб ум прибавляли.
2.Деревья - “врачи” (из сока, коры, корней, веток и плодов некоторых деревьев изготавливают лекарства, банные веники)
3.Деревья - “дизайнеры” (позволяют наслаждаться красотой (аллеи парка, леса))
4.Деревья – “кочегары” (дрова - материал для отопления помещений, спички – способ получения огня)
5.Деревья – “краеведы” (накапливают и сохраняют информацию нескольких поколений)
6.Деревья - “музыканты” (из пород некоторых деревьев (ель, липа) делают музыкальные инструменты (балалайка, гитара и др.))
7.Деревья - “охранники” (в годы войны леса– убежище от врагов)
8.Деревья - “повара” (употребление в пищу плодов деревьев (яблоки, груши, абрикосы, кокосы), изготовление из них различных десертов)
9.Деревья – “почвоведы” (каждое дерево выбирает себе почву для произрастания)
10.Деревья – “синоптики” (по некоторым деревьям можно предугадать погоду (если берёза распустится раньше, чем ольха, то лето- дождливое, если наоборот, то - засушливое))
11.Деревья - “столяры” (применение в изготовлении мебели)
12.Деревья - “строители” (применение в качестве строительных материалов)
13.Деревья - “учителя” (изготовление карандашей, бумаги, следовательно, и книг, журналов, газет)
14.Деревья – “хозяева” (деревья - жилище для некоторых животных (птиц, насекомых, зверей))
15.Деревья - “экологи” (следят за очищением воздуха)
16.Деревья– “экскурсоводы” (деревья являются компасом при ориентировании)
- Деревья окружают нас повсюду. И из словаря из 17 «профессий», на первый взгляд, кажется, что ответ очевиден: человек не сможет прожить без деревьев даже несколько недель.
Но это далеко не так.
1.1. Жизнь людей без деревьев
1.2.1. Полярники в Антарктиде (Южный полюс)
Единственный материк на Земле, где не растут деревья, это Антарктида, расположенный в центре Антарктики (южной полярной области земного шара). Это не просто самая обширная ледяная пустыня, пятый по величине и самый холодный материк на нашей планете. Это еще и самый нейтральный континент - Антарктида не принадлежит ни одному государству.



Ежегодно снаряжаются целые экспедиции людей, которые следуют туда и на протяжении нескольких месяцев занимаются изучением данного материка.
В Антарктиде находится полюс холода Земли, где в 1983 году на станции “Восток” был зарегистрирован белорусом Владимиром Карпюком температурный рекорд минус 89,2 градуса. Всего за последние полвека исследований в Антарктиде побывали более 100 белорусских полярников. Средняя температура зимних месяцев в центре материка - минус 65 градусов, летних - минус 40.
В каких условиях приходится жить полярникам? Могут ли они прожить без всего того, к чему привыкли дома, в обыденной жизни? Об этом и многом другом я узнала из научно- познавательного журнала серии “Открой мир с Волли” (№ 32. “Южный полюс”) и книги “По странам и континентам”.



Против холода на земле Белого Сфинкса может быть только одно средство защиты - благоустроенное жилище, в котором участники зимовок проводят большую часть времени. В наиболее суровых условиях суточная продолжительность пребывания полярников вне помещений колеблется от двадцати минут до двух часов. На советских станциях жилые и производственные помещения располагаются в сборно-щитовых домах из алюминиевых панелей специальной конструкции.Эти строения более безопасны в противопожарном отношении, легко собираются, прочны. От снежных заносов их защищают металлические сваи, на которых они возводятся. Полярники живут в одно- и двухместных комнатах. Условия жизни полярников в Антарктиде имеют свою специфику. На довольно ограниченном пространстве сосредоточены небольшие коллективы людей, тесно общающихся друг с другом на протяжении двенадцати - шестнадцати месяцев. Выход из помещений ограничен суровым климатом. Их труд и быт тесно переплетаются. Экспедиционная работа, требующая от участников зимовок специальных знаний и навыков, диктует свои правила.
На зимовках нет выходных дней, поэтому для поддержания нормальной работоспособности и здоровья важна разумная организация труда и отдыха. Все виды работ здесь проводятся в соответствии с техническими инструкциями и наставлениями по строгому распорядку дня. Особенно строго соблюдаются правила поведения людей в период сложных метеорологических условий: при сильных ураганных ветрах, пурге, нулевой видимости, при сверхнизких температурах наружного воздуха. Собственно, вся деятельность экспедиции направлена на четкое выполнение намеченной программы научных исследований.



Таким образом , полярники на протяжении всей экспедиции (некоторые могут длиться даже год и более) с лёгкостью обходятся без деревьев.
1.2.2. Жизнь людей в Арктике (Северный полюс)
А сейчас отправимся в противоположную точку земного шара – в Арктику. Это место проживания моржей, белых медведей, американских лосей, песцов. При этом – это место Земли, где также не произрастают деревья.


Интересный факт, что к холодному климату уже на протяжении 4000 лет привыкли местные жители – эскимосы (“человек, который ест сырое мясо”).



Как же они обходятся без деревьев? Как и с помощью чего строят себе жилища? И ответ оказался очевиден: из ледяных глыб. Называются они иглу. Это купол в человеческий рост, состоящий из снежных блоков и снабжённый низко пропиленной «дверью». Строят иглу следующим образом: сначала подбирают ровную площадку с плотным и глубоким снегом. Затем очерчивают круг, по которому будет укладываться первый слой снежных кирпичей. Вес одной глыбы – от 20 до 40 кг. Щели между уложенными глыбами затирают снегом. При укладке рядов каждый последующий ряд укладывается с небольшим наклоном, чтобы в результате хижина получилась с более-менее правильным куполом. При некоторых навыках можно построить снежную хижину за 2– 3 часа. Чтобы легче дышалось, в куполе пробивается вентиляционное отверстие. Напротив этого отверстия устраивают лежанку из снежных блоков. И в последнюю очередь в снежном доме вырезается дверь.
Внутри иглу нет привычной нам деревянной мебели, помещение обычно застилается шкурами, иногда шкурами покрываются и стены.



Чем же отопить такое жилище, ведь нет дров? Оказывается, они используют китовый жир (ворвань). В результате нагревания внутренние поверхности стен оплавляются, но стены не тают, так как снег легко выводит избыточное тепло наружу хижины. Поэтому в хижине может поддерживаться комфортная для жизни человека температура. Кроме того, снежная хижина впитывает изнутри излишнюю влагу, в результате чего в хижине достаточно сухо. Даже дичь употребляют не только в сыром виде, но и в приготовленном.
Таким образом , жизнь этих людей, конечно, далека от привычных нам условий, но даёт опять же утвердительный ответ на поставленный вопрос, что можно прожить без деревьев и не только некоторое время, а и даже всю жизнь, как эскимосы.
1.2.3. Человек в космосе
Для человека космос - предельно враждебная среда. По сочетанию неблагоприятных факторов у космической пустоты нет земных конкурентов, разве что открытый огонь.
В каждом доме мы привыкли видеть мебель, которая, как правило, сделана из дерева (мягкие уголки, шкафы, стулья, столы). А можем ли мы сразу отказаться от этого всего и находиться только среди механизмов, железа, в не особо комфортной одежде? Наверно, не сразу получится. А вот космонавты на протяжении всего полёта (даже до 8-12 месяцев) и живут, и работают в одном помещении, и не могут выйти погулять или открыть, хотя бы окно.
Мы знаем, что наиболее чистый воздух там, где растут деревья. А как же обстоит с этим дело в космосе? В сутки человек усваивает из воздуха около килограмма кислорода. Примерно три четверти из этого количества выделяется с дыханием, но уже в составе углекислого газа, которого в выдыхаемом воздухе содержится примерно 5%. При большем количестве он начинает препятствовать усвоению кислорода. Если не очищать воздух, содержание углекислого газа быстро вырастет и самочувствие экипажа резко ухудшится вплоть до гибели. Кроме того, через легкие и кожу в сутки выделяется 1-2 килограмма водяных паров, от которых тоже надо избавляться, прежде чем они начнут собираться на оборудовании. Проще всего поддерживать состав атмосферы, сбрасывая «отработанный» воздух за борт и подавая свежий из баллонов. Для этого применяют многоразовые поглотители углекислоты и «лишней воды». «Напитавшиеся» углекислым газом поглотители вставляют в специальную печку, где они за несколько часов под нагревом высвобождают углекислый газ в забортное пространство.
Важнейшими после дыхания потребностями человека являются питье и еда. Питание космонавтов – это также своеобразное испытание (нормой считается суточное потребление примерно 500-600 граммов пищи (в пересчете на сухую массу)). Они едят из специальных туб (подобие тюбика), где находится пюреобразный суп, или продуктов, находящихся под вакуумной упаковкой.



Взять с собой фрукты – плоды деревьев- они тоже не могут, так как на орбите космонавтов подстерегает злейший враг – невесомость. С ней тяжело бороться, она непривычна и доставляет много неприятностей.



Таким образом , в космосе люди на протяжении всего полёта могут жить без деревьев.

Заключение

Дерево- друг. Дерево – надёжная защита и неописуемая красота в любую пору года… До того, как начала готовиться к работе, я знала, что деревья очищают воздух, дарят тепло и стройматериалы, но даже не догадывалась, сколько “профессий” имеют “лёгкие планеты”. Пробовала и я, хотя бы 2 дня, прожить без деревьев. Но не получилось даже и пару часов: беру книги (бумага), сажусь на деревянный стульчик, кушаю яблоки, киви.. Все эти действия происходили просто машинально. На первый взгляд, решила, что моя гипотеза подтвердилась, но, изучив литературу, учтя рассказы учительницы, пришла к выводу, что это не так.
Таким образом , некоторые люди могут всю жизнь прожить без деревьев, которые не произрастают из-за определённых климатических условий, при этом питаются, хорошо себя чувствуют, строят жилища.
Людям же, которые привыкли пользоваться горячей водой, употреблять в пищу фрукты и овощи, любоваться птичьими трелями в густых кронах деревьев, выгонять болезни дубовым веничком, утолять жажду берёзовым соком и т.д., достаточно тяжело отказаться от всего этого на некоторое время. Но есть понятия долг и профессия, которые вынуждают людей это совершить. Они ставят интересы Родины превыше своих желаний, поэтому и приходиться выживать в экстремальных условиях, где не произрастают деревья.
Правительство нашей республики не остаётся в стороне от сохранения «лёгких» нашей страны: ежегодно проводятся Недели леса, акции, субботники, еженедельные чистые «четверги», а в 2010 году в г. Калинковичи установили первый в республике памятник самому большому и старому дереву. Нужно стремиться всем, чтобы жизнь становилась не только красивее, но и здоровее!Конспект исследовательского проекта для 1 класса

Исследовательская работа в начальной школе

Галактионова Жанна Анатольевна

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 10 п. Чегдомын



Специфика научно- исследовательской деятельности

Главная цель НИД – самореализация личности ученика на основе полученных исследовательских навыков. Под руководством научного руководителя (учителя) происходит развитие личности ученика в 3 направлениях:

В ходе научно-исследовательской деятельности приобретаются и развиваются следующие качества ученика:

Навык самостоятельной исследовательской деятельности;

Навык работы с научно-познавательной литературой;

Инициатива и творчество;

Использование, расширение и углубление школьных знаний;

Навык совместной работы со специалистами;

Самоутверждение учащихся в данной предметной области и т.д.

самосовершенствование

самопознание

самовоспитание



Виды научно-исследовательских работ учащихся

Виды работ учащихся

Информационно-реферативные

Экспериментально -творческие

Натуралистические и описательные

Исследовательские

Виды работ учащихся

Информационно – реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников с целью наиболее полного освещения какой - либо проблемы

Проблемно – реферативные. Это творческие работы, написанные на основе нескольких литературных источников, предполагающие сопоставление данных разных источников и на основе этого собственную трактовку поставленной проблемы /элементы исследовательской работы/.

Экспериментально – творческие. Это работы, написанные на основе выполнения эксперимента, описанного в науке и имеющего известный результат. Носят скорее иллюстративный характер, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Натуралистические и описательные. Это творческие работы, направленные на наблюдение и качественное описание какого - либо явления, могут иметь элемент научной новизны. Отсутствие количественной методики исследования /общественно - экологическая направленность, социология и демография, психология и социальная среда и т. д.



Чтение во 2 классе

Тема: Загадки.

Загадки можно сочинять по схеме:

…… ., как …….

…… ., как …….

ИЛИ

…… . , а не …….

…… . , а не …….



Загадка начинается с отгадки. Например, мышка.

Какая?

Что делает?

На кого она похожа?

Белку, волка



Вот что получилось:

Серая, как волк.

Быстрая, как белка.

Всё грызёт, как крыса.

Серая, а не волк.

Быстрая, а не белка.

Всё грызёт, а не крыса.



Условия формирования исследовательских умений:

1. Целенаправленность и систематичность;

2. Мотивированность;

3. Творческая среда;

4. Психологический комфорт;

5. Личность педагога;

6. Учёт возрастных особенностей.



Выбор темы исследования

Тема – ракурс, в котором рассматривается проблема.

Основные критерии выбора темы:

1. Тема должна представлять интерес для учащегося не только на данный момент, но имела бы непосредственное отношение к предварительно выбранной им будущей специальности;

2. Тема интересна не только ученику, но и педагогу. Это происходит тогда, когда сам научный руководитель занят исследовательской работой и в рамках избранной им сферы выделяет требующую разработки область для изучения ее учеником.

3.Тема также должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

Темы исследований

теоретические

эмпирические

Ориентированы на изучение и

обобщение фактов, материалов

проведение собственных

наблюдений и экспериментов



Формулировка темы

Тема – это визитная карточка исследования.

Формулировка темы в начале работы носит

предварительный характер (например,

«Что такое облака?», «Пиктография - это язык

прошлого или будущего?» и т.д.)

Требованиях к формулировке темы:

1.Тема должна быть сформулирована по возможности лаконично, а используемые при ее формулировке понятия должны быть логически взаимосвязаны.

2. Тема должна быть понятна не только учителю, но и ученику.

3.Формулировка темы отражает сосуществование в науке уже известного и ещё не исследованного, т.е. процесс развития научного познания. В конце работы тема может поменяться.



Обоснование актуальности темы

Обосновать актуальность выбора темы

исследования – значит, объяснить

необходимость изучения данной темы в

контексте общего процесса научного

познания.

Главные правила :

1 Тема исследования выбирается с учетом ее актуальности в современной науке.

2. Главную помощь при выборе оказывает научный руководитель.

3 Показателем актуальности является наличие проблемы в данной области исследования. (Проблема – некая противоречивая ситуация, требующая разрешения).

4. Освещение актуальности не должно быть многословным – одна страница.



Проблема исследования - конкретный вопрос, на который планируется ответить в процессе работы над исследованием.

Например, какие существуют различия между взрослыми и детьми, а также мальчиками и девочками?



Упражнение «Посмотри на мир чужими глазами»

Утром небо покрылось чёрными тучами, и пошёл снег. Крупные хлопья падали на дома, тротуары, газоны, дороги…

продолжите рассказ от лица…



Упражнение «Задай вопрос»

Задай вопрос тому, кто изображён на картинке.

Какие вопросы мог бы тебе задать тот, кто изображён на картинке?



Сфера научно-исследовательской деятельности

исследовательская

деятельность

Объектная область

исследования

Предмет

исследования

Объект

исследования

Это определенный

процесс или явление,

порождающие

проблемную ситуацию.

Это своеобразный

носитель проблемы –

то, на что направлена

исследовательская

деятельность.

Это конкретная часть объекта,

внутри которой ведется поиск.

Предметом могут быть:

Явления в целом,

Отдельные их стороны,

Отношения между

отдельными сторонами,

Именно предмет

определяет тему работы.

(«Что такое радуга?»)

Это сфера науки

и практики, в которой находится объект исследования.

В школьной практике она соответствует

учебной дисциплине (математике, физике, биологии)



Цель и задачи исследования

Цель исследования – это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы. Формулировку цели исследования можно начинать с традиционно-принятых слов:

выявить…; установить….; обосновать…; уточнить…; объяснить; доказать; разработать….

Задачи исследования – это выбор путей и средств, для достижения цели в соответствии с выдвинутой гипотезой. Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач.



Классификация задач исследования

сложности

экспериментальных

Практические

Собственно

исследовательские

Научные

Служат для иллюстрации

какого-либо явления. В

этом случае изменяется

какой-либо параметр

(например, температура

воздуха,) и исследуется

связанное с этим

параметром изменение

(понижение температуры,).

Результат стабилен

и не требует анализа.

Эти задачи

неприменимы

в образовательном

процессе,

так как данные задачи

решают ученые,

делая великие открытия.

Применяются в школах. В них исследуемая

величина зависит от

нескольких несложных факторов (например,

загрязненность местности зависит от расстояния до трубы завода и метеоусловий, рост растения зависит от температуры воздуха и полива и т.д.).



Изучение научной литературы

Приступая к проведению научно- исследовательской работы, необходимо

изучить научную литературу по данному вопросу.

Поначалу может сложиться впечатление, что

трудно найти в большом количестве книг, газет и

журналов именно то, что надо по теме. Это

затруднение будет достаточно легко преодолено,

если вы выберете верный метод ознакомления с

источниками.

Работая с литературой по теме, учащийся

должен владеть различными типами чтения,

предполагающими различную степень глубины проникновения в материал. Он должен различать :

2. Ознакомительное (выборочное) чтение.

3. Изучающее чтение.

Освоенный алгоритм работы позволит ученику в дальнейшем свободно ориентироваться в литературе по избранной для исследования теме.



Определение гипотезы

Гипотеза (древнегреч.) -это «основание, предположение».

В современной научной практике гипотеза определяется как научно обоснованное предположение об условиях решения проблемы.

Гипотеза должна соответствовать ряду требований :

Быть проверяемой;

Быть логически непротиворечивой;

Соответствовать фактам.

При формулировке гипотезы обычно

используются словесные конструкции вида:

«если…, то….»; «так…, как..»; «при условии, что…».



Упражнение «Предположи»

  • почему многие дети любят

компьютерные игры?

  • почему вымерли динозавры?
  • почему не холодно пингвинам?
  • почему многие цветы имеют яркую окраску?


Методы исследования

исследования

теоретические

эмпирические

математические

Моделирование

Абстрагирование

Анализ и синтез

От простого к сложному

Наблюдение

Сравнение

Эксперимент

Тестирование

Интервьюирование

Статистические

Сетевое моделиров.

Программирование

Визуализация

Метод – это способ достижения цели исследования



II. Проведение научного исследования

1.Чтобы четко уяснить себе последовательность проведения исследования, желательно составить рабочий план работы . В нем указываются: сроки проведения исследования, намечаются пути их реализации, записывается нужный инвентарь для опытов и т.д.. План исследования поможет шаг за шагом позволяет познать новые факты и закономерности.

мероприятие

оборудование

ответственные

  • Когда план составлен, переходят ко второму этапу работы – проведение исследования и обработки результатов (измерений, анкетированию и т.д.). Анализируя данные, смотрят: насколько выдвинутая в начале исследования гипотеза соответствует поставленным целям. В ходе проведенных исследований первоначальная тема может измениться.


Оформление научно- исследовательской работы

незначительный, чисто формальный этап

создания рукописи научного исследования.

На самом деле, это не так. Оформление

результатов исследования – один из самых трудоемких этапов работы. Написать работу на черновике -это 30% успеха, а вот правильно оформить работу, последовательно изложив найденный материал и свои научные исследования, при этом правильно раскрыв тему исследования - это 70 % работы.

Существуют общие правила не только к оформлению текста исследовательской работы, но и к срокам представления данной работы в комиссию для изучения материала (например, на конкурс).



Защита результатов исследования

Основные формы представления результатов:

Сообщение,

Полный текст учебного исследования,

Научная статья (описание хода работы),

План исследования,

Устный доклад,

Стендовый доклад (оформление наглядного материала)

Реферат проблемного характера,

Компьютерная программа,

Прибор с описанием его действия,

Видео- и аудиоматериалы.

Уровни представления работ:

Внутриклассные, внутришкольные, региональные, международные.

Правила работы учителя с учениками при проведении исследовании.

Известный специалист в области «исследовательского обучения» Д. Треффингер рекомендует педагогам, занимающимся выработкой у детей исследовательских наклонностей, соблюдать следующие правила .

1.He занимайтесь наставлениями; помогайте детям действовать независимо, не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься.

2. Не делайте скоропалительных выводов; на основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей; не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми навыками и знаниями.

3. Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать (или могут научиться делать) самостоятельно.

4. Научитесь не торопиться с вынесением суждения.

5. Научите детей прослеживать межпредметные связи.

6. Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуации.

7. Используйте трудные ситуации, возникшие у детей в школе и дома, как область приложения полученных навыков в решении задач

8. Помогайте детям научиться управлять процессом усвоения знаний.

9. Подходите ко всему творчески.



Заключение

Академик Остроградский писал: «Хороший учитель

рождает хороших учеников». Современный учитель

является важнейший фигурой в организации

педагогического процесса. От его профессиональной

пригодности, педагогического мастерства, творчества,

к готовности к инновационной деятельности зависит

эффективность педагогической системы. Научно-

исследовательская деятельность – это не дань моде, это попытка реформировать систему образования.

Как показали исследования зарубежных ученых, изменить систему образования сложно, но и оставить ею такой, как сейчас - нельзя. Поэтому решение проблемы находится в изменении педагогического сознания учителя, в обретении им современной методологической культуры, исследовательской позиции в обучении и воспитании. А на это и направлена научно-исследовательская деятельность.

Таким образом, владение учителем методикой организации научно-исследовательской деятельности учащихся и знание ее основных методов является основным элементом реформирования школьного образования.

Темы исследовательских работ и проектов младших школьников общей тематики
А прочно ли куриное яйцо?
Влияет ли зубная паста на прочность зубов?
Детские фантазии
Загадка клавиатуры
Искусство создания книги
Компьютерные игры – хорошо это или плохо?
Краски в нашей жизни
Маленькая история о моей большой семье
Математика на кухне
Метеоцентр «Народные приметы» сообщает...
Мультфильмы: что это?
Мир ребёнка: взгляд сквозь время
Молодежный жаргон в речи современных школьников
Образ дракона в детской литературе
О некоторых способах выжить в природе
О чем рассказывают следы на снегу
Оригами и математика
Откуда в хлебе столько дырочек
Откуда хлеб на стол пришёл?
Польза бумаги
Почему вода в небольших водоемах зеленая?
Почему высохла лужа
Почему корабли не тонут
Почему море солёное
Почему мы плачем? Откуда берутся слезы?
Почему подушка мягкая, а пол твёрдый?
Почему скисает молоко?
Почему стреляет попкорн?
Почему сугроб полосатый?
ПочЛес - наш друг
Мой райский сад
Мой любимый фрукт апельсин
Новогодняя красавица
Отчего осенью листья меняют цвет?
О вершках и корешках, или Почему ветви тянутся к солнцу, а корни в землю
Полезные свойства калины
Портрет яблони
Почему в яблоке не прорастают семена?
Путешествие косточки

Почему у елки колкие иголки?
Русская берёзка
Что мы знаем о древесной коре?
Что такое береста?
Что такое листопад?
Этот мексиканский незнакомец – авокадо
Яблоня и яблоко
Янтарь - волшебные слезы деревьев.

Почему хлеб бывает чёрный и белый?
Почему чай заваривают в горячей воде?
Путешествие водяной капельки
Речевая агрессия младших школьников или некоторые тайны слов
Русский богатырь: воплощение моей мечты
Сказка – ложь, да в ней намёк...
Спать или не спать? Вот в чем вопрос!
Хлеб всему голова!
Цвет и дети
Что такое микроскоп?
Что такое эксперимент?
Что у нас в солонке и в сахарнице?
Чудесные превращения, или Что такое сыр?

Окружающий мир

Темы исследовательских работ для начальной школы о природе
А у нас ананас!
"Белая береза под моим окном"
Береза моя, березонька!
Вечнозелёная красавица леса
Жизнь леса
Кто красит листья в зеленый цвет?

Я садовником родился

Я и моя семья

Темы исследовательских работ для начальных классов о семье:
Влияние компьютера на детей
Волшебство красок
Война и наша семья
Генеалогическое дерево моей семьи
Из истории детских обязанностей
Имя в жизни человека
Моя родословная
Лента времени моей семьи
Награда в нашем доме
Праздники нашей семьи
Письмо моей бабушки внуку
Семейные традиции
Семейные реликвии
Спортивная жизнь моей семьи
Наш дом. Наш двор.

Комнатные растения

Темы исследовательских работ начальной школы о комнатных растениях
Выращивание кактусов в домашних условиях
Зелёный подоконник в школе
Кактус – колючий друг
Кто ты, кислый лимон?

Мир кактусов
Мир растений на подоконнике
Можно ли вырастить в домашних условиях кактус большого размера?
Можно ли вырастить растение в закрытой стеклянной банке?
Мои зеленые друзья
Мой любимый цветок - бегония
Мой цветник
Мой сад
Мой чудо-цветок
Моё увлечение - кактусы
О комнатных растениях
Почему листья на деревьях осенью желтеют, а на комнатных растениях нет?
Секреты "бабушкиной герани"
Удивительные кактусы
Фиалка для мамы
Фиалки в подарок бабушке
Что мы знаем о лимоне?

Растения и ягоды

Темы исследовательских работ начальных классов о растениях:
В гостях у белой кувшинки
Можно ли использовать растение одуванчик в пищу?
Мой маленький мир дикорастущих растений
Одуванчик - маленькое солнышко
Портрет земляники
Посмотрите, одуванчик!
Почему не из каждого семени зарождается новая жизнь?
Почему подсолнух называют цветком солнца?
Почему растёт растение
Про вершки и корешки
Природное сообщество – луг
Роль растения в жизни человека
Что за ягода малина?
Что мы знаем о подсолнухе?
Ягодная азбука
Ягода Арбуз.

Огород

Темы исследовательских работ начальной школы об огороде
Аптека на грядке: бабушкина капуста
Ах, картошка, картошка!
Ах, морковка, объеденье!
Без окон, без дверей полна горница людей
"Весёлая фасоль"
Где лучше растет лук?
Где растут мочалки?
Загадки про овощи и фрукты
Кто его раздевает, тот слезы проливает
Любимая картошка в жизни нашей семьи
Лекарственные растения

Темы исследовательских проектов начальных классов о лекарственных растениях:
Бабушкина аптека
Крапива. Что я знаю о ней?
Лекарства- сорняки
Лечат ли комнатные растения простуду?
Нежность ромашки - для души и тела
Отчего крапива жжется?
Польза алоэ
Я не степью хожу, я хожу по аптеке...

Цветы

Темы исследовательских работ младших школьников о цветах
Выгонка гиацинта к 8 Марта - "Подарок маме"
Вырастим тюльпаны сами, а потом подарим маме
Мои любимые розы
Чудо цветы – бархатцы
Подари цветок маме
Наблюдение за ростом и развитием садовых и сортовых тюльпанов
Подсолнух – солнечный цветок
Почему пахнут цветы?
Почему цветы разноцветные
Почему у бабушки на даче самые красивые цветы
Путешествие по царству цветов. Ландыш
Путешествие по царству цветов. Лотос
Путешествие по царству цветов. Одуванчик
Путешествие по царству цветов. Подснежник
Сохрани ландыш майский!
Тюльпан для мамы
Цветок Солнца
Цветок для мамы
Цветы для дома и души
Цветы в саду и дома
Чудесный мир ароматов

Лук от семи недуг
Наблюдение за развитием лука
Наш друг - лук порей
Нужна ли подкормка рассаде кабачков?
Обитатели приусадебного участка
Опыт с фасолью. Проращивание
Органическое земледелие
Откуда к нам пришли помидоры и почему их так назвали
Подбор растений для альпинария
Польза картофеля для здоровья человека
Помидор - плод здоровья
Праздник картофеля - Бульба
Сеньор-помидор
Фасоль - хороший или плохой сосед на грядке?
Раз горох, два горох…
Что наша жизнь? Игра? Нет – кабачковая икра!
Ступеньки жизни. История жизни фасолевого семечка


Я маме букет подарю…

Животные

Темы исследовательских работ начальной школы о животных:
Жизнь и гибель динозавров на планете Земля
Зачем ежу яблоко?
Крокодиловы слезы
Кролики
Кто живет у нас в лесу?

Кто под бугорком живёт?
Кто строит дом на реке?
Кто такие ежи и что мы знаем об их жизни?
Кто такой слон?
Кто ты, собака?
Кулинарные пристрастия белочки
Любимое домашнее животное
Люблю тебя, мой друг мохнатый!
Любознательный зверёк - белка
Люди и кошки.
Люди и дельфины
Мамонты - древние и могучие
Медведь сказочный и настоящий
Мир забавных животных
Мир зебр
Мир китов
Мир лошадей
Мир собак
Может ли хомяк заменить байбака, а байбак хомяка?
Мой пудель
Мой кот
Мое домашнее животное - немецкая овчарка
Мое любимое животное - дельфин
Можно ли подружиться с лошадью?
Мои домашние питомцы
Мои загадочные кошки
Мои кошки
Мои любимые кролики
Мои любимые лошадки
Мои любимые хомячки
Мои питомцы
Мои четвероногие друзья
Мой верный друг - собака
Мой домашний питомец - сирийский хомячок
Мой домашний питомец - скотч-терьер
Мой любимчик - морская свинка
Мой пушистый ласковый кот Рыжик
Мой рыжий непоседа - кот
Мой щенок: первый месяц жизни
Морская свинка - идеальное животное для детей любого возраста
Моя любимая кошка
Моя любимая собака
Моя удивительная встреча с дельфинами
Наблюдение за бобрами
Наблюдение за золотистыми хомячками
Наблюдение за развитием крольчонка при искусственном вскармливании
Наблюдения за домашними и дикими мышами
Нам не страшен серый крыс!
Наш любимый зоопарк
Необычные факты про обычного ежика
Нора – это дом. Жилища животных
О леопардах
Образ жизни и поведение моего кота
Образ жизни летучих мышей
Один день из жизни хомяка
О кошках
Олени - наши друзья
Отличие в поведении больших и маленьких собак
Очень длинношеее животное под чудным названием - жираф
Поведение домашних свиней
Поведение кошек
Потерянный мир динозавров
Почему вымерли динозавры?
Почему киты всплывают на поверхность и выпускают фонтан воды?
Почему корова даёт молоко?
Почему на Земле вымерли динозавры
Почему скрипит косатка
Почему тигр полосатый?
Почему у Хомки толстые щечки?
Почему у кошки в темноте светятся глаза?
По следам уссурийского тигра
Привычки и повадки моих кошек
Про зайцев...
Пушистые чудики
Разные породы лошадей
Рядом с нами живут белки...
Свинья ли свинья?
Собака - друг человека
Собака друг человека или человек друг собаки?
Собака - настоящий друг
Содержание и воспитание щенка
"Существа, любящие нас больше, чем самих себя"
У кого длиннее хвост?
У кого язык на ноге?
Удивительные кошки
Удивительные дельфины
Удивительный мир динозавров-великанов
Умели ли динозавры летать?
Умеют ли разговаривать дельфины
Умеют ли животные считать?
Умственные способности кошки
Усы, лапы и хвост, или Что хочет сказать нам кошка?
Хвостатые гидростроители
"Хвостик, хвост, хвостище"
Хомяк в поисках истины
Хомячки-пуховички
Хорёк. Может ли он заменить кошку?
Царь динозавров
Чей нос лучше?
Чем заяц отличается от кролика
Чем лечатся слоны?
Что я знаю о дельфинах
Что я узнал о кошках
Что мы знаем о кошках?
Ягуар - величественный хищник
Я за любовь ко всем собакам.

Грибы

Темы исследовательских проектов начальной школы о грибах:
Грибное лукошко
Его величество боровик
О чём говорят нам названия грибов?
Плесень - это тоже гриб!
Ты, лисичка, рыжий гриб!
Удивительное царство грибов
Удивительная находка
Угадай-ка грибок!
Что за гриб на тонкой ножке?

Птицы

Темы исследовательских работ младших школьников о птицах:
Как зимует воробей
Кто же в гнёздышке живёт?
Кто такие птицы?
Кто такие амадины?
Курица - птица не простая!
Ласточка - вестник добра и счастья
Ласточкино гнездо
Мир наших увлечений. Волнистые попугайчики
Мир птиц
Может ли учащийся начальной школы держать дома страуса?
Мои журавлики
Мои любимые пингвины
Мои наблюдения за деревенской ласточкой
Мои певчие канарейки
Мои пернатые друзья
Мой волнистый друг
Мой домашний любимец - попугай Кеша
Мудрый ворон
Мы учили попугая
На крыльях весну принесли...
Наблюдение за птицами, посещающими кормушку
Наблюдение за образом жизни домашней песчанки и изучение влияния температуры на форму её гнезда
Наблюдение за поведением и размножением кряквы обыкновенной в домашних условиях
Наблюдения за популяцией городской ласточки
Наблюдения за трясогузкой
О воробьях
Пернатые архитекторы
Поведение птиц зимой
Поведение синицы зимой
Покормите птиц зимой!
Поможем зимующим птицам
Попугай корелла. Мое маленькое исследование
Почему зимой птичка стучит в окно?
Почему крик петуха раздается на рассвете в одно и то же время?
Почему многие грачи зимой не улетают?
Почему попугайчик волнистый
Почему птицы летают?
Почему птицы осенью улетают?
Почему у снегиря грудка красная?
Птицы – наши друзья
Птицы двора нашей школы
Птицы за моим окном
Птицы - наши друзья
Что за птица воробей?
Что за птица эта галка?
Чудо из яйца
Чье это гнездо?
Чьи гнезда лучше?

Земноводные

Кто такие змеи?
Лягушка с душою царевны
Мир моей черепахи
Мой друг - черепаха
Моя домашняя черепаха
Наблюдение за развитием лягушки остромордой, болотной (Rana arvalis Nilsson) в аквариуме
Необычные ящерицы
О черепашках
Опасны ли змеи?
Полезны ли ящерицы?
Почему лягушки зеленые?
Почему у ящерицы хвост обрывается?
Царевна-лягушка, или Как я вырастила лягушку сама
Это сказочное существо – лягушка

Рыбы

Темы исследовательских работ начальной школы о рыбах:
Аквариум и его обитатели
Аквариумные рыбки - какие они?
Ловись, рыбка, большая и маленькая…
Мой аквариум
Мы создали аквадом, веселятся рыбки в нем
Наблюдение за поведением обыкновенного карася при содержании его в аквариуме
Наблюдение за рыбками-попугаями
Обитатели водоёмов
Обитатели пресных водоемов
Почему у камбалы глаза на одной стороне
Рыбы наших вод
Хищнее щуки рыбы нет...
Что случилось с кетой?

Насекомые

Темы исследовательских работ младших школьников о насекомых:


Комар: казнить нельзя, помиловать…
Кто живет в компьютере?
Кто как приспосабливается к окружающему миру
Кто такая медведка
Кто такие пауки?
Маленький, да удаленький, или Как двигаются насекомые
Медовая братва
Мир жуков
Мир стрекоз
Моё открытие о мухе
Моя коллекция насекомых
Муравьи и их царство
Муравьиная жизнь
Наблюдение за циклом развития бабочки павлиний глаз
Наблюдение за особенностями жизни и поведения богомола в неволе
Наблюдение за циклом развития колорадского жука
Наблюдения за развитием муравейника
Насекомые моего двора
Насекомые. Какие они?
О пауках
Откуда пришли рыжие и куда они нас ведут?
Ох уж эти комары!
Ох уж эти шершни!
Паук – человеку друг
Покровительственная окраска животных (Почему кузнечик зеленый?)
Понимаем ли мы животных, или как привлечь бабочек в свой сад
Порхающие цветы
Почему бабочки не живут в городе?
Почему водомерка ходит по воде?
Почему не тонет водомерка?
Про муравьев
Пчела - друг человека
Пчелиная семья
Разумны ли муравьи?
Сколько точек у божьей коровки?
Удивительный мир бабочек
Хвала пчеле!
Чем интересны пауки
Чудесное превращение гусеницы в бабочку

Черви, улитки, бактерии, микробы

Наблюдение за дождевым червяком
Моя ахатина, Ульяна!
Не смотрите свысока на простого червяка
Ах, эти бактерии!
Кто такие микробы?
Мир "невидимок" вокруг нас, или Как поймать микроба?

Основы географии

Достопримечательности нашего города
Есть ли будущее у нашей деревни?
Есть ли в воздухе вода?
Как рождается снежинка
Кто в Африке живет?
Кто предскажет нам погоду?
Маршрут поиска капитана Гранта (по книге Ж. Верна "Дети капитана Гранта")
Мое любимое место отдыха
Незнайка на Луганщине.
От кого река бежит?
Откуда пришёл к нам чай?
Почему вода на Земле не иссякает
Почему вулкан назван вулканом и отчего он "огнём дышит?"
Почему извергаются вулканы?
Почему морская вода соленая?
Почему появляются водопады?
Почему у елки колкие иголки?
Разноцветные моря
Снежные исследования
Семь чудес света
Семь чудес России
Семь чудес Украины
Цвет и названия морей
Что такое айсберги?
Что такое кварц?

Экология

Темы исследовательских работ начальной школы по экологии:
Были о пыли
Бездомные животные - проблема каждого из нас
Живая вода
Живи, родник!
Как спасти нашу реку?
Какую воду мы пьём
Каким воздухом мы дышим
Как мультфильмы влияют на психику ребенка
Охранять природу - значит охранять мир
Чистота на моей улице. Что я могу сделать с мусором?
Экология моего поселка
Экология нашего водоёма
Экопродукты моего огорода.

Физкультура и основы здоровья

Темы исследовательских работ начальной школы по физкультуре:
Если хочешь быть здоров
Здоровый образ жизни
История лыж
Мой режим питания
Молоко полезно детям
Опасности двора
Профилактика кариеса у ребят младшего возраста.
Полезно ли мороженое
Полезны или вредны дрожжи?
Полезные свойства кумыса
Польза и применение витаминов.
Спортивная жизнь семьи
Что такое витамины?
Художественная гимнастика.
Шоколад – вред или польза.
Я - велосипедист.

Русский язык и литература

Маршрут доктора Айболита в сказке К.И. Чуковского «Айболит»
Несказочные размышления о сказке (анализ основных черт характера героев сказок о животных).
Пиноккио и Буратино
По тропинкам Басни
Поиск слов-глаголов, которые с не пишутся слитно.
Сказка о царе Салтане.

Математика

Темы исследовательских работ начальной школы по математике:
Авторские задачи по математике для учащихся 1-го класса.
Авторские задачи по математике для учащихся начальных классов.
Арабские числа
Арифметика остатков
Арифметика - наука о числе.
В царстве чисел-великанов
Великолепные цифры
Веселые задачки
Веселый математический поезд
Весёлые задачи "Лесная математика".
Весёлые задачки для юных рыбаков.
Время, возраст, календарь
Время. Измерение времени. Часы.
Все о числе 13
Деление с остатком
Делимость натуральных чисел
Древние единицы длины
Древние меры длины
Единицы измерения в Древней Руси
Единицы измерения длины в разных странах и в разное время.
Задачи в рисунках
Задачи для внимательных и сообразительных.
Задачи на свежем воздухе
Задачи-сказки
Занимательные задачи
Искусство отгадывать числа
Как быстро выучить таблицу умножения
Как научиться быстро считать
Как хорошо уметь считать!
Магическая цифра 7
Магические числа в природе
Магия чисел 3, 11, 13
Математика в жизни кошки
Математика в моей семье
Математика глазами детей
Математика – это интересно.
Математические пословицы
Математические раскраски для 1-го класса.
Математические сказки
Математический калейдоскоп.
Меры длины
Меры длины на Руси
Меры и их измерения
Мир чисел
Мир числа "три"
Мое домашнее задание
Мое любимое число
Мое любимое число 7
Можно ли назвать натуральные числа удивительными?
Мои замечательные друзья – цифры
Мои летние встречи с математикой.
Моё любимое число - пятёрка!
На уроке математики
Натуральные числа в жизни человека.
Научись решать уравнения
Наше творчество в математике.
Нестандартные задачи
О дюймах, вершках и сантиметрах
От сложения до деления
Приемы быстрого счета
Приемы устного счета
Приёмы быстрого счета
Приёмы устного счёта
Про число ноль
"Раз, два, три, четыре, пять начинаем измерять"
Развивающие задания по математике
Разговор о нуле
Различные способы умножения
Раскрытие скобок
Решаю задачи с радостью
Римская нумерация
Русская система мер
Русские меры длины
Секреты таблицы умножения
Система мер длины
Сколько стоит килограмм картофеля с моего огорода?
Способы умножения
Способы устных умножений и делений.
Старинные денежные единицы
Старинные меры длины и веса
Старинные меры длины, объёма и веса в русских пословицах и поговорках.
Страна доброй математики
Таблица умножения
Таблица умножения на пальцах
Таинственное число 12
Таинственное число 7
Текстовые задачи на движение
Топология глазами ученика начальной школы.
Увлекательная математика
Увлекательные взвешивания
Умеют ли животные считать?
Нетрадиционные способы запоминания таблицы умножения на 9.
Умножение с увлечением
Устный счет - гимнастика ума
Цифры-лидеры в номерах телефонов моего класса.
Часы и время
Числовые великаны
Чудо- задачник

Основы химии

Выращивание кристалла из соли
Выращивание кристалла из медного купороса.
Выращивание кристаллов в домашних условиях.

Основы информатики

Темы исследовательских проектов дошкольников по информатике:
История возникновения компьютера.
Как считали наши предки
Разновидности счетов в различных странах.
Первое электрическое устройство для счета.

Музыка

Темы исследовательских работ начальной школы по музыке:
"Стихи, которые поют" (песни на стихи поэта-сказочника С.Г. Козлова).
Баю-баюшки-баю (колыбельные песни русского и якутского народов).
Видение музыки через рисунок.
Влияние музыки на аквариумных рыб.
Гармоника в нашей семье.
Детские музыкальные инструменты
Детские ударные инструменты
Занимательная история ксилофона.
История одного инструмента.
История происхождения балалайки.
Ложки как музыкальный инструмент.
Любимые песни моей бабушки.
Музыкальные краски
Поговорим о маме музыкой.
Сергей Прокофьев. Музыка для детей.
Сказка в музыке.
Частушки про цифры.

Профессии и хобби

Автомобили современные и старинные.
Автомобили старинные
Календарь семейных профессий.
Мое увлечение – старинные автомобили.
Моя коллекция насекомых.
Почтовые марки.
Профессии нашей мечты
Профессии наших родителей.