05.05.2024

«Квартет И»: «У нас не любовь, а судьба. «Квартет И»: фильмы с их участием. Список и история появления коллектива Квартет и евреи


Александра Демидова в семь лет бросила мать, а Камиль Ларин зарабатывал на жизнь, продавая сок и коньяк

22 года назад выпускники ГИТИСа - Леонид БАРАЦ, Ростислав ХАИТ, Камиль ЛАРИН, Александр ДЕМИДОВ и Сергей ПЕТРЕЙКОВ - создали театр «Квартет И». Первые года три-четыре существовали за счет денег, которые Петрейков брал с иностранцев за аренду его квартиры. Вскоре их спектакли стали приносить доход.
Однако вместе с успехом практически у каждого из парней возникли проблемы в личной жизни. Кому-то удалось справиться с кризисом, а кто-то обзавелся новыми семьями. И сейчас «Квартет» в полном шоколаде.
Путь к феноменальному успеху был тернист. Главные вехи жизни модных артистов - в нашей импровизированной азбуке.

«Агата Кристи»
В клипах этой группы участники «Квартета И» снимались неоднократно. Например, в «Моряке» Барац и Хаит сыграли санитаров, несущих носилки с трупом моряка, а в «Веселом мире» - бунтующих в смирительных рубашках.

Барац
Принято считать, что фамилия эта образована от еврейской аббревиатуры, в переводе означающей «сын праведного раввина». Отец Леонида, к слову, журналист. А сам Лёня вовсе не гей, как подумали некоторые после «Дня выборов», а совсем наоборот.

Велик
«Благодаря» этому средству передвижения девятиклассник Саша Демидов потерял первую любовь. С Леночкой сблизился на летних каникулах. Девочка, как и он, приехала в деревню погостить у родственников. С этой девочкой у него случился первый поцелуй. Под покровом ночи парочка забралась в сарай, оставив велосипеды у входа. Сначала Саша и Лена долго смотрели друг на друга, потом соприкоснулись мизинчиками, потом пообнимались и лишь на рассвете Саша попробовал вкус ее губ. До главного оставалось всего ничего, но мимо амбара проходили доярки и, завидев велики, поняли: подростки внутри устроили разврат. Могучие тетки едва не выломали дверь - испуганный Саня что было сил держал оборону и не позволил посторонним проникнуть в сарай. После этого родители Леночки немедленно увезли ее домой. Больше они не виделись никогда.

«Демидов BAND»
Так называется музыкальный проект Александра, созданный им в 2011 году. Музыкой артист увлечен более 20 лет. Стиль, в котором работает, характеризует как бард-рок. Выступает совместно с группой «Бобры».

Жванецкий
Благодаря Михал Михалычу Слава Хаит поступил в ГИТИС. Подготовился парень скверно, было понятно, что он пролетает. Тогда отец - Валерий Хаит, капитан знаменитой одесской команды КВН 1967 - 1970 гг., - попросил давнего знакомого замолвить за словечко перед приемной комиссией. И все сразу, разумеется, срослось.

Имбирная настойка
В сентябре первокурсников повезли на картошку в колхоз. Там друзья детства Хаит и Барац и обрели двух новых приятелей - Демидова и Ларина. Сблизила их имбирная горькая настойка за 3,50, которую парни вечерами покупали в ближайшей деревне. Саша тогда впервые напился. Сидя на руке у каменного Ленина, захмелел, упал на асфальт, разбил лицо, а наутро стал всем рассказывать, показывая на синяки и царапины, что это Барац с Хаитом его поколотили. В отместку следующей ночью спящего крепким сном (после опять же имбирной) Саню парни отнесли прямо с кроватью в женский туалет.

Красные носки
Их Барац натянул, когда в школе ему доверили вести выпускной вечер. Пацану казалось, что в них он выглядит очень круто. А костюм Леонид позаимствовал у теткиного мужа. Те дурацкие носки ему друзья до сих пор припоминают.

Луковица
Спасала школьника Бараца от долгих занятий в музыкалке. Перед уроком Леня съедал целую головку и, входя в кабинет к педагогу, начинал старательно дышать на нее неприятным запахом. Училкиного терпения хватало минут на 15.

Опечатки
В начале их театрального бизнеса в газетах и афишах ребят постоянно преследовали забавные опечатки. Например, вместо спектакля «Это только штампы» был указан «Только штаны», «комический театр «Квартет И» называли «коммерческим», а фамилию «Хаит» писали через «й».

Позорный конфуз
Благодаря этому случаю Ростислав Хаит навсегда подружился с Леонидом Барацем. Случилось это во втором классе. «Я, извините, обделался, - признался Слава в одном из интервью, - и попросил Лешу никому об этом не говорить, а быстро позвонить маме, чтобы она пришла и забрала меня. После чего тот побежал в класс и рассказал всем ребятам про мой конфуз. Каждый по очереди приходил на меня посмотреть. Вот у нас и получилось, как Довлатов говорил про свою жену: «Это не любовь, а судьба!»


Райхельгауз
Иосиф Леонидович, худрук московского театра «Школа современной пьесы», приходится Леониду Барацу родственником. Райхельгауз тоже одессит..

Сабелька
Единственный реквизит, который имелся в хозяйстве только-только созданного «Квартета И». У артистов был номер «Бабочка и кузнечик». Когда паук набрасывал на бабочку паутину, выскакивал Хаит - кузнечик с сабелькой. «Ничего особенного, но люди почему-то смеялись», - замечает Ростислав.

Тапер
Его сыграл Леонид Барац в 90-х в клипе группы «Комбинация» на песню «Бухгалтер». Еще, кстати, Леша (так Бараца почему-то называют друзья) засветился в те годы в ролике «Ладошки» Светланы Рерих, где на заднем плане мелькал и молодой Максим Аверин. А Камиль Ларин о ту пору «блистал» в клипе «Мальчик хочет в Тамбов» Мурата Насырова.

Черный смокинг за $500
Его на заре карьеры, скинувшись, купили артисты (тогда это были бешеные деньги) для Камиля, чтобы он в нем провел свадьбу какого-то барыги и хоть что-нибудь заработал для коллектива. У Ларина это был первый опыт конферанса. С тех пор ребята решили: деньги делим поровну, даже если зарабатываем их поодиночке. Кстати, Камиль в свое время подрабатывал еще и перепродажей в ларьки сока и коньяка - друг из Армении снабжал дешевыми напитками.

Шрамы на запястьях
Они остались у Демидова и Бараца в память о неудачном групповом суициде, который Саша и Леня затеяли, чтобы доказать своим подружкам-однокурсницам - Свете Песоцкой и Ане Касаткиной, насколько сильны их чувства. До вен, к счастью, не добрались, но руки сильно расцарапали - пришлось несколько дней ходить в бинтах.

«Я тебя прощаю!»

Эти слова четыре года назад Демидов сказал собственной матери, бросившей его в семилетнем возрасте. Родители Сашы расстались вскоре после его рождения. Мальчик жил с мамой, бабушкой и дедом в Шадринске (200 км от Свердловска). Старики крепко выпивали, и мальчик был предоставлен сам себе. Позавтракав дармовыми беляшами с какао, которыми торговала бабка, Сашка до поздней ночи болтался на улице.
Однажды худого и грязного пацаненка случайно встретила другая бабушка - по отцовской линии. Она отвезла Сашу к отцу, который в ту пору работал в Рязани милиционером.
С родной мамой Демидов как-то ненадолго пересекся, когда ему уже исполнилось 12, потом после долгого перерыва - в середине 90-х, уже став артистом. В те годы у Александра возникло множество проблем на личном фронте, стали случаться нервные срывы, после которых он надолго впадал в депрессию. Спасался алкоголем. В один из таких тяжелых моментов он встретился с матерью и произнес: «Я тебя прощаю! И зла не держу». Тогда впервые за долгие годы он назвал ее мамой.

К ВАШЕМУ СВЕДЕНИЮ
* Самый старший из «квартетчиков» - Камиль Ларин. Он старше остальных почти на четыре года. И все из-за того, что перед тем, как поступить в ГИТИС, он отучился в Волгоградском энергетическом техникуме.
* У всех, кроме Хаита, по двое детей: у Бараца - дочки Лиза и Ева, у Ларина - сыновья Ян и Данияр, у Демидова - дочь София и сын Игнат. Даже режиссер Петрейков за четыре брака нажил двух дочек.
* Мама Лени Бараца - Зоя Исаевна, долгие года проработавшая в детсаду методистом, научила Ксению Собчак делать вкуснейшие сырники, которыми она теперь потчует мужа Максима Виторгана на завтрак.
* Самый примерный семьянин - Леонид Барац. С женой Анной Касаткиной, которая в первые годы тоже была актрисой театра «Квартет И», познакомился на вступительных экзаменах в ГИТИС. «Увидев ее в сером облегающем коротеньком платьице, я понял - только друзьями мы быть не сможем», - вспоминает Барац. Их браку 23 года.

Цитаты

Владимир ПОЗНЕР:
- Я обожаю «Квартет И» за то, что они умеют феноменально шутить и при этом не улыбаться!

Евгений ГРИШКОВЕЦ:
- У них есть убеждённость в своей уникальности, и это притягивает!

Леонид Барац – это яркий и талантливый актер, судьба которого неразрывно связана с судьбой популярного театрального проекта «Квартет И». Вместе с другими актерами данного юмористического театра наш сегодняшний герой исполнил немало ярких и запоминающихся ролей, заслужив тем самым любовь и признание зрителей.

В настоящее время творческая карьера Леонида находится на подъеме. Он снимается в кино и часто появляется на театральной сцене. Об этом знают, наверное, все. Но что еще нам известно о жизни и творчестве этого неординарного актера? Собрать некоторые интересные факты из его биографии мы решили сегодня.

Ранние годы, детство и семья Леонида Бараца

Наш сегодняшний герой появился на свет в одном из крупнейших городов Украины – Одессе. Он родился и воспитывался в еврейской семье. Его отец – Григорий Исаакович – работал журналистом. А мама – Зоя Израилевна – была обычным методистом в детском саду.

Как это ни странно, с самого детства родители Леонида Бараца хотели, чтобы он выбрал для себя творческую специальность. В числе главных «фаворитов» значились профессии актера и журналиста. И наш сегодняшний герой не возражал против такого развития события.

С ранних лет он часто наведывался на работу к отцу, изучая изнутри мир советской журналистики, а параллельно с этим посещал уроки актерской самодеятельности в своей родной школе. Оба эти занятия – журналистика и актерское ремесло – очень нравились молодому одесситу, а потому долгое время мучительный выбор профессии был главной сложностью в его жизни.

В конечном итоге решающим фактором стала дружба Леонида с другим одесским школьником – Ростиславом Хаитом. Они были знакомы с первого класса. Вместе посещали уроки актерского мастерства, а впоследствии начали тесно общаться и вне школьных стен. Некоторое время спустя молодые актеры стали строить планы о покорении московской театральной сцены. Дождавшись окончания школы, двое друзей собрали нехитрые пожитки и отправились поступать в ГИТИС. Как это ни удивительно, вступительные экзамены оказалась удачными для обоих из них.

Леонид Барац о первом апреля

Во время учебы в театральном ВУЗе Ростислав познакомил Леонида с двумя другими молодыми актерами – Камилем Лариным и Александром Демидовым, который уже имел к тому времени неплохой опыт работы в театре и кино. Друзья стали проводить много времени вместе, а впоследствии решили продолжить свое сотрудничество и в дальнейшем. Таким образом, в какой-то момент появилась идея о создании комедийного театра – «Квартета И».

В рамках данного проекта каждый из участников выступал не только в качестве актера, но и в качестве сценариста и продюсера. Все спектакли создавались общими усилиями, и подобный подход очень скоро начал приносить свои плоды. Первый спектакль молодого коллектива был срежиссирован и поставлен на учебной сцене ГИТИСа. Однако впоследствии «Квартет И» стал часто выступать и вне институтских стен.

Звездный путь Леонида Бараца, фильмы и театр

В «Квартете И» наш сегодняшний герой начал выступать в 1993-м году. В этот период Леонид Барац смог впервые почувствовать себя популярным театральным актером. Публика всегда с удовольствием приходила на все выступления коллектива. Благоволили ему и известные критики.

Таким образом, всего за несколько лет комедийный проект «Квартет И» стал очень популярен в Москве и за ее пределами. В середине девяностых годов актеры начала впервые ездить на гастроли по городам России. Некоторое время спустя к этому также добавились и гастроли по городам СНГ.

Что же касается непосредственно творчества Леонида Бараца, то в этом контексте стоит отметить, что именно он внес в успехи коллектива наиболее ощутимый вклад. Написав сценарий спектакля «День радио», он проявил себя в качестве талантливого драматурга, предопределив тем самым общий успех «Квартета И».

Квартет И - Леонид Барац о Прохорове и выборах

Названная постановка на долгие годы стала главным хитом в репертуаре комедийного театра. Собственно, именно с нее началось триумфальное восхождение молодого коллектива к вершинам театральной сцены. Славу «Квартета И» упрочил также спектакль «День выборов», ставший логическим продолжением первой части. Автором сценария нового проекта снова стал Леонид Барац. Другие актеры принимали участие лишь в некоторой корректировке изначального текста.

В 2008-м и 2009-м годах на экраны вышла также кинематографическая адаптация обоих спектаклей. Картины «День радио» и «День выборов» имели большой успех в прокате, и уже скоро слава «Квартета И» стала еще более глобальной. В фильмах приняли участие такие российские звезды, как Сергей Шнуров, Лева и Шура Би-2, Андрей Макаревич и другие.

Впоследствии Леонид Барац снялся еще в двух фильмах, поставленных по прежним спектаклям «Квартета» - «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». Кроме того, в 2000-е годы наш сегодняшний герой появился на экране в нескольких музыкальных клипах (на песни Светланы Рерих, групп «Агата Кристи», «Браво» с Валерием Сюткиным и «Комбинация»).

Еще одной «факультативной» работой для талантливого уроженца Украины стала также работа над озвучиванием различных американских мультфильмов. Так в частности, голосом Леонида говорит Рино из мультика «Вольт» и Дарвин из анимационной картины «Пираты. Банда неудачников». Завершая тему «мультипликационного» творчества отметим, что Леонид Барац также является автором сценария мультфильма «Иван Царевич и Серый Волк».

Личная жизнь Леонида Бараца

Вот уже много лет (с 1991-го года) наш сегодняшний герой женат на актрисе Анне Касаткиной, вместе с которой когда-то учился в ГИТИСе. Ее в частности можно увидеть сразу в трех лентах «Квартета И» - в картинах «День радио», «О чем говорят мужчины» и «О чем еще говорят мужчины». У счастливых супругов есть двое детей – Елизавета (1994 г.р.) и Ева (2003 г.р.).

В повседневной жизни Леонид Барац любит заниматься музыкой (актер неплохо играет на фортепиано), а также играть в футбол. Хорошо известно также о его политических взглядах. В частности, наш сегодняшний герой неоднократно принимал участие в акциях протеста против правительства Путина, а также в открытую критиковал некоторые законопроекты.

В марте на российские экраны вышла картина, снятая по нашумевшему и уже который год пользующемуся огромным успехом спектаклю «День радио» «Квартета И». «День радио» окончательно утвердил позиции, достигнутые юмористическим коллективом «Квартета И» за 15 лет существования. Их шутки, достаточно тонкие и непошлые, долгое время не приживались в эфирах радио и телевидения, идя вразрез с засильем «форматного» юмора. Покочевав некоторое время на волнах радиостанций, где «Квартет И» делал свои первые шаги, выступая с оригинальными репризами, коллектив нашел себя на театральной сцене, которая, как известно, во все времена являлась главным отражателем морали и нравов общества.

Конечно, в последнее время можно было неоднократно услышать нелестные высказывания критиков о том, что «подают» публике в театре. Но, как показывает история, именно во время застоя появляются новаторы, призванные внести в искусство свежую струю и вывести его на новый уровень. Выразителям идей, давно накопившихся в обществе, как правило, тяжело дается борьба с загниванием, учитывая, что зачастую они просто опережают свою эпоху и остаются непонятыми. Многие прошли через это, так и не увидев результатов своих трудов, и в этом смысле «Квартету И» повезло. Признание пришло к коллективу уже через 10 лет после создания, и их творчество ценится по заслугам и пользуется большой популярностью.

Сами того не замечая и не стремясь зашифровать в своем творчестве глубокий подтекст, они делают комедией то, что уже давно никому не удавалось – отражают общественное сознание, политическую и экономическую ситуацию современности, передавая ее точно и остроумно. Хотя и бессознательно, как они сами заявляют, «из личных предпочтений», они используют в постановках музыку современных коллективов, чье творчество можно назвать если не стоящим вне времени, то уж, по меньшей мере, несущим смысл и выделяющим индивидуальность.

Остается надеяться, что со временем творчество «Квартета И» будет развиваться «по законам виноброжения», ведь теперь на их плечах лежит большая ответственность перед зрителем, уже познавшим вкус качественного креатива и не желающим возвращаться к «форматной кормушке».

— Леонид, в спектакле «День радио» воспроизведена обстановка, которая не видна обычному слушателю. На каких радиостанциях вы все это подсмотрели?

— Сначала мы работали на «Европе Плюс», месяц буквально, потом нас оттуда выгнали за неблагозвучность некоторых наших реприз: руководство просто не понимало, о чем идет речь, им казалось, что это все как-то неблагозвучно. Потом ушли на «Наше радио». Точнее нашли Мишу (Козырева ) , а он уже привел нас на «Наше радио». Три года назад мы перешли на «Серебряный дождь», с которым восемь месяцев назад «законсервировали» отношения.

— И почему именно радио? Не планируете ли на телевидение?

— Мы решили взяться за постановку спектакля именно о радио, потому что считаем, что там еще сохранилась та романтическая атмосфера свободы личности, которая уже давно пропала на телевидении. А на «голубые экраны», честно говоря, нам пока и не горит.

— В своем репертуаре вы используете музыку коллективов, чье творчество можно назвать классикой русской рок-н-рольной сцены. Это связано с концепцией вашего творчества?

— Нет, это связано исключительно с личными пристрастиями и предпочтениями.

— Леонид, расскажите о Вашей жизни до переезда в Москву.

— Я родился в Одессе на улице Базарной. Через некоторое время я пошел в сад, что не свойственно практически ни одному ребенку. Потом десять лет ходил в школу и столько же из школы. Я хорошо учился по гуманитарным предметам… когда учился, естественно. А в целом, довольно средненько. У меня нет троек, одну тройку по химии мне просто исправила сердобольная мама одного из моих соучеников. Так что я совершенно точно не был круглым отличником. После школы поехал в Москву поступать в ГИТИС.

— Родители не боялись отпускать в Москву?

— Конечно, боялись. Все же ехали в Израиль, в Америку. В этот момент как раз шла третья волна. И нас тоже накрыло с головой, практически вся семья уехала, и я даже как-то был вытащен туда шальной волной, но потом меня прибило обратно к родному берегу. У меня есть грин-карта, непонятно правда, зачем мне она нужна. Вот, собственно, после ГИТИСа, мы с Ростиславом Хаитом и Сергеем Петрейковым создали «Квартет И», и с тех пор моя судьба стала публичной. Что рассказывать, все все знают, каждый шаг мой известен (с улыбкой и наигранным пафосом) .

— С традицией юмора у Вас, как у потомственного одессита, все в порядке... А придерживались ли в Вашей семье еврейских традиций?

— Нет, в нашей не было. Бабушка с дедушкой говорили на идиш. Мама понимает все, говорит чуть-чуть. Я сам идиш не знаю, кроме нескольких положенных одесскому еврею выражений. В синагоги не ходили, о преподавании каких-то еврейских предметов речи вовсе не шло. Мы абсолютно светские люди, жили в светском государстве, нерелигиозные, в общем, русские. Еврейская кровь, конечно, ощущается, в каких-то склонностях и особенностях, которые свойственны еврею, физических и моральных.

Я горд за нашу нацию, за людей, живущих в Израиле и отстаивающих свое государство, но ехать туда я не хочу. Не потому, что я боюсь или еще что-то, просто мне здесь хорошо, я родиной считаю это место. Здесь я вырос и провел всю сознательную жизнь, здесь мой дом, а там – моя национальная история.

— Традиционный вопрос, сталкивались ли Вы с антисемитизмом?

— Да, конечно. Я вот сейчас расскажу самый вопиющий случай: как-то в пионерском лагере я бил лицо человеку, будучи сам лет восьми, а он лет семи, за что – он меня укусил за руку. Потом меня забрали из пионерского лагеря. Вот такая несправедливость.

А если серьезно, то никаких явных проявлений в мой адрес не было. Была государственная политика, но меня она особенно не задевала. Единственное, обидно было, когда в восьмом классе к нам в школу приезжала американская делегация, и потом должен был быть ответный визит детей. Меня большинством голосов класса благополучно выбрали кандидатом, но поехал другой человек, потому как евреев за границу не пускали. А девочку, которая была наполовину еврейкой, пустили… Наполовину (смеется) – правда для этого ей пришлось взять русскую фамилию мамы. На самом деле, за свою жизнь я больше сталкивался с хамством и агрессией, но это никак не было связано с моей национальностью. Тем более, в Одессе много евреев, и случись что, нашлось бы много народу, которые вступились бы за своего.

А вообще, если говорить о том, что сейчас происходит в стране, я считаю, что мы ищем себе врагов как снаружи, так и внутри. Естественно, первыми врагами становятся нацменьшинства, в которые попадают и евреи. Кто такие евреи, мало кто понимает и знает из тех людей, которые кричат «бей жидов», но им нужен враг, и они рисуют себе какой-то образ. Я считаю, что это культивируется государством: с одной стороны, они стоят на открытии синагог, демонстрируя свою лояльность к евреям и не только к евреям – синагог, мечетей и так далее; с другой стороны, они закрывают глаза на проявления фашизма. В стране свободно существует партия «Наши», которая тоже в какой-то степени является проявлением фашизма. К тому же, на мой взгляд, ксенофобия, поиск врага имеют один вектор: мы же заграницу не едем бить янки, значит, надо эту силу выплеснуть куда-то, и она выплескивается на улицах. В этом смысле государство, повторюсь, ведет двусмысленную политику.

— А что Вы думаете о введении преподавания основ православия в школах?

— Я считаю, что такой предмет имеет право на существование. Просто тогда должна быть альтернатива. То есть это должно быть добровольно: если ребенок хочет идти изучать основы православной культуры, он идет, но если он не хочет – у него должна быть альтернатива: пойти на какой-то светский урок или пойти на занятие, где ему будут преподавать иудаизм, или мусульманство, или буддизм. У нас светское государство, и это возможно, но только на добровольной основе. И я крайне отрицательно отношусь к обязательному посещению таких уроков, даже потому, что это просто незаконно.

— Леонид, в заключение скажите, чего можно ожидать от «Квартета И» в будущем?

— В будущем, думаю, последует очередной комедийный шаг в кино и обязательная экранизация спектакля «Быстрее, чем кролики».

- Расскажете про съемки новой части франшизы «О чем говорят мужчины»?


Леонид Барац:
У нас в режиссерах - Флюза Фархшатова, а в операторах - Антуан Вивас-Денисов. Прочти я их имена на афише, решил бы, что это кино не для всех, действие которого разворачивается в заброшенном французском, а лучше - норвежском городке. Про судьбу венесуэльского подростка, которого из этого европейского местечка заносит в пригород Уфы. Но на самом-то деле все не так! Действующие лица там мы со Славой, Камилем и Сашей, и заносит нас в поезд, едущий в Питер, а потом и в сам город на Неве. Снимали летом, белыми ночами. Чтобы вокруг не было народа, начинали в два-три часа ночи. Из-за смещения графика 18 июля, когда мы отмечали мой день рождения, состояние было странное и каждая рюмка действовала втройне. Ко мне приехали моя девушка, близкий друг, были питерские товарищи и, разумеется, «Квартет И». Отметили на дебаркадере. Слава, Камиль и Саша сэкономили и купили подарок на троих. Мы гуляли по Питеру, они говорят: «Отвернись, мы тебе купим подарок». И принесли шикарную джинсовую куртку!


- И с размером угадали?


Барац:
Слава лучше меня знает важные для меня даты, телефоны, помнит размер моей ноги, шеи и головы. Не потому, что он меня так сильно любит, просто у него с цифрами хорошо и ему нравится покупать. Правда, куртка все-таки маловата оказалась…


Камиль Ларин:
На следующий день пошли ее менять всей делегацией. Кстати, у нас редко получается дарить подарки день в день. Одно время была система: мы дарили подарок одному человеку накануне дня рождения того, чей день рождения следующий. Вот Славка родился в сентябре, но мы ему дарили подарок в октябре - перед Сашиным днем рождения. А Саше - уже в ноябре, перед моим.



Ростислав и Леонид - друзья с первого класса (1988, Одесса)


- Зачем такая сложная схема?


Ростислав Хаит:
С годами всем стало лень искать подарки, но моральные обязательства сохранились. Думаешь: скоро у Камиля день рождения, а еще ничего Саше не подарили - безобразие. Кстати, в последнее время Камиль стал внимательнее относиться к дням рождения. И к нашим, что само собой, и другие стал записывать и напоминать: ребята, надо вот этого поздравить.


Ларин:
Просто мне приятно дарить.


Хаит:
Я почти никогда не отмечаю, праздновал только 25 лет, потом 30 и почему-то 38 - и все. А раз не проставляюсь, то и дарят мне что-то редко. Но Камиль - стабильно. Последний раз это был шарфик.


Александр Демидов:
Я последние два-три года дарю Славе большие дорогие семейные трусы. Коль семьи нет, то пусть хоть трусы будут. А он мне в октябре обещал подарить шарфик. Может, тоже намек…


Александр Демидов (Рязань, 1983)


- Не тот ли, который ему Камиль месяцем раньше подарил?


Демидов:
Вот-вот. Перед Новым годом снова подходил: «Сань, каждый день работа, работа, ты извини, что не успеваю подарить шарфик». И вот уже февраль на дворе, а шарфа все нет. Ну ничего, зиму и весну я как-нибудь без него прохожу, а летом, глядишь, он у меня и появится.


- Ослику Иа больше везло с подарками…


Демидов:
Зато в прошлые годы ребята старались. Когда вышел пятый айфон, его подарили. Правда, он оказался китайским и сломался через неделю… А в прошлом году прямо спросили, что мне нужно. Жене как раз нужен был ноутбук, и мне подарили дорогущий ноут последней модели - жена им пользуется с удовольствием.


Ларин:
Очень здорово, что сейчас часто прямо спрашивают у именинника, что ему хочется. У нас с моим другом Лешей Кортневым в 2016 году были юбилеи, и ребята спросили, какой сюрприз я хочу получить. Вы же знаете, есть вещи, которые иметь очень хочется, но самому покупать глупо, и лучшая среди них - барабанная установка! Я сам ее выбрал, потом год ждал, пока привезут особые тарелки, и теперь радостно барабаню на даче. И когда я три с половиной года назад женился, мы написали «виш-лист», нам практически все из него купили, и мы всем с удовольствием пользуемся, только домашний кинотеатр никак не распакуем. Но он тоже пригодился - как большая подставка. А вот большую подставку не подарили!



Камиль Ларин (1980). Пост № 1 у Вечного огня, Волгоград


- За тридцать лет, проведенных вместе, наверное, уже научились угадывать наперед, кто что сделает?


Ларин:
Иногда я правда заранее знаю, кто как поступит. Понимаю: если сейчас мне позвонил, допустим, Леша и сказал «а», следом обязательно позвонит Славка и скажет «б».


- А удивить, рассмешить еще можете? Не зрителей - тут, конечно, нет сомнений, а друг друга?


Барац:
Конечно. Вот Саша нас регулярно удивляет и смешит еврейскими погромами.


- Как погромами?!


Демидов:
Лет пять назад после спектакля «День выборов», когда все собрались в гримерке, я оттуда вышел и выключил свет. А все переодеваются, кто-то без штанов, кто-то в майке, кто-то пытается в ботинок залезть ногой - и вдруг кромешная тьма. Я закрываю дверь, начинаю по ней долбить и кричать: «Гады, евреи, чтоб вы сдохли!» Это было очень смешно, но ребята в первую минуту правда испугались. Во вторую уже начали ржать, а потом сами спрашивали: «Саш, ну когда еврейский погром будет?» Я отвечал: «Сегодня не будет - я не в настроении». Ждал, когда они расслабятся, и вот тогда-а-а… А буквально неделю назад я их по-другому развеселил. Купил в одном модном магазине костюм медвежонка - штаны и курточку. И приехал в нем на репетицию. Ребята спросили, у какого гастронома я раздаю флаеры, а я сказал им: «Вы старые консервативные деданы, ничего не понимающие в современной моде!»


Леонид Барац и друг «Квартета И» Алексей Кортнев на вечеринке в честь двадцатилетия театра «Квартет И»


- Баснописцем Крыловым повеяло: на репетицию «Квартета» пришел косолапый мишка… Кстати, никогда не жалели о названии? Все-таки оно накладывает некоторые ограничения. Кто-нибудь захотел бы уйти, а в «Трио И» или «Дуэт И» переименовываться нельзя: «Квартет И» - уже известный бренд…


Барац:
Мы думали в какой-то момент, что накладывает, а оказалось, что ничего подобного. Когда название «Квартет И» стало брендом, оно перестало означать, что на сцене будут именно четыре артиста. Мало кто заметит логическую несостыковку. Одно из первых наших выступлений было на «Кинотавре». Матвей Ганапольский объявил нас так: «Сейчас сюда выйдут четверо молодых артистов, и не зря их четверо, ведь они называются «И»!» И никто, кроме нас, не заметил, что Ганапольский сказал очень странную вещь.


Хаит:
У нас люди к числам не цепляются.


Барац:
Когда кто-то хотел уйти - а такие моменты бывали в судьбе нашего коллектива, - мы, конечно, жалели об этом, а не о несоответствии количества артистов на сцене названию.


- Кто хотел уйти?


Барац:
Данная мысль в разное время посещала многих. Сначала нашего режиссера Сережу Петрейкова - нас же на самом деле пятеро, просто на сцене четверо, потому мы и «Квартет». Он постарше нас и раньше всех проходил кризис среднего возраста. Ему казалось, что все плохо и неинтересно, и он собирался все закрывать. Шантажом и криками убедили его этого не делать, втягивали в работу, создавали ощущение нужности - не формально, а делом, человек же такое чувствует. Потом началось: то Саша Демидов запел, то кто-то ногу, кто-то руку, кто-то душу подсломал… Случались моменты, когда центробежная сила становилась сильнее центростремительной.



Леонид Барац, Ростислав Хаит, главный режиссер театра Сергей Петрейков и Александр Демидов (2008)


- А у вас когда такой период наступил?


Барац:
А у меня его и не было. Когда начался кризис среднего возраста (а он у меня так и идет), вписанность в систему «Квартета И», наоборот, стала спасением, потому что остальные системы одна за другой лопнули.


Демидов:
Мой уход из «Квартета И» был молодецкой дурью. Характер у меня буйный - я самый безалаберный и импульсивный из «Квартета». У нас Камиль работает с гневом, и я в последнее время занялся тем же самым. Выложу пост в соцсетях, под ним восемьдесят процентов людей говорят про «Квартет» и про меня лично, какие мы прекрасные, но найдется гадина, которая напишет, что у меня алкогольная рожа и непонятно, зачем меня на сцену выпускают! Тут и напоминаю себе: работай с гневом, успокойся, нет смысла заводиться. По молодости не мог и не хотел говорить себе таких слов и не слушал, когда их говорили другие. И сейчас счастлив, что это не привело к окончательному разрыву. Я хлопнул дверью, а потом одумался, снова постучал в нее - и мне открыли.

Это было около пятнадцати лет назад. Мы же десять лет ждали, что наступит популярность, но она все не спешила, нас всех болтало и мотало. Мое желание уйти было сдобрено алкоголем и уверенностью, что я лучше всех и, значит, смогу сделать что-то сам. Вот занимался я семь лет музыкой, выпустил три альбома, в прошлом году стал «поэтом года» в номинации «Лирика» по версии Союза писателей. Но это не дало такой популярности и внимания, как то, что я делаю в «Квартете». Периодически устраиваю творческие вечера под названием «Квартет Я», и люди приходят послушать меня как серьезного поэта и музыканта. Но их гораздо меньше, чем зрителей на спектаклях «Квартета И». Ну, не страшно. Просто одна часть меня популярнее, чем другая.


«Квартет И» в спектакле «Ля Комедия-1» (2000)


- Создавая театр, задумывались, на сколько лет вас хватит?


Демидов:
Мы все горели одной идеей, но жили одним днем. На десять лет, а уж тем более на двадцать пять не загадывали. На самом деле страшно, что все пролетело так быстро, и эти юбилейные даты не прибавляют радости. Да, они дают статус и ощущение, что ты молодец, но в комплекте идет грусть: мы уже не так молоды, не так близки, часто не так откровенны и, может быть, не так смелы в творчестве.

В 1993 году мы думали, что буквально завтра, по крайней мере через месяц, станем популярными, а еще через два будем богатыми. Нам очень хотелось кушать и очень хотелось нравиться. Сначала девочкам в общежитии, потом девочкам на улице, потом девочкам после спектакля. Обнаружив, что прошло уже два месяца, а мы все еще не стали популярными, думали: ну еще пару месяцев, и тогда все уж точно будет нормально. Нашего молодого задора, бесшабашности и веры в себя хватило лет на десять-двенадцать. А потом стали посещать грустные мысли: столько спектаклей сыграно, а полных залов, популярности и денег нет. И вот тут она и пришла. Выстраданная, заработанная. И сейчас, ощущая себя попавшими чуть-чуть в историю парой спектаклей и парой фильмов, не можем понять: как все произошло, как мы все это выдержали, сохранили? Ведь любой курс, завершающий обучение в театральном вузе, желает стать театром, но мало у кого это получается. И вдруг у четырех ребят из разных городов, социальных групп, разных национальностей это вдруг раз - и получается. Причем всерьез и надолго! Ведь в России нет других театров, которые одним и тем же составом проработали бы столько лет.


Барац:
Забавно, ведь все нам предсказывали, что мы быстро развалимся. И психологи говорят, и практика показывает, что в коллективе, чтобы он существовал долго, нужен один человек, который будет все держать, а у нас нет ярко выраженного лидера. Пять довольно сильных мужчин, у каждого свое понимание того, кто, чем и как должен заниматься. Все это - борьба, амбиции, страхи… Но, извините за пафос, преданность делу оказалась больше наших страхов и амбиций.



На съемках фильма «О чем говорят мужчины. Продолжение»


- Отношения в коллективе в последние годы изменились?


Барац:
К лучшему. Мы стали умнее, амбиции удовлетвореннее, и страхи быть обиженным в нашей пятерке уменьшились в связи с опытом и пониманием, что каждый на своем месте.


Хаит:
Мы стали взрослее. Знаете, мне в этом плане близки слова Сергея Довлатова. Жена его спросила, любит ли он ее, а Довлатов ответил: «Какая ж это любовь - это не любовь, а судьба». Так вот, у нас уже тоже судьба. Раньше было страстное отношение друг к другу: восторги, восхищения и такие же сильные разочарования. Сейчас спокойнее, но с ощущением, что уже неразрывно связаны, что это судьба.

Все фото предоставлены пресс-службой театра «Квартет И»