24.09.2019

Декабристы. Декабристы в канском округе енисейской губернии


Агентство образования администрации

Красноярского края

КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

Кафедра педагогики и психологии

Методическое пособие

по литературному краеведению

ДЕКАБРИСТЫ В СИБИРИ

Печатается по решению редакционного издательского совета Канского педагогического колледжа

Составитель: Л.М. Мегалинская Рецензент: А.В. Кисельман. Декабристы в Сибири: Методическое пособие. Канск.,2007-34с. Предназначено студентам педагогического колледжа. В данном методическом пособии представлены материалы о деятельности декабристов в Сибири, в Канском уезде: хозяйственная деятельность, быт, особенности материальной и духовной культуры декабристов. Материалы помогут студентам колледжа при подготовке и проведении уроков и факультативных занятий по краеведению, обеспечат региональный компонент. © Автор – составитель: Л.М. Мегалинская © КГОУ СПО «Канский педагогический колледж»

1.Пояснительная записка 52.Восстание дорога в Сибирь 63. Декабристы в Енисейской губернии 84. Декабристы в Канском уезде 174.1. Дмитрий Александрович Щепин-Ростовский 174.2. Константин Густавович Игельстром 204.3 Валентин Николаевич Соловьев и Александр Евтихиевич Мозалевский 214.4. Петр Иванович Фаленберг 265. Право на память 286. Вопросы и задания по теме «Восстание декабристов» 307. Библиография 33

1.Пояснительная записка

Перед современной школой стоит трудная задача – воспитать молодого человека с активной гражданской позицией, неразрывно связанной с воспитанием любви к Родине, которое включает в себя и любовь к малой родине, к тому месту, где ты живешь, к истории своего края, к его культуре. Выполнить эту задачу поможет краеведение, одно из перспективных направлений работы учителя, потребность времени. Обращение к данной теме продиктовано теми изменениями, которые происходят в обществе. Краеведение является частью национально-регионального компонента, помогает в расширении и обновлении содержания образования. Краеведение имеет давние традиции, которые связаны прежде всего с патриотическим стремлением к глубокому, всестороннему познанию материальных и духовных богатств родной страны. Многое дает и в области эстетического воспитания, является действенным средством приобщения учащихся к научному поиску, к научным исследованиям, к разысканиям библиографического и текстологического характера, к работе с архивными документами. Учитель должен стремиться к тому, чтобы у учащихся сформировалась определенная система знаний о родном крае: о главных этапах его развития, отличительных особенностях, о месте и значении в историческом развитии нашей Родины. Невозможно любить страну, не зная своей малой Родины. Трудно беречь настоящее, не зная, какую цену заплатили за него наши предки. Цель данного методического пособия – сообщить информатизацию о декабристах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии, расширить представления об их деятельности, способствовать развитию интереса к изучению родного края. Декабристы оказали огромное влияние на общественное мнение Сибири, оставили в памяти народа глубокий след. В методическом пособии рассматриваются вопросы: Восстание. Дорога в Сибирь. Декабристы в Енисейской губернии. Декабристы в Канском уезде. Пособие завершается вопросами для самопроверки, которые будут способствовать более прочному и глубокому усвоению учебного материала. Чтобы ответить на некоторые из них, необходимо не только обдумать прочитанное, предлагаемое в методическом пособии, но и обратиться к литературе, рекомендуемой для самостоятельной работы, сходить в музей, посмотреть репродукции в художественных альбомах, перечитать уже знакомые страницы русской классики, что-то прочитать впервые. Очень верно сказал декабрист Николай Басарин: «Я уверен, что добрая слава о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило».

2.Восстание дорога в Сибирь

Восстание в Петербурге 14 декабря 1826г. - незабываемая страница отечественной истории. Свыше трех тысяч солдат при тринадцати командирах вышли на Сенатскую площадь, чтобы обновить Россию, даровать крепостнической стране демократические свободы. Молодыми штурманами назвал декабристов Герцен. Что побудило декабристов к восстанию? Крепостничество в самых уродливых формах, позорная торговля людьми, беды и горести родной страны вызывали в их сердцах ненависть и боль. Особенно усилила вольнолюбивые настроения. Отечественная война 1812 г. и заграничный подход русской армии 1813-1814 годов. Люди, ставящие благо России выше личного блага, объединяются. Сформировалось Северное, Южное общества и Общество соединенных славян. При всем различии их программ общим было стремление ликвидировать самодержавный строй, ввести демократические порядки. Внезапная смерть императора Александра I в Таганроге в ноябре 1825 года ускорила выступление декабристов. И хотя восстание 14 декабря закончилось трагически, оно осветило всю Россию, её темные закоулки, тюремные застенки, кабаки. Эхо Сенатской площади долетело до южных полков, в которых служило немало членов тайного общества. 29 декабря восстал Черниговский полк. Но другие полки его не поддержали. Было арестовано 869 солдат и 5 офицеров. Следственная комиссия, а за ней Верховный уголовный суд поступали с декабристами как с уголовными преступниками. Арестованных разделили на разряды по степени вины. Несколько сот человек подверглись допросам, 120 осуждены, из них 5 человек, поставленных вне разрядов, приговорены к смертной казни. В ночь на 13 июля 1826 год на валу Петропавловской крепости были повешены осужденные вне разрядов И.И. Пестель, К.Ф. Рылеев, С.И. Муравьев-Апостол, М.П. Бестужев-Рюмин, П.П. Каховский. Зимой 1826 -1827 года декабристов начали небольшими группами отправлять в Сибирь. «Скакали день и ночь», - вспоминает декабрист Розен, - в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и в одежде было неспокойно, поэтому дремали по несколько минут во время перепряжки... Путь нам от Тобольска лежал через города: Табу, Каинск, Колывань, Томск, Ачинск, Красноярск, Канск, Нижнеудинск, Иркутск; девять городов на расстоянии 3000 верст...» Далее декабристов отправляли за Байкал. Первоначально осужденные отбывали каторгу на руднике Благодатском. В темных штольнях Волконскому, Трубецкому, братьям Борисовым, Артамону Муравьеву, Оболенскому, Якубовичу и Давыдову давали тот же «урок», что и уголовникам, но содержали их во много раз хуже. Обычно каторжанин после работы возвращался в домик, где жила его семья, а декабристов содержали в темных клетках, освещенных тусклой свечой. Приезд жен благотворно повлиял на жизнь заключенных. Затем декабристы были переведены в Читу, а в 1830 году совершили пеший поход в новый каземат в Петровском заводе. По истечении срока их отправляли на поселение. В основном декабристов селили в Восточной Сибири. В Енисейской губернии больше всего декабристов было на поселении в Минусинске, Красноярске, Енисейске и в Канске. Тридцать лет провели декабристы в Сибири и оставили глубокий след в её памяти.

3. Декабристы в Енисейской губернии

История Сибири первой половины 19 века связана с историей декабризма. Роль декабристов не закончилась восстаниями 14 декабря 1825 года на Сенатской площади и на Юге России в 1825-1826 годах. Они явились зачинателями открытой революционной борьбы против царизма и феодального строя. Широкую известность получили слова Ленина о том, что «в 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма». Правящие круги России поспешили расправиться с декабристами. Пять человек были казнены, 105 приговорены либо к ссылке, либо к каторжным работам в Сибири с последующим поселением на окраине России. А.И. Герцен так характеризовал этот период в истории нашей страны: «Цвет всего, что было образованного, истинно благородного в России, отправились закованные на каторгу в почти необитаемый угол России. Умственная температура в России понизилась... и надолго». Многие из них прошли на каторгу по территории Енисейской губернии, а свыше 30 декабристов, начиная с 1826 года и по 50-е годы, отбывали здесь ссылку. Места ссылки были самые разные: Красноярский, Енисейский, Туруханский, Канский округа. Кроме того, одиночки были определены на поселение в места губернии, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Но несмотря на это, поселения продолжались. Считая своим долгом служение общественному благу, декабристы стремились к этому и в сибирских условиях. Декабрист М.С. Лунин писал «Настоящее житейское поприще наше началось со вступлением нами в Сибирь, где призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили». Большинство декабристов развернуло энергичную деятельность в самых различных сферах экономической, научной, культурной жизни Сибири. Горячо обсуждали политические вопросы, опыт восстания 14 декабря 1825 года, его уроки, внимательно следили за событиями в России и зарубежных странах, откликались на них. Декабристы способствовали распространению передовых для своего времени идей. Средствами их распространения служили письма, рукописи, публицистические и литературно-художественные произведения, устные беседы. Большое внимание уделялось развитию просвещения. Они считали его мощным средством общественного преобразования. Декабристы обучали детей крестьян и горожан, устраивали школы, распространяли знания. Они внимательно изучали Сибирь, её природу, историю, хозяйство и быт русского населения, бурят, якутов, тунгусов (эвенков). В письмах, дневниках, статьях декабристов содержится много ценных материалов по истории Сибири. Для повседневной деятельности декабристов характерна их связь с нуждами края. Личным примером улучшенного ведения сельского хозяйства в местных условиях содействовали распространению ремесленно-технических знаний и навыков, новых орудий производства и способов ведения хозяйства. Наиболее трудные условия ссылки были в Туруханском округе. Заброшенные на Крайний Север, среди суровой природы малочисленного населения, оторванные от друзей, лишенные их поддержки, они чувствовали себя выброшенными за борт жизни. Их было пятеро: С.И. Кривцов, князь Ф.П. Шаховский, Н.С. Бобрищев-Пушкин, А.Б. Абрамов и А.Ф.Лисовский. Двое из них Шаховский и Бобрищев-Пушкин сошли с ума, Лисовский погиб при загадочных обстоятельствах. Среди них особенно примечательны личности князя Шаховского и А.И. Якубовича, в течение года жившего в селе Назиково Енисейского округа. Ф.П. Шаховский бесплатно учил детей бедняков, оказывал материальную помощь местному населению, занимался разведением картофеля, огородных культур в условиях Крайнего Севера, оставил «Записки и рассказы о Туруханском крае», которые до сих пор не потеряли исторического значения. Декабрист А. Якубович оказывал большую помощь экспедиции Академии наук России, возглавляемой известным русским ученым естествоиспытателем А. Миадендорфом. Ему удалось зажечь любовью к науке сердце И.П. Кытманова, будущего основателя Енисейского краеведческого музея. Большая группа декабристов после отбывания каторги в Нерчинских рудниках и на Петровском заводе была поселена в Красноярске. Среди них особенно выделялся образованностью, умом и честностью декабрист В.Л. Давыдов. Его дом в Красноярске можно было назвать «штаб-квартирой» декабристов не только в городе, но и во всей губернии. М.И. Пущин, брат известного декабриста И.И. Пущина, лицейского друга Пушкина, высланный в Красноярский гарнизон, писал: «Четырехмесячное моё пребывание в Красноярске прошло как самый счастливый сон». Есть основания предполагать, что именно декабристы явились инициаторами создания первой общеобразовательной школы и первой общедоступной библиотеки в Красноярске. Не случайно ко времени пребывания декабристов в Красноярске относятся выдающиеся события в жизни сибиряков - выход в свет коллективного литературного труда красноярцев - Енисейского альманаха на 1812г. Среди его авторов были енисейский поэт Иван Козлов, товарищ Рылеева по Петербургскому кадетскому корпусу, губернатор Степанов А.В., прогрессивный для того времени человек. В группе Минусинских окружных поселений декабристов было 3 члена Северного тайного общества: морские офицеры братья Беляевы, Кривцов, 4 члена Южного тайного общества: братья Крюковы, Фаленберг, Краснокутский, 4 члена тайного общества Соединенных славян, сосланных в Сибирь за пропаганду идей декабристов среди солдат и младшего офицерского состава - Мозалевского, Фролова, Тютчева А., Киреева. Трудно даже перечислить все научные, исследовательские работы в области культуры и просвещения, выполненные этими людьми. Так, например, братья Беляевы по просьбе жителей Минусинска, крестьян ближайших сел и некоторых чиновников организовали в Минусинске первую школу, занимались земледелием, улучшали породу овец. По чертежам декабриста К.Т. Торсона, участника кругосветной экспедиции под руководством Беллинсгаузена, они собрали механическую молотилку, что явилось первым опытом сельскохозяйственной механизации в Минусинском округе. Ссыльные декабристы первыми серьезно заинтересовались историей, географией, этнографией этого края, его фольклором, внесли значительную долю труда в изучение петроглифов на берегах Енисея. Восхищаясь изумительной красотой Сибири и её неисцелимыми богатствами, они считали эту глухую окраину страной огромных возможностей и предсказывали грандиозные перспективы её развития. «Сибирь... с увеличением народонаселения, с посеянными в ней семенами обещает... счастливую и славную будущность», - писал декабрист Розен. Все они способствовали этому. Жизнь и деятельность образованнейших людей на окраинах Российской империи оставила глубокий след в общественной жизни этих мест. Разбросанные по деревням и селам, декабристы не теряли связь друг с другом, образовывали поселенческие колонии или содружества, такие как Иркутская, Курганская, Тобольская. Подробные содружества позволяли декабристам не только оказывать друг другу материальную поддержку, но вместе с тем успешно противостоять чиновничеству, создавать большие возможности для культурного и политического влияния на местное население, рождали в самих декабристах уверенность в правоте своего дела, нравственную и моральную стойкость. Очень сплоченной была иркутская колония. Они в письмах сообщали товарищам сведения о друзьях, их делах, настроении, здоровье. Известия, полученные из Сибири или Забайкалья, становились достоянием всех... «Письма от вас есть здесь общая радость и куда ни пустите свою грамотку... она пересылается, каждый торопится прочесть её...» «Друг другу мы сообщаем ваши письма или по крайней мере известия, в оных сообщаемые», - пишет в другом письме Волконский своему постоянному адресату И.И. Пущину. Семейные праздники - именины, рождение детей, помолвки, свадьбы -становились общими. Общим было и горе, когда смерть уносила кого-либо из членов колонии. «Каждое письмо отчет о новой логике. Память усопших для нас священна», - пишет в конце 1855 года Волконский Пущину. Говоря о тех радостях, которые вошли в жизнь ссыльных декабристов, невозможно не сказать об их женщинах. Они, образованные, любящие искусство, знатные, богатые, последовали за своими мужьями в Сибирь, чтобы поддержать их дух, разделить с ними участь трудной жизни сибирской каторги. Первыми в далекую сибирскую глушь отправились Б.И.Трубецкая и М.Н. Волконская. Третьей уезжает Александра Муравьева, жена Никиты Муравьева. Она отправилась в Сибирь, увозя с собой послание Пушкина декабристам, как живительный ручей в снежную пустыню. Чуть позднее, чувствуя свой долг и ответственность, к своим мужьям из шумных столичных городов уезжают: Камилла Ивашева, Александра Давыдова, Анна Розен, Елизавета Нарышкина, Прасковья Анненкова, Мария Юшневская. Мы по сих пор преклоняемся перед мужеством жен и невест декабристов. За полтора столетия о них написано очень много - и не только нашими, но и зарубежными писателями и учеными. Большинство декабристов были еще совсем молодыми, некоторые только числились в женах. Но вместо свадебных колоколов в жизнь их вторгся кандальный звон сибирских рудников и казематов. Однако и искалеченная жизнь продолжала оставаться жизнью. Шло время и декабристы один за другим стали жениться на сибирских девушках. Мы почти ничего не знаем об этих женщинах. А в дореволюционной литературе можно было бы и не искать специальных публикаций, потому что даже в отрывочных сведениях чувствуется барское пренебрежение авторов к «простолюдинкам». Такие браки расценивались как вынужденная необходимость, равносильная наёму слуги или горничной. «В Сибири он женился на крестьянке; - и не имени, ни фамилии». «От бурятки он имел сына...» Все безлико, чинно, холодно. Поиски продолжались: архивы, рукописи, встречи с потомками декабристов... И постепенно стали вырисовываться облики прекрасных женщин, сумевших не только создать прочные семьи, но и принести подлинное счастье своим мужьям в жизни, столь отличной от прежней. Всего было 26 венчаний, законных и несколько «незаконных», то есть состоявших в гражданском браке, но от этого не менее преданных и любящих жён. Первым из декабристов женился Михаил Кюхельбекер на работнице рыбных промыслов красавице Анне Токаревой. Здесь же женился его брат Вильгельм. Супругой его стала неграмотная девушка Дросида Артемова. Хороша ли она была? Сказать трудно. С неё, как и с других жен-сибирячек никто никогда не писал портретов. Но вот какой Дросида Ивановна представлялась Кюхельбекеру: «... Я собираюсь жениться, - писал он Пушкину - Для тебя поэта, по крайней мере важно хоть одно, что она в своем роде очень хороша: черные глаза её жгут душу; в лице что-то страстное, о чем вы, европейцы, вряд ли имеете понятие». Дросида Ивановна оказалась верной и преданной женой мужу до конца его дней. Женой князя Е.П. Оболенского стала крестьянка Варвара Баланова, хотя против этого «неравного» брака протестовали все его товарищи. После амнистии Оболенские уехали в Россию, так тогда называли западно-европейскую часть страны, и Варвара предстала перед знатной родней. И вот впечатления одного из очевидцев этой встречи: «Вообразите, они все восхищаются Варварой Самсоновой, «обворожены её умом и наружностью». С «сибирской» женой Оболенский прожил долгую и счастливую жизнь. Варвара подарила ему пятерых дочерей и трех сыновей. На крестьянке Евдокии Середкиной женился В.Ф. Раевский. Он обучил женщину грамоте, приобщил к общественной и политической работе. Имея огромную библиотеку, они создали школу, в которой учили детей и взрослых. Примечательна судьба другой женщины - дочери казачьего атамана Саянской станицы Евдокии Николаевны Макаровой. Приехав в Минусинск из деревни, она стала посещать школу для взрослых, которую организовали братья Беляевы. Они сразу же обратили внимание на эту необыкновенную девушку: были поражены не столько её красотой, сколько умственными способностями. С ней стали заниматься по расширенной программе. Она быстро научилась писать, считать, изучила грамматику, арифметику и многие другие науки. Очарованный умом, красотой и обаянием этой девушки, старший из братьев мичман Беляев сделал ей предложение. Она дала согласие стать его женой. Но свадьбе их не суждено было состояться. Именно в это время пришел указ «Об облегчении участи государственных преступников»: братьев отправили рядовыми на Кавказ, а солдатам жениться запрещалось. Долго Дуня Макарова ни за кого другого замуж выходить не хотела. И только спустя годы, уже 26-летней она стала женой «государственного преступника» А.В. Фролова. Она прожила долгую и прекрасную жизнь и умерла в 1902 году в Петербурге. О том, каким уважением она пользовалась у родных мужа, говорит тот факт, что её прах был перевезен в Москву и захоронен рядом с мужем, на Ваганьковском кладбище. Прочными и счастливыми были браки и других декабристов. М. Бестужев женился на казачке Марии Семеновой. Подполковник Фаленберг был женат на казачке Саяно-Шушенской станицы Анне Соколовой. Сына и дочь подарила Н.А. Бестужеву бурятка Собилаева. На сибирячках были женаты Дмитрий Завалишин, Матвей Муравьев-Апостол и другие. Почти все жены-сибирячки сумели создать крепкие семьи, основанные на возможной любви и глубокой привязанности. И должно признать: в этом немалой степени было спасение декабристов, разбросанных по глухим местам Сибири. Негромкая жизнь этих женщин - это высокая и трепетная поэма о Женственности, Верности и Любви!

4. Декабристы в Канском уезде

В ледяные глубины Сибири последовало более 120 декабристов, они были приговорены к каторжным работам сроком от 2 до 20 лет с последующим поселением в Сибири или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты и матросы. В Канском округе Енисейской губернии после каторги отбывали ссылку 5 человек: Д.А. Щепин-Ростовский, К.Г.Игельстром, П.И. Фаленберг, А.Б. Мозалевский, В.Н. Соловьев. В эти годы Канский округ состоял из 5 больших волостей: Рыбинской, Уринской, Тасеевской, Устьянской, Иланской. По переписи насчитывалось 117 селений, 4617 «обывательских домов» и 4 общественных. Маленьким, захолустным был уездный центр - Канск. В нем было всего около полутора тысяч жителей, одна церковь, одно училище, три питейных дома, провиантский, соляной и хлебный, и винный магазин.

Фонвизина Наталья Дмитриевна

В 1850 году через Тобольск проходили осужденные на каторжные работы петрашевцы: организатор этого тайного кружка М. В. Буташевич-Петрашевский и восемь его членов: Н. П. Григорьев, Ф. М. Достоевский, С. Ф. Дуров, Ф. Н. Львов, Н. Момбелли, Н. А. Спешнев, Ф. Г. Толь и И. Л. Ястржембский . Как только жены декабристов узнали об их прибытии, они решили добиться свидания с ними. Все декабристы приняли в этом участие и собирались у Фонвизиных, чтобы обсудить вопрос, как лучше увидеться с петрашевцами. Решили, что лучше всего действовать через Наталию Дмитриевну. Действительно, ею был найден способ проникновения в острог. Приехавшая с Наталией Дмитриевной в Сибирь ее крепостная Матрена Петровна, ставшая членом семьи Фонвизиных, их верный друг и помощник, оказалась знакомой со смотрителем в Тобольском остроге Кашкадамовым, и он сказал, что в острог можно пройти для раздачи милостыни. Сначала Наталия Дмитриевна навестила одного Петрашевского, находившегося в тюремной больнице. Она была потрясена и его видом, и его рассказами. От Петрашевского она узнала, что ее старший сын был петрашевцем. В следующий раз острог посетили Наталия Дмитриевна, П. Е. Анненкова и жена декабриста А. М. Муравьева, Жозефина Адамовна. Они побеседовали с петрашевцами, снабдили их пищей и всем необходимым, ободрили их. Наталия Дмитриевна решила сказать, что Дуров - ее племянник, и все поверили этому. Тайну знали только Михаил Александрович и Матрена Петровна. По просьбе жен декабристов дежурный офицер разрешил петрашевцам, содержавшимся в разных камерах, встретиться друг с другом. Радость их была необычайна.

После первой встречи с заключенными петрашевцами Наталия Дмитриевна писала: ".. .после этого нам уже невозможно было не принимать живейшего участия во всех этих бедных людях и не считать их своими". Она видела в них продолжателей дела декабристов. По своим взглядам Ф. М. Достоевский был особенно близок Наталии Дмитриевне.

В ночь отправления Достоевского и Дурова в Омск Наталия Дмитриевна с Марией Дмитриевной Францевой вышли далеко за город, чтобы проститься с отъезжавшими. Ждать пришлось довольно долго, но, несмотря на 30-градусный мороз, они не уходили. Когда петрашевцы подъехали, женщины снабдили их едой и поскорее попрощались, чтобы никто их не увидел.

Впоследствии Ф. М. Достоевский писал: "Жены ссыльных старого времени (т. е. декабристов) заботились о них, как о родных. Что за чудные души, испытанные 25-летним горем и самоотвержением. Мы видели их мельком, ибо нас держали строго. Но они присылали нам пищу, одежду, утешали и ободряли нас".

В 1852 году к Фонвизиным приезжал брат Михаила Александровича, Иван Александрович, с сестрой его умершей жены. Он привез обнадеживающие новости, но Наталия Дмитриевна им не верила. Она говорила: "Мы вот 26 лет как осуждены утешаться только одними надеждами на лучшее будущее". В следующем году И. А. Фонвизин сильно заболел, и Михаил Александрович стал хлопотать о выезде из Сибири к больному брату. Разрешение было дано ему и Наталии Дмитриевне. Но она несколько задержалась с отъездом из-за дороги - начали вскрываться реки, переезд через них был опасен. Михаил Александрович хотел как можно скорее ехать к больному брату. Он отправился, преодолел все препятствия, но, когда приехал в подмосковную усадьбу брата, Марьино, его уже не было в живых. Михаил Александрович приехал в первых числах мая, Иван Александрович умер в конце апреля.

Порез отъездом из Тобольска Наталия Дмитриевна испытывала какой-то безотчетный страх. Она выехала 4 мая 1853 года. Перед отъездом она упросила Францева отпустить с ней Марию Дмитриевну хотя бы на год.

Разместились все в трех тарантасах: в одном Наталия Дмитриевна с Марией Дмитриевной Францевой, в другом - упоминавшаяся выше Матрена Петровна и две воспитанницы, в третьем - прислуга и багаж.

Наталия Дмитриевна испытывала такие же чувства, как декабристы при обращении на поселение: она радовалась, оставляя Сибирь - страну изгнания, и грустила, разлучаясь с друзьями, в данном случае с тобольскими и ялуторовскими.

Подавленное состояние усугубилось при въезде в европейскую часть России: плохие дороги, плохие лошади, еще худшие ямщики, непривлекательные уездные городки, люди тоже казались хуже сибиряков, кругом мошенничество и обман. Единственно хорошее впечатление оставил Екатеринбург, где жила знакомая Наталии Дмитриевне семья и где Наталия Дмитриевна осмотрела достопримечательности города. После Екатеринбурга Пермь она называет "Азией". Настроение Наталии Дмитриевны было мрачным. Оно не улучшилось и по приезде в Москву: не успела она въехать в родной город, как посланный от губернатора чиновник потребовал немедленного выезда из Москвы. В Бронницах ее встретил Михаил Александрович.

Недолго прожили супруги Фонвизины в Марьино вместе. Весной 1854 года Михаил Александрович умер. Мария Дмитриевна записывает в своих "Воспоминаниях", что для Наталии Дмитриевны после его смерти "все обаяние жизни исчезло".

По приезде в Марьино Наталия Дмитриевна занялась устройством имения. После смерти Михаила Александровича хлопот и забот еще прибавилось. Еще при жизни мужа было решено дать вольную своим крестьянам. Для этого Наталия Дмитриевна должна была обследовать принадлежавшие им имения, которые находились в разных губерниях: Московской, Твершкой, Тамбовской, Рязанской, Костромской. Прежде всего она поехала в Рязанскую губернию, так как там надо было произвести раздел между нею и сестрой жены Ивана Александровича, с которой у Наталии Дмитриевны были натянутые отношения. Наталия Дмитриевна писала: "Судьба, быт и благосостояние крестьян в моих руках, стыдно за себя, жаль их всех". И далее: "И сколько таких добрых простых людей в ужасном угнетении у недобрых образованных. Ужасно подумать".

В октябре 1854 года Наталия Дмитриевна ездила в Костромское имение, в село Кужболово, находившееся в 70 верстах от усадьбы родителей, Отрадное. Она поехала потому, что оттуда приходили письма и даже являлись ходоки, от рассказов которых у нее сердце обливалось кровью: ее возмущал управляющий - настоящий эксплуататор. Она приехала в Кужболово с тем, чтобы передать крестьян в казну, но они просили ее оставить их за собой. Наталия Дмитриевна очень правдиво передает местный выговор крестьян: "Ну, що будит, то и будь, а таперица нам и так оценно хорошо, кормилича наша".

В 30 верстах от Отрадного (или Кужболово, неясно) располагалось другое родовое имение - Давыдково, отданное по дарственной от матери Наталии Дмитриевне, когда она выходила замуж. Вотчинная контора находилась в деревне Самылово, в 20 верстах от него были расположены на болотах 26 деревень, жителей которых Наталия Дмитриевна называла "мои лесные несчастные дикари". Действительно несчастные, так как бургомистр нещадно угнетал их. Когда туда приехала Наталия Дмитриевна и стала чинить "суди расправу", он валялся у нее в ногах, клялся, что этого больше не будет и т. д.

В одном из своих писем она писала: "Моя необычайная деятельность, беспрерывные (сердечные заботы о людях, вверенных моему попечению, как будто переродили меня". Практическая деятельность вытеснила самоанализ.

Наталия Дмитриевна проезжала в свои костромские имения через город Макарьев, о чем позднее писала: "Макарьев на Унже - городок, дорогой мне по воспоминаниям юности". Неоднократно она ездила в Петербург по крестьянским делам. Сначала хотела освободить всех своих крестьян, но ей было сказано, что этого сделать нельзя. Тогда она решила передать их в казну, но снова получила отказ.

После приезда на родину Наталия Дмитриевна имела меньше возможности, чем в Сибири, особенно на поселении, отвлечься от повседневных дел и уйти в себя. Это заставило ее в одном из писем вспомнить Сибирь как "страну изгнания, превратившуюся по воспоминаниям в духовное райское селение".

Несмотря на заботы, хлопоты и разъезды по крестьянским делам, Наталья Дмитриевна не прекращала своей переписки с еще оставшимися в Сибири декабристами. Особенно оживленная переписка шла с И. И. Пущиным, которому она поверяла все свои мельчайшие переживания. И. И. Пушин проявлял участие к ней. В 1856 году Наталия Дмитриевна ездила погостить в Тобольск. Надо полагать, что Ялуторовск же был ею забыт.

В письме к И. И. Пушицу от 15 января 1857 года из Калуги Оболенский писал, что Наталия Дмитриевна неравнодушна к И. И. Пущину и, вероятно, он к ней тоже, что этот брак был бы хорош для успокоения Ивана Ивановича, что в Наталии Дмитриевне он найдет друга в полной мере, наступит тишина, мир, твердая опора. Действительно, брак И. И. Пущина, прибывшего из Сибири в Петербург в декабре 1856 года, с Наталией Дмитриевной состоялся а мае 1857 года в имении друга И. И. Пущина, Эрастово. Насколько счастлив был этот брак, сказать трудно. В 1859 году И. И. Пущин скончался, и Наталия Дмитриевна переехала из Марьина в Москву.

Последние годы жизни Наталия Дмитриевна была прикована к постели - ее разбил паралич. Она умерла 10 октября 1869 года и была похоронена в бывшем Покровском монастыре. Могила не сохранилась. Ей довелось дожить до отмены крепостного права, за что боролись и пострадали оба ее мужа.

Характерными чертами Наталии Дмитриевны были глубокая религиозность, стремление к подвигу самоотречения, самоанализ, неуравновешенность, переходившая в истеричность в молодые годы, презрение к житейским благам, ознакомление с жизнью крепостных, любовь и сострадание к ним, желание освободить их, возмущение крепостным правом - источником насилия и угнетения. Все эти черты указывают на сложность натуры Наталии Дмитриевны и отличают ее от других жен декабристов.

Поездка Наталии Дмитриевны в Сибирь для облегчения участи мужа была вызвана скорее чувством долга и сострадания, чем чувством любви.

В 1856 году, когда декабристы после амнистии возвращались из Сибири, Л.Н. Толстой задумал роман, героем которого должен стать вернувшийся из ссылки декабрист. Он встречается с декабристами, собирает подробный материал о каждом из них. Образ Натальи Дмитриевны очаровал Толстого душевной красотой, жаждой самопожертвования. Прочитав ее "Исповедь", Толстой писал декабристу П.Н. Свистунову: "Тетрадь замечаний Фонвизиной я вчера прочитал невнимательно и хотел уже было ее отослать, полагая, что я все понял, но, начав нынче, опять читал ее, я был поражен высотой и глубиною этой души. Теперь она уже не интересует меня, как только характеристика известной, очень высоко нравственной личности, но как прелестное выражение духовной жизни замечательной русской женщины". Многое указывает на то, что главной героиней романа "Декабристы" Л.Н. Толстой предполагал сделать Наталью Дмитриевну. "Когда его схватили, - читаем в одном из вариантов "Декабристов", - она была близка к родам... Так как она была в этом положении, и другой ребенок грудной. Она тут же в тот же день собрала свои вещи, простилась с родными и поехала с ним. Мало того, для всех ссыльных она была провиденье там. Ее обожали. У нее такая сила характера удивительная, что мужчины ей удивлялись". Роман "Декабристы" не был написан Толстым. Наброски и черновики романа опубликованы в 17-ом томе Полного собрания сочинений Л.Н. Толстого. (Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений: в 91 т.: Репринтное воспроизведение издания 1928 - 1958 г., т. 17. - М.: Терра, 1992. - С. 256 - 299).

Царегородцев Иван,

Канский технологический техникум

Цвет всего, что было тогда образованного, истинно благородного в России отправилось в цепях на каторгу, в почти необитаемую часть Сибири. Как писал А. С. Пушкин «повешенные повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей – ужасна».

История Сибири первой половины XIX века тесно связана с историей декабризма. Декабристы явились зачинателями открытой революционной борьбы против феодально-крепостнического строя, Григорий Батеньков в своих показаниях назвал 14 декабря «первым в России опытом революции политической, опытом почтенным в бытописании и в глазах других просвещенных народов». Опыт был…: 5 повешены, 120 приговорены к ссылке на каторжные работы сроком от 2 до 20лет, с последующим поселением в Сибири или к бессрочной ссылке на поселение, к разжалованию в солдаты.

Многие думали, что везут не в Сибирь, а в тюремные крепости. Глуха Сибирь и страшна, но все же не страшнее каменных казематов Петропавловска или Шлиссельбурга.

В ночь с 21 и с 23 июля 1826года две первые партии (8 человек) приговорены к отправке в Сибирь, увезли их из Петропавловской крепости в Сибирь. До Иркутска они проделали путь в «ножных железах». В повозке сидел жандарм. «Скакали день и ночь, - вспоминает барон Андрей Розен, - в санях дремать было неловко; ночевать в кандалах и одежде было неспокойно. Поэтому дремали на станциях по несколько минут во время перепряжки: Кострома, Вятка, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Ачинск, Красноярск, Канск, Иркутск…9 городов на расстоянии 3000 верст». Дорога в Сибирь показала декабристам глубокое сочувствие населения. И не только простые люди, но даже многие сибирские губернаторы и чиновники любым способом старались выказать им знаки внимания, Николай Басаргин долгие годы берег монетку, подаренную ему в дороге нищей старухой.

«Чем дальше мы продвигались в Сибирь, - тем более она выигрывала в глазах моих. Простой народ казался мне гораздо свободнее, смышленее, даже и образованнее наших русских крестьян, в особенности помещичьих. Он более понимал достоинство человека, более дорожим правами своими…»

Сначала хотели декабристов разбросать по всей Сибири, но затем, чтобы за всеми был полный контроль, размести рядом: Нерчинск, Благодатский рудник, Петровский завод.… Все годы жили в тюрьме «темной и грязной, вонючей каторге на съедении у всех видов насекомых» - так писала княгиня Мария Волконская. Работали в шахтах с 5 часов утра до 11 дня. Норма – не менее 3 пуда руды, перенесенных на носилках. Начальник Нерчинского рудника Бурнашев очень сожалел, что в инструкции содержания осужденных упоминается о заботе, о здоровье декабристов. «Без этой закорючки я бы в 2 месяца всех вывел в расход». Работали в ножных и ручных кандалах. Каторжанам платили 6коп. в сутки и 2 пуда муки в месяц. К каторге приговорили самых ярких участников восстания. Остальных осужденных по 6-8 разрядам приговорили к поселению в малообжитых местах Западной и Восточной Сибири. Всего разрядов было 11. Жили очень нище, богатую родню имели не все. Позже им было выделено жалованье как на содержание солдата – 4 рубля 35 коп. серебром в месяц, а еще позже выделили по 15 десятин земли. Недаром были такие кто сошел с ума (это 5 человек), погибали в расцвете сил в возрасте 29-35 лет (12 человек).

Еще находясь в тюрьме и рудниках наметили ряд программных требований в борьбе за подъем культуры и просвещения в Сибири:

создание широкой сети начальных школ за счет добровольных пожертвований местного населения;

официальное предоставление ссыльным право на обучение детей;

увеличение числа средних учебных заведений;

предоставление казенного содержания в ВУЗах столицы для выпускников сибирских гимназий;

создание при Иркутской гимназии специального класса по подготовке людей для службы в Сибири;

открытие Сибирского университета;

Декабристы считали, что земледелие – основной источник процветания и народного богатства, внешней торговли. Поэтому разработали следующие программные требования:

перенести тяжесть налогов с бедных крестьян на зажиточных;

распродать казенные земли в частные руки;

организовать образцовые хозяйства;

открыть сельскохозяйственные школы и обобщать передовой опыт в агротехнике;

оказывать экономическую помощь крестьян в обзаведении хозяйством, посредством открытия в каждой волости крестьянских банков.

Программа для развития промышленности:

знакомить русское общество и сибиряков с огромными естественным богатством края, привлекать капиталы российских и сибирских купцов для разработки богатств;

разрешать и поощрять образование торгово-промышленных компаний;

готовить и привлекать к разработке богатств края людей образованных, способных применять и распространять достижения науки и техники.

Интересны предложения декабристов по способствованию развитию торговли в Сибири:

завести торговый флот на Тихом океане, открыть новые пути сообщения по системе сибирских и российских рек;

построить железную дорогу от Перми до Тюмени и проселочные дороги, соединяющие города Западной и Восточной Сибири;

открыть коммерческие училища.

Политические требования декабристов:

уничтожение крепостнического и колониального гнета в Сибири;

предоставление Сибири свободы и самоуправления;

преобразование административного аппарата управления;

реорганизация суда.

Быт узников за долгие годы приобретал некую стабильность: декабристы, люди образованные и незаурядные, стали делиться знаниями друг с другом, занялись изучением языков, создавали маленькие инструментальные ансамбли, занялись огородничеством, что весьма разнообразило их скудный стол. «Настоящее житейское поприще началось со вступления наших в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили», - писал Михаил Лунин.

«В тюрьме все было общее – вещи, книги, но было очень тесно: между постелями не более аршина расстояния: звон цепей, шум разговоров и песен… Тюрьма темная, с окнами под потолком, как в конюшне», - писала Мария Волконская. «Летом копаем землю, ровняем дороги, засыпаем овраги, зимой – мелем муку вручную на жерновах. Мы живем между собой, как братья. Все общее, ничего нет своего», - писал Корнилович. «Одежду и белье мы все носили собственные, имущие покупали и делились с неимущими. Решительно все делали между собою: и горе, и копейку. Сами шили все: башмаки, одежду, фуражки». (А. Розен.)

Декабристы создали артель, куда вносили деньги для общего питания и это уравняло тех, кто получал денежную помощь от родственников, с теми, кто не имел ничего. Тем, у кого завершался срок каторги и начиналась ссылка, выдавали из артельных сумм пособие, которое облегчало трудности в пути и давало возможность на первых порах обосноваться, приобрести самое необходимое.

В 1832 году декабристы осуждение по 8 разряду получили возможность покинуть тюрьмы, они отправлялись теперь на поселение. Затем тронулись в путь те, кто был осужден по 7, 6, 5 разряду. Казематы тюрем постепенно пустели, узников расселяли по обширной Сибири. Им предстояла теперь пожизненная ссылка в глухих окраинах страны. В июле 1839года покинули тюрьмы последние декабристы, те, кто был осужден по I разряду. Три десятка телег, повозок, кибиток, тронулись в путь через леса, горы, реки – каждому выпал свой жребий, своя судьба. Начинался новый этап жизни героев России – поселение. Тихо стало в камерах, улеглась пыль на дороге. Декабристы отправились в путь, навстречу неизвестности, навстречу новым, уготованным им испытаниям.

Декабрист Николай Басаргин писал: «Можно положительно сказать, что наше долговременное пребывание в разных местах Сибири доставило в отношении нравственного образования сибирских жителей в общественное отношение несколько новых и полезных идей».

«Уже началось и разрывается последнее действие нашей драмы…», так писали декабристы о начале переезда на поселение. В Енисейской губернии было в ссылке 31 человек. В Канский округ Енисейской губернии было определено 5 декабристов:

В село Тасеевское – Игельстром Константинович Густавович (Евстафьевич) (1799-1851 гг.), капитан, командир 1-ой роты Литовского пионерского батальона стоящей в городе Белостоке. Родился 6 мая 1799г. в Шумске Волынской губернии в имении Викторино, принадлежавшего отцу Густаву Густавовичу. Декабрист закончил 2-ой кадетский корпус. Очень образованный человек: знал немецкий, французский, польский языки. Интересовался историей, географией, алгеброй, геометрией. Через 10 дней после восстания в Петербурге его солдаты отказались присягать новому императору Николаю I, капитан Игельстром увел свою роту с криком «ура», поломав всю церемонию. Николай I на его деле написал: «Весьма повесить». Смертную казнь заменили каторгой. В общество декабристов не входил, но разделял их взгляды, поэтому, когда был арестован – то приговорен к повешению, потом приговор был заменен каторгой и ссылкой в на 10 лет с последующим поселением в Сибири. До Тобольска везли на лошадях, а затем пешком. Шел из Тобольска в Иркутск вместе с партией каторжан, был на Нерчинской каторге (1827-1832 гг.) ровно 5лет. На каторге он занимался практической медициной. Прекрасно играл на флейте. Забытый родственниками очень сильно на поселении нуждался, поэтому пишет прошение отправить его в действующую армию на Кавказ и прошение его, наконец, удовлетворили: пробыв 4 года в Тасеевском, он в 1836 году - рядовой Кавказского отдельного корпуса. За храбрость его произвели даже в прапорщики, но по ранению он уходит в отставку в 1843 году. Живет на пенсию на Украине – в городе Таганроге (военное поселение Каменское), работает на таможне. Был прекрасный музыкант. После каторги и ссылки, на Кавказе женился в 1842г. на польке Берте Борисовне Эльзингек. В 1843г. вышел в отставку.

Из письма Игельстрома декабристу Крюкову:

«Теперь скажу кое-что о моем месте пребывания. Тасеевское лежит в 179 верстах прямо на север от Канска на речке Усолке. Оно окружено со всех сторон лесом. В нем домов 250, волостное управление, каменная церковь, две лавки, соляная выставка, два кабака. Главная промышленность здешних жителей есть хлебопашество и добывание белки, которую покупает здесь на месте енисейские купцы. Бабы же ткут полотна и крестьянские сукна. Главная же характерная черта их – пьянство и лень, сия последняя так сильно укоренилась, что некоторые из жителей покупают саженю дров по рублю, тогда как не далее, чем за версту от своих домов могли бы нарубить несколько тысяч саженей дров. Посуди о климате: вчера здесь все ездили на санях. Летом же столько мошки, что без сетки на улицу не выйдешь, зато местоположение необыкновенно красивое. Цены съестных припасов ни с чем не сообразны. Представь себе, что тогда как хлеб продается по 25 копеек за пуд, за 100 картофелин платят 60 копеек, за пуд говядины платят 3,5 и 4 рубля, а теленка, в котором будет более 1 пуда можно купить за 2 рубля со шкурой. От меня требуют, что бы я пахал землю. Я пробыл 10 лет в кадетском корпусе, 10 лет на военной службе, 7 лет в разных тюрьмах. Спрашивается, где я мог научиться сельскому хозяйству? За весь пост меня кормили кашей на воде, отварным картофелем, свеклой, а иногда ячменным киселем, ко всему этому подавали хрен, разведенный на пивном уксусе. И за такой «лакомый стол» брали с меня только 15 рублей в месяц. А что всего лучше, вчера хозяйка объявила мне, что ежели не прибавлю платы, то могу перейти на другую квартиру, поэтому я решил купить себе какой-нибудь домишко и уже просил, но еще не получил разрешение».

Отец относился к сыну-преступнику недружелюбно, мало писал ему, не помогал в трудные годы, о чем есть свидетельства в письмах М. Н. Волконский. Но сердце дрогнуло, когда сын в 1834г. вернулся домой, он собрал в Новогрдуке все свое многочисленное семейство. Приехали братья, сестры Игельстрома с женами, мужьями, детьми. Встреча была радостной и грустной, 20 лет они не виделись. 13 ноября 1851г. умер у сестры (Лаптевой) в Кременском в гостях. Жизнь прошла.

Выходец из старинной княжеской фамилии, штабс-капитан лейб-гвардии Московского полка. Отец – капитан Александр Иванович, мать – Ольга Миронова (в девичестве Варенцова). Воспитывался в Морском кадетском корпусе и прошел путь от гардемарина до капитан-лейтенанта. Совершал плавания из Кронштадта до Испании на корабле «Нептунус». Когда уволился с флота, то был определен на службу в лейб-гвардии Московский полк, нес охрану Зимнего дворца. Следствие позже установило, что членом тайных сообществ декабристов не был, но на последнем совещании тайного общества присутствовал (накануне восстания), именно Московский полк прибыл первым на Сенатскую площадь 14 декабря 1825г. к 11 часам утра. Полк построился в боевой четырехугольник (каре) около памятника Петру I, т. е. Дмитрий Александрович – активный участник восстания 14 декабря. Был арестован в этот же день и 10 июля 1826года осужден по I разряду – «приговорен, в каторжную работу вечно». Затем срок сократили до 20лет. В его арестантском деле сохранились его приметы: «рост 2 аршина 6 вершков, лицом бел, худощав, глаза карие, нос продолговат, прямой, волосы на голове и бровях темно-русые». Находился в Читинском остроге и Петропавловском Заводе, срок ему сокращался еще дважды: до 15лет, до 13лет. Отбыв на каторге (с 1827 по 1839 год), т. е. 12лет был отправлен на поселение в село Тасеевское Енисейской губернии, Канского округа и находился здесь 3 года. По ходатайству матери был переведен в город Курган, но курганский городничий Тарасович невзлюбил князя Щепина-Ростовского, постоянно доносил на него то, что «князь вел пропаганду, речи его дышали республиканским духом», по этому конфликту даже проводилось расследование специально командированным чиновников. После амнистии 1856 года, прожив в Сибири 33года, выехал в Россию, но с запретом жить в столицах, жил в Ярославской губернии (с. Иваньково) Ростовского уезда. Очень сильно нуждался материально, ввиду этого ему высочайше повелено выплачивать пособие ежегодно 114руб. 28коп. серебром. По одной версии умер в г. Шуе Владимирской губернии, по другой – в Ростове – Ярославском. Было ему 60лет.

Библиографический список:

1. Воспоминания Бестужевых. М.-Л., 1951.

2. Воспоминания и рассказы деятелей тайных обществ. 1820-х годов. М. 1974, т. 1-3.

3. Восстание декабристов. Документы. М.-Л., 1980, т. 1-17.

4. Горбачевский И. И. Записки, письма. М., 163.

5. Записки, статьи, письма декабриста И. Д. Якушкина. М., 1951.

6. Движение декабристов. Библиография, 1959/ Сост. Р. Г. Эймонтова. Под общ. Ред. М. В. Нечкиной. М., 1960.

7. Дружинин Н. М. Декабрист Никита Муравьев. М., 1980.

8. Ланда С. М. Дух революционных преобразований., 1816-1825. М., 1975.

9. Нечкина М. В. Движение декабристов. М., 1955, т. 1-2.

11 .Семевский В. И. политические и общественные идеи декабристов. СПб., 1990.

12. Шатрова Г. П. Очерки истории декабризма. Красноярск., 1982.

13. Газета: «Тасеево – село Сибирское», №5,6. К 65 – ЛЕТИЮ ТАСЕЕВСКОЙ ПАРТИЗАНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ.

Первая половина XIX века в истории Енисейской губернии тесно переплелась с судьбами довольно большой группы декабристов. Их многообразная деятельность оставила яркий след в социальной, культурной, хозяйственной жизни Приенисейского края.

Дружная колония ссыльных декабристов после окончания срока каторжных работ образовалась в Красноярске. Здесь жили Ф.П. Шаховской, Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, С.Г. Краснокутский, М.А. Фонвизин, М.Ф. Митьков, М.М. Спиридов, В.Л. Давыдов. Декабристам покровительствовал и по мере возможности стремился облегчить их участь первый енисейский губернатор, энергичный, образованный и либерально настроенный А.П. Степанов.

Первым декабристом, прибывшим в Красноярск в 1826 г. был М.И. Пущин, брат лицейского друга А.С. Пушкина. Он был приговорен по 10-му разряду, с отдачей в рядовые с высылкой в Красноярский гарнизон. Его пребывание в нашем городе оказалось коротким – всего 4 месяца, отсюда он был переведен на Кавказ, позднее служил по военному и гражданскому ведомствам, после амнистии участвовал в подготовке отмены крепостного права по Московской губернии, стал действительным статским советником, а в 1865 г. - генерал-майором. На службе в Красноярском гарнизоне недолгое время находился также разжалованный по приговору военного суда декабрист В.Н. Петин.

Несколько позже в Красноярск прибыл князь Ф.П. Шаховской. Участник заграничных походов, член Союза спасения и Союза благоденствия, он был осужден по 8-му разряду, лишен чинов и дворянства и сослан на вечное поселение в Сибирь. Был определен в Туруханск, затем переведен в Енисейск, а позже в Красноярск. Федор Петрович вел на поселении активную жизнь: занялся устройством школы и оказанием медицинской помощи местному населению, акклиматизацией овощей, картофеля, злаковых культур, организовал опытное хозяйство. Федор Петрович изучал историю и природу края, написал очерк исторического развития коренного населения Енисейского Севера.

Братья Н.С. и П.С. Бобрищевы-Пушкины, члены Южного общества, разделяли республиканские взгляды П.И. Пестеля. В Красноярске они вели деятельную жизнь, оказывая помощь нуждающимся по мере сил и возможностей. Павел Сергеевич, прекрасный математик, построил солнечные часы в Красноярском гарнизоне и научил офицеров пользоваться ими.

В 1831 г. в Красноярск прибыл С.Г. Краснокутский, участник Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов, член Южного общества. Из Якутии он был переведен на поселение в Минусинск, а с 1831 г. из-за паралича ног, в Красноярск. Прикованный к постели, он не утратил интереса к общественно-политической жизни, был авторитетным советчиком в юридических вопросах, занимался экономической статистикой.

М.А. Фонвизин, участник Отечественной войны и заграничных походов, отставной генерал-майор, был членом Северного общества. Его жена Наталья Дмитриевна одной из первых жен декабристов последовала за мужем в Сибирь. Семья жила на поселении в Енисейске и Красноярске. Михаил Александрович переводил зарубежных классиков, занимался философией и историей, был признанным авторитетом в вопросах текущей политики. В Красноярске он начал замечательный труд "Обозрение проявлений политической жизни в России" и написал ряд статей, в которых ставил вопрос о необходимости уничтожения крепостного права.

М.Ф. Митьков, входивший в Московскую управу Северного общества, полковник лейб-гвардии Финляндского полка, также участник Отечественной войны, после десятилетней каторги был водворен на поселение в Красноярск, где жил с 1836 г. до своей смерти. Круг интересов Митькова был широк – медицина, механика, метеорология. Впервые в истории города он вел постоянные метеорологические и гидрологические наблюдения и в течение 10-ти лет составлял прогнозы погоды.

16 лет в Красноярске прожил со своей семьей В.Л. Давыдов, отставной полковник, герой Отечественной войны, один из руководителей Южного общества. Дом Давыдовых в Красноярске на долгое время стал центром культурной жизни города; в нем была великолепная библиотека и единственный в губернии клавесин. Василий Львович занимался литературным творчеством. Василий Львович и Александра Ивановна создали неофициальный домашний класс для своих семи детей, который могли посещать все желающие.

М.М. Спиридов, участник Отечественной войны, награжденный за подвиги золотым оружием и орденами, создал образцовое опытное хозяйство в деревне Дрокино, служившее школой для местных крестьян. Он совершенствовал приемы обработки земли, орудия труда, способствовал распространению в губернии картофеля.

В архивном агентстве сохранилось немало документов, касающихся декабристов. В фонде Туруханского отдельного управления содержится информация о Туруханской группе декабристов: Ф.П. Шаховском, Н.С. Бобрищеве-Пушкине, И.Б. Аврамове, Н.Ф. Лисовском, С.И. Кривцове. Мы можем узнать о педагогической деятельности Ф.П. Шаховского, который "принял на себя обучение грамоте здешних жителей, за что их отцы к нему расположены с большой благодарностью и почтением".

И.Б. Аврамов и Н.Ф. Лисовский после года каторжных работ находились поселении в Туруханске и с 1831 г. занимались торговлей рыбой, хлебом и другими продуктами. Их судьба оказалась очень трагичной: Иван Борисович в 1840 г. умер по дороге из Туруханска в Енисейск близ зимовья Осиновского Анциферовской волости, а Николай Федорович через 4 года после этого также скоропостижно скончался по неизвестным причинам на Толстом Мысу на Енисее.

Документы рассказывают о дружбе декабристов, об их взаимопомощи. 9 марта 1830 г. Н.Ф. Лисовский получил от жены Нарышкина 75 рублей и посылки в двух ящиках; 16 августа 1830 г. И.Б. Аврамов получил от жены Волконского 200 рублей, а Н.Ф. Лисовский 75 рублей и письмо.

В фондах волостных правлений, Минусинского окружного суда и ряде других широко представлены актовые записи об устройстве декабристов на поселении: о найме квартир, покупке домов. Например, о постое на квартире Минусинского крестьянина К.М. Бривина братьев Беляевых. А.П. и П.П. Беляевы – мичманы Гвардейского экипажа, участники восстания на Сенатской площади, находились на поселении в Минусинске, где активно занимались сельским хозяйством. Они имели молочную ферму в 200 голов крупного рогатого скота, вводили новые орудия труда, культивировали продуктивные сорта гречихи, ячменя, подсолнуха. Через несколько лет они смогли купить в дом Минусинске. Подобно другим декабристам, братья Беляевы занимались просветительской деятельностью: открыли в Минусинске небольшую школу, составили учебники и учили детей местных жителей. На поселение в Минусинск после 10-ти лет каторги были переведены и члены Южного общества братья А.А. и Н.А. Крюковы. Как и Беляевы, они занимались земледелием: имели образцовое хозяйство на 35-ти десятинах, занимались селекцией, первыми в Минусинске стали выращивать арбузы и дыни.

Декабристы были людьми верующими, и прибыв на поселение, становились прихожанами церквей по месту жительства. По исповедным росписям Воскресенского собора Красноярска, Минусинской Спасской церкви можно определить, когда декабрист прибыл на поселение, состав семьи, установить адрес. Сведения о бракосочетаниях, рождении детей, смерти декабристов находятся в метрических книгах приходов Енисейской губернии. 10 февраля 1840 г. П.И. Фаленберг сочетался браком с дочерью казака Анной Соловьевой. 17 сентября 1852 г. в Минусинске состоялось бракосочетание И.В. Киреева с дочерью крестьянина с. Абаканского Ф.И. Соловьевой. На поселении родились дети В.Л. Давыдова Софья, Алексей, Вера; дочери Н.О. Мозгалевского Варвара и Елена, сын Виктор.

Не все декабристы дожили до помилования. В Сибири умерли Н.О. Мозгалевский, А.И. Тютчев, Н.А. Крюков, В.Л. Давыдов, М.Ф. Митьков, М.М. Спиридов, И.Б. Аврамов, Н.Ф. Лисовский, А.И. Якубович. Но, как говорил в свое время В.И. Ленин, их дело не пропало даром. Своей жизнью они как бы показывают нам пример того, как нужно себя вести в сложных, критических ситуациях. Эти люди, оказавшись в неимоверно тяжелых условиях, не только не сломались и сумели найти в себе силы, чтобы начать жить заново; они помогали друг другу и местным жителям и оставили о себе по-человечески добрую память.

И.В. Коняхина,

ведущий специалист

архивного агентства

14 декабря 1975 года знаменательная дата в истории революционного движения в России - 150-летие с того самого дня, когда "лучшие люди из дворян", по выражению В. И. Ленина, выступили против русского самодержавия и крепостничества.

Выступая в 1917 году, незадолго до Октябрьской революции, на собрании рабочей молодежи с "Докладом о революции 1905 года", В. И. Ленин говорил:

"В 1825 году Россия впервые видела революционное движение против царизма, и это движение было представлено исключительно дворянами". Еще раньше, анализируя революционное движение, его ошибки и преемственность, Ленин подчеркивал:

"Узок круг этих революционеров. Страшно далеки они от народа. Но их дело не пропало. Декабриста разбудили Герцена...

Герцен развернул революционную агитацию. Ее подхватили, расширили, укрепили, закалили революционеры-разночинцы, начиная с Чернышевского и кончая героями "Народной воли". Шире стал круг борцов, ближе их связь с народом" (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений и писем, т. 21, стр. 261).

Да, мы знаем, что против царизма выступило "...ничтожное меньшинство дворян, бессильных без поддержки народа, но лучшие люди из дворян помогли разбудить народ" (В. И. Ленин. Полное собрание сочинений и писем, т. 23, стр. 398).

Пять дней спустя с того трагического момента, когда картечь императорской артиллерии разметала по Сенатской площади восставшие войска, когда были спущены под лед Невы трупы убитых и даже раненых солдат и горожан, появилось об этом событии первое и единственное официальное сообщение в газете "Северная пчела" от 19 декабря. В разделе "Внутренние известия" сообщалось, что 14 декабря 1825 года при "ликующих толпах народа верные войска приняли присягу новому императору Николаю I". Нимало не смущаясь, газета сообщала, что "этот день будет без сомнения эпохою в истории России". Не в силах умолчать о свершившемся, газета глухо добавляла о "кучке мятежных солдат, офицеров" и о "нескольких человеках гнусного вида во фраках" - возмутителях беспорядка.

День 14 декабря действительно стал эпохою, а первые русские революционеры, поставившие целью уничтожение самодержавия в России, вошли в историю революционного движения под именем ДЕКАБРИСТОВ.

Допросы дворян-революционеров вел лично император Николай I. Первым перед ним предстал "человек во фраке", отставной поручик, один из руководителей восстания, "поклонник пламенный добра" - Кондратий Рылеев.

Тщетно пытался новоиспеченный царь объяснить движение декабристов, как "заговор кучки злодеев".

Слишком велика была эта "кучка", чтобы объявить имена "заговорщиков" в газете. Перед царем предстали люди, объединенные общей идеей революции. Русская действительность была той почвой, на которой выросли революционные идеи. Об этом открыто говорили на допросах декабристы.

И тем не менее Следственный комитет, назначенный императором и руководимый им, ставя вопрос "с какого времени и откуда они заимствовали первые вольнодумческие мысли", хотел не только отыскать виновников противоправительственных настроений в обществе, но и показать случайный характер выступления декабристов, не свойственный историческому развитию России, возникший якобы под влиянием заимствованных идей.

Декабристы действительно называли имена великих французских просветителей, английских экономистов, немецких философов, приводили примеры из произведений величайших мыслителей древнего мира, но подавляющее большинство из них называло, в первую очередь, имя первого русского революционера Александра Николаевича Радищева. Следственная комиссия, а с нею и царь убедились, насколько глубоко в сознание передового русского общества проникли свободолюбивые, антикрепостнические идеи Радищева.

Очень точно подметил Г. В. Плеханов, что под влиянием радищевских идей "совершались самые многозначительные общественные движения конца XVIII - первой трети XIX столетий".

Радищев был подлинным "властителем дум" революционной молодежи. Советский исследователь движения декабристов академик М. В. Нечкина утверждает, что большинство декабристов было знакомо и с одой "Вольность", и с "Путешествием из Петербурга в Москву".

Как все великие гуманисты, Радищев свято верил в человека. Горячий отклик в сердцах передовых людей находили его слова:

"Известно, что человек существо свободное поскольку одарено умом, разумом и свободною волею, что свобода его состоит в избрании лучшего, что сие лучшее познает он... и стремится всегда к прекрасному, величественному, высокому".

Но перед внимательным взором революционных дворян открывалась иная, русская действительность, представали не свободные, мыслящие люди, а забитые рабы, лишенные всех человеческих прав.

Это жесточайшее, отвратительное несоответствие между идеалом и действительностью и служило пищей для размышлений, формировало сознание, побуждало к революционным действиям.

На стереотипный вопрос Следственной комиссии, "с каких пор и под чьим влиянием появились непозволительные мнения", почти все декабристы отвечали так же одинаково: "С тех пор, как научился видеть действительную жизнь и самостоятельно мыслить".

Декабристы Я. Андриевич, И. Аврамов, М. Спиридов, Н. Лисовский, например, прямо заявляли, что "непозволительные мнения" у них появились в результате "наблюдений в нижних частях правительства, в судопроизводстве, состоянии крестьян и солдат". Они говорили, что встать на путь борьбы их побудили: "стоны жен; вопли детей; плач вдов; мужей военных. Забытые сироты, беспрестанно попадающие нищие; слепые и изувеченные; разорение в деревнях крестьян; не есть ли доказательство, что отечество забыто и что скрывается какой-то тайный враг, который все упомянутые несчастья посылает для пагубы соотечественников..."

Отечественная война 1812 года, когда русский народ опрокинул и погнал наполеоновские полчища, показала силу русского народа и вместе с тем еще резче обнажила язвы монархии. Европа уже сбросила ярмо абсолютизма, а в России по-прежнему властвовали деспотизм, бесправие и произвол крепостничества.

Для того ли мы купили кровью первенство между народами, чтобы нас унижали дома?- спрашивал вчерашний герой войны Александр Бестужев.

Император Александр I сбросил маску либерала, "просвещенного монарха" и ввел в закон изматывающую плацпарадную муштру, военные поселения, стал основателем Священного союза - военно-полицейской международной организации, направленной на подавление революционного движения в Европе.

В противовес этому передовые офицеры России создали "Союз спасения", выработав уже в 1816 году план убийства царя. Этот план предложил и взялся исполнять Михаил Лунин, которого Герцен назвал "одним из тончайших умов и деликатнейших". Аристократ, наследник огромного состояния, Лунин говорил: "Для меня открыта только одна карьера - карьера свободы". Пушкин посвятил ему строки: "Друг Марса, Вакха и Венеры, тут Лунин дерзко предлагал свои решительные меры".

Сергей Муравьев, вначале горячо одобривший план Лунина, пришел впоследствии к другому выводу: небольшая группа людей, даже если бы и сумела покончить с царем, не в силах изменить государственный н общественный строй России. Была создана новая организация "Союз благоденствия" (1818-1821 гг.).

Задачи нового "Союза" были более широкие: "Вовлечение в него передовых людей России, расширение общества, действие на умы народа, чтобы народ после революции поддержал намеченные преобразования".

Однако у значительной группы членов "Союза" была еще надежда добиться от царя ряда уступок и реформ. Александр I и в самом деле получил от них ряд весьма полезных проектов. Но они его только раздражали. Однажды, потеряв терпение, он одернул очередного реформатора.

Кто в конце концов правит Россией - вы или я?

И царь решил "доказать" свою силу. Жестоко подавив восстание новгородских крестьян, потопив в крови восстания чугуевских военных поселенцев н крестьян на Дону.

А в Европе все более нарастала революционная ситуация: начало полыхать зарево революционных пожаров в Испании, Пьемонте, Неаполе, развернулась острая политическая борьба партий во Франции, вспыхнула борьба итальянских карбонариев, началось национально-освободительное движение в Греции.

Расправа в 1820 году над солдатами Семеновского гвардейского полка в Петербурге насторожила членов "Союза благоденствия". Поводом к расправе послужил коллективный протест солдат против издевательства над ними командира полка. В действительности император Александр только искал повода к расформированию полка, к массовому наказанию солдат, разжалованию большой группы офицеров, слишком открыто развернувших просветительные беседы и "вредно влияющих на умонастроение и дисциплину нижних чинов". Чтобы не провалить начатое дело, было принято в 1821 г. решение о мнимом роспуске широко развернувшегося, по существу полулегального "Союза". Надо было очиститься и от случайных людей. Возникли, независимо друг от друга, новые тайные общества: "Северное", "Южное", "Соединенных славян". "Славяне", ознакомившись с программными документами "южан" - "Государственным заветом", извлечениями из "Русской правды", написанной Пестелем, - безоговорочно приняли их программу и тактику. "Северяне" медлили с объединением, хотя и соглашались со сроками восстания: январь 1826 года, или точней, время, когда полк Пестеля вступит в караул, что позволит тотчас захватить штаб армии. Одновременно поднимется восстание в Петербурге и Москве. Внезапная смерть Александра I и последовавший затем период "междуцарствия" подтолкнули события: "северяне", не поставив в известность другие общества, решили выступить самостоятельно - в день присяги новому царю, Николаю I,-14 декабря 1825 года, не зная, что накануне уже был арестован Пестель и почти вся Тульчинская управа Общества "южан".

Несмотря на поражение "северян", один из руководителей Южного общества, человек железной воли - Сергей Муравьев-Апостол, решает поднять Черниговский полк, надеясь на поддержку других "южных" полков, а также и "славян".

Героическое выступление черниговцев было жестоко подавлено.

Наши декабристы... страстно любили Россию... - говорил в "Письме к будущему другу" Александр Герцен. - Э, еще помню блестящий ряд молодых героев, неустрашимо, самоотверженно шедших вперед... В их числе шли поэты и воины, таланты во всех родах, люди, увенчанные лаврами. И вся эта передовая фаланга, несшаяся вперед, одним декабрьским днем сорвалась в "пропасть и за глухим раскатом исчезла".

13 июля 1826 года пять героев - Пестель, Рылеев, Бестужев-Рюмин, Муравьев-Апостол, Каховский - были казнены.

Пушкин писал другу своему, поэту Вяземскому. "Повешенные - повешены, но каторга 120 друзей, братьев, товарищей - ужасна..."

Пушкин, да и не только он, - никто многие годы не знал еще о 380 разжалованных офицерах, двух с половиной тысячах солдат, забитых шпицрутенами. И хотя специальным указом были созданы и Следственная комиссия и Верховный уголовный суд - фактически все решал император Николай.

Официальная печать говорила только о "жалкой кучке заговорщиков, авантюристах, оперных злодеях". Было запрещено даже с ругательными эпитетами упоминать подлинные имена "лучших людей из дворян".

Следствие по делу декабристов велось тайно, по двум каналам: Следственной комиссией Сената и Военной Коллегией, где проходили тысячи "нижних чинов" и сотни офицеров. Кроме кратких сообщений в официальной печати о "кучке заговорщиков-офицеров и нескольких человеках гнусного вида во фраках", общественность России, да и Европы в особенности, ничего существенного не знала.

С великой поспешностью, в полной тайне, отправлялись декабристы на каторгу и ссылку. Николай I решил вытравить из памяти русского народа имена героев. Бескрайняя Сибирь, казалось, поглотила их навечно.

Поэтому и вырвались горькие слова у поэта Федора Тютчева, брата декабриста, что кровь их "...сверкнула на вековой громаде льдов, зима холодная дохнула - не осталось и следов"...

Тщательно контролируемое запрещение упоминать что-либо о жизни декабристов в Сибири, запрет публикации их трудов не только под псевдонимом, но и анонимно привело к тому, что даже у либерально-народнических историков сложилось неверное представление о роли их в общественной жизни Сибири.

В силу либерально-идиллистической трактовки сущности движения они сосредоточили внимание на описании условий и быта, а их практическую деятельность рассматривали, как широкую благотворительность, проводившуюся просвещенными людьми из чувства филантропии и гуманизма.

"Такая трактовка декабризма после поражения восстания объясняется тем, что историки либерального направления стремились создать последовательную концепцию движения декабристов, как общественно-политического течения, лишенного какой бы то ни было революционности, а его деятелей, как людей заблуждавшихся и в сибирский период жизни "искупавших" свои ошибки тяжелыми испытаниями каторги и ссылки". Г. П. Шатрова, "Декабрист И. И. Горбачевский. Красноярск, 1973 г.).

Находясь в плену ими же созданной концепции, они прошли мимо опубликованных уже в 1859 году "Записок" М. А. Фонвизина, затем воспоминаний и писем Бестужевых, Муравьевых, Якушкина и в особенности острополитических "Писем из Сибири" М. С. Лунина.

А ведь именно несгибаемый, вновь заключенный в каземат и убитый там, Михаил Луиин говорил:

Настоящее житейское поприще наше началось со вступления в Сибирь, где мы призваны словом и примером служить делу, которому себя посвятили...

Подлинно научная историография декабризма началась после Октябрьской революции. Советские ученые и в первую очередь М. В. Нечкина в своем капитальном двухтомном труде "Движение декабристов" подробно раскрыли и сущность движения декабристов, и эволюцию их взглядов в период сибирской ссылки. Большой интерес представляют работы красноярского ученого Г. Л. Шатровой "Декабристы и Сибирь" (Томск, 1562 г.), "Декабрист И. И. Горбачевский" (Красноярск, 1973 г.), енисейской ученой А. И. Малютиной, правнучки декабриста Н. О. Мозгалевского - М. Я. Богдановой, Л. К. Чуковской "Декабристы в Сибири" (Москва, 1958 г.), статьи красноярских краеведов М. В. Красноженовой, С. В. Смирнова, А. В. Гуревича, Е. И. Владимирова, Г. С. Чесмочакова. Но, к сожалению, нет ни одной специальной монографии не только о декабристах в целом, а их в разное время проживало в Енисейской губернии 29 человек! - нет и рассказов биографических об отдельных революционерах, отбывавших ссылку в Енисейской губернии.

Невозможно в одной книге рассказать обо всех, ибо жизнь каждого из них - увлекательная трагическая и героическая история, пример служения делу, которому они себя посвятили.

В жесточайших условиях они вели огромную работу. Шаховской ведет биологические исследования, открывает школу в Туруханске, работает над "Грамматикой", "Записками о Туруханском крае". Аврамов и Лисовскнй продолжают педагогическую деятельность в Туруханске, занимаются этнографией, выполняют негласное поручение академика К. Бэра по подготовке экспедиции А. Ф. Миддендорфа. Якубович, находясь в Назимово, после их смерти продолжает ту же работу. Митьков в Красноярске ведет в течение 10 лет метеорологические и гидрологические наблюдения, составляет для крестьян научные прогнозы погоды, а Спиридов создает показательное хозяйство и выращивает новый сорт картофеля. Давыдов и Бобрищев-Пушкин пишут басни и ведут педагогическую работу. Находясь в Енисейске и Красноярске, Фонвизин пишет статьи по сельскому хозяйству, делает исторический обзор политического движения в России, занимается переводами статей по вопросам уже социалистического и коммунистического движения!

Отмечая 150-летие со дня выступления декабристов на Сенатской площади, как первое политическое и вооруженное выступление против царизма, мы должны по достоинству отметить факт, что подавляющее большинство из них не изменило своим идеалам в период каторги и долгой ссылки. Декабристы внесли значительный вклад в развитие общественной жизни Сибири.

Мы присоединяемся к справедливым словам декабриста Николая Басаргина, не подделавшего покинуть после амнистии Сибирь:

"Я уверен, что добрая молва о нас сохранится навечно по всей Сибири, что многие скажут сердечное спасибо за ту пользу, которую пребывание наше им доставило".