10.10.2019

Духовные ценности. Виды ценностей


Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

1. Понятие духовные ценности

2. Структура духовных ценностей. Классификация духовных ценностей

Заключение

Список литературы

Введение

К важнейшим философским вопросам, касающимся взаимоотношений между Миром и Человеком, относится и внутренняя духовная жизнь человека, те основные ценности, которые лежат в основе его существования. Человек не только познает мир как сущее, стремясь раскрыть его объективную логику, но и оценивает действительность, пытаясь понять смысл собственного существования, переживая мир как должное и недолжное, благое и пагубное, красивое и безобразное, справедливое и несправедливое и пр.

Общечеловеческие ценности выступают в качестве критериев степени как духовного развития, так и социального прогресса человечества. К ценностям, обеспечивающим жизнь человека, относятся здоровье, определенный уровень материальной обеспеченности, общественные отношения, обеспечивающие реализацию личности и свободу выбора, семьи, право и др.

Ценности, традиционно относимые к рангу духовных - эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные.

В духовной сфере рождается и реализуется важнейшее отличие человека от других живых существ -- духовность. Духовная деятельность совершается ради удовлетворения духовных потребностей, т. е. нужды людей в создании и освоении духовных ценностей. Важнейшие среди них -- потребность в нравственном совершенствовании, в удовлетворении чувства прекрасного, в сущностном познании окружающего мира. Духовные ценности выступают в форме идей добра и зла, справедливости и несправедливости, прекрасного и безобразного и т. п. К формам духовного освоения окружающего мира относятся философское, эстетическое, религиозное, моральное сознание. К формам общественного сознания относят и науку. Система духовных ценностей является неотъемлемым элементом духовной культуры.

Духовные потребности - это внутренние побуждения человека к духовному творчеству, к созданию новых духовных ценностей и к их потреблению, к духовному общению.

Человек устроен таким образом, что по мере развития своей личности постепенно изменяет свои вкусы, предпочтения, потребности, ценностные ориентации. Это нормальный процесс развития людей. Среди большого многообразия различных ценностей, которые имеются в психике любого человека, выделяются две основные категории, это материальные и духовные ценности. Здесь же мы уделим большее внимание именно второму виду.

Итак, если с материальным более или менее всё ясно (к этому можно отнести стремление к обладанию всевозможными вещами, такими как хорошая одежда, жильё, всевозможные устройства, автомобили, электронная техника, бытовые предметы и вещи и тому подобное), то духовные ценности совсем иного качества. Как мы знаем, под душой человека подразумевается нечто живое, нравственное, одушевлённое, личностное, главное, смысловое (по части жизни), имеющее более высшую степень существования. Следовательно, ценности духовного характера качественно иные, в сравнении с обычными материальными.

Духовные ценности, по сути, выгодно отличают любые другие живые формы существования от человека, который явно отличается обусловленностью своего особого поведения и жизнедеятельности. К подобным ценностям относятся следующие качества: ценность самой жизни, деятельности, сознания, силы, предвидения, силы воли, целеустремлённости, мудрость, справедливость, самообладание, смелость, правдивость и искренность, любовь к ближнему, верность и преданность, вера и доверие, доброта и сострадание, смирение и скромность, ценность хорошего обращения с другими и тому подобное.

В целом же область духовных ценностей представляет собой сферу человеческого бытия, жизни, существования. Она имеется как внутри человека, так и за пределами его физического тела. Стоит учесть, что духовные ценности выделяют главные свои качества, среди которых находится ценность самой человеческой жизни. Для людей самоценность уже является большой ценностью, -- в отличие от обычной цены (стоимости) это нечто абсолютное, - понятие, обозначающее то же, что и святыня.

1. Понятие духовной ценности

Отмечается, что духовные ценности составляют фундамент культуры. Существование культурных ценностей характеризирует именно человеческий способ бытия и уровень выделения человека из природы. Ценность можно определить как общественную значимость идей и их обусловленность потребностями и интересами человека. Для зрелой личности ценности функционируют как жизненные цели и мотивы ее деятельности. Реализуя их, человек делает свой вклад в общечеловеческую культуру.

Ценности как часть мировосприятия обусловлены существованием общественных требований. Благодаря этим требованиям человек мог руководствоваться в своей жизни образом должного, необходимого соотношения вещей. Благодаря этому ценности формировали особенный мир духовного бытия, который поднимал человека над реальностью.

Ценность - явление общественное, поэтому к ней не может быть однозначно применен критерий истинности или ложности. Системы ценностей формируются и изменяются в процессе развития истории человеческого общества. Поэтому критерии ценностного выбора всегда относительны, они обусловлены текущим моментом, историческими обстоятельствами, они переводят проблемы истины в моральную плоскость.

Ценности имеют много классификаций. Согласно традиционно сложившимся представлениям о сферах общественной жизни ценности делятся на “материальные и духовные ценности, ценности производственно-потребительские (утилитарные), социально-политические, познавательные, нравственные, эстетические, религиозные”.1 Нас интересуют духовные ценности, которые являются центром духовной жизни человека и общества.

Существуют духовные ценности, которые мы находим на разных этапах развития человечества, в разных общественных формациях. К таким базовым, общечеловеческим ценностям относятся ценности добра (блага), свободы, истины, творчества, красоты, веры.

Что касается буддизма, то проблема духовных ценностей занимает в его философии главное место, поскольку сущностью и целью бытия, согласно буддизму, является процесс духовного поиска, совершенствования личности и общества в целом.

Духовные ценности с точки зрения философии включают в себя мудрость, понятия истинной жизни, понимание целей общества, понимание счастья, милосердие, терпимость, самосознание. На современном этапе развития буддийской философии ее школы расставляют новые акценты в понятиях о духовных ценностях. Важнейшими духовными ценностями становятся взаимопонимание между нациями, готовность к компромиссу ради достижения общечеловеческих целей, то есть главной духовной ценностью является любовь в самом широком смысле этого слова, любовь ко всему миру, ко всему человечеству без разделения его на нации и народности. Эти ценности органически вытекают из базовых ценностей буддийской философии. Духовные ценности мотивируют поведение людей и обеспечивают стабильное отношение между людьми в обществе. Поэтому когда мы говорим о духовных ценностях, нам не избежать вопроса о социальном характере ценностей. В буддизме духовные ценности непосредственно управляют всей жизнью человека, подчиняют себе всю его деятельность. Духовные ценности в философии буддизма условно разделены на две группы: ценности, имеющие отношение к внешнему миру, и ценности, относящиеся к внутреннему миру. Ценности внешнего мира тесно связаны с социальным сознанием, понятиями этики, морали, творчества, искусства, с пониманием целей развития науки и техники. К ценностям внутреннего мира относят развитие самосознания, совершенствование личности, духовное воспитание и т. п.

Буддийские духовные ценности служат решению проблем реальной, материальной жизни посредством воздействия на внутренний мир человека.

Мир ценностей - это мир практической деятельности. Отношение человека к явлениям жизни и их оценка осуществляются в практической деятельности, когда индивид определяет, какое значение предмет имеет для него, в чем его ценность. Поэтому, естественно, духовные ценности буддийской философии имели практическое значение в формировании традиционной культуры Китая: они внесли свой вклад в развитие эстетических основ китайской литературы, искусства, в частности пейзажной живописи и поэзии. Китайские художники обращают главное внимание на внутреннее содержание, духовный настроение того, что они изображают, в отличие от европейских, которые в первую очередь стремятся к внешней схожести. В процессе творчества художник ощущает внутреннюю свободу и отражает свои эмоции в картине, таким образом, духовные ценности буддизма имеют большое влияние и на развитие искусства китайской каллиграфии и Цвигун, ушу, медицины и т. д.

Хотя практически все философские системы, так или иначе, затрагивают вопрос о духовных ценностях в жизни человека, именно буддизм занимается ими непосредственно, так как основные проблемы, которые призвано решать буддийское учение - это проблемы духовного, внутреннего совершенствования человека.

Духовные ценности. Понятие охватывает общественные идеалы, установки и оценки, а также нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре и зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и противоправном, о смысле истории и предназначении человека и т. п.

Понятия «духовные ценности» и «духовный мир личности» неразрывно связаны. Если разум, рациональность, знания составляют важнейшие компоненты сознания, без которых целесообразная деятельность человека невозможна, то духовность, формируясь на этой основе, относится к ценностям, связанным со смыслом жизни человека, так или иначе решающего вопрос о выборе своего жизненного пути, смысла своей деятельности, ее целей и средств их достижения.

К духовной жизни, к жизни человеческой мысли относят, как правило, знания, веру, чувства, потребности, способности, стремления, цели людей. Духовная жизнь личности невозможна также без переживаний: радости, оптимизма или уныния, веры или разочарования. Человеку свойственно стремление к самопознанию и самосовершенствованию. Чем более развит человек, чем выше его культура, тем богаче его духовная жизнь.

Условием для нормальной жизнедеятельности человека и общества является овладение накопленными в ходе истории знаниями, умениями, ценностями, поскольку каждый человек -- необходимое связующее звено в эстафете поколений, живая связь между прошлым и будущим человечества. Свободно и непринужденно чувствует себя в современной культуре тот, кто с малых лет учится ориентироваться в ней, избирать для себя ценности, соответствующие личным способностям и склонностям и не противоречащие правилам человеческого общежития. Каждый человек располагает громадным потенциалом к восприятию культурных ценностей и развитию собственных способностей. Способность к саморазвитию и самосовершенствованию -- принципиальное отличие человека от всех других живых существ.

Духовный мир человека не исчерпывается знаниями. Важное место в нем занимают эмоции -- субъективные переживания по поводу ситуаций и явлений действительности. Человек, получив ту или иную информацию, испытывает эмоциональные чувства горя и радости, любви и ненависти, страха или бесстрашия. Эмоции как бы окрашивают приобретенные знания или информацию в тот или иной «цвет», выражают отношение человека к ним. Духовный мир человека не может существовать без эмоций, человек не бесстрастный робот, перерабатывающий информацию, а личность, способная не только обладать «спокойными» чувствами, но в которой могут бушевать страсти -- чувства исключительной силы, стойкости, длительности, выражающиеся в направленности помыслов и сил на реализацию определенной цели. Страсти ведут личность иногда на величайшие подвиги во имя счастья людей, а иногда и на преступления. Человек должен уметь управлять своими чувствами. Для управления как этими сторонами духовной жизни, так и всей деятельностью человека в ходе его развития вырабатывается воля. Воля -- это сознательная целеустремленность человека на выполнение тех или иных действий для достижения поставленной цели.

Мировоззренческая идея ценности рядового человека, его жизни заставляет сегодня в культуре, традиционно понимаемой как вместилище общечеловеческих ценностей, выделить ценности нравственные как важнейшие, обусловливающие в современной ситуации саму возможность его существования на Земле. И в этом направлении планетарный разум делает первые, но вполне ощутимые шаги от идеи нравственной ответственности науки к идее соединения политики и нравственности.

2. Структура духовных ценностей

Поскольку духовная жизнь человечества происходит и отталкивается все-таки от жизни материальной, то и структура ее во многом аналогична: духовная потребность, духовный интерес, духовная деятельность, созданные этой деятельностью духовные блага (ценности), удовлетворение духовной потребности и т.д.

Кроме того, наличие духовной деятельности и ее продуктов необходимо порождает особый род общественных отношений - эстетических, религиозных, нравственных и т.д.

Однако внешняя похожесть организации материальной и духовной сторон жизни человека не должна затемнять существующих между ними принципиальных различий. К примеру, наши духовные потребности в отличие от материальных не заданы биологически, не даны (хотя бы в основе своей) человеку от рождения. Это вовсе не лишает их объективности, только объективность эта другого рода - чисто социальная. Потребность индивида в освоении знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной необходимости - иначе человеком-то не станешь. Только вот «сама собой», естественным образом эта потребность не возникает. Она должна быть сформирована и развита социальным окружением индивида в длительном процессе его воспитания и образования.

Стоит заметить при этом, что вначале общество прямо формирует у человека лишь самые элементарные духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные же потребности более высокого порядка - в освоении как можно большей части богатств мировой культуры, участии в их создании - общество может формировать лишь косвенно, через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном саморазвитии индивидов.

Что же касается самих духовных ценностей, вокруг которых складываются отношения людей в духовной сфере, то этим термином обычно указывают на социально-культурное значение различных духовных образований (идей, норм, образов, догм и т.д.). Причем в ценностных представлениях людей непременно присутствует некий предписательно-оценочный элемент.

В духовных ценностях (научных, эстетических, религиозных) выражается общественная природа самого человека, а также условия его бытия. Это своеобразная форма отражения общественным сознанием объективных потребностей и тенденций развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла, справедливости, истины и пр. человечество выражает свое отношение к наличной реальности и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое должно быть установлено. Любой идеал всегда как бы «приподнят» над действительностью, содержит в себе цель, желание, надежду, в общем - нечто должное, а не сущее. Это-то и придает ему вид идеальной сущности, вроде бы совершенно ни от чего не зависимой. На поверхности виден лишь его предписывающий и оценивающий характер. Земные же истоки, корни этих идеализации, как правило, скрыты, потеряны, искажены. В том бы не было большой беды, если бы естественноисторический процесс развития общества и его идеальное отражение совпадали. Но так бывает далеко не всегда. Нередко идеальные нормы, рожденные одной исторической эпохой, противостоят действительности другой эпохи, в которой их смысл безвозвратно утрачен. Это указывает на наступление времени острого духовного противоборства, идеологических битв и душевных потрясений.

Следовательно, необходимо предложить классификацию ценностей, соответствующую различным сферам окружающей среды, с которыми сталкивается индивидуум. Такая классификация предложена, в частности, Н. Решером, он выделяет экономические, политические, интеллектуальные и другие ценности. На наш взгляд, такой подход страдает некоторой бессистемностью, хотя в целом предложенную классификацию можно принять и использовать. Тем не менее, мы предлагаем использовать в качестве критерия построения внешней классификации жизненные сферы, с которыми имеет дело индивидуум в процессе своего существования, тогда все ценности можно будет разделить на следующие группы:

1. Ценности здоровья - показывают, какое место в ценностной иерархии занимает здоровье и все связанное с ним, какие запреты являются более или менее сильными в отношении здоровья.

2. Личная жизнь - описывают совокупность ценностей, отвечающих за сексуальность, любовь и другие проявления межполового взаимодействия.

3. Семья - показывают отношение к семье, родителям и детям.

4. Профессиональная деятельность - описывают отношения и требования к работе и финансам для данного конкретного индивидуума.

5. Интеллектуальная сфера - показывают, какое место занимает в жизни человека мышление и интеллектуальное развитие.

6. Смерть и духовное развитие - ценности, отвечающие за отношение к смерти, духовному развитию, религии и церкви.

7. Социум - ценности, отвечающие за отношение человека к государству, обществу, политической системе и т.п.

8. Увлечения - ценности, описывающие, какими должны быть увлечения, хобби и проведение свободного времени индивидуумом.

Таким образом, предложенная классификация, на мой взгляд, отражает все типы жизненных сфер, с которыми может сталкиваться человек

3. Учение Макса Шелера о ценностях

Макс Шелер (нем. Max Scheler; 22 августа 1874, Мюнхен - 19 мая 1928, Франкфурт-на-Майне) - немецкий философ и социолог; профессор в Кёльне (1919-1928), во Франкфурте (1928); ученик Эйхена; противопоставил этике Канта учение о ценности; основоположник аксиологии (теории ценностей), социологии знания и философской антропологии - синтеза разрозненных естественнонаучных знаний о природе человека с философским постижением различных проявлений его бытия; сущность человека усматривал не в мышлении или волении, а в любви; любовь, согласно Шелеру, - это акт духовного единения, сопровождающийся мгновенным прозрением высшей ценности объекта.

Главные области его исследования - описательная психология, в частности психология чувства, и социология знания, в которой он различал ряд типов религиозного, метафизического, научного мышления (в зависимости от их установки по отношению и Богу, миру, ценностям, действительности) и пытался поставить их в связь с определенными формами общественной, практически-государственной и экономической жизни. Созерцающему и познающему человеку, согласно Шелеру, противостоят объективные, не созданные человеком предметные миры, каждый из которых обладает своей доступной созерцанию сущностью и своими законами (сущностными законами); последние стоят выше эмпирических законов существования и проявления соответствующих предметных миров, в которых эти сущности благодаря восприятию становятся данными. В этом смысле Шелер считает философию высшей, наиболее широкой по объему наукой о сущности. В конце своей духовной эволюции Шелер покинул почву католической религии откровения и развивал пантеистически-персоналистскую метафизику, в рамки которой хотел включить все науки, в том числе антропологию. Все же от своей феноменологически-онтологической точки зрения он полностью так и не отошел, но в центр его философии выдвинулись теперь проблемы философской антропологии, основателем которой он явился, и проблема теогонии.

Теория ценности Шелера

В центре мысли Шелера находится его теория ценности. Согласно Шелеру, ценность бытия объекта предшествовала восприятию. Аксиологическая действительность ценностей предшествовала знанию. Ценности и соответствующие им неценности (disvalues) существуют в объективно упорядоченных рангах:

ценности святого против неценностей порочного;

ценности разума (истина, красота, правосудие) против неценностей лжи, безобразия, неправосудия;

ценности жизни и чести против неценностей бесчестия;

ценности удовольствия против неценностей неудовольствия;

ценности полезности против неценностей бесполезного.

«Беспорядок сердца» происходит всякий раз, когда человек предпочитает ценность более низкого ранга ценности более высокого ранга, или неценности - ценностям.

4. Кризис духовных ценностей и пути его решения

духовная ценность шелер кризис

Можно сказать, что кризис современного общества последствие разрушения устаревших духовных ценностей, выработанных еще в эпоху Возрождения. Для того чтобы общество обрело свои морально-этические принципы, с помощью которых можно было найти свое место в этом мире, не разрушив себя, требуется изменение прежних традиций. Говоря о духовных ценностях эпохи Ренессанса, стоит отметить, что их существование на протяжении более чем шести веков, определяло духовность европейского общества, оказывало значительное влияние на материализацию идей. Антропоцентризм, как ведущая идея ренессанса, позволил развить многие учения о человеке, обществе. Ставя во главу угла человека как высшую ценность, система его духовного мира была подчинена этой идее. Несмотря на то, что многие добродетели, выработанные в эпоху Средневековья, были сохранены (любовь ко всем, труд и др.), все они направлялись на человека, как самого важного существа. Такие добродетели, как незлобие, смирение отходят на второй план. Для человека становится важным приобретение жизненного комфорта путем накопления материальных благ, что привело человечество к веку индустрии.

В современном мире, где большинство стран являются индустриальными, ценности Ренессанса исчерпали себя. Человечество, удовлетворяя свои материальные потребности, не обратило внимания на окружающую среду, не рассчитало последствий своих масштабных влияний на нее. Потребительская цивилизация ориентирована на получение максимальной прибыли при использовании природных ресурсов. То, что нельзя продать, не имеет не только цены, но и ценности.

Согласно потребительской идеологии, ограничение потребления может негативно сказаться на экономическом росте. Однако связь между экологическими трудностями и потребительской ориентацией становится все очевиднее. В основе современной экономической парадигмы лежит либеральная система ценностей, главный критерий которой свобода. Свобода в современном обществе это отсутствие препятствий для удовлетворения человеческих желаний. Природа рассматривается как резервуар ресурсов для удовлетворения бесконечных желаний человека. Результатом явились различные экологические проблемы (проблема озоновых дыр и парникового эффекта, истощение природных ландшафтов, пополняющееся число редких видов животных и растений и т. д.), которые показывают, каким жестоким стал человек по отношению к природе, обличают кризис антропоцентрических абсолютов. Человек, выстроив для себя удобную материальную сферу и духовные ценности, сам утопает в них. В связи с этим возникла необходимость выработки новой системы духовных ценностей, которая бы могла стать общей для многих народов мира. Еще русский ученый Бердяев, говоря об устойчивом ноосферном развитии, разрабатывал мысль обретения общечеловеческих духовных ценностей. Именно они в будущем призваны определить дальнейшее развитие человечества.

В современном обществе постоянно возрастает число преступлений, насилие и вражда являются привычными для нас. По мнению авторов, все эти явления результат объективации духовного мира человека, то есть опредмечивания его внутреннего бытия, отчуждения и одиночества. Следовательно, насилие, преступность, ненависть это выражение души. Стоит задуматься, чем сегодня наполнены души и внутренний мир современных людей. У большинства это злоба, ненависть, страх. Возникает вопрос: где следует искать источник всего отрицательного? Как считают авторы, источник находится внутри самого объективированного общества. Ценности, которые долгое время нам диктовал Запад, не могут удовлетворить нормы всего человечества. Сегодня можно сделать вывод о том, что наступил кризис ценностей.

Какую роль ценности играют в жизни человека? Какие ценности являются истинными и необходимыми, первоочередными? На эти вопросы и попытались ответить авторы на примере России, как государства уникального, полиэтнического, поликонфессионального.

Также Россия имеет свою специфику у нее особое геополитическое положение, промежуточное между Европой и Азией. На наш взгляд, Россия, наконец, должна занять свое положение, независимое ни от Запада, ни от Востока. Мы вовсе не говорим в данном случае об изолированности государства, мы лишь хотим сказать, что у России должен быть свой путь развития, с учетом всех ее специфических черт.

На протяжении многих веков на территории России проживают народы разных конфессий. Замечено, что определенные добродетели, ценности и нормы -- вера, надежда, любовь, мудрость, мужество, справедливость, воздержание, соборность -- совпадают во многих религиях. Вера в Бога, в себя. Надежда на лучшее будущее, которая всегда помогала справляться людям с жестокой реальностью, пересилить свое отчаяние. Любовь, выражающаяся в искреннем патриотизме (любовь к Родине), почете и уважении к старшим (любовь к ближним своим). Мудрость, включающая в себя опыт наших предков. Воздержание, являющееся одним из важнейших принципов духовного самовоспитания, выработки силы воли; во время православных постов помогающее человеку сблизиться с Богом, частично очиститься от земных грехов. В русской культуре всегда было стремление к соборности, единению всех: человека с Богом и окружающим миром как творением Божьим. Так же соборность носит и социальный характер: русский народ на протяжении истории Руси, Российской империи для защиты своей Родины, своего государства всегда проявлял соборность: во время Великой Смуты 1598-1613 гг., в период Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941-1945 гг.

Проследим, какова сегодняшняя ситуация в России. Многие российские люди остаются неверующими: они не верят ни в Бога, ни в добро, ни другим людям. Многие утрачивают любовь и надежду, становясь озлобленными и жестокими, впуская в свои сердца и души ненависть. Сегодня в российском обществе первенство принадлежит западным материальным ценностям: материальные блага, власть, деньги; люди идут по головам, достигая своих целей, наши души черствеют, мы забываем о духовности, морали. На наш взгляд, за выработку новой системы духовных ценностей несут ответственность представители гуманитарных наук. Авторы данной работы являются студентами специальности социальная антропология. Мы считаем, что новая система духовных ценностей должна стать основой устойчивого развития России. На основе анализа необходимо выявить те общие ценности в каждой религии и разработать систему, которую важно внедрять в сферу образования и культуры. Именно на духовной основе должна строиться вся материальная сфера жизни общества. Когда каждый из нас осознает, что человеческая жизнь это также есть ценность, когда добродетель станет нормой поведения каждого человека, когда мы, наконец, преодолеем ту разобщенность, которая присутствует сегодня в обществе, именно тогда мы сможем жить в гармонии с окружающим миром, природой, людьми. Для российского общества сегодня необходимо осознать важность переоценки ценностей своего развития, выработки новой системы ценностей.

Если в процессе развития умаляется или игнорируется его духовно-культурный компонент, то это неизбежно ведет к упадку общества. В современное время во избежание политических, социальных и межэтнических конфликтов, необходим открытый диалог между мировыми религиями, культурами. Основу развития стран должны составлять духовные, культурно-религиозные силы.

Заключение

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Ценностные ориентиры определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение.

Система социальных ценностей вырабатывается культурно-исторически, на протяжении тысячелетий, и становится носителем социального, культурного наследования, культурно-этнического или культурно-национального наследования. Таким образом, различия в ценностном мировоззрении - это различия в ценностных ориентациях культур народов мира.

Проблема ценности явлений окружающего нас мира, человеческой жизни, ее целей и идеалов всегда была составляющей частью философии. В XIX веке эта проблема стала предметом многочисленных социальных исследований, получивших название аксиологических. В конце XIX - начале XX веков проблема ценностей занимает одно из ведущих мест в творчестве русских идеалистических философов Н. Бердяева, С. Франка и др.

Сегодня, когда человечество вырабатывает новое общепланетарное мышление, когда различные общества и культуры обращаются к единым общечеловеческим ценностям, проблема их философского изучения -практическая и теоретическая необходимость, обусловленная включением нашей страны в общеевропейскую и обще планетарную системы ценностей. В настоящее время в обществе происходят болезненные процессы отмирания ценностей тоталитарных режимов, возрождения ценностей, связанных с христианскими идеями, инклюзия уже принятых народами Запада ценностей демократических государств. Лабораторией для философского изучения этих процессов и формирования новых ценностей являются средства массовой информации, развитие которых в нынешнем столетии поставило их вровень с такими общепринятыми коммуникативными факторами культуры, непосредственно синтезирующими социальные ценности, как религия, литература, искусство.

Масс-медиа стали одним из компонентов психо-социальной среды обитания человечества, они претендуют, и не без основания, на роль очень мощного фактора формирования мировоззрения личности и ценностной ориентации общества. Им принадлежит лидерство в области идеологического воздействия на общество и личность. Они стали трансляторами культурных достижений и, бесспорно, активно влияют на принятие, либо отрицание обществом тех или иных ценностей культуры.

Список использованной литературы

1. Алексеев П.В. Философия: Учебник / П.В. Алексеев., А.В. Панин-М.: Проспект,1996.

3. Джеймс У. Воля к вере / У.Джеймс.-М.: Республика, 1997.

4. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко. Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.

5. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.

6. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы "круглого стола") // Вопросы философии. 1996. № 2.

Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. - М.: МАКС Пресс, 2003.

7. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

8. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

9. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2-х тт. М., 1989.

10. Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Ценности как идеальное представление в сознании, влияющее на поведение людей во всех сферах жизнедеятельности. Классификация ценностей: традиционные, базовые, терминальные, ценности-цели и ценности-средства. Иерархии от низших ценностей к высшим.

    реферат , добавлен 07.05.2011

    Философия как рациональное учение об общих ценностях, регулирующих отношения между бытием и сознанием. Наделение Я человека неотъемлемым правом выбора тех или иных ценностных ориентаций. Области ценностей согласно концепции ценностей Г. Риккерта.

    контрольная работа , добавлен 12.01.2010

    Общее понятие ценности человека. Категория жизненного смысла. Общая черта ценностей гуманизма. Область ценностей. Жизнь как ценность. Биологическая, психическая и интеллектуальная стороны жизни. Ценности на границах жизни. Ценностные функции смерти.

    реферат , добавлен 14.11.2008

    Экзистенциальные ценности человека и общества. Эссенциальные и экзистенциальные основания бытия человека. Профессиональная этика теле- радиожурналистов. Актуализация духовных ценностей в жизненном мире современного человека.

    материалы конференции , добавлен 16.04.2007

    Внутренняя духовная жизнь человека, основные ценности, которые лежат в основе его существования как содержание духовной жизни. Эстетические, нравственные, религиозные, правовые и общекультурные (образовательные) ценности как составная духовной культуры.

    реферат , добавлен 20.06.2008

    Предыстория аксиологии. Становление философской теории ценности в конце XIX– начале XX веков. Общие методологические предпосылки аксиологического исследования. Что такое ценности. Конструктивная аксиология и её принципы. Альтернативы аксиологии.

    реферат , добавлен 22.05.2008

    Человек как природное, социальное и духовное существо согласно философским убеждениям. Эволюция взглядов на связь человека и общества в разные эпохи его существования. Разновидности культур и их влияние на человека. Ценности и смысл человеческого бытия.

    реферат , добавлен 20.09.2009

    Формы морали как основные препятствия на пути возвышения человека и установления между людьми искренних отношений. Вопрос о ценности моральных ценностей и тем. Задачи философской этики. Воздействие на мораль античной философии и христианской религии.

    реферат , добавлен 08.02.2011

    Кризис сциентистских ценностей, попытки преодоления нигилизма, построение и обоснование новых духовных ориентиров в конце XIX - начале XX вв. Основные идеи "философии жизни": жизнь как целостностный метафизическо-космический процесс, рассудок и интуиция.

    реферат , добавлен 09.03.2012

    Возникновение и содержание понятия ценности. Гуманистическое измерение современной цивилизации. Значение гуманистических ценностей для развития России. Аксиологический императив.

Под социальными ценностями и нормами понимают установленные в обществе правила, образцы, эталоны поведения людей, регулирующие общественную жизнь. Они определяют границы допустимого поведения людей применительно к конкретным условиям их жизнедеятельности.

Признаки социальных ценностей:

  • 1) Являются общими правилами для членов общества.
  • 2) Не имеют конкретного адресата и действуют непрерывно во времени.
  • 3) Направляются на регулирование общественных отношений.
  • 4) Возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
  • 5) Возникают в процессе исторического развития.
  • 6) Их содержание соответствует типу культуры и характеру социальной организации общества.

Способы регулирования поведения людей социальными ценностями:

  • 1) Дозволение - указание на варианты поведения, которые желательны, но не обязательны.
  • 2) Предписание - указание на требуемое действие.
  • 3) Запрет - указание на действия, которые не следует совершать.

Всякая классификация ценностей по типу и уровню неизменно

условна в силу того, что в нее вносятся социальные и культурные значения. К тому же трудно вставить ту или другую ценность, имеющую свою многозначность (например, семья), в определенную графу. Тем не менее, можно дать следующую условно упорядоченную классификацию социальным ценностям.

Витальные: жизнь, здоровье, телесность, безопасность, благосостояние, состояние человека (сытость, покой, бодрость), сила, выносливость, качество жизни, природная среда (экологические ценности), практичность, потребление и т. д.

Социальные: социальное положение, трудолюбие, богатство, работа, семья, единство, патриотизм, терпимость, дисциплина, предприимчивость, склонность к риску, равенство социальное, равенство полов, способность к достижениям, личная независимость, профессионализм, активное участие в жизни общества, ориентированность на прошлое или будущее, экстралокальная или же земляческая ориентация, уровень потребления.

Политические: свобода слова, гражданские свободы, хороший правитель, законность, порядок, конституция, гражданский мир.

Моральные: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, честность, бескорыстие, порядочность, верность, взаимопомощь, справедливость, уважение к старшим и любовь к детям.

Религиозные: Бог, божественный закон, вера, спасение, благодать, ритуал, Священное Писание и Предание.

Эстетические: красота (или, напротив, эстетика безобразного), стиль, гармония, следование традиции или новизна, культурная самобытность или подражание.

Рассмотрим некоторые из них более подробно, принимая, что деление по указанным категориям условно и одни и те же ценности могут быть приняты в разных сферах.

Семья, родственники, старшее поколение. Во всех культурах существует большая или меньшая степень уважения к этим социальным элементам, что получает выражение как в поведении людей (уважение младших к старшим), так и в формах обращения.

В азиатских и африканских культурах возраст почитается обычно как признак мудрости и опыта и становится подчас одним из стержней культуры. Идентификация индивида осуществляется в идентификации его с предками, хотя существует широкая вариативность в решении этого вопроса для различных культур. Если у ряда кочевых народов считается делом чести помнить о 9-12 предшествующих поколениях в разных ответвлениях, то в современном индустриальном обществе человек редко хранит память больше чем о двух поколениях предков по прямой линии.

Межличностные отношения. Установка на равенство или иерархичность в отношениях с другими людьми является одним из критериев различия культур. То, что европеец воспринимает как покорность, послушание, отказ человека от своей свободы, для других культур означает признание права уважаемого и влиятельного человека на руководство. Ориентация на индивидуализм или солидаризм во многом различает Запад и восточные культуры, что подробнее будет рассмотрено в последующих главах.

Богатство. Материальное богатство как ценность присуще, казалось бы, всем культурам. Однако в действительности отношение к нему весьма различно и сам предмет богатства зависит от характера хозяйства. Для кочевых народов важнейшее богатство - скот, для оседлого крестьянина - земля, в феодальном обществе статус индивида был напрямую связан с богатством, демонстрируемым в образе жизни.

Отношение к богатству зависит во многом от доминирующего фактора социальности. В доиндустриальном обществе демонстративное богатство играло важную роль, так как было наиболее очевидным свидетельством могущества и влияния его обладателей, их принадлежности к высшему классу. Накопление богатства, столь необходимое во всяком обществе, снижало статус владельца, если только оно не было предназначено для последующей раздачи или употребления на общее благо. Сословия, владеющие денежным богатством,- купцы и ростовщики - пользовались большей частью низким престижем, а особенно ростовщики как люди, извлекающие пользу из затруднений других людей.

Положение радикально меняется в индустриальном обществе. По мере роста капитализма именно накопленный и скрытый капитал, пущенный в оборот, приобретает наибольшую ценность в общественном сознании. Влияние и мощь владельца зависят от движения капитала по невидимым финансовым каналам, хотя бы сам владелец вел относительно скромный образ жизни. На более позднем этапе, в период массового производства, наступает новый поворот, растет расширенное потребление, переходящее в демонстративное, при котором товары и услуги приобретаются не в силу их собственных свойств, а потому, что они дороги, т. е. доступны только состоятельным людям. Обращение к демонстративному потреблению не только доставляет удовлетворение, но и повышает статус богатых во мнении и отношении окружающих. Эта тенденция проникает и в другие слои, которые могут испытывать удовлетворение от приобщения к престижному расточительству.

Труд как ценность. Труд имеет отнюдь не только хозяйственное значение или служит фактором, определяющим социальные отношения. Труд еще и важная культурная ценность. Это всегда присутствует как в народной мудрости, так и в более сложных системах морали или идеологии. Так, во многих языках существуют сходные пословицы: «Терпение и труд все перетрут» (и наоборот:«Под лежачий камень вода не течет»). В художественной литературе изящно выразил свое отношение к труду Вольтер: «Труд устраняет от нас три большие напасти: скуку, порок и нужду». Правда, в духе своего аристократического круга он поставил на первое место скуку.

Конечно, отношение к труду, как и к другим ценностям, определяется не только духовными или моральными критериями, а оказывается противоречивым, зависимым во многом от других факторов, среди которых следует выделить следующие: а) производственные, т. е.

классовый статус человека и его отношение к собственности, так как оценки своего положения для предпринимателя и работника по найму могут резко различаться; б) профессиональные, охватывающие престиж той или иной профессии; в) технологические, т. е. отношение человека к той или иной стороне производства (станку, конвейеру, компьютеру), которое может варьироваться от высокой заинтересованности до равнодушия и даже враждебности.

По перечисленным параметрам, очевидно, отношение к труду может быть и негативным как к источнику угнетения, зависимости, как к фактору, сковывающему личностное развитие и подавляющему жизненные силы. Еще в Древней Греции возник миф о Сизифе, обреченном выполнять тяжелый и бессмысленный труд. В христианском или же мусульманском рае человек навсегда был освобожден от труда и мог лишь предаваться чувственным или духовным радостям. В народных сказках зачастую ленивый дурак, лишенный алчности, но обладающий добрым сердцем, больше преуспевает, чем постоянно озабоченный и прижимистый накопитель.

Во всякой классово-дифференцированной системе субъективная незаинтересованность трудящихся в своей работе замещается принуждением, которое может носить характер прямого принуждения (работа «из-под палки», под угрозой наказания) или же чисто экономической необходимости, т. е. физического выживания, в поддержании своей семьи.

Конечно, существует и общественно-бесполезная и вредоносная трудовая деятельность и то, что отвечает интересам отдельного человека, группы или коллектива, но может расходиться с интересами общества в целом. Поэтому регуляция трудовой деятельности требует соединения трудовых ориентации с моральными мотивами.

Кроме того, существуют нормы общечеловеческие, национальные, классовые, групповые, межличностные.

Таким образом, ценности - это не то, что можно купить или продать, это то, ради чего стоит жить. Важнейшая функция социальных ценностей - играть роль критериев выбора из альтернативных способов действий. Ценности любого общества взаимодействуют между собой, являясь принципиальным содержательным элементом данной культуры.

Отношение между культурно-предопределяемыми ценностями характеризуется двумя следующими чертами. Во-первых, ценности по степени их общественной значимости складываются в определенную иерархическую структуру, подразделяясь на ценности более и менее высокого порядка, более предпочитаемые и менее предпочитаемые. Во-вторых, отношения между этими ценностями могут быть как гармоничными, взаимно подкрепляющими, так и нейтральными, даже антагонистическими, взаимоисключающими. Эти отношения между социальными ценностями, складываясь исторически, наполняют конкретным содержанием культуру данного типа.

Основная функция социальных ценностей- быть мерилом оценок - ведет к тому, что в любой системе ценностей можно выделить:

то, что предпочитается в наибольшей степени (акты поведения, приближающиеся к общественному идеалу, - то, чем восхищаются). Важнейшим элементом системы ценностей является зона высших ценностей, значение которых не нуждается в каком-либо обосновании (то, что превыше всего, что ненарушимо, свято и не может быть нарушено ни при каких обстоятельствах);

  • то, что считается нормальным, правильным (как поступают в большинстве случаев);
  • то, что не одобряется, порицается и - на крайнем полюсе системы ценностей - предстает как абсолютное, самоочевидное зло, не допускаемое ни при каких обстоятельствах.

Сформировавшаяся система ценностей структурирует, упорядочивает для индивида картину мира. Важная особенность социальных ценностей заключается в том, что в силу их всеобщего признания они воспринимаются членами общества как нечто само собой разумеющееся, ценности стихийно реализуются, воспроизводятся в социально значимых поступках людей. При всем разнообразии содержательных характеристик социальных ценностей можно выделить некоторые объекты, с неизбежностью связанные с формированием ценностной системы. В их числе:

  • определение природы человека, идеал личности;
  • картина мира, мироздания, восприятие и понимание природы;
  • место человека, его роль в системе мироздания, отношение человека к природе;
  • отношение человека к человеку;
  • характер общества, идеал общественного устройства.

Заметим, что в течение всей жизни одна система ценностей может подтверждаться, другая - отбрасываться ввиду своей несостоятельности. В результате образуется некая иерархия, в которой содержатся понятия, применимые и актуальные для каждого человека. Социальные ценности - это понятие, которое формируется у каждого индивидуально, потому в одном обществе тяжело найти двух человек, у которых бы данная система была одинакова. Очень часто индивид сталкивается с тем, что его принципы идут вразрез с новыми системами, или же теоретические основы не стыкуются с реальной жизнью. В этом случае начинают формироваться многослойные системы, в которых провозглашаемые ценности зачастую расходятся с действительностью.

Ценностные ориентации - это результат социализации индивидов, то есть освоения ими всех существующих видов общественных норм и требований, которые предъявляются к отдельным людям или членам социальной группы. Основа их формирования лежит во взаимодействии опыта, который есть у людей, с образцами существующей общественной культуры. На основе этих понятий формируется собственное представление о характере личных притязаний. Деловые отношения всегда содержат в своей структуре ценностный аспект. Он определяет явные и скрытые стандарты поведения. Существует такое понятие, как профессиональные ценности социальной работы, обозначающие устойчивые представления и убеждения людей о характере целей, способах их достижения и принципах будущей жизни. Эти ценности ориентируют социального работника на основные принципы его поведения в работе и ответственность за свою деятельность. Они помогают служащему любой сферы определиться с теми правами и обязанностями, которые у него есть как у профессионала. Социальные ценности начинают формироваться в раннем детстве. Их основным источником являются окружающие ребенка люди. В этом случае основополагающую роль играет пример семьи. Дети, наблюдая за родителями, начинают им подражать во всем. Потому, решаясь завести детей, будущие мама и папа должны понимать, какую ответственность на себя берут.

Многообразие потребностей и интересов личности и общества выражается в сложной системе ценностей, которые классифицируются по разным основаниям. По содержанию различаются ценности, соответствующие подсистемам общества: материальные (экономические), политические, социальные и духовные. Материальные ценности включают производственно-потребительские (утилитарные) ценности, связанные с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности включают нравственные, познавательные, эстетические, религиозные и другие идеи, представления, знания.

Ценности имеют конкретно-исторический характер, они соответствуют тому или иному этапу развития общества либо относятся к различным демографическим группам, а также профессиональным, классовым, религиозным, политическим и иным объединениям. Неоднородность социальной структуры общества порождает неоднородность и даже противоречивость ценностей и ценностных ориентаций.

По форме бытия различаются предметные и идеальные (духовные) ценности. Предметные ценности – это естественные блага, потребительная стоимость продуктов труда, социальные блага, исторические события, культурное наследие, моральное добро, эстетические явления, отвечающие критериям красоты, предметы религиозного культа. Эти ценности существуют в мире конкретных вещей, явлений, функционирующих в жизнедеятельности людей. Главной сферой предметных ценностей выступают продукты целесообразной деятельности человека, воплощающей представления личности и общества о совершенстве. В качестве предметно воплощенной ценности может выступать как результат деятельности, так и сама деятельность. Предметные ценности предстают как объекты потребностей и интересов человека.

К духовным ценностям относят общественные идеалы, установки и оценки, нормативы и запреты, цели и проекты, эталоны и стандарты, принципы действия, выраженные в форме нормативных представлений о благе, добре, зле, прекрасном и безобразном, справедливом и несправедливом, правомерном и неправомерном, о смысле истории и предназначении человека. Идеальная форма бытия ценностей реализуется либо в виде осознаваемых представлений о совершенстве, должном и необходимом, либо в виде неосознаваемых влечений, предпочтений, желаний, стремлений.

Духовные ценности неоднородны по содержанию, функциям и характеру требований к их реализации. Существует целый класс предписаний, программирующих цели и способы деятельности – это стандарты, правила, каноны. более гибкие, предоставляющие достаточную свободу в реализации ценности это нормы, вкусы, идеалы.

По субъекту – носителю ценностного отношения – различаются ценности надиндивидуальные (групповые, национальные, классовые, общечеловеческие) и субъективно-личностные. Личностные ценности формируются в процессе воспитания и образования, накопления жизненного опыта индивида. Надиндивидуальные ценности – это результат развития общества и культуры. Те т другие ценности неразрывно связаны между собой.

Ценности определяются потребностями и интересами личности и общества, поэтому они имеют сложную структуру, особую иерархию. В ее основании лежат фундаментальные блага, необходимые для жизни человека как живого существа (природные богатства, материальные условия жизни) и высшие ценности, зависящие от социальной сущности человека, его духовной природы. Первая группа – это утилитарные ценности, они определяются внешней внеположной человеку целью. Практическая, утилитарная ценность есть ценность средства, так как полезность вещи определяется той задачей, которой она призвана служить. Выполнив свою задачу, эта вещь в качестве ценности умирает. Вторая группа – духовные ценности. Они имеют внутреннее основание. духовная ценность имеет самодостаточный характер и не нуждается в лежащих вне ее мотивах. Утилитарные прагматические ценности определяют цели деятельности, духовные ценности – смысл человеческой деятельности.

Духовные ценности обладают неутилитарным и неинструментальным характером. Они не служат ни для чего иного, напротив, все иное приобретает смысл лишь в контексте с высшими ценностями. Духовные ценности составляют стержень культуры определенного народа, фундаментальные отношения и потребности людей. Выделяются общечеловеческие ценности (мир, жизнь человечества), ценности общения (дружба, любовь, доверие, семья), социальные ценности (представление о социальной справедливости, свободе, правах человека), ценности стиля жизни, самоутверждение личности. Высшие ценности реализуются в бесконечном множестве ситуаций выбора.

В обыденно-жизненной практике мы часто употребляем выраже­ние "социальная ценность", "приоритет", "ценное в человеке", "ценное открытие", "моральные и эстетические ценности", "честь", которые фиксируют в разнородных предметах какое-то общее свойство - быть тем, что может вызвать у разных людей (групп, слоев, классов) совсем разные чувства.

Однако определение обыденным сознанием положительной или отрицательной значимости материальных предметов, правовых или мо­ральных требований, эстетических склонностей, интересов, потребностей оказывается явно недостаточным. Если стремиться познать природу, сущность этой значимости (значение чего-либо), то необходимо опреде­лить, что такое общечеловеческие и социально-групповые, классовые ценности. "Приписывание" предметам ценности как таковой через их полезность, предпочтительность или пагубность не позволяет понять ни механизм возникновения и функционирования ценностного измерения системы "человек - окружающий мир", ни того, почему погибают одни социальные установки, а на смену им приходят другие.

Безусловно, необходимо отметить существование общих ценно­стей, которые выступают как определенные регулятивные принципы че­ловеческого поведения и деятельности. Однако это положение нельзя абсолютизировать. В противном случае мы так или иначе приходим к признанию, что история общества есть реализация системы "вечных цен­ностей". Тем самым невольно игнорируется социально-экономическая основа общественного строя.

Ценности выражают прежде всего общественно-исторические отношение к значимости всего того, что так или иначе включено" в сферу действенно-практических связей системы "человек - окру­жающий мир". Необходимо подчеркнуть, что общественные и личные потребности, цели, интересы есть не только отражение изменчивого общественного бытия людей, но и являются внутренним, эмоционально-психологическим мотивом этого изменения. Материальные, духовные и социальные потребности составляют тот естественно-историчес­кий базис, на котором возникают ценностные отношения человека к объективной реальности, к своей деятельности и ее результатам.

Ценностный мир как отдельного человека, так и общества в це­лом имеет определенный иерархический порядок: разные типы ценно­стей взаимосвязаны и взаимообусловлены друг с другом.

Ценности можно разделить на предметные (материальные) и иде­альные (духовные).

К материальным ценностям относятся потребительные стоимо­сти, отношение собственности, совокупность материальных благ и т.д.

Социальные ценности составляют духовную жизнь человека, его общественную и моральную честь, его свободу, достижения науки, социальную справедливость и т.д.


Политические ценности - это демократия, права человека.

Духовные ценности бывают этические и эстетические. Этиче­ские- это традиции, обычаи, нормы, правила, идеалы и т.д.; эстетиче­ские - область чувств, природные качества предметов, образующие их внешнюю сторону. Второй пласт эстетических ценностей- предметы искусства, которые составляют итог преломления эстетических свойств мира через призму человеческого таланта.

Мир ценностей разнообразен и неисчерпаем, как многогранны и неисчерпаемы общественные интересы и потребности личности. Но, в отличие от потребностей, которые направлены непосредственно на какой-то предмет, ценности относятся к сфере необходимости. На­пример, добро, справедливость как ценности существуют не фак­тически, а как значимости. А значимость ценностей определяется в соотношении с потребностями общества и уровнем его экономического развития.

Человечество не только создает ценности в процессе обществен­но-исторической практики, но и оценивает их. Оценка есть единство оценочного суждения (оценки процесса) и оценочных отношений (оцен­ки результата). Понятие оценки неразрывно связано с понятием ценно­сти. Как один из сложных и специфических моментов познания дейст­вительности процесс оценки содержит в себе моменты субъективности, условности, релятивности, но не сводится к ним, если оценка истинная Истинность же оценки заключается в том, что она адекватно отражает интерес познающего субъекта, а также в том, что в ней выявляется объ­ективная истина.

Научная оценка - оценка достижений и неудач науки, деятель­ности ученых и научных учреждений. Научная ценность той или иной объективной истины определяется тем, насколько глубоко отражает эта истина сущность вещей и как она служит на практике человечеству в его прогрессивном историческом развитии.

Политическая оценка - это осознание того, какую ценность представляют собой определенные явления общественной жизни для класса, социальной группы с позиций которых делается оценка.

Моральная оценка представляет собой важнейший элемент мо­рали как формы общественного сознания. Моральные правила и идеалы образуют то мерило, с помощью которого оцениваются конкретные человеческие поступки и общественные явления - как справедливые и несправедливые, хорошие или плохие и т.д.

Эстетическая оценка как один из моментов художественного освоения действительности заключается в сопоставлении произведений искусства и жизненных явлений с эстетическими идеалами, которые са­ми в свою очередь рождаются жизнью и преломляются через призму социальных отношений.

Оценки глубоко проникают в повседневную практическую жизнь человека. Они сопутствуют ему, составляют важную часть мировоззре­ния, индивидуальной и общественной психологии социальных групп, классов, общества.

Обобщенным критерием общечеловеческих ценностей явля­ется обеспечение личных свобод и прав каждого индивида, охрана физических и духовных сил, материальные и морально-правовые гарантии общества, которые содействуют реальному развитию че­ловека. В истории человечества именно эти ценности наиболее остро чувствовали, ярко и образно выражали гуманисты-писатели, философы, поэты, художники, ученые. Необходимо подчеркнуть, что эти ценности, в какой бы национально-традиционной форме они ни выражались, вы­ступают в качестве общепризнанных, хоть, может быть, не все люди сразу безоговорочно и автоматически их понимают как общечеловече­ские. Здесь следует учитывать и конкретно-исторические условия бытия каждого народа, его участие в общем потоке мировой цивилизации Раз­витие человечества - естественно-исторический процесс Общечеловече­ские ценности - результат этого процесса, их сущность исторически конкретна, отдельные ее составляющие меняются или актуализиру­ются, становятся приоритетными в определенный период истории. Понимание этой диалектики позволяет научно осмыслить иерархию цен­ностей, понять соотношения общечеловеческих, национальных, социаль­но-классовых и индивидуальных интересов, потребностей.

Ценности в любом обществе являются внутренним стержнем кул1-туры, характеризуют качество культурной среды, в которой живет чело­век, формируется как личность. Они - действенная сторона духовной жизни. В них проявляются отношения человека, общества к миру, который удовлетворяет или не удовлетворяет человека, и именно поэтому ценности помогают социализации человека, его самоопре­делению, включению в конкретно-исторические условия культур­ного бытия.

ФИЛОСОФИЯ ЦЕННОСТЕЙ (АКСИОЛОГИЯ)

Одним из первых мыслителей-философов, кто поставил вопрос о сущности и ценности блага, был Сократ. Связано это было с кризисом афинской демократии, сменой культурных образцов организации бытия человека и общества, потерей ориентиров в духовной жизни людей.

В дальнейшем в философии стало развиваться и утверждаться учение о природе ценностей, закономерностях их возникновения, становления и функционирования, их месте и роли в жизни человека и общества, о связи ценностей с другими феноменами жизни людей, о классификации ценностей и их развитии. Оно получило название аксиология (от греч. axia - ценность и logos - слово, учение). Впервые данное понятие было применено французским мыслителем П. Лапи в 1902 г., а потом немецким философом Э. Гартманом в 1908 г.

Для юридических наук и юридической практики феномен "ценность" имеет большое значение, так как в контексте понимания и трактовки ценностей в стране принимаются нормативные акты, характеризуются деяния субъектов в судебных процессах. В деятельности судов феномен ценности присутствует всегда и во всем.

Нельзя также исключить ценность из целеполагания людей, из формулирования концепций будущего, из отношений между людьми и странами, из процессов преемственности традиций, обычаев, укладов, культур в жизни этносов, народностей и наций.

ЦЕННОСТИ В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА И ОБЩЕСТВА

В результате изучения материала данной главы студент должен: знать

  • причины и источники возникновения ценностей в жизни человека и общества;
  • критерии классификации ценностей;
  • классификацию ценностей;
  • представителей философской мысли, разрабатывавших проблему ценностей;
  • содержание и особенности ценностей в современной России; уметь
  • осмысливать место и роль ценностей в юридической деятельности;
  • применять знания о ценностях в определении роли права и закона в жизни человека и общества;
  • анализировать ценностные аспекты в юридической теории и практике;
  • прогнозировать развитие ценностей в современной России; владеть навыками
  • использования положений аксиологии в оценке противоправных деяний;
  • применения ценностного подхода в практической деятельности юриста;
  • включения ценностных регулятивов в формирование личности юриста;
  • разработки нормативных документов с позиций ценностного подхода.

Сущность ценностей и их классификация

После выделения аксиологии в самостоятельную область философских исследований появилось несколько типов концепций ценностей: натуралистический психологизм, трансцендентализм, персоналистический онтологизм, культурно-исторический релятивизм и социологизм.

Натуралистический психологизм сформировался в результате исследований А. Мейнонга, Р. Б. Перри, Дж. Дьюи, К. И. Льюиса и др. По их утверждениям, источник ценностей находится в биопсихологически интерпретированных потребностях человека. Сами же ценности могут быть эмпирически фиксированы как специфические факты наблюдаемой реальности. В рамках данного подхода используется феномен "стандартизации ценностей", т.е. к ценностям можно относить любые предметы , которые удовлетворяют потребности человека.

Концепция аксиологического трансцендентализма , созданная баденской школой неокантианства, трактует ценность как идеальное бытие нормы , соотносящееся не с эмпирическим, а с "чистым", трансцендентальным, или нормативным, сознанием. Будучи идеальными предметами, ценности

нс зависят от человеческих потребностей и желаний. В результате сторонники данной концепции ценностей становятся на позиции спиритуализма, постулирующего сверхчеловеческий "логос". Как вариант, Н. Гартман для освобождения аксиологии от религиозных предпосылок обосновывает феномен независимого существования сферы ценностей.

Концепция персоналистического онтологизма сформировалась в недрах аксиологического трансцендентализма как способ обоснования существования ценностей вне реальности. Наиболее видный представитель данных воззрений Макс Шелер (1874-1928) утверждал, что реальность ценностного мира гарантирована "вневременной аксиологической серией в Боге", несовершенным отображением которой служит структура человеческой личности. Более того, сам тип личности определяется свойственной ей иерархией ценностей, которая и образует онтологическую основу личности. Согласно утверждениям М. Шелера ценность существует в личности и имеет определенную иерархию, нижнюю ступеньку в которой занимают ценности, связанные с удовлетворением чувственных желаний. Более высокие ценности - это образ прекрасного и познание. Высшей ценностью является святое и идея Бога.

Для культурно-исторического релятивизма , у истоков которого стоял

В. Дильтей, характерна идея аксиологического плюрализма , под которым понималась множественность равноправных ценностных систем, опознающихся при помощи исторического метода. По существу данный подход означал критику попыток создания абсолютной, единственно правильной концепции ценностей, которая была бы абстрагирована от реального культурно-исторического контекста.

Интересным является тот факт, что многие последователи В. Дильтея, например О. Шпенглер, А. Дж. Тойнби, II. Сорокин и др., раскрывали содержание ценностного смысла культур посредством интуитивис.тского подхода.

Что касается социологической концепции ценностей , родоначальником которой был Макс Вебер (1864-1920), то в ней ценность трактуется как норма , способ бытия которой является значимостью для субъекта. Данный подход М. Вебер применил для интерпретации социального действия и социального знания. В последующем позиция М. Вебера была развита. Так, у Ф. Знанецкого (1882-1958) и особенно в школе структурно-функционального анализа понятие "ценность" приобрело обобщенно-методологический смысл как средство выявления социальных связей и функционирования социальных институтов. По представлениям ученых, ценностью является любой предмет, который обладает поддающимся определению содержанием и значением для членов какой-либо социальной группы. Установки же являются субъективной ориентацией членов группы по отношению к ценности.

В материалистической философии к трактовке ценностей подходят с позиций их социально-исторической, экономической, духовной и диалектической обусловленности. Реальные ценности для человека, сообществ конкретны, историчны и обусловлены характером деятельности людей, уровнем развития общества и направленностью развития данных субъектов, они носят конкретно-исторический характер, и для выявления их природы и сущности следует использовать диалектико-материалистический подход и такой критерий, как мера, который характеризует переход количественных показателей в качественные.

Ценность - это совокупность социальных и природных предметов (вещей, явлений, процессов, идей, знаний, образцов, моделей, стандартов и т.д.), которые обусловливают жизнедеятельность человека, общества в рамках меры соответствия объективных законов развития человека или общества и ожидаемых (планируемых) людьми целей, результатов.

Ценность появляется в результате сравнения, выраженного посредством умозаключения в определенном суждении, предметов реального мира (идеальных образов), которые могут и предопределяют развитие (прогрессивное или регрессивное) человека и сообщества, с теми, которые не могут, не способны или противоречат данному процессу. Это может происходить и часто происходит на уровне чувств, а не на уровне познанных законов развития, например, человеческого организма.

Ценности закрепляются в различных формах, например добра , если это относится к моральной деятельности, моральному поведению, отношению, сознанию, или в формах, отражающих содержание прекрасного, совершенного, если это относится к эстетической стороне общественного сознания и деятельности, в канонах конкретных религий, если это связано с конфессиональной жизнью человека и общества, в нормативных актах, регламентирующих общественные отношения с использованием государственного принуждения, и т.д.

Другими словами, категория "ценность" отражает в качественном выражении степень соответствия, совпадения реального или мыслимого явления (вещей, процессов, мыслей и т.д.) потребностям, целям, устремлениям, планам, программам конкретной личности, сообщества, страны, партии и т.д., которые обусловливают процесс гармоничного и эффективного развития ранее перечисленных субъектов. Именно поэтому предметы реального мира, связи и взаимодействия между людьми приобретают признаки, которые переводят образцы, модели, стандарты человеческого бытия в разряд ценностей.

Ценности возникают, формируются и утверждаются в сознании конкретного человека на основе его реальной деятельности, взаимоотношений с природой и с себе подобными посредством определенного критерия, которым с позиций философского и общенаучного закона развития природы, общества, в том числе и личности, согласно закону взаимоперехода количественных изменений в качественные, является мера соответствия. Любым феноменам бытия как отдельного человека, так и общества можно придать статус ценности. Данный критерий раскрывает "предел", своеобразную "границу", за которыми изменение количества, т.е. содержания явлений, процессов, знаний, образований и т.д., влечет за собой изменение их качества или "переход" их в ценность.

Следует обратить внимание па тот факт, что данный критерий не только позволяет людям определять момент перехода феноменов бытия людей в ценность, но одновременно с этим моментом "внутренне" включается

в ценность, преобразуя компоненты жизни людей в эго качественное их свойство.

С одной стороны, данный критерий конкретен , а с другой - относителен , ибо для разных людей и сообществ он требует уточнения, "наполнения" количественным содержанием, так как реальные условия жизни человека и общества изменяются. Например, если взять такой компонент жизни человека как вода , то критерий перехода его в ценность для жителей средней полосы и пустыни будет различным по содержанию.

Содержательно отличным будет данный критерий и для такого компонента жизни людей, как право. Так, если этот компонент включен в жизнедеятельность общества с демократическим режимом, содержание критерия "мера соответствия" будет включать обширные количественные признаки, которые будут совсем другими, чем в стране, где имеет место тоталитаризм. Классифицировать ценность можно по разным основаниям. В контексте философского подхода в качестве такого основания можно использовать требования, заключенные в закономерных связях категорий "общее - особенное - единичное" (рис. 11.1), т.е. изначально по родовому признаку, потом но видовому и далее - но типическому. С учетом того, что ценность является феноменом социальным, предопределяется и обусловливается объективными закономерностями развития человека и общества, а в качестве се сущностного признака-критерия выступает мера соответствия законам развития личности , общества , родовым ее "носителем" будут являться все предметы реального мира , а также духовные образования , которые соответствуют объективным закономерностям развития человека и общества.

Рис. 11.1. Вариант классификации ценностей

Так как все наши отношения отражены в формах общественного сознания, формы проявления ценностей можно классифицировать по формам общественного сознания. Такой подход позволяет выделить следующие формы ценностей: конфессиональные (религиозные); моральные (нравственные); правовые ; политические ; эстетические ; экономические ; экологические и т.д.

Виды ценностей непосредственно связаны с основными субъектами бытия социального: человеком и общностями людей. Они могут быть обусловлены такими показателями, как уровень воздействия ценностей на личность и на общество в целом; характер воздействия ценностей на социум.

Данные признаки раскрывают содержание взаимодействия личности с другими субъектами общественных отношений. Следовательно, по каждому из выделенных признаков в конкретном роде ценностей можно будет выделить свои подвиды.

По уровню воздействия на процесс развития ценности могут быть классифицированы по следующим показателям: революционные , эволюционные , контрреволюционные.

По характеру воздействия ценности в каждом виде могут быть классифицированы по следующим результатам: вызывающие позитивное развитие; вызывающие негативное развитие.

Вызывающие позитивное развитие, или так называемые социально одобряемые изменения в личности и обществе, - это такие ценности, которые по характеру воздействия на социум или личность придают им нужную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. Их перечень достаточно обширен и включает в себя сверхинтеллектуальность, сверхмотивацию, счастливый случай, талантливость, гениальность, одаренность и т.д.

Негативные , или так называемые социально не одобряемые, ценности это такие ценности, которые по своему характеру воздействия на социум или личность придают им ненужную , часто, может быть, даже прямо противоположную, в соответствии с законами развития, обусловленность и детерминацию. В контексте данного подхода их можно подразделить следующим образом. Во-первых, они могут быть сугубо личностного направления. Во-вторых, они могут, наряду с личностными негативными воздействиями, включать антисоциальное действие (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками, близкими. В-третьих, они могут характеризоваться сочетанием упорного антисоциального действия личности с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими личностями. В-четвертых, они могут быть полностью антисоциальными.

Признанной и достаточно востребованной в научной литературе является классификация ценностей, разработанная В. П. Тугариновым . Она содержит три ступени.

На первой ступени автор делит ценности на положительные и отрицательные в зависимости от характера их оценок. К первым он относит ценности, которые вызывают положительные эмоции и получают положительные оценки в рамках форм общественного сознания, ко вторым - те, которые вызывают отрицательные эмоции и получают отрицательные оценки.

На второй ступени, в зависимости от принадлежности ценностей к конкретным субъектам бытия , автор делит их на индивидуальные , групповые и общечеловеческие. Здесь все очевидно. К индивидуальным относятся те ценности, которые имеют значимость для одного человека (индивида), к групповым - те, которые имеют значимость для группы людей. Наконец, к общечеловеческим относятся те ценности, которые имеют значимость для всего человечества.

ценности жизни, ибо они предопределены биологическим существованием человека, его физиологическим бытием;

- ценности культуры, ибо они обусловлены результатами духовно- преобразовательной деятельности человека, созданием им "второй природы" своего бытия.

В свою очередь, ценности жизни включают в себя следующие феномены: а) саму жизнь человека, ибо только ее наличие позволяет выявить другие ценности и пользоваться ими ; б) здоровье человека; в) труд как способ существования общества и основа формирования самого человека;

  • г) смысл жизни как цель, которая придает этой жизни высшую ценность;
  • д) счастье и ответственность быть личностью; е) общественная жизнь как форма и способ бытия человека; ж) мир как уровень отношений между людьми и форма ценностного бытия людей; з) любовь как высший уровень проявления человеческих чувств человека к человеку и к обществу, являющийся основой патриотизма и героизма; и) дружба как высшая форма коллективных взаимоотношений людей; к) материнство и отцовство как высшие формы проявления ответственности людей перед своим будущим.

Что касается ценностей культуры, то В. П. Тугаринов делит их на три подгруппы: 1) материальные ценности; 2) духовные ценности; 3) социально-политические ценности.

К материальным ценностям, или материальным благам, относятся предметы, удовлетворяющие материальные потребности людей и обладающие двумя важными свойствами: а) они дают основу реальной активности людей, жизнь; б) являются значимыми сами по себе, ибо без них не может быть жизни ни у человека, ни у общества.

К духовным ценностям относят те феномены реальной жизни, которые удовлетворяют потребности духовной жизни людей. Эго достаточно поли- аспектный феномен, который востребуется мышлением человека и одновременно развивает духовную жизнь общества: а) результаты духовного творчества людей; б) различные виды и формы этого творчества (литература, театр, мораль, религия и т.д.).

К социально-политическим ценностям ученый относит все то, что обслуживает потребности социальной и политической жизнедеятельности людей. В качестве таковых выступают: а) различные социальные институты (государство, семья, общественно-политические движения и т.д.);

б) нормы общественной жизни (право, мораль, обычаи, традиции, уклад жизни и т.д.); в) идеи, обусловливающие устремления людей (свобода, равенство, братство, справедливость и т.д.).

Особенностью социально-политических ценностей является то, что они имеют отношение и к материальной, и к духовной жизни человека. Их отсутствие воспринимается людьми как насилие и над телом, и над духом. Им присущ двойственный характер. Они есть результат творчества и человека, и общества с его институтами.

Особое место в такой классификации ценностей автор отдает образованию, или просвещению, которое занимает промежуточное положение между духовными и социальными ценностями, хотя по роли в обществе является социальной ценностью, а по содержанию - духовной.

Есть в современной философской мысли и другие варианты классификации ценностей. Однако все имеющиеся подходы в той или иной степени уточняют или дополняют уже изложенные варианты.

  • См.: Тугаринов В. П. О ценностях жизни и культуры. Л.. 1960.
  • В некоторых культурах, например в буддизме, жизнь не рассматривается как высшая ценность.