29.09.2019

Где сокровище ваше, там и сердце ваше. Ибо где сокровище ваше, там и сердце ваше будет


(проповедь – рассуждение)

Так уж устроен человек, что едва научившись говорить, он сразу начинает задавать вопросы. Эта черта, присущая каждой человеческой личности – величайший Божий дар. Маленький человек, еще не научившись как следует думать, уже пытается всему найти объяснение.

С возрастом вопросы: «почему трава зеленая?», или «куда ночью прячется Солнце?» и тысячи других «почему?», рано или поздно разрешившись, сменяются другим вопросом, который человек задает уже не родителям, а самому себе на протяжении все жизни: «кто я?»…

И вдруг оказывается, что на этот вопрос нет ответа… сколько умных книг написано о том, как расщепляются атомы, из чего состоят небесные светила. Уже не составляет труда заглянуть внутрь клетки, или вычислить траекторию какой-нибудь кометы, а такая маленькая, но всемогущая в своих глазах песчинка продолжает терзать себя вопросом: «кто я?».

Великий врач древности Парацельс говорил: «Если против какой-либо болезни предлагается слишком много средств, это значит, что болезнь неизлечима».

Спросите у биолога, у химика, у врача, психолога или философа, что такое или кто такой человек, и скорее всего услышите длинную лекцию, состоящую из ряда научных фактов, сильно разбавленных частным мнение каждой науки. И, наверное, только очень-очень умный ученый, почесав седую бороду, скажет: «не знаю…»

Библия на первых своих страницах отвечает на этот вопрос просто, четко, однозначно и без всякой софистики: человек – образ и подобие Бога. (Быт. 1:26)

Так… значит, если я образ и подобие Бога, мы с Богом должны быть очень похожи. Странно, неужели Бог такой ограниченный, страстный, такой же злой, как созданный Им человек? Может так же сильно ненавидеть и мстить, может находиться в плохом настроении и хорошем? Если это так, значит нужно наладить с Ним отношения как с начальником, раз уж все равно некуда деваться…

По этому принципу развивались все или почти все языческие религии. Ведь у человека есть врожденная тяга к Богу, к Небу, желание узнать, что из себя представляет Тот, Кого я не вижу, но каким-то непостижимым образом знаю, что Он есть.

Но только Библия говорит, что это естественное стремление искажено грехом, что человек, самовольно отступив от Бога, сам лишил себя возможности с пользой для себя реализовать свои духовные порывы. Человечество пошло в совершенно противоположную сторону, принимая свою больную природу за изначально богоподобие. Но если бы этот путь вел в пустоту – это еще полбеды. В конце концов, человечество бы увидело свою ошибку и оглянулось бы назад. Но вся трагедия в том, что на этом пути человека ждет тот, кто выдает себя за Бога.

Daemon est Deus inversum (дьявол есть перевернутый Бог), которому очень нужны люди, чтобы образ и подобие Бога сделать своим образом и подобием. И человечество покорно пошло за сатаной, предпочтя правде Божией просто физическое удобство и выгоду. Зачем верить во что-то невидимое и непостижимое, если можно своими руками создать себе объект веры и просить его только о том, чтобы мне было хорошо, а для этого можно и обмануть, и украсть, и убить... Так и сбылись над падшим человеком слова …смертию умрешь (Быт. 2:17), потому этими словами подводится не физиологический итог человеческой жизни, а нравственный.

«Что человек, когда его заветные желанья – еда и сон? Животное и все!» (В. Шекспир). Достаточно прочесть Ветхий Завет, чтобы увидеть в какую мерзость превращается образ и подобие Божие без Бога. А уже в Новом Завете апостол Павел в нескольких строках дает исчерпывающую характеристику язычеству: Но как они, познав Бога, не прославили Его, как Бога, и не возблагодарили, но осуетились в умствованиях своих, и омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся…Они заменили истину Божию ложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца, Который благословен во веки, аминь. И как они не заботились иметь Бога в разуме, то предал их Бог превратному уму - делать непотребства, Они знают праведный суд Божий, что делающие такие (дела) достойны смерти; однако не только их делают, но и делающих одобряют. (Рим. 1 гл.)

Даже евреи – избранный народ ждали не Царства Божия, а лишь собственного благоденствия. Поклоняясь Истинному Богу они были насквозь пропитаны языческой моралью, как и все остальное человечество. Все стремления были направлены на приобретение земных благ, даже Мессия виделся им как некий суперполитик и не более того, а о Небе не было и речи.

Именно поэтому Христос не пошел ни к правителям, ни к священникам, а обратил Свою проповедь к самым обычным людям, призвав их не заботиться о земном, призвав их не только верить в Бога, но и верить Богу, верить в то, что без Бога нет и не может быть никакого блага, что тленно земное сокровище – ничто по сравнению с Бесконечным Богом, и Его любовью. Господь не учил, что можно, а что нельзя делать, Он учил людей какими должно быть. Не выгода, не удовольствие, не достаток, а любовь – вот содержание человеческой жизни. Любовь в абсолютном смысле слова до забвения себя, до смерти. Вот истинно сокровище, которое Господь принес человечеству с неба. Творец не стал объяснять зло, или оправдывать его неизбежность – Он просто пошел на Крест… «Полюби Бога и делай что хочешь» - отвечал блаженный Августин на вопрос: как жить по вере?

Но как трудно подчас дается человеку это шаг, потому что воля разучилась действовать независимо и привязана к вещем материальным, чувственным. Поэтому стоит только человеку сознательно встать на путь спасения, как все его естество начинает сопротивляться, воспринимая Божий промысл как некое насилие над своей самостью.

В свете христианского откровения мы видим свое истинное больное «я» и только благодаря любви к Богу можно через себя перешагнуть – покаяться, признать, что мир со всеми его благами – ничто по сравнению с вечностью и что дом наш не здесь, а там – у Бога, и что не надо строить Вавилонскую башню, чтобы подняться к Нему. Напротив надо преклонить перед Богом колени и впустить Его в свое сердце.

Се стою у двери и стучу (Откр. 3:20) Бог Сам добровольно ограничил Свое всемогущество во имя человеческой свободы, чтобы мы не испытывали перед Ним мистического ужаса, как язычники, а чтобы мы любили Его и верили Ему. «Надо чувствовать в Боге просящего подаяния любви нищего, ждущего у дверей и никогда не дерзающего их взломать». (В. Лосский)

Господь просит нас дать Ему свое сердце, то есть мысли, чувства, весь внутренний мир, чтобы сделать ас вечными и совершенными, вернуть человеку утраченные образ и подобие. И видимым воплощением Царства Небесного на земле Христос оставил Церковь, как хранилище небесного дара спасения, и уже никакие силы зла неспособны расхитить или осквернить это сокровище. «Много раз при Арии, при гуманистах, при Вольтере, при Дарвине вера, несомненно, катилась ко всем чертям. И всякий раз погибали черти». (Г. Честертон)

Но к величайшему огорчению Церковь Христова – носительница веры, добра и истины, в современном мире лишь остров в океане бесчестья, лжи, язычества и новомодного мракобесия. По этому океану можно плавать сколь угодно долго и каждый раз штормы мирских соблазнов будут относить все дальше и дальше от этого спасительного острова. Так зачастую и происходит: не видя высшего смысла бытия, человек сам придумывает себе смысл жизни и сводит все свои физические, душевные и духовные силы лишь к одному – угождению себе. Делит весь мир на «полезное» и «бесполезное». Грешное человечество чувствует себя хозяином на земле, забывая про то, что Бог заповедовал возделывать ее, а не цинично потреблять, ничего не давая взамен. И терния и волчцы растит земля своему насильнику в виде землетрясений, озоновых дыр и неизлечимых болезней.

Где уж тут задуматься о небесном сокровище, когда любое желание можно удовлетворить нажатием кнопки? Заем идти «тесными вратами», любить врагов, терпеть искушения, если тебя всегда ждут в Рериховской «Шамбале»? зачем каяться, просит милости Божьей, если можно свою судьбу узнать из гороскопа, зачем иметь память смертную, если у тебя тысячи перерождений?

Вот только некоторые из тех утешений, которые предлагает дьявол людям, отчаявшимся найти смысл жизни. И как страшно поверить всему этому и отдать на поругание сатане свое сердце, свою волю и разум, полностью оторвать себя от источника жизни, который есть Бог «везде сый и вся исполняяй, сокровище благих и жизни подателю…», «…прииди и вселися в ны»… Но разве может вселиться «сокровище благих» в того, кто вслед за горьковским Сатиным повторяет: «человек это звучит гордо!». Так и хочется добавить; «а выглядит отвратительно».

Чем же гордиться, если все без исключения дано Богом, если человечество не создало ничего принципиально нового, а только вновь и вновь повторяет уже сделанные ошибки. Создав цивилизацию, люди прилепились к ней не только физически, но и морально. Уже никто не мыслит своего существования без удобств, данный прогрессом, а вот без молитвы, без покаяния, без смирения даже очень удобно жить.

Сердце сегодняшнего человека всецело принадлежит миру, удобному, комфортному, но абсолютно морально деградировавшему. Но все равно в каждом живет сознательное или бессознательное желание обрести вечное нетленное сокровище, ведь для человеческого счастья необходимо прикоснуться к той истине, что касается надживотной, надприродной сущности человека.

Нас всех тянет к небу, но теперь вокруг нас десятки, если не сотни «небес». На одном Будда, на другом Кришна, на третьем – Аллах, да и само христианство разбито на множество осколков-конфессий, вот уже не первый год когда-то Православную Россию по ТВ поздравляют с католическим Рождеством, одновременно нарекая наступающий год именем «голубой свиньи», «красной крысы», или еще какого-нибудь языческого мутанта. И все это слушают, всему этому верят, потому что человечество мучает духовный голод, и не имея элементарной религиозной культуры оно, как маленький ребенок тянет в рот всякую дрянь.

Безусловно, духовные искания необходимы. Каждому хочется, наконец обрести свою личность и ответить на вопрос: «кто я? Для чего? Где Бог? Кому покланяться? Во что верить?» казалось бы – вот оно Евангелие, открой, прочти, увидь себя «в зерцале благодати Божьей», но гордость влечет человека на совершенно иные пути: вместо Царства Небесного ему нужно» всемирное правительство», вместо милости Божьей – самосовершенствование. Но совершенство для чего? Дурак, совершенствуясь, становится круглым, так и грешник, совершенствуя себя становится настоящим, полноценным исчадьем ада, со слезами умиление взирающим на так называемых «учителей», которые попирая все человеческие ценности, требуют поклонения только себе.

Но разве умер за меня Будда, или Рерих, или Магомет, чтобы я не погиб, но имел жизнь вечную? Разве кто-то из них отдал душу свою во имя спасения собственных убийц? Нет! Это сделал только Христос, все учение Которого заключается в Его собственной жертвенности и безграничной любви. Разве кто-нибудь из тех, чьи учения лежат в основе других религий, обещал быть со мной до скончания века? Разве кто-нибудь из них был Богом?

Когда ищешь себя, смысл своего существования, когда к сердцу твоему протянуты сотни рук, нельзя ошибиться. Истинный Бог никого насильно не зовет к Себе, но предлагает человеку сделать свободный выбор. Истинное учение открывает взору реальное положение вещей в мире, реальные ценности, обещая человеку не удачу, не благосостояние, не благополучие, а жизнь с Богом. Но чтобы сподобиться такой жизни, нужно много претерпеть. Христу угодны не сильные и богатые, а нищие духом, плачущие, изгнанные за правду, им Он обещает награду на небесах.

Наша Церковь стоит на крови мучеников, которые не пожелав отказаться от Христа, противопоставили Его всем остальным ценностям и идеалам. Церковь стоит благодаря подвигу и молитве иноков, которые возлюбили Бога так, что почли за ничто земные сокровища.

Не здесь, среди суеты, преступления, идолопоклонства находится сокровище человечества, а у Бога. А приобрести это сокровище можно только ценой собственного сердца. Сердца сокрушенного и смиренного Бог не уничижит . (Пс. 50), писал пророк Давид, в избытке познавший мирскую славу и богатство и убедившись в их бесполезности.

Каждый вставший на путь спасения во Христе должен знать, что именно является его сокровищем, должен надеясь на милость Творца стяжать это сокровище, должен любить Бога более всякого творения, как бы прекрасно и вожделенно оно не было, должен в полной мере отдавать себе отчет, в чем состоит его вера, куда она его ведет, и что ждет на этом пути. Но самое главное – это отдать свое сердце Богу. И только тогда когда мы выбросим весь хлам и мусор, всю нечистоту из нерукотворенного храма нашей души, Сокровище благих придет и вселится в нас!

Сегодня мы говорим об успехе. Важно, чтобы у нас был успех, потому что мы живем и для себя и для Бога. Для Бога мы поем, восхваляем Его духовным песнопением. Но есть еще один пункт для полного успеха - это то, что мы делаем для мира. Написано, что горящую свечу не ставят под стол. Нужно не только добыть огонь, но и выставить его, чтобы посветить.

Бог был с Иосифом. Он делал какие-то непонятные для поверхностного взгляда дела, скупал зерно и потом продавал его, а когда началась засуха, он принес государству огромные финансы. Он не раздавал все это голодным, но написано, что Бог был с ним и он был успешен. Библия в этом смысле скупа на слова. Книга большая, слово «успех» в ней не так часто используется. И если говорится об успехе, то о Божьем успехе. Библия успехом называет тот успех, который не у человека, но у Бога. Как, например царь Вавилонский захватил весь мир, но Бог показывает нам, что не в этом успех. Давайте посмотрим на успех как таковой, что же это? Что же говорит Библия об успехе?

Мф.6:19-21 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше

У людей с возрастом уже ослабевают телесные инстинкты, которыми движимо любое живое существо. Эти инстинкты помогают жить и выживать. Нас природа учит, поэтому мы живем автоматически. Нас никто не учил дышать или смотреть. Нам дана душа, и она развивается по определенным закономерностям, которые не приходят от этой земли. Душа дана нам от Бога. Если земля и тело - это только дизайн Бога, то внутренняя жизнь человека не от земли, но от Самого Бога, от другой сущности. Душа человека имеет иную природу. И она у нас внутри. У нее есть свои правила. Мы учимся соотносить духовное с душевным, с плотским, и ставить на первое место душу, потому что она вечна. Она является нашей стартовой площадкой. Для успеха вся наша жизнь, наша семья и все, что у нас есть, тоже должно служить этой цели. В Писании сказано, где сокровище ваше, там будет и сердце ваше. Сокровищем мы считаем что-то такое, что действительно ценно, что человек прячет, охраняя. Человек из притчи Иисуса пошел и купил все поле, потому что он нашел на нем сокровище. Он все купил, лишь бы только вот это сокровище иметь и сохранить.

А что для нас ценно? Мы должны здесь не промахнуться. Что позволяет нам иметь какие-то инстинкты, как-то развлекаться и при этом не отвлечься? Написано, что имеющий семью будь как не имеющий. Имеющий этот мир будь как не имеющий.
Мы должны всегда помнить, где находится наше сокровище, потому что есть духовный закон: где сокровище наше, там будет и сердце наше. Сердце - это центр, это то, что есть у нас от неба. То, что пришло от Бога. Если тело подчиняется закону по принципу: прах ты и в прах возвратишься, то душа не возвращается в прах, потому что есть вселенский порядок и для души другое определение. Их никуда не денешь, потому что они не разлагаются, их не отменишь, поэтому их приходится помещать в колбу. Ужасно оказаться в вечной изоляции в капсуле!

О своем сокровище нужно серьёзно думать. Библия говорит, что все равно примагнитит душу туда, где сокровище сердца. Если человек хочет на небо, в вечность, видеть Отца небесного, то он все время должен тестировать, не обесценилось ли это для него? Как нам представлено небо? Зачем человеку небо? Небо представлено нам Иисусом Христом: «Видевший Меня видел Отца», Он - Царь Небесного царства. Любя Христа и ценя Его, определяя Его как своё сокровище в жизни, мы не ошибемся. А кто-то, может, любит ребёнка, кто-то любит жену. Мы много чего любим в жизни, но сокровище - это что-то сокровенное, оно бывает дальше всего. Иисус в притчах нам говорит, что действительно для человека ценно.

Иногда бывает, что человеку нужно всё потерять, чтобы определить, что же у него является сокровищем, без чего жизнь прекращает иметь смысл. Христос сказал, что Он есть путь, истина и жизнь. Его учения для нас - это сокровище. Я ради этого живу, чтобы эта истина осталась и жила все больше и больше, чтобы люди понимали, что вот это истина. Это ценно для меня и это сокровище. Если для вас сокровище что-то иное, то ваше место в «колбе». Tim

Где «находится» ваше сердце? Что вы цените больше всего в жизни? Хотите вы узнать, что для вас является самым глав­ным приоритетом? Для этого достаточно определить, что вы любите больше всего на свете, что является для вас смыслом Жизни, наибольшей ценностью. Что для вас важнее всего: работа, семья, дети?..

Однажды на служении сестра из нашей церкви рассказала о своем горе. У нее была дочь - единственный ребенок, кото­рого она воспитывала сама, без мужа. Девочка была скромной и порядочной, но, когда ей исполнилось девятнадцать лет, она вдруг исчезла. Три года эта женщина ничего не знала о своей дочери. Она плакала и горевала, пыталась наложить на себя руки... Ее сердце принадлежало дочери, она жила только ради нее. Потом она пришла в церковь и на ночной молитве рыдала и просила, чтобы за нее молились. Мы молились, и через две недели ее дочь позвонила. Оказалось, что она просто убежала с мужчиной. Эта женщина потом рассказывала, что если бы она не пришла в церковь, то не смогла бы справиться со сво­им горем. Когда исчезла ее дочь - исчез смысл жизни. Непра­вильный приоритет чуть не стал причиной трагедии.

Бог, создав мир, установил определенный порядок, по ко­торому должен жить каждый человек. Вы можете потерять абсолютно все, но Господь всегда будет оставаться Источни­ком радости и счастья для вас. Бог дал вам жизнь, и Он спосо­бен дать вам взамен лучшее по сравнению с тем, что вы поте­ряли. Если ваше сердце принадлежит Богу, то, несмотря на потери, у вас остается главное - Бог. У вас остается Тот, Кто может возместить любую потерю и дать вам намного больше.

Я уже говорил о том, что, когда приехал в Украину, меня в течение года грабили четыре раза. Кто-то может спросить: «Почему Бог это допустил?» Но Он просто проверял, чему или кому принадлежит мое сердце! Если бы украденные вещи для меня были самой большой ценностью, то я уже давным-давно бы уехал из Украины! Но я размышляю по-другому: «Укра­ли - слава Богу! Значит, у меня будет еще лучший телевизор, еще лучший видеомагнитофон, еще лучшая одежда...» Мое сердце принадлежит Богу. Я знаю, что Он способен дать мне все, в чем я нуждаюсь.

Вы ничего не потеряете, если посвятите свою жизнь, свое сердце Богу. Наоборот, вы многое приобретете. Многие из вас по разным причинам потеряли своих мужей и жен. Вы жили ради них и поэтому с тех пор, как расстались с ними, чувству­ете себя так, будто вы умерли. Ваша жизнь стала горькой и безрадостной, бесцельной и бессмысленной. Но к тем, кото­рые отдали свои сердца Богу, утешение приходит свыше. Бог Сам становится для них источником радости, счастья, вдохно­вения, гармонии, новых жизненных сил.



Апостол Павел, чьим сокровищем была Божья любовь и чье сердце было всецело посвящено Господу, писал: «...для меня жизнь - Христос, и смерть - приобретение» (Филиппийцам 1: 21).

Я как пастор стремлюсь воспитать в членах церкви хрис­тианский характер, помочь определить жизненные ценности и расставить приоритеты в соответствии с библейским учением, чтобы на этой основе у них сформировалось христианское ми­ровоззрение и отношение к жизни, чтобы сердца людей были наполнены любовью к Богу. Если мне удастся достичь этой цели, то лидеры нашей церкви будут воспитывать людей, име­ющих характер Иисуса Христа, способных изменить судьбу страны, утвердить Царство Божье на этой земле. Такие люди смогут вывести страну из экономического кризиса, указать путь к благополучию и процветанию и на основе Божьего Слова научатся побеждать в любых ситуациях.

Духовные руководители должны осознать свою ответствен­ность за воспитание в каждом человеке праведности, искрен­ности, любви к Богу и к людям. Иисус желал, чтобы Его уче­ники не только посвятили свою жизнь служению Богу, но прежде всего любили Его всем своим разумением, всем естест­вом, всем своим сердцем. Если сердца людей будут отданы Богу, то церковь осуществит свое предназначение - явит славу Иисуса Христа этому миру и возвратит Ему эту землю. Именно поэтому духовный руководитель всегда должен хра­нить свое сердце в чистоте.

В Библии сказано: «Больше всего хранимого береги сердце твое, ибо из него источники жизни» (Притчи 4:23). Берегите свое сердце, так как в нем зарождаются все ваши мысли, дей­ствия и поступки (как хорошие, так и плохие). Обычно люди очень тщательно хранят свои деньги. Но Бог учит нас прежде всего хранить свое сердце. Люди совершают преступления, потому что допускают грех в свое сердце, они не следят за тем, чтобы сохранить его в чистоте. Тот, чье сердце праведно и чисто; тот, кто знает, что такое страх Божий, никогда не при­чинит зла своим близким, не совершит беззакония. Богобояз­ненному человеку будет страшно даже помыслить плохо о ком-то другом.



Есть несколько причин, почему лидер должен хранить свое сердце.

Причина первая. Наше отношение к людям и к жизни, все наши слова, действия и поступки берут начало в нашем серд­це. Поэтому наша жизнь будет зависеть от того, сумеем ли мы сохранить в своем сердце любовь, искренность, мир, святость, праведность, чистоту намерений и желание делать добро. Сто­ит пожертвовать многим, чтобы уберечь сердце от зла и нена­висти, своекорыстия и лицемерия, зависти и непрощения.

Сын мой! словам моим внимай, и к речам моим прикло­ни ухо твое;

Да не отходят они от глаз твоих; храни их внутри серд­ца твоего:

Потому что они жизнь для того, кто нашел их, и здра­вие для всего тела его.

Глубокая ночь- время, когда кроме собственных мыслей и ежесекундного стука сердца не слышно ничего. В эти безмолвные мгновения человеку свойственно задавать вопросы, на которые в дневное время суток, у него не хватит даже смелости о них задуматься.
Мироздание. Одиночество. Душа. Это та незабвенная троица, определяющая наше восприятие, сознание, сущность. Именно благодаря ей мы наполняем свою малюсенькую "шкатулку" разными ценностями и сокровищами. У каждого есть эта замечательная вещица, и,конечно же, у каждого она по-своему уникальна. Нередко боимся ее открыть лишний раз, ожидая того, что окружающие вскроют и заберут все драгоценности себе, но редко нам приходит в голову, что те же самые окружающие такие же, как и мы сами. Они тоже дорожат своей шкатулкой! Ах, как же противоречива человеческая натура!
Да что тут удивительного? К сожалению, вся наша жизнь пропитана противоречиями. Они встречаются везде и всюду, но особенно, когда речь идет о моральных устоях. Постоянно изо дня в день, из часа в час, даже из минуты в минуту всякому выпадает случай встретиться со сложным, но очень важным событием в жизни- с выбором. Он всегда встает на перепутье, ожидая от нас дальнейших действий. А что мы? Мы естественно начинаем паниковать, бить тревогу, особенно, если он очень трудный. Мы готовы принять любую весточку аж с другого конца Земли, дабы убедиться, что он ПРАВИЛЬНЫЙ, что мы не ошиблись. Нам важно знать как идти дальше. Ведь так надоело падать, ломать голову. Так хочется верить... Но разве та самая тревога не убивает нас? Разве она даст ответ, который бы мог удовлетворить все наши потребности? Но мы надеемся. Мы искренне надеемся, что после шторма обязательно настанет штиль, что после грозы обязательно будет радуга и, что после горестей наступит радость. Кем бы ни были, кем бы не являлись, не работали, в кого бы не верили или наоборот- мы всегда будем стремиться двигаться вперед, надеясь на то, что во время бури нам обязательно откроют дверь, когда наступит голод- всегда сможем насытиться и, когда родные покинут нас- не останемся одни.
В такие моменты внутри зажигается маленький, почти неузнаваемый, едва мерцающий, но при этом невероятно теплый и родной огонек, о котором писали многие великие авторы из разных эпох. Но, если люди говорят об одном и том же несколько столетий, значит это все не просто так? "Если звезды зажигают, значит это кому-нибудь нужно?" Конечно нужно! Необходимо в человеке разбудить человека! Необходимо ему помочь зажечь хотя бы одну свечу! Пускай она согреет его во время стужи и непогоды, пускай она откроет его шкатулку, чтобы вложить туда новые, доселе неизвестные ему сокровища, которые только украсят все его мысли и пробудят высокие чувства, потому что именно ТАМ и будет хранится его сердце.
Но, к несчастью, человек боится. Он боится открыть свою шкатулку, потому что оттуда часто забирали драгоценности, а вместо них кидали камни, чтобы избавиться от пустоты... Человек перестал ее открывать вообще, повесил тяжелый замок, от которого ноет все изнутри. Он дает ключ только избранным, только тем, кто знает, что там на дне. И не более. Человека тянет вниз. Как же помочь ему встать? Как помочь открыть его шкатулку вновь? Как помочь ему проснуться? Для начала нужно открыть свою. Открыть как можно шире, глубже, так, чтобы хватило место и для других шкатулок. Тогда человек поймет, что он не один- он один из нас! И он непременно захочет пойти дальше! Потому что он понял, что не покинут и никогда не будет покинутым.

Зажглась свеча! Зажглось новое время! Путь освещен. Иди и не сворачивай. Не бойся открывать шкатулку! Не бойся быть настоящим. Все еще только впереди. Все в твоих руках!

...шрам не болел уже девятнадцать лет. Всё было хорошо.

Доктор Морган вышел из палаты и огляделся. На жёстких больничных стульях справа по коридору печально ютилась тощая седеющая блондинка в аккуратной шляпке с вуалью. Док подошёл.

– Миссис Эванс? – Она подняла голову. Тускнеющие серо-зелёные глаза, окружённые мелкими морщинками, вцепились в него с обыкновенной для родственников пациента мольбой, но Морган всё равно вздрогнул.

– Мисс, – поправила его Петунья. – Я не замужем. – Доктор зачем-то почесал левой рукой нос. Наверное, решил, что она флиртует с ним, и посчитал нужным продемонстрировать массивное золотое кольцо на безымянном пальце. Она поторопила. – Так что?..

– Да, – кивнул доктор и потёр ладони друг о друга. Новости были неприятными. – Мисс Эванс, вы ведь были и в других больницах, верно? – Она кивнула, док заглянул в карту. – В Америке, Швейцарии, Израиле...

– Везде нам отказывали, – теряя самообладание, прервала его Тунья. – Вы – моя последняя надежда, доктор! Если не сможете вы, не сможет никто. – Она откинула вуальку и вперила в мужчину истерзанные слезами глаза.

Морган устало вздохнул и сел рядом.

– Мисс Эванс, у вашего племянника серьёзное психическое расстройство. Он не осознает, где находится, он живёт в мире иллюзий, и это не метафора. – Морган облизнул губы и взял несчастную женщину за тонкую руку. – Ни одно из известных медицине психических заболеваний не походит на это. Он будто бы болен всем сразу, и мы не можем сказать, почему. Мы не знаем, что с ним. – Петунья отняла руку и вцепилась в сумочку.

– Не знаете? – Она медленно встала. Высокая, тонкая, когда-то давно, наверное, красивая. – Вы же врачи, – в её голосе узнавались знакомые нотки женской истерики. Док приготовился к крику, но она не кричала. – Вы же спасаете людей от неминуемой смерти, но не можете помочь потерявшемуся человеку найти себя? – Её тихий говор сошёл через шёпот в немой упрёк. Её затрясло. – У меня погиб единственный сын, муж ушёл от меня, друзья отказались иметь со мной дело, и Гарри, сын моей сестры, моей Лили, погибшей вместе с мужем, когда их сыну не было и двух лет, – единственный оставшийся у меня родной человек! – захлёбываясь горем, проговорила она. – Пожалуйста. – Петунья внезапно рухнула на колени, молитвенно сложа руки у сердца. – Пожалуйста... – Док попытался поднять женщину, но безуспешно – она потеряла сознание.

– Сестра, воды! – Последнее, что она услышала сквозь накатившую темноту.

Петунья нервозно постукивала пальцем по кромке гранёного стакана с валерианой, сидя в кабинете главврача лечебницы.

– Так вы... – Она глубоко вздохнула. – Так вы попробуете?

– Мы можем попытаться, мисс Эванс, но ничего не обещаем. Его болезнь – новая, неизвестная, единичная. Других таких случаев мы не знаем. Лечить мистера Поттера лекарствами от шизофрении – возможно, не самая лучшая идея, но пока что единственная. – Толстый лысеющий господин в белоснежном халате, похожий на моржа, вращал в руках маленькие песочные часы и не смотрел в глаза обессилевшей женщине.

– Я согласна. – Она извлекла из ридикюля ручку. – Где подписать? – Из ящика стола белым голубем надежды вылетела бумага – смертный приговор или спасение. Дрожащей рукой она расписалась. Доктор кивнул, и в его усах промелькнула жуткая улыбка живодёра, которому дали ещё одну лабораторную крысу.

Тунью передёрнуло. Она поднялась и чуть пошатнулась, сестра придержала её за локоть, но женщина отмахнулась.

– Могу я его увидеть? – Морж невнятно дёрнул бровями так, что очки съехали по носу.

– Конечно, конечно. Пока мы не начали лечение, вы можете повидаться с племянником.

– А потом?.. – насторожилась она.

– Политика лечебницы не позволяет родственникам видеться с больными во время приёма лекарств, – встряла до того молчащая сестра. – Это может нарушить действие препаратов. – Главврач кивнул, подтверждая слова сотрудницы.

– Ладно, это не так уж важно, – раздражённо согласилась она. – Тогда до свидания.

Её проводили в палату Гарри. Он сидел в кресле в ужасной больничной робе, глядя в туман за своим окном. Он совсем отощал, отказываясь от еды, и в свои тридцать шесть лет всё ещё казался подростком.

– Гарри, – позвала она, подходя ближе. Он повернулся. Копия Джеймса смотрела на неё глазами Лили.

– Флёр, я не знаю, куда ушла Мари-Виктуар, честное слово! – Тунья сглотнула слёзы.

– Я уже нашла её, не волнуйся. – Он просиял и вновь обернулся к окну.

– Такое чудесное утро для Лондона, верно? – Она встала рядом с ним и с интересом вгляделась в промозглый столичный день.

– Правда, мой дорогой, правда.

– Я волнуюсь за Альбуса, – сказал он уже будто бы другому человеку. – Каким будет его жизнь в Хогвартсе? – Поттер запрокинул голову, пересекаясь с тётей взглядом. У неё по щеке покатилась слеза. – Ну-ну, Джинни, не плачь! – Гарри протянул к ней руку и смахнул солёную каплю.

– Не буду, милый. – Она взъерошила племяннику волосы, он довольно зажмурился. Из-под чёрных лохм выглянул шрам в виде молнии. Тунья нагнулась и поцеловала своего мальчика в эту жуткую отметину. – Мне нужно отойти на минутку, Гарри, ты не против? – Он покачал головой, вновь безучастно уставившись в серую дымку осени.

– Только вернись.

– Обязательно, – шепнула она, остановившись на секунду у двери.

Она ненавидела Лондон. Ненавидела, ненавидела, ненавидела.
Ненавидела суетных прохожих, сгустившийся влажный воздух, запах выхлопных газов и вонь существования без намёка на жизнь.

Петунья вышла из лечебницы и двинулась к ближайшему метро. Ей было дурно. У неё не оставалось больше сил и надежды, она вся истощилась. Она жила одной лишь любовью. Но и на неё сил уже почти не хватало.

Всё чаще она вспоминала, как погиб её сын. Как Гарри убил его. Как Вернон ушёл, когда она встала на защиту больного мальчика вместо того, чтобы отдать его в психушку и забыться горем по их бедному Дадли.

Он не был виноват. Никто не был виноват.

Она остановилась посреди пустынной улицы и заплакала, закрыв лицо руками.

– Что же мне делать, Лили? – воззвала она к духу умершей сестры и не ожидала услышать ответа.

– Тунья... – Она вздрогнула. По спине прошли мурашки, женщина огляделась в поисках позвавшего. Никого.

– Верно, мне почудилось, – уверила она саму себя, чувствуя, как внутренности завязались в узел от волнения. Она пошла дальше и повернула в сторону Кингс-Кросс – ей нужно было на поезд до Коукворта.

Вокзал как обычно тонул в визгах, прощальном плаче, запахе дыма и мазута, в радости и в горе. Петунья Эванс шла поверх этого гама через мостик к поездам ближнего следования. Посреди это тонкой перемычки она остановилась и оглядела закопчённое здание вокзала, словно полководец войско перед боем.

– Платформа 9 и 3/4, – прошептала Тунья и зажмурилась. Ей живо представился тот спор с родителями, когда она отказалась провожать Лили на поезд. Отказалась все семь раз...

– Тунья, но ведь вы не увидитесь полгода!

– Ну и хорошо! Полгода мне не придется сгорать от стыда! – кричала она в лицо матери, наплевав, что эти вопли может услышать и Лил.

– Она же твоя сестра, Тунья, как можно?..

– Она мне не сестра! Она – уродка! Знать её не хочу!

– Прости меня, Лили, – шепнула она, выпустив облачко пара, роняя на металлический поручень горячие слёзы.

– Конечно, прощаю, – ответил такой знакомый и любимый голос сестры. Она обернулась. Лили, такая, какой она запомнила её на всю жизнь, стояла по ту сторону редкого потока людей. – Конечно, я прощаю тебя, сестрёнка, прощаю. – Лил улыбнулась и протянула к ней руки. Тунья неуверенно шагнула к наваждению. Копна рыжих волос так живо трепетала на воздухе, тёплая улыбка сияла так по-настоящему, кожа должна была согреть своим прикосновением.

– Но как? – засомневалась она. Лили рассмеялась.

– Пойдём. – Она махнула рукой. – Весь этот кошмар происходит в твоей голове. Всё это – ненастоящее.

Тонкие губы Петуньи дёрнулись в улыбке.

– А как же Гарри?

– Он уйдёт с нами, – пообещала сестра и вновь протянула к ней руки. – Пойдём со мной. Ты будешь счастлива, Тунья, я обещаю тебе. Я клянусь. – Она поверила.
Шагнув вперёд, она схватила тёплые и нежные руки младшей сестры, не узнав в них холодного металла поручня. Лил потянула её наверх, уходя по невидимой лестнице, и Петунья шла за ней.

– Женщина, что вы делаете? – вскричал в ужасе замученный бухгалтер прогоревшей компании, когда на его глазах худощавая дама взобралась на поручень мостика. – Женщина! – Но было поздно.

Она шагнула вверх и на мгновение застыла, но потом камнем упала вниз. Петунью Эванс снёс прибывший скорый поезд до Коукворта.

Гарри Поттер развернулся, чтобы вместе с женой и друзьями покинуть душный мир маггловского Лондона, но вдруг что-то стиснуло ему грудь. Он задыхался, но нехватка воздуха была сладка.

Он помнил, как так же задыхался от любви к Джинневре, когда они выкрадывали у суеты короткие счастливые моменты.

Гарри обернулся к друзьям, но вместо перрона увидел лишь белую стену какой-то комнаты, похожей на палату в больнице. Со стула, отложив журнал, поднялась угрюмая сиделка в белом колпаке. Мальчик-который-выжил внезапно осознал, что умирает.

– Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше, – прошептал он, блаженно закрыв глаза, явственно видя протянутые к нему руки матери.