02.05.2024

Храм Бориса и Глеба в Дегунино – один из старейших в Московской области. Храм Бориса и Глеба в Дегунино: часы работы, расписание богослужений, адрес и фото Красавец из камня


Самое раннее упоминание селения Дегунино в письменных документах относится к 1336 г. В этом году Иван Калита в своей Духовной грамоте пожаловал Дегунино княгине Ульянии с малыми детьми. В 1353 г. великий князь Симеон Гордый, сын Калиты, завещал Дегунино своей жене княгине Марии. Наконец, в 1389 г. Дмитрий Донской отказал его своему сыну, князю Андрею.

После этого упоминаний о Дегунине не встречается в течение двух столетий. Однако в Писцовой книге 1584 г. дано подробное описание села, из которого следует, что незадолго до этого времени оно было центром цветущей вотчины, на территории которой перечисляются 24 "пустоши, что были деревни" и 3 "пустоши, что были селища". Но опричнина, набег крымского хана Девлет-Гирея и эпидемия чумы привели к запустению тысяч подмосковных деревень. Согласно Писцовой книге, Дегунино в то время являлось вотчиной кремлевской церкви Рождества и в нем были "... церковь Борис и Глеб, древена, ..., при церкви двор попов, двор церковного дьячка, да три кельи, да двор протопопа с братиею".

В Смутное время Дегунино было разорено, церковь уничтожена, и село вновь стало деревней. Впоследствии Дегунино начинает постепенно возрождаться. В 1623-1624 гг. оно описано как "деревня, что было село Дегунино, а в ней был храм во имя Бориса и Глеба". В 1633 г. восстанавливается церковь. Однако из указа 1635 г. патриарха Иоасафа, которым он дани с церкви "имать не велел", можно заключить, что село было экономически слабым.

После сорока льготных лет на церковь вновь была наложена дань по прежнему окладу. Но храм, снова вписанный в Приходные книги, стал именоваться на этот раз несколько иначе: "Во имя святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба".

В 1678 г. в селе числилось 17 дворов, а в них 63 жителя, в 1700 г. - 26 крестьянских дворов и 85 душ, в 1704 г. - 30 дворов и 90 душ. В 1700 г. по государеву указу село Дегунино было изъято из вотчины Рождественского собора и пожаловано бедному московскому Алексеевскому девичьему монастырю в Чертолье.

В 1764 г. по указу Екатерины II была проведена секуляризация (отчуждение) монастырских и церковных земель в пользу государства. Для управления ими была создана Коллегия экономии (хозяйствования). Теперь крестьяне Дегунино и примыкавших к нему деревень стали «экономическими» и переведены на оброк. Это привело к стремительному развитию селений. Уже в 1770 г. в Дегунине числилось 42 двора и 279 жителей, а в Верхних Лихоборах 20 дворов и 137 жителей.

Важным событием в жизни села стала прокладка по его землям линии Николаевской железной дороги, связавшей две российские столицы Санкт-Петербург и Москву. В 1843 году дегунинские крестьяне могли свободно наниматься на строительство дороги, сдавать свою землю в аренду, а с 1861 года имели право и продавать ее.

Часть земель Дегунина была сдана в аренду богородскому купцу В.А. Прорехову, который выстроил на арендованной земле кирпичный завод.

Приход, куда входили село Дегунино, сельцо Бескудниково и деревня Верхние Лихоборы, разросся. В 1861 г. в нем было 695 жителей. Деревянный храм стал тесен, и причт обратился в 1863 г. с прошением к митрополиту Филарету, в котором сообщал о желании прихожан построить новую каменную церковь "близ настоящей деревянной". Прорехов согласился внести арендную плату единовременно, за 12 лет вперед, готовой продукцией, то есть поставил 360 тыс. кирпичей, необходимых по проекту для строительства храма.

Каменный храм в селе Дегунино, выполненный в псевдорусском стиле, был построен рядом с деревянным в 1866 г. Церковь была живописно расписана по стенам и сводам, имела богатый иконостас, иконы и облачения. На колокольне было два больших колокола.

В энциклопедии "Москва" (М., 1997) дается следующее описание дегунинской церкви: "Здание, сооружённое в духе эклектики с использованием форм русского стиля, принадлежит к типу базиликальных храмов, получивших распространение во второй половине XIX в. К основному объёму (боковые престолы — Николая Чудотворца и иконы Богоматери «Всех Скорбящих Радости»), сильно вытянутому по продольной оси, с востока примыкает небольшая скруглённая апсида, с запада — 2-ярусная колокольня. Членение фасадов основного объёма укрупнёнными тройными полуколоннами с энергично раскрепованными антаблементами, на которые опираются широкие, имитирующие закомары архивольты, придаёт сооружению представительный, монументальный облик. Высокие арочные окна обеспечивают хорошее освещение интерьера, представляющего собой просторное четырехстолпное, 3-нефное пространство. Стройная колокольня с прямоугольным нижним ярусом, несущим восьмерик звона, увенчанный деревянным шатром, некогда доминировала в окружающем ландшафте. В настоящее время ввиду подступающей к церкви многоэтажной современной застройки она видна лишь с небольшого расстояния. В интерьере хорошо сохранилась настенная живопись конца XIX — начала XX вв.".

В 1874 г. деревянный храм все еще стоял рядом с каменным. В тот период деревянный оставался Борисоглебским, а каменный был освящен во имя Николая Чудотворца. Два храма стояли в Дегунино с десяток лет. Известно, что только к 1884 г. деревянный был разобран.

В 1940 г. Борисоглебская церковь была закрыта, ее колокольня разобрана. В здании церкви разместилась трикотажная фабрика "Родина", выпускавшая спортивные костюмы.

В 1991 г. Борисоглебский храм возвращен церкви.



Существовавшая ранее церковь Бориса и Глеба в селе Дегунине.

Село Дегунино в 1585 г. «вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях, за протопопом Симеоном с братьею, а в селе церковь Борис и Глеб древянна, у церкви двор попов, двор дьячков, да 3 кельи, да двор протопопов с братьею».

В начале XVII ст. Борисоглебская церковь уничтожена, и Дегунино было деревнею, в которой по писцовым книгам 1623-24 гг. находились: «двор протопопов с деловыми людьми, протопоповых 3 двора крестьянских, 2 двора бобыльских…».

В Дегунине построена на старом церковном месте, около 1633 г., новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова, которая была записана в приходной книге Патриаршего казенного приказа под Загородскою десятиною: «прибыла вновь, по письму и окладу Ивана Нелединского и подьячего Владимира Толстого, в 1633 г. церковь страстотерпцев Христовых Бориса и Глеба, да в приделе Ивана Богослова в вотчине Рождественского протопопа, что у государя в Сенях, в селе Дегунине, дани по писцовому окладу положили с попова, с приходских дворов, с церковной земли с 6 четьи, сена с 6 копен, 18 алтын 5 денег, десятильничих и заезда гривна».

За 1635 г. в тех же книгах писано: «в вотчине Рождественского попа Иакова с братьею; марта в 18 день св. Иоасаф патриарх Московский и всея Русии на 1635 год и впредь дани и десятильничих и заезду имать не велел». Вследствие этого распоряжения Борисоглебская церковь не писалась в приходных окладных книгах по 1676 г.

По переписным книгам 1646 г. значится: «за Рождественским протопопом Адрианом с братьею село Дегунино, а в селе церковь Бориса и Глеба деревянная, а в нем живет деловой человек, да крестьян 6 дворов, в них 14 человек… всего в селе крестьянских 21 двор, в них 55 человек».

По указу патриарха и помете на докладной выписке дьяка Перфилия Семенникова велено с 1676 г.: «с церкви Бориса и Глеба в селе Дегунине данные деньги по прежнему окладу имать и впредь писать в приходных книгах церковь св. Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, да в приделе св. Бориса и Глеба в вотчине Рождественского протопопа с братьею, дани 18 алтын 5 денег, заезда гривна, и августа 24 дня те деньги в 1676 г. платил той же церкви поп Петр».

По переписным книгам 1678 г. село Дегунино принадлежало того же собора протопопу Федору с братьею, в селе числилось 17 дворов крестьянских, в них 63 человека. Церковь Иоанна Богослова с приделом Бориса и Глеба, писавшаяся в приходных книгах казенного приказа под Загородскою десятиною, с 1678 г. причислена к Селецкой десятине.

В 1700 г. Рождественскому протопопу с братьею, по государственному указу, велено выдавать хлебную ругу и за сукно деньгами, а село Дегунино отдать во владение Алексеевского девичьего монастыря и того же года оно утверждено за монастырем отказною книгою, в которой упоминается: «отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами в Московском уезде вотчина церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что у государя в Сенях, чем владел протопоп Захарий с братьею и с причетники, что взята была у них та вотчина и отписана на великого государя за жалованную ругу село Дегунино, а в селе же церковь благоверных князей Бориса и Глеба древянная, а по сказке той церкви попа, та церковь и в ней строение, образы и книги, и ризы, и колокола государево и приходских людей; да в том же селе во дворе поп Потап Яковлев, у него сын дьячок Мишка, двор старосты, крестьян 26 дворов, в них 85 человек».

По приходным окладным книгам с 1680 по 1740 гг. значится в селе Дегунине «церковь Иоанна Богослова в вотчине протопопа Рождественского собора, что в Верху», церковной дани с 1712 г. платилось 32 алтына с деньгою.

Холмогоров В. И., Холмогоров Г. И. «Исторические материалы о церквах и селах XVI - XVIII ст.» Выпуск 4, Селецкая десятина Московского уезда. Издание Императорского Общества Истории и Древностей Российских при Московском Университете. Москва, в Университетской типографии (М. Катков), на Страстном бульваре, 1885 г.

Интересно, что существует несколько версий происхождения топонима этого поселения.

Закономерным было бы предположить, что названа деревня была в честь ее первого владельца. Однако, имя «дегуня» не встречается ни в одном из словарей.

Другая версия была высказана лингвистами: слово «дегун» употреблялось балтийскими народами в значении «сожженная земля». Вполне вероятно, что раскинувшееся здесь некогда поселение действительно было уничтожено пожаром.

История храма благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине

Известно, что издавна в селе находился храм. Впервые он упоминается в 1585 году.

В результате военных действий храм был уничтожен, а на его месте в 1633 году возводится новый, который освятили во имя Иоанна Богослова.

Именем этого святого и называли долгое время церковь, хотя в ней на тот момент был также и предел князей Бориса и Глеба.

Во времена правления Петра I церковь приписывают к Алексеевскому монастырю .

По удивительному стечению обстоятельств, святыня не пострадала в 1812 году. Правда, в документах 1820 года она упоминается уже как однопрестольная. Что стало с другим престолом - остается загадкой.

В 1863 году настоятель церкви подал прошение о возведении каменного храма на месте старого деревянного (на тот момент приход уже разросся, ветхое и маловместительное здание уже не удовлетворяло нужды всех прихожан).

В 1866 году рядом с деревянным храмом возвели новый трехпрестольный, выполненный в камне. Освятили его в честь Николая Чудотворца, а старый деревянный храм носил имена Бориса и Глеба.

Деревянный храм простоял до 1884 года, после чего был разобран, а его именем стали называть каменную святыню.

Храм после революции и в наши дни

После революции участь храма Бориса и Глеба в Дегунино была предрешена.

До 1930 года он все еще действовал, после чего службы прекратились: их просто некому было проводить. В 1941 церковь закрыли официально.

Колокольню разобрали, купола сняли, постройку обнесли железобетонной оградой. В здании храма в Дегунино разместили амбулаторию, а позднее и вовсе переоборудовали под склад. Затем были фабрика и гараж.

В 1991 году началось восстановление храма Бориса и Глеба - памятника истории.

Правда, то, что принялись восстанавливать, и на храм похоже не было. Некоторые очевидцы признаются: они и подумать не могли, что это здание с пристроенными котельными и складскими помещениями некогда представляло собой культовое сооружение.

Сегодня храм в Дегунино отремонтирован полностью. Святыне постарались, насколько это было возможно, вернуть ее дореволюционный облик.

Река Лихоборка долгое время отделяла Дегунино от столицы. Когда деревня все же вошла в состав Москвы, храм Бориса и Глеба остался, пожалуй, единственным памятником, напоминающим об истории этих земель.

Храм Бориса и Глеба в Дегунино расположен по адресу: Москва, Дегунинская, 18 А (станция метро Петровско-Разумовская и далее общественным транспортом до Института микрохирургии глаза или пешком от ж/д платформы Моссельмаш).

Храм Бориса и Глеба в Дегунино, как и церкви во многих других местах России, посвящены детям великого князя Владимира. Знамениты они в первую очередь тем, что стали первыми русскими святыми. Канонизированы Борис и Глеб были и Русской, и Константинопольскими церквями.

Первые русские святые

Почему они мученики-страстотерпцы? Потому что были коварно убиты своим родным братом Святополком, прозванным народом из-за этого «Окаянным». Братья приняли смерть добровольно, зная о ней заранее. Борис и Глеб не подняли руки на старшего брата. Неотъемлемая часть христианской веры - непротивление злу насилием - была в диковинку для языческой Руси, которая только-только приняла православие. Братоубийца Святополк бежал в Польшу от войск Ярослава Мудрого, но, подобно Каину, нигде не мог найти себе места. По преданию, даже от его могилы исходил смрад. А Борис и Глеб после канонизации стали покровителями и хранителями Руси. Чтить их стали сразу после смерти.

«Намоленная» церковь

Храм Бориса и Глеба в Дегунино впервые упоминается как уничтоженный польско-ливонскими войсками. Произошло это в 1585 году. Само же село упоминается впервые в 1336 году в грамоте Ивана Калиты. Допустить мысль о том, что в селе не было храма, невозможно, тем более что в 1394 году населенный пункт на 400 лет отходит к церкви. Подмосковное село, при основании известное как Дегунинское, прекратило свое существование в 1960 году. Оно вошло в состав Москвы, постоянно расширяющей свои границы. Храм Бориса и Глеба в Дегунино известен тем, что разрушался неоднократно, подвергаясь огню. Но каждый раз на месте разрушенного храма вновь возводится культовое сооружение из дерева. Происходило это, может быть, из-за недостатка средств на строительство каменного здания. Например, в 1633 году церковь возводилась на деньги местного священника.

Возрождался из пепла всегда, как феникс

Вновь возведенный храм по документам (1676 год) значится как церковь Святых и Благонравных Бориса и Глеба с приделом евангелиста и апостола. При Петре I, в первые годы его правления, а именно в 1700 г., указом тогдашнего Патриарха Андриана село и церковь Бориса и Глеба в Дегунине передаются Алексеевскому монастырю, основанному в 1360 году митрополитом Алексием. До наших дней легендарный Стародевичий монастырь не сохранился, на его месте сейчас находится Храм Христа Спасителя. Во времена нашествия наполеоновских войск, когда горела вся Бориса и Глеба в Дегунино уцелел. Наверное, потому что в те времена село считалось отдаленным Подмосковьем. Надо отметить, что каменная в этом селе открыла свои двери для прихожан лишь в 1866 году.

Опять деревянная

А в 1762 году совсем старую ветхую церковь перестраивают. Однако новый храм возводят опять из дерева. Через два года Дегунино, что стоит на было выведено из церковного владения и передано в гражданское ведение, то есть секуляризировано. С 1843 по 1851 год в России осуществляется строительство железной дороги, соединившей Москву с Петербургом. Ветка прошла по землям, принадлежащим селу, за что общине была выплачена довольно крупная сумма компенсации за отчужденные земли. Это и подтолкнуло дегунинцев к мысли о новом каменном храме. Обращение прихожан и настоятеля храма священника Симеона Флоровича Страхова к митрополиту Филарету, Владыке Московскому, было отправлено в 1863 году. В соседнем селе Верхние Лихоборы был каменный завод, и его владелец, купец I-й гильдии Прорехов В. А., обеспечил необходимым количеством кирпича в количестве 360 000 штук будущее строительство. То был самый большой вклад в это благое дело.

Красавец из камня

Каменный храм свв. Бориса и Глеба в Дегунине вырос рядом со старой деревянной церковью, разобранной в 1884 году. Выполнен он был в псевдорусском или русско-византийском стиле. Трехпрестольный массивный храм получился красивым. Возведен он в форме параллелепипеда с единым внутренним пространством. Есть трапезная и колокольня с двумя большими колоколами. Украшает храм высокая полукруглая апсида, примыкающая к основному полукруглая, пониженная часть здания. Как правило, это алтарный выступ. В момент открытия стены и своды церкви были очень красиво расписаны, иконостас был богатым. 1887 год стал годом обновления трех иконостасов храма в Дегунино.

Храм-мученик

Дальнейшая судьба церкви традиционная. Наступила эра атеизма, но храм благоверных князей Бориса и Глеба в Дегунине действовал до 1930 года, когда службы прекратились из-за отсутствия священников. Официально церковь закрыли в 1941 году, а до этого времени Дегунинский приход как бы существовал. И надо отметить, что в 20-30 годы церковная жизнь в селе продолжалась. Так, община испрашивала разрешения на осуществление Крестных ходов по домам верующих. А в 1925 году был зарегистрирован Устав Борисоглебской православной общины. После официального закрытия церковь приспособили под нужды амбулатории. Артель инвалидов «Родина» вселилась в стены бывшего храма в 60-е годы прошлого века. Чтобы перестроить здание под необходимый для артели производственный цех, были снесены верхние ярусы колокольни, здание облепили пристройки и окружил железобетонный забор. Фабрика находилась здесь до 1985 года. Дальше - хуже. В церкви разместили гараж межотраслевого научно-технологического комплекса «Микрохирургия глаза».

Новая жизнь Борисоглебской церкви

Оживать храм стал после новой регистрации общины и передачи ей здания церкви в 1990 году. Первая божественная литургия совершена в церкви в 1991 году 14 июля. И началось постепенное восстановление Борисоглебского культового сооружения. С 1994 по 2005 год были два раза расписаны стены, восстановлены шатры колокольни и здания храма, обновлены кровля и внешний вид, восстановлен иконостас. Этот храм тоже можно назвать страстотерпцем, как тех святых, в честь которых он был первоначально возведен, Благонравных Бориса и Глеба. Находится эта по адресу: ул. Дегунинская, 18а.

Храм известен с 1585 г. Он многократно горел и восстанавливался в дереве. В 1920-х г. был закрыт и сломан. Рядом с древним деревянным в 1866 г. на средства купца Прорехова был построен каменный храм, действовавший до 1940-х г. После закрытия использовался под фабрику. Богослужения возобновились в 1991 г.

Престолы

Адрес, телефоны и схема проезда

Схема проезда с сайта накарте.ру:

Примечание : Работает православная группа детского сада.

Расписание : Богослужение воскресное и праздничное - Литургия в 9 ч., накануне всенощное бдение в 17 ч..

Телефон : 906-34-64

Адрес : Дегунинская ул., 18а

Проезд : авт. 191, 194, 672, ост. "Институт микрохирургии глаза", платф. "Моссельмаш" (Ленинградский вокзал).

Ближайшее метро :

  • Метро "Петровско-Разумовская"

Духовенство:

Настоятель - иерей Георгий Таранушенко.

Внимание! Сведения о составе духовенства и расписании служб могут быть устаревшими.
Если Вы располагаете дополнительными сведениями о составе духовенства храма, об изменениях в расписании служб, об истории храма, о предстоящих и прошедших событиях на приходе, о святынях и иконах храма, о вариантах проезда к храму, и пр. - сообщите их в

1339 год – первое упоминание о селе Дегунине в духовной грамоте великого князя Ивана Даниловича Калиты.

1353 год – село Дегунино завещается по духовной грамоте великого князя Симеона Ивановича Гордого его княгине.

1389 год – село Дегунино отказывает своему сыну князю Андрею великий князь Дмитрий Иванович Донской.

1585 год – село Дегунино значится вотчиной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, что на Дворце, у царицы на Сенях в Московском Кремле, а в селе церковь Бориса и Глеба, деревянная.

Начало XVII века – время польско-литовской интервенции. Храм сгорел, Дегунино стало числиться деревней.

1633 год – значится новая деревянная церковь во имя Бориса и Глеба с приделом св. Иоанна Богослова, построенная на месте старой церкви.

1676–1740 годы – церковь в селе Дегунине именовалась как церковь Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова с приделом свв. Бориса и Глеба.

1700 год – село Дегунино отказано в Алексеевский девичий монастырь, что на Москве, в Чертолье, игуменье Марфе с сестрами.

1761–1762 годы – по благословению митрополита Московского Тимофея на средства Алексеевского девичьего монастыря игуменьей Ольгой с сестрами в селе построена и освящена новая деревянная на каменном подклете однопрестольная церковь во имя благоверных князей Бориса и Глеба.

1763 год – село Дегунино становится экономическим.

1847 год – первое упоминание о деревянной часовне, расположенной в деревне Верхние Лихоборы. В период с 1847 по 1866 год упоминается уже каменная часовня на том же месте.

1863 год – настоятель храма священник Симеон Флорович Страхов обратился с прошением к Московскому Владыке Филарету за благословением постройки каменного трехпрестольного храма с трапезной и колокольней.

Основной вклад 360 000 кирпичей для строительства новой каменной церкви сделал богородский купец I гильдии Василий Акимович Прорехов.

12 ноября 1863 года – Митрополит Московский Филарет подписал храмозданную грамоту о постройке новой каменной церкви во имя святых благоверных князей Бориса и Глеба с двумя приделами.

1866 год – окончание строительства и освящение каменного храма с приделами во имя святителя Николая и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость».

1887 год – обновление трех иконостасов в Борисоглебской церкви.

После революции 1917 года Дегунинский Приход существовал до 1941 года.

1920–1930 годы – по просьбам церковной общины испрашивались разрешения у властей о проведении Крестных ходов, о хождении с иконами по домам верующих в Дегунино и деревнях Бескудниково и В.Лихоборы в канун праздников свв.благоверных князей Бориса и Глеба, святителя Николая. В этот период в один из престольных праздников храм посетил и сослужил Божественную Литургию Патриарший Местоблюститель митрополит Петр (Полянский).

1925 год – причт и миряне Борисоглебского храма зарегистрировали Устав Борисоглебской православной общины и список членов православной общины села Дегунино Коммунистической волости Московского уезда.

25 февраля 1941 года – решением Исполкома Мособлсовета за № 413 церковь была закрыта, а здание переоборудовано под амбулаторию.

До 1987 года – в здании храма располагались цеха трикотажной фабрики «Родина».

1960 год – здание храма причисляется к памятникам архитектуры, выдается охранный договор.

1987–1991 годы – здание храма находилось в аренде ЭКП МНТК «Микрохирургии глаза».

8 октября 1991 года – в день памяти прп.Сергия Радонежского в храме совершена первая Божественная Литургия.

1994–1996гг. – первое обновление росписи внутри храма.

1996 год – восстановлен шатер колокольни и купола с крестом.

1997 год – восстановлено шатровое завершение храма, водружен крест.

1999 год – обновлен внешний вид храма.

2000 год – восстановлен восьмерик, обновлена кровля храма.

2002 год – восстановлены полы из белого камня в храме.

2003–2005 годы – проводится работа по восстановлению иконостаса.

2005 год – второе обновление росписи внутри храма.

Сведения о настоятелях храма

1884–1914 годы – настоятель храма священник Николай Иванович Тихомиров, почивший в мае 1914 года и захороненный около храма.

1914–1918 годы – настоятель храма священник Владимир Николаевич Тихомиров.

1923–1929 годы – настоятель храма священник Николай Иванович Протопопов.

1930–1932 годы – настоятель храма священник Иоанн Александрович Красовский.

Окт.1932–янв.1938 года – настоятель храма священник Илия Васильевич Ляпушкин, который по доносу был арестован 20 января 1938 года, а 31 января 1938 года расстрелян в Бутове.

С 1990 года по настоящее время – настоятель храма протоиерей Георгий Таранушенко.