21.09.2019

Как сделать православный крест из металла. Как делается нательный крест. Фоторепортаж


Могильные кресты, которые устанавливают на христианские могилы сразу после похорон усопшего, чаще всего бывают выполнены из дерева.

Обычно их вместе с другими необходимыми аксессуарами приобретают в ритуальном магазине. Однако иногда возникают ситуации, когда, например, магазин недоступен, а крест необходим. Кроме того, кто-то может просто захотеть сделать распятие для могилы самостоятельно, чтобы таким особенным образом выразить свою любовь к умершему.

Конечно, для этой работы от человека потребуются и художественные, и специальные технические данные.

Только их наличие позволит плодотворно работать с тем материалом, из которого планируется произвести крест. Кроме того, на каждой стадии процесса изготовления понадобится свой специальный инструмент.

Расчеты и создание модели

Вначале необходимо нарисовать эскиз модели будущего креста.

При этом вы разработаете дизайнерскую концепцию и заложите необходимые размеры изделия. Они рассчитываются в соответствии с пропорциями «золотого сечения», характерного для идеального тела человека.

Эта традиция идет из античной древности. Таков был и крест Спасителя, на котором его распяли.

Размеры

Если в качестве базовой высоты креста принять значение в 1,618 м., то дальнейшие

соотношения должны иметь следующий вид:

— длина центральной перекладины будет равняться 1,618 м;

— расстояние от нее до верхушки, а также длина верхней планки составят 0,382 м.;

— верхняя перекладина должна отстоять от средней на 0,236 м.;

— от вершины до первой короткой поперечины расстояние рассчитывается в 0,146 м.;

— между нижней косой и основанием нужно отмерить 0,5 м.

Только после тщательных измерений и расчетов, а также последующей точной отрисовки эскиза приступайте к созданию макета, по которому впоследствии и можете начинать мастерить сам крест.

Материалы для изготовления

Необходимо определиться, из чего будет сделано могильное распятие. Именно от этого в первую очередь зависит и весь последующий процесс подготовки, а потом и собственно изготовления изделия.

Наиболее популярными материалами в нашем случае являются дерево, металл и камень.

Легче всего самостоятельно сделать деревянный крест. Чтобы получился правильный и красивый остов модели, вам понадобятся базовые столярные навыки.

Если же вы захотите затем украсить почти готовое изделие резьбой, потребуются еще и художественные способности. В самом конце работы древесину необходимо обработать морилкой и покрыть лаком, чтобы защитить ее от негативного воздействия окружающей среды.

Металл является менее податливым материалом, чем дерево, и требует совершенно особых навыков и подходов.

При этом он не менее пригоден для художественной обработки. Искусный мастер способен произвести из него очень красивые вещи. Наиболее распространенным способом изготовления металлического могильного креста считается ковка.

часто вспоминал слова из книги Экклезиаста, говоря о том, что сегодня настало благоприятное время собирать некогда бездумно разбросанные камни. Действительно, на нашу долю выпала важная задача восстановить забытые и утерянные традиции, которые были привычны для наших прадедов, но искоренились десятилетиями атеистического режима.

По благословению Святейшего, в 2003 году при московском храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках была организована ювелирная мастерская, работники которой поставили своей целью восстановить древнюю культуру ношения нательного крестика.

Некогда крест был драгоценной святыней, которая часто передавалась из поколения в поколение, и каждый, кто получал его - бережно хранил его. Сегодня нательный крест для множества людей - это часто алюминиевая штамповка, которую легко выбросить, потерять и купить снова, а иной раз закинуть на дальнюю полку сразу после крещения.

Некогда обменяться нательным крестом с другом - означало назвать человека крестным братом и установить с ним такую связь, в сравнении с которой меркли связи родственные. Сегодня же в народе сколь безосновательно, столь прочно засело суеверие, что, подарив крест, человек дарит с ним и свои грехи…

Одна из задач Церкви, как организма земного и в то же время небесного, - раскрыть перед человеком духовный мир через понятные ему материальные примеры. Таким образом, показать духовное значение нательного крестика легче всего через его земную красоту. Для этого мастера прикладывают огромные усилия, и результатом их работы стали изделия, которые впервые с 1917 года пополнили коллекцию церковного искусства Исторического музея.

Художественные эскизы

Работа над любым изделием начинается с художников, которые находятся в постоянном изучении православных канонов. Они посещают древние храмы и монастыри, художественные музеи и археологические раскопки, собирая эскизы и зарисовки существующих до сего дня традиционных православных форм. После этого, весь полученный материал перерабатывается, и рождаются эскизы совершенно новых изделий - сначала на бумаге, а затем и в серебре.

Изготовление примы модельером

После того, как создан и утвержден первоначальный серебряный эскиз, за работу берется уникальный мастер - модельер. Под специальным микроскопом он вручную доводит модель до совершенства и изготавливает так называемую приму: прототип, с которого затем будет делаться форма. Вручную вырезаются мельчайшие детали ликов, надписи, узоры, орнаменты и прочие элементы будущего креста или образа. Любой православный мастер понимает, что даже мельчайший образок святого - это, прежде всего, икона. Повышенное внимание уделяется и надписям на образках, ведь любое изделие должно содержать верную подпись, иначе по канонам оно уже не сможет считаться иконой.

Запекание резиновых форм

Свое детище, модель образа или креста, художник-модельер передает в производство. Теперь задумка автора, вырезанная в серебре, называется примой, т.е. первой, единственной. Она служит основой для создания производственного изделия. Первым ее принимает мастер-вулканизаторщик. Его задача – создать восковую модель примы. Для этого ее помещают между пластинок из мягкой как пластилин резины. Форма закладывается в печь и при высоких температурах запекается. По окончании обработки мастер достает резиновую заготовку из печи и аккуратно скальпелем разрезает ее вдоль формы, чтобы извлечь из нее приму. Под воздействием высоких температур, на резине остается точный отпечаток, повторяющий каждый штрих примы. Теперь сюда можно впрыскивать воск и делать заготовки для массового производства.

Изготовление восковых макетов изделия

Составные части резиновых форм плотно пригоняются друг к другу и помещаются под пресс специальной (инжекционной) установки, где под высоким давлением в них вводится ювелирный воск. Затем формы с расплавленным воском помещают на несколько минут в холодильник. Последний этап – это извлечение застывшего воскового макета изделия из резиновой формы.

Собирание восковок в «ёлки»

Чтобы изделие из воскового стало серебряным, нужно провести еще один сложный этап превращений. Изготовленные восковки нужно соединить вместе для того, чтобы изготовить по ним гипсовую форму. Каждая восковая моделька имеет своеобразную веточку (литник), которой она крепится к стволу. Крепятся они так, чтобы весь макет составлял единое целое, но его детали не соприкасались друг с другом. В результате восковая модель приобретает весьма характерную форму, за что её и называют «ёлкой».



Изготовление литейных форм

Восковые «ёлки» помещаются в так называемые опоки - полые железные цилиндры - и заливаются формовочной смесью из гипса. Затем готовые формы помещают в специальную печь, где в течение суток из них в несколько этапов, без остатка, выплавляется, выжигается, а затем выпаривается весь ювелирный воск. В этой же печи гипс закаляется, чтобы впоследствии выдержать температуру расплавленного серебра.

Заливка серебра

Наконец наступает долгожданный момент, когда подготовка окончена и вот-вот появится отлитое основание будущего крестика. Каждую форму мастер последовательно помещает в печь, засыпает туда серебро и, когда оно плавится и достигает указанной температуры, под высоким давлением заливает серебро в форму, чтобы оно прошло по каждому её канальцу и заполнило даже самые мелкие детали. Когда раскаленное серебро немного остынет внутри формы, её опускают в воду, чтобы остудить окончательно.

Очистка и обрезка «ёлок»

Следующий этап – очистка серебряной заготовки от остатков гипсовой формы. Основная часть гипса отпадает в тот момент, когда раскаленная форма оказывается в воде. А окончательно серебро очищается при помощи сильной струи воды, специальной кислоты и ультразвука. В результате серебро становится белого цвета и приобретает матовую фактуру.

Сборка и художественная обработка изделий (чернение, золочение, эмалировка, закрепка)

Даже самое простой крестик или образок состоит из нескольких частей, не говоря уже о складнях. Таким образом, изделия попадают к монтировщикам, которым как минимум, необходимо присоединить к крестику или образку ушко для цепочки, и сделать это нужно, не оставив шва сварки. После того, как сборка окончена, серебряное изделие тщательно взвешивается на сверхточных весах и отправляется в пробирную палату, где проверяется качество сплава и на изделие ставится проба.

По возвращении из пробирной палаты, изделие тщательно полируется и приобретает привычный для нашего глаза блеск. После того оно передаётся различным специалистам-ювелирам. Если изделие содержит эмаль, то его передают мастеру-эмальеру, закрепщик вставляет в изделие камни различной величины, отдельные специалисты занимаются золочением и чернением серебра. Это настолько тонкая работа, что руководитель мастерской с лёгкостью может узнать почерк каждого из своих мастеров. После того, как мастера закончат свою работу, начальник производства осматривает результат, чтобы не допустить в нем каких-либо изъянов, после чего все работники собираются на общую благодарственную молитву и расходятся по домам.

Освящение готовых изделий

Но, сколь бы ни был красив созданный крестик, он, прежде всего, является видимым символом смерти Христовой и знаком причастности человека к Его Церкви. А потому остается еще один, самый важный этап - каждое из изделий освящается в храме Софии Премудрости Божией в Средних Садовниках, чтобы каждый, кто наденет такой крест, получал от Бога защиту, силу и крепость.

На этой странице я постарался ответить на некоторые, часто задаваемые, вопросы.

_________

1. Действительно ли Ваши кресты - ручной работы?

Да. Всю резьбу на кресте я выполняю исключительно вручную. Бормашина используется только в двух операциях: для сверления отверстия под шнурок и для окончательной обработки - шлифовки скотч-брайтом и полировки фетровым кругом. Каждый крест изготавливается индивидуально, для конкретного человека. Никаких станков с ЧПУ, никакого "массового производства"! Это - моя принципиальная позиция.

______________________________________

2. Как Ваши кресты переносят контакт с водой?

Отделка креста "датским маслом" полностью защищает крест от пота, влажности и воды. То-есть, мыться, купаться и плавать в нём можно совершенно спокойно. Нейлоновый шнурок также абсолютно водостоек.

3. Насколько долговечны нательные кресты из дерева?

Всё зависит от обращения. Мне приходилось видеть и держать в руках деревянные тельники XVIII-XIX веков. Состояние их было от очень плохого до почти отличного! Главное - оберегать крест от механических повреждений. При бережном отношении деревянный крест практически вечен.

______________________________________________

4. Как определяется размер нательного креста?

В первую очередь, ростом его носителя и здравым смыслом. На человеке небольшого роста крупный нательный крест будет смотреться нелепо. Кроме того, женские и, само собой, детские нательные кресты меньше мужских. Размер также выбирается, исходя из композиции: множество деталей на маленьком кресте разместить сложнее, да и выполнить резьбу в высоком качестве очень мелкий масштаб и свойства материала тоже не позволят. Однако, всё решается в индивидуальном порядке: это Ваш крест, Вам его носить, поэтому Вы можете высказывать свои пожелания по размеру и композиции. Другой вопрос: допустимо ли то, что Вы хотите, с точки зрения ставрографии ("правил изготовления крестов") и смогу ли я технически выполнить эти пожелания. В ущерб уровню и качеству резьбы я не работаю.

_______________________________________________

5. Чем отличаются "мужские" нательные кресты от "женских" или "детских"?

В принципе, ничем. Мужские кресты, как правило, крупнее, строгой и лаконичной формы, без лишнего "украшательства". Женские - меньше, более "свободны" и "округлы" по форме, в них уместно использование растительных мотивов ("виноградная лоза" и т.п.). Детские кресты, кроме небольшого размера, также имеют различия, в зависимости от того, для девочки крест или для мальчика.

_________________________________________________

6. Можно ли носить одновременно два нательных креста?

Вполне. Очень часто бывает, что человек носит два, и даже три креста: один - "крестильный" (данный при крещении), а другие - подаренные кем-то из дорогих людей или привезённые из паломничества в Святые места. Другой вопрос: комфортно ли это? Можно носить разные нательные кресты и попеременно, "по очереди", при условии, что каждый из них освящён в храме.

________________________________________________

7. Почему Вы не делаете крестов из дуба (ясеня, сосны, кедра и т.д.)?

Для резьбы миниатюры с рельефными изображениями подходит далеко не всякая древесина. Вкратце: дерево должно быть достаточно плотным, мелкослойным и однородным. Выполнить на хорошем уровне миниатюрный рельеф на дубе, например, невозможно: крупные слои, толстые сосуды и сердцевинные лучи просто-напросто не дадут этого сделать. Однородная, но мягкая древесина тоже не годится: при выполнении мелкой деталировки она не режется, а мнётся под резцом. Непригодна также древесина с яркой текстурой: рисунок дерева и рельеф взаимно "съедят" друг друга. То-есть, иногда технически сделать можно, но результат будет не очень хорош!

_________________________________________________

8. Что лучше: самшит или груша?

По механическим свойствам, однозначно, лучше самшит! То, что можно сделать на самшите, не всегда можно сделать на груше.

По цвету - кому что нравится!

___________________________________________________

9. Какой требуется уход за деревянным нательным крестом?

Никакого особенного ухода не требуется. Важно только не забывать следить за его состоянием. Например, от купания в море на кресте может появиться серовато-белый налёт – осядет соль. Устраняется это легко: достаточно протереть крестик мягкой тканью, типа фланели, с каплей какого-нибудь масла. Лучше льняного, но можно и любого растительного. Потом протереть уже от масла насухо и ещё просушить.

Со временем в углах и углублениях рельефа неизбежно будет собираться грязь – увы, пот и пыль своё «грязное дело» делают, никуда не деться. Почистить можно деревянной зубочисткой или заточенной спичкой (но не стальной иглой!) и жёсткой щетинной кистью! Потом легонько протереть с каплей моющего средства («фейри», например), промыть водой и вытереть насухо.

Делать всё это нужно периодически, по необходимости.

Если через какое-то время Вам захочется освежить внешний вид креста, сделать это можно при помощи любого воскового состава для ухода за мебелью. Продаются они в магазинах и отделах хозтоваров. Покупать лучше не спрей, а тюбик. Действовать по инструкции на тюбике. Только учтите, что тогда уже эту процедуру придётся периодически повторять.

Вот, пожалуй, и всё. Главное – беречь крест от механических повреждений, тогда он прослужит очень долго. Возможно, поменяете шнурок через несколько лет, если он «размахрится».

____________________________________________________________________

10. Почему в интернете так велика разница в ценах на резные нательные кресты?

Если мы говорим о ручной авторской работе, то - мастера разные, сложность и класс исполнения работ разный, каждый по-разному ценит свой труд. В основном, конечно, уровень цены определяется спросом: если у мастера покупают и заказывают работы, значит, его цены оправданы.

В большинстве случаев вышивка выполняется крестиком, но в некоторых дизайнах могут встретиться полукрест, 1/4 креста и 3/4 креста, бэкститч, а также французские узелки . Рассмотрим подробнее каждый из этих швов.

Шов Полный крест

Способ № 1: традиционный

Данный способ выполнения полного креста применяется при вышивки крестом.

Вышивают крестик справа налево. Закрепив нитку в углу клетки (точка 1), по диагонали вкалываем иглу в точку 2, затем делаем вертикальный стежок вниз (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Снова проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в 4-ю точку квадрата. Чтобы начать вышивать следующий крестик, выводим иглу в точке 1.

Чаще всего таким способом вышивают в том случае, когда в схеме вышивки встречаются одиночные крестики, располагающиеся недалеко друг от друга. Если в схеме есть одиночные крестики одинакового цвета, которые располагаются друг от друга на расстоянии 2-3 см, то нитку можно не обрезать. В этом случае на изнаночной стороне вышивки получатся протяжки, но они закроются другими стежками.

Способ № 2: датский

Чтобы выполнить горизонтальный ряд крестиков, применяем вышивки креста.

Закрепляем нить, выводим иглу на лицевую сторону в левом нижнем углу клетки (точка 1). Делаем диагональный стежок в правый верхний угол (точка 2) и выводим иглу на изнаночную сторону. Затем выполняем вертикальный стежок в левый нижний угол следующей клетки (точка 3). Снова выполняем диагональный стежок и вводим иглу в точку 4. Таким образом вышиваем весь горизонтальный ряд в направлении слева направо.

В конце ряда делаем вертикальный стежок вниз (с изнаночной стороны) и выводим иглу на лицевую сторону в точке 7, т. е. в правый нижний угол последней клетки. Затем выполняем диагональный стежок в направлении справа налево в левый верхний угол клетки (точка 4) и выводим иглу на лицевую сторону в правом нижнем углу следующей клетки (точка 5).

Таким образом закрываем все крестики до конца ряда.

На изнанке горизонтальный ряд крестиков получится в виде двойных вертикальных стежков. Вышивая ряд крестиков именно таким способом, вы приблизитесь к освоению идеальной изнанки!

Основное правило вышивки крестом: верхние стежки крестика всегда лежат в одном направлении.

В схемах вышивки крестом полный крестик обозначается каким-либо символом, занимающим всю клеточку. В ключе схемы обычно указывается во сколько сложений нити вышивать полный крест.

Вся работа вышивается полным крестом

Шов Полукрест

Довольно часто в схемах встречаются фрагменты, которые необходимо вышить полукрестом (его ещё называют 1/2 креста). Если в описании не оговаривается направление полукрестиков, то их вышивают в том же направлении, что и верхние стежки полных крестиков.

Вышиваем полукрестики по тому же принципу, что и полные крестики, только в одном направлении. Сначала выводим иглу на лицевую сторону в левый нижний угол клетки (точка 1). Затем выполняем диагональный стежок в правый верхний угол клетки (точка 2) и выводим иглу с изнаночной стороны в левом нижнем углу следующей клетки (точка 3). Снова выполняем диагональный стежок и вводим иглу в точку 4. Таким образом, вышиваем в направлении слева направо до конца ряда.

Если вам хочется, чтобы полукрестики располагались в другую сторону, вышивайте по той же схеме, только в зеркальном отображении.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схемах вышивки полукрестик также обозначается символом, занимающим всю клеточку.

Вышивка полукрестом может выполняться в 1, 2 и 3 сложения нити, что всегда оговаривается в ключе схемы.

Полукрест в 1 сложение нити

Полукрест в 2 сложения нити

В одной работе могут сочетаться полукрестики, вышитые нитями разной толщины.

Полукрестики в 1 и 2 сложения нити

Чаще всего полукрестиками вышивается фон (небо, вода, земля, трава, тени от предметов и т. п.), таким образом картина приобретает дополнительный объем.

Шов 1/4 креста

Для того, чтобы создать эффект плавного перехода одного цвета в другой и тем самым подчеркнуть реалистичность контуров изображения, в вышивке используются дробные крестики, такие как 1/4 креста.

Шов 1/4 креста может выполняться как полукрестиками, так и крестиками и, в зависимости от этого, носит название Petite-point (петит-поинт) и Petite-stitch (петит-ститч). В переводе с французского, Petite — «маленький, мелкий», отсюда и название стежков.

Petite-point — это маленький полукрестик. Шьётся он так же, как и обычный полукрест, с единственным отличием: закрепив нить, выводим иголку в нижнем левом углу (точка 1) и делаем диагональный стежок в точку 2, располагающуюся в середине квадратика канвы. Затем на изнанке выполняем вертикальный стежок и выводим иглу в точке 3. После чего выполняем следующий диагональный стежок, вводя иглу в точку 4. С изнанки все швы также получаются вертикальные.

Petite-stitch — это маленький крестик, размером в четверть основного крестика, т. е. в привычном квадратике канвы вышивается не 1 крестик, а 4 маленьких.

Подробное описание всех вышеперечисленных швов поможет вам выполнить шов 1/4 крестика без особого труда!

И здесь обязательно придерживайтесь основного правила вышивки: верхние стежки дробного крестика всегда лежат в одном направлении, в том же, что у полных крестиков.

Такие мелкие стежки удобнее делать на ткани равномерного переплетения, например, льне. Если полный крестик вы вышиваете через 2 нити, тогда дробный 1/4 креста будет вышиваться через 1 нить, т. е. иголка вводится в просвет между 2 нитками канвы.

Стежки petite используются в вышивке для того, чтобы готовая картина смотрелась естественнее. Очень часто петиты используются при вышивке лиц, тогда получается более плавный и реалистичный переход цветов.

Маргарет Шерри любит использовать в своих дизайнах стежки 1/4 креста. Именно благодаря им, знаменитые котики Шерри выглядят такими детально проработанными.

Кроме этого, петит-поинт и петит-ститч используются тогда, когда необходимо аккуратно скруглить некоторые детали в вышивке. Это очень хорошо видно на примере 2-х вышитых фрагментов:

Фиолетовые ниточки, которыми вышита ягода черники, выходят за границу бэкститча

Благодаря стежкам 1/4 креста, малиновые и жёлтые нитки за границы бэкститча не выходят. Сердечки получились такими, какими мы привыкли их видеть, без лишних квадратных выступов.

Вышивать стежки 1/4 креста можно по-разному, в зависимости от фрагмента изображения и его цветового решения:

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки 1/4 креста обозначаются следующим образом: в одной клеточке указывается 2 символьных значения или 1 символ, но маленький, в каком-то определенном уголке.

Цвета ниточек подбираются согласно ключу и чаще всего соответствуют цветам полных крестиков, обозначенных тем же символьным значением на схеме, что и 1/4 креста.

Шов 3/4 креста

Наряду со стежками 1/4 креста, в вышивке используются дробные крестики в 3/4 креста.

Закрепив нитку, выводим иглу в середине квадратика канвы (точка 1), затем по диагонали вкалываем иглу в точку 2, которая располагается в верхнем углу канвы. Затем выполняется вертикальный стежок (с изнаночной стороны) так, чтобы игла вышла из точки 3.

Проводим нитку по диагонали и вкалываем иглу в точку 4.

При вышивке 3/4 креста также соблюдаем основное правило: верхний стежок лежит в том же направлении, что и все остальные.

Теперь вы без труда выполните стежок 3/4 креста в зеркальном отображении в горизонтальной и вертикальной плоскости.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки крестом 3/4 креста обозначаются таким же образом, что 1/4 креста, т. е. в одной клеточке указывается 2 маленьких символа или 1 в каком-то уголке.

Если в клеточке указано 2 символа, значит полный крест состоит из 3/4 креста и 1/4 креста (а именно petit-point, т. е. маленького полукрестика).

В этом случае вам следует хорошенько подумать: какой цвет вышить в 3/4 креста, а какой в 1/4. На помощь придет схема вышивки: найдите фрагмент, который вышиваете в данный момент. Предположим, вы вышиваете глазки этого котика.

Как видно на схеме, прямо над черными глазками-точками идут дробные крестики. В данном случае 3/4 креста лучше вышить нижний левый угол, а на 1/4 креста (в данном случае это будет полукрестик) придётся правый верхний уголок. Нам нужно выделить именно белую шёрстку вокруг глаз, которая обозначена на схеме крестиком или знаком умножить, а желтая шерстка, обозначенная треугольником, не в приоритете. Соответственно, тому, что важнее, отдаём бОльшую часть крестика, т. е. 3/4.

Чтобы вас окончательно запутать (шутка, конечно)), стоит упомянуть и о таком способе вышивки дробных крестиков, как 3/4 креста + 3/4 креста. На схеме обозначаются также двумя символами, а в процессе вышивки выглядят так:

В зависимости от того, в каком направлении идет верхний стежок во всей вашей вышивке, вышиваются и швы 3/4 креста.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого нижнего угла в правый верхний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Если верхний стежок идёт по диагонали из левого верхнего угла в правый нижний, то и длинные стежки 3/4 крестика должны идти в этом направлении.

Возникает резонный вопрос: каким именно способом вышивать, если в схеме встречаются дробные крестики? 3/4 креста + 1/4 креста, 1/4 креста + 1/4 креста или 3/4 креста + 3/4 креста?

Прежде всего необходимо ориентироваться на вышивку в целом и, конечно, прислушиваться к своему внутреннему голосу) Точнее, попробовать вышить дробный крестик всеми тремя способами и понять, какой из них вам больше нравится.

1/4 креста + 1/4 креста

Ещё один ориентир — это шов бэкститч (подробнее о нём чуть ниже). Если по границе дробных крестиков предполагается пройтись бэком, то лучше всего полный крест вышивать по схеме 1/4 креста + 1/4 креста (при этом вышивать именно маленькие крестики, а не полукрестики). Тогда сам бэкститч ляжет ровненько по диагонали между четвертиками разных цветов!

3/4 креста + 3/4 креста

Если в схеме бэкститч не предусмотрен, то целесообразно вышивать полный крест по схеме 3/4 креста + 3/4 креста. В данном случае верхние длинные стежки образуют красивую видимую границу между цветами. Стоит отметить, что в данном случае верхний диагональный стежок будет состоять из 2-х цветов и, соответственно, будет в 2 раза толще, чем верхний стежок во всех остальных крестиках.

3/4 креста + 1/4 креста

Если вы не любите слишком толстую и плотную вышивку, то схема 3/4 креста + 1/4 креста идеально подойдёт! В данном случае верхний стежок будет выполнен ниткой одного цвета и по толщине будет соответствовать вышитым полным крестикам. 1/4 креста здесь вышивается полукрестиком.

Шов Бэкститч

Шов «назад иголку» или backstitch (бэкститч, бэк) очень часто используется в вышивке крестом и поистине творит с вышивкой настоящие чудеса!

Вышивка крестом без бэка

Вышивка крестом с бэком

Шить швом бэкститч не сложно, просто процесс вышивки требует больше времени по сравнению с теми дизайнами, в которых бэка нет.

Бэкститч выполняется после того, как будут вышиты все крестики и полукрестики. Лучше вышивать его на постиранной и отутюженной канве, потому что в процессе стирки тонкие ниточки бэкститча могут растянуться и в итоге будут провисать. Чтобы избежать этого, не делайте слишком длинных стежков, 2-3 клеточки канвы вполне достаточно для одного стежка.

Количество нитей, используемых для бэка, обычно указывается в ключе к схеме. Чаще всего бэкстич вышивается в 1 или 2 нити.

Способы закрепления нити такие же, как для обычных крестиков. Бэкститч можно шить слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз и по диагонали.

Бэк можно вышивать несколькими способами.

Способ № 1: для идеальной изнанки

Можно сначала шить вперед нечетные стежки, потом возвращаться назад, выполняя четные. Если для работы важна идеальная изнанка, то лучше бэкститч вышивать именно этим способом.

Но при таком способе отшива существует вероятность того, что вам не понравится, как легла строчка. Если вам хочется, чтобы всё было идеально, придётся распускать и шить заново.

Способ № 2: назад иголку

Если выполнять бэкститч, следуя его непосредственному названию, а имеено швом «назад иголку», то на лицевой стороне строчка получится также ровной и красивой. Данный способ хорош ещё и тем, что вы сразу можете видеть, как ложится строчка в целом, т. е. последовательно стежок за стежком. Если в какой-то момент вы поймёте, что-то идёт не так, как хотелось бы, то можете тут же распустить пару стежков и отшить их заново.

Сердечки вышиты двумя способами — внешний вид строчки одинаковый.

Однако при отшиве бэка вторым способом, не ждите от изнанки ничего хорошего). Это не так страшно, если изнанка в итоге закроется (при вышивке картин, например), но тем не менее разница ощутима:

Изнаночная сторона работы: слева бэк вышит первым способом, справа — вторым

Анна-Мария:

«По собственному опыту могу сказать, что шить бэк надо очень аккуратно и если видишь, что строчка пошла не туда, то лучше сразу распустить несколько последних стежков и попробовать заново. Но даже если не получается — главное СПОКОЙСТВИЕ! Чем аккуратнее распустишь стежок, тем лучше, ниточка не размахрится и результат получится замечательный.

Я сначала шила бэк строго по схеме (иголку втыкала в те дырочки, которые были указаны) и чаще всего 1 стежок у меня равнялся 1 клеточке канвы (такие малюсенькие стежочки получались). А потом я просто поняла «философию» бэкститча: главное, чтобы он ровненько и аккуратно обводил вышивку и иногда можно сымпровизировать, главное, чтобы самой нравилось, как он ложится! И не обязательно делать стежки такими маленькими, можно в 1 стежок захватить и 2-3 клеточки канвы. Так мне сейчас даже больше нравится) Это своего рода рисование тоненьким карандашиком ровненьких контуров изображения. Красота!»

Чтобы не устать от большого количества бэка, можно отшивать его постепенно, тогда он действительно меньше утомляет.

И ещё: если сама вышивка делается тупой иглой, то для бэкститча лучше пользоваться острой, например, бисерной, чтобы она легко проходила сквозь крестики, не «травмируя» их.

Условные обозначения в схеме вышивки

В схеме вышивки шов бэкститч видно сразу, он обозначается контурными линиями, придающими деталям чёткие очертания. А некоторые производители прикладывают к набору две схемы: одну основную, вторую — непосредственно для выполнения бэкстича.

В данной схеме бэкститчем «пишется» только надпись и очерчивается клювик

В схеме достаточно большое количество бэка

Бэк может выполняться в 1 и 2 нити, что всегда оговаривается в ключе схемы.

Французский узелок

Французский узелок довольно часто используется дизайнерами-разработчиками схем вышивки.

Максимально подробно о технике его выполнения и примерах вышитых работ читайте в отдельной статье «Крестика»:

Теперь вы знаете об основных швах, используемых в вышивке. Для начала потренируйтесь в выполнении всех видов швов на маленькой работе, а потом с уверенностью переходите к большой!

Для одной книги в нашем издательстве понадобилось изобразить православный крест. В Яндексе много изображений крестов, но качество картинки потребовало, чтобы крест был нарисован изначально в графическом редакторе. Полезли рисовать – не получается, пропорции не те. Стали искать нужные пропорции - оказалось, есть такие. И все кресты, которые изготовляются для нужд РПЦ, делаются только по этим пропорциям. И речь тут не только о святости Креста, как одного из главных символов Православия, но и его символике, четко увязянной с пропорциями. Но обо всем по порядку...

Крест - символ Бога - Господа нашего Иисуса Христа. Для каждого верующего православного человека крест связан с воспоминаниями о предсмертных муках Господа за грехи всех людей от грехопадения Адама и Евы до конца времен. Если даже нет на кресте изображения распятия, оно незримо там присутствует. Следовательно, пропорции креста связаны с пропорциями человека.

Создавая живые организмы от простейших до человека, «Творец всяческих» использовал единую материю и универсальную пропорцию «золотого сечения» для придания формы живым существам. «Золото» присутствует везде: и в форме раковины моллюска, и репы на огороде, и в пропорциях венца творения - человека. Например, отношение роста человека к высоте от пяток до пупа такое же, как отношение размера от пяток до пупа к высоте от пупа до макушки головы, и такое же, как последовательное отношение размеров фаланг любого пальца между собой. Это универсальное отношение равно 1:0,618.

Пропорции «золотого сечения» присутствуют во всех гармонических явлениях жизни, раньше они присутствовали и в творениях человека, например, в классической музыке (в кульминационных «узлах» произведений), но уже нет данных пропорций в джазе или роке. То же самое можно сказать и о современной архитектуре.
Бог есть Совершенство, следовательно, символ Бога должен быть построен по законам Его творения: в «золотой» пропорции. Иными словами, пропорции креста - деление отрезка прямой в « золотом» отношении. Крест должен отражать и историю своего происхождения, как Трехсоставного Честного и Животворящего Креста Господня.

Греческий (корсунский крест)

Рисунок 1.

Крест - древо жизни, хранитель Вселенной, следовательно, неслучайно многие декоративные элементы креста связаны с его происхождением и имеют соответствующие названия: «репьи» в виде листьев расположенные на трех верхних концах креста, «ветви» - на основном «стволе» выше цаты, «солнце» и отходящие от него лучи в центре барочного креста. Анализируя храмовые кресты, хронологически можно выделить несколько основных типов крестов, известных русским зодчим: греческий равноконечный крест, другое его название корсунский (рисунок 1) , по названию города, откуда Русь непосредственно приняла Православную Веру; русский православный восьмиконечный крест (рисунок 2) ; барочный крест (рисунок 3) .

Все перечисленные выше типы крестов различаются между собой по пропорциям, количеству и характеру декоративных элементов. Греческий крест обычно вписывается в квадрат или прямоугольник в «золотом отношении», причем обычно поперечная перекладина делит вертикальную пополам, отсюда равноконечный крест. Древние соборные храмы имели обычно греческие кресты с декоративными элементами, при этом центральный крест был более вытянутым по вертикали. Кресты имели снизу цаты как символ благословения Бога, что означало также служение в данном храме архиерея. Тело креста имело вставки - металлические пластины с просечной резьбой. Темой сюжетов обычно являлись «райские кущи»: птицы и цветы.

Русский восьмиконечный крест

Рисунок 2.

Русский восьмиконечный крест чаще всего вписывается в прямоугольник, стороны которого относятся друг к другу в «золотом сечении». Крест аскетичен, не имеет декоративных украшений. Состоит из вертикального столба и трех перекладин: верхняя означает табличку, на которой Пилат сделал надписи на греческом, римском и еврейском языках; средняя - на ней раскинуты руки Господа нашего Иисуса Христа, обнимающие весь мир; нижняя перекладина обозначает место, где были прибиты ноги Господни. Нижняя перекладина наклонена, если смотреть на крест с запада, то левая часть перекладины поднята вверх, а правая - вниз. По учению Церкви, на Страшном суде праведники будут стоять по правую руку Господню, а грешники по левую, первые пойдут на небо, в рай, а грешники в преисподнюю, в ад.

Из антропометрики мы знаем, что если размеры размаха рук человека практически равны его росту, то размер средней перекладины русского креста равен размеру по вертикали от средней перекладины до нижней. Опираясь на это достаточно простое и ясное положение, можно найти все остальные пропорции восьмиконечного креста. Если мы возьмем высоту креста равной 1,0, то его средняя перекладина должна быть равна 0,618, расстояние от средней перекладины до нижней также будет равно 0,618. Расстояние от верхней перекладины до верха креста примем равным расстоянию от нижней перекладины до основания креста, если представить это числами, то получим: 1) 1,0 - 0,618 = 0,382;
2) 0,382: 2 = 0,191 (см. рис.2).

В зависимости от высоты сооружения и его визуального восприятия с земли, вертикальные элементы креста вытягивались (чаще всего на колокольнях, из-за их незначительных, по отношению к высоте, размеров плана).

Барочный крест

Рисунок 3.

Барочный крест возник и получил широкое распространение на территории России в XVIII веке. Его появление связано с господствующим в это время одноименным архитектурным стилем. Особенность данного стиля - «пышность» форм и насыщенность элементами, имеющими криволинейные очертания. Хотя многие провинциальные храмы этого периода скромны по формам и количеству декоративных элементов, но кресты имеют «богатые»: насыщенные элементами, имеющими тонкую изящную прорисовку и покрытие сусальным зелотом.

Проведенный анализ крестов барочного типа позволяет определить их пропорции, которые чаше всего использовались мастерами-крестильщиками при создании «типового» креста. Отношение высоты барочного креста к его высоте до основной перекладины - 1,000: 0,618. Размер от центра перекладины до верха креста равен половине размаха креста в перекладине и составляет 0,382 от обшей высоты. Как и в восьмиконечном русском кресте размер основной перекладины креста без декоративных «репьев» равен высоте от перекрестья до нижней перекладины - цаты (0,472 высоты креста) (см. рис.3). Кресты с цатами, как уже говорилось выше, ставились только на храмах, где служил архиерей. Деление каждого крупного элемента на более мелкие составляющие осуществляется также в «золотом отношении», этим достигается гармония целого и каждого отдельного элемента.

В процессе дальнейшего анализа пропорций крестов была выявлена зависимость главных размеров крестов от габаритов Православных храмов и часовен, а также, следовательно, от их визуального восприятия с земли. Например, была выявлена следующая зависимость: кресты относительно низких часовен ближе к квадрату или прямоугольнику в «золотом сечении», а пропорции крестов высотных колоколен - стремятся по высоте к двойному квадрату.
Полученные результаты исследований прошли защиту на научно-методическом совете при управлении культуры и послужили основанием для практической деятельности автора по воссозданию уничтоженных в советское время заверший православных храмов, а также проектирования новых соборов, церквей и часовен. В частности, это проектирование собора Святителя Николая Никольского монастыря Переславля-Залесского; храма Георгия Победоносца ПК «Славич», проектирование часовни на источнике явления иконы великомученицы Варвары и часовни преподобного Дмитрия Прилуцкого в Переславском районе; проектирование деревянной церкви святителя Тихона и Новомучеников Российских, каменного храма Иоанна Предтечи и собора Воскресения Христова в г. Дзержинске Нижегородской области.

Вот благодаря информации о пропорциях мы нарисовали правильный колонтитул. Многие скажут - в чем проблема, возьми и перерисуй с любого образца? Однако, очень важно в книге отобразить не мастерство рисовальщика (читай - дизайнера, оформителя), а уважение к Вере, к традиции, в которой эта Вера живет, и к культуре, в которой отображается традиция.

Информация отсюда.