13.10.2019

Начало экспедиции васко да гама. Краткая биография путешественника Васко да Гама: рассказ про открытия и жизнь географа


Васко да Гама (правильное произношение Вашку да Гама) - португальский мореплаватель эпохи Великих географических открытий. Командующий морской экспедицией, которая впервые в истории проплыла из Европы до Индии. 6-й губернатор Португальской Индии и 2-й Вице-король Индии (в 1524 году), 1-й граф Видигейра .

Васко да Гама с молодых лет участвовал в морских сражениях. Впервые о Васке да Гаме узнали, после выполнения им задания португальского короля. Когда в 1492 г. французские корсары захватили португальскую каравеллу с золотом, шедшую из Гвинеи в Португалию, король поручил ему пройти вдоль французского побережья и захватить все французские суда на рейдах. Молодой дворянин выполнил это поручение весьма быстро и эффективно, и после этого королю Франции пришлось вернуть захваченное судно.

Предпосылками для снаряжения экспедиции Васко да Гамы было то, что после открытия испанскими экспедициями Колумба «Западной Индии» португальцам нужно было спешить, чтобы закрепить за собой «права» на Восточную Индию. В 1497 г. была снаряжена эскадра дли разведки морского пути из Португалии - вокруг Африки - в Индию. По неизвестным причинам руководителем экспедиции стал не Бартоломеу Диаш (к тому времени опытный мореплаватель), а молодой придворный знатного происхождения пока не зарекомендовавший себя ничем, кроме захвата каравана французских торговых кораблей Васко (Вашку) да Гама, на которого выбор короля Мануэли I. Экспедиция включала в себя три судна: два тяжелых корабля и одно быстроходное судно. Кроме того, экспедицию сопровождало транспортное судно с припасами. Экипаж всех судов достигал 140 - 170 человек, в него входило 10 - 12 преступников (для опасных поручений).

8 июля 1497 г. флотилия вышла из Лиссабона и прошла, вероятно, до Сьерра-Леоне. Оттуда, чтобы избежать противных ветров и течений у берегов Экваториальной и Южной Африки, флотилия повернула на юго-запад, а за экватором повернула на юго-восток. Более точных данных о пути Гамы в Атлантике нет, а предположения, будто он подходил к берегу Бразилии, основаны на маршрутах позднейших мореплавателей, начиная с Кабрала.

После почти четырех месяцем плавания 1 ноября 1497 г. португальцы обнаружили на востоке землю, а через три дня вошли в широкую бухту, которой дали имя Св. Елены (Сент-Хелина, 32° 40" ю. ш.), и открыли устье р. Сантьягу (теперь Грейт-Верг). После небольшой остановки и попытки наладить отношения с местным населением экспедиция двинулась дальше. Обогнув южную оконечность Африки, португальцы стали па якорь в «Гавани пастухов. Опять же были предприняты попытки наладить отношения с местным населением, с которым моряки в последствии вели «немой торг».

К концу декабря 1497 г. к религиозному празднику рождества, португальские суда, шедшие на северо-восток, находились приблизительно у 31° ю. ш. против высокого берега, который Гама назвал Натал («Рождество»). 11 января 1498 г. флотилия остановилась в устье какой-то, ранее, не известной португальцам, реки. Когда моряки высадились, к ним подошла толпа людей. Португальцев они встретили очень дружелюбно, и Гама назвал эту землю «страной добрых людей».

Продвигаясь на север, суда 25 января пошли в лиман у 18° ю. ш., куда впадало несколько рек. Местные жители и здесь хорошо приняли чужеземцев. Рассказ одного из местных жителей о том, что он уже видел корабли, подобные кораблям Васко да Гамы, а так же наличие товаров, несомненно, азиатского происхождения, убедили Гаму в том, что он приближается к Индии. Он назвал лиман «рекой добрых предзнаменований» и поставил на берегу падран. С запада в лиман впадает Кваква - северный рукав дельты Замбези. В связи с этим обычно не совсем правильно говорят, что Васко да Гама открыл устье Замбези, и переносят на низовье реки название, которое он дал лиману. Около месяца португальцы стояли в устье Кваквы, ремонтируя суда. 24 февраля 1498 г. флотилия вышла из лимана. Держась подальше от берега, окаймленного цепью островков, и останавливаясь по ночам, чтобы не сесть на мель, она через пять дней достигла у 15° ю. ш. порта Мозамбик. Арабские одномачтовые суда (доу) ежегодно посещали порт и вывозили оттуда главным образом рабов, золото, слоновую кость и амбру. Через местного шейха (правителя) Гама нанял в Мозамбике двух лоцманов. Но арабские торговцы угадали в пришельцах опасных конкурентов, и дружелюбные отношения вскоре сменились враждебными.

1 апреля 1498 г. флотилия ушла из Мозамбика на север. Не доверяя арабским лоцманам, Васко да Гама захватил у берега небольшое парусное судно и пытал его хозяина, чтобы получить сведения, нужные для дальнейшего плавания. Через неделю флотилия подошла к портовому городу Момбаса (4° ю. ш.). Из-за враждебного отношения Васко да Гама вынужден был покинуть порт. Выйдя из Момбасы, Васко да Гама задержал в море арабское доу, разграбил его и захватил 19 человек. 14 апреля он стал на якорь в гавани Малинди (3° ю. ш.).

Местный шейх дружелюбно встретил Гаму, так как сам враждовал с Момбасой. Он заключил с португальцами союм против общего врага и дал им надежного лоцмана Ахмеда Ибн Маджчда, который должен был довести их до Юго-Западной Индии. С ним португальцы вышли 24 апреля 1498 г. из Малиндн. Ибн Маджид взял Куре на северо-восток и довел суда до Индии, берег которой показался 17 мая 1498 г. Маршрут следования флотилии показан на рисунке 3.2

Рис 3.2

Увидев индийскую землю флотилия под руководством лоцмана Ахмеда Ибн Маджчда отошла подальше от опасного берега и повернула на юг. Через три дня показался высокий мыс, вероятно гора Дели. К вечеру 20 мая 1498 г. португальские суда, продвинувшись к югу около 100 км, остановились на рейде против города Каликут (в настоящее время Кожикоде).

На обратном маршруте португальцы захватили несколько торговых судов. Так же, приходилось отбиваться от пиратов. Трехмесячный маршрут к берегам Африки сопровождали жара и болезни экипажей. И только 2 января 1499 года моряки увидели богатый город Могадишо. Не решаясь высадиться с немногочисленной измученной лишениями командой, да Гама приказал «для острастки» обстрелять город из бомбард.

7 января мореплаватели прибыли в Малинди, где за пять дней благодаря хорошей пище и фруктам, предоставленным шейхом, моряки окрепли. Но все равно экипажи так уменьшились, что 13 января 1499 г. на стоянке южнее Момбасы пришлось сжечь одно из судов. 28 января 1499 г. миновали остров Занзибар, а 1 февраля 1499 г. сделали остановку у острова Сан-Жоржи, у Мозамбика, 20 марта 1499 г. обогнули мыс Доброй Надежды. 16 апреля 1499 г. суда дошли до стровов Зелёного мыса. Оттуда Васко да Гама послал вперёд корабль, который 10 июля 1499 г. доставил в Португалию весть об успехе экспедиции. Сам капитан-командир задержался из-за болезни брата - Паулу да Гама. В августе или в сентябре 1499 г. Васко да Гама торжественно вернулся в Лиссабон. Возвратились лишь два судна и 55 человек .

Таким образом, хотя, с финансовой точки зрения, экспедиция Васко да Гама была необычайно успешной - выручка от продажи привезённых из Индии товаров в 60 раз превысила затраты на экспедицию.

Экспедиция выяснила, какие огромные выгоды может принести для них непосредственная морская торговля с Индией при надлежащей экономической, политической и военной организации дела. Открытие для европейцев морского пути в Индию было одним из величайших событий в истории мировой торговли. С этого момента и до прорытия Суэцкого канала (1869 г.) основная коммерции Европы со странами Индийского океана и с Китаем шла не через Средиземное море, а через Атлантический океан - мимо мыса Доброй Надежды. Португалия же, державшая в своих руках «ключ к восточному мореходству», стала в XVI в. сильнейшей морской державой, захватила монополию торговли с Южной и Восточной Азией и удерживала ее 90 лет - до разгрома «Непобедимой армады» (1588 г.) .

Так же экспедиция Васко да Гамы внесла свой вклад в исследование природы Африки. Несмотря на то, что исследовать внутренние районы Африки европейцы начали только в конце XIX в., данные полученные в экспедиции Васко да Гамы описывали большую площадь земель прибрежной зоны.

Жоану II не суждено было самому завершить главное дело своей жизни, открыть морской путь в Индию. Но его преемник Мануэл I сразу же после восшествия на престол начал подготовку экспедиции. Короля подгоняли сведения об открытиях Колумба.

Специально для этого плавания были построены три корабля: флагманский "Сан-Габриэл", "Сан-Рафаэл", которым командовал старший брат Васко, Паулу да Гама, и «Берриу». Как и в плавании Диаша, флотилию сопровождало транспортное судно с припасами. Корабли должны были вести лучшие кормчие Португалии. В составе экипажей трех кораблей в путь отправилось от 140 до 170 человек. Люди были подобраны очень тщательно, многие из них ранее уже участвовали в плаваниях к берегам Африки. Корабли были оснащены самыми совершенными навигационными приборами, в распоряжении мореплавателей были точные карты и вся новейшая информация о Западной Африке, Индии и Индийском океане. В составе экспедиции были переводчики, знавшие диалекты Западной Африки, а также арабский и еврейский языки.

8 июля 1497 г. весь Лиссабон собрался у пристани, чтобы проводить в путь своих героев. Печальным было прощание моряков с родными и близкими.

Женщины покрыли головы черными платками, повсюду слышались плач и причитания. После завершения прощальной мессы были подняты якоря, и ветер понес корабли из устья реки Тежу в открытый океан.

Уже через неделю флотилия миновала Азорские острова и пошла дальше на юг. После недолгой остановки на островах Зеленого Мыса корабли взяли курс на юго-запад и отошли от берега почти на тысячу миль, чтобы избежать встречных ветров и течений у берегов Африки. Держа курс на юго-запад в сторону неизвестной еще тогда Бразилии и лишь затем повернув на юго-восток, Васко да Гама нашел не самый короткий, но самый быстрый и удобный для парусных судов путь от Лиссабона к мысу Доброй Надежды, который флотилия обогнула после четырех с половиной месяцев плавания.

16 декабря корабли прошли последний падран, установленный до них Диашем, и оказались в местах, где не бывал еще ни один европеец. Одна из провинций Южно-Африканской республики, у берегов которой моряки встретили Рождество, до настоящего времени сохранила данное ими название Натал (Наталь), что означает «Рождество».

Продолжив путь, португальцы достигли устья реки Замбези. Здесь флотилия вынуждена была задержаться для ремонта судов. Но моряков подстерегало еще одно страшное бедствие: началась цинга. У многих гноились и распухали десны так, что они не могли открыть рот. Люди умирали через несколько дней после начала болезни. Один из очевидцев с горечью писал, что они угасали, словно лампады, в которых выгорело все масло.

Лишь через месяц португальцы смогли возобновить плавание. Через несколько дней пути они увидели остров Мозамбик (он находится в Мозамбикском проливе, недалеко от берегов Африки). Здесь начинался совершенно новый мир, не похожий на известные португальцам районы западного и южного побережья Африки. В ату часть континента уже с Х11 в. проникали арабы. Здесь широко распространились ислам, арабский язык и обычаи. Арабы были опытными мореходами, их приборы и карты были зачастую более точными, чем у португальцев. Арабские лоцманы не знали себе равных.

Глава экспедиции быстро убедился, что арабские купцы - подлинные хозяева в городах восточного побережья Африки - будут для португальцев грозными противниками. В столь сложной обстановке ему необходимо было проявить выдержку, не допустить столкновений матросов с местными жителями, быть осторожным и дипломатичным в общении с местными правителями. Но именно этих качеств не хватало великому мореплавателю, он проявил вспыльчивость и бессмысленную жестокость, не сумел удержать под контролем действия экипажа. Чтобы добыть нужные сведения о городе Момбаса и о намерениях его правителя, Гама приказал пытать захваченных заложников. Так и не сумев нанять здесь лоцмана, португальцы отплыли дальше на север.

Вскоре корабли достигли порта Малинди. Здесь португальцы нашли себе союзника в лице местного правителя, враждовавшего с Момбасой. С его помощью им удалось нанять одного из лучших арабских лоцманов и картографов, Ахмеда ибн Маджида, имя которого было известно далеко за пределами восточного побережья Африки. Теперь флотилию ничто не задерживало в Малинди, и 24 апреля 1498 г. португальцы повернули на северо-восток. Муссон надул паруса и понес корабли к берегам Индии. После пересечения экватора люди вновь увидели столь знакомые им созвездия Северного полушария. Через 23 дня пути лоцман привел корабли к западному побережью Индии немного к северу от порта Каликут. Позади остались тысячи миль пути, 11 месяцев утомительного плавания, напряженная борьба с грозной стихией, столкновения с африканцами и враждебные действия арабов. Десятки моряков погибли от болезней. Но те, кто выжил, имели полное право чувствовать себя победителями. Они достигли сказочной Индии, прошли до конца тот путь, который начали осваивать еще их деды и прадеды.

С достижением Индии задачи экспедиции отнюдь не были исчерпаны. Необходимо было установить торговые отношения с местными жителями, но атому всячески противились арабские купцы, не желавшие уступать свои монопольные позиции в посреднической торговле. «Черт вас подери, кто вас сюда принес?» - таков был первый вопрос, с которым обратились к португальцам местные арабы. Правитель Каликута сначала испытывал сомнения, но высокомерие и вспыльчивость Васко да Гамы настроили его против пришельцев. К тому же в те времена установление торговых и дипломатических отношений обязательно сопровождалось обменом подарками, а то, что предложили португальцы (четыре красные шапки, ящик с шестью тазиками для мытья рук и некоторые другие подобные вещи), годилось для какого-нибудь африканского царька, но никак не для правителя богатого индийского княжества. В конце концов мусульмане напали на португальцев, те понесли потери и в спешке отплыли из Каликута.

Возвращение на родину было нелегким и заняло почти год. Нападения пиратов, бури, голод, цинга - все это вновь выпало на долю уставших моряков. В Португалию возвратились лишь два корабля из четырех, более половины матросов не вернулись к родным и близким. Такова была цена, заплаченная Португалией за величайшее свершение в ее истории.

Позже Васко да Гама вновь отплыл в Индию, где стал вице-королем португальских владений в этой стране. В Индии в 1524 г. он и умер. Необузданный нрав и холодная жестокость Васко да Гамы сильно подорвали репутацию этого незаурядного сына своего века. И все же именно талантам, знаниям и железной воле Васко да Гамы человечество обязано осуществлением одного из самых замечательных открытий того времени.

Результаты открытия морского пути в Индию вокруг Африки были огромны. С этого момента и до начала эксплуатации в 1869 г. Суэцкого канала основная торговля Европы со странами Южной и Восточной Азии шла не через Средиземное море, как прежде, а вокруг Африки. Португалия, получавшая теперь громадные прибыли, стала до, конца XVI в. сильнейшей морской державой Европы, а король Мануэл, в правление которого было сделано это открытие, был прозван современниками Мануэлом Счастливым. Монархи соседних стран завидовали ему и искали другие, собственные пути в страны Востока.

Имя: Васко да Гама

Государство: Португалия

Сфера деятельности: Путешественник

Величайшее достижение: Открыл торговый морской путь из Европы в Индию

Дала миру множество людей – первооткрывателей, храбрецов, не побоявшихся бросить вызов самой природе в погоне за новыми землями и славой. Многие находили в глубинах океана свою кончину, некоторым «повезло» немного больше – они погибли на суше от рук местных племен. Но все же до нас дошли имена путешественников, которые вписали свое имя в историю, географию стран. Один из них – знаменитый путешественник Васко да Гама. Именно о нем и пойдет речь в этой статье.

Биография Васко Да Гама

Будущий мореплаватель родился в знатной семье в 1460 году в Синеше, Португалия. В семье было пятеро сыновей, Васко был третьим по счету. Его отец занимал должность алкайда – в те времена это означало должность коменданта крепости.

Очень мало известно о его ранних годах. Будучи молодым юношей, он вступил во флот, где получил первые знания по математике, навигации и ориентированию. Уже с юных лет ему довелось участвовать в морских сражениях, и не против кого-либо, а самих французских корсаров. Васко показал себя с наилучшей стороны, и о нем заговорили. В 1495 году король Мануэл занял трон, и страна вернулась к тому, откуда начала – найти путь в Индию. И эта задача была одной из важнейших – ведь Португалия находилась в стороне от торговых путей, поэтому нужно было как то заявить о себе. В 1487 году был достигнут важный прорыв, когда обогнул южную Африку. Это путешествие было значительным; оно впервые доказало, что Атлантический и Индийский океаны связаны между собой. Нужно было снова отправить экспедицию. И молодой Да Гама подходил для этих целей как нельзя лучше.

Путешествия Васко да Гама

Историки мало знают о том, почему именно да Гама, еще неопытный исследователь, был выбран для проведения экспедиции в Индию в 1497 году, чтобы найти морской путь в Индию и на Восток. Чтобы отправиться в путешествие, да Гама направил свои корабли (4 штуки) на юг, воспользовавшись преобладающими ветрами вдоль побережья Африки. После нескольких месяцев плавания он обогнул мыс Доброй Надежды и начал свой путь вверх по восточному побережью Африки, к неизведанным водам Индийского океана. К январю, когда флот приблизился к территории, известной сейчас под названием Мозамбик, многие члены экипажа были больны цингой. Да Гама был вынужден прервать путешествие для отдыха экипажа и ремонта кораблей.

После месяца вынужденного простоя корабли вновь отправились в путь, и к апрелю достигли Кении. Затем через Индийский океан португальцы попали в Калькутту. Да Гама не был знаком с регионом, не знал обычаев и традиций местных жителей – он был уверен, что они христиане, так же, как и португальцы. О такой религии, как индуизм, еще никто из европейцев не знал.

Тем не менее, местный правитель сначала приветствовал да Гаму и его людей, и экипаж отдыхал в Калькутте три месяца. Но не все приветствовали новоприбывших – мусульманские торговцы были в числе первых, кто показывал неприязнь португальцам, ведь они отняли у них возможность торговать и сбывать товар В конце концов, да Гама и его команда были вынуждены торговаться на набережной, чтобы обеспечить достаточное количество товаров для возвращения домой. В августе 1498 года Да Гама и его люди снова вышли к морю, начав свое путешествие обратно в Португалию. Обратный путь был сопряжен с трудностями – порывистые ветры, ливни и дожди мешали быстрому плаванию. К началу 1499 года несколько членов экипажа умерли от цинги. Первое судно достигло Португалии только 10 июля, почти через год после того, как они покинули Индию. Результаты были впечатляющими — первое путешествие да Гама охватило почти 24 000 миль почти за два года, и только 54 из 170 членов экипажа выжили.

Когда да Гама вернулся в Лиссабон, его встретили как героя. Настроение у португальцев было приподнятое, было принято решение вновь собрать экспедицию, чтобы закрепить успех да Гамы. Отправляется еще одна группа кораблей во главе с Педру Алваришем Кабрала. Экипаж достиг Индии всего за шесть месяцев, и путешествие включало в себя перестрелку с торговцами, где экипаж Кабрала убил 600 человек на мусульманских грузовых судах. Но и польза от этого плавания тоже была — Кабрал создал первый португальский торговый пост в Индии.

В 1502 году Васко да Гама возглавил еще одно путешествие в Индию, флот состоял уже из 20 кораблей. Десять кораблей находились под его непосредственным командованием, а остальные-у руля его дяди и племянника. После успеха Кабрала и сражений король поручил да Гаме обеспечить дальнейшее господство Португалии в регионе. Опустошив и разграбив Африканское побережье, оттуда они переехали в город Кочин, к югу от Калькутты, где да Гама заключил союз с местным правителем и остался на отдых. Вернулись в Португалию путешественники только 11 октября 1503 года.

Последние годы жизни

Женатый в это время и отец шести сыновей, да Гама решил не испытывать судьбу и вышел на заслуженный отдых.

Он поддерживал контакт с королем Мануэлем, консультируя его по индийским вопросам, за что ему был дарован титул графа Видигейры в 1519 году.

После смерти короля Мануэля, да Гаму попросили вернуться в Индию, чтобы бороться с растущей коррупцией со стороны португальских чиновников в стране. В 1524 году король Жоан III назначил да Гаму португальским вице-королем в Индии.

Но Васко уже не интересовала Индия так, как когда-то он свое открытие совершил, открыл для Португалии морской путь в эту страну, закрепив там свое господство.

Однако приказу короля повиновался и отправился в Индию, чтобы исполнить поручение. Но, к сожалению, долго не протянул – 24 декабря 1524 года легенда мореплавания скончался от малярии в Кочине. Его тело было отправлено обратно в Португалию и похоронено там в 1538 году.

Васка да Гама (Vasco da Gama) - впоследствии граф Видигейра, знаменитый португальский мореплаватель. Родился около 1469 г. в приморском городке Синес, был потомком старинного дворянского рода и смолоду пользовался репутацией отважного морехода.

Уже в 1486 г. экспедиция под начальством Бартоломео Диаса открыла южную оконечность , получившую от Диаса название мыса Бурь. Король Иоанн II велел называть мыс Бурь мысом Доброй Надежды, так как полагал, что открытие его может повести за собой отыскание морского пути в Индию, о которой уже были слухи от пилигримов, посещавших Святую землю, от купцов и от людей, которые были посылаемы королем на разведки.

Мало-помалу созревал план завести непосредственные торговые сношения с : индийские товары до тех пор проникали в из и Александрии через Венецию. Король Эммануил Великий снарядил эскадру и поручил командование ею Васко да Гаме, с полномочием заключать союзы и договоры и покупать товары.

Флотилия состояла из 3-х кораблей; экипажа и солдат было всего 170 человек; люди, выбранные для этой экспедиции, были предварительно обучены разным необходимым ремеслам. Шкипера были назначены те самые, которые сопровождали Бартоломео Диаса. Для меновой торговли с дикарями был взят большой запас бус, зеркалец, цветного стекла и т. д., для старшин - более ценные подарки. 7-го июля 1497 г., при огромном стечении народа, флотилия отплыла из .

До Зеленого мыса все шло благополучно, но затем неблагоприятные ветры стали замедлять движение к югу, в судах открылась течь; экипаж стал роптать и требовал возвращения в . Васко настоял на продолжении плавания. 21 ноября 1497 г. экспедиция обогнула мыс Доброй Надежды и повернула на север. Вторично разразился сильный шторм; люди страдали от страха, и болезней и сговорились заковать Васко да Гаму, вернуться на родину и явиться к королю с повинною. Васко да Гама узнал об этом и велел заковать зачинщиков заговора (в том числе и шкиперов), побросал квадранты в море и объявил, что впредь шкипером их будет один Бог. При виде таких энергических распоряжений устрашенная команда смирилась.

Когда шторм стих, сделали остановку для починки кораблей, причем оказалось, что один из них пришел в совершенную негодность, так что пришлось его сжечь. Попутный понес остальные суда на север. На берегу Наталь португальцы впервые увидели туземцев и обменялись с ними подарками. На службу к Васко да Гаме поступил мавр, знавший дорогу в Индию; он принес много пользы своими советами и указаниями.

1-го марта 1498 г. прибыл в , где завязал с жителями сношения, сначала очень дружественные; шейх местного племени согласился вести меновую торговлю и дал лоцманов; но мавры скоро узнали в португальцах тот самый народ, который в продолжение многих лет на противоположной стороне Африки вел беспощадную войну с магометанами. К религиозному фанатизму присоединился страх потерять монополию торговли с Индией; мавры постарались восстановить против португальцев шейха, который и приказал своим лоцманам посадить суда на рифы. Когда это не удалось, стали препятствовать Васко да Гаме запасаться пресной водой. Эти обстоятельства принудили Васко да Гаму покинуть негостеприимные берега.

В Момбасе (на берегу), вследствие предупреждения шейха, португальцам оказан был прием, подобный мозамбикскому; только в Мелинде (3° южной широты) мореплаватели встречены были радушно. После обмена подарками, уверений в дружбе, взаимных посещений (сам Васко да Гама отважился ехать на берег, чего в других местах не делал), португальцы, получив надежного лоцмана, отправились далее. 20-го мая увидели они Каликуту (11°15` сев. широты, на Малабарском берегу), средоточие торговли всего восточного берега Африки, Аравии, Персидского залива и . В течение нескольких веков мавры были настоящими властителями Индостана; гуманным обращением он сумел внушить к себе любовь туземцев и их царьков.

Каликутский король считал выгодным союз с европейцами, которые послали ему великолепные подарки и начали закупать пряности, не торгуясь и не разбирая качества; но мавры наговорами и подкупом приближенных короля всячески старались очернить европейцев в его глазах. Когда это не удалось им, они многократными оскорблениями и даже двухдневным арестом Васко да Гамы хотели раздражить его и заставить взяться за оружие; но Васко да Гама, чувствуя себя слишком слабым для борьбы, все перенес и поспешил уехать из Каликуты. Властитель же Кананара счел за лучшее не ссориться с будущими владыками Индии (древнее пророчество говорило о завоевателях с Запада) и заключил с ними союз.

После этого флотилия пустилась в обратный путь, тщательно исследуя и занося на карту очертания африканских берегов; мыс Доброй Надежды обогнули благополучно, но около опять начались разные трудности, которых не вынес брат Васко да Гамы, Паоло да Гама, командовавший одним из кораблей; он был всеобщий любимец, настоящий рыцарь без страха и упрека. В сентябре 1499 г. Васко да Гама вернулся в Лиссабон с 50 человеками команды и 2 полуразвалившимися кораблями, нагруженными перцем и пряностями, доход с которых с избытком покрыл все расходы на экспедицию.

Король Эммануил немедленно (1500 г.) послал в Индию, под предводительством Педро Альвареса Кабраля, вторую флотилию, состоявшую уже из 13 парусных судов, с 1500 экипажа, чтобы основать португальские колонии. Но португальцы своей чрезмерной жадностью, неумелым и бесчеловечным обращением с туземцами вызвали всеобщую ненависть; им отказывались повиноваться; в Каликуте человек 40 португальцев было убито, и фактория их разрушена.

Кабраль возвратился в 1501 году. Монополия морской торговли с Индией в короткое время сделала Лиссабон важным городом; надо было удержать ее в своих руках - поэтому поспешно (в 1502 г.) снарядили флотилию из 20 судов и подчинили ее Гаме. Благополучно достиг он восточного берега Африки, заключил торговые договоры с Мозамбиком и Софалой, оставил там факторов; в Килоа заманил короля на корабль, угрозами взять его в плен и сжечь город заставил признать протекторат Португалии, заплатить контрибуцию и построить крепость.

Приближаясь к Индостану, Васко разделил флот на несколько частей; несколько мелких судов были настигнуты и разграблены, несколько местечек бомбардировано и разорено; один большой корабль, шедший из Каликуты, взят на абордаж, разграблен и потоплен, а люди перерезаны. Страх охватил все побережье, все смирились перед сильным врагом; даже властитель Каликуты несколько раз присылал просить мира. Но Васко да Гама, мягкий с покорными царьками, с беспощадной жестокостью преследовал врагов Португалии и решил отомстить за смерть своих соотечественников: блокировал город, бомбардировкой почти разрушил его, сжег все суда, находившиеся в гавани и уничтожил флот, снаряженный для сопротивления португальцам.

Построив факторию-крепость в Кананаре и оставив там людей и часть флота с предписанием крейсировать около берега и как можно больше вредить Каликуте, Васко вернулся на родину 20-го декабря 1503 г. с 13 богато нагруженными кораблями. Пока Васко да Гама пользовался на родине заслуженным покоем (хотя есть указание, что он руководил индийскими делами), над португальскими владениями в Индии властвовали один за другим пять вице-королей; управление последнего из них, Эдуарда да Менезеса, было так несчастливо, что король Иоанн III решился снова послать Васко да Гама на арену его прежних подвигов.

Новый вице-король отплыл (1524 г.) с 14 кораблями, с блестящей свитой, 200 человек гвардии и прочими атрибутами власти. В Индии он с твердостью и настойчивостью принялся искоренять лихоимство, казнокрадство, распущенность нравов и небрежное отношение к интересам государства. Для успешной борьбы с легкими арабскими судами он построил несколько такого же типа судов, запретил частным лицам вести торговлю без королевского разрешения и льготами старался привлечь как можно больше людей на морскую службу. Посреди этой кипучей деятельности он заболел и 24-го декабря 1524 г. скончался в Кохиме. В 1538 году останки его были перевезены в Португалию и торжественно преданы земле в городке Видигейре.

Васко да Гама был человек честный и неподкупный, соединявший решимость с осторожностью, но в то же время высокомерный; иногда жестокий до зверства. Чисто практические цели, а не жажда знания, руководили его открытиями. История его экспедиций рассказана Барросом, Каспаром Корреа, Озорио (историк Эммануила Великого) и Кастанледа. В городе Гоа в ХVII веке была ему воздвигнута статуя; но самый прочный памятник воздвигнул ему Камоэнс, в эпопее «Луизиада».

Именно мореплавателю Васко да Гама Индия обязана своим «открытием». Васко да Гама не только нашел эту чудесную страну, но и наладил с ней торговые отношения, а также совершил немало других захватывающих путешествий. Он фактически колонизировал индийские берега и стал на них вице-королем.

Юные годы будущего первопроходца

Дата рождения Васко да Гама доподлинно неизвестна. Историки считают, что он родился в период с 1460 до 1469 года в Португалии. Его отец был известным и знатным рыцарем. В семье у Васко было четыре брата. Все дети получили хорошее образование. Изучали математику, навигацию и астрономию. Учителем маленького Васко был сам Закуто. В 20 лет Васко да Гама вступил в орден Сантъяго.

Зрелые годы мореплавателя

Впервые, как о выдающейся личности, о Васко заговорили в 1492 году. Тогда он умудрился отбить у французских пиратов португальский корабль. Смелый юноша сразу попал под внимание португальских властей. Ему предложили отправиться в длительную и опасную экспедицию, и он согласился. Подготовка к плаванию проводилась очень тщательно. Васко сам отобрал большую часть команды, проверил запасы провизии и состояние кораблей.

В 1497 году армада кораблей отправилась из Лиссабона к Канарским островам. Доблестный Васко возглавил эту морскую процессию. В середине зимы корабли Васко да Гама достигли берегов ЮАР. Там команда пополнила запасы провизии. Один из кораблей вышел из строя, его пришлось затопить.

После мыса Доброй Надежды армада заходила в порты Мозамбика и Момбаса. В Малинди Васко долго искал себе проводника. В итоге им стал Ахмад Ибн Маджид. Получив сведения, армада взяла курс к индийским берегам. Впервые в Малинди Васко да Гама увидел индийских купцов, смог лично убедиться в ценности их товаров. В 1498 году корабли Васко достигли Каликута.

Пробыв в Индии год, да Гама отдал приказ о возвращении в Португалию. Эта экспедиция не только прославила его, но и обогатила. Ведь на своих кораблях он привез столько товаров, что хватило окупить стоимость экспедиции, и еще осталось.

Второй поход на Индию для Васко случился в 1502 году. Король Мануэль пожелал, чтобы именно да Гама возглавил новую армаду. Зимой корабли отправились в путь. В ходе экспедиции люди сумели основать форты в Мозамбике и Софале. Также мореплаватели принудили эмира Килву регулярно платить им дань. Затем в Индии вновь наполнили свои трюмы товарами, и успешно возвратились домой. Вторая экспедиция не была легкой, так как португальцам пришлось сражаться с арабскими мореплавателями, державшими это направление в качестве монополистов.

Васко да Гама долгое время получал от монарха Португалии лишь деньги и благодарность. Но в 1519 году король пожаловал Васко титул графа и землю. Это можно было считать настоящим успехом по меркам того времени. Ходили слухи, что бастард да Гама так жаждал получить титул, что пригрозил самому королю уйти из мореходства, если он не одарит его желаемым. Король согласился с доводами Васко, и титул был ему назначен.

Третья поездка Васко да Гама в Индию состоялась при короле Жуане Третьем. В третье путешествие мореплаватель был отправлен, как вице-король Индии. Там он правил железной рукой, пока не скончался от малярии в 1524 году. Лишь через 15 лет его останки доставили в Португалию для достойного погребения.

В чем заключались открытия мореплавателя?

Все дело в том, что в те годы, Индия, как страна, уже была известна Старому свету. Но Васко да Гама сумел открыть прямой морской путь туда. На этом пришел конец монополии арабов, а европейцы начали активную колонизацию Индии. Колонизационная политика португальцев была жесткой и кровавой. На индийских берегах уничтожались целые поселки. Португальцы при завоевании земель не щадили ни женщин ни детей, а с мужчинами расправлялись изощренно и долго.

Еще да Гама стал первым европейцем, которому удалось обогнуть все африканские берега. Кроме того, именно Васко да Гама подробно исследовал побережье Африки на Юге. До него это не удавалось сделать ни одному белому мореплавателю. Так появились более подробные морские и сухопутные карты индийских и африканских земель.

Васко да Гама: характер

Каким человеком был известный первопроходец? Согласно историческим данным да Гама обладал следующими качествами характера:

  • Честолюбивый;
  • Властный;
  • Эмоциональный;
  • Жадный;
  • Жестокий;
  • Отважный;
  • Доблестный.

Только человек, обладающий всеми перечисленными качествами, а также обожавший путешествия, мог успешно преодолеть все тяготы пути, и любым способом добиваться успеха. В качестве вице-короля Васко да Гама правил жестко и непреклонно. За малейшее неповиновение он всегда карал отступника с особой изощренностью.

Личная жизнь Васко да Гама

Личная жизнь жесткого и честолюбивого первопроходца, как и всей знати того времени, не придавалась огласке. Поэтому о ней известно не так много. Есть сведения, что Васко был женат на дворянке Катарине ди Атаиди. В этом браке у Васко было шестеро детей.

Старшего сына мореплавателя звали Франсишку. Именно он стал наследником титула отца, но никогда не отправлялся с ним в плавание, оставаясь дома.

Второй сын Эштеван был с отцом в третьем плавании к индийским берегам. Там он получил титул губернатора Португальской Индии. Являлся капитаном Малакки.

Третий сын Васко Паулу также был с ним в третьем плавании. Около Малакки он погиб в морском сражении.

Криштован, четвертый отпрыск семьи да Гама, также бывал в Индии, как и его братья Педру и Алвару. Дочь Васко да Гама Изабель была выдана замуж за дона Игнасиуса де Норонья, который имел графский титул.

В 1747 году мужская сторона рода Васко да Гама перестала существовать. Титул начал передаваться по женской линии. Сегодня у Васко да Гама также есть потомки.

Васко да Гама: интересные и кровавые факты

Если кому-то покажется, что открытие морского пути в Индию было легким приключением, то этот человек просто ничего не знает о нравах и законах того времени. Чтобы добиться влияния на индийских берегах Васко да Гама совершал жестокие и импульсивные поступки. Участвовал в морских боях, грабил и убивал.

Истории известны о Васко да Гама следующие сведения:

  • Мореплаватель был бастардом. Он родился от порицаемой обществом связи, но знатный отец мальчика все же забрал его к себе, чтобы растить сына в роскоши. С детства Васко знал, что не вправе рассчитывать на отцовское наследство, поэтому всеми силами стремился заслужить титул самостоятельно;
  • При первом захвате пиратского корабля Васко изощренно пытал команду. Поползли слухи о его садистских наклонностях;
  • Подвиги да Гама предсказал астролог Авраам Бен Закуто, который был учителем Васко;
  • Первая армада да Гама состояла всего из 4-х кораблей;
  • Когда команда в плавании заболела цингой и взбунтовалась, Васко да Гама приказал заковать бунтовщиков в цепи;
  • За первую экспедицию мореплаватель получил от короля 1000 круазад и звание адмирала;
  • Во втором плавании Васко да Гама захватил индийское судно, закрыл пленных в трюме и поджег. Пощады не получили даже женщины и дети;
  • В команде Васко всегда присутствовали преступники, которых он часто отправлял в разведку;
  • Во время колонизации Индии Васко да Гама совершил немало зверств, от которых нормальный человек не перестал бы содрогаться.

Известно, что Васко в пути всегда использовал астролябию и секстант. Рисовал карты при помощи меридианов и параллелей. Менял у туземцев ткани на украшения из слоновой кости. Придумал морскую полицию.

Сегодня вокруг неоднозначной личности Васко да Гамы ведутся многочисленные споры. Несмотря на это, его именем назван город на Гоа. Он считается героем Португалии. В его честь назван самый длинный европейский мост. Его портреты изображены на португальских банкнотах и монетах.

Бразильский футбольный клуб также назван в честь да Гамы. На луне есть кратер имени Васко да Гамы. Еще на свете существует одноименная с мореплавателем награда, которую вручают за выдающиеся достижения в области географии.

В целом, жизнь, путешествия и личность выдающегося мореплавателя вызывают много вопросов. В его биографии присутствует множество пробелов, а его деяния многим кажутся слишком жестокими. Но достижения Васко неоспоримы и признаны во всем мире. Хотя даже для того времени, когда жил мореплаватель, некоторые его поступки заставляли людей дрожать от ужаса, если они о них слышали.