21.09.2019

Неверный управитель. Трудности толкования притчи о неверном домоправителе


Наглядные уроки Христа Уайт Елена

«ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ»

«ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ»

Основано на Еванг. Луки 16:1-9.

Пришествие Христа было во время наибольшего духовного упадка. Люди подчинили вечное преходящему, требования будущего - делам настоящего. Они приняли призрак за действительность, и действительность за призрак. Они не видели верою невидимого мира. Сатана поставил пред ними предметы жизни, как нечто заслуживающее наибольшего внимания и всепоглощающее, и они поддались его искушением.

Христос пришел, чтобы изменить порядок вещей. Он старался разрушить чары, которыми люди были ослеплены и обольщены. В Своем учении Он старался согласовать требования людей и земли и обратить мысли людей от настоящего к будущему. От их стремлений к временному Он призывал их к приготовлению для вечности.

«Один человек был богат», сказал Он, «и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». Богатый человек оставил все свое имущество на руки своего слуги, но слуга был неверным, и господин убедился, что он был систематически обкрадываем. Он решил не удерживать его далее на службе и позвал для исследования его счетов. «Что это я слышу о тебе?» сказал он, «дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять».

С перспективою увольнения пред собою, управляющий видел три пути, открытыми для его выбора. Он должен работать, или просить, или умереть с голоду. И он сказал в себе самом: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь: знаю, «что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».

Таким путем неверный слуга сделал других соучастниками в своей нечестности. Он обманул своего господина, чтобы быть полезным им, но через приобретение этой пользы они поставили самих себя под обязательство принять его, как друга, в свои дома.

«И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». Мирской человек похвалил догадливость человека, обманувшего его. Но похвала богача не была похвалою Божией.

Христос не похвалил неверного управителя, но употребил прекрасно известный случай, чтобы иллюстрировать урок, который он желал преподать. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Спаситель был осужден фарисеями за общение с мытарями и грешниками, но Его интерес к ним не уменьшился, и Он не прекратил Своих стараний для них. Он видел, что их занятие вводило их в искушение. Они были окружены приманками зла. Первый ложный шаг был легок, и спуск был быстрым к еще большей бесчестности и увеличению преступлений. Христос старался всякими средствами приобрести их для более высоких целей и принципов. Эту цель имел Он в разуме в притче о неверном управителе. Среди мытарей был как раз такой случай, как представленный в притче, и в описании Христа они узнавали их собственные обыкновения. Их внимание было привлечено, и из картины их собственных бесчестных действий многие из них извлекли урок духовной истины.

Притча тем не менее была высказана непосредственно к ученикам. Им первым была уделена закваска истины, и через них она должна была достигнуть других. Многого из учения Христа ученики сначала не понимали, и часто Его уроки бывали почти забыты. Но под влиянием Святого Духа эти истины были после оживлены с ясностью, и через учеников они были ярко поставлены пред новообращенными, присоединившимися к церкви.

И Спаситель также говорил и к фарисеям. Он не оставлял надежды, что они заметят силу Его слов. Многие были глубоко изобличены, и, если бы они слушали истину под наставлением Святого Духа, то некоторые сделались бы верующими во Христа.

Фарисеи пытались уронить Христа во мнении народа, обвиняя Его в общении с мытарями и грешниками. Теперь Он обращает упрек к Своим обвинителям. Он держит пред фарисеями сцену, имевшую место среди мытарей и одновременно представлявшую, как направление их действий, так и показывающую единственный путь, которым они могут искупить свои ошибки.

Добро господина было вверено его неверному управителю для благих целей, но он употребил его для себя. Так и с Израилем. Бог избрал семя Авраама. Мышцею простертою Он освободил их из Египетского пленения. Он сделал их хранилищем священной истины для благословения мира. Он вверил им живых прорицателей, дабы они могли передавать свет другим. Но Его управители употребили эти дары для обогащения и возвеличения самих себя.

Фарисеи, полные напыщенности и самоправедности, дурно применяли добро, одолженное им Богом, чтобы употребить его для Его славы.

Слуга, как говорится в притче, не сделал никакой заготовки для будущего. Добро, вверенное ему для блага других, он употребил для себя, но он думал только о настоящем. Если бы управление было взято от него, он не имел бы ничего, что мог бы назвать своим. Но добро его господина было еще в руках его, и он решил употребить его так, чтобы обеспечить самого себя против будущей нужды. Чтобы исполнить это, он должен был работать по новому плану. Вместо того, чтобы собирать для себя, он должен уделять другим. Этим он мог приобрести друзей, которые приняли бы его, когда он был выгнан вон. Так и с фарисеями. Управительство должно было быть скоро взято от них, и они должны были приготовиться для будущего. Только путем делания добра другим, они могли извлечь пользу для самих себя. Только путем уделения Божиих даров в настоящий жизни другим, могли они приготовиться к вечности.

Рассказав притчу, Христос сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божиими в их служении Ему. Так это было во дни Христа/Так это и теперь. Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должно кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся. Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе. Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыни», будьте «щедры и общительны», «когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых». «Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу», «расторгни всякое ярмо». «Раздели с голодным хлеб», «бедных введи в дом», «когда увидишь нагого - одень его», «напитай душу страдальца». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Таковы повеления Господа. Делает ли все это огромное тело христианства?

Увы, как много людей присваивают себе дары Божий! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, для удовлетворения аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья. Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия.

Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадет у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро. Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем… которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца». «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» - десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня». «Послушайте вы, богатые:… богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас…, вы собрали себе сокровище на последние дни». «Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».

От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить ничего для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным.

Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своем вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки. Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении. Это те, о ком пророк заявляет в своем видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным», говорит Христос: «чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Бог, Христос, Ангелы - все служат угнетенным, страдающим и грешным. Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами. Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей. Когда все земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти.

И средства, употребленные для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употребленные, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении. Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ.

Эта притча дает урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передает нам.

Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостереженными и неспасенными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них. Проходят дни, недели и месяцы, и мы имеем днем, неделею, месяцем, в которые мы могли бы делать нашу работы, меньше. Самое большее это еще немного лет и послышится голос, на который мы не можем отказаться ответить: «Отдай отчет в управлении твоем!»

Христос призывает каждого подумать. Сделайте честное вычисление. Поставьте на одну чашу весов Иисуса, что значит: вечное сокровище, жизнь, истина, небеса и радость Христа об искупленных душах, а на другую поставьте все привлекательное, что может предложить мир. На одну чашу весов положите погибель вашей собственной души и души тех, для кого вы могли бы быть посредниками в спасении; на другую для вас самих и для них жизнь, измеряемую жизнью Божией. Взвесьте временное и вечное. Когда вы занимаетесь этим, Христос говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Бог желает, чтобы мы избрали небесное вместо земного. Он открывает пред нами возможность небесного помещения капитала. Он желал бы дать ободрение нашим возвышеннейшим целям и сохранность нашему избраннейшему сокровищу. Он заявляет: «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского». Когда богатства, пожираемые молью и портящиеся от ржавчины, будут сметены прочь, последователи Христа будут радоваться своим небесным сокровищам, богатствам нетленным.

Дружба с искупленными Христа лучше, чем вся дружба мира. Документ на обители, которые наш Господь ушел приготовить, лучше, чем документ на самый благороднейший дворец в мире. И лучше всех слов земной хвалы будут слова Спасителя к Своим верным слугам: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Тем, кто присваивает Его добро, Христос еще дает возможность приобрести вечное богатство. Он говорит: «Давайте и дастся вам». «Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровища неоскудевающие на небесах. Куда вор не приблизится, и где моль не съедает». «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

Тогда пусть ваше богатство вдет вперед в небеса. Положите ваше сокровище у престола Божия. Сделайте верным ваше право на неисследимые богатства Христа. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 536: То, с чего закят был выплачен, не является (скрываемым) богатством. 672 (1405). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует выплачивать садаку (с имущества стоимостью) менее

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Глава 570: О пределах (того, что следует считать) богатством. 712 (1476). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот беден, кто обходит людей и кому довольно куска-другого (пищи) или

Из книги Хижина автора Янг Уильям Пол

Глава 1513: О том, что следует остерегаться искушения богатством. Аллах Всевышний сказал:«Ваши богатства и ваши дети - не что иное, как искушение…» (“Взаимный обман”, 15).2006 (6436). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как пророк, да

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Трое друзей Один человек имел трёх друзей. Первые двое из них пользовались особенную его любовью и уважением, третий же по временам был и забываем.Случилось так, что этот человек попал в беду. К кому обратиться за помощью? - к друзьям. И вот приходит он к первому другу,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 15. Празднование друзей Ты можешь поцеловать своих родных и друзей на прощание и оказаться во многих милях от них, но в то же время ты унесешь их с собой в своем сердце, в голове, в животе, потому что не только ты живешь в мире, но и мир живет в тебе. Фредерик Бюхнер.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4:13 - 5:6 Испытание богатством Закончив размышления о роли грешного языка, Иаков приступает к последней теме своего послания - испытанию богатством. Обладающие богатством несут на себе ответственность. На первый взгляд, они просто принимают какие–то деловые решения, но

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

5:1-6 Испытание богатством тех, кто вне церкви Теперь Иаков обращает свой взор на богатых за пределами церкви. Эти люди не только не выдерживают испытания своим богатством, но и оказывают давление на церковь, угнетая бедных христиан либо потому что они бедные, либо потому

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделяем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли "построим себе город и башню высотою до небес..." Самое первое известие о постройке города Библия дает нам еще в истории Каина (Быт. 4:17), а затем в

Из книги Подвижники - миряне. Том I автора

4. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, Домы, т.е. собственные жилища Соломона, но не храм, построенный им. О виноградниках Соломона упоминается лишь в Песни Песней

Из книги Мимоза автора Кармайкл Эми

Глава 6-я 1. Неуменье пользоваться богатством 1. Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: 2. Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего ни пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

16. что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? - Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. Севна, как заключают некоторые на основании его имени - не еврейского, - был чужестранец и ему не подобало устраивать

Из книги автора

25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Мк. 3:23-25; Лк. 11:17). Подробная речь о том же у Марка; но у Луки еще короче, чем у Матфея, с незначительной разницей в

Из книги автора

Трое друзей Один человек имел трёх друзей. Первые двое из них пользовались особенною его любовью и уважением, третий же временами был и забываем.Случилось так, что этот человек попал в беду. К кому обратиться за помощью? К друзьям. И вот приходит он к первому другу, самому

Из книги автора

«Богатством своим человек выкупает жизнь свою» Христос М., более известный под прозвищем Дедушка Такас, был самым известным благодетелем для целого района Греции. С юных лет он уехал на заработки в Америку. Благодаря своему трудолюбию и уму, он вскоре преуспел и открыл

Из книги автора

В доме друзей Наконец, приободрившаяся Мимоза окрепла настолько, чтобы вновь отправиться на работу и возвратить своё утраченное (пусть и совсем небольшое) состояние. В Индии, когда человек заболевает, к нему тут же отовсюду стекаются родственники. Они остаются с больным

Из книги автора

Оглашение 6 О том, что не должно превозноситься ни происхождением, ни богатством Отцы мои, братия и чада. Так как вы, составляя насаждение Божие, рождены для духовного плодоношения, то на мне лежит обязанность ночью и днем производить необходимое для вас возделывание и то

Спрашивает Яна
Отвечает Александра Ланц, 16.02.2010


Здравствуйте, Яна!

Для того, чтобы понять заинтересовавшие вас слова, мы должны рассмотреть весь отрывок, к которому эти слова относятся, а это - .

Здесь Иисус рассказывает историю мошенника, который всё время обворовывал своего работодателя. Неожиданно он оказался уличённым и понял, что что бы он ни делал, всё равно будет уволен. Что это значило для него? Он оказался в очень неприятной ситуации: хорошую работу ему уже не дадут, а просить милостыню он стыдится. Поразмыслив, он продолжает действовать, как и раньше, т.е. воспользовавшись своими качествами лжеца, начал устраиваться на будущее : умудрился призвать к себе всех должников своего работодателя и позволить им написать новые расписки о том, что они должны хозяину меньше. Таким образом, эти люди, поддавшиеся на эту заведомую ложь, оказались уже в долгу у этого мошенника и потом, когда он потеряет работу, будут для него некими "друзьями", вынужденными помогать ему, т.к. он им тоже «помог».

Таким образом мошенник умудрился обеспечить себе хоть какое-то будущее.

Перед нами картина того, как «работает» наш мир. Каждый из нас – управитель над тем, что мы получили от Господина, и каждый из нас живёт так, словно бы всё это принадлежит нам лично. Расходуем богатства Господина только на себя , для своих удовольствий, пытаясь как можно лучше устроиться в этой жизни и не думаем о том, что ведь Господин однажды придёт, чтобы потребовать от нас отчёт в том, как мы распоряжались данными нам возможностями, как мы тратили данные нам таланты.

Что делают сообразительные мошенники этого мира, когда понимают, что больше у них не будет возможности воровать для себя у хозяина? Правильно. Они воруют ещё раз, но с тем, чтобы закабались в «друзья» как можно больше людей. И за счёт этой дружбы они будут продолжать жить дальше. Знаете этот ходовой принцип «ты мне – я тебе»?

Что делаем мы, мошенники перед Богом , растрачивавшие то, что Он дал нам для разумного управления и преумножения? Мы, те, которые называем себя детьми Отца Небесного, т.е. детьми Света? Мы, к сожалению, продолжает недогадливо сидеть сложа руки и стонать от того, что Хозяин отбирает у нас здоровье, деньги, возможности, семью...

Итак, перед нами сравнение: с одной стороны, обычная земная история, в которой некий мошенник обманывает некоего хозяина, а с другой стороны, история каждого человека, который обманывает Бога. И при сравнении получается, что в первом случае люди зачастую ведут себя намного сообразительнее, чем во втором.

«сыны века сего (*мошенники) догадливее сынов света (Божиих детей) в своём роде» () , они хотя бы знают, как приобретать «друзей» своими неправедными поступками. Поэтому получают похвалу хотя бы от земного хозяина. Кто наш земной хозяин, если мы до сих пор мошенники? ... Поэтому, когда мы читаем: «И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил» (), то должны хорошо понимать: перед нами похвала не от Бога, а от хозяина всех мошенников .

Если мошенник из притчи смог додуматься, как обеспечить себе земное, будущее, которое кончится в его смертью, то почему те, кто называют себя детьми света, никак не могут додуматься, как обеспечить себе вечное будущее ? Дождутся ли они похвалы от Настоящего Хозяина за то, что делают сейчас с тем, Он дал им?

К чему призваны верующие, те, кто не хотят быть мошенниками перед Богом? «собирайте себе сокровища на небе» () «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» (). В течение всего Своего служения на земле Иисус пытался помочь людям начать думать о Небесном, начать «вкладывать средства» в Небесное, перестать стремиться к временному, но начать приготовления для вечности.

Рассказав притчу, Христос сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» . Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божиими в их служении Ему.

Так это было во дни Христа, так это и теперь. Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должно кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся.

Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе.

Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество. Господь говорит:
«Продавайте имения ваши и давайте милостыни»,
будьте «щедры и общительны»,
«когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых»
«Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу»,
«расторгни всякое ярмо»
«Раздели с голодным хлеб»,
«бедных введи в дом»,
«когда увидишь нагого - одень его», «напитай душу страдальца»
«Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари».
Таковы повеления Господа.

Делает ли все это огромное тело христианства? Увы, как много людей присваивают себе дары Божии! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, для удовлетворения аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья.

Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия. Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадет у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро. Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем... которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца».

«Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» - десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня».

«Послушайте вы, богатые: ...богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас..., вы собрали себе сокровище на последние дни».

«Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».

От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить ничего для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным. Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своем вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки.

Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении. Это те, о ком пророк заявляет в своем видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».


Если вы присмотритесь к притче, то увидите, что она делится на 2 части. Первая часть (с 1 по 8 стих) – это рассказ о человеке, обкрадывающем человека. Вторая часть (с 9 по 13 стихи) – это вывод, касающийся отношений между человеком и Богом, Которого человек обкрадывает. Эта часть начинается словами о том, что теперь говорит именно Иисус, а не тот, кто похвалил вора.

«И Я говорю вам : приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне».

Какое богатство сейчас в вашем и моём распоряжении? Праведное или неправедное? То, что я скажу дальше, может покоробить вас, но прошу Господа Бога нашего помочь мне подобрать нужные слова, а вам понять, что я имею ввиду.

Любое богатство, которое имеет любой человек (даже богатство нищего, приходящее к нему в качестве подаяния) – неправедное. Дело в том, что всё, что имеет сейчас человечество, оно не должно было бы иметь . Даже больше: само человечество не должно было сущестовать. Вы ведь знаете, что было сказано Адаму в Эдемском Саду?

«от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь » ().

Адам поел-таки, и если бы Бог не вмешался в происходящее, если бы не предпринял необходимых шагов, Адам должен был погибнуть, а в его лице погибли бы и все мы, всё человечество. Но Адам, благодаря тому, что сделал Бог, продолжил жить в своём грехе, в своей неправедности, а в нём продолжило жить всё человечество.

Получается, что всё, что у нас есть, не просто не принажлежит нам, но при этом дано в противоречии с законом справедливости . Ведь закон справедливости требует немедленного совершения возмездия над согрешившим. А мы грешим-грешим-грешим, но всё же используем свои природные способности, чтобы даже радоваться и хорошо жить. Не понимая того, что и эта радость и это «хорошо жить» - неправедное богатство, т.е. богатство, приобретённое в ситуации полнейшего беззакония этого мира, когда существующий мир приносит Богу и всей вселенной только ущерб, вред и неправду. Именно такие значения имеет слово оригинала, которое у нас переведено, как «неправедное».

Теперь давайте, зная всё это внимательно прочитаем слова Иисуса:

«приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители»

Неправедное богатство – это всё, что мы сейчас имеем. Но кто они – эти друзья , которые могут принять нас в «вечные обители»? К кем мы должны подружиться так, что когда у нас закончится всё – и здоровье, и возможности, и время жизни – сможем сказать: «ты мой друг, возьми меня к себе в дом, в твой дом?»

Пришел Сын Человеческий... друг мытарям и грешникам.

Вы друзья Мои , если исполняете то, что Я заповедую вам.

Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих.

Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся

По этим текстам получается, что именно Христос имеет право принять нас в небесные обители, и именно ангелы радуются каждому кающемуся грешнику, всем сердцем желая помочь ему(ей) полностью освобожится от грехов. Вот этих друзей мы должны приобретать тем, что перестанем цепляться за свое земное благополучие и начнём всем, что у нас есть, своим и без того неправедным богатством, служить Небесному, работая вместе с Небом для спасения человеческих душ!

Здесь Иисус предупреждает нас, что мы не сможем служить сразу двум господам: Богу и собственному благополучию, которое всегда замешано на деньгах. "Никакй слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого нелюбить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне" ().

Если в этом «малом» (служении Богу здесь) мы окажемся верными, если сможем правильно распорядится «неправедным богатством», тогда Небо будет иметь право дать нам истинное богатство (Вечную Жизнь и доступ ко всем сокровищам Божиим), то, которое навсегда будет нашим и всегда будет праведным , т.е. накапливаемом там, где нет беззакония.

"Верный в малом и во многом будет верен... если вы в неправедном богатстве не были верны, кто доверит вам истинное ? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше ?" ()

"Приобретайте себе друзей богатством неправедным" , говорит Христос: "чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители" .

Бог, Христос, Ангелы - все служат угнетенным, страдающим и грешным.

Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами . Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей.

Когда все земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти. И средства, употребленные для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употребленные, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении.

Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ. Эта притча дает урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передает нам. Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостереженными и неспасенными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них. Из книги Елены Уайт "Наглядные уроки Христа".


Пусть Великий Автор Библии всегда присутствует в вашем сердце,

Читайте еще по теме "Толкование Писания":

СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРЕВОД

1 Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя , на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2 и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3 Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

4 знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5 И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6 Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7 Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8 И похвалил господин управителя неверного , что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде .

9 И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом.

11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

12 И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше?

13 Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне .

14 Слышали все это и фарисеи, которые были сребролюбивы, и они смеялись над Ним.

15 Он сказал им: вы выказываете себя праведниками пред людьми, но Бог знает сердца ваши, ибо что высоко у людей, то мерзость пред Богом .

СОВРЕМЕННЫЙ РУССКИЙ ПЕРЕВОД

А Своим ученикам Иисус сказал: «У одного богача был управляющий, и ему донесли, что он его разоряет. 2 Вызвав его, хозяин сказал: „Что это я о тебе слышу? Дай мне отчет в управлении, управлять ты больше не будешь”. 3 И тогда управляющий сказал себе: „Что мне делать? Хозяин лишает меня места. Копать я не могу, просить милостыню стыжусь. 4 А, понял, что мне делать! Надо сделать так, чтобы кто‑нибудь взял меня к себе в дом, когда лишусь места”. 5 Он вызвал одного за другим должников своего хозяина. Первого он спросил: „Сколько ты должен моему хозяину?” - 6 „Сто бочек оливкового масла”, - ответил тот. „Вот твоя расписка, - сказал ему управляющий, - садись и быстрее пиши:, Пятьдесят"”. 7 Потом спросил следующего: „А ты сколько должен?” - „Сто мешков пшеницы”, - ответил тот. Управляющий говорит: „Вот твоя расписка. Пиши:, Восемьдесят"”. 8 А хозяин похвалил мошенника управляющего за то, что он сообразил, как поступить. Ведь люди этого мира куда сообразительнее в делах с себе подобными, чем сыны света.

9 И Я вам говорю: тратьте деньги этого неправедного мира на то, чтобы приобретать себе друзей, чтобы потом, когда денег у вас не станет, они приняли вас в свои вечные дома . 10 Кто верен в ничтожном, тот и в великом верен. Кто в ничтожном нечестен, тот и в великом нечестен. 11 И если вам нельзя доверить земное богатство, кто доверит вам истинное? 12 И если вам нельзя доверить чужое, кто вам даст ваше? 13 Ни один слуга не может служить двум господам: одного он не будет любить, а другого будет; одному будет предан, а другим будет пренебрегать. И вы не можете служить и Богу, и деньгам!»

14 Все это слышали фарисеи, падкие до денег, и они стали смеяться над Иисусом. 15 Но Он сказал им: «В глазах людей вы хотите выглядеть праведниками, но Бог знает ваши сердца. То, что в цене у людей, отвратительно в глазах Божьих.

Те, кто читают эту рекомендацию (о приобретении друзей богатством неправедным ) Христа впервые в своей жизни (после притчи о неправедном управителе ), или вообще слышат это с амвона при чтении Евангелия, приходят в ступор. Как так, Бог –добро даёт такой совет?! Усиливает смущение смысл самой притчи , когда управляющий раздаёт добро хозяина, а потом еще и получает похвалу за свои действия. На эту притчу ссылаются взяточники, которые говорят, что Христос просто таки рекомендует давать взятки. Нечестные люди пытаются оправдать этой притчей воровство денежных потоков на уровне бухгалтерии, когда деньги воруются у собственников бизнеса. Просто они не знают финансовых отношений той эпохи и имеют совершенно другую шкалу ценностей, которую просто невозможно приложить к словам Христа. Потому призываю прочитать текст этой статьи до конца.

Древние толкования притчи , в общем-то понятны, но в них присутствуют, не смотря на предупреждения свт.Феофана Затворника, перемешивание прямого и символического толкования, а просто прямые толкования поступка или только раскрытие символического смысла страдают однобокостью. Хороша притча-толкование арх. Лоллия (Юрьевского) (нет смысла давать ссылку, она часто встречается на разных православных ресурсах), но и к ней есть вопросы. Даже если всё было так, как в ней сказано, что в уменьшении долга по распискам управляющий отказался от приписок в свою пользу, то он лишил на несколько лет личного дохода своего преемника. Ну, и в толковании-притче архиепископа больше упор сделан на пояснение, почему хозяин похвалил управителя. Тех же людей, которые просили моего комментария, больше поразила фраза «Приобретайте себе друзей богатством неправедным », вынесенная в заголовок.

Решение попробовать себя в экзегетике мотивировано тем, что я с осторожностью отношусь к «расширенным» духовным толкованиям в стиле Феофилакта Болгарского. В подобных толкованиях доходит до того, что осуществляются попытки максимально запараллелить с Ветхим Заветом каждую фразу в Новом Завете. Например, Христос пошёл из одного селения в Заиорданье, и показывается неслучайность этого направления и его глубокий духовный смысл. Кстати, там где этот смысл есть, евангелисты сами приводят ссылки на пророчество в Ветхом Завете.

Если мне и импонируют духовные толкования, то в аскетическом ключе. Когда становится понятна ёмкость сказанного и важность для личных попыток действовать и думать аналогично. Некоторые тексты действительно требуют параллелей с Ветхим Заветом, поскольку новозаветное действие является исполненным пророчеством. Но Ветхий Завет – не программный исходник для Нового Завета. И выискивать на каждый стих параллель – бесполезное, а иногда и вредное занятие. Потому часть духовных толкований больше похожа на натяжки и высасывание из пальца, часто оставляя прямой смысл с контекстом без толкования.

Перед толкованием хочу обратить внимание на неудачный перевод фразы из заголовка статьи в Синодальном переводе.. В современном русском переводе эта же фраза, слегка гармонизированная к синодальному по терминологии, с сохранением смысла, звучит как «Приобретайте друзей богатством неправедного мира». Именно такое звучание более оправдано с позиций императива Господа «Не можете служить Богу и богатству ». Любое богатство надо раздать, поскольку рядовой человек не может полностью отключаться от накопительства, желая достичь христианской праведности. Кроме того, звучание нового перевода полностью согласуется с другим утверждением Спасителя из следующего абзаца: «То, что в цене у людей, за мерзость почитается у Бога», хотя и стоит сразу после обличения напускного благочестия. Опять же, неважно, праведным или неправедным путём накоплено богатство, оно по любому противоречит заповеди о собирании богатства на Небесах. Если мы собираем его на земле, даже честно, мы к нему прикипаем. А «где будет богатство наше, там будет и сердце наше».

На мой взгляд, прямое толкование притчи очень простое. Похвалу получает управитель за трансформацию существенной лихвы в пользу личного обогащения, которая наверняка была заложена в прибыль в расписках, в приобретение друзей. Это не раздача имущества собственника, это, выражаясь современным экономическим жаргоном, отказ от «откатов» в свою пользу, в обход собственника. К слову сказать, откаты в современном бизнесе, если собственник о них не знает, и их присваивает у него за спиной топ-персонал, это воровство в прямом смысле слова. Это недополученные деньги собственника, а иногда и переплаченные налоги. В случае евангельском собственник не пострадал, поскольку управляющий отказался от своей надбавки.

А похвала понятна. Свою надбавку управляющий получил бы только в сезон сбора урожая. Если его завтра выгонят, то он ничего не получит, поскольку уже не будет на должности, но отказом от недостижимых благ в будущем, которые являются затратами для контрагентов собственника, он увеличит будущую прибыль должников, которую они получат. От этой операции доход собственника не страдает, а управляющий получит приём и содержание в домах, которым он отдал свою прибыль, которую получил бы оставаясь на должности.

С позиций «сына века сего» поступок правильный. Но с позиций «сынов света» поступок однозначно неправедный, и одобрения за такой поступок праведника не последовало бы. Ведь отказавшись от будущих личных доходов, он отказал в этом доходе новому преемнику на посту управляющего. Он приобрёл себе друзей уже за чужой счет. Потому Христос специально резюмирует притчу подчеркиванием большей практичности в вопросах денег «сынов века» по сравнению с сынами света , хотя дословно звучит так: «Сыны века сего догадливее сынов света в своём роде» (Лк.16:8). По контексту понятно, что речь идёт о «роде» человеческом, и конкретно под «сынами века» подразумевает большинство человечества, главной целью которого является земная жизнь (века сего) и уровень благосостояния как главная ценность.

Еще проще с «неправедным богатством». Самое главное (на учет взяточникам и откатчикам), что сказано не приобретать неправедное богатство, а уже имеющимся неправедным богатством приобретать друзей. Человек уже собрал богатство в состоянии атеизма и неправедности, а потом, обратился к вере и решил раздать его, как поступил Закхей и как поступали первые христиане (по словам ап.Луки в Деяниях). Исходя из перевода РБО, любое богатство неправедного мира подлежит раздаче, если человек хочет духовно совершенствоваться. Ведь оно – мерзость для Бога (речь не идёт о простых средствах к существованию). Это согласуется и с советом реальному собеседнику Христа , богатому юноше, который с детства хранил все заповеди и богатство которого, скорее всего, было праведным. Но и ему был совет раздать его и следовать за Христом . Потому, думаю, современный русский перевод в этом месте ближе к духу Евангелия , чем синодальный. Богатством, как бы праведно оно не копилось, нужно приобретать друзей, которые, попадая на «лоно Авраамово», приняли нас в вечные дома, а по сути, стали нашими заступниками перед Богом при жизни и после смерти.

Есть проблема с «сынами света» из-за того, что некоторые толкования утверждают, что под ними понимаются фарисеи. Думаю, это происходит из-за желания приспособить толкование под синодальную конструкцию 8 стиха. Хотя, именно к ним обращаясь, Господь говорит: «Не можете служить Богу и богатству». Мне чего-то кажется, что «сыны света », как говорит базовое древнее толкование – это просто праведники, которые на первое место ставят Бога не для видимости, как фарисеи, а реально. И нет нужды под ними понимать христиан или только учеников Христовых, коих было мало. А праведники были и до Христа. И именно верующие люди, духовные, часто в вопросах управления деньгами оказываются менее искусными. Это и понятно, они стараются служить Богу, а не богатству. Это наблюдалось всегда. Редчайшие примеры можно привести, когда богатейшие люди оказывались глубоко верующими и нравственными людьми. В основном, люди сколотили капиталы на близости к власти, обмане, кидках, насилии. И там “сыны света ” не водятся, им там невыносимо от смрада пороков, да и не место им там, если они выбрали путь богоугождения. Хотя «сынами света » в толкованиях авторитетных толкователей называются фарисеи и книжники, в своём толковании позволю с этим не согласиться.

Ну и еще надо бы учесть контекст. Притч а рассказана после притчи о блудном сыне. Младший сын приобрёл мудрость только после лишения богатства и испытанных существенных трудностей. Он приобрёл чистоту помыслов через страдания в бедности. При этом, богатство его было праведное, он его не заработал лихоимством. Только в той притче говорится о действиях блудного сына во время нужды. А в притче о неправедном управляющем говорится о мудрых действиях при угрозе нужды, но ещё в состоянии достатка. И буквально через три стиха, с Лк.16.19, идёт притча о богаче, который до смерти не был удостоен нужды, и даже её угрозы. Мы видим после смерти душу его в аду, которую не приняли в «вечные обители». Он не захотел себе приобрести друзей богатством неправедного мира, не был милосерден даже к лежащему под его воротами Лазарю, не говоря уже о бедняках в его районе, и потому участь его оказалась самой плачевной из цикла трёх притч о богатстве (Лк. 15.11 – 16.31).

По сути, смыслы трёх притч в одной фразе: «не можете служить Богу и деньгам » (Лк. 16.13). Это практически несовместимые пути человеческие. Кто не раскаялся в пути обогащения до самой смерти, тот удостоился вечных мук, поскольку так и не понял смысла жизни и не подготовился к смерти. Блудному сыну повезло больше всех. Учитывая духовное толкование притчи, где управитель – грешник, Господин – Бог, должники – ближние, долги – обиды на ближних, угроза увольнения – приближение смерти, управителю повезло меньше и он оказался аналогом благоразумного разбойника на кресте. Отчасти, аналог просматривается в поступке таможенника Закхея . Вечно не повезло умершему в довольствии и избытке богачу из последней притчи. Это хроническая «клиника» в аду.

Если лаконично резюмировать вышенаписанное по всем примерам, а не только базовой притче, то получится следующее:

Если вы владеете богатством нашего неправедного мира, то лучше его раздать, получив за это похвалу от Бога и благодарность от людей (случай Закхея). Этим вы соберете себе богатство на Небе и по смерти тела будете приняты в вечные обители «сынов света». Если вы не имеете богатства, то и не стремитесь к нему, иначе не спасётесь. Человеку нужен хлеб насущный сегодня, и материальный и духовный, а «завтра» само о себе позаботится по Промыслу Бога.

Это обобщающая формула, которая не могла быть сказана слушателям Спасителя, даже в более расширенном виде. Она слишком «суха» для восприятия. Притча же нужна для того, чтоб ввести образность, которая позволяет глубже прочувствовать и лучше запомнить смысл для его использования в подобных жизненных ситуациях.

Святой Церковью читается Евангелие от Луки. Глава 16, ст. 1 - 9.

1. Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его;

2. и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

3. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь;

4. знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом.

5. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему?

6. Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят.

7. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

8. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде.

9. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители.

(Лк. 16, 1 - 9)

Слова притчи, о которой повествует евангелист Лука в сегодняшнем чтении, были обращены большей частью к бывшим мытарям и грешникам.

Современные Христу иудейские богачи проживали в Иерусалиме в собственных дворцах, устройством и роскошью напоминавших дворцы римских кесарей, а для летнего отдыха и увеселений устраивали еще и загородные дачи. Они владели тучными полями, засеваемыми пшеницей, а также виноградниками и садами масличных деревьев. Но главный доход им давали торговля и промышленность.

Само собой разумеется, что они не могли лично вести всех своих сложных торговых дел и управлять всеми своими имениями. Подражая римским императорам, они имели своих доверенных агентов или управителей и приставников. Получая от своего хозяина только общие инструкции относительно цен на товары или арендной платы за сады и поля, управители сами отдавали в аренду бедным жителям поля и виноградники; сами заключали контракты с арендаторами и хранили эти контракты у себя; сами же вели торговлю.

Хозяин назначал известную арендную плату за свои сады, виноградники и поля, но управитель сдавал их дороже и излишек обращал в свою пользу; кроме того, арендаторы платили обыкновенно аренду не деньгами, а продуктами, а управитель продавал их и представлял наличные деньги своему господину.

Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять (Лк. 16, 2), - с такими словами обращается господин к своему управителю, расточающему имение. Управитель же, понимая, что после увольнения ему предстоит или стать чернорабочим, или просить милостыню, все же находит выход из положения, вспоминая об арендаторах, которых он притеснял. Порознь призывая каждого из них, управитель предлагает переписать их арендные расписки, уменьшая суммы долгов на 50% и на 20%, прощая им только те излишки арендной платы, которые выторговал у них в свою пользу.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8). Если бы каждый христианин проявлял такие же усердие и изобретательность в своем стремлении достичь праведности, какие проявляет мирянин в своем стремлении обеспечить свое благосостояние и комфорт, то он смог бы уже в этой жизни стать ближе к Царствию Божию.

П риобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16, 9), - наставляет Господь.

Как отмечает Александр Павлович Лопухин: « Богатство Господь называет «неправедным» не потому, что оно было приобретено неправедными путями, такое богатство по закону должно быть возвращено как украденное, а потому, что оно суетно, обманчиво, скоропреходяще и часто делает человека любостяжательным, скупцом, забывающим о своей обязанности благотворить своим ближним, и служит большим препятствием на пути достижения Царства Небесного».

Единственным разумным употреблением богатства является его использование для помощи нуждающимся, на всевозможные добрые дела, дабы таким образом сделать его средством к приобретению себе Царствия Небесного. Человек может расходовать свое богатство эгоистически, стремясь к легкой беззаботной жизни, но и может облегчить жизнь своих друзей и собратьев. Богатство накладывает на человека большую ответственность, и человек, использовавший свое состояние, для того чтобы помочь своим ближним, находится на правильном пути, потому что добрые дела, совершенные посредством использования своего богатства, всегда остаются с человеком, служа к его оправданию и приводя к вечной жизни. Помогай нам в этом Господь!

Иеромонах Пимен (Шевченко)

Кто есть Бог? Что такое грех? Что такое — спасение, каков его путь? В книге Александра Ткаченко «Исправитель зла» эти важнейшие вопросы рассмотрены в свете святоотеческого учения — единственно твердого критерия в понимании главных устоев человеческой жизни. Вашему вниманию небольшой отрывок из книги:

В Евангелии есть притча, которая не только смущает, но иногда даже шокирует читателя. А многим толкователям кажется настолько сложной, что они предпочитают обходить ее вниманием или пытаются как-то ее домыслить по-своему. Это притча о неверном управителе — проворовавшемся слуге, раздавшем имение своего хозяина.


К чему же призывает Христос в этой странной истории, приводя в пример человека, мягко говоря, небезупречного поведения? Неужели к обману начальников и владельцев вверенного нам имущества?

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? Дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять.

Тогда управитель сказал сам себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят.

И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители (Лк. 16:1-9).

Любая евангельская притча нуждается в толковании, без которого она превращается в обычную, ничем не примечательную бытовую историю. Но в притче о неверном управителе и сама эта бытовая история вызывает недоумение. Ведь даже в аллегорическом сюжете обязательно должна присутствовать внутренняя логика, благодаря которой, собственно, и становится возможным духовное толкование этой аллегории. Притча обязательно должна быть непротиворечивой внутри себя, чтобы можно было увидеть в ней аналогию с законами духовной жизни человека и его отношений с Богом. Но евангельская история о неверном управителе содержит очевидное противоречие.

Если перевести ее содержание на язык современных реалий, получится следующая картина: нерадивому менеджеру, разбазарившему хозяйский капитал, становится известно о предстоящем увольнении. Он списывает должникам хозяина огромную часть долга, чтобы обеспечить себе их благосклонное расположение после того, как будет уволен. Хозяин узнает об этой махинации, но вместо того, чтобы наказать мошенника, почему-то хвалит его за сообразительность.

Так что же в действиях управляющего оказалось достойным хозяйской похвалы? Ведь, списывая долги, он тем самым лишь подтвердил свою репутацию расточителя чужого имения. Получается, что хозяин за одни и те же действия вначале собирается лишить вороватого менеджера должности, а потом хвалит и поощряет? В общем, вместо поучительности — сплошные загадки.

Однако все эти недоразумения совсем легко разрешаются, если на мгновение отвлечься от сюжета притчи и задаться одним-единственным вопросом: а за что вообще хозяин может хвалить слугу? Ответ очевиден: за исполнение воли хозяина. Но если хозяин из притчи похвалил управителя за раздачу его имущества должникам, значит, именно этого действия он и ждал от слуги.

Управляющему было поручено распределять имение хозяина между неимущими, но вместо этого он пожадничал и стал тратить его на свои нужды. Такое поведение хозяин счел расточительством.

Блаженный Феофилакт Болгарский толкует притчу о неверном управителе так: «Господь желает здесь научить нас хорошо распоряжаться вверенным нам богатством. И, во-первых, мы научаемся тому, что мы не господа имения, ибо ничего собственного не имеем, но что мы управители чужого, вверенного нам Владыкой, с тем чтобы мы располагали имением хорошо и так, как Он повелевает. Если мы поступаем в управлении богатством не по мысли Владыки, но вверенное нам расточаем на свои прихоти, то мы такие управители, на которых сделан донос. Ибо воля Владыки такова, чтобы вверенное нам мы употребляли на нужды сослужителей, а не на собственные удовольствия».

Иначе говоря, управитель был поставлен раздавать, а не присваивать. Поэтому когда он стал списывать чужие долги за счет хозяйского имения, то вовсе не обманывал хозяина, а просто вернулся к исполнению своих прямых обязанностей. То есть начал употреблять вверенное ему на нужды других людей. И заслужил от хозяина похвалу. Такая вот простая история…

Но почему же нам так тяжело понять ее смысл, почему воспринимается она как какой-то замысловатый ребус? Наверное, дело в том, что и сами мы очень часто относимся ко всему, чем обладаем, как к своей собственности. И речь здесь не только о деньгах или имуществе. Все наши способности и таланты, красоту и ловкость тела, силу ума и благородство душевных качеств мы легкомысленно привыкли считать своим достоянием и думаем, что можем распоряжаться им по своему усмотрению.

Но ведь все перечисленное выше — не наше, мы лишь получили это имение от Господа. По прошествии не такого уж долгого времени Он спросит каждого из нас, как мы распорядились этим вверенным нам богатством. Расточили ли мы его ради собственного удовольствия или, подобно опомнившемуся управителю из притчи, все-таки успели раздать тем, кто нуждался в нашей помощи? Какой из этих двух вариантов окажется достойным похвалы у Господа, как раз и объясняет эта такая непонятная на первый взгляд и такая простая на самом деле притча об управителе, исполнившем волю своего хозяина столь необычным образом.