21.09.2019

О священнике, поцеловавшем руку владимиру путину. Особый случай


Валаамский македонец отец Мефодий: "Первую атомную бомбу в России создали на территории монастыря".

Павел Яблонский
Удивительное время пришло в северные края России. Ныне истоки государства Российского обнаруживают уже не от времен Киевской Руси, а раньше, от появления Рюриковичей на северо-западе нынешней России. И теперь первой столицей Руси считают Старую Ладогу, чей 1250-летний юбилей мы отметили в прошлом году.

А в нынешнем году в этих краях при участии Патриарха Московского и всея Руси Алексия II свершились еще два очень значительных события для духовной жизни России. Главное - возвращение Тихвинской иконы Божьей Матери. Кроме него и другое - по случаю 15-летней годовщины возрождения Спасо-Преображенского Валаамского монастыря и Дня памяти его основателей Валаамских чудотворцев преподобных Сергия и Германа в обитель из-за границы навсегда торжественно доставлен крест с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеймона.

Верующие люди говорят: такие события вселяют большую надежду на то, что многое в России теперь может сильно измениться.

В Валаамской обители радушно встречает гостей удивительно добрый, светлый и жизнерадостный человек - иеромонах Мефодий, ризничий, помощник игумена по приему гостей, отвечающий также за все международные связи монастыря. 11 лет назад прибыл он жить и служить Богу на Валааме из далекой православной Македонии, которая вместе с Сербией фактически является западным форпостом православного мира. Почему отец Мефодий променял прекрасные южные края на суровый север, как этот европеец понимает православие сегодня? Об этом с необычным валаамским насельником беседует наш корреспондент.

- Отец Мефодий, почему вы решили уехать из Македонии на Валаам?

В монашеском размышлении своем думал я: куда поехать служить Богу? Была возможность направиться в Афон, это от нас близко, в Иерусалим. Или в Россию. Я пожил на монастырском подворье в Афоне, но так как ситуация между Македонией и Грецией была напряженная, не мог там оставаться; И созрело желание поехать в великую страну, где православных живет больше всего, а само православие переживает возрождение и духовный подъем. В 1992 году я впервые приехал на Валаам, а с 1993 года по приглашению игумена отца Панкратия стал трудиться в монастыре.

Вскоре мне пришло откровение от Бога, что это все не случайно. В Македонии недалеко от моего дома есть монастырь, где некоторое время жили около 70 монахов из Валаамского монастыря и даже осталась могилка одного старца-монаха. И вот в 1997 году ко мне на Валаам приехали родители и привезли фотографию могилки этого старца. Оказалось, что его звали Панкратий, как и нашего игумена. И еще меня поразило, что он преставился 6 февраля 1949 года, а я переехал жить на Валаам 6 февраля 1993 года.

А оказались же валаамские монахи в Македонии оттого, что в 30-е годы попали под влияние финской православной церкви и произошло разделение в богослужении на старый и новый стили. Особо ревностная братия не могла принять нового стиля. И эмигрировала в Сербию, Македонию и дальше на запад. Аж до Марокко находят те места, где богослужение по старому стилю сохранялось.

- Одинаково ли православное сознание у югославского, македонского народа и российского?

Это один дух по кровной славянской линии. Но известно, что будущее мира связано именно с Россией. Любой духовный человек, который хоть немного разбирается в божественном откровении, знает, что Россия - это последняя, третья христианская, империя после Римской и Византийской.

Византии уже нет, Россия - великая держава, прошла тяжелейший период богоборчества, но, слава Богу, сегодня через покаяние возрождается. Можно вспомнить слова преподобного Серафима Саровского, что Россия всегда будет сильная и будет страшна врагам. Не случайно первую атомную бомбу в России создали ведь на территории монастыря. Кто знает, что бы стало с миром, если б этим страшным оружием монопольно владела Америка и Россия не создала бы стратегический баланс в мире? И естественно, каждый из нас, который является чадом православной церкви, обращает взор свой к России, Все, что происходит в России, для маленькой Македонии - критерий, это то, к чему надо стремиться. У нас всегда с особым чувством смотрели на Россию, ждали от нее помощи, духовной поддержки. Мы с восхищением наблюдаем, как у вас открываются храмы, монастыри, возрождается духовная жизнь. Все это очень важно для мира. Хотелось бы, конечно, чтоб и другие народы, другие религии (которые обычно называют ошибочными) Бог тоже просветил в том, что будущее человечества связано с Россией.

Много постарался Сатана, чтоб унизить Россию, настроить людей на Западе против нее. Но, слава Богу, ныне российское правительство объясняет миру, что Россия - прежде всего не страна страшных коммунистических догматов, а страна, родившая огромное количество святых, посвятивших себя духовному подвигу.

- Но в России кое-кто говорит, Что православное мировоззрение, православная этика являются тормозом для развития страны.

Отвечу на примере еще из VI века. Тогда вдруг повсюду водворился такой мир, что не было ни войн, ни эпидемий, ни катастроф. И вот один философ спросил у одного святого отца: "Почему это так? Потому что у нас такой выдающийся царь, что строит храмы, богадельни, помогает народу, заботится о человечестве?" Святой отец ответил: "Нет. Это не благодаря царю, а благодаря тому, что на земле сейчас живут три человека, чьи молитвы Бог особенно принимает. Они особо угодны Богу. И благодаря их молитвам Бог подарил мир и благоденствие на земле". И он даже назвал имена двух из трех святых отцов, а третьим был он сам, но о себе промолчал.

Вот и мы в православной церкви не должны говорить об экономике, рынке, а должны поднять духовную жизнь человека, чтоб хоть два-три человека достигли такой святости, когда могли бы помочь всему миру избавиться от несчастий. Валаамские монахи в меру своих сил непрестанно молятся за спасение всего человечества от бед.

Святитель Филарет говорил: "Врагов своих надо любить, врагов государства - уничтожать, а врагов Бога - гнушаться".

Конечно, церковь осторожно относится к любой мировой идее, рассматривает ее с точки зрения возможного пришествия Антихриста. Мы наблюдаем события, изучаем Евангелие. Ведь, например, еще в 1912 году были пророчества о том, что станет с Россией через, пять лет,1 с приходом большевиков, их идеологии и практики.

И Гитлер, ведь сначала предлагал народам ложные идеи, развращал сознание, а потом отправлял к ним своих солдат. И теперь мы боимся, чтобы в России нынешняя свобода, вторжение всяких внешних влияний не поразили нравственной чистоты и души народа. Рынок, экономику никто не собирается ограничивать, они имеют свои законы. Но нравственность - это очень важный критерий во всех поступках и делах, в бизнесе.

- Часто говорят о том, что именно протестантское, лютеранское мировоззрение, этика помогли развиться странам с социально-экономической точки зрения (подразумеваются прежде всего страны Северной Европы, Германия). Их этика учит, что, живя в этом мире, своими благими делами, тем, как работаешь, ты в каждый момент напрямую общаешься с Богом и служишь ему. А в православии главное - пока ты живешь в этом мире, не греши, и на том свете тебе все зачтется.

Это неверная интерпретация православия, его влияния на поведение человека, на его успех. Потому что в православии человек, даже чтобы считать его просто религиозным, в своей личности должен совмещать четыре аспекта: литургический, догматический, канонический и нравственный.

Конечно, лютеране нравственный аспект, социальную жизнь довели до очень высокого уровня. Можно радоваться, как развито, например, в Германии уважение к личности, как много действует прекрасных социальных программ. Но если у них отсутствуют остальные три аспекта и человек не знает догматов церкви и может их нарушать, не знает святых апостольских канонов - это нерелигиозный человек.

В протестантских странах, как я уже говорил, мы уважаем их достижения в социальной жизни. Но уже то, как у них совершается таинство, как они молятся, как это упрощено и извращено, - не по святым отцам все это делается. Ведь ив России к 1913 году был большой расцвет экономической, духовной и нравственной жизни. Экономика тогда строилась на принципах чести, доверия, совести. И если бы это не прервали, сейчас в России не смотрели бы так на Запад, как ныне. Серьезнейшим последствием 1917 года оказался разрыв с церковью, когда народ насильственно отлучили от церкви и физически уничтожили носителей духа. Это очень важно нам всем сегодня понимать.

Газета "Единая Россия",
октябрь 2004

22 августа, не дожив одного дня до своего сорокадвухлетия, после непродолжительной болезни скончался настоятель Можайского Лужецкого Рождества Пресвятой Богорододицы Ферапонтова мужского монастыря игумен Мефодий (Соколов). С глубокой сердечной скорбью братия обители, родственники и духовные чада отца Мефодия восприняли это печальное известие.

«Лучше гореть, нежели тлеть» — эти слова для отца Мефодия были правилом его жизни. И многие люди, видя его горячую любовь к Богу, обретали для себя свет Христовой веры. Родился отец Мефодий — в миру Денис Валерьевич Соколов — 23 августа 1969 г. в городе Железнодорожном Московской области в семье верующих родителей. В 1984 г., по окончании восьми классов средней школы № 11 города Железнодорожного, поступил учиться в СПТУ № 70 города Москвы. В 1986 г. окончил училище и работал на заводе «Радиоприбор». После службы в армии, вернувшись домой, стал прихожанином церкви Преображения Господня. Полюбив Божий храм и православное богослужение, он уже не представлял себе жизни вне церкви.

В сентябре 1993 г. Денис, по зову сердца, пришел в Борисоглебский мужской монастырь города Дмитрова Московской области, желая посвятить свою жизнь служению Богу в монашеском чине, и был принят в братию святой обители. Видя горячую любовь к Богу молодого послушника, 1 апреля 1994 г. настоятель Борисо-Глебского мужского монастыря архимандрит Роман (Гаврилов) по благословению митрополита Ювеналия совершил монашеский постриг послушника Дениса с наречением имени Мефодий в честь преподобного Мефодия, игумена Пешношского. 3 апреля 1994 г. монах Мефодий был возведен в сан иеродиакона, 18 сентября того же года Высокопреосвященнейшим Ювеналием был посвящен в сан иеромонаха. С этого дня для отца Мефодия началась новая страница его жизни — жизни церковного пастыря. До сих пор прихожане Борисоглебского монастыря с любовью вспоминают духовные советы своего наставника. С 1996 г. иеромонах Мефодий исполнял послушание эконома монастыря.

Усердные труды отца Мефодия были отмечены священноначалием. В 1997 г. он был награжден набедренником, а в 2000 г. — наперсным крестом. В 2005 г. возведен в сан игумена. В этом же году стал настоятелем Лужецкого мужского монастыря города Можайска. Отец Мефодий прикладывал все силы для возрождения древней святой обители. Прихожане монастыря и многие можайцы, которые общались с ним, видели в нем честного, доброго, открытого и светлого человека, за что и полюбили его. В 2010 г. отец Мефодий за труды в святой обители был удостоен награждения палицей.

19 августа, в день Преображения Господня, отец Мефодий служил в монастыре Божественную литургию. После праздничной службы, несмотря на усталость и плохое самочувствие, как всегда спеша делать добрые дела, он поехал причастить больного. Когда он вернулся, ему стало плохо. У него сильно повысилось артериальное давление, что бывало и раньше, но на этот раз у отца Мефодия случился инсульт. Он впал в кому и на третий день, не приходя в сознание, скончался в реанимационном отделении Можайской городской больницы.

24 августа, по благословению митрополита Ювеналия, Литургию и чин отпевания новопреставленного при стечении большого количества прихожан совершил в Лужецком монастыре его духовный наставник епископ Серпуховский Роман. Проститься с почившим приехало множество верующих. Многим из них батюшка был духовным отцом и добрым пастырем. Светлый образ его останется в памяти братии и прихожан святой обители.

Вечная память почившему игумену Мефодию.

Года в погосте Данькове Холмского уезда Псковской губернии в семье священника Петра Васильевича и Евдокии Сергеевны Холмских. Всего в семье было восемь детей: шесть сыновей - Лев, Фёдор, Гавриил, Павел, Иван и две дочери – Анна и Татьяна. Племянники прот. Петр (1867-1939) и Илья , преподаватель Костромской духовной семинарии.

4 февраля года был перемещён настоятелем первоклассного Псково-Печерского Успенского монастыря . 25 марта 1894 года принял управление монастырём.

3 июня 1894 года, по просьбе правления и с разрешения епископа, принял звание почётного блюстителя Псковского духовного училища . За свой счёт приобрёл в столице иконостас с иконами, престол, жертвенник и прочие принадлежности, израсходовав около 2 тысяч рублей.

Под его руководством в Псково-Печерском монастыре развернулось значительное строительство. 15 августа 1894 года, во время престольного праздника обители, состоялась закладка обширного двухэтажного кирпичного здания для братской трапезной, нескольких келий и некоторых служб. Через два года, накануне дня Успения Богоматери, прошло освящение построенного здания.

5 февраля года училищный храм был освящён во имя святых первоучителей словенских Кирилла и Мефодия. В дальнейшем он заботился о ремонте храма, обновлении церковной одежды и других предметов, благоустройстве общежития. 28 апреля года назначен попечителем церковноприходской школы, существовавшей при монастыре с 1886 года.

1 октября года был избран заместителем председателя Совета Кирилло-Мефодиевского братства, помогавшего церковным учебным заведениям.

В выстроенном в 1896-98 годах двухэтажном полукаменном здании монастырской гостиницы он отвёл место для занятий школы и для проживания некоторых учителей. Но своим главным делом он по-прежнему считал общение с верующими, нуждавшимися в его духовной помощи. А их в монастырь приезжало всё больше.

Отец Мефодий весьма почитался народом. Часто после весьма продолжительных монастырских богослужений ему подолгу приходилось еще благословлять богомольцев, стремившихся к нему из уважения за его строгую монашескую жизнь.

Преобразится ли храм?

9 утра. Двор Спасо-Преображенского мужского монастыря – вотчина игумена Мефодия – занесен снегом. Полуразрушенное здание монастыря, с выбитыми окнами, почерневшими, плачущими стенами, - безмолвно. Ни признака жизни, ни лица – в окне. Только ветер колышет полиэтилен, кое-где приспособленный вместо стекла. Неужели здесь живут люди?

Не подскажете, где найти отца Мефодия? – бросаюсь к одинокому монаху, который с пустыми ведрами (не повезет!) пробирается по снегу.

Он в больнице лежит. В какой - не знаю, - как от чумы, шарахается монах.

У вас что, ремонт? – кричу вдогонку.

У нас пожизненный ремонт. Вечный! – усмехается «служивый».

Кое-как отыскав вход, захожу в монастырский собор. Земляной пол, обшарпанные стены, шайки-лейки в крысиных углах, десятки сваленных друг на друга столов встречают в «прихожей». Справа - катакомбы времен Первой мировой войны, стыдливо прикрытые жестяным пологом. Слева – еле заметная дверь. За ней священник совершает богослужение. Весь приход – девять старушек и один бородатый молодец. Не густо.

Прихожане в монастырь идут не к Мефодию вовсе, а к старцу Севастьяну-прозорливцу, - уверен глава Енисейского района Василий Сидоркин . – Он людей насквозь видит и бесконечно их любит. А Мефодий – пьяница и развратник! Послушников за рабов держит, среди ночи на улицу выгоняет! Но это эмоции. А вот факты. За 13 лет служения в Енисейском мужском монастыре отец Мефодий отреставрировал трапезную, где поит и кормит высоких гостей, выстроил баню для монахов и снес (на бюджетные деньги) овощехранилище. Еще – покрасил купола Спасского собора. Все.

Отец Мефодий, где вы?

На монастырском пороге меня встречают иеромонах Варахиил и худая рыжая кошка (и у нее пост?). Беседа с батюшкой не вяжется. Тема «Отец Мефодий» закрыта, как окна, за которыми умирают енисейские монахи. Может, виной тому – вчерашняя передача по TV об отставке Фаста?

Мы не смотрим телевизор, - отводит глаза священник. – Без благословения отца Мефодия говорить о монастырской жизни не могу.

Просьба просветить насчет поста на минуту развязывает язык «молчальника»:

Вино в умеренных дозах церковью не запрещается. Неумеренность и беспорядочность - грех. 21 декабря 2002 года игумен Мефодий, получив от ворот поворот в кафе «Уссури » Лесосибирска , вытащил газовый пистолет и расстрелял новобрачных и гостей. (Читайте «КП » от 4 января 2003-го.) По факту хулиганства ОВД Лесосибирска возбуждено уголовное дело (прекращено за отсутствием состава преступления).

В феврале 2004-го иеромонах Мефодий, прервав застолье, избил предпринимателя в кафе «Беккер ». Факт зарегистрирован в журнале происшествий районного ОВД.

Сегодня в кафедральном Успенском соборе – приходе отца Геннадия – утренней службы нет, но дверь его открыта. К чистой, выбеленной церкви проложена аккуратная тропа. Люди идут друг за другом: воды святой набрать, помолиться, крестик купить…

Я знаю, что отец Геннадий теперь не благочинный. Ну и что? Как ходили к нему, так и будем ходить, – пожимает плечами прихожанка Евгения, учительница начальных классов. – Он же наш, родной!

Мы боимся, что отец Геннадий уедет, - признается Светлана Карасева , директор православной гимназии. – Понимаете, по уму, таланту Фаста – ему не в Енисейске и не в Красноярске место. До сих пор его дела не отпускали: как благочинный Енисейского округа, он приходы открывал, священников растил. Как уедешь, когда у тебя дом не достроен?.. А теперь, когда у батюшки остался один приход да прогимназия , в которых все в порядке, он может покинуть нас с чистой совестью.

И снова – факты. За 21 год служения в Енисейске Геннадий Фаст открыл 9 приходов в районе, воспитал 34 священника, при его участии создана православная школа (99 учеников), казачья гимназия (130 учеников из малообеспеченных семей), воскресная школа для взрослых, библиотека, образовательная Интернет-программа «Город, которого нет» (40 детей). Каждый день Успенский монастырь посещает 100-120 прихожан, в праздники – несколько сотен. Фаст первый из священников стал служить в тюрьмах, объехал все исправительные учреждения района. Да простит мне отец Геннадий, если что-то забыла.

Праведник Фаст отстранен, - с горечью говорит глава района. – А на его место назначен развеселый парень Мефодий, который кутит на пожертвования. И этот человек будет властителем душ енисейцев?!

Жизнь предводителя монахов-мужчин (их здесь около 30) – при всей ее закрытости - обросла в Енисейске безобразными слухами. Мне жаль заплутавшего в миру священника.

А вам не жалко людей, которых он оттолкнул от церкви? – спрашивает Сидоркин.

Вместо послесловия

Очень хочется дать слово «плохишу Мефодию». Еду в Лесосибирскую горбольницу, куда 10 дней назад священник лег на профилактическое обследование. Игумена в палате №20 терапевтического отделения нет.

За ним машина пришла, уехал куда-то. Вернется утром, к процедурам, - говорит сосед по палате Николай Давыдович.

Что ж, последнее слово остается за протоиереем Геннадием Фастом:

Обсуждать указ владыки Антония – дело общественности. Мое же дело – офицерское: исполнять его. С одной стороны в моей жизни ничего не изменилось. Где бы и кем бы я ни был, я, как служил богу, так и служу. А с другой - всякое событие, которое потрясает, делает человека иным…

Фото из архива прогимназии Енисейска.

Досье «КП»

Протоиерей Геннадий Фаст. Родился в 1954 году в селе Чумаково Новосибирской области, в семье немцев-протестантов, «врагов народа». С 1972-го по 1976-й учился на физфаке Карагандинского университета. Выгнан за веру. В 1976-м восстановился на физфаке Томского университета. В 1977-м принял православие. В 1978-м работал на кафедре теоретической физики. Обвинен в организации религиозной ячейки, выгнан. Окончил духовную семинарию и академию в Москве . С 1983 года – настоятель Успенского кафедрального собора в Енисейске. С 1990-го – благочинный Енисейского округа (пять районов и два города). Кандидат богословских наук. Автор 10 книг. Женат, пятеро детей.

Кстати

Через две недели после отставки протоирея Фаста Архиепископ Антоний представил его к Ордену Русской Православной Церкви. Чтобы закрыть рот общественности?

Пятью грехами, получившими особое распространение в современной России, валаамский игумен Мефодий (Петров) назвал богатство, роскошь, блуд, тщеславие и гордыню. Об этом известный далеко за пределами Валаама проповедник сказал в финале рождественского богослужения, прошедшего 7 января 2013 года в Спасо-Преображенском Валаамском ставропигиальном мужском монастыре.

После праздничной литургии игумен Мефодий раздал детям рождественские подарки, припасённые для юных жителей архипелага Православным культурно-просветительским центром «Свет Валаама», который возглавляет священнослужитель. Скромные ларцы со сладостями на занесённом вьюгами острове в Ладожском озере - пока не встанет лёд, отрезанном в зимнее время от материка - согрели сердца валаамской детворы. Паства в январе здесь числом невелика: всего на Валааме сейчас проживают несколько сот семей, около 300 человек местного мирского населения, кроме того, на южной оконечности острова находится действующая военная часть Минобороны РФ. После открытия навигации, с весны до осени, архипелаг посещают более 100 тысяч паломников. В заботе о приобретении сонма этих душ человеческих для Царства Небесного о.Мефодий видит свой будничный долг.

6 февраля исполняется ровно 20 лет, как игумен Мефодий (в 1993 году - 32-летний послушник Венко Петров, недавно прибывший из Македонии) начал монашеское служение на Валааме. За два десятилетия клириком пройден большой духовный путь: получив первое послушание в алтаре, о.Мефодий был ризничим и гостинником монастыря, помощником настоятеля, епископа Троицкого Панкратия, по приёму паломников, директором воскресной школы. В 2005 году возведён в сан игумена и возглавил ПКПЦ «Свет Валаама», занимающийся катехизаторской, просветительской и благотворительной деятельностью. Проповедник, имеющий в православных кругах репутацию стойкого борца с экуменизмом, известен также как организатор и попечитель международных православных конференций и чтений, ежегодно проводящихся в Карелии. За вклад в сохранение православного историко-культурного наследия, валаамскому подвижнику присуждён титул лауреата Республики Карелия 2012 года.

Будучи убеждённым поборником державной мощи и мессианской роли России, игумен Мефодий в своих проповедях называет знаменательным тот факт, что первая атомная бомба в нашей стране была создана на территории Саровского монастыря, а достижения научной и конструкторской мысли советских учёных клирик уподобляет духовному подвигу. Подавая личный пример благочестия, смирения и кротости, богослов много выступает в светской и православной печати, ведёт активную проповедническую деятельность не только на Валааме, но и с амвонов храмов, расположенных на подворьях Валаамского монастыря в Москве, Санкт-Петербурге, Приозёрске и Сортавале.

По свидетельству пресс-секретаря Президента РФ Д. Пескова, Владимир Путин и игумен Мефодий дружат уже более десяти лет. Как рассказала мне искусствовед, художник и многоопытный валаамский гид Наталия Савина, глава государства, вылетая с Валаама на вертолёте, частенько берёт Мефодия на борт и усаживает рядом с собой: считается, что присутствие этого святого человека придаёт и без того надёжному летательному аппарату небесное покровительство и богохранимое свойство.

Дмитрий ДЕРЖАВИН