13.10.2019

Политическая философия макиавелли. Философские воззрения никколо макиавелли


Какие основные философские и политические взгляды Никколо Макиавелли, Вы узнаете из этой статьи.

Основные идеи Никколо Макиавелли

Никколо Макиавелли был выдающимся философом Ренессанса, создавшим свои политические и социально-философские взгляды. Они ярко выражены и характеризированы в его популярных трудах («Рассуждения о первой декаде Тита Ливия», «Государь», «О военном искустве»), романах, пьесах, лирике и философских рассуждениях.

Социально — философские взгляды Никколо Макиавелли

Он выделил несколько основных философских понятий:

  • Вирту. К нему относят человеческую энергию и талант. Они вместе с фортуной являются движущими силами истории.
  • Судьба. Она противостоит людской доблести и труду.
  • Свобода воли. Ее воплощение нашлось в политике.

Социально – философские взгляды Макиавелли основывались на принципе человеческой природы. Сам по себе принцип этот универсальный и распространяется абсолютно на всех граждан в государстве, независимо от их классовой принадлежности.

Также мыслитель считал, что человек по своей природе не безгрешен: он неблагодарен, непостоянен, лицемерен, лживый, его влечет нажива. Именно поэтому эгоистическую сущность человека необходимо держать под контролем сильной руки. Данную теорию он описал в своем труде «Государь». В своих взглядах на развитие и создание личности, Никколо Макиавелли исключал божественное влияние и полностью отдалился от взглядов религии. Он считал, что только мудрый правитель может повести народ за собой. В целом вся философия мыслителя посвящена идеям создания высшему проявлению человеческого духа.

Политическое учение Никколо Макиавелли

Особенно увлекался Макиавелли политикой. Согласно ученому, в ней заложены правила и причины, позволяющие человеку в полной мере проявить себя, не полагаясь на рок или стечение обстоятельств. Он подвел черту в политике на уровне нравственной подоплекой, перейдя к действиям и поступкам взамен вечного размышления.

Главной целью жизни людей является служение государству. Макиавелли всегда хотел понять законы политики и воплотить их в философии. И сделал это. Согласно философу создание государства обуславливается эгоистической натурой человека и существованию желания насильственного обуздания этой натуры.

Для Никколо Макиавелли идеальным примером государства является Римская республика, характеризовавшаяся внутренним порядком, который распространялся на все народы, жившие под ее флагом. Чтобы добиться такого идеального государства, необходимо развить в обществе гражданскую нравственность. Свои взгляды описал в труде 1513 году «Рассуждения на I декаду Тита Ливия». Также в нем он описывал свои раздумья касательно того, что в современной ему Италии папская власть расшатала все основы государственности и уменьшила желание служить государству в людях.

Политика Макиавелли основывается на:

  • Исследование качеств человека и его природной сущности;
  • Уходе от догматизма и утопических мечтаний;
  • Изучение соотношения страстей, общественных интересов и сил;
  • Объяснении действительного положения вещей в обществе;

Также, для существования идеального государства с идеальными политическими принципами необходимо существование идеального правителя. По Макиавелли он должен соединять в себе честь и достойность, хитрость и доблесть, изощренность разума и толику зла.

Никколо Макиавелли – видный итальянский политический деятель, историк, военный теоретик и философ, основоположник «учения политического реализма».

Макиавелли родился во Флоренции. С 1498 по 1512 гг. был на государственной службе в должности секретаря второй канцелярии Флорентийской республики. В этот период Макиавелли приобрел опыт и знание политических институтов, человеческих нравов, что нашло отражение в его сочинениях.

Важнейшими проблемами философии Макиавелли были причины возвышения и гибели государств, условия создания сильного государства, роли правителя в нем, влияние личности на ход исторических событий, мотивы человеческих поступков. Основные сочинения Макиавелли «Государь», «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия», «Диалог о военном искусстве».

Теория государства Макиавелли

Макиавелли одним из первых философов эпохи Возрождения отверг теократическую концепцию государства, согласно которой государство зависит от церкви как высшей власти на Земле. Он полагал, что политические системы рождаются, достигают величия и могущества, а затем приходят в упадок, разлагаются и гибнут, т.е. не зависят от божественного предопределения. Государство и природу царящих в нем законов, считает Макиавелли, необходимо понимать, опираясь на разум и опыт.

Макиавелли утверждает, что социально-правовые взгляды, гражданские добродетели людей, может воспитать только государство, а не церковь. Напротив, церковь расшатала устои государственной власти, пытаясь соединить в своих руках духовную и светскую власть, ослабила в людях стремление служить государству. Государство же – это высшее проявление человеческого духа; в служении ему Макиавелли видит цель и счастье человеческой жизни.

Лучшей формой государства Макиавелли считает республику, однако ее установление возможно лишь при определенных конкретно-исторических условиях. Критически оценивая политическое положение своей страны, характер граждан, совершенно лишенных гражданских добродетелей, Макиавелли приходит к выводу о невозможности объединения Италии под единой республиканской властью. Он убеждён, что итальянская действительность требует установления единовластия и создания сильного независимого национального государства.

В трактате «Государь» Макиавелли рассматривает способы создания сильного государства. Он полагает, что для достижения этой цели можно использовать любые средства, в том числе насилие, убийство, обман, предательство. Таким образом, Макиавелли принадлежит обоснование принципа: цель оправдывает средства, согласно которому используемые политиком средства оправдываются теми целями, которые он ставит перед собой.

Утверждению сильного государства Макиавелли приносит в жертву мораль и благо отдельной личности. Нравственные принципы применимы только к частной жизни людей, но не к политике. Государственный интерес превыше всего. Макиавелли писал, что всегда, когда приходиться обсуждать вопрос, от которого единственно зависит спасение государства, не следует останавливаться ни перед какими соображениями справедливости или несправедливости, человечности или жестокости, славы или позора. Впоследствии появился термин «макиавеллизм», обозначающий политику, которая пренебрегает законами морали и при достижении политических целей использует антигуманные средства.

При таком видении государства особая роль в нем принадлежит правителю.

Учение о политической власти и качествах, которыми должен обладать правитель

Власть правителя в понимании Макиавелли отличается неограниченным характером. Основой же правления и права является сила, которая разрушает все то, что противоречит государственным интересам (идеал сильной власти). Именно поэтому правитель в своей деятельности может игнорировать законы морали.

Также государь должен учитывать злую природу человека. Философ считает, что побудительными мотивами деятельности людей является эгоизм и материальный интерес. Люди, по Макиавелли, «неблагодарны, непостоянны притворщики, бегут от опасностей, алчны» и скорее забудут смерть отца, чем лишение имущества.

Макиавелли считает, что «всякий признает, что было бы лучше всего, если бы нашелся Князь со всеми качествами, признаваемыми за хорошие, но так как иметь их все и неуклонно проводить не позволяют сами условия человеческого существования, то Князь должен быть настолько благоразумен, чтобы уметь избегать позора тех пороков, которые могли бы лишить его государства… И он может также не бояться осуждения за те пороки, без которых трудно удержать государство».

Глава государства «не должен считаться с упреками в жестокости, если только такая слава необходима для того, чтобы удержать подданных в единении и повиновении. Ведь ограничивающийся весьма немногими примерными наказаниями будет милосерднее тех, которые, вследствие неуместного милосердия, допускают разрастись беспорядкам, порождающим убийства и грабежи, ибо последние составляют бедствие для всего общества в совокупности, кары же, исходящие от Князя, касаются лишь отдельных лиц».

А что лучше для правителя – быть любимым или внушать страх? Конечно, было бы хорошо, чтобы его и любили, и боялись. Однако поскольку сочетать эти два чувства очень трудно, просто невозможно, то лучше, чтобы боялись. «Любовь поддерживается лишь отношением обязанности, которое порывается вследствие порочности людей при всяком столкновении с личным интересом, страх же держится боязнью наказания, которая никогда не прекращает своего действия». Вместе с тем государь должен внушать страх, не навлекая на себя ненависти.

Как огня государь должен беречься прослыть легкомысленным, малодушным, нерешительным. Он должен приложить все старания к тому, чтобы его решение было бесповоротно, и чтобы общее мнение о нем было таково, что никому и в голову не придет обмануть его. Что же касается верности своим обещаниям, то правитель может пренебречь ими, если такое соблюдение может обратиться против него самого и интересов государства.

Подводя итог, необходимо отметить неоднозначность социально-философских взглядов Макиавелли. С одной стороны, важным вкладом в историю развития теории государства и власти стал его подход к проблеме государства со светских позиций, исходя из данных истории и с учетом реальной политической обстановки. С другой стороны, Макиавелли выступает сторонником идеи того, что для достижения политических целей допустимы любые средства. Благо государства, по его мнению, может быть связано с насилием, убийством, обманом, пренебрежением моральными принципами. Однако это невозможно, поскольку благо государства может быть достигнуто только на нравственных и правовых ценностях.

О личности.

Николо Макиавелли - итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель.

«Как художнику, когда он рисует пейзаж, надо спуститься в долину, чтобы охватить взглядом холмы и горы, и подняться в гору, чтобы охватить взглядом долину, так и здесь: чтобы постигнуть сущность народа, надо быть государем, а чтобы постигнуть природу государей, надо принадлежать к народу». Эти слова практически завершают небольшое вступление, предваряющее трактат «Государь», который Николо Макиавелли преподнёс в дар правителю Флоренции Лоренцо II Медичи. С того времени прошло без малого 500 лет, так и не сумевших стереть из памяти людской имя человека, который написал учебник для монархов всех времён и народов. Он был неимоверно честолюбив, прагматичен и циничен. Это общеизвестно. Но многие ли знают о том, что этот «злодей», утверждавший, что «цель оправдывает средства», был человеком честным, трудолюбивым, наделённым поразительной интуицией и умением радоваться жизни. Вероятно, и этот факт мог бы стать вполне очевидным, не заканчивайся знакомство с личностью Макиавелли чтением и цитированием отдельных фрагментов его скандально известного «Государя». А жаль, ведь этот человек заслуживает гораздо большего внимания, он интересен уже тем, что ему довелось родиться во Флоренции времён эпохи Возрождения.

Николо Макиавелли родился 3 мая 1469 в деревне Сан-Кашано, рядом с городом-государством Флоренция, ныне в Италии, и был вторым сыном Бернардо ди Николо Макиавелли (1426-1500), адвоката, и Бартоломмеи ди Стефано Нели (1441-1496). Его образование дало ему полное знание латинской и итальянской классики. Макиавелли жил в беспокойную эпоху, когда Папа мог обладать целой армией, а богатые города-государства Италии попадали один за другим под власть иностранных государств ― Франции, Испании и Священной Римской Империи. Это было время постоянных перемен союзов, наёмников, переходивших на сторону противника без предупреждения, когда власть, просуществовав несколько недель, рушилась и сменялась новой. Возможно, наиболее значительным событием в череде этих беспорядочных переворотов было падение Рима в 1527. Богатые города, вроде Флоренции и Генуи, перенесли примерно то же, что и Рим 12 столетий назад, когда он был сожжён армией варваров-германцев. В 1494 Флоренция восстановила Флорентийскую Республику и изгнала семью Медичи, правителей города в течение почти 60 лет. 4 года спустя Макиавелли появился на государственной службе как секретарь и посол (в 1498). Макиавелли был включён в Совет, ответственный за дипломатические переговоры и военные дела. Между 1499 и 1512 он предпринял множество дипломатических миссий ко двору Людовика XII, Фердинанда II и Папы. С 1502 до 1503 Макиавелли был свидетелем эффективных градоустроительных методов солдата-церковника Чезаре Борджиа, чрезвычайно способного военачальника и государственного деятеля, целью которого в то время было расширение его владений в центральной Италии. Главными его орудиями были смелость, благоразумие, уверенность в своих силах, твердость, а подчас и жестокость. В 1503-1506 Макиавелли был ответственен за флорентийскую милицию, включая защиту города. Он не доверял наёмникам (позиция, разъяснённая подробно в «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия» и в «Государе») и предпочитал ополчение, сформированное из граждан. В августе 1512 после запутанного ряда сражений, соглашений и союзов Медичи с помощью Папы Юлия II восстановили власть во Флоренции, и республика была отменена. Об умонастроении Макиавелли в последние годы службы свидетельствуют его письма, в частности, к Франческо Веттори.

Макиавелли оказался в опале и в 1513 был обвинён в заговоре и арестован. Несмотря ни на что, он отвергал свою причастность и был в конечном счете освобождён. Он удалился в своё поместье около Флоренции и начал писать трактаты, которые и обеспечили ему место в истории политической философии. В 1522 раскрывается новый заговор против Медичи, и Макиавелли с трудом удаётся избежать обвинений в причастности к нему. Надежды на получение должности хотя бы от Лоренцо II Медичи, правившего во Флоренции с конца 1513 после отъезда Джованни Медичи в Рим, не оправдались. Ему предлагали стать секретарем кардинала Просперо Колонна в 1522, но он отказался - слишком сильна была его неприязнь к церковникам. Звали его и во Францию, но это для Макиавелли было исключено - он не желал покидать Флоренцию. Позже он сказал по этому поводу: «Предпочитаю умереть с голоду во Флоренции, чем от несварения желудка в Фонтенбло». В 1525 Макиавелли приехал в Рим, чтобы вручить Папе Клименту VII, по заказу которого он писал «Историю Флоренции», первые её восемь книг. В 1526 над Италией нависла угроза испанского вторжения, в связи с этим Макиавелли предложил городским властям проект укрепления городских стен, который было необходимо произвести в случае возможной обороны города. Этот проект был не просто принят - Никколо Макиавелли назначили секретарем и проведитором коллегии Пяти, специально созданной для проведения работ по укреплению города. Макиавелли, не взирая на тяжесть ситуации, чувствовал себя окрылённым. Дальнейшие события только укрепляют его надежду на то, что он ещё сможет найти себе применение на политическом поприще. 4 мая 1527 немецкими ландскнехтами был захвачен и беспощадно разграблен Рим, Флоренция практически сразу же «отреагировала» на это событие настоящим восстанием против дома Медичи, в результате чего Республика была восстановлена. Почувствовав возможность продолжить государственную службу, Макиавелли выдвигает свою кандидатуру на пост канцлера Флорентийской республики и с трепетом ждёт решения своей участи. 10 мая того же года вопрос о его избрании был поставлен на Большом Совете Республики, специально созванном по случаю выборов. Заседание Совета, гораздо более походившее на суд, чем на демократические прения, кончилось тем, что Макиавелли был обвинён в чрезмерной учености, склонности к ненужному философствованию, самонадеянности и богохульстве. За кандидатуру Макиавелли было подано 12 голосов, против - 555. Это решение явилось для 58-летнего, все ещё полного сил, человека последним ударом, дух его был сломлен, и жизнь потеряла всяческий смысл. Спустя несколько недель, 21 июня 1527, Никколо Макиавелли покинул этот мир.

В «Рассуждениях о первой декаде Тита Ливия», завершенных Макиавелли в 1516, и обращённых к эпохе всю жизнь почитаемых им античных классиков, есть такие слова: «...я выскажу смело и открыто всё то, что я знаю о новых и древних временах, чтобы души молодых людей, которые прочтут написанное мною, отвернулись бы от первых и научились подражать последним... Ведь долг каждого честного человека - учить других тому добру, которое из-за тяжелых времён и коварства судьбы ему не удалось осуществить в жизни, с надеждой на то, что они будут более способными в этом».

Основные идеи в работах мыслителя.

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. "Имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, - писал он в "Государе", - я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной - в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал". И далее продолжал: "... Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру". В этом смысле Никколо Макиавелли проявил себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека. Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек - это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес - это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что "люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". В одной из работ встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий неискоренимый эгоизм человеческой природы: "...О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек - это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще человеческой природе как и добро.

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не "фатум" (рок, неизбежность), а "фортуна". Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в "Государе", флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение - насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим". И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей "лучше быть смелым, чем осторожным", ибо "фортуна - женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать". Будучи сам "человеком действия", Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке - это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал "доблестью" ("вирту"). "Вирту" присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья "доблесть" заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками. Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство - это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство. Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходит к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они - и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок. Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", по сути дела признает - реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя "нового государя", он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца. Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать - утверждает флорентийский мыслитель.

В трактате "Государь" Макиавелли много места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим руководителям. По большому счету, "Государь" - это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказывается о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том, как сохранить власть. Впоследствии, в политической науке даже возник специальный термин - "макиавеллизм", который характеризует собой такой образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти. В принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения к тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть - не самоцель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости. Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызвало неоднозначную реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужила поводом для резкого неприятия со стороны Римско-католической Церкви. В 1559 г. его книги были внесены в "Индикт запрещенных книг".

Моё мнение.

Изучая информацию о Макиавелли я познакомилась с таким термином как «Макиавеллизм».

С сайта mirslovarei . com :

Макиавеллизм - образ, схема политического поведения, пренебрегающая нормами морали для достижения политических целей. Термин связан с именем итальянского политического деятеля и писателя И. Макиавелли (1469-1527), приверженца сильной государственной власти. Отличительной особенностью макиавеллизма, его основанием является тезис "цель оправдывает средства", когда ради достижения поставленных целей считаются оправданными и приемлемыми любые средства, включая вероломство, коварство, жестокость, обман политического противника.

Отталкиваясь от него, складывается впечатление, что Николло человек с циничными взглядами на мир и жестким отношением к обществу. На самом деле он четко и очень глубоко выразил свою мысль по поводу политического строя без приукрас. Хочется сказать о работе «Государь». Макиавелли вовсе не приписывает правителям божественной сущности, а видит в них вполне реальных людей. Более того, он утверждает, что порой ради блага страны государь обязан быть жестоким и бесчеловечным.

Это не самый объёмный труд, но один из самых полезных. Он будет интересен не только людям, увлекающимся философией или политикой, но и всем остальным. У Макиавелли замечательный склад ума и выражение своих мыслей, каждый свой довод он подкрепляет интересными историческими примерами. В “Государе” Макиавелли рассуждает о том, каким должен быть правитель, чтобы сохранить власть и не потерять уважения подданных. Казалось бы, книжке пять с лишним веков, но все это время о ней не забывали и использовали в своих целях разные правители. Методы политической борьбы и способы удержания власти до сих пор остаются неизменными. И знаменита эта книжка прежде всего тем, что поведение государя, описанное Макиавелли, применимо к любому общественному строю и любому методу правления.

Сам мыслитель не вызвал у меня определенной эмоции, его и превозносили, и проклинали – но равнодушным он не оставил никого без исключения. Разделяя во многом идеи философов эпохи Возрождения, Макиавелли в некотором смысле предвосхитил мыслителей эпохи Просвещения. Он верил в человека и в то, что все в мире подчинено разумным законам. В то же время в его философии присутствует и вера в судьбу, как отпечаток эпохи – не мог Макиавелли до конца отдать мир во власть человека и отказаться от веры в сверхъестественное.

«Философом не рождаются, а взращивают его внутри себя» говорил итальянский мыслитель.

Юноша не имел финансовой возможности получить достойное гуманитарное образование, чтобы претендовать на роль мыслителя. Но наблюдательный склад ума, склонность к анализу помогли ему пробиться к верхушке общества, занять достойное место рядом с именитыми философскими деятелями, понять, что означает счастье.

Философия Макиавелли полна жестокой реальности, прекрасна по-своему. Это наглядный пример того, как человек в силу житейских трудностей твердеет душей, но украдкой продолжает верить в победу добра над злом.

Жизненный путь мудреца

Биография Никколо Макиавелли начинается с 1469 года, когда родился будущий мыслитель в семье небогатого флорентийского правоведа. Отец старался дать сыну отличное образование, которое не всегда было конкурентоспособным. Поэтому мальчик пополнял пробелы посредством стремления к знаниям, практическими наблюдениями за обыденностью Флоренции. Процесс самосовершенствования окупил ожидаемые результаты – Никколо вырос начитанным, интеллигентным человеком. История, философия особенно увлекали Макиавелли, позже мыслитель и сам пошел по протоптанной дорожке.

Творческая и государственная деятельность философа возымела рассвет в период затяжных междоусобных, внешне государственных войн, что не могло не отразиться на его творчестве.

Макиавеллизм в итальянской философии отражает сущность политических процессов того времени.

Папа Римский, будучи понтификом, яркой социально-политической личностью тоже повлиял на мировоззрение мудреца.

Наблюдая за сложностью, многообразием «дворцовых интриг», Макиавелли засвидетельствовал их в произведениях.

Умер философ в 1527 году, оставив после себя большое количество научных трудов. Но место его захоронения безымянно.

Философское мировосприятие Макиавелли

Философские взгляды Никколо отразились на восприятии государственных переворотов итальянского общества.

Мыслитель имел крайне резкие циничные воззрения на стиль и манеру правления, что отображает его книга «Государь». Макиавелли полагал, что государь имеет возможность руководствоваться в своих поступках не морально-этическими правилами, а исключительно политическими интересами государства, в силу которых правителю позволительно нарушать установленные международные договоры. Такая безнравственность, как читал мудрец, оправдывается всеобщим благом. С такой точкой зрения можно было бы согласиться, если бы вышеуказанная установка не приводила к повальному падению общественных нравов, ввязыванию Италии во всеобъемлющие беспрерывные войны.

Здравое звено произведений Никколо заключается в классифицировании государственного устройства, как общественно-организационной системы. Политику философ назвал наукой, идеальное владение которой позволяет предсказывать ход истории.

Значимость философствования Макиавелли

Вечная тема о необходимости жесткой руки правителя встала особо остро после высказываний мыслителя в пользу целесообразности последней. Философ считал, наблюдая за раздробленностью Италии и множеством неудавшихся правительств, что мягкий, нерешительный правитель не способный противостоять заговорщикам, завистникам, неуправляемости народа, неизбежно приведет страну к катастрофическому положению, гибели простых людей. Если говорить кратко, государственная власть должна быть централизованной. Только такая структура способна компенсировать слабость монарха.

Книга «Государь»

Систематизированное тезисное сочинение «Государь» флорентийского философа можно считать инструкцией для применения власти средневековыми правителями, в этом же заключается уникальность книги того времени. Никколо склоняется к монархической форме правления, социализм в понятии автора является непродуктивной системой управления, приводящей к саморазрушению. Никколо полагает: монарх должен пользоваться правилом «кнута и пряника», то есть не забывать о своей доброте, но в нужный момент не бояться применить зло. Облик государя должен быть подобным доблести льва, хитрости лиса.

Подробность, логический подход, действительные примеры сделали произведение наглядным пособием для самодержцев, спустя несколько лет после смерти Макиавелли.

Государство выступает у мыслителя наивысшей действующей силой, способной уберечь граждан от необдуманного саморазрушения. Именно ради избегания хаоса народ создает государственную власть.

Трактат получил широкое общественное одобрение, только автор посмертно уже не мог оценить важность написанного. Сочинение было включено в государственную образовательную программу, по которому обучали будущих чиновников.

Нужна ли наследственность власти

Сложно сказать, насколько бы было успешным правление Макиавелли, если бы его допустили к власти. Но тот факт, что мыслитель был замечательно осведомлен в политических вопросах не вызывал сомнений. К тому же заявления философа не были голословными, так основывались исключительно на исторических примерах.

Никколо очень беспокоил вопрос наследственности власти. Философ считал необходимым переход престола от отца к сыну, потому что такая данность обеспечивала политическую стабильность. В пользу такого наблюдения Макиавелли даже положительно высказался о тирании, говоря, что государь, по меньшей мере, должен ради удержания завоеванной территории переселиться туда, чтобы контролировать народные волнения.

Реакция на учение мыслителя не заставила себя ждать: католическая церковь ввела запрет на издание книг флорентийского философа. Позже появилось понятие «макиавеллизма», которое отражает беспринципность в сохранении правителем бразды власти.

Сохранение государственности

Исторические исследования, а также личный управленческий опыт позволили Макиавелли прийти к выводу о том, что сохранение государства доступно лишь двумя путями: мирным и военным. При чем, оба способа действенны только при одновременном использовании. В качестве примера автор приводит древнегреческих, древнеримских завоевателей, которых можно было бы назвать макиавеллистами, запугивающими и услащающими захваченные территории.

С целью сохранения государства к мыслителю приходит идея о поддержании внутреннего баланса страны путем оказания помощи политически слабым слоям населения, угнетения политически сильных категорий граждан.

Государственная монополия, как полагал Никколо, возможна только при наличии равноправно противодействующих общественных движений.

Личностная значимость в общественной истории

Роль личности в учении Макиавелли имеет глобальный масштаб. Автор считает, что индивидуальные черты характера самодержца способны либо привести к политическому триумфу, либо к краху империи. Итальянский мудрец приветствует такие качества, как скупость, жестокость. Первое способствует удержанию целостности государственной казны, которая способна сыграть роковую роль в случае военных действий, избегания излишнего налогообложения населения. Сущность второго сводится к предотвращению гибели целого народа посредством маленьких человеческих жертв (показательные казни ради подавления назревающего бунта).

Из вышесказаного выходит, что флорентийский философ отвергает гуманизм, подчеркивая, что интересы нации главенствуют над индивидуальными страданиями.

Необходимость жестокости монархов

Политология Никколо, опирающаяся на многочисленные людские пороки, нестабильность человеческого поведения, приводит читателя к выводу о необходимости в целях сохранения правопорядка внушения страха населению перед властью. Здесь приветствуются любые проявления жестокости, кроме насилия над женщинами, садистского издевательства, элементарного грабежа. Следует сказать, что проявление жестокости ради самой жестокости Макиавелли считал недопустимым. Жестокость должна быть оправдана благими целями, применением ради государственной пользы, возрождения региона, с целью исправления, а не разрушения.

Никколо Макиавелли (1469--1527 гг.) родился во Флоренции в семье небогатого юриста. В юности Никколо не получил широкого образования, в отличие от большинства других гуманистов, однако эти недостатки он восполнил самостоятельно -- с одной стороны, путем самообразования, а с другой стороны, наблюдая за реальной жизнью современной ему Флоренции и подробно анализируя результаты своих наблюдений.

Этот реальный жизненный опыт и оказался, может быть, главным источником всего творчества Макиавелли. Недаром, говоря о самом себе, он однажды написал: "Сначала жить, потом философствовать".

Главное отличие Макиавелли от всех предшествующих ему мыслителей Эпохи Возрождения заключается в том, что он руководствовался в своих сочинениях не абстрактными идеями торжества добра и Бога, а реальным опытом конкретной жизни, идеями пользы и целесообразности. "Имея намерение написать нечто полезное для людей понимающих, -- писал он в "Государе", -- я предпочел следовать правде не воображаемой, а действительной -- в отличие от тех многих, кто изобразил республики и государства, каких в действительности никто не знавал и не видывал". И далее продолжал: "... Расстояние между тем, как люди живут и как должны жить, столь велико, что тот, кто отвергает действительное ради должного, действует, скорее, во вред себе, нежели на благо, так как желая исповедовать добро во всех случаях жизни, он неминуемо погибнет, сталкиваясь с множеством людей, чуждых добру".

В этом смысле Никколо Макиавелли проявил себя сторонником самого жесткого реализма, ибо считал, что благодушные мечтания о прекрасном будущем только мешают жизни обычного человека.

Наблюдения над жизнью привели Макиавелли к глубочайшему убеждению, что человек -- это существо сугубо эгоистическое, во всех своих поступках руководствующееся лишь собственными интересами. Вообще, по мнению Макиавелли, интерес -- это самый могущественный и чуть ли не единственный стимул человеческой деятельности. Проявления интереса достаточно различны, однако самый важный интерес связан с сохранением собственности, имущества и с приобретением новой собственности и нового имущества. Он утверждал, что "люди скорее простят смерть отца, чем потерю имущества". В одной из работ встречается и такой, довольно резкий пассаж, подчеркивающий неискоренимый эгоизм человеческой природы: "...О людях в целом можно сказать, что они неблагодарны и непостоянны, склонны к лицемерию и обману, что их отпугивает опасность, влечет нажива". Иначе говоря, Макиавелли показывает, что человек -- это бесконечное сочетание добра и зла, и зло столь же присуще человеческой природе как и добро.

Человек, по мнению Макиавелли, не только эгоистичен, но и свободен в своих поступках. Если христианское понимание сущности человека утверждало, что человек во всем подчинен высшему Божественному Провидению, заранее определенной Богом судьбе, то Макиавелли формулирует совершенно новое понимание человеческой судьбы. Он говорит о том, что судьба человека не "фатум" (рок, неизбежность), а "фортуна". Судьба-фортуна никогда не может полностью определить жизнь человека. Более того, в "Государе", флорентийский мыслитель пытается даже вычислить соотношение -- насколько жизнь человека зависит от высших обстоятельств, а насколько от него самого. И приходит к выводу, что "фортуна распоряжается половиной наших поступков, но управлять другой половиной или около того она предоставляет нам самим".

И недаром, утверждая свободу воли человека, Макиавелли призывает людей "лучше быть смелым, чем осторожным", ибо "фортуна -- женщина, и кто хочет с ней сладить, должен колотить ее и пинать".

Будучи сам "человеком действия", Макиавелли приходит к выводу, что главное в человеке -- это способность к деятельности, воля, стремящаяся к осуществлению больших целей, основанная на эгоистическом интересе. Данную способность к деятельности он назвал "доблестью" ("вирту"). "Вирту" присуща далеко не всем людям, почему они и прозябают в своей жалкой жизни. Однако в истории всегда были и всегда есть отдельные личности, чья "доблесть" заставляет их совершать выдающиеся поступки и тем самым двигать всю историю человечества. И Макиавелли призывает брать пример с этих людей, осознающих потребности своего времени и способных делать то, что необходимо в данный момент.

С этой точки зрения, в работах Макиавелли как бы получают свое реалистическое завершение все предшествующие гуманистические рассуждения о сущности человеческой личности. Отказавшись от чисто религиозно-философских рассуждений на эти темы, он трезво и жестко формулирует определенные правила и нормы человеческого общежития, которые, по его мнению, определяют жизнь каждого конкретного человека. Отдельный человек предстает в сочинениях Макиавелли во всей своей неприкрашенной, трезво оцененной реальности, с присущими ему добрыми намерениями и злыми поступками.

Наиболее ярко эти идеи были выражены флорентийским мыслителем в рассуждениях на тему власти и значении государя. Само государство, в понимании Макиавелли, возникло как результат все той же эгоистической природы человека. Государство -- это высшая сила, способная поставить достаточно жесткий предел эгоистическим устремлениям отдельных людей и тем самым спасти их от самоуничтожения. Люди, руководствуясь интересом самосохранения, и создают государство.

Говоря о формах государства, Макиавелли, несмотря на все свои республиканские убеждения, приходит к выводу, что наиболее целесообразным и полезным государственным устройством является все же монархия. Отсюда возникает его идея "нового государя". "Новый государь" должен опираться не на теории и философские представления о жизни, а на саму реальную жизнь. Люди не могут быть только добрыми и хорошими, они -- и хорошие, и плохие одновременно. Государь, если он хочет править долго, обязан в своем правлении опираться и на хорошее и на плохое. Иначе говоря, в руках государя должен находиться не только пряник, но и плеть. Более того, как только государь выпускает плеть из своих рук, тотчас же нарушается всякий порядок.

Никколо Макиавелли, говоря, что мудрый правитель государства обязан "по возможности не удаляться от добра, но при надобности не чураться и зла", по сути дела признает -- реальное управление государством невозможно без насилия, без самых изощренных поступков. Недаром, характеризуя "нового государя", он пишет, что такой правитель должен сочетать в одном лице качества льва, способного повергнуть любого врага, и лисицы, способной обмануть самого большого хитреца.

Однако у Макиавелли нет воспевания насилия и жестокости. Более того, с его точки зрения, жестокость и насилие оправданы только в том случае, когда они подчинены государственным интересам, когда целью их применения является государственный порядок. Жестокость призвана исправлять, а не разрушать -- утверждает флорентийский мыслитель.

В трактате "Государь" Макиавелли много места посвящает конкретным рекомендациям, направленным политическим руководителям. По большому счету, "Государь" -- это настоящий учебник власти, пособие, в котором очень реально рассказывается о том, как получить власть, как осуществлять власть и о том, как сохранить власть. Впоследствии, в политической науке даже возник специальный термин -- "макиавеллизм", который характеризует собой такой образ правления, когда используются любые средства для сохранения власти. В принципе, содержание этого современного термина не имеет отношения к тому, что писал сам Макиавелли. Ведь для него власть -- не самоцель, а средство обеспечения государственного порядка. Власть ради власти, жестокость ради жестокости Макиавелли порицал.

Философско-политическое учение Никколо Макиавелли вызвало неоднозначную реакцию в тогдашней Европе. Его проповедь свободного эгоистического человека, размышления о правах и возможностях светских государей послужила поводом для резкого неприятия со стороны Римско-католической Церкви. В 1559 г. его книги были внесены в "Индикт запрещенных книг".

В то же время внешне осуждая Макиавелли, многие европейские политики на деле, в своем собственном правлении применяли все те средства, о которых писал Флорентиец. Это не говорит о том, что они основывались на трудах Макиавелли, а лишь о том, насколько реалистичен он был при анализе существа власти и законов управления обществом.

И до сих пор в науке не сложилось однозначной оценки творчества флорентийского мыслителя. В одних работах он подвергается критике за аморализм, в других, наоборот, восхваляется за реализм. Наверное, однозначной оценки творчества Никколо Макиавелли и невозможно дать.