13.08.2019

Синдром страхов, происхождение и значение. Как побороть страхи у взрослых Синдром страхов у детей тактика врача


Страх – это сильная эмоциональная реакция на воздействие окружающей среды, какие-либо конкретные предметы или явления. Суть детских страхов в том, что предметы страха реальной угрозы не имеют, а проблема его восприятия обусловлена богатым детским воображением.

В определенные периоды развития страхи могут быть вариантом нормального психического развития . Такие проявления страха, как крик, плач в сочетании с дрожью тела, учащения сердцебиения, задержки дыхания, расширения глазных щелей, изменение черт лица, отмечаются уже в первые месяцы жизни и могут быть вызваны громкими резкими звуками, приближением крупных предметов. В 2-3 месяца жизни подобные реакции могут отмечаться в новой обстановке и в отсутствии матери. В 7 месяцев жизни отмечаются максимальные проявления страха в отсутствии матери. Опыт потери связи с окружающим миром, воплощенном в лице матери, переживается как беспокойство при разлуке с ней. Если же имеет место в этом возрасте частое перенапряжение эмоциональной сферы в связи с непредсказуемым поведением матери или длительным ожиданием ее возвращения, происходит развитие тревожного типа реакций, которые являются предпосылкой для развития страхов одиночества, особой чувствительности к разлуке, неразделенности чувств и тревожности в целом. Также страхи в раннем возрасте подразделяются на:

– примитивную реактивность – в первые месяцы;

– страх разлуки с матерью – в 7 месяцев;

– страх чужих – в 7-8 месяцев;

– страх определенных событий и объектов – старше года.

Некоторые формы страха носят патологический характер , являясь предпосылками развития психических расстройств, что требует обращения к детскому психологу или психиатру. На патологический характер страха указывают его:

– крайняя степень выраженности (ужас, шок, потрясение), ее несоответствие реальной угрозе;

– затяжное трудно обратимое течение;

– непроизвольность (полное отсутствия контроля со стороны сознания);

– неблагоприятное воздействие на личность, социализацию.

В отдельных случаях страх может быть проявлением нервно-психического расстройства , что требует незамедлительного обращения к детскому психиатру.

Например, при раннем шизофреническом процессе, в основе страхов лежат галлюцинаторные явления. Их содержание не связано с образами реального мира и отражает расстройство мышления. Чаще галлюцинации появляются в момент засыпания или при пробуждении. При этом дети уединяются, не ищут помощи. О переживании страха можно судить по выражению лица, оборонительным действиям (кого-то гонит, прячется под кровать).

У младенцев из группы высокого риска по шизофрении были описаны частые страхи прикосновения и связанные с ними страхи стрижки ногтей, волос, душа, купания, воды. У них же в возрасте старше 1 года отмечались нелепые по содержанию страх новых предметов и страх хорошо знакомых – кроватки, горшка, цветка, ковра, маленьких детей, колеса, своих ручек, шума ветра, воды в трубах. С возраста 2 лет отмечались страхи закрытых или открытых дверей, «страшного волка» (прячется за ковром), электрички (заедет в дом), дивана (засосет, когда уснешь), куклы (мишка задушит). По степени выраженности страхи в ряде случаев могли достигать реакции паники с нарушением сознания и бурными протестными и защитными действиями. Страхи, основанные на бредовых переживаниях, можно заподозрить в случаях ярко выраженного неадекватного страха к конкретному, до этого знакомому лицу – матери, отцу, другим близким или неодушевленному предмету. При этом, дети вдруг начинали бояться до того привычных предметов: зажженной лампочки, одеяла, бутылочки с молоком, рисунка на обоях, старой знакомой игрушки, дерева, своего дедушки, знакомых людей. Реакции тревоги и страха достигали при этом состояния паники. Дети подолгу не успокаивались, часами кричали, метались, обнаруживая бурный негативизм и защитное поведение. Спустя короткое время (часов, 1-2 дней), реже спустя неделю такие страхи могут полностью прекратиться, и дети могут вернуться к общению с лицами, ранее вызывающими страх, не обращая внимания на прежде пугающие предметы. Предполагать бредовые расстройства в виде их прообразов можно начиная с 2-летнего возраста, а в некоторых случаях и в 1,5 года. Например, мальчик 1,5 лет начал упорно отказываться принимать пищу из рук бабушки, отталкивал еду, отмахивал, сбрасывал со стола. В некоторых случаях дети или отказывались принимать пищу определенного цвета (например, белого или красного), или боялись предметов определенной окраски. Так, например, мальчик 2-х лет обнюхивал игрушки и предметы черного цвета, выбрасывал их в окно.

Как предотвратить детские страхи

  • Заботиться о психическом здоровье нужно начинать задолго до рождения ребенка. Ученые вывили закономерность: чем спокойнее проходила беременность, тем устойчивее была психика ребенка к появлению фобий. Поэтому простейшая рекомендация о том, что не нужно нервничать во время беременности, является очень грамотной и верной.
  • Многим родителям, особенно занимающим высокие должности, нужно помнить, что ребенок не является подчиненным. Это маленькая развивающаяся личность, которая нуждается в любви и ласке больше, чем в указаниях и воспитательных воздействиях.
  • Не допускайте появления у ребенка суицидальных наклонностей. К ним относятся даже пустые разговоры и просто мысли.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенок ощущал себя брошенным или ненужным. Не позволяйте себе при ребенке обсуждать ситуации того, что вы не может пойти куда-либо по причине болезни ребенка или просто необходимости присмотра за ним. Ребенок не должен ощущать себя лишним и мешающим.
  • Не стоит также прививать ребенку мысль о собственной исключительности. Иначе это станет навязчивой идеей, и может привести к тому, что ребенок будет бояться проявления неуважения к себе.
  • Не ограничивайте круг общения ребенка. Это поможет ему легче адаптироваться.
  • Не пугайте ребенка животными, другими людьми, несуществующими персонажами.

И главное, при появлении страхов не пытайтесь их игнорировать или бороться с ними самостоятельно. Обратитесь за помощью к специалисту.

Помните, что от психического благополучия протекания детства во многом зависит будущее ребенка.

Статью подготовила Ольга Митрофанова

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Синдром детских патологических страхов Подготовила: Дербилова А.В.

… детские страхи - очень глубокие переживания детства - часто оставляют своеобразные «сюрпризы» в более старшем возрасте. Различные взрослые невротические проявления возникают подчас от вовремя не ушедших детских страхов.

Если о многих детских проблемах можно сказать, что ребенок их со временем перерастет, то со страхами дело обстоит отнюдь не так утешительно. Ребенок растет, и очень часто страхи растут вместе с ним. Чем больше развивается его фантазия и расширяется познание о Вселенной, тем больше он осознает опасности, подстерегающие его на каждом шагу. В последние годы специалисты отмечают существенный рост детских страхов. Это заставляет задуматься…

В то же время не следует думать, что если ребенок совсем ничего не боится, - то это очень хорошо. Поведение ребенка, способного на «запредельное» бесстрашие, вызывает у родителей еще большее опасение за судьбу сына или дочери. В этом смысле боязливый (точнее осторожный!) ребенок причиняет взрослым гораздо меньше волнений. Но беда в том, что грань между нормальным, «охранным» страхом и страхом патологическим нередко оказывается размытой, и страхи в прямом и переносном смысле слова мешают ребенку жить. Они разъедают его душу и вызывают невротические расстройства. Энурез, тики, навязчивые движения, заикание, плохой сон, раздражительность, агрессивность, плохая контактность с окружающими - вот далеко не полный перечень неприятных последствий, к которым приводит непреодолимый детский страх. А под час страхи могут указывать и на более серьезные психические заболевания (шизофрению, аутизм). Но, разумеется, диагноз должен ставить только врач.

Синдром детских патологических страхов – синдром, характеризующийся различными страхами (в зависимости от механизмов, времени возникновения и особенностей проявления), возникающими без психологической и ситуационной обоснованности и проявляющимися чрезмерной интенсивностью и длительностью, не соответствующей силе и значимости вызвавшей ее причины.

Синдром детских патологических страхов относится к онтогенетически связанным психопатологическим состояниям. Они могут возникать при различных психических заболеваниях с раннего возраста, однако психопатологическую очерченность, как правило, приобретают к концу дошкольного периода, начиная с 6-7 лет, что, вероятно, связано с началом формирования у ребенка самосознания и появлением элементарной способности к самооценке субъективных переживаний.

Страх основан на инстинкте самосохранения, имеет защитный характер и сопровождается определенными физиологическими изменениями высшей нервной деятельности, что отражается на частоте пульса и дыхания, показателях артериального давления, выделении желудочного сока.

Бухановский А.О. выделил пять форм страхов: навязчивые, сверхценные, бредовые, ночные, недифференцированные.

Навязчивые страхи - возникают непроизвольно независимо от желания больного, против его воли, носят неотступный характер, но связаны с первичным страхом и критичным к нему отношением. Проявляются страхом болезни (нозофобия), острых предметов, высоты, закрытых помещений (клаустрофобия), заражения, загрязнения (мизофобия), смущения (эрейтофобия) и т.п. Встречаются при неврозах, органических заболеваниях головного мозга, шизофрении.

Сверхценные страхи доминируют в сознании больного с убежденностью в их обоснованности, в реальности их фабулы. Характеризуются выраженностью и силой аффекта страха, отсутствием даже попыток его преодоления. В дошкольном возрасте преобладают страхи животных (например собак), персонажей фильмов, сказок (домовых, ведьм) или образов, придуманных взрослыми с целью «воспитательного запугивания». Для детей раннего школьного возраста более характерны страхи темноты, одиночества, разлуки с родными, страх за их жизнь и здоровье, боязнь школы. Встречаются в рамках невротичесих расстройств, реже - при шизофрении.

Бредовые страхи возникают, как правило, независимо от психотравмирующей ситуации (аутохтонно), не поддаются коррекции, с переживанием скрытой угрозы со стороны живых и неодушевленных объектов, сопровождаются тревогой, настороженностью, подозрительностью к окружающим лицам, ощущением опасности для себя и близких в действиях предполагаемых врагов. Могут сочетаться с другими симптомами психотического уровня (с галлюцинациями) и сопровождаться эпизодами психомоторного беспокойства и соматовегетативными нарушениями. Встречаются при шизофрении, реже при психогенных расстройствах.

Ночные страхи возникают при пробуждении во время ночного сна. При этом дети в испуге дрожат, кричат, что-то отгоняют от себя, на лице у них - выражение страха, ужаса. Обычно утром наблюдается амнезия - дети ничего о приступах ночного страха не помнят. Встречаются в рамках психогенных расстройств, неврозоподобных состояний различного генеза как дебютное проявление расстройств эпилептического генеза.

Недифференцированные страхи - беспредметные, с соматовегетативным оформлением. Отмечаются при диэнцефальных кризах.

Как возникают детские страхи? Все маленькие дети чего-нибудь да боятся. Но очень многие родители даже не знают о страхах своего ребенка. Такая ситуация не только парадоксальна, но и опасна, потому что именно страх сплошь и рядом закладывается многими родителями в основу выработки послушания. Зачастую, совершенно не задумываясь о последствиях, мы вызываем страх, чтобы заставать ребенка сделать то, что считаем необходимым.

Таким образом, чтобы избавить ребенка от страхов, необходимо, прежде всего, критически оценить семейную ситуацию, проанализировать свое родительское поведение. Нередко детские страхи вызываются конфликтами в семье. Причем, взрослые зачастую об этом не подозревают, так как дети могут внешне не показывать своего беспокойства. Но у него вдруг начинается тик, заикание, энурез, страх одиночества, темноты и т.д.

Кроме того, очень часто страхи появляются у детей, когда их чересчур опекают. Заботящиеся о безопасности малыша родители на каждом шагу дают ему предостережения, из которых он узнает, что мир вокруг него грозен и опасен: «Не бегай!»; «Не трогай!»; «Нельзя!»; «Туда не лезь!». А на вполне естественные вопросы ребенка «почему?» родители пытаются отделаться грубой шуткой, претендуя на оригинальность: «По кочану!» или отвечают предельно лаконично: «Нельзя и всё!», отсюда появляются яркие фантазии.

Главное, конечно, коренится не во внешних обстоятельствах, а в особенностях психики ребенка. Ранимые, чувствительные, впечатлительные дети чаще подвержены страхам. Особенно тяжело приходится мальчикам, поскольку от них, естественно, ожидают большей смелости, чем от девочек. Поэтому мальчик с хрупкой психикой оказывается зажатым в двойные тиски. Его мучает не только страх, но и стыд за свой страх. Родителям следует помнить, что они ни в коем случае не должны смеяться над боязливым ребенком. Ребенок замкнется в себе, перестанет доверять взрослым. Хорошо, когда родители (и в первую очередь, папы) рассказывают детям о своих детских страхах, - это вселяет в них уверенность. Ваш авторитет от этого не пошатнется, скорее наоборот, это вас сблизит.

Рассмотрим некоторые виды страхов: Страх смерти Обычно он появляется у детей лет в шесть и не является отклонением. Когда ребенок вдруг осознает, что и он сам, и люди вокруг него смертны, - это бывает для него серьезным потрясением. На некоторых детей это открытие производит тяжелое впечатление и долго еще не дает им покоя. Родителям стоит проанализировать свое поведение: не страдают ли они сами повышенной тревожностью, не зациклены ли на болезнях своих и детских, на разговорах о тяжелой и опасной жизни? Детям до девяти-десяти лет (особенно нервным и ранимым) лучше не видеть покойников и не присутствовать на похоронах. Для них это непосильное переживание, которое затем может вызвать скрытые навязчивые страхи. Последствия таких психических травм порой аукаются через много лет. Это не означает, что при детях вообще не следует упоминать про умерших родственников. Напротив, следует. Ведь такие разговоры выступают, как косвенное доказательство «жизни после смерти» (если человека вспоминают, он не покинул нас окончательно, а продолжает жить в наших сердцах).

Страх социальных потрясений Увы, в наше время такие страхи, в основе которых лежит все тот же страх смерти, становятся все более обоснованными. Поэтому взрослым надо постараться не повышать у ребенка чувство тревожности: не смотреть при нем новости, в которых то и дело рассказывают про катастрофы, войны, насилие, убийства и т.д. Родители могут отчасти помочь преодолеть эти страхи, если скажут: «Да, угроза существует, но это не обязательно должно случиться. Тот, кто соблюдает осторожность, - не попадает в опасные ситуации». И, конечно же, вы должны обучать ребенка тем элементарным мерам предосторожности, которые помогут избежать насилия, не запугивая и не нагнетая страха.

Страх наказания Такая форма фобии у детей совсем необязательно говорит о том, что их родители поминутно хватаются за ремень. Часто взрослые и пальцем ребенка не трогают, но обращаются с ним слишком властно, не допуская возражений или предъявляя завышенные требования. В атмосфере диктата в детской душе поселяется страх - не соответствовать родительским притязаниям, и, как следствие, возникает страх стать нелюбимым, страх быть отвергнутым родителями. А ведь для ребенка нет худшего наказания, чем это!

Необходимо отделять патологический страх, требующий коррекции, от нормального, возрастного, чтобы не нарушить развитие ребенка.

Патологический страх можно отличить от «нормального» по известным критериям: если страх препятствует общению, развитию личности, психики, приводит к социальной дезадаптации и далее - к аутизму, психосоматическим заболеваниям, неврозам, то этот страх патологический. Если детский страх не соответствует возрастному, это может являться для родителей сигналом для наблюдения за поведением и психическим состоянием ребенка.

ДЕТСКИЕ ВОЗРАСТНЫЕ СТРАХИ Возраст: 0 – 6 месяцев; возрастные страхи: любой неожиданный громкий звук; быстрые движения со стороны другого человека; падение предметов; общая потеря поддержки. Возраст 7 – 12 месяцев; возрастные страхи: громкие звуки (шум пылесоса, громкая музыка и др.); любые незнакомые люди; смена обстановки, одевание одежды и раздевание; отверстие стока в ванной или бассейне; высота; беспомощность перед неожиданной ситуацией. Возраст 1 – 2 года; возрастные страхи: громкие звуки; разлука с родителями; любые незнакомые люди; отверстие стока ванны; засыпание и пробуждение, сновидения; страх травмы; потеря контроля над эмоциональными и физическими функциями. Возраст 2 – 2,5 года; возрастные страхи: разлука с родителями, отвержение с их стороны; незнакомые ровесники; ударные звуки; ночные кошмары; изменение в окружающей обстановке; природные стихии (гром, молния, град и др.). Возраст 2 – 3 года; возрастные страхи: большие, непонятные, угрожающие объекты (например, умывальник и др.); неожиданные события, изменение порядка жизни (новые члены семьи, развод, смерть близкого родственника); исчезновение или передвижение внешних объектов.

Возраст 3 – 5 лет; возрастные страхи: смерть (дети осознают конечность жизни); страшные сны; нападение бандитов; огонь и пожар; болезнь и операция; природные стихии; ядовитые змеи; смерть близких родственников. Возраст 6 – 7 лет; возрастные страхи: зловещие существа (ведьма, призраки, и др.); потеря родителей или страх потеряться самому; чувство одиночества (особенно ночью из-за черта, дьявола и др.); школьный страх (быть несостоятельным, не соответствовать образу «хорошего» ребенка); физическое насилие. Возраст 7 – 8 лет; возрастные страхи; темные места (чердак, подвал, и др.); реальные катастрофы; утрата любви окружающих (со стороны родителей, учительницы, ровесников и т.д.); опоздание в школу или оторванность от домашней и школьной жизни; физическое наказание и непринятие в школе. Возраст 8 – 9 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или игре; собственная ложь или отрицательные поступки, замеченные другими; физическое насилие; ссора с родителями, их потеря. Возраст 9 – 11 лет; возрастные страхи: неудачи в школе или спорте; заболевания; отдельные животные (крысы, табун лошадей и др.); высота, ощущение верчения (некоторые карусели); зловещие люди (хулиганы, наркоманы, грабители, воры и т.п.) Возраст 11 – 13 лет; возрастные страхи: неуспех; собственные странные поступки; недовольство своей внешностью; сильное заболевание или смерть; собственная привлекательность, сексуальное насилие; ситуация демонстрации собственной глупости; критика со стороны взрослых; потеря личных вещей.

Как же помочь маленькому трусишке? Среди способов и приемов, направленных на преодоление детских страхов, в последние годы в нашу педагогику и психотерапию все более активно проникают игровые методы. В игровой, неформальной обстановке дошкольники и младшие школьники лучше усваивают не только знания, но и очень многие навыки и привычки, незаметно для себя начинают корректировать свое поведение и преодолевать психологические трудности. При проигрывании ситуаций страхов, которые тревожат ребенка, он освобождается от заблокированных негативных переживаний - в этом и состоит психотерапевтический эффект. Очень полезно, чтобы в играх, направленных на преодоление детских страхов, реальность сочеталась с вымыслом, причем с упором на положительные модели поведения. Игра - это не пассивные одинокие мечтания, а активная совместная деятельность. Только не превращайте игру в унылую обязанность (не настаивайте на игре, если ребенок не хочет). Пусть ребенок с нетерпением ждет следующей игры. Поскольку страхи бывают самые разные, то, естественно, и тактика родительских действий тоже должна быть разной. Предлагайте ребенку различные варианты игр, в которых он будет «проигрывать» и преодолевать свои страхи.

Более подробно вы можете ознакомиться с различными играми в книге А.И. Захарова: «Как помочь нашим детям избавиться от страха?»

Пробуйте – и вы убедитесь, что игрой можно достичь гораздо большего, чем нравоучениями.


О генерализованном тревожном расстройстве говорят тогда, когда и взрослые, и дети постоянно испытывают страх без какой-либо указанной причины. Часто задумываются над тем, что уже произошло или над тем, что произойдет в будущем.

Дети и молодежь более подвержены генерализованному тревожному расстройству , чем взрослые, их уровень тревожности часто не адекватен ситуации.

Причины и симптомы синдрома страха

Синдром страха с тревожным расстройством возникает примерно у 5% людей, причем в два раза чаще у женщин, чем у мужчин. Его происхождение точно не известно. Он может быть связан с несколькими факторами, например, нейротрансмиссионные нарушения (в частности, дефицит нейромедиатора GABA) или постоянное возбуждение системы торможения в головном мозге, которая отвечает за появление чувства страха в моменты опасности. Влияние имеют внутренние конфликты и генетические факторы.

Все страхи...

Влияние оказывает также частое переживание чувства страха, в результате чего нейронам требуется все меньший и меньший стимул для активации. Если речь идет о психологической, то подчеркивается, в частности, роль неадекватных ожиданий по отношению к реальности, дисфункционального представления о себе и мире, отсутствия чувства контроля и предсказуемости.

Синдром страха проявляется такими симптомами, как:

  • постоянная боязнь того, что может произойти что-то страшное; страх перед несчастьем, которое может коснуться больного человека или его близких;
  • избегание посещения школы или работы;
  • постоянное головные боли , живота, шеи, тошнота, рвота и хронические боли в желудке;
  • нарушения сна , проблемы с засыпанием, чувство постоянного недосыпа;
  • чувство перманентной усталости;
  • проблемы с концентрацией внимания или чувство пустоты в голове;
  • раздражительность;
  • мышечное напряжение;
  • постоянное чувство тревожности, раздражительности.

Люди, у которых возникает генерализованное тревожное расстройство часто своё внимание направляют на поиск у близких людей симптомов болезней, а также на активное участие в поиске чувства безопасности (просят членов семьи уведомлять, что они находятся в полной безопасности, контролируют расходы, защищены от финансовых потерь).

Очень характерно, что в присутствии всех членов семьи больной расслабляется, в состоянии осуществлять социальные контакты и хорошо проводить время. А в момент исчезновения члена семьи из поля зрения появляется напряжение и страх.

Синдром страха и беспокойство

Почти каждый в состоянии вспомнить ситуацию, в которой о чем-то или о ком-то беспокоился. Иногда эти опасения могут быть оправданы, но чаще являются лишь проекцией наших фантазий.

Однако, иногда такая забота сопровождает почти все ситуации, а кроме того, не имеет рациональных оснований и серьезно усложняет повседневную жизнь. В этом случае страх становится серьезным заболеванием, которое требует лечения.

В этом случае следует проконсультироваться с психологом или врачом-психиатром, который оценит, является ли это симптомами синдрома страха или лишь временное проявление напряжения и бдительность.

Синдром страха характеризуется, в частности, чрезмерной по отношению к обстоятельствам тревожностью. Проявляется она в непрерывном прогнозировании несчастий и проблем, разработке катастрофических сценариев, своего рода «пессимизме».

Часто те или иные сценарии относятся к возможной болезни у себя или близких людей, неудачам, трудностям в различных сферах жизни. Также могут относиться к совершенно повседневным ситуациям, таким как опоздание на встречу, невозможности выполнить план на день и т.д.

Но есть важное отличие - это совершенно другой уровень тревожности. Больной принимает во внимание только наиболее пессимистический возможный ход событий (даже если он очень маловероятен) и его ожидаемые негативные последствия.

Почти в каждой ситуации человек с синдромом страха начинает размышлять о том, что может произойти худшее и какие могут быть последствия. Это очень затрудняет нормальную жизнь и не позволяет достичь состояния расслабления. Бывает, что человек ждет чего-то страшного, но не знает или не может точно определить что это должно быть. То есть имеет место только предчувствие, что произойдет что-то плохое.

Тревога и невротические расстройства

Генерализованное тревожное расстройство сопровождается напряжением, состоянием страха, являющимися основным элементом всех невротических расстройств.

Чувство тревоги в этом случае можно охарактеризовать как сохраняющееся в течение длительного времени, хроническое. Это означает, что его интенсивность меняется только в малой мере и скорее ощущается как длительное напряжение (иногда очень сильное), сменяющееся сильными приступами страха.

Страх и тревога ощущается как долгосрочные чувство внутреннего беспокойства и возбуждения, проявляющееся, например, трудностями в «поиске собственного места» или раздражительностью. Их сопровождают различные соматические симптомы (ощущаются в теле).

Хотя причины возникновения синдрома страха до конца не ясны, это расстройство можно лечить. Очень важную роль в лечении генерализованного тревожного расстройства играет психотерапия. Важно не попасть в ловушку формулы «я такой, какой есть и ничего нельзя сделать», нужно дать себе шанс и обратиться за профессиональной помощью.

Диагностика и лечение генерализованного тревожного расстройства

Синдром страха будет диагностирован в случае, когда имеет место чрезмерный страх или опасения перед будущими событиями, касающимися повседневной активности (школа, работа и т.д.) и появятся, по крайней мере, три характерных симптома (перечисленные выше), в течение как минимум 6 месяцев. Раннее выявление генерализованного тревожного расстройства позволяет ослабить страх .

Лечение включает в себя психо – и фармакотерапию. В фармакологии нашли применение антидепрессанты SSRIS (селективные ингибиторы обратного захвата серотонина), анксиолитики и другие психотропные средства. Психотерапия в основном заключается в когнитивной (или когнитивно-поведенческой) и межличностной терапии.

Ранняя диагностика и быстрое принятие лечение могут значительно облегчить тяжесть страха, облегчить контакт с другими людьми и, прежде всего, улучшить качество жизни больного.

Что такое страх для взрослого человека, почему он возникает и чем может быть опасен. Причины и разновидности фобий, влияние их на жизнь. Как побороть свой страх.

Влияние страхов и фобий на жизнь


Сам по себе страх у взрослых - нормальная реакция человеческой психики на фактор опасности, он очень часто играет защитную роль. Иногда заложенные в психике рефлексы могут спасти жизнь как самому человеку, так и людям, которые вокруг.

Вместе с тем страх - это один из симптомов тревожно-депрессивных и панических расстройств, разных фобий. Эти нозологии представляют собой патологические реакции на причинные факторы и способны значительным образом влиять на качество жизни человека. Когда страхи устойчивы, человек ограничивает из-за них свою жизнь, отказывается от многих возможностей.

Невротический страх, который находит привязку во времени, к ситуации или предмету, обретает форму фобии. Она может постоянно заставлять человека ощущать симптомы страха, или это может выражаться в виде приступов. Независимо от этого, фобия значительно ухудшает нормальный режим жизни человека, влияет на рабочие взаимоотношения, понимание в семье.

Мир человека со страхом значительно сужается и ограничивается. Обыватель сам ставит рамки, запрещая себе что-либо. Например, страх выйти на улицу (агорафобия), ездить в лифте (клаустрофобия), находиться на высоте (акрофобия) и другие фобии значительно ограничивают возможности людей.

Не привязанный к конкретной ситуации страх представляет собой постоянное ощущение тревоги. Человек находится в ожидании неминуемой опасности все время. Естественно, что при таком раскладе о качестве жизни и говорить не стоит, так как жизнь находится полностью во власти тревожных ощущений.

Основные причины страхов у взрослых


В современном мире рассматривается мультифакторная теория происхождения страхов. Это значит, что несколько причин могут сообща вызывать формирование той или иной фобии. Не исключается и возникновение подобных расстройств только из-за одной причины, но это бывает значительно реже.

Причины страхов у взрослых могут быть такими:

  • Органическая патология . Разного рода травмы, инфекции и повреждения головного мозга, которые привели к изменению его структуры и видимые на томографических снимках, могут вызвать формирование фобии у человека.
  • Генетический фактор . Страхи, несомненно, передаются по наследству. Это было неоднократно доказано исследователями в этой области. Если в роду наблюдались характерные неврозы страха, значит, у младшего поколения есть склонность к развитию фобий, как в детском, так и во взрослом возрасте.
  • Мощный стрессовый фактор . Однократная ситуация, которая имела значительное влияние на человека, может спровоцировать формирование страха. Длительные стрессы, которые сопровождались страхом, тоже могут привести к формированию стойкого расстройства.
Модели формирования страха или фобии отличаются в зависимости от течения психического заболевания, которое объясняет этот процесс. Если рассматривать нейрофизиологическую модель, следует указать, что причиной развития страха является возбуждение некоторых нейронных центров в головном мозге. Затем активируется ретикулярная формация, которая передает волокнами информацию коре головного мозга.

Любая мотивация организма в порядке очереди удовлетворяется корой головного мозга. Страх же способен блокировать эту очередность. Он становится единственным переживанием человека, полностью охватывая сознание. В таких случаях описывается ступор или наоборот паническая реакция.

Саму стрессовую реакцию способны вызывать колебания гормонов в крови. Выброс катехоламинов провоцирует соматическую реакцию на стресс в виде страха. Непосредственно при воспоминании или наличии стрессового фактора гипоталамус выбрасывает в кровь гормон кортикотропин. Он способствует активации надпочечников, выбросу норадреналина и адреналина. Эти гормоны могут сужать сосуды, повышать уровень артериального давления, вызывать дрожь конечностей.

Признаки развития страхов и фобий


Психическая и физическая составляющая синдрома страха у взрослых вместе дают довольно подробную картину. Чего бы ни боялся человек, эти признаки похожи между собой. Самыми схожими считают физические проявления, их нельзя контролировать, и они возникают вне зависимости от желания человека.

Физические или соматические признаки страха:

  1. учащенное сердцебиение;
  2. комок в горле или сухость;
  3. постоянное двигательное беспокойство;
  4. кожа покрыта холодным потом;
  5. дрожь;
  6. частые позывы к мочеиспусканию;
  7. диарея.
Эти признаки могут проявляться частично или полностью в зависимости от организма человека и особенностей его реагирования на стрессовые факторы.

Психические проявления страха разнообразны и могут принимать различные формы. В зависимости от того, реальный страх или невротический (нет видимой причины), симптомы наблюдаются либо в конкретной ситуации, либо постоянно.

В первом случае человек испытывает неприятные соматические проявления и психологическое напряжение, ощущение приближения чего-то плохого практически сразу после столкновения с фактором воздействия или даже при воспоминании о нем. Например, страх перед выступлениями на публике проявляется как при воспоминании, что предстоит выйти на сцену, так и непосредственно перед выходом.

Во втором случае невротический страх не привязан к какому-либо месту или ситуации, но от этого он не легче. Такие люди испытывают постоянное ощущение опасности, живут в тревоге и ожидают неминуемого. Знаменитый психиатр Зигмунд Фрейд называл это состояние «неврозом страха».

Также проявить себя страх может в разнообразных кратковременных реакциях. Чаще всего это панический синдром, который развивается за считанные секунды. На некоторое время человек принимает необратимость происходящего и неминуемый фатальный исход. Потере самоконтроля и чувству беспомощности на смену приходят мобилизация внутренних ресурсов и ускоренная двигательная реакция. Человек пытается как можно скорее оградить себя от возникшей ситуации, если она есть.

Вторым вариантом кратковременной реакции страха является аффективный ступор. Это эмоциональное притупление всех возможностей человека двигаться или предпринимать какие-либо действия из-за эмоциональной встряски. Проявляется это ощущением «ватных ног» и невозможностью пошевелиться.

Разновидности страхов и фобий у взрослых


В зависимости от возникновения и характера представляемой угрозы различают три виды страхов:
  • Экзистенциальный страх . Боязнь человека кроется в его внутренних переживаниях, отражающих мир. В зависимости от того, как он воспринимает реальность, будут формироваться те или иные страхи. К экзистенциальным относят страх смерти, неминуемости времени и другие подобные фобии.
  • Социальный страх . Он связан с отражением и реакцией общества на самого человека. Если он боится быть непринятым, испортить себе репутацию, значит, он расположен к формированию социального страха. К наиболее ярким примерам социальных фобий относят страх сцены, эрейтофобию, скоптофобию.
  • Биологический страх . Этот вид базируется на боязни физического поражения или угрозы для жизни человека. Сюда относят все категории страха перед болезнями (ипохондрические фобии), те фобии, которые предусматривают боль, страдания или соматические повреждения. Примерами этой группы служат кардиофобии и канцерофобии.
В каждом отдельном случае страх рассматривается индивидуально с учетом характерологических особенностей личности, генетических факторов и условий внешней среды. Именно поэтому одна фобия может проявляться по-разному у разных людей.

Следует рассмотреть подробней несколько самых распространенных фобий, которые развиваются во взрослом возрасте:

  1. Страх перед открытым пространством (агорафобия) . Это довольно распространенная фобия, принцип которой лежит в патологической боязни открытых пространств и мест, где есть большое скопление народа. Это своеобразный защитный механизм, который позволяет пациенту отгородиться от возможных негативных последствий контакта с публикой. Проявления в случае пребывания в открытом пространстве чаще всего ограничиваются панической атакой.
  2. Страх перед закрытым пространством (клаустрофобия) . Это противоположная предыдущей фобия. Человек ощущает дискомфорт и даже невозможность дышать в закрытом помещении, выказываются и другие соматические проявления страха. Чаще всего симптомы обнаруживаются в маленьких помещениях, кабинках, примерочных, лифтах. Человек испытывает значительное облегчение, если просто открыть дверь. Страх включает саму перспективу быть запертым одному.
  3. Страх смерти (танатофобия) . Может касаться как самого человека, так и его знакомых и близких. Часто развивается у матерей, дети которых серьезно болеют или болели. Проявляется в навязчивой и неконтролируемой боязни внезапно умереть, даже если на это нет никаких причин. Может быть связан с религиозными убеждениями или просто боязнью неизвестности, которая не поддается контролю.
  4. Страх выступать на публике (глоссофобия) . Это расстройство довольно распространено среди взрослого населения. В большинстве случаев объясняется низкой самооценкой, страхом быть непонятым аудиторией и строгим воспитанием. Так снижается уверенность в себе, и человек панически боится выступить перед публикой.
  5. Страх покраснеть перед людьми (эритрофобия) . Это боязнь возникновения красных пятен на лице вследствие стрессовой ситуации. По своей сути, это замкнутый круг для человека, который стесняется и смущается при людях. Он боится покраснеть потому, что боится быть перед публикой, потому что боится покраснеть.
  6. Страх остаться одному (аутофобия) . Проявляется в патологической боязни человека остаться наедине с собой. Страх связан с боязнью вероятности совершения суицида. Следует сказать, что статистика показывает негативную динамику суицидов среди аутофобов. Проявляется беспокойством, потоотделением и приступами паники, если человека оставили одного в помещении.
  7. Боязнь заболевания сердца (кардиофобия) . Это патологическое состояние, которое предусматривает соматические проявления без наличия самого заболевания. Человек жалуется на неприятные ощущения в области сердца, сильное сердцебиение, тошноту. Часто эти симптомы способны мешать тому, чем он занимается, и воспринимаются врачами как болезнь сердца, но после необходимых обследований она не обнаруживается.
  8. Боязнь заболеть раком (канцерофобия) . Это панический страх заболеть злокачественными онкологическими нозологиями. По своей природе он тесно связан со страхом смерти и развивается вследствие стрессовой ситуации. Это может быть заболевание кого-то из близких, знакомых или же просто увиденные проявления рака на незнакомых людях. Огромную роль может сыграть наличие ипохондрической личности и присутствие пары косвенных симптомов.
  9. Страх испытать боль (алгофобия) . Основополагающий для многих других видов фобий, включая визиты к врачу и даже медицинские манипуляции. Человек под любым предлогом пытается избежать малейших проявлений физической боли, иногда злоупотребляет болеутоляющими. Проявляется беспокойством и опасениями касательно предстоящего испытания болевых ощущений.

Важно! Чувство страха сковывает человека и может привести к фатальным последствиям, как для себя, так и для окружающих.

Как побороть страхи у взрослого человека


Страхи могут быть составляющей гораздо большего синдрома или нозологии, которую может диагностировать только специалист. Именно поэтому при наличии симптомов страха следует обратиться к врачу. Болезнь, проявлением которой он выступает, может быть как из психиатрического регистра, так и из соматического.

Страхи часто входят в структуру шизофрении, тревожных и невротических расстройств, панических атак, ипохондрии, депрессии. Часто он наблюдается при бронхиальной астме, сердечно-сосудистых заболеваниях, сопровождающихся стенокардией. Правильно поставленный диагноз будет диктовать тактику лечения. Именно поэтому только врач компетентен в вопросе, как лечить страхи у взрослых.

Каждому человеку, который боится чего-либо, нужно осознать, что страх - это далеко не навсегда. Существует множество приемов и методов психотерапии, которые смогут помочь с этой проблемой. Препятствием на пути к выздоровлению стоит человеческая реакция - стыд за свои фобии. Обычно в обществе не принято говорить о своих страхах, признание в ущербности и уязвимости задевает человека за живое. Но смело взглянув своим фобиям в лицо и приняв необходимые меры, можно избавиться от них раз и навсегда.

Одним из самых распространенных методов, как вылечить страхи у взрослых, является смирение. Никто не заставляет человека бороться со своими фобиями или отрицать их, убеждать в их несущественности - бесполезно. Поэтому психологи рекомендуют не стыдиться своих ощущений и параллельно делать то, что необходимо, даже если страшно. Человек, который осознает, что он боится (ведь такова его сущность), но все равно должен сделать что-то, легко преодолеет этот барьер со временем.

Например, страх выступлений на публике часто приводит в ужас тех, кто должен сейчас выйти на сцену. Человек, который уверенно решил избавиться от своей фобии, должен выйти вместе со своим страхом. Бояться и выступать одновременно - вот настоящее решение для этого случая.

Также хороший эффект лечения страхов у взрослых может дать визуализация достигаемого результата. Если фобия мешает добиться высокого роста карьеры или семейному благополучию, следует представить себе жизнь без нее, каково было бы не бояться. Затем преодолеть свои страхи будет гораздо легче, ведь зная, за что боретесь, легче сражаться.

Как побороть страх у взрослого - смотрите на видео:


Страхи человека - его защита до тех пор, пока они не перестают действовать во благо. Фиксируясь на негативных переживаниях, они способны рушить семьи, карьеры и даже жизни, поэтому так важно вовремя осознать патологичность своих фобий.

Характерная особенность детского возраста. Страхи под влиянием различных внешних, ситуационных воздействий возникают тем легче, чем меньше возраст ребенка. У детей раннего возраста страх может быть вызван любым новым, внезапно появившимся объектом.

Признаками патологических страхов считаются их беспричинность или явное несоответствие выраженности страхов интенсивности вызвавшего их воздействия, длительность существования, склонность к генерализации, нарушение общего состояния (сна, аппетита, физического самочувствия) и поведение ребенка под влиянием страхов.

Пять основных групп синдромов страха в детском и подростковом возрасте: 1) навязчивые страхи; 2) страхи со сверхценным содержанием; 3) недифференцированные бессодержательные страхи; 4) страхи бредового характера; 5) ночные страхи.

Навязчивые страхи (фобии). Уже у детей раннего возраста, только начинающих ходить, после испуга, связанного с падением и ушибом, может возникать навязчивый страх ходьбы, который тормозит дальнейшее закрепление этого навыка. Навязчивые страхи у детей отличаются конкретностью содержания, относительной простотой, более или менее отчетливой связью с содержанием психотравмирующей ситуации. Чаще всего это страхи заражения, загрязнения, острых предметов (особенно иголок), закрытых помещений, транспорта, страх смерти от удушья во сне, от остановки сердца. У подростков могут встречаться навязчивые страхи покраснения, а также того, что окружающие могут заметить тот или иной физический недостаток (прыщи на лице, недостаточно прямые ноги, узкие плечи и т. п.).

Навязчивые страхи наиболее часто встречаются при неврозе навязчивых состояний и вялотекущей шизофрении, при которой они иногда с самого начала недостаточно четко связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией, бывают необычны, вычурны и даже нелепы. Так, один из наблюдавшихся больных испытывал навязчивый страх, что «мать во время еды может сесть ему на голову, что его голова может отвалиться и упасть в мусоропровод».

Наиболее распространенную группу страхов у детей и подростков составляют страхи сверхценного содержания. Страхи грозы, темноты, одиночества, привидений. Среди этих страхов у детей дошкольного и младшего школьного возраста преобладают страхи темноты, одиночества и страхи, связанные с живыми объектами, вызвавшими испуг - ребенка (различные животные, «черный дядька» и т.п.). Ребенок убежден в обоснованности этих страхов и не пытается их преодолеть в отличие от навязчивых страхов. При этом страх неразрывно связан с образным представлением темноты (в виде различных устрашающих объектов, которые могут в ней скрываться), одиночества (т.е. мнимых опасностей, которые подстерегают в отсутствие родителей), представлениями о тех или иных напугавших ребенка животных или людях. Такие представления доминируют в сознании, сопровождаются тревогой, сводят к минимуму действие успокаивающих разубеждений окружающих, т.е. приобретают сверхценный характер. Такие страхи возникают обычно у детей с тревожно-мнительными чертами характера, психическим инфантилизмом, невропатией, которым свойственны повышенная боязливость и тревожность. Компонент сверхценности в данной группе страхов часто проявляется в виде стойко измененного отношения (особая боязливость, возникновение тревожного опасения, чувства отвращения и т.п.) к определенным объектам или явлениям, которые первоначально вызвали испуг ребенка. Подобное, болезненно измененное отношение при повторном столкновении с объектом или явлением, вызвавшим испуг, обнаруживается не только на высоте страхов вскоре после пережитого испуга, но и в спокойном эмоциональном состоянии спустя долгое время (иногда годы) после испуга

Своеобразную разновидность сверхценных страхов у детей младшего возраста (7-9 лет) представляет так называемый страх школы, связанный со школьной ситуацией; страх неуспеваемости, наказания за нарушение дисциплины, страх перед строгим учителем и т. п. Страх школы может быть источником упорных отказов от ее посещения и явлений школьной дезадаптации.

Начиная с препубертатного возраста (10-11 лет) в тематике сверхценных страхов на первый план выступают страхи за жизнь и здоровье. Дети боятся, что на них нападут бандиты, особенно когда они остаются одни, испытывают страх смерти от удушья, от остановки сердца и т. п. Подобные страхи всегда связаны с той пли иной конкретной психотравмирующей ситуацией: устрашающими рассказами товарищей или родственников, испугом при встрече с пьяным, болезнью или смертью близкого пли знакомого человека.

В пубертатном возрасте страхи сверхценного содержания чаще выступают в форме ипохондрических опасений, которые сопровождаются не только выраженными вегетативными нарушениями, но и сенестопатиями (ощущениями давления, распирания, жжения, покалывания в разных частях тела). При этом нередко речь идет о превращении синдрома страхов свехценного содержания в ипохондрически-сенестопатический синдром.

Страхи сверхценного содержания в данном случае возникают в виде приступов, не переживаются как чуждые, болезненные; отсутствует стремление к их преодолению, что отличает их от навязчивых страхов. Кроме того, данное наблюдение иллюстрирует такую особенность страхов сверхценного содержания, как сочетание их с соматовегетативными расстройствами, выраженность которых зависит от интенсивности страха.



Психопатологически недифференцированные, бессодержательные страхи проявляются в форме приступов витального, протопатического страха, т. е. страха с переживанием неопределенной угрозы жизни в сочетании с общим двигательным беспокойством и разнообразными вегетативными нарушениями (тахикардия, покраснение лица, потливость и т. п.) и неприятными соматическими ощущениями (сдавление и замирание в области сердца, приливы крови к лицу, похолодание в животе, стеснение в груди и др.). Осознание причин страха, конкретное содержание его, психологически понятная связь с психотравмирующей ситуацией, как правило, отсутствуют. Больной не может рассказать о своих переживаниях, ограничиваясь лаконичными высказываниями типа «Страшно!», «Боюсь!» и т. п. В случаях длительного существования таких страхов они могут приобретать (у детей школьного возраста и подростков) неразвернутое, обычно сверхценное содержание. Чаще это страх смерти вообще или от какой-то конкретной причины: «Задохнуться боюсь», «Сердце вот-вот остановится» и т. д.

Страхи бредового характера (бредовые страхи) отличаются переживанием скрытой, угрозы как со стороны людей и животных, так и со стороны неодушевленных объектов и явлений; имеют диффузный характер, сопровождаются постоянной тревогой, настороженностью, боязливостью, подозрительностью к окружающим, стремлением усматривать какую-то опасность в их действиях. Этим страхам свойственно определенное постоянство, однако временами они могут значительно усиливаться, сопровождаясь беспокойством и соматовегетативными проявлениями (сердцебиение, побледнение или покраснение кожных покровов, неприятные ощущения в эпигастральной области, отсутствие аппетита, общее недомогание, бессонница и т. д.).

Тематика бредовых страхов имеет определенные возрастные различия. Дети младшего возраста боятся одиночества, теней, ветра, шума воды, разнообразных обыденных предметов (водопроводных кранов, электрических ламп), любых работающих машин и механизмов, незнакомых людей, персонажей из детских книг, сказок, телевизионных передач. Ко всем этим объектам и явлениям ребенок относится как к враждебным, угрожающим его благополучию, таящим в себе какую-то опасность. Он старается избегать контакта с ними, требует от окружающих не упоминать о них в разговоре, загораживает лицо или прячется от реальных или воображаемых объектов.

Бредовые страхи наиболее часты в инициальной стадии приступообразно-прогредиентной шизофрении, а также при непрерывной вялотекущей шизофрении. В случаях экзогенно-органических (главным образом инфекционных) психозов бредовые страхи имеют преимущественно ипохондрическое содержание и сочетаются с массивным сенестопатическим компонентом. Как правило, отсутствует бредовая настроенность к окружающим. При реактивных психозах бредовые страхи тесно связаны с психотравмирующей ситуацией, психологически понятны, не склонны к генерализации.

Ночные страхи - сборная группа состояний страха, общими признаками которых, являются возникновение во время ночного сна и наличие той или иной степени измененного сознания (чаще типа рудиментарного сумеречного помрачения). Наблюдаются они преимущественно в дошкольном и младшем школьном возрасте.

Ночные страхи выражаются в том, что ребенок во время сна становится двигательно-беспокойным, испытывает сильный страх, кричит, плачет, произносит отдельные слова: «Боюсь, прогони его, он хватает меня» и т.п., которые указывают на наличие устрашающих переживаний типа сновидений или галлюцинаций. Часто при этом ребенок зовет мать, хотя, как правило, не узнает ее и не отвечает на ее расспросы. Спустя несколько минут он успокаивается, а утром при пробуждении обычно ничего не помнит о случившемся или же дает отрывочные сведения о страшном сне, который ему снился. Ночные страхи могут возникать почти каждую ночь или с большими интервалами. В некоторых случаях им свойственна определенная периодичность.

Ночные страхи сверхценного содержания связаны с психотравмирующими ситуациями, пережитыми ребенком в дневное время (ссоры, конфликты между родителями, физическое наказание, получение плохой оценки в школе, просмотр страшного фильма и т.п.).

Ночные страхи бредового характера встречаются значительно реже. По содержанию они часто аналогичны дневным страхам, но обычно не связаны с конкретной психотравмирующей ситуацией. Чаще всего при этом дети боятся персонажей сказок - фантастических чудовищ, диких зверей, страшных людей. Как правило, они сопровождаются зрительными гипнагогическими или истинными галлюцинациями устрашающего характера («видятся горящие глаза», «черная рука», «что-то страшное в белом» и т. п.). Иногда отмечается недоверчивое, враждебное и даже бредовое отношение к близким ребенок отталкивает мать, говорит ей: «Уйди, колдунья!». Воспоминания о страхах неполные, как воспоминания о сновидении. Наблюдаются они в основном в начальной стадии шизофрении.

Недифференцированные (бессодержательные) ночные страхи - эпизодически возникающие интенсивные страхи с плачем, криками, возбуждением, вегетативными расстройствами, но без какого-либо содержания, без обманов восприятия и без связи со сновидениями. Сознание при них довольно глубоко помрачено, в связи, с чем даже частичный контакт с ребенком невозможен. Страхи этого типа кратковременны. По пробуждении отмечается их полная амнезия. Встречаются они в основном при соматических заболеваниях (особенно с токсикозом и гипертермией), а также в подостром и отдаленном периодах мозговых инфекций и травм.

Особое положение, среди ночных страхов занимают пароксизмальные ночные страхи. Их главные признаки - внезапность возникновения и прекращения, приуроченность к определенному времени ночного сна, склонность к повторению через одни и те же промежутки времени, стереотипность проявлений, сочетание с однообразными автоматизированными движениями, действиями и отрывочными, обычно бессвязными высказываниями. Сознание при этом относительно глубоко помрачено по типу сумеречного. Эти страхи могут сопровождаться устрашающими зрительными галлюцинациями («мохнатое чудовище», «человек в черном», «пламя» и т. п.). Часто наблюдаются застывшее выражение лица, фиксированный в одном направлении взгляд, однообразные движения рук (поглаживание, перебирание постельного белья, стряхивание), туловища (раскачивание), автоматизированная ходьба, выкрики или бормотание отдельных слов или их обрывков. В отдельных случаях отмечается непроизвольное упускание мочи, а иногда - дефекация. Контакт с детьми невозможен. Состояние полностью амнезируется.

Пароксизмальные ночные страхи считаются одним из проявлений так называемой психомоторной (или височной) эпилепсии, обычно они сочетаются с такими пароксизмальными автоматизмами, как снохождение и сноговорение. Пароксизмальные ночные страхи редуцируются и исчезают к пубертатному возрасту.

Ночные страхи любого типа могут сочетаться со снохождением (сомнамбулизмом) и сноговорением, характер которых отличается в зависимости от типа страхов.