23.09.2019

Сложные чистоговорки. Развиваем речь малышей с помощью чистоговорок


Малыши к 3-4 годам уже довольно бойко говорят, но их речь еще нечеткая и невнятная. Обычно дети в возрасте 4-5 лет не выговаривают букву Р и многие шипящие звуки. Чтобы малыш научился говорить правильно и четко нужны специальные упражнения. Чистоговорки для детей помогут родителям заниматься с малышами. Все, что для этого нужно - хорошо подобранные скороговорки и чистоговорки на сложную букву.

Проговаривая стишки чистоговорки дети учатся правильно произносить отдельные звуки в словах. кроме этого, чистоговорки нужны для тренировки речи ребенка, чтобы все звуки произносились малышом внятно и чисто.

Упражнения на тренировку произношения позволят вашему малышу сформировать правильное произношение фраз и слов с трудными буквами. Закреплению четкого произношения звуков способствуют частое повторение чистоговорок, коротких считалок и маленьких стихотворений с «трудной» буквой.

Выберите чистоговорку на трудную букву и занимайтесь с ребенком!

Чистоговорки на букву Б

Ба-ба-ба,ба-ба-ба- Мама, мама, вон труба!
Бу-бу-бу,бу-бу-бу- Ты и мне купи трубу!
Бе-бе-бе,бе-бе-бе - потрубил я на трубе.
Ба-ба-ба,ба-ба-ба - не нужна уже труба!

Ба-бо-бы - на дворе стоят столбы.
Бу-бы-ба - из окна торчит труба.

Был у бабушки баран,
Бил он бойко в барабан,
И плясали бабочки
Под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

В букваре у Буратино
Брюки, булка и ботинок.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Бублик, баранку, батон и буханку
Пекарь из теста испек спозаранку.

У боярина-бобра нет богатства, нет добра.
Два бобренка у бобра - лучше всякого добра.

Чистоговорки на букву В

Ва-ва-ва, ва-ва-ва - вот высокая трава.
Вы-вы-вы, вы-вы-вы - даже выше головы.
Ве-ве-ве, ве-ве-ве - васильки видны в траве.
Ву-ву-ву, ву-ву-ву - васильков букет нарву.

Сидит Ваня на диване,
Под диваном ванночка,
В этой ванне вместо бани
Часто мыли Ванечку.

Около кола вьюн и хмель
Вьются на плетень:
Вьются, плетутся, заплетаются,
Расперезавеваются.

Воробья врачи спасли, в вертолет его внесли.
Вертолет вертел винтами, волновал траву с цветами.

Чистоговорки на букву Г

Га-га-га - у козы рога.
Гу-гу-гу - по лугу бегу.
Го-го-го - стоит вагон.

Га-га-га, га-га-га - хочешь, Галя пирога?
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - есть их больше не могу.
Ги-ги-ги, ги-ги-ги - не нужны мне пироги.
Гу-гу-гу, гу-гу-гу - и я тоже не могу.
Га-га-га, га-га-га - где же оба пирога?

Гуси, гуси!
- Га-га-га!
- Есть хотите?
- Да-да-да!

Шел гуськом гусак с гусаком.
Смотрит свысока гусак на гусака.
Ой, выщиплет бока гусак у гусака.

Чистоговорки на букву Д

Ду-до-да - гудят провода.
Да-да-да - теплая вода.
Ду-ду-ду - спать я не пойду.
Де-де-де - я не знаю где.
Ди-ди-ди - спокойно посиди.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!
Ду-ду-ду, ду-ду-ду - все равно туда пойду.
Ди-ди-ди, ди-ди-ди - ты ж одетый, не ходи!
Да-да-да, да-да-да - ой! Холодная вода!
Де-де-де, де-де-де - вот беда! Вадим, ты где?
Ды-ды-ды, ды-ды-ды - только слышно из воды.

Дятел дуб долбил, да не до долбил.
Дятел дерево долбит, день-деньской кору долбит.
Дятел лечит древний дуб, добрый дятел дубу люб.

Дарья дарит Дине дыни.
День у Дины, два - у Димы.

Дождик, дождик, не дожди!
Дождик, дождик, подожди!
Дай дойти до дому дедушке седому!

Чистоговорки на буквы Ж

Жа-жа-жа-жа,
Есть иголки у ежа.
Жи-жи-жи-жи,
Но не шьют, увы, ежи.
Жу-жу-жу-жу,
Нитки не нужны ежу.
Же-же-же-же,
Это песня о еже.

Жа-жа-жа - убежали два ежа.
Жу-жу-жу- ежу кофточку вяжу.

Жа-жа-жа, жа-жа-жа - тут ежата у ежа.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - как-то уж пришел к ежу.
Жи-жи-жи, жи-жи-жи - мне ежаток покажи.
Жу-жу-жу, жу-жу-жу - я с ужами не дружу.
Жа-жа-жа, жа-жа-жа - уж уходит от ежа.

Встретил в чаще еж ежа:
- Как погода, ёж?
- Свежа.

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Чиж с чижихой и с чижонком,
Стриж с стрижихой и с трижонком.

Чистоговорки на букву З

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - обезьянку привези!
Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.
Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя - не привози.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.
Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.
За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.
Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали вновь козу.

Зину купили мы в магазине.
Зину в корзине домой отнесли.
Зиму прождала Зина в корзине
Знаем где Зина. Иди, поищи!

Чистоговорки на букву К

Кукушка кукушонку
Купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон -
В капюшоне он смешон.

Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски.
Вылит колокол, кован колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, да перевыколпаковать.
Надо колокол переколоколовать, да перевыколоколовать.

Чистоговорки на букву Л

Ла-ла-ла - вот пила.
Лой-лой-лой - пилим мы пилой.
Лы-лы-лы - вот нет пилы.
Лу-лу-лу - сломали пилу.
Лу-лу-лу - купили новую пилу.

Лу-лу-лу- точил Толя пилу
Ли-ли-ли - суп соленый, у Ильи!

Ли-ли-ли, ли-ли-ли - тополя видны вдали.
Ле-ле-ле, ле-ле-ле - много их у нас в селе.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - но от них в пуху земля.
Ля-ля-ля, ля-ля-ля - все мы любим тополя.
Лю-лю-лю, лю-лю-лю - тополя и я люблю.

На лугу под лопухом у лягушки летний дом,
А в болоте лягушачьем у неё большая дача.

Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.

Чистоговорки на букву М

Ма-ма-ма - дома я сама.
Му-му-му - молоко кому?
Мо-мо-мо - едим эскимо.
Мы-мы-мы - прочитали мы.
Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Чистоговорки на букву Н

На-на-на - нам звезда видна.
Ан-ан-ан - на стенке таракан.
Не-не-не - ваза на окне.
Ни-ни-ни, - далеко горят огни.
Ин-ин-ин - к нам плывет дельфин.
Но-но-но - мы пойдем в кино.
Он-он-он - в зоопарке слон.
Ну-ну-ну - вас я припугну.
Ун-ун-ун - в сказках есть колдун.
Ын-ын-ын - это старший сын.
Ню-ню-ню - сена дам коню.
Ня-ня-ня - отыщи меня.
Ян-ян-ян - где растет тимьян?

Чистоговорки на букву П

Ап-ап-ап - раздается храп.
Ип-ип-ип - где-то слышен хрип.
Оп-оп-оп - очень толстый поп.
Оп-оп-оп - нажимаем стоп.
По-по-по - наш трамвай идет в депо.
Уп-уп-уп - ешьте, дети, суп.
Яп-яп-яп - не делай все тяп-ляп.

П! - мы губы сложим вместе.
- П! - мы выдохнем порезче!
- П, П, П! - пыхтим мы глухо,
Нету голоса у звука!

П, П, П! - пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.
Паровоз пары пускает,
Путь по рельсам пробегая.
Плавно по реке плывет,
Паром пышет пароход…

Наша острая пила -
Не пила, а пела.
Не пила, не ела,
Ни разу не присела.
Звонко пела, как могла,
Развеселая пила.

Петуха спросили дети:
- Почему зовут вас Петей?
Так ответил Петя детям:
- Хорошо умею петь я.

Чистоговорки на букву Р

Рю-рю-рю, рю-рю-рю - как я много говорю?
Ри-ри-ри, ри-ри-ри - от зари и до зари.
Ре-ре-ре, ре-ре-ре - о горе и о норе.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - про озера и моря.
Рю-рю-рю, рю-рю-рю - говорю и говорю.
Ря-ря-ря, ря-ря-ря - обо всем, но, видно, зря!

Ря-ря-ря: алая заря.
Рю-рю-рю: рисую я зарю.
Ри-ри-ри: чисто говори.
Ра-ра-ра: в школу мне пора.
Ре-ре-ре: игры во дворе.
Ро-ро-ро: легкое перо.
Ры-ры-ры: стихи для детворы.
Ру-ру-ру: развлекаем детвору.
Ар-ар-ар: из кастрюли валит пар.
Ор-ор-ор: разгорелся у нас спор.
Ир-ир-ир: роту строит командир.

У Вари на бульваре варежки пропали,
Воротилась Варя вечером с бульвара,
И нашла в кармане варежки Варвара.

Говорила сорока сороке:
- Я, как рыба, молчу на уроке.

Под кустом ореха норка.
В норке проживает норка.

Гроздья рябины на солнце горят.
Горит от рябины в глазах у ребят.

У меня на кармашке маки и ромашки.

В аквариуме у Харитона четыре рака, да два тритона.

Шли три попа, три Прокопия попа,
Три Прокопьевича.
Гговорили про попа, про Прокопия попа,
Про Прокопьевича.

Кар! — кричит ворона.
— Кража!
Караул! Грабёж! Пропажа!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш!
Картонку!
Пробку!
И красивую коробку!
— Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи.
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана.
— Как? ! —
Подпрыгнула ворона
И моргнула удивлённо.
— Что ж вы раньше не сказали? !
Кар-р-раул! Кар-р-рман укр-р-рали!

На дворе трава, на траве дрова:
Раз дрова, два дрова, три дрова;
Дрова вдоль двора,
Дрова вширь двора -
Не вместит двор дров;
Дрова выдворить со двора!
Не руби дрова на траве двора!

Сорок сорок для своих сорочат
Сорок сорочек, не ссорясь строчат.
Сорок сорочек прострочены в срок -
Сразу поссорились,
Сразу поссорились,
Сразу поссорились сорок сорок.

Радик здоровый подрался с коровой!

Чистоговорки на букву С

Ся-ся-ся, ся-ся-ся - не поймали карася.
Се-се-се, се-се-се - карасей ловили все.
Си-си-си, си-си-си - в водоеме караси.
Ся-ся-ся, ся-ся-ся - вот поймать бы карася!
Са-са-са, са-са-са - ой-ой-ой летит оса!
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - не боимся мы осы!
Су-су-су, су-су-су - видел кто из вас осу?
Сы-сы-сы, сы-сы-сы - мы не видели осы.
Са-са-са, са-са-са - отгадайте, где оса.

Са-са-са: на столе оса.
Су-су-су: не боимся мы осу.
Сы-сы-сы: жало остро у осы.
Се-се-се: киселя дадим осе.

Сказала со смехом соседке синица:
- Стать самой стрекучей сорока стремится!

Ах, вы, сени, сени, сени
Вышел в сени сонный Сеня.
И в сенях споткнулся Сеня,
И кувырк через ступени.

Солнце-Солнце - золотое донце.
Солнце - солнышко свети.
Солнце - солнышко гори.

Чистоговорки на букву Т

Та-та-та - у нас дома чистота.
Ты-ты-ты - сметану съели все коты.
Ту-ту-ту - молоко налью коту.
Ти-ти-ти - съели кашу мы почти.
Тё-тё-тё - отложили мы шитьё.
То-то-то -поиграли мы в лото.
Ать-ать-ать - мы пойдем с тобой гулять.
Ат-ат-ат - берем с собой самокат.

Тень-тень-потетень,
Весь день, где пень -
Заплетаю плетень и прирасплётываю.
Под плетенем целый день - тень!

Чистоговорки на букву У

Уа-уа-уа - в коляске плачет детвора.
Ау-ау - кто потерялся, не пойму.
У-у-у-у - воет волк в лесу.
Ух-ух-ух - накалился наш утюг.
Уч-уч-уч - светит в окно солнца луч.
Ур-ур-ур - кошка нам сказала: «Мур!».

Чистоговорки на букву Ф

Фа-фа-фа - в углу стоит софа.
Аф-аф-аф - в замке живет граф.
Фе-фе-фе - он живет в Уфе.
Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

У Феофана Митрофаныча
Три сына Феофаныча.

Жил в горах волшебник Феликс
С буквой Ф и птицей Феникс.
Зажигал фонарик Феликс,
Загоралась птица Феникс.

Чистоговорки на букву Х

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.
Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Хохлатые хохотушки хохотом хохотали:
- Ха-ха-ха-ха-ха!

Чистоговорки на букву Ц

Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.
Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.
Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!
Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!
Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.
Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!
Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Ца-ца-ца - слушай сказку до конца.
Цу-цу-цу - дело близится к концу.
Цы-цы- цы - обрубаем все концы.
Це-це-це - что узнаем мы в конце?
Ец-ец-ец - зиме конец.
Ец-ец - летит скворец.
Ца-ца-ца - мы видели скворца.
Цы-цы-цы - на дворе поют скворцы.

Не велика птица синица, да умница.
Цыпленок пьет из блюдца воду.

Чистоговорки на букву Ч

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.
Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.
Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.
Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

У четырех черепах по четыре черепашонка.

Черепаха, не скучая, час сидит за чашкой чая.
Черепаха всех смешит, потому что не спешит.
А куда спешить тому, кто всегда в своем дому.

Черной ночью черный кот прыгнул в черный дымоход,
В дымоходе чернота. Отыщи-ка там кота!

Чистоговорки на букву Ш

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.
Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.
Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.
Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шестнадцать шли мышей,
И шесть несли грошей;
А мыши, что поплоше
Шумливо шарят гроши.

Шли сорок мышей, несли сорок грошей.
Две мыши, что поплоше несли по два гроша.

Чистоговорки на букву Щ

Ща-ща-ща-ща - в дождь я мокну без плаща.
Щу-щу-щу-щу - зонтик я себе ищу.
Ще-ще-ще-ще - буду я ходить в плаще.
Щё-щё-щё-щё - и в сапожках ещё.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свеклы для борща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.
Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!
Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.
Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.
Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Этой щёткой чищу зубы, этой щеткой - башмаки,
Этой щеткой чищу брюки, все три щетки мне нужны.

Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.

Щука проглотила щётку, щётка ей щекочет глотку.
- Удивительное дело! Что же я за рыбку съела?

Вот такие чистоговорки и стишки на дифференциацию звуков. Вы можете писать в комментариях свои чистоговорки, которые помогли вам справиться с трудным звуком.

Удачи вам в звукопроизношении!

К 3-м годам у ребенка накапливается большой словарный запас и формируется фразовая речь, но большинство детей говорят еще не четко и невнятно. Как правило дети еще не выговаривают звук Р и шипящие звуки. Для формирования у детей четкой и правильной речи мы предлагаем вашему вниманию ряд упражнений.

Упражнения направлены на выработку четкого и внятного произнесения слов и фраз, на развитие слухового внимания, речевого слуха, голосового аппарата. Для подготовки ребенка к данным занятиям необходимо провести с ребенком несколько занятий на развитие продолжительного и плавного выдоха.

Для этого можно использовать мыльные пузыри. Поиграть с ребенком в игру «Надуй самый большой пузырь» или повыдувать воздух через трубочку в стакан с водой.

Закреплению правильного произношения способствует повторение чистоговорок, заучивание загадок, потешек, считалок и стихотворений, насыщенных определенными звуками.

Упражнение: Опиши картинку

Показываем ребенку картинки с героями сказок или животными и просим ребенка рассказать кого он видит, описать какой этот персонаж. Например: зайка - серый, мягкий и пушистый. Если у ребенка возникли трудности с описанием, помогите ему. Для детей постарше (4-5 лет) можно усложнить задание: пусть составят рассказ не отдельными словами, а целыми предложениями. Например: вот зайка. Он живет в лесу. Он серый и пушистый. Данное упражнение расширяет словарный запас ребенка и способствует развитию мышления.

Чистоговорки

Звуки М, П, Б

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.
2. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.
3. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.
4. Мама Милу в ванне мыла.
5. Петя пилил пилой пень.
6. Любят бананы все обезьяны.

Звуки Т, Д, Н

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.
2. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.
3. Но-но-но, но-но-но - в нашей комнате темно.
4. Собака Том сторожит дом.
5. Дарья дарит Дине дыни.
6. Няня нянчит Надю с Ниной.

Звуки К, Г, Х, Й

1. Ко-ко-ко - кошка любит молоко.
2. Га-га-га у козы рога.
3. Ха-ха-ха - не поймать нам петуха.
4. Ой-ой-ой - зайке холодно зимой.
5. На горе гогочут гуси.
6. Хомячку на ухо села муха.

Звуки Ф, В

1. Аф-аф-аф - мы постовим в угол шкаф.
2. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.
3. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.
4. Наш Филат не бывает виноват.

Звук С(сь).

1. У Сони сани с горки едут сами.
2. Сеня в лесу встретил лису.
3. У нас газ погас.
4. Су-су-су-су - тихо осенью в лесу.
5. Носит Сеня сено в Сени, спать на сене будет Сеня.

Звук З

1. Зу-зу-зу-зайку моем мы в тазу.
2. У Зины козлик в корзине.
3. Лиза купила Зине корзину в магазине.
4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.
5. У Зины звонок звенит звонко.
6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

Звук Ц

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.
2. Из колодца вода льется.
3. Не велика птица синица, да умница.
4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.
5. Цыпленок пьет из блюдца воду.
6. Слава поставил цветы на подоконник.
7. Цы-цы-цы - мы помыли огурцы.
8. Нет конца у моего кольца.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа убежали два ежа.
2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.
3. Хорош пирожок, внутри творожок.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.
2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.
3. Шубка овечки греет лучше печки.
4. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.
2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.
3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

Звук Л (Ль)

1. Лу-лу-лу - наточил Толя пилу
2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!
3. Дед Данила делил дыню.
4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

Звук Р (рь)

1. Говорила сорока сороке: я, как рыба, молчу на уроке.
2. Под кустом ореха норка. В норке проживает норка.
3. У меня на кармашке маки и ромашки.

Упражнения на смешанные звуки

  • Стоит воз овса, возле воза овца.
  • Собака сидит на цепи.
  • Заглянет солнце и к нам в оконце.
  • На круше у Шура жил журавль.
  • Кошка спит, а мышку видит.
  • Ежик лежит под ёлкой.
  • Лёжа хлеба не добудешь.
  • Ученик учил уроки, у него в чернилах щеки.
  • Мальчик чистит лошадку щеткой.
  • Щенок играет с мячом.
  • Са-ша-ша - Соня моет малыша.
  • Ас-аш-аш - под сосной стоит шалаш.
  • Шесть мышат в шалаше шуршат.
  • Саша любит сушки, а Соня ватрушки.
  • Вымыли мышки миски для мишки.
  • Ча-ца-ца - стоит мальчик у крыльца.
  • Ца-ча-ча растет птенчик у грача.
  • У волчицы волчата, у курицы и цапли- цыплята.
  • Девочка пьет чай из чашки.
  • Ща-са-са- под кустом сидит лиса.
  • У гусыни усов ищи-не ищи - не сыщешь.
  • Щи да каша - пищи наша. Всякой вещи свое место.
  • Рыбу ловит рыболов.
  • Весь в реку ушел улов.
  • Вкусная халва, мастеру хвала.
  • Римма и Тима шли мимо тира.
Можно и самому придумать шутливые фразы, типа:
  • «да-да-да - в огороде лебеда»,
  • «ду-ду-ду - растут яблоки в саду»,
  • «ша-ша-ша - принесли домой ерша»,
  • «ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту»,
  • «жа-жа-жа - есть иголки у ежа»,
  • «чи-чи-чи - прилетели к нам грачи»,
  • «жу-жу-жу - я на солнышке лежу» ... и так далее.

Скороговорки

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

Ехал Грека через реку,
видит Грека - в реке рак,
сунул Грека руку в реку,
рак за руку греку - цап.

Карл украл у Клары коралы,
Клара у Карла украла кларнет.

На дворе трава,
на траве дрова,
на дровах детвора.

Кукушка кукушонку купила капюшон,
надел кукушонок капюшон,
как в капюшоне он смешон.

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

Как с ними работать?

1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

И несколько примеров:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа - натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.

Чистоговорки для детей 4-5 лет.

Звук Б

1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

2. Любят бананы все обезьяны.

3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Звук В

1. Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!

2. У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.

3. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

Помогали две Валюшки искать Варе варежки.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Звук Г

1. Га-га-га у козы рога.

2. На горе гогочут гуси.

3. У гнома ангина.

4. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

5. Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.

Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?

Звук Д

1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.

2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Да-да-да - у меня вода.

4. Да-да-да - буду строить города.

5. Да-да-да - горяча вода.

6. Ды-ды-ды - нет воды.

7. Ды-ды-ды- на снегу следы.

8. Ду-ду-ду – за водой пойду.

9. Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

10. Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

11. Ду-ду-ду - я по лугу иду.

12. Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

13. До-до-до - там на дереве гнездо.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди -Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - Ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - Только слышно из воды.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа - убежали два ежа.

2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

4. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

5. Жи-жи-жи – бегут ежи.

6. Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

7. Жу-жу-жу – помогу ежу.

8. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

9. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.

Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Звук З

1. Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

7. За-за-за – вот идет коза.

8. За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя, так не вези.

Звук К

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Ка-ка-ка – бежит река.

3. Ко-ко-ко – вижу далеко.

4, Ку-ку-ку – кукушка на суку.

5. Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

6. Ак-ак-ак – у реки рыбак.

7. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

8. Ок-ок-ок - на дворе снежок.

9. Ки-ки-ки - это кубики.

10. Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

Звук Л

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Дед Данила делил дыню.

4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

5. Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

6. Лы-лы-лы – новые котлы.

7. Лу-лу-лу - купили пилу.

8. Ол-ол-ол - начинается футбол.

9. Ля-ля-ля – зеленые поля.

10. Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук М

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

2. Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Ма-ма-ма - на дворе зима.

6. Ма-ма-ма - я поймал сома.

7. Му-му-му - молоко кому?

8. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

9. Мы-мы-мы - дождались зимы.

10. Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Звук Н

1. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

2. Няня нянчит Надю с Ниной.

3. На-на-на – лампа у окна.

4. Ну-ну-ну – саночки тяну.

5. Он-он-он – телефон.

6. Ан-ан-ан - мне купили барабан.

7. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

8. Ин-ин-ин – магазин.

9. Ни-ни-ни – звонок, звони.

10. Ень-ень-ень – теплый день.

Звук П

1. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

2. Петя пилил пилой пень.

3. Пекарь пек калачи в печи.

4. Оп-оп-оп - землю роет землекоп

5. Оп-оп-оп - очень вкусный был сироп

6. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

7. Ап-ап-ап - раздается храп.

8. Ип-ип-ип - где-то слышен скрип.

Звук Р

1. Ра-ра-ра - во дворе гора.

2. Ра-ра-ра - в лес идти пора.

3. Ры-ры-ры – летят комары.

4. Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

5. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

6. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

7. Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.

8. Ар-ар-ар - улетает красный шар.

9. Ур-ур-ур – не гоняй кур.

10. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

Звук С

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. Са-са-са - на траве роса.

4. Са-са-са - у меня коса.

5. Су-су-су - заплету косу.

6. Су-су-су - тихо осенью в лесу.

7. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

8. Сы-сы-сы - у меня две косы.

9. Со-со-со – у Сони колесо.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Звук T

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.

2. Ту-ту-ту – помоги коту.

3. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

4. Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

5. То-то-то – я иду в пальто.

6. От-от-от - летит в небе самолет.

7. От-от-от - испугался серый кот.

8. Ать-ать-ать – я иду гулять.

9. Еть-еть-еть – я буду петь.

10. То-то-то – стали мы играть в лото.

Звук Ф

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

3. Филипп к печке прилип.

4. На фотографии у Фёдора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

5. Фа-фа-фа - в углу стоит софа.

6. Аф-аф-аф - в замке живет граф.

7. Фе-фе-фе - он живет в Уфе.

8. Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

Звук Х

1. Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

2.Ху-ху-ху – ели мы уху.

3. Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

4. Ух-ух-ух - развалилась башня - бух!

5. Их-их-их – ветерок затих.

6. Ох-ох-ох – зеленый мох.

7. Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

8. Эх-эх-эх - в скорлупе - орех.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

2. Из колодца вода льется.

3. Не велика птица синица, да умница.

4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

5. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

6. Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

3. Чу-чу-чу – я гулять хочу.

4. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

5. Чи-чи-чи – красные кирпичи.

6. Чо-чо-чо – ох, как горячо!

7. Оч-оч-оч - я хочу помочь.

8. Шубка овечки греет лучше печки.

9. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.

2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.

3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

4. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

5. Щу-щу-щу – я тебя ищу.

6. Ще-ще-ще – я в плаще.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свёклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Многим малышам с трудом дается произношение некоторых звуков. Чистоговорки для развития речи помогут научить малыша правильно выговаривать слова. В два-три года большим словарным запасом владеют далеко не все дети.

Но некоторые уже строят логически связанные рассуждения и бойко рассказывают стихи. Если речь малыша совсем неразборчива, он никак не может разговориться, его могут направить на занятия к логопеду или в логопедическую группу детского сада. Но главная роль в исправлении речи малыша отводится родителям.

Занимаясь ежедневно по 10 минут с ребенком можно исправить его речь ко времени поступления в школу без помощи логопедов. Для этого используют такие приемы:

  • артикуляционная гимнастика;
  • расширение словарного запаса в процессе общения и обучения;
  • чистоговорки или скороговорки.

Проводить занятия на развитие артикуляционного аппарата специалисты советуют начинать с 2 лет, усложняя их по мере роста малыша.

Из этой статьи вы узнаете

Фольклор для речи

Чистоговорки и скороговорки относят к малому народному творчеству также как загадки, считалки, пословицы и поговорки, колыбельные песни. Складываясь из отдельных звуков в правильные слова, человеческая речь обретает смысл. Четкое произношение важно для правильности понимания отдельных слов и целых предложений. Развитием правильной речи необходимо заниматься с малых лет.

Иногда дети не понимают, что их речь звучит неправильно. Они еще не научились слышать себя. Развивая у малыша фонематический слух можно добиться значительного улучшения произношения отдельных звуков.

Объясняя ребенку, что слово состоит из отдельных звуков, родители могут играть с ребенком в произношения различных слов. Игры рассчитаны на то, чтобы малыш научился слушать и различать звуки речи.

Это могут быть игры, в которых требуется описать картинку, придумать слова с похожими окончаниями, придумать похожие по звучанию, но разные по значению слова и т. д. Чистоговорки в картинках и скороговорки тоже способствуют развитию фонематического слуха. С их помощью ребенок учится произносить трудные звуки четко.

Делаем артикуляционную гимнастику

Проблемы с речью могут быть связаны с плохим развитием речевого аппарата. Для детского речевого аппарата нужна ежедневная артикуляционная гимнастика. Упражнения могут быть статическими, когда язык принимает определенное положение, и динамическими с участием всего речевого аппарата.

Примеры упражнений для речевой разминки:

  • «Грибок» – язычок прижимается к верхнему небу, как шляпка грибка;
  • «Лошадка» – из положения «грибок» цокать языком, как будто скачет лошадка;
  • «Футбол» – язычок загонят гол в правые и левые ворота, касается левой и правой щеки с внутренней стороны поочередно;
  • «Вкусное варенье» – ребенку предлагают представить, что его губы намазаны сладким вареньем, облизать кончиком языка сначала верхнюю губу, потом нижнюю.

Сделав артикуляционную гимнастику, переходят к более сложным упражнениям. Малыша просят повторить чистоговорки и скороговорки.

Примеры

Сначала с ребенком начинают осваивать чистоговорки для детей 2 лет с несложными звуками, которые повторить легче всего, например, «к, с, м, н, л».

Ку-ку-ку, ку-ку-ку – Села кошка на муку.

На-на-на, на-на-на – Стала белая она.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка – Хочет кошка молока.

Су-су-су, су-су-су – Не боится волк лису.

Са-са-са, са-са-са – Очень хитрая лиса.

Ла-ла-ла, ла-ла-ла – Наша Маша весела.

Лу-лу-лу, лу-лу-лу – Маше дали пастилу.

Ма-ма-ма, ма-ма-ма – Принесла снежок зима

Не-не-не, не-не-не – Снег белеет на окне.

Можно повторять чистоговорки для детей 3-4 лет дома, по дороге в садик или в магазин. Их сможет повторить самостоятельно трехлетний малыш. Не требуйте сразу четкого произношения. Пусть ребенок отчетливо произносит первые слоги. Хорошее произношение появится со временем.

Чистоговорки со сложными звуками можно осваивать, когда ребенок 3 лет научится повторять легкие, и поймет, как это делать. Шипящие звуки и «р» особенно трудно даются детям. Попробуйте повторять вместе с малышом чистоговорки на «ч, ц, ш, р».

Ца-ца-ца, ца-ца-ца – Наша Катя умница.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу – Ходит Катя по крыльцу.

Ча-ча-ча, ча-ча-ча – Таня вызвала врача.

Чу-чу-чу, чу-чу-чу – Не хочу идти к врачу.

Ша-ша-ша, ша-ша-ша – Где игрушки малыша.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши – Тут играют малыши.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра – Говорили три бобра.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру – Домик строили бобру.

Можно на все буквы проговаривать чистоговорки, найдя их на просторах интернета и выучив или придумав забавные строчки самостоятельно по ситуации. Можно играть с ребенком 2 лет в рифмы, предлагая продолжить начатую строчку складно в рифму и по смыслу.

Учим скороговорки

Произносить скороговорки трудно, потому что это нужно делать не только правильно, но и быстро. Забавные рифмованные строчки хорошо запоминаются, и нередко настойчивые дети 2 лет самостоятельно повторяют запомнившуюся скороговорку с проблемным звуком, пока не добьются успеха. Главное, им не мешать.

Ехал Грека через реку,

Видит Грека в речке рак,

Сунул Грека руку в реку,

Рак за руку Греку цап.

Шла Сашка по шоссе и сосала сушку,

Сушка пересушена, Сашкой перекушена.

На дворе трава, на траве дрова

Наколи дрова, на покос трава.

Мама мыла мылом раму, рама чистая у мамы.

Уделяйте скороговоркам больше внимания, разучивая их с детьми 2 лет. Благодаря такому упражнению будет тренироваться память и воображение, расширяться запас слов.

Расширяем словарный запас

Для развития фонематического слуха и расширения словарного запаса 2-летних детей, полезно играть с ними в интересные игры.

Называйте по очереди слова сходные по звучанию, например, мошка – кошка, лук – сук и т. д. Одновременно можно бросать мяч друг другу. Делают бросок только после того, как произнесут слово. Проигрывает тот, кто не может ничего придумать. Условия игры можно менять. Слова говорить не сходные по звучанию, а разные: книга – бочка; мак – резинка и т. д. Проигрывает тот, кто ошибется и назовет слово в рифму.

Игра с картинками. Малышу показывают изображение медведя и мышки. Просят, чтобы он описал словами зверей, которых видит. Обращают внимание ребенка на то, какие звери разные, хотя их название звучит похоже: мышка – мишка.

По картинкам просят придумать ребенка уменьшительно-ласкательное название для животного: бык – бычок, баран – баранчик, петух – петушок. Теперь показывают те же картинки, только нужно сказать, как правильно называются детеныши животных: бык – теленок, баран – ягненок.

Можно играть с ребенком в слова. Это самая простая игра. Вы говорите слово, малыш должен придумать другое слово на ту же букву, на которую оканчивалось ваше слово. Малыш впервые столкнется с тем, что слова пишутся не так, как произносятся, и после слова «гараж», нужно сказать не «шалаш», а «жук».

Заключение

Некоторые родители слишком настойчиво требуют от своих детей правильно выполнения заданий, чем повергают их в шок. Не заставляйте ребенка заниматься без его на то желания. Лучше пойти в школу на год позже.

Если вы не занимались с малышом, и вдруг обнаружили, что ребенок не очень хорошо говорит, лучше доверить занятия опытному логопеду. Конечно, ваша роль в развитии речи ребенка тоже очень велика. Хвалите за каждый маленький успех и не будьте слишком строгими.