10.10.2019

Блоки Дьенеша. Игры на развитие логики, альбомы с заданиями. «Учимся — играя!» (логические игры с «Блоками Дьенеша»)


Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине. К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм. Самое главное - не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме - собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Золтан Дьенеш – основатель теории шести этапов освоения математики, создавший также эффективные наглядные пособия в виде логических блоков. Безусловно, желание каждой мамы, чтобы ее ребенок хорошо учился в школе, а также освоил такой непростой предмет, как математика. В этой статье мы разберем, что такое авторская методика изучения математических понятий Зелтана Дьенеша, ее плюсы и минусы.

О Золтане Дьенеше

Пал Дьенеш увлекался математикой с самого детства, поэтому не удивительно, что он захотел посвятить жизнь «царице точных наук», и ее освоению как можно в более доступной форме для детей не только у себя в Венгрии, но и по всему миру. Он разработал уникальную авторскую методику по ранему освоению математики для детей, ее доступности в понимании и легком восприятии.

Уже в 23 года Золтан Дьенеш защитил докторскую степень по математике, после чего продолжил свое образование. Чтобы понять, как при решении математических заданий проходят мыслительные процессы, он параллельно изучал психо-математику.

В основе методики Дьенеша – всевозможные увлекательные логические игры, помогающие ребенку развивать комбинаторные, логические, аналитические способности, а также улучшающие речь, память и внимание. Увлекательные математические задания и учебные пособия направлены на стимулирование интереса детей к математике.

Авторская теория Золтана Дьенеша

Методика Дьенеша разработана с учетом психологических аспектов в понимании и решении любых математических задач. Она включает несколько стадий:

Первая стадия названа – «свободной игрой». Ее суть в том, чтобы в ходе игры ребенок старался решить незнакомую задачу с помощью проб и ошибок, самостоятельно придумывая различные варианты решений.

На второй стадии происходит плавный перевод ребенка на изучение правил игры. При помощи правил дети осваивают необходимую математическую информацию.

Третья стадия — процесс обсуждения, сравнения содержания математических игр. Автор методики побуждает искать разные варианты игр с похожими правилами при помощи различных материалов. Благодаря этому, у ребенка рождается понимание того, что суть игры не меняется от смены материала.

Четвертая стадия знакомит ребенка с содержанием чисел. Для развития зрительного восприятия Золтан Дьенеш рекомендует использовать разнообразные карты игр, таблицы и диаграммы.

Заключительная пятая стадия — самая длительная из всех предыдущих перечисленных этапов. Детям предлагается несколько вариантов описания карт с определением правил, позволяющим сделать логические выводы. Ребенок приходит к пониманию понятий аксиома и теорема.

Заметка: Может показаться, что данная теория изучения математики Дьенеша очень сложна для восприятия ребенка. Но не забывайте: Золтан Дьенеш разработал данную методику для детей младшего возраста, с учетом их физиологических и возрастных особенностей. Ваша главная задача – понять особенности методики, знать, как правильно применять наглядные пособия и, конечно же, запастись терпением!

Логические блоки Золтана Дьенеша

С помощью логических блогов Золтана Дьеныша можно обучать детей математике в игровой форме. Такие игры помогают развивать у детей логику, память, внимание и воображение. В ходе занятий у ребенка развивается речь, умение сравнивать, классифицировать, анализировать полученную информацию.
Набор для игр содержит 48 логических блоков, представленных в виде геометрических фигур, отличающихся:

— цветом (синие, желтые, красные);

— формой (прямоугольные, треугольные, квадратные, круглые);

— толщиной (тонкие и толстые);

— размером (маленькие и большие).

В наборе нет даже двух, одинаковых по своему свойству фигур.

Игры с обручами в системе Золтана Дьенеша

Прежде чем начать игру с блогами, Золтан Дьенеш рекомендует дать ребенку возможность ознакомиться с набором. Пусть он подержит фигуры в руке, ощутит на ощупь и поиграет с ними. Только спустя какое-то время можно предложить малышу выполнить простое задание. Например, попросите ребенка отобрать фигурки определенного цвета или распределить их по размерам.

Разработанные Золтаном Дьенешем логические игры отлично помогают развить у малышей способность ориентироваться в пространстве и мыслить логически. Перед началом игры объясните малышу, что значит «внутри» или «снаружи». Используйте для этой цели два обруча, отличающихся цветом. Их необходимо поместить на твердую поверхность, желательно на пол.

Примеры игр:

1. Используя два обруча различных цветов, расположите их так, чтобы у них была общая часть после пересечения. Предложите малышу становиться то в одну, то в другую часть обруча, проговаривая где он находится: внутри или снаружи обруча.

2. Пусть ребенок расположит логические блоки внутри обручей. Например, внутри одного обруча поместить блоки определенного цвета, а внутри другого – определенной формы.

3. Предложите малышу положить внутрь обруча блоки, например, только красного цвета, а снаружи блоки остальных цветов. А потом пусть сам ребенок скажет вам, какого цвета блоки снаружи обруча, а какие внутри. Лучше, если ребенок выберет сам основной цвет блоков.

В чем есть преимущества системы Дьенеша?

Преимущество данной методики в том, что она исключает решение математических заданий в письменном виде и изучение правил с учебников. Все занятия проходят в виде игры, танцев и песен. Благодаря такой непринужденной обстановке ребенку быстрей приобрести математические знания и навыки. Малыш получает первые представления о сложнейших математических понятиях, таких как: кодирование информации, логическая операция, алгоритм. При этом ребенок даже не подозревает, что он осваивает такие сложные понятия.

Недостатки системы Дьенеша

Интересно, что специалисты не нашли в системе Золтана Дьенеша никаких недостатков. Несмотря на это отзывы родителей, которые уже проводили занятия по данной методике, выявили некоторые недостатки:

Ограничения цветового разнообразия в блоках Золтана Дьенеша.

Детям более старшего возраста для решения задач посложнее недостаточно одного набора.

Не совсем корректно понятие «толщина», из-за чего сложно бывает объяснить ребенку, например, почему квадрат — плоский.

В России не всегда легко найти альбомы для занятий по системе Дьенеша.

Подводя итог, хочется отметить, что большая часть методик раннего развития предоставляет ребенку только общее понятие о математике. В основном, они ограничиваются навыками устного счета и решениями простеньких примеров и задач. В результате таких занятий у детей складывается впечатление, что математика – скучный предмет, далекий от творчества, не дающий возможность проявить фантазию. Однако обратившись к методике Золтана Дьенеша, вы убедитесь, что ваш ребенок увидит математику «другими глазами».

Золтан Дьенеш - это знаменитый венгерский математик, психолог и педагог , который изменил стандартное понятие о том, что математика является не интересной наукой и далекой от творчества. Методика Дьенеша помогает детям дошкольного и старшего возраста в игровой форме освоить различные математические понятия , а также развить важные для малышей психологические процессы.

Золтан Дьенеш , основываясь на личный богатый педагогический опыт и результаты исследований в сфере психологии, разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные материалы в виде логических блоков и игровых пособий. Система Дьенеша помогает родителям и педагогам активно развивать интеллектуальные и творческие задатки малышей.

Авторская теория шести стадий изучения математических понятий

Жизнь Золтана Дьенеша была всегда тесно связана с педагогической деятельностью и глубоким изучением математики. Педагог стремился разработать методику , которая помогла бы детям различного возраста изучать математику легко и интересно . На основе практических наработок и знаний возрастной психологии Дьенеш создал авторскую программу по изучению математики детьми различной возрастной категории, которая стала фундаментом его системы. Педагог рекомендует в авторской использовать родителям и педагогам различные логические игры , развивающие учебные пособия и увлекательные математические задания. Данные педагогические средства необходимы для стимулирования интереса у малышей к занятиям математики.

Золтан Дьенеш разработал и апробировал на практике теорию о шести стадиях изучения математики . Автор системы назвал первую стадию математического познания свободной игрой. Суть ее заключается в том, что ребенок, получая от педагога какое-либо задание, стремится мгновенно решить его с помощью проб и ошибок, прибегая к хаотичному перебору вариантов. Данная стадия знакомит малыша с заданием, которое ему нужно успешно выполнить. С этого момента начинается этап обучения ребенка.

После многочисленных попыток решить поставленную задачу осуществляется плавный переход ребенка на вторую стадию под названием правила игры. Изучение правил для Золтана Дьенеша является важным обучающим моментом, так как малыш не сможет без знаний правил игры решить поставленные задачи от начала до конца. В правилах содержится самая важная информация для ребенка, которую педагог стремится ему донести.

На третьей стадии происходит процесс сравнения . После того, как взрослые вместе с малышом использовали для работы несколько игр математической тематики, наступает этап сравнивания содержания данных игр. Автор методики призывает родителей и педагогов обучать малышей играть в игры, которые характеризуются аналогичными правилами, но используется при этом различный дидактический материал. Например, можно обыграть одну задачу на блоках, потом на геометрических фигурах, пуговицах или в вырезании зайцев. В результате ребенок должен прийти к правильному алгоритму собственных действий, независимо от того чем он в данный момент играет. Эта стадия развивает абстрактное мышление у малышей.

Четвертая стадия помогает ребенку в ходе игр воспринимать абстрактный смысл чисел . Золтан Дьенеш рекомендует для развития зрительной визуализации использовать разнообразные диаграммы, карты игр и таблицы.

На пятой стадии малыш приходит к пониманию , что серия из двух и более шагов приводит к одному результату .

Автор системы назвал данную стадию символической. Для описания карт игр необходимо использовать специальный язык в виде различных символов. Ребенок создает в процессе игры собственные символические системы.

Заключительная стадия является длительнее всех выше перечисленных этапов. На шестой стадии предлагаются различные варианты описания карт игр, определяются специфические правила, позволяющие прийти к необходимым логическим выводам . Ребенок с педагогом исследует содержание понятий аксиома и теорема, а также изучает правила перехода от аксиом к теоремам.

Многие взрослые считают, что теория изучения математических понятий непонятная и сложная для восприятия ребенком. Золтан Дьенеш создал данную теорию для малышей от трех до восьми лет , учитывая их физиологические и возрастные особенности. В связи с этим, она воспринимается детьми на практических занятиях с большим интересом и легкостью.

Главная задача взрослых - запастись терпением, разобраться в особенностях методики, а также научиться использовать наглядные пособия.

В результате дети смогут решать легко и быстро математические задачи и упражнения повышенного уровня сложности.

Игры с логическими блоками

Дьенеша Золтан Дьенеш разработал логические блоки , позволяющие обучать малышей основам математики в легкой игровой форме. Данное учебное пособие рекомендуется использовать с трехлетнего возраста ребенка. Логические блоки знакомят детей с различными цветами, понятием форма и размер. Играя с блоками Дьенеша, у малыша активно развивается логика, внимание, воображение, память и прочие важные психологические процессы. В ходе работы с авторским дидактическим материалом у малышей формируются навыки выполнения различных предметных действий, развивается речь, умения анализировать, классифицировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, а также раскрываются творческие способности.

В набор для игры входят 48 логических блоков , которые отличаются формой, цветом, толщиной и размерами. Блоки Дьенеша представлены в виде основных геометрических фигур: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, оформленные в желтые, красные и синие цвета. Геометрические фигуры выполнены в большом и маленьком размере, а также в виде тонких и толстых фигур. Важно, что в наборе не существует геометрических фигур с одинаковыми параметрами.

Перед тем как приступить к игре с блоками Золтан Дьенеш советует родителям заранее познакомить малыша с данным дидактическим пособием. Выложите перед крохой набор и предоставьте ему полную свободу действий. Он может перебрать их, потрогать на ощупь, подержать в руках или даже поиграть с ними. После адаптационного периода предложите ребенку выполнить небольшие задания. Например, попросите малыша отсортировать из представленного материала только синие фигуры или распределить фигуры по размерам и толщине.

Подобные задания знакомят ребенка с основными математическими понятиями.

Золтан Дьенеш разработал множество математических игр на основе блоков . Так к дидактическому набору прилагается подробная инструкция, на страницах которой описана суть авторской и варианты упражнений и игр. Рассмотрим подробно некоторые из них:

Игры с обручами в системе Дьенеша

Золтан Дьенеш разработал логические игры с обручами, которые отлично развивают у детей способность логически мыслить и ориентироваться в пространстве. Перед игрой объясните ребенку основную терминологию - «внутри» и «вне» обруча.

Для этой цели родители используют два стандартных обруча, которые отличаются цветовым исполнением, например, фиолетовый и зеленый, и помещают их на любую твердую поверхность. Далее малышу объясняются следующие аспекты:

  • какая часть поверхности располагается внутри двух обручей;
  • внутри фиолетового обруча, но вне зеленого;
  • внутри зеленого, но вне фиолетового обруча;
  • вне обоих обручей.

Рассмотрим подробно содержание некоторых игр .

Для игры с одним обручем нужно подготовить логические блоки и обруч. Далее предложите крохе поместить внутрь обруча только блоки желтого цвета, а вне обруча расположить остальные блоки. Для закрепления информации можно задать следующие вопросы:

  1. Какой материал находится внутри обруча? (Желтые).
  2. Какие блоки расположены вне обруча? (Не желтые).

В процессе игры предоставьте малышу возможность самостоятельно выбирать основной цвет логических блоков.

Для игры с двумя обручами приготовьте логические блоки и обручи, отличающиеся цветом фиолетовый и синий. Разместите на твердой поверхности обручи, чтобы они имели общую часть после пересечения. Далее предложите ребенку встать в различные зоны обруча, при этом проговариваются слова: внутри и вне обруча. Например, встань внутрь фиолетового обруча, но вне синего обруча или встань внутри обоих обручей.

Потом малыш располагает логические блоки внутри двух обручей. Например, внутри фиолетового обруча необходимо поместить все синие блоки, а внутри желтого - блоки круглой формы. Следует отметить, что в данной игре блоки определяются по двум основным признакам: цвет и форма.

Более сложным уровнем отличается игра с тремя обручами. В данной игре малыши выполняют сортировку блоков по трем признакам. Для игры необходимо расположить обручи так, чтобы получилось восемь областей. Далее родители с малышом называют данные области по отношению к обручам, отличающиеся цветом. Например, внутри зеленого и красного обруча, но вне фиолетового обруча или внутри трех обручей. После ознакомления с областями взрослые предлагают ребенку расположить в обручах предметы: внутри обруча красного цвета поместить блоки квадратной формы, внутри обруча фиолетового цвета - блоки большого размера, а внутри зеленого - блоки в желтом исполнении. Для закрепления и повторения материала задайте еще малышу дополнительные вопросы по расположению материала внутри обручей.

Игры с обручами помогают малышам развивать внимание, память, образное мышление, а также обучают операциям синтеза и анализа.

Игры с логическими фигурами Дьенеша

На основе системы Дьенеша разработано множество пособий для различных возрастных категорий. В логические игры Дьенеша могут играть как трехлетние карапузы, так и первоклассники. В набор «Давайте вместе поиграем» включены плоские логические фигуры, которые повторяют блоки Дьенеша, и специальные карточки с символами свойств. Логические фигуры Дьенеша знакомят малышей с основными геометрическими формами и размерами. В легкой игровой форме дети учатся кодировать и декодировать полученную информацию, осуществлять анализ и синтез, также у малышей развиваются важные психологические процессы и креативное мышление. С помощью карточек с символами дети овладевают навыками использования математических знаков и изучают систему символов.

Сегодня представлено для родителей и педагогов большое количество вариантов игр с фигурами Дьенеша и символами. Также можно продумывать собственные варианты игр, которые учтут все индивидуальные особенности вашего ребенка. Рассмотрим несколько игр с карточками символами и логическими фигурами.

Игра «Украсим елку бусами» обучает порядковому счету, прививает умения разбираться в схемах, а также развивает абстрактное мышление ребенка.

Для работы нужно подготовить изображение елки, логические фигуры и карточки с символами. Цель игры заключается в том, чтобы украсить елку пятью рядами бус.

Каждый ряд насчитывает три бусы. На карточке цифра обозначает порядковый номер нитки. Украшать елку нужно сверху вниз. По схеме необходимо украсить первый ряд бусами. Например, большой синий круг, маленький синий треугольник и большой синий квадрат. По аналогии размещаем оставшиеся бусы. При этом заштрихованный кружок указывает на местоположение бусинки на нитке.

Игра «Магазин» развивает у малышей умения рассуждать, аргументировать и доказывать собственный выбор.

В процессе игры понадобятся логические фигуры и карточки с картинками различных предметов. Ребенок представляет себе, что он приходит в магазин детских игрушек. Для покупки товара используются специальные деньги - логические фигуры. На одну купюру разрешается приобрести только один товар. Правила покупки заключаются в том, что можно купить ту игрушку, в которой присутствует только одно свойство логической фигуры. Родители могут усложнить задание для ребенка по выбору игрушки. Например, учитывать при покупке игрушки два свойства логической фигуры.

Игра «Художники» учит малышей сравнивать свойства предметов и развивает его эстетические способности. Для игры заранее приготовьте логические фигуры, специальные эскизы картин и дополнительные детали для оформления картины. Ребенок должен нарисовать картину по эскизу. Родители с малышом выбирают эскиз, фоновую бумагу, необходимые детали и логические фигуры к картине. В процессе работы малыш должен учитывать многие особенности, чтобы нарисовать картину правильно. Например, если деталь окрашена, то нужно использовать объемную фигуру. Контур детали указывает на применение плоской фигуры. Когда картина полностью составлена, необходимо придумать ее название и рассказать, что на ней изображено.

Преимущества системы Дьенеша

Система Дьенеша не так известна среди родителей, как например методика Никитиных или игры . Данная система и ее многофункциональный дидактический материал сразу понравится ребенку, не зависимо от уровня его подготовки и возраста. Логические блоки помогут развить различные типы мышления у малыша, раскроют его потенциал к решению упражнений и заданий. Если ежедневно применять для занятий с крохой фигуры или блоки Дьенеша, то у малыша сформируется оперативная память и умение характеризовать свойства любого предмета.

В легком игровом формате ребенок изучает параметры предметов и геометрические формы. Малыши учатся сравнивать, анализировать информацию, принимать необходимые решения, создавать математические модели, логические ряды и цепочки.

При этом игры с блоками Дьенеша отличаются захватывающим сюжетом, интересными решениями поставленных задач. Система Дьенеша признана эффективной и гуманной, способствующая развитию интеллектуальных, эстетических, креативных способностей детей.

Блоки Дьенеша представляют собой набор из 48 фигур разного цвета, величины, объема и размера. Каждая из фигур набора уникальна. Игры с блоками Дьенеша направлены на формирование элементарных математических понятий для детей от 2 до 8 лет . С их помощью можно изучать характеристики объектов: цвета, формы, объем, размер.

Занятия с блоками можно проводить как произвольные, так и по вспомогательным материалам — альбомам.

Сразу хочу предупредить, что эта игрушка — серьезный инструмент развития при совместных занятиях ребенка со взрослым. Самостоятельные игры детей с блоками не позволяют эффективно использовать их развивающий потенциал. Это же можно сказать о занятиях только по альбомам. Я сама случайно заглянула в детальное описание произвольных игр с блоками Дьенеша без альбомов, чему очень рада. Именно поэтому хочу обратить ваше внимание на игры с блоками без альбомов. Хотя, конечно, для разнообразия альбомы не помешают.

Наш вариант блоков Дьенеша от производителя Корвет . Выполнен он из дешевого, но сертифицированного по безопасности пластика. Это очень бюджетный вариант. Ключевым моментом при выборе варианта от Корвета стало наличие альбомов для игр с заданиями. У Корвета выпускается 8 различных альбомов по блокам Дьенеша. Также для блоков Дьенеша именно от Корвета можно найти дополнительные наработки с заданиями в развивающих сообществах.

Можно найти другие очень привлекательные варианты блоков Дьенеша из дерева, но альбомы для занятий с ними обычно не идут. Альбомы, выпускаемые Корветом, вряд ли подойдут по размеру для блоков другого производителя. Еще можно отметить, что цены на деревянные блоки Дьенеша «кусучие». Поэтому я остановилась на блоках от Корвета.

Блоки Дьенеша | Лирическое вступление (знакомство Яны с блоками)

Я давно присматривалась к авторским методическим материалам. До того, как Яне исполнилось 2г. 7 мес. у нас не ощущалось нехватки в развивающих материалах, поэтому ранее я откладывала их приобретение. После последнего скачка развития большая часть наших развивающих игрушек стала неактуальной. Поэтому при выборе подарков к новому 2016 году для Яны мне хотелось найти варианты игрушек с большим возрастным диапазоном и развивающим потенциалом. Кстати, в можно найти хронологию её развития с рождения, а также наши сроки введения развивающих заданий, первоначальную реакцию на них и эффект.

Я решила обратить свое внимание на развивающие игрушки авторских методик. Конечно же, я позаботилась о подстраховке, закупив несколько плюшевых игрушек и набор для сюжетной игры в Икее. Никто не может гарантировать, что новая игрушка будет воспринята на «Ура». Собственно, у нас этого и не произошло.

Первое знакомство с блоками Дьенеша было полным разочарованием. Даже не знаю для кого разочарование было большим — для Яны, которой было просто не интересно выкладывать фигуры по шаблонам в альбомах, или для меня, которая так долго предвкушала её интерес к новым «развивашкам». Я снова и снова перечисляла Яне достоинства альбомов, играла с ними сама и с другими персонажами, пытаясь привлечь её внимание. Но всё было тщетно.

Яна с большой прохладой относится к шаблонам. По всей видимости, это плоды избыточного внимания 😈 . Кстати, такое же отношение у Яны к прекрасной мозайке с крупными деталями и понятными для двухлеток схемами-шаблонами. Хотя большинство малышей с удовольствием их собирают по шаблонам. Яну всегда приходится уговаривать и если она её собирает, то только из одолжения.

После нашего неудачного знакомства пришлось почитать в интернете подробности о применении блоков. После этого я решила попробовать произвольные игры без альбомов. Тут случилось чудо, игры Яну захватили настолько, что их стало сложно завершить. Когда уже Яна вошла во вкус, в дело пошло всё и альбомы с шаблонами в том числе. Хотя по отзывам в интернете у многих малышей первичный интерес вызывают именно занятия по альбомам.

Блоки Дьенеша | Произвольные игры

Привожу варианты игр с блоками Дьенеша, которые мы практикуем.

Выборки

Для малышей 2-3 лет на этапе знакомства можно упростить игру, предоставив не весь набор, а его часть.

  1. Знакомство с признаками объектов. Выборка по одному признаку (цвету, форме, размеру, толщине). Просим выбрать блоки по одному признаку:
  • красные/синие/желтые;
  • квадратные/круглые/прямоугольные/треугольные;
  • толстые/плоские;
  • большие/маленькие.

Выборка по цвету

2. Знакомство с признаками объектов. Выборки блоков по нескольким признакам. Просим выбрать блоки по нескольким признакам. На этом моменте вы можете прочувствовать огромный потенциал развивающего материала. Вариантов таких выборок огромное количество. Приведу несколько примеров. Например, выбрать все:

  • желтые квадраты и прямоугольники;
  • толстые и круглые фигуры;
  • маленькие и толстые треугольники;
  • синие и плоские фигуры.

Выборка по цвету и форме. Желтые квадраты и прямоугольники

Развиваем умение систематизации

Это игра обратная выборке. Мама делает выборку и предлагает малышу определить признак, по которому сделана выборка. Для знакомства с подобными играми можно пробовать самые разные варианты выборок. Главное, чтобы ребенку бросался в глаза загаданный признак. Также на начальных этапах даем задания на определение одного признака, затем усложняем.

Я предлагаю Яне самый простой вариант, показываю несколько групп(рядов) фигур и прошу подсказать, чем они отличаются.

Блоки разделены на ряды по толщине.

Еще одно задание на толщину, но тут уже сложней. Цвета отвлекают от толщины. Этот уровень сложности у Яны пока вызвал затруднения.

Продолжи ряд

Еще одно задание на развитие мышление, продолжение ряда. Оно является классическим заданием из тестов на интеллект 😀 . Яне пока не дается даже простейший цветовой ряд. Но мы занимались этим всего пару раз.

Цветовой ряд желтый-красный-желтый-….

Ряд из форм квадрат-круг-квадрат-…

Конструирование

Это творческое направление деятельности невозможно обойти стороной ни для одной игрушки с геометрическими фигурами .

В дневнике развития Яны я уже писала, что последние пару месяцев у неё большой прорыв в области конструирования. Блоки Дьенеша тоже пришлись очень кстати.

Конечно же, у нас есть Lego. У него есть свои преимущества, но попробуйте сделать домик из обычных блоков Lego Duplo. Даже у взрослого это займет массу времени. А малышам и вовсе не под силу. Домик из блоков Дьенеша из квадрата и треугольника получается за пару секунд и у взрослого и у малыша.

Для занятий по конструирования, я взяла на вооружение . За первые пару занятий у меня получилась масса простейших объектов реальной жизни.

Произвольное конструирование простейших объектов

Яна прониклась идеей и на данном этапе повторяет конструкции, которые запомнила, а также импровизирует. Сразу признаюсь, что пока её импровизации далеки от объектов из реальной жизни . Но главное, что процесс пошёл.

Произвольное конструирование. Конструирование объектов из реальной жизни для «продвинутых конструкторов»

Первый раз читая подобный материал, кажется, что такие игры сложные в части реализации. Я хочу убедить вас в обратном. Просто запомните пару вариантов или на первый раз выпишите их на листок. Попробуйте поиграть. Если малышу понравится, то, я уверенна, ваш мозг тут же сгенерирует еще десяток вариантов игр.

Яна оценила именно произвольные игры с блоками Дьенеша. Я с трудом их завершаю, так как она обычно требует продолжения. Под занавес у нас занятия по альбомам.

Альбомы для блоков Дьенеша

Альбомы по блокам Дьенеша рассчитаны на разные возраста. При выборе конкретного альбома я бы посоветовала ориентироваться не на возрастную маркировку, а на уровень знаний ребенка.

Мне очень понравился альбом «Лепим нелепицы» (Babadu). На нём стоит маркировка «с 4-ёх лет», но если Вы увлеченно занимались с малышом развитием, то даже в неполные три года он может подойти. Этот альбом выгодно отличается красочным оформлением. Кстати, если у вас «развитый» ребенок 4-ёх лет, имейте ввиду альбом ему может быть уже не интересен. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм, размеров, объемов. Ниже я привела кликабельные фото разворотов.









Второй альбом в нашем арсенале «Маленькие логики» (Babadu). Он предназначен для малышей от двух лет. Оформление иллюстраций альбома достаточно скромное. В альбоме содержатся задания на изучения цветов, форм и размеров.







Предвижу вопросы в каком возрасте лучше приобретать набор блоков. Уже в полтора года их можно использовать для изучения цветов, а в конце второго года для изучения форм. У нас они появились только к концу третьего года и мне кажется это своевременным. На мой взгляд, особо спешить не стоит. Оптимальный возраст знакомства с блоками будет зависеть от усидчивости и темперамента малыша. Для спокойной Яны — это конец третьего года, для активных малышей, возможно, это будет 4 года.

Купить блоки Дьенеша и журналы для занятий по ним можно тут: My-shop .

На этом про блоки Дьенеша у меня пока всё. Кстати, некоторые из произвольных игр можно адаптировать под другие развивающие игрушки, в том числе под детали Lego. Помимо блоков Дьенеша мы приобрели квадраты и кубики Никитина, палочки Кюизенера и математический планшет с резинками (). Можно сказать, что в программе раннего развития Яны произошла перезагрузка. В ближайшее время постараюсь написать об этом подробней.

Если Вам понравился материал, напишите об этом на своем любимом форуме о малышах и добавьте в свой пост ссылку на эту страницу или сделайте репост этой записи в соцсети:

Также не забудьте подписаться на или присоединиться к группе

Если вы еще ничего не слышали об этой популярной системе, то приглашаем вас познакомиться с ней и узнать, что такое блок Дьенеша. На самом деле это еще одна система раннего развития ребенка, работающая наравне с методикой Монтессори и многими другими. Она имеет свои отличия, так как способствует погружению в мир логики, причинно-следственных связей, чисел и ребусов, тогда как многие другие делают упор на общем знакомстве с миром. Именно поэтому так интересен блок Дьенеша. Начинать занятия можно с самого раннего возраста. К уникальному набору стимульного материала можно подобрать столько разнообразных игр, которые будут отличаться по уровню сложности коренным образом, что он будет полезен как для годовалого малыша, так и для младшего школьника.

История создания развивающей игрушки

Разработал и воплотил в жизнь ее уникальный человек, математик и психолог, Золтан Дьенеш. Он впервые смог создать совершенно простую и недорогую игру (блок Дьенеша), которая умещается в небольшой коробочке, но никогда не надоедает, поскольку вариантов игр с ней огромное множество. Чтобы родители не переживали, смогут ли они каждый день придумывать разные задания, им предложено несколько красочных альбомов, каждая страница которых предлагает отдельно, яркое и красочное занятие. Задачей создания этой игры было сделать математику более близкой и понятной, преподать азы сложной науки посредством увлекательных игр. Так и родился блок Дьенеша.

Как происходит изучение математики?

Золтан Дьенеш изучал особенности познавательных процессов детей и отмечал интересную деталь. Основы математики постигают практически все, но как только дело доходит до более сложных операций, где требуется логическое мышление, большинство школьников перестают понимать суть. Они пытаются действовать по шаблону, но решение каждый раз разное. Тогда ученый сделал вывод, что такова первая стадия изучения математики: хаотичный поиск решения и неизбежные ошибки. Это стадия свободной игры, но каждая из таких игр должна содержать правила. Их изучение - это важная задача.

Только после этого дети приходят к выводу, что определенные действия приводят к одинаковым результатам. И уже потом приходит осознание того, что выводы, сделанные в процессе, могут быть теоремами. На такую базу легко ложится программа средней школы и не только.

Что представляет собой игра?

Открывая коробку, вы можете быть несколько разочарованы. Логические блоки Дьенеша представляют набор деревянных фигур, которые отличаются друг от друга по ряду признаков. Это форма, здесь представлены круги, квадраты, треугольники и прямоугольники. Кроме того, они отличаются по цвету (желтый, красный и синий), размеру (большой и маленький) и толщине (толстый и тонкий). Блоки Дьенеша для самых маленьких уже представляют большой интерес, их можно ощупывать, перекладывать, складывать друг на друга.

С детками постарше уже сложнее. Если доставать фигурку и говорить о том, что перед ребенком большой красный квадрат, через 5 минут он займется другими делами. Именно поэтому разработчики создали целый атлас, руководство по использованию, который содержит огромное количество красочных заданий и игр. Малышу не будет скучно, ведь задания каждый день будут разными, от простого к сложному.

Для кого предназначена игра?

Возрастной диапазон - от 2 до 8 лет. Каждое задание имеет несколько уровней сложности, проходя которые, малыш будет расти и развиваться. Это не та игрушка, которая будет пылиться в шкафу. Логические блоки Дьенеша - это отличная система для развития не только логического мышления, но и познавательных процессов. Это память, внимание, восприятие и воображение. Мозг ребенка еще до школы освоит такие операции, как сравнение, анализ, классификация и обобщение. Малыши в игровой форме быстро усвоят цвета.

Не забывайте перед занятиями давать ребенку возможность поиграть с фигурами, построить из них дом, башенку, чтобы плавно перейти к обучению. А при выборе игр учитывайте возраст и интеллектуальные возможности малыша.

Блоки Дьенеша своими руками

Если у вас нет возможности приобрести готовые пособия, то не расстраивайтесь. Большинство игр можно организовать и с плоскими фигурами. Дело в том, что сами деревянные фигурки - это лишь часть игры. Набор «Давайте поиграем» содержит плоский вариант блоков, с которыми можно с успехом заниматься. А еще его можно скачать, распечатать, вырезать и обклеить скотчем. Так, весь набор обойдется вам максимум в 200 рублей. Блоки Дьенеша своими руками делать совсем недолго и несложно.

То же самое относится и к альбомам, которые содержат все задания. К набору приложена инструкция, в которой есть несколько базовых игр, но надолго этого не хватит. В этом случает тоже можно поискать решение в специальных магазинах или на сайтах, посвященных дошкольному развитию (блоки Дьенеша). Альбом, как и остальные пособия, можно распечатать на цветном принтере.

Играем с самыми маленькими

Можно начинать занятия уже с года, но показывая материал только для ознакомления. Ближе к двум годам уже можно будет приступать к освоению первого альбома. Это блоки Дьенеша для самых маленьких. Суть этой работы - познакомить ребенка с основными свойствами предметов и понятиями, которые их обозначают. Совсем скоро ваш малыш будет свободно ориентироваться в таких характеристиках, как цвет, форма, размер, толщина. Кроме того, он учится вычленять обобщающие признаки, объединять предметы в группы и др.

Основные игры

Если вы делали блоки Дьенеша своими руками, то будут недоступны понятия «толстый-тонкий», так как фигуры выполнены на плоскости, если только папа не согласится выпилить малышу фигуры из дерева. В остальном они абсолютно идентичны оригинальному набору. Самая первая игра - это "Найди предметы". Все, которые желтого цвета, квадратной формы, большие и так далее. Когда вы научитесь с этим справляться, усложните задание, действуя от противного. Например, попросите найти все не красные фигуры. Не забывайте хвалить и подбадривать.

Исключение лишнего - это еще одна увлекательная игра. Выложите цепочку из красных фигур, добавив в нее одну синюю, и попросите убрать лишнюю. Это занятие можно модифицировать до бесконечности, создавая «паравозик» в определенной последовательности. Например, синий кружок, красный кружок, снова синий и красный, затем синий, а продолжит сам ребенок. Комбинацию можно постепенно усложнять. Можно собирать пары - большой и маленький треугольник, синий квадрат и круг и так далее. Заканчивать занятие всегда весело составлением рисунка из фигур. Это может быть человек, цветок или машина. Блоки Дьенеша для самых маленьких - это потрясающий способ весело проводить время и познавать мир.

Дополнительные карточки

Когда ваш ребенок освоит все варианты этих игр, пора переходить к новому этапу. Для этого огромное количество возможностей приготовили блоки Дьенеша. Задания будут усложняться раз за разом, не давая скучать. Теперь нужно купить или распечатать новый альбом, который содержит набор карточек. На них в символической форме зашифрованы признаки фигуры.

  • Цвет обозначается пятном в виде облачка.
  • Размер - это силуэт домика, он может быть большой или маленький.
  • Форма - черный контур фигуры (круг, квадрат, треугольник).
  • Толщина - забавный человечек, толстый или худой (тонкий).

Такие ребусы очень любят дети. Но здесь есть подвох. Помните про нахождение фигурок от противного? Это сохраняется и в шифрах. То есть карточка может содержать два пятна, красного и желтого цвета, каждый из которых перечеркнут линией. Значит, искомый объект не красный и не желтый, а синий. Если, кроме этого, на карточке есть контур квадрата, то решение найдено. Нам нужен синий квадрат.

Логические кубики

Это отдельный материал, который продается вместе с набором, но можно сделать его и самостоятельно, скачав схему, вырезав и собрав кубик по пунктирным линиям. Это обычный кубик, на гранях которого располагаются признаки предметов, подобно тому, как это вы видите на карточках, описанных выше. Всего 5 кубиков, каждый из которых посвящен таким признакам, как размер, форма, толщина, цвет, и символам отрицания свойств. Также есть цифровой кубик.

Это игровой элемент, он вносит в занятие долю случайного выбора, когда вы подбрасываете кубик, а он за вас выбирает признаки предмета, с которым дальше придется взаимодействовать. Это очень любят дети.

Игры - приключения

Серьезные занятия могут не прийтись по сердцу вашему малышу. Тогда не настаивайте, а просто расскажите сказку. Например, о том, что каждый из вас - королевский садовник, и король дал задание высадить на клумбу цветы. Теперь, подбрасывая кубик, вы определите, что за цветы будут расти у каждого из участников игры. Возможно, король даже одарит своих садовников.

Подобным образом можно подбирать угощенье для медвежат и бельчат, определяя, какие признаки должно иметь печенье для одних и для других. Инструкция приводит еще целый ряд игр, которые обязательно подойдут вашим детям. Деткам постарше понравится собирать различные схемы. Блоки Дьенеша - это игра, которая никогда не надоедает.

Игры с карточками

Эти пособия открывают совершенно новый мир, ребенок чувствует себя настоящим разведчиком, отправляющимся в приключение. Но постепенно пыл охладевает, тогда мы можем предложить поиграть в новые игры. Например, спрячьте под одной из фигур наклейку с изображением любимого животного и скажите ребенку, что кошка (или собачка) находится в беде и спасти сможет ее только он сам. Теперь предъявите карточку, которая является картой. Например, наклейка под большим красным квадратом. Тогда вам понадобится карточка с красным пятном, большим домиком и контуром квадрата. А чтобы его запутать, усложните задание, найдя карточку с описанием некоего не синего, не маленького предмета.

Работа с детьми 5-8 лет

Для этого служат три красочных альбома: «Спасатели приходят на помощь», «В поисках затонувшего клада», «Праздник в стране блоков». Работа с блоками Дьенеша на этом этапе развивает логическое мышление, учит выявлять определенное свойство предмета. Вы можете обучать ребенка счету, выкладывая в два ряда разное количество блоков, и просить определить, какой из них больше, и, например, уравнять их. Новыми заданиями становятся различные таблицы, классическая сетка для «крестиков-ноликов», в которой часть ячеек заполнена изображениями фигур, а в остальных стоят знаки вопроса. Нужно уловить логику. Еще одно задание - построение дорожки по схеме, в которой заданы свойства предметов. Ребенок должен не только разгадать, но и выложить в правильной последовательности.

Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша

Палочки Кюизенера - это еще одна методика, которая помогает познакомиться с миром чисел. Она представляет собой набор палочек, каждая из которых цветом и длиной выражает определенное число. Сегодня есть прекрасные пособия, объединяющие эти две методики. Если альбом «Посудная лавка» предназначен для работы с палочками, то «Страна палочек и блоков» - это еще более глубокое погружение в мир логики, математики и веселых игр. Это дает возможность осваивать первые арифметические задачи, оперировать понятиями «больше и меньше», «плюс», «минус», «равно». Палочки Кюизенера и блоки Дьенеша - это большой мир математики для маленького ребенка.

Сегодня в России широко используются блоки Дьенеша в ДОУ. Это позволяет выпускать детей более подготовленными и способными не только пройти заурядную школьную программу, но и сохранить пытливый исследовательский интерес и жажду знаний. Судя по отзывам, эта методика нравится и детям, и взрослым обилием вариаций и отсутствием жестких рамок. Это гораздо лучше, чем купить малышу десятую куклу или машинку. Единственный «недостаток», по сравнению с обычными игрушками - родителям придется принимать участие в игре.