27.09.2019

Болонский процесс. Болонский процесс в беларуси движется очень медленно


«Болонским» принято называть процесс создания странами Европы единого образовательного пространства. Его начало было положено подписанием в 1999 г. в Болонье (Италия) Болонской декларации, в которой были сформулированы основные цели, ведущие к достижению сопоставимости и, в конечном счете, гармонизации национальных образовательных систем высшего образования в странах Европы.

В свою очередь гармонизация систем высшего образования достигается за счет широкого распространения однотипных образовательных циклов (бакалавриат - магистратура), введения единых или легко поддающихся пересчету систем образовательных кредитов (зачетных единиц), одинаковых форм фиксирования получаемых квалификаций, взаимной признаваемости академических квалификаций, развитых структур обеспечения качества подготовки специалистов и т.д.

Десять основных направлений Болонского процесса (10 Bologna Action Lines):

1. Принятие системы общепонятных, сравнимых квалификаций (степеней).
2. Внедрение двухступенчатой системы высшего образования (бакалавриат – магистратура).
3. Применение системы зачётных единиц (академических кредитов), количество которых зависит от объема часов по дисциплине и отражение учебной программы в приложении к диплому, образец которого разработан ЮНЕСКО.
4. Развитие академической мобильности студентов, преподавателей и административно-управленческого персонала.
5. Взаимное признание квалификаций и соответствующих документов в области высшего образования, обеспечение автономности вузов.
6. Развитие европейского сотрудничества в области обеспечения качества высшего образования.
7. Обучение в течение всей жизни.
8. Активизация участия вузов и студентов в развитии Болонского процесса.
9. Усиление европейской составляющей в системе высшего образования Европы.
10. Введение докторантуры в общую систему высшего образования (в качестве третьего уровня); объединение Европейского пространства высшего образования и Европейского пространства научных исследований.

Система сравнимых степеней предполагает трёхуровневую систему высшего образования:

  • Первый уровень – бакалавриат (степень "бакалавр")
  • Второй уровень – магистратура (степень "магистр")
  • Третий уровень – докторантура (степень "доктор философии")

В Европе доминируют две модели системы высшего образования:

  • бакалавриат + магистратура + докторантура: 3 года обучения + 2 года обучения + 3 года обучения;
  • бакалавриат + магистратура + докторантура: 4 года обучения + 1 год обучения + 3 года обучения.

Проведение образовательных реформ в духе Болонского процесса выгодно любой европейской стране, что объясняется следующими факторами. Единая Европа предполагает свободное передвижение труда (рабочей силы), товаров и капитала, отсюда необходимость в сравнимости квалификаций в области высшего образования, без чего свободное передвижение высококвалифицированных кадров невозможно. Кроме того, высшее образование становится высокорентабельной сферой бизнеса, в которой лидирующие позиции занимают США. Европа лишь как целое может рассчитывать на успешную конкуренцию в этой области.

Республика Беларусь присоединяется к Болонскому процессу исходя из следующих мотивов:

  • система образования Республики Беларусь имеет европейские корни, в связи с этим логичным представляется учет изменений той системы, которая исторически послужила моделью-прототипом для системы отечественной;
  • на Евросоюз приходится значительная часть отечественной внешней торговли и иных внешнеэкономических связей. Если высшее образование людей, реализующих эти связи, сопоставимо, то и связи налаживать и поддерживать легче;
  • взаимодействие системы образования Республики Беларусь с единым образовательным пространством Европы предполагает общепринятые правила и, находясь «внутри» процесса, значительно легче влиять на принятие решений, которыми и определяются общепринятые правила;
  • формирование общего образовательного пространства в рамках Союзного государства, ЕврАзЭС и СНГ, часть участников которых реформировали национальные системы образования на основе Болонских принципов, так или иначе вынуждают Республику Беларусь в процессе построения общего образовательного пространства реформировать отечественную систему образования на тех же принципах;
  • присоединение к этим принципам позволит повысить привлекательность и конкурентоспособность нашего национального образования в современном мире.

14 мая этого года Беларусь официально стала участником Болонского процесса . Наша система образования сделала попытку сделать это еще в 2012-м году , однако тогда не вышло.

Почему тогда так получилось и что Болонский процесс может дать обычному белорусскому студенту пишет интернет-журнал о Минске CityDog.by .

1. Что такое Болонский процесс и для Чего он создавался?


Болонский процесс – это единое европейское образовательное пространство. Возник он в ответ на превращение высшего образования из элитарного в массовое: в какой-то момент в университеты Европы стали поступать не 5–10 % процентов молодежи, а 50–60 %.

В 1999 году 29 европейских стран подписали Болонскую декларацию, а сегодня в процессе участвуют 47 стран. Примечательно то, что Беларусь должна была стать 48-й страной-участницей Болонского процесса, но пока в официальных документах по-прежнему стоит цифра 47.

2. Почему нас раньше не брали в Болонский процесс?

Потому что мы «не соответствовали целям, ценностям и основным направлениям политики Европейского пространства высшего образования (ЕПВО)». Именно поэтому в 2012 году рабочая группа Болонского процесса не дала Беларуси рекомендации и Совет министров ЕПВО решил не рассматривать нашу кандидатуру, ссылаясь на то, что в стране отсутствовали академическая свобода, университетская автономия и студенческое участие в управлении вузом.

3. А почему взяли сейчас?

В Болонский процесс Беларусь приняли условно. Перед страной поставили условие – к 2018 году выполнить задачи, прописанные в Дорожной карте – специально разработанном для Беларуси плане действий на ближайшие три года. В Дорожной карте говорится, что Беларусь должна:

– ввести трехуровневую систему высшего образования (бакалавриат – магистратура – докторантура),
– наладить выдачу бесплатного приложения к диплому,
– разработать план международной мобильности студентов и преподавателей,
– в корне пересмотреть такую практику, как «обязательное распределение».

4. Что может белорусский студент получить от Болонского процесса?

Ему будет проще ездить учиться по обмену . Сейчас, чтобы уехать в учебное время из Беларуси больше чем на 10 дней, нужно идти за разрешением в Министерство образования. В идеальном мире таких разрешений получать не надо, а государство еще и заинтересовано в том, чтобы студенты и преподаватели ездили на стажировки и учебу за границу, поэтому и оплачиваться такие программы должны за счет бюджета. Но все это идеальный мир.

Он сможет участвовать в управлении университетом . По белорусскому законодательству в совете университета должно находиться не менее 25% студентов. Но это все равно мало что дает. Как правило, студенческие советы у нас мало влияют на ситуацию в университете. В Болонском процессе такого быть не должно.

Он сможет бесплатно получить приложение к диплому . Это приложение покажет потенциальному работодателю из условной Исландии, какое образование вы получили, на что делали акценты, каким образом оценивались ваши знания и много чего еще. В 2011 году Министерство образования уже обещало выдавать такую книжечку всем, кто захочет, но пока, насколько нам известно, ее никто не получил.

Его успехи будут оцениваться в зачетных единицах (кредитах) . Это то, что пойдет в приложение к диплому. Бакалавр, например, должен за время своего обучения набрать 180–240 зачетных единиц, а это примерно три года обучения. То есть фраза «чтобы получить зачет, можно прогулять только два часа лекций» потеряет всякий смысл.

Заработает трехуровневая система образования (национальная рамка квалификаций) . В такой системе, например, бакалавриат, то есть первая ступень высшего образования, длится не 5 лет, а 3 года. Также национальная рамка квалификаций – это своего рода требование к компетенциям выпускника, которые разрабатывает студент вместе с работодателем, а не Министерство образования.

5. Это всё теория, а как Болонский процесс может работать на практике?

Смотрите: теоретический второкурсник факультета психологии БГУ решил год изучать высшую математику в Европе. В самом идеальном случае государство должно найти деньги, чтобы оплатить ему год проживания в Европе, а кредиты, которые студент получил, изучая высшую математику, пойдут ему в зачет по возвращении в родной корпус БГУ. Мало того, после возвращения студент может занять место в совете университета и решить, участвовать его коллегам в субботнике или нет. После окончания первой ступени высшего образования он может с легкостью и со своим приложением к диплому поехать в Европу изучать любимую «вышку» уже в магистратуре, а там, глядишь, и до доктора дотянет.

В общем-то, подписав Болонскую декларацию, Беларусь обязана выполнить все перечисленные выше условия. А то вдруг выгонят.

6. А могут ли нас исключить из Болонского процесса, если к 2018 году мы не выполним требований дорожной карты?


Трудно сказать. У Болонского комитета нет процедуры исключения страны-участницы из процесса. Однако условного приема в процесс, которого удостоилась наша страна, до 2015 года тоже не было. Так что как создали прецедент условного приема, так могут сделать и прецедент условного исключения. Но мы уверены, что все у нас получится.

7. Кто помогал нам делать этот материал?


Владимир Дунаев, профессор, бывший проректор ЕГУ, один из экспертов в области реформы высшего образования и Болонского процесса.

24 августа в Минске завершился республиканский педагогический совет. Выступавшие на заседании Президент Беларуси Александр Лукашенко и министр образования Игорь Карпенко сосредоточили свое внимание на конкретных изменениях в действующей системе образования. Это уже далеко не первая трансформация образовательной модели Беларуси за последние 20 лет. Что вынудило президента и профильного министра поднять вопрос о реформе образования именно сейчас? Каковы перспективы у реформ? Об этом и не только в материале сопредседателя редакционного совета «Евразия.Эксперт» Петра Петровского.

Молодая независимая постсоветская Беларусь получила в наследство достаточно высококачественную образовательную модель СССР, опыт которой брали на вооружение многие страны. Однако данная система имела и свой недостаток. Она являлась достаточно затратной и не имела дифференцированного подхода к учащимся. Последний фактор приводил к усредненному отношению ко всем и отсутствию профильного образования. Большие же затраты поставили перед молодым государством вопрос оптимизации системы, ее удешевления.

Также нельзя снимать со счетов и фактор геополитической ломки. На кого равняться молодой Беларуси в образовании, если даже близкий ее союзник Россия в 1990-е гг. копировала элементы образовательных систем стран Запада?

Поэтому многочисленные предложения и реформы, проводимые в 1990-е и 2000-е гг. можно назвать «шараханьем» между финансовой оптимизацией, сохранением эффективности и встраиванием в новые геополитические реалии.

Так в Беларуси появилось профильное образование в виде лицеев и гимназий, десятибалльная система, сначала переход, а после и отказ от двенадцатилетней системы, а также переход с шестидневной к пятидневной учебной неделе. В список можно включить также сокращение некоторых предметов (Международная художественная культура и др.) или курсов (обществоведение на один год) и уменьшение часов практически по всем предметам. Первая ступень высшего образования была сокращена с пяти до четырех лет. Была введена вторая ступень высшего образования – магистратура, академические часы сокращали, порой радикально. Особенно сильно подобные действия были произведены в стане базовых общеобразовательных дисциплин высшей школы, которые в основном состоят из гуманитарных классических предметов (философия, социология, логика, риторика, латинский и древнегреческий языки и пр.). Последняя реформа привела к созданию так называемых блоков, совмещающих в один курс различные предметы с минимальным выделением часов на их преподавание, что означало свертывание классических подходов к университетскому образованию.

Немалую роль в этих действиях сыграла порой нечеткая позиция Беларуси к болонскому процессу. В зависимости от взглядов новоназначенного министра Беларусь то держала курс в болонскую систему, то отказывалась в нее вступать. В конечном итоге в 2015 г. Беларусь последней из стран Европы вступила в болонский процесс.

К вышеприведенному списку можно добавить и передачу доселе несвойственных школам и вузам функций в результате оптимизации и экономии, что привело к излишней бюрократизации и перегруженности графиков работников сферы образования.

Все это свидетельствует об отсутствии стратегии в области образования и воспитания. В постсоветской Беларуси, и это нужно признать, пока не знают, что именно хотят получить от образования. И это понятно. Образование является той сферой, которая в большей степени, нежели другие, зависима от ценностных установок и ресурсов. Ведь, вкладывая в образование, государство фактически вкладывает инвестиции, которые окупятся в лучшем случае через лет тридцать, когда новые поколения будут реализовывать себя. Беларуси же как государству, потерявшему идеологический советский стержень марксизма-ленинизма и не имеющему свободных ресурсов, приходилось находить путь построения собственной образовательной системы наощупь. Это как раз и выразилось в приведенных примерах нестабильности всей системы образования и эклектизма тех реформ, которые были реализованы.

Реформы руками коммуниста

Отставка Михаила Журавкова с поста министра образования в конце 2016 г. и назначение на этот пост лидера Коммунистической партии Беларуси Игоря Карпенко оказались для многих неожиданностью. Либеральная часть белорусского экспертного пространства достаточно жестко критиковала данное кадровое решение и высказывала, порою в острых формах, все свое негодование. Президент знал о возможности подобной реакции, но пошел на назначение. И здесь имеются несколько причин выбора именно Игоря Карпенко. Во-первых, предыдущие министры образования проводили в жизнь на протяжении пяти лет политику внедрения западных образовательных стандартов, особенно в высшей школе. Итогом всему этому стало вступление Беларуси в болонский процесс, на счет которого в кругах управленцев и части экспертов имелись справедливые опасения. Здесь и проблема «утечки мозгов», и реальность конкретных бонусов, которые смог бы получить от болонского процесса конкретный студент и вся страна в целом.

Два года нахождения в болонской системе привнесли в образовательную среду Беларуси некоторое разочарование. Академический обмен в большинстве случаев был направлен на направления гендера, прав человека, европейских ценностей и т.д. В фундаментальных и прорывных сферах никаких положительных эффектов от болонского процесса не наблюдалось.

Во-вторых, фактор самого президента Беларуси, который вольно или невольно столкнулся со всеми плюсами и минусами системы образования не понаслышке, а через обучение собственного младшего сына в школе. Поэтому Александр Лукашенко стал намного больше внимания уделять вопросам системы образования не только как президент страны, но и как родитель. Быть может, в том числе негативное ощущение опыта некоторых реформ на собственном ребенке числе и заставило президента сделать кадровые перестановки.

В-третьих, из года в год в стране наблюдается ухудшение качества выпускников школ, уменьшение проходных балов поступления в вузы. Этого тоже нельзя не заметить. И это несмотря на политику облегчения содержания самих тестов.

При этом наличие платной формы образования фактически привело к всеобщему высшему образованию, опустив уровень как его качества, так и профессионально-технического среднего образования. Все это указывает на неминуемое падение качества выпускаемых специалистов, а значит ставит вопрос об эффективности самой ступени.

В этих условиях назначение коммуниста Игоря Карпенко стало итогом разочарования нововведениями и определенным консервативным реверансом в сторону советской системы образования, сторонником которой является новый министр.

Перспективы изменений

После назначения министр образования совместно с депутатами Палаты Представителей начали работать над изменениями в системе образования. Основной задачей сегодня видится как раз преодоление тех ошибок и неверных действий, которые совершались в системе образования на протяжении последних двух десятилетий. В ходе республиканского педагогического совета этим вопросам было уделено наибольшее внимание.

1. Дошкольное образование

Главной проблемой дошкольного образования является дефицит кадров. Эту проблему косвенно признал и президент Беларуси, говоря о переполненных группах в 30 и более человек и маленьких зарплатах. К слову, изменение последнего фактора должно простимулировать работников дошкольного образования оставаться на своих местах, уменьшить текучку кадров и сделать данную профессию более привлекательной для граждан.

2. Трансформация школы

В отношении школы у руководства страны возникли вопросы по поводу эффективности предыдущих преобразований. Среди депутатов даже высказывались идеи возврата к пятибалльной системе. Однако эту идею на педсовете раскритиковал сам президент.

Проблема оценки знаний во многом сегодня исходит из зависимости школ, гимназий и лицеев от рейтингов и проверок, которые фактически диктуют учителям планку усреднения оценки знаний.

На деле из десятибалльной сегодняшняя система превратилась в пятибалльную, где негласно не рекомендуется ставить оценки ниже 4 и выше 8 баллов. Получается определенная серая масса, не привлекающая внимание контрольных органов и помогающая держать планку школе в региональных рейтингах успеваемости. В выпускных же классах из-за введения учета среднего балла аттестата при поступлении наблюдается проблема завышения оценок и необъективного оценивания выпускных экзаменов. Этот вопрос поднял и министр Игорь Карпенко, предложив создать независимый орган по проведению и оценке выпускных экзаменов по курсам базовой и средней школы.

Вторая проблема – это неравномерное распределение учеников всех уровней успеваемости по учреждениям образования. Создание гимназий различных профилей породило концентрацию наиболее успевающих учеников именно в них. Простые школы лишились учеников с высокой успеваемостью. Поэтому в середине 2000-х гг. многие школы пошли на создание многочисленных профильных и специализированных классов. Данный процесс получил такой всеобщий характер, что в 2008 г. было решено ликвидировать любую профильность классов внутри общеобразовательных школ.

Теперь же министр образования Игорь Карпенко (и здесь сказалась его принадлежность к КПБ) усомнился в целесообразности наличия такого большого количества гимназий. Во-первых, возникает вопрос о соответствии многочисленных учреждений, имеющих такую вывеску, уровню гимназического образования. Во-вторых, сама форма отбора при помощи экзаменов после начальной школы вызывает сомнение. Насколько осознанным является выбор ученика, поступающего в гимназию? Или это выбор родителей, которые порой не советуются с ребенком и даже не спрашивают его о перспективах учебы в гимназии? Все это призвано решить введение личного собеседования с ребенком, в ходе которого должен быть определен уровень осознанности его решения по поступлению в гимназию.

Третьим негативным фактором школьного образования являются учебники. Отсутствие четкой стратегии, переход с шестидневки к пятидневке, с одиннадцатилетки на двенадцатилетку и наоборот, сокращение часов, оптимизация программ, изменение концепций привели к тому, что учебные пособия менялись чуть ли не раз в один два года.

Все это приводило к нестабильности преподавания и отсутствию четких требований и критериев образовательной эффективности.

К написанию учебников привлекались в основном представители академической науки. Это стало главной проблемой постсоветского образования. До распада СССР большинство учебных пособий, за исключением белорусского языка, литературы и истории БССР, разрабатывались в Москве. После 1991 г., за неимением опыта, разработку национальных учебников передали академическому сообществу. Ошибка, заключающаяся в отсутствия педагогов-практиков в коллективах авторов, быстро выявилась. Сложность и непонятность учебных пособий также стимулировала министерство образования из года в год переписывать их. Теперь президентом и министром образования поставлены задачи создать новые учебники к 1 сентября 2019 г., а к их написанию обязательно должны быть привлечены учителя-практики.

3. Среднее образование

В 2000-е гг., из-за введения платной формы высшего образования, оно стало доступным при наличии финансов каждому практически вне зависимости от уровня подготовленности абитуриента. В середине 2000- х гг. в среде некоторых экспертов и чиновников стали поговаривать о введении всеобщего высшего образования. Однако сам факт расширения сферы высшего образования привел к снижению популярности среднего и профессионально-технического образования. В заведения этой направленности стали поступать в основном учащиеся из малообеспеченных семей или с плохой успеваемостью.

Востребованность на рынке труда специалистов с профессиональным средним образованием осталась достаточно высокой. А вот предложение резко упало как в качестве, так и в количестве.

Произошел сдвиг. Переполненный рынок лиц с высшим образованием стал удовлетворять рынки специальностей профессионально-технического и среднего образования. Появились юристы-строители, экономисты-мерчендайзеры. Все это требует изменения в подходе к среднему образованию. Игорем Карпенко были высказаны следующие предложения:

а) сделать среднее образование обязательным, т.е. каждый ученик в 9 классе будет вынужден либо оставаться учиться 10-11 классах, либо поступать в средне-специальные учреждения;

б) унифицировать среднее образование по образцу колледжей;

в) уменьшить наборы в вузы и сократить их количество в стране, что должно освободить часть абитуриентов для поступления в средне специальные учебные заведения.

4. Вузы

Интеграция в болонский процесс, полный переход на четырехлетнее обучение на первой ступени образования, а также невыверенная политика количества подготовки тех или иных специалистов привели к конкретным диспропорциям в вузах. Сегодня имеет место дублирование многочисленных специальностей в различных вузах страны. Также 1990-е гг. породили множество новых высших учебных заведений, и их число значительно превышает потребность в них. Поэтому рынок труда переполнен юристами и экономистами.

Министерство образования предлагает упорядочить выпуск специалистов тех или иных специальностей, сделать вузы профильными, отказаться от дублирования. Это сократит сами наборы в вузы. Также предлагается сократить количество самих вузов, которые сегодня находятся даже в районных центрах.

В-третьих, на особенно важные и ответственные специальности предлагается сохранить пяти- и шестилетнее образование. Министр образования высказал идею сохранить для бакалавров в том числе и наименование специалист.

5. Послевузовское образование

Ухудшение уровня общевузовской подготовки дает о себе знать и на уровне послевузовского образования. При этом аспирантура еще потерпела и от введения второй ступени высшего образования – магистратуры. В магистратуру была переведена сдача кандидатских экзаменов, что само по себе нарушает логику вузовского и послевузовского образования. Предлагается вернуть кандидатские экзамены в аспирантуру, а магистратуру сориентировать на тех программах, которые характерны для второй ступени высшего образования.

Также страдает и качество самих диссертаций, начиная с выбора тем. Поэтому в перспективе докторантуру предложено перевести на грантовую основу. Это должно содействовать актуализации тематики на уровне самого зачисления в докторантуру и связывать его с потребностями и заказами государства.

Интеграционная перспектива

Еще один аспект белорусского образования не обсуждался на педсовете, но активно обсуждается в профильном министерстве. Это вопрос использования интеграционных механизмов Союзного государства (СГ) в качестве аспекта и механизма модернизации образовательной сферы. К сожалению, сегодня уровень интеграции систем образования Беларуси и России больше связан с формальными обязательствами признания дипломов, аттестатов, перевода пятибалльной системы оценки в десятибалльную и наоборот. На сегодняшний день наши системы образования имеют недостаточный объем академического обмена, совместных образовательных программ по различным специальностям. Отсутствуют координация и совместные действия по подготовке специалистов.

На фоне общего разочарования болонской системой сегодня имеется хорошая почва по выработке координации систем образования в рамках СГ.

Этой осенью готовится встреча министров образования двух стран, где запланировано подписание документа по координации образовательной политики и углублению сотрудничества между двумя министерствами.

Петр Петровский

В современном, постоянно развивающемся мире образование играет огромную роль. От его качества зависит не только уровень благосостояния общества, но и экономическая — а зачастую и политическая — обстановка в стране. На протяжении почти двух десятилетий государства Евразийского континента демонстрируют тенденцию к интеграции образовательных систем. Республика Беларусь не осталась в стороне и 14 мая 2015 года Беларусь со второй попытки стала участницей Единого пространства высшего образования (ЕПВО) и, соответственно, Болонского процесса.

На пути к образованию будущего

Первая попытка Беларуси стать частью Болонского процесса была предпринята в 2012 году и оказалась безрезультатной. Министры образования на форуме в Вене отказали нашей стране в этом праве. Данное решение было обусловлено наличием минимальных академических свобод в белорусских вузах, слабой развитостью системы студенческого самоуправления, отсутствием прозрачности в работе администрации университета и выборов ректора.

Несмотря на то, что белорусские вузы выполнили только малую часть условий для вступления в Болонский процесс, Министра образования Беларуси Михаила Журавкова пригласили в Ереван на очередной форум ЕПВО с целью обсуждения присоединения Беларуси к Болонскому процессу.


«Включение нас в Европейское пространство высшего образования отражает признание мировой общественностью белорусской системы высшего образования и подтверждает факт того, что национальная модель конкурентоспособна и сможет интегрироваться в мировое образовательное пространство».

Михаил Журавков, Министр образования Республики Беларусь, www.interfax.by

В итоге Беларусь стала частью европейского интеграционного проекта, но с определёнными условиями, так называемой «Дорожной картой». Согласно ей государство обязуется до 2018 года реформировать систему образования в соответствии со стандартами ЕПВО.


«Дорожная карта — это не предложение, а требование, которое должно быть выполнено. Важно, чтобы все её условия были выполнены как минимум. Мы должны очень внимательно следить за происходящим в Беларуси, соблюдаются ли там академические свободы, принципы мобильности и в целом права человека».

Иллуги Гуннарссон, Министр образования Исландии, www.interfax.by

Когда белорусское образование станет таким же, как в Европе?

Необходимо понимать, что качество белорусского образования не достигнет европейского уровня за несколько месяцев. Для приближения нашей системы к стандартам ЕПВО потребуется несколько лет на разработку схемы модернизации и воплощения её в жизнь. Также необходимо отметить, что без содействия самих участников образовательного процесса — студентов и преподавателей — выплыть из академического застоя не представляется возможным.

Кроме ряда преимуществ (академическая мобильность, демократизация системы образования), Болонский процесс имеет существенный недостаток: высшее образование ограничивается только профессиональной подготовкой, хоть и высококлассной, но без особого внимания к высшим уровням интеллектуального и физического формирования личности. Именно поэтому многие ведущие университеты Европы ставят в приоритет содержание образования, а не его форму.

На данный момент уже предприняты некоторые меры по реализации требований форума министров образования: ведётся подписание международных договоров о сотрудничестве между вузами, постепенно вводится рейтинговая система оценивания, налажен обмен студентами и преподавателями между странами, проводятся международные научные конференции.


«Одним из принципов Болонского процесса является мобильность студентов, что приводит к улучшению качества образования. Поэтому вступление Беларуси в Болонский процесс может только улучшить качество подготовки специалистов в ядерной сфере».

Николай Маруда, консультант управления высшего образования Министерства образования Республики Беларусь, www.interfax.by

Некоторые университеты совместно с Министерством образования внедряют новые программы, которые помогут развитию образовательной системы Беларуси. Недавно БЕЛТА сообщило, что было утверждено создание учебно-научно-инновационного кластера непрерывного педагогического образования на базе . Также началась работа по созданию Республиканского совета по развитию бизнес-образования. Эта мера поможет интегрировать учебные заведения с коммерческими организациями, что позволит, в свою очередь, улучшить подготовку управленческих кадров.

25 мая в Париже завершилась двухдневная конференция министров образования Европы. Обсуждался на ней в том числе белорусский вопрос: останется ли страна, которая за три года не выполнила требования Дорожной карты, в Болонском процессе? Как следует из декларации , подписанной по итогам конференции, останется, но с определенными условиями, выполнить которые нужно до 2020 года.

Беларусь на конференции представлял министр образования Игорь Карпенко. Фото: twitter.com/BFUGsecretariat

В итоговой декларации отмечается: Беларусь начала «некоторые первые реформы», однако «остаются существенные проблемы». Чтобы их решить, министры образования Европы предлагают стратегию на 2018−2020 годы.

В стратегии подчеркивается, что «Министерство образования Республики Беларусь вновь подтверждает свою приверженность дальнейшему внедрению принципов и инструментов Европейского пространства высшего образования (ЕПВО) в систему высшего образования РБ и готово работать над этими вопросами с Наблюдательной группой по Болонскому процессу (BFUG)».


Стратегия прописывает цели и задачи, достигнуть и решить которые нужно до 2020 года. В том числе:

  • к 2019 году Беларусь должна принять национальную рамку квалификаций высшего образования. Система высшего образования будет включать две ступени: бакалавриат, во время обучения в котором нужно набрать 180−240 «кредитов», и магистратура на 90−120 «кредитных пунктов»;
  • Беларусь должна полностью отказаться от пятилетнего обучения в бакалавриате и продолжать работать над улучшением системы «кредитов»;
  • страна будет продолжать внедрение системы «кредитов». Особый фокус должен быть сконцентрирован на результатах учебной деятельности, составлении учебного плана, а также возможности имплементировать программы академической мобильности. Другими словами, если студент едет на семестр по обмену, полученные в зарубежном университете «кредиты» должны быть признаны и зачтены дома;
  • Минобр должен работать над реализацией совместных образовательных программ и программ с возможностью получения двойного диплома. От нашей страны ожидают предоставления грантов иностранным студентам для обучения в вузах Беларуси;
  • должен быть изучен международный опыт распределения выпускников, чтобы разработать предложения для Беларуси по пересмотру существующей системы распределения. Точные сроки в стратегии не указаны;
  • в 2019—2020 годах Беларусь должна включить студентов в совет по качественной оценке образовательных программ. Будет разработана процедура выдвижения главы университета на конкурсной основе. Не забыли в стратегии и об ответственности за свободу и автономию университетов — работа над этим должна быть продолжена.

Напомним, что до 2015 года Беларусь была единственной европейской страной, не входившей в Единое пространство высшего образования (ЕПВО). Три года назад на министерской конференции в Ереване Беларусь приняли в Болонский процесс — но на определенных условиях, прописанных в Дорожной карте. Выполнить их Беларусь обещала до 2018 года. Тогда, на майской конференции 2015 года, министры образования , что условия, указанные в Дорожной карте, — не предложения, а требования к Беларуси.

Основные требования, которые Беларусь должна была выполнить к 2018 году:

— перейти на трехступенчатое обучение «бакалавр — магистр — доктор»;

— создать новую систему рамки квалификаций;

— бесплатно выдавать приложения к диплому на английском языке;

— создать независимое агентство по качеству образования;

— уравнять финансовую поддержку студентов частных и государственных вузов;

— отменить распределение;

— развивать академическую мобильность студентов и преподавателей;

— предоставить автономию университетам;

— создать возможность регистрации студенческих организаций по заявительному, а не разрешительному принципу.

В конце 2017 года Общественный Болонский комитет провел мониторинг. Он показал, что Беларусь полностью ни одно из взятых обязательств. Об этом же утверждается в итоговом проекте отчета консультативной группы, которая оценивала ход выполнения Дорожной карты.

— Дорожная карта реформирования высшего образования Беларуси не будет выполнена в 2018 году, — говорится в отчете. — Небольшой прогресс был достигнут по отдельным направлениям Дорожной карты, но общее понимание взаимодействия и взаимозависимости Болонских инструментов (BA, MA, PhD, национальная рамка квалификаций, обеспечение качества, ECTS, результаты обучения, приложение к диплому и др.) нуждается в дальнейшей проработке. Ряд основных требований Дорожной карты еще предстоит реализовать, а отсутствие прогресса в отношении фундаментальных ценностей образования, таких как академическая свобода, автономия и создание студенческих союзов, остается важной задачей. По-прежнему необходимо прилагать усилия по развитию студенческой мобильности, созданию независимого агентства по обеспечению качества и полноценному внедрению национальной системы квалификаций. Также система обязательного распределения должна подвергнуться значительным изменениям для того, чтобы соответствовать требованиям Дорожной карты.