12.03.2022

Что такое способности? Структура способностей. Что такое способности человека и какие бывают? Способности и дарования человека проявляются в процессе


НАТА КАРЛИН

Почему близнецы, которые воспитываются в одной социальной среде, получают одинаковое воспитание и образование, выбирают в жизни разные дороги? Они реализуют себя в противоположных сферах деятельности. Чем объясняется различие планов, желаний и ? Это зависит от талантов, желаний, задатков и способностей человека, заложенных в нем еще в утробе мамы. Способности – это индивидуальные особенности каждого человека. Они не имеют ничего общего с познаниями и умениями, но определяют и объясняют обучаемость человека в конкретном виде самовыражения.

Только используя задатки, с которыми человек родился, он может развить способности. Задатками принято называть анатомо-физиологические особенности, которые развиваются в, выбранном человеком направлении. Изначально, в ребенке заложен ряд способностей, которые, утратив необходимость, постепенно забываются.

Категории способностей человека

Понятие, объединяющее способности – одаренность или талант. Под ним понимают благоприятное соединение в человеке черт характера, личностных качеств и задатков, которые дают возможность усваивать информацию, обрабатывать ее с целью получения необходимого результата.

Способности делятся на следующие категории:

Общие (характерны для каждого ребенка);
Специальные (определяют приоритетный выбор деятельности);
Практические (применимы в работе);
Теоретические (определяют знания, которые получены человеком);
Творческие (художественное искусство и т.д);
Учебные и др.

Следует подробнее остановиться на каждой из них.

Общие способности.

Эта категория способностей помогает в отдельном виде деятельности. В эту категорию относятся феноменальная память, способность к точным наукам, четкая речь и др. Развитие общих способностей у детей помогает им стать успешными в жизни, какую бы профессию они не выбрали.

Специальные и практические способности.

Это развитые в конкретной области задатки — способность к математическим исчислениям или немыслимые успехи в спорте. Сюда же относятся лингвистические, технические и другие способности.

Учебные и теоретические способности.

Способности к творчеству.

Отличаются творческие способности от учебных тем, что человек на основании полученных знаний создает новые технологии, предметы культуры и искусства.

Скрытые способности (задатки, таланты) каждого человека обширны. Поэтому, с раннего возраста нужно выявлять и культивировать их в ребенке.

Пути и средства для формирования способностей

Как уже было упомянуто выше, прежде, чем стать способностями, задатки проделывают долгий путь. Многие способности рождаются вместе с нами, и если делать упор на их развитие с раннего детства, они не исчезают до смерти. Процесс формирования и совершенствования способностей делится на этапы:

Первичный.

На этом этапе происходит развитие органических структур, необходимых для развития конкретных способностей. Этот этап занимает период с рождения до 6-7 лет. В это время у ребенка формируется восприятие действительности, как единого целого, мозг делит полученную информацию, образуя зоны, каждая из которых отвечает за развитие определенной способности. Это плодородная почва для формирования специальных способностей.

Вторичный.

Этот этап относится к обучению в школе. Во время учебы происходит формирование специальных способностей. Особенно это касается начальных классов. Поначалу способности ребенка проявляются в , затем их наблюдают и развивают в учебе и работе.Здесь нужно отметить, что для развития конкретного вида способностей имеет значение характер обучения или род игры. Лучшим стимулом для развития способностей считается творчество. Это процесс, который заставляет ребенка обдумывать свои действия, создавать новое, понимать язык красоты. Во время этого процесса, ребенок осознает себя частью важного и великого процесса, он открывает в себе новые таланты и умения. Творчество – процесс, порождающий желание им заниматься. Оно помогает ребенку учиться преодолевать трудности. Занятие творчеством , заставляет стремиться к новым высотам, порождает чувство удовольствия от достигнутого.

То есть, ребенок будет развивать свои умения и стремиться делать это все лучше в том случае, если его способности находятся на грани с оптимальными трудностями. Процесс остановится, как только уровень трудности задачи уменьшается. Это касается и непосильно трудных задач, ставящихся перед ребенком. Его , не имея достаточных знаний и умений, не сможет развивать свои способности.

Развитие способностей ребенка в семье и макромире

Изначально развитие способностей ребенка формируется в семье. Он реализует эту возможность, опираясь на те задатки, которые заложены в нем от рождения. Поэтому воспитание в семье – первый фактор, влияющий на развитие способностей. Если родители внимательно относятся к ребенку, его стремлениям и проявлениям таланта, это положительно сказывается на обнаружении конкретного вида способностей и дальнейшем развитии. В том случае, если ребенок предоставлен сам себе, способности его могут не раскрыться, и не обнаружиться.

Одним из наиболее важных факторов развития способности у ребенка, считается макросреда. Если микросреда – это семья, в которой родился и растет ребенок, то макросреда – это окружающий мир, в котором существует сам ребенок вместе со своей семьей. Самый положительный фактор из тех, которые оказывает макросреда на человека — забота о развитии в нем способностей. Сюда относится реформирование системы образования, развитие сети клубов по интересам, профессиональной ориентации детей и т.д.

Способности рождаются, развиваются и гибнут в каждом человеке, движимые мотивами и действиями. У каждого человека существует некоторая иерархическая лестница способностей, в структуре которой присутствуют особые образования, свойственные для отдельной личности. Они носят название одаренность.

Это качество – разновидность способности, отличающаяся от последней качественностью. В нашем государстве одаренность не измеряется количественными показателями. Человек либо одаренный, либо нет. В Европе и Америке применяется понятие «коэффициент интеллекта». Это показатель, просчитывающий не качество, а количество одаренности.

Существует два вида одаренности:

Общая. Ей обладают люди, у которых умственное и интеллектуальное развитие на порядок выше, чем у других людей. Однако как считают психологи, одаренность применима только к одной сфере деятельности человека;
Специальная. Этот вид одаренности конкретно направлен на осуществление конкретного вида деятельности. Однако понятие это не настолько узко, как кажется с первого взгляда. Если рассматривать художественную деятельность, как одаренность, то она распространяется на такие виды искусства: графика, живопись, скульптура, перцепция, воображение и т.д.

Кульминация одаренности – талант. Это совершенство, страстное желание делать любимое дело, предельная работоспособность и т.д. Талантливые люди талантливы не только в чем-то одном, они проявляют способности во многих сферах человеческой жизни.

Талантливых людей в мире не так много, как кажется. Крайняя .

Он демонстрирует высочайшее искусство управления неизведанным. Он единственный, кто в состоянии открыть завесу тайны там, где большинство людей не видят ничего, кроме глухой стены. Однозначно определить среди одаренных людей гения невозможно. Это становится заметно в том случае, если у человека есть возможность к равитию, реализации своих талантов и поддержка близких, окружающих. Поэтому стечение обстоятельств, при которых люди становятся непризнанными и забытыми, определяет то, что гении не могут проявить себя.

Диагностика способностей дошкольников – это специфическое направление совершенствования системы образования. Сегодня создаются специализированные заведения для одаренных детей, перед которыми ставится цель – воспитание из подрастающего поколения талантливых детей, ученой элиты страны.

Многие полагают, что изначально дети все гениальны и одарены. Поэтому следует больше внимания уделять развитию системы образования в обычных школах. Само понятие «способность» несет в себе спорный смысл. Почему один из людей способен к живописи, а другой к математике? Чем определяется наличие того или иного таланта? Правильно ли, что в наших школах ребенок, который проявил талант к цифрам, отправляется учиться в математический класс? Система образования «совершенствуется», а уровень образованности детей стремительно падает. Не лучше ли вернуться к прошлым заслугам, когда в любой школе развивали способности детей в каждой сфере одинаково до тех пор, пока сам ребенок не выберет, какой дорогой идти по жизни? И были таланты, гении, и великие ученые, которые любили свою работу за то, что сами ее выбрали в соответствии со стремлениями и способностями.

26 февраля 2014, 17:56

«Этот парень — прирождённый спортсмен», «Та девушка будто родилась на сцене» — такие фразы можно услышать в исключительных случаях. Найти своё призвание совсем не просто. Что именно человеку дано делать лучше других, не всегда очевидно. Как разглядеть и реализовать потенциал, заложенный в нас природой? Адукар приблизит тебя к пониманию, что такое способности и как их правильно использовать.

Способности — это система психологических (любознательность, внимательность) и физиологических качеств (быстрота, ловкость, гибкость), которые обеспечивают лёгкость приобретения знаний и умений, а также создают предпосылки для достижения непревзойдённых результатов в каком-либо виде деятельности.

Если тебе удалось обнаружить в себе способности к определённой сфере, максимально соответствующие её требованиям, то с большой вероятностью ты добьёшься высокого признания в ней. В принципе, даже люди с очень низкими способностями к какой-либо профессии при должном старании могут в ней преуспеть. Но придётся потратить на это много времени и сил.

Чтобы лучше представить себе роль способностей для человека, проведём аналогию с компьютером. Само «железо» — способности; «софт» — знания, умения и навыки; пользователь это — мотивы, интересы, воля личности. Тот, кто работает за компьютером, может извлечь пользу из его аппаратных и программных возможностей. А толковый пользователь не только довольствуется ими, но и расширяет их с помощью апгрейда, используя определённые ресурсы.

Будь толковым пользователем по отношению к своим способностям!

Есть, конечно, и «суперкомпьютеры», которые за что ни возьмутся, всё им легко даётся. Однако таких людей немного. Тот, кто достигает выдающихся успехов, — вовсе не «чудо природы», а большой трудяга, знающий, на что способен. Ведь если на продвинутом компьютере установлены только примитивные программы, проку от его огромных возможностей нет. Даже мощный компьютер с наилучшими программами окажется бесполезным, когда они никому не нужны. То же самое происходит и со способным человеком, не найди он своего дела или воли и трудолюбия для выполнения работы.


Способности есть у всех, только у одних они выражены сильнее, а у других — слабее

Как обнаружить способности?

Первый и самый важный признак, по которому судят об их наличии, заключается в лёгкости приобретения знаний и навыков в каком-либо деле. Когда человек начинает осваивать то, к чему у него выражены способности, возникает ощущение, будто он когда-то всё это уже знал и умел, только немного подзабыл . Чтобы ощутить притяжение к деятельности, не бойся пробовать себя во многих делах.

Второй признак — гибкость, возможность совершать действия разными способами . Например, о математических способностях свидетельствует то, что ученик находит несколько способов решения сложной задачи.

Способного человека отличает и умение сформированный навык перенести в новую ситуацию . Допустим, ты изучал английский, а потом взялся за французский. Между ними много общего. Если у тебя есть лингвистические способности, язык выучишь быстрее, чем первый. А вот если таковые слабо выражены, второй язык будет даваться сложнее первого.

Четвёртый признак — быстрое положительное реагирование на подсказку и поддержку . Достаточно намекнуть, показать человеку что-то или даже просто произнести: «У тебя всё получится!» — и он справляется с заданием более высокого уровня.


Существуют следующие группы способностей: интеллектуальные (лингвистические, логико-математические, пространственные, межличностные), творческие (оригинальность, беглость, гибкость), двигательные (выносливость, координация), физические (мышечная сила, быстрота, гибкость) и специальные (например, абсолютный музыкальный слух или устойчивость к «морской болезни»).

Способности — это врождённые качества или приобретённые?

Помни, что способности не сводятся к какому-то одному качеству. Это уникальные сочетания нескольких качеств, именуемых задатками. Задатки — особенности строения и функционирования организма человека, лежащие в основе способностей и передаваемые в основном по наследству (высокий рост, абсолютный слух).


По наследству передаются отдельные задатки, но их сочетания, лежащие в основе способностей, в неизменном виде не передаются

Современные исследователи утверждают, что примерно 50−60% способностей врождённые, а оставшиеся 40−50% определяются условиями жизни человека. То есть твои усилия и благоприятные условия (к примеру, время, обустроенный зал и хороший тренер для занятия спортом) компенсируют недостаток врождённых способностей. Поэтому в тех областях деятельности, где требуется высший уровень сложности исполнения (искусство, космос) важен предварительный отбор по способностям.

Раскрыть способности поможет хороший наставник. Ищи на жизненном пути таких людей, которые желают и умеют делиться знаниями и умениями. А нашёл — используй по максимуму возможность учиться у них. Помни, что талантливые учителя предпочитают работать с теми, кто сам проявил заинтересованность в обучении.

Хочешь понять, есть ли у тебя способности? на их определение и не ломай голову!

Перепечатка материалов с сайта сайт возможна только с письменного разрешения редакции.

Способностей выделяют множество дефиниций. Представим два понятия, отражающих суть концептуальных положений проблемы способностей в российской науке.

Способности - это совокупное психологическое качество личности, составляющее систему предрасположенностей к определенным видам деятельности и являющееся необходимой предпосылкой успешной ее реализации.

Способности - это индивидуальное свойство личности, которое проявляется в конкретной деятельности и характеризует ее со стороны быстроты, качества и легкости выполнения.

Способности представляют собой:

Такой комплекс свойств, который обнаруживается не только и даже не столько в знаниях, умениях и навыках, сколько в динамике их приобретения и развития, т.е. - насколько быстро, глубоко, легко и прочно усваиваются знания, умения и навыки.

Способности имеют качественную и количественную характеристики. Качественность способностей определяется ответом на вопрос: какими способностями обладает личность, количественность - на сколько они велики? Каждая способность выступает в комплексе с другими. Поэтому успех деятельности может осуществляться различными путями. Это связано с компенсаторными возможностями способностей личности.

Компенсация одних способностей при помощи развития других является замечательным свойством, которое может быть успешно использовано в педагогическом процессе. Исследования Б.М. Теплова показали, что даже отсутствие абсолютного музыкального слуха не может служить основанием отказа от развития музыкальных способностей. Удавалось у испытуемых выработать комплекс способностей, который компенсировал личности отсутствующий абсолютный слух.

Качественная определенность способностей позволяет личности выбрать профессию, выяснив, какие присущие ей способности соответствуют предпочитаемому виду деятельности. Для этого необходимо определить количественные параметры личностных способностей. Измерение способностей, представление их в количественной форме - давняя мечта психологов, работающих в сфере профориентации и педагогики. К сожалению, методики этих измерений далеки от совершенства.


Структура способностей.

Как уже отмечалось, способности проявляются в комплексе психических свойств. Отдельное психическое свойство не может обеспечить продуктивности даже одного вида деятельности, не говоря уже о многих. Успехи в рисовании не могут реализовываться в художественном творчестве, если нет соответствующей чувственно-эмоциональной восприимчивости мира и своеобразия его интеллектуальной представленности. Наличие феноменальной памяти не делает автоматически другие способности личности более выдающимися, чем обычно. Каждая способность - это целостность, структурное единство включенных в нее способностей.

К примеру, структура управленческой способности предполагает единство следующих личностных способностей: способность управлять собой, ясная и устойчивая система ценностей, ясная личная цель, способность к саморазвитию, способность быстрого решения проблем, способность творчества, способность влияния на людей, способность ясного понимания специфики управленческого труда, способность обучать, способность сплачивать коллектив. Представленные 10 способностей (психических свойств) менеджера не только не исчерпывают всех элементов структуры управленческой способности, но каждая из них по отдельности имеет не менее сложную структуру.

Управленческая способность в данном случае выступает как общая, отвечающая требованиям сразу многих видов деятельности. Составляющие ее способности называются специальными, соответствующими особым видам деятельности.

В психологии принято выделять общие и специальные способности. Специальные способности - способности к определенным видам деятельности (математические способности, музыкальные способности, педагогические и т.д.). Общие способности - это способность к развитию специальных способностей.

Наиболее общими способностями можно назвать предметно-деятельные, познавательные, способности общения. В рамках первых двух типов способностей И.П.Павлов выделил три типа характеров личности, определяемых общими способностями: художник, средний тип, мыслитель.

Предметно-деятельные, познавательные и способности общения имеют бесконечные возможности классификации. Особый интерес вызывает количественная типология способностей: одаренность, мастерство, талант, гениальность.

Одаренность более всего связана с задатками и наклонностями. Наибольшая степень предрасположенности личности к определенному виду деятельности, обнаруженная в ее успешной реализации, и называется одаренностью. Одаренность является истоком и предпосылкой формирования мастерства, таланта и гениальности.

Второй степенью выраженности способности является мастерство (хотя есть и другие точки зрения). Оно характерно для большинства людей, успешно усвоивших все премудрости своей профессии. Мастерство - выражение профессиональной зрелости личности.

Талант - высшая степень проявления способностей. Это способность в квадрате: во-первых, источником таланта является одаренность, основанная по преимуществу на системе задатков, а во-вторых, талант - продукт мастерства и трудолюбия. Талант - это вершина мастерства, его творческое обрамление. Мастерство основано на знаниях, умениях и навыках, талант - на творчестве.

Гениальность - высшая степень творческой одаренности. Гениальная личность является олицетворением духа эпохи, поэтому ей приписывают такие природные и душевные основания, которых лишены обычные люди. Недаром в древнегреческой мифологии гений - это дух-покровитель, сопровождающий человека в жизни и направляющий его деятельность.

Гении - это творцы. Они создают новые направления в умах эпохи, совершают революции в науке и искусстве, творят новую идеологию. Как правило, человека признают гением после его смерти (фраза: «нет пророка в своем отечестве» - тому подтверждение), так как общество еще не готово признать и понять выдающуюся идею. Позже творения гения использует весь мир, все человечество, признавая этим самым особую ценность сделанного открытия.

Способности - понятие динамическое. Они формируются, развиваются и проявляются в деятельности. Рассмотрим факторы влияющие на развитие способностей.

Предпосылками развития способностей являются задатки (наклонности) как биологически обусловленные предрасположенности личности к соответствующим видам деятельности.

Социальная обусловленность развития способностей выражается в зависимости от детерминации последних социальными запросами общества, содержанием и уровнем развития культуры, потребностями и интересами личности (например, сегодня актуально, востребовано развитие коммуникативных способностей человека).

Стадиальность развития способностей связана с формированием телесной организации (нервной системы, физического облика, секреторного аппарата), с периодами становления когнитивности и социализации. Развитие способностей, таким образом, сопровождается формированием всех сторон телесной, психической и социальной организации личности.

Формирование специальных способностей происходит в сензитивные (благоприятные) периоды жизни человека (способности закладываются в дошкольный период, интенсивно развиваются в школьный период и активно формируются в юношестве).

Итак, подводя итог, можно утверждать, что каждый человек уникален и своеобразен. Его неповторимость проявляется и относится к индивидуальным особенностям личности: темпераменту, характеру и способностям.

Структура способностей - это набор характеристик, которые определяют склонность человека к выполнению того или иного вида деятельности.

Что такое способности

Способности представляют собой свойства, которыми обладает человек и которые позволяют ему заниматься тем или иным видом деятельности. Их развитие обусловлено наличием врожденных задатков.

Стоит отметить, что структура способностей не может быть приравнена к человеческим умениям, навыкам, а также набору знаний. Здесь речь идет о внутренних психологических процессах, которые обусловливают скорость и устойчивость приобретения тех или иных характеристик.

Многие психологи считают, что способности можно ассоциировать с чертами характера, от которых они получили свое развитие. Это наивысший уровень, на котором набор знаний и умений структурируется и получает конкретные очертания.

Характеристики способностей

Для успешного выполнения той или иной должны быть присущи разного рода способности. Структура их определяется разного рода факторами, среди которых врожденные задатки, профессиональная сфера, образование и прочие. Специалисты выделяют следующие характеристики, которыми описываются способности:

  • это индивидуальные особенности, которые отличают людей друг от друга;
  • степень развития способностей определяет успешность в той или иной сфере;
  • не идентичны знаниям и навыкам, а лишь определяют их качество и легкость приобретения;
  • способности не имеют наследственного характера;
  • не возникают самостоятельно, если личность не занята определенным видом деятельности;
  • при отсутствии развития способности постепенно исчезают.

Какие бывают способности

Структура способностей во многом определяется тем, в какой именно сфере деятельности наиболее ярко проявляются В связи с этим выделяют следующую типологию:

  • умственный - умение оперативно и качественно решать вопросы, которые возникают перед индивидом;
  • музыкальные способности определяют наличие слуха, голоса, хорошей восприимчивости к темпу, ритму и мелодике, а также быстрому постижению основ игры на тех или иных инструментах;
  • литературные - это умение полно, выразительно и красиво оформлять свои мысли в письменной форме;
  • технические способности подразумевают хорошее комбинаторное мышление, а также глубокое понимание действия тех или иных механизмов;
  • физические - подразумевают крепкое телосложение и развитую мускулатуру, а также хорошую выносливость и прочие параметры;
  • учебные способности подразумевают умение воспринимать и понимать большие объемы информации с возможностью дальнейшего их практического применения;
  • художественные - это умение воспринимать и передавать пропорции и цвета, а также создавать оригинальные формы и прочее.

Стоит отметить, что это далеко не полный перечень способностей, которыми может обладать человек.

Классификация способностей

Классификационная структура способностей может быть описана следующим образом:

  • В соответствии с происхождением:
    • природные способности имеют биологическую структуру и обусловлены развитием врожденных задатков;
    • социальные способности - те, которые были приобретены в процессе воспитания и обучения.
  • В соответствии с направлением:
    • общие способности являются необходимыми ввиду того, что имеют широкую сферу применения;
    • специальные способности являются обязательными в случае выполнения конкретного вида деятельности.
  • В соответствии с условиями развития:
    • потенциальные способности проявляются со временем после попадания в определенные условия;
    • актуальные способности те, которые имеют место в данный момент времени.
  • В соответствии с уровнем развития:
    • одаренность;
    • талант;
    • гениальность.

Основные признаки способностей

Довольно большой интерес представляет такая категория, как способности. Структура понятия включает в себя три основных признака:

  • индивидуальные особенности психологического характера, которые служат отличительной чертой, выделяющей индивида среди других людей;
  • наличие способностей обусловливает успешность в выполнении деятельности определенного рода (в некоторых случаях для совершения действий на должном уровне требуется наличие, или же напротив - отсутствие, некоторых характеристик);
  • это не непосредственно навыки и умения, а индивидуальные особенности, которые обусловливают их приобретение.

Структура, уровни способностей

В психологии выделяют два основных :

  • репродуктивный (состоит в том, насколько человек воспринимает поступающую информацию, а также характеризует объемы, которые могут быть воспроизведены);
  • творческий (подразумевает возможность создания новых, оригинальных образов).

Степени развития способностей

Структура развития способностей состоит из следующих основных степеней:

  • задатки - это врожденные особенности человека, которые определяют его склонность к тому или иному виду деятельности;
  • одаренность - это высший уровень развития задатков, который определяет чувство легкости в выполнении тех или иных задач;
  • талант - это индивидуальная которая выражается в склонности к созданию чего-то нового, оригинального;
  • гениальность - это наивысшая степень развития предыдущих категорий, которая определяет легкость в выполнении заданий любого рода;
  • мудрость - это способность, которая позволяет трезво осмысливать события, происходящие вокруг, а также делать соответствующие выводы.

Типология людей, в зависимости от способностей

Структура способностей во многом определяет качества личности, а также склонность ее к выполнению деятельности определенного рода. Так, принято выделять людей художественного и мыслительного типа.

Если говорить о первом, то его представители очень остро реагируют на происходящее вокруг, что сопровождается всплеском эмоций и впечатлений. Это нередко приводит к созданию чего-то нового. Что же касается мыслительного типа, то такие люди более практичны и менее подвержены внешним влияниям. Они логически выстраивают свои рассуждения, а также склонны к построению четких логических цепочек.

Стоит отметить, что принадлежность к художественному типу вовсе не означает, что у человека, определенно, есть Структура способностей позволяет ему приобрести те или иные навыки, а также с легкостью выполнять подобную работу. Кроме того, люди художественного типа вовсе не испытывают недостатка в мыслительных ресурсах, но они не являются доминирующими.

Деление личностей на художественный и мыслительный типы обусловлено тем, что у разных людей более развитыми являются разные полушария. Так, если преобладает левое, то человек думает символически, а если правое - образно.

Основные положения теории способностей

Современная психологическая наука выделяет несколько положений, на которых основывается теория способностей:

  • Только относительно к определенному роду деятельности могут существовать способности. Структура, развитие способностей могут быть выявлены и изучены только применительно к конкретной сфере, а не в общем.
  • Способности считаются динамическим понятием. Они могут развиваться в процессе непрерывного или регулярного выполнения какой-либо деятельности, а также могут угасать, в том случае, если закончилась активная стадия.
  • Структура способностей человека во многом зависит от возрастного или жизненного периода, в котором он находится. Так, в определенное время могут сложиться благоприятные условия для достижения максимальных результатов. После этого способности могут постепенно исчезнуть.
  • Психологи до сих пор не могут дать четкого определения различий между способностями и одаренностью. Если же говорить в общих чертах, то первое понятие имеет отношение к конкретному виду деятельности. что касается одаренности, то она может быть как специфической, так и общей.
  • Набора определенных характеристик требует любая деятельность. Структура способностей обеспечивает успешность ее выполнения.

Соотношение способностей и потребностей

Психологи утверждают, что между потребностями и способностями возникают отношения ограничения и компенсации. В связи с этим можно выделить следующие основные положения:

  • одновременная избыточность способностей и потребностей ограничивает возможности деятельности;
  • если способности или потребности в недостатке, то они могут компенсировать друг друга;
  • если способностей недостаточно, то актуальными со временем становятся иные потребности;
  • избыточность потребностей требует приобретения новых способностей.

Выводы

Способности представляют собой специфические свойства человека, которые определяют его склонность к выполнению того или иного вида деятельности. Они не являются врожденными. К этой категории относятся задатки, наличие которых значительно облегчает процесс развития способностей. Также данное понятие нельзя путать с одаренностью или талантом.

Психологи выделяют несколько особенностей, которыми характеризуется структура способностей личности. Они отличают людей друг от друга, а также определяют достижение ими успеха в той или иной сфере деятельности. Ошибочно считать, что способности имеют наследственный характер, это можно сказать лишь о задатках. Кроме того, они не могут возникнуть самостоятельно, если человек не занят деятельностью определенного рода. Если же отсутствует развитие, то способности постепенно ослабевают и исчезают (но это не значит, что они не могут быть восстановлены).

В зависимости от сферы деятельности, способности бывают нескольких видов. так, умственные позволяют быстро реагировать на изменения ситуации, принимая осмысленные и рациональные решения. Если говорить о музыкальных способностях, то это наличие слуха и голоса, восприятие темпо-ритма, а также легкое овладение игрой на музыкальных инструментах. Литературные проявляются в умении красиво оформлять свои мысли, а технические - в понимании функциональных особенностей тех или иных механизмов. Говоря о физических способностях, стоит отметить выносливость, а также развитую мускулатуру. Учебные дают возможность воспринимать и воспроизводить большие объемы информации, а художественные - передавать цвета и пропорции. Это основной, но далеко не полный перечень способностей человека.

То, что у любого человека есть способности, знают все. Но далеко не каждый сможет уверенно назвать свои прирожденные данные. Как определить способности человека, в какую сторону развиваться? Внесем ясность в этот вопрос.

Это персональные особенности индивида, опираясь на которые, личность добивается значительных успехов в определенном виде деятельности. Способности не имеют прямого отношения к умениям, знаниям и навыкам, а проявляют себя в скорости, глубине и основательности постижения способов и приемов деятельности. Они даны человеку с рождения, потому уже в детстве проявляются склонности ребенка к тому или иному занятию.

Врожденные способности человека

Обычно их никто не замечает и не обращает на них внимания. Отчего со временем способность радоваться, быть в настоящем времени, общаться, играть, наслаждаться жизнью, откровенно проявлять эмоции, ощущать любовь, быть активным и счастливым утрачивается. И человек тоскует по детству, как по потерянному раю. Выход здесь есть, дверь его настежь открыта, стоит только захотеть им воспользоваться. Что это значит? Просто относитесь ко всем с любовью и будьте благодарны за каждую прожитую минуту. Вы увидите, как ощущение полноты жизни вернется, а вместе с ним и счастье.

Скрытые возможности человека

Они, кстати, тоже бывают врожденными, но нередко проявляются в результате внезапных потрясений, критических ситуаций, в подавляющем большинстве негативного характера. Тогда человек вдруг «прозревает», становясь ясновидцем, ему подвластна телепатия, рентгеновское зрение и тому подобные феномены.

Таланты

Именно их чаще всего мы подразумеваем под словосочетанием «способности человека». Когда индивид реализуется в какой-либо деятельности, достигая значительных высот, налицо - талант. Музыкальный, художественный, литературный, спортивный и т. д. Если ребенку нравится чем-то заниматься, имеет смысл обратить на это занятие пристальное внимание и помочь юному дарованию ступить на путь развития своего таланта.

Способности человека: обрести и развить

Как найти свои уникальные способности? Можно ли их сформировать? Эти задачи можно решить двумя способами:

Сценарий № 1


Как упоминалось выше, это переживание критической ситуации, правда, не обязательно внезапной. Развитию способностей помогает ощущение безысходности, вынужденное положение дел, когда сама жизнь диктует условия. Например, у гражданского человека нет способностей выживания в экстремальных условиях. А случись война, он волей-неволей будет развивать новые навыки. Если человек с детства голоден и не одет, он либо разовьет криминальный талант, либо станет бизнесменом, либо и то и другое вместе. В то время как выросшие в тепле и уюте сверстники, скорее всего, станут просто грамотными специалистами какого-либо дела.

Сценарий № 2

Сначала ответьте на вопрос о том, есть ли необходимость в развитии способностей игры в бильярд, если ты ни разу не брал кий в руки? Тогда как узнать, есть ли у вас эти способности? Вывод: найти свои таланты можно опытным путем. Главное, чтобы дело, которым вы будете заниматься, нравилось, а все остальное приложится.