25.04.2024

Чужая речь тестовые задания. Способы передачи чужой речи: прямая и косвенная речь. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно


Косвенная речь. Цитата.

    Косвенный вопрос передан в предложении :

А) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается дождь.

В) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворения А. С. Пушкина.

С) Мы спросили, будет ли он завтра на лекции.

Д) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

Е) Мы не знали, что он прилетает завтра.

    Укажите предложение, в котором косвенная речь передана вводным словом :

А) Синоптики сообщили по радио: «Завтра ожидается понижение температуры».

В) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.

С) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

Д) По сообщению синоптиков, завтра ожидается понижение температуры.

Е) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.

    Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

А) Она спросила, не может ли доктор остаться у нас.

В) От подарка отказался, выразив протест криками: «В очередь, в очередь!»

С) Репин не раз говорил, что: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».

Д) На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал.

Е) Менделеев писал, что «в науке без великих трудов сделать ничего нельзя».

4. Определи способ передачи чужой речи: А у нас какой лучший город? –

спросил опять Манилов.

передачи источника сообщения

С) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи;

Д) СПП с косвенной речью с изменениями;

Е) СПП с косвенной речью без изменений

5.Способ передачи чужой речи в предложении:

И долго, долг дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.

А) предложение с вводными словами и вводными предложениями для

передачи источника сообщения

В) предложение с прямой речью для передачи её без изменений;

С) простое предложение с дополнением;

Д) СПП с косвенной речью;

Е) ССП с косвенной речью

6. Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи:

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

А) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

Е) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку?

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

А) Я сказал мальчикам, что заблудился.

В) Они спросили меня, откуда я.

С) Федя спросил, не сварилась ли картошка?

Д) Отец кричит, что палят пушки.

Е) Павел прислушался и сказал, что это кулички летят.

8. Что называется косвенной речью?

А) передача чужой речи без изменения;

В) передача чужих слов в форме изъяснительной придаточной части СПП.

С) передача чужой речи в форме простого повествования

Д) передача чужих слов в форме повелительного наклонения глагола в сложном

предложении.

Е) дословная передача чужих слов.

9. Найдите предложение с косвенной речью:

А) Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных людях.

В) По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке.

С) Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня

в крепости.

Д) Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли на голый крючок.

Е) «Прочел?» - хитровато спросил комиссар.

10. Укажите предложение, в котором нет косвенной речи:

А) Она встала, вышла на террасу, весело поздоровалась и заявила, что мамы нет

В) Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

С) На другой день за завтраком Григорий Иванович спросил у дочки, всё ли

намерена она прятаться от Берестова.

Д) «О чём ты грустишь, моя милая дочь?» – спрашивал король.

Е) Иван Иванович спросил у них, где находится штаб.

11.. Косвенная речь – это:

А) чужая речь, переданная в форме придаточного предложения в СПП;

В) речь через посредника;

Е) речь нескольких людей

12. Предложения с косвенной речью по форме являются:

А) простыми предложениями; В) ССП; С) СПП; Д) неполными предложениями;

13. Способ передачи чужой речи в предложении:

Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

А) СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

В) предложения с вводными словами и вводными предложениями для

передачи источника сообщения;

С) ССП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

Д) прямая речь для передачи её без изменения;

Е) простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

14. Способ передачи чужой речи в предложении:

Как говорят поэты, началась осень жизни.

А) Простое предложение с дополнением;

В) Предложение с прямой речью без изменения;

С) СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

Д) Предложение с вводным предложением для передачи источника сообщения

15. Укажите предложение с правильно оформленной цитатой:

А) По мнению Белинского, язык А. С. Пушкина «чист и благороден, слог точен

и силён, стих исполнен блеска и парения».

В) Единственное средство умственного общения людей есть слово… - утверждал

Л. Н. Толстой.

С) Известный лингвист Л. И. Скворцов подчёркивает, что «Чтение толковых

словарей – полезное и увлекательное занятие».

Д) Белинского поражало: «разнообразие картин, образов и чувств в поэме

рассказов «диалогом» - разговором.

16. Какое предложение с цитатой оформлено неправильно:

А) Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве –

чувство меры».

В) Лев Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве –

чувство меры»

С) Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по – пустому,

где нужно власть употребить».

Д) Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел

успех колоссальный».

Е) А. С. Пушкин, вспоминая первую встречу с А. П. Керн, написал стихотворение,

полное высоких чувств:

« Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное видение,

Как гений чистой красоты».

17 . Какое предложение с цитатой оформлено верно:

А) А. Толстой утверждал, что «язык – это орудие мышления».

В) «Язык – это орудие мышления» - утверждал А. Толстой.

С) А. Толстой утверждал: «Что язык – это орудие мышления».

Д) А Толстой утверждал – «язык – это орудие мышления».

Е) «Язык – это орудие мышления» - утверждал А. Толстой.

    Цитата – это:

А) чужая речь, оформленная в афоризм;

В)дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова;

Д) красивое высказывание великих людей;

Е) очень важное изречение из текста

19. Укажите предложение, в котором приводится цитата:

А) «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

В) В газетах писали, что конкурс юных ведущих прошёл удачно.

С) Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель –

сами читатели».

Д) Он заметил: «Я знаю твою историю».

Е) Максим Максимыч сказал, что нынче будет хорошая погода:

можно отправляться на охоту.

20 Косвенный вопрос передан в предложении

А) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода

С) Синоптики сообщили, что завтра ожидается

понижение температуры

Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды

Е) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли

стихотворение Пушкина

21 Косвенный вопрос передан в предложении

А) Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.

В) Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли

стихотворение Пушкина.

С) Мы спросили, как нам пройти в библиотеку.

Д) Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.

Е) Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

22 Укажите, какой схеме соответствует диалог (знаки препинания

не расставлены)

Как тебя зовут спросил я у самого маленького

А) – П…- а

Д) – П?- а.

П, - а, -п.

Е) – П….- а.

23 Укажите, какой схеме соответствует диалог (знаки препинания

не расставлены)

Парню шестнадцатый год сердито говорил папа Неужели он

дня не может прожить самостоятельно

Если мы оставим его здесь одного поездка наша будет испорчена

твердила мама

А) – П…- а.

В) – П! – а. – П?

С) – П! – а. – П.

Д) – П, - а.

Е) – П!-а. – П.

24 Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи

«Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит

А) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку

В) Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

С) Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

Д) Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

Е) Сын говорит матери, знаете ли вы дедушку.

25 В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

А) А.С. Пушкин писал: « Критика – наука открывать красоты

и недостатки в произведениях искусства и литературы»

В) «Мудрено пишут только о том, чего не понимают»,-

утверждал В.Ключевский

С) М.Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие

смертоносно для души человека»

Д) Своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин высказал в следующих

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

Е) К.Паустовский писал: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка».

Код ответа. Косвенная речь. Цитата.

Упражнение 1.

Прочитайте предложения. Какие способы передачи чужой речи в них используются?

1) По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки. 2) «Завтра возможны осадки», - сообщили по радио. 3) По радио сообщили о возможных осадках. 4) Завтра, как сообщило радио, ожидаются осадки. 5) Завтра, по мнению моего соседа, возможны осадки.

Упражнение 2.

Запишите, расставляя недостающие знаки препинания. Объясните пунктуацию в предложениях с прямой речью.

Как-то я спросил ребят на одной заставе, можно ли определить, сколько времени прошло с тех пор, как оставлены следы. И сразу кто-то из мальчишек засмеялся: здесь нужен самый точный пограничный прибор!
Какой спросил я.

Собака! почти хором крикнули мальчишки. Ни один прибор не может так провести по следу, как собака! сказал мне и лейтенант Виталий Гуров. (В. Коржиков)

Как можно расставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, если их представить как диалог автора с ребятами?
Найдите в тексте предложения с косвенной речью.


Упражнение 3.

Здравствуйте. Попросите, пожалуйста, к телефону Любу.
Извините за беспокойство. Не могли бы вы сказать, как проехать к Белорусскому вокзалу?
Добрый вечер! Давайте знакомиться. Меня зовут Иван Фёдорович.


Слова для справок:
1. Произнёс незнакомый голос. 2. Обратился ко мне прохожий. 3. Сказал, улыбаясь, мой сосед по купе


Упражнение 4.

Дополните предложения, включив в них прямую речь и расставив недостающие знаки препинания.

1) ... ! - прорывались сквозь аплодисменты крики зрителей, покорённых игрой актрисы. - ... !
2) ... , - убеждённо говорил капитан нашей команды. - ....
3) ... ? - вежливо спросил прохожий. - ... ?


Упражнение 5.

Перестройте данные предложения, поставив слова автора после или перед прямой речью. В каждом предложении замените глагол, вводящий прямую речь, подходящим синонимом. Как изменился при этом смысл предложения с прямой речью? Укажите способы передачи чужой речи в данных предложениях.

1) Художник Александр Дейнека говорил, что он любит спорт. Часами, по его словам, он мог любоваться бегунами, пятиборцами, пловцами, лыжниками. 2) Мой попутчик-художник рассказал, что он едет под город Тихвин, где есть у него приятель-лесник, будет жить у него на кордоне и писать осень.

1) «За рулем надо быть предельно внимательным: в ущелье дорога вьется по самому краю обрыва». 2) «Это не голубой туман, это с горной высоты открылся вид на море». 3) «Зимой мы вывешиваем кормушку для птиц». 4.) «Радуют глаз первоцветами лесные опушки». 5) «Через два часа начнется пурга».

Упражнение 7.

Составьте схемы следующих предложений c прямой речью.

1) Все чаще вспоминались слова: «И может быть - на мой закат печальный блеснет любовь улыбкою прощальной» (П.). 2) «Идите за мной», - сказала она, взяв меня за руку (Л.). 3) «Позвольте... - прошептал Эмиль трепетным голосом, - позвольте мне ехать с вами». 4) «Кондуктор! - крикнул сердитый голос. - Почему не даете билетов?» (Пауст.). 5) «Ну уж это положительно интересно, - трясясь от хохота, проговорил профессор, - что же это у вас, чего ни хватишься, ничего нет!» (Булг.). 6) Он сказал: «Я это уже слышал!» - и попросил больше не повторяться.

Упражнение 8.

Перепишите, расставляя знаки препинания и заменяя, где необходимо, строчные буквы прописными. Границы прямой речи обозначены //...//.

1) А где мой товарищ// промолвил Олег// скажите где конь мой ретивый (П.) 2) А что же вы понимаете в этом разрешите спросить// сказал он голосом показавшимся противным ему самому// что вы находите в этой мазне (Пауст.) 3) Да...// сказал он и резко повернулся ко мне// да... ну что ж посмотрим (Пауст.) 4) Вы знаете// перебил хозяин взволнованно// я из-за него сижу на полу Вот-с полюбуйтесь ну что он понимает в журналистике// хозяин ухватил Короткова за пуговицу// будьте добры скажите что он понимает (Булг.) 5) Господи господи// бурно зарыдал Коротков// опять он да что же это (Булг.) 6) Нет ох нет товарищ// выговорил ошеломленный Коротков и шагнул к сетке// не задерживайте меня (Булг.) 7) Один мой знакомый который хорошо знает арабский язык так он сравнивал арабские поговорки с русскими и получались прелюбопытнейшие параллели. Например арабы говорят// честь это алмаз который делает нищего равным султану// а по-русски выходит// что за честь коли нечего есть// то же насчет гостеприимства арабская пословица говорит// Воскресенский вдруг встал (Купр.) 8) Подожди-ка малость Сергей// окликнул он мальчика// никак там люди шевелятся вот так история (Купр.) 9) Противный ты человек Михаленко// сказал он равнодушно (Купр.) 10) Ромашов насторожился и глядя не на Петерсона а на председателя ответил грубовато// да бывал но я не понимаю какое это отношение имеет к делу (Купр.) 11) И говорю ей// как вы милы// но мыслю// как тебя люблю (П.) 12) Какая крикливая книга// говорил он и морщился// в ней люди невыносимо орут спорят плачут нет сил разобраться в этом вопле (Пауст.) 13) Ночь уже достаточно темна// сказал он// чтобы смотреть античные статуи (Пауст.)

Упражнение 9.

Перепишите предложения с прямой речью, расставляя знаки препинания.

1) Замолчи строго сказал Красильщиков. 2) Я хочу послезавтра пообедать с вами в «Праге» сказала она Никогда там не была и вообще очень неопытна Воображаю что вы обо мне думаете А на самом деле вы моя первая любовь. 3) Вы со мной говорите уже на «вы» задыхаясь сказал я вы могли бы хоть при мне не говорить с ним на «ты» Почему спросила она подняв брови. 4) Наконец Соня говорила Ну спать и простясь с ними я шел к себе... 5) Когда я подбежал к ним он взглянув на меня успел весело крикнуть А доктор здравствуйте в то время как она побледнела до гробовой синевы... 6.) Как блестят глаза сказал он Тебе не холодно.

Упражнение 10.

Прочитайте отрывок из рассказа Ю. Яковлева «Рыцарь Вася». Какое средство использует автор, чтобы подчеркнуть напряжённость изображаемого момента? Какова роль диалога в отрывке? Поясните знаки препинания при использовании диалога.

Приятели называли его «тюфяком». За его медлительность, неповоротливость и неловкость. <...>
Внимание «тюфяка» привлекли крики, которые долетали с реки. Он ускорил шаг и, запыхавшись, вышел на берег.
Там он увидел Димку Ковалёва, который размахивал руками и кричал:
Тонет! Тонет!
Кто тонет? - не спеша спросил «тюфяк».
Не видишь, что ли? - огрызнулся Димка. - Пацан тонет. Под лёд провалился. Что стоишь?!
Другой бы тут же спросил самого Димку Ковалёва: «Что же ты не поможешь ему?» Но он был «тюфяк» и не догадался этого сделать. <...>
«Тюфяк» был толще и тяжелее Димки, но он шагнул на лёд.

Упражнение 11.

1) Один из псарей обиделся. «Мы на свое житье, - сказал он,- благодаря Бога и барина, не жалуемся, а что правда, то правда, иному и дворянину не худо бы променять усадьбу на любую здешнюю конурку. Ему было бы и сытнее и теплее». 2) «Итак, все кончено, - сказал он сам себе, - еще утром имел я угол и кусок хлеба. Завтра должен я буду оставить дом, где я родился и где умер мой отец, виновнику его смерти и моей нищеты». 3) «Максимыч! - сказала ему капитанша. - Отведи господину офицеру квартиру, да почище». (А Пушкин.)

Упражнение 12.

1) Господин прапорщик сказал я как можно строже Разве вы не видите что я к вам пришел? 2) Лошади измучились мы продро¬гли; метель гудела сильнее и сильнее точно наша родимая север¬ная только ее дикие напевы были печальнее заунывнее. И ты изгнанница думал я плачешь о своих широких раздольных степях! Там есть где развернуть холодные крылья а здесь тебе душно и тесно как орлу, который с криком бьется о решетку железной своей клетки. 3) Мы взяли человек пять солдат и уехали рано утром. До десяти часов шныряли по камышам и по лесу нет зверя. Эй не воротиться ли говорил я К чему упрямиться Уж видно какой задался несчастный день. (М. Лермонтов.)

Упражнение 13.

Рассмотрите, как оформлена прямая речь. Поставьте недостающие знаки препинания.

1) «Мы решили продолжал заседатель с вашего дозволения остаться здесь ночевать а то уж темно и ваши мужики могут напасть на нас по дороге. Сделайте такую милость прикажите постлать нам хоть сена в гостиной чем свет мы отправимся восвсяси»
- Делайте что хотите отвечал им сухо Дубровский я здесь уже не хозяин С этим словом он удалился в комнату отца своего и запер за собою дверь.
(А Пушкин.)

2) - ...Исправьте общество и болезней не будет.
Базаров говорил все это с таким видом как будто в то же время думал про себя «Верь мне или не верь это мне все едино!» Он медленно проводил своими длинными пальцами по бакенбардам а глаза его бегали по углам.
- И вы полагаете промолвила Анна Сергеевна что когда общество исправится уже не будет ни глупых ни злых людей?

(И. Тургенев.)

Упражнение 14.

Писатель А. Платонов в рассказе «Никита» представил деревенского мальчика-фантазера. Прочитайте текст. Почему прямая речь в нем оформлена то кавычками, то тире?

Оставшись один, Никита обошел всю тихую избу: горницу, затем другую комнату, где стояла русская печь, - и вышел в сени. В сенях жужжали большие толстые мухи, паук дремал в углу посреди паутины, воробей пришел пеший через порог и искал себе зернышко в жилой земле избы. Всех их знал Никита: и воробья, и пауков, и мух, и кур во дворе; они ему уже надоели, и от них ему было скучно. Он хотел теперь узнать то, чего он не знал. Поэтому Никита пошел далее во двор и пришел в сарай где в темноте пустая бочка. В ней, наверно, кто-нибудь жил, какой нибудь маленький человек; днём он спал, а ночью выходил наружу, ел хлеб, пил воду и думал что-нибудь, а наутро опять прятался в бочку и спал.

- Я тебя знаю, ты там живешь, - приподнявшись на ногах, сказал Никита сверху в темную гулкую бочку, а потом вдобавок постучал по ней кулаком. - Вставай, не спи, лодырь! Что зимой есть будешь? Иди просо полоть, тебе трудодень дадут!
Никита прислушался. В бочке было тихо. «Помер он что ль!» - подумал Никита.
Но какой он был - тот, кто жил в бочке? У матери недавно пропали ножницы. Это он, должно быть, взял ножницы чтобы обрезать себе бороду.
- Отдай ножницы! - тихо попросил Никита. - Отец придет с войны - все одно отымет, он тебя не боится. Отдай!
Бочка молчала.
Никита выбежал из сарая во двор. На небе светило доброе солце... и Никита в испуге поглядел на солнце, чтобы оно защитило его.
- Там житель в бочке живет! - сказал Никита, смотря в небо.

Упражнение 15.

Проанализируйте диалоги. Как прямая речь связана с авторской речью? Как прямая речь отграничена от авторской речи? Объясните расстановку знаков препинания.

1. Однажды я проходил по лесу целый день и под вечер вернулся домой с богатой добычей. Снял я с плеч тяжелую сумку и стал свое добро выкладывать на стол. <...> А Зиночка, когда увидала у меня под заячьей капустой черный хлеб, так и обомлела:
- Откуда же это в лесу взялся хлеб?
- Что же тут удивительного? Ведь есть же там капуста!
- Заячья...
- А хлеб - лисичкин. Отведай. Осторожно попробовала и начала есть.
- Хороший лисичкин хлеб!

(М. Пришвин.)

2. Виленька, как сквозь туман, видел вокруг себя синие мундирчики школьников, их красные воротники. И, словно издали, доносились до него их веселые голоса, певшие хором:
- Вильгельм, прочти свои стихи, Чтоб мне заснуть скорее!
Но тут белая рубашка появилась среди синих мундирчиков. Пушкин, вскочив с постели, подбежал к другу.
- Что я должен сделать, чтобы ты простил меня? - воскликнул он. - Ну, говори! Что же ты молчишь? О, как я себя презираю! Что я должен сделать?
Глаза Пушкина горели. Маленькими руками он сжимал рубашку на широкой груди. Видно было, что он готов на все.
- Что я должен сделать? Ну, говори!
- Я тебя прощу, если ты...
- Ну?
- Если ты...
- Ну, говори!
- Если ты еще раз прочтешь это дивное стихотворение! Ах, Пушкин, Пушкин...
И Виленька обнял друга.

(Ю. Олеша.)

3. На следующий год я поселился у Пожалостиных. Я снял у старух старую баню в саду. <...>
Однажды ко мне в баню зашла старуха в поневе - принесла продавать сметану.
- Ежели тебе еще сметанка потребуется, - сказала она ласково, - так ты приходи ко мне. У меня есть. Спросишь у церкви, где живет Татьяна Есенина. Тебе всякий покажет.
- Есенин Сергей не твой родственник?
- Поэт?
- Да, поэт.
- Племянничек мой, - вздохнула бабка и вытерла рот концом платка. - Был он поэт хороший, только больно чумовой. Так ежели сметанка потребуется, ты заходи ко мне, милый.

(К. Паустовский.)

Упражнение 16.

Прочтите предложения, выделяя реплики участников. Что выделено кавычками? Что выделено тире? Какие жанры речи отражены в этом отрывке?

1. Владимир кипел от негодования. «Позвольте узнать, что это значит», - спросил он с притворным хладнокровием у веселого исправника. - «А это то значит, - отвечал замысловатый чиновник, - что мы приехали вводить во владение сего Кирила Петровича Троекурова и просить иных прочих убираться подобру-поздорову». - «Но вы могли бы, кажется, отнестися ко мне, прежде чем к моим крестьянам, и объявить помещику отрешение от власти...» - «А ты кто такой, - сказал Шабашкин с дерзким вызовом. - Бывший помещик Андрей Гаврилов сын Дубровский волею Божию помре, мы вас не знаем, да и знать не хотим».
- Владимир Андреевич наш молодой барин, - сказал голос из толпы.

(А Пушкин.)

2. Из отворенной двери вышел какой-то человек, принадлежавший к разряду заказчиков. Так как Каштанка взвизгнула и попала ему под ноги, то он не мог не обратить на нее внимания. Он нагнулся к ней и спросил:
- Псина, ты откуда? Я тебя ушиб? О, бедная, бедная... Ну, не сердись, не сердись... Виноват.

(А Чехов.)

Упражнение 17.

Запишите диалог, расставляя пропущенные знаки препинания. Какие ответы великого художника произвели на вас наибольшее впечатление?

10 января 189_ года «Петербургская газета» обратилась к великому русскому художнику ивану ивановичу Шишкину с просьбой ответить на ряд вопросов:
Какова главная черта Вашего характера //
Прямота простота // откровенно ответил художник //
Какое достоинство предпочитаете Вы у мужчины //
мужество, ум //
Какое достоинство предпочитаете Вы у женщины //
честность //
Ваше главное достоинство //
Откровенность //
Ваш главный недостаток //
Подозрительность, мнительность //
Каков Ваш идеал счастья //
душевный мир //
что было бы для Вас величайшим несчастьем //
Одиночество //
Кем бы Вы хотели быть //
действительно великим //
В какой стране Вы хотели бы всегда жить //
Эта страна - мое отечество //
назовите Ваших любимых прозаиков //
Аксаков, Гоголь, Толстой //
Кто Ваши любимые поэты //
Пушкин, Кольцов, Некрасов //
назовите Ваших любимых композиторов и художников //
Шуман и Серов //
Какие имена ваши любимые //
имена моих детей //
Как бы вы хотели умереть //
Безболезненно и спокойно. Моментально //
что Вас теперь больше всего интересует //
Жизнь и ее проявления, теперь, как всегда //
Смерть застала художника за работой у мольберта.

(Из «Воспоминаний современников об И. И. Шишкине»)

Упражнение 18.

Замените прямую речь косвенной речью.

1) Весной синица завела песню для полусонных лягушек и ящериц: «Собирайтесь вокруг старого пня погреться на солнышке!» 2) Учитель предупреждал: «Приходите заранее, потому что лекционный зал будет переполнен слушателями». 3) «В рисунках художника отражена вся история северного края», - отмечали посетители выставки. 4) «К месту приземления межпланетных кораблей на Памире можно пройти только по горным тропам», - утверждали местные жители. 5) Радиолокатор в рубке капитана показывал: «Впереди по курсу движения корабля находится неизвестное препятствие».

Упражнение 19.

Переведите прямые вопросы в косвенные.

1) На стадионе Нину спросили: «За сколько секунд ты пробегаешь стометровку?» 2) Мать спросила дочку: «Ты хочешь научиться печь пироги?» 3) Экскурсанты спрашивали: «Как раньше называлась эта улица?» 4) Отец спросил сына: «Нравится тебе работать в столярной мастерской?»

Упражнение 20.

Запишите предложения, заменив прямую речь косвенной.

1) Ваня подошел ко мне на переменке и тихо сказал: «Вы, Вера Матве¬евна, не задавали нам то, о чем спрашивали». 2) «Что-то случилось?» - спросила мать, как бы придерживая сердце рукой. 3) «Меня потрясает гнев человека, который гневается раз в году»,- сказал кто-то из тех, чьи изречения стоит запоминать. 4) «На две минуты… Остановитесь, пожалуйста»,- опять попросил я таксиста. 5) «Памятники надо ставить при жизни,- включился в разговор папа.- Пусть не из гранита, не из бронзы, пусть «нерукотворные»…но при жизни». 6) «Дешевое дороже обходится!» - оглядевшись по сторонам, открыл мне житейскую тайну Владик. 7) «Красивые лица для художника неинтересны,- ответила Оля.- А внутренней красоты я в Антонине не заметила». 8) Принц Датский подошел ко мне на перемене, сунул в руку листок и сказал: «Вот… пришло кое-что на ум. Может, тебе будет приятно?» (Из произведений А. Алексина).

Тесты по теме «Способы передачи чужой речи»

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

1) простое предложение;
2) сложносочинённое предложение;
3) сложноподчинённое предложение;
4) простое осложнённое предложение.

2. В схеме предложения с прямой речью «П - а,- П» недостаёт:

1) точек;
2) запятой;
3) вопросительного знака;
4) восклицательного знака.

3. Укажите способ передачи чужой речив предложении

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

1) Предложение с прямой речью;
2) предложение с косвенной речью;
3) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;
4) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи.

4. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. необходимо употребить:

1) союз что ;
2) союз-частицу ли;
3) союз чтобы .

5. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

1) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.
2) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.
3) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл.

6. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

1) «П»,- а.
2) «П,- а.- П».
3) «П,- а,- п».

7. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) В тишине раздалось: «За мной! В атаку!»
2) Он обратился с просьбой: «Передайте, пожалуйста, эту книгу в библиотеку».
3) «Как хорошо, что я спрятал револьвер в вороньем гнезде». - подумал Павел.
4) «Ирина, ты опять плачешь», - начал с беспокойством Литвинов.

8. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Обрадованная мать уверенно ответила: «Найду что сказать!»
2) «Буду, буду летать!» звенело и пело в голове Алексея.
3)Жухрай встал на площадку и произнес: «Товарищи, мы собрали вас для серьезного и ответственного дела».
4) «Что же ты не едешь?» - спросил я ямщика с нетерпением.

9. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) На мой вопрос: «Жив ли старый смотритель?» - никто не мог дать мне удовлетворительного ответа.
2) «Парю одиннадцатый год!» - сердито говорил папа.
3) «Говори что хочешь, Михаил, а я знаю одно», - твердила мать.
4) «Нам придется здесь ночевать. - сказал Максим Максимыч - в такую метель через горы не переедешь».

10. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Трудами русских в историю исследования Севера вписаны важнейшие страницы», - сказал Г.Я. Седов.
2) «Делайте что хотите, - отвечал им сухо Дубровский, - я здесь больше не хозяин».
3) «Недаром на нем эта кольчуга, - подумал я - уж он, верно, что-нибудь замышляет».
4) Яшка-то напился да отцу и бухнул прямо в глаза: «Вор!»

11. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Тысячная толпа рявкнула: «К ответу»!
2) «В четыре руки жить захотел!» - клокотало в ней.
3) Сидя над чертежами, он изредка вздыхал: «Я рад, что доживу до конца работы».
4) И боец сказал: «Понятно!»

12. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «И зачем вы взяли меня с собой!» - ныл всю дорогу Костик.
2) «Подумаешь, - сказал ехидно Илька, - у меня такие тоже есть, только еще лучше.»
3) «Никогда! - закричала Катя. - Никогда не делайте так!»
4) «Ну и что же у вас получилось?» - спросила Ольга.

13. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «За все ответите!» - грозно сказала мать.
2) Он тихо произнес: «Можно я зайду к вам вечером?»
3) «Ужасная погода, - ворчала бабушка, - хороший хозяин в такую погоду собаку не выведет».
4) «Уходите!», - твердо сказал Пашка.

14. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Ура!» - кричали люди на площади.
2) «Наконец-то весна, - подумала мама, - скоро сын вернется».
3) Ольга удивилась: «Неужели уже вечер? Ведь так еще светло!»
4) Многие говорили: «Он несчастный сын богатых родителей.»

15. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Деревья шумят, точно шепчут друг другу: «Как страшно в саду!»
2) «Это что за птица?» - спросила Зиночка.
3) «Я могу читать, - заговорил Петрусь, - и скоро выучусь писать пером».
4) «Позвольте, - заметил один скептик, не от лимона ли этот ящик?»

16. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Ты глянь-ка, - сказал он, - вот как разнесло!»
2) Павка сказал резко: «Ты потише!»
3) «Погоди... - крикнул Ленька. - Как ты говоришь? Пыль?»
4) «Нет, - промолвил Ермолай, - дело не ладно».

17. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) Наполеон однажды заметил, что «я могу проиграть эту битву, но не могу потерять минуту».
2) «Мадам, вам завернуть или так полетите?» - спросил продавец женщину, два с лишним часа выбиравшую в магазине метлу.
3) По словам Мопассана, «любовь сильна, как смерть, зато хрупка, как стекло».
4) «Талант! Талант! - говорил он. - Несомненный талант. Ты положительно будешь иметь успех!»

18. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой

1) «Здор?во, парень, - сказала она печально. - Как живешь?»
2) Старик шел и, спотыкаясь о траву, повторял: «Какой аромат, граждане! Какой упоительный аромат!»
3) По мысли Антуана де Сент-Экзюпери: «Зорко одно лишь сердце: самого главного глазами не увидишь».
4) Он хотел узнать у кучера, куда они заехали.

Цель:


«8 класс Тестовые задания»

Способы передачи чужой речи

    Завтра, как сообщают синоптики, ожидается дождь.

    Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворения А. С. Пушкина.

    Мы спросили, будет ли он завтра на лекции.

    Мы не знали, что он прилетает завтра.

    Укажите предложение, в котором косвенная речь передана вводным словом :

    Синоптики сообщили по радио: «Завтра ожидается понижение температуры».

    Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

    По сообщению синоптиков, завтра ожидается понижение температуры.

    Чужая речь неправильно оформлена в предложении:

    Она спросила, не может ли доктор остаться у нас.

    От подарка отказался, выразив протест криками: «В очередь, в очередь!»

    Репин не раз говорил, что: «Вдохновение – это награда за каторжный труд».

    На модном слове «идеал» тихонько Ленский задремал.

    Менделеев писал, что «в науке без великих трудов сделать ничего нельзя».

    Определи способ передачи чужой речи: А у нас какой лучший город? – спросил опять Манилов.

    простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи;

    СПП с косвенной речью с изменениями;

    СПП с косвенной речью без изменений

И долго, долго дедушка о горькой доле пахаря с тоскою говорил.

    предложение с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения

    предложение с прямой речью для передачи её без изменений;

    простое предложение с дополнением;

    СПП с косвенной речью;

    ССП с косвенной речью

    Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит.

    Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку.

    Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку?

    Укажите предложение с пунктуационной ошибкой:

    Я сказал мальчикам, что заблудился.

    Они спросили меня, откуда я.

    Федя спросил, не сварилась ли картошка?

    Отец кричит, что палят пушки.

    Павел прислушался и сказал, что это кулички летят.

    Что называется косвенной речью?

    передача чужой речи без изменения;

    передача чужих слов в форме изъяснительной придаточной части СПП.

    передача чужой речи в форме простого повествования

    передача чужих слов в форме повелительного наклонения глагола в сложном предложении.

    дословная передача чужих слов.

    Найдите предложение с косвенной речью:

    Я начал расспрашивать об образе жизни на водах и о примечательных людях.

    По словам разведчика, главный японский штаб стоял в Яковлевке.

    Он явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено остаться у меня в крепости.

    Плотва брала, как говорят рыболовы, чуть ли на голый крючок.

    «Прочел?» - хитровато спросил комиссар.

    Укажите предложение, в котором нет косвенной речи:

    Она встала, вышла на террасу, весело поздоровалась и заявила, что мамы нет дома.

    Я сказал мальчикам, что заблудился, и подсел к ним.

    На другой день за завтраком Григорий Иванович спросил у дочки, всё ли намерена она прятаться от Берестова.

    «О чём ты грустишь, моя милая дочь?» – спрашивал король.

    Иван Иванович спросил у них, где находится штаб.

    Косвенная речь – это:

    чужая речь, переданная в форме придаточного предложения в СПП;

    речь нескольких людей

    Предложения с косвенной речью по форме являются:

    простыми предложениями;

    неполными предложениями;

    Способ передачи чужой речи в предложении: Лесничий сказал, будто он видел на озере лебедей.

    предложения с вводными словами и вводными предложениями для передачи источника сообщения;

    ССП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

    прямая речь для передачи её без изменения;

    простые предложения с дополнением, называющим тему чужой речи

    Способ передачи чужой речи в предложении: Как говорят поэты, началась осень жизни.

    Простое предложение с дополнением;

    Предложение с прямой речью без изменения;

    СПП с косвенной речью для передачи чужой речи с изменениями;

    Предложение с вводным предложением для передачи источника сообщения

    Укажите предложение с правильно оформленной цитатой:

      По мнению Белинского, язык А. С. Пушкина «чист и благороден, слог точен и силён, стих исполнен блеска и парения».

      Единственное средство умственного общения людей есть слово… - утверждал Л. Н. Толстой.

      Известный лингвист Л. И. Скворцов подчёркивает, что «Чтение толковых словарей – полезное и увлекательное занятие».

      Белинского поражало: «разнообразие картин, образов и чувств в поэме «Мцыри».

    Какое предложение с цитатой оформлено неправильно:

      Лев Толстой утверждал, что «главное средство во всяком искусстве – чувство меры».

      Лев Толстой утверждал: «Главное средство во всяком искусстве – чувство меры»

      Хочется напомнить о том, что «надо там речей не тратить по – пустому, где нужно власть употребить».

      Писатель Панаев, современник Гоголя, писал, что «Ревизор» «имел успех колоссальный».

      А. С. Пушкин, вспоминая первую встречу с А. П. Керн, написал стихотворение, полное высоких чувств:

« Я помню чудное мгновение:

Передо мной явилась ты,

Как мимолётное видение,

Как гений чистой красоты».

    Какое предложение с цитатой оформлено верно:

      А. Толстой утверждал, что «язык – это орудие мышления».

      А. Толстой утверждал: «Что язык – это орудие мышления».

      А Толстой утверждал – «язык – это орудие мышления».

      «Язык – это орудие мышления» - утверждал А. Толстой.

    Цитата – это:

    чужая речь, оформленная в афоризм;

    дословная выдержка из какого – либо текста или в точности приводимые чьи – либо слова;

    красивое высказывание великих людей;

    очень важное изречение из текста

    Укажите предложение, в котором приводится цитата:

      «Ну, барин, - закричал ямщик, - беда: буран!»

      В газетах писали, что конкурс юных ведущих прошёл удачно.

      Н. В. Гоголь был убеждён: «У писателя только и есть один учитель - сами читатели».

      Он заметил: «Я знаю твою историю».

      Максим Максимыч сказал, что нынче будет хорошая погода: можно отправляться на охоту.

    Косвенный вопрос передан в предложении

    Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода

    Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры

    Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды

    Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворение Пушкина

    Косвенный вопрос передан в предложении

    Завтра, как сообщают синоптики, ожидается плохая погода.

    Учитель попросил, чтобы мы завтра принесли стихотворение Пушкина.

    Мы спросили, как нам пройти в библиотеку.

    Поступило сообщение синоптиков об ухудшении погоды.

    Синоптики сообщили, что завтра ожидается понижение температуры.

Как тебя зовут спросил я у самого маленького

П, - а, -п.

    Укажите, какой схеме соответствует диалог (знаки препинания не расставлены)

Парню шестнадцатый год сердито говорил папа Неужели он дня не может прожить самостоятельно

Если мы оставим его здесь одного поездка наша будет испорчена твердила мама

    – П! – а. – П?

    – П! – а. – П.

    – П!-а. – П.

    Найдите предложение с косвенной речью, которая правильно оформлена и соответствует содержанию прямой речи: «Дедушку знаешь, мамаша?» - матери сын говорит

    Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку

    Сын спрашивает у матери, что знает ли она дедушку.

    Сын спрашивает у матери, знает ли она дедушку?

    Сын спрашивает у матери, знаешь ли ты дедушку.

    Сын говорит матери, знаете ли вы дедушку.

    В каком предложении допущена пунктуационная ошибка

    А.С. Пушкин писал: « Критика – наука открывать красоты и недостатки в произведениях искусства и литературы»

    «Мудрено пишут только о том, чего не понимают»,- утверждал В.Ключевский

    М.Горький призывал не быть равнодушным, «ибо равнодушие смертоносно для души человека»

    Своё восхищение осенней природой А.С.Пушкин высказал в следующих строках:

Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса…

    К.Паустовский писал: «Прозу Пришвина можно с полным правом назвать разнотравьем русского языка».

Код ответа.

Просмотр содержимого документа
«8 класс Урок №94»

8 класс

Урок 94. Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Оборудование: тестовые задания (2 варианта).

Тип урока: контроль и коррекция знаний и умений.

Ход урока

І. Организационный этап

ІІ. Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

Выполнение тестовых заданий.

Вариант 1

а) простое предложение;

1 балл )

2. В схеме А. «П - а,- П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

1 балл )

1 балл )

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Закончите высказывание.

1 балл )

1 балл )

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

1 балл )

1 балл )

а) «П»,- а.

б) «П,- а.- П» .

в) «П,- а,- п». (1 балл )

М. Горький )

К. Паустовский ).

В. Солоухин ). (1 балл )

1 балл )

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

1 балл )

2. В схеме «П? - а - П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1 балл )

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

1 балл )

а) Прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

1 балл )

А. Пушкин )

М. Лермонтов ).

Л. Толстой ).

2 балла )

2 балла )

Просмотр содержимого документа
«Тестирование - РМ»

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 1

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

а) простое предложение;

б) сложносочинённое предложение;

в) сложноподчинённое предложение. (1 балл )

2. В схеме А. «П - а,- П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

а) Предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

в) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся. (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Закончите высказывание.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется ______. (1 балл )

7. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

в) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. (1 балл )

8. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 1

1. Предложение с косвенной речью представляют собой:

а) простое предложение;

б) сложносочинённое предложение;

в) сложноподчинённое предложение. (1 балл )

2. В схеме А. «П - а,- П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили, что завтра ожидаются осадки.

а) Предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

а) «От любви любви не ищут»,- сказано не мной.

б) «Гори, гори ясно, чтобы не погасло!» - так поют в России, так поют.

в) «Дождь пойдёт,- возразил Калиныч,- утки вон плещутся. (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении «Я буду ждать тебя где-нибудь поблизости»,- сказала Валя. Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Закончите высказывание.

Вопрос, переданный в косвенной речи, называется ______. (1 балл )

7. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Н. В. Гоголь был убеждён, что у писателя только и есть один учитель: сам читатель.

б) Никита попросил, или не помогу я ему решить задачу.

в) Сосед попросил, чтобы ребята помогли ему завести мотоцикл. (1 балл )

8. Укажите способ цитирования.

Арифметику Магницкого и грамматику Смотрицкого Ломоносов называл «вратами своей учёности».

а) прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

9. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

2) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой. (1 балл )

10. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

а) «П»,- а.

б) «П,- а.- П» .

в) «П,- а,- п». (1 балл )

11. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

а) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький )

б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский ).

в) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин ). (1 балл )

12. Укажите неправильный вариант оформления цитаты:

а) А. Довженко писал о необходимости «правду жизни поднимать до уровня сердца».

б) О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику…психологическое богатство русского романа».

в) Ломоносов писал: «Счастливы те, которые память по себе в книгах оставили». (1 балл )

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

9. Укажите предложение, которое можно переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

1) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

2) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой. (1 балл )

10. Укажите, какой схеме соответствует данное предложение с прямой речью:

Уже вечереет сказал мечтательно художник Скоро станет темно и на небе появятся первые звёзды.

а) «П»,- а.

б) «П,- а.- П» .

в) «П,- а,- п». (1 балл )

11. Укажите вариант правильной расстановки знаков препинания в предложениях с прямой речью:

а) И крикнул Сокол с тоской и болью: «О, если б в небо хоть раз подняться!» (М. Горький )

б) «Максимов не умрёт, он не смеет умирать - жизнь только начинается» - подумала она и повернула к вокзалу (К. Паустовский ).

в) «Больше всего я люблю в Журавлихе запахи»,- зажмуриваясь от блаженства, вспоминает Саша Косицын.- «Нигде, ни на одной реке, ни в одном лесу я не встречал таких запахов» (В. Солоухин ). (1 балл )

12. Укажите неправильный вариант оформления цитаты:

а) А. Довженко писал о необходимости «правду жизни поднимать до уровня сердца».

б) О. Мандельштам говорил, что Анна Ахматова «…принесла в русскую лирику…психологическое богатство русского романа».

в) Ломоносов писал: «Счастливы те, которые память по себе в книгах оставили». (1 балл )

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки _____. (1 балл )

2. В схеме «П? - а - П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили о возможных осадках.

а) предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

в) «Гуси летят.- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел». (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

в) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке. (1 балл )

7. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

а) Прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

Тестирование.

Цели: проверить знания и навыки учащихся по теме «Прямая и косвенная речь, диалог, цитата»

Вариант 2

1. Закончите высказывание.

При цитировании стихотворного текста с соблюдением стихотворных строк кавычки _____. (1 балл )

2. В схеме «П? - а - П» недостаёт:

б) запятой;

в) вопросительного знака. (1 балл )

3. Укажите способ передачи чужой речи.

По радио сообщили о возможных осадках.

а) предложение с прямой речью;

б) предложение с косвенной речью;

в) предложение с вводными словами и предложениями для передачи источника сообщения;

г) простое предложение с дополнением, называющим тему чужой речи. (1 балл )

4. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

б) «Ой, да тут глубоко!» - со смехом сказала она.

в) «Гуси летят.- С удовольствием говорит Ростовцев.- Сейчас целый косяк видел». (1 балл )

5. При замене прямой речи косвенной в предложении Иван Фёдорович попросил: «Назови, Люба, всех членов штаба». Необходимо употребить:

а) союз что;

б) союз-частицу ли;

в) союз чтобы. (1 балл )

6. Укажите неправильно построенное предложение с косвенной речью.

а) Белинский утверждал, что всякая благодарная личность глубоко осознаёт своё кровное родство, свои кровные связи с отечеством.

б) Мария сказала, что летом она, возможно, выедет в деревню.

в) Учительница спросила ребят, что не забыли ли они на выставке. (1 балл )

7. Укажите способ цитирования.

«Мудрость есть дочь опыта»,- любил говорить великий итальянский художник, учёный, инженер эпохи Возрождения Леонардо да Винчи.

а) Прямая речь;

б) косвенная речь;

в) предложение с вводными словами;

г) отдельные слова или словосочетание. (1 балл )

8. Укажите предложение, которое нельзя переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

а) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

б) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой.(1 балл )

9. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

а) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин )

б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- в такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов ).

в) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой ).

Приведите пример предложения, в котором слова автора разрывают прямую речь.(2 балла )

10. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

а) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

в) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

Приведите пример предложения с цитатой. (2 балла )

8. Укажите предложение, которое нельзя переделать, введя цитаты с помощью вводных слов.

а) В. Сухомлинский утверждал: «Человек поднялся над миром всего живого прежде всего потому, что горе других стало его личным горем».

б) «Труд будит в человеке творческие силы»,- писал Л. Н. Толстой.(1 балл )

9. Укажите предложение, в котором неправильно расставлены знаки препинания при прямой речи:

а) «Чего же ты хмуришься, брат? - спросил его Кирилла Петрович,- Или псарня моя тебе не нравится?» (А. Пушкин )

б) «Нам придётся здесь ночевать,- сказал Максим Максимыч,- в такую метель через горы не переедешь» (М. Лермонтов ).

в) «Что ж, милости просим»,- ласково сказала старуха, отворачивая засученные рукава (Л. Толстой ).

Приведите пример предложения, в котором слова автора разрывают прямую речь.(2 балла )

10. Укажите неправильный вариант оформления цитаты.

а) Ф. Искандер говорил, что «мудрость - это ум, настоянный на совести».

б) М. Пришвин, анализируя творчество Л. Толстого, говорил: «Каждая строчка Толстого выражает уверенность, что правда живёт среди нас».

в) Анализируя поэзию Лермонтова, А. Герцен говорил, что: «мужественная, печальная мысль… сквозит во всех его стихах».

Приведите пример предложения с цитатой. (2 балла )


▫ Вот это всё о чём? Что толку, что механизм раскрыт? Дальше-то что? Ах..., да, ``результаты работы помогут разработать стратегии...``
▫ Эх, дорогая Светлана Александровна! Я и рад был бы разделить эту радость с вами, но я слишком хорошо знаком со всеми подобными предложениями в сети, а потому просто советую вам на этот счёт не обольщаться. Скорее всего отборочный тур прошли все номинанты этого конкурса и подобные предложения направлены каждому. Альманах Российский колокол, каким бы известным и полюбившемся его не представляли, неизвестен почти никому, а вот чтобы сделать его известным, нужны такие авторы, как вы, которые согласятся на определённые финансовые вложения за публикацию своего труда. При этом замечу, что вместо гонорара вы получаете квитанцию о переводе на счёт редакции оговоренной суммы. Так как сумма будет вполне подъёмной, вас это не очень расстроит, но если вы просчитаете общий вклад в общее дело, то вы увидите, что собранной суммы окажется достаточно на издание как минимум двух таких альманахов-приложений. На таких условиях и вы сможете открыть свой издательский дом и жить на `широкую ногу`, проводить при этом литературные конкурсы в Инете, которыми вы станете завлекать ищущий признания пишущий народ в свои сети.
▫ не хочу портить себе настроение.... ` Уж ежели Ирина Тимофеевна солит огурцы, то лучше к ней во двор не заходить -- изругает вконец, заплюет, собаками затравит да еще сама выйдет за ворота, подопрет зд и начнет горланить на всю улицу, растрясет твою родню по восходящей и нисходящей линии. Нет для нее большей обиды, как если ее потревожат за таким глубокомысленным делом. ..Солила Ирина Тимофеевна огурцы, делала самое свое серьезное дело, ничего вокруг не видела, знать не хотела. /////// Да, пожалуй, толком она и не знала, кто после кого приходил, кто кому враг, что кому нужно, кто чем болел,-- было для нее это делом десятым, пустячным. . Ну, пришли, ну, ушли,-- что за беда? -- Ты мне голову не дури,-- говорила она с припевом,-- я твоего счета не понимаю. Зарядил одно -- при деникинцах да при деникинцах. Нашел примету какую. Мне ты по числам скажи, так и то не вспомню. Что они, эти самые деникинцы твои, солнце застили, что ли? Нет, браток, у меня календарь верный, огород не собьешь. Он всегда в свое время.`
▫ С годами, как никогда остро понимаешь, что самое ценное в человеке его здоровье. Не дай бог превратиться в овощ и стать обузой для своих близких. Только современное состояние российской медицины никак не способствует укреплению здоровья граждан. Проходишь комиссию и вдруг выясняешь, что у тебя целый букет болячек, которые непременно надо начать лечить. При этом направление в платную клинику, где после анализов выявляется такое, что сразу ложись в гроб и жди смертного часа. Но, конечно же, исключительно для вас и только на сегодня осталась ваша последняя надежда - лекарства из их личной аптеки. И ничего, что это БАДы (от них никто не умер) Более эффективного средства от вашей болезни не существует, а потому берите, не экономьте на своём здоровье. И вообще, если верить врачам, то здоровых людей нынче не бывает по их определению.