21.09.2019

Христианские назидательные притчи. Наследие святых отцов: православные притчи о жизни и морали и библейские цитаты


Наступает вечер, на город опускается темнота и детки укладываются в свои кроватки, чтобы заснуть сладким сном. Но перед тем, как насладиться приятными сновидениями, каждый ребенок любит послушать волшебные сказки, которые на всю жизнь остаются в сердце. Тогда почему бы не совместить приятное с полезным и не почитать ребенку на ночь полезные и поучительные притчи для детей .

Притча - это короткая история, в которой заключена мудрость наших предков. Зачастую притчи для детей являются поучительными рассказами на какую-либо нравственную тему. Раньше они использовались как один из способов воспитания детей, поскольку понятны каждому ребенку, легко запоминаются и максимально приближены к реальности. Тем самым притчи и отличаются от басен , которые весьма аллегоричны и не всегда понятны маленьким слушателям. Детские притчи рассказывают о дружбе, семье и семейных ценностях, о добре и зле, о Боге и многом другом.

Библейские и православные притчи для детей

На протяжении многих веков Библия является самой известной книгой во всём мире. Это не только священные тексты для христиан, но и величайший памятник культурного наследия человечества. Библейские притчи встречаются на страницах Старого и Нового Заветов. Конечно, маленьким детям будет сложно понять весь сакральный смысл, который спрятан в библейских текстах, но с помощью родителей ребенок сможет разобраться в них. Самыми известными православными притчами для детей можно назвать притчи «О блудном сыне », «О мытаре и фарисее », которые рассказывают детям о милосердии и прощении, притча «О Добром самаритянине », которая учит малышей доброте и состраданию, и многие другие. Иисус Христос очень часто общался со своими последователями притчами, поскольку именно они помогают понять смысл всего сокровенного.

Короткие притчи для детей

Некоторые детки, особенно совсем маленькие, не любят длинных историй, им гораздо проще понимать короткие тексты, с простыми выводами. В этом случае можно короткие притчи для детей читать ребенку каждый вечер. И каждый раз его будет ждать поучительная и интересная история, которая останется в памяти.

Особенно рекомендуем притчи о дружбе для детей - например, притчу о гвоздях . Очень часто дети говорят что-то злое и плохое своим друзьям и родным. Эта притча поможет им понять, как важно ценить близких людей и не обижать их неосторожными словами.

Детские притчи о добре и зле, наверное, самые полезные для нашего подрастающего поколения. Ведь ребёнок не имеет жизненного опыта, поэтому ему сложно отличать плохое от хорошего, добро от зла, белое от чёрного. Нужно научить малыша таким базовым понятиям, а притчи о добре и зле для детей будут наиболее полезны. Рекомендуем почитать: «Добрый лисёнок », «Дедушка и смерть ».

Всему могут научить притчи. Самые важные и полезные маленькие истории - притчи о семье и семейных ценностях, ведь ничего важнее в нашей жизни нет. Особенно полезно детям читать притчи о матери, о любви, о хорошем и плохом, о правде и лжи.

Учите и воспитывайте своего ребёнка с раннего детства, тогда в будущем он вырастет хорошим и добрым человеком, отзывчивым к чужому страданию, милосердным и честным. Только так наш мир станет добрее и чище!

Православные притчи - это не только церковные, но и житейские знания и мудрость, которые копились веками. Ими часто, как мы видим из Евангелия, пользовался сам Иисус Христос.

Что такое христианские притчи

В художественной и эзотерической литературе мы часто встречаем разного рода поучающие рассказы и истории. Но с христианской традицией они имеют мало общего.

Определение и описание

Как правило, они, особенно христианские притчи для детей, короткие и написаны простым и образным языком. В них передаются основные идеи христианства.

Авторство произведений

Как известно, самая главная книга для христиан - Библия. Цитаты из Священного Писания часто используют церковнослужители в своих духовных проповедях о вере.

Они появились еще в Палестине в I веке н.э. И первым их автором был сам Иисус Христос. Много назидательных историй можно найти в Евангелие Матфея , некоторые из них рассказаны Иоанном Златоустом.

К этому жанру позднее прибегали многие духовные писатели и проповедники, не забыт он и в наше время.


Православные притчи

В разных местах и разные эпохи собирались и систематизировались истории о подвигах старцев, повествующие об их отношении к Богу и любви. Герои этих рассказов просты и бесхитростны, чужды лукавства и корысти. Их легко читать и запоминать, мораль вынесет любой школьник.

Многие истории собраны в широко известном сборнике «Древний патерик». Старец Паисий Святогорец не без юмора вспоминает об афонских отшельниках, вселяя в сердца слушателей благость и умиротворение. Святитель Николай Сербский, как пламенный миссионер, с помощью емких афоризмов и ярких образов привлекает под знамя Христа новых послушников. А наш современник, протоиерей Артемий Владимиров, используя современные сравнения, снова возвращается к вечной теме грехопадения человека и и искуплении его грехов Иисусом.

Самые популярные рассказы у всех на слуху, вспомним некоторые из них:

  • о возвращении блудного сына;
  • о вере;
  • о трех друзьях;
  • о гордости и смирении;
  • о следах на песке
  • о неутомимой собаке.

Перескажем последнюю историю, в которой в кажущейся простоте заложен глубокий смысл.

Как-то один сомневающийся, как новозаветный Фома, христианин задал знакомому старцу давно мучивший его вопрос:

"Как человеку удержаться от земного греха, когда вокруг столько соблазнов, и даже монахи порой, не выдержав испытания, возвращаются в грешный мир?"

Вот какой последовал ответ:

«Когда собака гонится за зайцем, вся свора бросается за ним, но лишь одна преследует до конца. Вот так нужно искать и Бога, преодолевая все трудности, пока не достигнешь цели».

Приведем еще один рассказ.

Женщина воспитывала двух сыновей. Они были, как бы сейчас сказали, мелкими предпринимателями: продавали зонтики и красили ткани. И вот, что беспокоило любящую матушку. Когда светило солнце, никому не нужны были зонтики, а когда шел дождь, мокли ткани. Очень она печалилась этим, бизнес ее сыновей зависел от капризов природы.

Но повстречался ей мудрый человек, и вот, что посоветовал:

«Если идет дождь, то возрадуйся за младшего сына, если светит солнце - за старшего».

Вняла женщина совету, и поселились в ее сердце покой и радость.


Значение Священного писания

На Библию Православная церковь смотрит, как на нечто неразделимое, а во главу угла ставит Евангелие. Ветхий Завет рассматривается, как приготовление к нему, а Новый Завет, как самое авторитетное толкование благой вести, переданной Учителем своим ученикам.

Причем, в отличие от западных богословских школ, Православная церковь не противопоставляет Писание святых апостолов Преданию святых старцев.

Чему учит Библия

Главная книга верующих показывает людям путь к добру и любви, поскольку Бог и «есть любовь».

Она отвращает людей от злых поступков и дурных помыслов, учит жить по Божьим законам.


Библейские цитаты

Изречения из Библии - это еще один неисчерпаемый кладезь мудрости, из которого страждущие утоляют жажду в поисках своего Бога. Библия подсказывает, как строить отношения с ближними, решать те или иные жизненные проблемы и задачи. В ней можно найти ответ практически на любой вопрос и получить совет на любую ситуацию.

Самые главные советы содержатся в Божьих заповедях, назовем самые первые:

  1. «Я Господь, Бог твой… Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (1-я заповедь).
  2. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им» (2-я заповедь).
  3. «Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно» (3-я заповедь).

Помимо этого, можно привести еще очень много афористичных фраз и предложений. Библия буквально ими усыпана.

Самые известные из них:

«Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

(Мт. 5:1–12)

«Не внимай пустому слуху, не давай руки твоей нечестивому, чтоб быть свидетелем неправды».

(Исх. XXIII, 1)

«В уши глупого не говори, потому что он презрит разумные слова твои».

(Книга Притчей Соломоновых. XXIII, 9)

«Кто роет яму, сам упадет в нее, и кто ставит сеть, сам будет уловлен ею».

(Книга Премудрости Иисуса, сына Сирахова. XXVII, 29)

Наставления на каждый день

Попав в христианский круг, верующие не всегда знают, как себя вести, и нуждаются в каждодневном руководстве. Духовные отцы не обделяют вниманием свою паству, беря ее под неусыпную опеку и заботу.

Еще более 100 лет назад было сказано:

«Кто сейчас не читает книг святых отцов, спастись не может».

святитель Игнатий Брянчанинов

Одна из таких книг - «послания» преподобного аввы Дорофея на все дни недели. Учитель просит не допускать даже незначительных грехов, избегать злословия и осуждения, не лгать, не блудить, не проявлять гнева и презрения даже в самых конфликтных ситуациях. Иначе ты наносишь оскорбление самому Христу.


Христианское учение - очень суровый Путь, бесконечно далёкий от того сентиментального христианства, которое создано современными проповедниками.

Центром христианского учения является личность Иисуса Христа, родившегося в начале нашей эры и распятого, по преданию, около 33 г. н.э. Его жизнь, недолгая деятельность и Его учение описаны в Евангелиях, Деяниях Апостолов, Посланиях апостольских и Апокалипсисе. Существует четыре канонических Евангелия: от Матфея, от Марка, от Луки и от Иоанна. Но исходя из того, что у Иисуса Христа было двенадцать приближённых учеников, позже названных апостолами, можно предположить, что и Евангелий было двенадцать, из которых только четыре попали в Новый Завет. Подтверждением того, что Евангелий было не четыре, служат находки в Наг-Хаммади (Верхний Египет) рукописей первых веков нашей эры. С некоторыми из них можно познакомиться благодаря их переводу на русский язык, сделанному М. К. Трофимовой. То же самое можно сказать и о Посланиях апостольских. Но в Новом Завете представлены четырнадцать Посланий Апостола Павла, одно - Иакова, два - Петра, три - Иоанна и одно - Иуды.

Двенадцать апостолов и связанные с ними двенадцать Евангелий имеют место, наверное, в связи ни с чем иным, как с двенадцатью типами людей. Так как каждый тип человека в одном и том же явлении или событии видит что-то своё, для других незаметное, а для него важное, то наиболее полную картину происходящего можно получить, только познакомившись со всеми двенадцатью точками зрения. Вторым важным моментом, говорящим в пользу данной гипотезы, является то, что наиболее полное восприятие информации возможно, когда передающий и воспринимающий относятся к одному и тому же типу людей. Например:

»Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоём глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: дай я выну сучок из глаза твоего - а вот в твоём глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза, и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего».(Матф. 7: 3-5)

«Сучок в глазе брата твоего ты видишь, бревна же в своём глазе не видишь. Когда ты вынешь бревно из своего глаза, тогда ты увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего». (Фома 31)

Отличие двух высказываний состоит только в том, каким способом человек определяет «бревно в своём глазе»: в Евангелии от Матфея - через чувствование, а в Евангелии от Фомы - через видение; то есть каналами восприятия и передачи информации являются: эмоциональный - у Матфея и ментальный - у Фомы.

Целью учения Иисуса Христа является достижение Царства Небесного. Причём интересно, что оно, Царство Небесное, принадлежит немногим (а не всем), что врата в него узки и узок путь, что лишь немногие сумеют его пройти, достигнув, таким образом, спасения, что те, кто не войдёт в Царство Небесное, - всего-навсего солома, которая будет сожжена.

«Уже и секира при корне дерев лежит; всякое дерево, не приносящее доброго плода, срубают и бросают в огонь…» (Матф. 3: 10) «Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Своё, и соберёт пшеницу Свою в житницу, а солому сожжёт огнём неугасимым». (Матф. 3: 12)

Что же такое Царство Небесное? Вот некоторые характеристики Царства Небесного, которые дал сам Иисус Христос:

«Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём; Которое, хотя меньше всех семян, но, когда вырастет, бывает больше всех злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его». (Матф. 13: 31-32) «Царство Небесное подобно закваске, которую женщина, взявши, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё».(Матф. 13: 33)

Значит, Царство Небесное является вначале чем-то небольшим, которое, начиная действовать, захватывает всё и изменяет его, то есть то, что получается в результате действия этого небольшого, полностью изменяет первоначальное.

«Ещё подобно Царство Небесное купцу, ищущему хороших жемчужин, Который, нашед одну драгоценную жемчужину, пошёл и продал всё, что имел, и купил её». (Матф. 13: 45-46)

«Наипаче ищите Царствие Божие…» (Лука, 12: 31)

Значит, Царство Небесное само по себе не приходит, оно требует поиска.

«Ещё подобно Царство Небесное неводу, закинутому в море и захватившему рыб всякого рода, Который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили». (Матф. 13: 47-48)

Царство Небесное требует выбора и отбора; то есть для того, чтобы войти в Царство Небесное, человек должен знать, что для Царства Небесного хорошо, а что плохо. Он также должен уметь оставлять у себя это хорошее, а худое - выбрасывать. А так как расставание с чем-то своим - это жертва, значит, человек должен уметь и жертвовать.

«Царствие Божие подобно тому, как если человек бросит семя в землю, И спит, и встаёт ночью и днём, и как семя всходит и растёт, не знает он; Ибо земля сама собою производит сперва зелень, потом колос, потом полное зерно в колосе,

Когда же созреет плод, немедленно посылает серп, потому что настала жатва». (Марк, 4: 26-29)

Человек ответственен за посев семян Царства Небесного и за жатву, но всходы и рост уже не зависят от человека. Ещё одно высказывание Иисуса Христа указывает, где находится Царство Небесное и куда необходимо бросать его зёрна, и куда забрасывать невод:

«Быв же спрошен фарисеями, когда придёт Царствие Божие, отвечал им: не придёт Царствие Божие приметным образом, И не скажут: "вот, оно здесь", или: "вот, там". Ибо вот, Царствие Божие внутри вас есть». (Лука, 17: 20-21)

Значит, Царство Божие - это внутренний мир человека. Но так как обыденный внутренний мир человека, не столкнувшегося с учением Христа, - это мир маммоны, мир, где главной ценностью является богатство, то его необходимо изменить. «Говорю вам тайну: не все мы умрём, но все изменимся...» (1 Коринф. 15: 51) - говорит Апостол Павел.

Внутренний мир человека, желающего попасть в Царство Небесное, должен включать ценности этого Царства. Об этих ценностях и путях их достижения более всего и говорит Иисус Христос в Новом Завете.

Одной из характерных особенностей христианского Пути, в отличие от иудаизма, является необходимость собственных усилий путника по достижению черт, необходимых для того, чтобы войти в Царство Небесное:

«От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берётся, и употребляющие усилие восхищают его». (Матф. 11: 12)

«Закон и пророки до Иоанна; с сего времени Царствие Божие благовестуется, и всякий усилием входит в него». (Лука, 16: 16)

Первостепенным условием вступления человека на Путь христианства является его покаяние. Очень большой проблемой в понимании Евангелий является то, что часто мы не знаем точно, какой смысл вкладывался во многие слова тем или иным действующим лицом, в связи с тем, что значение слов с течением времени изменяется. То же относится и к слову «покаяние». В современной интерпретации слово «покаяться» всегда дополнено словами «в грехах», то есть «покаяться в грехах». Иоанн Креститель и Иисус Христос говорили так:

«Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное». (Матф. 3: 2; 4: 17)

Слово «покаяться» означает «возвратиться к источнику», то есть предполагает какое-то переживание, возвращающее человека в начало его жизни, когда он был наиболее близок к Богу и человеческий мир ещё не наложил на него своих уз. С последним высказыванием Иисуса Христа резонируют следующие Его слова:

«Истинно говорю вам, если не обратитесь и не будете как дети, не войдёте в Царство Небесное». (Матф. 18: 3)

В каждой традиции тем или иным способом решается проблема пространства и времени. Известно, что пространство и время связаны друг с другом: произведение величины внутреннего пространства и скорости протекания времени есть величина постоянная. Чем больше величина внутреннего пространства, тем медленнее протекает время, и наоборот чем меньше величина внутреннего пространства, тем с большей скоростью течёт время: то есть время является величиной психологической, зависящей от внутреннего состояния человека. Вспомните хотя бы, как воспринимается время человеком, когда он ждёт и когда опаздывает. Сейчас доказано наукой, что год жизни пятилетнего ребёнка равен десяти годам пятидесятилетнего человека. И только в обыденном сознании утвердилось мнение, что течение времени есть величина постоянная, направленная из прошлого через настоящее в будущее, что время - величина одномерная. Астрономическое время, имеющее одну координату измерения и постоянную скорость протекания, используется людьми для удобства повседневной жизни. Время, как и пространство, имеет три координаты измерения, и вечность является одной из этих координат. Иисус Христос прекрасно знал об этом и предложил своим ученикам методику работы над данной проблемой - покаяться (возвратиться к источнику, то есть к 0 координат) и, находясь в состоянии ребёнка, войти в иное время - вечность. Как любая мудрость, высказывания Иисуса Христа имеют многоуровневую систему знаний, считывание которых зависит от состояния сознания человека. Поэтому данная интерпретация не является единственной.

Огромное значение в традиции христианства придаётся Нагорной проповеди Иисуса Христа как квинтэссенции данного учения:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны плачущие, ибо они утешатся. Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю. Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся. Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут. Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят. Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами Божиими. Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное. Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески несправедливо злословить за Меня; Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах; так гнали и пророков, бывших прежде вас». (Матф. 5: 3-12)

Нищета духа, плач, кротость, алчба и жажда правды, милосердие, чистота сердца, миротворчество, изгнание за правду, поношение, гонение и всяческое несправедливое поругание за Иисуса Христа - вот что необходимо и что ждёт человека, ставшего на Путь христианства. «Нищие духом» - очень загадочное выражение, которое истолковывалось и истолковывается по-разному, но при этом забывается прямой смысл этого выражения. Люди согласны на многие унижения, но никогда не согласятся и не соглашались с тем, что они духовно бедны. Духовное богатство считается априори принадлежащим человеку. Но если ты чем-то богат или думаешь, что богат, то, естественно, ты не прикладываешь никаких усилий, чтобы увеличить то, что считаешь богатством. Ты не просишь у Бога этого, так как оно у тебя есть. А если не просишь, то тебе и не даётся. Мы, на самом деле, нищие духом, но, думая обратное, закрываем дверь для прихода духовного богатства.

Ложь как пронизывала всё человечество, так и пронизывает его и, может быть, ещё увеличилась со времён Иисуса Христа, так как раньше ум не играл такой большой роли в жизни людей. Люди врут как сознательно, так и бессознательно, и второй случай встречается чаще, чем первый. Поэтому-то «алчба и жажда правды» так важна для учеников Христа, так как в Царство Небесное без такой способности не попасть.

У Иисуса Христа было двенадцать близких Ему учеников, позже названных Апостолами: Симон (Пётр), брат его Андрей. Иаков Заведеев, его брат Иоанн, Филипп, Варфоломей (в Евангелии от Иоанна - Нафанаил), Фома, Матфей, Иаков Алфеев, Иуда Леввей (Фаддей), Симон Кананит и Иуда Искариот.

Благодаря непосредственному призванию, причисленным к этим двенадцати считал себя и Павел. Настоящее имя Павла было Савл. Он родился в семье еврейской диаспоры - достаточно богатой, чтобы наряду с основательным изучением Торы дать сыну и классическое образование, - и был римским гражданином и фарисеем. Вначале он принадлежал к гонителям христиан, но обратился в христианство, получив видение Христа по дороге в Дамаск. Вскоре началась его миссионерская деятельность, состоявшая в распространении христианства вне иудейства.

Христианская религия в настоящее время является одной из самых многочисленных на Земле. Её история напоминает дерево в процессе роста: оно имеет крупные и мелкие ветки, некоторые из них вдруг прекращают развиваться, в то время как другие, долгое время остававшиеся маленькими, вдруг прорастают множеством отростков, и некоторые отростки сами становятся большими ветвями.

После тысячелетия единого существования, хотя христианство Востока и христианство Запада различались уже на протяжении многих веков, в 1054 г. христианство официально раскололось на католицизм и православие. В конце XV и начале XVI вв. в католицизме началась протестантская реформация, которая привела к возникновению протестантизма. В православии существует пятнадцать автокефальных (самостоятельных) церквей и несколько автономных. Протестантизм включает три основных течения - лютеранство, кальвинизм, англиканство - и большое число сект, из которых многие превратились в самостоятельные церкви: баптисты, методисты, адвентисты и др.

Притчи человечества. (5)

Несколько притч из сборников:

По книге: Отцы-пустынники: Сборник христианских притч и сказаний.

Из серии книг "101 притча".

ОДИН ОТШЕЛЬНИК пришел жаловаться старцу, что каждый день с девяти утра он в своем уединении чувствует странный голод. Хотя в монастыре, где он жил раньше, ему удавалось по нескольку дней проводить без еды.
- Не удивляйся этому, сын мой, - ответил ему старец. - В пустыне нет никого, кто был бы свидетелем твоих постов и кто поддерживал бы и питал тебя похвалами. Прежде тщеславие служило тебе пищей в монастыре, и удовольствие, которое ты испытывал, выделяясь среди других своим воздержанием, для тебы было слаще обеда.


ПРИГЛАСИЛИ ОДНАЖДЫ святого старца на совет, чтобы решить, как наказать согрешившего монаха. Но старец отказался идти на совет. Спорили-спорили братья, но, так и не придумав достойного наказания, решили сами пойти к старцу.
Провидел это старец, взвалил на плечо дырявый мешок с песком и вышел им навстречу.
- Куда ты идешь? - спрашивает старца братия.
- К вам иду на совет.
- А мешок с песком зачем с собой взял?
- Откуда вы знаете, что в мешке песок?
- Так погляди назад. У тебя мешок прохудился, и из него песок сыплется.
- Это не песок, это грехи мои сыплются позади меня, - сказал им старец. - Но я на них даже не оглядываюсь, зато иду судить чужие грехи.
Поняли монахи, что имел в виду старец, и простили своего брата.

У ОДНОГО СТРАЦА спросили:
- Как у тебя хватает терпения пребывать в одиночестве в этом заброшенном уголке земли?
Он ответил:
- Я никогда не нахожусь в одиночестве. У меня всегда есть собеседник - Господь. Когда я хочу, чтобы Он говорил со мной, я читаю Святое Писание. А когда хочу сам поговорить с Ним - молюсь.


КОГДА К ОДНОМУ старцу ученик приходил с признанием в грехах, тот всегда говорил ему:
- Вставай!
- Но я много раз уже вставал и падал.
- Опять вставай!
- Доколе же я буду падать и вставать?
- Пока тебя не настигнет смерть - павшим или поднявшимся, - ответил ему старец.

По книге: Жил человек...: Сборник христианских притч и сказаний.

Из серии книг "101 притча".

РЫБАК ПЕРЕВОЗИЛ на лодке одного человека. Пассажир торопил рыбака:
- Быстрее, опаздываю на работу!
И тут он увидел, что на одном весле написано "молись", а на другом - "трудись".
- Зачем это? - спросил он.
- Для памяти - ответил рыбак. - Чтобы не забыть, что надо молиться и трудиться.
- Ну, трудиться понятно, всем надо, а молиться, - человек махнул рукой, - это необязательно. Никому это не нужно, зачем терять время на молитву.
- Не нужно? - переспросил рыбак и вытащил из воды весло с надписью "молись", а сам стал грести одним веслом. Лодка закружилась на месте.
- Вот видишь, какой труд без молитвы. На одном месте кружимся и никакого движения вперед.
Отсюда понятно: чтобы успешно плыть по бурному житейскому морю, надо крепко держать в руках два весла: молиться и трудиться.


В ОДНОМ ГОРОДЕ приключилась засуха. Лето было в разгаре, и городской священник созвал всех утром в храм молиться о дожде. Пришел весь город, и весь город смеялся над одним ребенком - ребенок пришел с зонтиком. Каждый смеялся и говорил:
- Дурачок, зачем ты притащил зонтик? Потеряешь, дождя-то нет.
- А я думал, что если вы помолитесь, то дождь пойдет, - ответил ребенок.

В ДОМЕ одних богатых людей перестали молиться перед едой. Однажды к ним в гости пришел священник. Стол накрыли очень изысканно, достали самые лучшие яства и подали лучшее питье. Семья села за стол. Все смотрели на священника и думали, что он помолится перед едой. Но священник сказал:
- Отец семейства должен молиться за столом, ведь он первый молитвенник в семье.
Наступило неприятное молчание, потому что в этой семье никто не молился. Отец откашлялся и сказал: "Знаете, дорогой отче, мы не молимся, потому что в молитве перед едой всегда повторяется одно и то же. Молитвы по привычке - это пустая болтовня. Эти повторения каждый день, каждый год, поэтому мы больше не молимся.
Священник удивленно посмотрел на всех, но тут семилетняя девочка сказала:
- Папа, неужели мне не нужно больше каждое утро приходить к тебе и говорить "доброе утро"?


ПО БЕРЕГУ МОРЯ гулял мужчина. Все вокруг было усеяно водорослями, мелкими рыбками и морскими звездами, которые выбросило на берег после страшного шторма.
Вдруг он увидел маленькую девочку. Она наклонялась до земли, брала что-то, а потом бросала в море.
- Зачем ты это делаешь? - спросил мужчина. - Ты же не сможешь помочь им всем! Их слишком много!
- Может быть, - ответила девочка, бросая как можно дальше в море еще одну морскую звезду. - Но для нее я сделала все, что смогла.

СТОЯЛИ НА ОБОЧИНЕ два человека и о чем-то беседовали.
Проходил мимо них пьяница и сказал сам себе:
- Наверное, они сейчас договариваются вместе пойти в погребок, чтобы выпить вина.
И пьяница, забыв обо всех своих делах, поспешил в трактир.
Проходил мимо беседовавших блудник и подумал:
- Вот люди, не боясь огласки, сговариваются посреди белого дня на плотские утехи. А чем я хуже?
Изменив свой маршрут, блудник направился в притон разврата.
Прошел мимо праведник и говорил себе:
- Вот люди нашли время и ведут добрую беседу, оставив суету. Я же, грешник, уже третий день не выберу часа, чтобы навестить заболевшего соседа.
И праведник, отложив все свои заботы, поспешил поддержать добрым словом больного.
Так праведные люди во всем видят доброе, а для рабов порока весь мир - соблазн ко греху.


ОДИН ПАРИКМАХЕР, подстригая клиента, разговорился с ним о Боге:
- Если Бог существует, откуда столько больных людей? Откуда беспризорные дети и несправедливые войны? Если бы Он действительно существовал, не было бы ни страданий, ни боли. Трудно представить себе любящего Бога, который допускает все это. Поэтому лично я не верю в его существование.
Тогда клиент сказал парикмахеру:
- Знаете, что я скажу? Парикмахеров не существует.
- Как это так? - удивился парикмахер. - Один из них сейчас перед вами.
- Нет! - воскликнул клиент. - Их не существует, иначе не было бы столько заросших и небритых людей, как вон тот человек, который идет по улице.
- Ну, мил человек, дело ж не в парикмахерах! Просто люди сами ко мне не приходят.
- В том-то и дело! - подтвердил клиент. - И я о том же: Бог есть. Просто люди не ищут Его и не приходят к Нему. Вот почему в мире так много боли и страданий.