Конспект занятия
Тема: «Аквариум и его обитатели»
Цель: расширить представление детей об аквариуме и его жителях
Задачи:
Уточнить представления детей с ограниченными возможностями о то, что в аквариуме живут рыбы, улитки, растения;
Закрепить знания детей с ограниченными возможностями о функциях рыб, назначении аквариумных растений (рыбы плавают, улитки ползают, чистят стенки аквариума, растения растут, украшают аквариум, служат некоторым рыбам едой или убежищем) ;
Развитие чувства сопереживания и эмоциональной отзывчивости к обитателям аквариума.
Материал и оборудование: аквариум в живом уголке, модель рыбы, пластилин, дощечки для лепки, стеки, музыкальный центр, запись музыки для проведения релаксации.
Ход занятия:
(дети сидят полукругом перед столом, на котором находится накрытый салфеткой аквариум)
П: - Ребята, попробуйте отгадать мою загадку:
Дом стоит,
До краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный,
С четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы (Аквариум)
(ответы детей)
П: - Правильно, аквариум, а какие жильцы живут в этом прозрачном домике? (Рыбы)
Давайте познакомимся с рыбами и рассмотрим, что есть у рыб.
Игра "Аквариум и его жители"
(педагог читает стихотворение про рыбок и обращает внимание детей на этих рыбок)
1. К нам из сказки приплыла,
Там царицею была,
Рыбка эта не простая –
Рыбка эта – золотая
Длинный острый хвостик носит
И зовется (меченосец)
2. Рыбу хищную с усами
Называем мы … (гурами)
3. У кого под камнем домик?
Он усатый, пестрый (сомик)
4. Как месяц серебристый и грустная на вид,
Загадочная рыбка в аквариуме сидит (скалярия)
5. Маленькая, красивая, шустрая и озорная
Рыбка (гуппи) по воде проплывает.
П: - Рыбами мы полюбовались, а теперь посмотрим и назовем, что есть у рыб и зачем это им нужно:
(обращает внимание детей на модель рыбки)
Тело овальной формы
Плавники на спинке и брюшке (помогают рыбки плавать в воде)
Хвост (помогает плыть, рулить и поворачивать)
Есть глаза (рыбы спят с открытыми глазами, потому что нет века)
Есть рот (чтобы рыбка питалась)
Есть жабры (с помощью их рыбы дышат под водой)
Тело покрыто чешуйками.
Физминутка.
Рыбки плавали, ныряли – волнообразные вертикальные движения ладошками.
И плескались на воде – волнообразные горизонтальные движения ладошками.
То сойдутся, разойдутся, - горизонтальные сходящиеся и расходящиеся движения
То зароются в песке – приседают с круговыми движениями ладоней.
Игра "Наряди рыбку"
(детям раздаются силуэты аквариумных рыбок и чешуек; дети вставляют чешуйки в прорези на теле рыбы, наряжают свою рыбку и закрепляют название "чешуя")
П: - Давайте хорошо посмотрим, ребята, а кто еще живет вместе с рыбами в аквариуме (ответы детей)
Правильно – это улитки, ракушки, аквариумные растения.
П: - Как вы думаете, рыбы, улитка они живые или нет? (ответы детей)
П: - Правильно, рыбки и улитки живые существа.
В какой воде им хотелось бы жить? (ответы детей)
П: - В чистой воде.
П: - Знаете, ребята, аквариумные растения также нужны аквариуму, для красоты. А некоторые рыбы спрячутся там и могут полакомиться травинками.
П: - Давайте посмотрим, как едят рыбки.
(дети наблюдают за процессом кормления аквариумных рыбок).
П: - А теперь наши рыбки приглашают нас отдохнуть на морском берегу.
Релаксация «Сон на берегу моря»
Звучит спокойная музыка, дети располагаются на ковре: ложатся, глаза закрыты и слушают шум моря. Педагог спокойным голосом рассказывает о том, что всем детям снится один и тот же сон. В этом сне, они видят море с прозрачной голубой водой, через толщу которой, можно рассмотреть подводный мир: необыкновенные водоросли, диковинных рыб, медуз и весёлых дельфинов (затем пауза). Тишина, слышен только шум моря и крики чаек.
Но пора просыпаться и снова возвращаться (дети открывают глаза, медленно садятся, а затем встают)
П: - На память о сегодняшней встрече с обитателями аквариума давайте вылепим понравившуюся вам рыбку.
(дети занимают рабочие места за столом и под спокойную музыку начинают работать; воспитатель оказывает помощь советом или показом)
П: - Молодцы, ребята! Ваши рыбки очень красивые и обязательно понравятся нашим обитателям аквариума.
Берегите свой красивый дом для рыб, ухаживайте за рыбами, не забывайте, что они живые, что им надо ваше внимание, кормите их, а они будут радовать своей красотой.
Олеся Круглова
Конспект занятия в средней группе «Кто живет в аквариуме?»
Конспект занятия в средней группе
по теме : «Кто живет в аквариуме ?» .
Программное содержание :
Вызвать желание у детей заботиться об обитателях аквариума . Развиваем общие интересы. Уточнить представление детей о том, что в аквариуме живут рыбки , растения, все они живые. Рыбки живут в хороших условиях. Активация речи, развитие познавательной речи.
Воспитатель : Ребятки, где у нас живут рыбки? (в море,озере, речке)
Воспитатель : Правильно! Давайте подумаем, а в квартире могут рыбки жить (могут)
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом,
Он прозрачный, он стеклянный
Нету номера на нем
И жильцы в нем не простые
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы - знаменитые пловцы.
Дети : Аквариум
Воспитатель : А кто у нас живет в аквариуме ? (рыбки,растения)
Воспитатель : А давайте посмотрим наш аквариум .
И понаблюдаем за рыбками.
Все рыбки у нас плавают? (Да)
А они быстро плавают? (Да)
А вода у рыбок должна быть чистая или грязная? (чистая)
(Объясняет деткам, что в плохих условиях рыбки могут заболеть, тогда они будут плохо плавать. Показать какой не должна быть вода. Берем баночку с мутной водой)
А какие у нас рыбки?
(Перечисляем : что есть у рыбок)
Что у нее впереди, а что сзади? (голова, хвост)
Где спинка, а где брюшко? (наверху, внизу)
Что у рыбки на голове (глаза, рот)
Воспитатель : Какие молодцы ребятки, теперь знают, что есть у рыбок.
Воспитатель : А в какой водичке живут рыбки?
(предлагаем деткам потрогать воду)
Воспитатель : А что еще есть в нашем аквариуме ? (на дне камушки и песок, растения)
А рыбки кушают растения? (Да)
А что еще кушают рыбки (Корм)
Это специальный корм для рыбок. Понюхайте :запах- рыбий.
Воспитатель :И рыбок нужно кормить каждый день.
Давайте их покормим
(одному из детей коробочку с кормом, другому- крышечку, остальные детки кормят рыбок, обозначая им меру кормления).
Наблюдаем как рыбки кушают.
Воспитатель : А пока они кушают, расскажу вам
Считалачку
«Ини, мини, майни,май.
Рыбку за ногу поймай.
Если рыбка : «Ой-ой-ой» ,
Отпусти ее домой»
Рыбки покушали и поплыли отдыхать, скажем им «До свидания!» .
Методическая литература :
1.. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы,. изд-во «Учитель» -2016г.
2. Николаева С. Н. Парциальная программа «Юный Эколог» . – М.: Мозайка-Синтез,2016.
Публикации по теме:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе «Кто живет в лесу?» Цель: расширять представления детей о диких животных нашего края. Задачи: - продолжить знакомство детей с животными леса, их особенностями.
Тема:"Насекомые. " Программные задачи: 1. Учить пересказывать впервые прочитанный текст на основе временно-пространственных моделей. 2. Закрепить.
Тема: «Фрукты» Цель: уточнить и расширить знания детей о фруктах. Задачи: 1. Закрепить знания о цвете, форме, размере, вкусе, запахе, характере.
Разделы: Работа с дошкольниками
Программное содержание
I. Образовательные задачи:
1. Продолжать развивать экологическую культуру
детей, закрепляя знания детей о рыбах:
строении их тела, способах передвижения.
2. Закрепить знания детей о разной среде обитания
рыб: открытые водоемы (моря, реки, озера…);
аквариум.
II. Развивающие задачи:
1. Совершенствовать умения и навыки в
экспериментировании с материалами, необходимыми
для работы в нетрадиционных изобразительных
техниках: фраттаж, рисование точками,
трафаретами.
2. Поощрять инициативу и самостоятельность в
манипулировании материалами и творчество в
дополнении своей работы.
III. Воспитательные задачи:
1. Воспитывать любовь к живой природе
2. Воспитывать чувство соучастия, желание искать
выход из проблемной ситуации.
IV. Коррекционно-развивающие задачи:
1. Развивать зрительно-моторную координацию
(глаза – рука).
2. Умение выполнять работу в контуре.
Словарная работа:
Расширять словарь за счёт имён:
– существительных (акула, щука, дельфин,
осьминог, аквариумные рыбки, золотая рыбка,
меченосец, гуппи; аквариум – дом для рыбок,
водоросли, плавник, чешуя..);
– глаголов (плавает, прячется, подплывает…).
Материалы к занятию: тонированные листы бумаги, изображения рыбок и улиток для техники фраттаж, восковые мелки, трафареты, ватные палочки, поролоновые губки, гуашь. Наклонные доски для слабовидящих детей и детей с косоглазием.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Ребята входят в группу.
Воспитатель:
Ребята, у вас хорошее
настроение? (Хорошее)
И у меня тоже хорошее настроение. Смотрите,
сколько к нам гостей пришло, давайте им
улыбнёмся, поздороваемся и подарим им своё
хорошее настроение
Ой, ребята, тише, тише
Что-то странное я слышу
Приготовьте ушки
Ушки-послушки…
(Звучит музыка – шум воды)
– Что слышат ваши ушки?
– А Лерочка что услышала?
– Сонечка?
Воспитатель:
Я тоже услышала, что
водичка шумит. А где может шуметь вода? (В море,
океане, озере, пруду, фонтане, реке…)
– А вы знаете, кто живёт в водоёме? (Рыбки,
осьминог, улитки…)
– А где могут жить рыбки у нас в группе? (В
аквариуме)
– А какие рыбы могут жить в аквариуме? (Аквариумные)
– Каких аквариумных рыб вы знаете? (Золотая
рыбка, гуппи, меченосец...)
– Ребята, а вы хотели бы, чтобы в нашей группе
тоже был аквариум? (Да)
– И мне тоже очень хочется, и я решила сделать вам
сюрприз. Зажмурьте глаза…
(Звучит волшебная музыка и воспитатель открывает фланелеграф под тканевой накидкой. Дети открывают глазаю)
Воспитатель:
Посмотрите, какой
аквариум я решила вам подарить. Здесь даже живёт
рыбка. Как вы думаете, как она называется? (Золотая
рыбка)
Она любит плавать, нырять. Вот посмотрите …
(Зрительная гимнастика – рыбка плавает – влево, вправо вверх, вниз)
Рыбка плавал, ныряла
Рыбка хвостиком виляла
Вверх плывёт и вниз нырнёт
Вверх плывёт и вниз нырнёт
Вправо, влево, вправо, влево
Всё ныряла то и дело.
Вот она какая – рыбка золотая!
Воспитатель:
Как вы думаете, ребята,
кого она ищет? Почему? (Ей одной скучно, грустно,
не с кем поплавать, поиграть...)
– Что мы можем сделать
– Что бы рыбке стало веселее, радостнее?
Воспитатель: Нарисуем ей друзей – рыбок.
Приглашаю ребят за столы. На столах
(наклонных досках) тонированные листы бумаги
(неопределённой формы) с затонированными
окошечками округлой формы)
Говорю детям, что у нас на листочке уже кто-то
спрятался (под камушком), и предлагаю найти
неизвестного друг для нашей рыбки.
Техника фраттаж: дети водят восковым мелком и находят там рыбку, улитку…
Далее дети рисуют рыбок: с помощью
трафаретов, поролоновыми губками, передавая
чешую ватными палочками или пальчиками.
Дополняют работу по желанию водорослями,
камушками, осьминожками (дети рисуют под музыку
шума воды).
По окончании работы самостоятельно помещают
свои рисунки в “аквариум” и “знакомят”
“золотую рыбку” с друзьями (любование!)
Игра: «Рыбка – рада»
(играет с ребятами)
Рыбки плавают, ныряют –
Корм подводный собирают.
Раз-два-три – собери!
Рыбка ныряет под камушек и дарит детям ракушку-шкатулку, а там угощение «морские камушки» – конфетки.
Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования и элементами экспериментирования тему: «Рыбки плавают в аквариуме».
Цель:
- упражнять детей в технике работы с гуашью; в правильном держании кисти (не напрягая мышц, не сжимая пальцы);
- продолжать учить набирать краску на кисть аккуратно, обмакивать всем ворсом в баночку с краской, снимать лишнюю краску о край баночки легким прикосновением ворса;
- учить рисовать нестандартной техникой (ладошкой)
- развивать эстетическое восприятие
- вызывать желание помогать и заботиться о рыбах.
Материалы и оборудование:
Материалы:
- демонстрационно – наглядный материал: картинки с изображением аквариумов;
- дидактический материал: чудесный мешочек, игрушка рыбка, трафареты рыбок;
- раздаточный материал: нарисованные аквариумы; блюдо с краской, краски в баночках: зеленая, черная; влажные салфетки, кисточка, подставка, тарелочки с гуашью, краски, кисточки, спонжик, салфетки влажные и сухие на каждого ребенка, картинка- аквариум (10 шт.)
Оборудование: мольберт, орг-стекло с коллажем «Аквариум», указка, компрессор для аквариума, стаканчики с водой (10 шт.), трубочки (10 шт.), ноутбук.
Предварительная работа: провести занятие по ФЦКМ на тему: «Аквариумные рыбки», выучить «ритуал вхождения в подводный мир», выучить пальчиковую гимнастику «Рыбки плавают».
Индивидуальная работа: с Аленой Блиновой – выучить стихотворение «Аквариум».
Словарная работа: компрессор.
Ход занятия
Дети заходят в «Творческую лабораторию»
В: Дети, вы любите сюрпризы? (ответы детей) Я приготовила вам сегодня интересный сюрприз «Чудесный мешочек», в нем что-то находится. Вы должны на ощупь отгадать, что в нем (дети определяют предмет, находящийся в мешочке, высказывают свои мнения).
Воспитатель: А теперь послушайте загадку.
Дом стоит, до краев водой налит.
Без окошек, но не мрачный, с четырех сторон прозрачный.
В этом домике жильцы
Все умелые пловцы.
Что это такое?
Восп-ль: Правильно, это аквариум. Ребята, посмотрите на эти картинки, аквариумы бывают разные: круглые, квадратные, прямоугольные, маленькие и большие. Я хочу пригласить вас в удивительный подводный мир аквариума. Хотите туда попасть. Тогда давайте произнесем волшебные слова. Дети становятся в круг (ритуал)
Вот мы и очутились подводном мире. Дети, посмотрите, какой волшебный аквариум. Давайте сядем за столы и рассмотрим его и расскажем о нем.
В :. Скажите, кто живёт в аквариуме? (Рыбки).
В : Правильно, в нем живут разные рыбки: гуппи, меченосцы, петушки, золотые рыбки и многие другие. Аквариум-это целый подводный мир.
- Ребята, посмотрите внимательно, все ли рыбки одинаковые ? (нет)
А чем они отличаются? (формой тела, размером, цветом, разная форма плавников и хвостиков).
А что у них общее? (хвост, плавники, чешуя).
Ребята, сколько всего рыбок в аквариуме? А сколько рыбок плывет вправо, а влево?
Еще рыбок можно назвать молчунами, потому что они не издают звуки.
Что вы видите еще в аквариуме? (песок, камешки большие и маленькие, водоросли). Как вы думаете для чего нужны водоросли в аквариуме ? (Некоторые рыбки ими питаются . Среди растений рыбки прячутся . Растения выделяют кислород, которым рыбки дышат ).
А еще, ребята, в аквариум ставят специальное устройство - компрессор, показывает иллюстрацию аквариума с компрессором, а потом и сам компрессор. Для чего же он нужен в аквариуме? Компрессор очищает воду и обогащает ее кислородом.
Эксперементальная деятельность
Давайте станем с вами компрессорами и покажем, как работает устройство для подачи воздуха. Послушайте внимательно правила.
Один конец трубочки нужно полностью опустить в воду, а в другой конец трубочки осторожно подуть от себя. Посмотрите, как я это делаю. Набираю воздух через нос и дую от себя. А теперь вы подуйте в трубочку и понаблюдайте, что произойдет.
Что наблюдаете? (пузырьки)
Откуда взялись пузырьки? (от воздуха)
Вы выдохнули воздух, а он в воде виден в виде пузырьков. По этому принципу работает компрессор в аквариуме .
А теперь давайте немного поиграем. Выходите на ковер и возьмите со стола по одной карточке, на которой изображена рыбка. У каждой рыбки есть пара. Под музыку рыбки плавают, как только музыка закончится, каждый должен найти себе пару.
Игра «Найди пару»
Игра повторяется 2 раза, но с разными картинками.
Дети садятся за столы.
Восп-ль: раздает шаблоны аквариума . Положили все ручки на колени, спинки выровняли, никто ничего не берет, а только внимательно смотрит и слушает. Ребята, что я вам раздала, что это? (аквариум). Правильно. А кого в нем не хватает. (Рыбок). И я вам предлагаю заселить наши аквариумы рыбками. Давайте их нарисуем. Но рисовать мы будем необычным способом.
Рассматривание готового образца нарисованной рыбки . Проговорить как нарисовано туловище (оттиском левой ладошки), что еще нужно дорисовать кисточкой (глазки, ротик).
А сейчас я покажу вам, как мы будем рисовать рыбок. Смотрите внимательно и запоминайте. Спонжиком красим левую ладошку. Затем прикладываем ладошку в центр аквариума и хорошо прижимаем, не двигая ее.
Затем вытираем салфеткой руку. Потом макаем указательный пальчик в черную краску и рисуем глазик, вытираем салфеткой пальчик. Берем кисточку за железную рубашку, макаем в черную краску и рисуем рыбке ротик. И наконец опять макаем указательный пальчик в синюю краску и рисуем пузырьки.
Не забывайте о правилах пользования красками и кисточкой. Кисточку держим правильно, как карандаш. Излишки краски с кисточки вытираем о край баночки.
А теперь перед рисованием разомнем наши ладошки и пальчики, чтобы они были послушными и хорошо справились с заданием, т.к. рисовать вы будете именно ими.
Пальчиковая гимнастика
Рыбки плавают в водице
Рыбкам весело играть
Рыбка, рыбка озорница
Мы хотим тебя поймать
Рыбка спинку изогнула
Крошку хлебную взяла
Рыбка хвостиком махнула
Рыбка быстро уплыла.
Приступаем к работе. Рисуем аккуратно, не мешаем друг другу. Вспоминаем, как правильно пользоваться краской и кисточкой.
Выполнение детьми работ.
Итог занятия.
Восп-ль: Дети, посмотрите какие замечательные рыбки у вас получились. Проводится анализ работ.
А сейчас София Ш. расскажет стихотворение про аквариум.
Этот дом не деревянный,
Не из камня этот дом.
Он прозрачный, он стеклянный,
Нету номера на нем.
И жильцы в нем не простые,
Не простые, золотые.
Эти самые жильцы-
Знаменитые пловцы.
Вам понравилось наше занятие?
О чем мы с вами сегодня говорили?
Что мы рисовали?
Вед. Давайте мы подарим наши работы гостям на память о нашем замечательном занятии.
Конспект занятия в средней группе детского сада
Цель: приобщение детей к творчеству путём использования нетрадиционной техники рисования пуантилизмЗадачи: вызвать у детей интерес к образу рыбки, упражнять раскрашивать разными способами с применением нетрадиционной техники пуантилизм, добиваться выразительности образа путём контрастного сочетания цветов; воспитывать желание оказать помощь одинокой рыбке.
Способы: пальчиковая игра, проблемные вопросы, использование загадки, нетрадиционных техник рисования.
Средства: ватные палочки, гуашь, пластилин, фломастеры, клей ПВА, кисть, кружки из цветной бумаги, заготовки рыбок, аудиозапись с музыкой, магнитофон.
Предварительная работа: беседы о рыбах, чтение произведений, рассматривание иллюстраций, картинок с изображением различных рыб, рисование с помощью трафаретов.
Словарь: плавники, туловище, аквариумные рыбки.
Ход НОД:
-Ребята, послушайте загадку
На окошке пруд,
В нём рыбёшки живут.
У стеклянных берегов
Не бывает рыбаков.
-Что это? Кто догадался? (аквариум)
-Вот он. Посмотрите, какой большой
/воспитатель показывает на мольберт, где закреплён аквариум, нарисованный на ватмане/
-Сколько рыбок в нём? (одна)
-Да, ребята, одна. Как вы думаете, ей весело или грустно одной плавать в большом аквариуме? (грустно)
-А как ей можно помочь? (нарисовать друзей-рыбок)
-Давайте рассмотрим рыбку. Что у неё есть? (туловище, хвост, плавники, глаза)
-Перечисленные части рыбки одного цвета? (нет)
-Назовите, какого цвета туловище? (жёлтое)
-А хвост и плавники? (красного)
-Какого цвета глаз? (чёрного)
-Но рыбки могут быть и других цветов. Согласны? (да)
-Посмотрите, какие разные по цвету бывают рыбки.
/презентация «Рыбы» с использованием ноутбука /
-Ребята, приглашаю вас в нашу творческую мастерскую
/дети проходят и садятся за столы/
-У вас на столах лежат рыбки. Какого они цвета? (белые)
-Что надо сделать, чтобы рыбки стали яркими и красивыми? (раскрасить)
-Сегодня мы попробуем раскрасить рыбок разными способами. Посмотрите, что для этого есть у нас на столах?
фломастеры
гуашь и ватные палочки
пластилин
кружки из цветной бумаги и клей
-Давайте с вами вспомним, как интересным способом можно раскрасить с помощью фломастеров? (рисовать колечки или точки)
-Как гуашью? (при помощи ватных палочек методом «тычка»)
-Как правильно надо держать при этом ватную палочку? (чтоб её кончик смотрел в потолок)
-Правильно. Это называется вертикально.
-Как можно раскрашивать с помощью пластилина? (от большого куска надо отщипнуть маленький кусочек, скатать шарик, приложить его и прижать)
-Как можно раскрашивать с помощью цветных кружков? (используя аппликацию)
-Что мы будем намазывать клеем? (части рисунка)
-Правильно. Постепенно намазывая части рисунка, будем прикладывать цветные кружки.
-Ну, а теперь закройте глазки и представьте, какой будет ваша рыбка в цвете
/дети минуту размышляют, какие выбрать цвета/
-Приступайте к работе. Сядьте прямо, работу выполняйте аккуратно
/самостоятельная деятельность детей, воспитатель включает музыку для творческого вдохновения /
-Рыбки наши готовы. Ребята, что умеют рыбки делать? (плавать)
-Вы хотите с ними поиграть? (да)
/проводится пальчиковая игра «Рыбка»/
Рыбка плавает в водице,
Рыбке весело играть.
Рыбка, рыбка – озорница, /грозят пальчиком/
Мы хотим тебя поймать. /сближают ладони/
Рыбка спинку изогнула, /руки сложены лодочкой, имитируют, что плывут/
Крошку хлебную взяла. /выполняют хватательные движения/
Рыбка хвостиком махнула,
Рыбка раз - и уплыла. / руки сложены лодочкой, имитируют, что плывут/
-Ребята, а теперь давайте запустим рыбок в аквариум
/дети подходят к мольберту и прикрепляют рыбок в аквариум, в этом помогает двусторонний скотч/
-Скажите, сколько теперь рыбок в аквариуме? (много)
-Какие рыбки получились? (яркие и красивые)
-Посмотрите, как по-разному они выглядят. Покажите, где рыбки, раскрашенные с помощью гуаши и ватных палочек, а где с помощью пластилина?
/дети с помощью указки показывают/
-Ребята, как вы думаете, рыбка теперь довольна? (да)
-Какое настроение у неё стало? (радостное)
-Почему? (у неё появились друзья, ей не скучно)
-Ребята, как вы хорошо сегодня потрудились! Молодцы! Наша творческая мастерская закрывается.