26.04.2024

Подборка фактов об образовании в разных странах. Интересные факты об образовании за границей. Азия и страны Океании


BABYFASHION собрали для вас самые необычные, забавные и удивительные факты об учебе. Enjoy!

40-минутные уроки тянутся бесконечно долго? А знаете ли вы, что самая длинная университетская лекция длилась 54 часа подряд! Она была прочитана в государственной высшей школе Лэйдли (Квинсленд, Австралия) профессором Мари Барроуз в рамках курса биологии.

Мировой рекорд по количеству учеников в одной школе был зафиксирован в 2003-2004 учебном году: школу Монтессори в Лукану (Индия) посещало почти 27 911 детей.

Древнейший университет мира из ныне существующих - отнюдь не знаменитые Сорбонна или Оксфорд. Самый старый вуз - это мусульманский Карауин, расположенный в Марокко. Он был основан в 859 году.

Если вы хотите хорошо зарабатывать, преподавая, то вам стоит отправиться в Швейцарию, где зарплата учителей начинается от 33000 долларов в год. А вот самый большой в истории профессорский гонорар получил доктор Роланд Дант в Чикаго, (штат Иллинойс, США) за прочитанный студентам 1-2 июня 1986 г. двухдневный курс лекций по гипнотерапии. Ему заплатили 3 080 000$.

Аляска тратит на душу населения больше денег на начальное и среднее образование, чем любое другое государство. А самые маленькие расходы на образование у африканской страны Сомали.

Они тратят на все школы и училища 0,4% валового национального дохода, что составляет примерно 1 миллиард долларов.

Если ваш ребенок полагает, что 11 лет учебы – чересчур долго, предложите ему отправиться в Мали, где дети учатся в школе всего два года! В возрасте 10-12 лет большинство уже начинает работать.

В городе Рестон (США) в 1970 году построили подземную школу Террасет: разровняли холм, возвели на этом месте здание, а потом засыпали его землей. Естественное земляное покрытие давало тепло и сберегало энергию. Сегодня школа - это не только самая энергосберегающая школа в стране, но и одна из главных туристических достопримечательностей Рестона.

Для тех, кто считает, что на образовании детей нельзя экономить, рекомендуем Международную школу юных леди и джентльменов Айвлоа Спенсера (Великобритания). Месячные курсы здесь стоят от 77 500 фунтов стерлингов и выше. Зато студенты живут в лучших отелях Лондона, посещают балет и оперу и берут уроки этикета.

Первый в мире пазл создал в XVII веке Джон Спилсбури, английский картограф, в чисто образовательных целях. Это была карта Европы, разрезанная на кусочки-государства. Детям пришлось по вкусу обучение географии с помощью такой забавной головоломки. Первые паззлы-игрушки начали выпускать много позже.

В Германии существует традиция: родители дарят своим детям-первоклассникам в первый учебный день кулёк «шультюте»(Schultüte) – конус из цветной бумаги, наполненный сладостями.

Эволюция научных школ в области методики обучения праву.

Современное российское образование претерпевает некоторые изменения, которые определенным образом сказываются и на системе правового обучения школьников. Именно ему пытаются уделить особое внимание. Однако сокращение количества часов для изучения школьных дисциплин и времени на подготовку домашних заданий предъявляет особые требования и к отбору правового материала, и к организации учебных занятий.

Методика обучения праву призвана вооружить педагога целым арсеналом профессиональных средств, приемов, методов обучения праву.

Она позволяет четко сформулировать задачи обучения на каждом этапе школьной жизни, обеспечивает учебный процесс современными методами обучения.

Указанная наука связана с обществознанием, правом и историей, в рамках которых разрабатывается содержание обучения.

Нельзя обойти вниманием и тот факт, что методика права связана с психологией, педагогикой, отдельными юридическими отраслевыми и прикладными науками. Методика обучения праву выступает главным помощником современного учителя права в школе.

Из практики каждый учитель знает о том, как важно постоянно знакомиться с опытом работы коллег в области правового обучения и воспитания, обращать внимание на результаты экспериментальной работы, научиться анализировать и применять положения науки.

Свое дальнейшее развитие наука находит и в практической деятельности учителей права, которые организуют методические секции, кафедры и иные формы совместной творческой работы в школе.

Опыт показал, что результативной может стать исследовательская деятельность педагога и ученика, которые самостоятельно работают над определенной темой, апробируют новые учебники или методики обучения.

Отечественная методика обучения праву развивалась благодаря профессиональной деятельности многих специалистов, посвятивших свои труды различным аспектам данной науки. Активизация научных изысканий в этой области начинается лишь с середины XX в. В трудах С.С. Алексеева, B.C. Афанасьева, Г.П. Давыдова, А.В. Дружковой, Л.К. Ермолаевой, Д.С. Кареева, В.В. Лазарева, Я.С. Щатило и многих других авторов поднимались вопросы совершенствования познавательной деятельности в процессе правового обучения, разъяснялись эффективные методики обучения праву, предлагалось обратить внимание на практическую направленность правовых знаний, которыми должны овладеть обучаемые.

К настоящему времени в отечественной методике обучения праву сложились различные научные школы. Однако история их формирования начинается в прошлых столетиях.

Впервые в России вопрос о правовом воспитании возник в конце 60-х г. XIX в. в связи с принятием новых законов. С 5 декабря 1866 г. несовершеннолетние преступники направлялись в исправительно-воспитательные дома. Теперь нужно было создать целую систему правового воспитания и обучения.



Правовое образование активно обсуждалось в дореволюционной печати. Речь шла о необходимости целенаправленной работы по правовому воспитанию.

Еще в первой половине XIX в. высказывались идеи специалистов о том, что преподавание права может «сводиться к законоведению, т. е. простому пересказу действующего российского законодательства, сообщению при этом отрывочных сведений из области государственного, гражданского и уголовного законодательства. Теория вопроса, историческое и философское осмысление излагаемого законодательства фактически отсутствовали»2.

В 70-е г. ХIХ в. некоторые авторы поставили под сомнение необходимость и даже полезность лекционного метода обучения3. Методист В.М. Герасимов доказывал, что «лекции по праву утомляют, губят процесс обучения. Лекционная система погрузила в апатию самих учащихся. Она противна их природе». Профессор Новороссийского университета П.Е. Казанский в 1899 г. выступил с идеей «активных форм обучения праву». Он считал, что методика права должна быть разнообразной, а ученики - активными участниками учебных «инсценировок», работы с документами, исследований в области права. Он предложил даже закупить в юридические музеи куклы, изображающие сенаторов, членов Государственного Совета и т. д. Их можно было использовать в процессе проведения игры на занятиях.

Видный правовед Л.И. Петражицкий высмеял такую методику, подчеркнув, что «не в стенах дело, не в форме зданий, представляемых гипсовыми моделями... А устную речь учителя никогда не следует противопоставлять самостоятельной подготовке обучающегося».

На рубеже XIX-XX вв. предметом дискуссий стал вопрос о надлежащем языке преподавания права и системе оценивания обучаемых.

С 1872 г. из программ гимназий исключают законоведение, и многие авторы считают, что право является предметом высшего специального образования. Его изучение «должно помогать человеку не только в разрешении практических вопросов, а порождать идеалы, без которых не мыслимы ни благоустроенное государство, ни благоденствующий народ».

К началу XX в. педагоги страны доказывали важность стимулирования самостоятельной познавательной деятельности учащихся, а потому предлагали усилить работу с юридическими источниками, докладами и рефератами. Распространяется «метод вопросов и планов». С его помощью обучаемый приобретал умения работать с текстом, вычленять главное, повторять пройденное. Однако, следуя установке психологов: «Повторять спустя короткий промежуток времени», - педагоги полагали, что нет смысла абсолютизировать только один метод обучения.

События в политической жизни 20-х гг. оказали существенное влияние на методику обучения в школе: отменялись экзамены, взыскания, домашние задания, балльные оценки знаний учеников. В практике работы школ появился лабораторно-бригадный исследовательский метод. Ученики изучали источники, самостоятельно искали ответы на поставленные вопросы. Методические рекомендации по организации бригадно-лабораторной работы были представлены в книге Б.Н. Жаворонкова и С.Н. Дзюбинского «Подвижная лаборатория по обществоведению». Специалисты считали, что такой подход позволял индивидуализировать работу каждого, но в то же время развивать и навыки коллективной деятельности.

В последующие годы в методических рекомендациях доминировали идеологические установки: сформировать твердое убеждение в том, что наша страна «лучше всех», показать важность созданных законов, гарантии прав людей. Обращалось внимание на изучение произведений классиков марксизма-ленинизма, совершенствование правового обучения и воспитания. Н.И. Козюбра, В.В. Оксамытный, П.М. Рабинович и др. доказывали, что «политическим источником» методической деятельности учителя должна стать Программа КПСС, решения ее съездов, пленумов, а юридическим источником - Конституция СССР, конституции союзных и автономных республик, текущее законодательство. При этом предлагалось различать основные и второстепенные цели обучения и воспитания. Специалисты настаивали на формировании уважения к закону, используя при этом показ, разъяснение, аргументирование роли права. «Для этого рекомендовали не ограничиваться простым пересказом правил поведения, зафиксированных в законе. Ученикам предлагали сравнивать право и нравственность, обращать внимание на ценности социалистического права»3.

Методисты разработали различные пути повышения эффективности обучения праву. В серии «Библиотека учителя» в 70-80-е годы издательство «Просвещение» выпускает книги по методике права. Многие из них представляли собой варианты конспектов уроков по конкретным темам.

В 70-е годы и в начале 80-х г. были опубликованы работы Л.С. Бахмутовой, В.В. Бермана, Г.П. Давыдова, А.И. Долговой, А.П. Кожевниковой, Э.И. Мельниковой, А.В. Мицкевича, Г.М. Миньковского, А.Ф. Никитина, В.М. Обухова, А.П. Прохорова и других по теории правового обучения, методике преподавания в школе вопросов права. Так создавалась научная база для совершенствования школьного правового образования. В методических работах дана характеристика сущности понятия «правовое воспитание».

Но исследователи по-разному объясняли вопросы о соотношении правового воспитания и обучения. А.И. Долгова рассматривала правовое просвещение, правовую пропаганду, правовое обучение как составные части процесса правового воспитания. Г.П. Давыдов и В.М. Обухов считали, что правовое обучение как процесс формирования правовых знаний и умений имеет самостоятельное значение. По их мнению, правовое обучение может и должно создавать основу для решения задач правового воспитания - формирования правовых взглядов, правовых чувств, убеждений, установок и опыта как компонентов правосознания и правовой культуры.

Г.П. Давыдов, В.М. Обухов и др. раскрыли особенности формирования у обучаемых правосознания. Ими обоснованы ведущие формы урочной и внеурочной работы с учениками разных возрастных групп. Раскрыта значимость сочетания словесных и деятельностно-практических форм правового образования для становления правовой культуры личности.

Разрабатывалась пошаговая модель деятельности учителя и учеников на учебном занятии по основам государства и права. Рекомендовалось использовать на уроке первоисточники, аудиовизуальные средства и другие наглядные пособия. В перечень источников вошли обязательные для изучения фрагменты речей В.И. Ленина «Задачи союзов молодежи» и «Что такое Советская власть?», кодексы союзных республик.

М.Т. Студеникин, Е.Н. Захарова, Б.С. Духан, определяя темпы, методы проведения и формы уроков, рекомендовали «исходить из содержания темы, особенностей класса, использовать коллективные формы работы, материалы радио, телевидения, периодической печати». Предполагалось, что уроки по праву должны быть вариативны. Это могут быть семинарские занятия, лабораторные работы, ролевые игры. Главное, чтобы «учебный материал к ним подбирался с учетом необходимости разъяснения ученикам правового положения несовершеннолетних и их ответственности за совершенные правонарушения». Разработана система обучения с использованием дидактического материала «на карточках». Считалось недопустимым привлекать чрезмерно большое количество исторических фактов в правовое содержание уроков, усложнять правовой предмет или полностью копировать методы, используемые в процессе исторического образования.

Выделены трудности организации процесса обучения праву. Во-первых, ученики 8-х классов оказались не подготовленными к усвоению сложных тем конституционного права. Изучение в 80-е годы Конституции СССР отличалось от изучения ее в 50-е годы и сокращением учебного времени с 70 часов до 16 часов, и отсутствием взаимосвязи уроков истории и права. Поэтому предлагалось перенести слабо усваиваемые учениками темы общественно-политического характера, экономики в курс обществоведения, а в курс права ввести темы с ярко выраженной профилактической направленностью о правонарушениях школьников.

Уделялось внимание и проблемам оценки знаний учеников по праву. Были даны рекомендации по проведению индивидуальных и фронтальных опросов. В частности, разъяснена методика подготовки рассказов по опорным понятиям, вычерчивания схем на доске. Совершенствование методики опроса ставило своей целью повысить уровень самостоятельной работы школьников.

В курсе права для восьмиклассников рекомендовалось проводить собеседования, консультации и не более одного семинара. Многие учителя организовывали семинарское занятие по теме: «Мораль, как ее понимают коммунисты» - методом изучения речи В. Ленина на III съезде комсомола «Задачи союзов молодежи». Рекомендовалось начать подготовку к такому уроку за 2-3 недели до его проведения. На 1-ом этапе (организационном) учитель сообщал тему урока, заинтересовывал учеников, вместе с которыми вырабатывался план работы. Педагог рекомендовал обязательные источники, литературу для изучения. Здесь же распределялись индивидуальные и групповые задания с учетом степени подготовленности учащихся по истории. На 2-ом этапе (подготовка к семинару) учитель проводил консультации, оказывал помощь обучаемым при подготовке к уроку. 3-ий этап предполагал самостоятельную работу учащихся дома и в библиотеке. Они подбирали тексты источников, материалы газет, делали выписки, составляли развернутые планы, готовили устные и письменные ответы на вопросы индивидуальных заданий. На 4-ом этапе (завершающий) учитель консультировал докладчиков, проверял степень готовности учащихся к семинару.

Распространенной формой урока по праву становится лабораторная работа с первоисточниками - произведениями Ленина, документами КПСС. Учитель предлагал задания, учил работать с текстом документа. Популярны были и практические занятия с элементами поисковой и творческой деятельности учащихся. Последние должны были разбирать на уроках жизненные ситуации правового и нравственного характера, решать познавательные задачи, участвовать в ролевых играх. Методисты считали, что главное назначение таких уроков - научить школьников применять теоретические знания при анализе и оценке встречающихся в жизни правовых ситуаций. Важно было сформировать «активную гражданскую позицию, воспитать готовность участвовать в охране правопорядка». На занятиях в обсуждении проблем участвовали либо все ученики, либо отдельные группы.

Участники групп, выполнив задание, защищали свое мнение или решение. При решении задач по социально-правовой тематике использовались другие приемы - каждый ученик в группе выполнял определенную часть общего задания. Задачи такого типа моделировали реальные жизненные ситуации, в которых преднамеренно задавалось противоречие между правильным и не всегда правильным пониманием норм права и морали. Так проверялась устойчивость положительных мотивов у школьников при выборе способа поведения. Было доказано, что составление индивидуальных задач по праву должно осуществляться с учетом знаний, умений учащихся. Отдельные задачи должны учитывать вопросы профориентации подростков.

Большой вклад в развитие данных идей внесли ученыеметодисты А.Ф. Никитин, В.М. Обухов, Я.В. Соколов, В.В. Берман, А.Ю. Головотенко. Были созданы специальные сборники с заданиями по праву для самостоятельной работы учеников. Специалисты доказывали необходимость «сообщать школьникам дополнительную правовую информацию», выходя за рамки программы курса основ советского государства и права. Это создавало проблемную ситуацию на уроке. Главное было - «обеспечить комплексность в решении воспитательно-дидактических задач при минимальных затратах времени». Разработана методика организации бесед на уроке о нормах поведения в обществе; об отношении к старшим; о понятиях «долг», «честь», «совесть».

Акцентировалось внимание на изучении национального законодательства и его противопоставлении буржуазному праву.

Большое внимание во 2-ой половине XX в. уделялось методике проведения игр. Ученые считали, что «учебная игра - это активный метод и форма обучения, направленная на выработку правового сознания учащихся путем личного участия в той или иной правовой ситуации. Конечная цель игры - формирование готовности учеников практически применить правовые знания и умения. От других видов обучения она отличается тем, что включает в себя динамику событий. Учебная игра повышает интерес к правовым знаниям, способствует воспитанию ответственности и дисциплины у школьников».

М.Т. Студеникин рекомендовал педагогам «при моделировании игры по праву первоначально сформулировать ее дидактическую цель, определить названия, разработать содержание, включив в него актуальные проблемы. Затем учитель должен составить сценарий игры с описанием конкретной ситуации, в которой участникам предстоит действовать. Важно уметь распределить роли и частные цели каждого участника, разработать для них четкие правила игры. До начала игры учитель собирает исходную информацию, дает опережающие задания. В процессе игры, в зависимости от сложности проблемы, вводится дополнительная информация. Лучше, если ученики добудут ее самостоятельно, а учитель лишь укажет способы ее получения из учебника, документов».

Средством активизации познавательной деятельности учеников выступали анкетирование и интервьюирование. Их проводили школьники по вопросам, разработанным совместно с учителем.

А.А. Вагин создал методику применения перфокарт на уроке истории, которая была заимствована для закрепления учебного материала по праву. Применение перфокарт было связано с кодированием ответов учеников. Эта методика использовалась во время оперативного опроса, требующего установить правильность или неправильность утверждения, положения. Предлагалось давать ответ в виде условного знака подтверждения правильности утверждения или его отрицания.

Важной формой деятельности на уроке права специалисты считали диктант. Его предполагалось вводить в структуру опроса, чтобы легче было определить степень усвоения учащимися правовых понятий.

В методике обучения праву 80-х годов разработана система использования периодики на уроке. Учителя проводили в начале года анкетирование по вопросам: 1. Из каких источников вы получаете информацию о правовых вопросах? 2. Как часто вы читаете материалы газет на правовые темы? 3. Какие материалы вам нравятся больше всего и почему? Так определялась степень подготовленности учеников к работе с материалами печати. Школьников знакомили со способами отбора, обобщения и хранения материалов периодической печати. Применялась и такая форма записей: на одной половине листа приклеивался текст статьи из газеты, а на другой ученики под руководством учителя записывали свои комментарии к тексту. Материалы периодики использовали в процессе изложения материала учителем; при самостоятельной работе учеников по комментированию газетных сообщений, при постановке познавательных заданий.

Изучение вопросов прав человека осуществлялось в форме «корреспондентских часов». Каждый ученик получал задание: выяснить по материалам газет положение в стране в области прав человека. Обращали внимание и на США, развивающиеся страны.

Главное внимание на уроках права занимало формирование у учащихся нравственных качеств: любовь к родине, нетерпимое отношение к нарушителям порядка, дружба и братство народов СССР. С конца 80-х гг. методисты рекомендовали усилить работу с такими понятиями, как долг, честь, совесть, справедливость. В урок включались элементы дискуссии и полемики.

В трудах А.В. Дружковой был систематизирован опыт работы практиков и ученых в области методики права и обществознания, разработаны новые подходы к типологии уроков, содержанию, методическим приемам и средствам осуществления межпредметных связей. Подвергались критике антикоммунистические концепции общественного развития при изучении обществоведения.

Ученикам предлагалось пополнить багаж своих знаний, дополнительно познакомившись с книгами «для чтения». Большой вклад в реализацию жанра такой литературы внес С.С. Алексеев.

Необходимость тесного сотрудничества с правоохранительными органами обосновывалась многими специалистами. Конкретные методические рекомендации по изучению правовых тем были разработаны Г.П. Давыдовым, Г.В. Парабашовым, В.Е. Бычко, А.Ю. Головотенко, А.Ф. Никитиным, Е.Н. Захаровой, Г.Н. Лоскутовой, Е.А. Лукьяновой, С.Г. Келиной, И.З. Озерским, В.М. Обуховым, Н.Г. Самищевой, П.И. Серужным, Я.В. Соколовым, Н.Г. Суворовой, В.В. Берманом, Д.Н. Журавлевым, Л.Н. Мысовой, Н.В. Назаровым, Л.Х. Полад-Заде.

Специалисты считали, что уроки должны быть вариативными. Учителям были представлены методические разработки внеурочных мероприятий.

В 90-е гг. XX в. активизировалась деятельность различных авторов по разработке новых подходов в области обучения праву. В 1999 г. была создана С.-Петербургская общественная организация, гуманитарный педагогический центр «Гражданин XXI века».

Под руководством Н.И. Элиасберг объединились ученые, педагоги школ, юристы, правозащитники, участники проекта «Правоведение в школе». Так была теоретически обоснована и детально разработана целостная система этико-правового образования школьников с 1 по 11-е классы. Создан учебно-методический комплекс книг (концепция, программы, методические рекомендации, хрестоматии, книги для чтения, учебники и пособия, книги для учителей - всего 38 наименований объемом в 229 п. л.). С 1997 г. начался эксперимент по внедрению системы правового образования в массовую практику работы школ. Проведены семинары по обучению учителей новым подходам в области методики преподавания права. В Казахстане, Киргизии и странах ближнего зарубежья появились школы, успешно работающие по этой системе. Правовое обучение стало осуществляться в С.-Петербурге с 1-го по 11-е классы. Его цель: заложить основы правовой культуры учащихся, способствовать становлению личности, обладающей чувством собственного достоинства, знающей и уважающей права и свободы человека, готовой к их защите.

Несомненно, большой вклад в развитие правового образования России внесла деятельность Проекта Российского Фонда Правовых Реформ «Правовое образование в школе» в конце 90-х гг. XX в. - начале XXI в. В 1997-99-х гг. разработан и оснащен соответствующими пособиями комплексный правовой курс «Основы правовых знаний» для 7, 8-9, 10-11 кл. С 2001 г. создаются учебники, разрабатываются технологии обучения детей 5-6-х кл., начальной школы. Усилиями известных авторов: В.В. Спасской, С.И. Володиной, А.М.Полиевктовой, В.В.Навродной, Т.В. Кашаниной, Суворовой, Е.А. Певцовой и др. - разработаны новые системы интерактивного обучения праву, подготовлены рекомендации учителям для проведения правовых уроков, транслированы в российскую действительность интересные зарубежные методики, в том числе технология критического мышления. Впервые в России создана федеральная система подготовки и переподготовки учителей права, подготовлены аудио и видеоматериалы по праву.

В рамках проекта «Правовое образование в школе» впервые создана оптимальная система грамотного правового образования, где оказались взаимосвязанными юридическое содержание новых курсов и их методическое обеспечение. Эксперимент по обучению праву осуществлялся на территории всей страны. Можно сказать, что это был первый и самый удачный вариант моделирования правового образования в современной стране, который имел хорошую научную базу и поддержку практиков.

В рамках этой концепции обучения праву проводились многочисленные семинары в самых разных регионах страны, международные конференции и встречи, а также всероссийские олимпиады. Созданы уникальные книги по вопросам методического мастерства учителей права, повышения их квалификации. Разработаны методики нетрадиционного характера, система обучения тьютеров в регионах, которые стали разъяснять новые технологии преподавания права своим коллегам. Большую роль в этом сыграла деятельность В.В. Спасской, СИ. Володиной и др.

С 1996 г. развернута Программа «Потребительское образование», спонсором которой выступил американский предприниматель и общественный деятель Джорж Сорос. П. Крючковой, Е. Кузнецовой, Ю. Комиссаровой, А. Овсянниковой, Д. Сорк, А. Фонтановой разработана система методических приемов и средств обучения правовым аспектам потребительских отношений.

Большая работа в области создания нетрадиционной методики обучения праву осуществлена Молодежным Центром прав человека и правовой культуры Российского правозащитного движения. В.В. Луховицкий, С.А. Дьячкова, Н.М. Клейменова, А.А. Луховицкая, И.В. Мукосей, О.Г. Погонина, Е.Л. Русакова, О.В. Трифонова стали авторами многих книг по методике обучения праву. Они пытались отойти от монологичного принципа подачи материала, решив познакомить школьников с различными точками зрения на изучаемые проблемы, сопоставить отличающиеся друг от друга мнения и факты. Специалисты доказывали, что ученик должен сам вырабатывать свою позицию по различным вопросам, касающимся прав человека. Разработана новая методика работы с текстами различных видов. К ним были отнесены: юридические документы; басни, притчи, анекдоты, афоризмы; публицистика; художественная проза (мировая и русская классика, фантастика, сказки), классическая и современная поэзия, авторская песня. Содержание правового материала представлено в книгах не по хронологическому принципу, отражающему историю возникновения и развития идей прав человека, а по тематическому: создана нетрадиционная система работы с текстами-«общениями», текстами-«провокациями», текстами-«мостиками»". Разработанные курсы опираются на международное и современное российское законодательство. Методисты обратили внимание на дифференциацию правового обучения (ученикам предлагаются задания разных уровней сложности). Разработана система совместной работы учеников при организации дискуссий, деятельности в парах, микрогруппах. Это способствовало развитию интеллектуальных, социальных и коммуникативных навыков. На основе работы с текстами школьники могли осуществлять воспроизведение полученной информации (пересказы, составление плана, выделение главной мысли), ее анализ (разделение фактов и мнений, оценка аргументов); сравнение разных точек зрения и выработку собственной позиции. Широкое развитие получила проектная работа (самостоятельный сбор информации по правовой проблеме, написание сочинения, эссе, исследований). Предпочтение отдавалось ролевым, имитационным, сюжетным играм.

В Перми И. Бочаровым, О. Погониной, Т. Помадовой, А. Сусловым, А. Цукановым и др. разработаны новые педагогические технологии правового обучения. Н.П. Чарная показала, что их особенностью являются личностно-ориентированные характеристики. Созданы модели так называемых «организационно-деятельностных игр» (ОДИ), родоначальником которых является Г.П. Щедровицкий.

Усилиями тамбовских коллег, в частности И.Г. Дружкиной, разработана методика активных форм работы по курсу «Ваши права» для учащихся начальных классов.

С 1991 г. некоторые школы г. Тамбова включились в эксперимент по изучению правовых курсов. Например, в школе № 8 ученики изучали в 1-ом классе «Азбуку вежливости», во 2-ом классе- курс «Я, Ты, Мы», а в 3 классе- «Ваши права». Специалисты Тамбова разработали организационно-методические условия правового образования. К ним были отнесены: системность и преемственность по годам обучения; единство словесных и деятельностных форм обучения и воспитания; единство урочной и внеурочной работы по правовому обучению; стимулирование познавательной активности младших школьников, использование разных форм занятий, видов деятельности, дидактических средств; постоянный контроль учителя за достигаемыми результатами в целях корректировки его дальнейшей работы с учащимися.

Прописана модель обученности школьника начального этапа правового обучения. По мнению И.Г. Дружкиной, ко времени перехода из начальной школы в среднюю учащиеся должны:

1. Знать конкретные правила поведения в семье, своем доме, в школе, на улице, в транспорте, в учреждениях культуры, в местах отдыха и понимать необходимость их выполнения; уметь разъяснять эти правила другим детям; выбирать способ поведения в соответствии с существующими правилами, выполнять их; ценить общественный порядок и деятельность по его охране; стремиться быть организованным и дисциплинированным.

2. Иметь представления о правах человека, признаваемых мировым сообществом; понимать ценность человеческой жизни, здоровья, свободы и достоинства людей, уважать их права, негативно относиться к жестокости и насилию, национализму, нарушению прав личности; стремиться знать свои права и обязанности, негативно реагировать на унижение, пренебрежение к себе и другим; знать способы защиты своих прав.

3. Знать о том, какие действия и поступки запрещены законом, уметь объяснять, почему не следует так действовать; стремиться не нарушать запретов, быть законопослушным.

4. Иметь представление о Конституции РФ, знать государственные символы РФ, понимать следующие слова: «закон», «конституция», «гражданин», «государство».

5. Иметь опыт правомерного дисциплинированного поведения, соблюдения правил вежливости в обращении со сверстниками и старшими.

Именно правовое обучение, по мнению И.Г. Дружкиной, формирует учебные навыки, которые необходимы для успешного освоения программы любого учебного предмета, а потому в нем должен быть заинтересован каждый учитель. Среди них:

Навык устного выступления (умение аргументировать свою точку зрения, слушать собеседника, уважать его мнение; вести дискуссию);

Умение самостоятельно выделить в теме проблемные вопросы;

Умение оценить свое и чужое поведение;

Умение работать с книгой;

Умение систематизировать знания.

Нижегородские специалисты создали свои подходы к обучению праву. М.А. Субботина предложила изучать правовые вопросы в рамках регионального курса «Гражданское образование» в 5, 6-х классах.

Активизировалась и екатеринбургская школа права. Под руководством С.С. Алексеева разработан правовой курс, методическая система изучения сложных правовых конструкций с опорой на исторические факты и реальности жизни. Большой вклад в становление российской методики обучения праву сделан А.Ф. Никитиным, А.Н. Иоффе, Т.В. Болотиной, О.В. Кишенковой, Е.С. Корольковой, В.О. Мушинским, Л.Н. Боголюбовым, А.Ю. Лазебниковой и др. в рамках интеграции правовых и других обществоведческих курсов. Благодаря усилиям известных специалистов в области права: С.А. Морозовой, А.В. Ильина, А.В. Воронцова и др. - активизировалось изучение вопросов истории права в школе.

Разработана система «концентрических кругов» в методике обучения праву. Ее автор - В.О. Мушинский доказал, что в содержании правовых курсов школы необходимо придерживаться такой схемы:

В 90-е годы XX в. уделено внимание новому типу учебного пособия - рабочей тетради. М.И. Шилобод и др. разработали систему разновариантных заданий по праву в виде творческих задач, схем и т. д.1, которые необходимо использовать на уроках для самостоятельной работы учеников с темами.

А.Ф. Никитин предложил свою методику работы с отдельными заданиями по курсу «Право и политика»2. В заданиях доминировали вопросы типа: «сравни», «вырази свое мнение», «поясни позицию». Разработана система тестов.

С.И. Володиной, A.M. Полиевктовой, Е.М. Ашмариной, С.В. Белогорцевым, СЮ. Макаровым, В.В. Навроцкой, Е.А. Певцовой, А.Н. Фонтановой, М.Н. Цепковой, Н.Г. Суворовой разработана новая методика правового обучения с использованием традиционных и активных форм. В частности, правовой материал предполагалось изучать с помощью метода формирования критического мышления. На 1-ой стадии - вызова - у учеников актуализировались имеющиеся знания по теме; на 2-ой стадии - осмысления - ученики знакомились с новой информацией, понятиями. Для этого использовались разнообразные приемы: чтение текста с остановками, маркировка текста символами, составление таблиц. На 3-ей стадии - размышления (рефлексии) - ученики осмысливали то, что они изучали на уроке, выражая это своими словами. Здесь использовались такие приемы: групповая дискуссия, написание минисочинения или эссе, составление схемы.

Методика изучения прав ребенка разработана З.К. Шнекендорфом, В.В. Антоновым. Авторы предлагали учитывать особенности возраста детей при изучении права.

С.Н. Ловягин предложил нетрадиционную методику правового обучения школьников с использованием юмора. При решении задач ученики знакомились с текстом, построенным в виде диалога знающего право и того, кто пытается разобраться в юридических нормах.

Усилиями В.Н. Пронькина, А.Б. Гутникова, Л.И. Спиридонова создана занимательная энциклопедия практического права. Ученикам предлагалось самостоятельно пользоваться книгами. Даны практические советы: как вести переговоры, как пойти на прием к юристу; как написать письмо губернатору; как обратиться в суд; как изменить несправедливый закон и т. д. Учителя должны были знакомить учеников с юридическими документами. Разработана методика организации медиации на уроках права.

С 1989 г. проводятся всероссийские олимпиады по праву. Так, к 2002 г. в олимпиадном движении всероссийского масштаба приняли активное участие 52 территории страны. Развивается система дополнительного правового образования, инициатором которой выступает г. Казань.

Педагоги разработали варианты разновозрастной подготовки «маленьких юристов», существенную помощь которым оказывают объединения профессиональных адвокатов.

Совместная работа учителей, детей и родителей позволила организовать творческую деятельность школьников по созданию локальных правовых актов школы. Так, в школе № 3 г. Рязани разработана методика проведения научно-исследовательской работы по праву, самоуправления. В Челябинске развивается проектная деятельность, юридическое краеведение.

В конце XX в. - начале XXI в. большую роль в правовом просвещении сыграли российские журналы, на страницах которых освещалась отечественная система обучения праву, систематизировался опыт регионального характера. При этом ведущую роль играли: журнал «Учитель», где с 1997 г. открыта рубрика «Правовое образование» и журнал «Основы государства и права».

Таким образом, к настоящему времени сложились различные школы и авторские коллективы, которые представляют самостоятельные направления исследований в области методики права.

Библиографическое описание статьи для цитирования:

Лапшина И. Е., Аркадьева Т. А., Валеева М. А. Юридическое образование за рубежом (Опыт США и ФРГ) // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – № 12 (декабрь). – С. 166–170..htm.

Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романо-германской (ФРГ) и англосаксонской (США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания, программ обучения в юридических колледжах и университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.

Текст статьи

Лапшина Ирина Евгеньевна,кандидат юридических наук, доцент кафедры «Юриспруденция, интеллектуальная собственность и судебная экспертиза» ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва[email protected]

Аркадьева Татьяна Александровна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва[email protected]

Валеева Мария Алеексеевна,студентка ФГБОУ ВПО «Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана», г. Москва[email protected]

Юридическое образование за рубежом(опыт США и ФРГ)

Аннотация. Статья посвящена особенностям высшего юридического образования в странах романогерманской (ФРГ) и англосаксонской(США) правовых семей. В статье проводится сравнительный анализ правил приема, методов преподавания,программ обучения в юридических колледжахи университетах. Делаются выводы о возможностях применения некоторых элементов данных систем в РФ.Ключевые слова:юридическое образование, школы права, практическая направленность обучения.Раздел: (01)педагогика; история педагогики и образования; теория и методика обучения и воспитания (по предметным областям).

Компонентамисовременной правовой семьи являются особенности юридической практики в государстве, а также подготовка юристов, которая серьезно отличается в странах романогерманской и англосаксонской правовых семей. Эти особенности можно объяснитьразличиями в правовых системах, системах права, источниках права, систематизации права в этих государствах. В представленной работе авторы анализируют особенности юридического образования в государстваханглосаксонской (на примере США) и романогерманской (на примере Германии) правовых семей.Для определения характерных черт юридического образования в странах англосаксонской правовой семьи необходимо вспомнить ряд ее особенностей, позволяющих более глубоко осознать систему и методику преподавания в юридических колледжах и юридических факультетах университетов. Как известно, до сегодняшнего дня главным источником права в таких странах,как Великобритания иСША (наряду с писаной конституцией),остается судебный прецедент, то есть решение суда по определенному делу, которому придают общеобязательное значение для решения подобных дел в будущем. Этот факт уже позволяетутверждать, что для будущего юриста в Великобритании и США необходимо в процессе обучения уяснить смысл и особенности основных прецедентов в сфере его интересов. Юридическое образование в США представляет собой «второе»высшее образование, так как получить его могут студенты, имеющие степень бакалавра. Профильное юридическое образование предоставляетсяв американских колледжах,однако дорогу к высшему профессиональному юридическому образованию открываюти школы права. Школы права являются структурными подразделениями американских университетов последипломного образования. К поступающим в такую школу предъявляются следующие требования: диплом бакалавра (любого профиля, в том числеи технического), прохождение теста LSAT, который является «пропуском»в школу права. Несколько слов о тесте: сдавать егоможно в специальный сессионный период, четыре раза в академический год. Итоги подводят автоматизированно (через специальную компьютерную программу), и по результатам выдается сертификат, который направляется в приемную комиссию школ права. Вопросы тестаLSAT позволяют выяснить умение логически мыслить, общаться, степень владения английским языком, умение ясно излагать свои мысли, но не выявляют специальных юридических знаний.Обучение в школах права США можно получить в 185 аккредитованных учебных заведениях . Министерство образования США уполномочилоАмериканскую ассоциацию юристов разрабатывать и утверждать требования, которым должен соответствовать вуз для получения официального статуса.Современное юридическое образование в США представляет собой совокупность нескольких моделей, для которых в целом свойственны следующие черты: узкая специализация, практическая направленность в подготовке юристов,специфическая форма организации учебного процесса.Образовательный процесс осуществляется в соответствии с образовательными стандартами, которые разрабатываются ассоциацией американских юристов. Стандарты должны учитывать требования, предъявляемые к кандидату при поступлении в адвокатуру . Большое влияние на формирование компетенций у выпускников школ права оказал доклад Американской ассоциации юристов «Юридическое образование и повышение квалификации–образовательный континуум» 1992 г.Согласно данному докладу,американский юрист должен обладать необходимым набором компетенций, к которым относятся: навыки решения юридических дел; юридический анализ и оценка; изучение юридической литературы и документов; изучение фактов; коммуникативность; консультирование; ведение переговоров; знание процедур, связанных с судебными спорами,и альтернативных способовразрешения споров; организация и управление в области юридической работы;выявление и разрешение проблем этического характера. Кроме того, юрист должен компетентно представлять интересы клиентов, содействовать укреплению принципов правосудия, справедливости и морали, профессионально совершенствоваться.Однако образовательные стандарты достаточно жестко регламентируют обязательный перечень дисциплин только для первого курса, для последующих лет обучения обозначено лишьминимальное количество учебных часов в неделю, которые должен прослушать студент. К числу обязательных предметов первого года обучения относятся договорное, имущественное, деликтное, уголовное, конституционное, административное право, профессия юриста. Например, в школе права НьюЙоркского университета набор дисциплин первого семестра выглядит следующим образом: Contracts(контракты), Torts(деликтное право), CivilProcedure(гражданский процесс), ConstitutionalLaw(конституционное право), Layering(профессия юриста). Обучение на втором и третьем курсах имеет узкоспециализированную направленность: до 95% предметов, изучаемых студентами, относятся к программам специализации . Так, программа «Налогообложение»школы права НьюЙоркского университета включает 40 различных курсов лекций и семинаров, специальность «Корпоративное и коммерческое право»–30 предметов (источник: http://www.law.nyu.edu/faculty/index.htm). Из предлагаемого перечня курсов студент выбирает наиболее интересные для себя.5% приходится на дисциплины общегуманитарного профиля: философию, психологию, педагогику. Многие университеты организуют лекции по интересным и актуальным темам историкотеоретической направленности. Например, в Гарвардскойшколе права читаются курсы«Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время», «Государственное устройство Древней Греции и Рима», «Расовое законодательство с 1776 года по настоящее время» .Система юридического образования в США не является многоуровневой. Это,скорее, последовательно наращиваемое юридическое образование, нацеленное на приобретение широкого понимания функционирования правовой системы в целом и развитие аналитических способностей у специалистов. Юрист получает хорошую теоретическую и практическую подготовку по выбранной специальности. Однакоочень жесткая специализация в процессе получения образования ограничивает возможности американских юристов, заставляет останавливаться на одной области правоприменения.Такое соотношение специальных и общеобразовательных курсов обусловлено тем, что объем правового регулирования общественных отношений в США в несколько раз превышает российский . Поэтому подготовить специалистов широкого профиля, разбирающихся во многих законодательных сферах, в США фактически невозможно. В СШАпосле окончания школы правауже у практикующегоюристаестьвозможность переквалифицироваться, для чего существуют годичные программы обучения в магистратуре. Это позволяетполучить степень магистра в области права (Ministersdegreelaw). В США существуют и другие степени юридического образования.Еще одной существенной особенностью юридического образования в США является его практическая направленность. Многие курсы читают практикующие юристы: советники крупных компаний, судьи, адвокаты.Методика преподавания включает в себя практические задания по анализу прецедентов и решений апелляционных судов, так как основной целью образования является развитие аналитических способностей студентов, а не только овладение определенным набором знаний.Перед каждым занятием преподаватель направляет студентам задания и список источников для ознакомления, и поэтому студенты на самом занятии беседуют по предложенным вопросам, аргументируя свою точку зренияположениями из источников и делают самостоятельныевыводы по предложенной проблематике. Часто преподаватели на занятии устраивают разбор конкретных дел, учебные суды, что развивает практические навыки студентов. Школы права предлагают ряд курсов, формирующихустудентов умения анализироватьматериалы законодательства и судебных решений. Например, «Правовой практикум»(Йельский университет), «Составление юридических документов»(Гарвардский университет), «Составление проектов»(Пенсильванский университет). Находясь в зависимости от потребностей общества и государства, университеты периодически корректируют учебные планы, вводя новые дисциплины или модернизируясуществующие. Так, с 2009 г. в НьюЙоркской школе права преподается курс «Кризис 2008», в Йельском университете–«Мировой экономический кризис», в Мичиганском университете–семинар по японскому законодательству. В большинстве университетов США на юридических факультетах преподают курсы по исламскому правув связи с возрастающей ролью исламского фактора в мировой экономике и культуре: «Гендерныепроблемы в исламском праве»(НьюЙоркский университет), «Исламское право»(Мичиганский университет)и т. д.Таким образом, юридическое образование в США выполняет социальный заказ обществаи государства. В континентальной Европе создано единое экономическое, политическое, социальное и культурное пространство, в рамках которого актуально создание такой системы образования, при которой выпускник любого европейского вуза без труда может найти работу по всей территории. Право стран континентальной Европы базируется на римском праве и относится к романогерманской правовой семье. Поэтому подготовка юристовотличается отподготовки юристов стран англосаксонского права. В Германии сложилась достаточно типичная картина подготовки юристов для стран континентальной Европы. Юридическое образование в Германии имеет многовековую историю. На первом этапе своего развития оно было связано с рецепцией римского права и появлением школ глоссаторов и комментаторов. Образование часто сводилось к заучиванию комментариев знаменитых ученых к институтам римского права.На следующем этапе развития образования наибольшее влияние оказали идеи гуманизма. Гуманисты отвергали схоластический подход в преподавании и вернулись к первоисточникам, прежде всегок кодификации Юстиниана, котораястановится основой преподавания юридических наук в университетах и базой для всей последующей немецкой юриспруденции. К XIXв.именно немецкие университеты становятся общепризнанными лидерами в научном мире Западной Европы. В это время юридическое образование Германии определялось ярко выраженной теоретической направленностью с преимущественным изучением частного права. Изучение публичного права началось в Германии достаточно поздно, в 1605 г.:в Йельском университете впервые был прочитан курс германского государственного права. Правовая основа современного юридического образования в ФРГ базируется на Основном законе ФРГ, общепризнанных принципах и нормах международного права, международных договорах ФРГ, федеральных законах, указах президента ФРГ, постановлениях правительства, нормативных правовых актах федеральных министерств, конституциях федеральных земель, федеративных и иных договорах (соглашениях между органами государственной власти и органами государственной власти федеральных земель, уставами юридических факультетов).В настоящее время Закон об образовании 1976 г., который был изменен и дополнен в 1999 г.,определяет общие принципы и направления организации высшего образования в стране. Подготовка бакалавров занимает от трех до четырех лет, а магистров–от года до двух лет. В случае получения двух степеней общий срок обучения не может превышать пяти лет. Высшее юридическое образование в Германии можно получить, как правило, на юридических факультетахуниверситетов. Правовой статус университетов закрепляется законодательством отдельных земель. Учебный план по подготовке юристов включает в себя такие дисциплины, какгражданское, уголовное, процессуальное право, включая методологию правовой науки, а также ее исторические, философские и социальныеосновы.На первых этапах образовательного процесса программой предусматриваются лекционные занятия по основным отраслям права. Кроме того, по этим же предметам проводятся семинары в малых группах. Аттестация по обязательным дисциплинам заканчивается зачетом, включающим несколько домашних работ и контрольную работу в университете. Выбор специализации определяется студентами после трехчетырех семестров. Количество направлений специализаций в разных университетах неодинаковое. Цель второго этапа юридического образования –получение практических навыков в конкретных областях юридической деятельности. По общему правилу стажировка включает в себя 4 этапа. Первый этап –работа в судейской канцелярии (4–6 месяцев), второйэтап –работа в окружной прокуратуре (6–8 месяцев), третийэтапвключает работу в муниципальных органах власти (9–11 месяцев) и, наконец, четвертый–это работа в качестве адвоката или юристав коммерческой компании (9–12 месяцев). После такой стажировки студент должен сдать второй государственный экзамен, который принимает специальная экспертная экзаменационная комиссия, состоящая из профессоров права и судей. Экзамен состоит из нескольких комплексных письменных тестов. После успешной сдачи экзамена выпускник может работать практически на всех юридических должностях, включая судейские.Российскую модель подготовки юристов отличает от вышеупомянутых систем в целом незначительная роль практики в обучении. Например, в германской системе подготовки юристовсоотношение теоретической и практической частей составляет 66,9% к 33,1%, а в российской–93,5% к 6,5%.Профессионализм выпускника в России оценивается с позиций овладения теоретическими знаниямии лишь в незначительной степени–умениями и навыками, в то времякак в ФРГ и США–навыками правоприменения и профессиональными компетенциями. Федеральное законодательство об образовании не регламентирует проведенияюридической практики, оставляя этот вопрос на усмотрение вузов, не предусматривает обязательной практики в суде. С другой стороны,и Федеральный закон «О судебной системе Российской Федерации»не возлагает на суды обязанности помощи в организациипрактической подготовки судей.

Проанализировав компетенции по образовательному стандарту по подготовке юристов, следует отметить, что специалист должен уметь толковать и применять законы и другие нормативные правовые акты; обеспечивать соблюдение законодательства в деятельности государственных органов, физических и юридических лиц; юридически правильно квалифицировать факты и обстоятельства; разрабатывать документы правового характера, осуществлять правовую экспертизу нормативных актов, давать квалифицированные юридические заключения и консультации; принимать правовые решения и совершать иные юридические действия в точном соответствии с законом; вскрывать и устанавливать факты правонарушений, определять меры ответственности и наказания виновных; предпринимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; систематически повышать свою профессиональную квалификацию, изучать законодательство и практику его применения, ориентироваться в специальной литературе. Формирование этих компетенций невозможно без обязательной практики в судебных органах и органах юстиции. В сфере подготовке юристов в России необходимоусилить практическую направленность обучения, ввести обязательную практику в судах, увеличить продолжительность практического обучения, при этом не отказываться от таких достоинств системы подготовки студентов в России,как фундаментальность и интеграция обучения и науки.

Ссылки на источники1.Сиберт Джон А. Ассоциация американских юристов и юридическое образование в США // Юридическое образование в США. –2002. –Т. 7. –№ 2. –С. 14.2.Там же. –С. 15.3.Корнаков Я. В. Особенности юридического образования в США // Закон. –2009. –№ 3. –С. 78.4.URL: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/20105.Корнаков Я. В. Указ. соч. –С. 78.6.URL: http://www.yale.edu

Candidate of Juridical Sciences, Associate Professorat thechair of Low, Intellectual Property and Court Expert, Moscow State Technical University named N.E.Bauman, Russia, [email protected],Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, [email protected],Student, Moscow State Technical University named N.E. Bauman, Russia, [email protected] education abroad (experienceof theUSA andFRG)Abstract. Thepaperis devoted to the featuresof legal higher education in the countries of RomanoGermanic (the FRG) and AngloSaxon (the USA) legal system. The authors give the comparative analyses of the rules, teaching methods, programsof study in the juridical colleges and universities. The conclusions are made, concerning the application of some elements of these systems in the legal education in the Russian Federation.Keywords:legal education, law school,practical orientation of training.References1.Sibert Dzhon, A. (2002) “Associacija amerikanskih juristov i juridicheskoe obrazovanie v SShA”, Juridicheskoe obrazovanie v SShA,vol. 7, № 2, p. 14 (in Russian).2.Ibid., p. 15.3.Kornakov, Ja. V. (2009) “Osobennosti juridicheskogo obrazovanija v SShA”, Zakon, № 3, p. 78 (in Russian).4.Available at: http://www.law.harvard.edu/academics/courses/2010(in Russian).5.Kornakov, Ja. V. (2009) Op.cit., p. 78.6.Available at: http://www.yale.edu(in Russian).

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Все большее количество бывших выпускников школ интересуются возможностью получить высшее образование за границей. И это не случайно. Широчайших спектр факультетов и специальностей, при высококачественном преподавании, открывают практические безграничные перспективы для обучения, подробнее о получении образования за рубежом на сайте Smapse.ru , а мы сегодня поговорим о самых интересных фактах студенческой зарубежной жизни.


1. Япония не пользуется огромным спросом у отечественных абитуриентов, также мало она популярна и среди остальных стран мира, скорее в силу сложности обучения. Поступить туда довольно проблематично, а частные Вузы и вовсе проводят вступительные экзамены по своим программам. Что интересно, некоторые из частных университетов имеют в своем составе садики и школы. Если ребенок прошел весь путь от детсада до школы, то его без экзаменов зачислят на первый курс данного университета.

2. Казалось бы, что такого интересного может быть в знаменитом Гарварде, с его чопорностью и приверженностью к традициям. Но и здесь веселые студенты выделились. Накануне сессии (не важно зимой или весной) необходимо полностью обнаженным пробежать круг по Гарвард ярду. Это необычная традиция получила название Primal Scream. При этом, отчаянных смельчаков своей игрой поддерживает гарвардский оркестр. На удивление, из года в год находится немало желающих совершить это бесшабашное действо.

3. В той же чопорной Англии, студенты Оксфорда в ночь на первое мая устраивают грандиозную вечеринку, после которой, на утро, все прыгают с моста Марии Магдалены в холодную реку.

4. Учебная пара в китайских университетах продолжается 40 минут. Зимние каникулы в школах Китая продолжаются с конца декабря до начала февраля. В это время в стране отмечается китайский новый год.

5. В греческих вузах студентам предоставляется настолько много льгот, что многие из них затягивают обучение до 30 лет. Здесь абсолютно бесплатное обучение, бесплатное медицинское обслуживание и питание в студенческих столовых, есть скидки на проезд и многое другое.

6. Немецкие студенты пользуются скидками на посещение музеев, театров и спортклубов. Студенческий билет в Берлине является еще и проездным. В Мюнхене студенты имеют право на 25% скидки на проезд в городском транспорте, а те, кто живет за городом, платят на 75% меньше.

7. Древнейший университет мира из существующих ныне - отнюдь не прославленные Сорбонна или Оксфорд. Самый старый вуз даже не находится в Европе - это Карауин, мусульманский вуз, расположенный в Марокко. Он основан в 859 году.

8. Работники с высшим образованием в США получают в среднем в 2,5 раза больше, чем сотрудники без диплома.