27.09.2019

Православные святыни греции. Святые греции


Женский монастырь св. ап. и ев. Иоанна Богослова находится в 30 минутах езды от города Салоники. Тихая обитель расположена в небольшом городке Суроти. Помог основать монастырь афонский старец Паисий Святогорец. Однажды к нему обратились женщины, которые хотели основать монастырь, где они могли бы жить по строгим афонским правилам. Вскоре старец нашел прекрасное живописное место для женского монастыря, получил благословение на его основание у архиерея, и в 1967 году в обители поселились первые сестры. Сейчас их 67, и они действительно живут по старым афонским традициям. Службы проходят при свечах без электричества. Сохранилась в монастыре и другая традиция, свойственная многим монастырям в Греции, - угощать посетителей лукумом и холодной водой. Чтобы попасть в монастырь, нужно подняться в гору. Так что такое угощение приходится очень кстати.
Одной из главных святынь монастыря является могила старца Паисия Святогорца, к ней стремятся тысячи паломников. Около могилы постоянно находится одна из монахинь, которая следит за порядком. Люди стремятся сюда, чтобы почтить память этого удивительного человека.

Старец Паисий Святогорец, в миру Арсений Езнепидис, родился в Фарасах Каппадокийских (в Турции) в 1924 год в многодетной семье. Через две недели после рождения Арсения фарасийские греки бежали из Турции в Грецию. Перед отъездом святой Арсений Каппадокийский (1841-1924), бывший тогда приходским священником в селе, окрестил мальчика и дал ребенку свое имя. Так же он произнес слова, которые стали пророческими для Паисия: «Хочу оставить после себя монаха».

В детстве маленький Арсений любил читать жития святых, его старший брат даже отбирал и прятал от него книги. Юность Арсения прошла в городе Коница, где он учился в школе и получил профессию плотника. Началась Гражданская война в Греции (1944-1948), он был призван в действующую армию. Отслужив, Арсений ушел на Афон, в 1954 году принял рясофор с именем Аверкий. А через два года был пострижен в малую схиму с именем Паисий. С 1958 по 1962 год он проживал Коницком монастыре в селении Стомио, после чего отправился на Синай. Два года провел в скиту святых мучеников Галактиона и Епистимии на Синайской горе, где и сейчас сохранилась его келья, но потом из-за болезни легких вернулся на Афон и поселился в Иверском скиту.

В 1966 году болезнь развилась так сильно, что отцу Паисию удалили большую часть легких. Именно тогда к нему обратилось несколько женщин с просьбой помочь основать монастырь.
Отец Паисий постоянно поддерживал обитель и два раза в год вплоть до свой смерти 12 июля 1994 году приезжал в гости к сестрам с Афона. Умер он в Суроти, похоронен там же. Как говорят сестры, это правильно. Если бы он был похоронен на Афоне, женщины не смогли бы приходить к нему. Мощи св. Арсения Кападокийского неслучайно оказались в монастыре, в создании и в жизни которого отец Паисий сыграл огромную роль. Они родились в одном селе, и именно св. Арсений крестил отца Паисия, дав ребенку свое имя, пророчески сказав: «Хочу оставить после себя монаха». Это произошло в Фарасах Каппадокийских, где св. Арсений Кападокийский был приходским священником в то время.
В раннем возрасте Арсений Кападокийский лишился родителей. Получил образование в семинарии в Смирне (совр. Измир, Турция). В 26 лет принял монашеский постриг в монастыре Иоанна Предтечи в Зинджи-Дере в Кесарии (совр. Кейсери, Турция), был рукоположен во диакона и направлен митрополитом Паисием II в Фарасу обучать детей грамоте по церковным книгам.

В 1870 г. преподобный Арсений был рукоположен в сан священника и возведен в сан архимандрита. Он совершил 5 паломничеств на Святую Землю, и поэтому его прозвали Хадж-эфенди. Пастырская деятельность преподобного продолжалась в Фарасе до 55 лет. Он наставлял и утверждал в вере жителей греческого анклава, постоянно находившегося под угрозой уничтожения. Преподобный Арсений предвидел грядущие испытания ― войны и исход с родной земли. В 1924 году при переселении малоазийских греков он сопровождал свою паству и умер через 40 дней после прибытия в Грецию на острове Корфу. Мощи преподобного были перевезены сначала в г. Коницу, а затем в монастырь Иоанна Богослова в Суроти.
Монастырь св. Анастасии Узорешительницы находится недалеко от города Салоники. Святая великомученица Анастасия Узорешительница является его покровительницей и заступницей. Есть мнение ученых, что она подвязалась там, где сегодня стоит её монастырь.

Св. Анастасия родилась и выросла в Риме в конце III века. Её наставником и учителем веры был святой мученик Хрисогон. С детства, проводя доброе христианское житие, она сохранила себя в чистоте и укрепилась в добродетелях. Желая посвятить свою жизнь Христу, св. Анастасия посещала гонимых христиан в тюрьмах и темницах. Она поддерживала их духовно и помогала материально, раздавая своё наследство. Ещё при жизни Святая получила от Бога дар врачевания и помогала многим больным и страждущим.
Святую называют «Великомученницей», так как она мужественно претерпела все тяжкие пытки и мучения. Также ее называют «Узорешительницей», поскольку ей от Господа подана сила излечивать телесные и духовные болезни. В молитвах ее просят разрешить узы неправедно осужденных и дать утешение пребывающим в заключении. Святую также принято просить о защите от колдовских чар.

Св. Феофания, царица Византии, определила этот монастырь как царский, в 888 году пожертвовала крупные финансовые средства на нужды обители. Нетленные мощи царицы Феофании до сего дня находятся в патриаршем соборе в Константинополе. Она считается первой благоукрасительницей монастыря. Тогда же монастырю были принесены в дар св. мощи Покровительницы обители - глава и часть правой ноги Великомученицы, которые и сейчас хранятся в храме монастыря и являются главной его Святыней. Затем монастырь пришел в упадок, сохранился он чудом. В 1522 году святитель Феона нашел святую обитель Узорешительницы в состоянии запустения. Именно он восстановил ее и сделал процветающей.
Св. Феона был игуменом в возрожденной им обители, а затем в 1535 году был избран Митрополитом города Фессалоники. Святые и нетленные мощи св. Феоны находятся в монастырском храме справа от иконостаса.

В 1821 году монастырь сильно пострадал от турков, которые разрушили и сожгли его. Поскольку тогда сгорела богатая библиотека, архивы и многие монастырские сокровища, сведения об истории монастыря с IX по XVI век,дошедшие до нас, очень скудны. Каламбака- не очень большой город с населением в 11.5 тысяч человек. Является столицей одноименного района, занимающего северную часть префектуры Трикала. Находится на высоте 247 метров над уровнем моря. Рядом расположены знаменные скалы Метеор.

В Метеоры едут со всего мира. Это уникальное место потрясающе красиво. Гладко отполированные неприступные скалы, как столпы, соединяют небо и пропитанную христианством землю. Метеоры не случайно получили свое название, по-гречески «Метеоры» обозначает «парящие в небесах» или «подвешенные между небом и землей». Почти 30 миллионов лет назад природа сотворила на ровной поверхности Фессалийской равнины невероятные скалы, тогда они находились на дне океана, вода сбивала песок и предавала им удивительные формы, каких не оставила больше нигде в мире. Но не только живописным пейзажем привлекает это место туристов. Здесь чувствуется сильнейшая энергетика святого места. С Х века Метеоры - один из крупнейших монастырских комплексов Греции. Эти непреступные скалы стали символом веры, аскезы, покаяния и отречения от мирских благ. Уже много веков на вершинах живут монахи, для которых скалы стали не только местом, где можно тихо и спокойно предаваться служению Богу, но и найти надежную защиту во времена турецких завоеваний. Сначала монахи жили в пещерах и скальных углублениях, затем постепенно стали образовываться монастыри.

Вплоть до 20 годов прошлого века попасть в монастыри можно было только с помощью системы лестниц, лесов и веревочных конструкций. Чаще всего монахи и паломники использовали сетки и корзины, которые с помощью ручных блоков поднимали на вершины. Все эти способы подъема вызывали страх и волнение у желающих попасть наверх. На высоте в несколько десятков метров начинается сильный ветер, который качает и угрожает сорвать ненадежные на первый взгляд конструкции. Подъем к монастырям становился своеобразным испытанием веры. Сейчас, конечно, появились дороги и выдолбленные в скалах лестницы. Когда- то монастырей было 24, сейчас действуют всего шесть монастырей: Преображения, св. Варлаама, св. Николая, Варвары или Русану, Святой Троицы и св. Стефана. Два из них - женские.

Когда был создан монастырь Русаны точно неизвестно, так же, как и происхождение его названия. Возможно, монастырь основал Русанос, выходец из местечка Русана. По другой версии монастырь был основан в 1288 году иеромонахами Никодимом и Бенидиктом. К доподлинным фактам можно лишь отнести то, что в 1545 году по разрешению митрополита города Ларисы Виссариона и игумена монастыря Больших Метеор братья иеромонахи Иоасаф и Максим построили монастырский кафоликон в византийском стиле на месте разрушенной церкви Преображения и отреставрировали монастырь. К сожалению, монастырь часто расхищали, и от него осталось немного реликвий. Те, что сохранились, находятся сейчас в Преображенском монастыре (Большие Метеоры).

Метеоры — православные монастыри на скалах (Греция)

В 1940 году монастырь пришёл в упадок и лишился своих монахов. С 1950 года в течение 20 лет старица Евсевия из соседней деревни Кастраки в одиночку сохраняла трехэтажное строение монастыря, которое в настоящее время в обновленном виде действует как женский монастырь, получивший свое второе название в честь св. Варвары.

В Монастырь св. Стефана, расположенный в очень живописном месте на огромной скале, легко попасть. Чтобы посетить его, нужно всего лишь пройти по одному мосту. Он является самым богатым из метеорских монастырей. Первое, что видели паломники до 1927 года, попадая в монастырь, - это замурованная плита с надписью «6770 год. Иеремия», которая находилась в арке над входом в монастырь и означала, что некий отшельник по имени Иеремия жил на этой скале уже в 6770 году от сотворения мира, т. е. в 1192 году от рождества Христова. Есть версия, что этот отшельник и другие монахи соорудили здесь маленькую часовню св. Стефана и несколько келий. Однако сам монастырь был построен в конце XIV века Анатолием Катакузиносом и Филофеем Сиатинским, чьи образы запечатлены в маленькой церкви на территории монастыря. В конце XIX века монастырь населял 31 монах, но к 1960 году он почти опустел, в 1961 году был преобразован в женский, сегодня процветает. В трапезной монастыря устроена выставка монастырских сокровищ.

В 1340 Афанасий Метеорский на самой высокой и самой большой скале основал мужской монастырь, который известен как Преображенский или Большие Метеоры. Свое название монастырь получил в честь главного храма, который был построен в 1388 году. Как отмечают, он был построен по подобию афонских храмов. Основатели монастыря преподобные Афанасий и Иосаф похоронены внутри храма в северном его пределе. Иосаф, последний сербский царь, подстригся в монахи и много сделал для монастыря: расширил Преображенский собор, украсил его иконами и обеспечил необходимыми священными сосудами. Собор украшен великолепными фресками, которые были выполнены в 1522 году, к сожалению, имя мастера до нас не дошло. Храм также славится искусным иконостасом с позолотой, который был изготовлен в 1971 году. Здесь находится большое количество ценных икон XIV-XVI веков, а в бывшей трапезной расположен музей монастырских драгоценностей. Среди сокровищ монастыря особо выделяются: древнейшая по времени греческая рукопись 861 года; двустворчатая икона Богоматери, вклад Марии Палеолог, сестры одного из основателей монастыря; часть Золотой буллы с подписью императора Андроника Палеолога; полностью расшитая плащаница XIV века; четыре иконы XVI века: Рождество Христово, Распятие Христово, Страсти Христовы, Богоматерь Скорбящая. Недалеко от входа в монастырь находится скит св. Афанасия. Именно там жил и молился основатель монастыря.

До 1922 году на скалу поднимались в сетке, так как это было небезопасно, в скале прорубили ступени. Но сетка до сих пор не забыта и используется для подъёма провизии и других необходимых для жизни монастыря предметов. Монастырь св. Николая Анапавсаса, наверное, самый необычный из метеорских и выделяется из-за особенностей своей постройки. Монастырь словно ютится на маленькой скале, это вынудило монахов задуматься о таком размещении храмов и келий, чтобы все было функционально. Так появился этот великолепный монастырь, завораживающий паломников лабиринт из нескольких уровней. Предположительно, монастырь был основан в ХII-ХIII веках, когда на скале появились первые монахи. Основал его монах Никанор по фамилии Анапавсас, в честь которого монастырь получил свое название.

Всего в монастыре 3 уровня. На первом расположена церковь св. Антония. На площади алтаря в 4 кв. метра может находиться только один священнослужитель.
На втором уровне расположен собор св. Николая, кафоликон монастыря построен в 1527 году. Собор построен в форме прямоугольника без окон и увенчен низким куполом, при этом притвор собора столь просторный, что создаётся впечатление, что изначально он был построен как монастырский двор. Алтарь вынужденно обращён на север. Стены собора украшены фресками Феофана Стрелидзаса, выдающегося иконописца критской школы. На третьем уровне находятся кельи, старая трапезная, используемая как приемная для почетных посетителей, маленькая церковь св. Иоанна Предтечи и склеп с черепами монахов.

Димитрий Солунский происходил из города Солуни, где отец его был воеводою у римского проконсула в Фессалониках (Салониках) и тайным христианином. Когда отец умер, император Максимиан назначил его проконсулом города. Его главной задачей было защищать город. Однако Димитрий возвратился в Фессалоники и, вместо того чтобы искоренять христианство, как повелел император, он сам стал исповедать перед всеми христианство и стал учить жителей города христианской вере. Когда об этом узнал император, он немедленно захотел расправиться с Димитрием. Димитрий, предвидя это, предался строгому посту и молитве и попросил раздать все свое имущество бедным. Император вошел в город и немедленно вызвал к себе Димитрия. Тот смело признал себя христианином и был заключен в темницу. Ночью Ангел сошел к нему, утешая и укрепляя его в подвиге. Позднее в темнице он был зверски заколот копьями.

Верный служитель Димитрия св. Лупп собрал на полотенце кровь святого великомученика и смочил в ней его перстень. Этими святынями он стал исцелять больных. Тело мученника Димитрия было брошено на съедение диким зверям, но солунские христиане тайно предали его земле. При императоре Константине над могилой была воздвигнута, а через сто лет при строительстве нового величественного храма были обретены нетленные мощи святого мученика. С VП века при раке святого Димитрия начинается истечение благовонного мира, поэтому св. Димитрий получает именование Мироточивого. Св. Димитрий стал покровителем и защитником родных Фессалоник, когда к городу подступили варвары. Неоднократно славяне-язычники отступали от стен Солуни при виде грозного светлого юноши, обходившего стены.

Святой Григорий Палама родился в Константинополе в благородной семье. Его родители старались научить его с юных лет как человеческой, так и в особенности Божественной премудрости. Григорий с ранних лет стремился отдать все свои силы служению Богу. Несмотря на то, что Григорий был из богатой семьи, он презирал богатство, всегда ходил в бедном одеянии и вел себя как бедный человек. Некоторые даже считали его сумасшедшим. В двадцать лет он окончательно решил принять иноческий сан и уйти в пустыню. Вскоре со своими братьями он удалился на Афон. В 1350 году он вернулся в Фессалоники. В 1354 попал в плен к туркам, но через год был освобожден. В течение последних трех лет св. Григорий сотворил немало чудес и излечил многих больных. В 1368 году Григорий Палама был канонизирован в лике святителя.

Северо-Западная Греция
Когда- то Игуменица была лишь рыбацким поселком. В период турецкого ига в Греции это был небольшой городок под названием Грава. В 1913 году городок был освобожден от турков, а в 1938 году принял современное название. Свой окончательный облик город принял после Второй мировой войны.
Остров Корфу —,наверное, один из самых известных ионических островов Греции, площадь острова 593 км². Остров очень живописен и привлекает туристов со всего мира своими маленькими бухточками и замечательными пляжами. У острова древняя история, упоминания о нем можно найти даже в древнегреческих мифах. Оставили на нем свой след и многие народы: римляне и норманы, готты и венецианцы, турки и французы, англичане и русские. Это не могло не повлиять на культуру острова, богатую памятниками и храмами. У православных на острове свои святыни.

Жители острова Корфу или, как его еще называют Керкиры, хорошо знают адмирала Федора Федоровича Ушакова и почитают его имя. Его эскадра освободила в 1799 году Керкиру. Выбив французов с острова, Ушаков восстановил на нем православный епископат после почти пятивекового отсутствия на Керкире Православной Церкви. Адмирал также способствовал созданию на Ионических островах первого греческого государства после падения Византийской империи. В 2002 году на Корфу у Новой крепости открыли памятник адмиралу Ф. Ф. Ушакову.
Соборный храм во имя греческой Царицы Феодоры. Праведная царица Феодора вошла в историю как иконозаступница. Она была супругой греческого царя Феофила-иконоборца (829 - 842 г. г.), но не разделяла убеждений мужа и тайно почитала святые иконы. Когда ее муж умер, она управляла государством вместо малолетнего сына Михаила. Феодора много сделала для православия. К ее заслугам можно отнести то, что она восстановила иконопочитание, возвратила и добилась того, чтобы иконоборцы были преданы проклятию. Праведная Феодора много сделала для Святой Церкви. Она воспитала в сыне Михаиле твердую преданность Православию. Когда Михаил вырос, она была отстранена от управления и, проведя 8 лет в обители святой Евфросинии в подвигах и чтении Божественных книг (известно Евангелие, писанное ее рукой), мирно скончалась около 867 года. Мощи ее в 1460 году были отданы турками жителям города Керкира.

Храм св. Спиридона Тримифунтского наиболее известный религиозный монумент. Св. Спиридон родился в Риме в III веке на острове Кипр, с детства был набожным и вел праведную жизнь. Помогал нуждающимся, больным, детям. За его деяния Бог наградил его даром чудотворения. Известно много чудес, которые совершил св. Спиридон. Однажды во время Богослужения в лампаде догорал елей, и она стала угасать. Святитель огорчился, но Господь утешил его: лампада чудесно наполнилась елеем. В царствование императора Константина Великого (306-337 г. г.), он был избран епископом в одном из городов на Кипре. Но, даже будучи епископом, он смог сочетать пастырское служение с делами милосердия. Спиридон был великим заступником веры и боролся с ересью. Известно, что он принимал участие в Первом Вселенском Соборе в 325 году в Никеях. После смерти мощи его были захоронены в Константинополе, а когда столица Византии пала перед турками, покидающие город православные забрали их с собой. На Корфу они попали в 1489 году.

Точно неизвестно, каким образом он был связан с Корфу до того, как стал св. Спиридоном, покровителем острова. Но сохранилась история о том, что он спас остров от чумы в 1553 году. Позднее он заступался за остров еще в 1630 году, когда Корфу угрожал голод, и в 1716 году, когда на него напали турки. Говорят, что он появился одетый как монах, держа свечу, и посеял панику среди турок. День своего покровителя на острове отмечают 12 декабря с большим размахом. Первая церковь св. Спиридона находилась в местечке Сарокас, но ее пришлось разрушить, когда строили городские стены. Нынешний храм был возведен в 1590 году. Храм построен в типичном для ионических островов стиле. Внутри огромные золотые и серебряные паникадила, мраморный иконостас, непривычного вида иконы в золотых рамках на своде. По всему собору и над ракой с мощами на цепочках висит большое количество металлических фигурок с изображением кораблей, машин и отдельных частей тела - благодарность прихожан, получивших помощь святого. В храме находятся нетленные мощи святого в серебряном саркофаге XIX века. Ежедневно сотни людей приходят в храм приложиться к этой святыне, и это не только туристы, но и местные жители, которые очень любят и чтут своего покровителя.

Южная Греция (п-ов Пелопоннес)

Патры - город на полуострове Пелопоннес. В соответствии с христианской историей это место мученичества св. Андрея.Андрей Первозванный провел в Патрах последние годы своей жизни, здесь он проповедовал веру Христову, создал большую православную общину.По приказу проконсула Ахайи Егеата был приговорен к мученической смерти на кресте.

Св. Апостол Андрей Первозванный родился в Вифсаиды. Его учителем был сам Иоанн Креститель. Апостол Андрей с Апостолом Иоанном Богословом первыми последовали за Господом. После Сошествия Святого Духа Апостол Андрей по жребию отправился проповедовать Слово Божие в причерноморские страны, прошел Малую Азию, Македонию, Херсонес, по Днепру поднялся до места, где теперь располагается Киев. Много подвигов во имя веры совершил Апостол Андрей, путь его закончился в городе Патры. Здесь наложением рук Первозванный Апостол исцелил много людей, в том числе жену и брата правителя. Но правитель Эгеат, озлобившись, приказал распять св. Апостола так, чтобы он долго мучился, - не прибивая к кресту руки и ноги, а привязав их. Крест тот, был не обычный, а скошенный, потому что Апостол посчитал себя недостойным умереть на таком же кресте, на котором был распят Иисус. Такой крест стал символом православной веры и называется «андреевский».

Два дня св. Апостол с креста учил собравшихся горожан. Слушавшие его люди сострадали мученику и потребовали снять его с креста. Опасаясь восстания, правитель приказал прекратить казнь. Но Апостол хотел принять смерть во имя Христа, и воины не смогли развязать руки мученика. Внезапно яркое сияние осветило крест. Когда оно прекратилось, люди увидели, что св. Апостол уже передал душу Господу.

Храм св. Апостола Андрея Первозванного в Патрах построен в начале ХХ века в традициях западного зодчества. Его огромный купол виден издалека с моря, ведь храм стоит прямо на берегу Коринфского залива. В храме находятся честная глава св. Апостола Андрея и крест, на котором, он был распят. Современный собор построен на том самом месте, где был казнен апостол. Рядом можно увидеть пещерку с источником, который, по преданию, забил на месте его смерти.
Также в Патрах находятся мощи апостола Павла.

Апостол Павел не входил в число двенадцати апостолов. Он, первоначально носивший еврейское имя Савл, принадлежал к колену Вениаминову. Апостол Павел родился в киликийском городе Тарсе. В юности он участвовал в гонении христиан. Однажды Савла осветил ярчайший свет, от которого он слепым упал на землю. Из света раздался голос: «Савл, Савл, почему ты гонишь Меня?» На вопрос Савла: «Кто Ты?» - Господь ответил: «Я Иисус, которого ты гонишь». Вскоре после этого он стал апостолом. Павел был очень образованным и мудрым человеком. Им созданы многочисленные христианские общины на территории Малой Азии и Балканского полуострова. Послания Павла общинам и отдельным людям составляют значительную часть Нового Завета и являются одними из главных текстов христианского богословия. Апостола Павла отличало то, что он стремился передать язычникам Божественное Откровение не только адекватно, но и убедительно, понятно, красиво. Он говорит с людьми на доступном им языке. Проповедь, которую Апостол Павел прочел в Афинах в Ареопаге, где в то время проходили все афинские заседания, вошла в историю. В то время Афины были не только центром образованности, но городом идолов. Есть мнение, что Павел, когда прибыл в Афины, растерялся от величества этого города. Однако это не помешало ему произнести свою речь. Хотя исторически считается, что большинство афинян не поменяли своих взглядов, но все же многие уверовали. Среди них были Дионисий Ареопагит и многие другие.

Монастырь Мега Спилио или Великая Пещера находится на высоте 924 метров недалеко от города Калаврита. Там находится икона Девы Марии, созданная из воска и ароматических веществ евангелистом Лукой. Евангелист Лука родился в греческой семье и был очень образован, по профессии он был врач. Автор одного из четырех Евангелий, он создал Деяния Апостолов, был послан Господом на проповедь о царстве небесном. Считается, что именно он написал первые иконы Пресвятой Богородицы. Однако восковая икона, которая находится в Мега Спилио, уникальна. Именно благодаря ей возник мужской монастырь. Он был создан в 362 году вокруг пещеры, где она была найдена. Здание монастыря имеет 8 этажей, и возникает ощущение, что оно встроено в скалу. Монастырь много раз разрушался, и в нем были пожары, но икона уцелела до наших дней. Стены церкви монастыря покрыты фресками. Также здесь хранятся рукописные Евангелия и стихари.

Центральная Греция

Cвятые мощи мученика Григория и кафедральный собор Благовещения.Будущий патриарх Константинопольский Григорий родился в бедной семье и был назван Георгием. Учился он на острове Патмос. Вскоре он принял монашество с именем Григорий. Аскетический образ жизни, большие познания в светских и богословских науках, сделали его известным митрополиту Смирнскому Прокопию. Он был рукоположен в диакона, затем в пресвитера, а в 1785 г. хиротонисан в епископа и стал преемником митрополита Прокопия. В 1792 году Свт. Григорий был избран патриархом Константинопольским.
Святитель сделал очень много для своей паствы. Несмотря на то, что турки препятствовали распространению и сохранению христианства в Греции, святитель Григорий ремонтировал старые и строил новые православные храмы, призывал народ не изменять христианской вере.
Неудивительно, что все это не нравилось турецкому правителю.После третьего возвращения на патриаршество, когда началась расправа турок с христианами, патриарх был взят и после долгих мучений повешен в 1821 году.
Турки запретили погребать тело священномученика. Оно было отдано евреям, которые, привязав камни к шее святого, бросили его в море.
Тело Свт. Григория, чудесным образом избавившееся от камня, было найдено греческими матросами и перевезено в Одессу, где его погребли в Троицком храме в северной части алтаря. В 1871 году святые мощи патриарха Григория были перенесены из Одессы в Афины и положены в кафедральном соборе «Благовещения».Храм был построен в 19 веке, его освятили в 1862 году. Строительство шло медленно, архитекторы сменялись один другим, поэтому его архитектуру нельзя назвать однозначной. Считается, что он построен в «эллиновизантийской традиции», однако некоторые считают, что он не настолько красив, как настоящие византийские храмы.

Острова Эгейского моря

Остров Эвбея имеет необычную особенность, он соединен с материком 14-метровым мостом, так как находится совсем близко от материка. Это второй по величине остров в Греции после Крита. Мост - не самая главная особенность острова, намного интереснее вода под ним в проливе Эврипа: она то несется с бешеной скоростью, то практически замирает, а через несколько часов, опять набирает скорость, но, что удивительно, движется в другую сторону.

Остров является любимым местом отдыха самих греков, особенно популярен он среди афинян, ведь от Афин до него - всего 88 километров. А вот туристов здесь немного, что делает остров еще более привлекательным с его горячими источниками, прекрасными пляжами, зелеными лесами и красивейшими горами.

Храм праведного Иоанна Русского, одного из самых почитаемых в Греции святых, находится на острове Эвбея в местечке Неопрокопион, там же находятся его мощи. Этот святой прожил удивительную, благодатную, но в то же время полную мучений жизнь. Родился он в 17 веке в Малороссии, попал на службу к Петру I. Много воевал и много скитался он по свету, но всегда был полон смирения и твердо исповедовал святую Веру. Ему приписывают много чудес. Во время войны святой попал в плен к туркам, был отправлен в рабство в Малую Азию, где долго терпел мучения.

Монастырь св. Давида Эвбейского находится недалеко от храма св. Иоанна Русского. Средства на постройку монастыря св. Давид, живший в 16 веке, собирал на территории нынешних Румынии, Молдавии и России. Самые ценные из этих даров до сих пор хранятся в монастыре. В монастыре хранятся мощи его основателя преподобного Давида Эвбейского, а так же Честная Глава Свт. Василия Великого. Великий угодник Божий и Богомудрый учитель Церкви Василий родился в городе Кесарии в 330 году. Он был не только благочестивым верующим, но и образованным человеком, знающим светские науки. Его образованием занимался отец. Василий много путешествовал в поисках новых знаний, был он в Египте, Палестине, Сирии, Месопотамии. Однако он чувствовал, что главное для него не мирские науки, а служение Господу. Поэтому он отправился в Египет, где процветала иноческая жизнь. Когда Василий Великий возвратился в Афины, он много сделал для становления Истиной Веры и многих обратил в нее.

Старец Иаков Эвбейский прожил благочестивую, но очень сложную и полную телесных страданий жизнь. Он родился 5 ноября 1920 года в набожной семье, которая была тесно связана с Церковью. В детстве Иакову с семьей пришлось покинуть свою родину Ливисию из-за притеснения турков. Волей Божьей ему было уготовано попасть на остров Эвбея. Там он пошел в школу и там же начал вести праведную и аскетическую жизнь. Еще в детстве его любимой игрушкой было кадило, которое он сам смастерил. Все соседи гордились им и видели в нем настоящего божьего человека. Вскоре ему доверили ключи от храма: в деревне не было своего священника, он приезжал из соседней деревни раз в две недели. Жители соседних деревень, когда у них возникали какие-нибудь затруднения, обращались к нему за помощью. Иакова звали помазывать маслом и читать молитвы над больными, женщинами, у которых были трудные роды, над одержимыми и при других нуждах. Иаков не мог дальше учиться в школе, так как вынужден был работать, чтобы помогать семье.

Путь его к монашеству был долгий. Сначала он потерял родителей и был вынужден заботится о своей сестре, затем он должен был выполнить долг перед своей страной и отслужил в армии. После возвращения он брался за любую работу, чтобы собрать приданое для своей сестры Анастасии. Только когда она вышла замуж, он почувствовал, что готов стать монахом. Он начал думать о том, чтобы вернуться на Святую землю. Однажды к нему явился св. Давид и сказал, что предназначение Иакова - возродить монастырь, который он здесь когда-то основал. Его постриг состоялся 30 ноября 1952 года. И всю свою жизнь он посвятил служению Богу и восстановлению монастыря. Когда возраст ее приблизился к пятидесяти, его начали одолевать болезни, которые мучили его с детства. Однако больше всего его беспокоило сердце. Он долго болел. Восстановив монастырь св. Давида, избравшего старца своим духовным наследником, принеся исцеление и покой тысячам страждущих душ, отец Иаков ушел из жизни 21 ноября 1991 года. В монастыре сохранилась его келья и множество личных вещей, которые несут информацию о жизни этого святого человека.

Вконтакте

Продолжается, и сегодня наша тема — святые места Греции с нашей читательницей Светланой Васильевой. Светлана рассказывает о местах, куда большинство туристов не ездит или попросту не знает об их существовании.

Пожалуй, больше всего наши туристы знают про паломничество в Греции на Святой Афон. Но здесь есть очень много и других мест, которые считаются православными святынями. Яркий пример — Метеоры.

Итак, слово Светлане Васильевой:

Путешествие по святым местам Греции

Когда я готовилась к поездке на Халкидики, руководствуясь отзывами отдыхающих, совершенно определенно для себя решила, что возьму экскурсию в Метеоры. Восторгов было много в заметках туристов – дух захватывало! Очень этого захотела и я туда съездила. Удивительны те места и монастыри. Однако, рассказать мне хочется совсем о других святынях Греции, о них ничего в отзывах не встретила…

В отеле я познакомилась с двумя москвичками. Они приехали с целью посетить святые места, приложиться к мощам, чем привлекли мое внимание к паломнической экскурсии ”По святым местам Верии”. Показали мне фото. Я не думала в тот момент о храмах, я восхищалась природой. Об апостоле Павле и других святых я слушала вполуха.

Один день в неделю бывает та экскурсия от нашего отеля. Повторюсь, мне хотелось зелени, чистого воздуха, панорам рек, холмов и т.п. Настал тот день – понедельник. От нашего большого отеля я в тот день ехала одна.
Важное. Милые дамы, если вы собрались в святые места, имейте при себе платок-косынку. Широкополые шляпы и кепки мужские смотрятся тут нелепо.

Экскурсия наша ”По следам апостола Павла” начиналась из города Салоники, с одного из храмов апостола Павла. Здесь нас познакомили с православным гидом – матушкой Неонилой. Посетили храм.

Храм Св. Павла

Приложились к частицам мощей святого апостола Павла. Чуть ниже храма бьет святой источник, здесь плакал Павел. Источник – его слезы. У служителя храма можно было взять благословение на экскурсию. Недаром говорят, что во мне гордыня живет – я не стала брать благословения, так как он по-деловому стал указывать куда класть деньги в поддержку храма. Эта просьба мне не пришлась по душе. Я только на свечи тут потратилась…

Мы покидаем знойные Салоники и держим путь к монастырям Верии. Большое количество византийских храмов и монастырей притягивает сюда христиан со всего мира. Наша матушка рассказывает про жизненный путь и деяния апостола Павла, что греки – дети апостола Павла. Русские – дети апостола Андрея. Не знала!!! Говорит нам, что греческие женщины при входе в храмы не покрывают голову – не надевают платков. Я торжествую: ”Как здорово! Всегда не любила это делать! В душе давно гречанка я!” Тянусь к узлу платка, развязываю его, но меня останавливает голос гида: ”В монастырях знают, что мы из России и что православные россиянки носят платки”. Руки мои послушно завязывают узел – гордыню свою надо усмирять!

Верийский скит Иоанна Предтечи

Недалеко от города Верия, в ущелье, на берегу реки Альякмонас находится мужской скит Иоанна Предтечи (скит Верийский). Когда я вошла на его территорию, будто выдохнула все негативное, тяжелое. Мне стало так светло, что не описать словами. Чистота и покой поселились во мне.

Позже я узнала, что не только во мне. Не успели мы войти через ворота, перед нами такая картина – два павлина взлетают на крышу здания! Ну, я вам скажу – чего угодно ожидала, но не этого! Местный пес их спугнул. У нас так кур гоняют, не думала что такое же проделывают с райскими птицами.

Эта сцена меня безумно расположила к обители. Позже того пса встретила в храме. Он лежал на плитах пола недалеко при входе – на улице-то 33 градуса в тени! Он здесь прохлаждался. Куда же еще животине деться в такой зной!

Со смотровой площадки, балкона, открывался изумительный вид на озеро, образованное водами Альякмонаса. Звуки цикад повсюду. Хорошо.

В скиту мы прикладывались к мощам: честной голове Климентия Охрицкого, честному пальцу Дионисия Олимпийского, фаланге пальца Иоанна Крестителя. Перед прикладыванием, служитель скита рассказал нам об истории этого места. Я была околдована красивым голосом монаха, греческим словам. Именно в тот момент я сказала себе: ”Хочу знать греческий язык!”

Попросила матушку Неонилу передать мои ощущения служителю. На что тот ответил: ”А я хочу знать русский язык. Я могу сказать слово ”женщина””. Трогательно.

Здесь почитают нашу императрицу Екатерину II. Она дала обители все, что просили у нее. Потому ее уважают, поминают, как я поняла, ежедневно. Екатерина подарила золотую чашу скиту. На той чаше выгравированы имена дома Романовых, чтобы о тех молились.

Скажите! Какие ассоциации у вас рождаются при слове ”чаша”? Конечно, нечто объемное. Когда нас пригласили в комнату, где отдыхают монахи, где та чаша и содержится, мы увидели ее. Она вроде кубка. Ну да мал золотник, да дорог!

То ли место так намолено православными христианами, то ли воздух особый (мы поднялись на несколько сот метров над уровнем моря) – не знаю. Уезжать отсюда не хотелось совсем. Так здесь славно дышалось и чувствовалось!

Добрский монастырь — Ιερά Μονή Παναγίας Δοβρά Βεροίας

Далее путь лежал в монастырь Панагии Довра (Добра). Главный храм посвящен Успению Богородицы. Монастырь находится выше по склону горы Вермион в необыкновенно красивом, панорамном месте. Вот мы и на его территории. Меня снова охватывает восторг, глаза мои отдыхают, обострился слух! Я слышу прекрасное детское пение — изумительные, красивые голоса (при монастыре действует летний детский лагерь и центр обучения искусствам Византии).

Нас ведут в храм святого архиепископа Луки Крымского (Войно-Ясенецкого) – русского святого, столь почитаемого в Греции, а я не в состоянии туда идти, я хочу слушать эти голоса. Но иду. Нам рассказывают каким замечательным хирургом был Лука и благочестивым епископом. Сколько испытаний выпало ему.

Не без трепета прикладываюсь к частицам мощей Луки, которые были привезены из Украины в 2001 году. Множество людей исцелилось по молитвам к нему. Я подумала сразу о девушке, что путешествовала с нами, она передвигалась в кресле, которое вез ее папа. Прошу, чтобы исцеление и к ней пришло. Наша матушка вещает нам, что родители, которые воспитывают больных детей, по окончании жизни земной сразу попадают в рай. Утешительно.

Я узнаю о византийском пении, которое Россия почти утратила стараниями Петра I. Оказывается, солисту надо долго учиться этому пению – годами, и что особенно поражает – надо сделаться седовласым.

Вижу, что сопровождающий нас монах, дает благословение молодому человеку. Я тоже хочу. Здесь благостно. Мне же благословения тот не дает, на что я подумала: ”Откуда знает, что я далеко не по-христиански живу”. Матушку спросила все же, мол, почему мне не дано благословение. На что она: ”Он же монах. Он стесняется женщине давать его”. Верно! Надо рук касаться, а ему этого не следует делать. Успокоилась.

Затем тот же монах приглашает нас в комнату отдыха священнослужителей. В Греции спокойно туда народ ведут. Нас угощают водой с источника и рахат-лукумом. Я рахат-лукум не люблю. Слишком уж парфюмированное это кушанье – для меня оно пахнет духами, а не розами. Извините уж… Кусочек я все ж съедаю – он тает у меня во рту. Запиваю чистой водичкой. Спасибо!

Перед тем как попрощаться, монах все же дает нам благословение – в виде книжечки об обители. На первых страницах вижу фото архимандрита Пантелеймона. Ношу ее в сумочке теперь. Дорожу! До свидания монастырь Довра! Благодаря тебе и мы становимся добрее друг к другу.

Антоний служит образцом иноческих добродетелей, он когда-то удалился в пещеру на берегу реки, где провел в отшельнических подвигах около 50 лет. После смерти тело его долго оставалось без погребения, пока его случайно не нашли охотники. Жители Верии вместе с епископом перенесли мощи святого в город и построили храм в его честь. От мощей происходило множество исцелений. Преподобный считается покровителем г. Верия. На месте пещеры, в которой он подвизался, был построен монастырь, названный Скитом Иоанна Предтечи. С него-то и началось наше сегодняшнее паломничество.

Вима Апостола Павла

Удивителен следующий пункт нашего поклонения. Это – предполагаемое место проповеди Павла. Сохранились мраморные ступени вимы — ораторской трибуны. Теперь здесь монумент «Вима апостола Павла”.

Вокруг этого монумента современные здания, городская сегодняшняя жизнь, а на этом кусочке земли тысячелетняя история.

В Греции все рядом. И прошлое, и настоящее – все переплелось. Многие упрекают греков, что те плохо чтут святыни, что далеко не за каждый многовековой камень они переживают. Я вам так скажу: ”Если они будут вести себя так, как мы от них требуем, то им летать придется и жить в воздухе”.

Впереди последнее место нашего паломничества. То, что оно последнее, я уже и рада. Много поступило информации, частиц мощей многих святых мы коснулись, эмоции меня захлестнули – я несколько подустала. Гид продолжает вести экскурсию: ”В период малоазиатской катастрофы сотни тысяч греков Понта вынужденно покинули территорию Турции, спасаясь от гонения и истребления со стороны младотурок. Греко-турецкий обмен населением - самый крупный в истории принудительный обмен”. Умом понимаю, что трагедия для народа, но до сердца не дошло. Устала я. Сижу, смотрю на живописные холмы, на реку.

Еще я боюсь. Боюсь этой дороги.

Следуем в деревню Кастанья (Каштанья). Дорога вся обрывистая, всего-то в 20-ти километрах от Верии, но едем 45-50 минут! Мы поднимаемся на высоту 1320 м над уровнем моря – елки-палки! Если бы я знала заранее – не поехала бы… Мне страшно. Уши, господа, закладывает!

К полету в самолете я себя подготовила, а к этому подъему в автобусе – нет. Сама себе противна, что боюсь смерти. “Как мало во мне веры. Как мало во мне веры. ”- повторяю во все время подъема. Переход от жизни к смерти – это путь в царствие небесное, а мне сейчас до этого царствия дела нет совсем.

Храм Панагии Сумела

Наконец автобус наш взял эту высоту – 1320 м. Первым делом нас ведут в таверну — заказываем обед. Еда готовится, мы идем в храм Панагии Сумела.

Матушка продолжает говорить о трагедии переселения понтийцев. И тут она сообщает, что наш водитель, что затащил наш автобус на эту высоту – понтиец! Вот тут-то во мне проснулось понимание к страданиям целого народа, в знак благодарности только одному человеку — профессионалу своего дела, взявшего ответственность за несколько десятков жизней.

Я обострила свое внимание к этой святыне. С уважением я подошла поклониться знаменитому образу Богородицы Сумельской. Между Грецией и Турцией oбмен производился по религиозному (а не этническому) признаку. Ощущаю кожей теперь, что по самому живому рубили.

Во все время паломничества, водитель и его помощник посещали с нами все храмы и поклонялись всем мощам святых. Оба подошли тут к пожилой женщине, что сидела у торговых палаток. Мне так понравилось ее лицо, что я во время видеосъемки краем ее запечатлела. Кто она? Родственница или уважаемая соотечественница…

Вот и время обеда настало. Хочу дать совет. Если едете на экскурсию, то не заказывайте дорогих и изысканных блюд. В местах, где бываете проездом ни к чему это делать. Я выбрала баклажан с овощами. Недорогое блюдо — 6 €.

Кушанье было вкусным, но когда я расплачивалась с официантом, то в результате неких его манипуляций, с 10 €, я держала в руках 80 центов. Сначала сдачи не было у него, потом ещё что-то, 1€ я ему сама дала – чаевые. Но почему я осталась с 80-ю центами…. До сих пор не понимаю. Смешно.

Я вкусно покушала. Отдохнула в таверне. Кругом зелень, чистый воздух – все радует глаз. Пора возвращаться. Спуск, считаю, сложнее подъема, но наш водитель его осуществил отлично. В автобусе матушка Неонила подарила нам всем по открытке – кому что досталось. Мне — с иконой Косьмы и Демиана. Такая малость, а память навсегда! И вот что совсем по моему телу разлило благодать, так это ее предложение спеть “многие лета” нашему водителю! Комок даже к горлу у меня подступил. Я очень была благодарна водителю, так велик был мой страх, но эта благодарность не знала выхода… Спасибо, матушка.

Она очень щедрый человек – затем мы спели ”многие лета” помощнику водителя, а в третий раз уже для себя любимых. Когда я вышла из автобуса, то досада на себя возникла. Почему я не отблагодарила денежкой водителя. В таверне 50% чаевых оставила, а такому человеку – ни цента… Позже себя успокаивала: “ Может быть, потому я о деньгах забыла, что труд этого человека благороднее тех денег… Выше!“ Досада все одно осталась.

Какой замечательный день я прожила. С какими прекрасными людьми путешествовала сегодня. Мне светло и радостно. Возможно потому, что ощущение невидимого присутствия святых отцов сохраняется там и по сей день, и благоухание мощей так глубоко трогает каждого паломника, которого Господь приводит туда.

Светлана Васильева.

Спасибо Светлане за такой искренний и эмоциональный рассказ! Несколько дополнений от меня: по этому перевалу через Кастанья когда-то можно было добраться до Кастории и других районов. Это было очень опасное место зимой, часто дорога была засыпана снегом. Я тоже впервые в Касторию ездила именно через этот перевал, просто головокружительное путешествие! А помню случай, когда в 1996 году в Греции на Рождество выпало много снега, и группа туристов, которые возвращались из Кастории через перевал, спускались с гор 12 часов! Греки не очень умеют ездить по снегу и гололеду, зимних шин у них нет. В случае снега или гололеда на колеса надевают специальные цепи.

Сейчас в Касторию и Гревена построено отличное шоссе, пробиты туннели в горах, и до Кастории мы доезжали за 2,5 часа. Несколько раз проезжали поворот на Панагию Сумела, но так ни разу и не заехали. После Светланиного рассказа точно запланирую побывать!

СВЯТЫЕ МЕСТА ГРЕЦИИ

Посетить все христианские святыни Греции за одну поездку невозможно. Их много и разбросаны они по всей стране, в том числе и по многочисленным островам.
Греция была и остаётся хранительницей православия. 98% верующих придерживаются православного вероисповедания.

Поклонение святым местам показывает, что у человека есть ещё в жизни нечто высокое, кроме заботы о хлебе насущном. Верующий человек или человек, попавший в тяжёлую жизненную ситуацию и не знающий, где ему искать выход, как правило, направляется к религиозной, мистической точке как паломник, при этом мало обращая внимание на неудобства.

Первый город, который встречает паломников, это северная столица Греции Фессалоники (по-русски – Салоники). Небесным покровителем города является святой великомученик Димитрий Солунский. В 4 веке Димитрий был сыном римского проконсула в Фессалониках. Его родители были тайными христианами, крестили своего сына в домовой церкви и воспитали в соответствии с христианскими устоями. После смерти отца Димитрий был назначен на его место императором Галерием. Получив назначение, Димитрий проявил себя как открытый христианин, проповедовал в городе и обратил в христианство многих его жителей. За это его и убили по приказу императора.

Что заставляло святых мучеников идти на смерть? Вера? Нет, глубоко личное убеждение, основанное на личном опыте!

В Фессалониках останавливался апостол Павел. Он даже написал два послания фессалоникийцам. «Умоляем также вас, братия, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы во всём. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом на зло; но всегда ищите добра и друг другу и всем. Всегда радуйтесь. Непрестанно молитесь. За всё благодарите…»

Среди святынь, которые посещают паломники в Салониках, есть Кафедральный собор, где хранятся святые мощи великого угодника Божия подвижника исихазма святителя Григория Паламы. А также монастырь святой преподобной Феодоры "послушливой" Солунской, где находятся её святые мощи и мощи святого преподобного Давида Столпника Солунского, который жил в шестом веке.

Посетили мы и почитаемую христианскую святыню источник Святой Параскевы. Святая Параскева-Пятница - христианская великомученица III века. Через ущелье перекинут мост, по которому можно пройти к скальной церкви Св. Параскевы. Сам источник с лечебной водой находится в глубине узкого прохода в горе.
Любопытно, что источники святой Параскевы в России открываются и сейчас. В Центральном районе Красноярска торжественно открыли сквер с источником святой Параскевы-Пятницы. Источник назван во имя Св. Параскевы-Пятницы и под Малышевой горой в Старой Ладоге.

Особенно мне запомнилось посещение небольшой церквушки в Кастории. Всего в Кастории находится более 70 церквей периода византийской эпохи. Кроме Церкви Мавриотисы известны: Церковь Святых Бессребреников (XI век), Церковь Святого Афанасия Музаки (XIII век), Митрополичий собор Архангела (XIV век).
Нам посчастливилось попасть на богослужение, которое заказало одно присутствовавшее семейство. Мне понравилась простота и какая-то особая проникновенность службы, лишённая формализма, помпезности и ритуальной скованности. Чувствовалась настоящая, подлинная, от сердца идущая вера.

Убранство греческих православных храмов, по сравнению с нашими, более чем скромное. Церковная лавка (если она есть), находится рядом, но не в самом помещении храма. Свечи в храме лежат безо всяких ценников. Каждый может взять и поставить сколько хочет. Есть только чаша для добровольного пожертвования.

Особенно мне понравились маленькие часовенки, которые можно повстречать повсюду. Стоят они и по обочинам дорог в память о погибших в ДТП.

Одно из самых посещаемых святых мест в Греции это Афон (в переводе с греческого означает «Святая Гора»). Это третий полуостров Халкидики. Для православных всего мира Афон одно из главных святых мест, почитаемых как земной Удел Богородицы.

Афонские монахи создали целое учение о молитве – «исихазм» (от греч. спокойствие, тишина, уединение). В основе философии исихазма лежит представление, будто человек, долгое время пребывающий в молитве и сердцем просящий Бога, может увидеть духовно божественные энергии. Эту точку зрения отстаивал Григорий Палама.

Во второе воскресенье Великого поста мы вспоминаем Григория Паламу, архиепископа Фессалоникийского, жившего в 14 веке. «Свои проникновенные умозаключения он делал не на основе книжной учёности, а на основе реального духовного опыта своего собственного, и многих других монахов-отшельников на горе Афон. Которые через пост, через уединение, через молитву препобеждали в себе страсти и пороки, и открывали путь богопознания», – сказал в недавней проповеди Патриарх Кирилл.

Действительно ли в результате молитвы афонские монахи видели «божественный свет»?
Где человек ближе к божественным энергиям – в «святых местах» или в любом месте? всё зависит от места или от сердца?!

Полагаю, всё зависит от настроя и веры самого человека; не от места, в которое он совершает паломничество, а от состояния его сердца!

Человек существо программируемое. Веру можно воспринимать как программирование сознания. Во что человек верит, то он и творит.

Монастыри в Метеорах впечатлили меня своей сдержанностью и наполненностью. Кажется, православие и должно быть таким как в Греции – внутренне содержательным и внешне скромным.

Меня всегда мучил вопрос: нужно ли украшать место моления?
Ведь Господь человека слышит, а не видит, слышит все молитвы его неизречённые.
Храм – он в душе! А церковь – это сообщество единоверцев.
Так стоит ли украшать место, где человек общается с Богом, если главное – это состояние души в момент молитвы, когда чистота души соответствует частоте вибраций твоей молитвы, которая жаждет быть услышанной.
Ведь отшельники (пустынники) молятся и в лесу где придётся. Главное – жить в состоянии молитвы, всегда быть обращённым к Богу, всегда находиться в контакте с Ним!

«Человек это не от пяток до макушки, а от головы до Неба»!

Чем больше я путешествую по «святым местам», тем более у меня усиливается впечатление, что хотя здесь когда-то и была истина, сейчас это на 99 процентов хорошо налаженный бизнес.

Вообще, представления об особой святости и богоизбранности того или иного народа такая же выдумка, как и национальные государства выдумка честолюбивых политиков.

Кажется абсурдом, когда верующие люди враждуют между собой, забывая об исповедуемой ими любви. С выкриками «С нами Бог» христиане на войне идут убивать друг друга.

На Афоне есть русский монастырь – Пантелеймоновский – самый красивый!
Монастыри всегда были оплотом церкви. Они служили не только «постоялыми дворами» для странников. Монастыри были центрами интеллектуальной мысли. Туда ссылали и на вечное заточение. Там хранились и богатства церкви. Именно на базе монастырей возникла система банков.

Деньги всегда были составной частью власти. Наш экскурсовод рассказала о недавнем скандале в Греции, разразившемся в связи с будто бы финансовыми махинациями афонских иерархов.
Деньги – «ахиллесова пята» любой церкви.

Недавно в Сестрорецке я посетил храм Петра и Павла. К стене был прикреплён терминал, напоминающий один из тех, через которые люди осуществляют коммунальные платежи. Я вставил купюру, автомат проглотил её и выдал мне «квитанцию» о том, что я внёс пожертвование в определенной сумме, при этом на экране появилась надпись «Доброхотно дающего любит Бог».

Актуальными для русской православной церкви остаются три главных вопроса:
1\ Будет ли удалена торговля из храма?
2\ Будет ли вестись служба на современном русском языке?
3\ Будет ли отменена плата за церковные услуги, например, за крещение?

В Троице-Сергиевой Лавре я видел, что самые обычные свечи лежат бесплатно, и каждый может осуществлять пожертвование добровольно, а не через покупку свечей.
Наша церковь не так бедна, чтобы видеть источник дохода в торговле свечами.
Человек может пожертвовать больше, чем стоит свеча.
Вспомним, чьё пожертвование дороже: того, кто отдал мало из последнего, или кто отдал много от избытка?

Я крещён в православной церкви в младенчестве, и не могу от этого отказаться как от факта своей биографии. Но я против навязывания каких-либо убеждений, тем более религиозных.
Вера – это глубоко личный путь человека, его личный опыт, только личный.
Вера – от Бога, религия – от человека!

Нельзя не радоваться, глядя, как церковь, часто вместе с государством, занимается восстановлением православных храмов (это при том, что по Конституции церковь у нас отделена от государства).
Но разве храм это прежде всего здание?
Разве люди требуют меньше заботы, нежели камни?
Не получится ли опять, что монастыри будут богаты, а люди бедны?
Ведь главное наше богатство – люди!

Мне кажется, более правильно было бы восстанавливать православные храмы и монастыри не за государственный счёт, а на средства народных пожертвований! В этом бы и проявилось сплочение народное вокруг церкви, ибо церковь есть сообщество единоверцев!

Успех церкви, на мой взгляд, следует измерять не количеством возрождённых монастырей и построенных церквей, а улучшением нравственного состояния общества.

Задача церкви помогать человеку в трудностях нашей жизни выбирать добро и творить любовь, черпая силы в вере в заповеди Иисуса Христа.

Для меня критерием оценки деятельности любого человека и церкви является лишь одно: помогает это творить любовь и добро или разжигает нетерпимость и злобу.

По моему мнению, церковь должна сохранять дистанцию, быть нравственным и духовным авторитетом, и не сближаться с государством, что неминуемо ведёт (как показывает история) к подчинению церкви государству.

Если церковь будет заниматься своим непосредственным делом – наставлять людей пути к Богу! – этого более чем достаточно, поскольку никто другой этим не занимается.

А то ведь кто-то увидел связь между неудачей нашей олимпийской сборной в Ванкувере и благословением её перед поездкой Патриархом Кириллом.

Многие упрекают церковь, что она всё более становится похожей на государственно-общественный институт. Многих отталкивает излишняя позолота и внешняя пышность богослужений.

Каждую субботу я смотрю по телевизору «Слово пастыря». В то время как кто-то обсуждает очередные новые роскошные одеяния Патриарха, я лично внимательно вслушиваюсь в его проповедь.

Я согласен с Патриархом, когда он говорит: «Каким должно быть отношение церкви к внешнему миру, в том числе и к власти? Церковь призвана хранить Божью правду и её провозглашать. Не её дело делить светскую власть, участвовать в политической борьбе. Не её дело направлять гнев народных масс в ту или иную сторону. Дело церкви провозглашать Божью правду».

Святые места это прежде всего святые люди в этих местах!
Святого всегда отличало: 1\ аскетическая скромность и простота 2\ молчание 3\ любовь несмотря ни на что.

Почему Серафим Саровский был признан святым?
Потому что прожил свою жизнь в уединении и аскезе, никому не делал зла, и любил всех: и диких зверей, и напавших на него грабителей. Потому и обладал теплом благодати, которая не позволяла ему замерзнуть, и которой он щедро делился, в том числе и с посетившим его Н.А.Мотовиловым.

Некоторые в это не верят. Шри Ауробиндо тоже был атеистом. Когда у него заболел брат, и все средства медицины оказались бессильны, обратились к бродячему индийскому «святому». Тот набрал из лужи грязной воды и дал её выпить умирающему брату. После этого брат выздоровел. Ну а Шри Ауробиндо стал верующим.

Мне кажется, главная проблема нашей жизни это отсутствие веры.
Такое впечатление, что у современных людей вообще нет веры в идеал.
Вряд ли кто из сегодняшних молодых прагматиков имеет своим идеалом уподобление Христу.

Власть не заинтересована иметь в обществе людей – независимых духовных авторитетов.

Духовный авторитет это недремлющая совесть!
Духовный авторитет вслух говорит о том, о чём другие про себя лишь думают!
Духовный авторитет не тот, кто говорит, как жить, а тот, кто живёт, как говорит!
Духовный авторитет не тот, на чьи слова ориентируются, но на чьи дела!

Недавно я совершил паломничество по Святой Земле. Народ не может не замечать, на каких лимузинах ездят иерархи, какие носят часы и мобильные телефоны

Однако, несмотря на все недостатки, надо признать, что никакой другой силы, помогающей людям творить любовь и добро, кроме церкви, в современной России нет!

А не кажется ли тебе, что вера в Бога это самообман?
- Даже если вера есть результат самовнушения, то те добрые дела, которые творятся верой в любовь, стоят того, чтобы жить таким самообманом. Ведь, по большому счету, у нас нет ничего, кроме веры. Все зиждется на вере, а разворачивается вокруг любви. Вера сильнее знания, потому что открыта для любой новой информации, тогда как знание не приемлет не только веры, но и тех сведений, которые не согласуются с уже имеющимися фактами. Когда человек знает, он всегда сомневается, и потому не приложит таких сил, какие открываются в нем, когда он верит. Например, если человек не будет верить, что выздоровеет, он никогда не поправится. Знание расслабляет, допуская сомнения, тогда как вера мобилизует. Знание приносит печаль, вера утешает душу. Неверующему нужны аргументы, основанные на здравом смысле, тогда как верующий познает сердцем. По большому счету, верит лишь тот, кто знает. Потому что верить - все равно что Знать! Однако нельзя требовать от людей веры. Человек требует доказательств и жаждет отрицания, а потому нужно дать ему возможность убедиться в истинности Божьего Закона прежде всего на собственном опыте. И дело вовсе не в ответственности перед Богом за свое поведение и не в посмертном воздаянии за добрые дела. Человек хочет вознаграждения в этой жизни. Именно вера в то, что творя добро для других, ты тем самым делаешь благо своей собственной душе, - это и есть земное воздаяние за любовь. Для большинства же людей то, что они называют верой, есть всего лишь надежда. Вера - это убежденность, надежда - лишь предположение. Надежда ориентирует на помощь извне, тогда как вера мобилизует человека изнутри. Многие знают, что в мире все взаимосвязано, но Тайна мира заключена в том, как, каким образом все связано между собой. Вера есть единственный способ приобщения к Тайне, своего рода ключ, но не для расшифровки, а скорее к запуску механизма, цель и принцип действия которого нам неизвестен. В этом и состоит ЗАКОН ВЕРЫ, когда если не поверишь, то ничего не увидишь, не услышишь и не поймешь. Вера не есть бегство от реальности, а, скорее, способ вернуться к ней, увидев мир под другим углом зрения и осознав, что все взаимосвязано и случайностей не существует». (из моего романа «Чужой странный непонятный необыкновенный чужак» на сайте Новая Русская Литература http://www.newruslit.nm.ru

Мой видеоролик «СВЯТЫНИ ГРЕЦИИ» можно посмотреть здесь:
http://www.liveinternet.ru/users/1287574/post122687619/play

ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!

P.S. Смотрите и читайте мои заметки с видеороликами о путешествии по Греции: «Мистерии древней Греции», «Древние Афины сегодня», «Сократ мне друг», «Легенда о 300 спартанцах», «Акрополь и Парфенон – чудо веры», «Из Греции с любовью», «У оракула в Дельфах», «Чудо света – Метеоры», «Святая гора Афон», «Апостол в Салониках», «Лечебный театр Эпидавр» и другие.

© Николай Кофырин – Новая Русская Литература – http://www.nikolaykofyrin.ru

Святая гора Афон, расположена на полуострове Халкидики - это одно из самых почитаемых православными всего мира святых мест и единственная в мире монашеская республика. На Афоне в каждом монастыре, в каждом скиту хранится множество чудотворных икон и мощей величайших православных святых, но посетить это место могут лишь мужчины, по традиции женщины - не допускаются на Святую гору, чтобы не нарушать аскетической строгости ее мужских монастырей. на нашем сайте уже выходило немало публикаций.

2. Суроти

Монастырь Иоанна Богослова в Суроти называют «Женским Афоном». Здесь монахини живут по строжайшим правилам, приближенным к существующим на Святой Горе: подвизаются в безмолвии, уединении и непрестанной молитве. Большинство дней в году монастырь закрыт для посещений.

Однако всё равно сюда ежегодно приезжают тысячи паломников, чтобы посетить могилу основателя этой святой обители - преподобного старца Паисия Святогорца, который широко почитается не только в Греции, но во всём православном мире.

3. Салоники

В этом большом греческом городе - сразу несколько важных для православного паломника мест. Во-первых, это базилика великомученика Димитрия Солунского, который с первых лет крещения Руси особо почитался в нашей стране как покровитель воинства. Согласно житию, после казни язычниками тело воина Димитрия было брошено на съедение зверям, но те не тронули его, и останки были погребены христианами. Базилика, построенная на месте его погребения - одна из главных христианских святынь Греции.

Другое важное место в Солониках – Митрополичий собор, где хранится рака с мощами святителя Григория Паламы, одного из величайших Отцов Церкви.

4. Корфу

Столица острова Корфу, город Керкира, по преданию, находится под небесным покровительством святого Спиридона Тримифунтского, чьи мощи хранятся в главном храме города. Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения: по его слову пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы.

На севере острова Корфу, высоко на горе находится обитель Пантократор– «Вседержитель». Этот женский монастырь в день своего престольного праздника становится центром всего острова, ежегодно сюда приезжают тысячи паломников. В монастыре хранятся частицы мощей праведной Анны, великомученицы Евфимии, святителя Арсения Керкирского, апостолов Иасона и Сосипатра и священномученика Игнатия Богоносца.

5. Метеоры

«Парящие в воздухе» - так переводится с греческого Μετέωρα. Построенные в невероятных условиях, не имеющие подъездных дорог, монастырские постройки на отвесных скалах сохранились здесь с XIV века. Почти на 400 метров над долиной реки Пинеос и Фессалийской равниной возвышаются монастырские храмы, как символ воспарения монашеской жизни над мирскими страстями. Сегодня действующими являются только четыре из монастырей Метеор - Святого Стефана, Святой Троицы, Святого Варлаама и Преображения Господня.

6. Спарта

Этот город ассоциируется у нас в основном с античной историей, но и в истории христианства он также сыграл свою роль. Сюда, в Голский монастырь в годы набегов османов стекались беженцы-христиане, ища укрытия в горах, поэтому места эти исполнены особенной любовью к сохранению традиций веры.

В монастыре также хранится одна из наиболее известных православных святынь Греции - икона Божией Матери «Живоносный источник». Появление этого образа связано с чудесным исцелением воина-слепца, произошедшим в середине V века у источника близ Константинополя.

7. Крит

Крит - самый большой греческий остров, пятый по величине остров в Средиземном море. Христианство пришло сюда еще в первом веке, трудами ученика апостола Павла по имени Тит. Он основал на Крите девять епархий и умер в глубокой старости. После опустошения острова сарацинами в IX веке от мощей апостола Тита осталась одна Честная глава- главная святыня Крита. Она была возвращена на остров из Венеции лишь 50 лет назад, и хранится в главном апостольском соборе. За свою историю этот собор и святыня много раз переходили от православных к католикам и мусульманам, страдали от пожаров и набегов, но многие святыни были бережно сохранены христианами и сейчас открыты для поклонения.

Важнейшая святыня острова – монастырь Панагия Палиани. Он известен на весь мир благодаря чудесному дереву и иконе Пресвятой Богородицы - Панагия Фанеромени. Молясь этому лику, со временем верующие стали замечать, что дерево, изображенное на иконе, начало прорастать и обретать корни, а образ - исчезать в его ветвях. Древнее дерево мирт, в ветвях которого лишь дети могут рассмотреть лик Пресвятой Богородицы, растёт при монастыре до сих пор.

8. Патры

Апостолу Андрею Первозванному посвящено бесчисленное количество храмов. Но самым значимым среди них, без сомнения, является беломраморный собор в греческом городе Патры. В этом городе Святой провёл последние годы жизни и совершал чудеса, которые привели в церковь множество людей. Здесь он принял мученическую смерть за Христа, претерпев распятие на особом кресте, который впоследствии стали называть по его имени, андреевским. Это - самый большой и один из самых почитаемых храмов Греции. Он был возведён на предполагаемом месте распятия апостола, и хранит великие святыни христианского мира: Честную главу Святого Андрея и остатки креста, на котором тот был распят. Поблизости от храма со дня распятия апостола бьет святой источник.

9. Афины

Мало кто знает, но история одного из самых известных символов Греции - афинского Парфенона - тесно связана с Православием. Большую часть своей истории он использовался не для языческих обрядов, каким мы его привыкли воспринимать по учебникам истории, а был христианским храмом. В V веке Парфенон стал православным храмом Святой Премудрости, а позже был переименован в честь Божией Матери. Парфенон хранил множество сокровищ Церкви: здесь покоились мощи преп. Макария Великого и Евангелие, переписанное лично святой царицей Еленой. В 13 веке Афины перешли под власть католиков и Парфенон превратили храм Нотр Дам д’Атэн. Как напоминание о богослужебной жизни в Парфеноне сейчас на верхней части одной из внутренних стен еще можно увидеть фрагмент фрески Благовещения.

10. Родос

Монастырь Филеримос примечателен не только историей, но и потрясающими панорамными видами на остров. Для того чтобы попасть в монастырь, паломник должен пройти в гору по дороге, носящей название «Путь на Голгофу» и равной длине пути Иисуса Христа до места распятия.

В монастырь Богоматери Цамбики ежегодно съезжаются тысячи женщин со всех уголков мира в надежде познать радость материнства. Икона Пресвятой Богородицы, хранящаяся здесь, известна тем, что веками покровительствует всем семьям, притекающим к ней, и по молитвам перед ней женщины избавляются от бесплодия.

11. Патмос

Для верующих этот небольшой остров-целая духовная вселенная, ведь именно здесь, в пещере Апокалипсис, святому апостолу Иоанну Богослову явилось Откровение Божие. Местные называют остров младшим братом монашеской республики Афон: на маленькой площади острова расположились более 50 церквей и монастырей. Паломничество на Патмос стало целой индустрией, ежегодно принимая миллионы христиан со всей планеты. Но далеко не каждый гид расскажет о том, что именно та пещера, где Апостол Любви диктовал своё Откровение ученику Прохору, находится не в большом монастыре Иоанна Богослова, а на склоне холма на полпути от деревни Хора к порту Скала, в крохотной обители в честь Откровения.

12. Тинос

Тиносская икона Богородицы чудесным образом явилась в трудное время, когда в Греции продолжалась кровопролитная борьба за освобождение от осман в XIX в. Греки особо почитают этот образ, называя его Мегало́хари - Великое Радование. Икону обрели из-под земли, по видению, данному самой Богородицей скромной монахине Пелагии: образ пролежал под гнётом около 800 лет, но сохранил свой вид и краски.

Этот образ особо почитают сами греки: из рода в род передают они свидетельства о заступничестве Матери Божией, а по молитвам перед этой иконой произошли тысячи чудес. По принятому здесь обычаю, на поклонение к этому чудотворному образу поднимаются коленопреклоненно. Для этого от самого порта до храма выложена узкая ковровая дорожка, по которой ежедневно тянется вереница паломников.

Фото Павло Онойко

Приветствуем вас, дорогие гости блога! Греция – вторая страна, посещаемая паломниками после Израиля. И этому есть объяснение. Именно сюда приплыли апостолы, чтобы поведать миру истину, полученную от Иисуса Христа. Первые христианские мученики также греки.

Христианство и христианские святыни в Греции всегда бережно оберегались. Даже во время Османского гнета, люди продолжали хранить веру в Христа. Церковь и государство здесь неразрывно связаны. Религиозные праздники отмечаются на уровне государства.

Паломнический отдых в ежегодно привлекает множество туристов и глубоко верующих людей.

Люди, приезжающие в Грецию для посещения святых мест, руководствуются различными целями. Кто-то ищет способ разрешения жизненных проблем. Другие хотят сказать спасибо за помощь. Третья категория людей ищет смысл жизни.

Каждое посещение подобных мест является для них следующей дверью к пониманию устройства земной жизни.

Салоники

Стандартное паломническое путешествие начинается из города Салоники. Именно в Салоники впервые прибыл Апостол Петр рассказать людям о вере. Также здесь родились Кирилл и Мефодий – основоположники славянской азбуки и известные проповедники.

Первым мучеником за христову веру стал градоначальник города Димитрий Солунский. Местные жители почитают святого и считают его покровителем города. На месте, где Димитрия замучили, стоит храм его имени. К сожалению, в первозданном виде храм не сохранился.

То, что мы видим, это результат реставрации и местами нового строительства. Не сохранились старинные фрески и роспись.

Мощи Димитрия мироточили до 15 века. Сохранилось достаточное количество историй о чудесных исцелениях после поклонения святым мощам.

Своим внутренним устройством греческие церкви отличаются от российских. Например, во время службы в них сидят, вставая только в самые значимые моменты проповеди. Женщины не покрывают голову платком.

В пригороде Салоников в местечке Суроти ведут тихую жизнь монахини женского монастыря, основанного в прошлом веке старцем Паисием Святогорцем. Еще при жизни к старцу обращались люди для исцеления, причем даже мусульмане.

Никому не было отказа в помощи. Сейчас монахини с удовольствием рассказывают паломникам истории из жизни старца, а также показывают его рукописные труды, пронизанные божественной мудростью.

Гора Афон

Это место представляет собой скопление мужских монастырей на одном полуострове. Первые монахи здесь появились в 4 веке. После нашествия турок, христианские монахи ушли из захваченных местностей и обосновались на Афоне. К тому времени здесь было уже 40 монастырей. В настоящее время осталось 20.

Со времен первого монаха на Афоне ничего не поменялось. Эта местность кроме религиозной ценности является еще памятником Византийской эпохи.

Лучшее время для посещения Афона весна и середина осени. Правда весной на вершине горы может еще лежать снег, и она будет недоступна для посещения. Основная часть паломников приезжает летом.

Летом температура поднимается до + 40 градусов и это не всегда способствует комфортному ознакомлению со святынями и бытом монахов.

На Афонскую землю запрещено ступать женщинам. Это правило было едино для всех древних византийских церквей. В некоторых его до сих соблюдают, в том числе на Афоне. Интересно, что при вступлении в Евросоюз, сохранение этого правила было главным требованием Греции.

До сих пор периодически кто-нибудь из Евросоюза пытается поднять тему равноправия при посещении Афона, но безрезультатно. Юридически земля находится в частной собственности у находящихся здесь монастырей.

Максимум на что могут рассчитывать женщины — подплыть на полкилометра к берегу Афона и послушать рассказ экскурсовода. Даже с катера видно какое это красивое и светлое место.

Для посещения Афона мужчинам нужно специальное разрешение. Выдает его бюро Святой горы Афон. Оно находится в Салониках. Количество человек для ежедневного посещения строго лимитировано. Во время пикового числа паломников в летний период желательно заказывать пропуск заранее.

На Афоне необходимо придерживаться дресс-кода. Одеваться в брюки, входить в здания в одежде с длинным рукавом. Запрещается купаться в море и делать фото или видеосъемку. Таможня проверит вас на наличие камеры до поездки и после. Если что-то найдут, то имеют право конфисковать.

Посещение Афона для христианина по важности соответствует посещению Мекки мусульманином. Считается, что каждый должен хоть раз в жизни сюда приехать.

Остров Корфу

У паломников остров знаменит Собором Святого Спиридона. В нем хранятся мощи Спиридона.

По преданию этот Святой при жизни и после много раз творил чудеса, которые люди помнят и пересказывают друг другу. Местные жители, считают его хранителем острова.

Раз в год раку открывают и можно наблюдать воочию чудо – подошвы тапочек Святого оказываются стертым и иногда бывают мокрыми. Это дает веру жителям, что Спиридон продолжает обходить остров и хранить его покой.

Остров Андрос

На острове несколько храмов, каждый имеет интересную историю.

Один из них знаменит чудесами исцеления далеко за пределами Греции – Церковь Святого Пантелеимона.

История эта началась в 1 веке, когда два монаха несколько ночей подряд видели свечение на горе. В одну из ночей они поднялись на нее. В пещере находилась икона Богородицы, которую монахи захватили с собой.

Но на утро икона пропала, а следующей ночью свечение на горе повторилось. Икона вновь оказалась в пещере. Стало ясно, что свет дает икона. С тех пор местные жители поднимались на гору и молились ей.

Молился Богородице и константинопольский военачальник перед битвой с арабами за остров Крит. Приехав с победой, он поручил воздвигнуть на этом месте церковь.

Сейчас кроме иконы в храме хранятся мощи Святого Пантелеимона. Люди приезжают к мощам с верой в их чудодейственную силу.

А вы когда-нибудь ездили в такие поездки?

Для онлайн бронирования авиа- и железнодорожных билетов, а также гостиниц и туров, вы можете воспользоваться сайтом «Ozon.Travel» .

Здесь же вы получите информацию об оплате заказа и доставке билетов, тарифах, наличии мест.

Паломнические туры Греции предлагают широкое разнообразие экскурсионных программ. В зависимости от личных целей, паломники могут выбрать поездку, соответствующую их потребностям. До скорой встречи!