24.04.2024

Софисты как первые учителя мудрости. Философия софистов. Общая характеристика «младших» софистов


Софисты - учителя мудрости (философская школа в Древней Греции, 5-6 вв. до н.э.) - выступали как теоретики и философы-педагоги, обучающие граж-дан философии, ораторскому искусству и другим зна-ниям. Свою правоту в диспутах они доказывали с помощью "софизмов" - логических приемов, уловок. Разделялись по группам - были старшие софисты и младшие. Софистов отличало:

    критическое отношение к окружающей действи-
    тельности; стремление к логике и практике в процессе по-
    знания; неприятие опыта прошлых цивилизаций; отрицание старых норм, законов и привычек, не
    доказанных современным знанием, субъективизм в оценках и суждениях.
Главной заслугой софистов является их критика окружающей действительности, а также просвети-тельский характер их деятельности среди граждан греческих полисов. Первыми, кто обратился к проблеме человека, бы-ли софисты. Их мнение, что человек только в себе самом может найти истину, четко сформулировал софист Протагор: "Человек есть мера всех вещей существующих, что они существуют, не существую-щих, что они не существуют". Для одного и того же человека никогда одно и то же не бывает истинным раз и навсегда, ибо человек изменчив. В философии софистов человек становится единственным бытием в отличие от предыдущих времен, когда бытие иска-лось вне человека. На первый план выходит пробле-ма отношения человека к миру, их постоянное соот-несение. В этом софисты, в том числе и Протагор не избежали крайностей релятивизма (условность и от-носительность человеческого познания). Сократ (469-399 гг. до н.э.) - ученик софистов, не признавал в рассуждениях его учителей засилье от-носительного, забвение абсолютного, неумение и даже нежелание его поисков. Он превосходит софис-тов в понимании общего. д_^- , | - __ " " "~~ ------- -^„~ I 1 А ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА | Платон - самый выдающийся мыслитель

I времен античности (427-347 гг. до н.э.), состоялся как, философ под влиянием идей Сократа и Аристотеля. | Он основал в 387 г. собственную философско-религиозную школу, которая просуществовала более 1000 лет. Выпускники Академии Платона существен-но повлияли на развитие идей платонизма и неопла-тонизма и признания их ведущими направлениями европейской философии.

Наибольшее влияние на философские взгляды оказали его теория идей и философия государства. Платон является основоположником идеалистическо-го направления в философии. Он первый, кто оста-вил после себя ряд произведений. Наиболее значи-мые из них: "Апология" (защита Сократа), "Критон" (об уважении к законам), Ч1ахеГ" (о мужестве), "Хар-мид (о благоразумии), "Эвтифрон" (о благочестии) v H0 ,tl "° Р ИТ 0 РИке), "Государство" (о справедливо-сти), Кратил 1 (о языке). Большинство произведений Платона написано в форме диалога. Платон является автором философского учения о триаде - все существующее состоит из трех субстан-ции: "единого, "ума", и "души". Философия Платона включает в себя все основ-ные направления фил. знания того времени. Главным является то, что он впервые ставит вопрос о соотно-шении бытия и мышления, материально-чувственного и идеально-существенного, отдавая приоритет идеям и заложив тем самым основу идеалистической линии в философии. Основные положения учения Платона: все мате-риальное изменчиво и со временем прекращает свое существование, окружающий мир временен и измен-чив и в действительности как самостоятельная суб-станция не существует, реально существующими яв-ляются лишь чистые идеи, они вечны и постоянны, все вещественное является лишь материальным от-ражением первоначальной идеи. Совокупность идей представляет особый мир, су-ществующий независимо от человека и называемый I бытием. * А 2 ФИЛОСОФИЯ АРИСТОТЕЛЯ I Аристотель (384-322 гг. до н.э.) древнегрече- | ский фил. классического периода, основатель науч- 1 ной фил., в которой отдельные науки получили осве-щение с точки зрения философии. Наиболее извест-ные произведения: "Органон", "Физика", "Метафизи-ка", " О душе, "История животных", "Политика" и др. В 335-332 гг. он основал собственную философскую школу - Ликей. Оказал очень сильное влияние на развитие человеческой мысли благодаря созданной им философской системе классификации научных дисциплин, выделив для каждой из них специальные области исследовании. Также он разделил эти науки на: теоретические (математика, физика, психология), практические (этика) и творческие (техника, эстетика). Основу этой системы составляют логика (аналити-ка) и метафизика. Логика - учение об основных логи-ческих законах, понятии, суждении, умозаключении, доказательстве и его методах. Аристотель впервые изложил логику систематично, в виде самостоятельной дисциплины. Логику обычно понимают как науку о законах мышления. Аристотель сумел выделить эти законы в четкой и ясной поста-новке: 1) закон исключенного противоречия; 2) закон исключения третьего; 3) закон тождества. В логике он дал понятие дедуктивного метода - от частного к об-щему, обосновал систему силлогизмов - вывода из двух и более посылок заключения. Учение о категориях (сущность, отношение, время, качество, количество) стоит на границе между логи-кой и метафизикой. В нем философ различает веще-ство (материю) и форму (силу, мышление), которые вначале существовали как не связанные друг с дру-гом возможности в единстве же они являются дейст-вительностью. Высшая действительность, мысль мысли, чистая форма - это Бог. Он является целевой причиной всякой деятельности. Один Бог состоит из формы без материи. Это форма всех форм. Аристотель выступил с критикой философии Пла-тона по проблеме бытия, он считал, что его учитель оторвал "мир идей" от реального мира и рассматри-вал "чистые идеи" вне всякой связи с окружающей действительностью.

- г

А О ОСНОВНЫЕ ИДЕИ ФИЛОСОФИИ
10 ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ С 15 века начинается эпоха Возрождения в Запад-ной Европе. На фоне распада феодальных отноше-нии создается блестящая культура, развиваются бо-гатейшие города-республики Италии, следуют откры-тия в науке и географии, печатаются новые книги, возникают совершенно новые научные дисциплины: география, картография, анатомия и физиология. Огромные успехи достигнуты в астрономии. Повыша-ется уровень образованности и демократии в Европе. Возникают первые парламенты. Но одним из главных факторов расцвета культуры и науки в эпоху Возрождения является победа над диктатурой церкви, идет переосмысление христиан-ских традиции, начинаются протесты против извра-щения учения Христа, роскоши папства. Таковыми были предпосылки возникновения философии и куль-туры эпохи Возрождения. Возрождени - это рождение интереса к античной философии и культуре, именно в ней люди начинают -видеть-образец современности, В обществе начина-ется стремление не к религиозному, а к светскому знанию. Великолепные работы мастеров эпохи Воз-рождения (Петрарка, Боккаччо, Гуттен, Леонардо да Винчи, Микеланджело Буонарроти) воспевают идеи гуманизма и неприемлемость старой средневековой идеологии. Гуманизм эпохи Возрождения выступал как светское свободомыслие, противостоящее сред-невековой схоластике и духовному господству церк-ви. Гуманизм - есть воззрение, основывающееся на ценности человека как личности, его праве на свобо-ду, счастье, благополучие. Гуманизм имел длитель-ную предысторию в античности и средневековье, но как широкое общественное движение, имеющее важ-нейшее политическое, социальное и нравственное значение, он складывается впервые именно в эпоху Возрождения. Спор шел о новом мировоззренческом, нравственном и политическом идеале. Критике и ос-мыслению подвергалась схоластика. В стремлении достигнуть справедливого общественно-государст-венного устройства в Италии вводилось парламент-ское правление.

Сократ не оставил в наследие философских про- изведений , но вошел в историю как непревзойденный полемист , оратор , философ и мудрец . Значителен его вклад в просветительскую деятельность : ведя свои диспуты среди простого народа , он затрагивали и пытался дать ответы на злободневные темы того времен , не потерявшие актуальности и по сей день : добро и зло , любовь , счастье , честь , и т . д .

Сократ выработал и применял метод майевтики ", благодаря которому с помощью логических приемов и наводящих вопросов он подводил собеседника к са- мостоятельному нахождению истины . Метод широко применяется в современном образовании . Его философия основана на нравственности . Нравственное можно познать и усвоить , а отсюда - и жить в соответствии с этими знаниями . Он пытается внушить людям понятия об истинно нравственном . Сократ разрабатывает диалектику , которая поможет приобрести людям знания . Диалектика состоит из иронии (спор , диалог ) и майевтики (рождение мысли ). Сократ совершил коренной переворот в филосо-фии , поняв , что натурфилософия во многом безраз- лична человеку , он по - другому подходит к решению вопроса о природе и содержании человека . Вместо физики он на первое место выводит этику . Именно философия человека должна стать ключом к фило-софии природы , а не наоборот . В этой связи Сократ придает первостепенное значение тому , что человек есть существо познающее и разумное . Человека от других живых существ отличает нали- чие души . Душа - это способность человека осозна-вать , проявлять мыслительную активность , быть со- вестливым и моральным . Тело человека не довлеет над душой , наоборот , оно является инструментом души . Сократ занимался телесными упражнениями , а еще больше душевными . Без последних нельзя вос- питать в себе добродетели , среди которых главные - мудрость , справедливость , умеренность . Развивая свои добродетели , человек достигает гармонии души , даже физическое насилие не может ее разрушить . Это означает , что человек становится свободным , и именно в этом состоит его счастье . Философская школа стоиков стала ответом на распространение идей киников . Стоя - широко рас- пространенное в древней Греции философское тече- ние , основано за 300 лёт до Р . Х . Зеноном из Китона . Он собирал своих учеников в одном из портиков в Афинах . Стоя - назв . портика (отсюда - «стоики» ). Основная идея стоиков идентична идее фил . шко-лы киников - это освобождение от влияний внешнего мира . Но для достижения своей цели они избрали не путь отрицания ценностей традиционной культуры , а пошли дорогой постоянного усовершенствования , мудрости , восприятия и приумножения лучших дос-тижений культуры . Идеалом стоиков становится про- свещенный человек - мудрец , который , познав исти- ну , освободился от влияния внешнего мира и ушел от мирской суеты . Стоическая философия развивалась поэтапно : Ранняя стоя (3-2 вв . до н . э .) - Зенон , Клеанф и др . Средняя (2-1 вв . до н . э .) - Панеттий , Посидонии . Поздняя (1 в . до н . э .- З в . н . э .) - Сенека , М . Аврелий . Характерными чертами стоической философии яв- ляются следующие : признание добродетели высшим благом , а порока - единственным злом , неучастие в жизни государства , признание законов государства лишь при условии их добродетели , аскетизм , стрем- ление к счастью , призыв к жизни в согласии с приро- дой и Мировым Космическим Разумом , осуждение человеческих пороков . Во времена империи учение Стой превратилось в своего рода религию для народа . Для стоиков , кото- рые соединили в своей фил . самые различные уче- ния , Бог и природа становятся сутью одного и того же , а человек - частью этой богоприроды . Наиболее известными представителями этого пе-риода являются философы Сенека и Марк Аврелий . Сенека (5 г . до н . э . - 65 г . н . э .) - крупный римский философ , влиятельный политик , проповедовал идеи фил . Стоики . Утверждал философию как практиче-ское руководство к управлению государством . Марк Аврелий (121-180 гг . н . э .) - крупнейший рим- ский философ , римский император , автор философ- ских произведений " К самому себе . Размышления ", " Наедине с собой ". Античная философия перестает быть враждебной христианству , происходит переосмысление ее поло- жений . Космоцентризм древнегреческой фил . вытес- нен идеями теоцентризма : все изменяемое сотворено Богом из " ничего " и стремится в конце концов к ни- чтожному . Природное и социальное бытие - это ре- зультат божественного предопределения . Человек признается персоной , личностью обладающей разу-мом , свободой воли и совестью . Носителем челове-ческой личности является душа , созданная Богом . В средневековой философии все интерпретиру- ется исходя из принципа абсолютной личности Бога . Человек понимается как единство веры , надежды и любви . Большинству философов этого времени при- суще догматическое мышление , а основным принци- пом их рассуждений становится формальная логика . Суммарный обзор , комментарии , цитирование - ос-новные методы их мышления . Во времена Средневековья возник ряд учений , ко- торые , подорвав авторитет религиозных идей , поло-жили начало философии Нового времени : Учение об истине веры и истине знания . Учение о свободе воли и ее детерминированности . Учение о соотношении вещей и понятии о них . Учение об опыте как мериле истинности понятий . Несмотря на сильное влияние церкви , период Средневековья нельзя считать периодом застоя фи- лософской мысли . Он стал связующим звеном между античной философией , философией эпохи Возрож-дения и нового времени . Философия средневековья развила ряд идеи античного периода . Основная за- слуга христианской философии - в развитии личност- ного начала . Главное ее достижение - это новый об-раз человека , превосходивший античные представ- ления о человеческой сущности . Впервые выдвинута идея оптимизм , идея победы добра над злом , вера в воскрешение . Представители философской мысли Средневеко- вья внесли вклад в развитие формальной логики , гносеологии , отделили знание от веры , способство-вали разделению идеализма на объективный и субъ- ективный , поставили задачу изучения природы . Платон утверждает , что чувственное восприятие дает только мнение . Действительное знание прихо- дит вместе с понятиями , и только в том случае , если эти понятия неизменны . Понятие должно иметь объ- ект , к которому оно относится . Этот объект не может быть идентичным объекту чувственного восприятия , он должен быть сверхчувственным - идеей . Таким образом , в наших понятиях совершается познание сверхчувственного мира . Понятия являются отраже- нием идей . Причастность духа к миру идей доказыва- ет бессмертие души . Душа имеет в себе самой идеи еще до того , как соединяется с телом . Самая главная идея - это идея блага . Платон понимает эту идею , как идею Бога , который сначала создает мировую душу , как нетелесную , везде проникающую движущую силу . Материя сама по себе не существует , она становится реальной только тогда , когда в ней присутствует идея . Этика Платона исходит из идей , которые руко- водят жизнью . Последняя , в свою очередь , осущест-вляет идею нравственности , т . е . добродетели (поря- док и гармонию ). Платон различает четыре основных добродетели : мудрость , мужество , благоразумие и гл . добродетель - справедливость , которая , в свою очередь , компен-сирует и сочетает в себе другие добродетели . В отличие от своих предшественников особую роль в философии Платон уделил проблеме государ- ства . Он определил его основную задачу - это само- сохранение государства ; посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной полити-ческой целью - воспитание идеального гражданина общества . В античной фил . было разработано учение об идеальном государстве , основанном на труде ра-бов . Платон считал , что наиболее удачным вариан- том госуд . явл . аристократическая республика , в ко- торой правят философы , охраняют воины , а матери-альные блага производят ремесленники , они одни имеют право на владение собственностью , т . к . им необходим стимул к труду . В утопически идеальном госуд . Платона утверждаются идеалы единомыслия , разделения труда , общественного воспитания детей , презрение к богатству и бедности как к порокам , ве- дущим к порче людей и социальным возмущениям . Эпикур (341-270 ггдо н . э .) - древнегреческий фи- лософ - материалист , глава философской школы , ос- нованной им в 306 г . до Р . Х . Стремился дать практи- ческое руководство для жизни (этику ), этому служила физика и логика . Его фил . состоит из трех разделов : учение о природе и космосе (физика ), учение о по- знании (каноника ), учение о человеке и его поведении (эстетика ). Учение Эпикура о космосе по своей сути - демо-кратическое учение : бесконечно число и разнообра- зие развивающихся миров , представляющих собой результат столкновения и разъединения атомов , по- мимо которых не существует ничего , кроме пустого пространства . В пространстве между мирами живут бессмертные боги . Таким же образом возникают , жи- вут и исчезают живые существа , а также душа . Все- ленная вечна и бесконечна , как бесконечны и вечны атомы и пустота , из которых она состоит . Во Вселен-ной существует множество материальных миров . В учении о познании Эпикур говорит о том , что по- знание необходимо для освобождения человека от страха и суеверий , религии и боязни смерти . Это ос- вобождение необходимо для счастья и блаженства человека , сущность которых составляет удовольст- вие (имеется в виду не чувственное , а духовное удо- вольствие , хотя вообще всякого рода удовольствия сами по себе не являются греховными ). Однако ду-ховное удовольствие более устойчиво , т . к . не зависит от внешних помех . Счастье человека состоит в удо- вольствии , под ним понимается здоровье , отсутствие страданий . Эпикур утверждает окружающий мир по- знаваемым , и это познание возможно с помощью чувств . Ощущения возникают благодаря восприятию человеком окружающих предметов . В учении о поведении человека Эпикур утверждает человека свободным от влияния богов - человек яв- ляется результатом биологической эволюции , душа и тело его смертны , он должен стремиться к счастью в пределах земной жизни . Норма - жизнеограничение желаний , мудрость , безмятежность . Фактически он сводил существование троицы к ка-честву одной личности . Систематизировал схоластику Фома Аквинский (1225-1274) - видный философ , автор одного из гос- подствующих направлений философии католической Церкви - томизма . Его учение в 1878 г . было объяв- лено официальной идеологией католицизма , а со второй половины 19 в . оно становится основой не-отомизма , который является одним из мощных тече-ний в современной фил . мысли . В трудах : " Сумма теологии ", " Сумма философии ", " Сумма против язычников " он , опираясь на труды Аристотеля , рассматривает бытие как возможное и как действительное . Бытие - это существование еди-ничных вещей , что и есть субстанция . Аквинский , наряду с категориями возможность и действительность , вводит категории " материя " и " форма ". Материя - это возможность , а форма - дей- ствительность . Используя идеи Аристотеля о форме и материи , он подчиняет им учение о религии . Он утверждает , что материальное без формы не сущест- вует , а форма зависит от высшей формы - Бога . Бог же - существо духовное . Только для телесного мира необходимо соединение формы с материей . Но ма- терия пассивна , активность ей дает форма . Фома Аквинский утверждал , что " бытие Божие " должно быть доказано через доступные нашему по- знанию следствия . Он предложил свои пять доказа- тельств существования бога , которыми пользуется современная католическая церковь :
    Все , что движется , движимо кем - то и есть пер -
    водвигатель , коим является Бог . Все , что существует , имеет причину - следова-
    тельно
    , есть первопричина всего - Бог . Случайное зависит от необходимого - следова-
    тельно , первоначальной необходимостью является
    Бог . Все , что существует , имеет различные степени
    качества , следовательно , должно быть высшее каче-
    ство - Бог . Все в мире имеет цель , или смысл - значит су-
    ществует разумное начало , которое направляет все к
    цели - Бог .
Аристотель выделяет 10 категорий , которые отве- чают на вопрос : «Что такое бытие ? Это сущность (субстанция ), обладающая свойствами количества , качества , отношения , места , времени , положения состояния , действия , страдания ? » Человек воспринимает лишь свойства бытия , но не его сущность . Категории - это высшее отражение и обобщение окружающей действительности , без кото- рой немыслимо само бытие . Аристотель занимался проблемами материи . В его трудах материя - это потенция , заключенная в опре-деленную форму . Потенцией и формой обладает все сущее на земле , изменение одного из этих качеств приводит к изменению сущности самого предмета . Реальность - это последовательность перехода от материи к форме и от формы к материи . Потенция (материал ) - это пассивное начало , форма - активное . Носителем сознания у Аристотеля является душа . Она ведает также функциями организма . Философ дал материалистическую трактовку происхождения мира и человека : человек является одним из видов высокоорганизованных животных , отличается от них наличием мышления и разума , имеет склонность жить в коллективе . В своих политических взглядах Аристотель исхо- дит из понимания человека как общественного жи- вотного , в сферу жизни которого входят семья , обще-ство , государство . Он выделяет шесть типов государ- ства : монархия , тирания , аристократия , крайняя оли- гархия , крайняя демократия , полития . По Аристотелю государство реалистично . Государственный деятель не может ждать , пока наступят идеальные политиче-ские условия , а должен , исходя из возможностей , наилучшим образом управлять людьми , такими како- вы они есть , и прежде всего , заботиться о физиче- ском и моральном воспитании молодежи . Аристотель к лучшим государственным формам относит монар-хию , аристократию , умеренную демократию , к худ- шим - тиранию , олигархию . В то время как его современники видели роль фи-лософии в обосновании догм ислама , он считал , что многие явления в окружающем мире происходят по- мимо воли Бога . Причину возникновения Мира он видел в истёкании Мира из Божества , но не в воле Бога . Авиценна выступал противником теории " пер - воточка ", заменив ее идеей о движении , которое яв - лятся неотъемлемым свойством материи . Авиценна высмеял косность и догматизм исламских теологов , считая вечным Бога и окружающий мир , наделяя ду- шу особыми свойствами - идеальностью и вечно- стью . Философ много внимания уделил анализу таких важных гносеологических проблем , как непосредст-венное и опосредованное знание , истинность знания , роль интуиции в познании , роль логики в научном процессе . Философское и научное творчество Ави- ценны оказалось важным связующим звеном в куль-турной традиции человечества , он стимулировал дальнейшее развитие не только восточной , но и за- падной науки и культуры . Из арабских философов в средневековой Европе наибольшей известностью пользовался Ибн - Рущц (Аверроэс ) (1126-1198). Он жил и творил в Испании . Его учение основывалось на натуралистических концепциях Аристотеля , логику которого он ценил выше всего . Философия Аверроэса материалистична и возникла как синтез арабской фил . и переработан- ного учения Аристотеля . Основные ее положения заключаются в следующем : отвергалась идея сотворения Мира , Бог есть , но он не является первичным по отноше- нию к материи , он лишь придает форму материи ; отвергается идея , что Бог приводит все в движе-ние , движение - самостоятельное свойство материи ; отвергалась идея бессмертия души ; выдвинута идея о " двойственной истине " - фил . и религиозные истины раздельны : то что истинно в фи- лософии , может быть ложно в религии . Философия Аверроэса получила распространение в Европе в 8-9 вв . и изжила себя в 17 в . в связи с кри- зисом аристотелевской физики и космологии . Основу человеческих отношений , считали гумани- сты , составляет взаимоуважение и любовь . В эпоху Возрождения центром философских изы- сканий становится человек (антрос ) - наступает вре- мя антропоцентризма . Возникла новая система цен- ностей , где на первом месте человек и природа , а затем - религия и ее проблемы . Эстетическое , (что в переводе с греческого озна- чает относящееся к чувству ), доминирует в филосо-фии эпохи Возрождения . Мыслителей больше инте- ресует творчество и красота человеческой личности , а не религиозные догмы . Основания антропоцен- тризма Возрождения лежит в изменении экономиче- ских отношений . Разделение сельского хозяйства и ремесла , бурное развитие мануфактурного производ- ства , знаменовало переход от феодализма к раннему капитализму . В философии эпохи Возрождения выделяются на- правления : гуманистическое (14 -15 вв .) - решались проблемы человека , утверждались его величие и могущество , отрицались догматы церкви (Петрарка , Л . Валяй ); неоплатоническое (15-16 вв .) - с позиций идеализ-ма пытались познать явления природы , Космос , про- блемы человека , развивали учение Платона (Н . Кузанский , Марандола , Парацельс ); натурфилософское (16- нач . 17 вв .) - опираясь на научные и астрономические открытия , сделали по- пытку изменить представление об устройстве Все- ленной , Космосе и основ мироздания (Николай Ко- перник , Джордано Бруно , Г . Галилей ); реформационное (16-17 вв .) - попытка пересмотра церковной идеологии и взаимоотношении между людьми и церковью (Эразм Роттердамский , Жан Кальвин , Марти Лютер , Томас Мюнцер , Усенлиф ); политическое (15-16 вв .) - связано с проблемами управления государством (Николо Макиавелли ); утопическо - социалистическое (15-17 вв .) - поиски идеального общества на основе регулирования всех взаимоотношений Со стороны государства при усло-вии отсутствия частной собственности (Томас Мор , Томмазо Кампанелла ).

"Софисты и софистика"


Введение


В V в. до н. э. во многих греческих городах установилась рабовладельческая демократия, заменив у власти старинную аристократию. Возникли новые выборные учреждения: народные собрания и суд, имеющие большое значение в борьбе классов и партий свободного населения. Появилась необходимость в людях, которые владели искусством слова для участия в судебных и политических делах. Они должны были уметь убеждать, доказывать, разбираться в вопросах права, знать тонкости политической жизни, владеть дипломатической практикой. Некоторые из них, успешно справлявшиеся с поставленными задачами (юристы, дипломаты, мастера красноречия), становились преподавателями риторики и политических знаний. Их обучение технике юридической и политической деятельности было тесно связано с вопросами общего характера по философии и мировоззрению.

Создались особые предпосылки для расцвета красноречия. Оратору необходимо было обратить на себя внимание, привлекательным образом изложить свои идеи и убеждения. При публичном решении политических и судебных вопросов часто выигрывал тот, кто обладал даром красноречия, умением расположить к себе слушателей. Красиво и убедительно говорить надо было на Народном собрании, перед воинами, а также на многолюдных празднествах, дружеских встречах. Поэтому появилась необходимость в людях, которые обучали красноречию, составляли тексты речей. Ими стали софисты - философы-просветители, великолепно владеющие ораторским искусством, законами логики и умеющие воздействовать словом на собравшихся слушателей.

Софисты - условное обозначение группы древнегреческих мыслителей сер. V - 1-й пол. IV вв. до н. э. Время их активной деятельности часто называют веком греческого Просвещения. Первоначально слово было синонимично слову («мудрый») и обозначало человека, авторитетного в различных вопросах частной и общественной жизни. С середины V в. софистами стали называть появившихся тогда платных преподавателей красноречия и всевозможных знаний, считавшихся необходимыми для активного участия в гражданской жизни, которые и сами нередко активно участвовали в политической жизни.


2.Софистика как явление древнегреческой культуры и философии


.1 Толкование понятия «софистика»


Термины «софистика» и «софисты» происходят от древнегреческого слова «мудрость». В буквальном переводе слово «софист» означает «мудрец, мастер, знаток».

Софистика -

) учение представителей сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школы софистов - философов-просветителей, тяготевших к релятивизму, первых профессиональных учителей по общему образованию.

) (греч. sophisma - измышление, хитрость) - преднамеренное применение в споре и в доказательствах ложных аргументов, основанных на сознательном нарушении логических правил (софизмов); словесные ухищрения, вводящие в заблуждение.

Первые школы ораторского искусства возникли в городах Сицилии, а развитие в V в. до н. э. демократии в Афинах и связь с другими греческими городами сделало Афины публичной ареной для выступлений и преподавательской деятельности софистов.

Учителя-софисты были очень популярны в Древней Греции. Они отправлялись в поездки по всей стране с дипломатическими поручениями, занимались государственной деятельностью, выступая перед людьми и обучая желающих основам красноречия.

«Бродячие учителя красноречия», «первые европейские интеллигенты», как называл софистов А.Ф. Лосев, занимались риторической педагогикой - практикой овладения речевым мастерством. Их дидактическая деятельность объединяла разнородные группы людей и по возрасту, и по социальному положению. В процессе воспитания важно было теперь не только физическое и духовное совершенство, но и образование, что привело к его повсеместному распространению. Дар слова стал восприниматься как признак и непременное условие полноценного, хорошего образования. Подлинно образованный человек, «наилучшим образом воспитанный для философии и словесности», «вдруг, в любом месте речи метнет..., точно могучий стрелок, какое-нибудь замечательное изречение, короткое и сжатое, и собеседник окажется ничуть не лучше ребенка»,- говорится в знаменитом диалоге Платона «Протагор».

Софисты впервые заговорили в Греции о силе слова и построили теорию этой силы. Многие из них были виртуозами в использовании теории слова в жизни, ими созданы трактаты на эту тему. Платон в своем трактате «Горгий» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; считая, что софист - «мастер убеждения: в этом вся его суть и вся забота», который... «обладает способностью убеждать словом и судей в суде, ... и во всяком ином собрании граждан, ... а что до нашего дельца, окажется, что не для себя наживает деньги, а для другого и для тебя, владеющего словом и умением убеждать толпу».

Считается, что софисты не имели цельной определённой системы знаний. Софистика не представляла собой единого круга мыслителей. Софистика V в. - «комплекс независимых друг от друга усилий, удовлетворяющих идентичным запросам соответствующими средствами». Их сочинений практически не сохранилось, большая часть сведений о произведениях софистов содержится в трудах философов более позднего времени.


2.2 Философские взгляды софистов


Для обоснования своей практической деятельности софисты опирались на философию. Характерной чертой их философии является утверждение относительности всех человеческих понятий, этических норм и оценок. В теорию познания ими был привнесён релятивизм, что привело софистов к отрицанию объективной истины. Поэтому объективная истина, общая для всех, невозможна. Не существует и объективного критерия добра и зла: что кому выгодно, то для него и хорошо: «Болезнь есть зло для больных, а для врачей же благо. Смерть есть зло для умирающих, а для продавцов вещей, нужных для похорон, и для могильщиков - благо».

Софисты прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать всё. Главной целью софистов в дидактической деятельности являлось обучение учеников вести спор. Поэтому в процессе подготовки много внимания уделялось риторике. Ученики обучались приёмам доказательства и опровержения, знакомились с правилами логического мышления.

Философия софистов была гуманистической. Важно подчеркнуть, что софисты много внимания уделяли социальным вопросам, человеку и проблемам коммуникации, обучая красноречию и политической деятельности, а также научным и философским знаниям. Некоторые софисты применяли приемы и формы убеждения и доказательства независимо от вопроса об истинности доказываемых положений. Но в своём стремлении убедить собеседника софисты доходили до идеи, что можно доказать и опровергнуть всё, что угодно, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило порой к искажению истинности в доказательствах и опровержениях. Постепенно складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой.

Изучению природы софисты почти не уделяли внимания. Но они первыми стали различать законы природы, как нечто незыблемое, и законы общества, возникающие по человеческому установлению.

Софисты находили красоту в бесконечно разнообразных явлениях человеческой жизни. Но эти явления были противоречивы. Употребить красное словцо, поразить слушателя нежданными метафорами и вообще ораторскими приемами, возбудить гнев и негодование, как у отдельного человека, так и у толпы, а вместе с тем при помощи убедительного артистизма успокоить человеческое страдание и освободить от напрасных сетований - вот те новые пути, по которым шла эстетика софистов.


2.3 «Старшие» софисты как преподаватели и исследователи искусства слова


Некоторые исследователи деятельности древнегреческих философов выделяют три группы софистов:

) крупные известные мастера первой генерации, совсем не лишенные моральных ограничений;

) так называемые «эристы», т.е. спорщики, настаивавшие на формальном аспекте метода, чем они и возбуждали негодование, ибо, теряя интерес к содержанию понятий, они утрачивали неизбежно и моральный контекст;

) «софисты-политики», утилизовавшие софистические идеи, по современному выражению, в идеологический комплекс, а потому впадавшие в эксцессы различного рода, что нередко заканчивалось прямой теоретизацией аморализма.

С учётом исторической последовательности в истории русской философской мысли различают две группы софистов: «старших» и «младших».

«Старшие софисты» исследовали политические, этические, государственные, правовые проблемы, изучали языкознание. Все существующие до их времени принципы они подвергли сомнению, а истины объявили относительными. В концепции «старших» софистов абсолютизируются субъективный характер и относительность знания.

Софисты исследовали проблему бытия не как проблему вещества: они заговорили о бытии для себя, а раньше разрабатывалось бытие - в себе. В софистах античный дух впервые обращается к самому себе, внутрь себя.

Многие софисты сомневались в существовании богов или даже отрицали, считая их человеческой выдумкой. Софистика по своей природе антидогматична, а любая религия строится на догмах. Софисты сыграли важную роль в разрушении традиционных религиозных догм.

Софисты старшей группы пытались критически исследовать религиозные верования. Известно, что Протагор говорил: «О Богах я не имею возможности утверждать ни того, что они есть, ни того, что их нет». В основе его метода лежала возможность демонстрировать как аргументы в пользу существования Богов, так и против него. Это еще не значит, что он атеист, как заключали о нем уже в древности, а значит лишь то, что он был агностиком.

Сочинение Протагора о богах, несмотря на крайне осторожную формулировку религиозного скептицизма, было публично сожжено и стало поводом к изгнанию философа из Афин.

Продик, развивая взгляды Анаксагора и Демокрита, стал толковать религиозные мифы как олицетворение сил природы.

Общие черты в философии «старших» софистов:

·перемещение философских интересов из сферы натурфилософии в область этики, политики, теории познания;

·изучение самого человека и его субъективных особенностей.


2.3.1 Протагор как «учитель мудрости»

К «старшей» группе относится древнегреческий философ-софист Протагор из Абдер во Фракии (ок. 481 - ок. 411 до н. э.), учение которого сложилось на основе учений Демокрита, Гераклита, Парменида и Эмпедокла, переработанных в духе релятивизма. Он первый назвал себя «софистом» - «учителем науки о добродетели». Известно, что Протагор написал книги «О богах», «Об истине», «Наука спора», «О первоначальном порядке вещей», «О государстве», «О добродетелях», «О сущем».

Протагор обладал наиболее ярко выраженным философским мышлением среди софистов. Считается, что Протагор был материалистом, рассуждая о текучести материи, об относительности восприятии, о равной реальности бытия и небытия. По Протагору, материя течёт и изменяется, а при её изменчивости и текучести нечто приходит на место ушедшего, при этом соответственно преобразуются по возрасту или состоянию тел восприятия. В материи скрыта сущность всех явлений, а материя может быть всем, чем она является каждому. Согласно Протагору, можно выделить исходные метафизические - установки:

·по определению характера и способа, какой «самостью»

(человеком) является человек;

·сущностное истолкование бытия сущего;

·проект истины как феномена познания;

·смысл, в каком человек оказывается мерой по отношению к бытию и по отношении к истине.

По Протагору, все относительно: нет абсолютной истины и нет абсолютных моральных ценностей, блага. Тем не менее, существует нечто, что более полезно, более приемлемо, а потому более уместно. Мудрец - это тот, кто понимает полезность относительного, приемлемого и уместного, умеет убедить других в этом и актуализировать это полезное.

Философ-софист Протагор утверждал: «Человек есть мера всех вещей: существующих - в том, что они существуют, - и несуществующих - в том, что они не существуют», считая, что свою особую истину имеет каждый существующий на земле человек (принцип человека-меры). Под мерой Протагор понимал некую «норму суждения», под вещами - факты и опыт в целом. Этой знаменитой аксиомой Протагор подверг отрицанию абсолютный критерий, отличавший бытие от небытия, истину ото лжи. Критерий - это только человек, индивидуум: «каковы отдельные вещи предстают предо мной, таковы они есть для меня, какими пред тобой, таковы они для тебя». Ветер, что дует, например, теплый или холодный? Ответ в духе Протагора должен быть таким: «Кому холодно, он холодный, кому нет, теплый». А если так, то ни одно, ни другое не ложно, все истинно, т.е. по-своему верно.

Протагор рассуждал о демократическом строе правления и обосновал идею равенства свободных людей. В 444 или 443 году до н. э. Протагор посетил Афины и по просьбе Перикла написал свод законов для новой греческой колонии под названием Фурии в Южной Италии. Интересно, что эти законы долгое время не менялись, потому что Протагор ввёл уловку: если человек желает изменить, или отменить старый закон, или придумать новый, он должен изложить свои доводы и, надев на шею петлю, ожидать решения граждан. Предложение принимается - всё в порядке, если изменения отклонены, то… Что ж…. Сам выбрал судьбу, надев верёвку с петлей на шею.

Протагор доказывал: каждому утверждению противопоставлено противоречащее ему утверждение (о всякой вещи, всяком предмете «есть два мнения, противоположных друг другу»). Используя такие противоположные мнения, философ-софист создал искусство философского диалога, которому впоследствии придали особый блеск Сократ и Платон. Интересна мысль Протагора о глубинном происхождении диалога. «Он первым сказал, что о всякой вещи есть два мнения, противоположных друг другу. Из них он составлял диалог, первым применив этот способ изложения». По Протагору, явствует, что диалогическая художественная форма вытекает из противоречий, лежащих в глубине самих вещей.

Мастерство, которое преподавал Протагор, заключалось именно в этом умении придать вес и значение любой точке зрения, как и ей противостоящей. А успех его объясняется тем фактом, что его ученики, натренированные в этой способности, осваивали все новые возможности в общественных трибуналах, ассамблеях и политической жизни вообще.

Считается, что Протагор учил, как можно «аргументом более слабым побить более сильный». Но это не означает, что цель состояла в том, чтобы подмять справедливость и правоту беззаконием и неправотой. Он демонстрировал, как технически и методологически можно усилить позиции и прийти к победе, пользуясь изначально слабым аргументом.

Согласно Диогену Лаэртскому (III в. до н. э.), Протагор «первым стал пользоваться в спорах доводами», «стал устраивать состязания в споре и придумал уловки для тяжущихся; о мысли он не заботился, спорил о словах». Красноречие требует огромного труда. Это прекрасно разъясняет Протагор: «Труд, работа, обучение, воспитание и мудрость образуют венец славы, который сплетается из цветов красноречия и возлагается на голову тем, которые его любят. Труден, правда, язык, но его цветы богаты и всегда новы, и рукоплещут зрители и учителя радуются, когда ученики делают успехи, а глупцы сердятся - или, может быть, иногда они и не сердятся, так как они недостаточно проницательны».

В слове Протагор видел главное основание для могущества человека, считая, что можно «силой слов превращать худое дело в доблестное».

У Протагора всякая речь делится на четыре отдельные части: просьбу, вопрос, ответ и приказание. Это попытки раздельной эстетической оценки человеческой речи, которые в дальнейшем будут играть большую роль в античной риторике, а затем в мировой грамматике и стилистике.


2.3.2 «Отец софистики» Горгий

Горгия из Леонтины (предположительно 485-380 до н.э.) считают создателем риторики. Философ-софист определял риторику как искусство речей и много трудился над теорией судебного и политического красноречия. Истинный оратор, по мнению Горгия, должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать.

Сам Горгий прославился речью, произнесённой перед Народным собранием Афин в 427 году до н. э. Предупреждая афинян об опасности, нависшей над родиной, он удивил граждан искусно сказанным словом, мастерски подобранными примерами.

Горгий в сочинении «О несуществующем, или О природе» объявил, что «вообще ничто не существует», в том числе и сама природа. Он доказывал, что бытие не существует, что даже если предположить бытие существующим, то оно все же не может быть познано, что даже если признать бытие существующим и познаваемым, то все же невозможно сообщить о познанном другим людям. В данном философском труде Горгий обосновал три парадоксальных тезиса:

·ничего не существует;

·если бы что-то и существовало, то человек не мог бы этого познать;

·если бы даже он мог познать, то не был бы в состоянии этого выразить в словах и доказать другим людям.

Разрушив самую возможность достижения абсолютной истины, Горгий находился в поисках пути разума, ограничивающегося освещением фактов, обстоятельств, ситуаций жизни людей и города. По мнению софиста, это «не наука, дающая определения и абсолютные правила, и не бродячий индивидуализм... Это анализ ситуаций, описание того, что надо и чего не надо делать... Горгий - один из первых представителей этики ситуаций, суть которой в том, что обязанности зависят от момента, эпохи, социальной характеристики; один и тот же поступок и хорош, и плох, в зависимости от того, к чему он относится».

Отдельно стоит любопытное суждение Горгия о прекрасном и искусстве: «Выдающаяся красота чего-нибудь скрытого обнаруживается тогда, когда мудрые художники не могут ее нарисовать своими испытанными красками. Ибо их огромная работа и большой неутомимый труд дает удовлетворительное доказательство тому, как прекрасна она в своей таинственности. И если отдельные стадии их работы достигли конца, то они дают ему молча опять венок победы. А то, чего не схватывает ничья рука и не видит ничей глаз, как может это высказать язык или воспринять ухо слушателя?» Горгий хочет здесь сказать, что подлинная красота невыразима никакими средствами, даже хотя бы и художественными, но остается всегда чем-то таинственным; художественное же ее выражение, как бы оно ни было совершенно, только подтверждает ее таинственную природу. Возможность такого рассуждения для Горгия вытекает из очень большой чувствительности софистов к феномену вообще всякой красоты (По Лосеву).

Новой была и позиция Горгия в отношении риторики. Если нет абсолютной истины и все ложно, слово имеет силу, почти безграничную, коль скоро оно не связано с бытием. Теоретическое открытие Горгия состоит в обнаружении слова как носителя убеждения, верования и внушения, невзирая на его истинность. Риторика - это искусство убеждения, т.е. того, что использует возможности слова. Это искусство в Греции V столетия было подлинным «штурвалом в руках государственного деятеля». Политика поэтому называли ритором, способным убеждать судей в трибуналах, советников в Совете, членов народного собрания, своих граждан в любом сообществе. Значимость риторики очевидна, как ясен для нас и небывалый успех Горгия. Так, Горгий в речи «Похвала Елене» пишет: «Слово есть великий властелин, который, обладая весьма малым и совершенно незаметным телом, совершает чудеснейшие дела. Ибо оно может и страх нагнать, и печаль уничтожить, и радость вселить, и сострадание пробудить».

Горгий был первым философом, который искал теоретический смысл того, что сейчас называется эстетической ценностью слова и сущностью поэзии. «Поэзию в ее различных формах, - говорил он, - я называю неким размерным суждением, и тот, кто слушает, попадает в плен, дрожа от страха, сострадая, льет слезы, трепещет от горя, его душа страдает от действия слов, счастья и несчастья других делаются его собственными».

Горгию принадлежит слава создания художественных средств выразительности - тропов и фигур речи как изысканных украшений сказанному. Он пользовался разного рода искусственными, вычурными и тонкими выражениями, который впоследствии получил название «горгианский стиль». Горгием изобретён колон - ритмико-интонационная единица речи: количество слов, произносимых на одном дыхании. Его считают творцом художественной прозы: поэтический стиль он соединил с прозаическим. Золотая статуя Горгия, которая была поставлена в Дельфах, подтверждает заслуги этого софиста перед греческой культурой, а также заметную роль, которую Горгий сыграл в исторической судьбе Афин. Вот как пишет о риторической деятельности Горгия А. Ф. Лосев, опираясь на античные источники: «Он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, повторения, апострофы...». Будучи сам виртуозом краткости, Горгий обучал всех желающих прекрасно говорить с тем, чтобы они умели покорять людей, «делать их своими рабами по доброй воле, а не по принуждению. Силою своего убеждения он заставлял больных пить такие горькие лекарства и претерпевать такие операции, принудить к которым их не могли даже врачи».


2.3.3 Гиппий как один из представителей греческого Просвещения

Гиппий (?????) из Элиды (470-е - после 399 до н. э.), греческий софист, младший современник Протагора. Считается одним из самых эрудированных и разносторонних представителей греческого Просвещения.

Гиппий много внимания уделял риторике. Естественность и занимательность рассказа были его главной силой, он не раз отправлялся в разные города с большими политическими поручениями и всегда успешно выступал. Путешествовал по всей Греции в качестве учителя и оратора, нажив таким образом большое состояние. Принимал деятельное участие в государственных делах, ездил с посольствами в Афины, Спарту и другие города, читал публичные лекции о генеалогиях героев и местных знатных семей, об основании городов в древности. Гиппий писал труды по математике, астрономии, метеорологии, грамматике, поэзии, музыке, мифологии и истории. Работал над созданием эпосов, трагедий и дифирамбов. Писал стихотворения, песни, разнообразную прозу и был знатоком ритма, гармонии, орфографии и мнемоники. Несмотря на разнообразие своих интересов, Гиппий в основном оставался софистом, поскольку резко противопоставлял тиранический закон будто бы свободной природе. Он обучал науке о природе законодательства, полагая при этом, что знание о природе незаменимо для жизненного преуспевания, что в жизни следует руководствоваться законами природы, а не человеческими установлениями. Природа соединяет людей, закон же скорее их разъединяет. Закон обесценивается в той мере, в какой он противопоставлен природе. Рождается различие между правом и законом природы, натуральным и позитивным правом. Природное вечно, второе - случайно. Возникает, таким образом, зачин для последующей десакрализации человеческих законов, нуждающихся в экспертизе. Впрочем, Гиппий делает скорее позитивные выводы, чем негативные. Он обнаруживает, к примеру, что, основываясь на натуральном праве, нет никакого смысла разделять граждан одного города и граждан другого, а также дискриминировать граждан внутри одного и того же города.


2.3.4 Интерес Продика к языку

Софисты много занимались теорией слова, поэтому их можно считать первыми греческими филологами. Особенно углублялся в словесную семантику Продик.

Продик с острова Кеос (ок. 470-после 400 гг. до н. э.) - греческий софист. В 431 или в 421 г. до н. э. получил громкое признание в Афинах. Он развивал учение Протагора о правильной речи. Продик занимался синонимикой, подчеркивая различия между словами с похожим лексическим значением. Единственным произведением Продика, о котором известно достоверно, являются «Времена года», название которого он связал с богинями времен года, почитаемыми на Кеосе.

Философ-софист доказывал: возникновение земледелия привело к развитию человеческой культуры. Им представлена теория происхождения религии. Протагор провозгласил теорию о божественных почестях вещам, полезных для людей (род фетишизма), и их изобретателям (теория, позднее названная эвфемеризмом). Он первый объяснил происхождение религии психологическими причинами (чувство благодарности). Оригинально его понимание богов. По Продику, боги суть ничто иное как «гипостазирование полезного и выгодного»: «Древние придумали богов в силу превосходства, избыточности, которые от них проистекали: солнце, луна, источники всех сил, которые влияют на нашу жизнь, как, например, Нил на жизнь египтян».

В этике он стал известен своей интерпретацией софистической доктрины на примере знакомого мифа о Геракле, который на распутье делает выбор между добродетелью и пороком, где добродетель интерпретировалась как подходящее средство достижения истинной выгоды и настоящей пользы.


2.3.5 Провозглашение идеи равенства людей в сочинениях Антифонта

Антифонт из Афин (2-я пол.V в. до н. э.) - древнегреческий философ-софист старшего поколения, написавший сочинения: «Истина», «О согласии», «Речь о государстве», «Толкование сновидений».

Основное философское сочинение «Истина» состояло из двух книг: 1 - общие принципы и теория познания; 2- физика, антропология, этика. Утверждал, что антитеза истины - мнения соотносится с антитезой природы- закона. В результате все социально-правовые «установления», законы и «общепринятые нормы» морали, оказываются конвенциональной фикцией, «враждебной» природе человека. Природа понимается как естественные склонности, биологические инстинкты и заявляет себя в известном гедонистическом постулате: максимум удовольствия, минимум страдания. «Справедливость» - лицемерное и вынужденное соблюдение законов; поэтому «для человека наиболее выгодный способ употребления справедливости таков: при свидетелях уважать законы, а без свидетелей -требования природы. Превосходство «природы над «законом» приводит Антифонта к идее равенства всех людей и неистинности сословных и расовых привилегий: «От природы мы все и во всем устроены одинаково - и варвары и эллины», «все мы дышим воздухом через рот и нос и едим руками».

Природу Антифонт ставил выше закона и противопоставлял ее государственной власти и общественным установлениям. Он не только развил материалистическое объяснение первоначал природы и происхождения ее тел и элементов, но пытался также критиковать явления культуры, отстаивая преимущества природы над установлениями культуры и над искусством.

В сочинении «Истина» Антифонт излагал астрономические и метеорологические взгляды (учение о происхождении мира из вихря) и утверждал, что «все есть единое». Он отрицал объективное существование единичных вещей и времени. Этику понимал как «искусство быть беспечальным».


2.4 Общая характеристика «младших» софистов


В учениях младших софистов (4 в. до н. э.), о которых сохранились крайне скудные сведения, особенно выделяются их этические и социальные идеи.

·Ликофрон и Алкидамант выступили против перегородок между социальными классами: Ликофрон доказывал, что знатность есть вымысел, а Алкидамант - что природа никого не создала рабами и что люди рождаются свободными. Ликофрон, выступая против аристократии, выдвигал тезис, что «благородство» является лишь выдумкой, оно по природе ничем не выдает себя, а основано лишь на мнении; «по правде же неблагородные и благородные ничем друг от друга не отличаются».

·Фразимах распространил учение об относительности на социально-этические нормы и свел справедливость к полезному для сильного, утверждая, что каждая власть устанавливает законы, полезные для нее самой: демократия - демократические, а тирания - тиранические и т. д. Вслед за Продиком, который естественным образом пытался объяснить возникновение религии («солнце, луну, реки, источники и вообще все, что полезно нашей жизни, предки считали божествами, как египтяне - Нил»), Фразимах откровенно выступает на стороне атеизма. Он говорит, «что боги не видят людские дела: ибо они не могли бы не заметить величайшее достояние людей - справедливость; мы же видим то, что люди к ней не прибегают».


2.5 Оценка деятельности софистов


Софисты уделяли большое внимание не только практике, но и теории красноречия. Они учили тому, что «речи должны быть ни длинными, ни короткими, но соблюдающими меру», использовали антитезу и созвучие окончаний; обращали внимание на сжатость и закругленность мысли, ритм речи, изучали ораторскую лексику, а также воздействие речи на чувства. Софисты умели насмешкой уничтожать довод противника, а на его насмешку отвечать с достоинством.

Первоначально словом «софист» называли искусных в каком-либо деле людей - поэтов, музыкантов, законодателей, мудрецов. Впоследствии - тех, кто в речах, обращенных к слушателям, стремился не к выяснению истины, а к тому, чтобы ложь выдавать за правду, мнение - за достоверную истину, верхоглядство - за знание.

Софисты заложили основы риторики как науки об ораторском искусстве. Чтобы овладеть красноречием, предлагались определенные приемы. По мнению софистов, цель оратора не раскрытие истины, а убедительность. Задача софиста - научить «делать слабое мнение сильным». Отсюда значение слова софизм - преднамеренно ложный вывод. Произносящий речь силою своего слова должен заставить «малое казаться большим, а большое малым, новое представить древним, а древнее - новым», он может сделать людей «своими рабами по доброй воле, а не по принуждению».

Софизм (от греч. sóphisma - уловка, ухищрение, выдумка, головоломка) умозаключение или рассуждение, обосновывающее какую-нибудь заведомую нелепость, абсурд или парадоксальное утверждение, противоречащее общепринятым представлениям. Аристотель называл софизмы «мнимыми доказательствами», в которых обоснованность заключения кажущаяся и обязана чисто субъективному впечатлению, вызванному недостаточностью логического или семантического анализа.

Вот один из примеров софизма древних, приписываемый Евбулиду: «Что ты не терял, то имеешь. Рога ты не терял. Значит, у тебя рога». Здесь маскируется двусмысленность. Если она мыслится универсальной: «Всё, что ты не терял...», то вывод логически безупречен; если же она мыслится частной, то заключение не следует логически. А вот современный софизм, обосновывающий, что с возрастом «годы жизни» не только кажутся, но и на самом деле короче: «Каждый год вашей жизни - это её 1/n часть, где n - число прожитых вами лет. Но n + 1>n. Следовательно, 1/(n + 1)<1/ n».

Нельзя говорить об однозначности характеристики деятельности софистов. Давая оценку софистам как философам, современные исследователи определяют отрицательную и положительную сторону их деяний:


Обвинения в адрес софистов«Защита» (позитивный результат деятельности софистов)1.Преследовали цели чисто практические, и для них существенно было искать учеников для «наживы»Выдвинули на первый план проблему воспитания, и педагогическая деятельность приобрела новое значениеУтверждали, что добродетель не дается от рождения и не зависит от благородства крови, но основывается только на знанииДля софистов исследование истины было равнозначно ее распространению2.Взимали плату за преподавание, ведь знание понималось как продукт бескорыстного духовного общения, занятия богатых и благородных людей, решивших уже свои жизненные проблемыСофисты разрушили старую социальную схему, которая делала доступной культуру лишь для избранных слоев, открыв возможности культурного проникновения и в другие пласты обществаСофисты занимались знанием как ремеслом и потому должны были требовать платы, чтобы жить, чтобы путешествовать3.Софистов укоряли в бродяжничестве, в неуважении к родному городу, привязанность к которому была для греков до этого времени своего рода этической догмойСофисты сознавали узость границ полиса; раздвигая их, они стали носителями панэллинистического начала, чувствовали себя не только гражданами своего города, но и Эллады.4.Нарушили традиции, нормы и кодификацииСофисты провозгласили свободу духа, продемонстрировали неограниченную веру в разум. Заслужили именование греческих «просветителей»

«Софист» - этот термин, сам по себе позитивный, означающий «мудрый», искушённый, эксперт знания, стал позднее употребляться как негативный, в особенности, в контексте полемики Платона и Аристотеля.

Ведь вначале софисты

·учили правильным приемам доказательства и опровержения,

·открыли ряд правил логического мышления,

·но вскоре отошли от логических принципов его организации и все внимание сосредоточили на разработке логических уловок, основанных на внешнем сходстве явлений, на том, что событие извлекается из общей связи событий, на многозначности слов, на подмене понятий и т.д.

Некоторые, как Сократ, полагали знания софистов поверхностными и неэффективными, так как у них отсутствовала бескорыстная цель поиска истины как таковой, но в современных условиях определилась их подлинная историческая значимость.


Заключение


Историческое значение софистики для развития философии и культуры.

Главное, софисты произвели смещение оси философского исследования с космоса на человека. Отступило на задний план величие космоса. На первый план выступила человеческая жизнь и человеческая личность с их бесконечным хаосом и пестротой, с их непостоянством, далеким от космического величия.

Старый образ человека дофилософской поэтической традиции был разрушен софистами, но новый пока не появился:

·Протагор связывал человека в основном с чувственностью,

·Горгий мыслил человека как субъект подвижных эмоций, движимый в любом направлении.

Софисты говорили о природе, о человеке как биологической животной натуре, умалчивая его духовную природу. Человек, чтобы вновь себя найти, должен был обрести более прочную основу.

Софисты отвергли старых Богов, но, отказавшись от поиска первоначала, они шли к отрицанию божественного вообще:

·Протагор остановился на агностицизме,

·Продик видит уже Богов как преувеличение выгоды,

·Критий - как идеологическое изображение политиков.

Ясно: чтобы мыслить божественное, надо было искать сферу иную, более высокую.

То же следует сказать об истине:

·Протагор разделил логос на «два аргумента» и выявил, что логос полагает и противополагает.

·Горгий отверг логос как мышление, а сохранил его лишь как магическое слово, но он нашел также, что слово, с помощью коего можно сказать все и опровергнуть также все, подлинным образом ничего не выражает. Мысль и слово утратили свой предмет и свой порядок, бытие и истина были потеряны. Слово и мысль должны были восстановить себя на более высоком уровне.

Значение софистики для истории философской мысли состоит в открытии для критического обсуждения новых тем по эпистемологии, философии языка, этике, социологии и политической теории:

·достоверность чувственных представлений и суждений разума, а также их выражение в языке,

·относительность истины применительно к различным субъектам, обстоятельствам места и времени, этническим особенностям,

·соотношение универсальных принципов и норм, устанавливаемых людьми в области этики, языка, общественных институтов,

·критерии выбора в нравственной области (влияние удовольствия на поведение, характер утилитарного расчета в выборе поступков),

·принципы, на которых основана общественная жизнь,

·мотивы, приведшие к возникновению общества, сущность богов и происхождение религии.

Таким образом, греческие софисты - «глубокие мыслители», которые способствовали изменению философии учения о природе на область этики и теории познания. Отрицая абсолютную истину, они впервые уделили значительное внимание изучению субъективного мира человека.


Список использованной литературы

ораторский искусство философский

1.Античная философия: Энциклопедический словарь. - М.: Прогресс-Традиция. П. П. Гайденко, М. А. Солопова, С. В. Месяц, А. В. Серегин, А. А. Столяров, Ю. А. Шичалин. 2008

2.Асмус В.Ф. Античная философия (история философии). - М.: Высш. Школа, 2003

3.Ахманов А. С., Логическое учение Аристотеля, М., 1960.

4.Ахманов А.С. Логическое учение Аристотеля. - М., 1960

5.Белкин М.В., О. Плахотская. Словарь «Античные писатели». СПб.: Изд-во «Лань», 1998

6.Богомолов А.С. Античная философия. - М., 1985

7.Большая советская энциклопедия. - М.: Советская энциклопедия, 1969 -1978

8.Брадис В.М., Минковский В.Л., Харчева Л.К. Ошибки в математических рассуждениях. - М., 1967

В. С. Стёпина. 2001

9.Гриненко Г.В. История философии. - М.: 2004. - 688 с.

10.Гриненко Г.В. История философии. 3-е издание. - М., 2011

.Дж. Реале и Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. I Античность. - ТОО ТК «Петрополис», 1997

.Лосев А. Ф. История античной эстетики в 8 томах. Т 2: Софисты. Сократ. Платон.- М., 1969.

.Малый академический словарь. - М.: Институт русского языка Академии наук СССР. Евгеньева А. П., 1957-1984

.Минковский В. Л., Харчева Л. К., Ошибки в математических рассуждениях, 3 изд., М., 1967

.Михальская А.К. Русский Сократ: Лекции по сравнительно-исторической риторике. М.,1996

.Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией

.Платон. - Фолио, АСТ, 2000

.Платон. Собрание сочинений в 4 томах. Т. 1. - М.: Мысль. - 1990.

.Спиркин А.Г. Философия: учебник / А.Г.Спиркин. - 2-е изд. М.: Гардарики, 2008

.Философия: Энциклопедический словарь / Под ред. А.А. Ивина. - М.: Гардарики, 2004.

.Философская Энциклопедия. В 5-х т. - М.: Советская энциклопедия. Под редакцией Ф. В. Константинова. 1960-1970.


Репетиторство

Нужна помощь по изучению какой-либы темы?

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Возникновение софистики

В Древней Греции мыслители посвящали жизнь исканию истины ради нее самой, замыкаясь в тесном кругу друзей, которых объединяли духовные интересы. В спорах они делились своими идеями, отстаивали свои позиции, не искали публичного признания, не создавали аудитории слушателей. В V веке до н. э. ситуация изменилась. Во многих городах Греции на смену политической власти старинной аристократии и тирании пришла власть рабовладельческой демократии. Возникали новые выборные учреждения - народные собрания и суды, что породило потребность в подготовке людей, владеющих искусством политического и судебного красноречия силой убедительного устного слова и логической доказательностью своих суждений. В этих новых условиях на смену философам и поэтам стали выдвигаться оплачиваемые профессиональные учителя - сначала просто грамоты, музыки и гимнастики, затем уже словесности, риторики, философии, красноречия и дипломатии.

Софистом сначала именовали человека, который посвящал себя умственной деятельности или искусного в какой-либо премудрости, в том числе учености.

Софисты - «учителя мудрости» - учили не только технике политической и юридической деятельности, а заодно обучали и вопросам философии. Софисты сосредоточили свое внимание на социальных вопросах, на человеке и на проблемах коммуникации, обучая ораторскому искусству и политической деятельности, а также конкретно-научным и философским знаниям. В своем стремлении к убедительности софисты доходили до идеи, что можно, а нередко и нужно, доказать все что угодно и также что угодно опровергнуть, в зависимости от интереса и обстоятельств, что приводило к безразличному отношению к истинности в доказательствах и опровержениях. Так складывались приемы мышления, которые стали именоваться софистикой. Софисты как образованные люди прекрасно понимали, что чисто формально можно доказать все.

Платон в трактате «Горгии» утверждал, что искусство софистов является более великим благом, чем все другие искусства; оно есть «мастер убеждения».

Софисты: Протагор, Горгий и Продик

Протагор (ок. 480-ок. 410 гг. до н. э.) наиболее полно выразил суть воззрений софистов. Ему принадлежит знаменитое положение: «Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению может быть с равным основанием противопоставлено противоречащее ему утверждение. Протагор написал законы, определявшие демократический образ правления, и обосновал равенство свободных людей.

Горгий (ок. 483-375 гг. до н. э.), выводя из общих понятий их конкретные определения и указывая на противоречия этих определений, приходит к доказательству несостоятельности самого общего понятия. В своем труде «О природе» Горгий доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно непознаваемо, а если существует и познаваемо, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно. Например, мы считали человека хорошим, но когда мы говорим о нем, то он, возможно, уже сделал нечто плохое или даже очень плохое: ведь все быстро меняется! Если тебя спрашивают о чем-либо, вернее будет молчать и лишь указывать пальцем на то, о чем спрашивают: тут не ошибешься.

Продик (470-460 гг. до н. э.) проявлял исключительный интерес к языку, к назывной (номинативной) функции слов, проблемам семантики и синонимии. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов, а также анализировал проблему омонимии, то есть различения смысла графически совпадающих словесных конструкций с помощью соответствующих контекстов, и очень большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения, что имело огромное значение в дискуссиях. Продика считал своим учителем Сократ, особенно внемля тонкости его лингвистических воззрений.

Софисты были первыми преподавателями и исследователями искусства слова. Можно сказать, что именно с них начинается философская лингвистика. .....................................

Софиты – (в переводе с греческого «софисты» - мудрецы, учителя мудрости) философская школа в древней Греции, существовавшая в V – первой половине IV вв. до н.э. Представители данной философской школы выступали не столько в качестве философов-теоретиков, сколько в качестве философов-педагогов, обучавших граждан философии, ораторскому искусству и другим видам знаний.

Среди софистов выделятся группы:

ü старших софистов (V в. до н.э.) – Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Критий;

ü младших софистов – Ликофро, Алкидамант, Трассимах.

Протагор (ок. 480 - 410 до н.э.). Ему принадлежит выссказывание: “Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют». Он говорил об относительности всякого знания, доказывая, что каждому утверждению найдется противоречащее ему утверждение

Горгий (ок. 483-375 до н. э) в своем труде “О природе» доказывает три положения: что ничего не существует, а если что-нибудь и существует, то оно невыразимо и неизъяснимо. В результате он пришел к выводу, что ни о чем нельзя сказать достоверно.

Продик (род. 470 до н.э.) проявлял исключительный интерес к языку с точки зрения идентификации совпадающих по смыслу слов, правильному употреблению слов. Он составлял этимологические гроздья родственных по значению слов. Большое внимание уделял правилам спора, приближаясь к анализу проблемы приемов опровержения.

Характерные черты философии софистов:

· критическое отношение к окружающей действительности;

· стремление все проверить на практике, логически доказать правильность или неправильность той или иной мысли;

· неприятие основ старой, традиционной цивилизации;

· отрицание старых традиций, привычек, правил, основанных на недоказанном знании;

· стремление доказать условность государства и права, их несовершенство;

· восприятие норм морали не как абсолютной данности, а как предмет критики;

· субъективизм в оценках и суждениях, отрицание объективного бытия и попытки доказать то, что действительность существует только в мыслях человека;

· разработка софизма - как основного логического приема софистов.

Особым образом в античной философии проявили себя так называемая софистика и представлявшие её философы софисты. Оба эти термина происходят от греческих слов: (a) sophistike - умение хитро вести прения и (б) sophistes - умелец, изобретатель, мудрец; лжемудрец. Уже из приведённой этимологии видно, что софистов можно оценивать двояко. И вот почему. С одной стороны, софисты - это ш- философы-просветители рубежа V-IV веков до н.э., которые разрабатывали (хотя и без единой школы) ряд новых философских тем. В частности, именно они повернули философию от космоса к человеку, к проблемам этики и политики, теории познания и логики, к вопросам риторики и языка. При этом софисты склонялись к релятивизму". Действительность, рассуждали они, крайне текуча, меняется через мгновение, поэтому паши знания относительны: обо всём можно сказать как что-то одно, так и одновременно нечто иное. Абсолютной истины нет, достоверного познания нет, есть только личные мнения - то, что схвачено каждым индивидом в отдельности. Отсюда знаменитый тезис одного из инициаторов софистического движения Протагора (ок. 480-410 до н.э.): "Человек есть мера всех вещей", означающий, что у каждого из нас существует своя особая истина.

С другой стороны, софисты, если их называть по-современному, то это репетиторы , которые натаскивали "митрофанушек" из богатых семей, обучая их мудрости и красноречию за деньги (часто - за большие). Причём их мудрость нередко выглядела сомнительной. Релятивизм привёл софистов к словесному фокусничеству ради защиты или опровержения любого, даже нелепого мнения.

Вот два примера софизмов(и) "Чего ты не потерял, то ты имеешь. Рогов ты не потерял. Стало быть, ты рогат", (б) "То, что ты говоришь, проходит через твой рот. Ты говоришь: телега. Стало быть, телега проходит через твой рот". Цель тут - вовсе не поиск истины; цель в том, чтобы "пересловоблудить" противника в риторическом споре (19-326).

Релятивизм, кроме того, ведёт к "двойным стандартам" в нравственных оценках. К примеру, смерть и болезни - добро или зло? Смотря для кого, отвечает софист: для тех, кто их испытывает, - зло, а для врачей и могильщиков - добро. Формально, вроде бы, верно. Но есть ли при таком подходе место человеческому сочувствию, заботе, любви? И не потому ли иные врачи без сердца и совести озабочены наживой, а не реальной помощью ближнему?

Отсюда не удивительно, что софисты подчас пользовались дурной славой у современников. Так, некоторые оппоненты называли их "мудрователями". А Платон говорил, что софисты - не философы, а "торговцы мудростью", поскольку они "обучают юношей за плату и больше стремятся к тому, чтобы казаться хорошим и добрым человеком, чем быть таким". Они были озабочены тем, как с помощью хитросплетений мысли "неправое дело представить правым".

Впрочем, есть иные оценки. "Софисты, - восторгается Герцен, - пышные, великолепные цветы богатого греческого духа... Что за роскошь в их

диалектике! что за беспощадность! что за развязность... Что за мастерское владение мыслию и формальной логикой!" Их "грациозные" споры "были молодеческим гарцеванием на строгой арене философии"(13-1,283).

Особое место среди античных мыслителей занимает классическая философская тройка - Сократ, Платон, Аристотель. Судьба сделала их почти современниками, сведя вместе на коротком временном отрезке (около 120 лет) в V-IV веках до н. э. Платон был учеником Сократа, а Аристотель учился в школе Платона. Благодаря им философия окончательно выделилась в особое знание, отделившись от мифологии, религии, конкретных наук, и сформировала свои особые философские категории. Классиков волновал широкий круг самых разных проблем. Мы же коснёмся главным образом наиболее актуальных - социально-этической и политической тем.

  • Риторика (от греч. rhetorike - наука об искусстве красноречия) - (1) теория красноречия и наука об этом искусстве; (2) ^красивые, но малосодержательные слова, пустословие. Риторический вопрос - утверждение, выраженное в форме вопроса, который не требует ответа. Например: "Чем должнобыть государство для общества: слугой или хозяином?".
  • Релятивизм (от лат. relativus - относительный) - философская позиция,согласно которой все знания и оценки окружающего мира субъективны, относительны и условны, зависят оттого, кто оценивает, при каких обстоятельствах.
  • Софизм (от греч. sophisma - хитрость, уловка, измышление) - (1) формально кажущееся правильный, но по существу ложное умозаключение, построенное на "мнимых доказательствах" (Аристотель) с целью обеспечитьуспех в споре; (2) ложный аргумент, "хитренький подбор слов" (Достоевский), любая словесная уловка с целью введения кого-либо в заблуждение.