23.04.2024

Специальный депозит капитального ремонта. Банки предложат собственникам спецдепозит на капитальный ремонт. Кому, зачем и когда передается протокол общего собрания собственников МКД


Протокол общего собрания собственников многоквартирного дома составляется на каждом ОСС, чтобы решения, принятые на голосовании, вступили в юридическую силу. Правильный протокол общего собрания собственников, грамотное заполнение пунктов в соответствии с Приказом, имеет огромное значение. Также в статье рассмотрим решения суда по подделке протокола ОСС и выложим образец документа для скачивания.

Из этой статьи вы узнаете

Протокол общего собрания собственников (ОСС)необходим, чтобы фиксировать решения по всем пунктам, стоящим на повестке.

Для решения всех возникающих вопросов по управлению многоквартирным домом (МКД) Председателю ТСЖ или иным заинтересованным лицам нужно организовывать общее собрание хотя бы один раз за год. Читайте статью справочной системы о том , как УО провести собрание по новым правилам: отработка острых вопросов на ОСС. .


Вопросы, которые выносятся для принятия решения:

  • Создание/ликвидация ТСЖ.
  • Утверждение порядка оформления (наличие такого образца полезно для дальнейшего ускоренного проведения процедур) и места хранения протокола общего собрания собственников многоквартирного дома.
  • Использование придомовой территории .Жильцы решают вопросы о постройке детской площадки, парковки, о запрете на использование земельного участка, принадлежащего дому.
  • Реконструкция дома и любые вопросы, связанные со складами и пристройками для хозяйственных нужд.
  • Демонтаж отдельных объектов, относящихся к зданию.
  • Передача в аренду территории под магазины или иные цели.
  • . Следует ответственно отнестись к этому вопросу. Собственники или орган исполнительной власти выносят на повестку дня выбор УК. Если жильцы не смогли определить форму управления сами, дом передается под управление любым ТСЖ.
  • Решение вопросов о . Они могут идти как на собственный счет ТСЖ, так и в общий государственный фонд. Принятие такого решения не требует отлагательств. Суммы, выплаченные по квитанциям за капитальный ремонт, большие, а государство не в состоянии произвести ремонт сразу всех объектов, нуждающихся в этом.
  • На подобном собрании могут рассматриваться и другие текущие вопросы, такие как решение вопроса с должниками, уборка придомовой территории, подъездов и т.д.

Инициатором общего собрания выступает активная группа или отдельные лица, решившие, что оно необходимо. Инициировать ОСС могут и юридические лица, например, УК.

Внеочередное и первичное собрание инициируются чаще всего собственниками.

Требования к протоколу общего собрания собственников

Из-за того, что законом не были прописаны четкие требования к оформлению протоколов общих собраний собственников многоквартирного дома, использовались разные варианты оформления протоколов и образцы без утвержденных правил, кто, как и при каких условиях должен их подписывать.

С 2016 г. Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства приняло Приказ, подробно регламентирующий оформление документа. С одной стороны, это упрощает процедуру, с другой – делает детальное исполнение Приказа почти невозможным.

Скачать пример протокола вы можете у нас на сайте: Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме

Оформление протокола общего собрания собственников по новым правилам

Рассмотрим подробнее требования к оформлению итогов проведения общего собрания собственников многоквартирного дома в 2019 году.

Фиксированием результата голосования владельцев помещений многоквартирного дома занимается секретарь. Его выбирают отдельным вопросом на повестке дня и составляют за сроки, определенные ОСС, не дольше 10 дней, начиная со дня его организации.

Председательствующее лицо и счетная комиссия тоже находятся на ОСС. Обязанности Председателя: проведение ОСС, предоставление слова желающим выступить. По новым правилам, если большинство присутствующих на собрании проголосовали «Против» предложенных кандидатур председателя, секретаря или членов счётной комиссии, протокол ОСС обязан подписать инициатор проведённого собрания. В случае, когда на ОСС было принято решение об утверждении формы правления домом в виде ТСЖ, протокол обязаны подписать все собственники помещений МКД, оставившие положительный голос.

Бланк протокола общего собрания собственников многоквартирного дома имеет структуру, закрепленную законодательно. Новая форма итогового документа общего собрания собственников многоквартирного дома включает в себя следующие пункты:

  • Структура

Предписанная законодательно структура:

  • реквизиты;
  • непосредственно текст (вводная и основная части);
  • пронумерованные приложения;
  • подписи присутствовавших лиц.
  • Реквизиты

Перед текстом делается заголовок с соответствующим содержанием (можно использовать по образцу приведенную ниже схему). Обязательно прописываются в заголовке:

  1. «Протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме».
  2. Дата. Указываемой датой проведенного собрания будет день подсчёта голосов и подведения итогов голосования счётной комиссией. Если голосование длилось несколько дней, то указывается дата начала и окончания голосования. Дата, указанная на протоколе, должна соответствовать дате, указанной на уведомлении, врученном собственникам, о проведении собрания.

  3. Адрес расположения многоквартирного дом, в отношении которого принимается решение.
  4. Вид – очередное или внеочередное.
  5. Форма (очное, очно-заочное, заочное голосование). Форма управления выбирается отдельно для каждой новостройки. Именно жильцы принимают решение, какая форма управления им нужна – ТСЖ (Товарищество собственников жилья) или УК (Управляющая компания).

Помимо этого, необходимо поставить регистрационный номер протокола ОСС помещений многоквартирного дома. Это обязательный реквизит. Нумерация начинается с каждым новым календарным годом. Она соответствует порядку проведений общих собраний в течение года. То есть пишут «Протокол № 001 общего собрания собственников жилья…»

Статья 44.1 ЖК определяет, что общее собрание собственников многоквартирного дома можно провести путем:

  • Очного голосования владельцев помещений (все собственники многоквартирного дома присутствуют, чтобы обсудить и решить вопросы на повестке дня);
  • Очно-заочного голосования;
  • Заочного голосования.

В итоге шапка должна выглядеть следующим образом (как образец): «Протокол очередного общего собрания владельцев помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу ____________, проведенного в очно-заочной форме № ____».

ОСС может проходить параллельно очно и заочно. Подсчитываются, оформляются единым протоколом очно-заочного общего собрания собственников жилья многоквартирного дома результаты, полученные очным и заочным путем. Очно-заочная форма организации характеризуется целостностью действия. Это не два разных собрания, проведенных по очной, потом по заочной форме с целью добора участников голосования для признания его правомочным, а единое мероприятие из двух этапов.

  • Документы, которые необходимо разработать для проведения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома

При проведении собрания владельцев помещений многоквартирного дома по заочной форме составляется протокол общего собрания собственников помещений многоквартирного дома в заочной форме, его образец почти ничем не отличается. Такое ОСС может быть проведено с помощью информационной системы ЖКХ или опросным путем. Часто его проводят при отсутствии кворума.

Обязательный реквизит, прописанный Приказом – место хранения протоколов общих собраний и решений по вопросам, поставленным на голосование. Ранее протоколы хранились в Правлении товарищества или в квартире Председателя ТСЖ. Согласно новым требованиям, оригиналы этих документов должны направляться инициатором в орган ГЖН. Данная мера необходима во избежание фальсификации, подмены, утери документации.

  • Текст

В тексте различают две части: вводную и основную. Вводная – зафиксированная статистика, факты. В основной части записаны непосредственно процессуальные моменты проведения очного этапа. Заочный этап не описывается.

  • Вводная часть

Оформляя протокол, в этом разделе указываются данные:

  1. Инициатор. Для юр. лица согласно с регистрационными и учредительными документами прописывают наименование организации без сокращений, ОГРН. Для физического лица согласно с документом, удостоверяющим личность, Ф. И. О. без сокращений, прописывается номер жилого помещения, собственником которого выступает физлицо, реквизиты документа на право собственности.
  2. Кто председатель, секретарь и каков состав счетной комиссии.
  3. Список присутствующих и приглашённых лиц.
  4. Суммарное количество голосов собственников МКД.
  5. Кол-во голосов собственников МКД, принявших участие в голосовании
  6. Общая площадь многоквартирного дома.
  7. Повестка дня.
  8. Наличие/отсутствие кворума и правомочности собрания.
  • Основная часть

Здесь прописывается повестка дня и отдельные разделы (их количество соответствует вопросам).

Вопросы ставятся на рассмотрение собственниками многоквартирного дома соответственно уведомлению о проведении общего собрания. На повестке дня может стоять один или несколько вопросов. Вопросы пронумерованы. Запрещено добавлять пункт «Разное», обсуждать в его рамках различные вопросы. Запрещено ставить на повестку вопросы, не попавшие в уведомление о собрании. Нельзя вопросы с разным содержанием соединять в единой формулировке.

Согласно правилам заполнения, речь в основной части протокола собрания собственников помещений многоквартирного дома идет от 3 лица мн. числа (в образце это правило соблюдено). Основная часть включает 3 раздела:

Часть 1. «Слушали» – здесь пишется Ф. И. О. выступающего участника собрания, порядковый номер, содержание вопроса соответственно повестке, сокращенное содержание выступления или указание на приложение с текстом выступления.

Часть 2. «Предложено» – однозначная и краткая суть предложения по вопросу, стоящему на голосовании.

Часть 3. «Решили» – решения относительно всех вопросов, стоящих на повестке дня: формулировка может быть «за», «против», «воздержался». Обязательно пишется номер и точная формулировка вопроса соответственно повестке, сумма голосов по разным пунктам. В решении может быть несколько пронумерованных пунктов.

  • Сведения о присутствующих и приглашенных

Присутствующие – это физлица и юр. лица, имеющие право голоса (за ними закреплено право собственности на помещения в МКД).

Приглашенные – лица, находящиеся на собрании собственников помещений многоквартирного дома, но не имеющие право голоса. Чаще всего это юристы или другие эксперты.

После слова «Присутствующие» вносятся сведения обо всех лицах, присутствующих на ОСС собственников жилья многоквартирного дома. Они включают в себя:

  • Для юр. лиц – наименование, написанное без сокращений и ОГРН юр. лица соответственно регистрационным и учредительным документам, наименование и реквизиты документа, который подтверждает право собственности на помещение, суммарное количество голосов, которым владеет соответствующее лицо. Ф. И. О. (при наличии) представителя юридического лица (запись вносят в соответствии с документом, удостоверяющим личность), наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя юридического лица, подпись данного лица.
  • Для физических лиц - Ф. И. О. (при наличии) собственника помещения в многоквартирном доме и (или) его представителя (в случае если он принимает участие в общем собрании). Они указываются соответственно документу, удостоверяющему личность гражданина. Пишется номер помещения в многоквартирном доме, собственником которого является физическое лицо и реквизиты документа, подтверждающего право собственности на помещение. Указывается количество голосов соответствующего лица, наименование и реквизиты документа, подтверждающего полномочия представителя владельца помещения (при условии участия в общем собрании и голосовании), подписи всех указанных лиц.

Данные о лицах, присутствующих на собрании, можно оформить списком, если их число превышает 15 человек. В нем протоколируют информацию о присутствующих согласно п. 12 Приказа. Список – это обязательное приложение к протоколу общего собрания. В самом протоколе ставится пометка «Список прилагается, приложение № ____» сразу после написания общего количества присутствующих.

Приложения

Обязательные приложения к протоколу общего собрания собственников:

  1. Список владельцев жилья МКД, в котором находятся сведения: ФИО для физлиц и наименование без сокращений и ОГРН для юр. лиц. Данный список содержит номера помещений, находящихся в их собственности, количество голосов во владении каждого собственника, а также реквизиты документов на право собственности.
  2. Копия текста сообщения о факте проведения общего собрания собственников МКД.
  3. Реестр, в котором прописано вручение собственникам МКД уведомлений о дате собрания и вопросах, поставленных на повестку. В нем содержатся сведения о владельцах, способ направления извещений, дата получения или его представителем.
  4. Списки приглашённых и присутствующих на голосовании лиц.
  5. Документация, либо заверенная копия документов, подтверждающих полномочия представителей приглашённых и присутствующих лиц;
  6. Результаты решения (бюллетени).
  7. Документы, находящиеся на повестке дня и по которым были сделаны решения в результате голосования.
  8. Прочие документы, определенные решением общего собрания как обязательные приложения к протоколу.

Каждое приложение к протоколу должно быть пронумеровано, сшито, последний лист подписывается секретарём, а также прописывается общее количество страниц. Ответственным за подготовку бюллетеней является лицо, инициировавшее собрание.

  • Подписи

Количество голосов собственников, расписавшихся в бланке регистрации, определяет наличие кворума. Чтобы избежать фальсификации, неточности, обычного недоверия со стороны отдельно взятых владельцев жилья, имеет смысл каждому участнику голосования (представителям по доверенности и собственникам) выдавать бюллетень, где собственники сами вписывают нужные данные и подписывают его. При необходимости оформление результатов голосования, проведенное таким образом, станет гарантией открытости и честности процедуры и даст убедиться в правильности расчетов, произвести пересчет голосов.

При заочной форме бюллетени с результатами голосования тоже включаются приложением к итоговому протоколу.

При соблюдении этой процедуры нет нужды в подписании итогового протокола всеми собственниками жилья.

Реквизиты подписи протокола должны содержать:

  • фамилия, инициалы председательствующего лица;
  • фамилия, инициалы секретаря;
  • фамилия, инициалы лиц, проводящих подсчет голосов по установленной формуле.

Все указанные лица расписываются собственноручно, ставят дату проставления подписи. Если на этом собрании только стоял вопрос об избрании председателя и счетной комиссии, в реквизитах подписи стоят фамилия и инициалы инициатора проведенного собрания.

Если на ОСС были отклонены предложенные кандидатуры секретаря, председателя или членов счётной комиссии, вместо них протокол подписывается инициатором собрания.

Вы можете скачать образец протокола общего собрания собственников многоквартирного дома (в конце статьи) – это будет наглядным примером того, как правильно составлять такой документ.

Кому, зачем и когда передается протокол общего собрания собственников МКД

Согласно новым требованиям, с 21 февраля 2019 года УК, ТСЖ, ЖСК обязаны направлять оригиналы протоколов и решений ОСС в орган жилищного надзора, находящийся по месту расположения МКД, в котором проводилось собрание.

Управляющие организации, товарищества и кооперативы должны направить подлинники документов в срок, не превышающий 5 дней, со дня получения подлинников протокола и решений и от инициатора.

В свою очередь, инициатор собрания обязан в десятидневный срок направлять оригиналы протокола ОСС и принятых решений в УК, ТСЖ, ЖСК в 10-дневный срок со дня окончания подсчёта голосов. При непосредственной форме управления МКД инициатор должен направить подлинники указанных документов в орган ГЖН.

Если собственниками по результатам ОСС было принято решение о заключения прямого договора в ресурсоснабжающими организациями, инициатор собрания обязан направить в 10-дневный срок одновременно оригинал протокола и принятого решения в орган ГЖН и копию данных документов в управляющую организацию и ресурсникам.

Подлинники протоколов и решений ОСС должны быть направлены в орган жиднадзора способом, который сможет подтвердить факт и дату получения документов получателем. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ, сканы подлинников решений ОСС должны быть размещены в открытом доступе, в системе ГИС ЖКХ в течение 5 рабочих дней с момента их направления в жилищную инспекцию. Однако, если отсканированные образцы документов были размещены в системе раньше, чем направлены в орган государственного жилищного надзора, датой направления протокола будет считаться дата его размещения в системе.

В каких случаях возможно признание протокола общего собрания собственников недействительным

Бывают ситуации, когда происходит оспаривание итогового документа общего собрания собственников согласно п. 6 ст. 46 ЖК РФ.

«Собственник помещения в многоквартирном доме вправе обжаловать в суде решение, принятое общим собранием собственников помещений в данном доме с нарушением требований настоящего Кодекса, в случае, если он не принимал участие в этом собрании или голосовал против принятия такого решения и если таким решением нарушены его права и законные интересы» (п. 6 ст. 46 ЖК РФ).

При нарушении или несоблюдении законных требований ЖК РФ член ТСЖ или пайщик ЖСК, не принимающий участия в собрании или отдавший свой голос «Против», посчитавший, что результаты голосования нарушают его права и законные интересы, имеет право подать в суд.Обжалование протокола общего собрания собственников можно осуществить в течение 6 месяцев со дня, когда стало известно или должно было стать известно о решении по поставленному вопросу. Учитывая все обстоятельства дела, суд имеет право сохранить в силе решение. Так происходит, если нарушения при голосовании не являются существенными, голос собственника не мог повлиять на результат голосования, и принятое на голосовании решение не повлекло за собой причинение убытков данному собственнику.

К основаниям для признания нарушенными требований ЖК РФ и интересов собственника касательно организации общедомового собрания относятся любые факторы, мешающие реализовать право собственника на участие в принятии решения общедомовым собранием собственников в многоквартирном доме. Такими могут стать обстоятельства, которые выражаются в нарушении следующих требований:

  • о порядке и сроках извещения о месте и времени проведения собрания, о вопросах повестки дня;
  • об определении правомочности собрания (кворума);
  • о содержании информационного сообщения;
  • о возможности ознакомления с необходимой для принятия решения собственником помещения информацией, до собрания или в ходе его проведения;
  • о надлежащем удостоверении полномочий представителей собственников;
  • о порядке подсчета голосов собственников помещений при голосовании, включая лиц, обладающих правом долевой собственности на помещения, собственников комнат в коммунальной квартире;
  • Оо выполнении требований к документированию решений собрания, в частности бюллетеней заочного собрания;
  • о порядке подтверждения полномочий собственника помещения, определения числа принадлежащих ему голосов.

Чем грозит подделка протокола общего собрания собственников

Подделка преследуется по УК РФ, как и подделка любых других документов. При подделке подписей, внесении ложных сведений, оформлении задним числом ранее существовала практика, по которой органы исполнительной власти отказывались возбуждать уголовные дела по статье 327 УК РФ "Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов".

Решения, принятые собственниками, как и протокол общего собрания собственников, по мнению органов следствия, не считались официальными документами . Сфальсифицировать протокол не сложно, а вот доказать этот факт в суде и оспорить его – большая проблема. Судебная практика показывала, что даже после предоставления неоспоримых доказательств, виновные лица избегали ответственности.

Итогами подобного отношения стало то, что собственники и УК могли подделать протокол собрания, не соблюдать установленную процедуру проведения собрания. Никто не нес уголовной ответственности за финансовые потери собственников.

Обманутые собственники вынуждены были самостоятельно добиваться правосудия через гражданские суды. Хотя есть возможность возбудить уголовное дело по статье 159 УК РФ "Мошенничество", органы правопорядка не спешили идти навстречу.

Попытки законодательно решить эту проблему были и раньше. Предлагались самые разные законопроекты, в том числе об уголовной ответственности при препятствовании честному выбору формы управления. Но дальше первого чтения инициативы не проходили.

По принятым законодательным нормам протокол общего собрания собственников многоквартирного жилого дома обладает статусом официального документа. Определение этому дается ч. 1 ст. 46 ЖК РФ. В него внесены изменения Федеральным законом от 29.06.2015 № 176-ФЗ.

Законодательно закреплен официальный статус документов – решений, принятых на общедомовом голосовании и протоколов общего собрания собственников помещений МКД. На собственников в МКД возлагаются обязанности относительно общего имущества, возможно изменение объема обязанностей и прав, освобождение этих собственников от обязанностей. Они также подтверждают факты, по которым наступает юридическая ответственность.

Подделка протокола ОСС регламентируется ст. 327 УК РФ. В случае признания вины по данной статье, осужденный наказывается принудительными работами сроком до 2 лет, арестом сроком до 6 месяцев, ограничением или лишением свободы до 2 лет включительно.

При признании факта использования заведомо поддельного документа, на осужденного налагается денежный штраф суммой до 80 000 рублей, либо штраф в размере заработной платы или иных доходов осужденного в течение шести месяцев. Также возможно назначение наказания в виде обязательных работ сроком до 480 часов.

  • Что изменилось в правилах оспаривания договора управления МКД

Решения суда по подделке протокола ОСС

Нужно учесть отсутствие единой практики в судах при рассмотрении дел о подделке протоколов, признании недействительным решения общего собрания собственников.

Обычно факт не проведения собрания и фальсификации протокола доказывается следующим образом:

  • приговор или постановление следственных органов, указывающих на подделку;
  • подделка подписи секретаря, собственников помещений, председателя;
  • показания свидетелей, пояснивших на судебном заседании, что не получали извещения о проводимом собрании, не принимали в нем участия;
  • показания собственника жилой площади, поясняющие суду факт фальсификации его подписи, а также, что не он инициировал собрание, не проводил его, не был его участником;
  • подлинник общего собрания не был предоставлен суду;
  • представление листа регистрации собственников, с отсутствующей в нем датой составления документа, отсутствие в документе четких пояснений, к какому конкретно собранию собственников он относится и какие вопросы призван решить.

Фальсификация протокола собрания собственников после вступления в силу поправок в ЖК РФ регламентируется 327 статьей Уголовного кодекса РФ.

Рассмотрим решения суда по подделке протокола ОСС на примерах:

1 пример.

Прокурор Чкаловского района г. Екатеринбурга обратился в суд с исковым заявлением к ТСЖ «Старый Химмаш», МБУ «Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере». Данным иском просили лишить силы решение общего собрания собственников помещений. Прокурор, представляя интересы собственников, просил признать незаконными действия по выставлению квитанций и взимание платы за коммунальные услуги и жилье.

Проверка выявила многочисленные факты нарушений жилищного законодательства – подделка протоколов общих собраний, нарушение порядка выбора способа управления. Согласно одному из фальсифицированных протоколов, собственники выбрали способ управления в форме ТСЖ путем вступления в уже существующее ТСЖ «Старый Химмаш».

Суд удовлетворил исковые требования к ТСЖ «Старый Химмаш», МБУ «Центр муниципальных услуг в жилищно-коммунальной сфере». Отменил принятые ранее решения общего собрания. Признал действия по выставлению счетов и взиманию платы за коммунальные услуги и жилье – незаконными.

2 пример.

После подделки 4-х подписей УК СЭУ-ФС-6, расположенная в Москве, с мая 2015 г. начала брать плату за капремонт дома и переводить ее на специальный собственный счет Сбербанка. В марте 2016 года Головинский районный суд Москвы признал незаконность протокола общего собрания и результатов голосования по вопросу о сборе средств на капремонт. Почти тысяча собственников огромного дома смогла защитить свои интересы. К тому моменту на капремонт было выплачено около 1,3 миллиона рублей. Их расхищение в особо крупном размере удалось предотвратить.

3 пример.

Обращение в суд пришло от собственника квартиры (истца). Он предъявил иск к ЖК. В нем он изложил просьбу провести перерасчет платежей. Платежи по содержанию общедомового имущества и капитальному ремонту МКД, с точки зрения истца, предъявили необоснованно. Истец предоставил в суд справку, подписанную председателем кооператива. При изучении предоставленной справки, был сделан вывод, что на общедомовом собрании не приняли смету затрат на содержание общедомового имущества и капремонт МКД.

Председателем кооператива, при рассмотрении дела, был также предоставлен суду протокол общего собрания собственников. Предоставленный протокол подтверждал факт утверждения сметы о финансировании на капитальный ремонт и содержание общедомового имущества МКД. Истцом на основании ст. 186 ГПК РФ было заявлено ходатайство о подделке жилищным кооперативом представленных доказательств по делу. Государственная жилищная инспекция по Новосибирской области осуществила проверку содержания общего имущества дома. Проведенная проверка показала, что места общего пользования содержались ненадлежащим образом. На общем собрании не утвердили тариф на содержание общего имущества. Жилищный кооператив выдал справку, что отсутствует смета, принятая надлежащим образом, на содержание и ремонт общедомового имущества. Ссылаясь на показания четырех свидетелей, суд решил отказать в удовлетворении ходатайства о подделке протокола общего собрания собственников.

Как усматривалось из материалов дела, жилищный кооператив представил в суд 4 разных варианта расчета задолженности. Расчеты, сделанные председателем кооператива и бухгалтером, не имеют обоснования и не соответствуют требованиям к такой документации. Суд первой инстанции это признал, но в удовлетворении иска отказал, несмотря на установленный факт обсчета истца и передачу ложной информации.

Образец протокола:

Для физ. лиц: Ф.И.О.

№ помещения и реквизиты документа о праве собственности на него

Ф.И.О. представителя, реквизиты документа, удостоверяющие полномочия представителя

Для юр. лиц: наименование юридического лица, номер ОГРН

Приглашённые лица :

Повестка дня общего собрания собственников жилья многоквартирного дома:

1. Об избрании членов счетной комиссии, председателя и секретаря общего собрания.

5. Об определении места для размещения результатов общего собрания по вопросам, поставленным на голосование, с целью ознакомления с ними всех собственников помещений в многоквартирном доме.
6. Об определении места хранения документов общего собрания.
На дату проведения собрания установлено, что :

помещений в доме, которые составляют 100% голосов;

жилых и нежилых помещений в доме;

повестке дня;
г) общее собрание объявляется открытым
/при отсутствии кворума собственников протокол подписывается инициаторами общего собрания/

1. Об избрании членов счетной комиссии, председателя и секретаря общего собрания

Решение вопроса № 1 «Об избрании счетной комиссии, председателя и секретаря» в составе __ чел.в предложенном составе ________________________.
(принято / не принято)

    1. Об определении места для размещения результатов общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по вопросам, поставленным на голосование, с целью ознакомления с ними всех собственников помещений в многоквартирном доме.

Решение вопроса № 5 «Об определении места для размещения результатов общего собрания по вопросам поставленным на голосование, с целью ознакомления с ними всех собственников помещений в многоквартирном доме» ________________________, решения общего собрания размещаются ______________________________.
(принято / не принято) (указать место).

    1. Об определении места хранения документов общего собрания.

Решение вопроса № 6 «Об определении места хранения документов общего собрания собственников жилья в многоквартирном доме» ________________________
(принято / не принято)
документы общего собрания хранятся______________________________________________.
(указать место)

(ФИО, иные сведения)

Приложения к протоколу :


1

Реестр собственников помещений содержащий сведения обо всех собственниках помещений в МКД на " " л.

Сообщение о проведении общего собрания на " " л.

Реестр вручения собственникам помещений в МКД сообщений о проведении общего собрания на " " л.

Список собственников помещений в МКД, присутствующих на общем собрании на " " л.

Доверенности (или их копии) удостоверяющие полномочия представителей собственников помещений в МКД на " " л.

Решения собственников помещений в многоквартирном доме в 1 экз. на " " л.

Иные документы или материалы (при их наличии и в случае определения их в качестве обязательного приложения к протоколу) на " " л.

Председатель общего собрания

(подпись)

(Ф.И.О.) (дата)

Секретарь общего собрания

Если, присутствующих лиц, более пятнадцати, информация может быть оформлена в виде списка, который является обязательным приложением к протоколу. В этом случае, в протоколе после указания количества присутствующих делается отметка «Список прилагается, приложение № ____».

За исключением случая, если решением общего собрания предусмотрено размещение сообщения о проведении собрания в помещении данного дома, определенном таким решением и доступном для всех собственников помещений в данном доме

Полезное видео

По теме статьи посмотрите также познавательное видео «Из чего состоит протокол общего собрания»:

Вложенные файлы

  • Образец протокола общего собрания собственников помещений многоквартирного дома.docx

Горячее лето 2016 года в разгаре: 3 июля вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 N 355-ФЗ , вносящий изменения в ЖК РФ и Федеральный закон «О водоснабжении и водоотведении» .

Документ кроме прочего установил требования для сохранения средств фонда капитального ремонта , формируемого на спецсчёте, и обозначил условия для выбора кандидата на должность руководителя регионального оператора.

Сохранность средств фонда капитального ремонта

Важные изменения коснулись ч. 2 ст. 44 ЖК РФ , утверждающей компетенцию общего собрания собственников в МКД. С учётом внесённых преобразований в круг вопросов, решаемых ОСС, теперь входит принятие решений о способе организации фонда капитального ремонта на специальном счёте.

В связи с этим у ОСС появляется право:

  • устанавливать размер взноса на капитальный ремонт;
  • определять минимальный размер фонда капитального ремонта - если законом субъекта РФ установлен минимальный размер фонда капитального ремонта;
  • выбирать лицо, ответственное за открытие специального счёта;
  • заключать договор банковского вклада для размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта на специальном счёте;
  • совершать операции с денежными средствами, находящимися на специальном счёте, специальном депозите в российском банке, в котором планируется завести такой счёт;
  • размещать временно свободные средства фонда в российских кредитных организациях.

Таким образом, закрепляется порядок размещения временно свободных средств фонда на специальном депозите в российском банке.

К тому же сдвинулся срок уплаты пени. Если раньше собственники помещений в МКД, несвоевременно или не полностью уплатившие взносы на капитальный ремонт, должны были платить пени со дня, следующего после дня наступления установленного срока оплаты, то теперь - с 31-го дня после наступившего срока оплаты.

Специальный депозит

Средства со спецсчёта, хранящиеся на специальном депозите, могут взиматься с его владельца только в случаях обязательств по договорам, заключённым на ОСС (пп. 1.1-1, 1.2 ч. 2 ст. 44 ЖК РФ), и договорам на оказание услуг или выполнение работ по КР ОИ в МКД.

Операции по специальному счёту

  • списывать денежные средства для расчёта за оказанные услуги и выполненные работы по КР ОИ в МКД;
  • списывать денежные средства для погашения кредитов, взятых для оплаты услуг и работ по ч. 1 ст. 174 ЖК РФ ;
  • перечислять денежные средства с одного спецсчёта на другой, если спецсчёт был сменён;
  • на основании решения собственников помещений в МКД перечислять денежные средства на счёт регионального оператора капитального ремонта и зачислять денежные средства, поступившие от регионального оператора, при смене способа формирования фонда;
  • зачислять взносы и пени на капитальный ремонт.

В связи с появлением специального депозита появляются ещё три возможности:

  • размещение всех денежных средств или их части на специальном депозите;
  • зачисление денежных средств со спецсчёта на специальный депозит;
  • возврат денежных средств или их части, процентов от их размещения на специальном депозите в соответствии с условиями договора специального депозита на спецсчёт.

Руководитель регионального отделения

Федеральным законом N 188-ФЗ в ст. 178.1 ЖК РФ закрепляются требования, предъявляемые к руководителю регионального отделения или к кандидату на эту должность.

Назначение на должность руководителя регионального отделения происходит по итогам открытого конкурса.

Требования к кандидату чётко определены. На эту должность не может быть назначен человек, если:

  • суд признал его недееспособным или ограниченно недееспособным;
  • он находится на учёте в наркологическом или психоневрологическом диспансере, так как проходит лечение от алкоголизма, наркомании, токсикомании, хронических и затяжных психических расстройств.

У кандидата не может быть неснятой или непогашенной судимости, неисполненного наказания за любое административное правонарушение в виде дисквалификации.

Не сможет быть руководителем регионального оператора депутат законодательного (представительного) органа субъекта РФ, депутат органа местного самоуправления или государственный служащий. Если же такой кандидат признаётся победителем открытого конкурса, то ему необходимо сложить полномочия депутата или прекратить служебный контракт о прохождении госслужбы в течение одного месяца со дня принятия соответствующего решения конкурсной комиссией.

Квалификационные требования проверяются на экзамене:

  • для кандидата на должность руководителя регионального оператора он проводится при проведении открытого конкурса;
  • для руководителя регионального оператора - не реже одного раза в три года, начиная с момента назначения.

Крупнейшие банки страны создадут спецдепозиты для сбережения средств, накопленных собственниками на капремонт. Об этом представители кредитных организаций сообщили в рамках совещания, прошедшего под председательством заместителя Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, Главного государственного жилищного инспектора Андрея Чибиса.

Представители ЦБ РФ и банков обсудили механизмы запуска специальных депозитов для собственников, выбравших для формирования фонда капремонта спецсчет. Такие депозиты помогут защитить накопленные средства от инфляции и увеличить сумму на проведение работ за счет начисленных процентов.

Возможность размещения накопленных собственниками средств на спецдепозите была введена в начале июля, и, по оценке ЦБ РФ, ряд кредитных организаций уже ввел соответствующие финансовые продукты. Например, уже сегодня собственники могут открыть специальный депозит в Сбербанке России. В ближайшее время подобные программы появятся и в других банках, соответствующих требованиям, установленным Жилищным Кодексом Российской Федерации о размере уставного капитала в 20 млрд руб. По данным Центробанка, сегодня им соответствует 53 банка.

«Законодательством предусмотрен удобный механизм защиты средств, накопленных собственниками на капремонт. Если дом новый, то накопления могут формироваться и 5, и 10 лет и, безусловно, необходим обеспечить удобные и безопасные инструменты их сбережения. Уверен, что в тесном диалоге с банковским сообществом нам удастся запустить широкий выбор депозитов для этих целей, наша общая задача - сделать этот инструмент широко распространенным и эффективным», - прокомментировал замглавы Минстроя России Андрей Чибис.

В соответствии с частью 3 статьи 179 Жилищного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.

Правила
размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах
(утв. Правительства РФ от 23 мая 2016 г. № 453)

1. Настоящие Правила устанавливают порядок и условия размещения временно свободных средств фонда капитального ремонта, формируемого на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах (далее соответственно - региональный оператор, фонд капитального ремонта), в российских кредитных организациях, соответствующих требованиям, установленным статьей 176 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - кредитные организации).

2. Временно свободными средствами фонда капитального ремонта для их размещения региональным оператором в кредитных организациях являются:

а) остатки средств, полученных от собственников помещений в многоквартирных домах, образовавшиеся на счете (счетах) регионального оператора, не использованные в предыдущем году в соответствии с требованиями к обеспечению финансовой устойчивости деятельности регионального оператора, установленными частями 2 и 3 статьи 185 Жилищного кодекса Российской Федерации;

б) остатки средств, полученных из других не запрещенных законом источников, на счете (счетах) регионального оператора, не использованные в предыдущем году и не обремененные исполнением региональным оператором обязательств по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в текущем году и другими обязательными платежами;

в) средства, поступившие на счет (счета) регионального оператора в текущем году, если использование их региональным оператором для выполнения обязательств по финансированию капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, в том числе по заключенным договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и другим обязательным платежам, не планируется в течение предстоящего календарного месяца и (или) квартала текущего года.

3. Размер временно свободных средств фонда капитального ремонта определяется высшим коллегиальным органом управления регионального оператора на основании данных о состоянии счета, финансового плана доходов и расходов регионального оператора, кассового плана исполнения региональным оператором денежных обязательств по заключенным договорам об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в соответствии с региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах и (или) краткосрочным планом реализации региональной программы, а также на основании графика других обязательных платежей, осуществляемых за счет средств фонда капитального ремонта, и подлежит одобрению попечительским советом регионального оператора.

4. Предельный размер временно свободных средств фонда капитального ремонта, размещаемых раздельно по видам средств, указанных в настоящих Правил, устанавливается ежегодно высшим коллегиальным органом управления регионального оператора и подлежит одобрению попечительским советом регионального оператора.

5. Решение о размещении временно свободных средств принимается высшим коллегиальным органом управления регионального оператора.

6. Временно свободные средства фонда капитального ремонта размещаются на условиях договора банковского вклада (депозита) в валюте Российской Федерации в кредитных организациях, отобранных региональным оператором по результатам конкурса, проведенного в соответствии с положением о проведении конкурса по отбору кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором, утверждаемым Правительством Российской Федерации.

7. Средства, указанные в настоящих Правил, размещаются на депозитах на срок не более 3 месяцев.

8. Региональный оператор обязан обеспечить постоянную проверку соответствия кредитных организаций, в которых временно размещены свободные средства фонда капитального ремонта, требованиям, с учетом которых каждая из них была допущена к участию в конкурсе по отбору кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором.

9. Размещение временно свободных денежных средств фонда капитального ремонта не должно приводить к возникновению дефицита средств, необходимых для расчета за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, и риску привлечения регионального оператора к имущественной ответственности, предусмотренной договором об оказании услуг и (или) о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах.

10. Договор банковского вклада (депозита), на основании которого размещаются временно свободные средства фонда капитального ремонта, предусматривает в том числе:

а) условие о возможности досрочного расторжения указанного договора региональным оператором в одностороннем порядке и изъятия размещенных временно свободных средств не позднее 1 рабочего дня со дня предъявления региональным оператором к кредитной организации требования о досрочном расторжении такого договора при возникновении дефицита средств, необходимых для расчета за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, при этом такое требование должно содержать информацию об объеме обязательств перед подрядными организациями за оказанные услуги и (или) выполненные работы по капитальному ремонту и подтверждение размера остатка денежных средств на счете (счетах) регионального оператора;

б) условие о возможности досрочного расторжения указанного договора региональным оператором в одностороннем порядке и изъятия размещенных временно свободных средств не позднее 1 рабочего дня со дня публикации Центральным банком Российской Федерации информации, свидетельствующей о том, что кредитная организация, в которой размещены временно свободные средства фонда капитального ремонта, перестала соответствовать требованиям, с учетом которых каждая из них была допущена к участию в конкурсе по отбору кредитных организаций для открытия счетов региональным оператором;

в) обязательство кредитной организации о выплате процентов на изъятую сумму депозита, начисленных исходя из процентной ставки, определенной указанным договором, и срока фактического действия такого договора, при досрочном его расторжении в случаях, предусмотренных и настоящего пункта.

Обзор документа

Утвержден порядок и условия размещения временно свободных средств фонда капремонта, формируемого на счете регионального оператора.

Установлено, какие средства признаются временно свободными. Это поступившие на счет регоператора остатки средств, полученных от собственников помещений и из других источников, не использованные в предыдущем году, а также средства, поступившие в текущем году, если их использоввание не планируется в предстоящем календарном месяце и (или) квартале текущего года.

Предельный размер временно свободных средств устанавливается ежегодно высшим коллегиальным органом управления регоператора и одобряется его попечительским советом.

Временно свободные средства размещаются на условиях договора банковского вклада (депозита) в кредитных организациях, отобранных по результатам конкурса. Такое размещение не должно приводить к возникновению дефицита средств, необходимых для расчёта за услуги и (или) работы по капремонту, и риску привлечения регоператора к имущественной ответственности.

Спецсчета, на которых собственники собирают деньги для проведения капремонта своего дома, могут получить статус депозитных. Кроме того, на днях внесен в Госдуму законопроект, предлагающий освободить от налога на прибыль набежавшие на таких счетах проценты. Все это должно помочь защитить деньги собственников от инфляции, чтобы делать "заначку" на капремонт было реально и выгодно. Тем не менее на практике использовать данное им законом право собственникам помещений очень сложно.

Напомним, что закон установил две возможности накопить необходимые средства: счет регионального оператора (создается властями каждого региона) и "личный" спецсчет, который могут открыть в банке собственники одного дома. В первом случае возникает "общий котел": средствами распоряжается, перераспределяет их и проводит ремонт в установленные региональной программой сроки в разных домах "дядя" региональный оператор. Во втором - прав у собственников намного больше и прозрачность этой модели лучше, но и проблем при открытии спецсчета возникает "выше крыши".

Месяц назад свое веское слово по поводу введенного законом обязательного платежа на капремонт сказал Конституционный суд. Он подтвердил, что взимание взносов - это нормально, платить надо. При этом уверенности в том, что предложенные законодателями способы накопления будут работать, ни у специалистов, ни, тем более, у населения нет. Региональные операторы только появились, а в прессе уже масса сообщений о злоупотреблениях, нецелевом использовании денег, внесенных жителями.

"Правовое регулирование по двум моделям формирования фонда для капремонта многоквартирного дома у нас очень неравноценно, - пояснил "РГ" ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев. - Спецсчету в законе посвящена целая глава. Но модель ориентирована скорее не на аккумулирование большой суммы, достаточной для проведения полного цикла работ по дому, а на то, чтобы скопить некую минимально необходимую сумму и периодически ее расходовать с последующим пополнением, оперативно выполняя выборочные ремонты". В принципе, и эта возможность, если пользоваться ею рачительно, помогает собственникам поддерживать дом в нормальном состоянии. Не секрет, что многие жилкооперативы и ТСЖ, члены которых регулярно "скидываются" на поддержание дома в порядке, до капремонта свое жилище зачастую и не доводят.

Тем не менее полностью от проведения серьезных, дорогостоящих работ не уйти. В других странах они выполняются не за счет 100-процентного накопления, а за счет кредитов. У нас о такой возможности говорят много лет, но выстроить правовое регулирование так, чтобы банки были заинтересованы сотрудничать с ТСЖ и УК, нам пока не удается.

"Фактически в России отсутствует практика получения кредитов на капремонт, - констатирует Дмитрий Гордеев. - Причин несколько. Это и небольшой уставной капитал - у УК он может быть только 10 тысяч рублей. И отсутствие у управляющих и ТСЖ имущества, которое могло бы использоваться в качестве залога".

В странах Балтии, где так же, как и у нас, есть понятия индивидуальной собственности на квартиру и общего домового имущества, проблему решили, создав государственные структуры, предоставляющие поручительство при получении кредита в банке. В Эстонии, например, этим занимается государственное гарантийное агентство: его первоначальный капитал сформирован за счет государства, а поручительства объединениям собственников оно дает за небольшую плату. "Разумеется, кредиты получают не все: агентство проверяет платежную дисциплину квартирных товариществ, насколько хорошо они работают, существует ли внутренний контроль и т.д., - поясняет Гордеев. - Но в итоге такой механизм снижает для банков риск невозвращения кредита, и они назначают небольшой процент".

В результате модель работает успешно: собственникам достаточно накопить 10-20% от предполагаемой сметы на ремонт, остальную сумму добавляет банк. К тому же предусмотрены и бюджетные гранты со стороны государства. Люди, получив кредит, выполняют работы, получают отремонтированный дом и спокойно возвращают кредит в течение 10-20 лет. А если, например, за счет проведенного утепления повышается энергоэффективность дома, то расходы собственников на отопление становятся меньше и, соответственно, часть кредита гасится за счет такой экономии.

Кстати

Кроме того, говорит Гордеев, для того, чтобы схема кредитования работала, нужно, чтобы регионы устанавливали норматив минимального размера фонда ремонта: желательно 20-30% от полной его стоимости. Накопив эту часть, недостающие средства собственники смогут получать за счет заимствования. Пока же нормативно-правовое поле фактически вынуждает людей пользоваться только первой моделью - услугами регионального оператора, и в этом котле пропадает мотивация развивать самоуправление и более рачительно относиться к капитальному ремонту.