21.09.2019

«Ты не можешь более управлять. Неверный управитель


Наглядные уроки Христа Уайт Елена

«ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ»

«ПРИОБРЕТАЙТЕ СЕБЕ ДРУЗЕЙ БОГАТСТВОМ НЕПРАВЕДНЫМ»

Основано на Еванг. Луки 16:1-9.

Пришествие Христа было во время наибольшего духовного упадка. Люди подчинили вечное преходящему, требования будущего - делам настоящего. Они приняли призрак за действительность, и действительность за призрак. Они не видели верою невидимого мира. Сатана поставил пред ними предметы жизни, как нечто заслуживающее наибольшего внимания и всепоглощающее, и они поддались его искушением.

Христос пришел, чтобы изменить порядок вещей. Он старался разрушить чары, которыми люди были ослеплены и обольщены. В Своем учении Он старался согласовать требования людей и земли и обратить мысли людей от настоящего к будущему. От их стремлений к временному Он призывал их к приготовлению для вечности.

«Один человек был богат», сказал Он, «и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его». Богатый человек оставил все свое имущество на руки своего слуги, но слуга был неверным, и господин убедился, что он был систематически обкрадываем. Он решил не удерживать его далее на службе и позвал для исследования его счетов. «Что это я слышу о тебе?» сказал он, «дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять».

С перспективою увольнения пред собою, управляющий видел три пути, открытыми для его выбора. Он должен работать, или просить, или умереть с голоду. И он сказал в себе самом: «что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом: копать не могу, просить стыжусь: знаю, «что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят».

Таким путем неверный слуга сделал других соучастниками в своей нечестности. Он обманул своего господина, чтобы быть полезным им, но через приобретение этой пользы они поставили самих себя под обязательство принять его, как друга, в свои дома.

«И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил». Мирской человек похвалил догадливость человека, обманувшего его. Но похвала богача не была похвалою Божией.

Христос не похвалил неверного управителя, но употребил прекрасно известный случай, чтобы иллюстрировать урок, который он желал преподать. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Спаситель был осужден фарисеями за общение с мытарями и грешниками, но Его интерес к ним не уменьшился, и Он не прекратил Своих стараний для них. Он видел, что их занятие вводило их в искушение. Они были окружены приманками зла. Первый ложный шаг был легок, и спуск был быстрым к еще большей бесчестности и увеличению преступлений. Христос старался всякими средствами приобрести их для более высоких целей и принципов. Эту цель имел Он в разуме в притче о неверном управителе. Среди мытарей был как раз такой случай, как представленный в притче, и в описании Христа они узнавали их собственные обыкновения. Их внимание было привлечено, и из картины их собственных бесчестных действий многие из них извлекли урок духовной истины.

Притча тем не менее была высказана непосредственно к ученикам. Им первым была уделена закваска истины, и через них она должна была достигнуть других. Многого из учения Христа ученики сначала не понимали, и часто Его уроки бывали почти забыты. Но под влиянием Святого Духа эти истины были после оживлены с ясностью, и через учеников они были ярко поставлены пред новообращенными, присоединившимися к церкви.

И Спаситель также говорил и к фарисеям. Он не оставлял надежды, что они заметят силу Его слов. Многие были глубоко изобличены, и, если бы они слушали истину под наставлением Святого Духа, то некоторые сделались бы верующими во Христа.

Фарисеи пытались уронить Христа во мнении народа, обвиняя Его в общении с мытарями и грешниками. Теперь Он обращает упрек к Своим обвинителям. Он держит пред фарисеями сцену, имевшую место среди мытарей и одновременно представлявшую, как направление их действий, так и показывающую единственный путь, которым они могут искупить свои ошибки.

Добро господина было вверено его неверному управителю для благих целей, но он употребил его для себя. Так и с Израилем. Бог избрал семя Авраама. Мышцею простертою Он освободил их из Египетского пленения. Он сделал их хранилищем священной истины для благословения мира. Он вверил им живых прорицателей, дабы они могли передавать свет другим. Но Его управители употребили эти дары для обогащения и возвеличения самих себя.

Фарисеи, полные напыщенности и самоправедности, дурно применяли добро, одолженное им Богом, чтобы употребить его для Его славы.

Слуга, как говорится в притче, не сделал никакой заготовки для будущего. Добро, вверенное ему для блага других, он употребил для себя, но он думал только о настоящем. Если бы управление было взято от него, он не имел бы ничего, что мог бы назвать своим. Но добро его господина было еще в руках его, и он решил употребить его так, чтобы обеспечить самого себя против будущей нужды. Чтобы исполнить это, он должен был работать по новому плану. Вместо того, чтобы собирать для себя, он должен уделять другим. Этим он мог приобрести друзей, которые приняли бы его, когда он был выгнан вон. Так и с фарисеями. Управительство должно было быть скоро взято от них, и они должны были приготовиться для будущего. Только путем делания добра другим, они могли извлечь пользу для самих себя. Только путем уделения Божиих даров в настоящий жизни другим, могли они приготовиться к вечности.

Рассказав притчу, Христос сказал: «сыны века сего догадливее сынов света в своем роде». Это значит, что люди мира проявляют больше мудрости и настойчивости в служении самим себе, нежели это делают называющие себя детьми Божиими в их служении Ему. Так это было во дни Христа/Так это и теперь. Взгляните на жизнь многих, кто называют себя христианами. Господь одарил их способностями, силою и влиянием. Он вверил им деньги, чтобы они могли быть соработниками Ему в великом деле искупления. Все Его дары должны быть употреблены в благословение человечеству, в помощь страдающему и нуждающемуся. Мы должно кормить голодного, одевать нагого, заботиться о вдове и сироте, служить отчаявшемуся и споткнувшемуся. Бог никогда не имел ввиду, чтобы в мире существовала такая широко распространенная бедность. Он никогда не имел в виду того, чтобы один человек имел изобилие роскоши жизни в то время, как дети другого вопиют о хлебе. Средства, превышающие действительные потребности, вверены человеку для того, чтобы делать добро и благословлять человечество. Господь говорит: «Продавайте имения ваши и давайте милостыни», будьте «щедры и общительны», «когда делаешь пир, позови нищих, увечных, хромых, слепых». «Разреши оковы неправды», «угнетенных отпусти на свободу», «расторгни всякое ярмо». «Раздели с голодным хлеб», «бедных введи в дом», «когда увидишь нагого - одень его», «напитай душу страдальца». «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». Таковы повеления Господа. Делает ли все это огромное тело христианства?

Увы, как много людей присваивают себе дары Божий! Как много людей прибавляют дом к дому и землю к земле! Как много людей тратят деньги на удовольствия, для удовлетворения аппетита, на экстравагантные дома, обстановку и платья. Их ближние предоставлены бедности, преступлениям, болезням и смерти. Множество их погибает без единого взгляда сожаления, без единого слова или дела сочувствия.

Люди виновны в ограблении Бога. Их эгоистичное употребление средств крадет у Бога славу, которая должна была бы воздаваться Ему через помощь страдающему человечеству и спасение душ. Они присваивают вверенное Им добро. Господь заявляет: «Я приду к вам для суда и буду скорым обличителем… которые удерживают плату у наемника, притесняют вдову и сироту и отталкивают пришельца». «Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» - десятиною и приношениями. Проклятием вы прокляты, потому что вы - весь народ - обкрадываете Меня». «Послушайте вы, богатые:… богатство ваше сгнило, и одежды ваши изъедены молью. Золото ваше и серебро изржавело, и ржавчина их будет свидетельствовать против вас…, вы собрали себе сокровище на последние дни». «Вы роскошествовали на земле и наслаждались». «Вот плата, удержанная вами у работников, пожавших поля ваши, вопиет, и вопли жнецов дошли до слуха Господа Саваофа».

От каждого будет потребовано возвратить вверенные ему дары. В день окончательного Суда скопленное людьми богатство не будет стоить ничего для них. Они не имеют ничего, что они могли бы назвать своим собственным.

Проведшие свою жизнь в накапливании земного сокровища обнаруживают меньше мудрости, меньше мысли и заботы о своем вечном благополучии, чем сделал неверный управитель в деле его земной поддержки. Называющие себя детьми света менее мудры, нежели дети мира в настоящем поколении. Это те, о ком пророк заявляет в своем видении о великом дне Суда: «В тот день человек бросит кротам и летучим мышам серебренных своих идолов и золотых своих идолов, которых сделал себе для поклонения им, чтобы войти в ущелия скал и в расселины гор от страха Господа и от славы величия Его, когда Он восстанет сокрушить землю».

«Приобретайте себе друзей богатством неправедным», говорит Христос: «чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Бог, Христос, Ангелы - все служат угнетенным, страдающим и грешным. Отдайте себя Богу для этой работы, употребите Его дары для этой цели, и вы вступите в содружество с небесными существами. Ваше сердце будет биться сочувствием вместе с их сердцами. Вы уподобитесь им в характере. Вы не будете чужими этим жителям небесных обителей. Когда все земное пройдет, стражи у небесных врат пригласят вас войти.

И средства, употребленные для благословения других, принесут прибыль. Богатства, правильно употребленные, сделают великое добро. Для Христа будут приобретены души. Следующий Христову плану жизни увидит на небесах тех, для кого он работал и жертвовал собою на земле. С благодарностью искупленные вспомнят тех, кто были посредниками в их спасении. Драгоценным будет небо для тех, кто был верным в работе спасения душ.

Эта притча дает урок для всех. Каждый будет ответственным за благодать, данную ему через Христа. Жизнь слишком важна, чтобы быть поглощенной преходящими или земными делами. Господь желает, чтобы мы передавали другим то, что вечное и невидимое передает нам.

Каждый год миллионы за миллионами человеческих душ уходят в вечность непредостереженными и неспасенными. Из часа в час нашей разнообразной жизни открываются для нас возможности достигать и спасать души. Эти возможности постоянно приходят и уходят. Бог желает, чтобы мы сделали самое лучшее из них. Проходят дни, недели и месяцы, и мы имеем днем, неделею, месяцем, в которые мы могли бы делать нашу работы, меньше. Самое большее это еще немного лет и послышится голос, на который мы не можем отказаться ответить: «Отдай отчет в управлении твоем!»

Христос призывает каждого подумать. Сделайте честное вычисление. Поставьте на одну чашу весов Иисуса, что значит: вечное сокровище, жизнь, истина, небеса и радость Христа об искупленных душах, а на другую поставьте все привлекательное, что может предложить мир. На одну чашу весов положите погибель вашей собственной души и души тех, для кого вы могли бы быть посредниками в спасении; на другую для вас самих и для них жизнь, измеряемую жизнью Божией. Взвесьте временное и вечное. Когда вы занимаетесь этим, Христос говорит: «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?»

Бог желает, чтобы мы избрали небесное вместо земного. Он открывает пред нами возможность небесного помещения капитала. Он желал бы дать ободрение нашим возвышеннейшим целям и сохранность нашему избраннейшему сокровищу. Он заявляет: «Сделаю то, что люди будут дороже чистого золота, и мужи дороже золота Офирского». Когда богатства, пожираемые молью и портящиеся от ржавчины, будут сметены прочь, последователи Христа будут радоваться своим небесным сокровищам, богатствам нетленным.

Дружба с искупленными Христа лучше, чем вся дружба мира. Документ на обители, которые наш Господь ушел приготовить, лучше, чем документ на самый благороднейший дворец в мире. И лучше всех слов земной хвалы будут слова Спасителя к Своим верным слугам: «приидите благословенные Отца Моего, наследуйте Царство, уготованное вам от создания мира».

Тем, кто присваивает Его добро, Христос еще дает возможность приобрести вечное богатство. Он говорит: «Давайте и дастся вам». «Приготовляйте себе влагалища неветшающие, сокровища неоскудевающие на небесах. Куда вор не приблизится, и где моль не съедает». «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живого, дающего нам все обильно для наслаждения; чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни».

Тогда пусть ваше богатство вдет вперед в небеса. Положите ваше сокровище у престола Божия. Сделайте верным ваше право на неисследимые богатства Христа. «Приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители».

Из книги Мухтасар «Сахих» (сборник хадисов) автора аль-Бухари

Глава 536: То, с чего закят был выплачен, не является (скрываемым) богатством. 672 (1405). Передают со слов Абу Са‘ида аль-Худри, да будет доволен им Аллах, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не следует выплачивать садаку (с имущества стоимостью) менее

Из книги Притчи человечества автора Лавский Виктор Владимирович

Глава 570: О пределах (того, что следует считать) богатством. 712 (1476). Передают со слов Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Не тот беден, кто обходит людей и кому довольно куска-другого (пищи) или

Из книги Хижина автора Янг Уильям Пол

Глава 1513: О том, что следует остерегаться искушения богатством. Аллах Всевышний сказал:«Ваши богатства и ваши дети - не что иное, как искушение…» (“Взаимный обман”, 15).2006 (6436). Сообщается, что Ибн ‘Аббас, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал: «Я слышал, как пророк, да

Из книги Новый Библейский Комментарий Часть 3 (Новый Завет) автора Карсон Дональд

Трое друзей Один человек имел трёх друзей. Первые двое из них пользовались особенную его любовью и уважением, третий же по временам был и забываем.Случилось так, что этот человек попал в беду. К кому обратиться за помощью? - к друзьям. И вот приходит он к первому другу,

Из книги Толковая Библия. Том 1 автора Лопухин Александр

Глава 15. Празднование друзей Ты можешь поцеловать своих родных и друзей на прощание и оказаться во многих милях от них, но в то же время ты унесешь их с собой в своем сердце, в голове, в животе, потому что не только ты живешь в мире, но и мир живет в тебе. Фредерик Бюхнер.

Из книги Толковая Библия. Том 5 автора Лопухин Александр

4:13 - 5:6 Испытание богатством Закончив размышления о роли грешного языка, Иаков приступает к последней теме своего послания - испытанию богатством. Обладающие богатством несут на себе ответственность. На первый взгляд, они просто принимают какие–то деловые решения, но

Из книги Толковая Библия. Том 9 автора Лопухин Александр

5:1-6 Испытание богатством тех, кто вне церкви Теперь Иаков обращает свой взор на богатых за пределами церкви. Эти люди не только не выдерживают испытания своим богатством, но и оказывают давление на церковь, угнетая бедных христиан либо потому что они бедные, либо потому

Из книги Христианские притчи автора Автор неизвестен

4. И сказали они: построим себе город и башню, высотою до небес, и сделяем себе имя, прежде нежели рассеемся по лицу всей земли "построим себе город и башню высотою до небес..." Самое первое известие о постройке города Библия дает нам еще в истории Каина (Быт. 4:17), а затем в

Из книги Подвижники - миряне. Том I автора

4. Я предпринял большие дела: построил себе домы, посадил себе виноградники, Домы, т.е. собственные жилища Соломона, но не храм, построенный им. О виноградниках Соломона упоминается лишь в Песни Песней

Из книги Мимоза автора Кармайкл Эми

Глава 6-я 1. Неуменье пользоваться богатством 1. Есть зло, которое видел я под солнцем, и оно часто бывает между людьми: 2. Бог дает человеку богатство и имущество и славу, и нет для души его недостатка ни в чем, чего ни пожелал бы он; но не дает ему Бог пользоваться этим, а

Из книги Том V. Книга 1. Нравственно-аскетические творения автора Студит Феодор

16. что у тебя здесь, и кто здесь у тебя, что ты здесь высекаешь себе гробницу? - Он высекает себе гробницу на возвышенности, вырубает в скале жилище себе. Севна, как заключают некоторые на основании его имени - не еврейского, - был чужестранец и ему не подобало устраивать

Из книги автора

25. Но Иисус, зная помышления их, сказал им: всякое царство, разделившееся само в себе, опустеет; и всякий город или дом, разделившийся сам в себе, не устоит. (Мк. 3:23-25; Лк. 11:17). Подробная речь о том же у Марка; но у Луки еще короче, чем у Матфея, с незначительной разницей в

Из книги автора

Трое друзей Один человек имел трёх друзей. Первые двое из них пользовались особенною его любовью и уважением, третий же временами был и забываем.Случилось так, что этот человек попал в беду. К кому обратиться за помощью? К друзьям. И вот приходит он к первому другу, самому

Из книги автора

«Богатством своим человек выкупает жизнь свою» Христос М., более известный под прозвищем Дедушка Такас, был самым известным благодетелем для целого района Греции. С юных лет он уехал на заработки в Америку. Благодаря своему трудолюбию и уму, он вскоре преуспел и открыл

Из книги автора

В доме друзей Наконец, приободрившаяся Мимоза окрепла настолько, чтобы вновь отправиться на работу и возвратить своё утраченное (пусть и совсем небольшое) состояние. В Индии, когда человек заболевает, к нему тут же отовсюду стекаются родственники. Они остаются с больным

Из книги автора

Оглашение 6 О том, что не должно превозноситься ни происхождением, ни богатством Отцы мои, братия и чада. Так как вы, составляя насаждение Божие, рождены для духовного плодоношения, то на мне лежит обязанность ночью и днем производить необходимое для вас возделывание и то

В качестве введения к этой притче я хочу сделать несколько предварительных замечаний. Во-первых, притча о неправедном управителе - притча о суде, но стоит как бы особняком в этом ряду, - до того она странная. Кроме того, следует помнить ее контекст: она помещена между притчей о блудном сыне и притчей о богаче, попавшем в ад, то есть между притчей, где нам говорится о самой сущности греха, о том, что он несет с собой падение, несет с собой болезненное несчастье, но оно же может быть спасительной болью, путем обратно домой; в притче говорится и о том, как нас принимает Отец. С другой стороны, притча о богаче подчеркивает, что если на земле мы отнеслись без внимания к тому, что нам было дано понять, что составляло часть нашей веры, наших убеждений, которые мы открыто исповедали (в случае богача - Ветхий Завет), то нас может постичь осуждение. Вот между этими двумя рассказами стоит притча о неправедном управителе, которую я прочитаю целиком, чтобы нам вспомнить все ее подробности:

Сказал же и к ученикам Своим: один человек был богат и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его; и, призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении твоем, ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? Господин мой отнимает у меня управление домом; копать не могу, просить стыжусь; знаю, что сделать, чтобы приняли меня в дома свои, когда отставлен буду от управления домом. И, призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми твою расписку и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам, ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне (Лк 16:1–13).

Прежде чем углубиться в саму притчу, напомню, что притча никогда не имеет целью в точности отразить то, о чем идет речь, - в таком случае в ней не было бы нужды. Цель притчи - осветить нам некоторый аспект ситуации и только, она не ведет нас дальше. Вторая трудность этой притчи - перевод, некоторые формы выражения не позволяют нам ясно уловить мысль говорящего. Мне кажется, притчу можно разделить как бы надвое: оболочку и внутреннее ядро. Оболочка - та часть, которая, возможно, представляется нам наиболее трудной. Она рассказывает, что у богатого человека был управляющий, который расточал его добро. Когда управляющего призвали к ответу, он нашел способ избежать неприятностей; и хозяин похвалил его. Текст говорит, что хозяин похвалил неправедного управителя, потому что он поступил мудро, хитро, догадливо, поскольку сыны века сего в своих поступках более мудры, дальновидны, чем сыны света.

В этой первой ситуации Господь указывает на контраст между умением, усилием ума, которые люди века сего, века неправедности, прилагают к тому, чтобы быть успешными в своих делах, и детьми света, детьми Царствия, которые как будто далеко не столь ясно понимают, что им к добру, где путь, чтобы им богатеть в Боге, в то время как те так хорошо понимают, как им богатеть земным богатством; указывает также, с каким трудом сыны Царствия нащупывают дорогу в сложных, опасных ситуациях на путях спасения души, в то время как сыны века сего по-своему умны и быстро соображают. Мне кажется, суждение Спасителя относится к этому аспекту вещей, не к тому, каким образом неправедный управитель избежал неприятностей.

Есть и другой аспект этой притчи. В каком-то смысле богатого человека можно отождествить с Богом, и это поможет нам понять некоторые черты притчи. В конце нам говорится, что если в чужом не были верны, кто даст вам ваше? Это как будто странным образом противоречит всему рассказу, поскольку Господь похвалил управителя за его умение выпутаться из неприятного положения, неправедным путем; а здесь нам говорится, что если мы не верны в чужом, кто даст нам наше собственное…

Все мы, как правило, управители, не хозяева; если в нас жив евангельский дух, мы - только лишь управители. Помните первое блаженство: Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное. Если мы хотим принадлежать Царству Небесному, если мы хотим быть в таком взаимоотношении с Богом, чтобы Он был нашим Царем, а мы принадлежали бы тому Царству, которое есть Небо на земле и в вечности, мы должны научиться предельной нищете.

Что такое нищета? Объективно говоря, все мы предельно нищи и ничем не обладаем; мы вызваны из радикального небытия односторонним призывом Божиим, мы не существовали, и существуем мы только потому, что Бог возжелал нас в бытие; мы не участвовали в первичном событии, вследствие которого мы появились, так что наше бытие никак нам не принадлежит, - что бы ни случилось, оно нам дано. Это бытие - не просто присутствие, нам дано больше, чем присутствие: дана жизнь, и жизнь эта богата и сложна. Если посмотреть на эту нашу жизнь, мы опять-таки видим, что мы ничем не обладаем в собственность. Наше тело, наш ум, наше сердце, все, что вокруг нас, окружающие нас люди - все это дано Богом, и мы никак не можем это удержать. Достаточно маленькому сосуду лопнуть в мозгу - и самый острый ум погаснет, исчезнет. В момент, когда нам хотелось бы по возможности собрать всю чуткость, когда мы хотели бы отозваться всем сердцем, всем существом на чью-то нужду или зов, мы порой находим в себе только каменное сердце, из которого ничего невозможно выжать, и т. д. Присутствие или отсутствие друзей, родных, того, что нам дорого во всех отношениях, подпадает под эти же категории, так что мы действительно ничем не обладаем. Но каким образом этот факт может быть блаженством? Потому что нам ведь сказано, что мы блаженны: блаженны нищие духом. Каким образом сознание этой предельной, безнадежной лишенности может быть блаженством?

Здесь мы видим другую сторону этой заповеди блаженства. Как только человек чем-то обладает, он делается независимым, но независимость связана с изоляцией; только когда ты зависим, есть место отношениям заботы, участия, любви между нами и тем, от кого мы зависим. Если бы начало и конец этой нищеты духа не был в том, что мы ничем не обладаем, не было бы связи любви с тем, кто богат - с Богом. У нас все это есть, у нас есть бытие и дыхание, есть тело и душа, у нас живые чувства, у нас есть ум, и только если мы осознаем, что не можем каким-то волшебством вызвать все это из небытия, когда придет желание или нужда, или что никак не можем удержать все это, - только тогда мы понимаем, что все, что имеем, каждый наш вздох, каждое движение, каждая наша мысль - все, все есть знак Божией заботы и Божией любви.

Так что быть нищим - блаженство, потому что если бы мы были богаты сами по себе, нас не связывала бы любовь с Богом-Дарителем; мы просто получали бы дар и все на этом кончалось бы. И это же мы находим в несколько ином виде в притче о блудном сыне. Сын забирает с собой все, чем он обладал бы, если бы остался с отцом, и уходит из отчего дома, и впадает в нищету по-иному: он постепенно нищает, потому что все его имущество пропадает, поскольку он оторвался от источника любви и источника богатства. Бог дарует нам все это, но пока мы не отделились от Него, все это, благое и скорбное, доходит до нас безостановочным потоком, потому что это дар. Я уже говорил вам, что богатство зависит не только от обладания, а бедность - от лишенности; то и другое зависит от нашего отношения к тому, что нам принадлежит или чего у нас нет. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что бедность не в том, чтобы чего-то не иметь, а в жадном стремлении обладать тем, чего у нас нет. Так что человек может быть крайне богатым, а чувствовать себя предельно нищим, потому что у него нет чего-то одного, чего он страстно желает, - и все остальное не в счет.

По этой же линии: есть рассказ у Мартина Бубера о человеке, который жил в крайней нищете и оставленности, и тем не менее постоянно благодарил Бога за все Его богатые дары и благодеяния. Кто-то однажды укорил его в лицемерии, и он ответил: “Я не лицемерю. Бог посмотрел на меня и подумал: этому человеку, чтобы спасти душу, требуется жаждать и голодать, мерзнуть и терпеть оставленность, и это Он дал мне в избытке, и вот почему я благодарю Его каждый день”. Так что можно быть бедным и богатым, обладая или не обладая; но в этом-то и вопрос: как мы обладаем?

Есть другое место в том же Евангелии от Луки, где говорится, что трудно войти в Царство Божие тому, кто надеется на богатство. Вот где разница между обладанием и управлением. Хозяин воображает, будто он обладает; в действительности никто ничем не обладает, но хозяин воображает, будто обладает тем, что на какое-то время у него в руках. Те, кто принадлежит Царству, тоже могут иметь что-то в руках, разница в том, насколько это имущество липнет к их рукам - или нет, и проблема богатого человека в том, что чем богаче мы в одном отношении, тем беднее в другом. Возможно, я уже приводил некоторым из вас персидский рассказ о человеке, который отправился в путешествие, вернулся ободранный, как липка, и друзья его спрашивают: “Как же ты дошел до такого состояния? Ты же мог сопротивляться!”. И он ответил: “Как же я мог бороться? - у меня руки были заняты: в одной - пистолет, в другой - кинжал!”. Это кажется очень нелепым, но на самом деле оно не так уж нелепо, потому что большую часть времени мы в таком состоянии: мы не можем воспользоваться своими руками, потому что они заняты чем-то другим. Говоря в общем: я зажал что-то в руке и обладаю этим, но я не замечаю вот чего: у меня в кулаке зажата монета, я потерял руку; а уж если я разбогател еще на монету и зажал ее второй рукой, у меня вовсе рук не осталось. И такое богатство - очень жалкое состояние, только мы этого не замечаем и всеми возможными способами стараемся разбогатеть, и с каждым шагом становимся все беднее и беднее. Управление же заключается вот в чем: ничем не обладать, распоряжаться вещами, но не удерживать их себе, и в этом отношении управляющий может пропускать через свои руки гораздо больше ценностей, чем богач, но он свободен от этого богатства, хотя вовсю пользуется этим обладанием.

В притче мы видим человека, у которого был ловкий, хитрый управляющий. Он попытался стать обладателем, внешне оставаясь управителем, и попал в неприятное положение. Как же тогда нам говорится: если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?

Мне кажется, здесь нам следует перейти от богатого в притче к Тому, Кто стоит за притчей, к Богу. Бог обладает всем, Он как бы хозяин, но отношения, которые Он хочет иметь с каждым из нас, это отношения милостивого управляющего, который по-своему расточает богатства своего господина, не в свою пользу, не так, как блудный сын их растратил, а по-иному. И здесь сердцевина притчи становится удивительно точной. Бог ожидает от нас, чтобы мы в каком-то смысле поступали подобно неправедному управляющему, потому что Он хочет, чтобы мы сделали из нашей жизни дело любви по отношению к каждому, кто нам встретится. Но это дело любви мы можем творить только из того, что принадлежит нашему хозяину, Господу, потому что сами мы ничем не обладаем. Так что центр притчи становится более реалистичным и непосредственно верным. Да, мы управители. Пока мы стремимся присвоить добро нашего Господина, мы - как тот неправедный управитель, который заслуживает, чтобы его выгнали и осудили, и выбросили вон. Но поскольку мы употребляем добро нашего Господина на дела милосердия, мы заслуживаем похвалы этого странного хозяина, потому что Он не похож на обычных хозяев, которые стремятся накопить, обладать, собрать добро себе. Он - Хозяин, Который щедро раздает все, чем обладает, даже то, чем Сам является, и если мы хотим быть верными этому Хозяину, - не хозяину из притчи, но Тому, Которому мы служим, нашему Господу, мы призваны быть верными Ему очень необычным образом, быть управляющим, который раздает, который дает, который, если хотите, расточает имущество своего господина на дела любви, дела милосердия. И тогда неправое богатство, то есть все богатство, которое может нам достаться, физическое, материальное или интеллектуальное, эмоциональное, духовное, - все это мы раздадим людям, которые в нужде, которые в долгу у нашего Господина, чтобы помочь им оправдаться. Здесь есть противоречие между таким аспектом вещей и притчей о десяти девах.

Так что мы призваны нашим Господином быть управляющими, быть мудрыми, быть верными своей должности тем, чтобы ничего не присваивать себе, но мы призваны также быть управляющими нашего Господина, не любого богача, но Господина, Который желает, чтобы каждый воспользовался Его несметным богатством. Поступая так, мы окажемся верными в том, что принадлежит другим, и, может быть, нас сочтут достойными получить собственное добро. Поступая так, мы можем также оказаться верными в малом, и нам будет доверено большее. Но тем временем, как говорится в стихе 9, у нас появится много друзей, людей, которые получили милосердие и любовь, и когда мы предстанем на суд, они смогут принять нас в свои дома, в свои вечные жилища, потому что окажется, что мы были теми людьми, кто проявил в жизни Божественную любовь.

Вот что я хотел сказать в качестве введения к этой притче.

Христос в притче об управителе неверном сказал: «Приобретайте себе друзей богатством неправедным…» (Лук. 16, 9). Из притчи ясно, что богатством неправедным называется то богатство, которое было вверено управителю на время. (Оно не его, но управлять им должен он!).
А что нам, людям, вверено на время нашей жизни на земле?
Некоторые могут сказать, что это наши земные ценности: материальное богатство, деньги, золото и т. п. Но разве мы родились с этим богатством, с деньгами? Мы их, обычно, зарабатываем собственными руками. Да, но, ведь руки нам дал Бог?! – Правильно, Бог дал нам руки, а к ним и голову, и сердце, чтобы кровью обогревать тело, и лёгкие, чтобы обогащать кровь нашу кислородом и т. д. Короче говоря, Бог дал нам наше трудоспособное тело или талантливую плоть. Это и есть наше единственное богатство неправедное, потому что вверено оно нам на время нашей жизни на земле (70-80 лет – Пс. 89,10). Причём, помня притчу о талантах (Мф. 25, 14-30), и имея различные способности, мы все можем и должны так употребить свою плоть в жизни своей, чтобы иметь максимальную прибыль. А это и наши дети, воспитанные в наставлении Господнем, и наши добрые дела и поступки, и проявление любви к ближним своим во всех сферах своей жизнедеятельности. Всё это превращается в сокровище на небесах, гарантирующее нам великое воздаяние.
Поэтому мы ни в коем случае не должны закапывать свои таланты и способности, а наоборот, должны их обязательно пускать в оборот, независимо от того, большие они или маленькие, выдающиеся или заурядные, физические они или физиологические и т. д. и т. п.
Следует при этом также помнить слова Иисуса Христа: «Кому много вверено, с того больше взыщут» (Лук. 12, 48).
Так что каждый человек по своим силам должен неустанно трудиться, чтобы не оказаться ленивым и лукавым рабом (см. Мф. 25, 26).
Но люди, увы, так мало используют свои возможности. Мало того, по научению апостола Павла они даже борются со своими возможностями (1 Кор. 14, 34. Гал. 5, 24). От этого современные христиане такие слабые по сравнению с учениками Иисуса Христа, которые не тратили сил на борьбу с самими собою, со своей плотью. Но сейчас люди, благодаря почину апостола Павла, настроили себе множество всевозможных препятствий, запретов и ограничений. А ведь для добрых дел не может быть никаких рамок. Делать всевозможное добро – это и есть наша основная христианская черта.
Единый человеческий организм имеет много членов, и всеми ими можно творить добрые дела, то есть служить Господу. Но у каждого человека его члены тела развиты по-разному и имеют неодинаковые способности.
Одни имеют превосходные физические силы. Хорошо! Каждый знает, как их употребить на добро.
Другие имеют прекрасный музыкальный слух. Пожалуйста, играйте, организовывайте оркестры, хоры во славу Божию и для радости и утешения ближних.
Есть люди трудятся умом, есть языком, есть работают донорами, отдают свою кровь, кожу, а иногда костный мозг, почку, семя и др.
Кормилица, например, трудится своей грудью (Исх. 2, 7). Дочери Лота потрудились своими половыми и материнскими способностями (Быт. 19, 36), восстановив отцовский род.
Для нас, современных христиан, ничуть не уменьшился фронт возможностей для добрых дел. Посмотрите вокруг: сколько сирот и вдов, сколько больных и инвалидов, престарелых и одиноких, нуждающихся в нашей помощи. Спешите помочь им по мере своих сил и возможностей. Изыскивайте резервы, умейте (учитесь) владеть своим неправедным богатством, чтобы оно не сгнило напрасно в земле, не успев проявить свои возможности.
Но уже апостол Павел стал рекомендовать девицам не использовать свой мощный талант деторождения вопреки прямой заповеди Божией «Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю» (Быт. 1, 28). Как же можно наполнять землю, игнорируя свои половые возможности? Если бы все послушались павловских советов поступать «лучше» (1 Кор. 7, 38), давно бы уже перевёлся христианскиё род. Тем не менее, ещё до сих пор имеются монастыри, мужские и женские, где пытаются победить Богом данную тягу к сексуальному удовлетворению. К сожалению, имеем то, что имеем!
Верующие боятся использовать своё богатство неправедное, как говорится, «на всю катушку». А ведь они могли бы удовлетворить эстетические чувства своих ближних ещё танцем, балетом, спортивными достижениями, пантомимой и т. д. и т. п. У каждого христианина всегда есть чем порадовать своего ближнего или удовлетворить его потребности.
Приобретайте себе друзей богатством неправедным!

Из наследия русской богословской мысли

В благовестии Иисуса Христа, Спасителя нашего, притчи занимают немалое место. Господь проповедовал о Своем Небесном Царстве. Чтобы народ мог лучше понять Его, Он изъяснялся притчами. Притча - это краткое повествовательное произведение с нравственным поучительным содержанием. Как правило, притчи имели аллегорическую форму. Христос заимствовал Свои приточные образы из окружающей среды, из повседневной жизни иудейского народа, чтобы более понятно, но в то же время и более загадочно донести до людей евангельские истины. Такой метод в проповеди Спасителя раскрывал или, наоборот, прикрывал Христову истину о Царстве Божием.
Одной из наиболее сложных для толкования является притча о неверном домоправителе, переданная нам Евангелистом Лукой (Лк. 16,1-13). Она относится к разряду поучений Христа, сказанных Им о богатстве и о том, как следует Его последователям относится к материальным благам.

Текст притчи и проблема его понимания

Рассмотрим два варианта текста. Церковнославянский текст притчи приводится здесь только потому, что многие толкователи XIX в. пользовались именно этим текстом, а не русским, для более глубокого выяснения смысла некоторых слов и выражений Христа.
«Глаголаше же ко учеником Своим: человек некий бе богат, иже имяше приставника: и той оклеветан бысть к нему, яко расточает имения его. И пригласив его рече ему: что се слышу о тебе: воздаждь ответ о приставлении домовнем: не возможеши бо ктому дому строити. Рече же в себе приставник дому: что сотворю, яко господь мой отъемлет строение дому от мене копати не могу, просити стыжуся. Разумех, что сотворю, да егда отставлен буду от строения дому, приимут мя в домы своя. И призвав единаго когождо от должник господина своего, глаголаше первому: колицем должен еси господину моему он же рече: сто мер масла. И рече ему: приими писание твое, и сед скоро напиши пятьдесят. Потом же рече другому: ты же колицем должен еси он же рече: сто мер пшеницы. И глагола ему: приими писание твое, и напиши осмьдесят. И похвали господь дому строителя неправеднаго, яко мудре сотвори: яко сынове века сего мудрейши паче сынов света в роде своем суть. И Аз вам глаголю: сотворите себе други от мамоны неправды, да, егда оскудеете, приимут вы в вечныя кровы. Верный в мале, и во мнозе верен есть: и неправедный в мале, и во мнозе неправеден есть. Аще убо в неправедней имении верни не бысте, во истинней кто вам веру имет и аще в чужем верни не бысте, ваше кто вам даст. Никий же раб может двема господинома работати: ибо или единаго возненавидит, а другаго возлюбит: или единаго держится, о друзем же нерадети начнет: не можете Богу работати и мамоне». (Лк. 16, 1-13) [Пунктуация сохранена церковнославянская].
«Сказал же и к ученикам Своим: некоторый человек был богат, и имел управителя, на которого донесено было ему, что расточает имение его. И призвав его, сказал ему: что это я слышу о тебе? дай отчет в управлении своем: ибо ты не можешь более управлять. Тогда управитель сказал сам в себе: что мне делать? господин мой отнимает у меня управление домом копать не могу, просить стыжусь. Знаю, что сделать, чтобы приняли меня в домы свои, когда отставлен буду от управления домом. И призвав должников господина своего, каждого порознь, сказал первому: сколько ты должен господину моему? Он сказал: сто мер масла. И сказал ему: возьми свою расписку, и садись скорее, напиши: пятьдесят. Потом другому сказал: а ты сколько должен? Он отвечал: сто мер пшеницы. И сказал ему: возьми свою расписку, и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. Верный в малом и во многом верен а неверный в малом неверен и во многом. Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны: кто поверит вам истинное? И если в чужом не были верны: кто даст вам ваше? Никакой слуга не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и мамоне » (Лк. 16,1-13).
Трудности в понимании данного текста притчи связаны с тем, что Спаситель здесь довольно сокровенно передал свое истинное учение. За некоторыми фразами, непривычными для нашего слуха, скрывается более глубокий смысл, чем может показаться первоначально. Понимать притчу, конечно, следует в соотнесении со всем учением Христовым, не вырывая ее из контекста всей Евангельской проповеди, четко определив основную мысль Спасителя о возможности спастись человеку, прилепившемуся к своему богатству. Такие трудности понимания притчи привели в западной науке к предположению об искажении переписчиками и переводчиками краеугольной фразы: «приобретайте себе друзей богатством неправедным». Русские богословы высказывались наоборот в защиту подлинности текста. Например, прот. Л. Липеровский филологически показал, что нельзя допустить в этом месте возможность описки. Он же говорил, что символический смысл притчи был многим недоступен, несмотря на ясность образов в ее содержании. Б. И. Гладков по этому поводу высказался довольно определенно: «Если мы все трудности, с которыми встречаемся при чтении Евангелия, будем объяснять искажением текста при переписке, то дойдем до отрицания подлинности Евангелия, то есть верности имеющихся у нас списков с рукописей самих евангелистов». Многие авторы пытались соединить при толковании этой притчи и буквальный, и иносказательный методы с духовно-нравственным поучением.

Два направления: одобрение или порицание домоправителя

Мнения относительно личности домоправителя в русской богословской литературе расходятся: от однозначного осуждения до восхваления. Прот. И. Бухарев и Д. П. Боголепов высказывались отрицательно о поступках домоправителя. Управитель недобросовестно распоряжался вверенными ему делами, и, будучи изобличен, он решается на новый обман своего господина. Бухарев писал, что похвала господина в данном случае относилась к находчивости и изобретательности управителя, что он сумел так выкрутиться из затруднительной ситуации и обеспечить себя на будущее. Но это никак нельзя отнести к нравственному свойству его поступка, который не может быть одобрен. Отсюда и сам управитель назван «неверным».
Более лояльное отношение к домоправителю, даже близкое к оправданию его, было у прот. Т. Буткевича. Он считал, что управитель не обманул господина в ущерб его доходам. Управитель простил должникам в итоге только то, что сам в свое время набрал в свою пользу, не нарушая доходов хозяина, т. е. хозяин от этих долгов не пострадал. Домоправитель просто брал с должников больше договоренной нормы, а излишек от долженствующего дохода брал себе. Доносом он был оклеветан. Когда же хозяин узнал всю правду, то похвалил управителя за его догадливость (греч. благоразумно). Гладков развил эту мысль и высказал свою версию: уладив дела с должниками, управитель тем самым привел все бумаги в порядок доносчик доложил о его изворотливости тогда-то господин и похвалил управителя за его мудрость, тем более что он не причинил ему убытка, и, вероятно, после этого господин не уволил домоправителя окончательно, т. к. признал его действия заслуживающими похвалы.
Н. Розанов приводил слова блаж. Августина, который писал, что господин похвалил приставника, обращая внимание не на вред, который он ему причинил, а на его ум (ingenium). Так и мы, когда слышим о ловком, хотя и плохом поступке, невольно все же хвалим его совершителя за находчивость, сожалея однако о том, что такое действие было направлено не на хорошее дело. Далее Розанов писал: «Так Сам Спаситель, говоря своим последователям: „будите мудри, яко змия" (Мф. 10,16), - не злобу и ядовитость змеи, конечно, представляет в пример верующим, от которых требует, чтобы они были просты, как голуби, но указывает на ту мудрость, догадливость и изобретательность, какую змеи, „мудрейшие из всех зверей земных" (Быт. 3,1), обнаруживают в своих действиях».
Совершенно особое понимание личности домоправителя у прот. Л. Липеровского. Неверный управитель расточал имение хозяина, действовал не в одном духе с принципами своего господина, т. к. «кто не собирает со Мною - тот расточает», - говорит Христос. Простив долги господским должникам, управитель заслужил не порицание, а похвалу, т. к. впервые совершил поступок в духе своего господина. Он, простив долги (грехи) другим, тем самым получил и надежду на прощение своих грехов и принятие в вечные обители, где простивший и прощенный встретятся как друзья. Таким образом, нужно в управлении имением прощать скорее людям их долги, нежели сурово взыскивать их.

Общие моменты толкования

Эта притча учит тому, как следует пользоваться земными благами, чтобы приобрести этим вечное блаженство. Богатый человек является символическим изображением Бога, а под домоправителем разумеется в таком случае всякий человек, который ничего своего не имеет, но все получает от Бога. Расточение имущества - это злоупотребление дарами Божьими, трата богатства на одни чувственные наслаждения. Отчет домоправителя господину - образ того, как от каждого после его смерти Господь потребует отчета в делах. Скорбь домоправителя о предстоявшей ему участи - это скорбь человека, не обогатившегося в земной жизни добрыми делами, о том, что ему после смерти уже невозможно будет что-либо предпринять для своего спасения. Похвала господина - это благоволение к человеку за его догадливость и заботливость о своей будущей судьбе. «Сыны века сего» - люди, пребывающие в заботах только о земном благополучии «сыны света» - люди, просвещенные светом христианства и желающие получить вечное блаженство. Сыны века сего о своих житейских выгодах заботятся гораздо лучше, чем сыны света о своем спасении. «Богатство неправедное» - это земные блага, неправедное, т. к. часто приобретается неправедно, и, будучи тленным, это богатство воспринимается людьми за великое сокровище. Такое богатство часто служит поводом к неправде. Друзья - это те, которых Сам Господь назвал Своими «меньшими братьями» (Мф. 25,40), это бедные, нуждающиеся люди. Их дружбу можно приобрести, уделяя им от избытка своего имущества. Такие люди могут доставить нам вход в Царство Небесное своими молитвами за нас перед Богом. Вот так учит притча употреблять излишки своих богатств, но эта притча не одобряет приобретения имущества неправдой - Господь никак не одобряет неправду, не принимает жертв, которые приобретены неправдой и приносятся без покаяния и исправления жизни.
Далее обозначим частные особенности в толковании различных частей текста притчи некоторыми писателями.
«сказал же и ученикам Своим...» Толкователи уделяли большое внимание тому, кому именно, при каких обстоятельствах и с какой целью произнес Спаситель данную притчу. После того, как Христос в предыдущих притчах дал ответ фарисеям, которые роптали на Него за общение с мытарями и грешниками, Он говорит теперь со словом наставления к «ученикам», ко всем Своим последователям. Учениками в данном случае названы не только апостолы, но и все слушавшие тогда Господа, особенно же мытари (сборщики податей), которые не очень порядочно относились к своему делу. Также притча адресована индивидуально Иуде Искариоту, который был неверным хранителем порученных ему жертвенных денег. На этот момент особое внимание обратил М. Барсов. Он писал о том, что Иуда носил ящик с деньгами апостолов, которым пользовался бесконтрольно. Отзыв о нем в Евангелии от Иоанна (12,6) заставляет думать, что склонность к утайке чужих денег довольно рано обнаружилась в нем. Христос искал удобного момента, чтобы сделать ему внушение, но так, чтобы оглашением тайны не унизить и не ожесточить его. Теперь был случай подходящий, когда Спаситель мог сказать по отношению к собирательной личности мытарей, слушающих его, прикрывая тем личность Иуды.
«дай отчет в управлении своем» Отчет домоправителя перед своим господином в русской богословской литературе всегда понимался иносказательно, как суд Божий над человеком после его смерти, отчет человека обо всем содеянном им в земной жизни. Д. П. Боголепов отмечал, что люди беспорядочной жизни, расточающие имение Божие, также будут позваны через смерть на суд Бога к отчету и тем будут отставлены от своей должности, т. к. человек ничего из земных сокровищ не возьмет с собой в загробную жизнь. Подобно тому, как хозяин в притче не сразу уволил домоправителя, так и Господь через различные обстоятельства воздействует на совесть человека, побуждая предпринять какие-то действия, что не беззащитным предстать на суд Божий. Прот. И. Бухарев приводит рассуждение епископа Михаила о том, что прежде смерти, еще при жизни, Бог в различных обстоятельствах как бы судится с человеком, требует отчета в образе его жизни и поведении и, попуская то или иное в течение жизни - счастье или скорбь, - тем самым выражает ему Свое благоволение или гнев.
«...богатство неправедное» «Мамона неправды» (Лк. 16,9) - богатство неправедное. Мамона - сирийское божество, покровитель богатства. Свт. Филарет Московский отмечал, что Господь не без причины вместо простого названия богатства употребил слово «мамона», в котором с понятием самого богатства соединяется понятие идолослужения. Т. е. это богатство, с пристрастием собираемое, пристрастно обладаемое и делающееся идолом сердца. Богатство названо неправедным, т. к. приобретается не всегда безукоризненным путем, бывает соблазном для нас и поводом к неправде, удаляет от правильного пути Божьего, оно суетно, непрочно и обманчиво, удовлетворяет только чувственным потребностям. Розанов настаивал на том, что в притче имеется в виду богатство именно в земном смысле, но не в духовном. Неправда - это все земное и чувственное, что составляет принадлежность «ветхого человека ». Св. Феофан Затворник мыслил иначе. Он считал, что это не только употребляемое нами земное богатство, но и все наши духовные силы. Приставник в притче распоряжался не своим, так и мы делаем, т. к. у нас все не свое, но от Бога. Мы и сами не свои во Христе Иисусе.
Спаситель призывает людей приобретать себе друзей таким неправедным богатством (Лк. 16,9). Многие спекулировали этой фразой. Любостяжатели оправдывали себя, говоря, что достаточно отдавать часть из награбленного бедным. Толкуя в этом смысле изречение Иисуса Христа, Юлиан Отступник издевался над всем учением Господа. Святые отцы сразу же давали отпор такому неверному толкованию. Блаж. Августин писал, что такое мнение оскорбительно для святости и правосудия Божия. Основываясь на святоотеческом понимании притчи, Н. Розанов писал, что дела благотворительности только тогда будут спасительны, когда соединятся с верой, любовью и покаянием. Невозможно ждать спасительных плодов от милостыни, которая приносится от имущества, приобретенного неправдой. Следует, прежде всего, при этом думать о покаянии и исправлении. Необходимо подражать неправедному приставнику только в употреблении имущества, но никак не в способе его приобретения. Н. Виноградов писал, что если человек станет неверно пользоваться земными благами, злоупотреблять ими, то он рискует потерять свое нравственное достояние, свою нравственную личность, и никто тогда не даст, не возвратит нам ее.
Земное богатство, писал прот. Лев Липеровский, таково, что лучше его не иметь, т. к. оно все равно содержит в себе элемент греховности. Уже само то, что рядом с богачами есть нищие, которых те не замечают, делает всякое земное богатство неправедным. Именно поэтому Христос сказал не собирать себе сокровищ на земле, но на небе, «ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6, 19-21). Вспомним евангельскую историю с богатым юношей. Он не смог по слову Христа преодолеть привязанность к имению и отказался от идеала совершенства. По Л. Липеровскому, в притче имеется в виду не богатство само по себе, а способ его употребления и отношение к нему. Если человек свое имение считает не личным, а Божьим, и распоряжается им по заповеди Христовой, то он, пользуясь видимыми предметами, будет собирать себе сокровище на небесах - будет «стяживать благодать Всесвятого Духа Божия», как учил прп. Серафим Саровский. Это и есть истинное богатство, не чужое, а свое для его обладателя. Между этими двумя богатствами нет компромисса: «не можете служить Богу и мамоне » (Лк. 16, 13 Мф. 6, 24).
«...сыны века сего догадливее сынов света в своем роде» О том, что под «сынами века сего» подразумеваются люди грешные или более склонные к земному имению, а «сыны света» - люди, стремящиеся к Богу и просветленные Его светом, об этом было уже упомянуто в общем толковании притчи. Остановимся здесь на оригинальных толкованиях. Согласно прот. Т. Буткевичу, сынами света себя называли фарисеи, а остальных (особенно мытарей) они считали «сынами века сего». Поэтому Христос иронически назвал фарисеев «сынами света» и упрекнул в том, что мытари разумнее их, т. к. чаще следуют за Ним. Гладков, дополняя высказывание Буткевича, пояснял, что сыны века сего - это грешники, заботящиеся только о своем земном благополучии, а сыны света - фарисеи и книжники, которые сами себя так называли. Мысль Спасителя здесь такова: неверный управитель, грешник, покаялся и примирился с теми, кого обижал, за что и удостоился похвалы своего господина фарисеи же и книжники, эти слепые вожди народа, считают себя праведниками и не хотят покаяться. Поэтому сыны века сего (управитель, мытари и грешники) мудрее сынов света (фарисеев и книжников) в своем роде. Так в другом месте Христос сказал: «...истинно говорю вам, что мытари и блудницы вперед вас идут в Царство Божие» (Мф. 21, 31).
Интересно также высказывание митр. Филарета (Дроздова). «Жаль, - пишет он, - что чада мирской мудрости имеют довольно искусства темными средствами устроить свое временное благосостояние, а чада света, ученики мудрости Божественной, часто не употребляют довольно тщания, чтобы при ее свете, с ее силой, уравнять и управить свой путь в вечные кровы».
«...друзья » По общему мнению толкователей друзьями в притче названы те, кого Сам Господь удостоил названия Своих «меньших братьев» (Мф. 25, 40), т. е. бедные земными благами и богатые верой (Иак. 2, 5). Им Господь дал как бы в собственность Свое Царство (Мф. 5, 2-10), в награду за их лишения и скорби. Помогая им, мы можем через это сделаться их друзьями, а они умолят Отца Небесного и введут нас в Царство Божие, т. к. Господь по Своей благости усваивает Себе все те благодеяния, которые мы оказываем меньшим Его братьям. Даже если сами бедные не попадут в Небесное Царство и не смогут там молиться за нас, все равно благодеяния наши не потеряют своего достоинства, и мы не лишимся заслуженной награды, потому что все принимается Самим Богом.
Называя домоправителя сыном века сего, а всех, кто хочет спасти свою душу, сынами света, Д. П. Боголепов замечает, что у тех и других сходные цели, но не тождественные. Они должны приобрести себе друзей посредством облагодетельствования ближних, но неверному домоправителю нужны земные друзья, а сыну света - небесные, т. е. Ангелы и святые. Сыны света должны без обмана идти путем милосердия и благотворительности. Это будет угодно Ангелам, которые и примут их в вечные обители после смерти.
Согласно учению Христову, к тому же призывает и ап. Павел в своем послании к Тимофею: «Богатых в настоящем веке увещевай, чтобы они не высоко думали о себе и уповали не на богатство неверное, но на Бога живаго, дающего нам все обильно для наслаждения чтобы они благодетельствовали, богатели добрыми делами, были щедры и общительны, собирая себе сокровище, доброе основание для будущего, чтобы достигнуть вечной жизни» (1Тим. 6,17-19).

О понимании заключительных слов Спасителя и нравственный вывод из данной притчи

Заключением притчевой истории и нравоучения является 13 стих (Лк. 16, 13). Н. Виноградов не соглашался с мнением западных толковников, которые считали этот стих лишним при заключении притчи. Также автор оспаривал то, что стих взят из Евангелия от Матфея (6, 24): там он начинается совершенно иначе, хотя заключение одно и то же. Весь же основной смысл притчи содержится в словах: «...приобретайте себе друзей богатством неправедным» (Лк. 16, 9). Итак, основной смысл притчи видится в следующем. Христос учит нас, что если мы не употребим благ мира сего как должно, т. е. по заповедям Божиим, но будем употреблять их на собственные удовольствия, зачастую порочные, не на пользу нам самим и ближним, и не ведущие к славе Божией, то мы не имеем истинного благочестия, а поэтому и недостойны Божественных духовных даров и не войдем в вечные обители. Если же мы верны в малом, т. е. правильно употребляем блага мира сего, то тем свидетельствуем, что мы истинные чада Божии, имеем блага духовные и получим после смерти богатство нетленное и славу небесную. Следовательно, нам необходимо стараться быть верными в малом и правильно пользоваться благами мира.
Фарисеи смеялись над заключительными словами Христа. В психологическом понимании они тем самым обнаружили свое внутреннее сердечное убеждение и умственное заблуждение по вопросу о значимости и употребительности богатства в деле спасения души. Поэтому для большего их вразумления Христос сразу же за этой притчей предложил им другую - о богатом и Лазаре (Лк. 16, 19-31).
Но слова Спасителя в этой притче не остались просто словами. Они были восприняты многими. Следствием такого призыва Христа в данной притче является действие мытаря Закхея, который не только награбленное вернул, но и вознаградил обиженных им и половину имения своего вознамерился употребить на благотворительность. Так должны поступать все любящие свои земные богатства.
Завершить объяснение притчи о неверном домоправителе в русской богословской литературе можно следующей цитатой: «Смысл всего нравоучения [в притче] такой: и Я вам говорю: снискивайте себе благосклонность бедных посредством тленных сокровищ, дабы они приняли вас в вечные обители Отца Небесного, когда вам нужно будет оставить все, что теперь льстит вашей чувственности».

«Если очевидный смысл Писания не противоречит здравому смыслу,
не ищи иного смысла, иначе получится бессмыслица» (неизвестный автор).

Ни одну притчу Иисуса Христа не следует толковать буквально, отыс-
кивая значение каждого слова. Обязательно зайдёте в тупик. Попробуйте
подойти с таким методом, например, к притче о десяти девах.

Девы - это не невеста, а её подруги. Невеста - это церковь. Цер-
ковь - это мы. Значит, нас эта притча не касается. Пусть её изучают «зван-
ные на брачную вечерю». А кто они? Да и чей крик раздался в полночь?
Новый виток вопросов, новые тупики.

И главная мысль притчи может утонуть в дебатах, а она выражена
словом: «Бодрствуйте». Не проспите. Не опоздайте. Будьте всегда в со-
стоянии готовности.

Так и в притче о неверном управителе. Мы обязательно провёдем
параллель: господин«- Господь.

Но на каком основании мы можем этого земного богатея считать про-
образом самого Бога, и расшифровывать каждое слово и каждый поступок
его, как аналогию с Божеством?! Не думаю, что Господь такой же, как этот
господин, изменчивый и колеблющийся. То он решил уволить неверного
слугу, то вдруг пришел в восторг от него после очередной махинации
с расписками. «Похвалил его». В итоге проделка мошенника стала добле-
стью, достойной похвалы?

Попробуем разобраться.

Похвалил за догадливость. И в этой похвале мне видится, вер-
нее, слышится то же, что и мы вкладываем в слова: «Ну, ты молодец, это же
надо суметь так выкрутиться!». И в этой же притче, только уже у Матфея,
мы видим, как у него всё отнимают, а его самого выбрасывают во «тьму
внешнюю, где плач и скрежет зубов» (Мтф. 25:28-30). Единственно поло-
жительное в этом человеке можно отметить то, что он подумал о своём
будущем, увидев банкротство настоящего.

Второй урок для нас - читателей Библии: богатство не было его
личным. Но чужим. Оно было доверено ему на время и с определённой
целью, а он распоряжался им как своим. Мы тоже получили в распоря-
жение жизнь, время, силы, возможность, таланты, однажды наш Господин
спросит, как мы поступили с ними. В том числе и с материальными цен-
ностями. И, может быть, в основном о них идёт речь в притче.

Неправедное богатство. Это не значит, что хозяин приобрёл
его путем махинаций или обманом, иначе в параллели господин - Го-
сподь мы опять зайдём в.тупик. Неверное, это значит: оно не настоящее,
не подлинное с позиции Бога, могущее в любой миг подвести надеющихся
на него. В этом помогут бандиты или инфляция. Богатство имеет силу лишь
на земле, но не в вечности. Священное Писание напоминает нам и рас-
сказывает о богатстве другого рода, которое не теряет цены и в вечности:

«Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребля-
ют и где воры подкапывают и крадут, но собирайте себе сокровища
на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают
и не крадут» (Мтф. 6:19-20).

Земное богатство преходяще, подводит нас, оно неверное. А что же
мы можем вкладывать в небесный банк?

Вот хотя бы несколько вкладов:

«Благотворящий бедному, даёт взаймы Господу» (Пр. Сол. 19:17),

«Будь верен до смерти и дам тебе венец жизни» (Откр. 2:10).

«Когда творишь милостыню, не труби перед собою» (Мтф. 6:2), иначе
людская похвала и будет твой наградой, а на небесный счёт не поступит
ничего. «Если будете прощать людям согрешения их, то простит и вам
Отец ваш небесный» (Мтф. 6:14).

Список вкладов можно продолжать, и это всё станет сокровищем
на целую вечность.

«Приобретайте друзей богатством неправедным».

У скупого не бывает друзей. Если вы мертвой хваткой держите каждый
рубль, боясь, поделится с кем-то, вы никогда не приобретёте друзей. Если
вы собираетесь евангелизировать людей и дрожите над каждой копейкой,
боясь отдать её делу спасения кого-то, то не видать вам новых друзей.

Если же ваши средства вытащили кого-то из долгов, из нужды, они
помолятся о вас богу и, может быть, уйдя прежде вас из этого мира, они
будут ходатайствовать о вас перед Богом за вашу добродетель. Я думаю,
эта мысль заложена в Лук. 16:9. «Приобретайте себе друзей богатством
неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные оби-
тели».

«Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то