12.10.2019

В каком городе казнили жанну д арк. Жанна д’Арк краткая биография


Орлеанской девы, поразительна до такой степени, что некоторые сомневаются: а было ли все так в действительности? Вне всякого сомнения, было. На это счет существует множество свидетельств в исторических источниках: хроники, письма, судебные протоколы, сохранившиеся и во Франции, и в Англии.

О Жанне Д’Арк написаны целые библиотеки научных трудов и художественных текстов. О Жанне писал Анатоль Франс; крайне субъективно, но от этого не менее интересно – Вольтер. И споры вокруг личности удивительной французской героини не утихают.

Ее жизнь в истории составляет неполные 3 года – довольно короткий срок. Однако эти 3 года сделали ее бессмертной.

Она изумляла. Хотя абсолютно неправильно создаваемое порой школьными учебниками впечатление, словно она победила англичан. Нет, не только она, но и Франция в целом в те годы англичан в Столетней войне не победила. Это случилось позднее. Неверно и то, что Жанна д’Арк возглавила народное движение. Нет, ничего такого не было. Она была полководцем короля.

Родилась она предположительно 6 января 1412 г. Как всегда в Средние века, дата рождения неточная. Зато трагически бесспорно, что эту совсем еще юную девушку сожгли 30 мая 1431 г. на площади в Руане.

После ее смерти неоднократно возникали скандальные слухи, появлялись самозванки, которые назвали себя ее именем. Это закономерно. Жанна – слишком чистый, слишком светлый образ, кажущийся идеальным. А у людей, как видно, есть в природе низменная потребность – бросить в эту чистоту ком грязи.

Как ни печально, первым стал бросать грязь великий Вольтер. Ему это показалось нелепым – девушка (девственница в более точном переводе с латыни), символ чистоты, в окружении солдат. Однако если посмотреть повнимательней на ее жизнь, всему можно найти объяснение.

Родом Жанна из деревни Домреми. По происхождению она крестьянка, пастушка. Ее фамилия – Дарк; написание д’Арк, свидетельствующее о дворянстве, появилось в последствии. Некоторым из тех, кто нападает в наше время на Жанну, попросту не хочется признавать историческую роль человека из народа. Вот почему неоднократно подвергалось сомнению ее крестьянское происхождение. Появились версии о том, что она побочная дочь развратной королевы Изабеллы, отправленная в деревню младенцем.

Между тем на процессе реабилитации Жанны д’Арк была собрана масса свидетельств. Очевидцы сообщали о ее детстве, юности, о том, как она принимала участие во всех деревенских праздниках, когда девушки водили хороводы.

Жанна родилась во время Столетней войны, за три года до возобновления этого великого противостояния двух ведущих западноевропейских королевств. Официально война шла с 1337 г. Произошло несколько крупнейших сражений – и все были неудачны для французов. 1340 год – разгром французского флота при Слейсе, 1346 год – разгром французской армии в пешем сражении при Креси, 1356 год – победа меньшего по численности английского отряда под командованием Черного принца Эдуарда над войском французского короля при Пуатье. Французская армия с позором бежала, король попал в плен. В стране крепло ощущение национального позора.


Сразу после битвы при Пуатье в народе появилась идея человека из простой среды, который должен принести спасение. В одной из хроник имеется рассказ о некоем крестьянине, который пересек всю Францию. Дело в том, что ему во сне явился ангел и велел идти к королю, передать, чтобы тот не принимал боя у Пуатье. Как ни поразительно, крестьянин в действительности смог добраться до короля, попал в его шатер. Король выслушал и сказал: «Нет, я рыцарь! Сражение отменить не могу».

1360 год — был заключен тяжелейший для Франции мир в Бретиньи: по нему приблизительно половина французских земель находилась под властью Англии. Появилась угроза самому существованию французского королевства и династии Валуа – побочной ветви Капетингов, правивших страной с IX столетия. Это древнее, стабильное, сильное, когда-то прочное королевство могло попросту исчезнуть!

Итак, Франции уже практически нет. При этом многие из крупных феодалов признали Генриха V будущим королем Франции. Некоторые стали его союзниками, как, к примеру, герцог Бургундский.

А тем временем девочка Жанна подрастала в своей деревеньке. Ей было 13 лет, когда она в первый раз услыхала голоса святой Екатерины, святой Маргариты и святого Михаила, которые начали передавать ей волю Божью, связанную со спасением страны. То, что она услышала голоса, вовсе не уникально. Есть такое явление – средневековое визионерство.

Видения, голоса свыше вполне реальны для человека Средневековья, с его неспособностью и нежеланием разделять непроходимыми границами жизнь небесную, потустороннюю, и здешнюю, земную. Для него все это цельно, едино. К примеру, при дворе дофина Карла, который не отправился в изгнание, а засел на юго-западе Франции, охотно принимали и любили всяких колдунов и пророков. Это вообще фигура не такая уж необычная для эпохи.

Юридически король Англии уже властвовал во Франции. Но французы не подчинились! Дофин Карл объявил, что он законный наследник, а его сторонники короновали его в Пуатье. Это была не та традиционная коронация, которая, по многовековой традиции, проводится в Реймском соборе, где хранится священный елей для помазания королей. И все-же к Карлу устремились надежды тех, кому было бесконечно дорого уже родившееся понятие «Франция». Не вполне законный король стал центром патриотических сил.

И вот 16-ти летняя девочка Жанна в мае 1428 г. в сопровождении дальнего родственника пришла к коменданту ближайшей крепости Вокулер Бодрикуру и сказала, что ей надо отправиться к дофину Карлу, потому что у нее поручение от Бога. Во-первых, она должна встретиться с дофином и получить право снять осаду с Орлеана. Во-вторых, добиться коронации наследника в Реймсе. Божья воля – признать законность его происхождения. Большей моральной поддержки ему в тот момент оказать было нельзя. Ведь для него главный вопрос – чей он сын, короля или нет.

Вначале Бодрикур отказывается, сочтя все это полнейшим бредом. Но девочка так и стояла у него под окнами в красном платье (кажется, оно было у нее единственное).

После комендант крепости выслушал ее еще раз. Говорила она просто, но нечто гениальное было в ясности ее ответов, в ее убежденности. А Бодрикур, возможно, слышал, что при дворе дофина любят пророков. Это давало ему шанс: а вдруг и его заметят, если он сможет помочь этой девушке. Хотя не исключено, что он ей действительно поверил. От нее исходило что-то необычайное – в скором времени в этом убедились тысячи людей.

Жанне дали сопровождающих, и она отправилась к Карлу, у которого была получена аудиенция. В зале, куда ее привели, было много людей. Карл захотел, чтобы она сама смогла определить, кто здесь дофин.

И она его узнала. Как это могло получиться у простой крестьянки?

Как бы там ни было, между дофином и Жанной состоялся короткий разговор с глазу на глаз. И после этого он дал согласие на то, чтобы ее проверила специальная комиссия, которая удостоверится, что она не является посланницей сатаны.

В Пуатье собралась комиссия богословов и беседовала с Жанной. Проверили и то, что она дева. Это было в особенности важным. В массовом сознании существовала такая идея: женщина погубит Францию, а девушка спасет.

Откуда такое представление? Страна монархическая, движется к абсолютизму, растет роль королевского окружения. Несколько сюжетов времен Столетней войны народ связал с дурным влиянием женщин на королей.

Супруга Карла VI – Изабелла Баварская. Иностранка, что уже нехорошо. Муж безумен. Идеальное поведение жены при этом вряд ли возможно. Трудно сказать, была ли она такой уж развратной или просто политически выбрала себе в сторонники герцога Орлеанского. Договор в Труа также вдохновляла Изабелла. Она смогла уговорить мужа подписать этот страшный документ. И молва твердила: женщины губят Францию.

А спасет девушка. У этих представлений библейские истоки: Богоматерь – символ чистоты, непорочности.

В самые трудные минуты жизни христиане обращаются к ее образу. Ко времени появления Жанны при дворе дофина Карла в хрониках была уже масса записей о Деве. Люди ожидали ее появления. Это случай массового эмоционального верования – проявление «коллективного бессознательного», как называли это представители французской исторической Школы Анналов.

Жанна возглавила снятие осады с Орлеана. Она сражалась бесстрашно. Маленькая фигурка в светлых доспехах, которые были изготовлены специально для нее, первой шла на штурм небольших крепостей вокруг Орлеана. В этих крепостях (их называли бастидами) засели осаждавшие город англичане. Жанна была идеальная мишень для них. При взятии бастиды Турели ее ранили, стрела попала в правое плечо. Жанна упала, к восторгу своих врагов.

Но она сейчас же потребовала, чтобы стрелу извлекли, и вновь ринулась в бой. И все-же ее смелость – не главное. Ее противники англичане также средневековые люди. Они верили, что Дева способна творить чудеса. Записей о таких «чудесах» сохранилось немало. Так, когда Жанна Д’Арк с небольшой охраной направлялась ко двору дофина, надо было переправиться через реку, однако поднялся сильный ветер. Жанна сказала: надо немного подождать, ветер переменится. И ветер изменил свое направление. Могло такое быть? Конечно! Но люди все объясняют чудом, в которое им всегда хочется верить.

Присутствие Жанны Д’Арк породило невиданное воодушевление французского войска. Солдаты и их командиры (к примеру, свято веривший в миссию Девы герцог Алансонский) буквально переродились. Они смогли выбить англичан из бастид, разрушая кольцо осады. Все знали, что сказала Жанна о пути, который ведет к освобождению Франции: «Солдаты должны сражаться, а Бог дарует им победу».

Совсем противоположные перемены произошли в войском войске. Англичане были потрясены неожиданной и такой стремительной переменой военного счастья, начали верить в божественную волю, выступающую на стороне французов. Поползли слухи, что еще в начале осады Бог указал англичанам на необходимость уйти из-под стен города тем, что допустил нелепую гибель главнокомандующего, знаменитого полководца графа Солсбери. Овеянный славой популярный военачальник погиб не в сражении. Он был убит ядром при перестрелке у стен Орлеана.

1429 год, 8 мая — осада с Орлеана была снята, город освобожден. Первый пункт поручения, полученного Жанной Д’Арк свыше, выполнен.

С этого времени Жанна Д’Арк – официальный полководец короля. Она в своих светлых доспехах, с мечом, который чудесным образом найден в алтаре, с белым знаменем – символом чистоты. Правда, во Франции белый цвет еще и символ траура.

Остался второй пункт. И Жанна ведет короля Карла VII к Реймсу. Ей открывают ворота занятых англичанами городов, выносят ключи, толпы людей выбегают навстречу. Если же этого не происходит, ее войско принимает бой. Жанну окружили полководцы, которые поверили в нее, – прекрасные воины, имевшие большой опыт. И соединились две эти силы – духовная и чисто военная.

В Реймсе была проведена коронация. Сколько картин написано на эту тему! Каждая эпоха изображает это событие по-своему. Но, видимо, можно не сомневаться, что Жанна Д’Арк стояла рядом с королем, теперь законным Карлом VII. Она ехала вместе с ним по улицам Реймса, и в криках толпы «Да здравствует Дева!» звучало чаще, чем «Да здравствует король!». Не всякий человек это выдержит, в особенности такой, как Карл, жаждущий самоутверждения после долгих лет унижений.

Наверно, в этот момент победы и славы Жанне Д’Арк и следовало возвратиться домой. Но она не хотела. Известно ее высказывание: «Я должна биться до конца. Это благородно». Она искренне в это верила. И затеяла взятие Парижа.

Вот начало трагедии. Не потому, что это было невозможно в военном отношении. Попросту к тому времени король стал уже ей враждебен: он не желал, чтобы Париж был освобожден руками какой-то крестьянки.

Показательно, что Жанна Д’Арк ничего не попросила у короля для себя лично – только освобождения от налогов для жителей ее родной деревни. И даже эту привилегию дали не навсегда: потом было изменено районирование, уточнились границы – и все, крестьяне из Домреми всех преимуществ лишились.

Для себя же Жанне ничего не было надо – только биться дальше. Надо заметить, в этот момент она перешла к той части своей деятельности, которая ей свыше не предписывалась.

Состоялась битва за Париж. Англичане отчаянно сопротивлялись. По одной из версий, до них дошли слухи, что Жанна утратила девственность и теперь им не страшна. Но главное – в разгар штурма король отдал приказ трубить сигнал отбоя. Полководцы, не могли не подчиниться приказу короля. Штурм не удался, а Жанна Д’Арк была ранена в бедро. Враги злорадствовали: она не является неуязвимой! Но она никогда себя неуязвимой и не объявляла.

После этой неудачи Жанна почувствовала, что все изменилось, ее вытесняют: не слушают, не приглашают на военный совет. И в апреле 1430 г. она покинула двор. Она присоединилась к войску, которое отбивало у англичан замки и крепости в долине реки Луары.

1430 год, 23 мая — под городом Компьен она оказалась в плену. Перед ней опустилась решетка ворот, когда она возвращалась в город после вылазки. Она попала в руки бургундцев. В декабре они перепродали ее англичанам. Неизвестно точно, была ли Жанна Д’Арк предана под Компьеном. Зато нет сомнений, что ее предали раньше – под Парижем, как предали и позднее, когда не пытались отбить или выкупить у англичан.

Англичане решили судить Жанну, обвинив ее в том, что она служила дьяволу. Карл VII побоялся предложить за нее выкуп. Судя по всему, он допускал, что она дрогнет, отречется, признает, что она от дьявола. Тогда из чьих же рук он получил корону?

Тяжелейший процесс длился с января по май 1431 г. Расследование возглавлял французский эпископ Кошон, в переводе с французского – «свинья». С того времени слово «кошон» связывают во Франции с темой национального предательства. Неправедный церковный суд признал ее виновной в ереси.

Она смогла сохранить свои убеждения, веру в то, что она посланница Бога, хотя был момент, когда она дрогнула. Она готова была признать, что грешила, потому что носила мужской костюм. На суде она очень умно отвечала, «находясь все время среди мужчин, где гораздо приличней быть в мужском костюме».

Через 20 с лишним лет, в 1456 г., Карл VII, который продолжал воевать с англичанами и вошел в историю как Победитель (к 50-м годам XV столетия англичан вытеснили из Франции), организовал процесс реабилитации Жанны д’Арк. Теперь ему надо было закрепить в памяти поколений светлый образ Девы. Были вызваны многочисленные свидетели, которые рассказали о ее жизни, ее чистоте. Вынесен приговор – аннулировать осуждение Жанны д’Арк как необоснованное. А в 1920 г. католическая церковь причислила ее к лику святых.

Сегодня мы понимаем, что именно во время короткой жизни Жанны сложилась и встала на ноги французская нация. А также французская монархия. И Вольтер не любил Жанну именно потому, что видел в ней отчаянную поборницу монархии, не понимая, что в Средние века король и нация, король и Франция – это одно и то-же. А Жанна Д’Арк навсегда подарила нам прекрасную светящуюся точку своей жизни, неповторимой, как шедевр искусства.

Жанна Д’Арк (1412 - 1431) - национальная героиня Франции, успешно командовавшая французскими войсками в Столетней войне. Была сожжена на костре англичанами, как еретичка. Впоследствии церковь причислила ее к лику святых, предварительно реабилитировав. В этой статье Вы познакомитесь с её биографией, и узнаете об интересных фактах из ее жизни

Датой рождения Жанны считается 1412 год, однако в декрете папы Пия X о причислении Девы к лику святых названа дата 6 января 1409 года, что скорее всего более правдоподобно. Жанна д’Арк родилась в деревне Домреми в семье зажиточных крестьян Жака д’Арк и Изабеллы Роме. Она никогда неименовала себя Жанной д’Арк, а только «Жанной Девственницей». В детстве все называли ее Жанеттой

Дом Жанны д’Арк в Домреми. Ныне здесь находится одноименный музей


Картина "Видение Жанны д’Арк" (художник Жюль Бастьен-Лепаж, 1879 год)


Когда героине стукнуло 17 лет, она отправилась к капитану города Вокулёр Бодрикуру и рассказала о своей великой миссии. Естественно, он её высмеял и Жанне пришлось вернуться в деревню, но спустя год повторила свою попытку. Во второй раз капитана поразила настойчивость юной девушки. Жанна предсказала поражение французов под Орлеаном и он согласился выделить ей воинов, а также военное мужское снаряжение. В последствии, Д"арк всегда одевалась именно так, мотивируя это тем, что в мужской одежде гораздо легче воевать. Такая одежда ко всему прочему не вызывает нездорового внимания у солдат.Вместе с Жанной отправились воевать два ее верных спутника - рыцари Жан де Мец и Бертран де Пуланжи

В марте 1429 года Жанна прибыла к Дофину, объявив что послана высшими силами для того, чтоб освободить страну и попросила воиска для того, чтоб снять осаду Орлеана. Она удивила всех своим знанием военного дела и верховой езды. Секретарь королей Карла VI и Карла VII говорил о ней: «Создавалось впечатление, что эта девушка воспитана была не в полях, а в школах, в тесном общении с науками»

Карл все же колебался, но после всех проверок (матроны проверяли ее на девственность, гонцы узнавали о ней в ее краях, богословы проводили допросы) все же доверил ей войско и операцию по освобождению Орлеана. К тому же Жанна именем Бога подтвердила Карлу его законнорожденность и права на престол, в чем многие сомневались


Для Жанны Д"Арк изготавливают специальные доспехи (так как она получила разрешение богословов на ношение мужской одежды), знамя и хоругвь. Ей предоставили меч самого Карла Великого, хранящийся в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа

Карл Великий

Следующим ее пунктов назначения был Блуа, где уже ожидала армия, во главе которой Жанна начала наступление на Орлеан. Новость о том, что армию возглавила посланница божья, воодушевила воинов и сподвигла их на подвиги. В итоге, за 4 дня Д"Арк полностью освобождает Орлеан, так как англичане были вынуждены снять осаду. Многие военачальники считали эту задачу полностью невыполнимой…

Военные действия возобновились весной 1430 года, но шли довольно медленно. Королевские придворные постоянно пытались строить всяческие козни, в результате подстроив предательство, из-за которого Жанна Д"Арк попала в плен к бургундцам. Король Карл решил не предпринимать никаких действий для освобождения Жанны, и бургундцы продали ее англичанам, и перевезли в Руан

На фото башня в Руане, в которой была заточена Жанна

Судебный процесс начался в конце февраля 1431 года. Формально Жанну судила церковь, выдвинув обвинение в ереси, но в тюрьме её держали под охраной англичан, как военнопленную.К тому же, возглавлял процесс епископ Кошон, сторонник интересов Англии, да и само правительство этой страны не скрывало своих интересов в этом деле. Англичане даже оплатили все судебные издержки и расходы, связанные с делом, довольно таки не малые.

Допрос Жанны Д"Арк

Пытаясь сломить волю заключенной, ее содержали в страшных условиях, постоянно оскорбляя и угрожая пытками — но все это без толку, Жанна не признала себя виновной. Смертная казнь без признания вины создала бы вокруг Д"Арк еще больший ореол мучиницы, потому судьи прибегли к обману, подсунув бумагу об отречении от ересей, которую неграмотной девушке пришлось подписать, якобы в обмен на помилование. На самом же деле, из-за неграмотности она поставила подпись под полным отречением от всех своих заблуждений

"Жанна д’Арк". Триптих


Через несколько дней ее обвинили в том, что она снова одела мужскую одежду, когда на самом деле женскую у нее отобрали. В результате у трибунала не оставалось выхода кроме как приговорить девушку к смертной казни.30 мая 1431 года Жанна д’Арк была сожжена заживо на площади Старого Рынка в Руане с «Еретичка, вероотступница, идолопоклонница». «Епископ, я умираю из-за вас. Я вызываю вас на Божий суд!» - воскликнула Жанна и попросила дать ей крест и когда огонь охватил её, она крикнула: «Иисус!».Пепел был развеян над Сеной, а в музее Шинона якобы хранятся ее останки. Но согласно иследования, эти мощи не принадлежат Жанне Д"Арк

После окончания войны в Нормандии в 1452 Карлом VII был инициирован процесс, с целью оправдать Жанну. Были изучены все документы, опрошены все свидетели, в результате чего все пришли к выводу, что казнь была незаконной. В июле 1456 судьи зачитали вердикт, который полностью оправдывал казненную девушку, восстановив ее доброе имя


Фигура Жанны Д’Арк имеет исключительное значение для французской истории и культуры. Настолько исключительное, что её статуя есть практически в каждой церкви во Франции. Жанна не просто спасла эту страну от английских захватчиков. То, что французские правители не могли сделать в течение почти сотни лет, она смогла сделать всего за несколько дней, притом в сопровождении совсем небольшого отряда. При этом она была совсем юной девушкой, практически подростком: её сожгли на костре в возрасте девятнадцати лет. Спасти целую страну в столь молодом возрасте – это невероятный подвиг, который, как кажется, уже невозможен в наше время, когда многие люди остаются детьми до тридцати, а то и до пятидесяти лет. «Детьми» — в плохом смысле: у них нет занятия, которое пришлось бы им по душе и приносило бы стабильный доход, нет собственной квартиры, больше того – нет самостоятельных и уверенных суждений об окружающем мире, они просты и наивны; не то чтобы страну защищать – многие из них защитить себя в уличной драке зачастую не способны.

Уверенная Жанна и неуверенный король

Согласно легендарной биографии девушки, она в раннем возрасте услышала голоса, которые принадлежали святым (Архангелу Михаилу, Екатерине Александрийской и Маргарите Антиохийской) и призывали её совершить подвиг во имя Франции. Она отправилась ко двору короля – а им тогда был Карл VII. Дальнейшая история – это сотрудничество сильной, волевой и воинственной Жанны и осторожного, неуверенного и во всём сомневающегося короля. Когда девушка призывала монарха сразу переходить в наступление, тот долго колебался. Из-за этого французская армия несколько раз чуть не опаздывала с атакой. Однако решительность Жанны и вверенных ей солдат, их рвение и прекрасное владение оружием компенсировали неуверенность короля, и Франция раз за разом одерживала победы. Жанна д’Арк была первым военачальником за всю историю Столетней войны, кто внёс в ряды англичан смятение: до сих пор они считали себя почти что непобедимыми. Война, конечно, шла с переменным успехом, но было видно, что силы французов постепенно иссякали. Так продолжалось бы и дальше, но вдруг «откуда ни возьмись» появилась Жанна.

Кто осудил Жанну на сожжение?

Жанна была схвачена англичанами в результате предательства. С того дня она содержалась под стражей. Ввиду высокой религиозности тогдашнего населения, суд над своей победительницей англичане решили провести «в церковном духе». На специальном судебном процессе Жанну осудили как еретичку, приписав ей сношение с дьяволом, нарушение христианских норм и прочие грехи. Процесс возглавлял епископ Пьер Кошон – один из предателей: он был хорошо подкуплен захватчиками, перешёл на их сторону и в своих действиях проявлял непростительную вольность, игнорируя и гражданское законодательство, и постановления Папы Римского.

Примечательно, что сама Жанна держалась на суде уверенно и бесстрашно. Она не признавала своей вины и предрекала скорое поражение англичанам. Даже взойдя на костёр, она продолжала говорить о справедливом исходе войны в будущем и о том, что английских захватчиков ждёт божий суд.

Последствия деятельности Жанны

Отважную военачальницу захватчики казнили, однако вернуть инициативу им это не помогло. Сбылось пророчество юной воительницы: через двадцать с небольшим лет (по меркам того времени это очень небольшой срок) англичане потерпели окончательное поражение; Столетняя война завершилась.

Королю Карлу VII и папе Римскому Каликсту III пришлось некоторое время разгребать кучу, «наваленную» англичанами: в результате длительного следствия они установили, что Жанна не виновна ни в одном грехе, который ей вменили. Доброе имя «Орлеанской девы» было восстановлено.

Наконец, в начале ХХ века Жанна д’Арк была канонизирована.

Юная француженка Жанна д’Арк сумела преломить ход 100-летней войны, и повела под своим знаменем к победе французские войска. Ей удалось сделать то, что многие опытные полководцы Франции считали невозможным – одержать победу над англичанами.

Краткая биография Жанны д’Арк

Официальной датой рождения Жанны д’Арк считается 6 января 1412 года (существует еще 2 даты – 6 января 1408 и 1409 года). Она родилась во Французской деревне Домреми в семье зажиточных крестьян.

Голос Архангела Михаила

Когда Жанне д’Арк исполнилось 13 лет , она, по ее словам, услышала голос Архангела Михаила, который поведал ей о великой миссии: Жанна должна была прервать осаду Орлеана англичанами и одержать победу в битве .

Настойчивая девушка

Видения повторялись, и в 16 лет девушка отправилась к одному из капитанов французской армии — Роберу де Бодрикуру . Он рассказала о своих видениях и попросила дать ей людей под командование и препроводить ко двору дофина (наследнику Карла VI) .

Настойчивость Жанны д’Арк взяла верх над насмешками капитана, и он дал ей людей в сопровождение к королю, а также снабдил мужской одеждой, дабы «не смущать солдат».

Встреча с королем

14 марта 1429 года Жанна прибыла в резиденцию дофина Карла – замок Шинон . Она объявила ему, что послана Небом для освобождения страны от английского господства и попросила войска для того, чтобы снять осаду Орлеана.

Во Франции было поверье, что юная девственница, посланная Богом, поможет армии одержать победу в войне

Девушка поразила придворных и самого короля умением верховой езды и искусством владения оружием . Было такое впечатление, что она воспитывалась не в крестьянской семье, а «в специальных школах».

Жанна — главнокомандующий

После того, как матроны подтвердили девственность Жанны и были проведены другие многочисленные проверки, Карл принял решение сделать ее главнокомандующим своими войсками, и повести их на Орлеан.

После этого для девушки изготовили доспехи и доставили по ее просьбе меч самого Карла Великого , который хранился в церкви Сент-Катрин-де-Фьербуа. Затем она направилась в город Блуа, назначенный сборным пунктом для армии, и уже во главе армии выступила к Орлеану.

«Орлеанская Дева»

Известие о том, что армию возглавила посланница Бога, вызвало необычайный моральный подъем в войске. Потерявшие надежду начальники и солдаты, уставшие от бесконечных поражений, воодушевились и вновь обрели храбрость .

29 апреля 1429 года Жанна д’Арк с небольшим отрядом проникает в Орлеан. 4 мая ее армия одержала первую победу, взяв бастион Сен-Лу . Победы следовали одна за другой, и уже утром 8 мая англичане были принуждены снять осаду с города.

Таким образом, задачу, которую прочие французские военачальники посчитали невыполнимой, Жанна д’Арк решила за четыре дня . После победы под Орлеаном Жанну прозвали «Орлеанской Девой» . День 8 мая до наших дней отмечается каждый год в Орлеане как главный праздник города.

С помощью Жанны удалось захватить еще несколько важных крепостей. Французская армия отвоевывала один город за другим.

Предательство и сожжение

Весной 1430 года после годового отсутствия военных действий из-за нерешительности Карла VII и дворцовских интриг, Жанна д’Арк снова повела войска, ее знамя было впереди. Она бросилась на помощь осажденному городу Компьеню , но угодила в ловушку - в городе был поднят мост, и вырваться из него она уже не могла.

Бургундцы продали ее англичанам за 10 000 золотых ливров. В феврале 1431 года в Руане над ней состоялся суд, который приговорил ее как еретичку к сожжению. Приговор вступил в силу 30 мая 1431 года – Жанну д’Арк сожгли заживо на площади Старого Рынка.

Реабилитация и присвоение к лику святых

В конце столетней войны Карл VII приказал повести расследование законности суда над юной героиней. Было установлено то, что английский суд имел множество грубых нарушений.

Жанну д’Арк реабилитировали летом 1456 года , а спустя 548 лет — в 1920 году ее канонизировали (причислили к лику святых) в католической церкви.

Эпоха Средневековья была временем мужчин. Короли вели войны, изменяя границы государств, святые отцы молились за души и ловили ведьм, поэты воспевали доблесть рыцарей и красоту дам, ремесленники и крестьяне трудились и платили налоги. А женщинам приходилось делать «все остальное» — хранить очаг, вести хозяйство, рожать и воспитывать детей, вдохновлять на подвиги и хранить свою добродетель. Конечно, у дам высокого рода было больше свободы и больше возможностей влиять на ход истории, и многие из них блестяще играли не только в шахматы, но и в политику. Однако удивительно то, что самым ярким и таинственным женским персонажем средневековой истории стала простая французская девушка — Жанна д"Арк.

Ее внешность навсегда останется загадкой — не сохранилось ни одного «прижизненного» изображения Лотарингской девы, — но это словно и не имеет значения для потомков: уже несколько веков ее рисуют юной и прекрасной воительницей в сияющих доспехах, вооруженной лишь знаменем и верой в свое божественное предназначение. Откуда она черпала силы вдохновлять и побеждать? Почему ее речи были одинаково убедительны для короля и для простых солдат? Для чего церковь сначала признала ее, а потом осудила на смерть? Правдива ли «каноническая» версия истории Жанны? Ответы на эти вопросы затерялись в средневековых архивах, оставив людям красивую легенду и веру в чудо.

6 января 1412 года в шампанской деревушке Домреми в семье крестьянина Жака Дарка родилась дочь, и при крещении девочку нарекли простым именем Жанна. Это были трудные времена — шел 75-й год Столетней войны, в которой Франция день за днем теряла свои позиции и земли. Королева-мать, Изабелла Баварская, заигралась в дипломатические интриги, в результате чего ее сын Карл VII рисковал вовсе не взойти на французский престол. Некогда большая и гордая страна вот-вот должна была превратиться в английскую провинцию.

Да, Францию могло спасти только чудо. Но, чтобы оно свершилось, потребовалось время. До поры Жанна ничем не отличалась от прочих деревенских детей — играла, помогала родителям, училась прясть и управляться с хозяйством. Но, когда ей исполнилось двенадцать, она впервые услышала «голоса». Позже она охотно рассказывала представителям Святой Церкви, что с ней говорили святая Екатерина и святая Маргарита, а также архангел Михаил — предводитель Небесного Воинства. Конечно, они не сразу призвали ее идти спасать гибнущую Францию — для этого Жанна была еще слишком мала. Но вот ей исполнилось восемнадцать, и она вдруг настойчиво засобиралась в дорогу.

Ее первоначальной целью был ближайший к деревушке город Вокулер, откуда она намеревалась отправиться дальше — ко двору короля. Для Средневековья это было почти невозможным делом, но Жанну это не смущало. Зато беспокоило ее родителей, которые «от греха подальше» решили поскорее выдать дочь замуж, однако у них ничего не вышло. Ссылаясь на волю «высших сил», Жанна была непреклонна в своем решении покинуть дом. Наместник Вокулера, Робер де Бодрикур, поначалу не поверил одержимой крестьянской девушке. Но неожиданно речам Жанны поверили жители городка, поверили настолько, что, не дожидаясь решения своего господина, начали снаряжать, ее в поход — на народные деньги были куплены конь, дорожная одежда и доспехи. Может быть, сыграло свою роль давнее пророчество о том, что «Францию погубит злая женщина-чужестранка, а спасет невинная юная дева». Королева-мать с ее интригами вполне подходила для первой роли, а Жанна — для второй. И наместник города сдался: был собран отряд, который должен был отправить Лотарингскую деву к королю. Деревенская девушка добилась своего и начала свой крестовый поход на Столетнюю войну.

Королевские игры

В это время молодой и неудачливый король Карл VII пребывал в унынии и почти был готов подписать капитуляцию. Конечно, коронация в Реймсе могла бы спасти его, но путь туда был закрыт: прежде необходимо было снять осаду с другого города — Орлеана, который чудом держался под натиском захватчиков и был последним оплотом французского воинства.

Ситуация казалось едва ли не безвыходной. И тут королю доложили, что его желает видеть странная девушка, чтобы сообщить ему нечто важное. Карлу было нечего терять, и он согласился дать аудиенцию. Но, желая проверить, «посланницу высших сил», он посадил на трон вместо себя одного из своих дворян. Однако шутка не удалась — легенда утверждает, что Жанна чудесным образом узнала Карла в толпе придворных и, кроме того, в приватной беседе сообщила королю нечто такое, что заставило его немедленно поверить в ее божественную миссию. Впрочем, будучи осторожным, он все-таки назначил «испытание в Пуатье», где отцы церкви долго и дотошно расспрашивали Жанну о ее общении со святыми. Девушка честно призналась, что «не отличает «а» от «б», но при этом ей удалось убедить священнослужителей, что ее откровения идут от Бога.

Это было не просто и даже опасно, но тогда Церковь не нашла в ней ничего еретического. Жанна была признана честной и благочестивой и получила благословение идти на Орлеан. И наступило время чудес и побед — долгая и безнадежная осада города была снята едва ли не за неделю, боевой дух армии поднялся до небывалых высот, и Карл VII был коронован в Реймсе, как того требовала традиция. В войне наступил перелом. Жанна вела свое воинство, держа в руках лишь знамя, которое было сделано специально для нее, и французская армия одерживала одну победу за другой.

Оставалось завоевать Париж. Но внезапно король словно бы передумал воевать и занялся дипломатией. И Жанна вдруг осталась не у дел. Она присутствовала на королевских пирах, получила потомственный дворянский титул дю Лис, но совсем не это было ее целью — августейшие почести лишь огорчали ее. Она не уставала твердить Карлу, что необходимо идти на Париж как можно скорее. Возможно, она чувствовала, что король ее предаст.

Дорога на костер

Неудачная осада Парижа стала для Жанны д"Арк началом конца. Король Карл, к этому времени уже слишком увлеченный «бумажной войной», словно бы нехотя согласился штурмовать столицу и большого войска для этого не дал. Фактически он умышленно обрек своего чудесного полководца на поражение. А после неудачи он словно бы и вовсе разочаровался в Жанне.

Устав от придворного безделья, Орлеанская дева почти самовольно отравилась в осажденный англичанами город Компьен с небольшим отрядом верных ей людей. Здесь ее снова ждали военные успехи, но, увы, это продолжалось недолго — во время одной из вылазок Жанна попала в плен.

В те времена обмен военнопленными был довольно распространенным делом, и, если бы Карл хотел, он мог бы без труда вызволить Орлеанскую деву, которой он был обязан короной и воскресшей страной. Но король сделал вид, что это его не касается. Жанна провела в английском застенке последний год своей жизни, где ее поддерживали только голоса ее любимых святых. Они ободряли ее, обещали, что скоро все кончится, и спасали от отчаяния.

В январе 1431 года начался судебный процесс, который длился почти полгода. Почти все материалы этого следствия сохранились до наших дней, и благодаря тщательно записанным протоколам мы знаем о жизни Жанны почти все с ее собственных слов, а также из показаний свидетелей. Сейчас это может показаться смешным, но одним из главных пунктов обвинения было то, что девушка носила мужскую одежду. Казалось бы, объяснение этому очень простое: в дороге и в военном лагере так удобнее, доспехи, столь необходимые в бою, нельзя надеть на платье. Но отцы церкви словно бы не хотели слышать об этом и искали в практичном поступке дьявольский умысел. Восемнадцать раз следствие возвращалось к ее «голосам» и пророческим видениям, они, конечно же, были основным поводом для расследования. Жанне задавали множество вопросов, и, так же как на испытании в Пуатье, девушка отвечала на них просто и честно. Все попытки следователей заставить обвиняемую противоречить самой себе провалились.

Но этот судебный процесс не мог закончиться оправдательным вердиктом. 24 мая 1431 года Жанне д"Арк впервые зачитали обвинительный акт и трижды предложили отречься от своей ереси. Она трижды отказалась это сделать. Но во время чтения смертного приговора она вдруг изменила свое решение и произнесла формулу отречения. Казнь заменили пожизненным заключением.

Нам всем известно, что история Орлеанской девы закончилась иначе. Спустя два дня Жанна объявила, что отреклась из страха смерти, что она «очень сожалеет о сделанном и проклинает себя». Дело «некоей женщины Жанны, обычно именуемой Девой» было передано светским властям. На деле это означало смертный приговор и казнь. Согласно легенде, Жанну д"Арк сожгли в Руане, на площади Старого рынка, 30 мая 1431 года. Согласно историческим документам, через 25 лет было назначено новое разбирательство, в результате которого все обвинения с удивительной девушки из Домреми были сняты. Спустя почти пять веков, в 1920 году, Ватикан официально признал Жанну д’Арк святой.

И жила принцесса долго и счастливо

И все же эта удивительная история, больше похожая на сказку, кажется не такой уж однозначной. Уже не один век многие ученые пытаются опровергнуть каноническую версию жизнеописания Жанны. Слишком уж неправдоподобным кажется факт, что деревенская девушка так легко встала во главе французской армии и привела ее к стольким славным победам. Одна из самых популярных альтернативных версий биографии Жанны д"Арк утверждает, что она была незаконнорожденной королевского происхождения и ее «настоящей» матерью могла бы быть едва ли не сама Изабелла Баварская. Именно королевская кровь позволила Деве так легко справиться с ролью полководца и стать своей при дворе.

Также существует версия (она тоже опирается на особые «родственные связи), что Жанна не была сожжена на костре, а чудом спаслась. И вроде бы через несколько лет она «вернулась в мир», вышла замуж за дворянина по фамилии дез Армуаз и жила с ним долго и счастливо. А ее бывшие боевые соратники и даже сам король неоднократно навещали Жанну и общались с ней. А кто-то и вовсе уверен, что «Жанна дева» — это просто псевдоним, взятый «на время» Маргаритой де Шандивер, которая, к слову, тоже была внебрачной королевской дочерью. Так годы идут, и а споры не утихают, и одни исследователи не признают доводов других. Слишком далеко от нас эпоха Средневековья, слишком ненадежны даже самые подлинные пергаменты — они пока по-прежнему бессильны перед обаянием легенды. И белый конь по-прежнему уносит Жанну д"Арк навстречу бессмертию, и ее знамя ангельским крылом бьется на ветру.