21.09.2019

Ветхозаветные святые — мученики Маккавеи. Семь святых мучеников маккавеев и их мать соломония


Во втором веке до нашей эры сирийский царь Антиох Зпифан, яркий приверженец эллинизации, решил уничтожить в Иерусалиме иудаизм. Но сделать это оказалась намного сложнее, чем он предполагал. В 170 году до н.э. Антиоху пришлось ввести в город дополнительные войска.

Это помогло, но ненадолго. В 168 году до н. э. город восстал. Пришлось снова увеличить воинский контингент. Мятеж был жестоко подавлен.

Оскверненный алтарь

Антиох оскорбил иудеев, превратив святой для них Иерусалимский храм в святилище Зевса. Храм по приказу царя был осквернен — на его алтарь возложили свиную голову. Понимая, что иудеи не смирятся с этим надругательством над своей верой, царь все же решил любым путем заставить их поклоняться греческим богам, тех же, кто продолжит исповедовать иудаизм, полностью уничтожить.

На всякий случай все городские укрепления Антиох приказал сравнять с землей, чтобы в случае очередного восстания его армии не пришлось снова их преодолевать. Более того, царь построил в Иерусалиме крепость для своих солдат.

Но искоренить иудаизм не удалось. И это несмотря на пытки и постоянные публичные казни приверженцев иудаизма.

Мужество старца

В 166 году до нашей эры сирийские солдаты схватили законоучителя Божьего Елеазара, вина которого заключалась в том, что он не пожелал отказаться от иудаизма и свято соблюдал все его законы. Учителю Елеазару исполнилось тогда 90 лет.

Поскольку старец являлся одним из самых благочестивых, мудрых и уважаемых законоучителей, Антиоху было очень важно его сломить. Он понимал, что если добьется своего, то воля других ревностных приверженцев иудаизма может ослабнуть. Было решено заставить Елеазара осквернить уста свининой, вкушать которую иудеям категорически запрещалось Законом Божьим. Но как ни добивались этого его мучители, они ничего не могли поделать со старцем. Тогда сочувствовавшие законоучителю язычники принесли разрешенное его верой мясо — говядину — и предложили обмануть Антиоха. Елеазар мог съесть это мясо, притворяясь, что с отвращением употребляет свинину. Таким образом он не осквернит своих уст, не будет подвергнут пыткам и останется жить. Но почтенный старец ответил, что никогда на это не пойдет.

И тогда царь решил устроить для Елеазара ад на земле. Палачи хотели его и унизить, но оказались униженными сами, потому что даже самые страшные пытки не заставили старца им подчиниться. Изуродованному Елеазару, не зная уже как умножить его страдания, влили в окровавленные ноздри крепкий уксус и живым бросили в огонь.

Царский гнев

Затем арестовали и учеников Елеазара: Авима, Антонина, Гурия, Елеазара, Евсевона, Адима и Маркелла Маккавеев. Вместе с ними была схвачена и мать братьев Маккавеев — Соломония.

Антиох предложил им, дабы избежать участи Елеазара, отказаться от Господа Саваофа и начать поклоняться Зевсу. Но никто из Маккавеев согласия на это не дал. И снова, как старца, их пытались заставить вкусить свиное мясо. Но принудить к этому не смогли. Тогда по приказу царя сирийцы начали избивать их бичами. И тогда старший брат сказал Антиоху, что они готовы умереть, но от законов Саваофа все равно не отступятся.

Разгневавшись, царь приказал разжечь огонь под сковородами и котлами. Библия свидетельствует, что Антиох придумывал такие страшные пытки, каких, по его мнению, выдержать было просто невозможно, а видя, что волю иудеев сломить не может, впадал в ярость. Старшему из братьев на глазах у его родных отрезали сначала язык, затем содрали с него кожу, после чего отрубили руки и ноги. Заметив, что юноша еще дышит, Антиох распорядился бросить его на раскаленную сковороду.

Теперь Антиох ничуть не сомневался в том, что остальные Маккавеи устрашены и не посмеют больше ему противиться. Со второго брата, чтобы окончательно сломить его волю, сначала сняли скальп и только затем приказали ему есть свинину. Но когда, несмотря на страшную боль, и он отказался выполнять прихоть сирийца, с ним расправились точно так же, как и со старшим братом. Затем и еще четыре брата, которые не уступили воле даря, также скончались в страшных муках.

Материнское сердце

В живых теперь оставался самый младший брат. Антиох понимал, что если ничего не добьется и от него, то будет унижен перед своими подданными, и поэтому стал уговаривать Маккавея отказаться от иудейского Бога. Царь клялся, если юноша покорится, обогатить его и пожаловать ему высокую должность. Затем Антиох обратился к Соломонии и сказал, что у нее есть возможность не только спасти жизнь единственному теперь своему сыну, но и увидеть его богатым, влиятельным и счастливым. Мать ответила, что она согласна повлиять на сына и обратилась к нему на своем, непонятом Антиоху языке.

Но Соломония поступила так, как подсказывало ей сердце. Она сказала юноше, что смерть его братьев не напрасна, умоляла не поддаваться увещеваниям царя, потому что Бог, за которого они в мучениях умирают, не оставит их и снова соединит всех вместе. «Я верю, — произнесла эта мужественная женщина, — что мой младший сын проявит себя настоящим мужчиной и не устрашится жестокого убийцы». И тогда юноша обратился к Антиоху: — Претерпевая эти краткие мучения за свой народ, мы обретаем вечную жизнь, а ты, нечестивый преступник, знай, что тебе предстоит по суду Божию понести праведное наказание. Ты познаешь еще всемогущество нашего Господа, но не будет тебе от него прощения.

Антиох так разгневался, что приказал обойтись с младшим Маккавеем еще жестче, чем с его братьями…

Соломония склонилась над обезображенными телами своих сыновей и, помолившись Господу, умерла. Ее материнское сердце не смогло выдержать такого горя.

Возмездие

«Взирая на пролитие крови рабов своих, Господь умилосердился над народом еврейским: Он воздвиг среди них Иуду, происходившего из священнического рода и прозванного Маккавеем».

Восстание, поднятое евреями во главе с Иудой, окончилось поражением войск Антиоха. Главный иудейский храм был освобожден от идолов, очищен и освящен. В память этого выдающегося для евреев события появился праздник Ханука.

Антиох же вскоре после своего поражения тяжело заболел. Внутренности его стали гнить, в них завелись черви. Смрад от царя шел такой, что не помогали никакие благовония. Ни лекари, ни греческие боги помочь Антиоху не смогли, и тогда, как и предсказывал младший Маккавей, царь вынужден был признать всемогущество Саваофа. Но Господь не пожелал его простить, и Антиох умер в страшных муках.

Ветхий Завет

Мученики за веру. Маккавеи

Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу - свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: "в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры". Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: "мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов". Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: "сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни". Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев .

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем . Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

“Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов…”
(Втор. 32: 7).

В различные эпохи, в разных странах государство становилось враждебным Церкви, и Церковь превращалась в общину гонимых, обездоленных и отверженных. В такие времена от Церкви, ее руководителей и рядовых членов требовалось особое мужество. Миллионы людей в течение всей истории Церкви – начиная с апостолов Христа и кончая мучениками новейших времен – отдавали свою жизнь за веру, тем самым оставаясь соработниками Христа в Его искупительном деле. Люди, кровью которых сохранилась Церковь, остаются в памяти верующих, и имена их окружены благоговейным почитанием.

Однако не менее достойны почитания и те, кто, не будучи христианами, отдавали жизнь за свой народ, за веру, за “законы отеческие”.

Многие народы в какие-то моменты истории оказывались на острие меча, и судьба таких народов часто зависела от героев духа, которые жертвовали своей жизнью ради блага других и вдохновляли тысячи людей на подвиг. Именно эти герои духа, а не “народные массы”, нередко становятся главной движущей силой истории. В период гонений Антиоха Епифана, во II в. до РХ такими героями в Иудее были мученики Маккавеи.

Основными источниками информации о событиях времен гонений Антиоха IV Епифана для нас являются 1-я и 2-я Маккавейские книги, а также сочинения Иосифа Флавия.

Маккавейские книги – это неканонические священные книги .

Вторая книга не является продолжением первой, а дополняет её, третья Маккавейская книга не имеет ничего общего с двумя первыми. Авторы Маккавейских книг неизвестны. В Александрийском кодексе Греческой Библии есть четвертая Маккавейская книга, её авторство приписывается Иосифу Флавию .

Иосиф Флавий (Iosephus Flavius), собственно Иосиф бен Маттиас (ок. 37 – после 100), древнееврейский историк. Родился в семье священнослужителя в Иерусалиме. Принадлежал к партии фарисеев. Во время Иудейской войны был назначен военачальником в Галилее, хотя, не одобрял восстание против римлян. Сдался римлянам; пользовался покровительством Веспасиана (принял его родовое имя – Флавий), жил в Риме .

Иосиф Флавий – известный автор-иудей, перешедший на сторону римлян, а потому сохранивший свою жизнь. Желание угодить своим покровителям-римлянам накладывает очевидный отпечаток на изложение Флавия и на его объяснение причин происходящего. Эти особенности перечисленных источников необходимо учитывать при рассмотрении событий периода гонений Антиоха Епифана.

1. Исторические предпосылки гонений.

Исторические предпосылки восстания Маккавеев сложились в результате захвата Палестины в 332 г. до Р. Х. А. Македонским. После смерти Александра в 323 г. его империя распалась. В западной Азии правила династия Селевкидов, в северной Африке господствовали Птолемеи. В результате борьбы этих династий в 198г. до Р.Х. Палестина стала частью империи Селевкидов . По одним сведениям это произошло в 203г до Р.Х . Другие авторы годом захвата Антиохом Великим Иудеи называют 199г .

Антиох Великий, сам, будучи язычником, однако не изменял теократического строя в Иудее. Всё изменилось с воцарением Антиоха IV Епифана (175-164).

2. Антиох Епифан.

Воспитанный в Риме, пропитанный римской культурой, Антиох IV не считал, что в мире может существовать что-то более серьезное, нежели Рим. Все нестроения, непорядки в других странах существуют потому, что их народы по глупости и упрямству не хотят принять устройства и обычаев Римской Империи.

Не только Антиох IV, но и некоторые евреи разделяли такую позицию: «В те дни вышли из Израиля сыны беззаконные и убеждали многих, говоря: пойдем и заключим союз с народами, окружающими нас, ибо с тех пор, как мы отделились от них, постигли нас многие бедствия» (1Макк.1:11).

Антиох Епифан повел активную работу по «окультуриванию и просвещению диких народов» . Началась компания всеобщей эллинизации.

По мнению некоторых авторов, например Лопухина, прозвище Епифан (Αντίοχος Επιφανής) означает «славный», «со славой явленный» . Рич Робинсон, в опубликованной на сайте «Евреи за Иисуса» статье «Праздник обновления», приводит перевод имени Епифан как Воплощенный Бог .

Таким образом, можно полагать, что называя себя так, Антиох IV повелел евреям поклоняться себе. Со временем так случилось, что в его прозвище Епифан поменялась буква, и Антиох Епифан стал называться Епиманом – Безумным.

Религиозно-идеологические преобразования Епифан начал с удара в «корень», – он позволяет брату первосвященника Онии (2Макк. 3:1), Иисусу, захватить место первосвященника. Антиох IV не только провел в первосвященники удобного для себя человека, но и заработал на этом немало талантов серебра (2 Макк. 4: 8, 9).

Путем подкупа и измены Иисус добивается низложения брата (2Макк.4:7-10), принимает греческое имя Иасон и сам становится первосвященником.

Возглавив греко-иудейскую партию, Иасон начинает вводить языческие обычаи и обряды (2Макк.4:11-15). В Маккавейских книгах особо подчеркивается, что отступники «установили у себя необрезание, и отступили от святаго завета, и соединились с язычниками, и продались, чтобы делать зло» (1Макк.1:15).

3. Гонения Антиоха Епифана.

Гонения становятся широкомасштабными по возвращении Антиоха Епифана из Египта. Вступающего в Иерусалим Антиоха встречал первосвященник Иасоном (2 Макк. 4:21,22).

Антиох не удостоился титула царя законным порядком, поскольку не обладал правом наследования трона. Путь, приведший Епифана к трону, был путем, предсказанным пророком: “И восстанет на место его презренный, и не воздадут ему царских почестей, но он придет без шума и лестью овладеет царством” (Дан. 11: 21).

В борьбу за должность первосвященника включается некий Менелай, брат Симона (2Макк.4:24, 25). Менелай перекупает место первосвященника. Похитив сокровища из Храма, Менелай подкупает почетного сановника Андроника. А чтобы их святотатство не было раскрыто, Андроник убивает первосвященника Онию (2Макк.4:31-34).

Храм разоряется и подвергается поруганию. Начинается насильственная эллинизация Иерусалима, а затем и всей страны.

Иосиф Флавий даёт другую оценку событиям и по другому распределяет ответственность за происшедшее.

Нечестия и поругания Храму приносились руками евреев, по причине алчности и властолюбия одних, и попустительства и нерешительности других. И, хотя, израильский народ в большинстве своем не принимал нововведений, смеялся над ними, но до определенного времени никакого решительного противодействия не оказывал.

“Завет Мой они нарушили, хотя Я оставался в союзе с ними…” (Иер. 31:32). От этого «Вострепетала земля за обитающих на ней, и весь дом Иакова облекся стыдом» (1Макк.1:28).

Иерусалимский Храм превращается в храм Юпитера Олимпийского. Храм Гаризинский становится храмом Юпитера Странноприимного (2Макк.6:2). Распространяется идолослужение и блуд. Устанавливается обязательное для всех жертвоприношение. Для устройства идольских жертвенников специальные отряды рассылаются по всем населенным пунктам (2 Макк. 6: 2-8). Население в знак лояльности принуждается есть свинину, чем прямо нарушается закон Моисеев (Лев.11:7). Начинаются массовые казни тех, кто держится Завета, хранит священные книги, учит людей Закону. Антиох приказывает убивать тех, кто присутствует при обрезании детей, а самих обрезанных младенцев вешают (1Макк.1:43-64; 2 Макк.6:6,7).

Народ Божий является таковым только в рамках Завета: “Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя” (Быт. 17: 7). Антиох ясно осознавал, что если разорвать Завет, то и народа Божия не будет. А распавшийся, разложившийся народ можно будет эллинизировать, привести к единому имперскому стандарту. «Царь Антиох написал всему царству своему, чтобы все были одним народом, и чтобы каждый оставил свой закон» (1Макк.1:41,42). Увлекшись отстаиванием демократических принципов, римляне потеряли точку отсчета социальных и моральных ценностей. В своей борьбе с инакомыслием Рим стал генератором идей по устройству гонений.

Не Антиох IV изобрел методы гонений, но он практически воплотил и развил методику. «Достижения» Антиоха Епифана стали образцом для всех последующих гонителей вплоть до наших дней. Неважно, знали последующие гонители об антиоховских технологиях или нет. Путеводитель гонителей церкви, которого Господь Иисус Христос назвал «человекоубийцей от начала» и «отцом лжи» (Ин.8:44), всегда подсказывал им эти технологии. На протяжении всей истории человечества мы вновь и вновь видим следы этого «технолога».

Например, по Эдикту Декия все христиане в определенный день в году должны были заявлять о том, что они остаются христианами. Наиболее знатных христиан публично приводили к жертвеннику для принесения языческих жертв. Бывало, что жертвы не приносились, а путем сделок приобретались справки об их принесении.

Во времена Антиоха подобное было предложено и старцу Елеазару (2Макк.6:18-31). Девяностолетний старец проявил верность Богу, стойкость и мужество, «оставив в смерти своей не только юношам, но и весьма многим из народа образец доблести и памятник добродетели». Так же как и Антиох Епифан, Декий приказывал уничтожать священные книги христиан, убивать священников . Массовую реализацию аналогичных сценариев мы видели и в новейшей истории России.

В гонениях Епифана исполнились откровения, записанные в книге пророка Даниила. Пророк предупреждал о грядущей мерзости запустения Храма (Дан. 9:27). О такой же мерзости запустения говорил, вспоминая слова пророка, Господь Иисус Христос (Мф. 24: 15). Святоотеческое толкование книги пророка Даниила говорит, что пророчества относятся частью к Антиоху, а частью – к антихристу .

Видение Даниила содержало подробное предсказание о грядущей истории Греческой империи и особенно о правлении жестокого Антиоха Епифана (Дан. 11:21-45).

Даниил предупреждал, что народу Божьему придется пережить несказанные по силе гонения, которые возглавит не только Антиох, но и антихрист в последние времена существования мира.

Таким образом, можно сказать, что гонения Епифана проецируются и на период новейшей истории. Гонения Епифана прообразовали и фашистские концлагеря (евреи фашистами преследовались по национальному, а, следовательно, религиозному признаку).

Те же методы, но более изощренно, использовали коммунистические гонители в России.

Текст памятной доски, установленной в 1918 г. на здании Румянцевской библиотеки в Москве согласно плану «монументальной пропаганды», обещал: «Железной рукой загоним человечество к счастью!». В еще большей мере, нежели Храм Иерусалимский, пострадал православный Храм Христа Спасителя. И если Иерусалимский Храм после епифановских гонений был очищен от осквернения, то Храм Христа Спасителя пришлось отстроить вновь. Везде угадывается одна и та же рука. И это неудивительно, потому что «в пророческих книгах одно и то же речение относится и к ближайшей перспективе, и ко временам новозаветным или даже к последним временам» .

Итак, гонители соединяются в единую цепь: от гонения Антиоха до гонений последних времен. Тут главное не в личности гонителя, а в принципе противления Богу и активной борьбе с Христом и христианством. Все, кто активно выступал и выступает против Христа, боролся и борется с христианством, заражен духом антихриста.

О гонениях Антиоха Епифана существуют свидетельства и других авторов. Так, Посидоний (ок. 135-51 до н. э.), древнегреческий философ-стоик, крупнейший представитель Средней Стои, возмущаясь, писал: «Ведь Апион имеет дерзость заявлять, что в этом святилище иудеи поместили ослиную голову, поклоняются ослу и считают его достойным благоговейного почитания. Это открылось, по его словам, когда Антиох Епифан ограбил Храм, обнаружив и эту золотую голову, стоящую огромных денег…» . Из приведенной цитаты мы узнаем, что ещё с древних времен «творцы новостей» часто не могли устоять перед соблазном «выложить информационную бомбу». Автор «инструкций» и здесь ясно просматривается: ” Когда говорит он ложь, говорит свое ” (Ин. 8:44). Этими методами также пользуются все гонители вплоть до новейшего времени. В наше время эти приемы развились, умножились и стали более изощренными технологически.

4. Ветхозаветные мученики за веру.

Православная Церковь почитает святых мучеников, пострадавших за веру во времена гонений Антиоха Епифана. Среди них, упоминавшийся ранее старец Елеазар, отроки Макавеи, семь братьев, пострадавшие до смерти, но не отступившие от закона Моисеева (2Мак. 7: 1-41). Братья были умерщвлены на глазах друг у друга, мать скончалась последней. Подвиги Елеазара и Маккавеев прообразовали подвиги сонма исповедников и мучеников за Христа.

Такую же смерть во времена гонений за Христа ок. 305г. приняли св. мученики Кирик и Иулита, пострадавшие в г. Тарсе, родине ап. Павла.

Как и Соломония, укреплявшая дух сыновей перед казнью, Иулитта наставляла своего сына Кирика.

Св. Григорий Богослов говорил о том, что не многие христиане чествуют мучеников Маккавеев, т.к. они пострадали до Христа. Но, по мнению св. Григория, все ветхозаветные праведники достигали совершенства не иначе, как через веру во Христа .

Память мучеников Маккавеев прославляется Церковью 14 августа н.с. Церковь называет братьев Маккавеев: «благородные отрасли благородной матери» .

В тропаре св. мученикам Кирику и Иулитте, принявшим подобную смерть, также поется: «Яко лоза благоплодная, Иулитта честная, грозд зрел принесла еси Цареви всех Богу, сына твоего, Кирика славного…».

Повествование о мученической смерти братьев Маккавеев и их матери содержит и важное догматическое учение.

Во-первых – это единственное в Ветхом Завете прямое указание на то, что мир сотворен из ничего (2 Макк. 7:28). Основываясь на этом, мы отвечаем «совопросникам века сего», что сотворение мира из ничего не христианское изобретение, ветхозаветная церковь также знала об этом.

Во-вторых – это воскресение. Веру в него исповедует один из братьев (2 Макк. 7: 14). Подтверждением истинности такой веры служат слова Господа Иисуса Христа: «и изыдут творившие добро в воскресение жизни…» (Ин. 5: 29).

5. Восстание Маккавеев.

Гонения развивались и ужесточались, в конце концов, стало казаться, что оставшиеся благочестивые евреи не выдержат дальнейших испытаний. И, когда, казалось бы, надежды не осталось, произошло восстание Маккавеев.

Во главе восстания становится священник из первосвященнического рода Маттафия (1 Макк. 2:1). Маттафия убивает иудея – отступника, собравшегося принести жертву идолам. Убивает царского посланника, и вместе с пятью сыновьями уходит в горы (1 Макк. гл. 2). Около трех лет командовал Маттафия партизанским отрядом. Перед смертью Маттафия назначил всем «вместо отца» Симона, а военачальником Иуду. За военные успехи Иуда получил прозвище Маккавей (Маккаби – молот). Со временем это прозвание перешло ко всем борцам за независимость Иудеи. Отсюда и название движения. Небольшая группа людей под руководством Иуды Маккавея заставила греко – сирийцев покинуть Иудею.

Интересен момент принятия положений Закона с рассуждением. Этот момент прообразовывает слова Господа Иисуса о субботе: “И сказал им: суббота для человека, а не человек для субботы” (Мк.2:27).

Не желая осквернять субботнего покоя, бежавшие от гонителя в горы евреи, не предпринимали попыток к самозащите в субботу. Враги этим пользовались, безнаказанно истребляя людей. Тогда было принято решение: «кто бы ни пошел на войну против нас в день субботний, будем сражаться против него, дабы нам не умереть всем, как умерли братья наши в тайных убежищах» (1 Макк. 2:41).

В одном из эпизодов повествования Иуда Маккавей во время молитвы видит убитого первосвященника Онию (2 Макк. 15: 12-14). Это доказывает то, что молитвенное общение живых и умерших признавалось и в ветхозаветные времена. В то время Церковь также приносила жертвы за умерших. Примером тому служит принесение Иудой Маккавеем жертвы очищения за носивших языческие амулеты убитых воинов .

6. Очищение Храма.

Довольно скоро Иуда и его сподвижники отвоевывают Иерусалим и Храм. Храм очищается от мерзости, возобновляется богослужение. Взамен оскверненного складывается новый Жертвенник. Камни старого откладывают до прихода верного пророка (1 Макк. 4:41-55).

В честь очищения Храма и победы над Антиохом евреи празднуют Хануку .

О начале празднования Хануки сложилось много легенд. В самой известной рассказывается о том, что запаса масла для меноры в Храме оставалось только на день. Для приготовления новой порции масла было необходимо восемь дней. Менора горела все время, пока не была приготовлена новая порция. Поэтому Хануку и празднуют восемь дней, каждый день зажигая новую свечу на меноре.

Эта история не упоминается ни в одной из летописей Маккавейского восстания. В первый раз о чудесном масле было написано в Талмуде, через много лет после восстания. По свидетельству Д. Брикера, Ханука празднуется восемь дней, потому что Маккавеи решили с опозданием отметить Суккот (праздник Кущей). Царь Соломон также освятил Храм в этот день.

По Промыслу Божию именно в этот день, на этом празднике, Господь Иисус Христос открыл людям: «Я и Отец – одно» (Ин. 10:22-30).

Праздник как бы противопоставляет безумство Антиоха, называвшего себя Епифан – Бог Явный, и Божественное откровение человеку воплотившегося Господа.

Те, кто приняли Антиоха с его с новым именем, сотрудничали с ним, прообразовали собой иудеев, не принявших Господа Иисуса Христа.

7. Заключение.

Перед смертью Антиох Епифан сильно болел. Раскаялся, обещал в случае выздоровления принять иудаизм. Евреям вернули свободу вероисповедания, отдали захваченное в Храме, вышел указ о богослужении в Храме и принесении в нем жертв.

Антиох умирал горькой и мучительной смертью (2 Макк. 9: 5-28). «Так этот человекоубийца и богохульник, претерпев тяжкие страдания, какие причинял другим, кончил жизнь на чужой стороне в горах самою жалкою смертью» (2Макк.9:28).

С этого момента прекратились религиозные гонения. Иуда стал первосвященником. Война потеряла религиозный смысл и продолжилась как национально – освободительная. Был заключен союз с Римом. Текст договора, в котором оговаривалось право евреев на проведение религиозных обрядов и богослужение в Храме, записали на медных таблицах и повесили в Капитолии .

Маккавеи стали независимыми правителями страны и родоначальниками Асмонейского (Хасмонейского) рода князей, по имени Маттафии Асмонея.

Мир и благоденствие были недолгими. Начались внутренние смуты, разделение народа на партии и секты. Симон Маккавей был коварно убит собственным зятем Птоломеем.

Во время гонений Антиоха Епифана было уничтожено до сорока тысяч евреев . Кроме того, десять тысяч евреев было обращено в рабство .

Гонения распространились по всей Иудее. Но, сея ужас, Антиох добился только того, что среди евреев с каждым днем усиливалась ненависть к оккупантам и желание избавиться от сирийского господства.

В Слове 15-м св. Григорий Богослов как бы проецирует ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана на ситуацию в Византийской империи времен Юлиана Отступника . И там и здесь – нечестивый царь, который принуждает подданных отречься от веры в единого Бога и принять язычество. И там и здесь – граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего.

Именно на подвиге исповедников веры и строится Церковь, именно кровью мучеников сохраняется и возрастает истинная вера. Как писал Тертуллиан: «Кровь мучеников – семя церкви».

Антиох Епифан стал предтечей всех последующих гонителей. Во время гонений Антиоха исполнились многие пророчества.

Св. Григорий Богослов писал, что гонения Епифана прообразовали и искупительный подвиг Господа Иисуса Христа .

Проявленные в период гонений стойкость и верность Завету с Богом позволили не только защитить независимость, но и сохраниться самому народу.

8. Литература.

1. Библейская энциклопедия. Под ред. архим. Никифора. Изд. Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990.

2. Геннадий Егоров, иер. Священное Писание Ветхого Завета. Часть 1. М.: Изд-во ПСТГУ,2005.

3. CD-ROM. Большая Энциклопедия Кирилла и Мефодия (2 CD). «Кирилл и Мефодий», 1999.

4. Флавий И. Иудейская война. Электронная версия. По изданию: Иосиф Флавий. Иудейская война / Пер. с нем. Я.Л.Чертка. – СПб., 1900.

5. Даули Тим. Библейский атлас. Российское Библейское общество, 2003.

6. Лопухин А. П. Библейская история Ветхого Завета. Первое заграничное издание. Монреаль, 1986.

7. Josephus, Contra Apionem, II, 79-80, 89, 91-96. Интернет – версия по материалам трехтомника М.Штерна Греческие и римские авторы о евреях и иудаизме, Москва-Иерусалим, 1997-2002.

8. Булгаков С.В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. Изд. Отд. Московского Патриархата, 1993.

9. Еп. Илларион (Алфеев). Жизнь и учение св. Григория Богослова. Электронная версия. Сайт Саратовской епархии РПЦ.

10. Флавий И. Иудейские древности. Электронная версия. По изданию: Иосиф Флавий. Иудейские древности / Пер. с греч. Г. Г. Генкеля.- Спб, 1900. В 2-х томах.

11. Древний мир. Энциклопедический словарь. М.: Центрополиграф, 2001.

12. Григорий Богослов. Слово 15, произнесенное в присутствии отца, который безмолвствовал от скорби, после того как град опустошил поля. http://ni-ka.com.ua/files/gbg115.rar

Ю.М. Куклев

Библейская энциклопедия. / Под ред. архим. Никифора. Изд. Свято – Троице – Сергиевой Лавры, 1990. С. 447.

Мученики за веру.

Маккавеи

Царь Антиох Епифан захотел, чтобы все его подданные говорили на одном греческом языке и кланялись только греческим богам, то есть идолам. Многие из иудеев повиновались царю, но другие готовы были лучше умереть, чем отступить от истинной веры.

Одного старца, Елеазара, царские правители заставляли есть запрещенную законом Моисеевым пищу - свиное мясо. Когда он отказался, его стали уговаривать, чтобы он показал только вид перед народом, будто он ест запрещенное законом. Но Елеазар и на это ответил: "в мои лета недостойно лицемерить; если молодые узнают, что девяностолетний Елеазар уклонился в язычество, то и они могут соблазниться и отойти от веры". Тогда его повлекли к мучителю, и Елеазар мужественно умер за истинную веру.

Однажды к самому царю привели женщину Соломонию с семью сыновьями. Царь принуждал их есть свиное мясо, но они смело отвечали ему: "мы готовы лучше умереть, чем преступить закон наших отцов". Тогда царь предал их жестоким мучениям. Им вырезали языки, отсекали пальцы на руках и на ногах, сдирали кожу с головы, и живыми жгли на раскаленных сковородах. Так были замучены шесть братьев. Самого младшего царь с ласкою убеждал не противиться. Он обещал щедро наградить его и, наконец, обратился к матери, чтобы она дала совет своему сыну исполнить требование царя. Но она подошла к сыну и сказала: "сын мой! не бойся этого мучителя и встреть смерть так же, как твои братья, чтобы я могла, всех вас вместе, встретить в будущей, вечной жизни". Тогда царь предал смерти и младшего брата, подвергнув его еще большим мучениям. Затем была замучена и сама мать. Это семейство мучеников известна под именем мучеников Маккавеев .

На защиту истинной веры и своего Отечества восстал священник Маттафия с пятью своими сыновьями. Около них скоро собралось много ревнителей Божиего закона. Особенной храбростью из сыновей Маттафии отличался Иуда, названный в память мучеников Маккавеем . Иуда Маккавей, с небольшим войском, много раз побеждал сирийцев. Но раз его окружило многочисленное войско сирийское (22 тысячи), а у него было только 800 человек. Иуда погиб геройской смертью. Он не согласился бежать от врагов и тем помрачить свою славу.

Брат его Симон окончательно разбил сирийские войска, очистив от них город Иерусалим с храмом, и освободил свой народ от владычества греческих царей. В благодарность за это иудеи постановили, что на будущее время, до самого пришествия Спасителя, старший из рода Симонова должен быть у них первосвященником и правителем народа.

ПРИМЕЧАНИЕ: См. Библию - "Книги Маккавейские"

Из книги Забавная библия автора Таксиль Лео

ГЛАВА СОРОК ПЯТАЯ. ДОБЛЕСТНЫЕ БРАТЬЯ МАККАВЕИ. Мы приближаемся к последнему периоду истории еврейского народа до так называемого рождества Христова. В полном виде ветхозаветная часть Библии заканчивается тремя книгами Маккавейскими и Третьей книгой Ездры.Первые семь

Из книги Забавная Библия (с иллюстрациями) автора Таксиль Лео

Глава 45 Доблестные братья Маккавеи Мы приближаемся к последнему периоду истории еврейского народа до так называемого рождества Христова. В полном виде ветхозаветная часть Библии заканчивается тремя книгами Маккавейскими и Третьей книгой Ездры.Первые семь стихов главы

Из книги Книга еврейских афоризмов автора Джин Нодар

Из книги Еврейский мир автора Телушкин Джозеф

Из книги Непознанный Мир Веры автора Автор неизвестен

Расстрелянный за веру Пограничник Евгений Родионов попал в плен в феврале 1996 года. Чеченская война была в самом разгаре. Десять долгих месяцев мать искала сына по всей Чечне. Он был расстрелян под Бамутом после трех месяцев плена в день, когда ему исполнилось 19 лет. Могилу

Из книги 1115 вопросов священнику автора раздел сайта ПравославиеRu

Как можно совместить веру в Бога как во Вседержителя и веру в нашу свободу и ответственность? священник Афанасий Гумеров, насельник Сретенского монастыряИстина о Домостроительстве нашего спасения и путях Божественного Промысла, сохраняющего человеку данную Творцом

Из книги Теряя веру [Как я утратил веру, делая репортажи о религиозной жизни] автора Лобделл Уильям

Из книги Андрей Десницкий Статьи о Библии автора

Антиглобалисты Маккавеи Глобализм, антиглобализм- об этом есть и в Библии. Уже более двух тысяч лет назад у одних людей возникло горячее желание установить «во всем цивилизованном мире» единый порядок, язык и культуру, а другие готовы были противостоять им с оружием в

Из книги Земля Ханаанская. Родина иудаизма и христианства автора Азимов Айзек

Глава 11. МАККАВЕИ ЭллинизацияВ то время, когда умер Ганнибал, народ древней Ханаанской земли, казалось, находился на последней стадии полного забвения и должен был стать не более чем маленьким штрихом в истории человечества. На западе еще существовал Карфаген, но теперь

Из книги Библия. Современный перевод (BTI, пер. Кулакова) автора Библия

Как обрести веру? 14 Но как же призывать Того, в Кого не уверовали? Как верить в Того, о Ком не слышали? И как услышать, если нет проповедующего? 15 И как люди могут проповедовать, если они на то не посланы? Вот почему в Писании сказано: «Отраден приход вестников, несущих добрую

Из книги Священное писание. Современный перевод (CARS) автора Библия

Страдания за веру 12 Возлюбленные, не удивляйтесь тому, что вам приходится проходить через огненные испытания, в этом нет ничего странного. 13 Наоборот, радуйтесь тому, что вы тоже участвуете в страданиях Масиха, чтобы вам радоваться и веселиться и тогда, когда откроется Его

Из книги Жизнь и учение св. Григория Богослова автора Алфеев Иларион

Маккавеи Сюжетом Слова 15–го стал подвиг мучеников Маккавеев, память которых совершается в Восточной Церкви 1 августа. Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно–Римской империи

Из книги Основы Православия автора Никулина Елена Николаевна

Иудея под властью Сирии. Мученики Маккавеи Недовольные политикой очередного египетского царя, иудеи помогли сирийскому царю Антиоху Великому овладеть Иерусалимом. Но если сам Антиох Великий покровительствовал иудеям, то последующие сирийские цари начали преследовать

Из книги Полный годичный круг кратких поучений. Том III (июль – сентябрь) автора Дьяченко Григорий Михайлович

Поучение 4-е. Свв. мученики Маккавеи (О хранении свв. постов и других святоотеческих преданий) I. В сегодняшний день память творим святых семи мучеников Маккавеев, и матери их Соломонии, и учителя Елеазара. Кто они были? За что мы их ублажаем?Жили они без малого за два века до

Из книги Бумаги Иисуса автора Бейджент Майкл

Из книги Сорок библейских портретов автора Десницкий Андрей Сергеевич

24. Маккавеи – первые антиглобалисты Глобальный проект Александра Великого Древний Ближний Восток знал разные империи: Ассирийскую, Вавилонскую, Персидскую, о них мы уже не раз говорили. Поэтому, когда в 330-е годы до н. э. Александр Македонский вторгся со своими войсками в

14 августа, кроме того, день памяти семи ветхозаветных мучеников Маккавеев , принявших кончину в 166 г. до Рождества Христова. И, как уже не раз бывало в русской истории, христианские обычаи своеобразно переплелись с языческими обычаями и обрядами: день памяти Маккавеев причудливо слился с древним языческим обрядом проводов лета и отмечался в народе как праздник «Макавей» - в кушаньях, подаваемых к праздничному столу, обязательно присутствует мак, который к этому времени созревает. Но связь собственно мака с Маккавеями конечно же чисто звуковая.

Сюжетом 15-го Слова учений Григория Богослова стал подвиг мучеников Маккавеев , память которых также совершается 14 августа . «Слово произнесено, вероятно, 1 августа 362 г., когда Григорий только начинал свое священническое служение, а у власти в Восточно-Римской империи находился император-отступник Юлиан.

Возможно, Слово 15-е является прямой реакцией на начатую Юлианом кампанию по дискредитации христианства и дискриминации христиан», — пишет игумен Иларион Алфеев в своем труде «Жизнь и учение святого Григория Богослова. О мучениках Маккавеях повествуется во 2-й Книге Маккавеев в Библии, известно также отдельное сочинение на эту тему Иосифа Флавия.

События, о которых идет речь, относятся «к периоду гонений сирийского царя Антиоха IV Епифана (176-164 до Р.Х.), который проводил политику интенсивной эллинизации Иудеи, сопровождавшуюся принуждением евреев к участию в языческих жертвоприношениях, нарушению субботы и других «законов отеческих». За отказ принять язычество тысячи евреев были казнены Антиохом».

Так, жертвами стали пожилой учитель Елеазар, а также семь его учеников со своей матерью, которые за отказ вкушать свиное мясо были подвергнуты жестоким мучениям и смерти. Сначала был замучен Елеазар, потом братья, которых мать всячески увещевала, мужественно претерпев мучения, достойно встретить смерть, после чего гонители убили и ее.

Перед лицом смерти все они твердо исповедали веру в Единого Бога и Воскресение мертвых . Один из сыновей, умирая, говорил: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Другой, протянув руки для отсечения, сказал: «От неба я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». «Умирающему от людей вожделенно возлагать надежду на Бога, что Он опять оживит», — уверен был еще один из братьев. И все же в те времена случались тысячи подобных историй.

Что же было особенного в их подвиге, что Церковь, подробно живописав их страдания, свято помнит о них по сей день? «Рассказ о мучениках свидетельствует не только о мужестве иудеев, которые были готовы умереть за свои отеческие традиции, но и о том, что вера в Воскресение мертвых была широко распространена в еврейском народе задолго до пришествия Христа».

Начиная Слово, посвященное Маккавеям, Григорий Богослов говорит о том, что немногие христиане чествуют этих мучеников, так как они пострадали до Христа. По убеждению св. Григория «Есть некое мистическое и сокровенное учение, весьма убедительное для меня и для многих Боголюбивых людей, согласно которому никто из достигавших совершенства прежде пришествия Христа не мог достичь этого без веры во Христа.

Ибо Слово, хотя явно открылось лишь в известные последние времена, было и прежде известно тем, кто чист разумом, как это явствует из (примера) многих, прославленных до Христа». Не смотря на то, что Маккавеи что пострадали до крестной смерти Христа — они пострадали «согласно Кресту», а потому, несомненно, заслуживают особого почитания со стороны христианского мира.

Несомненно, одним из наиболее ярких примеров христианского подвига в этом повествовании является мать, которая не только стала свидетельницей смерти своих детей, но и сама вдохновляла их на мученический подвиг: «Я не знаю, как вы явились во чреве моем; не я дала вам дыхание и жизнь; не мною образовался состав каждого. Итак, Творец мира, Который образовал природу человека и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за его законы».

Святой Григорий, очевидно пораженный ее поступком, сравнивает ее подвиг с подвигом Авраама, готового, из послушания Богу, принести в жертву своего сына: «Мать, мужественная и благородная, любящая и своих детей, и Бога, переносит в сердце своем сверхъестественные страдания. Не жалеет она страдающих детей, напротив, она боится, что они не пострадают. Она не столько скорбит об отшедших, сколько желает, чтобы присоединились к ним оставшиеся… О, мужественная душа в женском теле! О, чудная и великодушная жертва! О, жертва Авраамова и, если не дерзко сказать — большая Авраамовой! Ибо он одного, хотя и единородного, приносит с готовностью, она же посвятила Богу целый народ сыновей, превзойдя и матерей, и священников числом жертв… Она приводила в пример свою седину и старость для большей убедительности увещаний не для того, чтобы спасти детей от смерти, но чтобы побудить их к страданиям».

Семь святых мучеников Маккавеев

Предсмертные слова Елеазара исполнены исповедания Единого Бога, готовности умереть за Него: «Антиох и все стоящие здесь! У нас один царь — Бог, от Которого мы получили бытие и к Которому возвратимся. Одна у нас безопасность — в соблюдении заповедей. Одно богатство — те блага, на которые надеемся; и ничто для нас не страшно, кроме того, чтобы бояться чего-либо больше Бога. Наша родина — вышний Иерусалим, которого никакой Антиох не возьмет в осаду и не сможет взять. Наш храм — великолепнейшее небо, а праздник наш — ликование ангелов. У нас одно великое и величайшее таинство — Бог, на Которого указывают и все здешние таинства».

Св. Григорий явно соотносит ситуацию в Иудее времен Антиоха Епифана эпохой Византийской империи времен Юлиана Отступника: нечестивый царь, который принуждающий людей отречься от веры в Истинного Бога и принять язычество. «И там и здесь — граждане, лояльные своему царю во всем, кроме того, что касается веры: когда есть выбор между царем земным и Царем небесным, они предпочитают последнего.

В Слове 15-м много тем, которые прозвучат в Словах 4-м и 5-м — обличительных на царя Юлиана». Живописав мученический подвиг Маккавеев, Григорий подводит нас к своей главной идее: «Мученичество не просто пример героизма отдельного человека или группы лиц — оно может быть вдохновляющим, очистительным и спасительным для целого народа. Иными словами, мученичество и исповедничество сопоставимо с искупительным подвигом Христа».

Именно на подвиге исповедников веры строится и стоит Церковь, именно кровью мучеников она сохраняется и возрастает. Очевидно, что уже в те времена духовная судьба целого народа зависела от твердости духа каждого человека в отдельности и всего народа в целом. Можно говорить о том, что благодаря таким людям, как Елеазар, его жена и сыновья, вера была сохранена. Так же и во времена Юлиана будущее христианства зависело от того, насколько твердым окажется народ и каждый христианин в исповедании веры во Христа.

А в эпоху императора Валента (164-178) от твердости защитников веры зависела судьба Церкви — выстоит ли она под натиском арианства или, покорившись, встанет на сторону еретиков. Подвиг семьи Маккавейской (со всей многовековой очевидностью можно утверждать — не единственный) удостоверяет нас в том, что каждый христианин должен иметь в себе мужество стать, если понадобиться, исповедником, мучеником и свидетельством истинной веры. Миллионы людей в течение всей истории Церкви — начиная с апостолов и кончая мучениками наших дней — отдавали свою жизнь за веру, тем самым становясь соратниками Христа в Его искупительном деле.

МУЧЕНИКАМ МАККАВЕЯМ , Тропарь, глас 1

Болезньми святых, имиже о Тебе пострадаша, / умолен буди, Господи, / и вся наша болезни исцели, / Человеколюбче, молимся.

Кондак, глас 2

Премудрости Божия столпи седмочисленнии, / и Божественнаго Света светильницы седмосвещнии, / Маккавеи всемудрии, / прежде мучеников превелии мученицы, / с нимиже всех Богу молитеся / спастися почитающим вас.