13.10.2019

Дифференцированный подход на уроке физической культуры как средство повышения физической подготовленности учащихся. Дифференцированный подход на уроке физической культуры как метод повышения физической подготовленности обучающихся


«Реализация индивидуально - дифференцированного подхода на уроках физкультуры»

Дифференциация в переводе с латинского "difference” означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени.
Дифференцированный подход в обучении – это создание разнообразных условий обучения для различных школ, классов, групп с целью учета особенностей их контингента и комплекс методических, психолого-педагогических и организационных мероприятий, обеспечивающих обучение.

Технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса.

Целевыми ориентациями данной технологии являются: обучение каждого на уровне его возможностей и способностей; приспособление (адаптация) обучения к особенностям различных групп учащихся.

Одним из основных видов дифференциации является индивидуальное обучение.

Совершенствование урока физической культуры и повышение его эффективности невозможно без разработки вопроса дифференцированного обучения. Важнейшее требование современного урока – обеспечение дифференцированного и индивидуального подхода к обучающимся с учётом состояния здоровья, пола, физического развития, двигательной подготовленности, особенностей развития психических свойств. Приступая к работе прежде всего надо определить, с каким составом обучающихся предстоит работать в течении нескольких лет. В начале учебного года необходимо выявить уровень физической подготовленности и состояние здоровья обучающихся (по данным медицинских осмотров). Представление о степени подготовленности обучающихся в овладении определённым двигательным действием можно получить с помощью наблюдения за умением воспроизвести задание или упражнение в заданном темпе, ритме, с заданной амплитудой.

Дифференцированный и индивидуальный подходы важны для обучающихся, как с низкими, так и с высокими результатами в области физической культуры. Низкий уровень развития двигательных качеств часто бывает одной из главных причин неуспеваемости ученика по физической культуре. Помимо деления обучающихся на основную, подготовительную и специальную группы, почти в каждом классе условно можно разделить детей ещё на несколько групп (категорий):

    плохо физически развитые дети, которые боятся насмешек, замыкаются;

    хорошо физически развитые дети, которые могут потерять желание заниматься на уроках, если им будет очень легко и неинтересно.

Поэтому и необходимо дифференцирование и задач, и содержания, и темпа освоения программного материала, и оценки достижений.

И здесь надо остановиться на технологии дифференцированного физкультурного образования (ТДФО ), которая является основной в учебном процессе. Каким же образом решаются вопросы оптимизации образовательного процесса по физической культуре при использовании технологии дифференцированного физкультурного образования.

1. Обучение двигательным действиям.

Обучение проводится целостным методом с последующей дифференциацией (выделением деталей техники и "разведением" их по сложности) и затем интеграцией (объединением) этих частей разными способами в зависимости от уровня технической подготовленности обучающихся с целью более качественного выполнения упражнения. Обучение двигательным действиям предусматривает возможность выбора операций для решения тех или иных двигательных задач. В этом случае каждый обучаемый может освоить двигательное действие в предпочтительном для него составе операций, что станет основой для формирования индивидуального, самого эффективного, стиля деятельности. Обучающиеся сильных групп внутри класса осваивают учебный материал в среднем на два урока быстрее средних и слабых учеников. Регулировать различный темп обучения необходимо с помощью дифференциации практических методов обучения, когда обучение каждому двигательному действию заканчивается для сильных групп выполнением изучаемого упражнения в соревновательных условиях и процессом развития физических качеств по средством изучаемого упражнения, а для учащихся слабых и средних групп больше времени уделяется выполнению упражнения по частям и многократному выполнению в стандартных условиях. Доказательством эффективности данного подхода в обучении двигательным действиям служит изменение качества успеваемости по технической подготовленности. В определении сложности частей техники и способах их объединения - суть дифференцированного обучения двигательным действиям.

Однако организация учеников в основной части может быть различной в зависимости от этапа обучения.

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом.

Занятие проводится одновременно со всем классом, все получают одинаковое задание, например, выполнить новые упражнения, показанные учителем.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала.

Рационально давать разные учебные задания каждой группе: одной – подготовительные или подводящие упражнения, выполняемые в облегчённых условиях; другой – усложнённые подводящие упражнения; третьей – действие в целом, но в облегчённом варианте и т.д.

Третий этап – совершенствование двигательного действия.

Может получиться так, что для школьников, подготовленных наиболее слабо, третьего этапа вообще не будет – они не достаточно хорошо освоили учебный материал. Эти дети продолжают работу второго этапа, хотя и несколько усложнённую. Более подготовленные дети выполняют упражнения в соревновательных условиях.

На уроке необходимо обязательно проводить и индивидуальную работу с обучающимися, у которых не получается выполнение того или иного двигательного действия. Эти дети получают индивидуальные задания, как на уроке, так и домашнее задание по данному двигательному действию. Индивидуальная работа с учениками на разных этапах урока способствует сохранению физического, нравственного и социального здоровья обучающихся.

2. Развитие физических качеств

Дифференцированное развитие физических качеств в группах разной подготовленности осуществляется с использованием как одинаковых, так и разных средств и методов, но величина нагрузки всегда планируется разная, в результате чего уровень физической подготовленности обучающихся существенно улучшается по сравнению с исходным уровнем. В более слабых группах дети раньше заканчивают выполнение заданий, у них остаётся больше времени для отдыха и восстановления.

На уроках желательно применять нестандартное оборудование и мелкий инвентарь (гимнастические палки, скакалки, обручи, гантели, резиновые и пружинные эспандеры и др.), проводить уроки с музыкальным сопровождением, включать элементы аэробной гимнастики, ритмики, упражнения релаксации мышц, дыхательные упражнения. Это позволяет увеличить моторную плотность уроков и сделать их более интересными.

В подготовительной части урока задания выполняются всеми детьми, но для более слабых даются более простые подводящие и подготовительные упражнения, разрешается делать более частыми и длительными паузы отдыха.

В практике физкультурно-оздоровительной работы широко применяются соревновательные и игровые технологии, помогающие решать не только проблемы мотивации, развития обучающихся, но и здоровьесбережения и социализации. Именно в игре независимо от сознания ребенка работают различные группы мышц, что так же благотворно влияет на здоровье.

При проведении упражнений в игровой или в соревновательной форме слабые ученики распределяются по всем командам.

В эстафетах более подготовленные школьники начинают и заканчивают эстафеты и при необходимости делают два повторения. При выполнении заданий в парах дети должны подбираться по силам и им даются разные по сложности упражнения. Особое внимание на уроке уделять детям с избыточным весом и слабым детям, которые не желают заниматься из-за своей неловкости. Хорошие результаты могут быть получены, если вначале привлечь таких детей помогать при проведении подвижных игр и эстафет. Вначале они помогают в судействе, затем, вовлекаясь в события, принимают участие в игре и перестают стесняться своей моторной неловкости. Продолжая таким образом заниматься на уроках, эти дети приобретают уверенность в своих силах и постепенно включаются в регулярные занятия. В заключительной части урока класс объединяется в одну группу, все ученики выполняют одинаковые упражнения. Исключения составляют те случаи, когда по расписанию урок физической культуры последний и в конце его можно провести игру большой подвижности, участие в такой игре менее подготовленных детей ограничивается.

Ежеурочно проводить инструктаж по правилам техники безопасности на занятиях и правилам поведения обучающихся в спортивных залах.

3. Дифференцированное выставление отметки по физической и технической подготовленности обучающихся.

При выставлении отметки по физической культуре учитываются и теоретические знания, и техника выполнения двигательного действия, и прилежание, и умение. Необходимо применять методы поощрения, словесные одобрения. Одних детей надо убедить в собственных возможностях, успокоить, подбодрить; других – сдержать от излишнего рвения; третьих – заинтересовать. Всё это формирует у школьников положительное отношение к исполнению заданий, создаёт основу для общественной активности. Все отметки обязательно аргументируются.

Необходимо постоянно ориентировать сильных детей на то, что они обязаны помогать слабым, предлагать им подготовить более слабого товарища к успешному выполнению упражнения и ставить за это высокую оценку.

Обеспечение дифференцированного подхода к обучающимся с учетом их физического развития и двигательной подготовленности; достижение динамичности, эмоциональности, образовательной и инструктивной направленности уроков; формирование у обучающихся навыков и умений самостоятельных занятий физическими упражнениями - всё это важнейшие требования современного урока физической культуры.

Введение.

Сегодня, в век научно-технического прогресса, наши дети перестают заниматься физическими упражнениями. Ходьбу, бег, игры и прогулки на свежем воздухе заменили автомобиль, телевизор, компьютер, посудомоечные машины... Даже для того, чтобы переключить канал телевизора, не нужно вставать с дивана, есть пульт. Единственное место, где дети всё-таки занимаются физическими упражнениями, является школа.

Физическая нагрузка крайне необходима детям! Она не только тренирует сердце, мышцы и сосуды, но и развивает их. Чтобы ребёнок развивался нормально, он должен неорганизованно заниматься любой физической нагрузкой не менее двух часов, организованно – один час ежедневно! Малоподвижный образ жизни делает организм человека беззащитным при развитии различных заболеваний. Особенно тревожно обстоит с этим дело у наших детей. По данным НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков НЦЗД РАМН, за последние годы отмечены следующие особенности негативных изменений здоровья детей (М.М.Безруких, 2004; Б.Н.Чумаков, 2004):

1. Значительное снижение числа абсолютно здоровых детей. Среди учащихся их число не превышает 10–12%.

2. Стремительный рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний. За последние десять лет во всех возрастных группах частота функциональных нарушений увеличилась в 1,5 раза, хронических болезней – в 2 раза. Половина школьников 7–9 лет и более 60% старшеклассников имеют хронические заболевания.

3. Изменение структуры хронической патологии. Вдвое увеличилась доля болезней органов пищеварения, в 4 раза -опорно-двигательного аппарата (сколиоз, остеосложнённые формы плоскостопия), втрое – болезни почек и мочевыводящих путей.

4. Увеличение числа школьников, имеющих несколько диагнозов. Школьники 7-8 лет имеют в среднем 2 диагноза, 10–11 лет – 3 диагноза, а 20% старшеклассников-подростков имеют в анамнезе 5 и более функциональных нарушений и хронических заболеваний.

Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждении необходимо создание специальных научно обоснованных условий организации и реализации учебного процесса, особой здоровье формирующей и здоровьесберегающей образовательной среды. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры как важного условия оптимизации процесса обучения и воспитания.

Результаты научных исследований и практический опыт работы показывают, что во всех классах существуют группы сильных, слабых и средних учеников, и что между успеваемостью этих групп есть статистически значимые различия. Однако, изучение и обобщение опыта учителей физической культуры показали, что методика обучения рассчитана на так называемого “среднего” ученика. Вследствие этого на уроках физической культуры учащиеся с высоким и низким уровнями физического развития и физической подготовленности не могут реализовать своих возможностей в полной мере, что не соответствует требованиям современной школы. В этой работе проанализирован и систематизирован комплекс вопросов, относящихся к организации дифференцированного подхода к учащимся на уроках физической культуры. Раскрывается система приёмов, направленных на установление взаимосвязи между содержанием и характером учебных занятий и индивидуальными особенностями учащихся разного уровня подготовленности. Раскрыта методика взаимного обучения учащихся и показано важное значение её использования для повышения эффективности учебного процесса.

Целью данной работы является приобщение учащихся к физической культуре, потребности к здоровому образу жизни.

В рамках поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Оздоровительные задачи физического воспитания.

1.1 Охрана и укрепление здоровья учащихся.

1.2 Достижение полноценного физического развития, гармоничного телосложения.

1.3 повышение умственной и физической работоспособности.

2. Образовательные задачи физического воспитания.

2.1. Формирование двигательных умений и навыков.

2.2. Развитие двигательных способностей.

3. Воспитательные задачи физического воспитания.

3.1. Формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями

3.2. Воспитание активности, самостоятельности и нравственно-волевых черт личности.

В настоящее время в теории и методике физического воспитания существует несколько подходов к вопросу об изучении индивидуальных особенностей школьников. В одном из них указывается, что при организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры необходимо учитывать состояние здоровья и уровень физического развития учащихся, индивидуальные особенности организма, пол учащихся, тип нервной системы, темперамент и многие другие качества.

Дифференцированный подход нужно осуществлять не только на уроке, но и перед уроком, после урока, дома (при выполнении домашних заданий).

Применение на практике приёмов организации дифференцированного подхода на занятиях физической культуры позволяет добиться роста показателей физического развития и физической подготовленности, улучшения функционального состояния организма, укрепления здоровья учащихся, эффективной подготовки к сдаче норм и тестов по физической культуре.

Дифференцированный подход на уроках физической культуры.

1. Теоретические основы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.

Всовременных условиях необходимо осуществлять не просто индивидуальный подход к отдельным ученикам, а создавать оптимальные условия для плодотворного труда целых групп учащихся, класса, располагающих равными возможностями. В связи с этим возникает потребность в классификации школьников по группам в зависимости от их данных для эффективной работы на уроке. Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом морфологических и функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека.

Под дифференцированным подходом на уроках физической культуры понимается специфический подход к каждой из выявленных групп учащихся в зависимости от их возможностей, который позволяет достигать оптимального уровня физического развития, физической подготовленности, а также соответствующего объёма знаний, умений и навыков.

В теории и методике физического воспитания проблема организации дифференцированного подхода признана важной и актуальной. Имеются научные разработки этого вопроса в разных аспектах, благодаря чему стали очевидными признаки, лежащие в основе дифференцированного подхода: состояние здоровья и уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости и пол детей, свойства нервной системы и темперамента. Расширен раздел в группе упражнений на воспитание правильной осанки и упражнений на укрепление мышц спины и живота. Полностью исключены лазание по канату, подтягивание и акробатические упражнения. Учебный материал программы разработан таким образом, чтобы обеспечить последовательную подготовку учащихся и тем самым создать лучшие условия для перевода в подготовительную или основную группу.

1.2. Тип нервной системы и уровень развития учащихся. Психолог Б.А.Вяткин считает, что при осуществлении дифференцированного подхода в процессе обучения физическим упражнениям, в первую очередь следует учитывать степень биологического развития школьников. Обнаружена высокая зависимость результатов выполнения физических упражнений от биологического развития, особенно от степени полового созревания. В последние годы появилось достаточно много работ, в которых дифференцированный подход рассматривается с точки зрения соотношения между обучаемостью упражнениям, развитием двигательных качеств и типологическими свойствами нервной системы. Б.А.Вяткин изучал влияние учебных и соревновательно-игровых мотивов деятельности на развитие физических качеств у учащихся 5 класса. Он пришел к выводу, что у школьников с сильной нервной системой в условиях игры результаты значительно лучше, а у школьников со слабой нервной системой – хуже. На учащихся со слабой нервной системой в процессе обучения движениям наиболее положительное влияние оказывает похвала, а наихудшее – порицание и плохая оценка. На успешность обучения школьников с сильной нервной системой значительнее всего действует порицание и оценка. Ученики со слабой нервной системой легче усваивают технику движений. Во время соревнований у них наступает перевозбуждение, что мешает им выполнять двигательные движения. Поэтому для них в процессе обучения рекомендуется использовать соревновательный метод. Дифференцированный подход при изучении раздела программы (метание, прыжки, лыжная подготовка, бег и др.) позволяет выработать определенный стиль работы для “сильных” и “слабых” учеников.

1.3. Возрастно-половые особенности учащихся.

При проведении уроков физической культуры необходимо учитывать возрастно-половые особенности учащихся. Уже в младшем школьном возрасте при выборе упражнений и дозировании физических нагрузок, мальчикам в большем объеме, чем девочкам, рекомендуется давать упражнения в поднимании и переноске груза, в преодолении сопротивления, более положительные беговые и лыжные дистанции; увеличивать высоту прыжков, а так же расстояния до мишеней для метания. Силовые упражнения для девочек по числу повторений могут быть такими же, как и для мальчиков, но по напряжению меньшими. Девочкам больше, чем мальчикам, следует выполнять плавание, ритмичные, танцевальные движения.

Учащимся до 11 лет следует давать упражнения, развивающие быстроту, ловкость, подвижность в суставах и выносливость; с 11–12 лет нужно увеличить удельный вес силовых упражнений. В упражнениях, направленных на развитие силы и выносливости, физическая нагрузка для девочек несколько меньше, чем для мальчиков. В то же время в упражнениях на быстроту, ловкость им можно давать более трудные упражнения, чем мальчикам. В подростковом возрасте улучшается нервная регуляция мышечного аппарата, что создает хорошие условия для овладения сложными двигательными действиями. Для детей 13–14 лет сокращается число упражнений, связанных с длительной статистической нагрузкой. На уроках физической культуры следует постоянное внимание уделять правильному и глубокому дыханию, укреплению дыхательных мышц, сохранению правильной осанки. Девочкам в этом возрасте становится трудно выполнять упражнения в подтягивании, лазании, висах и упорах. С особой осторожностью нужно давать им такие упражнения, как поднимание тяжестей, прыжки с большой высоты. На уроках продолжительность медленного бега может составлять у девочек 4–5 мин, а у мальчиков 6–8 мин. Для девочек нужно сократить длину дистанции и интенсивность бега в 1,5–2 раза по сравнению с мальчиками.

В занятиях со старшеклассниками значительное место следует уделять упражнениям, направленным на совершенствование двигательного анализатора, в, частности, упражнениям, развивающим точность пространственной и временной ориентировки, оценки силовых параметров движений, координацию. Старшеклассники обладают высокоразвитым чувством равновесия, сохранения заданного темпа и ритма движений. В этом возрасте имеются благоприятные условия для развития силовых качеств. Темпы роста выносливости к длительной силовой работе и прироста показателей быстроты движений в старшем школьном возрасте ниже, чем в среднем. Мышечная сила у девушек меньше, чем у юношей. Поэтому им трудней выполнять такие упражнения, как подтягивание, разгибание рук в упоре, лазание, перелазание, бег, прыжки, поднимание ног. Однако все эти упражнения должны использоваться в работе с девушками, следует лишь облегчить условия для их выполнения.

Девушкам противопоказаны поднимание и переноска больших тяжестей, прыжки с большой высоты, но обязательны упражнения с умеренной нагрузкой для укрепления мышц брюшного пресса, спины, тазового дна. Они располагают меньшими функциональными резервами для интенсивной и длительной работы, чем юноши. Физическая нагрузка у них вызывает большое учащение пульса, но меньшее повышение кровяного давления, а период восстановления этих показателей до исходного уровня длится несколько дольше, чем у юношей.

1.4. Работа с детьми, достигшими определённых результатов в различных видах спорта.

Проведение внутришкольных соревнований, а также, учёт всех вышеперечисленных исследований (состояние здоровья, уровень физического и психического развития, возраст, пол ребёнка, тип нервной системы и другие), позволяет выявить детей с задатками к определённым видам спорта и определённым видам физических упражнений. Таким детям предлагаю заниматься отдельными видами спорта в системе дополнительного образования и, возможно по индивидуальным программам. Такая дифференциация позволит максимально укрепить здоровье, не только развить, но и усовершенствовать двигательные умения и навыки. Позволит одарённым детям достичь определённых высот в различных областях спорта, самореализоваться и, возможно, выбрать профессию.

Таким образом: в процессе физического воспитания существует необходимость кроме знаний возрастно-половых различий школьников изучать также их индивидуальные особенности, такие как состояние здоровья, уровень физического развития, уровень физической подготовленности, степень биологической зрелости, свойства нервной системы и темперамента. Поэтому при организации дифференцированного подхода необходимо изучать индивидуальные особенности физического развития и физической подготовленности школьников как признаки, которые поддаются учету, контролю и управлению в процессе уроков физической культуры в общеобразовательной школе. Особенности физического развития являются одним из показателей физического состояния организма. К тому же в школьном возрасте размеры и масса тела в большей степени отражают и функциональную дееспособность организма. Анализ научных данных свидетельствует о том, что учет различных показателей имеет важное значение для совершенствования процесса физического воспитания школьников, так как осуществление дифференцированного подхода позволяет строить обучение и воспитание научно обоснованно, а значит, наиболее эффективно.

2. Организация дифференцированного обучения на уроках физической культуры.

Работа по организации дифференцированного подхода осуществляется много по системе, разработанной доктором педагогических наук Ишмухаметовым Мансуром Гумеровичем. Дифференцированный подход условно подразделяю на внутриклассный и внутришкольный (рис 1).

Рис.1 Классификация дифференцированного подхода.

В своей работе я использую некоторые приёмы дифференцированного подхода на уроках физической культуры:

1. Изучение индивидуальных особенностей учащихся:

  • Возраст,
  • Данные медицинского обследования.
  • Показатели контрольных испытаний.

2. Управление деятельностью учащихся:

  • Распределение учащихся на группы,
  • Определение физических нагрузок,
  • Организационно-методические мероприятия.

3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся:

  • Выявление помощников и проведение с ними занятий,
  • Составление учебных карточек-заданий для групп учащихся.
  • Разработка дифференцированных домашних заданий. Рассмотрим вышеперечисленные приёмы более подробно.

2.1. Изучение индивидуальных особенностей детей.

Впрограмму изучения физического развития включаются следующие показатели: длина тела стоя, масса тела, окружность грудной клетки и другие. Все антропологические измерения проводятся в сентябре и в мае. Ежегодно проводятся медицинские комиссии, где изучается состояние здоровья каждого ученика. Основываясь на полученных данных, мы совместно с медицинским работником школы по оценочным таблицам определяем уровень физического развития каждого школьника. (Смотри приложение 1 ) В соответствии с оценочными данными делим детей на три медицинские группы: основную, подготовительную и специальную.

К основной группе относятся учащиеся, не имеющие отклонений в физическом развитии и состоянии здоровья, а также школьники с незначительными отклонениями в состоянии здоровья при условии достаточной физической подготовленности.

В подготовительную группу зачисляются дети с незначительными отклонениями в физическом развитии и состоянии здоровья, без существенных функциональных изменений, с недостаточной физической подготовленностью.

В специальную группу включаются учащиеся, имеющие по состоянию здоровья значительные отклонения постоянного или временного характера, которым противопоказаны занятия по государственным программам в общих группах.

После проведения оценки физического развития учащихся я беру на особый учёт и под наблюдение тех детей, у которых:

  • при длине тела ниже среднего, среднем и выше среднего и высоком уровне развития показатели веса и окружности груди ниже показателей, соответствующих данной ростовой группе обследуемого того же возраста и пола;
  • длина получает оценку “низкий” независимо от величины других показателей;
  • длина тела получает оценку “высокий” или при средней длине остальные показатели относятся к оценке “высокий”.

2.2. Управление деятельностью учащихся.

Для того, чтобы педагогически правильно управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы в урок, реализовать дифференцированный подход в практической деятельности, мне необходимо, кроме учёта физического развития учащегося, осуществлять контроль за физической подготовленностью школьников. Для изучения физической подготовленности учащихся составляю программу, в которую могут войти следующие тесты: прыжок в длину с места, бросок набивного мяча, кистевая динамометрия.

Прыжок в длину с места. Этот тест отражает развитие силы и быстроты движения. Испытания проводятся на резиновой дорожке, размеченной через каждый сантиметр. Ученик становится на линию отталкивания, не переступая её носками, и принимает положение узкой стойки ноги врозь. Во время замаха руками пятки от пола не отрывать. Выполняется три попытки, а для оценки учитывается лучший результат.

Бросок набивного мяча (1 кг) используется для оценки скоростно-силовых качеств при работе, выполняемой преимущественно за счёт мышц рук и туловища. Метание проводится из-за головы двумя руками, сидя на полу. Делается три попытки, учитывается лучший результат.

Кистевая динамометрия. Определяется мышечная сила кисти динамометром. Для учащихся 1–3 классов шкала деления от 0 до 30кг, для школьников 4–10 классов шкала от 0 до 90кг. Сила правой и левой кисти измеряется отдельно. Испытуемый стоит прямо, свободно отведя руку немного вперёд и в сторону, охватывая динамометр пальцами (стрелка направлена внутрь к ладони) и максимально сжимает его, не сгибая руку в локте. Учитывается лучший результат из двух попыток. Точность измерения до одного кг. Затем по оценочным таблицам определяю, к какому уровню физической подготовленности относится тот или иной ученик. Суммируя баллы и деля их на количество тестов, получаем средний балл, который свидетельствует об общем уровне физической подготовленности каждого школьника.

По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:

В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.

Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.

В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и подготовительной медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня. Для них подбирается больше подводящих и подготовительных упражнений, исключаются упражнения, требующие интенсивных усилий, сложные по координации выполняемые с максимальной быстротой. При выполнении относительно лёгких упражнений по координации, точности и быстроте реакции на гибкость учащимся этой группы даётся то же количество повторений, что и учащимся второй группы, а при более трудных упражнениях число повторений уменьшается на 5–20%.

2.3. Активизация самостоятельной деятельности учащихся.

Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных учащихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем уроке, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы учащихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые, у них на недостаточно высоком уровне и т.д. Лучше эти занятия организовывать с командирами групп из параллельных классов. Такие занятия способствуют профессиональной ориентации.

При осуществлении дифференцированного подхода важную роль играют учебные карточки-задания, они освобождают меня от многократных показов, повторных объяснений, уточнений, позволяют дифференцировать учебные задания, физическую нагрузку и больше внимания уделять индивидуальной работе с учениками. Ценность применения карточек-заданий заключается еще и в том, что такая работа способствует формированию у учеников навыка самостоятельных занятий физическими упражнениями. К тому же учебные карточки могут служить средством управления процессом усвоения знаний, формирования двигательных умений, навыков. (Смотри Приложение 2. )

Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Выделяю следующие критерии отметок:

1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).

2. Умения и навыки (технические и тактические действия).

3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста, в том числе и по выполнению домашних заданий).

4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).

5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).

6. Домашние задания.

7. Страховка.

8. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).

9. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных.

2.4. Дифференцированный подход при выполнении домашних заданий по физической культуре.

Дифференцированный подход можно использовать не только на уроках, но и при выполнении домашних заданий.
– На первом этапе составляю домашние задания для групп учащихся. Упражнения для самостоятельных занятий подбираю в соответствии с учебным материалом, который изучается в данный период на уроках. В комплексы домашних заданий входят в основном общеразвивающие и специальные упражнения для развития двигательных качеств. Домашние задания составляю таким образом, чтобы они были доступны ученикам и соответствовали их подготовленности в домашних условиях, понятными, конкретными, легко запоминались и регулировались.
– Следующий этап – это внедрение домашних заданий в быт учащихся.
– Заключительный этап – подведение итогов (мониторинг)

1-й этап – выявляется максимальный показатель каждого упражнения в группах,

2-й этап – в одну неделю выполнения домашних заданий второй группе (средних) предполагается такая дозировка, которая соответствует половине максимального теста.

3-й этап – в течение каждой следующей недели дозировка во всех группах увеличивается на одно повторение.

По тому же принципу составляю карточки и для девочек.

В практике по физической культуре использую несколько видов карточек-заданий (тесты, схемы, графические изображения, комбинированные и другие). В карточке домашнего задания указывается содержание изучаемого материала, дозировка, дается графическое изображение и организационно-методические указания.

2.5. Работа с одарёнными детьми.

Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта по индивидуальным или групповым программам. На протяжении многих лет я веду кружки спортивной направленности: баскетбол, лёгкая атлетика, лыжные гонки, атлетическая гимнастика. Почему я выбрал именно такие кружки? Наша школа находится в сельской местности и наша местность приравнена к условиям крайнего севера, поэтому программы “Лёгкая атлетика” и “Лыжи” весьма актуальны для наших условий. Программу “Баскетбол” я выбрал потому, что в школьной программе данной дисциплине отводится мало часов. Программа “Атлетическая гимнастика” позволит восполнить пробел в подготовке юношей к службе в рядах Российской армии, связанной с отменой уроков НВП. Второй, немаловажной причиной выбора этих программ явилось регулярное проведение соревнований именно по этим дисциплинам (муниципальный региональный уровни). А именно при реализации вышеперечисленных программ я имею возможность лучше подготовить учащихся к выступлениям в соревнованиях различных уровней. В секции активно вовлекаю детей с девиантным поведением, состоящих на учёте в ПДН или на внутришкольном учёте. Такие дети учатся владеть собой, становятся востребованными, начинают реализовывать себя, повышается их самооценка, что в конечном итоге приводит к изменению их поведения в положительную строну.

Реализация программ дополнительного образования даёт возможность совершенствовать знания, умения, навыки, не предусмотренные школьной программой. Дают возможность детям достигать более высоких результатов в спортивных состязаниях школьного муниципального и регионального уровней.

Применение на практике предложенной системы приемов организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры позволяет добиться:
– роста показателей физического развития и физической подготовленности;
– улучшение функционального состояния организма;
– повышение плотности занятий;
эффективной подготовке к сдаче норм и тестов по физической культуре.

4. Урок гимнастки с применением дифференцированного обучения.

Организационно-методические мероприятия используются при осуществлении дифференцированного подхода, имеют свои особенности и содержат следующие элементы:
– на первых этапах обучения применяется групповая форма проведения занятий, при котором класс познает общую для всех программу умений и навыков. Учитываю общий уровень физического развития и физической подготовленности учащихся. А дальше использую индивидуально-групповую форму, т.к. она предполагает обучение более сложным умениям и навыкам с учетом индивидуальных возможностей. На последнем этапе, а также на занятиях с группой “сильных” учеников применяю индивидуальную форму проведения занятий, т.к. имеется определенный объем умений и навыков, который наиболее полно отвечает индивидуальным возможностям учащихся. Учитываю уровень физического развития и подготовленность каждого ученика;
– на уроках, где ставлю задачу развития двигательных качеств, ученики всех групп в конце основной части в течение 10–15 минут выполняют комплексы дозированных физических упражнений, которые подбираются с учетом сходства по двигательной структуре и характеру нервно-мышечных усилий с основными упражнениями.

Перед началом урока командиры отделений раньше всех приходят в зал. Они помогают мне устанавливать снаряды, готовить инвентарь, дежурить у раздевалок.

Подготовительная часть;

По звонку класс выстраивается в одну шеренгу по отделениям, внутри которых учащиеся располагаются по росту, во главе с командиром. Построение класса по отделениям применяется для того, чтобы при проведении упражнений первой части урока регулировать нагрузку по силам и возможностям учащихся разных групп. Простые, легкие упражнения, не вызывающие сильного напряжения, все ученики проделывают в одинаковой дозировке. Сюда входят перестроения, построения, ходьба. С них начинается подготовительная часть урока. Затем дается бег в медленном и среднем темпе. В этом случае нагрузка дозируется следующим образом. Ученики третьей группы выполняют около 85–90%, а ученики первой группы выполняют около 110–115% нагрузки учеников второй группы. Например, ученики второй группы в течение двух минут выполняют бег, а ученики первой и третьей группы две минуты 20 секунд и 1 мин 40 сек. Или вторая группа пробегает по залу 5 кругов, первая и третья группы соответственно, 6 и 4 круга. При выполнении общеразвивающих упражнений требуется проявление силы, быстроты, выносливости и вызывает резкие сдвиги в системах кровообращения и дыхания. Ученикам третьей группы предлагаю их делать в произвольном темпе под индивидуальный счет, а учащиеся второй группы 85–90% от намеченной нагрузки для учеников первой группы.

Основная часть урока.

Отделения учеников расходятся к указанным местам занятий, и иод руководством командиров отделений приступают к осуществлению учебного процесса. Основная часть урока делится на три этапа:

Первый этап – ознакомление с новым учебным материалом. Все группы получают одинаковые задания, школьники выполняют их с учетом особенностей своего физического развития и физической подготовленности под руководством учителя и командиров отделений.

Второй этап – усвоение и закрепление учебного материала, каждой группе даются разные задания. Пример: первой группе выполнить упражнение в целом, второй группе выполнить упражнение в целом, но в облегченных условиях, третьей группе усложненные подводящие упражнения.

Так при обучении упражнения подъем переворотом в упор на низкой перекладине из виса стоя махом одной, толчком другой, ученики первой группы делают упражнения самостоятельно, занимающиеся во второй группе с помощью командира отделения, третья группа на разновысоких брусьях также с помощью.

Третий этап – совершенствование двигательного действия. На этом этапе ученики первой группы выполняют подъем переворотом в упор в соединении с другими разученными элементами, во второй группе это задание выполняется различными способами, а в третьей группе иногда третьего этапа обучения может и не быть (из-за слабой физической подготовленности) эти ребята продолжают работу (несколько усложненную, которую они выполняли на втором этапе) Деление учащихся класса на группы в зависимости от уровня физического развития и физической подготовленности дает мне возможность индивидуально осуществлять работу по развитию двигательных качеств. Обычно эти задания планирую на конец основной части урока. Ученики выполняют несложные, хорошо знакомые упражнения с отягощениями, с весом собственного тела на снарядах и со снарядами. Для всех групп учащихся упражнения могут быть одинаковыми, но число повторений строго дифференцируются.

Заключительная часть урока – класс объединяется в одну группу. Все учащиеся выполняют упражнения на воспитание правильной осанки и восстановление дыхания с целью снижения физической нагрузки. Высказываю замечания по уроку, объявляю оценки, даю индивидуальные домашние задания и т.д., затем ученики организованно уходят из зала.

Заключение.

В наше время технизации человеческого труда, потери истиной связи с природой, разрушении системности физического воспитания, возникновения многих иных факторов возникла острая необходимость пересмотра, или усовершенствования физического воспитания в учебных заведениях, возвращения много необоснованно забытого. А ведь всем известно: если живой организм не получает хотя бы околопороговых нагрузок, он не развивается, не совершенствуется. Если учащийся на уроке физической культуры не вспотел, не устал, урок для него был пустым. С введением в практику дифференцированного подхода в обучении физической культуры при соответствующей технической спортивной базе ученик может получить необходимую нагрузку, может совершенствоваться. И притом только на таких уроках учитель может дать учащимся и медицинские, и гигиенические, и многие иные знания и навыки, связанные со здоровьем. Словом, только на таких уроках можно получить вторую часть предмета – культуру.

Проблема повышения эффективности уроков физической культуры как одной из основных форм организации физического воспитания в школе, требует решения многих вопросов, связанных с совершенствованием учебного процесса. Одним из актуальных вопросов является исследование особенностей организации дифференцированного подхода, как важного условия оптимизации учебного процесса на уроках физической культуры в школе.

Дифференцированный подход условно подразделяю на два типа: внутриклассный и внутришкольный.

Внутриклассная дифференциация: по состоянию здоровья, по возрастно-половым особенностям, по типу нервной системы, по уровню физической подготовленности. Применение мною методов дифференцированного подхода на уроках физической культуры привело к следующим результатам:
– на протяжении многих лет успеваемость составляет 100% (смотри Приложение 4 )
неуклонно растёт качество знаний, средний балл по предмету (смотри Приложение 5 )
прививается устойчивый интерес у учащихся к занятиям физической культурой
– совершенствуются двигательные умения и навыки (смотри Приложение 6 )
увеличивается качество знаний по результатам итоговой аттестации за курс основной школы (смотри Приложение 7 )
– увеличивается число участников, призёров и победителей олимпиад по физической культуре на муниципальном и краевом уровне (смотри Приложение 8 ).

Внутришкольная дифференциация: работа с одарёнными детьми (объединения дополнительного образования) и работа с детьми, отнесёнными по состоянию здоровья в специальную группу.

Внутришкольная дифференциация приводит к следующим результатам:
– неуклонно растёт число победителей и призёров соревнований различного уровня; (смотри Приложение 8 )
– растёт количество детей, посещающих объединения дополнительного образования спортивной направленности (смотри Приложение 9 ) увеличивается число детей, выполнивших разрядные нормативы;
– выпускники выбирают профессии, связанные с физической культурой – уменьшается число детей специальной группы в связи с переходом в подготовительную или основную (смотри Приложение , ).

Физическое развитие и физическая подготовленность являются закономерным итогом функциональных изменений организма, отражением его физических качеств и способностей, которые претерпевают изменения в зависимости от генетических причин и условий жизни человека. Физическая подготовка для формирования специальных умений и навыков – это постоянная и напряженная работа учителя по обучению и воспитанию детей. Потому что многое зависит от физической подготовленности ребенка, и если он справится со своей нагрузкой, то получит наивысшую степень удовлетворения от урока и приобретет дальнейшую уверенность в себе и в жизни, что немаловажно в нынешних условиях.

Моя работа – попытка систематизировано изложить вопросы организации дифференцированного подхода на уроках физической культуры в общеобразовательной школе, и тем самым оказать помощь начинающему учителю в оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Литература

  1. Аристов Ю.М. Акселерация полового созревания и двигательная деятельность подростков / Теория и практика физической культуры. 2001. № 8. с. 44–47.
  2. Бабанский Ю.К. Требования к современному уроку / Физическая культура в школе. 1994. №6. с.7–10.
  3. Бандаков М.П. Дифференцированный подход к учащимся в процессе физического воспитания / Теория и практика физической культуры. 2000. № 5. с. 31–32.
  4. Вяткин Б.А. Обучая, помните о типе нервной системы / Физическая культура в школе. 2005. № 1. с. 3–7.
  5. Гужаловский А. А. Физическая подготовка школьника / Физкультура и спорт. 2003. № 6. с. 31.
  6. Ишмухаметов М.Г. Дифференцированный подход на уроках физической культуры / Учебное пособие для ВУЗов. Г.Пермь. 1995.
  7. Качашкин В.М. Физическое воспитание в школе / Пособие для учителей физической культуры. 2-е издание, М., Просвещение. 1998. с.28.

ГУ «Средняя школа №19 отдела образования акимата города Костаная»

Творческий отчёт

по методической теме

«Индивидуальный подход к учащимся на уроке физической культуры»

Учитель физической культуры

Кулак Светлана Ивановна

г. Костанай, 2012 г.

Работаю учителем физической культуры в средней школе №19 города Костаная с 1992 года. За это время (20 лет) не только накопился опыт работы, но и выработалась своя концепция физического воспитания учащихся. Она построена на личных наблюдениях, размышлениях и выводах с учётом опыта педагогов-мастеров, как нашего школы, так и других школ.

В век информационных технологий человек все меньше двигается, все чаще испытывает эмоциональные перегрузки, становится более подвержен стрессам и нервным расстройствам. Рациональное распределение умственной и физической нагрузки, ведение здорового образа жизни и регулярные занятия физической культурой и спортом становятся неотъемлемыми атрибутами успешной жизнедеятельности современного человека.

Физическая культура – это неотъемлемая часть человеческой культуры,

уникальный учебный предмет. Его уникальность состоит в том, что он обеспечивает овладение учащимися важными знаниями о человеке, о его развитии, сведениями по анатомии, физиологии, гигиене, педагогике и решает задачи воспитания у человека необходимых ему двигательных навыков и умений.

Сегодня физическая культура – это не погоня за результатами, а кропотливая работа учителя и родителей, над укреплением здоровья детей. На уроках необходимо учитывать желания, настроение, темперамент каждого ребенка и каждого учить саморегуляции, адаптации, релаксации. Уроки физической культуры необходимо выстраивать, руководствуясь принципами гумманизации и демократизации, воспитания культуры здоровья, используя психолого-педагогические и психолого-физиологические теории обучения, воспитания и развития личности.

Для того чтобы вырастить здоровое и физически развитое поколение, необходимо на уроках физической культуры и внеклассных занятиях создавать благоприятные условия, стремиться к повышению мотивации ребенка к занятиям физической культурой и спортом, через воспитание волевых качеств и формирование двигательных умений и навыков. Ученик, преодолевающий леность, занимающийся постоянно утренней гимнастикой и спортом, приобретает важное нравственное качество – трудиться.

Сегодня, как никогда, от учителя требуется выработать новое педагогическое мышление, при выборе методов воспитания постоянно необходимо учитывать интересы ребенка.

Для эффективного управления процессом двигательной деятельности, целенаправленного развития умений и способностей ребенка, улучшение его функционального физического состояния необходимо работать в трех направлениях:

I. ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – основы направления решают проблемы улучшения физического развития и физического состояния учащегося.

ЗАДАЧИ:

Формировать правильное отношение к занятиям физической культуры и спортом.

Формировать на доступном уровне необходимые знания в области гигиены, медицины, физической культуры.

Формировать жизненно важные двигательные навыки и умения, способствующие укреплению здоровья.

II . ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – основой является органическая взаимосвязь физического и духовного развития школьников.

ЗАДАЧИ:

Способствовать проявлению смелости, решительности, уверенности в своих силах.

Создавать условия для выполнения упражнений, направленных на преодоление трудностей.

Учить бережному отношению к инвентарю.

Создавать условия для проявления положительных эмоций.

Привлекать родителей к участию во внутри школьных соревнованиях.

III. ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ – обеспечивает усвоение систематизированных знаний, формирование двигательных умений и навыков, развитие двигательных способностей, внедрение в практику нетрадиционных методов и приемов формирования движений и развитие физических качеств.

ЗАДАЧИ:

Способствовать в процессе обучения двигательным действиям развитию эмоциональной сферы.

Создавать условия для самостоятельного решения двигательных задач.

Обращать внимание на постановку частных задач при обучении отдельным двигательным действиям.

Формировать и совершенствовать двигательные умения и навыки в прикладном и спортивном направлении.

Тема по самообразованию, над которой работаю – «Индивидуальный подход к учащимся на уроке физической культуры»

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение.

Для подготовки и проведения уроков использую различную методическую литературу, а так же дополнительный и справочный материал: журнал физическая культура, карточки и др,.

Физическая культура включает в себя не только занятия физическими упражнениями, но и знания о своем организме, личной гигиене, закаливании, режиме дня, правильного питания, а также умение применять эти знания в повседневной жизни.

В работе использую дифференцированный подход в обучении, стараюсь дойти до каждого ученика, отсюда большое разнообразие используемых форм и методов обучения и контроля.

Постоянно занимаюсь самообразованием и самовоспитанием, в том числе и с использованием новейших технологий. Работаю в режиме развития. Учебно-воспитательный процесс строю на основе сотрудничества, гуманизма. Уроки отличаются разнообразием и неординарностью форм и методов обучения, проводятся с высокой плотностью и активностью, где успешно решаются задачи обучения и воспитания. Для развития опорно-двигательной системы детского организма использую нестандартные формы обучения. Выработанная система коллективной работы в группах, парах.

Индивидуальный подход на уроках тесно связан с методикой проведения занятий. Учителю физической культуры необходимо планировать работу, учитывая возрастные, типовые и индивидуальные особенности детей, и проводить обучение так, чтобы приобретение знаний, умений и навыков стало для них потребностью, приносило радость и внутреннее удовлетворение. Как добиться этого, если в классе ученики с разным уровнем физической подготовки. У каждого учителя физкультуры есть свои специфические методы работы, но всех педагогов объединяют чуткое и внимательное отношение к учащимся, индивидуальный подход к каждому, что очень важно для повышения успеваемости.

Огромную роль в работе учителя, особенно со старшими классами, играет его личность: педагогическое мастерство и человеческие качества, которые вызывают ту или иную реакцию учащихся не только на него самого, но и на предмет, который он преподает.

Ученик должен испытывать от результатов своего труда только радость, получать чувство внутреннего удовлетворения.

Правильно рассчитанная физическая нагрузка является важным условием для воспитания в детях уверенности в своих силах, появления положительного психологического настроя, необходимого для достижения успеха.

При индивидуальной работе с учениками на уроках физической культуры необходимо учитывать психологический тип школьника. Так, у неуравновешенного, легковозбудимого, с резкими переменами настроения и частыми нервными срывами ученика можно наблюдать скачкообразный характер усвоения материала. Совсем по-другому идет работа у спокойного, уравновешенного ребенка: он равномерно, относительно быстро и прочно от урока к уроку усваивает учебный материал, в то время как неуравновешенный ученик – гораздо медленнее и не столь прочно.

Выделяют три характерные группы школьников:

1) быстро и отлично усваивающие материал, имеющие хорошую физическую подготовленность и, как правило, отличную или хорошую успеваемость по всем предметам;

2) хорошо и отлично, но медленно усваивающие материал, имеющие средние показатели физического развития;

3) посредственно и плохо усваивающие материал на уроках физкультуры. Причины этого, как правило, кроются в недостаточном физическом развитии и отклонениях в состоянии здоровья.

Индивидуальный подход к старшеклассникам

В старшей школе индивидуальная работа должна быть направлена на то, чтобы как можно дольше сохранялся эффект от нагрузок, получаемых на занятиях, и быстрее происходило восстановление организма.

Важно также, чтобы учащиеся не пропускали занятия, так как при больших перерывах физиологические реакции, вызванные физической нагрузкой, возвращаются к их исходному уровню, а в дальнейшем при отсутствии нагрузки даже оказываются ниже исходного. В этом случае происходит угасание условно-рефлекторных связей, которые лежат в основе формирования двигательных умений и навыков.

Особенности методики индивидуального подхода

1. Осуществление индивидуального подхода требует изучения личности учащихся, выявления их индивидуальных особенностей.

2. Индивидуальный подход к учащимся должен обеспечивать рост показателей всех школьников, а не только отстающих.

3. Особое значение имеет выбор формы организации детей на уроке.

4. Распределение учащихся по отделениям на уроках физической культуры целесообразно проводить с учетом их подготовленности.

5. Индивидуализация методики обучения на уроках физической культуры должна предусматривать:

создание доступных условий для выполнения упражнений в зависимости от особенностей развития двигательных качеств;

методическую последовательность изучения учебного материала в соответствии с уровнем подготовленности каждого отделения.

Распределение по группам

Распределение учащихся по группам обычно производится в зависимости от их физической подготовленности, а также успешности в данном виде спорта. Это позволяет планировать методику обучения всей группы (отделения), уделяя внимание каждому ученику. Однако такое распределение может быть неправильно воспринято учениками. Поэтому, чтобы они не потеряли интерес к занятиям, в группе должен быть лидер, за которым тянулись бы остальные ученики.

В спортивных играх и различных эстафетах группы и команды целесообразно делать смешанными (по силе), где каждый ученик вносит свой вклад в победу команды. Тогда более слабые будут стремиться достичь высоких спортивных результатов

План урока.

6 класс.

Тема: Баскетбол.

Задачи: Развитие двигательных качеств.

Цель: Изучение тактико-технических действий в баскетболе.

Место: Спортзал.

Инвентарь: Мячи баскетбольные, скакалки.

Ход урока.

1.Вводная часть (12м). Построение, приветствие, провести опрос о состоянии здоровья, напомнить о соблюдении техники безопасности. Объявить тему и цель урока, проведение разминки, ОФП, упражнение в движении по кругу, перестроение в колонну по 4. Выполнять упражнения начиная с самомассажа, разминку кистей рук, выполнение круговых упражнений, упражнение в парах с сопротивлением, ведение баскетбольного мяча по кругу левой и правой рукой, броски по кольцу с двух шагов.

2.Основная часть (30м). Объяснить тактико-технические действия при ведении мяча, передачах, бросках по кольцу. Разделить на команды и провести встречную эстафету с элементами ведения в движений. При выполнения заданий соблюдать технику безопасности. Использование игровых моментов в игре разделить команды по смешенному принципу: два мальчика и две девочки в одной команде. Продолжительность игры 2х5; по окончанию игры и по окончанию игрового времени выполнить штрафные броски, указать на правильность постановки руки. В игре соблюдать правила игры, при нарушении указывать на ошибки и методы их устранения.

3. Заключительная часть (3 мин.).

Провести упражнения на восстановление дыхания и расслабления мышц. Подвести итоги урока, что получилось, что не получилось.

Провести опрос о значении данного вида спорта.

Наметить планы на последующие уроки.

Организованно проследовать в раздевалку.

Самоанализ урока.

6 класс

Тема урока: Спортивные игры – баскетбол с физкультурно-оздоровительной направленностью.

Цель занятия: подготовка учащихся к изучению учебного материала в тактико-технической и оздоровительной направленностью в спортигре.

Образовательные задачи на уроке направлены на формирование у учащихся знаний и способах, решения задач тактико-технических действий и правил соревнований. Выполняя все мероприятия по технике безопасности во время занятий (на разминке во время игры). При поведении различных упражнений: подвижные игры, эстафеты с мячом, выявляются слабые и сильные стороны каждого ученика. В данном классе лидирующую массу составляют мальчики, из девочек 2 имеют отклонение по состоянию здоровья, но и они стремятся показать свои навыки и учение в баскетболе. Во время разминки учитываю нагрузку по состоянию здоровья, основываясь на данные медицинские обследования, и даю рекомендации при выполнений специальных упражнений по щадящему режиму. Во время урока ограничиваю время игры и часто меняю партнеров по команде и чередую нагрузку с отдыхом. При выполнении штрафных бросков показываю, как правильно выполнять броски, постановку руки, ног, туловища при этом происходит исправление ошибок. Многократное повторение даёт возможность совершенствовать тактические и технические действия в баскетболе, что соответствует задачам данного урока.

На уроках спортигр уделяя внимание на развитие практических навыков необходимых в различных жизненных ситуациях. Вооружая учащихся глубокими знаниями нравственного качества на практике, применяя разнообразные методы и приёмы обучения. Наряду с комбинированными уроками провожу уроки-игры, уроки-соревнования. В процессе урока побуждаю у учащихся самостоятельность в решении поставленных задач, опираясь на знания ранее изученного материала. Уделяю внимание индивидуальной работе с учащимися, что позволяет улучшению в техническом плане у учащихся. Соблюдаю временной режим на уроке подготовительной части -- 12 мин., основной части – 30мин., заключительной – 3мин.

Все компоненты урока соответствуют задачам. На освоение нового материала затрачиваю 20мин., на закрепление старого – 10, на подготовку к освоению материала -- 8, на восстановление -- 1-2 и на проведение тактических действий -- 3-5 мин. Время использовано рационально, класс активно выполнял задачи, обеспечена логическая связь между частями урока. Организован контроль усвоения знания, умений, навыков по принципу отталкивания, подскоки, передачи, как надо действовать, указывая на ошибки.

Время, затраченное на замечание и исправление ошибок не играет на время, отведенное на игру. В заключительной части провожу игру на внимание. Урок прошёл на высоком эмоциональном уровне, что предупреждает утомление. За счет игровой направленности ученики приобретают знание, умение навыки для дальнейшего своего развития и после уроков. При поведении итогов и выставлении оценок комментирую ту или иную оценку. Провожу опрос о значении данного вида спорта и необходимости дальнейших занятий.

Большое значение приобретают мотивация к занятиям физическими упражнениями, активность детей на уроках физической культуры и различных спортивных мероприятиях. Перед учащимися необходимо поставить цель и стимулировать их к ее достижению, искать новые интересные формы и методы работы для приобщения их к активным занятиям физкультурой. Одним из методических приемов является перевод учащихся из одного отделения в другое по мере их успехов.

Обучение по карточкам.

Рассматривая вопрос индивидуального подхода к обучению и развитию двигательных качеств, необходимо сказать о некоторых приемах и методах, применяемых на уроках физической культуры. Одним из них является работа по карточкам с заданиями. Например, весь программный материал раздела «Гимнастика» можно разделить на маленькие порции – задания. Эти задания, а также сведения о развитии различных физических качеств и нормативные требования данного раздела программы записывают на карточках.

По объему материала и сложности задания карточки могут быть неодинаковыми, чтобы каждый ученик мог выбрать себе задание по силам и спокойно работать над ним, но при этом он обязательно должен выполнить материал со всех карточек. Такая методика позволяет не торопиться с выполнением упражнения, а отложить его, чтобы успеть хорошо подготовиться к ответу.

Учителю на протяжении урока нужно консультировать детей, помогать им выполнять сложные задания, обучать новым движениям, страховать их. При таком подходе у учителя остается достаточно времени для помощи менее подготовленным учащимся, а дети, в свою очередь, могут самостоятельно объединиться в группы по 2–3 человека, чтобы вместе работать над упражнением. Ребята, выполнившие задания на выбранных ими первоначально карточках, переходят к следующим, и т.д. Главное в этой методике – общая занятость учащихся на уроке, возможность осваивать доступные на данный момент задания. Это повышает их заинтересованность и улучшает эмоциональное состояние.

Формы и методы работы на уроках физической культуры

Использование игрового и соревновательного методов для повышения двигательной активности и достижения удовлетворенностью уроками физической культуры.

Большинство учителей считают, что, придя в школу, дети становятся взрослыми (играть нужно было в детском саду) и на уроке они должны строго выполнять все требования выдвигаемые учителем для достижения определенной цели. Мы часто забываем, что даже взрослые любят играть, а дети, тем более, не зависимо от того возраста, в котором они находятся.

Одна из главнейших функций игры – педагогическая, она издавна является одним из основных средств и методов воспитания.

Понятие игрового метода в сфере воспитания отражает методические особенности игры. При этом игровой метод необязательно связан с какими-либо общепринятыми играми, например, футболом, баскетболом или элементарными подвижными играми. В принципе он может быть применен на основе любых физических упражнений при условии, что они поддаются организации в соответствии с особенностями этого метода.

В игре почти всегда существуют различные пути выигрыша, допускаемые правилами игры.

Играющим предоставляется простор для творческого решения двигательных задач, внезапное изменение ситуации по ходу игры обязывает решать эти задачи в кратчайшие сроки и с полной мобилизацией двигательных способностей.

В большинстве игр воссоздаются довольно сложные и ярко эмоционально окрашенные межчеловеческие отношения типа сотрудничества, взаимопомощи, взаимовыручки, а также типа соперничества, противоборства, когда сталкиваются противоположно направленные стремления.

Игровой метод, в силу всех присущих ему особенностей, вызывает глубокий эмоциональный отклик и позволяет удовлетворить в полной мере двигательную потребность занимающихся. Тем самым, способствует созданию положительного эмоционального фона на занятиях и возникновению чувства удовлетворенности, что в свою очередь создает положительное отношение детей к занятиям физическими упражнениями.

Соревновательный метод обладает такой же способностью создавать положительный эмоциональный фон и положительное отношение к занятиям физическими упражнениями так же, как игровой метод.

Соревновательный метод в процессе физического воспитания используется как в относительно элементарных формах, так и в развернутой форме. В первом случае речь идет о нем, как о подчиненном элементе общей организации занятия, во втором - о самостоятельной относительной форме организации занятий.

Основной смысл физкультуры в школе- приучить учеников к подвижному образу жизни и побудить их заниматься спортом в свободное время, а затем и на протяжение всей остальной жизни. Выясняется, что для того, чтобы физкультура стала для детей приятным и интересным уроком, учителю нужно сосредоточить больше внимания на личностных достижениях учеников, а не сравнении детей между собой.

Вывод: Учебно-воспитательный процесс заключается в учете индивидуальных особенностей личности каждого учащегося. Принимая во внимание двигательный опыт, уровень спортивных достижений, спортивные интересы и склонности учащихся, каждому предоставляется разноуровневый по сложности и субъективной трудности освоения материал.

Необходимый подбор вспомогательных и подводящих игр для повышения эффективности урока учитель физической культуры осуществляет свободно и самостоятельно, исходя из задач урока.

Игры приспособлены к типовым условиям школьных занятий, осуществляются фронтальным методом, когда играет весь класс одновременно, и никто из учеников не простаивает в долгом томительном ожидании своей очереди, теряя драгоценное урочное время.

Игры в комплексе с контрольными тестами позволяют учителю быстро и качественно провести первичную диагностику психофизического развития воспитанников, поскольку в игровом методе наиболее ярко и естественно проявляются индивидуальные особенности занимающихся, что позволяет изучить индивида и прогнозировать его психофизиологические возможности в дальнейшем.


Индивидуальный и дифференцированный подход к учащимся на уроках физического воспитания

Жамбыл облысы, Тараз қаласы

Тараз Мемлекеттік Педагогикалық Институтының

Дене шынықтыру кафедрасының аға оқытушысы Орымбаев Адилхан Абдраимович

В работе с детьми большое "значение имеет хорошее знание учителем индивидуальных особенностей своих учеников, т.к. учителю приходится искать индивидуальный подход к каждому ученику, своевременно обнаружить и помочь преодолеть временные трудности, возникшие у отдельных учащихся, способствовать дальнейшему развитию их способностей и склонностей.

Учитель должен знать состояние здоровья и физического развития каждого ученика. В каждом классе имеются учащиеся, отличающиеся по физической подготовленности от большинства своих одноклассников, одни из них отстают, другие, наоборот, дают высокие показатели при выполнении физических упражнений.

Обучать ребенка нужно не тому, что он может без особого труда усвоить на основе достигнутого уровня развития, а тому, что сегодня ему не под силу, что сегодня он сможет сделать только с определенной помощью и лишь завтра - самостоятельно.

Одновременно следует отметить, что при рассмотрении вопросов, связанных с индивидуализацией, часто бытует ошибочное мнение, что основное внимание должно уделяться работе с отстающими. Для учителя важной должна оставаться и работа с детьми, опережающими в развитии своих сверстников. Если перед ними не ставить все новых, отвечающих их уровню развития задач, то интерес к занятиям у них пропадет.

Дети, отстающие по своим показателям в физической культуре, часто стесняются и, не желая обнаружить свое отставание в физическом развитии, неохотно выполняют или совсем воздерживаются от их исполнения. Такие нуждаются в индивидуальном подходе и дети, имеющие хорошую подготовку. К таким детям нужно предъявлять повышенные требования. Чтобы поднять активность таких учащихся, им следует поручать оказание помощи своим товарищам и привлекать их к показу упражнений.

Учитель не имеет права на уроке работать с отдельными учениками, с наиболее подготовленными или отстающими. Он должен установить со всеми доверительные отношения и полное взаимопонимание.

Какие особенности для этого следует учитывать? Как в соответствии с ними действовать?

    Прежде всего различия в отношении к учебе и ее результатам. Ученики, безразлично и отрицательно относящиеся к учебе, должны быть предметом постоянного внимания педагога. На них должны быть направлены разнообразные приемы воздействия. При этом прежде всего следует позаботиться о достаточной мотивизации, выработать систему поощрений, способствовать утверждению личности путем создания ситуаций успеха.

    Большие различия существуют в потребности в упражнениях для освоения и - закрепления учебного материала. Количество и объем необходимых упражнений у каждого ученика различны, следовательно, темп обучения отдельных занимающихся неодинаков. При овладении техники двигательных действий нужно видоизменять характер и объем подводящих упражнений в зависимости от особенностей учеников.

    Существенно различаются и возможности учеников выдерживать физические и психические нагрузки. Это обстоятельство побуждает учителя обеспечить строгую дифференциацию учебных заданий каждого ученика.

    Известно, что один ученик лучше поймет задание после натуральной демонстрации, другой - после объяснения товарища, третий - после демонстрации плакатов. Это и служит одной из причин необходимости комплексного использования методов обучения.

    Индивидуальный подход должен быть и к оценке деятельности учеников. Положительным следует считать опыт учителей, оценивающих прирост к исходному результату ученика. При этом, оценивая их деятельность, педагог вступает с каждым в непосредственный контакт. Реплика, вопрос, подтверждение, исправление ошибок, вопросительный взгляд, дружеское слово содействуют установлению взаимопонимания.

При работе с детьми, и особенно с теми, которые отнесены к специальной или подготовительной группе, большое значение имеет постоянный контакт учителя с врачем. Желательно, чтобы врач регулярно присутствовал на уроках физической культуры, проводил наблюдения за детьми и добивался улучшения здоровья учащихся.

Дифференцированный подход требует соответствующей материальной базы. Речь идет не только о разном весе и высоте снарядов, но и о создании организационных предпосылок осуществления индивидуализации. Это можно проиллюстрировать на примере изучения прыжка в высоту, когда одновременно используется 5-6 секторов с различной высотой. Каждый ученик выбирает высоту оптимальную для себя.

Известно, что фундамент физической подготовленности закладывается в начальной школе. Определение физической подготовленности ребенка на основе выполнения учебных требований школьной программы является одной из важнейших задач учителя физической культуры.

Выполнение отдельных движений зависит от особенностей телосложения и функциональной подготовленности детей. Поэтому при подготовке к выполнению двигательного задания необходимо учитывать морфофункциональное и биомеханическое соответствие ребенка виду физической нагрузки или конкретному упражнению.

Недостаточная физическая подготовленность отдельных детей школьного возраста к сдаче учебных нормативов, а также существенная разница в результатах, показанная даже одногодками, зависит от индивидуальных особенностей. Однако, при избирательном подходе к обучению, соблюдению определенных условий, учете данных физического развития результаты улучшаются. При занятиях следует учитывать, что обычно низкорослые дети, лучше выполняют движения с более сложной координацией, а высокорослые -линейные движения. Есть и другие закономерности, связанные с конституцией детей: отношение выраженности мышечной и жировой массы к массе тела и отношение длин конечностей к длине тела. Ученики с хорошо выраженной мышечной массой способны при одинаковой подготовленности выполнять упражнения с преобладанием силового компонента, школьники с умеренно выраженной мышечной массой, как правило, не показывают высоких результатов при выполнении упражнений силового характера и на выносливость. Дети со слабовыраженной мышечной массой обычно лучше выполняют упражнения на выносливость.

Следует также обращать внимание на выраженность жирового компонента. В школах встречаются ученики, имеющие избыточный вес. Такие дети обычно не выполняют некоторые нормативы, но это не значит. что они бесперспективны в физическом развитии. Им следует заниматься в группах ОФП, больше уделять внимания самостоятельным занятиям. Такие дети требуют особого врачебного контроля. Все это создает предпосылки для успешного овладения необходимыми навыками и умениями, способствует подготовке к сдаче учебных нормативов.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети с различным физическим развитием требуют тонкого индивидуального и дифференцированного подхода при подборе общеразвивающих упражнений, более вдумчивого отношения к их физическому совершенствованию.

Литература

    Б.Н. Микаев «Основы методики физического воспитания школьников»

    Б.М. Шиян //Физическая культура в школе - №9 за 1992 год.

Основной целью моей педагогической деятельности учителем физической культуры, является совершенствование физической подготовки обучающихся. Учитывая, что с каждым годом по результатам медицинских осмотров в классах снижается число абсолютно здоровых детей. Среди имеющихся диагнозов отмечается рост числа функциональных нарушений и хронических заболеваний, увеличилась доля болезней органов пищеварения, опорно-двигательного аппарата (сколиоз, осложнённые формы плоскостопия), болезни почек и мочевыводящих путей, миопия. Вполне очевидно, что в современном образовательном учреждении необходимо создание условий здоровьесберегающей образовательной среды. Для того, чтобы дети росли здоровыми, необходимо правильное физическое воспитание, а также соблюдение здорового образа жизни.

Одним из направлений в улучшении физического воспитания учащихся образовательных школ является использование дифференцированного похода на уроках физической культуры, с учетом их половой принадлежности, медицинских групп, физического развития и двигательной подготовленности.

В своей работе я использую некоторые приёмы дифференцированного подхода на уроках физической культуры.

По уровню физической подготовленности делю учащихся на три группы:

В группу “сильных” входят учащиеся, относящиеся по состоянию здоровья к основной медицинской группе, имеющие высокий, выше среднего, средний уровень физического развития и высокий и выше среднего уровень физической подготовленности. Одним из непременных условий, предъявляемых к учащимся этой группы, является постоянное повышение физических нагрузок и требований к техническому выполнению физических упражнений.

Вторую группу (среднюю) составляют ученики основной медицинской группы с высоким, выше среднего, со средним уровнем физического развития и имеющие физическую подготовленность среднего уровня.

В третью (слабую) группу включаются учащиеся основной и медицинской групп со средним, ниже среднего, низким уровнем физического развития и физической подготовленности ниже среднего и низкого уровня.

Для активизации самостоятельной деятельности из группы “сильных” выбираю себе помощников. Например, при проведении занятий по гимнастике помощников назначаю сам из числа более подготовленных учащихся, обладающих организаторскими способностями. В первой половине занятия знакомлю детей с теми упражнениями, которые планируются для изучения на предстоящем уроке, с методикой обучения, с приемами организации занятий, страховкой и т.п. Здесь реализуются общественные интересы учащихся. Во второй половине занятий удовлетворяются их личные интересы: они занимаются игровыми видами физических упражнений (баскетбол, волейбол, ручной мяч, футбол) различными эстафетами, подвижными играми, выполняют упражнения для развития двигательных качеств, которые, у них на недостаточно высоком уровне и т.д.

На основе знаний о подготовленности, особенностях детей конкретного класса Я стараюсь предложить им соответствующие по трудности упражнения, дозирую количество повторений, задаю темп с помощью подсчёта. Оцениваю состояние занимающихся по доступным мне, обычно внешним, признакам, характеризующим их состояние (табл.).

Руководствуюсь своими личными ощущениями, представлениями о состоянии учеников. Хотя в принципе невозможно, окинув беглым взглядом 15-20 ребятишек, проникнуть в каждого настолько, чтобы выяснить и понять, что кому в данный момент нужно, чего хочется, что будет полезным, подходящим для данного, сиюминутного состояния.

Если всему классу даю одинаковое задание, то ориентируюсь при выборе нагрузки в первую очередь на слабых учеников. Тогда задание будет посильно всем. Так обычно поступаю во вводной и заключительной части урока. Но при обучении технике движений и развитии двигательных качеств задания лучше дифференцировать.

Первый вариант . Сначала можно дать классу одно несложное задание, например, добиться попадания мячом в баскетбольную корзину, бросая одной рукой с места. Когда часть учеников достаточно хорошо усвоит это упражнение, даётся дополнительное - делать броски уже не с места, а после ведения мяча. В это время учитель продолжает заниматься с той частью учеников, которая ещё не научилась броскам с места.

Второй вариант. Классу даётся достаточно трудное задание, но тем, кто не в состоянии с ним справиться, оно облегчается. Например, задание - сделать два кувырка назад; тем, кому это, как считает учитель, сразу будет трудно, вначале делать один кувырок.

Либо предлагаю различные степени трудности выполнения задания и сам выбираю для каждого отделения учеников посильный вариант или ученик индивидуально выбирает уровень сложности для выполнения.

Ориентация на посильные и доступные большинству учащихся обязательные результаты обучения даёт возможность каждому школьнику на каждом уроке испытывать учебный успех.

Чем старше школьник, тем более дифференцированно надо подходить к физическому воспитанию мальчиков и девочек. Для подростков и юношей - вводить упражнения, нацеленные на развитие выносливости, силы, скоростно-силовых качеств, формирование военно-прикладных навыков и их стабильности при выполнении в усложнённых условиях. Это поможет молодым людям и успешнее трудиться, и служить в армии.

Для девушек важно больше внимания уделять укреплению мышц живота, спины, таза, развитию пластичности, ритмичности, точности движений. Учитывая особенности женского организма, надо ограничивать упражнения, связанные с лазаньем, преодолением сопротивлений, подниманием и переноской тяжестей, прыжками с высоты на твёрдую поверхность. Для девушек уменьшена длина дистанции бега, ходьбы на лыжах, особенно нацеленных на развитие выносливости.

Используя результаты исследований учащихся, собственные наблюдения, в каждом классе я выявляю “спортивных звёздочек”. Таким детям я предлагаю заняться определёнными видами спорта (легкая атлетика, настольный теннис, шашки).

Контроль и оценку знаний, умений и навыков на занятиях физической культуры использую для того, чтобы закрепить потребность учащихся в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранными видами спорта, стимулировать их к самосовершенствованию. Использую гибкую систему оценивания. Выделяю следующие критерии отметок:

  1. Знания (ответы, доклады, сообщения, викторины, комплексы упражнений).
  2. Умения и навыки (технические и тактические действия).
  3. Уровень физической подготовленности (не по нормативам, а по индивидуальным темпам прироста).
  4. Инструкторские навыки (умение провести фрагмент разминки).
  5. Судейство (баскетбол, волейбол, футбол и др).
  6. Страховка.
  7. Участие в соревнованиях (оцениваю от результата выступления).
  8. “Поурочный балл” (оценка за всю работу на уроке). С её помощью можно поддерживать физически слабеньких, но старательных. Не без внимания остается стремление и упорство.

Активное участие на уроке принимают дети, которые имеют освобождение от уроков физической культуры. Они выступают в роли докладчиков, принимают участие в судействе, совершенствуют навыки игры в шашки, шахматы, что входит в критерии их оценки.

Все дети знают мою систему оценивания и с ней согласны. Мы совместно анализируем результаты сдачи нормативов. Дети всегда имеют возможность контролировать, сравнивать свои результаты, работать над развитием физических качеств, которыми определяется уровень физической подготовленности. Имея возможность на любом уроке взглянуть на свои достижения (таблица тестов), у ученика возникает желание побить для начала свой рекорд, ну а у некоторых возникает желание стать рекордсменом класса.

Таким образом, я заинтересовываю детей, активизирую учебный процесс, стараюсь, чтобы дети осмысливали свои действия.

В заключении, делая вывод относительно использования индивидуального и дифференцированного подхода в практике, следует отметить основное: задача научить всех перед учителями ставится, и учителя стараются учесть особенности каждого ребёнка. В настоящее время вопрос использования или не использования в педагогической практике дифференцированного и индивидуального подходов решается однозначно в пользу их применения - это лежит в основе повышения эффективности учебного процесса.

Не нужно стремиться научить всех одному и тому же, привести всех к одному уровню. Учитывая индивидуальные особенности, применяя дифференцированный подход, опираясь на природные задатки и наклонности ребёнка учитель моделирует и реализует персонально в каждом ученике процесс индивидуального развития. При этом перед учителем встаёт действительно трудная задача - работать на уроке со всеми вместе и с каждым в отдельности.