24.02.2019

Сочинение евгений онегин на тему разум и чувство срочно


5 января 2010

Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин» создавался более семи лет и был завершен в 1833 году. В центре романа «герой времени» Евгений Онегин - молодой человек, принадлежащий к светскому обществу Петербурга. Он получил типичное домашнее образование, его первые шаги в светском обществе тоже были типичны: балы, театры, волокита за женщинами - одним словом, суетная, беззаботная, полная развлечений жизнь. Но Онегину быстро наскучило, подобная жизнь, и он вступил в необъявленный конфликт со светским обществом Петербурга, а затем и с деревенскими помещиками.

В деревне, «где скучал Евгений», его привлекли всего лишь два человека Ленский и Татьяна Ларина. Приезд Онегина в деревню нарушил мирное течение ее жизни. Личность Татьяны проявляется в сфере семейных и любовных отношений Ее характер динамичный. Пушкин, характеризуя свою героиню, указывает на круг ее чтения - она увлечена сентиментальными романами, которые ей «заменяли все». И Татьяна, ожидавшая встретить в жизни кого-нибудь из героев романа, обратила внимание на Онегина и влюбилась в него. Ее отношения с Онегиным строятся по книжной модели - она пишет ему письмо, в котором раскрывает свои чувства.

В отношениях с героиней Онегин повел себя благородно, он оценил ее чувства, но не смог ответить взаимностью. «Резкий охлажденный ум» стал причиной драмы несостоявшейся любви.

Когда же после дуэли с Ленским, Онегиным овладела «тоска сердечных угрызений», он смог открыть для себя мир новых чувств. В восьмой главе Онегин встречает в Петербурге Татьяну Ларину, и понимает, что сильно влюблен в нее. От прежнего холодного, рассудочного человека не остается ни следа. Евгений впервые испытал это чувство и оно обернулось для него новой драмой. Татьяна не смогла ответить ему взаимностью, так как не смогла преступить нравственный закон: она «другому отдана».

Отношения между Онегиным и Татьяной сложились так нелепо трагически потому, что они разные люди. Онегин долго жил разумом, а Татьяна чувствами, затем все несколько изменилось - чувства пришли к Евгению, а над Татьяной в силу ее моральных устоев берет верх рассудок.

Всех нас в школе заставляли читать роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Но в таком возрасте большинство детей вряд ли задумываются над глубинным смыслом этого произведения, глядя на отношения Онегина и Татьяны через призму своего чувственного опыта. Однако и многие критики не могут понять задумки автора, предпочитая ограничиться поверхностным анализом исключительно действий персонажей, не акцентируя внимания на духовной составляющей.

Антитеза

С первого взгляда может показаться, что два центральных персонажа «Евгения Онегина» противопоставляются друг другу. Татьяна Ларина - высокоморальный, духовный человек, она чиста духом и телом. И Онегин - петербургский денди, искушенный в уже знакомый со страстью и ее последствиями. Они притягиваются друг к другу, как одноименные заряды, между ними возникает определенное взаимопонимание, потому что оба переросли свою среду и ищут истину в чем-то другом, непонятном и даже пугающем.

Особенности воспитания

Сравнение Онегина и Татьяны можно начать с рассмотрения того, в каких условиях они выросли. Любимица Пушкина появилась на свет в богатом доме, пусть и находящемся в глуши. В младенчестве и детстве за ней ухаживала няня, выбранная родителями из живших рядом крестьян. Она пела колыбельные, рассказывала сказки и, конечно, читала над девочкой молитвы. Это привязало Татьяну к народу сильнее, чем можно было себе представить. По натуре задумчивая и молчаливая, девушка мало времени проводила со сверстниками, избегала шумных игр и забав. Ее больше увлекали книги, созерцание природы и размышления. Младшая дочь Лариных жила согласно народным обычаям, вставала рано, чтобы успеть встретить рассвет, верила в приметы и выполняла традиционные обряды, несмотря на религиозность.

Онегин же вырос в европейском обществе. Няню ему заменил гувернер, воспитавший мальчика согласно своему представлению о светском человеке. Рано повзрослев, Евгений с головой окунулся в блестящую и шумную жизнь, приобретя статус юного повесы. Образованность и любовь к популярным авторам придавала ему шарм и обещала благосклонность дам. Он быстро понял все тонкости чувственной любви и научился ими манипулировать. Стал скептически относиться к проявлению человечности, доброты, сострадания. Подвергал критике и сомнению все, что происходило с ним и вокруг него, как того советовали европейские авторы.

Мир через окно

Характеристика Татьяны в «Евгении Онегине» не может обойтись без упоминания о природе. Описывая панорамные виды, Пушкин делает это, как бы глядя из окна комнаты, принадлежащей главной героине. Любой пейзаж в романе отражает душевное состояние девушки. По мере развития сюжета меняется не только время года и погода на улице, но и та часть суток, которую Татьяна проводит в размышлениях о своем избраннике.

Байроническая и сентиментальная литература


Проследить различия между Евгением и Татьяной можно еще и по книгам, которые они читали. Для Онегина примером для подражания был Байрон, иронично и скептично смотревший на мир. Именно таким представлялся юноше идеальный мужчина. Эгоистичный, обаятельный, немного саркастичный и язвительный. Европейская литература того времени культивировала подобный образ мыслей.

Татьяна Ларина, наоборот, обращает внимание на сентиментальные романы, показывающие ценность искренности, доброты и отзывчивости. Конечно, они несколько наивны для девушки, которая будет вращаться в высшем обществе, но благородство и честь, воспитанные благодаря им, долгие годы помогали ей сохранить себя неизменной под воздействием обстоятельств.

Именно о герое из сентиментального романа мечтает девушка. И когда в их краях появляется презираемый и гонимый отовсюду Онегин, она принимает его за идеал, который так долго ждала.

Письмо

Письмо Татьяны к Онегину отражает ту возвышенную любовь, которую питала девушка к своему избраннику. Именно в нем хорошо можно проследить особенности характера девушки: искренность, доверчивость, впечатлительность. У нее нет поводов сомневаться в своем выборе. Для юной красавицы союз с таким человеком, как Евгений - это не только исполнение заветного желания и долгожданное воссоединение с любимым, но и возможность духовного роста, самосовершенствования.

Онегин, напротив, видит во влюбленной Татьяне только наивную, восторженную простушку, которая вдохновилась его рассказами и внешностью. Он не принимает всерьез ее чувство, хоть и подозревает, что так просто оно не пройдет. Светские «игры в любовь» раньше времени сделали его сердце невосприимчивым к подобным знакам внимания. Возможно, если бы не богатый жизненный опыт на этом поприще, у пары все могло сложиться иначе.

Письмо Татьяны к Онегину пронизано чувствами, которые девушка уже не может держать в себе. Она признает, что пропасть в воспитании, образовании и опыте между ними огромна, но надеется когда-нибудь преодолеть ее, чтобы быть ближе к любимому.

Отказ


Как известно, Евгений отказал Лариной, мотивируя это тем, что он ее не достоин, так как столь возвышенных чувств не испытывает и не хочет ее оскорбить неизменностью своих побуждений. По мнению большинства критиков, именно отказ Онегина вызывает отторжение у читателя. Это был, возможно, самый благородный поступок за всю его жизнь, но светила литературы смотрят на эту ситуацию несколько иначе. Они считают, что страх побудил молодого повесу отказаться, разум возобладал над чувствами, которые «русская душою» Татьяна пробудила в нем.

Встречи


Онегин и Татьяна в романе встречаются трижды. В первый раз - когда Евгений приходит в имение Лариных. Второй - когда он вынужден объясниться с Татьяной относительно ее письма, и последний - на ее именинах, через год после трагических событий. И каждая подобная встреча меняет что-то в душе Онегина, не дает ему остаться в стороне, отмахнуться от чувств и эмоций. Страшась того, что с ним происходит, повеса предпочитает уйти и выбросить из головы образ девушки, чем быть рядом с ней и измениться.

Дуэль


Именно отношения Онегина и Татьяны делают характер произведения несколько мрачным. Главный герой сердится: на себя, на Ларину, на лучшего друга Ленского, на судьбу, которая привела его в это поместье, на дядю, умершего так не вовремя. Это толкает его на безрассудные поступки, например, на флирт с Ольгой. Конечно, дуэль была необходима, но убивать друг друга было не обязательно. Однако события сложили именно таким образом, что из-за всевозрастающего ненавистного чувства Владимиру пришлось отойти в мир иной.

Последний бал


Сравнение Онегина и Татьяны продолжается на протяжении всей последней сцены романа. Бал в честь именин в поместье Лариных будто копирует страшный сон девушки о своей свадьбе с Евгением. Больного, недовольного, угнетенного угрызениями совести мужчину окружают гротескные персонажи, которые настолько контрастируют с его внутренним миром, что создается впечатление, словно они издеваются над ним.

Не в силах перенести эти муки, Онегин уезжает, мотивировав это тем, что им овладела охота к перемене мест.

Петербург

Прошло совсем немного времени, и главные герои встречаются вновь, теперь уже на светском рауте в Петербурге. Отношения Онегина и Татьяны практически не изменились. Они стали сложнее, но внутренний жар все еще продолжает пульсировать у обоих. Ларина вышла замуж, стала княгиней и теперь высоко держит голову. Теперь уж нет и следа той сельской девушки, которая пылко признавалась в своих чувствах молодому повесе.

Ситуация оборачивается против Евгения, так как он понимает, что влюблен, и страдает от этого. Он пишет письма предмету своего обожания, пытается вернуть все обратно, но девушка непреклонна. Так эту ситуацию видит Пушкин. Онегин к Татьяне испытывает чувства, но теперь она пытается избежать отношений. В конечном итоге девушка отказывает мужчине в тайной связи, мотивируя это тем, что дала клятву быть верной другому мужчине, несмотря на то, что до сих пор любит Евгения. Это ставит последнюю точку в романе но, по мнению некоторых критиков, финал все-таки остается открытым.

Отношения Онегина и Татьяны складывались сложно, они были запятнаны кровью друга, отказами и признаниями... Но в итоге их любовь продолжила жить даже тогда, когда они вместе подписали ей смертный приговор.

Разум и чувство - Направление предполагает раздумье о разуме и чувстве как двух важнейших составляющих внутреннего мира человека, которые влияют на его устремления и поступки. Разум и чувство могут быть рассмотрены как в гармоническом единстве, так и в сложном противоборстве, составляющем внутренний конфликт личности.
Тема разума и чувства интересна для писателей разных культур и эпох: герои литературных произведений нередко оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.

Рассуждение на тему Разум и чувство

Школьные сочинения на данную тему, как вариант подготовки к итоговому сочинению.

Разум и чувства- две составляющие души человека, которые очень часто вступают в противоречие друг с другом. Холодный разум. Горячие чувства. Именно так мы определяем эти понятия. Что же должно быть сильнее развито в человеке?
Я думаю, что разум и чувства должны идти рука об руку. Ведь опираясь только на разум или только на чувства, человек совершает ошибки, приносящие боль ему и его окружающим.
Герои многих литературных произведений совершают такие ошибки. Так, например, Родион Раскольников, главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», совершает ужасное убийство, подчинив себя бесчеловечной теории, которую он создал, логично разделив всех людей на «тварей дрожащих» и на «право имеющих». Страшная, ошибочная теория, построенная на холодных логических выводах, исключающая чувства, сделала его преступником.
Примером того, как власть чувств может привести к роковой ошибке, является Наташа Ростова, героиня романа Л. Н. Толстого «Война и мир». После расставания с Андреем Болконским, отложившим по просьбе отца на год, она чувствует себя одинокой, не нужной семье жениха. Конечно же, она поддаётся обаянию Анатоля Курагина и, принимая его ухаживания за настоящую любовь, решается на побег из дома. Только родные люди спасают её от позора и удерживают от побега. И только потом она понимает, что истинное чувство любви испытывает к Болконскому.
А вот Михаил Илларионович Кутузов, герой романа Л. Н. Толстого «Война и мир» является примером человека, в котором разум и чувства находятся в гармонии. Руководствуясь чувством любви к России, к русскому народу, мучительно размышляя о судьбе Москвы, всё просчитав наперёд, он принимает непростое решение о сдаче столицы французам. Это мудрое решение спасло многих русских солдат от гибели, а Россию от позорного порабощения.
Итак, мы пришли к выводу, что в человеке должны быть сильными и чувства, и разум. Чувства дают нам опыт душевных радостей и страданий, а разум опирается на них и помогает человеку принимать мудрые решения, достойные настоящего человека.


Две силы, равно нуждающиеся друг в друге

«Разум и чувства - две силы, равно нуждающиеся друг в друге» Правдиво ли высказывание Виссариона Григорьевича Белинского? Думаю, что да. Ведь идя на поводу у своих эмоций, люди часто совершают множество необдуманных поступков, после которых в них просыпается совесть и стыд. Благодаря чувствам и разуму мы можем существовать. Они неразлучны и составляют гармонию. Но в произведениях русских и зарубежных писателей есть примеры противоборства между этими силами.
Например, в драме Александра Николаевича Островского «Гроза» у главной героини внутри происходит борьба души и ума. Катерина до безумия любит Бориса Дикого и с нетерпением ждёт с ним встречи. Это говорит нам о проявлении чувств, но разум кричит ей, что они не могут быть вместе, ведь у неё есть муж. Когда Борис уезжает, Катерина понимает то, что их отношения безнадёжны и прыгает с обрыва в воду. Героиня совершает поступок, спровоцированный высоким чувством- любовью. Необдуманность своего нелепого желания привела её к сотворению непоправимой глупости.
Для второго примера я возьму образ Наташи Ростовой из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Героиня этого произведения помолвлена с Андреем Болконским и ждёт свадьбы, которая должна состояться через год. Всё это время князь проводит на войне вдалеке от своей невесты, а Наташа находится дома с Анатолем Курагиным. Девушка встаёт перед сложным выбором: с одной стороны, она должна быть верна своему будущему мужу (разум), а с другой-новые ощущения, которые ей может дать только Курагин (чувства). Ростова выбирает второе. В данной ситуации Наташей руководило любопытство. Это чувство и нетерпеливый, неусидчивый характер подталкивают девушку сделать неправильный выбор. Позже, к ней возвращается разум и она понимает то, какую большую ошибку совершила.
Таким образом, можно сделать вывод, что высказывание Виссариона Григорьевича всё-таки правдиво. Ведь даже за самыми сильными и безумными чувствами следует разум. Это говорит нам о том, что они неделимы и отлично дополняют друг друга.


Рассуждение на тему: Разум и чувства

К чему стоит прислушиваться: к разуму или к чувству? Многолетняя тема споров и рассуждений. Одни утверждают, чувства - это то, что говорит тебя душа, другие, что разум превыше всего. Я буду однозначен, для меня самое важное - холодный рассудок. Ведь спонтанные решения чаще всего приводят не к самому хорошему.
Попробуем глубже разобраться в вопросе: имеет ли разум превосходство над чувствами?
Возьмём роман “Отцы и дети” Ивана Сергеевича Тургенеева. Один из главных героев, Базаров. Это молодой человек, называющий себя “нигилистом”, живёт исключительно разумом, каждое его действие обосновано. У него всё хорошо. Он никогда не принимает решений на эмоциях. За одним исключением. Базаров влюбляется в Одинцову, не взирая на свои принципы. Он подчиняется чувству любви. И как итог, Базаров страдает из-за своих чувств. Он прекрасно владел и подчинял своим законом разум, но как только в силу вошли чувства, всё рухнуло.
Также рассмотрим повесть “Тарас Бульба”, написанную Николаем Васильевичем Гоголем. Сын Тарас Бульбы Андрий встречает свою любовь. Он готов сделать всё ради своих чувств. И делает это. Андрий предаёт своего отца, брата, казаков и родину. Он идёт с мечом против своего народа, а всё из-за того, что его чувства к возлюбленной затуманили сознание. Андрий живёт чувствами. В конце, Андрия убивает собственный отец. Да, может он и не заслужил этого, но если думать головой и откидывать на задний план чувства, этого можно было бы избежать.
Подведём итог, из выше написанного можно сделать вывод. Разум превыше всего. Полагаясь на чувства, можно погубить себя, а разум не позволит этого сделать.


Рассуждение на тему: Разум и чувства

Разум и чувство. Это две важные стороны внутреннего мира человека, две противоположности. Часто они вступают в противоречие, вызывая сложный конфликт в душе человека. Как поступить? Услышать голос разума или отдаться чувствам? Что ждет человека, который поступит тем или иным образом?
Ответы на эти вопросы можно найти в произведениях русской литературы. Вот Лиза, безрассудно полюбившая вероломного Эраста, в отчаянии бросается в реку, Татьяна Ларина, простодушно признавшаяся в своем первом искреннем чувстве Онегину, выслушивает его отповедь, Катерина выходит за калитку на свидание к Борису, чтобы потом расплатиться за свое недолгое счастье душевными страданиями и смертью. Разные героини, разные характеры, объединяет их одно: отдавшись власти чувств, они несчастны. Почему так произошло? Ни одна из них не спросила себя, к чему приведет этот душевный порыв, не попыталась понять, что представляет собой ее избранник: погрузившись с головой в свои ощущения, они забывают обо всем на свете; только вдумчивый читатель видит легкомыслие и ветреность Эраста, знает недостатки Онегина, чувствует ничтожество Бориса и получает возможность, переживая за судьбу героинь, делать важные для себя выводы.
Может быть, правы те герои русской литературы, которые внимают голосу разума и не поддаются чувствам? Сквозь холодное равнодушие Печорина, который признается, что «давно уже живет не сердцем, а головой» все же прорываются чувства, но поступки героя, совершенные по велению рассудка, вызывают страдания любящих его людей. Да и Печорин не производит впечатления счастливого человека, читатель видит его неприкаянность и духовную ущербность.
Если преобладание или чувства или разума заставляет человека страдать, значит, выход, путь к счастью можно найти только в гармонии этих сил. Подтверждение этой мысли можно найти в рассказе А. П. Чехова «Дама с собачкой»: у Гурова и Анны Сергеевны нет иллюзий, вызванных безрассудным чувством. Они знают, что их любовь не мимолетное увлечение, что им будет нелегко сохранить свои отношения, но они готовы к трудностям, поэтому достойны счастья.
Совершая поступки, каждый человек должен помнить, что разум должен помогать чувствам, сдерживать их порывы, а чувства должны уберечь разум от эгоистичных, рассудочных решений.


Борьба в человеке разума и чувств требует обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия, как для себя, так и для окружающих. Тема разума и чувства интересна для многих писателей. Читая произведения художественной литературы можно встретить немало примеров, когда у героев происходит внутренний конфликт: чувства выступают против разума. Литературные герои очень часто оказываются перед выбором между велением чувства и подсказкой разума.
Так в пьесе М. Горького «На дне» герои – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремятся вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, дающей хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом. Все персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселенцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, вконец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы. Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Носителем идеи утешающего обмана в пьесе предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о больших возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».
Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.


Рассуждение на тему: Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?

«Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?» Я думаю, что все должно быть в гармонии. Разум вовремя останавливает человека от безрассудства, а чувства позволяют получить удовольствие от жизни, раскрыть все её прекрасные стороны.
Если человек будет следовать только чёткому и отработанному плану действий, не уделяя внимания своим чувствам, разве он будет счастлив? Разве он сможет искренне и по-настоящему влюбиться? Могу предположить, что нет. Разуму и чувствам следует идти рука об руку, ведь они равносильны и неразлучны.
В правильности такой точки зрения меня убеждает художественная литература. В драме А. Н. Островского «Гроза» главная героиня терзает себя раздумьями о любви. Катерина влюбляется в Бориса Дикого и с нетерпением ждёт свидания с ним. Чувства окрыляют её, но разум кричит ей, что она замужем и надо развеять мечты о счастливой жизни с новым возлюбленным. Когда Борис уезжает, Катерина понимает, что их отношения не имеют продолжения, они безнадежны. Главная героиня решается на грех – самоубийство. Она прыгает с обрыва, поддавшись чувствам, любви и отчаяния. Необдуманность своего поступка привело её к нелепой и порочной глупости. Катерина отбросила здравый смысл и подчинилась мукам сердца.
В качестве второго аргумента обратимся к произведению Н. А. Карамзина «Бедная Лиза». Молодая, наивная крестьянка Лиза, жившая с больной матерью, влюбилась в богатого красивого Эраста. Главная героиня не могла представить жизнь без него, все её мысли были заняты им. Они прекрасно проводили время, Эраст ухаживал за ней, но его забрали в армию. Лиза с нетерпением ждала его возвращения, она очень тяжело переживала разлуку с ним. Он была счастлива, увидев его проезжающего мимо. Но узнав о том, что он помолвлен, она отчаялась на безрассудный поступок – наложить на себя руки. Горе и разбитое сердце убили её, она не обдумала разумно своего положения и своих действий. Кто же будет теперь заботиться о её больной маме? Чувства, как якорь, потянули её на дно.
Все, приведённые мною аргументы, основанные на читательском опыте, убеждают нас в том, что понятия разум и чувства неразрывны. Любой поступок влечёт за собой обдуманного решения, основанного на сердечных мыслях. Человек должен стараться найти баланс, золотую середину между двумя противоборствующими силами, разумом и чувствами.


Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно верять всю жизнь. (Пифагор).

Должен ли разум преобладать над чувством? На что способен бесстрастный разум, холодный расчет? По этому поводу Пифагор писал: "Одному только разуму, как мудрому попечителю, должно верять всю жизнь", безусловно, он прав, ведь разум дан человеку для творения великих дел, именно он помогает нам осознавать наши действия, поступки, помогает принять правильное решение и добиться не покоряемых высот, этим люди и отличаются от животных, которые в отличии от нас подвластны лишь инстинктам.

О том как разум одержал верх над чувствами рассказывается в романе А. С. Пушкина "Евгений Онегин". Татьяна Ларина была очень рассудительной девушкой с раннего детства. Принимая решения, героиня опиралась на разум. В отношении с Евгением Онегиным она никогда не позволяла чувствам взять над собой верх. Именно рациональность в поведении героини позволила ей спустя годы принять единственное верное решение. Чувства к Евгению продолжали жить в душе Татьяны, но она была "другому отдана" и понимала, что с Онегиным ей никогда не обрести счастья. Выбор, сделанный с "холодной головой" помог Татьяне Лариной избежать страданий.

Также, для подтверждения этого высказывания, можно обратиться к комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". В ней мы встречаемся с таким героем, как Молчалин. Это очень умный человек, ведь он все расчитывал наперед: надо расположить к себе хозяина дома, Фамусова, и других богатых людей, влюбить в себя дочь хозяина, чтобы быть под её защитой. В его душе живет только расчет, та "холодная сила", которая способна обманным путем воспламенить чувства людей - отцовские чувства в Фамусове и любовь в Софье. Сам Молчалин равнодушен к их переживаниям, все он делает только из корысти, с выгодой для себя. Как горько осознавать Фамусову, что его преданный слуга, оказывается, хотел обмануть его. Как больно Софье, когда она узнает, что возлюбленный не любит её.

Подводя итоги вышесказанного, можно сказать, что разум и чувства - это две противоположные стихии на которые опирается человек при решении различных вопросов. "Холодный разум", "холодный расчет" может привести как к трагедии, так и к новым открытиям и познаниям.


Внутренний конфликт: чувства против разума.

"Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, а есть разум, охлаждающий движения чувств. "
(М. Пришвин).

Михаил Пришвин считает, что разум и чувство - это две составляющие части внутреннего мира каждого человека. Так ли это? Чтобы разобраться в этом, надо понять значение каждого из этих понятий.
Чувства - это своего рода реакция на различные события или явления. Человеческая жизнь невозможна без них.
Чувства - основа разума.
Разум ставит задачи, классифицирует и систематизирует данные, делает выводы и принимает решения, исходя из своих расчетов.
Но для того, чтобы провести свои решения в жизнь, он использует эмоции или чувства.
Давайте вспомним произведения художественной литературы, в которых раскрывается внутренний конфликт: чувства против разума.
В любовной трагедии «Ромео и Джульетта» В. Шекспир показывает насколько может быть сильно человеческое чувство. «Ромео и Джульетта» - это история светлой и верной любви молодых людей, победившей давнюю вражду семей.
В любви у Ромео и Джульетты нет преград: их не страшит ни жизнь с её чувственной стороной, ни смерть.
Но любовные чувства в пьесе окружены враждой. Джульетта погибает, едва испытав счастье любви. Никто не может ей заменить отравившегося Ромео. Любовь не повторяется, а без неё жизнь теряет для Джульетты смысл. Она знала, что Ромео погиб, уверившись в её смерти, и решила разделить его участь. Она видела в этом свой долг.
Вспыхнувшие чувства между двумя героями и их смерть – триумф, победа чувства, которое примиряет враждующие семьи.
Приведу ещё один пример, где любовь и разум составляют внутренний мир героев.
Это повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся». В отличие от образованного Ивана Тимофеевича, девушка выросла вне общества и цивилизации, но от природы наделена душевным богатством и внутренней красотой, чем и привлекла главного героя. Олеся сочетает в себе две силы: чувство и разум, а Иваном Тимофеевичем движут лишь чувства. Он не думает о том, как примет общество его «лесную» жену и как Олеся справится с жизнью в городе. Главный герой влюблен в девушку, и эта любовь, затмевает его разум. Однако, несмотря на то, что Олесей движет разумное понимание ситуации, она совершает поступок, спровоцированный высоким чувством любви – это посещение церкви, где ее осмеяли и изгнали селяне.
После этого душевного порыва к девушке возвращается разум, и она вынуждена покинуть эти места, бежать вместе с Мануйлихой от суеверных крестьян.
Совершенный поступок Олеси демонстрирует нам ее истинные чувства и намерения: она понимала, что любовь лесной ведьмы принесет много страданий и одиночества не только ей, неспособной выжить в городских условиях, но и ее возлюбленному.
Мы еще раз убеждаемся, что разум и чувства - это две силы, одинаково нуждающиеся друг в друге. Миг любви прекрасен, но долгую жизнь и прочность чувствам даёт разум.
Завершая свою работу, хочу обратиться к словам известной английской поэтессы Ш. Бронте: «Чувство без разума не слишком питательная еда; но и разум, не смягченный чувством, – горькая и сухая пища и не годится для человеческого потребления». Другими словами, без баланса внутренних рациональных и эмоциональных частей нет возможности полноценно жить и радоваться жизни. Ибо разум и чувства неразрывно связаны в любом действии.
Я полагаю, что человеку необходимо изведать сильные чувства, чтобы развить в себе благородство и умение понимать окружающих человека людей.


Рассуждение на тему: Разум и чувства.

"Просвещённый разум облагораживает нравственные чувства: голова должна воспитывать сердце. "
(Шиллер).
Действительно, разум должен возвышать чувства, ведь иначе чувства могут быть неусовершенствованными и потеряют всякий интерес и желание любить. Общество в современном мире больше полагается на разум, чем на чувства. Причиной этого может быть не постоянство чувств, поэтому воспользовавшись разумом человек просчитывает свои действия по поводу любви. Несомненно, я согласна с этим высказыванием, в подтверждение я приведу произведения из мировой литературы.
Так, в повести В. Г. Распутина "Живи и помни" главная героиня Настёна не поддалась чувствам и не выдала своего мужа - Андрея, который был дезертиром и скрывался в лесу. Сколько Настёну не уговаривали родители Андрея, она все-равно не выдала секрет, где он прячется, ведь Настена знала, если родители узнают, то они не смогут сдержать тайну и расскажут ее соседям. На этом примере очень четко видно, что несмотря на желание выдать секрет, Настёна действует не по голосу сердца, а по голосу, находящийся в голове и это говорит о том, что на тот момент разум у Настены возвышал чувства.
Роман Л. Н. Толстого "Анна Каренина" является антиподом повести В. Г. Распутина "Живи и помни", ведь главная героиня романа Анна Каренина поддается чувствам в отличии от Настёны и не думает о последствиях, которые ждут её. Анна не думает о том, что сын останется с её мужем Алексеем Алексеевичем, когда она решится быть со своим любовником -Вронским. В ее положении, в то время, закон был на стороне мужа, поэтому у неё не было шансов. Потеряла Анна и авторитет в свете, что не мало важно в её положении. В этот момент она просто отставила в сторону свой разум и следовала своему сердцу, а этого не должно быть, ведь разум должен усовершенствовать чувства, а не отсутствовать. Нужно думать головой, а не погружаться полностью в свои чувства.
Таким образом, чувства конечно же должны присутствовать в жизни, но они должны быть в меру, ведь иначе чувства заполнят разум, который должен их контролировать и улучшать. Также чувства не должны стоять на первом месте, ведь есть вещи важнее любви.


Рассуждение на тему: Как надо жить: разумом или сердцем?

Как надо жить-разумом или все таки чувствами?Этот вопрос будет актуален всегда. Я считаю, что все должно быть в гармонии. И разум и сердце должны быть взаимосвязанными силами в человеке. Ведь если возвысится что-то одно, то разве это приведет человека к счастью?

Если человека будет сопровождать только холодный расчет, разве он будет счастлив?Я думаю, что нет. Конечно, он может добиться больших высот, следуя за своим разумом, но он не будет счастлив в любви.

Есть множество произведений, которые доказывают это. Мне хотелось бы остановиться на повести Ивана Алексеевича Бунина "Темные аллеи". Это произведение, по моему мнению, наиболее ярко это доказывает. Главный герой-Николай Алексеевич всю жизнь жил умом. Слепо следуя своему разуму, он лишился всего. Отказавшись от своей любви к Надежде он обрек себя на страдания. Жена от него ушла, а сын вырос негодяем. И даже после всего этого, он не дает себе даже помечтать о том, какой бы была жизнь с Надеждой, если бы он пошел наперекор своему разуму.

Однако если будут возвышаться чувства, то человек будет также несчастен. Следуя только за своим сердцем, не давая здраво оценивать ту или иную ситуацию, можно наделать множество ошибок, а иногда это может привести к трагических последствиям.

Примером является произведение Николая Алексеевича Карамзина "Бедная Лиза". Повесть описывает историю молодой, нежной крестьянки Лизы, жившей вдвоем с своей больной матерью, и богатого дворянина Эраста. Лиза по-настоящему сильно и искренне полюбила Эраста, она не могла представить себе жизнь без него. Поэтому, когда его призвали в армию, она очень тяжело переживала разлуку с любимым. Она каждый день просыпалась с мыслью об Эрасте и об их счастье по его возвращении. Поэтому она была счастлива, когда увидела его, проезжавшего мимо. Но узнав о том, что он помолвлен, Лиза не смогла с этим смириться. Она не смогла перебороть то горе, которое испытывала в тот момент. И не смотря на то, что дома ее ждала больная мать, она поддалась этому чувству и бросилась в воду, и спасти ее уже не смогли.

Таким образом, обобщая все вышесказанное, можно сделать вывод, что разум и сердце должны жить в гармонии друг с другом. Человек должен стараться соблюдать баланс между этими двумя противоборствующими силами. Иначе человек просто будет несчастен.


Рассуждение на тему: Разум и чувство

С давних времен в человеке разум и чувства играют совсем разные роли.
Хотя одни идут рука об руку, но разум предупреждает человека, в отличии от чувства.
Чувства ведут человека не смотря ни на что, не важно, что за этой стеной.
А разум взвешивает все за и против. Но это не значит, что чувства нас всегда обманывают, далеко не так.
Так же как без разума, так и без чувств человек просто превратился бы в животное.
И как мы наблюдаем и у животных есть чувства.
Противеречия между разумом и чувством как были так и будут.
Почему? Обясняется очень просто.
Человеку, как бы он не хотел, не удастся управлять своими чувсвами, если они искренни.
А разум как обычно, если его не затмят чувства, будет противоречить чувствам.


Рассуждение на тему: Чувства и эмоции

Люди часто говорят: «Я чувствую…». Например, я чувствую любовь к своей девушке, я чувствую злость на хама, чувствую грусть, когда друзья долго не звонят и не пишут. Это так, для примера – обычно друзья всегда звонят мне вовремя или я сам им звоню. Просто чувств так много, они настолько разнообразны!
Что же такое чувства? Чувство, как я вычитал в словаре, это эмоциональный процесс, это субъективное отношение человека к другому человеку, к предмету, к объекту. Чувства не управляются сознанием, разумом. Как часто мы сталкиваемся с тем, что разум подсказывает нам одно, а чувства – совсем другое. Например, видно, что эта девушка – самовлюбленная лгунья, которую интересуют только походы в рестораны и дискотеки, а парень все равно ее любит. Часто люди разрываются между логичными доводами разума и сильными чувствами. До сих пор каждый выбирает сам, к чему прислушиваться – к чувствам или к логике. И нет универсального рецепта, как поступать. Чувства бывают сильными и слабыми, бывают положительными, нейтральными и отрицательными. Любовь и ненависть – это самые сильные чувства, которые бывают у человека. Сильное чувство, которое кто-то испытывает, влияет даже на тело этого человека. От любви и радости сияют глаза, распрямляется осанка, светится лицо. От злости и гнева черты лица искривляются. Уныние опускает плечи. Тревога собирает на лбу морщины. Страх заставляет дрожать руки, гореть щеки. За несколько дней радости и счастья человек будто преображается. А если взглянуть на человека, который долгое время испытывал ненависть, зависть, ревность – и какое жуткое впечатление он произведет. Будто душа у него скрючилась. Как различить чувства и эмоции, ведь эти два эмоциональных процесса так тесно связаны между собой? Эмоции, в отличие от чувств, не имеют объекта. Например, я боюсь собаку – это чувство, а просто страх – это эмоция. Наверное, поведение человека больше зависит от чувств, чем от его разумных соображений. Не зря так часто нам советуют не поддаваться своим чувствам и эмоциям. Мы стараемся подавить их, если они отрицательны, но они все равно прорываются на свет. То они управляют нами, то мы управляем ими, претворяя злость в раскаяние, ненависть в любовь, зависть в восхищение.


Рассуждение на тему: Что сильнее в человеке: ум, чувства или интуиция?

Нередко от людей можно услышать о том, что они сомневаются между какими-то определенными желаниями, выбирая, чему именно отдать предпочтения – уму или чувствам. Чаще всего с таким выбором сталкиваются те, у кого проблемы на личном фронте – сердцем хочется быть вместе с кем-то, но ум подсказывает, что, скорее всего, ничего хорошего от такого союза ждать не придется. Иногда в таких случаях на помощь человеку приходит и третий, наименее изученный и понятный элемент сознания человека, - интуиция. Так что же преобладает в человеке во время принятия решений – ум, чувства или интуиция? Что сильнее? Отвечая на этот вопрос, следует в первую очередь сказать, что человек – это очень индивидуальное создание. С одной стороны, у всех нас есть две руки, две ноги, голова и остальной комплект органов, с другой же стороны, отличия в мыслях, психике, умственной и душевной организации некоторых людей просто впечатляют. Но на самом деле удивляться здесь нечему – просто люди бывают разные, это стоит воспринимать как факт. Именно по этой причине мы всегда сможем найти примеры тех, для кого ум или чувства важнее и даже тех, кто всегда опирается на интуицию. Впрочем, даже признавая, что люди разные и каждый чем-то особенен, стоит признать, что поделить людей на какие-то категории иногда можно. К примеру, каждый день можно наблюдать то, что женщины и мужчины – это абсолютно разные создания, имеющие не так и много общего. Касаемо темы можно сказать, что зачастую женщины руководствуются чувствами и интуицией, а вот мужчины в большинстве случаев предпочитают использовать именно разум. Хотя, конечно, исключения существуют и их тоже нужно замечать. Быть может, существуют и иные примеры, когда определенные категории людей предпочитают иные средства восприятия реальности – чувства, ум или интуицию. Я же думаю, что человек должен быть гармоничным и воспринимать мир по-разному, в зависимости от ситуации. Конечно, в большинстве случаев следует использовать ум – так вы добьетесь большего успеха в серьезных делах с серьезными людьми, получите их уважение и признание. Но нельзя отказываться и от использования других средств восприятия. Человек быстро устанет, если будет использовать один лишь ум, забывая о чувствах и интуиции. Важно давать себе волю, возможность экспериментировать по жизни, иногда даже ценой ошибок. Также иногда очень важно использовать интуицию, в особенности это касается тех случаев, когда человеку не помогают разум и чувства или когда он не может между ними выбрать. В целом же, подбивая итоги, я хочу сказать, что, наверное, обычно сильнее всего ум. Это хорошо и нормально, благодаря этому мир вокруг и развивается. Но человеку не зря даны чувства и интуицию, иногда им можно давать волю и использовать вдоволь.


Рассуждение: Чувство собственного достоинства

У каждого человека обязательно должно быть чувство собственного достоинства - это прежде всего чувство самоуважения, понимания своей роли в жизни, умение в любой ситуации оставаться хорошим человеком, который следует своим принципам.
Вот только это чувство не появляется с самого рождения. Оно должно воспитываться у ребенка с детства его родителями, воспитателями в детском саду, учителями в школе. Именно они объясняют ребенку, как нужно вести себя в обществе, что можно делать, а что нельзя. Они рассказывают ему, что такое хорошо и что такое плохо. Они доходчиво растолковывают, что значит быть милосердным, честным, храбрым и помогать тем, кто попал в беду.
Человек, у которого развито чувство собственного достоинства будет стараться хорошо учиться, чтобы у него были отличные оценки, а вместе с накоплением знаний постоянно росло самоуважение. Такой человек никогда не посмеется над товарищем, который споткнулся и упал, а спокойно даст руку, чтобы он поднялся. Человек исполненный чувства собственного достоинства никогда не будет лезть в ссору и доказывать свою правоту, захлебываясь криком, а все доводы будет приводить спокойно и взвешенно. А если человек с данным качеством будет неправ, он обязательно попросит прощения.
У меня чувство собственного достоинства воспитали мои родители, которые с самого детства говорили мне, что я самая лучшая, добрая и хорошая. Но из-за этого я не стала задирать нос, а наоборот теперь стараюсь стать еще лучше, чтобы мои родители мною гордились. Я стараюсь хорошо учиться, помогать с учебой одноклассникам, помогать по дому родителям, читать книги, чтобы развиваться духовно, со всеми быть вежливой, а также внимательно слежу за своим внешним видом и манерами. Но главное, в любой даже самой непростой ситуации, я стараюсь не терять самообладание и быть лучшей во всем.

Материал к направлению «РАЗУМ И ЧУВСТВА»

Чувства и разум

Нет чувств без разума, и разума без чувств.
Как много здесь цветов, тонов, оттенков.
«Я Вас люблю» - срывается из уст,
А разум с чувствами идут стена на стенку.

Они враги, друзья, антитела?
Что их роднит, и что их различает?
Для разума важней всего дела,
А чувства о любви лишь помышляют…

Когда они едины – это взрыв.
Взрыв счастья, что вокруг всё освещает,
А, если врозь - болезненный нарыв,
Который, воспаляясь, жить мешает.

Все знания без чувств, увы, мертвы.
На знаниях нам счастье не построить.

Что толку в том, что так разумны мы?
Наш разум без любви, так мало стоит!

Нам чувства шепчут: «Всё отдай любви…»,
А разум говорит: «На самом деле
Ошибку совершаешь, не спеши!
Немного подожди, хотя б неделю…»

Так что главней? Всевышний, подскажи…
Возможно разум, чудеса творящий,
Иль наши чувства, ведь без них, увы,
Любви мы не познаем настоящей?

Нет чувств без разума и разума без чувств.
Цвет белый помогает видеть чёрный.
Мир без любви, так неуютно пуст,
В нём одинок наш разум непокорный.

Александр Евгеньевич Гаврюшкин

Толкование понятий по словарю Ожегова

Разум

Высшая ступень познавательной деятельности человека, способность логически и творчески мыслить, обобщать результаты познания.

Чувство

1.Состояние, в котором человек способен сознавать, воспринимать окружающее.
2.Эмоция, переживание.

Толкование понятий по словарю Ушакова

Разум - способность логически мыслить, постигая смысл (значения для себя, кого-то или чего-то ) и связь явлений, уяснять законы развития мира, общества и сознательно находить целесообразные способы их преобразования. || Сознание чего-н., взгляды, как результат определенного миропонимания."

Чувства - способность воспринимать внешние впечатления, ощущать, испытывать что-н. зрения, слуха, обоняния, осязания, вкуса. || Состояние, в к-ром человек способен сознавать окружающее, владеет своими душевными и умственными способностями. || Внутреннее, психическое состояние человека, то, что входит в содержание его душевной жизни" Можно попроще: "Чувства - это то переживаемые в различной форме отношения человека к предметам и явлениям действительности.

Примерные тезисы сочинения

Разум и чувства.

Можно выделить два направления , по которым следует рассуждать по данной теме.

1.Борьба в человеке разума и чувств, требующая обязательного выбора: поступать, подчиняясь нахлынувшим эмоциям, или всё же не терять голову, взвешивать свои действия, осознавать их последствия как для себя, так и для окружающих.

2.Разум и чувства могут быть и союзниками, гармонично сочетаться в человеке, делая его сильным, уверенным в себе, умеющим эмоционально реагировать на всё происходящее вокруг.

Размышления по теме: « Разум и чувства»

· Человеку свойственно выбирать: поступить разумно, обдумывая каждый свой шаг, взвешивая свои слова, планируя действия, или подчиниться чувствам. Эти чувства могут быть самыми различными: от любви до ненависти, от злобы до доброты, от неприятия до признания. Чувства очень сильны в человеке. Они легко могут овладеть его душой и сознанием.

· Какой выбор сделать в той или иной ситуации: подчиниться чувствам, которые часто всё же бывают эгоистичными, или прислушаться к голосу разума? Как избежать внутреннего конфликта между этими двумя «стихиями»? На эти вопросы каждый должен ответить сам. И выбор человек тоже делает самостоятельно, выбор, от которого иногда может зависеть не только будущее, но и сама жизнь.

· Да, разум и чувства часто противостоят друг другу. Сможет ли человек привести их в гармонию, сделать так, чтобы разум подкреплялся чувствами и наоборот - это зависит от воли человека, от степени ответственности, от тех нравственных ориентиров, которым он следует.

· Природа наградила людей величайшим богатством - разумом, подарила им возможность испытывать чувства. Теперь уже они сами должны научиться жить, осознавая все свои действия, но в то же время оставаясь чуткими, способными чувствовать радость, любовь, доброту, внимание, не поддаваться злости, вражде, зависти и другим отрицательным чувствам.

· Важно ещё одно: человек, живущий только чувствами, по сути, несвободен. Он всего себя подчинил им, этим эмоциям и чувствам, какими бы они ни были: любовь, зависть, злоба, жадность, страх и другие. Он слаб и даже легко управляем другими, тем, кто хочет воспользоваться этой зависимостью человека от чувств уже в свих корыстных и эгоистических целях. Поэтому чувства и разум должны существовать в гармонии, чтобы чувства помогали человеку увидеть всю гамму оттенков во всём, а разум - правильно, адекватно на это реагировать, не утонуть в пучине чувств.

· Научиться жить в гармонии между своими чувствами и разумом - это очень важно. На это способна сильная личность, живущая по законам нравственности и морали. И не нужно прислушиваться к мнению некоторых людей, что мир разума скучен, однолик, неинтересен, а мир чувств - всеобъемлющ, прекрасен, ярок. Гармония разума и чувств даст человеку неизмеримо больше в познании мира, в осознании себя, в восприятии жизни вообще.

· Разум подчас противоречит велениям сердца. И задача человека - найти правильный путь, не встать на ошибочную стезю. Как часто человек совершает жестокие и подлые поступки, послушавшись велений разума. В то же время, если слушать веления сердца своего, никогда не совершишь неправильного поступка.

Произведения

Аргументы

Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»

Родион Раскольников убивает старуху-процентщицу и ее сестру Лизавету исключительно ради того, чтобы проверить свою теорию. А теория его - это результат долгих мучительных размышлений. Работа разума в данном случае может рассм атриваться как причина совершенной ошибки. Раскольников причисляет себя к «сильным» личностям. По его мнению, именно такие личности имеют право переступать любые грани, отделяющие преступление от нормы. Однако совершив преступление, «переступив» через эту самую черту, Раскольников начинает осознавать, что не принадлежит к кругу «избранных». За преступлением следует наказание. Раскольников испытывает сильнейшие душевные муки. Становится ясно, что если бы он действовал не по велению своего разума, а прислушался к голосу сердца, то преступление не было бы совершено. Раскольников ставит себя выше других людей. Только человеческий разум, оторванный от чувства, может «подсказать» такое решение. Люди, считающие главным следовать велениям сердца, не способны ставить себя выше других.

Раскольников берет за основу только результат умственных размышлений. И он словно совсем забывает о том, что помимо разума, у человека есть душа, совесть. Ведь голос сердца это и есть голос совести. Раскольников только потом понял, насколько он ошибался. Голос его сердца оказался подавлен холодным, одержимым жестокой идеей рассудком. Раскольников идет против своей совести, тем самым проводит черту между собой и окружающими. Теперь ему уже нет места в мире нормальных, не совершивших преступление, людей. Такое наказание ясно доказывает, насколько важно прислушиваться именно к своей душе, к своей совести.

С точки зрения самого писателя нельзя жить разумом, нужно жить так, как велит душа. Ведь разума в человеке всего только двадцать процентов, а остальное - это душа. Поэтому разум должен подчиняться душе, а не наоборот. В этом случае человек сможет соблюдать христианские законы, соизмерять каждый свой поступок с ними.

В роман Достоевского «Преступление и наказание» мы видим духовное возрождение Раскольникова. Он понимает, насколько неправильной и человеконенавистнической была его теория. Значит, сердце торжествует над разумом. Раскольников полностью меняется, он обретает смысл жизни.

«Слово о полку Игореве»

Главный герой « Слова…»- князь Игорь Новгород- Северский. Это смелый, отважный воин, патриот своей страны.

Братья и дружина!
Лучше быть убиту от мечей.
Чем от рук поганых полонёну!

Его двоюродный брат Святослав, правивший в Киеве, в 1184 году одержал победу над половцами - врагами Руси, кочевниками. Игорь не смог участвовать в походе. Он решил предпринять новый поход – в 1185 году. Необходимости в нём не было, половцы не нападали на Русь после победы Святослава. Однако желание славы, эгоизм привели к тому, что Игорь выступил против половцев. Природа словно предупреждала героя о неудачах, которые будут преследовать князя - произошло солнечное затмение. Но Игорь был непреклонен.

И сказал он, полон ратных дум,

Знаменьем небес пренебрегая:

«Копие хочу я преломить

В половецком поле незнакомом

Разум отступил на второй план. Чувства, причём эгоистического характера, овладели князем. После поражения и побега из плена Игорь понял ошибку, осознал её. Поэтому-то и поёт автор славу князю в конце произведения.

Это пример того, что человек, наделённый властью, должен всегда всё взвешивать, именно разум, а не чувства, даже если они позитивные, должны определять поведение человека, от которого зависят жизни многих людей.

А.С.Пушкин « Евгений Онегин»

Героиня Татьяна Ларина испытывает сильные, глубокие чувства к Евгению Онегину. Она полюбила его сразу, как только увидела в своём имении.

Вся жизнь моя была залогом
Свиданья верного с тобой;
Я знаю, ты мне послан богом,
До гроба ты хранитель мой…

Об Онегине:

В красавиц он уж не влюблялся,
А волочился как-нибудь;
Откажут - мигом утешался;
Изменят - рад был отдохнуть.

Однако Евгений понял, как прекрасна Татьяна, что она достойна любви и он полюбил её- намного позже. За годы произошло многое, а главное- Татьяна была уже замужнем.

А счастье было так возможно,
Так близко!.. Но судьба моя
Уж решена.(Слова Татьяны Онегину)

Встреча после долгой разлуки на балу показала, как сильны чувства Татьяны. Однако это высоконравственная женщина. Она уважает мужа, понимает, что должна быть ему верна.

Я вас люблю (к чему лукавить?),
Но я другому отдана;
Я буду век ему верна..

В борьбе чувств и разума победи разум. Героиня не запятнала свою честь, не нанесла душевной раны мужу, хотя и глубоко любила Онегина. Она отказалась от любви, понимая, что, связав узами брака свою жизнь с человеком, она просто обязана быть ему верна.

Л.Н.Толстой « Война и мир»

Как прекрасен образ Наташи Ростовой в романе! Как героиня непосредственна, открыта, как она жаждет настоящей любви.

(«Лови минуты счастия, заставляй себя любить, влюбляйся сам! Только это одно есть настоящее на свете - остальное все вздор»- слова автора)

Она искренне полюбила Андрея Болконского, ждёт, когда же пройдёт год, через который должна состояться их свадьба.

Однако судьба приготовила серьёзное испытание для Наташи - встречу с красавцем Анатолем Курагиным. Он просто очаровал её, чувства нахлынули на героиню, и она забыла обо всём. Она готова бежать в неизвестность, лишь бы быть рядом с Анатолем. Как Наташа обвиняла Соню, которая рассказала домашним о предстоящем побеге! Чувства оказались сильнее Наташи. Разум просто замолчал. Да, героиня позже раскается, нам жаль её, мы понимаем её желание любить.(Меня мучает только зло, которое я ему сделала. Скажите только ему, что я прошу его простить, простить, простить меня за всё…)

Однако как жестоко Наташа наказала сама себя: Андрей освободил её от всех обязательств. (И из всех людей никого больше не любил я и не ненавидел, как её.)

Читая данные страницы романа, о многом задумываешься. Легко говорить, что хорошо, а что плохо. Порой чувства так сильны, что человек просто не замечает, как катится в пропасть, поддавшись им. Но всё же очень важно учиться чувства подчинять разуму, да не подчинять, а просто согласовывать, жить так, чтобы они были в гармонии. Тогда многих ошибок в жизни можно будет избежать.

И.С.Тургенев «Ася»

25-летний Н.Н. беспечно путешествует, правда, без цели и плана, знакомится с новыми людьми, а достопримечательности почти не посещает. Так начинается повесть И.Тургенева « Ася». Герою предстоит выдержать нелёгкое испытание - испытание любовью. Это чувство возникло у него к девушке Асе. В ней сочетались жизнерадостность и эксцентричность, открытость и замкнутость. Но главное - непохожесть на остальных Возможно, это связано с её прежней жизнью: она рано потеряла родителей, жила сначала почти в нищете, а затем, когда Гагин взял её на воспитание- в роскоши. Испытывая определённые чувств к Гагину, Ася поняла, что по-настоящему полюбила Н.Н., поэтому и вела себя необычно: то замыкаясь, пытаясь уединиться, то желая обратить на себя внимание. В ней словно борются разум и чувство, понимание того, что она многим обязана Гагину, но в то же время невозможность заглушить в себе любовь к Н.Н.

К сожалению, герой оказался не столь решительным, как Ася, которая в записке призналась ему в своей любви. Н.Н. тоже испытывал к Асе сильные чувства: « Я почувствовал какую-то сладость - именно сладость на сердце: точно мне мёду туда налили». Но слишком долго размышлял он о будущем с героиней, откладывая решение на завтра. А завтра у любви не бывает. Ася с Гагиным уехали, а герой так и не смог найти в жизни женщину, с которой связал бы свою судьбу. Слишком сильны были воспоминания об асе, и только записочка напоминала о ней. Так разум стал причиной расставания, а чувства оказались не способными привести героя к решительным поступкам.

« У счастья нет завтрашнего дня, у него нет и вчерашнего, оно не помнит прошедшего, не думает о будущем. У него есть только настоящее. - И то не день. А мгновение. »

А.Н.Островский «Бесприданница»

Героиня пьесы - Лариса Огудалова. Она - бесприданница, то есть при замужестве её мать не в состоянии подготовить приданое, которое было принято иметь невесте. Семья Ларисы - среднего достатка, поэтому надеяться на хорошую партию ей не приходится. Вот и согласилась она выйти за Карандышева - единственного, кто ей предложил выйти замуж. Никакой любви к своему будущему мужу она не испытывает. Но ведь молодой девушке как хочется любить! А в её сердце уже зародилось это чувство - любовь к Паратову, который когда-то очаровал её, а потом просто уехал. Ларисе придётся испытать сильнейшую внутреннюю борьбу - между чувством и разумом, долгом перед человеком, за которого она выходит замуж. Паратов словно околдовал её, она восхищена им, поддаётся чувству любви, желанию быть вместе с любимым.Она наивна, верит словам, думает, что и Паратов её так же сильно любит. Но какое горькое разочарование ей пришлось испытать. Она в руках Паратова - просто «вещь».Разум всё же одерживает победу, прозрение приходит. Правда, позднее. « Вещь… да, вещь! Они правы, я вещь, а не человек… Наконец слово для меня найдено, вы нашли его… Всякая вещь должна иметь хозяина, я пойду к хозяину.
И жить уже не хочется, жить в мире лжи и обмана, жить, не будучи по-настоящему любимой (как стыдно, что её выбирают- орёл или решка). Смерть для героини - облегчение. Как трагично звучат её слова: «Я любви искала и не нашла. На меня смотрели и смотрят, как на забаву.»

И.А.Бунин «Тёмные аллеи»

Как порой бывают сложны взаимоотношения между людьми. Особенно, если это касается такого сильнейшего чувства, как любовь. Чему отдать предпочтение: силе чувств, охвативших человека, или прислушаться к голосу разума, который подсказывает, что избранница из другого круга, что она не пара, значит, и любви быть не может. Так и герой новеллы И.Бунина «Тёмные аллеи» Николай в юности испытал огромное чувство любви к Надежде, которая была совсем из другой среды, простой крестьянкой. Не смог связать свою жизнь герой с любимой: слишком довлели над ним законы общества, к которому он принадлежал. Да и сколько ещё в жизни будет, этих Надежд!(… всегда кажется, что где-то там будет что-то особенно счастливое, какая-нибудь встреча…)

В итоге - жизнь с нелюбимой женщиной. Серые будни. И лишь много лет спустя, снова увидев Надежду, Николай понял, что такая любовь была ему дана судьбой, а он прошёл мимо неё, мимо своего счастья. А Надежда смогла пронести через всю жизнь это огромное чувство - любовь.(Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело.)

Так что порой от выбора между разумом и чувством зависит судьба, вся жизнь человека.

М.А.Булгаков «Мастер и Маргарита»

Любовь. Это удивительное чувство. Оно делает человека счастливым, жизнь приобретает новые оттенки. Ради любви, настоящей, всеохватывающей, человек жертвует всем. Так и героиня романа М.Булгакова Маргарита ради любви оставила свою внешне благополучную жизнь. Всё у неё было вроде бы хорошо: муж, занимающий престижную должность, большая квартира, в то время, когда множество людей ютилось в коммуналках. (Маргарита Николаевна не нуждалась в деньгах. Маргарита Николаевна могла купить все, что ей понравится. Среди знакомых ее мужа попадались интересные люди. Маргарита Николаевна никогда не прикасалась к примусу. Маргарита Николаевна не знала ужасов житья в совместной квартире. Словом… она была счастлива? Ни одной минуты! )

Но не было главного - любви.. было одно одиночество (И меня поразила не столько ее красота, сколько необыкновенное, никем не виданное одиночество в глазах!- слова Мастера).(С жёлтыми цветами в руках она вышла в тот день, чтобы я наконец её нашёл, если бы этого не произошло, она отравилась бы, потому что жизнь её пуста.)

И когда любовь пришла, Маргарита ушла к любимому.(Она поглядела на меня удивленно, а я вдруг, и совершенно неожиданно понял, что я всю жизнь любил именно эту женщину!- скажет мастер ) Что здесь сыграло главную роль? Чувства? Конечно, да. Разум? Наверное, и он, ведь Маргарита сознательно отказалась от благополучной внешне жизни. И ей уже не важно, что живёт она в маленькой квартирке. Главное, что рядом он - её Мастер. Она помогает ему дописать роман. Она даже готова стать королевой на балу у Воланда- всё это ради любви. Так что и разум, и чувства были в душе Маргариты в согласии. (За мной, читатель! Кто сказал тебе, что нет на свете настоящей, верной, вечной любви? Да отрежут лгуну его гнусный язык!)

Осуждаем ли мы героиню? Здесь каждый ответит по-своему. Но всё же жизнь с нелюбимым человеком - это тоже неправильно. Так что героиня сделала выбор, избрав дорогу любви- сильнейшего чувства, которое может испытывать человек.

Литературные произведения

1. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Сравнить разумную Соню и живущую чувствами Наташу. Первая из них не сделала в жизни ни одной роковой ошибки, но и не смогла удержать свое счастье. Наташа ошибалась, но ее сердце всегда подсказывало ей дорогу.

2. Л.Н.Толстой «Война и мир»

Народ и его чувства, бесчувственные герои (Анатоль, Элен, Наполеон)

3. А.С. Пушкин «Евгений Онегин»

«Резкий, охлажденный ум » и неспособность к сильным чувствам Онегина . Онегин - холодный, рассудочный человек. Татьяна Ларина с тонкой чувствительной душой. Эта душевная дисгармония и стала причиной драмы несостоявшейся любви.

4. М.Ю. Лермонтов «Мцыри» (Разум и чувство любви к Родине бедного Мцыри)

5. И.С.Тургенев «Отцы и дети» Разум и чувства Евгения Базарова.

6. А. де Сент-Экзюпери "Маленький принц" (всё в Принце - и разум, и чувства);

7. Ф. Искандер «Сон о боге и дьяволе» "Я хотел понять, - вздохнул Бог, - не может ли разум сам выработать совесть. Я вложил в тебя только искру разума. Но она не выработала совести. Оказывается, сам ум, не омытый совестью, становится злокачественным . Так появился ты. Ты неудачный проект человека." (Фазиль Искандер "Сон о боге и дьяволе")

8. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени» (бесчувственный Григорий Печорин и человеколюбивый Максим Максимыч)

Евгений Онегин" - зеркало эпохи
Много замечательных шедевров подарил нам Александр Сергеевич, но роман "Евгений Онегин" по праву занимает центральное место в его творчестве. Это самое крупное художественное произведение Пушкина, наиболее сильно повлиявшее на судьбу всей русской литературы. Роман в стихах "Евгений Онегин" был написан Пушкиным в течении 8 лет. Это были годы апогея творческой зрелости поэта. В 1831 году роман в стихах был окончен и в 1833 году вышел в свет. Фабула охватывает события с 1819 года по 1825 год: от заграничных походов русской армии после разгрома Наполеона до восстания декабристов. Это было время правления царя Александра 1 - годы подъема русского общества.

История и современная автору действительность гармонично сочетаются в романе. Сюжет прост и хорошо известен. В центре романа - извечная любовная тема: проблема чувства и долга. Герои романа Евгений Онегин, Татьяна Ларина, Владимир Ленский, Ольга составляют две любовные пары. Но всем им не дано судьбою стать счастливыми. Татьяна сразу полюбила Онегина, а он сумел полюбить ее только после глубоких потрясений, происшедших в его охлажденной душе. Но, несмотря их взаимное чувство, они не могут соединить свою судьбу. И виноваты в этом не какие-нибудь внешние обстоятельства, а их собственные ошибки, их неумение найти правильные решения в сложных задачах жизни. Над глубинными причинами этих ошибок заставляет Пушкин задуматься своего читателя.

На простую сюжетную линию романа нанизано множество картин, описаний, показано немало живых людей с их различной судьбой, с их чувствами и характерами. У Пушкина все это "собранье пестрых глав, полусмешных, полупечальных, простонародных, идеальных" показывало эпоху.. . Какова же главная идея, главная мысль "Евгения Онегина"?

На мой взгляд, она состоит в том, что счастливо могут жить лишь люди ограниченные, мало знающие, у которых нет стремлений к высокому, духовному. Люди с чуткой душой обречены на страдания. Они либо гибнут, как Ленский, либо вынуждены томиться "в бездействии пустом", как Онегин, либо молча страдать, как Татьяна. Пушкин отчетливо показывает, что во всех этих роковых ошибках виноваты не его герои, а та обстановка, сформировавшая подобные нравы. Эта среда сделала несчастными по существу или по своим задаткам прекрасных, умных и благородных людей. Крепостнический строй, "барство дикое", тяжелый труд крестьян и полное безделье помещиков и господ делали несчастными, коверкали жизнь не только крепостных рабов, но и лучших, наиболее чутких из дворян, помещиков. Эти горькие мысли об ужасной несправедливости всего жизненного уклада отражены Пушкиным в последних грустных строках романа.