21.09.2019

Архиерейская служба последование для хора. Последование архиерейских богослужений. указания для регента


Архиерейское Богослужение 1

Архиерейское Богослужение

Указания Устава об архиерейской практике совершения Богослужений содержится в Чиновнике Архиерейского служения. Дополнительная литература:

Дмитриевский А.А., проф. Ставленник. Киев, 1904.

Розанов Николай, прот. Руководство для лиц, отправляющих церковные Богослужения при участии митрополита, епископа, всего собора и порядок посвящения в священно-церковно-служительские степени с приложением особенностей, бывающих при отправлении Богослужений в Московском Кафедральном Христа Спасителя соборе и Московском Большом Успенском в течение всего года, а также церемониал встреч их Императорских Величеств, митрополита и епископов. М., 1901.

Соколов Федор, диак. Руководство для участвующих в служении с архиереем Литургии и для готовящихся к посвящению, а также на случай освящения храма, встречи архиерея при обозрении им церквей и служения в его присутствии Литургии. Владимир, 1884.

Подготовка к архиерейскому служению

При назначении служения Архиереем в приходских храмах настоятель храма и регент должны заранее взять на себя заботу по подготовке этого Богослужения.

Обязанности регента:

1. Заблаговременно выяснить какой архиерей будет совершать Богослужение, его сан и титул на предмет пения Многолетий, благословений и т.д.

2. Избрать из состава хора или подготовить отдельно «исполатчиков» - певцов, исполняющих трио за архиерейским Богослужением. В идеале это должны быть 3 малолетних певчих, имеющих благословение облачаться в стихарь: два дисконта и альт. В случае отсутствия таковых, регент должен избрать троих взрослых певчих мужского пола, по преимуществу посвященных в стихарь, то есть хиротессанных во чтеца или из числа духовенства. Если таких возможностей в храме нет, то могут петь трио и женские голоса, но без выходов на середину храма - с клироса. При подборе таких голосов необходимо наблюдать их соответствие по тембральной окраске детским голосам.

3. Заранее обдумать репертуарный список Богослужения и согласовать его с Настоятелем храма, а при необходимости и со служащим Архиереем.

4. При патриаршем служении заранее обзавестись текстом Великой Похвалы.

5. Непосредственно перед началом Богослужения уточнить у протодиакона особенности Богослужения: есть ли каждение на Литургии, будет ли совершаться молебен и т.д.

Совершение Архиереем Всенощного бдения

1. Перед началом Всенощного бдения духовенство исходит в западную часть храма для встречи архиерея. При входе архиерея в храм Хор поет тропарь праздника (обычно трижды) или, если архиерей постоянно совершает Богослужения, то тропарь храма. При пении тропаря архиерея облачают в мантию, он целует Крест, который держит служащий Священник и идет на середину храма, где прикладывается к праздничной иконе. Затем он поднимается на солею и благословляет молящихся: Хор поет: «Ис полла эти деспота». Затем архиерей входит через Царские врата в алтарь и начинается Всенощное бдение.

2. После возглашения протодиакона: «Восстаниете!», Хор поет: «(Высоко)Преосвященнейший Владыко, благослови!».

3. Архиерей может совершать литию и Полиелей, но с точки зрения пения здесь не бывает особенностей.

4. По отпусте Всенощного бдения, Хор поет Многолетие, а затем «Ис полла…» малое.

Архиерейское Богослужение 2

Совершение Архиереем Божественной Литургии

Архиерейская встреча

Часы 3-й и 6-й (кроме молитвы 6-го часа) читаются обычно до приезда архиерея, хотя могут читаться и в его присутствии.

После возгласа 6-го часа, сразу, без чтения молитвы 6-го часа, Духовенство и иподиаконы исходят ко входу в храм на встречу Архиереея.

По приезде архиерея:

Протодиакон: «Премудрость!» и начинает одновременно с пением хора читать «Достойно есть…»

Хор: «Достойно есть…» (входное).

В это время Архиерея облачают у входа в храм в мантию, служащий Священник подносит ему напрестольный Крест: Архиерей прикладывается ко Кресту и затем ко Кресту подходит духовенство, включая диаконов.

Заметки после Литургии архиерейским чином у старообрядцев

Последним подходит служащий Священник, который принимает Крест на блюдо и уносит в алтарь.

Примечание: По традиции, сложившейся в Синодальный период, на Патриаршем Богослужении, после возгласа: «Премудрость!», Хор поет: «От восток солнца до запад…» Во время пения этого песнопения совершаются священнодействия, описанные выше. А затем сразу Хор поет «Достойно есть…» (входное).

Затем Архиерей идет на середину храма, где прикладывается к праздничной или храмовой иконе.

Подойдя к солее, останавливается и Протодиакон начинает читать входные молитвы. Хор в это время продолжает петь «Достойно есть…» Во время чтения входных молитв Архиерей поднимается на солею и прикладывается к местным иконам Спасителя и Божией Матери. Затем протодиакон возглашает: «Господу, помолимся» , и Архиерей, сняв клобук и встав перед Царскими вратами, читает молитву: «Господи, ниспосли руку Твою…» По окончании чтения этой молитвы, Архиерей надевает клобук, и это является знаком для Хора, что нужно заканчивать пение «Достойно есть…»

После пения «Достойно есть…», Архиерей надев клобук и взяв и посошника жезл, поворачивается лицом к народу и благословляет на три стороны предстоящий народ.

Хор: «Тон деспотин, ке архиереа имон, кирие филате» (хоровое)

«Ис полла эти деспота» (3).

После благословения, Архиерей идет на кафедру на середине храма.

Хор: «На гору Сион…» (входное).

В это время Архиерея разоблачают до подрясника. Если Богослужение Патриаршее, то после разоблачения, на Святейшего надевают патриарший параман - это происходит без всякого пения. Затем:

Протодиакон: «Благослови, Преосвященнейший Владыко, кадило»

Архиерей: «Кадило Тебе приносим, Христе Боже наш…»

Диакон: «Господу помолимся…»

Протодиакон: «Да возрадуется душа твоя о Господе…»

Иподиаконы облачают Архиерея. Перед возложением каждой одежды Диакон произносит: «Господу помолимся», а Протодиакон читает очередную молитву на облачение. Хор поет: «Да возрадуется…» по стихам, припевая после каждого «Да возрадуется…» непрерывно, пока на Архиерея не возложат митру. В случае необходимости стихи могут быть повторены Хором.

После того как на Архиерея возложена митра, иподиаконы вручают Архиерею трикирий и дикирий. В этот момент Исполатчики выходят с клироса и встают справа от кафедры, в пол оборота к Алтарю и Архиерею. Затем:

Диакон: «Господу помолимся…»

Протодиакон: «Тако да просветится свет твой пред человеки…»

Архиерей благословляет крестообразно трикирием и дикирием на восток, запад, юг и север. В это время:

Исполатчики: «Тон деспотин» (трио).

Хор: «Ис полла эти деспота» (3) (хоровое после трио).

В это время духовенство выходит на середину храма, кланяется Архиерею и встает по обычаю. Архиерей читает молитвы перед началом Литургии. В это время:

Чтец: Молитва 6-го часа: «Боже и Господи Сил…»

1. По Малом входе: сначала Духовенство поет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское). Затем, когда Архиерей благословив с кафедры трикирием и дикирием по сторонам, пойдет на солею, Хор поет «Приидите, поклонимся…» речитативом. Затем Духовенство в Алтаре повторяет «Приидите, поклонимся…» (архиерейское).

Затем Исполатчики, встав на середине храма напротив Царских врат, поют трио: «Ис полла…» из расчета, что первое «Ис полла…» поется пока Архиерей кадит Алтарь, второе - пока кадит правую часть Иконостаса, третье - левую часть Иконостаса и чтевертую - пока кадит Хоры и молящихся.

Затем Хор поет «Ис полла…» (большое), затем Духовенство в Алтаре и опять повторяет Хор. Затем поются тропари на Литургии.

2. Если совершается Патриаршее Богослужение, то бывает «Великая Похвала». После пения кондака на Слава:, Протодиакон выходит на амвон и произносит:

Протодиакон:

Духовенство: «Господи, спаси благочестивыя».

Хор: «Господи, спаси благочестивыя».

Протодиакон: «И услыши ны».

Духовенство: «И услыши ны».

Хор: «И услыши ны».

Протодиакон: «И во веки веков».

Хор: «Аминь».

Протодиакон:

Духовенство: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Хор: «Варфоломею, … Вселенскому Патриарху, многа лета».

Духовенство начинает петь похвалу, когда Протодиакон произнесет имя Предстоятеля Церкви, а Хор - когда Духовенство споет это же имя. Похвала поется достаточно быстро и требует от Хора выучки.

По окончании Похвалы, Духовенство в Алтаре поет на И ныне: кондак или богородичен.

3. Трисвятое поется на архиерейском Богослужении «Архиерейское», а на Патриаршем - «Патриаршая» или «Болгарская». Пение других произведений не допускается. Порядок пения Трисвятого при архиерейском служении:

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Архиерей: «Призри с небесе, Боже, и виждь…»

Исполатчики: «Святый Боже…» (трио).

Левый хор: «Святый Боже…» (речитатив).

Духовенство: «Святый Боже…» (нараспев).

Левый хор: Слава и ныне: «Святый Безсмертный…» (речитатив).

Правый хор: «Святый Боже…» (нараспев).

И затем Прокимен, чтение Апостола, Аллилуарий и чтение Евангелия.

4. После чтения Евангелия, Хор поет: «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», и затем «Ис полла…» (малое).

5. При пении Херувимской песни, «Аминь» поется дважды. После пения «Яко да Царя…», поется «Ис полла…» (малое).

6. После пения «Достойно есть…» и возгласа протодиакона «И всех и вся», Хор поет «И всех и вся». Затем Протодиакон произносит «выкличку», после которой Хор поет «И о всех, и за вся».

7. После причастия мирян, если Архиерей произносит возглас «Спаси, Боже, люди Твоя…», Хор поет «Ис полла…» (малое) и потом «Видехом Свет истинный…»

8. Перед отпустом Хор поет: «Преосвященнейший Владыко, благослови». А после отпуста «Ис полла…» (малое) и затем Многолетие.

9. При разоблачении Архиерея в алтаре, Исполатчики, стоя в алтаре справа от Архиерея, поют трио «Ис полла…» Когда же Архиерей выйдет на амвон благословлять молящихся, Хор поет «Ис полла…» (большое).

Здесь может петься «Святейший Владыко, благослови!», если служит Патриарх или петься просто: «Владыко, благослови!».

В дни, когда по Уставу Церкви положено пение Задостойников, на встрече Архиерея вместо входной «Достойно есть…» также поется Задостойник праздника.

В течение Великого поста вместо «Да возрадуется…» поется «Свыше пророцы тя предвозвестиша отроковице».

На Страстной седмице вместо «Да возрадуется…» поются трипеснцы дня, в Великую Субботу - «Приидите, ублажим…». В Неделю Пасхи - перед ночной службой стихи «Воскресни, Боже…», перед остальными службами - стихиры Пасхи.

©2015-2018 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных

Богослужебная утварь

Принадлежности архиерейской службы

При богослужении, которое совершается епископом, употребляются предметы, составляющие принадлежность только архиерейской службы: особые подсвечники — дикирий и трикирий, рипиды, орлецы, жезл (посох).

Дикирий и трикирий представляют собою два ручных фигурных светильника с ячейками для двух и для трех длинных свечей. Дикирий с горящими свечами знаменует собою свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах. Трикирий означает несозданный свет Пресвятой Троицы. Дикирий имеет в центре между двумя свечами знамение креста. На трикирии в древности не принято было поставлять крест, так как крестный подвиг совершен был только воплотившимся Сыном Божиим.

Свечи, горящие в дикириях и трикириях, называются двухплетенные, трехплетенные, осеняльные, осеняльники. В предусмотренных Уставом случаях дикирий и трикирии носятся пред епископом, благословляющим ими народ. Право благословлять этими светильниками предоставляется иногда архимандритам некоторых монастырей.

На литургии после облачения и входа в алтарь при пении "Приидите, поклонимся", архиерей осеняет народ дикирием, который держит в левой руке, и трикирием — в правой. После малого входа епископ совершает каждение, держа в левой руке дикирий. При пении Трисвятого он осеняет Евангелие на престоле дикирием, имея его в правой руке, а затем, держа в левой руке крест, а в правой — дикирий, благословляет ими народ. Эти действия показывают, что Троическое единство особенно открылось людям через пришествие во плоти Сына Божия, наконец, что все, совершаемое архиереем в церкви, происходит во имя Господне и по воле Его. Осенение людей светом, знаменующим Свет Христа и Святой Троицы, сообщает верующим особую благодать и свидетельствует им о Божественном свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения. В то же время дикирий и трикирий в руках архиерея означают полноту благодати Божией, которая изливается через него. У древних отцов епископ назывался просветитель, или просвещающий, и подражатель Отца Светов и Истинного Света — Иисуса, имеющий благодать апостолов, которые названы были светом мира. Архиерей путеводит к свету, подражая Христу — свету мира.

Дикирии и трикирии были введены в церковное употребление, вероятно, не ранее IV-V вв.

Рипиды (греч. опахало, веер) употреблялись при совершении таинства Евхаристии с самых древних времен. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два диакона должны держать с обеих сторон престола рипиды из тонких кожиц, или из павлиньих перьев, или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Рипиды, следовательно, стали употребляться преимущественно из практических соображений.

Ко времени Софрония, патриарха Иерусалимского (1641 г.), в церковном сознании рипиды уже являлись образами херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.

АРХИЕРЕЙСКОЕ БОГОСЛУЖЕНИЕ

Вероятно, с этого же времени на рипидах стали появляться изображения ангельских существ, чаще других — серафимов. Константинопольский патриарх Фотий (IX в.) говорит о рипидах из перьев во образ шестокрылатых серафимов, которые, по его мнению, призваны "не допускать непросвещенных останавливаться умом на видимом, но отвлекать их внимание, чтобы они обратили очи ума своего на высшее и восходили от видимого к невидимому и к неизреченной красоте". По форме рипиды бывают круглыми, квадратными, звездообразными. В Русской Православной Церкви со времени принятия христианства рипиды делались металлическими, с изображением серафимов.

Окончательный вид, который приобрела рипидах — это лучистый круг из золота, серебра, золоченой бронзы с изображением шестикрылого серафима. Круг укреплен на длинном древке. Такой вид в полной мере раскрывает и символическое значение этого предмета. Рипиды знаменуют собой проникновение ангельских сил в тайну спасения, в таинство Евхаристии, участие небесных чинов в богослужении. Подобно тому, как диаконы отгоняют насекомых от Святых Даров и создают над Дарами веяние как бы неких крыл, так Силы Небесные отгоняют духов тьмы от места совершения величайшего из таинств, окружают и осеняют его своим присутствием. Уместно вспомнить, что и в Ветхозаветной Церкви по повелению Божию в скинии свидения над ковчегом Завета были устроены образы двух херувимов из золота, а в других местах множество образов этих же ангельских чинов.

Поскольку диакон изображает собою ангела, служащего Богу, при посвящении в диакона новопоставленному дается в руки рипида, которой он по обретении чина начинает неспешно осенять крестообразными движениями Святые Дары по возгласе: "Поюще, вопиюще…"

Рипидами осеняют дискос и потир на великом входе за литургией, их выносят в уставных местах архиерейской службы, в Крестных ходах, с участием епископа, и в других важных случаях. Рипидами осеняется гроб почившего архиерея. Лучистый золоченый круг рипиды с образом серафима являет собою свет высших невещественных сил, служащих в непосредственной близости к Богу. Так как архиерей за богослужением изображает собою Господа Иисуса Христа, рипиды стали принадлежностью только архиерейского служения. В виде исключения право служить с рипидами даровалось архимандритам некоторых крупных монастырей.

При архиерейском богослужении употребляются также орлецы — круглые коврики с изображением града и парящего над ним орла.

Орлецы постилаются под ноги архиерею в местах, где он останавливается, совершая действия во время богослужения. Впервые их стали употреблять с XIII столетия в Византии; тогда они представляли собою нечто вроде почетной награды императора Константинопольским патриархам. Двуглавый орел — государственный герб Византии часто изображался на царских креслах, коврах, даже на обуви царей и самых знатных сановников. Затем его стали изображать на обуви Константинопольских, Антиохийских и Александрийских патриархов. С обуви это изображение перешло на ковры святителей. В некоторых храмах перед алтарем на полу с древних времен делался мозаичный круг с изображением орла. После захвата турками Константинополя (1453) Русь исторически стала преемницей государственных и церковных традиций Византии, так что государственный герб византийских императоров стал гербом Русского государства, а орлы — почетным символом русских архиереев. В русском чине поставления епископа 1456 года упоминается орлец, на котором должен стоять митрополит у своего престола на облачальном месте. В этом же чине повелевается на помосте, специально сооружаемом для епископской хиротонии, рисовать "орла единоглавна".

Орел на русских орлецах был одноглавым в отличие от двуглавых на орлецах византийских святителей, так что орлец на Руси был не царской наградой, а самостоятельным символом Церкви.

В XVI-XVII вв. орлецы на Руси обязательно постилались под ноги епископов при входе их в храм и при выходе из него стоя на нем, епископы полагали обычное начало богослужению делали последний поклон. На Московском Соборе 1675 года было определено, что в присутствии патриарха орлецами могут пользоваться только митрополиты Новгородский и Казанский. Затем орлецы широко вошли в обиход архиерейского богослужения и стали полагаться под ноги епископам, где им надлежало останавливаться для молитвы, благословения народа и других действий Духовный смысл орлеца с изображением города и парящего над ним орла указывает прежде всего на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле, то есть орел как бы постоянно носит на себе епископа. Орел — символ высшей горней твари ангельских чинов.

Принадлежностью служащего епископа является жезл — высокий посох с символическими изображениями. Его прообраз — обычный пастушеский посох в виде длинной палки с закруглением на верхнем конце, широко распространенный с древних времен среди восточных народов. Длинный посох не только помогает погонять овец, но и очень облегчает подъем в гору. С таким посохом ходил, пася стада тестя своего Иофора, Моисей в стране Мадиамской. И Моисееву посоху суждено было впервые стать орудием спасения и знаком пастырской власти над словесными овцами Божиими — древним народом Израиля. Явившись Моисею в горящем и несгорающем кусте при горе Хориве, Неопалимой купине, Господь благоволил сообщить посоху Моисея чудодейственную силу (Исх. 4:2-5). Такая же сила дана была затем посоху Аарона (7:8:10). Жезлом своим Моисей разделил Чермное море, чтобы Израиль смог пройти по дну его (Исх. 14:16). Этим же посохом Господь повелел Моисею источить воду из камня для утоления жажды Израиля в пустыне (Исх. 17:5-6). Преобразовательное значение посоха (жезла) раскрывается и в других местах Священного Писания. Устами пророка Михея Господь говорит о Христе: "Паси народ Твой жезлом Твоим овец наследия Твоего" (Мих. 7:14). Пастырство неизменно включает в себя и понятие о справедливом суде и духовном наказании. Поэтому апостол Павел говорит: "Чего вы хотите? с жезлом прийти к вам или с любовью и духом кротости?" (1 Кор. 4:21). Евангелие указывает на посох, как на принадлежность странничества, в которой не нуждаются, по слову Спасителя, апостолы, так как у них есть поддержка и опора — благодатная сила Господа Иисуса Христа (Мф. 10:10).

Странничество, проповедничество, пастырство, как символ мудрого руководства, олицетворяется и жезле (посохе). Так что посох — это духовная власть, данная Христом Своим ученикам, призванным проповедать слово Божие, учить людей, вязать и решить грехи человеческие. В значении символа власти жезл упоминается в Апокалипсисе (2, 27). Это значение, включающее в себя многообразие частных значений, вменяется Церковью архиерейскому жезлу-знаку архипастырской власти епископа над церковным народом, подобную власти, кою имеет пастух над стадом овец. Характерно, что древнейшие символические изображения Христа в виде Пастыря доброго представляли Его обычно с посохом. Можно предполагать, что жезлы были в практическом употреблении еще у апостолов и от них перешли с определенным духовно-символическим значением к епископам — их преемникам. Как обязательная каноническая принадлежность архиереев посох упоминается в Западной Церкви с V, в Восточной Церкви — с VI века. Вначале форма епископского жезла была подобна пастушескому посоху с верхней частью, загнутой вниз. Затем появились посохи с двурогой верхней перекладиной, концы которой загнуты слегка вниз, что походило на форму якоря. По толкованию блаженного Симеона, архиепископа Солунского, "жезл, который держит архиерей, означает власть Духа, утверждение и пасение людей, силу путеводить, непокоряющихся наказывать и находящихся далече собирать к себе. Посему у жезла и находятся рукоятки (рожки сверх жезла), как якори. И над теми рукоятиями Крест Христов означает победу". Деревянные, обложенные серебром и золотом, или металлические, обычно серебряно-вызолоченные, или бронзовые архиерейские жезлы с двурогой рукоятью в виде якоря с крестом вверху — это самая древняя форма епископских посохов, широко употреблявшихся и в Русской Церкви. В XVI в. на православном Востоке, а в XVII в. и в Русской Церкви появились посохи с рукоятью в виде двух змей, изгибающихся кверху так, что одна обращена главой к другой, причем крест помещается между их главами. Это было призвано выразить мысль о сугубой мудрости архипастырского руководства в соответствии с известными словами Спасителя: "Будьте мудры, как змии, и просты, как голуби" (Мф. 10:16). Жезлы давались также игуменам и архимандритам в знак их власти над монашеской братией.

В Византии епископы награждались жезлами из рук императора. И в России в XVI-XVII вв. патриархи получали свои жезлы от царей, а епископы — от патриархов. С 1725 года Святейший Синод вменил в обязанность старшему по хиротонии архиерею вручать жезл новопоставленному епископу. Архиерейские жезлы, особенно митрополичьи и патриарший, принято было украшать драгоценными камнями, рисунками, инкрустациями. Особенностью русских архиерейских жезлов является сулок — два платка, вложенных один в другой и привязанных к жезлу у верхней перекладины-рукояти. Сулок возник в связи с русскими морозами, во время которых приходилось совершать крестные ходы. Нижний платок при этом должен был предохранять руку от прикосновения к холодному металлу жезла, а верхний — от внешнего холода. Есть мнение, что благоговение пред святыней этого символического предмета побуждало русских иерархов не касаться его обнаженной рукой, так что сулок может считаться также знамением Божией благодати, покрывающей человеческие немощи епископа в великом деле управления Церковью и в пользовании Богодарованной властью над ней.

предыдущая глава К оглавлению следующая глава

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад…” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина…” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина…” и “Ис полла…” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся…”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад…” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион…”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется…”. Хор начинает петь: “Да возрадуется…”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий…” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны…”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос…” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе…” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый…”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе…” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе…” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех…” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости…”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза.

Особенности совершения Божественной Литургии архиереем.

На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла…” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи…”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи…”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина … приносящаго … и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже…”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет…”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина… (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Каждый православный человек встречается с лицами духовенства, которые выступают публично или ведут службу в церкви. При первом взгляде на можно понять, что каждый из них носит какой-то особый чин, ведь не зря же они имеют различия в одежде: разного цвета мантии, головные уборы, у кого-то есть украшения из драгоценных камней, а другие более аскетичны. Но не каждому дано разбираться в чинах. Чтобы узнать основные саны священнослужителей и монахов, рассмотрим чины православной церкви по возрастанию.

Следует сразу сказать, что все чины делятся на две категории:

  1. Белое духовенство. К ним относятся служители, которые могут иметь семью, жену и детей.
  2. Чёрное духовенство. Это те, кто принял монашество и отказался от мирской жизни.

Белое духовенство

Описание людей, которые служат Церкви и Господу, идет еще из Ветхого Завета. В писании говорится, что до Рождества Христова пророком Моисеем были назначены люди, которые должны были общаться с Богом. Именно с этими людьми связана сегодняшняя иерархия чинов.

Алтарник (послушник)

Этот человек является мирским помощником священнослужителя. В его обязанности входит:

При необходимости послушник может звонить в колокола и читать молитвы, но ему строго возбраняется касаться престола и ходить между алтарем и Царскими вратами. Одежду алтарник носит самую обычную, наверх накидывает стихарь.

Этот человек не возводится в ранг священнослужителей. Он должен читать молитвы и слова из писания, растолковывать их простым людям и объяснять детям основные правила жизни христианина. За особое усердие священнослужитель может посвятить псаломщика в иподиакона. Из церковной одежды ему разрешено носить подрясник и скуфью (бархатную шапочку).

Этот человек также не имеет священного сана. Но может надевать стихарь и орарь. Если архиерей благословит его, то иподиакону можно касаться престола и заходить через Царские врата в алтарь. Чаще всего иподиакон помогает батюшке совершать службу. Он обмывает ему руки во время богослужений, подает необходимые предметы (трикирий, рипиды).

Церковные саны православной церкви

Все перечисленные выше служители церкви не являются церковнослужителями. Это простые мирные люди, которые желают приблизиться к церкви и Господу Богу. На свои должности они принимаются только по благословению батюшки. Рассматривать церковные саны православной церквиначнем с самого низшего.

Положение диакона остается неизменным с древних времен. Он так же, как и раньше, должен помогать в богослужении, но ему запрещено самостоятельно совершать церковную службу и представлять Церковь в обществе. Его главная обязанность - чтение Евангелия. В настоящее время необходимость в услугах диакона отпадает, поэтому их число в церквях неуклонно снижается.

Это самый главный дьякон при соборе или церкви. Раньше этот сан получал протодиакон, который отличался особым рвением к службе. Чтобы определить, что перед вами протодиакон, стоит посмотреть на его облачение. Если на нем надет орарь со словами «Свят! Свят! Свят», значит перед вами именно он. Но в настоящее время этот сан дается только после того, как диакон отслужил в церкви не менее 15–20 лет.

Именно эти люди имеют красивый певческий голос, знают многие псалмы, молитвы, поют на разных церковных богослужениях.

Это слово пришло к нам из греческого языка и в переводе означает «жрец». В православной церкви это наименьший сан священника. Епископ наделяет его следующими полномочиями:

  • совершать богослужения и другие таинства;
  • нести учение людям;
  • проводить причащение.

Иерею запрещено освящать антиминсы и проводить таинство рукоположения священства. Вместо клобука его голова покрыта камилавкой.

Этот сан дается в награду за какие-то заслуги. Протоиерей является самым главным среди иереев и по совместительству настоятелем храма. Во время свершения таинств протоиереи надевают ризу и епитрахиль. В одном богослужебном заведении могут служить сразу несколько протоиереев.

Этот сан дается только патриархом Московским и всея Руси в награду за самые добрые и полезные дела, которые совершил человек в пользу Русской православной церкви. Это высший сан в белом духовенстве. Заслужить чин выше уже не получится, так как далее идут чины, которым запрещено создавать семью.

Тем не менее многие, чтобы получить повышение, бросают мирскую жизнь, семью, детей и навсегда уходят в монашескую жизнь. В таких семьях супруга чаще всего поддерживает мужа и так же отправляется в монастырь, чтобы принять монашеский обет.

Черное духовенство

К нему относятся только те, кто принял монашеский постриг. Эта иерархия чинов более подробная, чем у тех, кто предпочел семейную жизнь монашеской.

Это монах, который является диаконом. Он помогает священнослужителям проводить таинства и совершать службы. Например, выносит необходимые для ритуалов сосуды или произносит молитвенные просьбы. Самый старший иеродиакон называется "архидиакон".

Это человек, который является священником. Ему дозволяется проводить различные священные таинства. Этот сан могут получить священники из белого духовенства, которые решили перейти в монахи, и те, кто прошел хиротонию (наделение человека правом совершать таинства).

Это настоятель или настоятельница русского православного монастыря или храма. Раньше, чаще всего, этот сан давался в качестве награды за заслуги перед Русской православной церковью. Но с 2011 года патриархом было принято решение наделять этим чином любого настоятеля монастыря. При посвящении игумену вручается посох, с которым он должен обходить свои владения.

Это один из самых высоких санов в православии. При его получении священнослужитель также награждается митрой. Архимандрит носит черное монашеское одеяние, которое отличает его от других монахов тем, что на нем есть красные скрижали. Если к тому же архимандрит является настоятелем какого-либо храма или монастыря, у него есть право ношения жезла – посоха. К нему положено обращаться «Ваше высокопреподобие».

Этот сан принадлежит к разряду архиереев. При рукоположении они получили самую Высшую благодать Господа и поэтому могут совершать любые священнодействия, даже рукополагать диаконов. По церковным законам они имеют равные права, самым старшим считается архиепископ. По древней традиции только епископ может благословить службу с помощью антимиса. Это четырехугольный платок, в который зашита часть мощей какого-либо святого.

Также это духовное лицо контролирует и опекает все монастыри и храмы, которые расположены на территории его епархии. Общепринятое обращение к епископу «Владыка» или «Ваше преосвященство».

Это духовный сан высокого ранга или высший титул епископа, самый древний на земле. Подчиняется он только патриарху. Отличается от других санов следующими деталями в одежде:

  • имеет голубую мантию (у епископов красные);
  • клобук белого цвета с крестом, отделанным драгоценными камнями (у остальных клобук черного цвета).

Этот сан дается за очень высокие заслуги и является знаком отличия.

Самый высокий сан в православной церкви, главный священник страны. Само слово объединяет в себе два корня «отец» и «власть». Его избирают на Архиерейском Соборе. Этот сан является пожизненным, только в самых редких случаях возможно его низложение и отлучение от . Когда место патриарха пустует, временным исполняющим назначается местоблюститель, который выполняет всё, что должен делать патриарх.

Эта должность несет в себе ответственность не только за себя, но и за весь православный народ страны.

Чины в православной церкви по возрастанию имеют свою четкую иерархию. Несмотря на то, что многих священнослужителей мы именуем «батюшка», каждый православный христианин должен знать основные отличия санов и должностей.

Устав всенощного бдения для хора:

На встрече по возгласе протодиакона: “Премудрость”, хор поет:

1. “От восток солнца до запад...” (Пс. 112:3-2);

2. Сразу за этим хор поет тропарь праздника (или храма, если праздника большого нет). Скорость пения такова, чтобы Архиерей успел дать всем священникам Крест для целования, приложиться к праздничному образу и взойти на амвон. Если в храме имеется какая-либо чтимая святыня и предполагается, что архиерей будет к ней прикладываться, в этот момент поется тропарь данному святому, чьи святые мощи (или чтимый образ и т.д.) находится в храме.

Можно тропарь повторить два раза.

3. Когда Архиерей взойдет на амвон, развернется и начнет благословлять народ, то хор поет: “Тон Дэспотин”.

4. По возгласе протодиакона: “Восстаните”, хор поет: “Преосвященнейший (или Высокопреосвященнейший) Владыко, благослови”.

Такой же ответ хор поет в конце утрени и 1-го часа.

После отпуста утрени поется: “Ис полла” (краткое), далее поется многолетие: “Великого Господина...” и еще раз: “Ис полла” (краткое).

Если окончание утрени совершал не Архиерей, а священник, то хор поет: “Великого Господина...” и “Ис полла...” (краткое).

По отпусте 1 часа и возможном слове Архиерея и других лиц хор поет:

– тропарь или величание праздника (не спеша);

– “Утверждение на тя надеющихся...”;

– “Ис полла” большое (как после трио на Литургии).

Устав Божественной литургии для хора:

Протодиакон: “Премудрость”. Хор: “От восток солнца до запад...” (Пс 112:3-2) (от Пасхи до Отдания – “Христос Воскресе”) и далее сразу без перерыва начинает пение: “Достойно есть” (или в двунадесятые праздники, их попраздненства и в Преполовение – задостойник). Петь “Достойно” надо медленно, так, чтобы Архиерей успел полностью совершить входные молитвы.

Ориентир для регента: в конце входных молитв Архиерей прикладывается к иконам Спасителя и Богоматери, читает перед Царскими вратами молитву и одевает клобук. К этому моменту пение “Достойно” надо закончить.

Архиерей поворачивается, испрашивает у всех прощения и благословляет народ на три стороны. Хор поет: “Тон дэспотин кэ архиэрэа имон Кирие филаттэ. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота. Ис полла эти дэспота” (Господина нашего и Архиерея, Господи, сохрани на многая лета). После этого песнопения сразу поется ирмос 5-й песни канона недели Ваий: “На гору Сион...”. По Уставу его надо петь только на Патриаршем богослужении, но по современной практике его поют и на любом архиерейском богослужении.

Архиерей снимает с себя клобук, мантию, панагию, четки и рясу. Первая пара диаконов берет благословение на кадило, и протодиакон возглашает: “Да возрадуется...”. Хор начинает петь: “Да возрадуется...”, глас 7. Пение должно закончиться к моменту, когда Архиерей начнет одевать на себя митру.

Ориентир для регента. Порядок облачения Архиерея таков: подсаккосник, епитрахиль, пояс, палица, поручи, саккос, омофор, крест, панагия, (еще подается гребень для волос), митра.

Протодиакон: “Тако да просветится… И во веки веков. Аминь”. Трио поет: “Тон Дэспотин”. Весь хор поет: “Ис полла эти дэспота” три раза. Далее до малого входа Литургия идет обычным чином.

Малый вход: по возгласе протодиакона: “Премудрость, прости” духовенство поет “Приидите, поклонимся”. По практике служения митрополита Ювеналия, духовенство допевает это песнопение до конца. Хор сразу после духовенства поет: “Спаси ны Сыне Божий...” тем же напевом (греческим). После хора духовенство повторяет: “Спаси ны...”. После духовенства трио из состава певчих хора или иподиаконов (кому петь, нужно договориться до начала службы) начинает петь: “Ис полла эти дэспота”. Закончить пение надо в тот момент, когда Архиерей начнет кадить клиросы и народ. Весь хор отвечает Архиерею на каждение пением так называемого большого “Ис полла”. Если на Литургии поет два хора, то отвечает сначала правый хор, а потом левый. После хора большое “Ис полла” поет духовенство. Далее хор поет тропари и кондаки по Уставу (регент до службы должен согласовать с настоятелем и с архиерейским протодиаконом количество и порядок пения тропарей и кондаков). Последний кондак на “И ныне”, по традиции, поет духовенство в алтаре.

Порядок пения Трисвятого: мелодия Трисвятой песни может быть или “Болгарского напева”, или “Агиос...” напева Гефсиманского скита Троице-Сергиевой Лавры по изложению архимандрита Матфея (Мормыля), или “Архиерейская”. Любая другая музыка должна быть согласована с регентом, управляющим пением духовенства в алтаре.

1-раз поет хор, 2-раз поет духовенство, 3-раз поет хор. В некоторых пособиях для регентов можно встретить указание, что 3-раз Трисвятое надо петь на одной ноте. Это нецелесообразно по той причине, что Архиерею надо за время третьего пения успеть принять у священника крест, поклониться духовенству, повернуться и выйти из алтаря на амвон. Поэтому лучше петь тем же напевом, что и в первые два раза.

Архиерей: “Призри с небесе...” и осеняет всех на четыре стороны с чтением Трисвятого. 4-й раз Трисвятое поет трио. Петь надо так, чтобы на каждое из трех осенений было пропето по одному “Святый...”, а на осенение Алтаря пришлись слова: “помилуй нас”. Музыка пения трио может быть отличной от основной мелодии. 5-й раз поет хор, как и в третий раз, обычным напевом. 6-й раз поет духовенство. “Слава, И ныне” и “Святый Бессмертный” поет хор. 7-й раз поет хор.

После прочтения Евангелия “Слава Тебе...” петь надо несколько медленнее, чтобы протодиакон успел с кафедры принести Евангелие к Архиерею, стоящему на амвоне. После “Слава Тебе...” в ответ на благословение Архиереем народа хор поет краткое “Ис полла”.

На Сугубой ектении после поминовения диаконом служащего Архиерея духовенство в алтаре троекратно поет: “Господи, помилуй”. Сразу после них “Господи, помилуй” трижды поет хор (если возможно, то тем же киевским распевом).

Великий вход. Существует мнение, что великий вход на архиерейском богослужении занимает значительно больше времени, чем на иерейском. Это верно лишь отчасти. Некоторые Архиереи долго совершают поминовение на проскомидии, некоторые нет. Регенту лучше еще до начала службы выяснить этот вопрос у членов архиерейской свиты.

Особенностей для хора на великом входе две. Первая состоит в том, что “Аминь” после Херувимской песни поется дважды: в первый раз после поминовения Архиереем Патриарха и сослужащих епископов (петь надо на одной ноте), и во второй раз после “вас и всех...” – по нотам. После окончания пения: “Яко да Царя” сразу в ответ на осенение Архиереем народа хор отвечает кратким “Ис полла”.

Если предполагается иерейская хиротония, то вышеуказанное краткое “Ис полла” отменяется и переносится на конец хиротонии (после возложения на ставленника священных одежд с пением: “Аксиос”).

Пение во время чинов иерейской и диаконской хиротоний:

Для хора чины этих хиротоний по структуре одинаковы. Разница заключается лишь во времени совершения Таинства. Иерейская хиротония совершается после великого входа, а диаконская после Евхаристического канона, после возгласа: “И да будут милости...”.

После возгласа: “Повели, Высокопреосвященнейший Владыко” духовенство поет тропари: “Святии мученицы”, “Слава Тебе, Христе Боже”, “Исаие ликуй”. Каждый тропарь, после пения его духовенством, пропевает хор (в той же тональности). После пения духовенством троекратного “Господи, помилуй”, хор поет: “Кирие элейсон” три раза. На каждый возглас Архиерея: “Аксиос”, это же слово троекратно поет духовенство, а затем, в той же тональности – хор. После окончания Таинства Хиротонии Архиерей осеняет народ трикирием и дикирием. Хор поет: “Ис полла...” (краткое).

После пения на Евхаристическом каноне: “Достойно есть”, протодиакон возглашает: “И всех, и вся”. Хор поет: “И всех, и вся”

Архиерей: “В первых помяни, Господи...”. 1-й священник (сразу, без перерыва на пение): “В первых помяни, Господи...”. Протодиакон (также сразу) читает длинное прошение: “Господина... приносящаго... и о всех, и за вся”. Хор поет: “И о всех, и за вся”.

Если предполагается диаконская хиротония, то после последнего “Аксиос” хор отвечает на благословение Архиерея коротким: “Ис полла”.

Время причастия священнослужителей заполняется или проповедью священника, или пением хора, можно с народом.

После причастия мирян Архиерей: “Спаси Боже...”. Хор: “Ис полла”(короткое) и далее: “Видехом свет...”.

После отпуста, совершенного Архиереем, хор поет короткое “Ис полла”, потом: “Великого Господина... (с поминовением Патриарха, правящего и служащего Архиереев)” и далее: “Ис полла” (короткое).

Если после Литургии предполагается крестный ход, то хору лучше во время причастия мирян перейти на середину храма, чтобы не получилось ситуации, что духовенство вышло на крестный ход, а хор, оттесненный народом, остался в храме. Если народу в храме мало, то это указание можно не выполнять.

Если в обычном приходском храме ждут приезда архиерея, для рядового прихожанина это значит, прежде всего, что служба будет длиннее, народу приедет больше, а хор будет петь громче, чем обычно. У многих знания об архиерейском богослужении этим и ограничиваются. Между тем служба эта полна красоты и символического смысла. Поэтому, когда в храм святого благоверного царевича Димитрия приехал митрополит Волоколамский Иларион, мы решили воспользоваться случаем и зафиксировать некоторые моменты архиерейской литургии с тем, чтобы их «расшифровать».

Апостолы приняли все духовные полномочия в Церкви от Самого Господа Иисуса Христа. В свою очередь они передали эти полномочия избранным преемникам, получившим название епископов, что в переводе с греческого означает «надзирающие». Епископы должны были заботиться об удовлетворении духовных потребностей христиан в учении, нравственном руководстве и священнодействии. В отличие от апостолов, которые проповедовали, путешествуя, епископы постоянно присутствовали в своем городе или провинции. В прощальной речи к предстоятелям Ефесской Церкви апостол Павел так говорит о епископском служении: «Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти Церковь Господа и Бога» (Деяния 20:28)

По мере расширения Церкви стали образовываться приходы, и потребовалось большее количество епископов. Все дела вверенных им областей епископы решали с помощью совета пресвитеров, то есть священников. Таким образом, высшая власть в Церкви поручена епископам самими апостолами. Другие же чины иерархии - дьяконы, священники - поставлены уже епископами для помощи в церковном управлении и служении.

1. Облачение. После того, как архиерея встретили в притворе, его с особой торжественностью облачают в центре храма. На каждый предмет облачения возглашают стихи.

Важнейший элемент архиерейского облачения - саккос (от греч. saccos - шерстяная материя), верхняя богослужебная одежда, заменяющая собою иерейскую фелонь и имеющая одинаковое с ней духовное значение. По покрою саккос представляет собой туникообразное одеяние, обычно не сшитое по бокам, с короткими широкими рукавами и вырезом для головы. В Русской Православной Церкви саккос известен с начала XV в., когда киевский митрополит Фотий привез его с собою из Греции. В XVIII в. он сделался общей одеждой всех епископов Саккос - символ смирения, при богослужении означает одеяние Спасителя, он напоминает о той червленой ризе, в которую облечен был Христос (Иоан. XIX , 2, 5). Архиерей, облачаясь в саккос, должен вспоминать унижение и смирение Иисуса Христа.

Архиерея облачают его помощники - иподьяконы. Раньше круг обязаностей иподьяконов был шире: они не только приготовляли и держали в порядке священные сосуды, облачали архиереев и помогали на службе, но и стояли во время богослужения у церковных врат и наблюдали, чтобы не вошел кто-либо из недостойных. А при возгласе «Оглашенные, изыдите!» в обязанности иподьякона входило вывести из храма всех оглашенных (т. е. готовящихся принять таинство крещения).

2. Орлецы. Непременный атрибут архиерейской службы - орлецы на полу храма. Они появились в Византии в Х III столетии. Эта почетная награда Константинопольскому Патриарху от императора имела определенный духовный смысл: изображение города и парящего над ним орла указывает на высшее небесное происхождение и достоинство епископского сана. Становясь повсюду на орлец, архиерей как бы все время покоится на орле. Орел - символ высшей горней твари, ангельских чинов.

3. Дикирий и трикирий. В конце облачения епископ берет дикирий (подсвечник с двумя свечами) и трикирий (подсвечник с тремя свечами) и благословляет (осеняет) духовенство и народ на четыре стороны свечами. Две свечи дикирия символизируют Свет Господа Иисуса Христа, познаваемого в двух естествах - божественном и человеческом. Три свечи трикирия означают несозданный Свет Пресвятой Троицы. Благословение народа дикирием и трикирием совершается на литургии неоднократно. Оно сообщает верующим особую благодать и свидетельствует о Божественном Свете, приходящем к людям для их просвещения, очищения и освящения.

4. Омовение рук. Во время мирной ектиньи архиерей умывает руки. Этот чин известен еще с V века. Но тогда умывали руки все вместе: и пресвитеры, и епископы. Делалось это после того, как дьяконы приносили из отдельного здания приготовленные для евхаристии хлеб и вино (в современной литургии это перенесение отображено в Великом входе). Омовение рук перед тем, как начнется преложение хлеба и вина в Тело и Кровь Господни, носило очистительный и гигиенический характер. Сегодня обычай торжественно, публично умывать руки сохранился только в архиерейском богослужении. Чин этот перенесся на начало службы и на время пения Херувимской.

5. Кафедра. Во время пения антифонов и совершения проскомидии в алтаре епископ сидит на кафедре. Это специально организованное место в центре храма, которое называется «архиерейский амвон». На нем устанавливается кресло для архиерея.

Раньше в России сооружение возвышений в центре храма (до метра высотой) было обычным явлением, не связанным исключительно с архиерейским богослужением. С него читалось Священное Писание, пелись важнейшие песнопения, произносились ектении. Сейчас кафедру устанавливают только при архиерейском богослужении. Стационарный архиерейский амвон есть только в тех храмах, где архиерей служит постоянно. На нем он стоит, когда находится не в алтаре, а в храме, с него читается Евангелие.

6. Рипиды. Когда с архиерейского амвона диакон читает Евангелие, иподьяконы держат над Евангелием рипиды (греч. - «опахало»). Сначала рипиды употреблялись в алтаре при совершении таинства Евхаристии. В литургических указаниях Постановлений апостольских говорится, что два дьякона должны держать с обеих сторон Престола рипиды из тонкой кожи, павлиньих перьев или из тонкого полотна и тихо отгонять летающих насекомых. Есть предположение, что в ветхозаветное время такие веера использовались, чтобы отгонять мух от жертвенника, на котором закалывалось жертвенное животное. К VII веку рипиды уже символизировали херувимов и серафимов, незримо участвующих в таинствах Церкви.

7. Символ веры. По возгласе: «Двери, двери…» архиерей становится перед престолом, преклонив главу, а все священники берут воздух и веют им над священными сосудами. Архиерей или указанный им священнослужитель читает Символ Веры. Всю литургию, за исключением малого и великого входов и времени причащения, у Царских врат стоит посошник с архиерейским жезлом. Жезл - древний символ священнической власти. История его появления восходит к ветхозаветной истории о процветшем жезле Ааронове (Числ. 17: 1-13). Особенность русских архиерейских жезлов - сулок (два платка, вложенные один в другой и привязанные к посоху у верха). Сулок появился в России из-за суровых морозов. Нижний платок предохраняет руку от холодного жезла, верхний - от морозного воздуха.

8. Омофор. Это неотъемлемый атрибут архиерейского богослужения. Омофор в переводе с греческого означает «наплечник». Он бывает двух видов. Великий омофор - длинная широкая лента с изображениями крестов. Огибая шею,она одним концом спускается на грудь, а другим - на спину.

Малый омофор - широкая лента, которая спускается на грудь обоими концами, спереди она сшита или закреплена пуговицами.

Архиерейский омофор символически обозначает благодатные дарования архиерея как священнослужителя, поэтому без него архиерей служить не может. Кроме того, омофор напоминает о том, что архипастырь, подобно евангельскому Доброму Пастырю, несущему на плечах потерянную овцу, должен заботиться о каждом заблудшем человеке.

9. Полнота служения. Святое миро, которым помазывают при совершении таинства миропомазания в Крещении, освятить может только архиерей, глава поместной Церкви. Антиминс, необходимая принадлежность для совершения Евхаристии, освящается по особому чину только архиереем. Священство, одно из семи таинств Церкви, имеют право совершать только архиереи во время Литургии. Это право они приняли из рук самих апостолов. Таким образом, архиерей, имея возможность совершать все Таинства, представляет собой полноту Церкви. Как сказал святой Симеон Солунский: «Без него не будет ни престола, ни рукоположения, ни св. мира, ни Крещения, ни, следовательно, христиан» (О священном помазании. Гл. 45).

Ирина СЕЧИНА, Ирина РЕДЬКО

Фото Екатерины СТЕПАНОВОЙ

Встреча

Встреча архиерея на всенощном бдении отличается от встречи архиерея на Божественной литургии тем, что на ней нет входных молитв и облачения.

В алтаре перед престолом кладется 2 орлеца головой орла на восток: по центру ковра и вплотную к передней стороне престола. В южной части алтаря (обыкновенно, справа от предстоятельского места у внутренней стороны иконостаса) поставляется седалище (кресло со спинкой) рядом с которым тоже кладется орлец.

Кадильщик готовит 2 кадила.

Посошник раскладывает орлецы:

1. перед Ц.В. головой орла на восток;

2. на краю амвона головой орла на запад;

3. на кафедре головой орла на восток;

4. перед иконой праздника и, если есть, перед чтимой святыней храма;

5. в храме перед западными дверями (головой орла на восток).

После того, как духовенство выйдет на встречу архиерея, с внутренней стороны Ц.В. встают два рипидчика, чтобы открыть Ц.В., когда архиерей будет заходить в алтарь.

Иподиаконы выходят на встречу архиерея аналогично, как и на Божественной Литургии.

Когда подъезжает автомобиль с архиереем, первый иподиакон открывает дверь машины. Затем первая пара иподиаконов крестится на храм, кланяется на храм и архиерею и подходит к архиерею под благословение. При необходимости первая пара принимает у архиерея цветы и другие подарки.

Первая пара входит в храм перед архиереем и встает по сторонам от ковровой дорожки лицом к алтарю перед посошником и иподиаконом с мантией.

Архиерей входит в храм и встает на орлец. Протодиакон возглашает: "Премудрость!", хор начинает петь "От восток солнца…"

Посошник принимает у архиерея посох. Если архиерей одет в зимнюю рясу, то первая пара иподиаконов принимает ее и отдает иподиакону с мантией. Второй иподиакон поднимает наметку на архиерейском клобуке, иподиакон с мантией расправляет мантию и подает ее первой паре иподиаконов. Первый и второй иподиакон одевают на архиерея мантию, причем первый иподиакон застегивает 2 пуговицы на мантии под бородой у архиерея, а второй иподиакон в это время аккуратно пропускает наметку клобука между нижними скрижалями мантии. Затем первая пара переносит нижнюю часть мантии со скрижалями (осторожно, чтобы не задеть клобук) и становится по сторонам от архиерея. Второй иподиакон сзади расправляет конец мантии.

Архиерей дает целовать крест священникам, кладет его на поднос, крестится и благословляет духовенство. Вместе с архиереем крестится первая пара иподиаконов и кланяется архиерею. Посошник подает архиерею жезл и берет сзади мантию двумя руками. Первая пара иподиаконов идет перед архиереем, обходит с двух сторон кафедру и становится в один ряд с диаконами с кадилами и дикирием и трикирием, по сторонам. Иподиакон, который выходил с мантией, убирает орлец, который лежал у западных дверей, и уходит в алтарь, неся в руках орлец, посох и зимнюю рясу.

Архиерей поднимается на кафедру и благословляет духовенство. Первая пара иподиаконов кланяется архиерею вместе с диаконами, забирает у диаконов кадила и уходит в алтарь.

Затем архиерей поднимается на амвон, поворачивается на запад и благословляет народ на 3 стороны.

Когда архиерей начнет разворачиваться для благословения народа, два рипидчика отверзают Царские врата. Посошник принимает у архиерея жезл, свещеносец поднимается на солею. Посошник и свещеносец становятся на свои места. Посошник убирает орлецы с амвона.

Вечерня

Кадильщик с зажженной диаконской свечей встает рядом с горним местом Протодиакон возвращается со встречи, отдает кадило священнику и принимает у иподиакона диаконскую свечу. Есть традиция, когда священника на каждении сопровождают два диакона с диаконскими свечами, тогда кадильщик готовит и вторую диаконскую свечу.

Архиерей заходит в алтарь, прикладывается к престолу и отходит на свое место. Первая пара иподиаконов снимает с архиерея мантию. Рипидчик убирает орлецы перед престолом.

Протодиакон выходит на амвон и возглашает: "Восстаните!" В это время все духовенство собирается на горнем месте. Протодиакон возвращается в алтарь. На возгласе "Слава святей…" все духовенство по знаку протодиакона крестится, кланяется архиерею и поет: "Приидите поклонимся…" По окончании пения все снова крестятся, кланяются архиерею и расходятся по своим местам.

Книгодержец подходит к архиерею с Чиновником, архиерей читает светильничные молитвы. Когда священник с диаконом совершат каждение храма и вернутся в алтарь, первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Кадильщик забирает кадило и свечи у священника и диаконов.

После возгласа мирной ектении служащий священник, протодиакон, все остальное духовенство и иподиаконы подходят под благословение к архиерею.

После малой ектении по "Блажен муж" кадильщик подает диаконам 2 кадила на горнем месте. После каждения диаконами алтаря и храма кадильщик забирает у них кадила на горнем месте.

Когда канонарх возгласит "и ныне…" , книгодержец подает архиерею Чиновник. Архиерей читает молитву входа: "Вечер, и заутра, и полудне хвалим…" , кадильщик подает на горнем месте кадило протодиакону. Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам. Когда все духовенство выйдет северными дверями на вход, второй иподиакон кладет орлец на центр ковра перед престолом головой орла на запад. Архиерей благословляет вход. Второй иподиакон убирает орлец.

Когда протодиакон покадит престол, кадильщик забирает у него кадило на северной стороне алтаря.

После возгласа священника "Мир всем!" посошник и свещеносец поднимаются на свои места.

Есть традиция на архиерейском богослужении петь "Сподоби Господи…" духовенством в алтаре. В конце сугубой ектении все духовенство собирается на горнем месте, по знаку протодиакона крестится и кланяется архиерею. В конце пения все духовенство снова крестится и кланяется архиерею.

Лития

Во время пения "Сподоби Господи" посошник раскладывает орлецы на амвоне. Один орлец перед царскими вратами головой орла на восток, другой орлец на край амвона головой орла на запад, и орлец у западных дверей храма головой орла на восток. Два орлеца рипидчики кладут в алтаре перед престолом, один вплотную к передней стороне престола, другой по центру лежащего перед престолом ковра.

Кадильщик готовит 2 кадила. На пустой поднос, покрытый воздухом, кладутся архиерейские епитрахиль, поручи и малый омофор.

По окончании пения "Сподоби Господи" первая пара иподиаконов облачает архиерея. Порядок облачения следующий:

1. епитрахиль;

2. поручи;

3. мантия;

4. омофор;

5. клобук.

Мантию и клобук первой паре иподиаконов подают рипидчики.

После возгласа "Буди держава…" кадильщик подает диаконам на горнем месте два кадила. Архиерей подходит к престолу. Один из рипидчиков берет конец мантии двумя руками, несет его за архиереем и становится позади архиерея. На возгласе "Буди держава…" первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий, крестится на горнем месте, кланяется архиерею и выходит на солею. Первый иподиакон выходит с южной стороны, второй иподиакон – с северной. Книгодержец выходит на солею с северной стороны.

Когда архиерей поворачивается от престола и выходит из алтаря, рипидчик заносит за ним конец мантии и подает его посошнику в Царских вратах.

Посошник подает архиерею жезл у Царских врат.

Архиерей выходит из алтаря, благословляет народ и идет по ковровой дорожке в конец храма. Перед архиереем идет первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и свещеносец, сзади архиерея – книгодержец. Архиерей встает на орлец, все духовенство и иподиаконы вместе крестятся, кланяются архиерею и поворачиваются лицом друг к другу.

На втором прошении литии – "О великом Господине…" - при поминовении архиерея, служащего литию, первая пара иподиаконов и свещеносец вместе с духовенством крестятся и кланяются архиерею.

По окончании четвертого прошения первая пара иподиаконов и диаконы крестятся, кланяются архиерею и подходят к нему.

Перед возгласом "Мир всем" посошник принимает у архиерея жезл и берет конец мантии двумя руками (некоторые архиереи отдают жезл сразу, как только становятся на орлец, перед первым прошением диакона).

Книгодержец подает архиерею молитву "Владыко Многомилостиве…" .

Когда архиерей прочитает молитву и наденет клобук, посошник подает архиерею жезл, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею и идет перед ним к кафедре. Первая пара иподиаконов становится перед иконой праздника, свещеносец – за иконой праздника лицом к архиерею, книгодержец – за кафедрой с северной стороны.

Во время пения "Ныне отпущаеши…" кадильщик выносит кадило и запас ладана с южной стороны.

На возгласе по "Отче наш" : "Яко Твое есть Царство…" рипидчики открывают Царские врата.

Когда протодиакон трижды покадит литийный столик и икону праздника, кадильщик забирает у него кадило, а посошник кладет орлец перед литийным столиком головой орла на восток.

По окончании пения 3-го тропаря архиерей спускается с кафедры и подходит к литийному столику, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею и становится по сторонам литийного столика.

Посошник принимает у архиерея жезл. Книгодержец подает архиерею молитву на освящение хлебов, пшеницы, вина и елея: "Господи Иисусе Христе Боже наш…" .

Когда архиерей прочитает молитву и наденет клобук, первая пара иподиаконов крестится, кланяется архиерею, идет за остальным духовенством в алтарь и становится на Г.М.. Хор поет 33 псалом. Архиерей поднимается на амвон и стоит лицом на восток.

Свещеносец стоит перед амвоном лицом к Царским вратам.

За один стих до окончания пения хором 33-го псалма все духовенство и первая пара иподиаконов поворачивается лицом к Царским вратам и кланяются в ответ на благословение архиерея. По другой практике первая пара иподиаконов крестится и кланяется по возгласе Архиерея . Архиерей осеняет народ со словами "Благословение Господне на вас…" и входит в алтарь. Посошник на амвоне принимает у архиерея жезл.

Второй иподиакон заносит конец мантии за архиереем. Архиерей проходит на свое место и разоблачается.

Кадильщик на подносе готовит архиерею в сосудах благословленное на литии вино, горячую и холодную воду, 2 освященных на литии хлеба и отдельно аккуратно вырезанную частицу литийного хлеба. Кадильщик подает поднос 1-му священнику, который подносит его архиерею.

Архиерей запивает и начинается облачение.

Особенность: на поднос с крестом, панагией и расческой еще кладутся четки.

Когда архиерей облачится, книгодержец подает ему чиновник. Архиерей читает светильничные молитвы.

Посошник оставляет два орлеца на амвоне и кладет орлец перед иконой праздника головой орла к иконе.

Рипидчики раскладывают в алтаре орлецы:

1. перед престолом – головой орла к престолу;

2. орлец вплотную к передней стороне престола головой орла к престолу;

3. орлецы с северной и с южной стороны от престола – головой орла к сторонам престола;

4. орлец на горнем месте – головой орла к престолу.

Кадильщик готовит архиерейское кадило и свечу для архиерея.

Полиелей

Если чтение уставной кафизмы опускается, то во время пения "Бог Господь" первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием и рипидчики с рипидами вместе с протодиаконом, который возвращается в алтарь после Великой ектении, на горнем месте крестятся, кланяются архиерею, друг другу и выходят на солею. Первый иподиакон – с южной стороны, второй иподиакон – с северной. Если уставная кафизма читается, то первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся и кланяются на возгласе малой ектении. Кадильщик подает протодиакону ручную свечу для архиерея.

Хор начинает петь "Хвалите Имя Господне…", архиерей выходит из алтаря. Посошник подает архиерею жезл у Царских врат, архиерей благословляет народ и идет к кафедре. Перед архиереем идут первая пара иподиаконов и рипидчики, сзади архиерея за диаконами – свещеносец.

Свещеносец и рипидчики доходят до иконы праздника и останавливаются, первая пара иподиаконов идет к кафедре и поворачивается лицом на восток. Когда архиерей подходит к аналою, первая пара иподиаконов кланяется архиерею и идет к иконе праздника.

Архиерей поднимается на кафедру, посошник принимает у архиерея жезл. Все духовенство, первая пара иподиаконов, рипидчики и свещеносец крестятся и кланяются архиерею.

Кадильщик подает протодиакону архиерейское кадило.

Когда архиерей сходит с кафедры и начинает каждение иконы праздника, рипидчики поднимают рипиды, расходятся в стороны и пропускают архиерея.

Протодиакон и 1-й диакон с диаконскими свечами, первая пара иподиаконов с дикирием и трикирием, начинают вместе с архиереем движение вокруг аналоя. По практике служения митрополита Ювеналия посошник и свещеносец не ходят вокруг иконы праздника вместе с первой парой иподиаконов и диаконами. Затем первая пара иподиаконов поднимается на солею. Первый иподиакон с трикирием становится у южных дверей алтаря, второй иподиакон с дикирием – у северных. Посошник и свещеносец становятся перед амвоном лицом к Царским вратам. Архиерей кадит алтарь и иконостас. Во время каждения архиереем иконостаса первый и второй иподиаконы ходят за диаконами по солее сначала в южную сторону, затем в северную. Когда архиерей покадит с амвона духовенство и народ, первая пара иподиаконов спускается и встает в ряд с посошником и свещеносцем перед амвоном. Начинается каждение храма.

Порядок шествия следующий:

1. свещеносец;

2. посошник;

3. первый иподиакон с трикирием;

4. протодиакон;

5. Архиерей;

6. 1-й диакон;

7. второй иподиакон с дикирием.

Кадильщик подкладывает ладан в архиерейское кадило во время каждения в следующих местах храма:

1. в алтаре с северной стороны престола, когда архиерей покадит горнем место и пойдет в Царские врата для каждения иконостаса;

2. у края амвона, когда архиерей будет спускаться с него для каждения храма;

3. у западных дверей храма;

4. у кафедры, если будет петься второй раз величание.

Когда архиерей покадит храм, первая пара иподиаконов, протодиакон и 1-й диакон поднимаются на солею, свещеносец и посошник остаются перед амвоном. Архиерей вновь поднимается на амвон и кадит Царские врата.

Архиерей спускается с амвона и идет на кафедру. Рипидчики поднимают рипиды, расходятся и пропускают архиерея. Свещеносец встает за иконой праздника лицом к архиерею, посошник идет за кафедру и становится с северной стороны. Первая пара иподиаконов встает в ряд с рипидчиками ближе к архиерею.

Протодиакон принимает у архиерея кадило, архиерей с кафедры трижды благословляет диаконов и иподиаконов. Первая пара иподиаконов и свещеносец трижды кланяются архиерею, крестятся, кланяются архиерею, первая пара иподиаконов остается перед иконой праздника, а свещеносец идет на солею и становится у иконы Божией Матери.

Диакон произносит малую ектению.

Начинается пение антифонов степенных. Когда диакон станет возле престола, чтобы взять Евангелие, пары иподиаконов со свечами и рипидами поворачиваются на восток, крестятся, кланяются вместе с диаконом, стоящим возле престола, кланяются архиерею и идут на амвон. Во время прокимна иподиаконы с дикирием и трикирием стоят на амвоне с двух сторон от диакона с Евангелием, рипидчики осеняют Евангелие рипидами. При словах протодиакона “И о сподобитися нам слышания...” иподиаконы поворачиваются лицом к архиерею, посошник принимает у архиерея ручную свечу. Во время возгласа протодиакона "Премудрость прости, услышим Святаго Евангелия!" архиерей с кафедры благословляет двумя руками восток (перед "мир всем" ), диакон и обе пары иподиаконов кланяются в ответ на благословение архиерея и идут к кафедре, где пары иподиаконов поворачиваются лицом друг к другу. Посошник подает архиерею ручную свечу.

Архиерей читает Евангелие.

После чтения Евангелия первая пара иподиаконов и рипидчики крестятся, кланяются архиерею и уходят в алтарь. Если поется «Воскресение Христово видевше…», то протодиакон, первая пара иподиаконов и рипидчики стоят на амвоне во время пения "Воскресение Христово видевше…", затем спускаются с амвона, протодиакон кладет Евангелие на аналой. Диакон 2 раза крестится, когда он начинает крестится третий раз, все иподиаконы вместе с ним крестятся, кланяются архиерею и уходят парами в алтарь боковыми дверями.

Книгодержец готовит сосуд с елеем и чистое полотенце.

Перед возгласом "Милостию и Щедротами…" все иподиаконы выходят на солею, крестятся, кланяются архиерею и спускаются с солеи. Книгодержец с елейницей встает у иконы праздника с южной стороны. Когда архиерей прикладывается к иконе праздника, посошник принимает у него жезл, а книгодержец подает кисточку. Архиерей помазывает себя святым елеем, отдает кисточку, одевает митру, берет жезл и идет на кафедру. Посошник и книгодержец с елейницей идут за архиереем.

Во время елеопомазания пара рипидчиков стоит у иконы праздника, первая пара иподиаконов около архиерея, образуя своеобразный "коридор" и обеспечивают порядок, тишину в храме и благочиние в народе во время помазания.

Когда архиерей окончит помазание народа, все иподиаконы, стоящие у кафедры и иконы праздника, крестятся, кланяются архиерею и парами уходят в алтарь через боковые двери. Архиерей поднимается на амвон, отдает посошнику жезл и заходит в алтарь.

Если служба воскресная, то в конце помазания посошник кладет орлец на амвоне головой орла на запад. Архиерей берет Евангелие и идет с ним в алтарь. Посошник идет за архиереем и становится вместе со свещеносцем перед амвоном лицом к алтарю. Архиерей поднимается на амвон, поворачивается, осеняет народ Евангелием и заходит в алтарь. Первая пара иподиаконов закрывает Царские врата. Посошник и свещеносец становятся на солее на свои места.

Великое славословие

Когда запоют стихиры на "Хвалитех…" , посошник кладет на амвоне два орлеца. Один орлец у Царских врат головой орла на восток, другой орлец на край амвона головой орла на запад. На "И ныне…" первая пара иподиаконов возжигает дикирий и трикирий на горнем месте, крестится, кланяется и подходит к архиерею. Первый иподиакон подходит с южной стороны, второй иподиакон с северной.

Посошник и свещеносец спускаются с амвона и становятся лицом к Царским вратам.

Первая пара иподиаконов подает архиерею дикирий и трикирий и поправляет рукава на саккосе. Архиерей возглашает "Слава Тебе, показавшему нам свет!" , осеняет дикирием и трикирием духовенство, выходит на амвон и осеняет народ на три стороны. Когда архиерей выходит на амвон для осенения народа, первая пара иподиаконов поворачивается лицом на запад. Архиерей возвращается в алтарь. Первая пара иподиаконов кланяется архиерею, осеняющему их дикирием и трикирием, принимает у архиерея дикирий и трикирий, идет на горнее место, поворачиваются лицом друг к другу и стоит с дикирием и трикирием во все время пения Великого славословия.

В конце пения Великого славословия, когда запоют Трисвятое, первая пара иподиаконов вместе с двумя диаконами крестится на горнем месте, кланяется архиерею и гасит дикирий и трикирий.

В начале просительной ектении книгодержец подает архиерею молитву главопреклонения "Господи Святый, в Вышних живый…" .

Посошник убирает орлецы с амвона и кладет один орлец к Царским вратам головой орла на запад.

В конце просительной ектении посошник и свещеносец спускаются с амвона и поворачиваются лицом к алтарю. Архиерей произносит "Мирвсем!" , посошник и свещеносец кланяются и поднимаются на солею на свои места.

На возгласе "Сый благословен Христос Бог наш…" первая пара иподиаконов на горнем месте возжигает дикирий и трикирий, крестится, кланяется архиерею и выходит на солею: первый иподиакон с северной стороны, второй иподиакон – с южной. Посошник и свещеносец спускаются с амвона.

Архиерей произносит отпуст, осеняет народ дикирием и трикирием и идет в алтарь. Начинается разоблачение архиерея.

Разоблачение и проводы архиерея на Всенощном бдении аналогичны разоблачению и проводам на Божественной литургии.

Часть IV.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03