21.09.2019

«Час, который решит судьбу Отечества. Речь Петра I накануне Полтавской битвы


Полтавской виктории – 305 лет. Военно-политическое значение славной битвы всем известно: победа над шведами, над великим (без преувеличений!) полководцем Карлом XII – это важнейший шаг в утверждении Российской империи, нашей непобедимой воинской державы.

… А сегодня хотелось бы поговорить о личности того, кто втянул Россию в Северную войну, чтобы вытянуть её из войны империей.

У царя Петра Алексеевича не лучшая репутация среди православных. Некоторые считают его губителем Святой Руси, который противопоставил православному царству железную империю, который усилил державу в ущерб христианству.

Отчасти эти оценки справедливы. И колокола переливали на пушки тоже при Петре. Но посмотрим внимательно. Все эти – во многом печальные – тенденции прослеживаются и в политике великих князей московских, начиная с Ивана Третьего, Великого. А уж после Раскола и устранения патриарха Никона при отце первого русского императора, царе Алексее Михайловиче – те начала, которые мы связываем с ролью Петра, торжествовали вовсю. Однако Алексея Михайловича воспринимают как благостного православного царя, а Петра до сих пор в антихристах числят.

Немало обид было русской душе нанесено самодержавной рукой Петра, немалый урон принесли его безудержные нововведения и православной Церкви. В петровском просвещении господствовал практицизм: церковные книги были потеснены всяческими учебниками и руководствами, которые издавались, между прочим, на русской типографии в далёком Амстердаме. В то же время, немало храмов на Руси, по легендам, связаны с Петром, а некоторые даже построены по его чертежам – как Петропавловская церковь на Новой Басманной в Москве.

Да, он, как первый великий революционер в нашей истории, отринул прежнюю жизнь, в которой церковное начало превалировало. Но порывистый характер царя заставлял его то бросаться в хоровод пороков, то превращаться в богомольца и православного воина. Невоздержанность проявлялась во многом – и в плотских удовольствиях, и в ярости, и в чревоугодии.

Но, в то же время, Пётр презирал роскошь, как правило, был выше корыстных устремлений, удовлетворялся скромным жилищем, не любил славословий. Не гнушался тяжёлой работой – и смертельную болезнь «заработал», как праведник – спасал солдат, потерпевших кораблекрушение. Два десятка солдат, которых ботик, севший на мель, куда-то вёз по морю, не умели плавать… Дело было в ноябре. Император, по пояс в ледяной воде, вытаскивал напуганных горемык на сушу, а потом и бот стащили с мели. А царю тогда было за пятьдесят… Достоверность этой легенды подчас подвергают сомнению, но несомненно, что такой подвиг – в характере Петра.

Не забудет история и приказ царя перед Полтавской битвой: «Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за Отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Есть мнение, что эту речь придумал соратник и биограф Петра – Феофан Прокопович. Скорее всего, он всё-таки переработал реальные слова Петра. Пётр был способен на высокие мысли. Впрочем, и его другое – лаконичное – полтавское обращение к солдатам замечательно: «Братцы, делайте, как делаю я – и всё будет добро. А после победы – отдохновение».

«Делай, как я», – этот принцип в нашей армии останется навсегда. Как и другой петровский постулат – «Служить, не щадя живота своего».

Император всемерно усилил армию, создал военный флот. И это не было пустой блажью преобразователя. Опыт ХХ века нам внятно показал: в сильной армии – ключ к спасению России. Останься Московия бессильной перед железными шеренгами европейских армий – и в лучшем случае нас ждала бы печальная судьба Польши, которая, напомню, в допетровские времена не уступала Московскому государству ни в военной мощи, ни политическим влиянием. Эта миссия, выполненная Петром, дала повод некоторым современным публицистам (наиболее активен из них, пожалуй, Кавад Раш) говорить даже о канонизации (!) яростного императора.

Более объективны суждения замечательного православного писателя Евгения Николаевича Погожева (читателям известного как Е.Поселянин), который, отдавая должное созидательным усилиям Петра, не ретушировал и петровских перегибов:

«В нем не было духа древнего великорусского благочестия, он не дорожил формами этого благочестия, хотя был человек глубоко верующий. Он всем существом своим был практик. Учившись на ходу, среди потех, он бросился, прежде всего, к тому, в чем видел пользу. Не вероисповедные толки, не блеск богослужений церковных, к чему так лежала душа былых московских князей и царей, занимала Петра, а крепости, верфи, флоты, пушки, ремесла.

Большинство прежних русских людей не решились бы знаться с еретиками-иностранцами. Петр же без всякого сомнения пошел к ним за внешними знаниями. Суровый делец с какою-то болезненной ненавистью к религиозной исключительности: таков был Петр «…»

Но глубокой несправедливостью было бы обвинять Петра в недостатке любви к России, в отсутствии религиозных чувств. Россию он любил пламенно и в отношениях к Европе видел лишь орудие для усиления России. «Европа, писал он, нужна нам только на несколько десятков лет. А после того мы можем обернуться к ней задом». Служение России, ежедневный, настойчивый труд для нее, представлялись Петру высокой религиозной обязанностью. «…»

Но, как всегда бывает с людьми страстного характера, несочувствие Петра к набожности древнерусского характера выразилось в формах чересчур резких, иногда непристойных и даже не остроумных».

Проницательные слова Е.Поселянина! Пётр, натура страстная, напористая, нанёс немало оскорблений православной душе русского народа. Но он же сумел защитить страну от турецкой, польской и шведской агрессии тем, что превратил страну в укреплённый военный лагерь, заложил славные победные традиции русской армии XVIII века.

Поверхностные взгляды на историю опрометчивы. Нередко мы судим о Петре как о безоглядном «вестернизаторе» России, который чуть ли не был готов отказаться от Православия. Атеистические пропагандисты козыряли такими мифическими фактами, как переливание колоколов на пушки во время Северной войны. Дескать, как материалист. Пётр считал Церковь пережитком тёмной старины.

Между тем, в основных памятниках петровской идеологии верность православной русской традиции. В Уставе воинском, который был для Петра произведением сокровенным, сказано:

«Все, как офицеры, так и солдаты в лагерях и на караулах, везде должны суть трижды молиться. Дважды по пробитии тапты и побудки (которые краткие молитвы надлежит тайно говорить каждому про себя и для того надлежит каждому офицеру солдат учить, а ежели безграмотные, кто всех выучить не может, то хотя одно Отче наш, что, конечно, надлежит уметь).

В третие ж в 9-м часу пред полуднем должен Священник Литургию отправлять при каждом полку. И понеже на всяк день того Священнику не возможно исправить, тако ж каждому полку не всегда случается вкупе быть, так же и на караулах стоящих: того ради установленные в то время молитвы читать надлежит по батальонам или ротам, как случай подаст. К кратким же утренним и вечерним молитвам в городах и деревнях на квартирах стоящих солдат собирать не надлежит, но только к единой о 9 часе бываемой молитве.

В воскресные же дни и великие Праздники вечерни, а в городские праздники вечерни и утрени отправлять надлежит, и пред каждым временем в барабан бить. Повседневные же часы, вечерии и заутрени Священники дома да отправляют, понеже сие правило церковное духовным и свободным людям узаконено, чего салдатам в таковых кровавых трудах и безпокойстве будучим снесть не возможно, но довлеет вышеписанного. К сей положенной службе все без отрицания ходить долженствуют, под штрафом определенным в воинских артикулах».

Забота о духовной жизни армии не была пустой декларацией: именно так и была устроена жизнь воинства Российского, и регулярные богослужения, несомненно, благотворно влияли на духовный облик солдат и офицеров. В штатской жизни далеко не каждый из них был бы так благочестив! Пётр намеревался создать непобедимое христолюбивое воинство, сильное духом.

Присягали офицеры, по указу императора, положив левую руку на Евангелие, а правую поднимали вверх «с проистёртыми двумя большими персты». Солдаты присягали «пред предлежащим Евангелием», а по прочтении целовали Евангелие.

Первая глава воинских артикулов Петра Великого опять-таки говорила о страхе Божием:

«Хотя всем обще и каждому христианину без изъятия надлежит христианско и честно жить, и не в лицемерном страсе Божии содержать себя: однакоже сие салдаты и воинские люди с вящшею ревностию уважать и внимать имеют; понеже оных Бог в такое состояние определил, в котором оныя часто бывают, что ни единаго часа обнадежены суть, чтоб они наивящшим опасностям живота в службе государя своего подвержены не были.

И понеже всякое благословение, победа и благополучие от единаго Бога всемогущаго, яко от истиннаго начала всего блага и праведнаго Победодавца происходит. И Оному токмо молитися и на Него надежду полагати надлежит, и тако сие наипаче всего иметь во всех делах и предприятиях, и всегда благо содержать: того ради чрез сие все идолопоклонство, чародейство (чернокнижество) наикрепчайшее запрещается, и таким образом, что никоторое из оных отнюдь ни в лагере и нигде инде не будет допущено и терпимо.

И ежели кто из воинских людей найдется идолопоклонник, чернокнижец, ружья заговоритель, суеверный и богохулительный чародей: оный по состоянию дела в жестоком заключении, в железах, гонянием шпицрутен наказан или весьма сожжен имеет быть».

Таким образом, армия становилась едва ли не самой набожной частью общества. Допетровская Русь, да и императорская Россия иногда представляется нам в идиллическом духе, как некое абсолютно благочестивое царство. Однако для многих рекрутов именно петровская армия стала местом серьёзного обращения к Богу, в армии они овладевали церковной грамотой.

Суворов и на излёте XVIII века не раз жаловался на невежество новобранцев, которые приходили в армию из далёких деревень неграмотные, не зная молитв и богослужения. Только армия, только полковые священники по-настоящему их обратили. Высокий смысл активного служения полковых священников многозначен. По Петру Великому и по Суворову, солдат, лишённый веры, превращается в грабителя, в разбойника.

Народный патриотизм Петра афористически осмыслен Пушкиным в стансах:

Самодержавною рукой
Он смело сеял просвещенье,
Не презирал страны родной:
Он знал ее предназначенье.

Именно так – высокое, завидное предназначенье непобедимого народа не было секретом для первого императора. Не следует забывать и любимых слов первого нашего императора:

«Молись и трудись, аще кто не хощет делати, ниже да яст». Говаривал Пётр и другие слова, их не раз повторял великий Суворов: «Бог сотворил Россию только одну – она соперниц не имеет!»

Реакцией на деспотизм Петра, на «кальвинистский уклон» в духовной атмосфере, на некоторые бестактные для святой Руси нововведения вроде бритья бород или установки языческих статуй стало восприятие Петра как антихриста, особенно популярное в среде староверов. Песню подхватили и некоторые поэты, и публицисты. Так, Борис Чичибабин аж в 1972-м году предлагал «устроить пересмотр» Истории:

Будь проклят, царь – христоубийца,
за то, что кровию упиться
ни разу досыта не смог!
А Русь ушла с лица земли
в тайнохранительные срубы,
где никакие душегубы
ее обидеть не могли.
Будь проклят, ратник сатаны,
смотритель каменной мертвецкой,
кто от нелепицы стрелецкой
натряс в немецкие штаны.

Но голос Чичибабина и некоторых его единомышленников не перекрывает хора почитателей (и, как правило, искренних и вдумчивых) Петра. «Отца Отечества», которого в Российской империи культивировали и прославляли не меньше, чем Ленина в СССР. Разве что мавзолейного ритуала не было. Но, когда в царской семье рождался сын, доброжелатели непременно выражали надежду, что «Се в Павле новый Пётр родился!» (П.Н.Голенищев-Кутузов). И, критикуя каждого нового правителя, в пример неизменно приводили Петра Великого – как недостижимый идеал.

Кто только не участвовал в создании этого культа – начиная с Феофана Прокоповича. Назовём только самых ярких творцов: Ломоносов, Сумароков, Пушкин, позже, когда канон уже сложился – Бенедиктов, Майков, Ге, Суриков, А.Н.Толстой. Иной раз и государственные мужи, и писатели нарушали заповедь «Не сотвори себе кумира» – восхваляли Петра по-язычески. Но некоторым удался неодномерный, противоречивый образ Петра.

К мужику придет: “Бог помочь!”
Тот трудится, лоб в поту.
“Что ты делаешь, Пахомыч?”
– “Лапти, батюшка, плету,

Только дело плоховато, –
Ковыряю как могу,
Через пятое в десято”.
– “Дай-ка, я те помогу!”

Сел. Продернет, стянет дырку, –
Знает, где и как продеть,
И плетет в частоковырку,
Так, что любо поглядеть.

В поле к праздному владельцу
Выйдет он, найдет досуг,
И исправит земледельцу.
Борону его и плуг.

А на труд свой с недоверьем
Сам всё смотрит. “Нет, пора
Перестать быть подмастерьем!
Время выйти в мастера”. –

Это Бенедиктов о трудолюбии Петра. А трагедия «государственного» разрыва с сыном – это Николай Ге, знаменитое полотно.

Он не торчит в нашей истории как церетелиевское недоразумение на Москве-реке. Он – петербургский Медный Всадник, взмывший над Россией, но способный и затоптать безвинно. Не вычёркивайте его из истории, не идеализируйте, но помните.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь. Не должна вас также смущать слава неприятеля, будто бы непобедимого, которой ложь вы сами своими победами над ним неоднократно доказывали. Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающего по вас. А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

Сообщение газеты «Ведомости» о Полтавской битве

«Из лагеря в двадесять седмый (27) день июня, в письме власные руки его царского величества, ко благороднейшему государю царевичу писано:Объявляю вам о зело превеликой виктории, которую господь бог нам чрез неописанную храбрость наших солдат даровать изволил, с малою войск наших кровию, таковым образом. Ceгo дня на самом утре, жаркий неприятель нашу конницу со всею армиею конною и пешею атаковал, которая хотя зело по достоинству держалась, однако принуждена была уступить, с великим убытком неприятелю. Потом неприятель стал во фронт против нашего лагеря, против которого тотчас всю пехоту из странжамента вывели, и пред очи неприятеля поставили. А конница на обоих фланках. Что неприятель увидя, тотчас пошел атаковать нас. Против которого наши встречу пошли, и так оного встретили, что тотчас с поля сбили, знамен и пушек множество взяли. Також генерал фелдмаршал господин Рейншилт, купно с четырьмя генералами, а именно, Шлипембахом, Штакенберхом, Гамольтоном и Розеном. Тако ж первый министр граф Пипер с секретарями, Ермелином и Цидергермом, в полон взяты, при которых несколько тысяч офицеров и рядовых взято, о чем подробно вскоре писать будем (а ныне за скоростию невозможно). И единым словом сказать, вся неприятельская армия фаетонов конец восприяла (А о короле еще не можем ведать, с нами ли или со отцы нашими обретается). А за остальными разбитыми неприятелями посланы господа генералы порутчики, князь Голицын и Боур с конницею.И о сей у нас неслыханной новине воздаем мы должное благодарение победодателю богу, а вас, и господ министров, и всех наших сею викториею поздравляем. Приведен еще князь виртельбергский, сродственник самого короля шведского. Получено и печатано в Москве 1709 г., июля в 2 день».

КОНТЕКСТ. Полтавская битва - генеральное сражение, во многом решавшее судьбу всей Северной войны, состоялось 27 июня 1709 г.

Русские думали действовать от обороны, поэтому построили земляные укрепления - редуты. На редутах разместили пушки, которые обстреливали лес, где стояли шведские войска Карла XII. Русская армия выстроилась в две линии: в середине каждой - пехота, по бокам - конница.

У Карла осталось чуть более 28 тыс. человек. Карл вытянул пехоту в одну линию, всадников поставил с флангов, а сзади оставил небольшие резервные отряды.

Сражение шло 2 часа. Шведы бились храбро, но и российские солдаты были уже не те, что под Нарвой в 1700 г. Русская конница стала окружать шведов с двух сторон. Российские пушки своим огнем косили ряды неприятеля. Карлу нечего было противопоставить нашей артиллерии. На огонь 102 русских пушек могли отвечать только 39 небольших походных шведских пушек. Командование российскими войсками было поручено трем военачальникам: конница отдавалась Меншикову, пехота - Шереметеву, артиллерия - Брюсу.

Общее руководство осуществлял сам . Шведский и русский монархи непосредственно участвовали и битве. Петр вел свои войска в атаку, шведские пули прострелили седло царя и шляпу. Карл, раненный в ногу еще до Полтавского боя, велел носить себя в носилках перед шведскими рядами. В самый решающий момент сражения русское ядро попало в повозку Карла, и король был выброшен на землю. Его солдаты подумали, что Карл убит. Карл XII повелел поднять себя на скрещенных копьях и взывал к войску: «Шведы! Шведы!» Но никто уже не слушал своего короля.

На поле битвы лежали свыше 8 тыс. убитых шведов, 3 тыс. сдались в плен, остальные с Карлом XII и Мазепой отступали к Переволочне. 9-тысячный конный отряд Меншикова преследовал их. Боевой дух неприятеля был подорван. У Переволочны 16250 шведских солдат вместе с генералом Левенгауптом сдались Александру Меншикову. Трофеями Меншикова оказались все оружие, 400 тыс. рублей шведской казны и 4300 рублей, принадлежавших гетману Мазепе. Таким образом, значительная часть награбленного Карлом XII за 9 лет побед в Польше, Курляндии и Саксонии, попала к русским.

Шведская армия на Украине перестала существовать.

«Воины! Вот пришел час, который решит судьбу Отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу веру и церковь… Только бы жила Россия в блаженстве и славе, для благосостояния вашего».

В этом приказе, отданном Петром I в день Полтавского сражения 27 июня 1709 г., отразилась важнейшая национальная черта нашего народа - готовность жизнь положить за Отечество, за «други своя». История Красной армии, полной мерой воспринявшая лучшие традиции русской императорской армии, содержит многочисленные примеры такой самоотрешенности, умения и готовности свою личную судьбу подчинить судьбе Родины.

С 23 февраля 1918-го вела Красная армия свою родословную. На этой дате остановились, в общем-то, случайно. Никаких хрестоматийных побед Красной армии под Нарвой и Псковом в те дни не было. Скорее, наоборот: отряд моряков Павла Дыбенко самовольно от города отступил, и Нарва оказалась в руках немцев. Решением Совнаркома Дыбенко был отстранен от должности народного комиссара по военно-морским делам и предстал перед революционным трибуналом.

Куда более подходящей стала бы дата 15 января 1918 г., когда Совет Народных Комиссаров принял декрет «О Рабоче-Крестьянской Красной армии» - первый специальный законодательный акт по организации армии молодой Советской республики. Но что сделано, то сделано. В любом случае серьезного искажения истории не произошло: пусть вошедших во все советские учебники побед в февральские дни 1918-го и не было, но именно тогда в действительности началось практическое создание отрядов РККА на новой добровольческой основе.

Это была армия нового типа. Согласно декрету, РККА должна была создаваться «из наиболее сознательных и организованных элементов трудящихся масс». Представителям бывших господствующих классов, имущим гражданам оружие не доверялось, чтобы оно не могло быть направлено против нового общественного строя. Правда, по мере обострения германской интервенции и Гражданской войны выдержать принцип добровольчества не удалось, власть перешла к созданию регулярных вооруженных сил на основе призыва и мобилизации.

Если весной 1919 г. РККА состояла из более 1,5 млн. человек, из которых примерно 440 тыс. штыков и сабель насчитывалось в боевых частях, то к концу 1920 г. её численность превысила 5 млн. человек при боевом составе около 700 тыс. человек. Этими силами Советской власти удалось победить и белых, и интервентов.

Все это сегодня - далекое прошлое. Но вот интересный феномен - праздник остается на постсоветском пространстве если не во всех государственных календарях (ныне его отмечают, пусть и под другим названием, в России, Белоруссии, Киргизии, Таджикистане, а также непризнанных республиках - Приднестровье, Абхазии, Южной Осетии, Нагорном Карабахе), то в личных - непременно.

Чем объяснить такое постоянство? Ведь если спросить у своих близких, соседей, знакомых, каково правильное название государственного праздника, празднуемого каждый год 23 февраля, единого ответа не получить. Кто-то по привычке скажет, что это день Советской армии, и тут же, наверное, осечется: армии-то той давно нет. Кто просто выразит радость по поводу еще одного выходного дня, сказав, что неважно, как его назвать. Найдутся и те, кто знают правильное название - День защитника Отечества.

Главное - не в названии, а в том, с какими мыслями и чувствами отмечают люди этот день. А они - те же, что и семьдесят лет назад, и пятьдесят, и двадцать: отмечаем день, ассоциируемый с победами в борьбе за землю, завещанную нам предками, славим дедов, отцов, братьев, сыновей - вооруженных защитников Родины. «Народ и армия едины» - это ведь не только идеологическая установка ушедших в прошлое времен, такова была реальная действительность.

День 23 февраля отложился в исторической памяти народа не сам по себе, а как факт, удостоверивший рождение армии, которой было суждено сыграть решающую роль в спасении человечества от коричневой чумы нацизма. Президент США Ф. Рузвельт в телеграмме генералу Д. Маккартуру 6 мая 1942 г. отмечал: «С точки зрения большой стратегии ясен простой факт - русские убивают больше солдат противника и уничтожают больше его вооружения и снаряжения, чем остальные 25 государств Объединенных Наций, вместе взятых». У. Черчилль в послании И.В. Сталину 27 сентября 1944 г. писал: «Я воспользуюсь случаем, чтобы повторить завтра в Палате общин то, что я сказал раньше, что именно русская армия выпустила кишки из германской военной машины и в настоящий момент сдерживает на своем фронте несравненно большую часть сил противника».

Решающая роль Красной армии в разгроме германского нацизма и японского милитаризма очевидна, потому недопустимы все чаще предпринимаемые нашими недругами попытки вытеснить из памяти народов представление о великом подвиге Советских Вооруженных сил, которые ценой невиданного напряжения сил, колоссальных жертв и потерь спасли от уничтожения современную цивилизацию, сохранили шанс на жизнь многим государствам и народам.

Да, в истории Красной армии было разное: Тухачевский - победитель Колчака и Тухачевский - свирепый усмиритель тамбовских крестьян. Майоры, «выдвинутые» репрессиями в командиры дивизии, и генералы армии в 39 лет. Генерал Карбышев и генерал Власов. Гвардейские полки и заградотряды. Танковые клинья Гудериана летом 1941-го и сталинградский котел, в который угодила лучшая армия вермахта. Советские танки на улицах Праги в 1945-м и в 1968-м…

Какая ни есть история армии - героическая и трагическая, с невиданным взлетом человеческого духа и тупым солдафонством, со служением народу и обслуживанием интересов властной элиты, вознесенная до небес и оболганная, униженная - это история нашей армии.

Девять из десяти живущих на постсоветском пространстве помнят 23 февраля столько, сколько помнят себя. Этот день отмечают как праздник и юные пацаны, и молодые мужчины, и старики-ветераны. Он всегда был и остается по-хорошему мужским, ибо напоминает об истинно мужском занятии - защите Родины, занятии, которое по большому счету возрастных ограничений не знает.

Да и исторические корни у этого праздника, как ни вглядывайся в прошлое, за дымкой дальних времен скрываются. Пусть в наших мыслях в этот день найдут место Нарва - наставница Петра I и Нарва 1918 года, Москва, «спаленная пожаром» в году 1812-м, и суровая, непокорившаяся Москва 1941-го. Поле Куликово и Прохоровское поле. Русский солдат в Берлине в 1760 году и 185 лет спустя…

Хорошо, что есть в нашем календаре день, который вбирает в себя память о героических свершениях отечественных ратоборцев всех времен. Он выше сиюминутных политических и идейных пристрастий, его назначение - объединять всех нас памятью, уважением к защитнику Отечества. Как пелось в популярной песне: «Никто пути пройденного у нас не отберет».



Кто не верует в Бога, тот либо сумасшедший, или с природы безумный. Зрячий Творца по творениям познать должен.

Кто забывает Бога и заповедей Его не хранит, тот при всей своей работе не будет иметь успеха и мало пользы получит.

Атеисты почитают себя умнее других людей, а не понимают даже того, что дерзкими своими речами обнаруживают только свое нечестие, невежество и гордость: нечестие потому, что явно презирают откровенное в Священном писании слово Божие, на котором Религия основывается; невежество потому, что не имеют столько разума и просвещения, сколько потребно для познания истины Христианской Религии; а гордость и высокомерие потому, что почитают себя умнее и хотят быть уважаемы более других людей в обществе и ученых мужей, доказавших основательно в своих сочинениях истину Христианской Религии, и даже предпочитают себя целым соборам церковных Отцов, из которых самый последний имел больше разума и достоинства, нежели целая толпа таких безрассудных и наглых проповедников глупости и злобы, которых правила необходимо должны произвести в гражданском обществе безпорядок и неустройство.

Понеже все должности наилучше сохраняются, ежели через страх Божий к сему доброе основание заложено будет... тако б каждый солдат, который в нашем войске обретается, как офицер и рядовой, чтился о богобоязнии, Бога на помощь к себе призывати, ежедневно милости у Него просити, Его за благодеяние благодарить...

Которые нехристианскую клятву и божбу употребляют, хотя и в пьянстве или трезвости имя Божие поносят, или хулят, или что-нибудь к поносу святого слова Божия явно говорят, или чинят и в том двумя совершенно верными свидетелями уличены будут, тех казнить смертью.

Когда уже нельзя их (старообрядцев) обратить от суеверия разсудком, то, конечно, не пособит ни огонь, ни меч; а мучениками за глупость быть - ни они той чести не достойны, ни государство пользы иметь не будет.

Я не хочу совесть свою иметь не чисту пред Богом, дабы доносам без испытания поверить.

Я не хочу быть ни Саулом, ни Ахавом, которые безразсудною милостию закон Божий преступя, душею и телом погибли.

Я приставник над вами от Бога, и моя должность, чтобы недостойному не дать, а у достойнаго не отнять... ибо Бог того от меня за всех вас востребует, чтоб злому и глупому не дать места вред делать.

Светския науки далеко еще отстают от таинственнаго познания величества Творца, котораго молю, да вразумит меня по духу.

Евангельское ученье и свет его, се есть знание Божие человеком, паче всего в жизни сей надобны. (Слова Петра перед Полтавской битвой) Воины! Вот пришел час, который решит судьбу отечества. И так не должны вы помышлять, что сражаетесь за Петра, но за Государство, Петру врученное, за род свой, за отечество, за православную нашу Веру и Церковь... Имейте в сражении пред очами вашими правду и Бога, поборающаго по вас! А о Петре ведайте, что ему жизнь его не дорога, только бы жила Россия в блаженстве и в славе, для благосостояния вашего! .


Е.В. Стартов, ответственный редактор газеты «Орехово-Зуевский Благовест», православная газета Орехово-Зуевского благочиния, № 3, март 2013 г.

В 1700 - 1721 гг. Россия вела со Швецией тяжелую Северную войну за возвращение исконных русских земель и выход в Балтийское море. Шведский король Карл XII обладал первоклассными армией и флотом, в первые годы войны нанес поражение польско-саксонской и русской армиям, планировал овладеть Смоленском и Москвой. Весной 1709 г. Карл XII предпринял поход на Москву через Харьков и Белгород. Стремясь разгромить русскую армию в генеральном сражении, решил быстро овладеть Полтавой, находившейся на пути его армии.

Вторгшиеся на Украину шведские войска 30 апреля 1709 г. осадили Полтаву. Ее гарнизон насчитывал около 4 тысяч солдат и 2,5 тысячи вооруженных горожан. Руководил обороной города полковник А.С. Келин. Защитники Полтавы отбили все атаки штурмовавшего город врага и тем самым задержали шведскую армию, дав возможность русским войскам подготовиться к генеральному сражению.

В конце мая главные силы русской армии во главе с Петром I подошли к Полтаве и расположились на противоположном от города левом берегу реки Ворсклы.

16 июня на военном совете Петр принял решение на генеральное сражение. В тот же день севернее Полтавы у деревни Петровка передовой отряд русских форсировал Ворсклу, обеспечив возможность переправы всей армии. Главные силы русских войск 19 июня совершили марш к переправе и на следующий день перешли Ворсклу.

Петр расположил армию лагерем у деревни Семеновка. 25 июня русская армия передислоцировалась еще южнее, заняв позицию в 5 км от Полтавы, у деревни Яковцы.

Место расположения русского лагеря было выбрано удачно, справа и впереди лагеря находилась открытая равнина, которая замыкалась Будищенским лесом. В тылу находились густой лес и обрывистый берег реки Ворсклы.

Войска усилили лагерь четырехугольными земляными редутами на удалении примерно 200 шагов друг от друга. Слева, на открытом пространстве, в 1,5 км построили 6 редутов в линию и 4 - перпендикулярно к ним. 2 из них не были полностью закончены.

Численность главных сил русской армии под Полтавой достигала 42 тысяч человек. В ней было 87 батальонов пехоты, 29 драгунских полков, 5 отдельных эскадронов и 102 (по другим данным 72) артиллерийских орудия.

Всего у противника вместе с союзниками-казаками было около 37 тысяч человек при 41 артиллерийском орудии. В армии Карла XII по шведским источникам было 27 тысяч, из которых непосредственное участие в сражении приняли около 17 тысяч. Войска союзников Карла XII - украинские казаки гетмана И.С. Мазепы (около 3 тысяч), запорожцы (около 7 тысяч) в сражении не участвовали.

Замысел Петра I состоял в том, чтобы измотать врага на передовой позиции и затем разбить его в сражении главных сил.

План Карла XII основывался на использовании внезапности при нападении на русские войска.

27 июня (8 июля) в 2 часа ночи Карл XII начал движение своих войск из-под Полтавы к месту расположения русской армии. В первой линии шла пехота в четырех колоннах, во второй - конница в шести колоннах.

Русская разведка, наблюдавшая за шведской армией, немедленно донесла о начале движения противника. Когда шведская пехота подошла к русским редутам, оборонявшие их 2 батальона пехоты и 17 кавалерийских полков А.Д. Меншикова, были готовы к бою, а главные силы русской армии, поднятые по тревоге, строились в заранее намеченных местах.

Полтавскую битву принято делить на две фазы: первую - бой русской конницы и Белгородского пехотного полка со шведами на передовой позиции и вторую - столкновение главных сил.

В 3 часа утра у редутов завязался бой между русской и шведской конницей, ожесточенными атаками с обеих сторон. Русская «кавалерия с неприятельской на палашах рубились и, въехав в неприятельскую линию, 14 штандартов и знамен взяла».

За 2 часа боя шведы овладели двумя передовыми недостроенными редутами, но захватить продольные редуты не смогли. Тогда Карл XII приказал своим войскам податься влево и обойти их. Заметив это, Меншиков приказал драгунским полкам занять промежуток между Будищенским лесом и продольными редутами. В ходе маневра 6 батальонов пехоты и несколько эскадронов шведов под командованием Росса и Шлиппенбаха, отрезанные редутами, оторвались от основных сил и укрылись в Полтавском лесу.

Петр I приказал Меншикову с драгунами левого крыла и с пятью батальонами пехоты из укрепленного Лагеря уничтожить колонну Росса и Шлиппенбаха, а если же враг начнет атаку конницей и пехотой, начать отход к укрепленному лагерю, заняв позицию справа от него.

В шестом часу утра конница Боура начала отходить. Шведы приняли их отход за вынужденное отступление и увлеклись преследованием. Русская конница искусным маневром заманила шведов под удар артиллерии, расположенной в укреплениях. Пыль, поднятая драгунами, облака дыма от артиллерийской стрельбы закрывали от врага эти укрепления. Шведские войска прорвались между поперечными редутами, гарнизоны которых оказывали стойкое сопротивление, и, наступая вслед отходящей русской коннице, оказались правым флангом в 90 - 100 шагах от русского укрепленного лагеря.

Русские полки встретили шведов сильным фланговым картечным и оружейным огнем. Враг, не ожидавший такого огневого шквала, понес потери и в беспорядке отступил к Будищенскому лесу.

Между тем, полки Меншикова разгромили оторвавшуюся шведскую колонну Шлиппенбаха и пленили его самого. Там же они обнаружили резервный отряд шведов, прикрывавший правое крыло главных сил, и нанесли ему поражение. После этого Меншиков отрядил пехоту для преследования остатков разгромленных шведских сил, бежавших к Полтаве, а сам с конницей возвратился к главным силам, заняв позицию слева от лагеря.

На этом закончилась первая фаза битвы, в результате которой шведы были измотаны и понесли большие потери. Расчет Карл XII на внезапность удара не оправдался. Для шведов оказалась неожиданностью русская передовая позиция.

После отступления врага к Будищенскому лесу Петр I приказал нескольким пехотным полкам выйти из укрепленного лагеря и построиться с двух сторон его. Цель такого построения - в случае атаки шведов встретить их мощным огнем из большого количества ружей и охватить оба фланга боевого порядка врага. Но шведы оставались на месте, и Петр I решил дать им бой на открытой местности. Он вывел пехоту из лагеря и построил ее в две линии.

На самом опасном направлении Петр I приказал поставить наиболее обученные части, обладающие большим боевым опытом. А чтобы ввести в заблуждение противника, он применил военную хитрость. Во время объезда полков вечером 26 июня Петр обратил внимание на вновь набранный пехотный полк, который еще не получил форменного обмундирования и резко выделялся цветом своей одежды от остальных полков русской армии. Полагая, что шведы знают о новобранцах, он приказал старому, испытанному в боях Новгородскому полку обменяться одеждой с этим вновь набранным полком. Эта хитрость сыграла большую роль в ходе боя.

На флангах боевого порядка Петр I разместил конницу. Резерв оставался в лагере и составлял третью линию. Артиллерия под начальством генерала Я.В. Брюса располагалась впереди по всему фронту. Всей пехотой командовал фельдмаршал Б.П. Шереметев.

Перед началом боя, построив полки, Петр обратился к воинам со словами, приведенными в начале публикации - призывом храбро сражаться за Отечество.

Карл XII, чтобы удлинить фронт, выстроил пехоту в одну линию, а кавалерию - на флангах в две.

В девятом часу утра русская и шведская армии пошли на сближение и после непродолжительного залпового ружейного огня, во время которого шведы понесли большие потери, бросились врукопашную. Части правого крыла шведов, при котором находился Карл XII, стали теснить новгородский батальон, прорвав русскую линию почти у самого центра. В это время Петр I лично повел в бой батальон новгородцев, стоявший во второй линии. Они стремительным броском смяли прорвавшихся шведов и закрыли прорыв. Во время контратаки Петр оказался в самой гуще боя. Его могучая фигура верхом на коне привлекла огонь шведов. По преданию, одна пуля пробила шляпу Петра, другая застряла в седле, третья пуля попала в грудь, но расплющилась о большой нательный крест.

По всему фронту кипел ожесточенный рукопашный бой, а русская конница охватывала фланги противника. Полки Меншикова стали угрожать вражескому тылу. Шведы дрогнули, начали отступать и через некоторое время обратились в паническое бегство к Будищенскому лесу. Остатки неприятельских войск бежали к Переволочне.

Для уничтожения бежавших шведов была посажена на коней гвардия под командованием генерала М.М. Голицына и 10 драгунских полков под начальством Боура. Командование всеми войсками преследования было возложено на Меншикова, который на Полтавском поле был произведен в фельдмаршалы.

30 июня шведы были настигнуты у Переволочны. Более 15 тысяч человек без боя сложили оружие. Карл XII вместе с гетманом Мазепой и небольшой охраной в ночь на 30 июня переправился через Днепр и бежал в Турцию. Шведский король потерял всю свою армию: 9234 человека убитыми, 19 тысяч человек пленными, в том числе весь генералитет во главе с первым министром и обер-маршалом Пипером и генерал-фельдмаршалом Рейншильдом, более тысячи офицеров. Было захвачено 32 орудия.

Потери русской армии составили 4635 человек - 1345 убитыми и 3290 ранеными.

Значение Полтавской битвы было велико. Разгром шведов под Полтавой предопределил победоносный для России исход всей Северной войны. Военное могущество шведов было подорвано, слава о непобедимости Карла ХII развеяна. Победа в Полтавском сражении стала свидетельством нарастающей военной мощи России, показала высокие боевые качества русских солдат и тактическое превосходство командования русской армии. Она имела решающее влияние на судьбы Польши и всей Прибалтики, повысила международный авторитет России.

Полтавская битва оказала влияние на дальнейшее развитие русского военного искусства. В замысле сражения, построении боевого порядка, инженерном оборудовании поля боя русская армия отошла от шаблонов линейной тактики. Поучительным было создание передовой позиции, выделение значительного резерва, использование свойств закрытой местности в интересах боя.

После победы под Полтавой Петр Великий обратился к войскам: «...сыны Отечества, чады мои возлюбленные! Без вас государству, как телу без души, жить невозможно. Вы, имея любовь к Отечеству, славе и ко мне, не щадили живота своего и на тысячу смертей устремлялись небоязненно. Храбрые дела ваши никогда не будут забыты потомством...»

Слова эти оказались пророческими. Мы ежегодно отмечаем очередную годовщину победы под Полтавой как День воинской славы России.