30.09.2019

Что делать если ребенок гиперактивный в 2. Психологическая подготовка родителей. Проблемы с учебой


Одним из самых распространенных заболеваний у детей является гиперактивность. По статистике, этот диагноз имеют 20% детей возраста от 3 до 5 лет. Именно тогда заболевание максимально проявляется.

Гиперактивный ребенок испытывает неудобства во время обучения, плохо социализируется. Ему трудно наладить контакт со сверстниками, сосредоточиться на получении знаний. Патология может сопровождаться другими заболеваниями нервной системы.

В 1970 году гиперактивность была включена в международную классификацию болезней. Ей дали название СДВГ, или синдром дефицита внимания. Заболевание представляет собой нарушение работы мозга, которое влечет за собой постоянное нервное напряжение. Дети шокируют взрослых своим поведением, которое не соответствует установленным нормам.

Учителя обычно жалуются на слишком подвижных учеников. Они неусидчивы, постоянно подрывают дисциплину. Умственная, физическая активность повышена. Память и моторные навыки могут оставаться без нарушений. Заболевание чаще всего встречается у мальчиков.

Причины развития патологии

Чаще всего сбои работы мозга закладываются внутриутробно. К гиперактивности могут привести:

  • нахождение матки в тонусе (угроза прерывания беременности);
  • гипоксия;
  • курение или неправильное питание матери во время беременности;
  • постоянные стрессы, испытываемые женщиной.

Иногда патология возникает из-за нарушения процесса родов:

  • стремительность;
  • затяжной период схваток или потуг;
  • применение препаратов для стимуляции;
  • роды до 38 недель.

Реже всего появляется синдром гиперактивности из-за других причин, не связанных с процессом рождения малыша:

  • заболевания нервной системы;
  • семейные проблемы (конфликты, напряженные отношения между мамой и папой);
  • чрезмерно строгое воспитание;
  • отравление химикатами;
  • нарушение рациона.

Перечисленные причины являются факторами риска. Не обязательно в процессе стремительных родов появляется на свет малыш с этим синдромом. Если беременная мать постоянно нервничала, часто лежала на сохранении из-за гипертонуса матки или маловодия, то риск СДВГ возрастает.

Симптомы патологии

Достаточно сложно разделить чрезмерную активность и простую подвижность. Многие родители ошибочно ставят детям диагноз СДВГ, хотя этой проблемы нет на самом деле. Некоторые симптомы могут свидетельствовать о неврастении, поэтому самостоятельно назначать лечение нельзя. При подозрении на гиперактивность обратитесь к специалисту.

До возраста 1 год нарушения работы мозга проявляют себя симптомами:

  • чрезмерная возбудимость;
  • бурная реакция на проведение ежедневных процедур (плач во время купания, массажа, гигиенических манипуляций);
  • повышенная чувствительность к раздражителям: звуку, свету;
  • проблемы со сном (крохи периодически просыпаются ночью, днем долго бодрствуют, трудно укладываются);
  • отставание психомоторного развития (начинают позже ползать, ходить, говорить, сидеть).

У детей до 2-3 лет могут наблюдаться проблемы с речью. Она долгое время находится на стадии лепета, малыш испытывает затруднения с формированием словосочетаний, сложных предложений.

До года диагностику гиперактивности не проводят, так как описанные симптомы могут появиться из-за капризов крохи, нарушений работы пищеварительной системы или при прорезывании зубов.

Психологи всего мира признали, что существует кризис 3 лет. При гиперактивности он проходит остро. Одновременно с ним старшие члены семьи задумываются о социализации. Они начинают водить кроху в дошкольные учреждения. Именно там СДВГ начинает проявляться:

  • неусидчивостью;
  • хаотичными движениями;
  • нарушениями моторики (неловкость, неумение правильно держать столовые приборы или карандаш);
  • проблемами с речью;
  • невнимательностью;
  • непослушанием.

Родители могут заметить, что уложить дошкольника спать становится трудно. У трехлетки к вечеру начинает проявляться сильная утомляемость. Кроха начинает плакать без причины, проявлять агрессию. Так дает о себе знать накопившаяся усталость, но несмотря на нее малютка продолжает двигаться, активно играть, громко разговаривать.

Чаще всего диагноз СДВГ ставят детям от 4 до 5 лет. Если мама и папа мало уделяли внимания здоровью дошкольника, то симптомы проявятся в начальной школе. Они будут заметными:

  • невозможность сконцентрировать внимание;
  • неусидчивость: в течение урока школьник вскакивает с места;
  • проблемы с восприятием речи взрослого;
  • вспыльчивость;
  • частые нервные тики;
  • несамостоятельность, неправильная оценка своих сил;
  • сильные головные боли;
  • неуравновешенность;
  • энурез;
  • многочисленные фобии, повышенная тревожность.

Вы можете заметить, что гиперактивный школьник обладает отличным интеллектом, но у него возникают проблемы с успеваемостью. Как правило, синдром сопровождается конфликтами со сверстниками.

Другие дети сторонятся чрезмерно подвижных малышей, ведь с ними трудно найти общий язык. Дети с СДВГ часто становятся зачинщиками конфликтов. Они чрезмерно обидчивы, импульсивны, агрессивны, ошибочно оценивают последствия своих поступков.

Особенности синдрома

Для большинства взрослых диагноз СДВГ звучит, как приговор. Они считают своих детей умственно отсталыми или неполноценными. Это большая ошибка с их стороны: из-за сложившихся мифов родители забывают, что гиперактивный малыш:

  1. Креативный. У него полно идей, а воображение развито лучше, чем у простых детей. Если старшие ему помогут, то он сможет стать отличным специалистом с нестандартным подходом или творческим человеком с множеством идей.
  2. Обладатель гибкого ума. Он находит решение непростой задачи, облегчая себе работу.
  3. Энтузиаст, яркая личность. Его интересует много вещей, он старается привлечь к себе внимание, стремится общаться с как можно большим количеством человек.
  4. Непредсказуем, энергичен. Это качество можно назвать как положительным, так и отрицательным. С одной стороны, у него достаточно сил для множества разных дел, а с другой – его просто невозможно удержать на месте.

Считается, что малыш с гиперактивностью постоянно хаотично двигается. Это устойчивый миф. Если занятие полностью поглотило дошкольника, он проведет за ним несколько часов. Важно поощрять такие хобби.

Родителям нужно понимать, что гиперактивность у детей никак не сказывается на интеллекте и таланте. Это зачастую одаренные дети, кроме лечения им нужно воспитание, направленное на развитие навыков, данных природой. Обычно они отлично поют, танцуют, конструируют, рассказывают стихи, с удовольствием выступают на публике.

Виды заболевания

Синдром гиперактивности у детей симптомы может иметь разные, так как это заболевание имеет несколько форм:

  1. Дефицит внимания без чрезмерной активности. Чаще всего эта разновидность встречается у девочек. Они много мечтают, обладают бурной фантазией, часто врут.
  2. Повышенная возбудимость без дефицита внимания. Это наиболее редкая патология, сопровождается поражением ЦНС.
  3. Классический СДВГ. Самая распространенная форма, сценарий течения ее индивидуален у каждого случая.

Вне зависимости от того, как протекает заболевание, его необходимо лечить. Для этого требуется пройти несколько обследований, взаимодействовать с врачами, психологами, педагогами. В большинстве случаев детям прописывают успокоительные средства. Консультация психоаналитика обязательна для родителей. Они должны научиться принимать недуг, не вешать на малыша «ярлыки».

Особенности диагностики

При первом обращении к специалистам диагноз поставить невозможно. Для окончательного вердикта требуется наблюдение, длящееся около полугода. Оно проводится специалистами:

  • психологом;
  • неврологом;
  • психиатром.

Всех членов семьи часто пугает обращение к психиатру. Не стоит стесняться приходить к нему на консультацию. Опытный специалист поможет вам правильно оценить состояние маленького пациента, назначит лечение. Обследование должно включать в себя:

  • беседу или интервью;
  • наблюдение за поведением;
  • нейропсихологическое тестирование;
  • заполнение опросников родителями.

На основании эти данных врачи получают полную информацию о поведении маленького пациента, что позволяет им отличить активного малыша от того, у которого имеются нарушения. За гиперактивностью могут скрываться другие патологии, поэтому стоит быть готовым к прохождению:

  • МРТ мозга;
  • ЭХО КГ;
  • исследования крови.

Чтобы своевременно выявить сопутствующие патологии, необходимо проконсультироваться с эндокринологом, эпилептологом, логопедом, офтальмологом, отоларингологом. Важно дождаться окончательного диагноза.
Если врачи отказываются направлять на обследования, обратитесь к заведующей поликлиники или действуйте через психологов из учреждений образования.

Комплексное лечение

Пока еще нет универсальной таблетки от СДВГ. Детям всегда назначается комплексное лечение. Несколько рекомендаций, как помочь гиперактивному ребенку:

  1. Корректировка двигательной активности. Детям нельзя заниматься спортом с соревновательными элементами. Допустимы демонстрации достижений (без оценок), статические нагрузки. Подходящие виды спорта: плавание, езда на лыжах, велосипеде. Разрешены аэробные нагрузки.
  2. Взаимодействие с психологом. Применяются методики для понижения уровня тревожности маленького пациента, для повышения его коммуникабельности. Моделируются сценарии успеха, подбираются занятия, помогающие повысить самооценку. Специалист дает упражнения на развитие памяти, речи, внимания. Если нарушения серьезны, то к корректирующим занятиям привлекают логопеда.
  3. Полезна смена обстановки, окружения. Если лечение идет на пользу, в новом коллективе отношение к малышу будет лучше.
  4. Родители остро реагируют на проблемы поведения своих чад. У матерей часто диагностируют депрессию, раздражительность, импульсивность, нетерпимость. Посещение психотерапевта всей семьей позволяет быстрее справиться с гиперактивностью.
  5. Аутотренинги, занятия в сенсорных комнатах релаксации. Они налаживают деятельность нервной системы, стимулируют кору головного мозга.
  6. Коррекция поведения всей семьи, изменение привычек, распорядка дня.
  7. Терапия с использованием медикаментов. В Америке от СДВГ часто прописывают психостимуляторы. В России они запрещены к использованию, так как у этой группы медикаментов масса побочных эффектов. Врачи рекомендуют ноотропные препараты и успокаивающие средства, в составе которых используются растительные компоненты.

Медикаментозная терапия используется только тогда, когда иные способы воздействия не принесли результатов. Использование ноотропов при гиперактивности не имеет под собой доказательной базы, обычно их прописывают для улучшения кровоснабжения головного мозга, нормализации в нем обменных процессов. Использование этих лекарств позволяет улучшить память и концентрацию внимания.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что курс лечения продлится несколько месяцев. Лекарственные средства положительный эффект дают через 4-6 месяцев, а заниматься с психологом придется не один год.

Никто не может без обследования поставить диагноз СДВГ. Признаки гиперактивности у детей способен увидеть только специалист. Не следует самостоятельно ставить диагноз и назначать лекарства. Не пренебрегайте рекомендациям специалистов и регулярно проводите обследования. Многих интересуют особенности жизни семьи с гиперактивным ребенком – что же делать родителям – советы психолога в этом случае такие:

  1. Организуйте день. Включите в него неизменные ритуалы. Например, перед сном выкупайте малыша, переоденьте в пижаму и прочтите сказку. Не меняйте распорядок дня, это спасет от истерик и возбуждения в вечернее время.
  2. Минимизировать выброс энергии поможет спокойная и доброжелательная обстановка дома. Неожиданные приходы гостей и шумные вечеринки – не подходящая атмосфера для детей с гиперактивностью.
  3. Подберите спортивную секцию и следите за регулярностью посещения занятий.
  4. Если обстановка позволяет, не ограничивайте активность крохи. Он выплеснет свою энергию и станет спокойнее.
  5. Для детей с СДВГ не подходят наказания в виде длительного сидения на месте, выполнения утомительной работы.

Многих интересует, как успокоить гиперактивного ребенка. Для этого психотерапевты дают индивидуальные консультации, основанные на изменении воспитательного процесса. Прежде всего, учтите, что при СДВГ дети отрицают любые запреты.

Использование слов «нет» и «нельзя» обязательно спровоцирует истерику. Психологи рекомендуют стоить предложения, не употребляя прямых отрицаний.

Истерики нужно предотвращать. Сделать это можно путем коррекции поведения.

Еще одной проблемой СДВГ является отсутствие контроля за временем и частое переключение внимания. Мягко возвращайте малыша к поставленной цели. Следите за тем, чтобы выполнение задания занимало определенное время. Давайте указания или проводите занятия последовательно. Не задавайте несколько вопросов одновременно.

Проводите с чрезмерно активными детьми много времени, уделяйте им внимание. Занимайтесь с ними совместной деятельностью: гуляйте по лесу, собирайте ягоды и грибы, ходите на пикники или в походы.

При этом избегайте шумных мероприятий, возбуждающе действующих на психику.Измените фон жизни. Вместо телевизора включите спокойную музыку, ограничьте время просмотра мультфильмов.

Если гиперактивный малыш перевозбудился, не кричите на него и исключите физическое насилие. Говорите с ним спокойным и твердым тоном, обнимите, уведите в тихое место (подальше от других детей и людей), найдите слова утешения, выслушайте.

Особенности процесса обучения

Лечение гиперактивности у детей школьного возраста нужно проводить совместно с педагогами. Они должны знать о проблемах школьника и уметь увлечь его на уроках. Чаще всего для этого используются программы с творческими элементами в занятиях, облегченной подачей материала.

Сейчас по всей стране развивается инклюзивное образование., которое при синдроме позволяет детям получать знания не дома, а в коллективе. Не исключены проблемы и недопонимания. Педагог должен уметь решать конфликты в классе.

Во время урока гиперактивных детей нужно привлекать к активным действиям. Учитель должен давать таким школьникам небольшие поручения. Они могут мыть доску, выносить мусор, раздавать тетради, ходить за мелом. Небольшая разминка во время урока позволит выплеснуть накопившуюся энергию.

Возможные последствия

Не стоит пускать патологию на самотек. Малыш не способен самостоятельно справиться с СДВГ. Он не перерастет этот синдром.

В запущенных случаях гиперактивность приводит к проявлениям физической агрессии в отношении себя и окружающих:

  • издевательства над сверстниками;
  • драки;
  • попытки избиения родителей;
  • склонность к суициду.

Часто гиперактивный школьник при высоком коэффициенте интеллекта заканчивает обучение с неудовлетворительными оценками. Он не может получить образование в ВУЗе или колледже, испытывает проблемы с трудоустройством.

В неблагоприятной социальной атмосфере выросший школьник ведет маргинальный образ жизни, принимает наркотики или злоупотребляет алкоголем.

В благоприятной обстановке СДВГ может пойти на пользу. Известно, что Моцарт и Эйнштейн имели этот синдром. Однако не стоит полагаться только на природные данные. Помогите малышу осознать свою значимость и направьте его энергию в нужное русло.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) – непростое заболевание, характеризующееся чрезмерной активностью, постоянным отвлечением и невозможностью сконцентрироваться.

Детки с данным заболеванием запросто переходят все установленные границы, а нередко даже шокируют взрослых своим поведением. Столкнувшись с таким диагнозом, родителям, прежде всего, хочется знать, как проявляется заболевание, в чем его особенности, и, главное, как помочь детям пройти связанные с ним трудности и полноценно социализироваться в обществе.

Симптомы гиперактивности у ребенка

Первые признаки гиперактивности у малютки иногда могут проявиться еще до года. При этом наблюдаются следующие симптомы :

  • Гиперчувствительность к свету, звуку и другим внешним раздражителям;
  • Излишняя возбудимость;
  • Бурная реакция на манипуляции;
  • Задержка физического развития;
  • Нарушения сна;
  • Запоздания в развитии речи.

Но, если выше перечисленные признаки проявляются изредка или не в полной мере, относить их к патологии не следует. Ведь в этом возрасте существует и множество других причин для подобного поведения. Например, прорезывание зубов.

Особенности гиперактивных детей — как их успокоить

Более точно определить, гиперактивен ли малыш, можно в 2 — 3 года. В этом возрасте возможно наступление первых кризисов.

Из типичных симптомов чаще всего наблюдаются:

  • непослушание;
  • импульсивность;
  • сложности при укладывании в кровать;
  • замедления в развитии памяти и внимания.

Маленький человечек становится неуправляемым, и это весьма сложное испытание для родителей. Общение с такими детками – целое искусство, овладеть которым весьма непросто.

Так, чтобы успокоить малыша с СДВГ, желательно максимально снизить влияние внешних раздражителей, предложить ему стакан воды или успокоительный чай, искупать и сделать массаж.

Гиперактивные дети — причины гиперактивности у детей

Гиперактивные дети — совсем не редкость в сегодняшнее время. Они составляют около 18% из общего числа пациентов, обследующихся у педиатров. По поводу причин возникновения столь серьезного недуга уже длительное время ведутся научные дебаты.

В большинстве своем, медики сходятся во мнении о генетической предрасположенности заболевания. Но называют и другие причины возникновения патологии :

  • угрозы прерывания беременности;
  • проблемы во время родов;
  • употребление матерью алкоголя;
  • курение;
  • отравление тяжелыми металлами;
  • нервные напряжения, стрессы.

Гиперактивный ребенок что делать?

Если ребенок гиперактивный, прежде всего, необходимо учитывать индивидуальные особенности проявления СДВГ. Но существует и ряд общих рекомендаций для работы с подобными детками:

  • Задавайте четкий алгоритм действий. Выдавайте команды поочередно, стараясь формулировать его как можно более конкретно.
  • Формулируйте запреты, избегая частицы «не». Вместо: «Не ходи по лужам!», лучше скажите: «Старайся обходить лужи» или «Ходи там, где сухо».
  • Придерживайтесь логической последовательности в заданиях. Старайтесь избежать сумбурности, не перескакивайте с одной задачи на другую.
  • Следите за временем. Устанавливайте маленькому человечку четкие временные рамки на выполнение работ и контролируйте, чтобы он их придерживался, заблаговременно об этом предупреждая.

В случае, если малыш перевозбужден, а успокоить его не получается, попробуйте воспользоваться рекомендациями психолого в:

  • Смените обстановку на более спокойную;
  • Постарайтесь обнять свое чадо;
  • Помогите принять успокаивающую ванну;
  • Почитайте или просто полистайте книгу;
  • Сделайте расслабляющий массаж;
  • Включите легкую релаксационную музыку.

Помимо этого, современные психологи предлагают следующие рекомендации родителям гиперактивных детей:

  • Приучайте маленького человечка к соблюдению режима дня;
  • Постарайтесь создать для него максимально комфортные условия дома и в коллективе;
  • Будьте позитивны, используйте похвалу;
  • Четко расставьте рамки, что можно, а что – нельзя;
  • Дайте возможность малышу расходовать избыточную энергию по максимуму.

Лечение гиперактивности у ребенка

Чтобы помочь маленькому человечку, родители должны знать, что лечение недуга может включать в себя четыре составных :

1. психотерапевтические методы;
2. психолого-педагогическое корректирование;
3. применение медикаментозных препаратов;
4. немедикаментозную терапию.

Конечно, в первую очередь, предпочтение отдается немедикаментозным методам. Но определить и назначить их может только врач. Родителям же, в первую очередь, следует позаботится о соблюдении других немаловажных рекомендаций :

  • спокойная атмосфера;
  • полноценный сон;
  • качественное питание;
  • длительные прогулки;
  • постоянные физические нагрузки;
  • щадящие методы обучения.

Что делать, если в вашей семье растёт гиперактивный ребёнок? Как быть родителям, если их ребёнок настолько неугомонный и стремительный, что с ним трудно совладать? Как быть, если он не может спокойно реагировать на всё, что происходит, играть со сверстниками? Как быть, если он неусидчив и ему непросто передать знания? Как выбрать правильную стратегию воспитания гиперактивного ребёнка и что кроется в его неугомонности? Читайте об особенностях поведения гиперактивного ребёнка: рекомендации родителям.

Гиперактивность и её признаки

Гиперактивный ребёнок сталкивается с многими проблемами

В середине прошлого столетия медики рассматривали гиперактивность как патологическое состояние, которое вызвано незначительными расстройствами функций мозга. Впоследствии чрезмерная двигательная активность стала восприниматься как самостоятельное заболевание, которое получило название «синдром дефицита (нарушения) внимания с гиперактивностью» (СДВГ) .

«Гиперактивный ребёнок сталкивается с проблемами концентрации внимания, слабой памяти, обучения. Его мозгу сложно переработать информацию. Ребёнок не может сохранять сосредоточенность на протяжении длительного времени, контролировать все свои действия. Он неусидчив, невнимателен и импульсивен».

Симптомы гиперактивного поведения:

  • неусидчивость
  • суета
  • беспокойство
  • импульсивность
  • эмоциональная нестабильность
  • плаксивость
  • несоблюдение правил и норм поведения
  • проблемы со сном
  • задержка и нарушения речевого развития
  • и прочие.

Симптомы СДВГ уже можно заметить у 2-3 летнего крохи. Чаще всего родители не спешат обращаться к доктору, однако, как только ребёнок поступает в первый класс, у него возникают сложности с учёбой, которые появляются вследствие гиперактивности.

На каждый из описанных симптомов обязательно нужно реагировать и обращаться за помощью к специалистам, которые дадут правильные рекомендации, как помочь ребёнку с СДВГ, как научиться его успокаивать, как адаптироваться ему в обществе.

Если признаки гиперактивности сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Среди признаков гиперактивности выделяют следующие:

  1. Невнимательность, что проявляется в:
  • частой неспособности быть внимательным к деталям (из-за этого ребёнок будет допускать ошибки при выполнении школьного домашнего задания и в других видах деятельности)
  • сложности сохранять внимание
  • неумении слушать
  • неспособности придерживаться требований и инструкций (например, довести до конца выполнение уроков или других домашних обязанностей на рабочем месте
  • сложности самостоятельно организовать выполнение домашнего задания и другую работу
  • избегании вовлечения в выполнение заданий, требующих продолжительного сохранения умственного напряжения
  • частой потере предметов (игрушек, школьных принадлежностей, карандашей, книг, канцелярских принадлежностей)
  • лёгком отвлечении на посторонние стимулы
  • частой забывчивости в повседневных ситуациях.
  1. Гиперактивность, которая проявляется в:
  • беспокойных движениях кистей и стоп
  • кручении и верчении, сидя на стуле
  • частом вставании с места в классе во время урока или в других ситуациях
  • частом проявлении бесцельной двигательной активности: беге, кручении, попытках куда-то залезть, причём тогда, когда это недопустимо
  • неспособности спокойно, тихо играть или заниматься чем-либо
  • постоянном движении
  • болтливости, шумности.
  1. Импульсивности, что проявляется в:
  • ответах на вопросы, не выслушивая их до конца и особенно не думая
  • сложности дождаться своей очереди
  • частых помехах другим, приставаниях к окружающим (к примеру, н может спокойно вмешиваться в разговоры или игры).

Если описанные признаки сохраняются у ребёнка более 6 месяцев, то обязательно нужно проконсультироваться со специалистом - психологом, невропатологом.

Лечение дома и со специалистом

Подходящий курс лечения для вашего гиперактивного ребёнка может подобрать только доктор

Заметив у ребёнка симптомы и признаки СДВГ, следует проконсультироваться с врачом-невпропатологом. Доктор проведёт обследование и выяснит, не является ли причиной гиперктивности ребёнка какое-либо тяжёлое заболевание.

Диагностика СДВГ проводится в 3 этапа:

  1. Сбор информации. Врач собирает информацию о ребёнке, выясняя особенности течения беременности и родов, историю болезней ребёнка, особенности воспитания. Доктор просит родителей охарактеризовать ребёнка. Далее он даёт субъективную оценку поведению ребёнку на основе определённых диагностических критериев.
  2. Психологическое обследование. С помощью особых методик (тестов) специалист диагностирует внимание ребёнка.
  3. Аппаратное обследование. СДВГ диагностируется с помощью электроэнцефалографического исследования или исследования на основе магнитно-резонансной томографии (что позволяет регистрировать электрические потенциалы мозга и выявить соответствующие изменения). Процедуры являются безболезненными и безопасными.

Совокупность полученных результатов определит наличие СДВГ и необходимость специального лечения.

Иногда ребёнок становится настолько неуправляем, что родители готовы предпринять всё, что угодно, чтобы прекратить безобразие и отдохнуть от него. Здесь важно помнить, что нельзя самовольно давать ребёнку успокоительные препараты: их может назначить только врач, проведя обследование. Подбор препаратов, нормализующих сон, снимающих раздражительность, уменьшающих тревожность подбирается врачом строго индивидуально для каждого ребёнка.

«Совет. Помните, что подходящий курс лечения для вашего гиперактивного крохи может подобрать только доктор. Выбирая домашние методы лечения, остановитесь на тех, которые не принесут ребёнку вреда. В качестве домашнего лечения лучше всего выбрать стратегию бережного, спокойного, ласкового отношения к малышу».

Как организовать жизнь гиперактивного ребёнка

Внимательное и бережное отношение к гиперактивному ребёнку поможет правильно организовать его жизнь

  1. Запрещайте правильно. При общении с гиперактивным ребёнком не используйте отрицания, отрицательную частицу «не», слова «нет» и «нельзя». Лучше переформулировать запреты, например: «Не ходи по газону!» следует заменить на «Лучше играй на дорожке». То есть, запрещая что-то малышу, сразу предлагайте альтернативу.
  2. Задачи ставьте чётко. Детей с СДВГ отличает слабо развитое логическое и абстрактное мышление. Поэтому задания нужно озвучивать чётко. В общении с ребёнком употребляйте короткие простые фразы, избегая сложных формулировок.
  3. Соблюдайте последовательность. Гиперактивным, невнимательным детям лучше не давать несколько поручений одновременно, как «переоденься, и сложи одежду, помой руки и скорей садись обедать». Ребёнку будет трудно сразу воспринять всю информацию. Скорей всего, он отвлечётся и забудет выполнить всё, что нужно. Лучше давать поручения одно за другим, сохраняя логическую последовательность.
  4. Следите за временем. Гиперактивным детям сложно ощущать время, поэтому родители должны сами следить за тем, сколько времени малыш тратит на выполнение того или иного задания.
  5. Приучайте к режиму дня. Распорядок дня - основа нормальной жизни гиперактивного ребёнка. Ребёнок должен достаточное количество времени спасть (не менее 8-10 часов в сутки), кушать, заниматься (учиться), играть, гулять в одно и то же время. Не забывайте хвалить малыша, если он соблюдает правила.
  6. Будьте позитивно настроены. Радуйтесь успехам ребёнка, хвалите его, поддерживайте. Малыш должен чувствовать, что о нём заботятся и помогают справиться со сложностями. Сглаживайте конфликты.
  7. Чётко обозначьте критерии хорошего поведения. Вседозволенность - не лучшая тактика воспитания. Ребёнок должен понимать, что ему можно, а что нельзя; как вести себя красиво, а как - нет.
  8. Создайте комфортные условия для развития ребёнка. У малыша должно быть своё место в доме, где он может спокойно играть и заниматься. Не отвлекайте ребёнка от занятий. Следите за тем, чтобы он не переутомлялся.
  9. Создайте возможности для траты излишков энергии. Гиперактивным детям лучше иметь хобби. Хорошо, если это будет спорт, где ребёнок сможет выплеснуть излишнюю энергию. Больше гуляйте на свежем воздухе.

Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты

«Совет. Из рациона гиперактивного ребёнка нужно исключить продукты, содержащие красители и консерванты. Не рекомендуется употреблять газированные напитки, шоколад, острую и солёную пищу».

Народные методы коррекции поведения

Иногда врач может назначить не только медикаментозное лечение, но и усилить его народными методами, например:

  1. Настои успокаивающих травяных сборов. Настой от тиков: 2 ст. ложки сухих листьев ежевики заварить литром кипятка и давать пить ребёнку по полстакана дважды в день.
  2. Укрепляющие нормализующие смеси. Например: клюкву и алоэ нужно перекрутить на мясорубке и заправить мёдом. Давать по чайной ложе три раза в день в течение полугода. Такая смесь усиливает концентрацию внимания и усидчивость.
  3. Успокаивающие фитованны. Некоторые травы (ромашка, валериана, пустырник) и эфирные масла (пихта, нероли) имеют расслабляющее действие. Травы нужно заварить, а потом настой вылить в ванну, а эфирного масла капнуть пару капель.

«Чудесный старинный успокоительный способ – стакан тёплого молока с мёдом. Лучше предлагать ребёнку пить его на ночь».

Подбирайте индивидуально способы, чтобы успокоить гиперактивного ребёнка

Пока диагностика ещё не проведена, родителям пригодятся советы, как вести себя с гиперактивным ребёнком:

  1. При перевозбуждении ребёнка нужно сменить обстановку: дайте попить воды и уведите его в другую комнату.
  2. Если кроха огорчён, лучшим лекарством будут объятия родителей, ласковое поглаживание по голове: физический контакт очень важен для гиперактивных детей.
  3. Эффективным домашним способом лечения гиперактивных детей являются фитованны перед сном. В успокоительный сбор для такой ванны могут войти шишки хмеля и хвойных деревьев. Посоветуйтесь с доктором при выборе такого метода домашней терапии.
  4. Любимая сказка, книжка с красочными иллюстрациями, массаж, спокойная музыка – с помощью всего этого малыш сможет быстрее успокоиться и заснуть.

Непросто рекомендовать, что конкретно нужно делать с гиперактивностью малыша, ведь каждый случай индивидуален и порождён разными причинами. Главное – быть любящими и терпеливыми родителями, которые помогут малышу адаптироваться в окружающем мире и справиться с трудностями, с которыми он сталкивается.

Гиперактивность – достаточно сложное расстройство, которое встречается у детей, чаще всего в раннем дошкольном возрасте. Для такого малыша не требуется сложное лечение, но родителям нужно быть очень внимательными к детям.

Обязательной является работа с гиперактивными детьми, так как в противном случае успехи ребенка в школе могут быть низкими, также это может отразиться на отношениях малыша с родителями и близкими людьми, ребёнок может страдать чрезмерной психической и моторной активностью.

В этой статье мы расскажем вам, какая коррекция нужна таким детям дошкольного возраста, рассмотрим игры для гиперактивных детей.

Если у вас гиперактивный ребёнок, то в первую очередь вы должны понять, какие причины к этому привели и устранить их. Обычно причины бывают такими:

  1. Перенесенные инфекционные болезни.
  2. Травмы при родах, поздние или ранние роды.
  3. Отравления химикатами или тяжелыми металлами.
  4. Отсутствие распорядка дня.
  5. Плохое или неправильное питание.

Чаще всего гиперактивность проявляется у мальчишек, как результат у малышей может нарушаться режим сна, они могут страдать недержанием, нарушениями речи, сердечными заболеваниями. Очень часто ребёнок страдает гиперактивностью на фоне синдрома дефицита внимания.

Дефицит внимания

Если ребёнок страдает гиперактивностью, то, скорее всего, у него также присутствует еще и дефицит внимания. Но такое заключение можно дать, опираясь на результаты обследования психолога, психотерапевта и педиатра. Во время обследования нужно будет также выяснить, не страдает ли ребёнок другими заболеваниями, которые очень схожи с гиперактивностью и дефицитом внимания, так как и они могут потребовать соответствующее лечение.

Если доктор сможет назначить лечение и медикаменты, которые будут помогать фокусировать снимание ребенка, успокоят его нервную систему, помогут сделать более спокойным поведение, . Эта коррекция поможет и родителям и ребенку.

Обычно помимо того, что будет проводиться лечение, ребёнок должен полностью сменить дошкольного образ жизни. Здесь будут полезны рекомендации психолога для вашего ребенка возраста. Он научит малыша, которому уже пошел седьмой год, расслабляться, делать упражнения для дыхания, успокаиваться и расслаблять разные группы мышц.

Желательно, чтобы учителя и директор школы, где учится малыш, также были поставлены родителям в известность о том, что ребенок гипереактивен. Так малыш может получить помощь при обучении, более спокойное место в классе или дополнительное врем для выполнения заданий.

Гиперактивный ребенок – Школа доктора Комаровского

Основные признаки гиперактивности

Признаки расстройства могут обнаруживаться абсолютно по-разному. Чаще всего ребёнок проявляет какую-то спонтанную реакцию, которую сам не в силах подавить. Как правило, такие реакции – это проявление чрезмерной эмоциональности, что является следствием неуравновешенной нервной системы.

Еще одни очень важные признаки особенности, которой наделен ребёнок – это трудность с и отсутствие возможности чего-то спокойно ждать или сидеть на одном месте. Обычно такой ребенок отличается неорганизованностью, забывчивостью и рассеянностью. Как следствие этого, проявляются следующие признаки гиперактивности – не качественное выполнение заданий, ребёнок много двигается, очень много разговаривает, всех перебивает.

Очень часто родители путают причины и признаки гиперактивности с дефицитом внимания, а также с обычными капризами. Но также нельзя и перебарщивать, если у вашего малыша проявилась гиперактивность в одной ситуации, не обязательно искать этому причины, это может быть чистой случайностью. Но если они проявляются и в других ситуациях, то тогда стоит обратиться к врачу, чтобы он назначил соответствующее лечение этой особенности малыша, которой требуется обязательная коррекция.

Конкретные признаки гиперактивности у детей:

  1. Малыш не может спокойно сидеть, он проявляет беспокойные движения рук и ног. Он все время крутиться, вертится, ерзает, теребит волосы и одежду.
  2. У малыша проявляется беспричинная . Он может бегать, прыгать, залезать везде, где только сможет.
  3. Играть сосредоточено и спокойно малыш не может. Он кричит и пищит, выполняет неосознанные движения.
  4. Малыш может до конца выслушать вопрос, он может отвечать невпопад, а также не особо задумываться о том, чтобы выслушать оппонента.
  5. Малыш капризничает, нервничает и не может долго чего-то ждать.
  6. Кроха может мешать другим детям, обычно пристает к ним во время игры и может доставлять дискомфорт своим поведением.
  7. Сон у карапуза неспокойный, под ним часто сбивается простыня, он раскрывается и переворачивается.
  8. Малыш не понимает, что у людей есть свои потребности и желаний.
  9. Кроха не контролирует свои желания и эмоции, в том числе и агрессивные.
  10. Карапуз не внимателен, допускает ошибки в результате этой невнимательности.
  11. Плохая концентрация внимания, кроха может слышать речь, но плохо усваивает сказанное ему.
  12. Карапузу, которому пошел шестой год, может быть интересно многое, но с понимание того или иного процесса или явления он испытывает проблемы.

Конечно же, такому поведению обязательно нужна коррекция и лечение, родителям обязательно нужно найти хорошего доктора для своего малыша. Но, помните, что такие особенности не делают кроху плохим, родителям надо принимать во внимание советы врача и психотерапевта, а также контролировать и корректировать воспитание крохи.

Особенности воспитания

Коррекция гиперактивности – это не только медикаментозное лечение, это также правильное воспитание и отношение к малышу. Чтобы коррекция пошла малышу на пользу, родителям, у которых малышу уже пошел седьмой год, нужно будет:

  1. Установить для себя границы поведения малыша, с учетом его особенности, в рамках которых вы не проявляете гнева.
  2. Обязательно родителям нужно поговорить с малышом, пояснить ему рамки границ и пояснить, какие могут последовать санкции, если кроха пересечет эти границы.
  3. Обязательно поговорите о том, что такое красная граница, которую нельзя переходить ни в коем случае. Правильная коррекция подразумевает, что сначала такая граница будет одна, чтобы малыш не путался. Для возраста, когда малышу исполнилось шесть, и пошел седьмой год, это будет правильно и крохе будет легко выполнять наставления взрослых.
  4. Взрослые не должны злиться на ребенка, помните, что малыш не виноват, просто у него есть такие особенности. Помните советы специалистов и повторяйте себе, что коррекция и лечение – это не простой процесс и для вас и для крохи. Не выставляете малышу слишком много требований и не злитесь.
  5. Если не злиться не получилось, разграничьте свой гнев и любовь к своему малышу. Пусть ваш ребенок знает, что даже если он совершил плохой поступок, это не значит, что он сам плохой или недостойный.
  6. Прощайте малыша за его особенности, поощряйте его хорошее поведение. Выражайте к нему свои чувства словами любви и похвалы.

Чтобы коррекция и лечение гиперактивности и детей, которым уже пошел седьмой год, прошло успешно, вы должны правильно воспринять и исполнять советы и рекомендации психолога. Тогда воспитание гиперактивного малыша, которому уже пошел седьмой год, будет легким и простым, а детские капризы будут восприниматься спокойно.

Итак, советы специалиста, как воспитывать гиперактивного малыша, которому исполнился седьмой год:

  1. Сделайте распорядок дня четким и понятным для карапуза. Введите в распорядок дня ритуалы.
  2. Пусть малыш находиться только в спокойной и привычной ему обстановке, уберегайте его от раздражителей.
  3. Заинтересуйте малыша спортом и физическими нагрузками.
  4. Не ограничивайте малыша в активной игре и других действиях, пусть он расходует энергию.
  5. Не наказывайте малыша и не заставляйте его сидеть на одном месте.
  6. Любите ребенка и показывайте ему всю свою любовь, хвалите его и говорите о том, как он важен для вас.
  7. Пробуждайте у крохи интерес к творчеству и учебе.

10 правил воспитания гиперактивного ребёнка – Доктор Комаровский

У нас гиперактивный ребенок, что делать? С такой проблемой нередко приходят родители на прием к педиатру, невропатологу или психологу. «Лекарство» существует!

Такие дети обращают на себя внимание сразу

Вряд ли можно не заметить гиперактивного малютку и его уставшую, нервную маму на улице.

  • карапуз носится со скоростью гоночного автомобиля,
  • все время норовит куда-нибудь залезть или вскарабкаться,
  • хаотично хватает и разбрасывает во все стороны разные предметы,
  • движения гиперактивного малыша нескоординированные, и он при беге может споткнуться и упасть, причинив себе немалый вред.

О гиперактивности ребенка в первую очередь свидетельствует его активные хаотичные действия, неадекватные ситуации
Такой маме едва ли кто-то позавидует: если ей удается поймать свое неугомонное чадо и остановить, то он яростно вырвется и снова понесется как вихрь в никуда…

Родителям бывает весьма утомительно жить и общаться с гиперактивным ребенком.

Его повышенная двигательная активность, неуправляемость, «глухота» к просьбам, увещеваниям и замечаниям, конечно же, может измотать даже самых устойчивых родителей.

Как результат: такого ребенка пытаются ограничить в движении, бегая вслед за ним и крича вдогонку: «Не бегай, споткнешься и упадешь! Не трогай, это не твое! Туда не лезь! Не ломай!» …список можно продолжать до бесконечности.

Также такие дети часто подвергаются деструктивной критике.

Гиперактивность или высокая физическая активность

Строго говоря, диагноз «гиперактивность» ставят, когда у ребенка уже достаточно развита речь, то есть в 2-3 года. В этом случае ему нужна комплексная помощь: и медицинская, и психологическая.

Корректировать симптомы повышенной возбудимости у грудничков позволяют
  • массаж,
  • успокаивающие ванночки,
  • мягкие (только по назначению педиатра или невропатолога!) успокоительные средства.

Если же ребенок старше 2-ух лет, важно установить, идет ли речь о подвижности, возбудимости, высокой отвлекаемости, которую иногда в быту принято называть гиперактивностью, или собственно синдроме дефицита внимания – как правило, явлении наследственном, предполагающем помощь врача.

Ошибочка вышла, родители

К сожалению, многие родители, не желающие найти время для дополнительного изучения литературы про гипереактивного ребенка и что делать, чтобы направить энергию своего чада в нужное русло, даже не догадываются, что:

  • такие дети не восприимчивы к жестким запретам, критике и даже наказанию,
  • их нельзя подгонять и торопить.

Немаловажно знать, что, если уставшие родители выходят из себя, не в состоянии контролировать свои эмоции, то неизбежно вызывают ухудшение поведения гиперактивного ребенка и его еще большую «глухоту». Получается замкнутый круг, вырваться из которого все же можно.

И, конечно же, стоит помнить, что нельзя запрещать гипереактивному крохе двигаться, так как неиссякаемая энергия, «не выпущенная на волю», может вылиться в истерику, капризы и слезы.

Гиперактивные дети очень чутко реагируют на одобрение и похвалу. Поэтому родителям стоит убрать жесткие запреты и, глядя малышу в глаза, спокойным тоном, очень мягко, заменять их альтернативным решением.

Более того, если такого ребенка ограничивать в движениях, опасаясь, что чрезмерная активность будет способствовать травматизму, это может стать предпосылкой для развития в будущем болезней опорно-двигательного аппарата и суставов.

Свободу деточке

Необходимо постоянно способствовать тому, чтобы кроха имел возможность выплеснуть свою энергию. С малышом следует играть, бегать, заниматься совместно плаванием. Ведь разумнее постоянно помогать непоседе, тем самым подстраховывая его и держа все время в поле зрения.

Важно предоставить «гиперу» как можно больше физической активности. Природа щедро поощряет у ребенка его стремление к движению, так необходимое ему для полноценного физического, умственного развития и иммунитета. Помимо этого ребенок от физической активности получает положительные эмоции, ведь при прыжках, беге у малыша выделяются гормоны счастья – эндорфины.

Движение активизирует мыслительную деятельность, а позвоночнику не дает «ржаветь», вследствие чего он становится подвижным и гибким. Поэтому пусть гиперактивный ребенок (да и любой другой) резвится, прыгает и бегает на прогулке, сбрасывая отрицательную энергию, а по пришествию домой или отдыхает.

Четыре стены – это приговор

Если родители понимают, что чем больше их гиперактивное чадо проводит на детской площадке, тем лучше для его развития и микроклимата в семье, то в непогожие дни и с наступлением холодов в их глазах читается паника.

Что делать с гиперактивным ребенком в малогабаритной квартире

Польза от занятий в спортивном уголке для малыша очевидна, а найти место для детского спортивного комплекса можно практически в любой квартире

Ответ прост: необходимо обустроить детскую комнату (ну или любую другую комнату, где есть место) специальным малогабаритным комплексом простейших гимнастических снарядов, которые легко установить даже в маленькой однокомнатной квартире.

Занятия на спорткомплексе разовьют у малыша координацию движения, ловкость, силу и гибкость, что весьма важно для «гиперов», так как они в большинстве случаев неуклюжи, моторно неловки, на что-то постоянно натыкаются, задевают предметы и падают на ровном месте.

«Маленький шустрик» сможет не только «разрядиться» при занятиях на таком спорткомплексе, но и получит возможность посоревноваться с мамой и папой, что создаст хороший эмоциональный контакт между ребенком и родителями.

Физкультура – панацея для гиперактивных

Физические упражнения успокаивающе воздействуют на нервную систему гиперактивного ребенка, помогают восстановить у него поведенческие реакции, выработать правильную координацию движения.

Поэтому, если поблизости есть центр раннего развития, где проводится гимнастика с опытным преподавателем, и есть финансовые возможности для посещений таких заведений, то ребенка следует водить туда, начиная с самого раннего возраста.

Если таких возможностей нет, то родителям на помощь в занятиях с их «вечными двигателями» придет увлекательная и развивающая игра под названием «Сказки на фитболе». О том, как ее организовать, читайте ниже.

Гиперактивным малышам старше 3-х лет следует подобрать детские спортивные секции. Ребенку пойдут на пользу строгий тренер, требующий соблюдать дисциплину на занятиях. При этом не будем забывать про авторитет у маленького ребенка сильного и крепкого тренера.

Закаляйся, если хочешь быть здоров

Для гиперактивных малышей в физическом развитии очень важны не только подвижные игры на улице, но и утренняя зарядка и закаливание. Нелишним здесь будет папе принимать активное участие.

Огромное значение для эффективности закаливания имеет положительный настрой ребенка

Необходимость сразу же после пробуждения приступать к гимнастике и закаливанию, которые вскоре воспитают у неугомонных малышей последовательность в своих действиях, настойчивость, дисциплину и волю.

При помощи утренних подвижных игр и физических упражнений можно повысить гормон мелатонин – биологически активное вещество, управляющее биоритмами роста и развития, глубиной сна, обменом веществ и даже адаптацией к стрессовым ситуациям, переменам погоды и новой обстановке (к примеру, посещению детского сада).

Так как гиперактивный ребенок отличается повышенной нервной возбудимостью, то при закаливании нужно использовать только щадящие приемы, не имеющие ограничений и противопоказаний.

Можно начать с водных процедур, куда входят
  • обливание рук прохладной водой,
  • криомассаж стоп,
  • контрастное обливание ног,
  • обтирание тела влажным махровым полотенцем.

Огромную пользу для маленьких «ураганчиков» принесет умывание лица. Научно доказано, что раздражение кожных зон лица нормализует процессы торможения и возбуждения центральной нервной системы.

Последовательность тонизирующего умывания лица

В первые разы при проведении процедуры температура воды должна составлять +28°C. Через каждые 1-2 дня следует снижать температуру на 1-2 градуса, доведя до конечной отметки в 18-20°C.

По всем правилам такое умывание следует начинать с середины нижней челюсти. При этом ладони, наполненные водой, должны скользить от подбородка к ушам. После следует перейти к умыванию лба – от середины к вискам, затем – от крыльев носа и уголков рта к вискам.

Такую процедуру следует повторить 3-4 раза, каждый раз, вновь наполняя ладони водой. В конце закаливающей процедуры нужно похлопать малыша по щечкам.

Продолжительность такого закаливания составит 1-2 минуты.

Уникальная методика “Сказки на фитболе”

Благодаря этой увлекательной ритмичной игре малыш и взрослые получают массу приятных впечатлений. Наигравшись вдоволь и получив заряд положительных эмоций, «мини-батарейка» продолжит длительное время играть один со своими игрушками, в то время как родители смогут немного отдохнуть от шалостей своего «ураганчика».

Необходимый инвентарь

  • Гимнастическая палка/длинная указка с тупым наконечником или легкие тряпичные мячики/массажные мячики с пупурышками.
  • Подобранная подходящая музыка (песни из сказок, мультфильмов, классические произведения для малышей, песни Шаинского или Крылатова; например, «Антошка», «Пластилиновая ворона» и т.д)
  • 3 карточки с названием персонажей из той песни, которую включаем.

Практическая реализация: для изготовления карточек необходим лист бумаги формата А4 с распечатанными персонажами из песни (можно приобрести в книжных магазинах уже готовые картонные экземпляры) и красный маркер для надписи названий.

3 основных правила этой игры

  1. Выбранная сказка или песня должна быть простой, понятной, хорошо знакомой крохе. Важно, чтобы она вызывала у малыша эмоциональную отзывчивость. Даже будет лучше, если «батарейка» выберет сам свою любимую песню/сказку.
  2. Желательно, чтобы малыш был знаком с персонажами или перед началом занятий рассмотрел картинки с их изображением. Начинать нужно с простых, немногосложных слов, легких для произнесения, постепенно переходя к более сложным.
  3. Первые занятия должны быть очень легкими и короткими (продолжительность – 30 секунд), чтобы ребенок мог успешно справляться, так как ему еще очень тяжело сосредоточиться.

Сказка начинается

Вместо обычного фитбола можно использовать надувную игрушку-попрыгун в виде животного

Для начала нужно выбрать просторное помещение и разместить карточки с персонажами при помощи скотча на стене на уровне глаз сидящего на фитболе малыша.

Еще лучше будет разместить их на зеркальном шкафу-купе. Тогда можно будет наблюдать за реакцией карапуза на эту гимнастику и погримасничать вместе с ним, что сформирует у крохи навык подражания, который является основой для всей последующей интеллектуальной деятельности.

После этого следует сесть с «энерджайзером» на фитбол напротив карточек, включить музыку, начать прыгать и знакомиться с новой увлекательной информацией.

К примеру, можно поставить песенку из мультфильма «Голубой вагон». В тот момент, когда в песне поется «голубой вагон бежит, качается» – нужно показывать на соответствующую картинку гимнастической палкой, четко произнеся/подпевая «вагон», и стараясь при этом выразительно и эмоционально подражать «чух-чух» и т.д. Для одного занятия вначале достаточно 3-х карточек, но их надо повторить 2-3 раза.

На следующее утро следует вначале обязательно повторить старые карточки и предъявить крохе 3 новые. Таким образом, можно изучать не только существительные, но и прилагательные (к примеру, голубой) и глаголы (бежит, качается) в одной песенке.

Можно показывать нужных персонажей, попадая по карточкам легкими мячиками. Такое действие усилит запоминание и разовьет координацию движения малыша. Помимо этого легкие мячики с пупырышками – идеальный инструмент для незаметного массажа кончиков пальцев. Малыш постарше, усвоивший азы «науки», может и сам самостоятельно усаживаться на фитбол и заниматься гимнастикой.

В этой методике сочетание движений, музыки, использование название персонажей и полезных слов даст огромный стимул для запоминания материала. Также во время пения и прослушивания музыки будет формироваться правильный фонетический слух ребенка.

Помимо этого благодаря хорошей и разной музыке у гиперактивного малыша будет происходить становление эстетического вкуса и собственного мнения. Научившись воспринимать информацию «на слух», гиперактивным детям легче будет усваивать иностранные языки, писать изложения и школьные диктанты, запоминать лекции преподавателей.

Травушки-муравушки

Очень полезными для гиперактивных детей будут детские чаи с ромашкой, а также ванночки с отваром лепестков ромашки. Поэтому вместо соков лучше приучать ребенка пить по утрам и вечерам ромашковый чай.

Желаем родителям гиперактивных детей терпения и понимания потребностей своих маленьких «пропеллеров»!

В этом видеосюжете специалисты подскажут вам, как отличить обычную детскую активность от поведения, выходящего за пределы нормы. А также познакомят вас с основными правилами ежедневного общения с гиперактивным ребенком.