13.10.2019

Где лучше учиться. Чем отличается гимназия от школы? Разница в педагогическом составе


Гимназия или школа для первоклассника, что лучше?

Что выбрать: престижную гимназию или обычную школу? Быть нашему ребёнку гимназистом или обычным школяром – вопрос, пожалуй, посложнее, чем у Гамлета. Потому что слишком много нюансов нужно учесть при выборе, начиная от «начинки» учебной программы, заканчивая территориальным положением учебного заведения, от количества ребят в классе до материального положения семьи. Чем отличается школа от гимназии, в чём её «элитарность» – действительно ли так важно для современного человека попасть в «круг избранных»? Попробуем разобраться в плюсах и минусах.

Тяга к переменам названий сидит в нас давно: улицы и города изменили свои имена, институты гордо переименованы в Академии и Университеты, бывшие средние школы стали гимназиями, а некоторые даже лицеями. Скептик внутри нас настойчиво шепчет, что внешнее отнюдь не всегда отражает внутреннее, и что, по сути своей, мало что изменилось. Хотя, конечно, звучит красиво: “я учусь в «универе»” или: “мой сын – гимназист”. Какая-то избранность и элитарность в этом читается, приятно!

Однако, нашему скептику придётся признать, что он всё же во многом не прав, по крайней мере, в отношении школ и гимназий. Существует целый ряд объективных характеристик, утверждённых и узаконенных на самом высшем уровне, которые позволяют (или не позволяют) школе называться гимназией. Это обязательное изучение нескольких языков, это повышенные по сравнению с обычными школами требования к педагогическому составу – как профессиональные, так и чисто технические, например, в обыкновенной школе может быть один-единственный учитель физики, а в гимназии это невозможно. В гимназии по сравнению с обычной школой куда более насыщенная и разнообразная учебная программа, на помощь приходят последние новинки компьютерных технологий, большое внимание уделяется общему культурному уровню учащихся. Активно поддерживается “корпоративный дух”, который выражается в каких-то знаках отличия воспитанников именно этой гимназии от других: форма, эмблема. А также дисциплина, атмосфера – это тоже “лицо” гимназии, достойное выражение которого должно тщательно поддерживаться. Есть ещё много признаков, отличающих элитное учебное заведение от обычной школы.

То есть, различия всё-таки налицо. Так что, милый скептик, спрячь свою улыбку. Всё выглядит более чем шикарно – наверное, всё же мы станем гимназистами. Если, конечно, попадём по конкурсу в престижную гимназию, если потянем это финансово … Да, часто гимназия – это платное и весьма дорогое удовольствие. И если будет кому возить ребёнка на другой конец города. Искусство требует жертв, но , судя по всему, стоит свеч!

И вот она – вторая сторона медали: оправданы ли эти жертвы? Не затмевают ли собой плюсы обучения? Мы же совсем забыли про нашего будущего первоклассника. Нужно ли ему обилие предметов и углублённое их изучение, готов ли он к таким нагрузкам? Учить латынь, фехтовать, держаться в седле, уметь танцевать вальс – это, бесспорно, очень интересно. Но так ли уж необходимо? Возможно и так, но не всем и не всегда. Гимназический марафон может осилить далеко не каждый ребёнок. А долгая ежедневная дорога, если гимназия находится далеко от дома, это большое испытание для маленького ученика. Да и что греха таить – далеко не каждая гимназия на практике соответствует своему высокому званию, бывает, что процесс обучения, несмотря на обилие предметов, формален, «для галочки». Так что же, не мучаем ребёнка и идём в школу в своём дворе?

Рискну сказать, что учебный план, образовательный стандарт и все программы вместе взятые – это далеко не самая важная вещь, тем более в начальной школе. Дружный класс, добрый и нравственный первый учитель, хорошая доброжелательная рабочая атмосфера – пожалуй, именно это самое важное в первые годы учёбы. А поскольку вступает в игру человеческий фактор – это в какой-то степени везение в любом случае, где бы не учился ребёнок. Поэтому, наверное, будет разумным сфокусироваться на личности учителя, набирающего первый класс, а не смотреть так уж пристально на престижную вывеску. Учитель от Бога может найтись как в скромной средней во всех смыслах школе, так и в роскошной гимназии, и встретить такого – большая удача.

Школа или гимназия? Выбор за родителями, главное, не упустить из виду истинные потребности ребёнка.

Все без исключения родители задумываются о том, куда лучше отдать своего ребенка на обучение – в школу или гимназию. В чем отличие этих образовательный учреждений между собой, а также какими преимуществами обладает каждый из них. Этому всему посвящена данная статья.

Определения двух видов школ

Гимназия представляет собой учебное заведение более престижного уровня в отличие от обычной средней школы. Отметим, что количество таких заведений гораздо меньше в отличие от простых школ.

Чтобы средней школе получить статус гимназии, нужно кардинально изменить педагогический состав, чтобы соответствовать образовательному уровню. Поэтому данный процесс отличается высокой сложностью. Вдобавок к требованиям потребуется повышенный финансовый оборот, чтобы обеспечить школу всем необходимым оборудованием для обучения школьников.

Одно слово «гимназия» означает статус и разрешение на то, чтобы собирать с родителей в несколько раз больше средств в отличие от обычной школы. Как говорится, за качество нужно платить.

В гимназии ученики выполняют развивающие программы, позволяющие более легко усваивать предметы. В результате ребенок получает углубленные знания. В таком образовательном учреждении особое внимание отдается изучению гуманитарных предметов и иностранных языков.

Средняя школа подготавливает учеников на знание одного иностранного языка, школьник гимназии обязан знать не менее двух.

В гимназии процесс изучения начинается с младших классов. Таким образом, языки усваиваются последовательно. До 5 класса преподается один, а второй язык вводится после пятого. Один класс разделяется на группы по 10 человек для достижения наибольшей эффективности обучения языков.

На одном уровне со средней школой в более статусном заведении программа проходит по стандартным учебникам и программе. Вдобавок к этому школьники изучают другие книги гуманитарного профиля. Из разряда углубленных знаний ваше чадо будет учить следующие предметы:

  1. Художественная культура.
  2. Религиоведение.
  3. Ритмика.
  4. Филология.
  5. Филология и так далее.

Что еще есть в гимназии

С точки зрения занятости детей, гимназия предлагает куда лучшую программу. В таком образовательном учреждении, как правило, есть все, что поможет раскрыть его таланты:

  1. Всевозможные кружки.
  2. Факультативы.
  3. Спортивные секции.
  4. Сотрудничество с ВУЗами и культурными учреждениями наполняет жизнь школьников культурно-образовательными событиями.

Дисциплина – это все!

Гимназия практикует усиленный уровень дисциплины в отличие от средней школы. Ученики обязаны постоянно ходить в специальной форме, а также согласно плану посещать все занятия.

Есть школы, где введен официально-деловой дресс-код, но это, скорее всего, правило рекомендательного характера.

Гимназию можно сразу же отличить благодаря следующим признакам:

  1. Собственная символика.
  2. Наличие гимна.
  3. Экскурсионный автобус.

Чего-то подобного школа себе позволить попросту не сможет.

За опрятностью и поведением гимназистов будут тщательным образом следить. Активно учитывается количество «трудных» детей и тех, кто привлекался в полицию.

Аккуратность в гимназии распространяется абсолютно на все – от школьников до всего здания.

Идеальная гимназия обладает полным преподавательским составом (плюс резервные учителя). Категория должна быть высшей у каждого педагога.

Принципиальное отличие гимназии от школы – это то, что один преподаватель обучает сугубо одному предмету. Поэтому не будет такой ситуации, когда физкультурник замещает учителя по трудам и так далее.

Материально-техническая оснащенность

Гимназия – лидер в этом противостоянии. Оснащение всем необходимым оборудованием, пособиями и компьютерным классом, где есть Интернет, – это визитная карточка статусной школы. Имеют место и библиотеки с обычными и электронными книгами. Согласитесь, что такая оснащенность – это залог хорошего обучения вашего чада. В обычных школах также есть неплохая материальная база, и все пытаются идти в ногу со временем. Однако на практике гимназия лидирует в данном вопросе.

Современные гимназии, принимая первоклассников, организуют вступительные экзамены для оценки способностей малыша. Это может быть:

  1. Проверка умственных способностей.
  2. Осмотр врача на наличие каких-либо заболеваний.
  3. Испытание на способность учиться по усиленной программе.

В средней школе такого, как правило, не происходит.

Каждый город обладает Департаментом образования. Комиссии из этого органа регулярно устраивают проверки средних школ. Задачей является проверка плюсов и минусов учреждения с подведением результатов. На основе заключения делается вывод – может школа носить свой статус или нет. К слову, после такой проверки любая средняя школа может стать гимназией при наличии положительных успехов, а статусное заведение вполне пополнит ряд обычных образовательных учреждений.

Подведем итоги

В статье мы наглядно рассказали вам обо всех различиях гимназии от школы. Приведем исчерпывающий список достоинств учреждения с углубленной программой:

  1. Стандартная программа обучения, дополненная усиленным изучением гуманитарных наук.
  2. Наличие собственной символики, автобуса и так далее.
  3. Большое количество кружков, факультативов и различных спортивных секций.
  4. Постоянные культурно-образовательные события и мероприятия.
  5. Высокий уровень материально-технического оснащения для эффективного обучения школьников.
  6. Усиленная дисциплина в обществе школьников и преподавателей.
  7. Подготовленный преподавательский состав высшей категории.

Задолго до 1 сентября в глазах и на устах родителей будущих первоклашек единственный вопрос – куда? Которое из множества заведений, призванных «сеять разумное, доброе, вечное» достойно принять в свои ряды самого необыкновенно талантливого, определенно, не такого, как другие, их любимое чадо.

А выбирать есть из чего. Кроме общеобразовательных школ, привычных с давних времен, есть гимназии и лицеи. Как бы не ошибиться с выбором? Каждое из них обладает своими особенными характеристиками и совсем нелишним будет для родителей будущих школьников знать о них. Чтобы разобраться, чем они отличаются, ведь все они – учебные заведения.

Что говорят словари?

В первую очередь, учебно-воспитательное учреждение, которое должно обучать и воспитывать.

Реально под «школой» подразумевается учебное заведение, дополнительно не предусматривающее особо углубленных знаний, в каких бы то ни было дисциплинах. И все же многие из них стремятся иметь статус повыше, хотя бы до приобретения звания школы с углубленным изучением определенной дисциплины. Иногда лишь для старшеклассников создаются классы, где особое внимание уделяется отдельным дисциплинам.

Учебные программы школ полностью должны соответствовать госстандартам, а дети нагружены в пределах нормативных требований. Потому у школьников остается времени достаточно, чтобы заниматься еще и в секциях и кружках.

Для поступления в школу следует сдать требуемые документы в определенное для этого время.

Среднее учебное заведение. «Места для упражнений», именно такое название носили гимназии, посещали древние греки, египтяне и сирийцы. Уже в 5 веке их стали считать общеобразовательными школами, где было организовано преподавание философии и риторики.

Сегодня гимназии относят к элитным учебным заведениям. Здесь ребенок получает не только основные знания, но также и развивается многосторонне. Ему предоставляется возможность понять и оценить реально собственные способности и интересы по разным дисциплинам, а это способно оказать неоценимую помощь в выборе будущей профессии. Потому образование здесь считается предпрофильным. Старшеклассники имеют возможность выбрать специализацию. А иногда специальные предметы даже вводятся в средних классах. Во многом отличается от школьной учебная программа, она часто авторская.

В Российской Империи такое учебное заведение относилось к привилегированны, и обучали здесь детей 6-11 лет, при этом охватывалась программа даже высшей школы, не говоря уже о средней. Здесь готовили, как правило, госчиновников.

Помимо образовательной программы лицей осуществляет подготовку по дисциплинам, соответствующим намерениям учеников по дальнейшему обучению, фактически готовят поступать в вузы, с которыми лицеи часто имеют договорные отношения, а их выпускники становятся абитуриентами этих конкретных вузов.

Образование воспитанников лицея на порядок выше, чем школьников. В ходе обучения усиленное внимание акцентируется на профильные дисциплины. Не редкость, когда читают их вузовские преподаватели.

Чем отличается лицей от гимназии?

В этих заведениях, безусловно много общих черт:

  • Обучение по единым стандартам образования.
  • При выпуске вручаются аттестаты единого образца.
  • Набор преподавателей по конкурсну.
  • Наличие спонсоров.
  • Углубленное изучение предметов.

Все же существует ряд принципиальных различий:

Поступают окончившие 7-8 классов средней школы Имеет право поступить всякий, кто окончил начальную школу
Технический профиль
Готовит учеников для поступления в ВУЗ, с которым предварительно заключен договор, в котором они имеют при поступлении преимущество, а иногда становятся сразу второкурсниками Дает хорошие теоретические знания, чтобы выпускники могли поступить в ВУЗ
Занятия проводятся преподавателями из вуза
У практики приоритетное значение Главное – теоретические знания
Выпускник обладает знаниями и получает определенную специальность. Ученик в старших классах выбирает профиль, наиболее для него интересный
Авторские программы преподавания

Любое из этих образовательных учреждений обладает своими преимуществами, дает хорошие знания и возможность своим ученикам расти как личности и как профессионалы. Сказать о каком-то одном, что оно выше, не получится. Цели у них одни и те же, хоть и добиваются их они разными способами при помощи различных форм и методов обучения.

Если ваш ребенок заканчивает 8 класс и уже точно знает, куда будет поступать, готов усердно готовиться к поступлению оставшиеся годы учебы, то стоит выбрать лицей.

Для ребенка – интеллектуала, с хорошим здоровьем, убежденного, что ему необходимо только высшее образование либо занятие наукой – это его дело, дорога в гимназию.

Чем отличается лицей от школы?

  1. Обучение в лицее организовано по государственной и по авторской программам, в школе же – только по государственной.
  2. Лицей готовит будущих абитуриентов вузов, а потому образование здесь гораздо более углубленное, чем в школе.
  3. Педагоги лицея сильнее, наиболее успешных школьных учителей довольно часто «переманивают».
  4. Ориентировка лицея – конкретная специализация, максимум же, на что может рассчитывать ученик обычной школы – это углубленное изучение нескольких предметов.
  5. Лицеист нагружен значительно больше, чем школьник.
  6. В лицей учеников принимают из старших классов, в школу – начиная с первого.
  7. В лицее пары, в школе – уроки по 45 минут.

Помните главное. Какое бы учреждение образования вы своему ребенку ни выбрали, оно должно помочь ему реализоваться так, как он того хочет, сделать в жизни правильный выбор. Задача учебного заведения в том и состоит.

Татьяна Соломатина

Чем отличается гимназия от обычной школы: на примере моих детей

Добрый день, друзья! Захотелось отойти от привычной темы «Путешествий» и немного поговорить о наболевшем, об образовании детей.

Куда отдать ребенка учиться? Как выбрать учреждение? Чем отличается гимназия от обычной школы? В интернете много статей, которые подробно освещают эти вопросы со стороны законодательной базы.

Цель моей публикации немного другая. Я рассмотрю данный вопрос на практике, с позиции мамы, которая прошла через все трудности устройства одного из своих детей в престижную гимназию. Вот уже 7 лет я наблюдаю жизнь двух разных общеобразовательных учреждений – обычной школы и гимназии, вижу всю ситуацию изнутри.

На практике не все так просто и однозначно, как в официальных бумагах. Многие из вас испытают шок, прочитав публикацию. Кто-то будет возмущен, кто-то не поверит, кто-то удивится, кто-то пожалеет или захочет поспорить. Но какая бы не была у вас реакция, мой рассказ направлен на то, чтобы заставить задуматься родителей об образовании детей не только, как о крепком плацдарме для будущего. Подумайте, как сохранить гармонию в детской душе, не убить личность, не отбить светлое желание учиться.

Ведь спеша на свой первый звонок, наши дети счастливы, мечтают о новых друзьях и пятерках, верят в чудо!

Читайте статью до конца, вы поймете, что я имею в виду.

Долго думала, как лучше донести до вас цель этой статьи, как доступнее объяснить чем отличается гимназия от школы. Потом просто решила рассказать все подводные камни, плюсы и минусы, на примере двух российских учреждений – Кратовской школы № 28 http://ramsch28.edumsko.ru/ и Раменской гимназии http://ramgim.edumsko.ru/ , в которых учатся мои дети.

Конечно, в каждом заведении есть свои нюансы, порой соседние школы кардинально отличаются друг от друга. Но система образования в России одна, требования едины, вот только внедряют ее в жизнь по-разному. Как и во всех отраслях, все зависит от человеческого фактора.

Поэтому, конечно есть исключения, и школы бывают ужасные, и многие гимназии или лицеи существуют «для детей», а не для собственного престижа.

Постоянные читатели моего блога знают, что живу я в небольшом дачном поселке Московской области – Кратово. Это не Москва, выбор школ невелик. Здесь их всего три, многие жители возят детей в ближайшие города, Раменское и Жуковский.

Я этим вопросом тогда не заморачивалась, считая, что начальная школа должна быть рядом. Но настал момент, и я поменяла свои взгляды, приняла решение, о котором жалею до сих пор.

Кирилл и Раменская гимназия

Кирилла отправила в Кратовскую школу № 28, которая подкупила какой-то необыкновенной домашней обстановкой, было ощущение, что отдаешь ребенка в семью.

Под конец первого года обучения, мнение не изменилось. Однако, мой сын резко выделялся на фоне других детей. Это отмечала наша классная руководитель, это видели мы, родители. К тому же, ему было скучно на уроках, потому что весь материал первого класса он уже знал.

Такая ситуация заставила нас задуматься о более серьезном, в плане обучения, учреждении. И подняв все связи, приложив немало усилий и финансовых затрат, со второго класса, мы перевели сына в самую престижную гимназию города Раменское.


А дальше был ужас, который продолжался всю начальную школу! Особенно трудно было в первый год. Причем Кирилл быстро освоил новую программу обучения, прекрасно вписался в коллектив класса. Проблемы были в другом.

Принцип «образования» в данном учебном заведении в начальной школе основывается на постоянном строгом «построении» детей. Нет никакого поощрения и пряника, только кнут и утверждения по типу «ты и твои родители – должны и обязаны».

Никакого индивидуального подхода к ребенку, помощи в трудных детских ситуациях, сочувствия или участия, только жесткая муштра, тяжелый взгляд и постоянная гонка за показателями. Причем если ребенок не дай Бог сделает шаг в сторону, оступится, то это рассматривается как предательство, и раздувается до неимоверных размеров.

Вы можете мне не верить, или подумать, что Кирилл из «проблемных» детей, или что у меня конфликт с администрацией, и я хочу очернить заведение. Но это не так. Мой сын до сих пор ходит в эту гимназию, на это есть свои причины, о которых я напишу ниже.

Так относятся ко всем детям, без исключения. Это политика школы. Мечта (стать лучшей школой Вселенной) директора, которая, благодаря такой постановки вопроса, успешно держит гимназию на первых строчках рейтинга не только районного уровня, но и всероссийского.


Надо отдать должное, благодаря политике жесткой дисциплины и страха, в начальной школе действительно дети получают обширные знания. Им дают гораздо больше материала, чем в простой общеобразовательной школе. Но какой ценой? Ломается психика, затаптывается личность, забиваются все желания ребенка.

Многие не выдерживают такого давления. Об этом не принято говорить вслух, но каждый год из нашего класса уходили один-два человека, именно по этой причине.

Оставшиеся держались и молчали. Молчали дети, запуганные учителями, молчали родители, понимая, что возмущения негативно отразятся на детях. Редкий бунт родителей подавлялся на корню словами: «Не устраивает, отправляйтесь в обычную школу».

Администрация не скрывает, что им интересны только дети-звезды, которые дают результат, в виде побед на престижных конкурсах и олимпиадах, и поднимают рейтинг гимназии на заоблачные высоты.

Именно на них делаются все ставки, именно к таким детям относятся с особой трепетностью, именно им прощается многое. Но они редко определяются в начальной школе. Здесь пока все равны, здесь куются кадры для средней ступени школы. И учителя начальной школы соревнуются между собой в воспитании новых «звезд».

Ведь как это приятно осознавать, что именно ты воспитал гения, что именно из твоих классов выходит больше неординарных, по меркам данного учреждения, детей. Конечно они действуют так не всегда по своей воле. Учителя тоже, в каком-то смысле, жертвы политики учреждения. Попробуй-ка пойти против руководства, быстро вылетишь из стен престижного заведения с хорошей зарплатой в обычную школу, с понижением статуса и материального ручейка.

Да и руководство можно понять, чем выше статус заведения, тем шире река финансирования, чем больше одержанных побед, тем больше шансов получить заветный гранд и соответственно немалые деньги. Со спонсорами сейчас туго, в стране кризис, соответствовать стандартам, сделать учреждение комфортным и удобным, оснастить его всем необходимым, потом достойно содержать – непростая задача.

Трагедия заключается в том, что, выполняя эту непростую задачу, администрация явно ставит свою основную миссию – воспитание и обучение детей, на второй план. Где, то чуткое отношение к детям, куда делись доброта, сострадание, желание разобраться в текущих проблемах отдельного ребенка или класса в целом?


Остался только «голый учебный план», где материал предоставляется в микроскопических дозах, отдавая углубленное изучение темы урока на совесть родителей, вынужденных нанимать репетиторов. Такая участь ждет всех учеников данного учреждения, вступивших в среднее звено (5-8 классы) и касается выпускников (9-11 классы).

Здесь невозможно учиться на 4 и 5, если родители не имеют средств, необходимых на дополнительное образование. На уроках дается минимум, все остальное дети обязаны черпать из других источников самостоятельно. В самой же гимназии, требуют знания большего объема, чем дают.

Это объясняется новыми стандартами образования, по которым ребенок должен научиться добывать знания сам. Но в таком случае, прежде чем пускать детей в свободное плавание – покажите им, как это делать! Расскажите где и как правильно собирать информацию, как ее оформлять, проведите курс лекций на тему самообразования, предложите какой-то план, направьте в правильное русло хотя-бы.

Ничего этого нет. Есть неоспоримый факт – если материальное положение родителей позволяет, то оплачиваются репетиторы, в противном случае, предоставленные сами себе дети, тупо сидят в интернете, играют в дурацкие игры и напрочь игнорируют учебу, с трудом «выезжая» на природной сообразительности и крепких знаниях основ предметов, полученных в начальной школе (слабые дети отсеиваются быстро). Вот к чему привели хваленые «новые стандарты», самообразование и пассивность педагогов.

Конечно, даже при такой обстановке, гимназисты имеют более высокую подготовку и выгодно отличаются от учеников простых школ. Ведь большинство все-таки занимается с репетиторами, что естественно дает свой результат, и в конечном итоге, приводит к хорошей успеваемости.

Но представьте себе, если у вас нет средств на преподавателей, а сами вы не владеете тем или иным предметом, не можете помочь ребенку в учебе. Что тогда?

Я отвечу. При должном старании и упорстве, ребенок справится, он будет нормально знать голую программу, ведь время, проведенное на уроке, выслушивание развернутых ответов других детей, не пройдут бесследно. Но вы должны быть готовы, что «хорошистом» ему не быть. «Тройки» по основным предметам обеспечены. Потому что просто невозможно учиться в гимназии хорошо, не получая материал, знания с неба не свалятся.

Кирилл

Я уже писала выше, что сын начал обучение в гимназии со второго класса. Все вышесказанное в полной мере проехалось по нему.

Счастливое, беззаботное детство закончилось со звонком на первый урок. До сих пор жалею, что подвергла ребенка столь тяжкому для того возраста, испытанию. Жалею, что не вернула в обычную школу, не дала возможность взрослеть в мирной, не нервозной обстановке.

В процесс обучения Кирилл втянулся быстро, сказались природный талант к мгновенному запоминанию информации и регулярное выполнение домашних заданий вместе со мной или отцом.

Одноклассники его принял сразу, сын по натуре лидер, ему несложно было завоевать расположение детей. До сих пор благодарна судьбе за столь дружный класс, за столь интересных и добрых детей.

Как видите, основные моменты, которые боятся родители при переводе ребенка в новую школу, прошли для нас безболезненно.


Но все остальное было тяжело. Ребенок попал в атмосферу жесткого прессинга. После теплой, душевной обстановки Кратовской школы, он страдал от муштры, равнодушия, грубого отношения со стороны учителя. И если остальные дети принимали сей факт, как должное, им не с чем было сравнивать, они не учились в другой школе и не знали, как может быть иначе. То Кирилл искренне не мог понять, почему забытая дома ручка вызывает в учителе такой гнев, а за верно решенную задачу, лишь неправильно оформленную в тетрадке (не столько клеток отступил от края), учитель ставит оценку «3».

Это была настоящая дрессировка, к которой уже привыкли одноклассники, но с которой мой ребенок смог смириться только через год. Не сам смирился, его в полном смысле сломали!

Третий и четвертый класс прошли под негласным девизом детей и их родителей – скорее бы средняя ступень! Повлиять на ситуацию было невозможно, такая обстановка во всех начальных классах данного учреждения.

Хотелось оттуда сбежать, но возвращаться в первую школу уже не хотел сын. Он прикипел к новому классу всей душой, сумел подстроиться под новый стиль обучения, резко повзрослел, стал более колючим, на уроках научился быть пай-мальчиком и хитростью добиваться желаемого от педагога.

Мне не нравились изменения, произошедшие с ребенком, но остаться в гимназии было его решение, против которого я пойти не смогла. К тому же, под моим ежедневным контролем успеваемость была на высоте, ребенок реально получал глубокие знания в начальной школе гимназии.


Сейчас Кирилл учится в 8 классе. До сих пор ничего не хочет слышать о переводе в ближайшую, обычную школу. Учится сам, без какой-либо моей опеки и репетиторов. Второй год в четверти присутствуют тройки.

Он вырос, по-прежнему лидер, имеет свое представление о дальнейшей судьбе, имеет упертый характер, научился добиваться всего, что нужно лично ему, здесь и сейчас. Заставить его что-то делать против желания невозможно.

Для себя я решила так. Захочет получить дальнейшее образование – помогу, найду деньги, оплачу репетиторов. Давить и принуждать не буду, этого он сполна получил, так рано, пройдя курс молодого бойца в начальной школе Раменской Гимназии.

Лёня и Кратовская школа № 28

Выше, я уже упоминала об этом учреждении. Здесь учился весь первый класс Кирилл. Поэтому, когда подошло Лёнькино время, на фоне столь тяжелого обучения в Раменской гимназии Кирилла, я без колебаний отправила сюда младшего сына, не желая ему печальной участи брата.

К тому же, Лёня совсем другой. Он мягкий, ранимый и очень добрый, доверчивый ребенок, ему труднее пережить прессинг, он бы точно сломался.

Кратовская школа № 28

Кратовская школа небольшая, здесь всего по одному классу каждого потока, причем детей немного, нет переполненности.


Здесь царит домашняя атмосфера, дети чувствуют себя комфортно. Практикуется длительное нахождение ребенка в стенах школы. Ребенок освобождается в половине третьего, потому что обязательна внеурочная деятельность.

Я неоднозначно отношусь к данному нововведению в образовании. Считаю, что оно полезно лишь в том случае, если школа предоставляет дополнительные занятия, которые позволят ребенку заняться чем-то интересным, отличным от уроков.

По факту, происходит так, что дети вынуждены с 8.30 утра до 14.30 просиживать за партой в одной позе, что трудно даже взрослому человеку. Причем эти занятия обязательны, даже если ребенку совсем неинтересны и не нужны.

Было бы хорошо, если бы дети получили возможность после уроков выплеснуть усталость посещая на базе учреждения спортивные секции, танцевальные кружки или интересные клубы (обучение фотографии, поварское искусство или туризм).


Однако, в данной школе организовать все это достаточно сложно. Она маленькая, лишних ставок для оплаты труда приходящих специалистов, нет. А скромные попытки, искренне болеющего за свое дело директора, Лайко Галины Викторовны, набрать платные группы детей, провалились, не получив отклика от малообеспеченных родителей.


Но надо отдать должное, Галина Викторовна упорно идет к высокой цели вывести нашу школу на более высокий уровень образования, собственно она делает все то же, что и директор Раменской гимназии. Только вот методы использует совсем другие.

Здесь не задвигают детей на второй план. Здесь каждого ребенка не просто уважают, к нему относятся как к личности, о детях заботятся, стараются справедливо разобраться во всех проблемах и конфликтах учеников.

Здесь детей не отправляют за знаниями в свободное плавание, их тянут, им объясняют, пытаются достучаться до ребенка не криком или угрозами, а доверительными беседами и долгими объяснениями.

Учителя дорожат каждым учеником, стараются найти компромисс между «новыми стандартами» и желаниями детей и родителей.

Школа проводит бесконечные турниры, конкурсы, праздники, соревнования. Причем в подготовке всего этого активно привлекаются родители. Сей факт многих раздражает. Я часто слышу такие слова: Лучше бы знаний больше давали!

И это понятно, ведь всем хочется, вернувшись с работы решать свои насущные дела, а тут дополнительная нагрузка в виде изготовления подделок или составления очередного сценария к празднику.

Но, дорогие родители, посмотрите, как радуются очередной победе в эстафете ваши дети, сколько идей в их голове, с каким восторгом они берутся за подготовку нового фестиваля. Задумайтесь, насколько им важна в этот момент ваша помощь и поддержка.


Возможно тогда вы поймете, насколько правильную тактику — объединения детей и родителей, выбрали в школе. Поверьте, плоды такого воспитания вы увидите позже, когда ребенок не бросит вас в беспомощном состоянии в глубокой старости, когда вам не придется выпрашивать как милостыню, тот пресловутый стакан воды.

Всем критикующим эту школу, так и хочется сказать, окунитесь хотя бы на одну учебную четверть в гимназию, тогда быстро почувствуете разницу. Там вам даже не дадут открыть рта, несмотря на то, что являетесь законным представителем ребенка. Будете ходить как шелковые, и родное ваше чадо, тоже.

В Раменской гимназии нет духа радости и счастья детей. Их несчастные ученики, бредут уже в 13.10 домой, к своим компьютерам, предвидя огромное домашнее задание, заранее зная, что, если даже с ним справятся, их никто не похвалит, в лучшем случае, преподаватель равнодушно поставит хорошую оценку в журнал. В худшем, раскритикует, найдет кучу помарок и неточностей, отбивая тем самым на корню желание учиться.

Кратовская школа не идеальна, и у нее есть сторонники и противники. Проблем много.


Здесь присутствует текучка кадров, потому что директор пытается вывести заведение на более высокий уровень не за счет дрессировки детей, от такой политики страдают преподаватели. Заваленные сверх меры обязанностями и бумажной волокитой, большинство не выдерживают, уходят в более спокойные места.

Здесь ваши дети конечно не получат столь глубокого образования, в первую очередь не из-за недостаточной квалификации учителей и текучки кадров, а из-за неоднородного контингента детей.

Поселок разрастается, строится. Сюда на работу приезжают граждане СНГ. Их дети приходят в нашу школу, порой не зная русского языка. Школа маленькая, здесь нельзя разделить детей на слабых и сильных, в потоке всего по одному классу. Отсюда трудности в обучении. Педагогам приходится учитывать способности таких детей, и строить процесс обучения соответственно.

Я не являюсь фанатом этого учебного заведения, хотя из написанного выше, у вас могло сложиться такое мнение. Мне просто нравится политика школы в отношении детей. Сравнивая с гимназией, считаю, что Кратовская школа лучше справляется с задачей воспитания достойных людей, несмотря на все статистики и рейтинги. Потому что нет такого рейтинга, где отмечаются не голые заслуги, основанные на показателях, а добрая атмосфера, одержимость, искреннее стремление вникнуть в проблемы ребенка.

Лёня

Сын учится здесь с первого класса. Сейчас он в шестом. За это время состав одноклассников изменился на 80%. Кто-то уезжал, меняя место жительство, кто-то переводил детей в заведения рангом повыше, часть уходили, не найдя общего языка с администрацией школы по вопросам организации процесса обучения.


Но мне не известно ни одного случая, чтобы класс покинул ребенок, который не смог адаптироваться к атмосфере, или не нашел общего языка с одноклассниками или учителями. Сей факт говорит уже сам за себя.

Мой сын не является каким-то одаренным ребенком, учится средне, тройки присутствуют. Может нарушить дисциплину и получить нагоняй, может забыть сделать домашнее задание. Причем никто за это его давить не будет, даже плохую оценку в журнал не поставят. Проведут беседу, в крайнем случае сообщат мне. В общем обычный, среднестатистический мальчишка.

Лёнька любит свою школу, он часто просит забрать его домой позже, желая после занятий поучаствовать в каком-то мероприятии, просто подольше пообщаться с друзьями или погулять во дворе заведения.


Сыну комфортно находиться там, он не стремится домой к компьютеру, ему не нужен виртуальный мир, потому что его вполне устраивает реальный. А ведь это очень важно. Я благодарна за такое положение вещей Кратовской школе.

Мой призыв ко всем родителям

Статья получилась длинной, но все что хотела сказать, уместить удалось. Я понимаю, что основная масса читателей не живет в Кратово и далека от этих двух учреждений. Но мне хотелось написать не абстрактную статью, полную общих советов и рекомендаций, а показать ситуацию на практике, на примере моей семьи и двух, таких разных учебных заведений.

Разных во всем – в названии, статусе, нормативных документах. А самое главное, такие разные в подходе к своей главной задаче – воспитанию и образованию детей.

На мой взгляд, нужно выбирать школу, прежде всего опираясь не на глубину знаний, которую способно дать заведение, не на его статус и престиж, а на то, каким путем здесь добиваются результата, на то, как относятся к детям.

Ведь на моем примере хорошо видно, что в конечном результате тратиться на репетиторов все-равно придется, причем для обоих детей. Полных знаний, необходимых для поступления на бюджетное обучение в престижный ВУЗ, не даст сейчас ни одна школа, и ни одна, даже самая лучшая гимназия в России.


Так стоит ли портить психику ребенка, лишать его еще пары годков беззаботного детства, обрекая на раннее взросление?

Теперь я точно знаю, что нет. В моем случае твердо убеждена, что приняла неверное решение, переведя ребенка в гимназию. Такой шаг стоит делать не раньше окончания начальной школы, только тогда будет ясно насколько нужно это вашему ребенку, насколько готов он к серьезному труду, насколько желает этого сам.

Ошибочно утверждение, что потом будет сложнее наверстать программу или поступить. Если это действительно так, если это будет трудно вашему ребенку, тогда лучше оставьте его в покое, он явно не готов к такому обучению. Пусть лучше будет «звездой» в обычной школе, чем замученным и забитым середнячком в гимназии.

Искренне рекомендую всем родителям, сто раз подумать перед принятием такого важного решения. Подумать прежде всего не о себе и своих амбициях, а о своем любимом чаде. Трезво оценить его характер, возможности, узнать о планах и стремлениях. Причем отнестись к ребенку, как личности, прислушаться к нему, даже если он совсем мал и не может осознанно решить, что для него лучше. Прислушаться к себе и своему сердцу. Быть честным с собой, тогда удастся трезво посмотреть на вещи и правильное решение обязательно придет.

Не судите меня строго, если не согласны. Это мой личный опыт и моя точка зрения. Я не собираюсь никому ее навязывать, однако всегда уважаю мнения других, поэтому прошу вас уважать и мое.

Буду благодарна, если оставите свои комментарии, очень хочется знать сколько людей думают так же, а сколько, видят вопрос по-другому. Если у вас есть подобный опыт, напишите статью, поделитесь с читателями, я обязательно опубликую ее на страницах своего блога. Подробнее об этом, читайте .

На этом прощаюсь с вами.
Татьяна Соломатина

Если в семье есть дети, то рано или поздно все равно будет поднят вопрос о возможности получения образования в гимназии. Это престижно, дает больше шансов на успешное поступление в высшее учебное заведение. Однако следует понимать, что ребенок будет уставать больше, останется меньше времени на отдых и здоровый сон. Поэтому перед тем как принимать окончательное решение, стоит изучить все «за» и «против» школы и гимназии, и, учитывая особенности конкретно вашего ребенка, сделать правильный выбор.

Школа представляет собой учреждение образования, процесс обучения в котором состоит из трех этапов:

  1. начальная школа (1-4 класс)
  2. базовое образование (5-9 класс)
  3. среднее образование (10-11 класс).

Формой организации рабочего времени является чередование уроков, длительностью 40-45 минут, и перемен (от 5 до 30 минут).

Гимназия относится к элитным учебным заведениям.

Изначально гимназия была площадкой для обучения спортивным наукам, о чем свидетельствует и название данного заведения. «Гимназия» с греческого переводится как «место для гимнастических упражнений».

Образовательная программа школы и гимназии

Программы для общеобразовательных школ во многом уступают программе для гимназии.

После 9 класса предусматривается разделение на профильное обучение.

Кроме более глубокого изучения стандартных дисциплин, в гимназиях преподают ряд общеразвивающих предметов: искусство, философия, ритмика и т.д. В результате выпускники гимназии имеют широкий кругозор, являются приятными собеседниками, умеют рассуждать и делать выводы, имеют свою точку зрения по любому вопросу и могут с честью ее отстоять, с легкостью преодолевают экзамены в ВУЗ.

Педагогический состав

Для того, чтобы школа могла обрести статус гимназии, необходимо, чтобы большая часть преподавателей имела высшую категорию, которые при этом соответствовали выбранному уровню сложности предмета.

Если в школе возможна взаимозаменяемость учителей-предметников (например, учитель истории может провести физкультуру в отсутствии физкультурника), для гимназии такая замена недопустима. Штат должен быть полностью укомплектован специалистами, и, по возможности, иметься некоторый резерв.

Иностранные языки

В обыкновенной школе, начиная с 5-6 класса, как правило преподается один иностранный язык. Гимназия должна предоставить возможность изучения как минимум двух языков, один из которых английский. Один язык преподается уже с первых классов, второй добавляется с пятого.

Материальное обеспечение

Кабинеты гимназии должны быть укомплектованы всем лабораторным и демонстрационным оборудованием, а библиотека наполнена учебной и художественной литературой. Внешнее и внутреннее состояние помещений должно находиться в достойном состоянии.

Финансирование гимназии значительно превышает финансирование школы, а соответственно, и материальная база намного лучше.

В гимназии обязательно имеется компьютерный класс с выходом в Интернет, и чаще всего не один. Для школы рекомендовано иметь компьютерный класс, но еще не во всех школах эта рекомендация реализована.

Внеклассная работа

Кроме различных секций и кружков, которые встречаются и в общеобразовательной школе, в гимназии широко распространена научная работа детей. Проводятся конференции, научные круглые столы, лекции известных научных деятелей. Ведется тесное сотрудничество с преподавателями университетов.

Выводы сайт

  1. Обучение в гимназии многопрофильное, по расширенной программе. Школа довольствуется общеобразовательными стандартами.
  2. Укомплектованность педагогами и материальной базой в гимназии 100 процентная.
  3. В школе достаточно обучать одному иностранному языку, в гимназии – минимум два, причем один с начальной школы.
  4. В гимназии ведется научная работа, сотрудничество с научными центрами. В школах достаточно спортивных секций и кружков по интересу.