17.10.2019

Грамотно поставленная речь. Грамотная речь: как сделать свою речь красивой


Как построить речь для выступления правильно? Делюсь своими секретами...

Построение твоей речи для публичного выступления имеет некоторое созвучие со строительством дома:
Что нам стоит дом построить —
Нарисуем — будем жить...
или
Что нам стоит речь построить —
Взяли тему — и в народ...

Здесь, как и при строительстве дома, необходим крепкий и глубокий фундамент, иначе она, речь, может рассыпаться, как карточный домик. Фундаментом выступают твои знания, а цементом — твои навыки ораторского искусства, твоя мимика, жестикуляция, поза, движение по залу или сцене.

4-е Секрета Взаимоотношений Оратор/Слушатели:

1. Представь себе, что ты – отличный оратор, но темой, которую должен раскрыть в своём выступлении, абсолютно не владеешь. Это всё равно, как бы меня вывели на сцену рассказать о влиянии магнитного поля Земли на размножение кроликов в землях Новой Зеландии. Каким бы я не была супер-пупер продвинутым оратором, ничего полезного от меня публика не услышит – у меня нет знаний по данному вопросу.

2 . Второй случай – ты отлично знаешь все нюансы размножения этих самых новозеландских кроликов под влиянием магнитного поля, ибо ты сам участвуешь в этом процессе …. Но у тебя нет навыков выступления , ты не умеешь донести информацию слушателям. И они не смогут узнать о твоей компетенции – ты не оратор и не можешь раскрыть эту тему.

3. Ты – отлично владеешь навыками выступления перед публикой, ты – профессионал в своей, заявленной для выступления, теме, но в зале собралась не целевая аудитория, которую твои кролики не интересуют вообще. Как слушатели встретят твоё выступление? В лучшем случае – безучастно….

4. Следующий пример: ты – отличный оратор, ты – профессионал в выбранной теме и в зале сидит твоя целевая аудитория, которая ждёт – не дождётся, пока ты ей раскроешь свои секреты в разведении кроликов в перечисленных выше условиях. И только в этом примере совпадает всё, что необходимо, чтобы ты хорошо выступил и публика тебя отлично приняла. И только в этом примере — твой дом построения речи будет крепким и долговечным…

Итог: Ещё до того, как ты выберешь тему выступления, продумай эти 4 пункта.

— Степень твоей компетенции в выбранной теме. Помни слова Сократа: если у тебя в сердце нет того, что на языке, то тебе никто не поверит.
— Твой уровень профессионализма как оратора – только каждодневные тренировки превращают любителя в профессионала.
— Кто твоя целевая аудитория для заявленной темы.
— Насколько интересна твоя тема для целевой аудитории или чем ты можешь привлечь и удержать её внимание. Всегда работай в зоне интересов аудитории.

Секретный Рецепт Приготовления Речи

Каждая хозяйка знает, как испечь слоёный пирог: приготовить три слоя (можно больше) и перемазать их кремом или ещё чем-нибудь.
Точно такой же принцип приготовления твоей речи: печём три слоя (вступление, основная часть и заключение) и перемазываем их взбитым интересом, помадкой из внимания, добавляя цукаты юмора и изюм эмоциональной открытости.

Как видишь – слои разные. Рассмотрим рецепт приготовления каждого из них.

Слой №1. Вступление.

1. Вступление, как и заключение, желательно тщательно продумать до мельчайших деталей. От первого впечатления, которое ты произведёшь на публику, зависит, будет ли публика тебя внимательно слушать или продолжит заниматься другими своими делами. Вызвал ты в неё интерес и доверие или – нет.

2. Самое главное – завоевать внимание публики. Ты вышел перед аудиторией, не спрятался за трибуну, а стал так, что тебя все видят из зала и держишь паузу. При этом спокойно, но требовательно, смотришь в зал, постепенно осматривая всё пространство и всех сидящих людей. И только когда наступит ПОЛНАЯ тишина – ты улыбаешься аудитории, и проговариваешь свою первую фразу.

Подчёркиваю – не говори до тех пор, пока все не закроют рты, не перестанут шуршать и шептаться. Только тогда ты открываешь свой рот….

3. Придумай интригующее начало. Не стоит начинать с обыкновенных фраз: «Сегодня я Вам расскажу то-то и то-то». Лучше всего начать с вопроса к аудитории – это привлечёт её внимание. Лично я люблю провокационные вопросы:

«Скажите, как вам удалось покинуть уютное домашнее кресло у телевизора и прийти в этот зал слушать абсолютно неизвестного вам человека?! Что заставило вас это сделать?»

Я внимательно слушаю один — два ответа и плавно перехожу к комплименту: «Я восхищаюсь Вами: только такие целенаправленные люди и достигают успеха в любом начинании! Давайте поприветствуем друг друга громкими аплодисментами!»
Таким способом ты убил несколько зайцев:

— легко поймал лучики внимания аудитории;
— разговорил зал, а значит, установил контакт;
— сделал комплимент слушателям;
— показал, что ты умеешь руководить залом и мягко заставил выполнить твои требования (аплодировать).

4. Если ты боишься, что тебе никто не ответит – начни своё выступление с цитаты известного человека. Например: « Суворов говорил: тяжело в ученье – легко в бою! И поэтому объявляю наше сегодняшнее ученье открытым!»

Как вариант, можно начать рассказом из личного опыта, но лёгким и коротким.

5. Оговори временные рамки мероприятия. Если оно длинное и с разными выступающими ораторами – лучше раздать при входе расписание всех выступлений и время перерывов.

6. Обязательно проговори цель твоего выступления и что полезного из него получат слушатели . Другими словами – чем ты будешь их сегодня кормить и потчевать. Если у тебя несколько целей в рамках одной темы – скармливай их по очереди.
Обязательно раздели явные цели – ты их проговоришь публике, и скрытые цели – ты их проговоришь только себе. Пример скрытой цели: улучшить качество пауз во время выступления.

7. Помни, что только голодная публика может проглотить всё подряд, а требовательная захочет запить пищу компотом эмоций. Поэтому – приготовься к эмоциональному стриптизу – открывайся перед публикой, делись собой, своим отношением к ней и тому, о чём ты говоришь, кому ты говоришь и как ты говоришь. Делись своими эмоциями – они имеют намного большее влияние, чем слова!

Слой №2. Основная часть.

1. Главное – не переусердствуй с количеством тем, которые ты хочешь вывалить на головы слушателей . Пусть меньше, но, лучше, качественнее!

Ведь если ты печёшь настоящий слой пирога, ты же не бросаешь в него всё, что есть в доме: от мёда до красной икры. Ты делаешь слой с одним главным ингредиентом, например, орехами и 2-3 дополнительными (изюм, ваниль, цукаты). Так же и при выступлении – в основной части ты раскрываешь главную, ключевую мысль и несколько – дополнительных (2-3).

2. Не забудь вставить соответствующую теме, короткую историю. Этим ты добиваешься принятия изложенных в истории фактов теми, кто – не согласен с твоей точкой зрения.

3. Продумай, как лучше — в логическом порядке, расположить модули , которые раскрывают тему.

4. Используй схемы, картинки, графики и диаграммы, как техническое дополнение к своему выступлению. Подавай их через слайды на экран. Обязательно сделай надпись под каждым слайдом, но не зачитывай её вслух.

5. При переходе от одного модуля к другому, используй паузы, тем самым привлекая внимание зала . Научись соответствующим тоном подчёркивать самое важное предложение или мысль. Только – не слишком сурово, слушатель может испугаться….

6. Сделай себе карточку с тезисами и время от времени в неё подглядывай. Также – следи за временем. Регламент никто не отменял, да и ты сам в начале выступления его оговорил. Будь добр – придерживайся!

7. Именно в этой части выступления важно время от времени тормошить слушателя неожиданным высказыванием или смешным предложением – внимание через каждые 15 минут слабее т и твоё задание – опять его поймать.

8. Уверенность в себе – это твой взгляд в зал, твоя ровная осанка с чуть поднятыми и отведёнными назад плечами, твои свободные жесты и передвижение по сцене. Это размеренный темп речи и умение в любой момент переключить внимание слушателя на то, что в данный момент тебе необходимо показать или сказать.

9. Будь внимателен к залу. Будь приятен залу. Люби своих слушателей и дай им возможность это прочувствовать. Полюби вопросы – это значит, что тебя слышали, а не только слушали.

10. Не тяни кота за хвост! Если есть возможность чётко и кратко изложить свою мысль – сделай это! Люди устают от большого количества ненужных слов. Слушатели – это не мельница, на которую надо лить воду.

11. Время от времени обращайся к слушателям с вопросами:

— А Вы как считаете?
— Вы согласны со мной?
— Как меня слышно на задних рядах?
— У кого есть вопросы?
— Кто понял, подымите, пожалуйста, руки! — и первым подымаешь свою...
— У кого есть вопросы по теме?

Слой №3. Заключение.

1. Заключение играет такую же огромную роль в твоей речи, как и вступление. Раскрыв тему в основной части, ты в заключении подводишь итог того, что раскрыл в своей речи .

2. Ты перечисляешь по пунктам, чем полезным ты сегодня поделился со слушателями. Ещё раз проговариваешь, почему этот материал может быть им полезен и где они могут применить то, что узнали от тебя. Я считаю этот пункт очень важным!

3. Закончи своё выступление краткой историей или смешным предложением. Сделай комплимент аудитории за то, что она была во время твоего выступления внимательна и тепло тебя приняла.

4. Если есть возможность по теме выступления – сделай призыв к действию. Например, у меня по данной теме можно сделать следующий призыв:

Помните – ораторами не рождаются, ими – становятся! Практика, практика и ещё раз практика! Владеющий речью, владеет людьми! Желаю Вам как можно чаще выступать! Постоянно улучшайте свой навык привлечения и удержания внимания слушателей!

5. Постарайтесь не употреблять слов, что Вы на этом закончили своё выступление. Призыв к действию сам по себе об этом говорит. Бывают выступления, когда призыв не уместен – предложите слушателям просто поблагодарить друг друга аплодисментами.

Ваше имя: *
Ваш e-mail: *

Сегодня в комментариях мне оставили ссылку на рассказ Ираклия Андроникова «Первый раз на эстраде » , и поскольку там одна сплошная простыня, я не уверенна, что люди это творение дочитают до конца.
Поэтому я даю возможность почитать отрывок, где начальник описывает своё видение всего того, что произошло на сцене... Я читала — и рыдала!!! Вот этот кусок текста:

Если ты действительно ничего не помнишь, — позволь напомнить тебе некоторые эпизоды. В тот момент, когда инспектор подвел тебя к контрабасам, ты внезапно брыкнул его, а потом выбросил ножку вперед, как в балете, и кокетливо подбоченился. После этого потрепал контрабасиста по загривку — дескать: «Не бойсь, свой идет!»- и въехал локтем в физиономию виолончелиста. Желая показать, что получил известное воспитание, повернулся и крикнул: «Пардон!» И зацепился за скрипичный смычок. Тут произошел эпизод, который, как говорится, надо было «снять на кино».

Ты отнимал смычок, а скрипач не давал смычок. Но ты сумел его вырвать, показал залу, что ты, дескать, сильнее любого скрипача в оркестре, отдал смычок, но при этом стряхнул ноты с пюпитра. И по узенькой тропинке между виолончелей и скрипок, по которой нужно было пройти, прижав рукой полу пиджака, чтобы не зацепляться, ты пошел какой-то развязной, меленькой и гаденькой походочкой.

А когда добрался до дирижерского пульта, стал засучивать, штаны, словно лез в холодную воду. Наконец взгромоздился на подставку, тупо осмотрел зал, ухмыльнулся нахально и, покрутив головой, сказал: «Ну и ну!» После чего поворотился к залу спиной и стал переворачивать листы дирижерской партитуры так, что некоторые подумали, что ты продирижируешь симфонией, а Гаук скажет о ней заключительное слово.

Наконец, тебе подсказали из оркестра, что недурно было бы повернуться к залу лицом. Но ты не хотел поворачиваться, а препирался с оркестрантами и при этом чистил ботинки о штаны — правый ботинок о левую ногу — и при этом говорил оркестрантам: «Все это мое дело — не ваше, когда захочу, тогда и повернусь». Наконец, ты повернулся. Но... лучше бы ты не поворачивался! Здесь вид твой стал окончательно гнусен и вовсе отвратителен. Ты покраснел, двумя трудовыми движениями скинул капли со лба в первый ряд и, всплеснув своими коротенькими ручками, закричал: «О господи!»

И тут твоя левая нога стала выделывать какое-то непонятное движение. Ты стал ею трясти, вертеть, сучить, натирал сукно дирижерской подставки, подскакивал и плясал на самом краю этого крохотного пространства... Потом переменил ногу и откаблучил в обратном направлении, чем вызвал первую бурную реакцию зала. При этом ты корчился, пятился, скалился, кланялся... Публика вытягивала шеи, не в силах постигнуть, как тебе удалось удержаться на этой ограниченной территории. Но тут ты стал размахивать правой рукой.

Размахивал, размахивал и много в том преуспел! Через некоторое время публика с замиранием сердца следила за твоей рукой, как за полетом под куполом цирка. Наиболее слабонервные зажмуривались: казалось, что рука твоя оторвется и полетит в зал. Когда же ты вдоволь насладился страданиями толпы, то завел руку за спину и очень ловко поймал себя кистью правой руки за локоть левой и притом рванул ее с такой силой, что над притихшим залом послышался хруст костей, и можно было подумать, что очень старый медведь жрет очень старого и, следовательно, очень вонючего козла.

Наконец ты сказал: «К сожалению, Сергея Ивановича сегодня нету среди нас. И он не состоит членом Союза композиторов». И ты сделал при этом какое-то непонятное движение рукой так, что все обернулись к входным дверям, полагая, что перетрусивший Танеев ходил и фойе выпить стакан ситро и уже возвращается. Никто не понял, что ты говоришь о покойном классике русской музыки. Но тут ты заговорил о его творчестве. «Танеев не кастрюли паял, — сказал ты, — а создавал творения. И вот его лучшее детище, которое вы сейчас услышите».

И ты несколько раз долбанул по лысине концертмейстера виолончелей, почтенного Илью Осиповича, так, что все и подумали, что это — любимое детище великого музыканта, впрочем, незаконное и посему носящее совершенно другую фамилию. Никто не понял, что ты говоришь о симфонии. Тогда ты решил уточнить и крикнул: «Сегодня мы играем Первую симфонию до-минор, це-моль! Первую, потому что у него были и другие, хотя Первую он написал сперва... Це-моль — это до-минор, а до-минор — це-моль. Это я говорю, чтобы перевести вам с латыни на латинский язык». Потом помолчал и крикнул: «Ах, что это, что это я болтаю? Как бы меня не выгнали!..» Тут публике стало дурно одновременно от радости и конфуза. При этом ты продолжал подскакивать.

Я хотел выбежать на эстраду и воскликнуть: «Играйте аллегро виваче из „Лебединого озера“ — „Испанский танец“...» Это единственно могло оправдать твои странные телодвижения и жесты. Хотел еще крикнуть: «Наш лектор родом с Кавказа! Он страдает тропической лихорадкой — у него начался припадок. Он бредит и не правомочен делать те заявления, которые делает от нашего имени». Но в этот момент ты кончил и не дал мне сделать тебе публичный отвод...

Почему ты ничего не сказал мне? Не предупредил, что у тебя вместо языка какой-то обрубок? Что ты не можешь ни говорить, ни ходить, ни думать? Оказалось, что у тебя в башке торичеллиева пустота. Как при этом ты можешь рассказывать? Непостижимо! Ты страшно меня подвел. Не хочу иметь с тобой никакого дела! Я возмущен тобой!..

А в это время играли первую часть симфонии, которую я страшно любил. Потом вдруг слышу — снова появилась первая тема; она уже предвещает финал. Вот в зале зааплодировали, в гостиную вошел Гаук, очень довольный... Я стал озираться, чтобы куда-нибудь спрятаться. И не успел.

Комнату наполнили музыканты, стали спрашивать: «Что с вами было?» Я хотел отвечать, но Соллертинский шепнул: — Никогда не потакай праздному любопытству. От этих лиц ничего не зависит. Второе: наука еще не объяснила, что было с тобой. И в-третьих: мы еще не придумали, как сделать, чтобы тебя уволили по собственному желанию. Что было потом, помню неясно.

Знаю только, что возле меня сидит человек, которого до этого я видел, наверное, не больше двух раз, — известный ныне искусствовед Исаак Давидович Гликман, коего числю с тех пор среди своих лучших друзей. Он похлопывает меня по плечу, говорит, что не я один, но и филармония виновата. Надо было прослушать сперва, а не так выпускать человека. И он подмигивал Соллертинскому. И Соллертинский уже смеялся и, желая утешить меня, говорил:

— Не надо так расстраиваться. Конечно, теоретически можно допустить, что бывает и хуже. Но ты должен гордиться тем, что покуда гаже ничего еще не бывало. Зал, в котором концертировали Михаил Глинка и Петр Чайковский, Гектор Берлиоз и Франц Лист, — этот зал не помнит подобного представления. Мне жаль не тебя. Жаль Госцирк — их лучшая программа прошла у нас. Мы уже отправили им телеграмму с выражением нашего соболезнования. Кроме того, я жалею директора. Он до сих пор сидит в зале. Он не может войти сюда: он за себя не ручается. Поэтому очистим помещение, поедем ко мне и разопьем бутылочку кахетинского, которую я припас на случай твоего триумфа. Если б я знал, что сегодня произойдет событие историческое, я бы заготовил цистерну горячительного напитка. Но, прости, у меня не хватило воображения!..


С уважением,

Грамотная устная речь очень поможет вам в жизни при выступлении на публике или в личной беседе, при трудоустройстве и защите диплома. Бедный словарный запас и трудности в связном изложении мыслей, наоборот, могут сослужить плохую службу.

Любой навык, как и навык грамотного разговора, можно приобрести. Этому помогает чтение качественной литературы. Не стоит уповать на чтиво, состоящее из книжек-однодневок. Их авторы, порой, сами грешат неграмотностью. Следует сосредоточиться на чтении классики, на произведениях лучших мировых авторов.

Приобрести грамотность речи помогает пересказ запавших в душу книг или фильмов. Старайтесь делать пересказ подробным и наблюдайте за слушающими вас, чтобы они не заскучали. Если это вдруг случилось, значит, вам не удалось донести до них свои впечатления от фильма. Возможно, слушатель запутался в личных местоимениях, с помощью которых вы пытаетесь изложить суть. Ему уже непонятно, кто такие «он» или «она» и почему их так много.

Засоряющие речь лишние слова нужно изъять из обихода. Они не имеют никакого смысла и не несут в себе полезной информации. Примерами таких слов и выражений является тавтология: «минута времени», «поднимать вверх», «не май месяц». Ведь май не может быть часом или годом, зачем же тогда рядом употреблять лишнее слово «месяц»?

Тавтология - это ненужное повторение близких по смыслу или имеющих один корень слов. Яркие примеры тавтологии: «спросить вопрос» и «масло масляное». Постарайтесь не применять подобных выражений. Понаблюдайте за речью телеведущих, политиков или своих ближайших знакомых. Проанализируйте их ошибки, постарайтесь найти замену их неудачным оборотам. Тогда вам станет проще уловить речевые казусы в своем разговоре.

Старайтесь избегать слов, смысл которых для вас непонятен. Иначе будете похожи на Щукаря, считавшего, что скромная девушка называется «абажур», а девушка легкого поведения именуется «бордюр». Превосходно обогащают лексикон словарь иностранных слов и толковый словарь русского языка. Но не забывайте о правильном ударении в словах!

Далеко не всегда уместен сленг, как профессиональный, так и молодежный. Если на работе или в кругу друзей он допустим, то в официальных беседах им вряд ли стоит пользоваться.

Постоянно следите за своей речью, и тогда она постепенно станет красивой и грамотной.

Красивая, правильная речь – необходимый атрибут успешного мужчины. Почему так важно развить речь взрослому человеку, если у него есть определенные проблемы с ней? Может, не заморачиваться и продолжать общаться на прежнем уровне? Лучше, конечно, подтянуть свои навыки. Объясню, почему.

Во-первых , с правильной, уверенной речью сразу повышается эффективность в коммуникации. Становится проще договориться с человеком, убедить его, а также произвести хорошее впечатление.

Во-вторых , в пикапе это немаловажная составляющая успешного соблазнения. «Неважно, что ты говоришь, важно, как ты это делаешь».

Как развить правильную и красивую речь взрослому человеку

Если есть очевидные дефекты речи, то первым делом следует посетить логопеда. С помощью доктора можно довольно быстро исправить ситуацию в лучшую сторону. Он даст рекомендации, как правильно работать над исправлением речи.

Если у тебя нет явных дефектов, то можно записаться в школу ораторского искусства. Там учат тому, чтобы говорить и выступать на людях уверенно, заинтересовывать аудитория, чтобы люди вас увлеченно слушали. Конечно, это стоит денег, и зачастую ощутимых. Но в конечном итоге ты поднимешься в жизни на новый уровень, и плата за данные курсы не раз отобьется. Такие школы работают в большинстве крупных городов.

Как развить грамотную речь

Для того, чтобы развить грамотную речь, придется порядком потрудиться. Первые шаги можно сделать самостоятельно:

Чтение художественной литературы . Крайне полезное занятие, при котором ты учишься правильному и понятному изложению мыслей, новому лексикону, тонкому чувству юмора и многому другому. После осознанного прочтения нескольких книжек уже можно почувствовать определенный результат.

Просмотр публичных выступлений известных людей . Выбери человека, который тебе наиболее импонирует в плане красоты и грамотности речи. Это может быть политик, бизнес-тренер либо человек какой-либо иной профессии, связанной с публичностью. Смотри записи с его выступлениями, запоминай наиболее понравившиеся и вызвавшие впечатление моменты. Можно также стараться повторять отдельные моменты их речи.

Упражнения для домашней тренировки:

Кроме вышеприведенных советов можно выполнять в домашних условиях конкретные упражнения, которые помогут тебе в ораторском искусстве. Важные условия для успешного развития — методичность, усердность и осознанность того, что ты делаешь в данный момент.

#1 Чтение скороговорок. Куда же без них. Одно из самых продуктивных и популярных упражнений для развития речи, которое положительным образом влияет на артикуляцию. Для начала выбери несколько скороговорок на проработку разных звуков. Над каждой скороговоркой следует тщательно поработать, доведя ее произношение до совершенства.

#2 Чтение вслух слов с сочетанием нескольких согласных подряд. Например, комедиантство, постскриптум, ангстрем, бодрствование и т.д.

#3 Чтение отрывков и предложений с правильной интонацией и выражением.

#4 Рассказ по ключевым словам. Для этого следует выписать несколько слов, не связанных между собой, и с помощью них на ходу придумать короткий рассказ. Данное упражнение развивает логическое мышление и сообразительность.

#5 Диалог с собеседником. Выбираете тему, накидываете короткий план разговора. Цель данного упражнения – умение грамотно вести беседу, увлекать своего собеседника, приобрести навыки убеждения в реальной ситуации.

Конечно, данные упражнения, как и вся статья – это вершина айсберга. Но и с помощью этой информации ты получил основные понятия о развитии речи у взрослого человека. И если ты выполнишь упражнения, приведенные выше, то твои навыки коммуникации заметно улучшаться. Успехов!

Наша речь — это не только инструмент общения и передачи информации, но и наша индивидуальная особенность…

Речь каждого человека неповторима и имеет целый ряд индивидуальных особенностей. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза. По голосу судят о характере человека. Известно, что общее впечатление о человеке на 55% зависит от мимики, на 38% — от голоса, и только на 7% — от того, что этот человек говорит.

Только грамотная чистая речь способна передавать правильную информацию, быть понятной для окружающих.

Секрет вашего успеха в искусстве говорить!

С самого раннего детства и до глубокой старости жизнь человека связана с речью. Грубое мышление — грубая речь, культурное мышление — культурная речь. Поскольку впереди слова всегда идёт мысль, без развития мышления мы не можем развивать и нашу речь. В древности существовала наука риторика, основателем которой был великий греческий философ Аристотель. Он указывал, что мастерство выступления определяется тремя составными. Первой из них была ясность мысли, а она появляется только со знаниями, которые человек получает вместе с опытом. Только с развитием ясности мышления постепенно будет развиваться и речь. Чтобы наша речь была понятна, в ней должны отражаться развитый ум, продуманность мысли, грамотность, а чтобы она была ещё и приятна, она должна быть выразительна и эмоциональна. Через слова человек может прикоснуться к древним мыслям предков, получить опыт и знания и отправить послание своим правнукам в будущее.

Свойства речи:

  1. Содержательность — характеризуется объёмом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
  2. Понятность — обусловлена в основном объёмом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
  3. Выразительность — связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом, паузами.
  4. Действенность — определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учётом индивидуальных особенностей слушателей.

Человек, владеющий грамотной речью, производит выгодное впечатление, он чаще добивается поставленной цели, он более успешен в профессиональной деятельности, ему легче адаптироваться в любой жизненной ситуации.

Правильная речь имеет почти магическое действие. Её хочется слушать и слушать; а от иной — закрыть уши и бежать подальше.

Владение искусством красиво и грамотно говорить, к сожалению, встречается всё реже.

Люди, мыслящие шедеврально, порой не умеют столь же ярко выразить себя на словах. Многим бывает трудно высказать свои мысли, чувства, пересказать что-либо интересное из прочитанного, увиденного, пережитого.

А ведь за безыскусной речью таких людей порой скрывается великолепный интеллект, интересная личность. Но чтобы распознать это, требуется время. А время — это то, чего нам постоянно не хватает.

Отсюда только один путь — свою речь нужно и можно тренировать. Ведь умение красиво говорить — это не природный дар, а благоприобретённый навык, который можно довести до совершенства. Даже если вы не собираетесь стать профессиональным оратором, умение красиво говорить, правильно пользоваться речью, необычайно пригодится как в работе, так и в повседневной личной жизни.

Следование некоторым правилам может существенно повысить качество речи.

Во-первых, больше читайте. Газеты, журналы, качественная художественная литература. В этом смысле идеально подойдёт наша отечественная классика, которую мы все штудировали в школьные годы (или не штудировали, что печально). Читайте или перечитывайте классиков! Причём вслух, не торопясь. Такое чтение даст колоссальный эффект. Оно приучит вас к правильному построению слов в предложения, увеличит словарный запас.

В-третьих, следите за темпом речи. Она не должна быть монотонной. Паузой выделяйте главные моменты разговора. Она должна быть уместна и не затянута.

В-четвёртых, используйте в разговорной речи, беседе сравнения, метафоры, образные выражения, поговорки, наконец. Это оживит речь, сделает её более интересной. И, конечно, беспроигрышный вариант — юмор. Уместная самоирония, шутки придадут блеск вашей речи. Ведь слова — это только средства для передачи информации, а то, как вы их составите, произнесёте — либо западёт в душу, либо нет.

В-пятых, говорите, тренируйте речь как можно больше. Это легко сделать, если у вас широкий круг общения. Если же его нет, то поможет телевизор или радио. Выберите телеведущего, который вам больше всех нравится, и старайтесь подражать ему. Повторяйте вслух (!) за ним фразы, копируя также его голосовые интонации. Это не просто, но спустя некоторое время вы непременно увидите прогресс. Кроме выработки мелодичной речи вы пополните свой лексикон.

Есть ещё одно забавное, и только поначалу сложное упражнение. Выберите какой-нибудь простой предмет из домашнего обихода, например, торшер или домашние тапочки. Определите себе лимит времени, в котором будете рассказывать об этом предмете красивым литературным языком. Сначала будет сложно целых 5 минут говорить о каком-то банальном торшере. Но с каждой тренировкой будет проще. Увеличивая лимит времени и усложняя тему, вы вскоре преодолеете неуверенность, робость перед словами, неумение их подобрать. В итоге же вы целый час сможете увлечённо рассказывать о своих домашних тапочках, ни разу не повторившись. Этим лучше заниматься в группе или с домашними, превратив тренировку в своеобразную игру. Поочерёдно каждый становится и исполнителем, и слушателем.

Ещё одно упражнение от мэтров по речи на развитие мелодичности.

Певучий, певучий,

Бархатный, бархатный.

Дерзайте, пробуйте, играйте!

Умение красиво и связно говорить прививается человеку с детства. Но иногда случается, что во взрослом возрасте речевые проблемы дают о себе знать. А между тем, поставленная речь нужна во всех сферах жизни: на работе, в межличностных отношениях, во время похода в магазин, кино, театр, салон красоты и в других бытовых ситуациях. От нашего умения говорить зависит отношение к нам. Итак, как развить речь и научиться говорить красиво?

Такие речевые дефекты, как картавость или шепелявость могут быть связаны с врожденными заболеваниями. И эти недостатки – первое, что нужно устранить, чтобы развивать речь. Поэтому прежде чем интересоваться, как развить красивую речь, нужно посетить врача-логопеда для устранения возможных дефектов. На нашем сайте вы можете узнать ответы на вопросы — и более подробно.

Иногда пациенту назначается хирургическая операция, после которой человек сможет пользоваться своей речью с максимальной эффективностью. После устранения всех физических препятствий уже можно задуматься, как улучшить речь и сделать ее разнообразной и увлекательной.

Упражнения и методики

Для взрослого человека важно красиво и связно говорить. И чтобы выработать это умение, улучшить свою речь, нужно постоянно работать над собой. В постижении навыка помогут следующие упражнения:

  1. Расширяем словарный запас. Выберите небольшой прозаический текст, который придется вам по душе. Вооружитесь словарем русского языка и словарем синонимов. Ваша задача – заменять слова в тексте синонимами. Можно вместо слов подбирать словосочетания, крылатые фразы. Сначала попробуйте заменять только прилагательные, со временем переходите и на другие части речи.
  2. Чтобы развить логику и сообразительность, поработайте с ключевыми словами. Для этого выберите небольшой текст и не глядя укажите пальцем на какое-то слово в нем. Это может быть абсолютно любая часть речи, которая несет смысловую нагрузку. Таким способом определите для себя 5 ключевых слов. Включите воображение и логику и придумайте историю или рассказ по ключевым словам. На более позднем сроке обучения можно выбирать больше ключевых слов.
  3. Чтобы развить уверенную речь и придать ей правильную эмоциональную окраску, поработайте с текстом из предыдущего упражнения. Встаньте перед зеркалом. Прочтите ваш текст без эмоций. Потом придайте ему эмоциональную окраску, какая кажется вам уместной. При этом наблюдайте за вашим выражением лица. Уместно ли оно, если бы вы рассказывали текст кому-то? Работайте с несколькими эмоциями. Прочтите историю с радостью, грустью, стеснением, разочарованием и другими чувствами, какие сможете вспомнить.
  4. Воспользуйтесь диктофоном. Вам нужно записать свой голос четырежды. Первые два раза вы должны прочитать стихотворение и прозаическое произведение с выражением. Третий и четвертый раз читать нельзя, нужно рассказывать те же произведения наизусть. Оцените свою речь по двум критериям: нравится ли она вам и понравилась ли бы окружающим. Вы должны рассказывать по памяти также уверенно и с тем же выражением, как и читая. Работайте с этим упражнением, пока речь не покажется вам идеальной. Если вы испытываете проблемы с запоминанием стихотворение, то читайте нашу статью — .
  5. Это упражнение эффективно поставит речь взрослому человеку. Но для его выполнения вам понадобится напарник. Как в одном из предыдущих упражнений, выберите из любимого текста 10 ключевых слов. По этим словам вам предстоит вести диалог с собеседником. Задание считается выполненным, если реплики взрослых людей не натянуты, разговор идет легко и непринужденно, у обоих партнеров получается связно и красиво говорить. Вы должны прочувствовать, что разговор вам интересен.

Это советы о том, как сделать речь красивой и научиться поддерживать любой разговор. Чтобы эти упражнения приносили еще больший эффект и легко выполнялись желательно перед ними предварительно произвести действия для разминки мышц языка, лица и постановки дыхания. В этом нам помогут Ниже также описаны очень эффективные занятия.

Ставим сценическую речь

Часто поставить речь взрослому человеку сложно из-за слабых мышц языка. Чтобы устранить эту проблему, нужно выполнять упражнения до тех пор, пока корень языка не почувствует усталость. Соответственно мышцы будут укрепляться.

  • Представьте, что вы держите во рту кусочек любимого фрукта или ягоду. Начинайте языком силой вдавливать лакомство в небо. Представляйте при этом, какой вы испытываете вкус.
  • Плотно сомкните губы. Облизывайте языком зубы с внешней стороны, пока не почувствуете усталость.
  • Откройте рот, высуньте язык. Начинайте постепенно слегка покусывать его зубами по всей длине. Делайте так около минуты.

Следующие упражнения для развития речи у взрослых людей направлены на разминку мышц лица:

  • Вытяните губы трубочкой, затем сразу улыбнитесь как можно шире. Сделайте 10-15 повторений.
  • Вытяните губы трубочкой и вращайте ими сначала по часовой, потом – против часовой стрелки. Сделайте 15-20 повторений в каждую сторону.
  • Мысленно разделите лицо на 2 половины, проведя вертикальную линию. Сначала старайтесь двигать мышцами одной части лица, пока она полностью не устанет. Затем переходите ко второй половине.

Теперь вы должны понять, как правильно дышать. Для этого встаньте ровно, положите руку на живот. Медленно вдыхайте воздух. Живот должен при этом выпячиваться. Если вы дышите грудью, живот будет оставаться на месте. Вам необходимо научиться дышать с помощью диафрагмы, и живот при этом обязательно должен двигаться.

Впредь, когда будете развивать речь с помощью упражнений, всегда следите, чтобы ваше дыхание было правильным.

Скороговорки как помощь оратору

Как улучшить речь без дикции? Ни один актер или оратор еще не смог этого сделать. Поэтому нужно поработать над дикцией. Для этого подойдет чтение или произношение наизусть скороговорок. Подойдут любые скороговорки, которые вы сможете найти, можете использовать популярную скороговорку « ». Вот также для примера одна из самых сложных:

«На мели мы лениво налима ловили
И меняли налима мы вам на линя.
Не меня о любви ли вы мило молили
И в туманы Лимана манили меня.»

Желательно заучивать скороговорки наизусть, чтобы была возможность практиковаться в любое время суток и в любом месте.

Мы поговорили о том, как развить грамотную речь. Будьте уверены в себе, тренируйтесь самостоятельно, сколько сможете, и уже через месяц вы начнете пожинать плоды своих усилий. Развивать свою речь и учиться ораторскому мастерству не только приятно, но и необходимо для повседневной жизни.