29.09.2019

История создания и анализ стихотворения "нищий" лермонтова. Михаил Лермонтов. Нищий


1. История создания . Стихотворение "Нищий" было написано М. Ю. Лермонтовым в 1830 г. Оно обращено к Е. А. Сушковой, в которую в то время был влюблен поэт.

В августе 1830 г. группа молодежи (включая Лермонтова и Сушкову) направилась пешком из Середникова в Троице-Сергиеву лавру.

Некоторые современники событий утверждали, что у стен монастыря Сушкова действительно протянула человеку, просящему подаяние, камень, что оказало очень большое впечатление на окружающих. Сама женщина категорически отвергала этот факт.

Другой аспект - слепой нищий рассказал, что ему кто-то бросил вместо монет камни, потрясенный юноша написал стихи. В этом произведении он сопоставил свою любовь, мольбу о взаимности и нищего, который получил вместо подаяния камни.

2. Жанр произведения - лирическое стихотворение.

3. Основная идея стихотворения - человеческая черствость и жестокость. воплощает себя и свои любовные страдания в образе нищего, униженно просящего подаяние. Вложенный в его руку камень - отношение Сушковой к поэту.

4. Композиция . В первой строфе ярко описан образ бедняка у монастырских стен. Во второй - невероятно жестокий поступок, совершенный в шутку кем-либо из богомольцев. Заключительная строфа - сравнение влюбленного поэта с описанным нищим.

5. Размер произведения - четырехстопный ямб с перекрестной рифмовкой.

6. Выразительные средства . Тяжелое положение двух страдающих людей подчеркнуто эпитетами ("иссохший", "протянутую", "горькими"), метафорой ("живая мука"). В основе стихотворения лежит сравнение. Использование возвышенных устаревших слов в начале стихотворения ("у врат", "от глада") придают ему характер народного сказания.

7. Главная мысль произведения заключается в осуждении Лермонтовым ветреных и беспечных светских красавиц, которые не задумываются о своих поступках. По свидетельству современников, поэт действительно был очень сильно влюблен в Сушкову. Обожание и преклонение Лермонтова принимало болезненные формы. Женщина прекрасно понимала молодого человека, но сознательно мучила его и продолжала просто-напросто играть с ним.

Измученный любовной пыткой поэт очень точно описывает свое состояние: "чуть живой". Вряд ли изображенный в стихотворении обман действительно имел место. Монастыри в России считались святыми местами, где любой страждущий мог получить облегчение своих страданий. Добравшись до стен монастыря, нищие странники попадали под особое покровительство самого Господа. Даже отказ от подаяния таким людям расценивался в качестве большого греха.

Лермонтов специально допускает явное преувеличение, чтобы усилить впечатление от жестокого поведения своей возлюбленной. Поэт подчеркивает, что он "молил... любви". Поэтому черствость Сушковой также становится грехом. Обман самых лучших чувств влюбленного человека - настоящее преступление. Даже если Сушкова не совершала в действительности обмана нищего, посещение монастыря произвело благотворное действие на болезненную любовь Лермонтова. После него заметно явное охлаждение поэта к боготворимой женщине.

Спустя несколько лет роли поменялись. Сушкова сама влюбилась в Лермонтова, но на этот раз обманутый когда-то поэт отнесся к ней с холодным безразличием. Лермонтова было трудно назвать религиозным человеком, особенно в молодости. Обращение к христианским темам и символам происходило у поэта в наиболее тяжелые периоды жизни. Поэтому стихотворение "Нищий" можно расценить как настоящий "крик души" безнадежно влюбленного человека.

Потрясающее произведение, несет в себе глубокий философский смысл. Лермонтов использует «параллелизм», как основную идею построения стихотворения. Поэтические образы здесь перекликаются и как бы «вытекают» одно из другого, дополняя друг друга. Не случайно, действие происходит на ступенях монастыря, который в данном случае олицетворяет открытую душу человека, как Святое, духовное вместилище. Любовные переживания он показывает, через художественное описание несчастного бедняка. Использует его, как призму, чтобы как можно достоверней передать всю силу своих переживаний:

«...Бедняк иссохший, чуть живой
От глада, жажды и страданья...»

Безответность своих чувств он изображает в строках:

«...Куска лишь хлеба он просил,
И взор являл живую муку,...»

Кусок данном случае, - это метафора, обозначающая чувства поэта, а "взор" излучающий нестерпимую душевную боль, дает возможность читателю прочувствовать, глубже ощутить страдания. Лермонтов специально использует художественные приемы, для усиления. Двойственность произведения заключается в том, что молодой поэт проводит образные линии, послужившие сравнением между судьбой несчастного бедняка и отвергнутого влюбленного человека:

«...Так я молил твоей любви
С слезами горькими, с тоскою;...»

Поэт словно вымаливает любовь, будто милостыню, но получает лишь боль от потери и горечь разочарования:

«...Так чувства лучшие мои
Обмануты навек тобою!»

Когда было написано данное "признание", молодому Михаилу Юрьевичу исполнилось шестнадцать и он безответно мучается от несчастной любви к девушке на два года старше себя. Она умело манипулирует его чувствами, но не отвечает взаимностью. Ей льстит внимание поэта, в последующем, она будет делиться этим в своих воспоминаниях.

По разным источникам, предыстория создания стихотворения разница. По одной версии, Лермонтов в то время совершал паломничество к Троице-Сергиевской лавре, где повстречал бедняка, просящего подаяния. Получив монеты, слепой поблагодарил и рассказал о том, как однажды молодые шутники насыпали в его чашечку камней. Старик не держал на них зла: «Бог с ними...». По другой версии, из воспоминаний современников, следует, что в компании с ними путешествовала Е.А. Сушкова, та самая роковая красавица, в которую был без памяти влюблен поэт, и именно она подшутила над незрячим, вложив ему камень, вместо подаяния. Правда сама Сушкова в своих мемуарах данный факт не только отрицает, но и предоставляет свою версию. Тем не менее, после произошедшего случая, Лермонтов к красавице резко овладел. Только встреча с незрячим произвела на молодого человека сильное впечатление и оставила в душе неизгладимый след, затем воспоминания легли в основу произведения.

Вариант 2

Делай людям добро, и оно к тебе вернётся, так гласит народная мудрость. Ведь каждому человеку хочется получать ответ взаимности за свои хорошие поступки и чувства. Но как больно и обидно получать обратное. Тогда наступают моменты разочарования и огорчения.

Примером такого случая является стихотворение Михаила Лермонтова «Нищий». В него автор вложил очень глубокий и двоякий смысл. Поводом для написания этого стихотворения послужил реальный случай из его жизни. Сам по себе поэт был не сильно верующим человеком. Однако он считал, что церковь и все святые места воспитывают терпение и покорность человеческой души, чего ему и не хватало в жизни. Поэтому он в свои короткие отпуска старался посещать храмы и обители святыни. В такие поездки он всегда брал с собой женщину, которую он любил долгие годы, но которая так и не стала его спутницей жизни. Сюжет стихотворения нам обрисовывает картину, которую увидел автор. У ворот святой обители стоял просящий подаяния. Он был иссохший, чуть живой, его весь облик напоминал не живого человека, а скорее живую маску. Это значит, в нем не было ни капли жизни, от жажды и страданья его взор словно окаменел и стал маской.

Описывая образ просящего, поэт одновременно подразумевает себя. Внешний вид нищего он сравнивает с внутренним миром себя. На тот момент у него было точно такое же душевное состояние от безответной любви женщины, которую он ждал долгие годы. А она только играла его чувствами и заставляла ждать, давала только обещания, которые никогда не выполняла. Но главным поводом разочарования в любимой для поэта стал необъяснимый поступок этой женщины. Она ради шутки положила в руку просящего подаяния камень, конечно же, в дальнейшем она это отрицала. Этим самым она «бросила» камень и в душу автора, в его искренние чувства. Это поставило точку в постоянном ожидании и надеждах автора, что когда-нибудь они будут вместе. Поэт понял, что эта женщина не та, за которую себя выдавала.

В данном стихотворении поэт совместил два смысла. В первых двух строфах он описывает увиденного нищего, а в последней – он высказывает о том, что чувствует. Как он ждал, молил о любви, но его лучшие чувства оказались обмануты навек. Сразу становится понятно, что автор обращается к конкретному человеку, потому что в конце употребляет выражение «чувства обмануты тобою».

Анализ 3

Под воздействием неудержимого чувства любви к некой Екатерине Сушковой в первой половине 19 века Лермонтовым был создан целый «сушковский» цикл произведений, к которому критику относят и стихотворение «Нищий». Отвергая все проявления внимания и ухаживания влюбленного в нее молодого человека, девушка еще и поднимала его чувства на смех – эти обстоятельства подавляли ухажера, вызывая глубокую скорбь.

Прогуливаясь по территории Троице-Сергиевой Лавры, поэт наткнулся на нищего слепца. Как известно, этот несчастный пожаловался Лермонтову на свою печальную судьбу и издевательства со стороны юных прихожан. Последние зачастую клали в его кружку вместо монет камни. Этот эпизод глубоко тронул поэта, напомнив ему собственные чувства насмешки, унижения и предательства со стороны объекта любви. Этими чувствами и проникнуто стихотворение, которое относится к любовной лирике.

Лирический герой испытывает горькое разочарование и глубокое отчаяние, удачно сравнивая себя с несчастным нищим, который вместо ожидаемого хлеба получает лишь горсть ненужных камней. Это сравнение – прообраз порочной человеческой жестокости, появляющейся вследствие душевной глухоты. Оно напоминает библейский сюжет – притчу Иисуса Христа о жестокости развращенного рода, который не угождает Богу, тогда как своему сыну ни один из этих людей не даст вместо хлеба камень.

Что касается композиционных особенностей произведения, то оно имеет две части и состоит из трех строф-четверостиший. Первая часть повествует читателю о нищем, столкнувшимся с жестокостью окружающих людей, а во второй части автор переходит к описанию собственных чувств. Стихотворение написано в размере четырехстопного ямба – именно он позволяет передать всю глубину душевной скорби лирического героя. Рифма стихотворения перекрестная.

При написании стихотворения автором использовано немало художественно-выразительных средств языка – это тропы, при помощи которых передается атмосфера внутренних чувств души. Эпитеты («обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «живая мука», «слезы горькие», «чувства лучшие») и метафоры (крупное образное сравнение протянутой руки нищего старика и души автора, жаждущей любви и понимания), а также трагизм стихотворения делают его прекрасным памятником русской литературы, показывая многочисленные возможности языка в раскрытии самых глубоких чувств человеческой души.

Стихотворение Михаила Юрьевича Лермонтова «Нищий», призывающее видеть и чувствовать страдания окружающих нас людей, проявлять милосердие и ласку - одно из тех произведений, которое воплотило в себе суть русской поэзии.

Анализ стихотворения Нищий по плану

Возможно вам будет интересно

  • Анализ стихотворения Озеро Чад Гумилева

    Как известно, Гумилев довольно много путешествовал, том числе предпочитал и экзотические страны, которые служили для него не только источником отдохновения, но и вдохновения. Озеро Чад относится к 1907 году, когда Гумилев

  • Анализ стихотворения Мечты Гумилева

    Произведение Гумилев закончил в 1907 году, напечатали же его в 1908 году в сборнике Романтические цветы. В 1906 Гумилев учился во Франции и много путешествовал по Европе

  • Анализ стихотворения Край любимый! Сердцу снятся Есенина

    У Есенина количество любовной лирики вполне сопоставимо с количеством лирики пейзажной, причем эта пейзажная лирика наполнена неимоверной любовью к природе, в частности к родному краю. Характерное название по первой строчке

  • Анализ стихотворения Тютчева Как хорошо ты, о море ночное… 5 класс

    Стихотворение «Как хорошо ты, о море ночное…» Фёдора Тютчева написано в 1865г. И посвящено памяти возлюбленной Елене Денисьевой. Денисьева умерла годом ранее и поэт, как утверждают современники

  • Анализ стихотворения Кузнечик дорогой Ломоносова 6 класс

    Произведение относится к многочисленным переводам, осуществленных автором, и является переложением одного из сочинений древнегреческого поэта Анакреона с добавлением в финале стихотворения двух строк собственного текста.

Любовная лирика – самое распространённое явление в поэзии, особенно в эпоху романтизма. Получить признание на этом поприще авторам было непросто уже во времена античности. Лишь действительно талантливые творцы добивались успеха. Примером может послужить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий», которое отличается от других стихотворений о романтическом чувстве богатым подтекстом, глубиной философского размышления, лаконичностью изложения и композиционной стройностью.

М.Ю. Лермонтов в 1830 году отправился в паломничество в Троице-Сергиевскую лавру. Там он встретил незрячего нищего, просящего милостыню. Современники вспоминают, что, получив подаяние, старик обрадовался звону монет и рассказал о злой шутке. Однажды молодые люди просили в его чашечку для пожертвований камни.

В это время молодой поэт знакомится с Е.А. Сушковой. Он влюбляется в девушку, но строптивая красавица жестоко отвергает чувства юноши, назвав его младенцем. Стоит сказать, что Лермонтов был на два года младше девушки, которой посвящено стихотворение. Это разочарование стало импульсом для создания множества стихов, посвященных холодному сердцу возлюбленной. Среди этих сочинений — «Нищий».

Жанр и размер

Для поэзии романтизма важны жанровые особенности произведений. Им не была свойственна твёрдость формы, как для жанров эпохи Возрождения. Дифференциация опиралась, в первую очередь, на содержание текстов, но были также свои интонационные и технические нюансы.

Рассматриваемое стихотворение напоминает собой элегию. Об этом говорит размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Так достигается эффект разговорной речи с интонациями печали. Соответствует этому жанру и образ нищего, обманутого, несчастного и немощного, ведь элегия переводится с греческого как «жалоба». Созвучен бедняку образ лирического героя, чьи чувства были жестоко отвергнуты.

Прослеживаются в стихотворении черты притчи. На это указывает назидательность, а также изложение основной идеи через краткую историю.

Темы

Лермонтова всегда волновали темы, связанные с моральными качествами человека.

  • Обман представлен в двух ситуациях: с одной стороны, бедняку насыпали в чашку камни, с другой – девушка смеётся над любовью молодого человека. Важно обратить внимание на то, что поэт немного изменяет реальную историю нищего: не в миску, а в руку ему положили камень. Это придаёт ещё больший драматизм стихотворению и делает обман более жестоким.
  • Любовь для Лермонтова в контексте этого стихотворения не приравнивается к некой жизненной потребности. Но лирический герой, обнаживший свои чувства, похож на просящего милостыню. Их общая черта – абсолютная открытость перед другим человеком, уязвимость.
  • Бродяжничество представлено как полное повиновение судьбе, отказ от гордости и каких-либо претензий. В глазах нищего – «живая мука». Он не ропщет и не жалуется – грех обижать такого человека.

Идея

В тексте звучат параллельно две линии: нищий, получивший вопреки ожиданиям камень, и юноша, чувства которого молодая особа осмеяла. Данный способ выстраивания композиции позволяет автору наиболее ярко выразить главную идею стихотворения. Поэт выступает как красноречивый проповедник: через осуждение шутки над бедняком Лермонтов выступает против надменности барышень, тоскующих в своих салонах. Они знают о любви по зарубежным романам, задумываются лишь о своём внешнем облике, но духовно молодые женщины пусты. Они развлекаются, играя с чувствами людей, и остаются при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но едва ли Лермонтов выступает за подмену любви жалостью. Главная цель – указать на бессердечное высокомерие молодых дам.

Художественные средства

Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в возрасте 16 лет, но к этому времени он был достаточно образованным и начитанным молодым человеком. В произведении прослеживаются литературные ассоциации. Например, мотив осуждения бездушия молодых дам звучит в балладе Шиллера «Перчатка», перевод которой юный автор выполнил за год до написания «Нищего». Характер проповеди в христианской культуре не может не вызвать воспоминаний о Библии.

Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует различные художественные средства. Для большей выразительности портрета нищего поэт использует эпитеты «иссохший, чуть живой», в его взгляде «живая мука». Относительно страдания лирического героя автор использует устойчивое выражение «горькие слёзы», часто используемое в лирике романтизма.

Основной приём этого стихотворения – параллелизм (обманутый нищий – отвергнутый влюблённый), на нём построено произведение.

Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Михаил Юрьевич Лермонтов - имя, известное каждому еще со школы. А те, кто на уроках литературы чаще других поднимал руку, сейчас наверняка припоминают строчки учебника о том, что Лермонтов - великий представитель русского романтизма. Быть может, вам пока ничего эти слова не говорят, но именно это - ключ к пониманию лермонтовских произведений, в том числе, и стихотворения Лермонтова "Нищий".

"Пламенная страсть" и реальный мир

Главное условие романтического сочинения - герой, живущий двойной жизнью. С одной стороны, подобно каждому из нас, он живет в определенной обстановке и вынужден соблюдать определенные правила. Но с другой стороны, в душе романтического героя есть мечта, путеводная звездочка, "пламенная страсть". В романтизме такая мечта, чаще всего, недостижима (например, герой видит свой идеал в уже прошедшем). Поэтому реальный мир для него ужасен и отвратителен. Только внутри себя, наедине со своей путеводной звездой, герой находит утешение. Отсюда возникает конфликт между мечтой и реальностью, который и становится основой сюжетов романтических произведений.

Стихотворение "Нищий": какими красками нарисованы образы?

Стихотворение "Нищий" Лермонтов написал в 1830 году, когда ему было всего шестнадцать. Тем не менее в произведении уже звучит тема одиночества, одна из центральных у поэта (впоследствии она возникает в таких знаменитых его стихотворениях как "И скучно и грустно"; "Выхожу один я на дорогу"). Не всегда Лермонтов размышляет об одиночестве как таковом: в стихотворении "Как часто, пестрою толпою окружен..." рассматривается одиночество в социуме, а в стихотворении "Нищий" тема одиночества соединяется с любовной тематикой.

Стихотворение построено по принципу сопоставления. Отождествляются, т.е. сравниваются друг с другом два образа: нищего (первые две строфы) и безответно влюбленного лирического героя (заключительное четверостишие). Для изображения несчастного бедняка поэтом использованы красочные определения - эпитеты ("бедняк иссохший, чуть живой"; "живую муку") и перестановка слов - инверсия:

Куска лишь хлеба он просил

Лермонтов при изображении нищего моментально достигает высочайшего драматизма. Романтический конфликт мечты и действительности здесь налицо, ведь подлый, страшный, бесчеловечный обман нищего совершается "у врат обители святой". Где же эта святость? Моментально (что естественно для небольшого стихотворения) достигается кульминация. Автор приходит к ней через анафору (одинаковое начало строк) во второй строфе:

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

И вот так, достигнув кульминации, удерживая читателя на гребне кульминационной волны, поэт резко переключает его в сферу любовных переживаний:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Здесь также использована анафора ("так" - "так"). В этой строфе она помогает создать тон вывода, резюмирующего высказывания. Нарисовать в глазах читателя ситуацию, изменить которую невозможно.

Кто же нищий?

В стихотворении изображается не просто конец отношений между мужчиной и женщиной. Автор не зря говорит о "лучших чувствах" лирического героя. Разрушено нечто большее, чем личная жизнь героя, разрушена та самая его путеводная звезда и "пламенная страсть", о которой мы говорили, еще не приступив к анализу стихотворения. Нищий у Лермонтова - это не "бедняк иссохший, чуть живой". Нет, этот образ, несмотря на весь его драматизм, использован лишь для того, чтобы провести параллель с истинным нищим. Настоящая нищета по Лермонтову - это утрата лучшей части своей души, своей мечты, своей звездочки. В данном случае - любви к некоему идеалу, который не может обмануть. Теперь героя не только окружает страшный мир (это нам ясно по первой части стихотворения), страшный мир внутри него самого, так как его лучшие чувства "обмануты навек". Так же впоследствии умрет мечта в груди известнейшего лермонтовского героя Мцыри.

Итак, стихотворение "Нищий" - образец раннего лермонтовского романтического произведения, в котором затронуты важнейшие в творчестве поэта темы.

Стихотворение Нищий напишет в 1830 году. Это был период, когда поэт был безумно влюблен в Сушкову. Вот только избранница не отвечала ему взаимностью и насмехалась, называя ребенком. А ведь в то время Лермонтов был младше дамы своего сердца всего на два года. А тут еще и реальная встреча с нищим у Троицко-Сергиевской лавры, где поэт услышал историю, как вместо монет в кружку кто-то бросил нищему камни. Вот и возникает у Лермонтова идея сопоставить отвергнутого лирического героя с нищим, которого так жестоко осмеяли люди. Как раз именно Сушковой и посвящает свое стихотворение М.Ю. Лермонтов.

В нашем стихотворения стоит отметить, что по жанру это может быть как элегия, где чувствуются ноты печали, так и жалоба, в которой также видны черты притчи. В сюжете стиха автор сравнивает своего лирического героя с нищим. Тот стоял у врат обители, был исхудавшим и обессиленным. Он просил у прохожих хлеба, но кто-то вместо еды положил в протянутую руку камень. Вот так с протянутой рукой его герой выпрашивает любовь у своей избранницы. Она же не обращает внимание ни на слезы, ни на мольбы, ни на тоску в его глазах. Лишь насмехается над ним, тем самым обманывая лучшие чувства влюбленного героя.

В этом небольшом произведении автор затрагивает сразу несколько тем. Это и обман, в котором проявляется бесчеловечность. Люди жестоки по отношению к нищему и бесчувственна к лирическому герою его избранница, пренебрежительно относясь к чувствам влюбленного. Затронута здесь и тема любви, где герой открывает свои чувства, обнажает их не для того, чтобы получить в ответ лишь насмешку. Ведь в итоге он оказался похож на того самого нищего, что вымаливает ответные чувства у избранницы.

В своем стихотворении Лермонтов призывает к милосердию и просит дам забыть о своем высокомерии. Но ни в коем случае поэт не просит жалости, подменяя этим чувством истинную любовь. Нищий просит о малом: подобрать правильные слова для объяснений и не играть чувствами других людей, заставляя их страдать и разочаровываться.