24.09.2019

История жизни моей прабабушки. Жестокая любовь наших бабушек. Реальные истории


«Гордиться славою своих предков
не только можно, но и должно».
А.С.Пушкин.


Интерес к прошлому, к истории своей семьи и своих предков заложен в каждом человеке. С малых лет человеку приходится слышать и понимать, что до него то же было время, были люди и события.

Каждая семья проходит свой путь, имеет свои победы и радости, разочарования и беды. Удивительными и невероятными могут быть биографии людей. Исторические явления не проходят бесследно для человека. Таким ярким примером может быть жизнь и судьба моей прабабушки Батраковой Люции Дмитриевны.

7 февраля 1939 года в деревне Курбаты, Уинского района, появилась на свет девочка. Родилась она в обычной семье работников колхоза: мама работала на ферме, а отец до войны - в полеводческой бригаде, в поле на тракторе.

Отец новорожденной Дмитрий, ярый сторонник новой власти решил, что дочь назовет в честь свершившегося 1917 году события, а именно - Революция. Но хоть и отвергало Советское правительство церковь, а все-таки народ, особенно в деревнях, верил в бога, но в церковных книгах не оказалось такого замудренного имени, а вот имя – Люция нашлось. Тогда родители приняли решение назвать девочку Люцией.

22 июня 1945 года началась Великая Отечественная война. Была объявлена мобилизация военнообязанных, введено военное положение. Не могли остаться в стороне и жители деревни Курбаты. Все мужское население ушло бороться за свободу своей Родины. Люсе было 2 года, когда и её папа ушел на фронт. Жить было трудно.В 1944 году вернулся с фронта отец. «До войны я папку даже не помню, - вспоминает прабабушка, - а вот как вернулся, хорошо запомнила. Вернулся он в конце 1944 года, так как был ранен, лежал в госпитале и его комиссовали. Он посадил меня на колени и долго показывал пульки, которые у него достали после ранения во время операции». Маленькая девочка даже подумать не могла в свои пять лет, что вот эти «игрушки» могли лишить её папу жизни.

В хозяйстве у семьи Курбатовых находился скот: корова, овцы, курицы. Несмотря на это, семье жилось тяжело, ведь все облагалось налогом. Прабабушка вспоминает: «Даже если курицы не неслись, заставляли покупать яйца у кого-то другого и все равно сдавать, если нет молока у коровы или его мало, тоже нужно было покупать, но сдача налога по норме была обязательна. Сено коровам косили, где придется. Мама все ямы с крапивой возле дома окашивала. Из колхоза давали коровам солому, так мама перемешивала её со своим сеном и этим кормила». Пришло время и маленькой Люсе помогать семье. Начиная с 6 лет, мама брала девочку с собой на работу. Вместе перевозили копны сена с поля на склады на лошадях, косили рожь литовками и вязали в снопы, а затем ставили в заслоны. «Мама специально мне сделала маленькую литовку, - улыбается прабабушка, - и я с ней ходила на поля». Люся чувствовала ответственность и старалась не отставать от мамы. Да и одна она осталась у родителей, ведь старшие дети в это время уехали учиться в город, получать образование для дальнейшей профессиональной деятельности.

Когда Люсе исполнилось 12 лет, она выполняла в колхозе уже более сложную и ответственную работу. Она вспоминает: «Когда я стала постарше, уже сама на лошадях возила для удобрения навоз на поля вместе с другими девчонками и парнями. Никогда не ждала, что мне кто-то его разгрузит. Сама подворачивала телегу и сгружала. Шустрая очень была да и запрягала лошадь всегда сама. Однажды помню, был один случай. Попросили меня какого-то начальника свезти в район. А конь мне попался с норовом, его нужно было всегда держать в узде. Когда оставалось несколько километров до района, меня этот мужчина и спрашивает: «Девочка, а ты не боишься на такой лошади ездить?» «Нет, - говорю, - не боюсь». Высадила я его и поехала обратно в Курбаты». В деревне Курбаты в школе обучали детей только до 4 класса, а чтобы продолжить обучение, нужно было ходить в соседнее село Суда в девятилетнюю школу. «Уходили из дома на целую неделю, - вспоминает прабабушка, - жили на квартире. Мама собирала нам узелок с едой, картошки маленько, туесок молока, хлеба, да один рубль денег. Все это мы растягивали на целую неделю. В конце недели уже ничего не оставалось, так хозяйка, тетя Маша, у которой мы с младшим братом жили, давала нам кусок хлеба да луковицу, на этом и держались. А мало мама давала еды, потому что большие налоги были в то время. Себе-то почти ничего не оставалось». Окончила Люся 9 классов в 1952 году, мечтала дальше идти в 10 класс, повышать уровень своего образования. Но осуществиться этим мечтам не удалось, пришла беда: умер отец. Прабабушка вспоминает этот эпизод из жизни до сих пор со слезами на глазах: «Мама смерть отца восприняла очень тяжело. Мне сказала, что учить меня она без отца не в состоянии и отправила меня в деревню Грызаны к моей сестре Тасе, которая в это время уже вышла замуж и воспитывала детей. Мама сказала, что Тасе нужно работать, а я должна буду сидеть с её детьми. Мне ничего не оставалось делать, как ехать в Грызаны. Мама потом до конца жизни корила себя в том, что меня единственную не выучила, не дала полное образование». Ослушаться Люция не могла. Приехав к сестре, Люся какое-то время нянчилась со своими племянниками, но затем решила: «…зачем я буду сидеть на шее у сестры, пойду и устроюсь работать в колхоз». В это время в колхозе набирали бригады для рубки леса, и она отправилась на лесозаготовки. Начались трудовые будни. Работа была сезонной. Что только Люция Дмитриевна не делала: со своей подругой Машей в паре сами валили лес ручной пилой, сами его распиливали и складывали в кучу, стояли на площадке комбайна, собирали зерно в мешки и сами складывали в телеги. Хоть и уставали девушки на работе, а вечером все равно шли на танцы, которые проходили под гармонь. Прабабушка вспоминает это время с чувством ностальгии в голосе: «Клуб закрывали рано, в 12 часов, так мы потом шли в гости к кому-нибудь из ребят, была даже составлена очередь, к кому идти следующему на час-полтора, играли в различные игры. Потом проходили танцы уже под патефон. Умели устроить свой досуг. А утром опять на работу. Очень интересно проходил праздник Масленицы. Катались на лошадях разряженных. Интересно, весело проходило время». В 1958 году Люция Дмитриевна вышла замуж за местного парня Михаила Степановича (моего прадедушку)и поменяла свою девичью фамилию Курбатова на фамилию мужа и стала Батракова. Будущий муж был тоже из простых. Отец у него ушел на фронт, когда Мише исполнилось три года. Обратно он не вернулся. Его боевые друзья рассказывали, что в землянку, где отец находился, попал снаряд, и он погиб. Михаил Степанович со своим братом узнали, что отец был захоронен в Брянской области возле деревни Копылово, но съездить туда так и не удалось. Свадьбу молодые не делали, просто списались, так как «мамаша» (свекровь) сказала: «…денег нет на свадьбу, сами заработаете, потом и отпразднуем…», тем более за месяц до этих событий семья будущего мужа пережила пожар, и почти все имущество сгорело.

Но праздновать свадьбу так и не пришлось. Через год родился первый сын – Коля. А ещё через год родилась дочь Таня. Начиная с 1959 года прабабушка начала работать на местном ФАПе, вместе со своей старшей сестрой и проработала там 20 лет. «Заработная плата, – вспоминает Люция Дмитриевна, – была небольшая, всего 20 рублей, но зато работа была полегче». Машин в то время ещё не было, поэтому на вызов по деревням, за медикаментами в район и на совещания ездили всегда на лошадях. Всю себя Люция Дмитриевна отдавала работе.Когда исполнилось прабабушке 55 лет, она вышла на пенсию, но со своей неуёмной энергией не смогла усидеть дома, еще подрабатывала, сначала в школе техничкой, а потом в детском саду няней.

Сейчас прабабушке 72 года, она проживает в селе Грызаны, Ординского района со своим мужем, моим прадедом - Михаилом Степановичем и занимается воспитанием внуков и правнуков, у неё их много, каждому она отдает частичку своего душевной теплоты.

Мне хотелось бы быть похожей на прабабушку, обладать её человеческими качествами: добротой, терпением, отзывчивостью, бескорыстьем, готовностью прийти на помощь тем, кто в ней нуждается. Прожив такую нелегкую жизнь, она не утратила душевные качества. До сих пор идут к ней люди за советом, за добрым словом. Я горжусь своей прабабушкой – Батраковой Люцией Дмитриевной.

Введение …………………………………………… с. 3

Глава I История жизни моей прабабушки ………... с.4-8

Заключение ………………………………………… с. 9

Литература………………………………………….. с. 10

Приложения …………………………………………с. 11-17

Введение

Наши далёкие предки из поколения в поколение хранили документы, письма, книги, вещи - всё то, что могло бы рассказать о родных и близких. Они составляли родословное древо, изучали свою родословную. По ней можно узнать историю своей семьи, родного края, своей страны. Сегодня не все могут ответить на вопросы: « Кем были наши предки? Чем они занимались?» Когда я была маленькой, со мной постоянно находилась моя прабабушка. Я часами любила беседовать с ней. Сначала я думала, что прабабушка рассказывает мне сказки, а когда подросла, то поняла, что это правдивые рассказы из её трудного детства. Мне захотелось подробнее узнать о жизни прабабушки, записать все её рассказы, ведь это история моей семьи, родословная. А свою родословную должен знать каждый человек.

Тема моей работы: «История жизни моей прабабушки»

Целью работы является изучение истории жизни прабабушки.

Задачи:

1. Собрать информацию о трудовой биографии, о родных прабабушки;

2. Изучить имеющиеся документы, фотографии;

3. Описать своё исследование;

Гипотеза : я могу гордиться своей прабабушкой.

Объект исследования: прабабушка

Предмет исследования: жизнь прабабушки

Методы исследования:

Беседы, воспоминания;

Изучение документов;

Анализ и обобщение;

Глава I История жизни моей прабабушки

Мою прабабушку зовут. Это мама моего дедушки. Родилась она 27 ноября 1934 года в деревне Шалашино Крутинского района Омской области в простой крестьянской семье. Мама прабабушки: , урожденная Мякишева, была из богатой семьи. (Приложение 1.) Прабабушка вспоминает, что об этом факте в семье никто никогда не говорил, и узнала она это, уже будучи взрослой, от своей тети. Отец её: был из простой крестьянской семьи. Отец с матерью прабабушки воспитывали четверых детей: Александру, Валентину, Галину, Анатолия. (Приложения 3,4) Бабушка была предпоследним ребенком в семье. Свою жизнь бабушка помнит с 6-7-летнего возраста. Это время как раз пришлось на начало Великой Отечественной войны. « Жить было, сложно, тяжело, голодно, - рассказывает бабушка, - не дай бог, никому такой жизни».Одно из воспоминаний бабушки связано еще с довоенным временем, когда ей было 6 лет. Мама ее работала в детском садике в ясельной группе. Её поразило больше всего то, что маленьких грудных ребятишек кормили из тщательно вымытого коровьего рога, на который вместо соски натягивали обработанную титьку от коровьего вымени. А так как молока выделяли мало для детсадов, в нём распаривали комбикорм. Эту смесь делали жидкой и наливали в рожок. Она переваривалась в детских желудочках с трудом и дети постоянно плакали, видимо из-за болей в животиках. Не смотря на трудное время, прабабушка все-таки училась в школе. Окончила всего лишь 4 класса , т. к. не в чем было ходить в школу.

Отец её ушел на фронт в 1941 году. Через некоторое время мать получила "похоронку". Погиб вблизи деревни Нижняя Шалдиха Мчинского района Ленинградской области . По рассказам сослуживца из соседней деревни, он погиб от попадания разрывной пули в живот. Вся семья очень тяжело переживала утрату, но тяжелее всех пришлось матери. После этого мама прабабушки сильно заболела. Прабабушка вспоминает, что у неё помутился рассудок, так как она начала прыгать на всех. Её даже на некоторое время привязывали на верёвку, но потом всё прошло. Брат прабабушки, ушел на войну в 1943 году, когда ему исполнилось 17 лет. (Приложение 2.) Через некоторое время он получил ранение в обе руки. После госпиталя вновь попал на фронт. В бою на Курской дуге получил ранение в ногу, отполз в воронку и лежал там, так как не мог подняться. Через некоторое время к нему подползла медсестра и потащила его в лазарет. Кругом разрывались, гремели снаряды, а она маленькая, хрупкая, тащила его и плакала, причитая: «Где вас таких большущих понабрали! Сил нет вас таскать»! И все-таки вытащила. Следующий год брат прабабушки провел в госпитале в Молдавии, где ему восстанавливали раздробленную голень. Хирурги не решились ампутировать конечность молодому пареньку. В 44-м году его демобилизовали. Домой он приехал на костылях, на которых ходил еще год. До конца жизни Анатолий Сергеевич ходил в сапогах или в валенках, чтобы беречь ногу. Так до конца жизни он оставался хромым.

Жилось в военное и послевоенное время голодно. Легче было в летнее время, так как можно было питаться травой: крапивой, медуницей, рогозой, лебедой, ягодами. Ягоды заготавливали впрок, на зиму. Мама прабабушки сушила их на листах подсолнечника или подорожника в печи. Получались лепешки, которые потом распаривали и ели зимой. Лакомством были сладкие овощи: калига или брюква , морковь. Картошка рождалась плохая. Зимой она замерзала, так как хранить её почему-то не умели. Помидоры и огурцы в то время не выращивали. Прабабушка говорит, что семян не было. Однажды с прабабушкой произошёл один странный случай. Она рассказывает: «Сильно голодно было в то время. Однажды летом мама отправила меня в соседнюю деревню к тёте. Она обещала маме привезти из города отрез на платье и рыбы. Я забрала всё, что подала мне тётка, и отправилась в обратный путь. Было жарко. Несколько раз заходила в лес передохнуть. От запаха, который шёл от сумки, а может и от голода, тошнило, кружилась голова. Дорогу домой я плохо помню из-за полуобморочного состояния. Когда я пришла домой, то мама обнаружила вместо килограмма рыбы всего одну селёдину, хотя тёте давала денег на килограмм. Когда мама встретилась с тетей, та ей сказала, что отдала мне всю рыбу, а я, видно, по дороге домой её съела. Я до сих пор не могу понять, как могла съесть три рыбины сырыми. Может это произошло от голода, а может тётка обманула и дала мне меньше рыбы, кто теперь узнает? Только теперь уже много лет я совсем не ем сельдь, и даже запаха её не переношу. Наверное, в детстве наелась!»

Когда прабабушка была постарше, она уже помогала матери по хозяйству. Посреди зимы у них закончилось сено, а в лесу ещё оставалась копна, и её нужно было привезти домой. Лошади у них не было, а был бык. Его и запрягли в сани. Поехали вдвоем с мамой. Было холодно, страшно, а ничего не поделаешь, коров то кормить надо. Подъехали к той поляне, где копна сена стояла, когда уже смеркаться стало. Увидели на копне с сеном двух волков. Жутко стало. Бык, почуяв волков, встал и идти не хочет. Мама взяла вилы и стала стучать ими по телеге. Волки спрыгнули с копёшки, отошли метров на 30, сели, смотрят. Мама взяла лопату и стала снег отгребать от копны, а мне наказала быка держать за вожжи и за волками смотреть. Мама прабабушки успела три навильника сена на телегу положить, как волки закружились на месте, забеспокоились. Дразнить их больше не стали, сели и поехали домой. Стоило немного отъехать от поляны, как волки вернулись на копну и "запели" песню. И от этой "песни" мурашки по всему телу побежали и волосы встали дыбом. Смотрела прабабушка долго на них, пока они из виду не скрылись. Страшно было очень, и их вой до сих пор в ушах стоит. Может быть, волки и не тронули, потому что выглядели они сытыми, аж шерсть лоснилась. Зайцев в том году в лесу было много, и им было чем питаться. А корове сено на следующий день привезли.

Несмотря на трудное детство, успевали и поиграть. Интересных игр было много и в то время. Зимой катались с горки на санках. Катались по очереди, так как валенки были одни на всех. Вот прибежит сестра с горки, валенки сбросит, лезет греться на печь, а прабабушка надевает валенки и бежит кататься на гору.

А летом уже в другие игры играли. Например, игра «12 палочек» напоминает игру «Прятки». Я узнала у прабабушки правила игры и теперь играю с подружками летом на полянке. Очень интересная игра. Также бабушка играла в игры «Чиж», «Прятки». Любили играть мячом. Только мяч был сделан из соломы. Играла прабабушка Маша в куклы. Только куколки настоящей у неё не было. Возьмет она пучок соломы в тряпицу какую-нибудь завернет, и получалась куколка.

После войны семья переехала в деревню Стахановка Крутинского района. С 14 лет прабабушка начала работать в колхозе, выполняя разную подсобную работу: полола свеклу, турнепс, подметала на току. С 16 лет ей уже доверили пасти коров в летнее время, косила траву на силос, а зимой выполняла также разные посильные работы. В 1951 году, когда прабабушке исполнилось 17 лет, её послали доить коров в колхозе.

Замуж вышла в 19 лет за. (Приложение 5.) В 1955 году в семье родился сын, мой дедушка. (Приложения 6,7) Вскоре семья переехала на «откормочную» ферму около деревни Старинка Называевского района. На базе этой фермы откармливали крупнорогатый скот. Когда сын подрос, прабабушка устроилась работать в школу техничкой и проработала там до 1965 года. В 1965 году семья переехала жить в Крутинку. (Приложение 8.) Первую зиму работала кочегаром в районном почтамте. А в 1966-м году устроилась в комбинат бытового обслуживания закройщицей на массовый пошив. Кроила проймы для рукавов и воротников. В 1971 году уволилась по состоянию здоровья. 3 года отработала в народном суде техничкой: мыла пола, топила зимой печи. В 1974 году была принята на работу в маслодельный комбинат разнорабочей. Оттуда вышла на заслуженный отдых. За свой многолетний и добросовестный труд прабабушка не раз награждалась почётными грамотами, благодарственными письмами, денежными премиями. (Приложение 11-12) Но и на пенсии прабабушка не сидела, а помогала воспитывать внучек Елену и Марину. (Приложение 9).

В ноябре моей прабабушке исполнилось 78 лет, но она до сих пор трудится, заботясь теперь уже о правнуках, а их у неё трое.(Приложение 10) Это тоже очень сложное и ответственное дело.

Заключение

Своё исследование я строила на основе документов, воспоминаний и бесед. Хотя беседы, нельзя назвать точным источником, однако, это непосредственная связь с историей. Проведя эти исследования, я узнала очень много интересного о своей прабабушке, о её «корнях» по маминой линии. В дальнейшем надеюсь продолжить работу по данной теме более глубже. Буду исследовать историю моей семьи по папиной линии и составлять родословную моей семьи. Сейчас прабабушка живёт с нами. Мы её очень любим и заботимся о ней. Я думаю, что моя гипотеза подтвердилась. Я горжусь своей прабабушкой Московкиной Галиной Сергеевной.

Любви все возрасты покорны. И ещё – все поколения. Но настоящая, прекрасная любовь встречается, наверное, раз на тысячу или десять тысяч пар.

Мы попросили наших читательниц вспомнить, нет ли у них в семье прекрасной легенды о любви бабушек и дедушек.

Чугунное сердце

Бабуля – восемнадцатый ребенок в еврейской семье, попавшей в Сибирь по этапу. Прадед – белорусский мещанин, отличился тем, что дал пощечину губернатору. Так что вся семья загремела в Сибирь, прабабка ехала за этапом на возу, время от времени пересчитывала “сверточки” – детишек (так вовремя заметила пропажу бабушкиной сестры, кстати – нашли!) Бабуля родилась уже в Сибири, выросла, закончил томский университет.

Дед – из крестьян-переселенцев. Пришли из Архангельской (или Вологодской – где-то на границе жили) губернии, в Сибирь, к новой жизни. В семье было три брата. Один воевал за красных, второй – за Колчака. А мой дед плюнул на политику и пошел на рабфак в Томский политех.

Они встретились на строительстве Кузнецкого металлургического комбината (того самого, про который писал Маяковский свой “Город-сад”). Бабуля была переводчицей у американских специалистов. Стояла она как-то на открытии второй домны. Началась плавка, пошел чугун. И капелька раскаленного металла упала к ее туфелькам, застыв в форме сердечка. Как будто знак. Это сердце, размером с небольшую женскую ладонь, до сих пор хранится дома.

Дед был на этом заводе местным инженером-энергетиком. До сих пор помню, как бабушка рассказывала: “Я захожу в контору, а он там сидит. Красивый такой”. Оба были невероятно красивыми. Прожили в гражданском браке всю очень долгую жизнь. У обоих было много поклонников и поклонниц, но даже вариантов не возникало.

Есенин

Мой дед, красавец, актёр-режиссёр влюбился в мою бабушку, когда она работала учительницей – такая была то-о-оненькая, ма-а-аленькая филологиня. И дед был красавец. Она пришла слушать, как он в клубе читает со сцены Есенина – самый любимый поэт был в Красноярске, и когда он читал, простите, “Сукина сына” (про собаку, которая к девушке записки носила) и дошёл до строчек “Да, мне нравилась девушка в белом\А теперь я люблю – в голубом!” он вместо “голубом” прочитал “зелёном” и указал на бабушку, сидящую как раз в зелёном платье. Она смутилась, зал зааплодировал.

Это было в пятидесятых. Они женились и прожили вместе счастливую жизнь.

Дождалась из армии

В те далёкие времена, когда в российской армии служили по 25 лет, призвали одного моего предка в армию. Перед отбытием на службу, зашёл он к другу попрощаться. Друг был женатый, и даже новорождённый ребёнок уже имелся – в колыбельке.

Мой предок, который, конечно, не знал, вернётся ли он вообще, взял на руки младенца из колыбели, и грустно пошутил, что вернётся и на ней женится. Младенец был женского пола. Никто не принял шутку всерьёз, похихикали – да и забыли.

Предок попал в гренадёрский полк, обзавёлся фамилией – тогда крестьяне без фамилий обходились. И как-то благополучно прошли эти годы службы, вернулся солдат домой живой и невредимый.

И что интересно, младенчик тоже выросла и… за всё это время не вышла замуж, хоть и не было изъяна ни во внешности, ни в ум, ни в здоровье. Если учесть, что еще в мои времена девушки в 25 лет официально считались старыми девами, то тогда, наверно, вообще девке не очень весело жилось незамужем.

Когда солдат вернулся, тут-то все и вспомнили старую шутку и их сосватали. Мой отслуживший предок, хоть и был не первой молодости, но жених был завидный – как бывший солдат, он получал пенсию серебром и в армии научился грамоте. Подзабыл родной язык в армии, всё норовил говорить на русском с роднёй – но быстро всё вспомнил. Первый полиглот в нашем роду, остальные тогда только на двух языках умели говорить – чувашском и татарском (вокруг жили татары). А этот ещё и по-русски говорил.

И поженились они, и стали они жить-поживать и добра наживать.

Девушка без адреса

Мою двоюродную бабушку по жизни звали Таней, а по паспорту она была Кира. И фамилию она носила не отчима, а отца, но в курсе этого были не все. Жених её Лёва не знал, например, когда его призвали на фронт. Вернулся потом, стал её искать – а то ли её семья уехала куда-то, то ли вообще дома того нет, никто ничего не знает. Обратился в милицию – Татьяны такой-то, говорят, тут и не было НИ-КОГ-ДА. Ситуация казалась безвыходной, но Лёва не сдавался и продолжал всех спрашивать. И наткнулся на бывшую Танину соседку, которая знала, куда уехала семья. Так что у меня теперь гены обоих.

Яблочки

Моя бабушка в тридцатых на фабрике работала и дружила с одной женщиной, лет на пять старше неё. Женщине всё время приносил обед единственный сын. И с какого-то момента обязательно брал ещё яблочко, угостить мамину подружку. Угощал так года три, а потом ему исполнилось шестнадцать (именно так рассказывают). Он мою бабушку в сторону отвёл, стал, как в старом кино, на коленях руки целовать и уговаривать выйти за него замуж. То ли потому, что ей уже за двадцать пять перевалило, то ли ещё почему, но она согласилась. А потом… не пришла на роспись в ЗАГСе, которая должна была тайком пройти, застыдилась. Парнишка уговорил даму в ЗАГСе обязательно расписать его сегодня позже вне очереди, вскочил на велосипед и рванул в общежитие, где моя бабушка жила. Не знаю, как её уговаривал, но через два часа он вышла и как была, в домашнем каком-то платье, на велосипеде с ним доехала до ЗАГСа.

Свекровь их, конечно, домой не пустила. Поначалу бабушка так и ночевала в общежитии, а её молодой муж – ночью в парке в беседке. Потом сняли угол (это значит – часть комнаты, отделённую занавеской и шифоньеркой) и стали там жить. Когда родилась у них первая дочка, тогда только свекровь простила невестку. А до того момента они бок о бок стояли на фабрике за станком и не разговаривали.

Дедушка в войну был на фронте и вернулся почти целым, со шрамами от осколков. И продолжал бабушку чуть не на руках носить до самой смерти. Когда ещё жили в коммуналке, с утра раньше всех вставал и шёл стирать бельё в ванную. Раньше всех – чтобы соседи не увидели и не осудили. Когда у них появилась отдельная квартира при Хрущёве, пылесосил и стирал всегда дедушка, чтобы бабушка не уставала. Говорил: “Неправильно говорят, что стирка – женская работа. Кто хоть раз обстирал семью, знает, как это тяжело. Это мужская должна быть работа, как рубка дров”.

Пережил бабушку только на два месяца.

Статью подготовила Лилит Мазикина

Как известно, «раньше и птицы пели звонче, и пшеничное зерно созревало в добрый кулак, и волк с ягненком на пару гуляли по лесу, и вода была мокрее, и валенки теплее, и старики моложе...» Вот бы туда хоть на часок! Но на самом деле жизнь наших бабушек и дедушек была гораздо труднее, чем мы себе представляем.

Небылицами кажутся в наши дни истории о дефиците и очередях советского времени. Дети не хотят верить, что было время, когда сахар продавали только по карточкам, мандарины привозили к Новому году, а на диван копили годами. Когда же пытаешься рассказать о событиях большей давности, вообще слушают с ужасом. А ведь это не сценарии триллеров или книг Стивена Кинга — это жизнь наших бабушек и дедушек. И память о тех временах и той жизни должна сохраняться, чтобы никто впредь не додумывался до подобных социальных мясорубок и попыток перекромсать жизнь граждан в угоду государству.

Родители моей бабушки Зои родились в конце 1890-х годов в Куйбышевской губернии. Семьи у обоих были безлошадные, бедные. Простые крестьяне, вынужденные каждый день зарабатывать на кусок хлеба. Так, например, бабушкина мама, Екатерина Федосеевна Савостьева, с восьми лет работала «в няньках», присматривала за детьми. Замуж она вышла в 20 лет за Петра Михеевича Шатилова, и какое-то время они вместе «ходили в работниках», отдавая все полученные деньги тестю. Хорошо еще, что принято тогда было работников кормить (соцпакет такой).

Потом наступил 1917 год, и Петра забрали в Красную Армию. Вернулся жив и здоров, хоть и без орденов. В 1918 году родилась у них Клавочка, в 1924 году — Сашенька, а в 1930 году — Валечка. Но 30-е годы оказались тяжелыми — пришел массовый голод. Причины его до сих пор оспариваются: одни историки говорят о разрухе, коллективизации, бесхозяйственности и хаосе, другие — о неурожае и влиянии «буржуев».

Впрочем, простой люд причины того кризиса мало интересовали. Гораздо важнее был сам факт — народ умирал от голода. Массово. И для многих единственным спасением стал переезд, в том числе и для семьи моей бабушки. Шатиловы решили искать лучшей жизни в Средней Азии.

Для начала отправились вместе с родственниками в Ташкент («город хлебный»), но ожидаемого рая там не обнаружили. Работы нет, еды нет, жилья нет. Пришлось ехать обратно. По пути остановились в Аральске и два-три года жили там. Работали на рыбзаводе — рыбы вдоволь, от голода не умрешь, зато с водой проблема. Море рядом есть, но оно же соленое. Воду привозили в металлической бочке и давали по норме в определенное время.

Весть о строительстве среднеазиатской железной дороги пришла как раз вовремя. Нужны были люди рабочих профессий. Прадед мой, как уже было сказано, инженером не был, поэтому устроился только осмотрщиком вагонов. Впрочем, в те годы даже начальное образование имели немногие.

Семье Шатиловых дали «жахтовскую» квартиру с земляным полом, который время от времени смазывали глиной с песком (как мы сейчас моем полы для чистоты и порядка). Квартира находилась на окраине города, близ железной дороги, на улице с «говорящим» названием Пролетарская. Была в квартире всего одна комната — это и кухня, и спальня, и столовая, и кабинет и все, что вашей душе угодно.

Она едва не стала еще и роддомом для моей бабушки. 28 февраля 1937 года, когда пришла пора появиться на свет дочке Зое, за окном мела метель. Автобусного сообщения до роддома не было, лошади тоже, телефонная связь отсутствовала, машин скорой помощи не существовало в принципе. Екатерина Федосеевна весь день занималась стиркой и ждала, когда с работы придет муж, чтобы с ним вместе пойти в больницу. Но до медицинского учреждения не дошли, роды начались по дороге. Ребенка завернули в шаль. А понесли его домой или дальше в больницу — неизвестно.

Это был последний ребенок Петра и Екатерины Шатиловых. Четвертый, который мог бы быть седьмым, но трое деток умерли еще во младенчестве.


Семья жила дружно. Разводили кур в сенцах, постепенно «богатели». Впоследствии прадеда «повысили» до сцепщика вагонов, и для его возраста в те годы это было только началом карьеры. Казалось, жизнь начала налаживаться. Но все обрушилось летом 1941 года...

Война. Старшая сестра Клавдия в тот год как раз закончила Казанский медицинский университет и родила сына Юрочку от любимого человека, с которым познакомилась во время учебы. Ее на фронт не взяли, а ее мужа (он по специальности был хирургом) забрали. Всю войну он прошел вместе с действующей армией.

А его супруга жила у свекрови в Марийской АССР (ныне — республика Марий Эл), в селе. Работала врачом, пешком обходила окрестные деревни, когда жителям требовалась медицинская помощь. Телефонов не было, вызывать ее приходили родственники заболевших. Иногда подвозили на лошади, но с ними в целом тоже было плохо.

Муж Клавдии демобилизовался в 1946 году, а вот брат Сашенька погиб в свои 20 лет под Кировоградом в январе 1944. Занимался разминированием минного поля, оставленного фашистами, да не уберегся. Три сестры остались без брата.

В 1944 году пришла еще одна беда: отец моей бабушки потерял ногу. Сцепляя вагоны и находясь между паровозом и вагоном, он не обратил внимания, что его нога находится на буферах. А поезд внезапно тронулся... Ниже колена нога была раздавлена. Врачи резали ее три раза, и в конце концов осталась такая культя, которая ни в один протез не годилась. Тогда мой прадед сам смастерил себе деревянную ногу, на которой и ходил до самой своей смерти в 1962 году.

Пенсия по инвалидности была очень маленькой, семье не прожить, надо было работать. И он работал: косил сено, возил на ишачке. Работала и прабабушка, но только летом — в совхозе, расположенном в восьми километрах от города. Ходила она туда и обратно пешком, выходя из дома ранним утром, затемно (автобусного сообщения не было). Приходила уже заполночь.

Примерно в эти же годы купили себе землянку — при ней можно было держать хозяйство. Оно их и выручало: что выращивали на своем огороде, то сами и ели, а порой и на продажу что-то оставалось. Поливали огород вручную — прадед доставал из колодца ведро с водой, выливал в стоящую рядом бочку, а прабабушка с Валей и Зоей носили ведрами на грядку.

Бабушка моя уже пошла на тот момент в первый класс, уроки учила при керосиновой лампе.

— Школа была семилеткой, о спортзале мы только мечтали, — вспоминает бабушка Зоя. — Так что уроки физкультуры проводились прямо на улице, а зимой — в коридоре. Была спортивная эстафета, а напротив, в классах, шли уроки, и надо было вести себя тихо. После уроков в одном из классов расстилали маты и занимались акробатикой. Пирамиды выстраивали на радость родителям.

— Работал при школе и драмкружок, который я посещала. Помню, что играла Земфиру в пьесе по поэме А.С. Пушкина «Цыгане». Школа у нас была женской, поэтому даже мужские роли играли девочки. Посещала я и хор, так что о семи годах учебы в школе вспоминаю тепло, — рассказывает бабушка.


Послевоенное время оказалось еще более жестоким, чем довоенное. Ночные очереди за черным «глинистым» хлебом по карточкам — самое частое из воспоминаний.

— Из сладкого ели конфеты-подушечки, продающиеся без обертки. Слипшаяся в ком карамель. Вкуснее были только соевые конфеты. Весной лакомились клубнями подснежника, которые называли бузликами. А летом — сладкими корнями солодки, выкапывая ее из земли. За лакомство считали и жмых — из подсолнечных семечек. Был и из хлопковых, только назывался он макухой. А шоколад я попробовала только в 15 лет, когда училась в педагогическом училище. Купили с подружкой на вес 40 граммов дорогой крошистой массы, и тогда она нам не понравилась.

— Мечта была у всех детей в послевоенные годы — вдоволь наесться хлеба. Его недостаток восполняли мукой, молотой на «мельничке» из двух камней. Для этого собирали в поле колоски, оставшиеся после уборки урожая, а взрослые нас гоняли и грозили тюрьмой, — говорит Зоя Петровна.

Потом был педагогический институт, муж, две дочери, работа в школе и в ГорОНО. В Старый Оскол бабушка Зоя переехала в 2007 году, вместе со старшей дочерью — моей мамой. И через несколько лет стала прабабушкой.

Зоя Петровна и сегодня даст сто очков форы некоторым бабушкам. Посещает «группу здоровья», бассейн, театр, выставки, концерты и ежедневно крутит педали велотренажера от 10 до 17 километров. На жизнь и пенсию не жалуется, часто приходит повозиться с правнучкой. Такое длинное слово, как «пра-ба-буш-ка», моя дочка еще не осилила, говорит просто «ба» или «ба-ба» и это, в общем-то, правильнее. Наша Зоя Петровна — бабушка, молодая душой.

Алексей Дёменко

Комментировать статью "Прабабушка Зоя – и история России XX века. Что я расскажу дочке"

Мюзикл «Удивительные приключения Маши и Вити» покажут в дни весенних каникул в Театре Российской Армии. Модная Баба-Яга, балет на светящихся гироскутерах, современная музыкальная аранжировка и видеодекорации, создающие эффект присутствия... Команде мюзикла удалось сплести воедино прошлое и настоящее, привычное и необычное, создать удивительный микс классической постановки и современных компьютерных и световых возможностей. Это делает мюзикл интересным не только для юных зрителей, но и их...

Как трогательно, нежно, с любовью дочери от отца. Прочитайте - мужчина не стыдится искренне выражать свои чувства, письмо показывает глубокое уважение к взрослой дочери и любовь к той малышке, которою он любит. Как много о чувствах в этом письме! Кажется, мы тут в 21 веке совсем засохли… Совсем недавно во время разбора семейного архива, мне в руки попало настоящее сокровище. Письмо прадеда моей тогда двадцатилетней бабушке, направленной в другой город по распределению после училища. Письмо...

Обсуждение

я вижу только надрыв какой-то. нет чтобы как-то подбодрить уехавшую дочку, только слезы сплошные

Очень хорошее и доброе письмо.

ЗЫ. НЕ МОГУ читать письма деда с фронта (он пошёл добровольцем и погиб в 42-м, оставив вдовой бабушку с 4-х летним сыном, моим отцом). НЕ МОГУ, просто слёзы душат. Притом, что я по натуре холодный и несентиментальный человек.

К Дню театра, который празднуется 27 марта, выпущен альбом Елены Струтинской «Художники Малого театра. ХХ век». Стараниями искусствоведа создано высокохудожественное издание, посвященное истории костюма и сценографии великого императорского театра. Книга, вобравшая в себя художественную жизнь старейшей сцены столицы, выпущена при поддержке Министерства Культуры РФ в ограниченном количестве – 2000 экземпляров. «В Малом театре скопилась фантастическая коллекция художественных эскизов – почти...

В начале двадцатого века один шотландский фермер возвращался домой и проходил мимо болотистой местности. Вдруг он услышал крики о помощи. Фермер бросился на помощь и увидел мальчика, которого засасывала в свои жуткие бездны болотная жижа. Мальчик пытался выкарабкаться из страшной массы болотной трясины, но каждое его движение приговаривало его к скорой гибели. Мальчик кричал.от отчаяния и страха. Фермер быстро срубил толстый сук, осторожно приблизился и протянул спасительную ветку утопающему...

Может я уже совсем "ку-ку", но только почему-то не хочу розовые ползунки и костюмчики. И коляску розовую не хочу. Не знаю пока какую, но не розовую. Вот и думая, я же не одна такая, надеюсь. Почему у нас принято девочкам розовое? Вот если коляска не розовая - значит мальчик)))))) У сестры коляска у дочки сиреневая, так почти все спрашивали "А у вас мальчик?" Или это совсем неправильно, например, если у ребенка-девочки синяя коляска, и не розовые вещи... Ведь как мне одна знакомая сказала - у...

Обсуждение

У нас темно-коричневая коляска. Вообще, мой муж сразу сказал - ничего розового, и меня тоже не тянет на розовые вещички. Но кругом все розовое. Оооочень сложно отыскать что-то других цветов, почти нереально:).

Мне когда-то знакомая рассказала, что тенденция одевать девочку в розовый цвет, а мальчика в голубой как-то связана с американскими куклами (видимо, Барби и Кеном), появившимся несколько десятилетий назад в США. Если это правда, то такой выбор цветов для детей - дело рук маркетологов. Интересно, а какие цвета преобладали в детской одежде в России на рубеже 19 и 20 веков, скажем, в дворянских семьях, то есть в тех, где была возможность выбора цвета? У меня все фотографии того времени, к сожалению, чёрно-белые...

Месторасположение метро Цветной бульвар 15 минут пешком ИГРЫ И ЗАБАВЫ ПРОШЛОГО И НАСТОЯЩЕГО рекомендуемый возраст: с 7 до 10 лет Интерактивная программа проводится на уникальной экспозиции «Мой дом – Россия», в которой воссозданы интерьеры различных исторических эпох: царского времени, советского и постсоветского периодов и состоит из двух частей. В ходе игровой обзорной экскурсии ребята узнают, как жили дети в разные периоды ХХ века, чему учились и в какие игры играли. Продолжается...

Обсуждение

отзыв от rogday
МУЗЫКА. МОЛОДОСТЬ. СВОБОДА
экскурсия неплохая, но и не вызывает "бурю эмоций", о музыке рассказывали немного-больше по интерьеру провели-эту экскурсию можно брать как знакомство с экспозицией, с музеем(поскольку иногда в некоторых залах включали отрывки песен).О стилягах ни слова-ни полслова.Мастер-класс тоже без энтузиазма какой-то.Некоторым детям откровенно не понравилось,они уходили в др. залы.Моей понравилось, поскольку она не была знакома с экспозицией и вообще кроме АББЫ ничего не слушает-в общем в музыке не разбирается совсем, а папа там у нас один был, который угадывал все группы "металлические"(в одном зале угадывали группы по первым звукам-наши там совсем заскучали-все незнакомое)-вот ему было интересно.

отзыв от zelenina
МУЗЫКА. МОЛОДОСТЬ. СВОБОДА.
Идея экскурсии,конечно, супер, но исполнение....
Такого очень убогого вида довольно молодая девушка, рассказывала очень сумбурно, многое не объясняла, взрослые все понимали и помнили про музыку и субкультуры, а вот детям нужно было объяснять, чего она не сделала. Пробежалась по экспозиции, включила им пару-тройку песен и сказала (если утрировать), что вот такую музыку слушали раньше. Жалко, что такую идею так плохо развили.
Потом был небольшой мастер-класс с рисованием на ленточках различных трафаретных узоров (подобие фенечек или в качестве закладки для книги) и игры 5 мин пока сохли ленты в русские народные забавы.
Вот

Детский Музей «Museum filiorum» приглашает детей от 4 до 14 лет на групповые развивающие занятия, направленные на формирование навыков творческого самовыражения и познавательной деятельности. В процессе занятий, основанных на методике театральной педагогики, дети познакомятся с культурно-историческими традициями наших предков, получат навыки первичного анализа произведения искусства и даже сами создадут собственный музейный артефакт. Программы: - «Путешествие в сказку» (по произведению В.Ф...

Появление новых, красочных изданий новогодней и рождественской тематики накануне зимних праздников стало уже хорошей, издательской традицией. Выбор тематических книг огромный! Но найти достойную книгу не так то уж просто. Рипол в этом году выпустил 2 замечательные книги-истории в открытках. История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения Книга История Рождества. Стихи, открытки, поздравления. Альбом для семейного чтения - купить книгу история рождества...

Книга увлекательно рассказывает о правлении династии Романовых. За 300 лет правления этой династии Россия многократно увеличила свою территорию и стала мощной империей, развернулось строительство флота и новых городов, в том числе Санкт-Петербурга. В России появились железные дороги, первые театры, музеи, университеты. Чтобы дети могли легко усвоить обширный материал, основные события каждого царствования помещены в специальную хронологическую шкалу. В издании есть и наглядные иллюстрации, и...

Поделитесь, пожалуйста, своим опытом, у кого детки возраста 2,8 лет (мы в янв 2011 рождены) уже хорошо разговаривают, т.е. строя предложения и выговаривая шипящие согласные, 2подряд согласные (СЛОН, например), букву Р? И как вам удалось прийти к таким результатам? Или просто хорошая генетика и далось без труда? Моя дочь повторяет простые слова типа ВАГОН, СОВА по просьбе, сама по инициативе - никак. И самое длинное наше предложение пока ДОМ БАБЫ АНИ ТУТ(идем на днях на консультацию к...

Обсуждение

У нас сын 2.4 родился в мае 2011. Начал хорошо говорить в 2 года. Говорит сложные предложения, называет все предметы. Не могу сказать однозначно генетика или занятия. Потому что первый сын тоже быстро заговорил в 1.8, но с обоими мы много играли. Например с младшим много пели и играли на синтезаторе. Вот здесь немного писала об этом - [ссылка-1]

Дочке 2,7. Разговаривает очень бегло и чисто. И начала говорить очень рано, еще до года. До этого старший сын заговорил предложениями в два года и имел неплохой запас словарный, но логопед умудрилась заподозрить у него зрр. Сейчас ему 6,9 и разговаривает отлично, нет никаких проблем. А вот средний сынуля (сейчас ему 4,6) до сих пор говорит не очень отчетливо и заговорил поздно, к трем годам, практически одновременно с младшей сестрой, а у них 2 года разницы! Ходили в периоде с 2 до 3 лет к логопеду, проводили всевозможные тесты и сказали нам, чтобы мы отстали от ребенка, интеллектом он не обделен, мелкая моторика на хорошем уровне, заговорит в свое время. Заговорил, конечно, но еще работать и работать над его речью. Это все я написала к тому, что и правда все детки разные, даже в одной семье. Так что не переживайте, разговориться обязательно! Заниматься при этом с ребенком точно лишним не будет. Пальчиковая гимнастика, различные логопедические упражнения (если получится ребенка заинтересовать). Вы хоть слова говорите, мы вообще молчали и ни на какие занятия не соглашались:)

Серия «Коровкины истории» торговой марки «Мир детства», отмеченная знаком национальной премии индустрии детских товаров «Золотой медвежонок 2013» за победу в категории «Лучшие товары для младенцев», пополнилась новинками. В дополнение к бутылочкам для кормления, тарелочкам, непромокаемым слюнявчикам в ярком дизайне в марте на прилавках появились игрушки для купания, в которых потребители узнают симпатичных героев «Коровкиных историй». Маленькие зрители смогут воплощать свои собственные...

адрес:Красная пл., 1 Проезд: м. Охотный ряд, м. Площадь революции, м. Театральная Стоимость на группу 10 человек детей 800+входные билеты для детей. Взрослые покупают входные и гуляют по музею Путешествие в древнюю Москву XVI–XVII вв. (для школьников 2 классов) Юным посетителям предстоит перенестись на несколько веков назад, в Москву XVI–XVII вв. и узнать о жизни, занятиях, быте, традициях жителей древней столицы. В это познавательное и увлекательное путешествие вы отправитесь с нашими...

Обсуждение

отзыв от участницы в системе Anakonda
февраль 2013
"Борьба Руси с иноземцами"

Музей - просто отпад! Была там сама, к стыду своему, первый раз. Впечатлилась.
По поводу экскурсовода у нас была Рязанова Наталья Сергеевна.
Мне лично она не очень. Во-первых, организационно - дети поменьше ничего не видели, она их не организовывала, не ставила в круг у экспонатов, а это важно, так как группа была очень разновозрастная - и очень большие дети были, и очень маленькие. Взрослый мальчик - класс 6-7 по моим наблюдениям, постоянно встревал с вопросами. Она не ограничивала - а время экскурсии тратилось лично на него, что, на мой взгляд, не очень. А малыши, тянущие руки, не попадали в сферу ее внимания и просто опускали их. Иногда я ее дергала, говоря - вот тут есть вопрос, тогда она реагировала. Рассказывала толково, но без подробностей, а ведь именно они были так нужны! Все было очень ОБЩО, как-то безлико, что ли. В общем, до музея Востока далеко. При всем том, меня поразило, что на некоторые вопросы она просто не отвечала - говорила - не знаю. Например, где находится место, где была Куликовская битва - не знает. Сколько сражалось воинов - не знает. Обалдеть! Почему на некоторых кольчугах на всех колечках было написано "Спаси и сохрани", а на других - нет - НЕ ЗНАЕТ. Очень странное было впечатление. В целом, она рассказывала хорошо, претензий нет. Но ее эрудированность под большим вопросом. Хотя.. хрен знает - мы уже люди бывалые, поэтому лезем со всякими вопросами. Может, тому, что не очень часто ходит, вполне будет нормально.
К хорошему-то быстро привыкаешь, благодаря тебе:-)

Женщины в армии… Медсестры и радистки – тут же подбрасывает память первые пришедшие на ум ассоциации. Чуть подумав, можно добавить к этому списку партизанку Зою Космодемьянскую, зенитчиц из фильма «А зори здесь тихие» и даже летчиц-асов, таких как Валентина Гризодубова. Однако все эти персонажи – участницы Великой Отечественной войны. Если же мы бросим взгляд на армию конца XVIII - начала XIX века, то есть на годы перед наполеоновским нашествием, то увидим прекрасный пол совсем в иных ролях...

С началом мая я всегда начинаю рыдать. Стала сентиментальна, кадры хроники ВОВ вызывают у меня ком в горле. Военные песни – приступ рыданий. Я совершенно не могу остановить слез, пока звучат «Катюша» или «Темная ночь» или «До свидания, мальчики». А поскольку со 2 по 10 они звучат везде, то мои эмоции не вылезают из сферы гордости и горечи. Слезы за наше прошлое, за то великое, что смогли сделать наши деды. Это воспитывалось тогда, в нашем детстве, годами. Фильмы, песни, воспоминания...

Обсуждение

Мы про бабушек-дедушек рассказываем. В прошлом году проехались по местам Боевой Славы Подмосковья, в танковый музей в Кубинку съездили. В этом году еше не решили, что будем делать.

Всегда плачу, поэтому фильмы о войне ВООБЩЕ не смотрю - просто не могу! И не только про ВОв, но и про Афган.... я знала лично многих кто там остался, и Чечня...... Тяжело сознавать, но война идет, она не закончилась...
Специально к Дню Победы никаких речей не веду, но обязательно сходим на возложение, постоим у Огня, посмотрим на ветеранов - дети должны это тоже помнить, чтоб потом своим детям рассказать. А так в повседневной жизни если речь заходит, то обсуждаем, рассказываю, особенно много рассказываю что узнала от своей бабушки, пережившей с маленькими детьми оккупацию, как потеряла ребенка - не было лекарств его вылечить.... как от голода спасались выкапыванием промерзшей картошки и корней солодки, как ели кашу из, как думали отравленного пшена, фашисты отступая, что не смогли увезти\взорвать - травили, вот бабушка набрала, сварила, и сама ложку съела, а дети сидели рядом голодные и смотрели, а она плакала и ела, потому что даже собак\кошек в городе не осталось, на ком испробовать - всех съели - это тоже война, и это тоже должны помнить наши дети.....

Забывать историю, не делать из прожитого правильных выводов - самая большая ошибка человечества

Саая Аялга Аяновна

Без корней дерево не растет, без обычаев человек не живет.

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думаю: каждому человеку следует знать корни, история своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.

Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только

с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Моя работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, я хотела узнать о своей прабабушке.

Задачи:

  1. Встреча старейшими представителями своего рода;
  2. Изучение материалов архива;
  3. Изучение литературы по теме.

Методы исследования:

  1. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода

Предмет исследования : изучение истории семьи.

Объекты исследования :

1. Воспоминания и рассказы бабушек и прабабушек о жизни.

2. Фотографии, документы,.

Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать своих родственников.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 3 г.Ак-Довурака

Исследовательская работа на тему:

«История моей прабабушки»

Выполнила: ученицы 9 «б» класса Саая Аялга Аяновны

Научный руководитель: Адыг-оол Айдын-кыс Калдар-ооловна

г.Ак-Довурак-2014г.

Введение……………………………………………………...3

Глава I. Генеалогия. Генеалогическое древо…………….5

Глава II. История моей прабабушки………………………...6

Заключение…………………………………………………... 10

Приложение…………………………………………………..11

Литература…………………………………………………....13

Введение

Без корней дерево не растет,

Без обычаев человек не живет.

Народная мудрость гласит: Без корня и полынь не растёт. Я думая, каждому человеку следует знать корни, история своей семьи.

В настоящее время изучение своей семьи стало особенно актуальным.

Как говорит моя бабушка, современные семьи очень мало общаются не только

с дальними, но и близкими родственниками. Теряется связь поколений.

Некоторые молодые люди не знают даже своих прабабушек и прадедушек.

Цель своей работы я вижу в том, чтобы лучше узнать свою родословную, сохранить наиболее ценный материал об истории семьи для последующих поколений.

Моя работа не может претендовать на какие-то глобальные исторические открытия. В первую очередь, я хотела узнать о своей прабабушке.

Цель:

Задачи:

  1. Встреча старейшими представителями своего рода;
  2. Изучение материалов архива;
  3. Изучение литературы по теме.

Методы исследования:

  1. Изучение семейных архивов, документов, фотографий и интересных эпизодов из жизни представителей моего рода

Предмет исследования : изучение истории семьи.

Объекты исследования :

1. Воспоминания и рассказы бабушек и прабабушек о жизни.

2. Фотографии, документы,.

Актуальность. Мы, сегодняшнее поколение, плохо знаем своих предков, а испокон веков нашим предкам было принято знать своих родственников.

Глава I

Генеалогия. Генеалогическое древо

Генеалогия – специальная или вспомогательная историческая дисциплина, занимающаяся изучением и составлением родословных, выяснением происхождения отдельных родов, семей и лиц, выявлением их родственных связей в тесном единстве с установлением основных биографических фактов и данных о деятельности, социальном статусе и собственности.

Возникла генеалогия из практических потребностей правящих классов, нуждающихся в закреплении своих родственных отношений по целому ряду причин. Знание родословия потребовалось для определения места лица на лестнице социальной иерархии. Оно было также необходимо для наследственного права, причём не только в области наследования имущества, но и власти (династическое право). В области архивного дела генеалогия также открывает большие возможности для розыска новых документов, хранящихся у населения. В этом случае речь идёт об установлении ныне живущих потомков известных деятелей прошлого и людей из их окружения.

Родословная, или, как говорили раньше, родословие, - это последовательный перечень поколений людей твоего рода.

В прошлом генеалогии родословные были достоянием только привилегированной горстки аристократов. А всей массе простого народа «предков не полагалось». Но как раз именно миллионы людей вправе гордиться своими предками, трудом которых создано богатство Родины.

Многие народы считают святой обязанностью знать свою родословную, как минимум, до пятого колена. Так в Китае перед восточным новым годом семья собирается за праздничным столом и вспоминает предков вплоть до пятого колена. Народы Горного Алтая знают свою генеалогию до седьмого колена.

Глава II

История моей семьи

Я живу в дружной и трудолюбивой семье, которая с большим почтением относится к старшим поколениям, хорошо знает свой род. Ценными помощниками в этой работе стали для меня и мои бабушки и дедушки, которые с интересом занимались и занимаются изучением нашей родословной.

Наш род большой и дружный. Я не смогу рассказать здесь обо всех, но все же постараюсь сказать доброе слово о самых уважаемых людях в нашей семье, о тех, с кого началась моя родословная.

Род моего мамы начинается с села Кызыл-Даг и Кара-Холь Бай-Тайгинского кожууна, где живут мои дедушка и бабушка Кан-оол и Илимаа Кандан. Они чабаны: пасут коров, овец, коз. Я приезжаю к ним каждое лето и помогаю управляться по хозяйству. Сейчас им уже по 73лет.

Родители дедушки Кан-оола – знаменитые чабаны Тувинской АССР, они были первыми орденоносцами социалистического труда. Это были люди трудолюбивые, которые воспитали любовь к труду в своих детях и внуках. Их звали Кандан и Уруле. . Они были очень добрыми, любили свою землю и народ. Я хочу рассказать о своей прабабушке Уруле Шыыраповне Кандан.

Она первая женщина Тувы которая получила медаль героя социалистического труда в тувинской АССР и медаль матери героине.

«Истинное сокровище для людей – умение трудится». Это высказывание древнегреческого мудреца Эзопа в полной мере можно отнести к прекрасной женщине -Герою Социалистического Труда Уруле Шыыраповна Кандан. Ей, матери –героине, которая вырастила и воспитала одиннадцать детей, все было по плечу: и повседневный, нелегкий напряженный труд, и воспитание сыновей и дочерей.

В течении ряда лет незаметно добивалась замечательных производственных показателей, а два года подряд получала по 160 ягнят от сотни маток. Однажды работники Министерства сельского хозяйства республики задались вопросом: чему равны пятнадцать лет чабанства Уруле Шыыраповны Кандан? Подсчитали и удивились сами: оказывается, около шести тысяч животных выходила и сдала государству эта неутомимая женщина, который Президиум Верховного Совета СССР 7 марта 1960 года присвоила звание Героя Социалистического Труда.

В каждом роде, в каждой семье есть люди, которые прославляют свой род своими подвигами, трудом, талантом.

За доброту и трудолюбие односельчане решили оставить их имена в истории: одна из улиц села Тээли названа именами моих прадедушки и прабабушки.

Вот такая наша семья: крепкая, успешная и, я считаю, в каком-то роде уникальная. Мы бережно относимся ко всем старшим в нашем роду. Большим уважением пользуется каждое слово прабабушки, бабушки и дедушки. Я дорожу их мнением и очень люблю всех своих близких.

Заключение

Итак, с помощью родителей, бабушек и дедушек, мы, насколько это возможно, восстановили родословную своей семьи. Для этого мы собирали информацию обо всех родственниках. Попытались узнать не только о тех, кто рядом с нами, но и о тех, кого нет уже в живых [см. ппрложение 2].

Я поняла, что своей жизнью обязана многим поколениям своей семьи. Поэтому надо бережно относиться к своим близким, не забывать их, во всём им помогать.

Я накопила определённый опыт в изучении истории нашей семьи. Эту работу я обязательно продолжу и когда-нибудь составлю настоящую историю своего рода. Надеюсь, что мои родные мне в дальнейшем обязательно помогут.

Литература

1)Славные дочери Тувы. На тувинском языке. Кызыл 1967, стр 29.

2) Заслуженные люди Тувы XX века. 2004,стр 46.

3)Национальный музей РТ

Информаторы:

1.Кандан Кан-оол Салчаковна – старший сын Уруле Кандан Шыыраповны.

2. Кандан Татьяна Салчаковна - младшая дочь Уруле Кандан Шыыраповны.

3.Саая Аяна Кан-ооловна - внучка Уруле Кандан Шыыраповны.