24.09.2019

Политико-правовые взгляды В. И. Ленина. Марксизм-ленинизм. Политика Ленина: понятие, политические взгляды, изданные труды, теория и практика применения


Владимир Ильич Ленин (1870-1924) - последовательный продолжатель марксистского учения. Его вклад в теорию оказался таким, что в XX в. марксистское учение с полным на то основанием называют марксизмом-ленинизмом.

В области диалектического материализма Ленин развил материалистическую диалектику, теорию познания (обобщил достижение общественных наук, главным образом в области физики). В области социальной философии В. И. Ленин дал философский анализ социально-экономической ситуации, сложившейся в мире на рубеже XIX - XX вв., выявил тенденции в развитии мирового революционного и освободительного движения, разработал основные принципы социалистического строительства в России. Нельзя не сказать и о последовательной защите В. И. Лениным марксистских идей в теоретической и политической борьбе с теми, кто пытался ревизовать или исказить учение Маркса. Среди трудов, в которых разрабатываются теоретические проблемы марксизма, следует прежде всего отметить: “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?”, “Материализм и эмпириокритицизм”, “Философские тетради”, “Государство и революция”, “Очередные задачи Советской власти”, “Великий почин”.

А теперь рассмотрим более подробно ленинские идеи. В области диалектического материализма - это развитие марксистского учения о материи, познании, абсолютной, относительной и объективной истине, о единстве диалектики, логики и теории познания.

Значителен вклад В. И. Ленина в разработку теории познания. Он развивает марксистскую теорию познания, опираясь на диалектико-материалистическую теорию отражения, суть которой состоит в том, что все наше знание есть не что иное, как более или менее достоверное отражение действительности.

Важную роль в познании играет выяснение сущности объективной абсолютной и относительной истины. Под истиной В. И. Ленин понимает верное отражение в человеческом сознании объективно существующего мира, законов его развития и процессов, происходящих в нем.

Весьма существенный вклад внес Ленин в развитие марксистского учения о практике. Ленин показывает, что практика имеет как абсолютное, так и относительное значение, т. е. не все в этом мире можно проверить с помощью практики.

Материалистическую диалектику Ленин разрабатывает как теорию развития и метод познания. Наиболее глубоко это раскрыто в “Философских тетрадях”.

Большая роль принадлежит Ленину в теоретическом осмыслении великих открытий в естествознании, происшедших в конце XIX - начале XX вв.

Помимо чисто философских вопросов Ленин разработал и глубоко обосновал необходимость тесного союза между философами и учеными-естествоиспытателями.

Социальная философия марксизма получила дальнейшее развитие в трудах Ленина и это в немалой степени обусловлено новыми историческими условиями и в первую очередь переходом капитализма в империалистическую стадию, возникновением первого социалистического государства - Советской России. Ленин неоднократно отмечал: “Мы вовсе не смотрим на теорию Маркса как на нечто законченное и неприкосновенное; мы убеждены, напротив, что она положила только краеугольные камни той науки, которую социалисты должны двигать дальше во всех направлениях, если они не хотят отстать от жизни”.

Одной из оригинальных идей, получивших в трудах Ленина всестороннее развитие, является учение о соотношении субъективных и объективных факторов в истории. Уже в одной из первых работ “Что такое “друзья народа” и как они воюют против социал-демократов?” острой критике подвергается трактовка общественных явлений народниками, в соответствии с которой исторические события осуществляются благодаря деятельности “критически мыслящей” личности. Такому подходу Ленин противопоставляет свою позицию, заключающуюся в том, что при радикальных общественных преобразованиях решающая роль принадлежит народным массам, передовому классу. Одновременно определяются условия, при которых становится результативной деятельность выдающихся исторических личностей, реализуются выдвинутые ими цели и задачи. В других работах Ленин подвергает критике различные концепции о стихийности рабочего движения во время кардинальных общественных преобразований. Он считает, что огромное мобилизирующее значение принадлежит в этих процессах революционной теории, целенаправленной организующей деятельности классов и политических партий. Ленин выдвинул и обосновал идею о неравномерности развития капитализма в эпоху империализма. Причиной этого он считает господство частноэкономических интересов, политику империалистических кругов в колониях, полуколониях, да и в отношениях между собой, и как результат - неравенство экономического положения различных стран. Это, в свою очередь, способствует появлению кризисной ситуации в общественно-политической жизни, а в дальнейшем и формированию революционной ситуации. Однако происходит это не сразу во всех странах, а в зависимости от обострения социально-политических противоречий.

Заслуживают внимания ленинские идеи о социальной революции. Как свидетельствует история, социальная революция - один из способов перехода от одной общественно-экономической формации к другой. Опираясь на марксистскую теорию и осмысливая революционную борьбу интеллигентных классов в первую очередь в России, Ленин разрабатывает учение о революционной ситуации, которая формируется в процессе обострения социальных антагонизмов до такого состояния, когда разрешение противоположных интересов становится возможным только через социальный взрыв: “Основной закон революции, - писал Ленин, - подтвержденный всеми революциями и в частности всеми тремя русскими революциями в XX веке, состоит вот в чем: для революции не достаточно, чтобы эксплуатируемые и угнетенные массы осознали невозможность жить по-старому, и потребовали изменения; для революции необходимо, чтобы эксплуататоры не могли жить и управлять по-старому. Лишь тогда, когда “низы” не хотят старого и когда “верхи” не могут по-старому, лишь тогда революция может победить. Иначе эта истина выражается словами: революция невозможна без общенационального (и эксплуатируемых и эксплуататоров затрагивающего) кризиса”.

Итак, по Ленину, необходимым условием для осуществления социальной революции является наличие в стране общенационального кризиса. Без него ни политическая партия, ни передовой класс не могут завоевать политическую власть и осуществить революционные преобразования.

Плодотворной оказалась идея Ленина об историческом сосуществовании двух противоположных социально-экономических систем - социалистической и капиталистической. Идея о мирном сосуществовании была представлена как диалектическое противоречие между двумя противоположными системами.

В заключение можно сказать, что и в наше время ленинское философское наследие помогает глубже понять происходящие в мире события.

Владимир Ильич Ленин (1870–1924) опубликовал множество работ самого разного жанра по вопросам политики, власти, государства. Перечислить их все нет практической возможности. Но нельзя не назвать такие из них, как "Что делать?" (1902), "Империализм как высшая стадия капитализма" (1916), "Государство и революция. Учение марксизма о государстве и задачи пролетариата в революции" (1917), "Пролетарская революция и ренегат Каутский" (1918), "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" (1920).

Рассмотрение комплекса взглядов Ленина на государство и власть надо начинать с вопроса о классовой природе государства. Именно этому вопросу посвящен первый же параграф первой главы "Государства и революции" – по общему признанию того основного труда, который содержит теоретически-системное изложение соответствующих ленинских представлений.

Сугубая классовость – врожденная, неотъемлемая и всеопределяющая, по Ленину, черта такого социального установления, каким выступает государство. Она внутренне присуща ему в силу нескольких причин. Первая из них – воплощение в государстве антагонизма классов, расколовшего общество со времени утверждения в нем частной собственности и общественных групп с противоречивыми экономическими интересами. Важнейшим и коренным пунктом называет Ленин тезис, согласно которому "государство есть продукт и проявление непримиримости классовых противоречий". Вторая половина этого тезиса ("проявление непримиримости классовых противоречий") в высшей степени характерна для ленинского понимания государства как инобытия (в особых институциональных формах) классово-антагонистического общества.

Вторая причина, под действием которой государство является по своей природе классовым установлением, – комплектование аппарата государства (и прежде всего верхних эшелонов государственной власти) лицами из среды господствующего класса. Ленин вместе с тем отмечает, что отнюдь не весь государственный аппарат заполняют сплошь одни только выходцы из этого класса. Состав администрации российского самодержавия служит ему примером того, что бюрократия (в особенности занятое отправлением исполнительских функций чиновничество) может рекрутироваться также из других социальных слоев.

Третья причина, делающая государство, согласно Ленину, организацией насквозь классовой (вернее, организацией господствующего класса), – осуществление государственной машиной политики, угодной и выгодной главным образом господствующему классу, отвечающей его коренным экономическим, политическим и идеологическим интересам. Ленин очень редко отмечает, что деятельность государства удовлетворяет многие потребности общества в целом, направлена на решение также общенациональных задач и т. д. Подобная сдержанность обусловлена не отсутствием самой такой деятельности. Просто Ленин фактически признает ее малозначащей, третьестепенной, не типичной для государства.

Конкретное содержание феномена "диктатура класса" Ленин видит таким. Во-первых, диктатуру определенного класса составляет его власть, т. е. осуществляемое им господство над всеми остальными социальными группами, непререкаемое подчинение его воле и интересам поведения, действий всех членов общества. Во-вторых, подобная диктатура включает в себя опору власти господствующего класса, прямо на насилие, применяемое в самых различных формах. Момент насилия Ленин особенно выделяет в качестве одного из необходимых слагаемых диктатуры. В-третьих, непременным признаком диктатуры класса является ее полнейшая "раскрепощенность", совершенная несвязанность какими бы то ни было законами. Вот его слова: "Диктатура есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами". "Научное понятие диктатуры означает не что иное, как ничем не ограниченную, никакими законами, никакими абсолютно правилами не стесненную, непосредственно на насилие опирающуюся власть". Ленин тем самым от имени марксизма выдает прошлым, современным и будущим государствам индульгенцию являться антиправовыми и даже противозаконными социальными установлениями.

Оборотная сторона марксистско-ленинской трактовки сущности государства как классовой диктатуры -– это восприятие и оценка демократии, свободы, права, принципов гуманизма, в частности сложившихся в досоциалистическую эпоху, как малозначащих компонентов общественно-политической жизни. С точки зрения Ленина, почти все, на что они способны, – быть проводниками диктатуры класса, прикрывать ее внешне привлекательными атрибутами и тем самым вводить в заблуждение трудящихся, народные массы, пряча от них угнетательский характер государства. Различные демократически-правовые институты и нормы достойны разоблачения и отрицания. В лучшем случае некоторые из них (скажем, парламентаризм) следует стараться использовать в борьбе против диктатуры господствующего класса.

Во времена Ленина ими были; в первую очередь, институты и нормы демократии, сложившейся в развитых капиталистических странах. "Буржуазная демократия, – писал он, – будучи великим историческим прогрессом по сравнению со средневековьем, всегда остается – и при капитализме не может не оставаться – узкой, урезанной, фальшивой, лицемерной, раем для богатых, ловушкой и обманом для эксплуатируемых, для бедных". Ленин считает: в капиталистическом обществе демократия потому является демократией для богатых, что она не обеспечивает фактического равенства эксплуататора с эксплуатируемым, что в данном обществе представитель угнетенной массы лишен таких материальных возможностей практически пользоваться свободой слова и собраний, правом участвовать в делах государства и проч., какими располагают имущественно состоятельные люди.

Анализируя проблему "государство и революция", Ленин писал: "Переход государственной власти из рук одного в руки другого класса есть первый, главный, основной признак революции как в строго научном, так и в практически-политическом значений этого понятия". Применительно к социалистической революции прежде всего встает вопрос о том, как пролетариат должен отнестись к буржуазному государству – олицетворению власти старых господствующих классов. Тут имеются, абстрактно рассуждая, две возможности. Ленин видит их. Одна – пролетариат овладевает уже готовой государственной машиной и затем пускает ее в ход для решения своих собственных задач. И вторая – пролетариат ниспровергает, разрушает буржуазную государственность и на ее месте создает свой, принципиально новый тип государства. Вслед за К. Марксом Ленин без малейших колебаний выбирает вторую возможность: "...все прежние революции усовершенствовали государственную машину, а ее надо разбить, сломать. Этот вывод есть главное, основное в учении марксизма о государстве".

Государственной формой диктатуры пролетариата, вовлечения трудящихся в политическую жизнь должна быть, согласно Ленину, Республика Советов. Конструирование образчика такой республики считалось одним из открытий, сделанных Лениным в политической теории. В ленинском изображении Советская республика сочетает черты государственной и общественной организации; в ней соединяются элементы представительной и непосредственной демократии. Советы – учреждения, которые одновременно и законодательствуют, и исполняют законы, и сами же контролируют выполнение своих законов. Строится и функционирует такого типа республика на основе демократического централизма, что.означает (по крайней мере, должно означать) выборность всех органов власти снизу доверху, подотчетность их и подконтрольность, сменяемость депутатов и т. д.

Политико-юридические, конституционно-правовые аспекты устройства системы Советов сравнительно мало интересуют Ленина. Главное для него – насколько Советы фактически в состоянии быть инструментами диктатуры пролетариата или, что одно и то же, находиться под беспрекословным руководством большевистской партии. Без этого Советы, в глазах Ленина, никакой ценности не имеют. Лозунг "Советы – без коммунистов!" представляется ему контрреволюционным, смертельно опасным для диктатуры пролетариата. Достаточно лишь этой ленинской установки, чтобы сильно усомниться в Советах как власти, способной и намеренной дать "невиданное в мире развитие и расширение демократии именно для гигантского большинства населения, для эксплуатируемых и трудящихся".

Роль коммунистической партии в общем механизме пролетарской государственной власти Ленин определяет так: "Диктатуру осуществляет организованный в Советы пролетариат, которым руководит коммунистическая партия большевиков". В свою очередь, самой партией руководит Центральный Комитет. Внутри него образуются еще более узкие коллегии (Политбюро, Оргбюро). А вот и главное: "Ни один важный политический или организационный вопрос не решается ни одним государственным учреждением в нашей республике без руководящих указаний Цека партии". На упреки в том, что он и его партийные товарищи установили диктатуру одной (большевистской) партии, Ленин отвечает: "Да, диктатура одной партии. Мы на ней стоим и с этой почвы сойти не можем".

Положения о диктатуре рабочего класса, пролетарской демократии, о соотношении коммунистической партии и советского государства, об экономических функциях такого государства, его территориальном единстве, внешней политике образуют костяк ленинского учения о социалистической государственности. Однако чересчур долгой жизни Ленин этой государственности не прочит. Он как правоверный марксист стоит за отмирание государства: "...по Марксу, пролетариату нужно лишь отмирающее государство, т. е. устроенное так, чтобы оно немедленно начало отмирать и не могло не отмирать". Ленин неоднократно повторяет эту мысль: "...пролетарское государство сейчас же после его победы начнет отмирать, ибо в обществе без классовых противоречий государство не нужно и невозможно". Разумеется, окончательное отмирание государства Ленин увязывает с выполнением ряда высоких социально-экономических и общекультурных условий. Но сама идея отмирания государства остается в марксизме-ленинизме незыблемой и сугубо важной.

Предпринимавшиеся как будто попытки двигаться по стезе, ведущей в итоге к отмиранию государственности, привели, однако, вовсе не к деэтатизации общества и формированию системы коммунистического, общественного самоуправления. Обернулось это полной анемией собственно государственных институтов, формированием в обществе таких негосударственных структур (компартия), которые создали организацию тоталитарной власти и сами стали ее подлинными центрами. Подобная власть всегда бесконтрольна и безнаказанна. Ее не сдерживают общепринятые порядки и стандарты цивилизованной государственной жизни с ее демократически-правовыми установлениями.

Взгляды Ленина на власть и политику, государство и право, в особенности на "технологию" осуществления политического господства и т. д., его деятельность как главы коммунистической партии и советского правительства оказали главное, решающее воздействие на развитие теории и практики большевизма. Они имели, кроме того, широкий международный резонанс. В XX в. ими так или иначе вдохновлялись многие ультрарадикальные политические движения разного толка.

Смотрите также:

) казнили и именно тогда у будущего политика внутри зародилась ненависть к царскому режиму. Старший брат Александр был повешен как участник народовольческого заговора против императора Александра III. Владимиру в ту пору было 17 лет, он был четвертым ребенком в семье смотрителя народных училищ в Симбирске Ильи Ульянова. В этом же году он закончил гимназию с золотой , тут же поступил на факультет Казанского университета, решив стать адвокатом.


Гибель родного брата перевернула в душе Владимира все вверх дном. С этих пор он стал мало заниматься учебой, все больше выступая с гневными речами. А чуть позже и вовсе примкнул к группе революционных студентов, за что в скором времени был исключен из университета.


В 1894-1895 годах он написал и выпустил в печать свои первые работы. В них он утверждал новую идеологию – марксизм, критиковал народничество. В это же время он побывал во Франции и Германии, выехал в Швейцарию, встретился с Полем Лафаргом и Карлом Либкнехтом.

Ссылка за пропаганду и агитацию

В 1895 году Владимир Ульянов вернулся в столицу вдвоем с Юлием Цедербаумом, псевдоним которого Лев Мартов. Они организовали "Союз борьбы за освобождение рабочего класса". В 1897 году Владимир Ильич был арестован и сослан на 3 года за агитацию и пропаганду в село Шушенское Енисейской губернии. Будучи там, он через год женился на Надежде Крупской, своей соратнице по партийной борьбе. Примерно в это же время им была написана книга "Развитие капитализма в России".


После того, как ссылка была окончена, он снова выехал . Вместе с Мартовым, Плехановым и прочими он будучи в Мюнхене начал издавать газету "Искра" и журнал "Заря". Производимая литература распространялась исключительно в Российской империи. В 1901 году, в декабре, Владимир Ильич стал пользоваться псевдонимом, став Лениным.

Продолжение агитации и активные действия

В 1903 году там был проведен II съезд Российской социал-демократической рабочей партии ( РСДРП). Здесь должны были быть приняты программа и , разработанные лично Плехановым и Лениным. Программа минимум включала в себя свержение царизма, установление равноправие народностей и наций, установление . Программа-максимум заключалась в построении социалистического общества посредством диктатуры пролетариата.


На съезде возникли некоторые разногласия и в результате образовались две фракции "большевики" и " ". Большевики приняли позицию Ленина, а остальные были против. В числе противников Владимира Ильича оказался и Мартов, который впервые за все время употребил термин "ленинизм".

Революция

Ленин был в Швейцарии, когда в 1905 году в России началась революция. Он принял решение быть в самой гуще событий, поэтому нелегальной прибыл в Петербург под чужой фамилией. На этот момент он занялся выпуском газеты "Новая жизнь", а также агитацией за подготовку к вооруженному восстанию. Когда настал 1906 год, Ленин уехал в Финляндию.


Оказавшись в Петрограде, Ленин выдвинул лозунг "От буржуазно-демократической революции к социалистической". Главная идея заключалась в словах "Вся власть Советам!". Плеханов, являясь к этому времени бывшим соратником, назвал эт идею безумством. Ленин же был в своей правоте уверен, поэтому приказал 24 октября 1917 года начать вооруженное восстание против Временного правительства. Уже на следующий день была захвачена власть во всей стране. Был проведен II Всероссийский съезд Советов, где приняли государства и мире. Новое правительство теперь называлось Советом Народных Комиссаров, а во главе стоял Владимир Ильич Ленин.

Управление страной и смерть

До 1921 года Ленин занимался делами страны, многие не захотели принимать идеи нового главы государства. Развивалось Белое движение, кто-то эмигрировал. Началась гражданская война, в которой погибли миллионы людей. К 1920 году промышленность сократилась в 7 раз. Голод и тяжелая экономическая ситуация вынудили Владимира Ильича принять новую экономическую политику (НЭП), которая разрешала свободную частную торговлю. Пытались проводить электрификацию страны, развивать предприятия государственного типа, развивать кооперацию в селе и городе.


В 1923 году Ленин тяжело заболел и долгое время находился в подмосковном поселке Горки. На место главы государства стали претендовать Сталин и Троцкий. В своем "Письме к съезду" Ленин сообщил, что выступает против кандидатуры Сталина. Письмо никакого эффекта не произвело, а в скором времени Владимир Ильич умер от кровоизлияния в мозг.

В непростых условиях мирового финансового кризиса кредитные учреждения столкнулись с различными финансовыми сложностями. Одни из них закрылись, другие реорганизовались. Сейчас ни один российский банк не назовет себя стабильным и процветающим. Как же предприятию, осуществляющему банковскую деятельность, сохранять экономическую устойчивость?

Вам понадобится

  • Экономические статьи и прогнозы экспертов, опыт западных стран

Инструкция

Строго контролируйте деятельность инвестиционного отдела. Пресекайте направление оборотных средств банка в проекты с неясным будущим. Снизьте возможные риски до минимальных показателей. Доверяйте ведение инвестиционных дел только опытным профессионалам, знающим толк в разумных капиталовложениях.

Ленин В. И. (1870-1924) - основатель и руководитель партии большевиков, советского государства, признанный вождь мирового коммунистического движения. В. И. Ульянов (Ленин) оставил теоретическое наследие - марксизм-ленинизм, значение которого трудно переоценить. Полное собрание сочинений Ленина насчитывает 55 томов. Во многих его работах сформулированы глубоко научные теории, а также выражена четкая позиция о текущих политических событиях.

В советской историографии ленинизм был изучен достаточно глубоко, в нем выделяют два периода: развитие Лениным марксистской политической мысли до и после октября 1917 г.

В первый период основной политико-правовой тематикой работ Ленина были: обоснование тактики и стратегии партии нового типа, теория перерастании буржуазной революции в социалистическую, учение о диктатуре пролетариата и теория государства.

В работах Ленина "Что делать?", "Шаг вперед, два шага назад" показано значение партии как высшей формы классовой организации пролетариата (по сравнению с профсоюзами или иными организациями). В учении о партии Ленин доказывает, что только организованный пролетариат способен достичь поставленных целей. Однако исполнить роль передового бойца может только партия, руководимая передовой теорией, используя как легальные, так и нелегальные методы борьбы.

Теория перерастания буржуазной революции в социалистическую сформулирована в книге "Две тактики социал-демократии в демократической революции".

В условиях русской революции буржуазия будет добиваться частичных уступок от монархии: политических (конституция) и экономических. В этих условиях основной социальной силой буржуазия попытается сделать крестьянство. Поэтому необходимо не дать крестьянству обмануться. Вместо кадетской теории "двух лагерей" - монархического и сторонников конституции - Ленин исходил из наличия в революции трех лагерей: правительственного, либерального и демократического. Во главе демократического лагеря должен стать революционный пролетариат, союзником которого будет крестьянство. Такой союз должен привести к победе революции.

Следующим этапом перманентной революции в учении Ленина была диктатура пролетариата и крестьянства. Ленин дал характеристику диктатуры пролетариата как "опирающуюся на силу, а не на закон власть". В работе "Две тактики социал-демократии в демократической революции" диктатура пролетариата характеризуется как демократическая, поскольку заключается в широких демократических преобразованиях. Вместе с тем Ленин обосновал и революционный, репрессивный характер диктатуры пролетариата по отношению к помещикам и капиталистам, поскольку сопротивление бывших эксплуататоров неизбежно. Победа революционной диктатуры отождествлена с уничтожением основ буржуазного общества.

Национально-государственный вопрос в учении Ленина рассматривается как часть проблемы всемирного освободительного движения и в тесной взаимосвязи с учением о революции. В ленинской концепции нация формируется в период развития капиталистических отношений. Этнос, существующий в добуржуазные эпохи, в период капитализма становится новой исторической категорией. Нация, кроме общности языка, культурных традиций и единства территории, характеризуется также экономическим единством. Таким образом, нация рассматривается как категория - следствие социально-экономического развития. С появлением наций, в условиях этически неоднородных государств, классовая и национально-освободительная борьба неотделимы. Следовательно, в национальном вопросе проявляются две тенденции: стремление к созданию суверенных государств и стремление к установлению между государствами прочных экономических связей.

Учение о диктатуре пролетариата, задачах социал-демократии в революциях получило развитие в работах 1917 г. "Апрельские тезисы", "Марксизм и государство". Основные положения этих работ были обобщены в теоретическом труде "Государство и революция". В этом труде (ПСС. Т. 33) Ленин исходил из марксистской трактовки, что государство есть основной институт политической системы классового общества, осуществляющий управление обществом, охрану его экономической и социальной структуры. В классовом обществе, согласно ленинскому учению, государство служит для подавления своих социальных противников, государственная власть находится в руках экономически господствующего класса.

Ленин развил это марксистское определение государства, он выделил основные идеи государства как продукта и проявления непримиримости классовых противоречий, как органа классового господства. Без революции невозможно уничтожение эксплуататорской сущности государства, следовательно, учение о государстве тесно взаимосвязано с революционным учением. В результате победой революции был обоснован период диктатуры пролетариата, призванный уничтожить старый государственный аппарат, подавить сопротивление помещиков и буржуазии, утвердить власть рабочих и крестьян. Переход от диктатуры пролетариата к коммунизму, по ленинскому учению, "не может не дать громадного изобилия и разнообразия политических форм" при сохранении неизбежной сущности -диктатуры пролетариата. Далее Ленин обосновывает задачу пролетариата по созданию собственного государственного аппарата. Однако служащие социалистического госаппарата, по мысли Ленина, не должны превратиться в чиновников, бюрократов. Для этого он считал необходимым утвердить принцип выборности, сменяемости государственных служащих, запрета каких-либо социальных привилегий служащим, укрепления законодательной пролетарской власти.

Логическим завершением государства Ленин назвал коммунизм: "Мы вправе говорить лишь о неизбежном отмирании государства, подчеркивая длительность этого процесса, его независимость от быстроты развития высшей фазы коммунизма и оставляя совершенно открытым вопрос о сроках или о конкретных формах отмирания, ибо материала для решения таких вопросов нет". Как видно, процесс перехода от диктатуры пролетариата к коммунизму Ленин оставил открытым для дальнейшего теоретического обоснования.

В период после октября 1917 г. перед Лениным как перед руководителем Советского государства встали практические задачи претворения в жизнь политической программы большевиков. Поэтому учение о государстве и праве приобретав не только теоретический характер. В это время Ленин уделял внимание развитию учения о национально-государственном строительстве, взаимосвязи диктатуры пролетариата и революционной законности уже в условиях Советского государства,

В лекции "О государстве", в сочинениях "Пролетарская революция и ренегат Каутский", "Детская болезнь "левизны" в коммунизме" и ряде других работ буржуазное (даже демократическое) государство противопоставляется диктатуре пролетариата. В связи с этим Ленин определил пролетарскую диктатуру как своеобразную школу, в которой пролетариат осваивает навыки управления государством и обучает этому всех трудящихся. Следовательно, "высшим принципом" диктатуры пролетариата Ленин назвал союз пролетариата с крестьянством. В период Гражданской войны Ленин обосновал диктатуру как террор по отношению к сопротивлявшимся эксплуататорским классам. Он писал, что диктатура означает не окончание классовой борьбы, а только ее продолжение на новом историческом этапе.

Наилучшей формой диктатуры пролетариата Ленин назвал Республику Советов. Советская власть в учении Ленина этого времени занимает одно из центральных мест. Советы кап "школа коммунизма" в работах Ленина показаны гораздо более демократическими органами власти, чем буржуазное Учредительное собрание. Новая форма демократии - социалистические Советы противопоставляются Лениным старому буржуазному демократизму. Социалистический характер советской власти объясняется системой этой власти кап в центре, так и на местах. Так, вышестоящие Советы сосредотачивают в своих руках высшую законодательную власть, контроль над исполнением законов, а местные Советы являются более действенными органами, обладающими большими возможностями, чем буржуазные органы самоуправления. Кроме того, Советы "путем систематического привлечения все большего числа граждан к непосредственному управлению государством" служат реальным рычагом в борьбе с местничеством, бюрократизмом и буржуазными пережитками.

Создание Советского государства подразумевало осуществление им внутренних и внешних функций. В первых Декретах советской власти, разработанных Лениным, уже сформулированы ориентиры внутренней и внешней политики государства рабочих и крестьян. После победы Октябрьской революции 1917 г. Ленин как председатель СНК непосредственно столкнулся с необходимостью осуществления экономических, политических и других функций, направленных на организацию нового социалистического общества. Главными (взаимосвязанными) задачами в это время Ленин считал организацию подавления буржуазии, а также "учет и контроль" при обобществлении производства. Тесная взаимосвязь экономики и политики проявилась и при обосновании Лениным "военного коммунизма" и нэпа.

Внешнеполитические функции Ленин сформулировал как принцип мирного сосуществования. В отличие от "левых" коммунистов с их теорией перманентной мировой революции, в Декрете о мире и в работах послеоктябрьского периода он воздерживался от теории мировой революции. Напротив, Ленин стал сторонником теории построения социализма в одной России. Лозунг "Пролетарии всех стран, соединяйтесь!" Ленин, конечно, не отвергал. Он оставался сторонником революционного преобразования мира и победы коммунизма на всей планете, но считал, что причины революции лежат в плоскости внутриполитического развития, а не в экспорте революции извне.

В "Декларации прав трудящегося и эксплуатируемого народа" Ленин сформулировал концепцию национально-государственного строительства, федеративного устройства России при добровольном вхождении в РСФСР национальных автономий. При этом Ленин подчеркивал, что автономии и федерацию отнюдь не ущемляет принцип демократического централизма, а, напротив, позволит исключить в будущем государстве национальную рознь.

Ленинская концепция государственного устройства получила развитие в процессе образования СССР. В это время предлагались проекты создания федерации с последующей эволюцией в сторону унитарного государства. Ленин не был согласен с такой концепцией, он предложил идею создания союзного государства, заложенную в основе СССР. Новая концепция двойного государственного суверенитета предполагала, что суверенитет принадлежит как союзному государству так и союзным республикам. Конституция СССР 1924 г. (ст. 3) закрепила ленинскую концепцию, отраженную и в последующих Конституциях Советского Союза.

Взаимосвязь диктатуры пролетариата с революционной законностью основана на теории насилия. Ленин откровение говорил, что власть, завоеванная и поддерживаемая насилием пролетариата над буржуазией, есть "власть, не связанная никакими законами". Под словом "никакими" здесь надо понимать буржуазные законы, которые полностью отвергались. Наивно полагать, что Ленин, будучи ученым-теоретиком, юристом по образованию, отвергал юридические законы, исповедовал правовой нигилизм. Концепция Ленина заключалась в том, что диктатура пролетариата отвергает старые общественные отношения, сформулированные в буржуазных законах. Однако по мере формирования новых общественных отношений пролетарское государство закрепляет последние в обязательных для всех правовых актах. Одновременно с установлением новых законов Ленин пропагандировал чрезвычайные меры в виде политики "красного террора".

Справедливо отметить, что "тьма беззакония", правовой хаос революционных лет оказались опаснее, чем предполагал лидер большевиков, поэтому он требовал ускорить процесс формирования нового, советского права. Это отчетливо видно в позиции Ленина во время разработки и принятия Конституции 1918 г. и вообще в законотворческой работе руководителя Советского государства. Например, Ленин обосновывал необходимость перехода от политики "военного коммунизма" к "новой экономической политике" как соответствующей сути общественных отношений в конкретных исторических реалиях. Нэп, провозглашенный Лениным "всерьез и надолго", требовал кодификации советского законодательства. Следовательно, Ленин подчеркивал важность принятия первых советских кодексов (гражданского, трудового, уголовного) и законов о судоустройстве. При этом он выделил главные позитивные моменты становления советского права: охран) завоеваний пролетариата и наведение строгого революционного порядка в различных сферах общественной жизни.

Необходимо напомнить, что Ленин всегда исходил из трактовки права как возведенной в закон воли господствующего класса, содержание которой определяется классовыми материальными условиями и интересами, оформленными в виде системы норм, правил, установленных или санкционированных государственной властью. Исходя из марксистско-ленинского определения права в условиях диктатуры пролетариата должно было применять к правоотношениям революционное правосознание, а не старые буржуазные понятия. Сообразно новому теоретическому положению последние ленинские работы дают представление об основах советского отраслевого права.

В гражданском праве Ленин обосновал отрицание частного права и признание только права публичного, отказ от частной собственности, разрешение только общественной собственности, жесткое государственное регулирование капиталистических элементов экономики.

Трудовое право, впервые выделявшееся в самостоятельную отрасль, исходило из того, что Октябрьская революция уничтожила строй эксплуатации и трудящиеся получили возможность работать как на себя, так и на общество. То, что было верно по отношению к пролетариату, по-иному рассматривалось в отношении бывшего эксплуататора. Согласно новому, революционному принципу: "Кто не работает, тот не ест!" по отношению к буржуазии, помещикам и уклоняющимся от общественного труда при "военном коммунизме" санкционировались репрессивные меры.

Семейное право, также выделившееся в самостоятельную отрасль, исходило из коммунистического учения об отмирании правовых отношений по мере утраты социальной необходимости в них, уменьшения значения хозяйственно-потребительских отношений. Вместо них на первый план выдвигались нравственные, эстетические и психологические отношения, которые согласно этому учению совершенствуются с гармоническим развитием личности и по мере приближения к коммунизму. Сообразно этому теоретическому обоснованию семья как важный вид социальной общности, построенная на супружеском союзе и родственных связях, должна была претерпеть существенную эволюцию. Революционные изменения в семье проявились уже в первых мерах советской власти по отделению церкви от государства, в поиске новых типов и форм семьи.

В уголовном праве Лениным обосновывалось усиление репрессивной, тоталитарной сущности пролетарского государства в отношении не только классовых врагов, но и бывших союзников по революционной борьбе - социал-демократов. Последние также были причислены к политическим врагам советской власти, против них Ленин призывал к усилению репрессий, "вплоть до высшей меры наказания".

Концепция исторического развития общества и государства, сформулированная Лениным, была основана на марксистском учении об общественно-экономических формациях.

1)Ленин - крупнейший революционер XX в., инициатор и вождь Октябрьской революции в России, основатель советского государства и международного коммунистического движения (III Коммунистический интернационал), творец идейной осно­вы этого движения - ленинизма, который сам Ленин рассматри­вал как восстановление революционных традиций марксизма, очищение наследия Маркса и Энгельса от наслоений, внесенных в него оппортунистами II Интернационала.

ОП : «Империализм как высшая стадия капитализма», «Развитие капитализма в России», «Две тактики социал-демократии в демократической революции», «Государство и революция».

Ленин был прежде всего политическим деятелем. В отличие от своего кумира и учителя К. Маркса он практически не знал периодов спокойной, кабинетной литературной работы. Его тео­ретические рассуждения носят вспомогательный характер, они превращаются в средство осуществления политических целей, в форму политической борьбы. Однако это не помешало Ленину приобрести репутацию одного из крупнейших политических мыслителей XX в. В теории, как и в практической политике, его отличала редкая целеустремленность, уверенность в своей право­те, твердость в отстаивании намеченного курса.

Вслед за Плехановым Ульянов доказы­вает неизбежность становления капитализма в России, наи­вность попыток обойти его с помощью крестьянской общины, а также констатирует переход народничества 80-90-х гг. с револю­ционных позиций на либерально-реформистские («Что такое друзья народа и как они воюют против социал-демократов?» - 1894, «Развитие капитализма в России» - 1899 и др.).

К моменту появления Ленина на политической арене вопрос о судьбе капитализма был решен враждебной самодержа-вию общественной мыслью. Россия превращалась в капиталис­тическую страну. Возможность крестьянской социалистической Революции (если признать ее реальной в 60-70-е гг.) была упущена.

Ленин оказался человеком, который наиболее радикально проводил линию, намеченную Плехановым в начале 80-х гг.: нельзя мириться с перспективой стабилизации капитализма в России, нужно еще до буржуазно-демократической революции готовить почву для будущего социалистического переворота.

Ситуация, породившая ленинизм ,-российская. Речь идет об идее и практике социалистической революции в полуфеодаль­ной стране, которая страдала больше от недостаточности капита­листического развития, чем от его зрелости. Но эта ситуация ти­пична для стран Восточной Европы и всего Востока. Насколько установка на победу социализма в стране, не покончившей с фе­одализмом, соответствовала марксизму?

Весьма распространено мнение, что Ленин отошел от марк сизма. По Марксу, революция должна начаться в развитых капиталистических странах, ни один общественный строй не погиб­нет, пока не исчерпает всех своих возможностей. А по Ленину - в стране сравнительно слаборазвитой, где капитализм еще не ут­вердился окончательно, где он опутан пережитками феодализма. Речь идет о попытке компенсировать отсутствие ряда важнейших социально-экономических предпосылок революции активным политическим вмешательством, что противоречит принципам исторического материализма, закону соответствия политической и правовой надстройки экономическому базису. На самом деле Маркс и Энгельс не исключали социалистической ре­волюции в России, даже на сугубо крестьянской основе. Плеха­нов и Ленин продолжали эту линию, но в соответствии с канона­ми марксизма подводили под социалистическую революцию иную классовую базу - пролетарскую. Связь с революцией на Западе при этом сохранялась. Русские марксисты исходили из идеи основоположников этого учения об одновременной победе революции в основных капиталистических странах. Россия лишь к ним присоединится, а может быть, и выступит инициатором борьбы.



Казалось бы, от появления пролетарского элемента в России вся теоретическая конструкция стала прочнее. Возникала лишь одна трудность. Крестьянство составляло большинство на­селения России, а пролетариат - меньшинство. Это меньшинство должно было получить поддержку большинства. Ленин все­гда имел в виду эту проблему. Таким образом, нет оснований утверждать, что ленинская те­ория революции явилась отрицанием марксизма, но ее связь с российской спецификой, приспособление марксизма к россий­ским условиям очевидны.

Свои представления о революции Ленин осуществлял с ред­кой целеустремленностью, выделявшей его среди марксистов конца XIX - начала XX в. Ленин был первым, кто сказал, что нужно готовить, орга­низовывать революцию, а не пассивно ждать, когда сложатся благоприятные обстоятельства. В этом существенная особен­ность ленинизма, его действенный, практический характер.

Ленин выдвинул идею авангардной пролетарской партии («партии нового типа») как главного средства подготовки и осу­ществления революции. Мысли Ленина о партии в системати­ческой форме изложены им в книге «Что делать?» Эта партия должна обладать планом действий и повести за собой пролетариат, а свергнуть власть может только социалистическая интеллигенция, вооружённая революционной теорией.

Взгляды Ленина на перспективы револю­ции в России изложены во многих статьях 1905-1907 гг., а в сис­тематической форме - в книге «Две тактики социал-демократии в демократической революции» (июль 1905 г.).

Государство - продукт непримиримости классовых противоречий, орудие клас­сового господства. Буржуазное государство - диктатура буржуа­зии. Оно должно быть уничтожено.

В «Государстве и революции» последовательно проводится мысль об исторической неизбежности диктатуры пролетариата. При этом диктатура понимается не только как классовая суть, но и как форма власти.