22.09.2019

Правописание производных предлогов и омонимичных слов. Открытый урок "Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов"


С явлением омонимии можно встретиться на разных уровнях языка. На этом уроке рассматриваются некоторые сложные случаи морфологической омонимии: правописание омонимичных частей речи, приемы, позволяющие разграничить части речи и не допустить ошибку в их написании.

2. Справочно-информационный интернет-портал «Русский язык» ().

3. Подготовка к олимпиаде по русскому языку ().

Литература

Русский язык: Учебник для 9 кл. общеобразовательных учреждений/ С.Г. Бархударов, С.Е. Крючков, Л.Ю. Максимов, Л.А. Чешко. М.: Просвещение, 2011.

Русский язык.9 кл.: учеб. для общеобразовательных учреждений /М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта,- М.: Дрофа, 2011.

Литневская Е.И. Русский язык. Краткий теоретический курс для школьников. - МГУ, 2006.

Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературно правке. - М., 2012.

Единый государственный экзамен по РУССКОМУ ЯЗЫКУ Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов единого государственного экзамена 2013 года по русскому языку, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2009, 2011, 2012, 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования, подготовлен Федеральным государственным бюджетным научным учреждением «ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИЗМЕРЕНИЙ».

В2 предполагает умение находить в указаннных предложениях слова разных частей речи, в частности, предлогов .


Образцы формулировок заданий

Найдите предлоги в предложениях 15 - 18 .
Из предложений 12 -16 выпишите все предлоги .

Что требуется для выполнения заданий В2

Нужно уметь отличать предлоги от других частей речи: сочетаний существительных с предлогом, деепричастий, наречий, частиц, союзов и др.

Материал для справок

С точки зрения образования предлоги делятся на непроизводные и производные.

  • Непроизводные предлоги: без , в , до , для , за , из , к , на , над , о , об , от , по , под , пред , при , про , с , у , через .
  • Производные предлоги образованы путём перехода самостоятельных частей речи в служебную. При этом утрачиваются лексическое значение и морфологические признаки слов. Примеры:
    Вокруг парка - предлог, образованный от наречия вокруг .
    В течение часа - предлог, образованный от существительного с предлогом.
    Благодаря помощи - предлог, образованный от деепричастия.

Производные предлоги часто путают с другими частями речи.

С точки зрения структуры предлоги делятся на простые и составные .

  • Простые - это предлоги, состоящие из одного слова: в , на , к , под , над , вопреки и др.
  • Составные - это предлоги, состоящие из двух, реже трех слов: в продолжение , в течение , в связи с , в зависимости от , по направлению к и др.

Составные предлоги часто путают с другими частями речи.

Примеры омонимии предлогов с другими частями речи:

Сложи лист вдоль .
Вдоль — наречие.

Идём вдоль улицы.
Вдоль — предлог.

Аня сделала задание несмотря на трудности.
Несмотря на — предлог.

Списки предлогов и примеры к трудным случаям можно найти в :
СOC—Старшая школа—Грамматический словарик—Предлоги, а также:
СОС—Средняя школа—Грамматический словарик—Предлоги.

Научиться находить предлоги в текстах помогут наши тренинги.

Тренинг № 1

Найдите в тексте все предлоги

Дуэль! Только этот разряд убийственной силы мог стремительно восстановить нравственное равновесие. Подлец знал, что его подлость может быть наказана не взиманием штрафа через год по приговору суда, а сегодня вечером. Самое позднее — завтра утром. Пошляк не говорил двусмысленностей вслух, остерегаясь немедленного возмездия. Сплетник вынужден был осторожничать. В грозном свете дуэльных правил слово быстро отливалось в свинец.

А как же Пушкин? Какая непоправимая и бессмысленная гибель... Да, непоправимая, но не бессмысленная. Да, "невольник чести", но ведь чести! За год до дуэли Рушкин писал графу Репнину: "Как дворянин и отец семейства, я должен блюсти честь и имя, которое оставлю своим детям". Вот и всё, что остаётся детям: честь и имя. Всё остальное им не нужно, всё остальное неважно. Очевидно, нам ещё многое предстоит пережить и передумать, чтобы вернуться к пониманию истины.

(По Д. Шеварову)


Тренинг № 2

Найдите в тексте все предлоги

Каков язык, такова и жизнь. Именно языком как сознательно управляемым орудием взаимодействия людей, средством выражения либо благотворной, либо злотворной мысли создаётся определённый образ жизни. Здесь есть о чём поспорить: противоположная позиция — мы, мол, только наблюдатели, а не творцы, и разве можно диктовать языку свои законы, уж куда он, язык, захотел, туда и повернулся... Реально это выглядит так: лезет в нашу жизнь словесная непристойность — да разве с ней управишься? Такова жизнь... Но всякая жизнь требует сознательного управления, и управлять приходится прежде всего своим сердцем, где и рождаются мысли. Тогда и жизнь, создаваемая языком, словом, становится либо благоденствием, либо бедствием. Это закон активного формирования языком образа жизни общества.

Необходимо вселять в сознание каждого человека (и почаще об этом говорить, особенно в школе), что через язык выражается вся сущность человека: мысли, чувства, воля, дела. Встречают по одежке, провожают по уму, выраженному через слово. Скажи мне слово — и я скажу, кто ты. Классическая формула определения человека во всех гимназических учебниках словесности: человек — создание словесное, а "сила ума и дар слова", по словам главного учителя Царскосельского лицея Н. Ф. Кошанского, — главное отличие человека от других одушевлённых созданий.

(По Вл. Аннушкину)

Тренинг № 3

Найдите в тексте все предлоги

Вспомнился Саврасов: грачи, весна, ещё лежит снег, а деревья уже проснулись. И всё вообще вспомнилось, что бывает вокруг нас и что бывает внутри наших душ, когда приходит русская весна и прилетают грачи и скворцы. Это не опишешь. Это возвращает в детство. И это связано с глубоким ощущением родины, России. И пускай ругают наших русских художников за старомодность и литературность сюжетов. За именами Саврасова, Левитана, Серова, Коровина, Кустодиева скрывается не только вечная в искусстве радость жизни. Скрывается именно русская радость, со всей её нежностью, скромностью и глубиной. И как проста русская песня, так проста живопись.

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное автономное профессиональное образовательное учреждение "Губернаторский авиастроительный колледж

г. Комсомольска-на-Амуре (Межрегиональный центр компетенций)"

Открытый урок

Дисциплина «Русский язык»

Тема «Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов».

Комсомольск-на-Амуре,2018г.

Рассмотрено

на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин и ОГСЭ

Протокол № __

«___» _____________ 2018 г.

Председатель ПЦК

Е.В. Ковалёва

УТВЕРЖДАЮ

Заместитель директора по НМР

М.Г.Некрасова

«___» _____________ 2018 г.

Технологическая карта занятия

Дисциплина: « Русский язык».

Тема : Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов.

Тип: Комбинированный урок

Вид: Урок - практикум

Цель: Научить разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи.

Задачи:

Образовательные:

    Отрабатывать навыки слитного и раздельного написания производных предлогов;

    Формировать умения разграничивать производные предлоги и омонимичные части речи посредством тестовых заданий и комплексного анализа текста;

    Научить правильно употреблять предлоги в речи.

Развивающие:

    Развивать орфографическую зоркость, зрительную память, творческие способности учащихся, культуру устной и письменной речи;

    Развивать коммуникативные компетенции.

Воспитательные:

    Вызвать чувство интереса к изучаемой теме (необходимость правильного употребления производных предлогов в речи);

    Пробудить у учащихся уважение и любовь к родному языку;

    Пробудить желание к взаимодействию и сотрудничеству.

Методы обучения:

Репродуктивный (для формирования ЗУН)

Наглядный (для развития наблюдательности, повышения внимания к изучаемому вопросу)

Практический (для развития практических умений и навыков)

Творческий (для развития творческих способностей)

Основной метод работы – анализ языкового материала по теме «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Обеспечение урока:

1.Методическое обеспечение урока:

Лекция преподавателя;

Эвристическая беседа;

Презентация по теме;

Взаимопроверка;

2. Дидактическое обеспечение:

Карточки для дифференцированного контроля знаний;

Презентация по теме.

Тестовые задания

3. Информационно-компьютерное обеспечение:

Мультимедийный проектор;

Литература:

1.Антонова Е.С. Русский язык: учебник для сред.проф.образования / Е.С. Антонова, Т.М.Воителева.- 5-е изд.,стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.- 384с.

2.Воителева Т.М. Русский язык: сборник упражнений: учеб.пособие для студ.учреждений сред.проф.образования / Т.М.Воителева.- 5-е изд., стер.- М.: Издательский центр «Академия», 2014.-224с.

Домашнее задание: §38 стр. 232-239 упр. 145; индивидуальное задание: упр. 292; творческое задание: составить текст диктанта по теме «Правописание предлогов».

Составить устное высказывание по теме «Употребление предлогов в речи».

ХОД ЗАНЯТИЯ

    Организационный этап : «Минутка приятных воспоминаний»

1. Приветствие, психологический настрой на совместную деятельность преподавателей и студентов;

2. Определение мотивации и постановка целей урока;

3. Проверка готовности студентов к учебному занятию.

II . Этап проверки домашнего задания (актуализация опорных знаний и умений) :

АОЗУ целесообразно проводить в виде фронтального опроса с направленными и ненаправленными вопросами.

Вспомните основные понятия предыдущего занятия:

Предлоги;

Простые, составные;

Производные непроизводные;

2.Проверка знаний через выполнение разноуровневых заданий.

Фронтальный опрос.

Защита презентации.

Индивидуальная работа

Коллективная работа

    Этап изучение нового материала:

Методы обучения:

1. Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи. Работа с текстом.

2.Омонимы и их разновидности (омоформы,омофоны,омографы).(Проверка домашнего задания).

3.Отличие производных предлогов от омонимичных слов. Приёмы отграничения.

4. Употребление предлогов в речи.

Метод эвристической беседы

Проблемный метод (постановка проблемной задачи).

Метод монологического изложения.

Объяснение преподавателя с применением опорных схем.

Работа с учебником.

Защита презентации.

Работа с текстами разных стилей речи. Создание собственного текста.


    Этап закрепление изученного материала:

1 .Упр. 330 (работа у доски) по цепочке с рассуждением по алгоритму.

2. Работа по разноуровневым карточкам: №№2,3, 4, 5.

Индивидуальная работа: упр.340 . (по вариантам).( Тренировочные упражнения: вариант 5, вариант 6

3.Графический диктант: вариант№№5, 6.

4

Словарный диктант

В течение длительного времени; изменения в течении реки; в продолжение целого лета; вследствие сильных дождей; в следствие вкралась ошибка; новые герои включены в продолжение романа; узнать насчёт экскурсии; перечислить на счёт техникума; вместо благодарности; в место укромное положить; в заключение доклада; много лет декабристы находились в заключении в Сибири; несмотря на неудачу; шёл, не смотря по сторонам; имей это в виду; проплыть в виду города; отстал ввиду болезни; не приехал вследствие болезни.

Осложненное списывание. Прочитайте предложения. Выпишите выделенные слова. Мотивируя свой ответ, укажите, к какой части речи они относятся. Где необходимо, объясните правописание.

(В)течени_ этих дней они переговорили обо всем на свете. (Б.Пастернак) 2. (В)последстви_ я понял, что, поступая так, я ошибался. (Г.Газданов) 3. Опять было сыро в комнатах, в которых было темно (в) следстви_ хмурости серого пасмурного дня. (Б Пастернак) 4. (В) течени_ всей дороги Касьян сохранял упорное молчание: (И.Тургенев) 5. (В)продолжени_ всей недели, в которую она вела эту жизнь, чувство это росло с каждым днем. (Л. Толстой,) б. (В) следстви_ какой-то задержки в пути, лошади отстали. (В.Арсеньев) 16. Она, убегая (по)окончании.. номера с манежа, перепрыгивала через воображаемый барьер. (А Луприн) 17. Песчаная коса сильно вдавалась (в)течени_ реки. (В.Короленко) 19. У многих русских рек, (на)подоби_ Волги, один берег горный, другой - луговой. (И.Тургенев) 20. Почему-то часто (в)течени_ лета вы приходили мне на память. (А. Чехов)

    Работа с тестом (текст взят из методического пособия Е.В. Васильевой, Т.И. Каниной “О тексте и контексте”)

    (1) Из-за сложного характера Лида долго не могла подружиться с новыми одноклассниками. (2) В течение первой четверти у неё так и не появилось ни одной подруги. (3) Несмотря на её неплохие знания по всем предметам, к ней неохотно обращались за учебной помощью: нередко вместо объяснения материала она могла просто бросить тетрадку со словами: «Списывайте!» (4) Такие выходки казались странными, пока случайно не узнали о её семье: оказывается отец Лиды погиб при выполнение служебного задания, а мать тяжело болела. (5) Девочка ухаживала за матерью училась совершенно самостоятельно все же каждый день была готова к любому уроку. (6) Обо всём этом рассказал Лидина соседка, Ираида Захаровна, после того как ребята решили «проработать» «новенькую» за грубость на классном собрании. (7) «А ведь нас самих надо наказать – за чёрствость. Живём вблизи человека и ничего о нём не знаем», - присвистнул Мишка Никифоров, чаще других копировавший из Лидиной тетрадки удачно решённые ею задачи.

1. Прочитайте текст.

2. Какова тема текста?

3. Какова основная мысль текста?

4. Озаглавьте текст.

5. Определите стиль текста.

6. Каковы примеры данного стиля?

7. Выпишите производные предлоги.

8. Из предложения №3 выпишите наречие и выполните морфемный разбор.

    Подведение итогов занятия и рефлексия:

Подведение итогов занятия. Выставление оценок студентам за активное участие на уроке.

Ввиду хорошей активности и вследствие правильного понимания заданий в течение всего занятия было продемонстрировано отличное знание предмета.

Дерево знаний - листья трёх цветов: красные, жёлтые, зелёные.

Красные – в этой теме для меня осталось много непонятного

Жёлтые – в этой теме некоторые вопросы я не понял

Зелёные - эту тему я понял хорошо.

. Сценарий урока.

Преподаватель: Здравствуйте, уважаемые студенты! Здравствуйте, уважаемые коллеги! Предлагаю Вам закрыть глаза, вспомнить о чём- то хорошем и улыбнуться!!!

Вступительное слово преподавателя: Каждый из нас, улыбнувшись, вызвал в себе добрые чувства, передал частичку своей доброй энергии окружающим и тем самым сделал этот мир чуточку добрее. Да и в любом деле главное – доброе начало. Обмениваясь идеями, мы сможем сделать для нас понятной довольно сложную тему. Знание этой темы понадобиться вам для успешной сдачи экзаменов по русскому языку, а также поможет эффективно общаться, понимать явные и скрытые смыслы речи и создавать деловые, научные и другие тексты. А сейчас откройте тетради, запишите число.

Преподаватель : Ребята, мы с вами продолжаем изучение предлога. А какая именно тема сегодняшнего занятия – мы узнаем позже, прежде вспомним, что изучили на прошлом занятии. И для того чтобы вспомнить то, что вам уже известно, я предлагаю послушать выступление студентки (Мамонтова Е. с презентацией).

Актуализация прежних знаний.

Преподаватель: А сейчас мы это вспомним на практике.

1). Индивидуальная работа по карточкам:№№2, 5

2). Индивидуальная работа у доски: упр. № 308

3) .Работа с классом. Коллективная работа с текстом:

Задание:

    Прочитайте текст. Определите тему и основную мысль. Озаглавьте его.

    Сгруппируйте слова с пропусками и скобками по видам орфограмм. ( Учащиеся послабее не группируют).

Инд. задание (выполняется на доске):

Синтаксический разбор 1-го предложения (работает один ученик).

Среди сосен и берёз открылась поляна 4 . Как глянул я на неё, так сразу и придумал название: поляна Жар – птиц. На ровном снегу этой отд…ле…ой от деревни нашей поляны будто Жар - птицы сидели, чистили тут свои уд…вительные пер…я и р…няли их – оранжевые, з… лотистые,(светло) коричневые. И столько сразу этих пер…ев оставлено над снегами. Их хватило бы на укр…шения пяти, а то и десяти таких полян.

Жар- птицы (давным) давно 3 улетели, а пер…я остались. Пер…я Жар – птицы – это уснувшие над снегами папоротники. Но как светится от них поляна.

(В.Бочарников)

(Для тех, кто работает быстрее, дополнительное задание : морфологический разбор наречия).

Назовите предлог, который употребляется с несколькими падежами.

Приведите для примера предложение с предлогом, который выражает пространственное значение.

Изучение нового материала.

Это то, что мы узнали на прошлом занятии. Теперь перед нами новая тема.

1.Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи . (приём «Отсроченная отгадка»

Преподаватель : Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

Преподаватель: Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

Преподаватель: (стадия осмысления). Прочитайте текст, определите, есть ли в нём слова- хамелеоны. (Слайд с выделенными словами, если уч-ся затрудняет такое задание).

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: ”Да!” Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью не смотря под ноги. И так из года в год…

Чем это объясняется? Проведём небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды.

Вместо естественной защиты, вроде диких степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

Преподаватель : Итак! Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов- хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

---- Так чем же похожи хамелеоны и омонимы

Преподаватель: Да, омонимы меняют своё значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеон - свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и цели урока.

Преподаватель: А теперь сформулируйте тему нашего занятия. Какие задачи мы перед собой поставим? Итак, тема нашего занятия – « Правописание предлогов. Отличие производных предлогов от слов - омонимов » .Если мы вместе сможем определять часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3.Актуализация имеющихся знаний.

Проверка домашнего задания.

Фронтальный опрос: Что вам известно об омонимах и их разновидностях? Что такое омоформы, омографы, омофоны? Приведите примеры.

Основная часть урока.

Преподаватель : Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи.

Как определить часть речи внешне сходных слов? (по вопросу, значению слова и по контексту).

Преподаватель : Обратимся к алгоритму. (стр.59).

Показ слайдов- «Производные предлоги из существительных», «Производные предлоги из наречий», «Слитное и раздельное написание производных предлогов»

Работа с учебником. (чтение материала учебной статьи).

Задание . Выпишите из текста любое предложение со словами- хамелеонами. Определите их как часть речи (пользуйтесь алгоритмом). Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги. Как пишутся эти предлоги? (слитно, раздельно).

Закрепление изученного материала.

1. Упр.№ 330 (Н.Г.Гольцова) – работа у доски по цепочке

2.Работа по разноуровневым карточкам: №№2,3, 4, 5.

Индивидуальная работа: Выборочно-распределительное списывание по упр.340.( по вариантам)

3.Графический диктант: вариант№№5, 6.

4 .Упражнение № 291 (сборник упражнений).

Употребление предлогов в речи

Преподаватель: Сегодня на занятии мы узнаем, как употребляются производные предлоги в речи. Сложность заключается не только в написании предлогов. Неверное употребление производных предлогов может послужить причиной неудачного построения предложений.

1.Обратимся к презентации.

Какую новую информацию вы узнали? (Производные предлоги употребляются только с одним падежом).

Игра «Корректор».

Есть такая профессия корректор. Корректор работает там, где создаётся печатный текст, газеты, журналы, книги. Его задача – всюду «вылавливать» ошибки. Такая работа требует грамотности и внимания. Попробуйте и вы поработать корректорами.

Упражнение № 293 (Сборник упр.).- Конструирование словосочетаний и предложений.

Преподаватель : А сейчас Кристина Б. познакомит нас всех со своими наблюдениями относительно неправильных употреблений предлогов со словами.

Преподаватель : Где на практике чаще всего используются производные предлоги? В каком стиле речи? (Эти предлоги являются преимущественно книжными и особенно распространены в официально- деловой и публицистической речи).

Создание собственного текста.

Преподаватель: Перед вами записаны слова . Ваша задача : используя данные слова , а также предлоги : в течение, в продолжение , в заключение , вследствие составить и записать небольшой репортаж на тему «Апрель в нашем городе».

Слова: весна, день, ночь, туман, видимость на дорогах, солнце, заносы, расчистка, синоптики, температура, ветер, осадки, столбик термометра и др.

Этапы урока

Содержание

Деятельность преподавателя

Деятельность студентов

Реализация целей

Формирование компетенций

Организационный этап

Приветствие;

Психологический настрой на совместную деятельность;

Проверка готовности к занятию;

определение мотивации и постановка целей занятия.

Демонстрация фрагмента роликов;

Стимулирование положительной мотивации учения и развитие познавательного интереса студентов к изучаемой теме через жизненную актуальность.

Слуховое восприятие (слушание);

Зрительное восприятие;

Ответы на вопросы, участие в беседе.

Воспитание дисциплинированности на уроке;

Воспитание положительной мотивации к учебному труду.

Этап актуализации прежних знаний и умений

Фронтальный опрос и выполнениее задания по той части материала дисциплины, которая необходима для изучения нового материала.

Целевая установка;

Постановка вопросов студентам.

Продумывание ответов;

Устные ответы на вопросы;

Выявление уровня усвоения ранее изученного материала

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

Этап изучения нового материала

Изучение темы в

соответствии с планом:

1. Проблема роста численности населения,

2.Проблема голода, 3.Проблема нехватки питьевой воды,

4. Проблема роста городов,

5. Загрязнение окружающей среды,

6. Решение глобальных проблем

1. Демонстрация видеофрагментов.

2. Организация и проведение обсуждения

3. Обобщение сказанного, подведение итогов.

1.Осмысление видеофрагментов

2. Активное участие в обсуждении.

3. Представление презентаций и сообщений.

4.Перечисление основных моментов изложенного материала, повторение основных выводов.

Обеспечение восприятия и понимания материала – осуществление «обратной» связи – повышение внимания студентов;

Развитие коммуникативных умений и навыков.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность;

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения задач;

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с одногруппниками;

ОК 7.Брать на себя ответственность за работу членов команды, результат выполнения заданий.

Этап закрепления изученного материала.

Решение тестовых задач

Целевая установка;

Определение содержания и порядка работы студентов;

Контроль за работой студентов;

Подведение итогов работы.

Выставление оценок.

Самостоятельное решение тестовых заданий;

Самостоятельная проверка.

Формирование умений применять знания при решении тестовых заданий.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях;

Этап подведения итогов занятия. Рефлексия

Анализ деятельности студентов на занятии.

Рефлексия.

Организация проведения рефлексии по методу «З-Х-У».

Высказывание своего мнения по достижению целей урока.

Развитие позитивной мотивации к изучению дисциплин.

Домашнее задание

1. Нарисовать листовки «Глобальные проблемы мира»

Целевая установка;

Определение содержания д/з и сроков выполнения.

Слуховое восприятие;

Осмысление содержания д/з.

ПЕРВЫЙ УРОК

Правописание производных предлогов

Цели:

– научить правильно писать производные предлоги, отличать производные предлоги от омонимичной формы;

– развивать умение работать с текстом: выделять новую информацию, устанавливать причинно-следственные связи, формировать новые представления на основе полученных данных;

– воспитывать коммуникативность, самостоятельность.

Необходимый материал: учебный текст на отдельном листе каждому, тесты.

ХОД УРОКА

1. Актуализация имеющихся знаний.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Верные и неверные утверждения»

Прочитайте вслух только верные утверждения.

Докажите, что эти высказывания правильные. Приведите примеры. Почему остальные утверждения неверные? Докажите примерами. Вернемся к этим высказываниям чуть позже.

1. Производными называются предлоги, которые состоят из двух слов.

2. Все предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются.

3. Все предлоги пишутся в одно слово.

4. Правописание производных предлогов надо запомнить.

5. В предложении предлог нельзя заменить другим предлогом или союзом.

6. Производные предлоги омонимичны самостоятельным частям речи.

– Попробуйте сформулировать тему нашего урока: о чем мы будем говорить?

– Какие цели мы можем перед собой поставить?

3. Изучение нового материала.

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

Прием «Инсерт»

А. Самостоятельно читая учебный текст (см. «Правописание предлогов»), делайте в нем пометки:

«V» – эту информацию знаю;

«+» – это новая для меня информация;

«?» – эта информация мне непонятна, у меня появились вопросы.

Правописание предлогов

1. Предлоги пишутся всегда отдельно от слов, с которыми они употребляются: со мной, к сестре, в школу .

2. Составные предлоги из-за, из-под, по-над пишутся через дефис.

3. Производные предлоги могут писаться в одно слово (вместо, вроде, вследствие, наподобие, навстречу, несмотря, ввиду, насчет, вокруг и др.) или в два (в меру, в течение, в продолжение, в заключение, в отличие) .

4. Правописание производных предлогов надо запомнить, справляться об их написании в орфографическом словаре.

5. Предлоги можно заменить другими предлогами или союзами.

Например: насчет = о; несмотря на = вопреки; навстречу = ко, к; вместо = за; вследствие = из-за; вроде = как.

6. Производные предлоги надо отличать от похожих (омонимичных) форм знаменательных частей речи с предлогами:

Вследствие (= из-за) засухи река обмелела. – В следствие (во что?) по делу о пожаре подключилось много людей.

Поговорим насчет (= о) поездки . – На счет (на что?) банка поступали деньги.

Навстречу (= ко) мне выбежала собака. – На (на что?) встречу с друзьями я не рассчитывал.

Несмотря (= вопреки) на дождь, прогулка состоялась. – Он прошел, не смотря на нас.

Ввиду (= из-за) предстоящего экзамена прогулки прекратились. – Плыть в виду города. Иметь в виду.

В течение урока. – В течении реки.

В продолжение отпуска. – В продолжении фильма.

В заключение праздника был дан салют. – В заключении эксперта была дана оценка .

7. Предлог вследствие имеет причинное значение; предлоги в течение, в продолжение передают значение времени.

Предлоги вследствие, в течение, в продолжение, в заключение имеют на конце букву е.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Б. Работа с учебным текстом.

– Какая информация из текста вам была известна?

– Выпишите те предлоги, написание которых вам было знакомо.

– Что нового вы узнали из текста?

– Выпишите те предлоги, правописания которых вы не знали.

– Как называются эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в одно слово.

– Чем можно заменить эти предлоги?

– Составьте и запишите предложения с производными предлогами, которые пишутся в два слова.

– Какое значение имеют эти предлоги?

В. Отработка навыка написания производных предлогов.

Пишем диктант

В течении реки произошли изменения. В течение месяца я гостил у бабушки. Несмотря на запреты врачей, он продолжал тренироваться. Он отвечал, не смотря в книгу. Ошибка произошла вследствие незнания местности. В следствии по делу Иванова допущена ошибка. Вы поможете мне в продолжении моих поисков? В продолжение недели будет осыпаться листва.

Работа с тестами

I вариант. Укажите номер строки, в которой нет производного предлога.

1. Чтобы вовремя приехать (на)встречу, мы вышли пораньше.

2. Когда (на)встречу гостям вышел старик, я сразу узнал его.

3. В(продолжение) дня отец несколько раз вспоминал свою жизнь.

4. (В)следствие аварии лифт не работал (в)течение недели.

II вариант. Укажите номер строки, в которой есть производный предлог.

1. (В)начале урока мы читали текст.

2. Мы идем в поход (в)месте с родителями.

3. (В)месте падения метеорита образовался кратер.

4. (В)течении реки наблюдалось какое-то тревожное спокойствие.

Взаимопроверка.

4. Итог урока.

– Еще раз назовите верные утверждения.

– Какие производные предлоги пишутся в одно слово?

– Какие производные предлоги пишутся в два слова?

– Как отличить производные предлоги от созвучных форм знаменательных частей речи с предлогами?

5. Разноуровневое домашнее задание.

1-й уровень – обязательный минимум – упражнение...

2-й уровень – составить схему или кластер по теме «Правописание производных предлогов».

3-й уровень – подобрать или составить текст диктанта, в который будут включены изученные производные предлоги.

ВТОРОЙ УРОК

Омонимия производных предлогов и форм самостоятельных частей речи

Цели:

– отрабатывать навык определения части речи внешне сходных слов;

– развивать умение правильного письма омонимичных слов разных частей речи.

Необходимый материал: мультимедийный комплекс, презентация слайдов.

ХОД УРОКА

1. Начало урока.

СТАДИЯ ВЫЗОВА

Прием «Отсроченная отгадка»

(Параллельно даем индивидуальное задание: подготовить сообщение об омоформах по указанному материалу.)

– Как называется животное, которое меняет свою окраску в зависимости от внешней среды?

– Может ли быть что-то общее между хамелеоном и некоторыми языковыми явлениями?

СТАДИЯ ОСМЫСЛЕНИЯ

– Прочитайте текст, определите, есть ли в нем слова-хамелеоны.

(Предъявляется слайд с выделенными словами, если учеников затрудняет это задание.)

Могут ли стареть реки? Несмотря на разницу мнений, мы вынуждены ответить: «Да». Обидно, что в списке стареющих есть также и кубанские реки. Это Ея, Челбас, Кирпили и Понура. В продолжение многих веков происходили постепенные изменения в течении рек. Долины их неглубокие, зато широкие вследствие большой полноводности в былые времена. Сейчас эти реки маловодны. В течение лета и осени они местами пересыхают. Их можно перейти по этому мелководью, не смотря под ноги. И так из года в год...

Чем это объясняется? Проведем небольшое следствие. Будем помнить, что источником питания степных рек являются атмосферные осадки и грунтовые воды. Вместо естественной защиты, вроде девственных степей и приречных лесов, теперь наблюдаем распаханные площади и вырубленные массивы. Вследствие этого реки стали заиливаться. Трудно в наши дни попасть в место первозданной красоты, какое помнят старожилы в старинном роде кубанских казаков. В следствии нет ошибки. Реки стареют и угасают. Но их можно омолодить! Поэтому мы все заинтересованы в продолжении следствия.

СТАДИЯ РЕФЛЕКСИИ

Итак, возвращаемся к началу урока. Вы помните поставленный вопрос? Смогли ли вы найти слова-хамелеоны?

Выберите название для слов-хамелеонов из предложенных лингвистических терминов: синонимы, омонимы, антонимы.

Так чем же похожи хамелеоны и омонимы?

Да, омонимы меняют свое значение в зависимости от принадлежности к той или иной части речи, как хамелеоны – свою окраску в зависимости от среды.

2. Совместное определение темы и целей урока.

Сформулируйте тему нашего урока. Какие задачи мы перед собой поставим?

– Итак, тема нашего урока – «Омонимия слов разных частей речи». Если мы вместе сможем определить часть речи внешне сходных слов, то, значит, сможем и правильно их писать.

3. Актуализация имеющихся знаний.

Прием «Кластер»

Что такое омоформы, омографы и омофоны?

(Слушаем подготовленного ученика.)

– Омографы одинаково пишутся, омофоны одинаково слышатся. Главную трудность для ученика представляют омофоны. Они пишутся по-разному.)

4. Основная часть урока.

– Зависит ли написание слова от его принадлежности к той или иной части речи?

(По контексту.) Вернемся к тексту.

Задание. Выпишите из текста любое предложение со словами-хамелеонами. Определите их как часть речи.

Найдите в тексте или придумайте предложение с омонимом к данному слову и запишите его.

– Назовите предложения, в которых употреблены производные предлоги, и докажите, что это предлоги.

– Как пишутся эти предлоги? Какие предлоги пишутся раздельно? Какие – слитно?

Итак, что необходимо делать, чтобы не ошибиться в написании названных предлогов и омонимичных им сочетаний? (Определить часть речи...)

Работа по разноуровневым карточкам

1-й уровень. Напишите слова слитно или раздельно. Обозначьте предлоги.

В_течени_ времени.

В_следстиви_ дождей.

На_счет похода.

Не_смотря на трудности.

Изменения в_течени_ реки.

В_следстви_ по делу Иванова.

Положить деньги на_счет в банке.

Шел, не_смотря под ноги.

2-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи .

В_течени_ реки Кубани много водоворотов. В_течени_ прошлого года было много солнечных дней. В_следстви_ сильной жары река обмелела. В_следстви_ по делу об аварии было много неясного. С_начала нам было грустно. С_начала года прошло четыре месяца.

3-й уровень. Допишите слова, обозначьте части речи. В скобках укажите возможную замену предлогов, наречий, существительных и деепричастий.

Идти впереди (перед – предлог) колонны. Он ехал впереди (сзади – наречие).

Он находился в_нутри (____) троллейбуса. Снаружи холодно, а в_нутри ____) тепло. Дети обошли в_округ (____) поляны. Тихо в_округ (____). Его направили на работу в_округ (____). Не_смотря (____) на плохую погоду, турнир состоялся. Он бежал не_смотря (____) по сторонам.

Предупредительный диктант

Работать в течение двух часов – отметить неожиданные перемены в течении болезни; в продолжение зимнего сезона – увидеть в продолжении фильма; сказать в заключение – находиться в заключении; вследствие засухи – участвовать в следствии по делу; цветок наподобие лилии – обратить внимание на подобие фигур.

Итог урока

– Что такое омонимы?

– Почему омофоны представляют трудность для написания?

– Как определить часть речи внешне сходных слов?

– Как пишутся предлоги?

– Какие предлоги пишутся раздельно, слитно?

6. Домашнее задание.

Карточки других уровней вы выполните в качестве домашнего задания.

Напишите текст на тему «Как омолодить реки?», используя слова-хамелеоны.

Если останется время

Поиграем?

Давайте займемся необычным толкованием слов. Такое необычное толкование слов лингвисты называют индивидуально-авторской омонимией. На ней строится множество шуток. Наша задача – дать юмористическое толкование предложенного слова. Например: скверные встречи – встречи в скверике, свинец – работник свинофермы, нелепица – пластилин низкого качества, жатва – обмен рукопожатиями, ельник – рот, тополь – пешеход, барыня – заведующая баром, стриж – парикмахер, однокашник – диетолог, сопение – дуэт.

Спонсор публикации статьи: компания "Шинтехник.ру", которая готова круглосуточно оказывать любые шиномонтажные работы. Опытные мастера выедут по Вашему вызову в любое место Москвы или Подмосковья, чтобы помочь справиться с проблемами, которые могут возникнуть в дороге. Быстро и качественно на Вашем автомобиле заменят резину, отремонтируют шины, устранят боковые порезы, заменят колесо и осуществят балансировку. Если раньше при смене времен года Вам зачастую приходилось проводить утомительные часы в очереди в шиномонтаж, чтобы "переобуть" свою машину, то теперь, обратившись в Шинтехник.ру , Вы можете спокойно ожидать специалистов в том месте, где Вам удобно. Мастера приедут в нужное Вам место и в нужное Вам время, заменят зимнюю или летнюю резину и заберут шины на сезонное хранение. С ценами на услуги мобильного шиномонтажа можно ознакомиться на сайте компании по адресу: shintehnik.ru.

Е.Л. КОЗЫРЬ