21.09.2019

Признаки тщеславия. Как маскируется тщеславие. Как выйти за границы тщеславия


Значение этого понятия знает почти каждый, но давайте обсудим его подробнее.

Каждый человек в какой-то мере хочет выглядеть лучше других, развиваться и самосовершенствоваться. Это может быть рассмотрено как единственная мотивация к саморазвитию , так и признаком нездорового самолюбия. Обычно, желание хорошо выглядеть перед социумом, показать свое превосходство или самоутвердиться за счет кого-то называют тщеславием. Оно возникает, когда человек потерялся в жизни, он не знает чем ему заняться, ищет смысл своего существования, а если не находит, то находится в состоянии подавленности и неудовлетворенности.

Определение: Тщеславие (от тщетный (напрасный) + слава) - стремление хорошо выглядеть в глазах окружающих, потребность в подтверждении своего превосходства, иногда сопровождающаяся желанием слышать от других людей лесть.

Чаще всего тщеславие проявляется, когда человек хочет достичь определенных высот, но понимает, что он до них не дотягивает. Он чувствует, что в данной области его труды напрасны, но из-за собственной трусости он не стремится ничего изменить в своей жизни. Он начинает убеждать себя и окружающих, что занимает именно свое место в обществе и ищет поддержку в других людях, обманывая в первую очередь самого себя.

Плохо или хорошо

Рассматривая тщеславие, с одной стороны, можно сказать, что оно является основным инструментом, которое помогает найти путь к поставленным целям . К примеру, если человека похвалили заслуженно, то он принимает похвалу. Она добавляет ему уверенности в собственных силах, позволяет открыть в себе новые таланты и вдохновляет его двигаться вперед к успеху.

Другая сторона – это способ достижения цели. Если человек забывает о семье, здоровье и жизненных ценностях, то кроме собственной персоны его ничего не будет уже интересовать. А у таких людей практически не бывает друзей и приятелей.

Тщеславный человек очень зависим от мнения окружающих. Его мнение – это мнение большинства. Он пытается любыми способами привлечь внимание окружающих его людей к себе. Человек забывает о развитии своих духовных и интеллектуальных знаний, его ценностью становится тщеславие.

Иногда тщеславные люди получают удовольствие от того, что к ним относятся пренебрежительно или вовсе ненавидят. Главная цель достигнута – на них устремлено всеобщее внимание.

Можно ли избавиться от тщеславия?

Если эту проблему рассматривать глобально, то для того, чтобы избежать чрезмерного тщеславия, необходимо быть честным с самим собой. Именно честность и своевременная тактичность сможет принести уважение всех окружающих.

Не менее важным помощником в решении данной проблемы выступает настоящий и верный друг. Только он сможет дать нужный совет или повернуть ваши мысли в правильном направлении. Если случилось так, что такого человека нет, то главным из принципов вашей жизни может быть фраза: "Будь осторожен к тем людям, которые тебя хвалят. Они могут обманывать тебя, даже сами об этом не догадываясь".

В таком случае следует опасаться откровенной и необоснованной лести. У людей могут быть различные причины, чтобы похвалить вас. Может быть, они сами хотят самоутвердиться от чрезмерной заинтересованности в вашей персоне. Или они преследуют определенные цели (желание добиться симпатии с вашей стороны или расположить вас к себе для получения какой-либо выгоды и т.д.). Именно поэтому беспрестанно нахваливают вас.

Еще одним способом в избавлении от тщеславия является трудолюбие. Начните заниматься продуктивным трудом, развивайтесь в своей трудовой сфере деятельности и забудьте о лени. Только так вы справитесь со сложившейся ситуацией.

Следует помнить о том, что тщеславный человек в глазах окружающих людей выглядит очень смешно и жалко. Лучше сдержать в себе заслуженную похвалу и не выглядеть посмешищем в глазах других, чем допустить минутную слабость и занимать не самое успешное место в социуме.

Тщеславие – это грех. Какое церковное определение вкладывается в это понятие? Какой он – тщеславный человек? За ответами обратимся к Библейским историям!

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Мы вступили сегодня во вторую подготовительную неделю к . На первой неделе образом слепого, нищего Вартимея, исцеленного Христом, нам напоминалось о том, что все мы духовно слепы, что все мы ослеплены видимым и неспособны видеть невидимое, которое является единственной всеконечной реальностью жизни: Бога.

В сегодняшнем Евангелии говорится нам о Закхее-мытаре; о человеке, который сумел победить самое, может быть, трудное и самое постоянное искушение нашей жизни, а именно – тщеславие. И через это, повергши себя на суд Божий и презрев мнение и суд человеческий, он стал способным быть чадом Царства Божия. Гордыня – это утверждение, что мы самодостаточны, что нам не нужен ни Творец, ни Промыслитель, ни Судья, ни Бог, ни человек. Это утверждение, что мы сами себе – закон, начало и конец. Но в тщеславии, как говорит , мы делаемся наглыми перед Богом и трусливыми перед людьми; потому что тщеславный человек, это человек, который ищет одобрения от людей, который предает себя человеческому суду, забывая о том, что над ним – суд Божий, суд вечной правды.

Кто такой тщеславный человек?

Тщеславный человек – это человек, который боится того, что о нем подумают и скажут люди; это человек, который готов купить их одобрение любой ценой: стать недостойным себя самого, стать недостойным Бога, лишь бы его не отвергли, лишь бы его не осудили, не осмеяли, лишь бы его похвалили. И похвалу эту тщеславный человек ищет не в самом великом, что в нем самом есть, но в чем угодно, самом низменном, самом ничтожном, чем он может купить человеческое одобрение или отвести от себя человеческий суд. И что еще хуже, этот суд добрый, это одобрение, эту поддержку он ищет от людей, которых он сам презирает в тайне своей души, от людей, которые часто в его собственных глазах не имеют никакого права произнести над ним или над кем бы то ни было, над чем бы то ни было суд, потому что их мерки слишком низменны, слишком ничтожны. И через тщеславие человек мельчает, унижается, делается недостойным собственного своего уважения; и одновременно он отстраняет Божий суд: потому что Божий суд требует от него величия, требует от него, чтобы он никогда себя не продавал человеческому суду. Этот соблазн тщеславия для каждого из нас, в каждое мгновение, является опасностью; он прилепляется к добру и ко злу. И через то, что хорошее в нас, и через то, что презренно в нас, мы ищем человеческого одобрения, мы ищем купить доброе отношение людей, и поэтому не только зло, но и добро отравляются этим тщеславием.

В жизни св. Макария Великого рассказывается, как после его смерти один из его учеников видел, как душа его возносилась на небо; и на пути его старались остановить бесы, упрекая его в грехах, которые он совершил или не совершил; и он проходил мимо них. И когда он дошел до самых райских дверей, бесы, желая уловить его хоть в последнее мгновение его восхождения к Богу, воскликнули: Макарий! Ты нас победил!.. И в своей духовной мудрости святой Макарий обернулся к ним и уже в дверях райских сказал: Нет еще! – и вошел в Царство Божие. Только презрением к тщеславию, только готовностью быть судимым Богом единым и никем другим, кроме нашей совести, которая есть голос Божий в нас, можем мы вступить на путь реальности, на путь жизни, оторваться от призраков и от лжи. И поэтому в начале Великого Поста, напомнив нам о нашей слепоте духовной, Церковь в первую очередь нам говорит о том, что только оторвавшись от тщеславия, стал Закхей способным принять под кров свой, в дом, в душу, в жизнь Спасителя Господа Иисуса Христа; стал способным покаяться – т.е. отвернуться от всего, что не есть Божия правда, Божии пути – и поэтому о нем сказал Господь, что пришло спасение дому его.

Вдумаемся в наше собственное состояние, станем перед Божиим всемилостивым, но вместе с тем неумолимым по своей правде и чистоте судом. И хотя бы приблизимся к Царству Божию, в которое одним шагом вошел мытарь Закхей. Аминь.

Как говорит толковый словарь, тщеславие – это потребность в доказательствах собственного превосходства над другими людьми. С одной стороны, это – признак болезненного самолюбия. С другой стороны, желание быть лучше других – превосходная, а порой и единственная для саморазвития. Возможно, с этим инструментом эволюции природа слегка перестаралась. Соревновательный дух и самоутверждение как мотивация отлично работают, если не доходят до откровенного унижения и тирании.

Стараться быть лучше других, играя по правилам и развивая личные навыки – это вполне здоровая мотивация. Возможно, все дело в том, что природа поощряет человеческое развитие, награждая успешных в этом деле чувством удовлетворения. А человек – существо хитрое – научился обманывать самого себя, и переживать удовлетворение от псевдоразвития. Это самообман, в котором, чтобы «держать марку», не надо расти самому, достаточно всего лишь унижать других людей. Чтобы оставаться на уровне – куда проще опускать окружающих, нежели реально продвигаться в собственной эволюции. Но суррогат «развития» путем принижения других людей – это фейк, имитация развития, мертвый муляж, который на деле является скорей деградацией.

Тщеславие ничтожества

Тщеславие – это способ обмануть себя, получив удовлетворение от иллюзии собственного величия. На запущенных стадиях тщеславие перерастает в звездную болезнь и далее в манию величия – самодовольную паранойю, с которой человеку на пустом месте мерещится собственное могущество, красота и гениальность. Все это – обратная сторона унижения. Тщеславие – это возвеличенная низость .

Порой, когда мы просим о помощи, или когда нам эту помощь предлагают без нашей просьбы, мы можем переживать унижение, потому что в наших головах сидит штамп, что помощь требуется слабым, беспомощным, или неполноценным членам общества. Иной гордец не попросит о помощи, даже если от этого зависит чья-то жизнь.

Нас унижают не столько «короли», сколько люди равные нам, но в своем тщеславии, возомнившие себя королями. И если так происходит, значит, наше положение – ниже среднего, в нашу сторону можно плевать и выливать помои, пока мы это позволяем. В определенном смысле желание быть «выше» других – это и есть низость, которая пытается возвыситься за чужой счет.

Тщеславное ничтожество радуется чужой боли, становится «энергетическим» вампиром, который питается чужим страданием. Ничтожество выискивает больные места людей, чтобы почувствовать власть над ними. Отсюда растут ноги в том числе: у эгоизма, снобизма, честолюбия, гордыни, звездной болезни и . Надевая все эти напыщенные маски, мы бравируем перед собственным унижением внутри себя. Возвеличиваем себя до небес, втаптывая в грязь собственное подавленное ничтожество. Так мы создаем и поддерживаем внутренний психический раскол, в котором наше величие является обратной стороной нашей ничтожности.

Когда человек переживает унижение длительное время, он теряет самоуважение, а самооценка становится заниженной. Он закрывается от окружающих, прячет свою боль, защищаясь маской ложной личности, которая искусственно сконструирована, чтобы спрятать психическую травму. По мере нарастания внутреннего раскола, психика становится все менее устойчивой, и человек пребывает в непрерывном напряжении, потому что не может быть собой, не может раскрыть ни другим, ни даже самому себе свое нутро, изуродованное кровоточащей раной унижения.

С такой раной в душе человек болезненно воспринимает любую критику, случайно услышанный посторонний смех принимает на свой счет, как насмешку, и даже невинное замечание ему напоминает о подавленном унижении.

Сторонний критик при этом иногда воспринимается так, словно он раскусил униженного, выявил его тайну о психической ране в душе, залез под кожу, и, узнав слабое место, уколол в самый его эпицентр.

Все это – персональные галлюцинации раненой души. Именно поэтому психотерапевт, выслушивая клиента, в какой-то подходящий момент может задать вопрос о сходных случаях из прошлого. Быть может, в далеком детстве, когда ребенок был не в силах переварить унижение, это переживание было вытеснено в его бессознательное. А в бессознательном душевные раны не заживают, а продолжают кровоточить. Чтобы исцелиться, необходимо терпеливо раскрываться, устраняя все ложные личины, смотреть в лицо собственным страхам.

Неудивительно, что даже невинная критика может вызывать в раненой душе ненависть. Униженный и тщеславный человек падок на лесть, и крайне зависим от мнения окружающих, чем окружающие иногда сознательно, или бессознательно пользуются. Некогда униженный человек часто перестраховывается, защищаясь даже там, где нападением и не пахло, от чего кажется безосновательно резким и агрессивным.

Чем более запущенная «ситуация», тем сильней человек напряжен, тем сложней ему общаться с другими людьми, тем более одиноким, порой, человек себя чувствует. В такой ситуации роль психолога может оказаться незаменимой. Страдающему человеку необходимо, чтобы его просто выслушали, позволили быть собой, приняли без всяких оценок, чутко и с уважением к его сущности.

Любовь тщеславного ничтожества

На противоположном полюсе болезненной психике удобно приписывать внутреннее самовозвеличивание «победам» на любовном фронте. Такой человек в отношениях не столько строит отношения, сколько самоутверждается, пытается доказать себе очередной победой, что он – не жалкое ничтожество. И если этому самоутверждению сопротивляются, «любовь» внезапно обращается в ненависть.

За что мы ненавидим возлюбленного? Он не стал тешить наше самолюбие, не стал возвеличивать нашу персону, показал, что мы недостойны такого отношения, и поэтому наше тщеславное величество впадает в другую крайность – унижение. К любви примешивается ненависть, потому что отказ во взаимности растаптывает гордыню, которая на деле была всего лишь прикрытием для собственного внутреннего ничтожества.

И кстати, чем сильней возлюбленный втоптал нашу гордыню в грязь, тем сильней мы его «любим»! Помните? Одна крайность поддерживает и укрепляет другую. Такая разновидность болезненной «любви» идет рука об руку с тщеславием, ненавистью и унижением.

Напомню, что речь идет вовсе не о какой-то реальной ничтожности, а всего лишь о его противоречивых чувствах и догадках на свой собственный счет. Все это мы делаем сами с собою. Так работают психические механизмы . Мы сами втаптываем себя в грязь, чтобы затем возвеличиться. От таких душевных «ран» в разной степени страдает большинство из нас.

Тщеславие цивилизации

Вся наша цивилизация держится на самоутверждении собственной никчемности. Вспомните свое детство. Нам всегда нравились герои, которые тешили свое самолюбие особенно искусно. Чем круче герой, тем виртуознее он возвеличивает свое эго: нерушимый терминатор, или могущественный Нео, побеждающий невротика Смита, Золушка, пробившаяся из низов общества прямиком к принцу, Барби, рожденная в богатстве и роскоши розового гламура.

Чего стоит одна сказка Пушкина о волшебном зеркале! Гордой царице лукавое зеркало внушило, что она «на свете всех милей». И вот, вокруг заниженной самооценки царицы завязалась целая заварушка! «Жестокую» правду о том, что молодая царевна красивее, болезненная психика царицы не смогла воспринять разумно, и чтобы удержать свой имидж на высоте, царица была готова пуститься «во все тяжкие». Перечислять можно бесконечно. В каждой истории найдется подходящий пример.

А величайшими мастерами в этом нелегком деле тщеславного самовозвеличивания мы становимся на духовном пути, когда, отрекаясь от гордыни, мы тешим именно ее – гордыню на все более изощренных и утонченных уровнях. Полагаю, и к этому стоит относиться со спокойным пониманием.

Тщеславие и унижение

Продолжительный опыт унижения не означает, что на личности можно поставить крест. Наоборот, преодолевая дисбаланс, мы обретаем мудрость и становимся сильней, чем могли стать без этого закаляющего опыта. Все психические «болезни» преодолимы. Наши слабости – просто те психические «мышцы», над которыми необходимо поработать в первую очередь, обращая слабость в силу.

Часто, когда мы видим, как критикуют других, то можем легко распознать субъективность критика. Но если критикуют нашу персону, то начинаем принимать критику всерьез. Происходит своеобразная «сцепка», когда галлюцинации критика как бы совпадают с галлюцинациями унижающегося.

Например, доминирующий босс отчитывает подчиненного, доходя до самодурства, возвышается над человеком, который от него зависит. А подчиненный, активно участвуя в «игре» не на равных, унижается, утверждаясь в позиции слабого менеджера младшего звена. Подчиненный воспринимает это как «объективную» реальность, «общее» пространство, в котором происходит этот единый процесс унижения и возвышения между двумя субъектами. Все это ощущается настолько реалистично, словно действительно является объективной реальностью. И ответная ненависть к боссу, также, кажется оправданной и уместной.

Однако вся эта ситуация происходит в голове подчиненного. Нет никакой «объективной» реальности, где босс в роли альфа-самца унижает подчиненного. Все это – субъективное восприятие, двойственные игры разума, которые большинство людей проигрывают ежедневно в своих головах.

Что реально происходит в голове босса – не имеет значения. Субъективные переживания босса не выходят за пределы его головы. Если босс прилюдно мастурбирует тешит свое самолюбие – это его «национальная» проблема. Подчиненный лишь слышит тембр голоса, видит мимику, и характеризует все это сообразно своему жизненному опыту. И если в его опыте есть психотравма унижения, она закономерно проецируется в новой сходной ситуации.

В психологии существует термин «классическое обусловливание», которым обозначают процесс выработки условного рефлекса. Возможно, Вы слышали анекдот про лабораторных обезьян?

Беседуют две обезьяны в клетке:
– Подруга, а что такое условный рефлекс?
– Ну, как бы это тебе объяснить… Вот видишь этот рычаг? Как только я его нажимаю, так вот этот человек в белом халате сразу подходит и дает мне кусочек сахара!

Условные рефлексы проявляются, когда, например, мы реагируем на нейтральную ситуацию эмоционально, потому что в нашей голове она ассоциируется с другой ситуацией из прошлого, где мы уже проявляли именно эти эмоции.

То есть, когда подчиненный ненавидит Босса, возможно, на самом деле он ненавидит своего отца, или хулигана-одноклассника, который в прошлом подчинял нашего подчиненного, подавляя его . Возможно, замечания босса были невинными, но какие-то неуловимо схожие оттенки его действий пробудили подавленные чувства в подчиненном, и вызвали неадекватную реакцию.

Именно поэтому целесообразно поддерживать здоровую самооценку у ребенка, потому что детское сознание еще не в силах осознавать в полной мере иллюзорность психической двойственности. Травмы, нанесенные в раннем детстве подавляются в бессознательное, и могут преследовать личность всю жизнь. Ведь именно в детстве вырабатываются наши базовые представления о мире и обществе. Поменять их в зрелом возрасте крайне сложно.

Унижать других — гораздо худший вид гордости, чем превозносить себя не по заслугам.
Франческо Петрарка

Гордыня — эхо былого унижения.
Степан Балакин

Не унижайся ни перед кем: не смотри ни на кого свысока!
Леонид С. Сухоруков

Если ты не унизил себя сам, ничто не в силах тебя унизить.
Ричард Юхт

Сознательное унижение

Иногда унижение выбирают сознательно по разным причинам. Для некоторых унижение – это своего рода психологический экстрим, который дает освобождающее ощущение раскованности, преодоления границ и свободы от страха.

Что-то схожее, с характерным приливом адреналина ощущают любители экстремальных видов спорта, например, во время прыжков с парашютом. Раскованность чувств дает ощущение, когда «море по колено».

В иных случаях некоторым людям нравится чувствовать себя подчиненной вещью, с которой хозяин сделает все, что захочет. Это, я полагаю, является искаженной потребностью в приятии и доверии, в чем-то аналогичного доверию ребенка по отношению к родителям.

Выше я уже говорил, что унижение является обратной стороной тщеславия. Возможно, люди, наделенные большой властью над другими (начальники, боссы и пр.), чтобы сгладить самооценку и разрядить напряжение, могут сознательно выбирать унижение.

В нашем обществе даже существует отдельная психосексуальная субкультура «БДСМ», которая основывается на унижении и господстве в сексуальных отношениях. Последователи «БДСМ» возбуждаются и разряжают эмоциональную напряженность, нарушая в своих ролевых играх социальные условности и табу.

Иногда унижаются, чтобы манипулировать тщеславием другого человека, которого своим унижением возвышают. Например, унижаясь, человек в роли слабого просто стремится снять с себя ответственность, чтобы оставить все сложные дела для «сильной» личности, падкой к лести и тщеславию. Унижающийся при этом, может считать себя умней, коль ему удалось своими «хитрыми» манипуляциями добиться желаемого. Или унижающийся просто хочет жалости, и жаждет вечно оставаться в , где ему удобно быть беспомощным и слабым.

Нищие и попрошайки, также, играют на жалости к их унизительному положению. Говорят, некоторые из этих «нищих» зарабатывают унижением куда приличней своих благодетелей.

Иногда люди приходят к сознательному унижению, чтобы избежать наказания от господствующего авторитета. Если авторитет ведется на «игру», он также, в своей психике увеличивает раскол, раскачивая маятник тщеславия и унижения.

Еще один, достаточно редкий вариант сознательного унижения – с духовной целью усмирения гордыни и тщеславия. Но с такой целью человек не столько унижается, сколько учится проявлять смирение. И такое смирение, я считаю, не следует смешивать с унижением. Обыденное унижение – это всегда определенного рода самообман и неприятие происходящей ситуации. Смирение на духовном пути, напротив, связано с приятием происходящей жизни. Унижение отличается от смирения – так же, как невроз от святости.

Инерция

Понимание того, как действует наша психика, как мы привязываемся к маятнику унижения и тщеславия, помогает привлечь внимание к этим психическим механизмам. Но даже их сознательное понимание еще не гарантирует полного освобождения от этих переживаний. Могу судить по своему опыту.

Инерция – словно один из ключевых законов ума. Ум без привычек – это ум Будды. А если человек утверждает, что у него нет гордыни и чувства собственной важности, скорей всего, это значит, что гордыня у него развита столь сильно, что мешает человеку признать ее же наличие.

Выход из этой болезненной двойственности – самопознание, усердная систематическая осознанность, чуткость и внимательность к проявлениям собственной психики. Чтобы не включаться в эту игру, будьте честны с собою. Так ли важно, что руководит другими людьми? Что руководит Вами?

Если вы не играете в тщеславие и унижение, вас становится скучно унижать. Не получая желаемого результата, мелкий тиран перестает доставать своим болезненным самолюбием.

Если вы умеете смеяться над собой, никто не сможет посмеяться над вами. Человек унижается не когда кланяется, а когда ощущает унижение. Само переживание унижения – признак внутреннего раскола.

Сильный – не тот, кто возвышается, а тот, у кого в этом более нет потребности. Вполне можно быть успешным и преуспевающим человеком, не становясь при этом тщеславным идиотом. Такие импульсы в себе стоит внимательно исследовать, чтобы те гасли на корню. Тщеславие – это лишь игра в силу и реальный внутренний раскол. Истинная сила – это наша здоровая психика, созидательная воля, наработанные способности и таланты.

© Игорь Саторин

Статья “Тщеславие, гордыня и унижение ” написана специально для
При использовании материала обязательна активная ссылка на источник.

Здравствуйте, уважаемые читатели блога сайт. Чуть ранее мы с вами уже успели рассмотреть некоторые отрицательный качества человеческой натуры — , и .

Тщеславие - это потребность в тщетной славе

Тщеславие – это отрицательное качество личности, которое выражается в болезненной потребности доказывать свое превосходство, получать похвалу от окружающих, добиваться славы и почестей.

Согласно христианским постулатам оно является одним из восьми смертных грехов, способных погубить человеческую душу и породить другие низменные страсти. Как побороть в себе тщеславие? Попробуем разобраться в этом непростом вопросе.

Существительное тщеславие произошло от слияния двух слов – тщетность и слава . В буквальной трактовке значение слова тщеславие — это потребность в пустых почестях. Более глубокое толкование говорит о том, что земная слава является тленной и преходящей, поэтому стремление к ней – напрасная трата внутренних сил в ущерб своему духовному развитию.

Близкие по значению слова (синонимы) — гордыня, спесь, высокомерие, кичливость, бахвальство, надменность. – простота, скромность, смирение.

Истоки тщеславия в человеке

По мнению психологов, тщеславие – это порождение нездоровой самооценки.

И зачастую предпосылки для его развития закладываются в ранние годы. Рассмотрим простой пример. С детских лет человека приучают нравиться окружающим, получать хорошие оценки в школе, соревноваться со сверстниками и стремиться к первенству.

Поначалу все это выглядит вполне логично — ребенок лучше всех учится, побеждает в спортивных соревнованиях, за что и получает похвальные грамоты и почитание окружающих. Но на каком-то этапе происходит подмена ценностей и логическая цепочка нарушается.

Восхищение родителей и друзей, аплодисменты и поощрения становятся для школьника важнее, чем ежедневный труд, учеба и тренировки. Он начинает зазнаваться , ощущать свое превосходство.

Теперь все его действия направлены на то, чтобы получить очередную громкую похвалу, в то время как занятия спортом или изучение любимого предмета уходят на второй план. Так тщеславие начинает пускать корни в неокрепшей детской душе.

Не менее подвержены тщеславным помыслам и взрослые люди. Особенно это касается личностей публичных, добившихся значительных успехов в карьере, творчестве. Недаром говорится, что испытание славой является одним из самых сложных.

Слабые духом люди становятся зависимы от внешнего признания, как от наркотика.

Испытав хотя бы один раз эйфорию от громких достижений, они начинают страдать звездной болезнью, используют любые средства, чтобы прославиться снова. Очень тяжело тщеславные люди переносят утрату популярности, поскольку забывают о том, что земная слава является тщетной , преходящей.

Отношение к тщеславию в религии

Религия приравнивает тщеславие к болезненной страсти и призывает каждого искоренить в себе этот коварный недуг. По мнению духовных наставников, тщеславие таит в себе серьезную угрозу, поскольку толкает личность на путь жестокого самообмана.

Вместо внутреннего роста и саморазвития тщеславный человек занимается достижением внешнего иллюзорного успеха. Но при таком подходе он никогда не сможет приблизиться к Богу и достичь духовного возрождения!

Тщеславие опасно ещё и тем, что порождает множество других пороков, главным из которых является гордыня . Точнее сказать, эти две страсти существуют бок о бок в душе грешного человека.

И если тщеславие стремится угодить окружающим, чтобы получить от них очередную похвалу, то гордыня толкает своего обладателя на то, чтобы унижать других людей, взирать на них свысока. Оба эти греха являются трудноискоренимыми , но искренняя вера в Бога помогает человеку осознать их пагубное воздействие, очистить свою душу и стать смиренным.

Проявления тщеславия в характере и поступках

Иногда тщеславие проявляется в виде мелкого хвастовства, но в некоторых случаях может приобретать характер пагубной страсти, которая поражает психику человека и заставляет его тратить все свои силы на доказательства собственной исключительности.

Главные признаки тщеславия :

  1. Нетерпимость к критике.
  2. Зависимость от чужого мнения.
  3. Стремление находиться в центре внимания.
  4. Подверженность лести.
  5. Болтливость, несоответствие слов и поступков.

Человек, пораженный вирусом тщеславия, очень зависит от мнения окружающих. Поэтому все его поведение направлено на то, чтобы произвести внешнее впечатление . Он любит делать громкие заявления, вести себя вызывающе, подчеркивать собственную значимость.

Любая критика со стороны воспринимается тщеславным человеком очень болезненно, ведь он совершенно не готов признавать свои недостатки. Зато он очень падок на льстивые речи, поскольку нуждается в постоянном восхвалении.

Как бороться с тщеславием

Глубокое понимание того, что такое тщеславие и насколько оно опасно для человека, позволяет эффективно бороться с этим недостатком. Избавиться от порока помогают следующие качества личности :

  1. Адекватная самооценка.
  2. Способность воспринимать конструктивную критику.
  3. Чувство юмора и самоирония.
  4. Любовь к своему делу.

Человек со здоровой самооценкой прекрасно осознает свои достоинства и недостатки, а потому не испытывает потребности казаться совершенством в чьих-то глазах и слышать . Он спокойно воспринимает конструктивную критику и использует её в целях саморазвития.

К своим ошибкам зрелый человек относится с юмором, а к достижениям – с самоиронией, ему не присущи самоуничижение или гордыня. Но, главное, он увлечен любимым делом, поэтому получает удовольствие от самого процесса , нет помышляя о шумихе и публичности.

И все же, как уберечься от тщеславия в случае громкого успеха? Как не поддаться искушению и не вознестись на крыльях гордыни?

Важно понимать, что любая личная победа является результатом участия других людей – наставников, членов семьи, друзей. И чем значительнее достижение, тем больше в нем заслуга тех, кто учил, поддерживал, помогал как мог.

Способность признать этот факт позволяет избавиться от тщеславных мыслей, сохранить здоровую самооценку, разделить радость от успеха с близкими.

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога сайт

посмотреть еще ролики можно перейдя на
");">

Вам может быть интересно

Абсурд - это оценочное суждение или философская категория Что такое ЧСВ в молодежном сленге Что такое лесть - значение этого слова и почему вам льстят Что такое амбиции и амбициозность - это хорошо или плохо, и можно ли стать амбициозным человеком
Окстись - что значит это слово? Кто такой индивид - в чем различие понятий индивида, личности и индивидуальности

Что такое тщеславие? Возможно, это одно из качеств, свойственных человеческой личности? Или нечто большее, что связывают с успехом, почитанием, славой? А может, и что-то, таящее в себе опасность и способное привести к утрате самого ценного свойства человеческой души? Очевидно, что ответ не так прост, как кажется на первый взгляд.

Толкование понятия «тщеславие» можно встретить в разных источниках: словарях, работах психологов, произведениях художественной литературы. Более глубоко освещается эта проблема в трудах православных святителей.

Толкование словарей

Получить некоторое представление о том, что такое тщеславие, можно, обратившись к словарям русского языка.

У С. И. Ожегова оно означает высокомерное стремление человека к славе и почитанию. Автор приводит в виде пояснения такое состояние, как одержимость, которая, как правило, сопровождает тщеславие.

Значение слова в другом издании дополняется такими свойствами, как кичливость и явное желание выступать предметом почитания. Здесь Д. Н. Ушаков отмечает тщетность, пустоту подобных устремлений. Т. Ф. Ефремова подчёркивает, что это качество неоправданное, то есть не подтверждённое истинными заслугами человека.

Общее значение слова

В самом этом двусоставном понятии можно найти общий ответ на вопрос, что такое тщеславие. Происходит оно от двух слов. Одно из них - тщетный, характеризующий напрасность и пустоту, второе - слава, или, собственно, цель всех этих устремлений. Дословно его значение можно передать как "тщетная жажда славы", или услаждение себя надменным самолюбием. Это внутреннее стремление доказать собственное превосходство над всеми остальными. Это не только характерная черта болезненного самолюбия, но и довольно часто один из основных мотивов к саморазвитию.

Мнение психологов

Обратимся к науке с вопросом о том, что такое тщеславие? Определение, предложенное психологами, отображает его как одно из социально-психологических качеств человеческой личности, выражающееся в его явных стремлениях к почитанию, славе. На этой почве происходит переоценка собственных способностей и возможностей.

Растущая потребность казаться лучше всех остальных приводит к гипертрофии самолюбия и росту того, что называют словом "тщеславие". Значение слова можно представить также, как один из способов коварного самообмана, корень которого спрятан под ворохом иллюзий о собственном величии. Такое самовозвеличивание может привести к опасным последствиям в виде "звёздной" болезни.

Тщеславие в современном мире

Сегодня человек, боясь оказаться хуже других и будучи зависим от мнения окружающих, устремляется к целям, которые уводят его от самого себя. Ведь как часто бывает: внешне обладая всяческими "атрибутами" хорошей жизни, он может быть глубоко несчастным внутри. Здесь может быть полная пустота и разочарование. Возможно, что, приобретая блага цивилизации и постоянно думая о них, человек пытается защититься от той пустоты, которая у него в душе.

Современный информационный мир способствует развитию тщеславия. Сегодня все в нём создано для того, чтобы иметь возможность быть на виду окружающих, демонстрировать себя, уровень благосостояния, свои достижения в работе, бизнесе, и даже в личной жизни.

Тщеславие оправдано, поскольку признано тем стимулом, который позволяет людям добиваться огромных успехов. Яркий пример тому - знаменитости, деятели шоу-бизнеса, спорта или искусства. Люди, служащие идолу тщеславия и отдающие ему все, что для нормального человека бесценно - материнство, здоровье, семью, лучшие годы своей жизни. И всё это ради того, чтоб ещё погреться в лучах славы.

Проблема эта не нова. Достаточно обратиться к произведениям живописи и литературы, и становится понятно: поиск ответа на вопрос о том, что такое тщеславие, был актуален во все времена.

Православие

В поисках ответа на тот же вопрос обратимся к религии. Итак, что такое тщеславие? В православии об этом греховном свойстве души человеческой сказано немало. Преподобные отцы видели его коварную природу и отмечали, что порок сей скрытый, многоликий и тонкий. Он способен искушать человека не только плотски, но и духовно, прирастая как к греховному, так и к добродетельному.

Василий Великий определяет тщеславным того, кто способен делать или молвить что-либо лишь ради одной мирской славы. Отношение к последней у святых отцов совершенно иное, нежели у людей светских. Ведь никакая слава на земле не может сравниться с той, что уготована Богом для любящих его. Все земное превращается в прах и сравниться может лишь с паром, который, появившись, тут же исчезает.

Отвечая на вопрос, что такое тщеславие человека, православие зовёт его бороться с этой страстью, которая тянет за собой множество других грехов:

  • человекоугодничество;
  • идолопоклонство;
  • чревоугодничество;
  • гордость.

То, как человек думает о себе, определяет направление всей его жизни. Известно, что, восходя на более высокую ступень, он начинает ощущать себя по-другому: умнее, красивее или просто лучше других.

В православии все должно быть наоборот. Здесь внешние преимущества - это полная пустота. Чем больше человек поднимается по лестнице жизни, тем более остро он ощущает, насколько недостоин этого подъёма, ведь уровень развития здесь определяется степенью смирения. И Господь будет судить не столько по делам, сколько по сердечным намерениям. Человек, делая добро, которое предназначается не для Бога, а с целью показать, что он лучше других, по тщеславию своему лишь отдаляется от Бога.

Корень такого поведения кроется в падшей природе людей, и если не бороться с этим сознательно, то можно упасть очень низко.

Как побороть в себе тщеславие

В некоторой степени ответив на вопрос, что такое тщеславие, разберёмся, как можно бороться с этим недугом.

Первое - стараться быть честным не только с окружающими, но и с самим собой. Признавать свои недостатки и работать над ними.

Второе правило - адекватно воспринимать критику. Конечно, сложно хорошо относиться к тому, кто нас ругает. Нужно при этом помнить, что тем самым он приносит нам неоценимую пользу, указывая направление развития.

Третье - осторожно с похвалой! Она может иметь совершенно иные корни, которые никоим образом не связаны с её объектом. Это может быть желание приобрести расположение или просто сделать приятное и т. д. Всегда следует помнить об этом и стараться относиться к похвале критически.

Четвёртое правило состоит в том, чтобы ставить перед собой цели несколько выше своих возможностей. И по достижении их вспоминать о том, что есть в мире люди, которые достигли гораздо большего, но при всём этом остаются скромными и простыми.

Пятое правило от православного священника Дмитрия Смирнова, который предлагает не высказывать своего мнения до тех пор, пока не обратятся с вопросом или за помощью.