04.03.2020

Мигание рефлекс. Центральное торможение мигательного рефлекса возможно потому что. Условный зрачковый рефлекс


Функции: 1.регулирует ра­боту органов, обеспечивая их согласованную работу;

2.обеспечивает приспособле­ние организмак условиям среды (а информация поступает через органы чувств).

Части нервной системы:

Центральная часть (ЦНС) – это спинной и головной мозг;

Пери­ферическая - нервы и нервные узлы.

Отделы Нервной Системы:

Соматический (от греч. soma - тело ) - уп­равляет работой ске­летных мышц (контролируется сознанием и волей).

Вегетативный /Автономный - регулирует обмен веществ, функционирование внутренних органов и работу гладких мышц.

–её работа от наших желаний не зависит (мы не можем намеренно остановить или усилить работу сердца, покраснеть или побледнеть (некоторым людям это удается, но после длительной тренировки и не прямым способом). Вмешаться в работу внутренних орга­нов, регулируемую вегетативной нерв­ной системой, остановить болезнь, побороть алкоголизм и наркозависи­мость без врачебной помощи нельзя).

Рис. Нервная система:

1 - головной мозг;

2 - спинной мозг;

4 - нервные узлы.

Рефлекс - это простейшая форма нервной регуляции.

Рефлексы есть как у сома­тического, так и у вегетативного отде­ла нервной системы.

В основе рефлекса лежит цепь нейронов или рефлекторная дуга .

5 звеньев рефлекторной дуги Безусловного /Врожденного рефлекса соматического отдела Н.С. :

1. Рецептор – это нервные образования, воспринимающие и преобразующиераздражения в нерв­ные импульсы→

2. Чувствительный Нейрон (их тела находятся в нервных узлах)- вос­принимает раздражения с помощьюрецепторов .

Возникающие при раздражении нервные импульсы передают­ся по дендриту в тело чувствительного нейрона→по аксону в мозг→

3. наВставочные Нейроны - их отростки не выходят за пределы центральной нервной системы /ЦНС (головного и спинного мозга) -обра­ботки полученной информации

4. после, сигналы передаютсяИсполнительным / двигательным ней­ронам , нервные импульсы которых вызывают работу →

5. Органа .

(Пример: Мигательный рефлекс, Коленный рефлекс, Слюноотделительный рефлекс, Отдергивание руки от горячего предмета ).

5 Ять звеньев Рефлекторной Дуги Мигательного Рефлекса

Получение мигате льного рефлекса и условии, вызывающих его торможение :

При прикосновении к внутреннему углу глаза происходит непроиз­вольное мигание обоих глаз.

На рис.1 рефлекторная дуга этого рефлекса.

Кружок - это участок продолговатого мозга, где находятся центры мига­тельного рефлекса. Тела чувствительных нейронов 2 лежат вне мозга в нервном узле.

Раздражение рецепторов → поток нервных импульсов, направля­ющихся по дендриту к телу чувствительного нейрона 2 и от него по аксону в продол­говатый мозг . Там возбуждение через синапсы передается вставочным нейронам 3. Информация обрабатывается головным мозгом, включая кору. Мы ведь чувство­вали прикосновение к углу глаза! → затем возбуждается исполнительный нейрон 4, возбуждение по аксону доходит до круговых мышц глаза 5 и вызывает мигание. Продолжим наблюдение.

Но, если несколько раз прикоснуться к внутреннему углу глаза - рефлекс затормозился .

При ответе надо учесть, что наряду с прямыми связями , по которым идут «приказы» мозга к органам, существуют и об­ратные связи , несущие информацию от органов в мозг. Поскольку наши прикосновения для глаза не были опасны че­рез какое-то время рефлекс угас.

Совершенно другой результат был бы, если бы в глаз попала соринка. Беспокоящая информация достиг­ла бы головного мозга и усилила бы реакцию на раздражение. По всей вероятности, мы попытались бы извлечь соринку.

Усилием воли можно затормозить мигательный рефлекс :

Для этого до­троньтесь чистым пальцем до внутреннего угла глаза и попытайтесь не мигать. Многим это удается.Импульсы, исходящие от коры , затормозили нервные цен­тры продолговатого мозга - этоцентральное торможение ,открытое рус­ским физиологом Сеченовым : «Высшие Центры Мозга способны регулировать работу Низших Центров : усиливать или затормаживать рефлексы».

Коленный рефлекс спинного мозга: перекиньте ногу на ногу. Расслабьте мышцы перекинутой ноги. Ребром ладони ударьте по сухожилию четырехглавой мышцы перекинутой ноги. Нога долж­на подпрыгнуть. Не удивляйтесь, если рефлекса не произойдет. Чтобы попасть в рефлексогенную зону, надо растянуть сухожилие. При всех других случаях рефлекса не будет.

Уровни Организации Организма: клеточ­ный, тканевый, органный, системный, организменный.

Органный уровень образуют органы - самостоятельные анатомические образования, занимающие определенное место в организме, обладающие опре­деленным строением и выполняющие определенные функции.

Системный уровень представлен группами (системами) органов, выполняющих общие функции.

Организм в целом, объединяя работу всех систем, составляет организменный уровень.

Поведенческий уровень , определяю­щий адаптацию организма к природной, а у человека и к социальной среде.

Нервная и эндокринная регуляторные системы объединяют все уровни организма, обеспечивай слаженную работу всех исполнительных органов и их систем.

Условные рефлексы первой сигнальной системы

Обычно для проявления безусловнорефлекторной реакции необходимо воздействие адекватного раздражителя. Например, для выработки слюны (безусловный рефлекс) адекватным раздражителем является пища (ее вкус, запах).

При выработке условного рефлекса индифферентный раздражитель начинает вызывать безусловнорефлекторную реакцию. Например, мигание лампочки (в обычных условиях это индифферентный пищевой раздражитель, не вызывающий отделения слюны) при выработке условного рефлекса вызывает безусловнорефлекторную реакцию – выработку слюны. С момента, когда индифферентный раздражитель начал вызывать реакцию, он называется условным раздражителем , а реакция – условной (условный рефлекс).

Для сохранения выработанного условного рефлекса необходимо подкрепление – безусловный – адекватный раздражитель, следующий во времени за условным раздражителем. То есть после мигания лампочки необходимо дать еду.

Лабораторная работа № 3

Выработка условного мигательного рефлекса

Цель: выработать условный мигательный рефлекс у человека и пронаблюдать его угасание.

Оборудование: очковая оправа с резиновой грушей, звонок, часы (секундомер).

Ход работы

Механическое раздражение склеры – адекватный раздражитель для безусловного мигательного рефлекса, индифферентный раздражитель для такой реакции – звучание звонка.

    Наденьте очковую оправу испытуемому и встаньте сзади, отведя грушу таким образом, чтобы испытуемый её не видел. В одной руке держите грушу, в другой – звонок.

    Надавите на грушу, убедитесь, что струя воздуха попадает в глаз и испытуемый мигает.

    Включите звонок, убедитесь, что он является индифферентным к миганию (испытуемый не мигает после его звучания).

    Создайте тишину!

    Включите звонок и сразу нажмите на грушу. После нажатия звонок выключите.

    Через 1 минуту повторите действия. Сделайте 6-8 сочетаний звонка и струи воздуха.

    При очередном включении звонка не нажимайте на грушу. Наблюдатели должны отметить мигание. Если оно происходит, отметьте, на какой раз у испытуемого выработался условный рефлекс.

    Повторите еще несколько сочетаний звонка и струи воздуха (закрепление рефлекса) и снова при включении звонка не нажимайте на грушу.

    Продолжайте включать звонок с теми же интервалами. Отметьте, на какой раз условный рефлекс угасает.

Наблюдения: условный рефлекс выработался на ___ раз, угас на ___ раз.

В выводе отметьте, что происходит с рефлексами без подкрепления, а также какой процесс происходит быстрее – выработка или угасание рефлекса.

Условные рефлексы второй сигнальной системы

Стойкие условные рефлексы могут играть роль адекватного раздражителя при выработке новых условных рефлексов (это условный рефлекс следующего порядка). Например, понимание речи – стойкий условный рефлекс. Если людям дать речевую установку поднимать руку на слово «раз», то они должны ее поднимать. При этом подъем руки экспериментатором не является сигналом для поднятия руки испытуемыми. Если экспериментатор будет сочетать подъем своей руки и слово «раз», то должен выработаться условный рефлекс второго порядка. В этом случае, слово «раз» (стойкий условный рефлекс) будет являться адекватным раздражителем. Индифферентный раздражитель (будущий условный) – подъем руки.

Лабораторная работа № 4

Образование двигательных условных рефлексов на речевом подкреплении

Цель: выработать условный рефлекс второго порядка на поднятие руки.

Ход работы

    Экспериментатор проверяет, что подъем руки – индифферентный раздражитель. Поднимая правую руку, он убеждается, что испытуемые не поднимают рук.

    Экспериментатор дает установку поднимать руку на слово «раз». Говорит «раз» и убеждается, что испытуемые поднимают руки.

    Выработка рефлекса. Экспериментатор несколько раз (7-10) поднимает руку, произнося при каждом подъеме слово «раз» с интервалом в 1-2 секунды.

    Экспериментатор поднимает руку, но слово «раз» не произносит. Если условный рефлекс не выработался (никто из испытуемых не поднял руку), экспериментатор еще несколько раз сочетает подъем руки и слово «раз» и снова поднятие руки не подкрепляет словом.

    В протоколе отмечают, на какой раз образовался условный рефлекс и у какого количества студентов, участвующих в опыте.

Лабораторная работа № 5

Исследование условных речевых реакций

Цель: определить уровень и преобладание определенных типов ассоциативных связей на различные слова.

Оборудование: секундомер.

Ход работы

    Работа проводится парами. Каждый подготавливает две таблицы (табл. 2) с различными десятью словами – именами существительными в именительном падеже. Отметьте ФИО испытуемого, его возраст.

Таблица 2. Ассоциативные речевые реакции.

    Через небольшие интервалы времени (секунд 10-20) экспериментатор произносит подготовленные слова из первой таблицы, при этом испытуемый должен отвечать любым, пришедшим на ум словом. Экспериментатор регистрирует слово-ответ и время ответной реакции с помощью секундомера.

    Аналогично проводится второй опыт, но испытуемый должен стараться отвечать словом, подходящим по смыслу к слову-раздражителю.

    Обработка результатов заключается в определении уровня речевых ассоциативных реакций (слово-ответ) и их типа для каждого случая.

По своему качеству словесные реакции делятся, по предложению А.Г. Иванова-Смоленского на следующие группы:

    Низшие (примитивные) реакции

    Собственно примитивные или междометные словесные реакции: «гм», «ой», «ах», «э», «ну» и т.п.

    Подражательные (созвучные) словесные реакции, совпадающие со словом раздражителем своими первыми или последними слогами (рифмующиеся).

    Эхологические словесные реакции, буквально воспроизводящие слово-раздражитель (повторение этого слова).

    Вопросительные словесные реакции, когда вместо ответа задается вопрос («Кто?», «Что?», «Почему?» и т.п.)

    Экстрасигнальные словесные реакции, не относящиеся к данному слову-раздражителю, а вызванные какими-то другими раздражителями.

    Отказные словесные реакции, представляющие по своему смыслу отказ от ответа («не знаю», «не хочу», «сказать нечего» и т.п.)

    Персеверирующие словесные реакции, когда на несколько слов-раздражителей подряд повторяется один и тот же ответ.

    Высшие реакции

    Индивидуально-конкретные словесные реакции (город – Москва).

    Обще-конкретные словесные реакции (город – деревня).

    Абстрактные словесные реакции (город – культура).

Сделайте выводы , учитывая следующее:

    длительность латентного периода меньше трех секунд свидетельствует о хорошей подвижности нервных процессов;

    удлинение скрытого периода свидетельствует о наличии торможения;

    постепенное удлинение латентного периода к концу опыта говорит о быстрой утомляемости нервных клеток, а, следовательно, о слабости нервных процессов;

    повторение одинаковых слов в ответах позволяет судить об инертности нервных процессов;

    по преобладанию конкретных или абстрактных понятий в ответах испытуемого можно сделать заключение о преобладании соответственно художественного или мыслительного компонента в высшей нервной деятельности испытуемого, то есть судить о взаимоотношении у испытуемого сигнальных систем. Для людей с преобладанием второй сигнальной системы характерны обобщения (например, море – вода, любовь – чувство, билет – бумага, осень – время года и т.п.), а для людей с сильно развитой первой сигнальной системой характерными являются конкретные определения (море – голубое, любовь – сильная, билет – автобусный, осень – серая и т.п.);

    сравните преобладание высших или низших реакций и их типов в первом и втором опыте.

Количественная оценка параметров ответов мигательного рефлекса включает в себя латентность и амплитуду. Длительность и фазность являются диагностически менее значимыми. Показатели латентности раннего ответа (R1) сопоставляют с показателями латентности М-ответа, полученного при прямой стимуляции лицевого нерва (табл. 41).

Таблица 41

Параметры М-ответа m.orbicularis oculi и мигательного рефлекса

у здоровых испытуемых (7-67 лет)

Параметр М-ответ R1 R1\М Ипсилатеральный R2 Контралатеральный R2 Автор
Латентность (M±s) 2.9±0.4 10.5±0.8 3.6±0.5 30.5±3.4 30.5±4.4 J.Kimura, 1975
«–» 4.6±0.5 N.Taylor, 1970
«–» 2.9±0.48 11.26±0.91 35.0±5.8 34.9±5.6 Г.Б.Груз-ман,1974
Амплитуда (M) 1.21 мВ 0.38 мВ 0.53 мВ 0.49 мВ J.Kimura et al., 1969
Верхняя граница нормы латентности (абс. значение) (M±3d) 4.1 мс 13.0 мс 4.6 40.0 мс 41.0 мс J.Kimura, 1989
Верхняя граница асимметрии латентности 0.6 мс 1.2 мс J.Kimura, 1989

Верхняя граница асимметрии латентности R2 ипсилатерального и R2 контралатерального в норме равна 5.0 мс при стимуляции первой ветви тройничного нерва с одной из сторон. Разница латентностей контралатеральных R2 при стимуляции с разных сторон не превышает в норме 7.0 мс. (J.Kimura, 1989). У детей в период от 1 до 20 месяцев жизни R2 не регистрируется, от 21 до 56 месяцев R2 регистрируется непостоянно. Начиная с возраста 5 лет 6 месяцев мигательный рефлекс не отличается от такового у взрослых. В таблице 42 приводятся сравнительные данные R1 мигательного рефлекса у детей и взрослых (S.A.Clay, J.C.Ramseyer, 1976).

Таблица 42

Параметры R1 мигательного рефлекса у детей в норме

У детей, несмотря на более короткий путь рефлекторной дуги, высокие показатели латентности ответов мигательного рефлекса, как и латентности М-ответа, обусловлены более низкой скоростью проведения импульса по нервным волокнам по сравнению со взрослыми.

При патологии наиболее часто изменения МиР обусловлены поражением либо тройничного нерва, либо лицевого нерва. В связи с этим выделяют сенсорный и моторный типы при нарушении МиР. При сенсорном типе повышен латентный период всех анализируемых ответов R1, ипсилатеральный R2 и контралатеральный R2. Моторный тип нарушения МиР проявляется повышением латентности R1, ипсилатерального R2 и сохранением нормальной латентности контралатерального R2. Очаги поражения рефлекторной дуги могут быть и в мосту и стволе мозга, поэтому выделяют еще 6 типов нарушения МиР (A.Berardelli et al., 1999; J.Kimura, 1989) (табл. 43).

Таблица 43

Основные типы нарушения мигательного рефлекса при стимуляции на стороне поражения

№ п\п Обозначения на рис. 124 и 128 Локализация (тип) поражения Сторона стимуляции Латентность
R1 R2 ипси-латерально R2 контралатерально
Норма N N N
a Vнерв (сенсорный) Пораженная ­ ­ ­
Здоровая N N N
b VII нерв (моторный) Пораженная ­ ­ N
Здоровая N N ­
c Основные сенсорные ядра моста Пораженная ­ N N
Здоровая N N N
d Односторонние спинальные тракты или интернейроны, замыкающиеся на ипсилатеральных двигательных ядрах (неперекрещенные пути) Пораженная N ­ N
Здоровая N N N
e Односторонние спинальные тракты или интернейроны, замыкающиеся на ипси- и контралатеральных двигательных ядрах (перекрещенные+неперекрещенные пути) Пораженная N ­ ­
Здоровая N N N
f Двусторонние спинальные тракты или интернейроны, замыкающиеся на двигательных ядрах с обеих сторон Пораженная N ­ ­
Здоровая N N ­
g Двусторонние спинальные интернейроны и тракты, замыкающиеся на контралатеральных двигательных ядрах (перекрещенные пути) Пораженная N N ­
Здоровая N N ­
h Односторонние эфферентные пути (перекрещенные и неперекрещенные) к двигательным ядрам Пораженная N ­ N
Здоровая N N ­

Типы изменения латентностей R1 и R2 иллюстративно представлены на схеме (рис. 128).

У человека в отличие от животных условный рефлекс может вырабатываться не только на конкретные явления и предметы ок­ружающего мира (первая сигнальная система), но и на смысловое значение слова, обозначающее это явление или раздражитель (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный защитный (мигательный) рефлекс.

Оснащение: источник звукового раздражителя (можно использо­вать зуммер сотового телефона, колокольчик, детскую игрушку-пищал­ку), маленькая резиновая груша с гибкой трубочкой. Исследование про­водят на человеке.

Содержание работы. Усадите испытуемого на стул. Встав сбоку от него, направьте в угол глаза испытуемого трубку, соединённую с грушей. Подайте струю воздуха на склеру и рого­вицу (на грушу следует нажимать слегка, чтобы струя воздуха не вызывала болевых ощущений). Отметьте наличие мигательного рефлекса. Подайте звуковой раздражитель; отметьте наличие или отсутствие ориентировочной реакции и мигательного рефлекса.

Проверив действие звука и струи воздуха в отдельности, приступайте к выработке условного рефлекса. Для этого приблизьте источник звука к уху и подайте звук, а затем струю воздуха до вы­работки стойкой условной реакции. Сочетания раздражителей повторяйте 10-15 раз с интервалом не менее 5 с.

Неожиданно для испытуемого подайте звук, но без раздражения воздухом. Наблюдающееся мигание свидетельствует об образова­нии условного рефлекса и нормальном формировании временных связей в коре большого мозга. Если мигания нет (это может го­ворить о неправильно проведенном опыте или некоторой инерт­ности в работе ЦНС), повторите сочетания ещё несколько раз и снова попробуйте изолированное действие звука.

Произнесите громко слово "звук". При нормальной работе второй сигнальной системы наблюдается ответная мигательная реакция.

Оформление протокола. Результаты опыта опишите и сделайте вывод.

Практическая работа №2

Условный зрачковый рефлекс

При выработке условного зрачкового рефлекса на звонок (первая сигнальная система) одновременно вырабатывается и условный зрачковый рефлекс на слово "звонок" (вторая сигнальная система).

Цель работы: выработать условный зрачковый рефлекс.

Оснащение: звонок, настольная лампа (или расположение стола около хорошо освещённого окна), небольшой ручной экран для затем­нения глаза испытуемого.

Содержание работы. Исследование проводят на испы­туемом с чёткой зрачковой реакцией на свет и светлой окраской радужной оболочки глаз. Усадите испытуемого напротив себя ли­цом к окну или настольной лампе. Предложите испытуемому за­крыть один глаз ладонью и поочередно, то закрывая, то открывая второй глаз экранчиком, убедитесь в наличии зрачкового рефлек­са на свет (при закрытии глаза экранчиком зрачок расширяется, а при отодвигании экранчика в сторону - суживается). Включите звонок и громко произнесите слово "звонок"; убедитесь в их ин­дифферентности по отношению к зрачковому рефлексу.



После этого приступайте к выработке условного зрачкового рефлекса на звонок. Включите звонок и сразу же закройте глаз испытуемого экранчиком. Через 20-30с выключите звонок и отодвиньте экранчик от глаза испытуемого (во время всего опыта второй глаз остаётся закрытым ладонью). Через 1 мин снова включите звонок и закройте глаз экранчиком на 20-30 с, и т. д.

После 10-12 таких сочетаний неожиданно для испытуемого не сопровождайте очередное включение звонка затемнением глаза экранчиком. Наблюдайте условный рефлекс на звонок - расшире­ние зрачка несмотря на освещение глаза.

Закрепите выработанный условный рефлекс дополнительными 3-5-ю сочетаниями звонка с затемнением глаза. Затем вместо включения звонка неожиданно для испытуемого громко произне­сите слово "звонок", но без затемнения глаза. Наблюдайте расши­рение зрачка, т. е. условный зрачковый рефлекс на слово "звонок".

Оформление протокола. Дайте объяснение наблюдае­мым фактам.

Практическая работа №3

Определение типа высшей нервной деятельности (ВНД) по показателям силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов

Тип нервной системы - совокупность свойств нервных процессов, которые определяются наследственными особенностями данного организма и приобретёнными в процессе индивидуаль­ной жизни.

Сила нервных процессов - способность клеток коры большого мозга сохранить адекватные реакции на сильные и сверхсильные раздражители.



Уравновешенность - одинаковая реактивность нервной системы в ответ на возбуждающие и тормозные влияния.

Подвижность - скорость перехода процесса возбуждения в торможение и наоборот.

Типы высшей нервной деятельности и темперамента (по И.П. Павлову-Гиппократу)

Сильный - уравновешенный - подвижный (сангвиник).

Сильный - уравновешенный - инертный (флегматик).

Сильный - неуравновешенный - подвижный (холерик).

Слабый - неуравновешенный - малоподвижный и инерт­ный (меланхолик).

И.П. Павлов соотнёс каждый из этих типов с соответствующим темпераментом по Гиппократу. Между основными типами нерв­ной системы имеются переходные, промежуточные типы. Основ­ные свойства нервных процессов наследуются (генотип). Фено­тип - склад ВНД, который образуется в результате комбинации врождённых особенностей и условий воспитания. Павлов связы­вал понятие генотип с понятием "темперамент", а фенотип - с понятием "характер".

Цель работы: определить тип высшей нервной деятельности (ВНД), исходя из силы, уравновешенности и подвижности нервных процессов.

Оснащение: опросники.

Таблица 1. Выраженность признаков, характеризующих свойства нервной системы