27.09.2019

Россия: Туры на Байкал. Морской круиз по дальнему востоку


Российский Дальний Восток - территория удивительной красоты. К сожалению, транспортная сеть этой местность развита очень плохо, поэтому морской круиз становится практически единственным способом прикоснуться к природным красотам и сделать фотографии на память, ведь это одно из наименее изученных мест на планете. В отличие от других круизных направлений, где туристы перемещаются на огромных круизных лайнерах, по Дальнему Востоку курсируют небольшие суда, вмещающие, как правило, до 12 пассажиров. Большая часть дальневосточных круизов рассчитана на срок от 10 до 14 дней. Рассмотрим один из таких маршрутов по дням.

Начало путешествия

В первый день туристы проходят процедуру посадки на круизное судно в порту Анадыря. Добраться административного центра Чукотского АО можно на самолёте. Увы, это достаточно дорогое удовольствие. После посадки корабль выходит в море. В первый же день круиза у вас может появиться возможность понаблюдать за белугами, заплывающими в акваторию Анадыря.


На второй день круиза вам представится возможность посетить Эвгекинот, небольшой городок, расположившийся в бухте Креста. Первое впечатление, что он безынтересен, ошибочно. Эвгекинот ведёт свою историю с 1946 года, когда был построен узниками ГУЛАГа в качестве места, обеспечивающего нужды комплекса шахт, который расположен невдалеке. На сегодняшний день шахты заброшены, однако порт функционирует и сейчас. В Эвгекиноте туристы смогут посетить городской музей и совершить поездку за Полярный круг. Это всего на несколько километров севернее городка. Здесь можно в полной мере насладиться суровой красотой заполярных пейзажей Чукотки, её бескрайней тундрой.


На третий день запланировано посещение бухты Гавриила, исследование лежбища моржей и высадка в лагуне, на берегу которой находится пляж. Водоплавающие птицы - главные его обитатели. Если повезёт, можно будет заметить серых китов. Следующий пункт в этой высадке понравится любителям таинственного, это заброшенная метеорологическая станция.


Далее корабль продолжит пересекать Анадырский залив. Во время путешествия туристы прослушают лекции и увидят презентации, подготавливающие к дальнейшей экспедиции. В пути корабль пройдет мыс Наварин, место, где в древности, когда уровень моря был значительно ниже, был сухопутный мост до Северной Америки. Зачастую в заливе замечают китов и морских птиц.


На четвёртый день запланировано посещение дельты реки Пика, на пляже которой находится лежбище тысяч моржей. Мейныпильгыно - следующий пункт посещения. Это небольшое поселение на берегу Берингова моря. Здесь можно увидеть редчайших птиц, занесённых в Красную книгу. Таких, как исландские песочники, прилетающие сюда на гнездование. Во время пересечения Алеутского залива также велик шанс повстречать редких птиц.

Глубже в море

На пятый день команда экспедиции вместе с туристами проводит брифинг, где будет рассказано о дальнейшем маршруте круиза через Анадырский лиман и Берингов пролив. Несколько позже будет посещение живописной бухты Наталья, одной из многих на Корякском берегу. Во время исследования тундры и гор можно встретить горных баранов или пастухов-кочевников со стадами оленей.



Через неделю после начала круиза, на седьмой день, судно прибудет в Карагинский заповедник, страну бурых медведей. На этот день запланирована уникальная экскурсия на Зодиаках вдоль берега и наблюдение за медведями в их естественной среде обитания. А на острове Верхотурова можно будет увидеть обширные колонии разных морских птиц: тупиков, кайр, чаек, конюг и моёвок.


Девятый и десятый дни посвящены Командорским островам, открытым в 1741 году командором Витусом Берингом, чьё имя увековечено в названиях Берингово море и Берингов пролив. Запланировано посещение села Никольского, общение с местными жителями и экскурсия в местном музее.


К одиннадцатому дню круиз-экспедиция доберётся до залива Ольги. Этот залив находится на территории Кроноцкого заповедника, где расположена известная на весь мир Долина Гейзеров. Здесь даже самые закоренелые городские жители заметят, как изменилась природа: густые леса Камчатки спускаются практически до самого моря. Если погода будет благоволить, можно будет понаблюдать с Зодиаков за серыми китами, заплывающими в залив.


На 12 день запланирована весьма сложная экскурсия на Зодиаках по реке Жупанова. Она хоть и широкая, но мелкая. Вокруг реки гнездятся белокрылые орланы, размах крыльев которых достигает 2,5 метров! Чуть позже любители всего заброшенного порадуются в очередной раз во время осмотра старой советской базы подлодок, созданной во время Холодной войны.


Добро пожаловать домой!

Данный маршрут запланирован на 13 дней. Высадка пассажиров проходит в Петропавловске-Камчатском. На подходе к городу нужно обязательно запечатлеть панораму трёх вулканов: Авачинского, Корякского и Козельского. В программу круиза входит трансфер до аэропорта. Но можно договориться с организаторами и остаться в Петропавловске-Камчатском на несколько дней, ведь когда ещё выдастся такая возможность?


Круизы по Дальнему Востоку существенно отличаются от традиционных круизов на огромных лайнерах со светскими приёмами у капитана и магазинами на борту. Дальневосточные же круизы рассчитаны на небольшую группу людей, и в этом их плюс! Можно не только отдыхать, но и исследовать. Вдруг именно вы сфотографируете неизвестную науке птицу или растение? Но отличается не только сам круиз, но и подготовка к нему. После приобретения такого тура вам необходимо будет связаться с командой круиза и взять список необходимых вещей, без которых нельзя обойтись в такой дикой малоизученной местности.

Дальний Восток – самая восточная часть России, удалённая от Москвы более чем на восемь тысяч километров. Сюда едут те, кто не боится трудностей – сурового климата, землетрясений, экскурсий в экстремальных условиях, длительного перелёта – и предпочитает получить океан впечатлений от многочисленных островов с птичьими базарами, густых таёжных лесов, покрытых вечной мерзлотой горных вершин, многодневных сплавов по бурным рекам и восхождений к кратерам вулканов.

Первые поселения появились в Приморье ещё в эпоху палеолита. Древние племена, состоявшие из эвенков, нанайцев, орочей, нивхов и других народов, занимались охотой и рыболовством. Современный Дальний восток включает в себя 9 краёв и областей:

    Амурскую и Еврейскую автономные области

    Магаданскую область

    Приморский край

    Камчатский край

  • Сахалинскую область

  • Хабаровский край

Достопримечательности Дальнего Востока


Главную достопримечательность здешних мест, помимо древнейших городищ и стоянок первобытных людей, представляет уникальная северная природа. Среди туристов наиболее популярны экскурсии на ледники и вулканы, к озёрам и кипящим гейзерам, затерянным в океане островам и тюленьим лежбищам.

Гавань на Тихом океане

– одна из самых красивых и удобных гаваней полуострова Камчатка. Её символом считаются расположенные у входа знаменитые скалы «Три брата». Согласно легенде, три юноши встали на пути у стихии, чтобы защитить собой родные земли и народ от бушующих потоков воды.

Остров Сахалин

На острове Сахалин интересно посетить Вайдинскую пещеру со сталактитами и сталагмитами причудливых форм, а также пещеру Медвежьих трагедий, в которой археологи обнаружили орудия труда древних людей. Интересны экскурсии к скальным аркам мыса Великан, к солёному озеру Тунайча и на остров Тюлений, где обитает крупнейшая популяция морских котиков.

Арка Стеллера

Уникальное природное образование, названное в честь известного путешественника XVIIIв. Г. В. Стеллера - своеобразные каменные ворота на территории Командорского биосферного заповедника. Роскошный свод представляет собой базальтовый останец, созданный ветрами юго-западного побережья острова Беринга.


Парк «Вулканы Камчатки»

Огромная охраняемая территория, включающая четыре природных зоны – «Налычево», «Ключевской», «Южно-Камчатский» и «Быстринский». Здесь можно полюбоваться крупнейшим на Камчатке горным массивом Срединный хребет , многочисленными действующими вулканами, живописными озёрами, экзотическими сопками, а также посетить таёжные поселения и традиционные стойбища народов Севера.

Потрясающее зрелище – более 40 горячих источников в своём режиме выбрасывают фонтаны кипящей воды и пара, создавая невероятные космические пейзажи . Это одно из самых крупных гейзерных полей в мире, вошедшее в список семи чудес России.

Командорские острова

Архипелаг, названный в честь знаменитого морехода Витуса Беринга. На островах среди красивой нетронутой природы обитают редкие виды животных, занесённые в Красную Книгу – горбатые киты, кашалоты, ушастые тюлени, сивучи, северные олени. Здесь же находится единственный на архипелаге населённый пункт – село Никольское и краеведческий музей, рассказывающий об истории освоения островов, традициях и обычаях местного населения.

Мыс Наварин

Мыс Наварин – один из красивейших уголков Чукотки известен не только своей уникальной природой. Здесь были найдены древнейшие наскальные рисунки с изображением сцен охоты на оленей в местах первых поселений «приморских людей» - кереков.

Мыс Дежнёва

Мыс Дежнёва - крутой горный массив практически непригодный для жизни. Однако тут находится большой археологический комплекс Эквен, представляющий собой древнеэскимосский могильник, и старейший посёлок Уэлен. На мысе установлен мемориальный обелиск, посвящённый великому русскому мореплавателю С. И. Дежнёву.

Как добраться

Требуют времени и сил, но для желающих провести незабываемый отпуск наедине с природой, занимаясь охотой или рыбалкой, нет ничего невозможного. Большинство туристов предпочитает пользоваться услугами авиакомпаний, которые регулярно совершают прямые и пересадочные рейсы до Владивостока. При выборе маршрутов, необходимо помнить о смене часовых поясов и разнице во времени, составляющей семь часов между Москвой и аэропортом Владивостока.

Поездки на поезде не так популярны. Не каждый сможет выдержать недельное путешествие на колёсах и постоянное присутствие соседей в купе. Однако, если «в поисках романтики» вы все же решитесь отправиться в длительную экскурсию по России, рекомендуется приобрести билеты на фирменный поезд № 2 «Москва-Владивосток». В его вагонах есть всё, что сможет понадобиться пассажирам в пути – холодильники, микроволновки, душевые комнаты, утюги, горячее питание. Поезд курсирует из Москвы с Ярославского вокзала через день.

Желание посетить Дальний Восток на своей машине может возникнуть только у самых смелых туристов – расстояние от Москвы до столицы Приморья составляет более 9000 километров. Поездку необходимо тщательно продумать и спланировать, учитывая любые мелочи, вплоть до особенностей климата и «досуга» за рулём. Передвижение на автомобиле может быть затруднено из-за плохих дорог, особенно на участке «Чита-Хабаровск».

30.08.2017 Южно - Сахалинск. Порт Корсаков
Посадка на судно в порту Корсаков начинается в 17:00. Вечером вас ждет знакомство с командой и приветственный ужин.

31.08.2017 В море
Пока мы будем идти на юго-восток через Охотское море, вы сможете подробнее познакомиться с судном, расслабиться в бассейне или с верхней палубы наблюдать за первыми птицами, которых мы увидим. Возможно появление топориков, стариков обыкновенных, беринговых бакланов, чернохвостых чаек и серых вилохвостых качурок.

01.09.2017 Залив Пильтун
Сегодня мы будем круизировать на зодиаках, изучая залив Пильтун. Название переводится с нивхского языка как «большой палец». В летние месяцы в заливе постоянно обитает самая многочисленная концентрация редких серых китов: каждый год они приплывают в богатые планктоном воды в районе расположенного здесь шельфа.

02.09.2017 Остров Ионы
Маленький остров в просторах Охотского моря, находящийся больше чем в 200 километрах от материка. Совершенно необитаемый с единственной метеорологической станцией и небольшой хижиной неизвестного происхождения. Помимо млекопитающих, остров так же является убежищем для огромных колоний морских птиц: пыжики, тупики, кайры и чайки вьют гнёзда на сотнях тысяч скал. Небо здесь становится тёмным, когда птицы парят над морем в поисках пищи.

03.09.2017 Архипелаг Шантар
Этот огромный архипелаг состоит из 15 островов, среди которых 4 больших, окруженных несколькими менее массивными. Острова усеяны лиственными и сосновыми лесами, что представляет замечательную среду обитания для около 200 видов птиц. Самый захватывающий, без сомнения, это белоплечий орлан - истинный король Дальнего Востока, мы будем искать их во время круизирования на лодках зодиак. На скалах, прибрежных и расположенных прямо в океане, также гнездятся многочисленные птицы. Мы сможем увидеть топориков, ипаток, кайр, конюг и очковых чистиков.
Продвигаясь дальше, мы сможем встретить бурых медведей, а так же китов и тюленей.

04.09.2017 Мальминские острова и Фёдоровский залив
Эти небольшие острова являются частью природного заповедника «Джугджурский», одного из самых диких и малоизученных заповедников России. Заповедник имеет жёсткий сибирский климат и захватывающие пейзажи. Некоторые морские птицы обитают на Мальминских островах. Здесь может быть обнаружена самая большая колония очковых славок, а также трёхпалых чаек, белобрюшек, тупиков, и многих других видов. На материке богато представлена фауна тайги. Здесь свободно бродят бурые медведи, волки, росомахи, лисы, некоторые виды хорьков, кабарги и лоси.

05.09.2017 Охотск
Первые жители появились здесь в лице русских казаков в 1647 году, образуя один из самых ранних городов дальневосточной России. После того, как известный мореплаватель Витус Беринг посетил его по пути на Камчатку, во время своей первой экспедиции в этой части света, он предложил построить мореходное училище для молодых моряков. С тех пор почти на протяжении века Охотск являлся важным портом дальневосточного побережья, из которого проводилось большое количество экспедиций. Сейчас город уже не такой большой, он является только тенью того, каким он был раньше. Однако Охотск по-прежнему остаётся природным местом, которым Россия уверенно может гордиться. По обе стороны от города на побережье Охотского моря раскинулся Джугджурский государственный природный заповедник.

06.09.2017 Остров Талан
Крошечный остров на севере Охотского моря абсолютно чудесное место с птицами, которое будет очень интересно любителям дикой жизни. Более 140 видов птиц могут быть найдены на острове, большинство из них перелётные. Однако постоянно там обитает 21 вид птиц, и этот небольшой остров является одной из самых больших колоний морских птиц на севере Охотского моря. Свыше 1,8 миллиона птиц оживляют эти скалы и затемняют небо, когда пролетают высоко над морем. Чайки, моевки, толстоклювые кайры, топорики, тихоокеанские тупики, хохлатые и малые конюги, старики обыкновенные и многие другие виды из рая для любителей птиц. На острове также обитают лисы, причём не такие пугливые, как в других местах, а это предоставляет отличную возможность для фотографии.

07.09.2017 Мыс Утхолок и река Квачина
Гористый мыс Утхолок выдающийся в море с прибрежными морскими скалами, островами и бурной растительностью на берегу служит местом гнездования большого количества птиц. Бассейны рек Утхолок и Квачина, не тронутые человеком, являются местом нереста лососёвых и излюбленным местом рыбалки бурых медведей. Сегодня вы сможете сделать редкие кадры.

08.09.2017 В море
Свободный день на борту, вы сможете насладиться потрясающими пейзажами или отдохнуть в панорамном салоне.

09.09.2017 Остров Уташуд
Остров Уташуд объявлен памятником природы. В составе Кроноцкого заповедника входит в список объектов Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО. Около острова живёт до 300 каланов, на самом острове устраивают лежки антуры и ларги. С весны до конца декабря вокруг озера постоянно находится небольшая группа серых китов. Остров стал пристанищем и местом гнездовья для колоний 10 видов морских птиц. Всего на острове собирается более 22 тысяч пар птиц. На остров Уташуд заплывают медведи, чтобы полакомиться птичьими яйцами. На берегу острова построен небольшой домик для организации наблюдений за морскими млекопитающими и птицами.

10.09.2017 Петропавловск - Камчатский
В 06:30 мы прибываем в Петропавловск-Камчатский. У вас будет целый день для самостоятельного знакомства с городом. При благоприятных погодных условиях вы сможете на вертолетах посетить Долину гейзеров, побывать в кратере вулкана и увидеть скалы Три брата в Авачинской бухте.
Все возможные экскурсии оплачиваются дополнительно.
В 20:00 все путешественники должны вернуться на борт, мы выходим в море к острову Атласова.

11.09.2017 Остров Атласова
На острове Атласова расположен самый высокий вулкан Курильских островов - Алаид (2000 м), известный почти совершенной формой вулканического конуса. В советские времена здесь находился женский ГУЛАГ, где выращивали лис для производства меха.

12.09.2017 Остров Матуа
Утром вы исследуете небольшой, живописнейший остров Матуа, расположенный в самом центре архипелага. Но интересен остров главным образом не своей заповедной природой, а огромным количеством военных сооружений, построенных японцами накануне Второй Мировой войны. На острове Матуа находится один из самых активных вулканов Курильских островов, который извергался не менее 14 раз за последние 250 лет.
А во второй половине дня мы планируем высадку на остров Янкича - красивейшее место, но чрезвычайно трудное для организации высадок. Если нам удастся войти в здешнюю вулканическую кальдеру, перед нами предстанет поистине сказочная картина: курящиеся гейзеры, колонии птиц и идиллические пляжи.

13.09.2017 Остров Чирпой
Утром, в зависимости от погодных условий, мы высадимся на лодках Зодиак на о. Чирпой, где расположены два действующих вулкана и обитает множество морских птиц.

14.09.2017 Тюлений остров
Крошечный остров длиной всего около 600 метров у побережья Сахалина, ставший прибежищем для тысяч северных морских котиков и сивучей. Это заповедник дикой природы и важное место для научных исследований. Рев, обитающих здесь животных, слышен за несколько миль от острова. В теплое время года сюда торопятся огромные стада котиков, чтобы дать новую жизнь потомству. Здесь же на Тюленьем располагается и один из самых значительных по видовому разнообразию птичьих базаров Дальнего Востока. Тут гнездится кайра, топорики, большие конюги, белобрюшки, глупыши, беринговы бакланы, маевки и некоторые другие виды птиц. Любителям пеших прогулок и горных восхождений можно предложить посетить гору Вайда - высочайшую точку горного хребта в средней части острова.

Каковы перспективы морских круизов на Дальнем Востоке, разбиралась «Комсомолка»

Фото: Мария ЕЖОВА

Многие с ностальгией вспоминают времена, когда во Владивостоке причаливали теплоходы и на землю сходили загоревшие и счастливые пассажиры круизов «Из зимы в лето» или «По морям и землям Дальнего Востока ». Приморские острова, курильские вулканы, камчатские гейзеры и красоты далеких заграничных берегов – все это могли посмотреть «русо туристо облико морале». А уж сколько курортных романов случилось на этих судах – не счесть!

И вот – в Приморье опять будет свой круизный лайнер. Вновь возродятся морские круизы по побережью Дальнего Востока. Такое решение приняли врио губернатора Андрей Тарасенко и полпред президента в Дальневосточном федеральном округе Юрий Трутнев.

Официально

На прошедшем 15 ноября заседании Общественного совета по экономической политике Приморского края врио губернатора озвучил мысль о том, что Приморью нужен «свой "белый пароход" под флагом Российской Федерации». Он будет возить туристов по дальневосточным морям. По образу и подобию теплохода «Князь Владимир», который совершает круизы на Черном море между Сочи , Новороссийском и Крымом .

Однако Японское и Охотское моря сильно отличаются от Черного. И условия судоходства между Сочи и Крымом и Владивостоком и Камчаткой очень разные. «Комсомолка» разобралась, как обстоит дело с морскими круизами на Дальнем Востоке, как было раньше и какие перспективы у такого туризма.

Долго, дорого, но выбирать не из чего

Круизное судоходство на Дальнем Востоке берет свое начало во времена СССР , в 60-х годах прошлого века.

С 1965 по 1991 год круиз, получивший название «По морям и землям Дальнего Востока», был регулярным. Для неизбалованных разнообразием туристических предложений советских граждан, подавляющее число которых было лишено возможности выехать за пределы страны, посещение заповедных мест Приморья, озер в жерлах вулканов на Курилах и горячих источников на Камчатке представляло большой интерес. Правда, спрос на круиз формировался в том числе искусственно. Часть путевок не поступала в свободную продажу и распределялась через предприятия и профсоюзы в качестве поощрений для сотрудников.


Из "закрытого" Владивостока "Из зимы в лето" выходили теплоходы "Советский Союз" и "Ильич" (однотипный "Русь"). Фото: taxfree.livejournal.com

Круиз проводился в теплое время года, длился 20 дней, то есть занимал практически весь отпуск, который в то время не принято было брать частями.

Маршрут включал посещение Приморского побережья (бухта Сидими, остров Петрова , Находка), Сахалина , Камчатки и островов Курильской гряды. в основном природу.


Круизный теплоход "Советский союз". Фото: akopyan2.narod.ru

Еще один круиз советских времен, который стартовал во Владивостоке, – знаменитый «Из зимы в лето». Как следует из названия, он переносил туристов из приморской зимы в тепло экваториальных широт. Длился он также 20 дней, а особенность этого путешествия заключалась в том, что туристы не сходили на берег в иностранных портах. Судно с пассажирами просто плыло к экватору до Индонезийских островов, а потом возвращалось.



Пассажиры круиза "Из зимы в лето" на палубе. Фото: forum.motolodka.ru


Пассажиры круиза "Из зимы в лето". Фото: forum.motolodka.ru

Примечательно, что даже в таких условиях морское путешествие было несколько раз использовано для . Как минимум две попытки были удачными.

Оба этих дальневосточных круиза трудно вписать в современную картину круизного туризма. Хотя бы потому, что подавляющая масса современных туристов не готова выделить 20 дней на морское путешествие.

Пять звезд на морских волнах

Морские круизы сегодня составляют значительный сегмент рынка туристических услуг и являются популярным видом отдыха.

Флагманами рынка являются компании Carnival Cruise Line, Royal Caribbean International, MSC Cruises, AIDA, Costa Cruises.

Представьте себе, что вы и еще пара -тройка тысяч человек живете в роскошном отеле класса как минимум три звезды, а лучше пять, но скорее всего четыре. При достаточном объеме вашего кошелька, к вашим услугам несколько баров и ресторанов, бассейны и аквапарк, винотеки, спортивный зал и спа-центр. Не выходя на улицу, вы можете посетить магазины самых известных и модных брендов. Вас холят, лелеют и развлекают.

Если же вы выйдете из этого дворца комфорта и сервиса, то окажетесь в экзотической стране, в городе, наполненном достопримечательностями, с приветливыми жителями, которые пусть и втридорога, но очень вежливо продадут вам очередную безделушку.

Ваш отель перемещается по морю, и почти каждый день вы сходите на берег в новом городе, а то и новой стране. Морские переходы совершаются преимущественно ночью. В среднем за две недели только 3-4 дня приходится на переход в светлое время суток. Это обуславливает выбор маршрута, ведь из-за размеров современному круизному лайнеру нужен хорошо оборудованный порт с соответствующими глубинами у причалов. Да и на берегу должен быть хороший источник новых впечатлений для туристов.

Самая популярная длительность круиза от 5 до 10 ночей, чуть меньшей популярностью пользуются круизы продолжительностью от 11 до 17 ночей. Впрочем, существуют круизы продолжительность и в 30 дней, и более, в том числе трансатлантические. Лайнер при этом идет по маршруту и разные пассажиры садятся на борт в разных портах и на разный срок. Кстати, очень часто перелет к месту начала путешествия и сам круиз продаются как один турпродукт.

Стоимость таких круизов сильно разнится в зависимости от судна и класса обслуживания на борту. Самая дешевая двухместная каюта (без окна) на 8 дней может стоить и 30 тыс. руб. на человека и 150. А самые дорогие сьюты вообще продаются на индивидуальных условиях и цена на них не объявляется заранее. Все очень похоже на отдых в дорогой гостинице.

Самыми популярными направлениями по которым курсируют лайнеры являются Карибское, Средиземное и Балтийское моря, Австралия и побережье Восточной Азии . Последнее направление развивается все активнее, что не в последнюю очередь связано с увеличением продолжительности отпусков в Китае , Корее и Японии .

Заходы круизных лайнеров во Владивосток в основном являются отголосками круизов по Японии и Южной Корее. Хотя заходят к нам и суда с китайскими туристами.

Льды, киты, белые медведи

Впрочем, есть и другие морские круизы. Очень другие. В последнее десятилетие все большую популярность набирают экспедиционные круизы. В плане туристической привлекательности от описанных выше они отличаются примерно как северный полюс от экватора. Зато сопоставимы, а порой и превосходят их по уровню сервиса и комфорта.

Для путешествия необходимо небольшое, маневренное судно, способное плавать во льдах. С малой осадкой, чтобы иметь возможность подходить близко к берегу. На его борту должны размещаться моторные лодки типа «Зодиак», на которых можно высадиться на необорудованное побережье в самых труднодоступных местах планеты – в основном в Арктике и Антарктике .


Пассажиров на таком судне обычно не больше сотни. Это связано как раз с тем, что высаживаться на берег приходится на моторных лодках. Да и найти большое количество настолько богатых людей сложно. Стоимость двухнедельного тура колеблется от 10 до 20 тысяч долларов США . А, например, путешествие к Северному полюсу на ледоколе обойдется во все 30 тысяч $.

Развитие данного вида туризма происходит в основном в Гренландии и Скандинавии , а в южном полушарии – в Антарктиде . Экспедиционные круизы на самый южный материк дали мощный толчок развитию портов на самом крайнем юге Южной Америки , в Аргентине и Чили – оттуда начинаются многие путешествия.

Естественно, Дальний Восток привлечет любителей экспедиционного туризма природой. А главное, ее разнообразием. На Шантарских островах можно наблюдать горбатых китов, а на Командорских – каланов, тюленей и морских котиков. На Камчатке есть горячие источники, а на Курилах – потухшие и действующие вулканы и причудливые кальдеры с озерами.

Но у нас все сложно. Многие территории являются недоступными, так как находятся вблизи военных объектов. Да и инфраструктура портов, мягко говоря, не фонтан. Портовые сборы велики , комфортабельной гостиницы, где турист может акклиматизироваться в ожидании судна, не сыскать.

Тем не менее, в летнюю навигацию 2018 года запланировано восемь экспедиционных круизов продолжительностью от 12 до 15 дней.

«Белый пароход» для Приморья

Ну а теперь попробуем разобраться, что именно предлагают Юрий Трутнев и Андрей Тарасенко в части морских круизов на Дальнем Востоке.

Врио губернатора посетовал, что в регионе нет ни одного круизного судна под российским флагом. Забегая вперед, скажем, что строго говоря, это не совсем так – одно все-таки работает, но обслуживает преимущественно иностранных туристов. А ведь многие жители Приморья никогда не бывали на Сахалине, Камчатке, Курильских островах…

Сначала, сказал Тарасенко, будет покупка старенького судна на тысячу пассажиров. На нем, как на кошках, следует «потренироваться». В качестве примера Андрей Тарасенко упомянул о работе лайнера «Князь Владимир» на круизной линии Сочи-Севастополь . Потенциал морского круиза на Дальнем Востоке глава региона сравнил с потенциалом известного туристического маршрута по «Золотому кольцу» России .

Купить круизный лайнер большого труда не представляет. Информация о существующих предложениях распространяется свободно, да и специальных брокерских агентств, которые выступают в роли посредника, предостаточно. Ценовой диапазон тоже крайне широк. В зависимости от возраста судна, уровня комфорта и других характеристик, стоимость может отличаться на порядок.

Сколько это стоит?

По данным издания «Cruise Industry News Annual Report», которое представляет самую полную информацию по состоянию и развитию морской круизной отрасли, судно пассажировместимостью 1000-1200 человек может в среднем стоить от 20 до 140 млн. долларов США. При этом в этом же промежутке могут продаваться и суда класса «Премиум» всего на 200 пассажиров, и суда класса «Стандарт» вместимостью 3000 человек.

Отдельную нишу на рынке занимают уже упоминавшиеся суда для экспедиционных круизов. С усиленным корпусом для плавания во льдах; с высокими мореходными качествами; снабженные самой современной аппаратурой навигации и связи; рассчитанные на комфортное пребывание всего сотни пассажиров; с обслуживанием на уровне не ниже четырехзвездочного отеля. Такие суда стоят как огромный лайнер.

Зачастую их модернизируют и перестраивают, и потому они еще дорожают. Дело в том, что судов, специально построенных для экспедиционных круизов, очень мало. Подавляющее большинство – перестроенные военные, научно-исследовательские и транспортные. А переделывать, как известно, всегда сложнее и дороже, чем сразу делать. Кстати, в этом могут заключаться определенные возможности для дальневосточного судостроения. Верфь в ТОР «Большой Камень» как раз специализируется на постройке судов усиленного ледового класса, предназначенных для эксплуатации в Арктике, а спрос на постройку экспедиционных круизных лайнеров во всем мире растет.

Где его строить? Или не строить…

Но постройка круизных судов на отечественных верфях – дело абсолютно новое. Да и вообще, с постройкой пассажирских судов – как морских, так и речных – в России, как и до этого в СССР, а еще раньше в Российской Империи, дела обстоят, прямо скажем, не блестяще.

Известнейшие речные теплоходы таких проектов, как «Родина», «Владимир Ильич» и «Россия» делались по заказу СССР в Чехословакии и ГДР . Морские пассажирские суда для нас строились в Польше , ГДР, Финляндии и других европейских странах, как социалистических, так и капиталистических. Единственное исключение – строительство в Ленинграде в 1959-1963 годах девяти грузо-пассажирских теплоходов проекта 592 (тип «Киргизстан »), которые были рассчитаны на перевозку 250 человек.

Но обычное пассажирское судно и круизный лайнер отличаются очень сильно. Эту разницу легко понять на примере, сравнив лайнер «Costa neoRomantica», в нынешнем году трижды заходивший во Владивосток, и паром «Eastern Dream», который возит пассажиров в южнокорейский Донгхэ и японский Сакаиминато.

Озвученная Андреем Тарасенко постройка круизного лайнера даже на тысячу пассажиров, конечно, дело непростое. Опыта и технологий для этого нет на Дальнем Востоке, да и, вероятно, вообще в России. Хотя, если очень надо, под боком находятся высокотехнологичные южнокорейские верфи, которые могут выполнить заказы любой сложности.

Возможен и другой вариант. Корпус судна с двигателями будет построен в Приморье, благо в крае есть та самая ТОР - «Большой Камень». А внутреннюю отделку и оснащение проведут в Южной Корее, Японии или Китае. Такая практика разделения производственного процесса в мировом судостроении имеет место.

Впрочем, построить судно к навигации в 2018 году все равно не получится, слишком маленький срок. А значит его придется все-таки купить.

Как его покупать?

Кроме очевидной проблемы с деньгами на покупку судна, а их Андрей Тарасенко обещал добиваться в федеральном бюджете, встает вопрос организационный. Черноморскую круизную линию открывали по поручению президента Путина . Лайнер за бюджетные деньги приобрело ФГУП «Росморпорт», которое передало его ООО «Черноморские круизы» - своему дочернему предприятию, выполняющему функцию оператора круизной линии.

Приморскому краю с недостроенными «Хаяттами», долгами по заработной плате и проблемами с теплоснабжением некоторых районов выделить больше миллиарда рублей на «белый пароход» будет проблематично. Это позволяет предположить, что и в этот раз судно купит «Росморпорт». Таким образом, выбор и покупка судна, фактически не проблема.

Проблема может заключаться в другом. И косвенно на нее указал врио губернатора, упомянув «Золотое кольцо России». Это проблема востребованности круизного туристического продукта.

Дело в том, что туристический маршрут «Золотое кольцо России» известен всей стране и за ее пределами. Его посещают российские и иностранные туристы. Благодаря удобному расположению вблизи Москвы и хорошо развитой транспортной инфраструктуры городов, входящих в данный маршрут, ежегодно посещает множество туристов.

Подобным образом обстоит дело с Сочи и Крымом, которые в летний сезон привлекают огромное число туристов со всей России. Это существенно повышает спрос на морские круизы. Ведь если во время вашего отдыха в Сочи начнутся дожди, вы сможете сеть на теплоход «Князь Владимир» и отправиться в недельное путешествие в Крым.

Туристическая привлекательность Приморья, Сахалина, Камчатки и Курил для отечественных туристов значительно ниже. Населения у нас куда меньше, чем в центральной России, значительного наплыва туристов летом, в сравнении с Краснодарским краем, ожидать не приходится. А если вы не дальневосточник, то до лайнера еще понадобится долететь. Про цены на авиабилеты летом все и так знают.

Все это вызывает серьезные опасения по заполняемости круизного лайнера пассажирами. К слову, в 2017 году средняя загрузка лайнера «Князь Владимир» на черноморской линии пассажирами не дотянула даже до 50 %, а он рассчитан всего на 600 пассажиров. В общей сложности, услугой воспользовались порядка 5000 туристов при стоимости 25 тыс. руб. за самое бюджетное место в двухместной каюте без окна и порядка 70 тыс. руб. за место в сьюте.

Ну и напоследок стоит отметить, что продолжительность морского круиза Владивосток – Петропавловск -Камчатский, исходя из расстояний, будет примерно вдвое выше, чем по маршруту Сочи – Крым. Но, если на Черном море лайнер заходит в Новороссийск и Ялту , то по пути в Петропавловск есть только Корсаков. Из него до Южно-Сахалинска более 40 километров, это сократит время на знакомство с последним. На Курильских островах, опять же, не так много портов, которые смогут принять лайнер …


Справедливости ради стоит сказать, что познакомить жителей Приморья с красотами Сахалина, Камчатки и Курильских островов, за что совершенно справедливо радеет Андрей Тарасенко, можно вовсе без дорогого круизного лайнера. Для этого достаточно связать территории регулярным морским сообщением и создать условия, при которых судовладелец и оператор получат возможность пусть не быстро, но гарантировано вернуть свои вложения.

У вас есть истории из «круизного прошлого» Владивостока, фотографии или, может быть, видео? Поделитесь ими! Это – бесценные воспоминания, которые не должны исчезнуть, словно морская пена. Присылайте на [email protected] свои рассказы и снимки, и они обязательно будут опубликованы на страницах газеты и сайта «Комсомольской правды» во Владивостоке.

ВЛАДИВОСТОК, 24 ноября. /ТАСС/. Новый проект по развитию круизного туризма должен привлечь на Дальний Восток любителей морских путешествий Азиатско-Тихоокеанского региона. Он предполагает объединение усилий сразу нескольких прибрежных регионов и даст новый толчок развитию всей туристической отрасли. Такое мнение высказала ТАСС и.о. директора Международного института туризма и гостеприимства Владивостокского госуниверситета экономики и сервиса (ВГУЭС) Галина Гомилевская.

"Одной из важных составляющих развития круизного туризма является проект "Восточное кольцо России". Данный проект объединит морские туристические маршруты сразу нескольких субъектов Дальнего Востока. Путешественник на круизном лайнере за одну поездку сможет посетить вулканы Камчатки, великолепную азиатскую архитектуру Сахалина и национальные парки в Приморском крае", - отметила эксперт.

Предполагается, что круизные маршруты объединят порты Приморья, Сахалина и Камчатки и будут проложены рядом с Курильскими островами, а также возле побережья Чукотки.

Этот проект, по мнению Гомилевской, потребует объединения усилий всех прибрежных регионов Дальнего Востока. "Для регионов Дальнего Востока проект "Восточное кольцо России" это большая попытка объединиться, чтобы сообща решать вопросы отрасли и привлекать туристов на Дальний Восток",- подчеркнула эксперт.

Круизный туризм набирает обороты

Сегодня в порты Дальнего Востока заходят крупные круизные лайнеры иностранных операторов, причем за тур, как правило, посещается всего лишь один российский порт. При этом число таких заходов растет с каждым годом, а интерес со стороны жителей Японии, Республики Корея, Китая и других стран АТР к морским путешествиям в Россию только растет.

Так, по словам руководителя сахалинского агентства по развитию туризма Натальи Осиповой, в 2016 году Сахалинскую область посетило 8 круизных судов (15 тыс. туристов). Это на 3 круизных захода больше, чем в 2015 году (10,523 тыс. туристов). В 2017 году планируется 9 заходов крупных и средних круизных компаний.

По данным агентства по туризму Камчатского края, сейчас в год на круизных судах Камчатку посещают порядка 9 тыс. человек. По предварительному прогнозу развития ТОР "Камчатка", уже к 2025 году количество туристов, прибывающих на полуостров на лайнерах, должно увеличиться до 220-250 тыс. человек.

Количество заходов океанских лайнеров во Владивосток в 2017 году возрастет почти в два раза: если в этом году приморскую столицу посетили 6 кораблей, то на в 2017 год достигнуто соглашение о заходе 11.

"Развитие круизного туризма является одним из стратегических приоритетов развития туристической отрасли региона. Мы совместно с руководством морского пассажирского терминала и заинтересованными представителями туристской общественности провели ряд встреч-презентаций с руководителями трех крупных круизных операторов "Royal Caribbean International", "Costa Group Asia" и "Sky Sea CruiseLine". В свою очередь компания "Costa Group Asia" подтвердила свое намерение в шести заходах их судов в порт Владивосток в 2017 году", - рассказал директор департамента туризма администрации Приморья Константин Шестаков.

Порты не могут обеспечить комфортный прием лайнеров

Между тем большинство экспертов считают, что для развития этого вида туризма необходимо модернизировать устаревшую портовую инфраструктуру. Так, в порту Владивостока уже в 2017 году будут начаты дноуглубительные работы. "На сегодняшний день глубина достаточна для приема большинства круизных лайнеров, курсирующих по АТР, но некоторые судовладельцы и круизные операторы, рассматривающие возможность захода во Владивосток, хотели бы, чтобы глубины причальной стенки были приближены максимально к паспортным и составляли более 9 метров. После чего Приморский край сможет рассчитывать на прием дополнительного числа круизных лайнеров", - отметил Шестаков.

По словам Осиповой, отсутствие необходимой портовой инфраструктуры сдерживает развитие круизного туризма и на Сахалине. Так, инфраструктура портовых сооружений в городе Корсакове позволяет обслуживать лайнеры только на рейде. Кроме того необходим современный пункт пропуска, способный обеспечить государственный контроль не менее 2,5-3 тысяч пассажиров в сутки.

Лайнеры, прибывающие в настоящее время в Петропавловск- Камчатский, не могут причалить ни к одному из пирсов в Авачинской бухте из-за их изношенности и недостаточной углубленности. Туристов, прибывающих на океанских лайнерах, на берег доставляют с помощью небольших ботов. Решить эту проблему может строительство новых причалов в рамках проекта ТОР "Камчатка".

Малые морские круизы выпали из бизнеса

Малые морские круизы - краткие по времени и расстояниям прогулки на катерах и яхтах - практически выпали из туристического бизнеса. Как отметила Гомилевская, действующее законодательство делает сложным использование частного маломерного флота для коммерческой деятельности. Владельцам приходится сталкиваться с проблемами лицензирования пассажирских перевозок, учета и контроля турпотока, выполнения правил безопасности.

По словам эксперта, решение этой проблемы требует упрощения целого ряда формальностей - от системы миграционных карт для выдачи виз для иностранцев, прибывающих в Россию на яхте, до внесения изменений в механизм использования прогулочных катеров в коммерческих целях.

Как отмечает директор турфирмы "Пять звезд" Оксана Зяблова, сегодня практически невозможно организовать легальные морские прогулки для туристов на катерах и яхтах в прибрежных акваториях. По ее словам, дело упирается не только в административные сложности, но и в отсутствие инфраструктуры - нет небольших причалов и обустроенных мест стоянок в интересных для туристах местах побережья.

Между тем именно на это направление круизного туризма решили сделать ставку в туристско-рекреационном кластере "Петропавловская гавань" на Камчатке. Уже в 2017 году первый инвестор кластера компания "Кедр" доставит на Камчатку понтонные причалы. Их установка в "Петропавловской гавани" позволит увеличить в два раза количество стояночных мест для яхт, катеров и катамаранов, которые занимаются на полуострове туристической деятельностью, сообщает пресс- службе Корпорации развития Камчатки.

Также компания уже приступила к разработке концепции строительства в гавани гостиничного комплекса и ряда других объектов в рамках комплексного благоустройства территории. Ориентировочный срок начала работ 2018 год. В этом сезоне Корпорация развития Камчатки начала модернизацию за счет собственных средств.

"В этом году были разработаны первичные материалы архитектурно-градостроительной концепции гавани. Проведена модернизация причала номер 5 для яхт и катеров. На месте старых построек разбит сквер для комфортного ожидания туристами посадки на борт", - сказали в корпорации.

Задействовать не только море, но и реки

Как отмечает доцент кафедры сервиса и туризма Школы экономики и менеджмента Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Ирина Кушнарева, для развития круизного туризма необходимо задействовать не только возможности дальневосточных морей, но и рек в Якутии, Хабаровском крае и Амурская области.

В Амурской области уже разрабатывается проект речного круизного туризма. "Золотая миля" станет точкой роста в развитии речного круизного туризма", - заявили в правительстве Амурской области, назвав недоразумением отсутствие круизного туризма на реке Амур, прервавшегося в 2008 году по экономическим причинам.

На развитие речного круизного туризма будет направлена и работа туристско-рекреационного кластера (ТРК) "Амур" в Благовещенске и его окрестностях. Реализация этого проекта рассчитана до 2025 года. Он позволит увеличить приток китайских туристов до 1 млн человек в год, совокупные траты которых достигнут $ 1 млрд.

Между тем планы возрождения речного яхтенного и круизного туризма по Амуру в Хабаровском крае упираются в две проблемы - отсутствие теплоходов большой вместимости и в наличие ограничений для хождения по Амуру судов и яхт под иностранными флагами. Об этом ТАСС рассказали в управлении по туризму Министерства культуры Хабаровского края.

О восстановлении одного из двух круизных теплоходов, которые ранее ходили по Амуру, весной 2016 года заявила туркомпания "Ника" из Санкт-Петербурга, которая реализует 12-дневные круизы на теплоходе "Таежном", рассчитанном на 16 пассажиров. Речь шла тогда о двух круизных теплоходах "Василий Поярков" или "Георгий Седов". Однако о реализации ее намерений ничего не сообщалось.

Вторая проблема, с которой столкнулись хабаровские туроператоры, запреты на прохождение судов и яхт под иностранными флагами на Амуре. Они установлены соглашениями Советского Союза и КНР от 1951 и 1957 гг. Иностранные суда могут заходить в российские воды только с моря, через Амурский лиман, но следовать только до Николаевска.

Яхтсмены, которые уже третий год организуют совместную с китайскими спортсменами регату Хабаровск - Фуюань - Хабаровск нашли выход из этой ситуации - на яхтах под российским флагом работают совместные экипажи.