21.09.2019

Светлый вечер с архиепископом Петергофским Амвросием (20.05.2016). Архиепископ Петергофский Амвросий: Дети должны знать основы Священного Писания и христианской жизни


Ректором Московской духовной академии на...

Ректором Московской духовной академии назначен архиепископ Петергофский Амвросий

19.07.2018 1547

В ходе заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 14 июля 2018 года в Екатеринбурге, был рассмотрен вопрос о замещении должности ректора Московских духовных школ и председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви в связи с избранием Собором Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата Преосвященного Евгения митрополитом Таллинским и всея Эстонии (журнал № 48).

Участники заседания приняли решение освободить митрополита Евгения от должностей председателя Учебного комитета и ректора Московских духовных школ, выразив ему особую благодарность за достойное несение этого послушания в течение 23 лет.

Председателем Учебного комитета назначен заместитель председателя данного Комитета протоиерей Максим Козлов.

Ректором Московских духовных школ назначен архиепископ Петергофский Амвросий, который освобожден от должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ. За достойное служение на должности ректора Санкт-Петербургских духовных школ на протяжении почти 10 лет владыке Амвросию выражена благодарность. Преосвященному Амвросию Священный Синод определил быть архиепископом Верейским, викарием Святейшего Патриарха Московского и всея Руси.

По материалам сайта Патриархия.RU

Биографическая справка:

Родился 15 июня 1970 г. в с. Лужки Железногорского р-на Курской обл. в семье рабочих.

С 1982 г. нес послушания в храмах Курской и Орловской епархий. По окончании средней школы и службы в армии поступил в Московскую духовную семинарию.

7 апреля 1994 г. ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Филаретом в Троицком соборе Троице-Сергиевой лавры пострижен в монашество с именем Амвросий в честь прп. Амвросия Оптинского.

29 мая 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Дмитровским Филаретом рукоположен во иеродиакона.

В сентябре 1994 г. назначен регентом вновь образованного академического хора студентов семинарии и академии.

8 октября 1994 г. в Покровском академическом храме Троице-Сергиевой лавры епископом Пинским и Лунинецким Стефаном рукоположен в сан иеромонаха.

В июне 1995 г. окончил семинарию и в августе того же года был зачислен на 1-й курс академии. В июне 1999 г. окончил МДА со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию по кафедре патрологии на тему «Сотериология святого Иоанна Златоуста». Оставлен в духовных школах преподавателем и регентом академического хора.

В августе 2000 г. распоряжением Святейшего Патриарха Алексия II назначен проректором пастырских курсов, преобразованных впоследствии в Сретенскую духовную семинарию при Сретенском монастыре в Москве, и определен в братию обители. Пребывая в Сретенском монастыре, исполнял послушание благочинного монастыря и регента праздничного монастырского хора.

В 2003 г. прошел обучение в Российской академии государственной службы при Президенте РФ по программе «Основы государственно-церковных отношений».

3 июня 2004 г. архиепископом Орехово-Зуевским Алексием в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан игумена.

Решением Священного Синода от 24 декабря 2004 г. (журнал № 88) избран епископом Прокопьевским, викарием Кемеровской епархии.

28 декабря 2004 г. Святейшим Патриархом Алексием II в соборном храме Сретенского монастыря возведен в сан архимандрита.

Архиерейская хиротония состоялась 26 марта 2005 г. в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужение возглавил Святейший Патриарх Алексий II.

Решением Священного Синода от 19 июля 2006 г. (журнал № 78) назначен епископом Бронницким, викарием Московской епархии.

Решением Священного Синода от 6 октября 2008 г. (журнал № 85) назначен епископом Гатчинским, викарием Санкт-Петербургской епархии, ректором Санкт-Петербургских духовных школ.

2 апреля 2011 г. назначен председателем отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.

Решением Священного Синода от 12 марта 2013 г. (журнал № 16) присвоен титул «Петергофский».

1 февраля 2014 г. за Божественной литургией в Храме Христа Спасителя в Москве Святейшим Патриархом Кириллом возведен в сан архиепископа.

Архиепископ Петергофский Амвросий.

Только чистота сердца может даровать человеку подлинную радость

Болезнь тоски легла тенью на лик современного человечества. Почему так несчастны сегодня люди? Потому, что грех отнял у них самое дорогое - чистоту и целомудрие сердца. В чистом сердце - свет и радость; в помраченном - тьма и печаль. И нет иного способа вернуть в жизнь подлинные радость и счастье, кроме борьбы со своим лютым врагом - грехом.

Лик человечества, дорогие отцы, братья и сестры, поразительно изменился за последние несколько десятилетий. Люди жалуются на усталость, отсутствие счастья и радости, потерю смысла жизни; даже в среде церковной то там, то здесь обсуждаются проблемы выгорания. Одни страдают от одиночества и жалуются на то, что их никто не понимает, другие - на непорядочность окружающих людей, третьи - на неразрешимые материальные проблемы и страх перед будущим.

Несчастны не только те, кто не имеет крова над головой, но и те, кто обладает несметным материальным богатством и колоссальными властными возможностями. Скорее именно те, которые получили уже в этой жизни все, способны все купить и пресытились всеми пороками, они более всего чувствуют пустоту, бессмысленность и изнывают в тисках уныния и отчаяния.

Многим из нас доводилось держать в руках альбомы со старыми фотографиями людей конца XIX-XX веков или наших бабушек и дедушек. Разве мы не признаемся себе, что видели на этих фото лица умиротворенные, с печатью благородства, не гордости, а достоинства. Особый свет, тепло и умиротворение излучают глаза людей, запечатленных на этих черно-белых, выцветших фотографиях.

Совсем не такие лица видим мы сегодня на улице или в метро, да что там, подчас даже в храме или у нас в Академии: тревожные, озабоченные, недовольные, серые…

Болезнь тоски легла тенью на лик человечества. И люди уходят от самих себя в виртуальный мир, пытаются забыться в пьянстве и наркотиках, теряются во тьме многочисленных пороков, копаются в навозе разврата, брызжут слюной ненависти к другим, живут сплетнями и клеветой, лгут и дышат злобой.

Почему так несчастны сегодня люди? Потому, что грех отнял у них самое дорогое - чистоту и целомудрие сердца. В чистом сердце - свет и радость; в помраченном - тьма и печаль.

У душевной усталости есть свои причины: ее порождают заразные бактерии, которые зарождаются и размножаются в нравственной грязи. Сколько ее вокруг?! И ежедневно она ищет способы пробраться в человеческую душу.

Как же вернуть в жизнь подлинные радость и счастье? Нет иного способа, как кроме борьбы со своим лютым врагом - грехом. Нет иного пути, как очищение и охранение своего сердца. «Всяким хранением храни сердце свое, ибо от него источники жизни», - говорил премудрый Соломон. «Сердце чисто созижди во мне Боже, и дух прав обнови во утробе моей», - каялся, очнувшись от угара греха, пророк и царь Давид (Пс 50).

Трагедия нас, современных христиан, заключается в том, что мы забываем о самом главном в жизни - о хранении своего сердца - этого таинственного вместилища, центра нашего бытия, драгоценной дарохранительницы, в которой должны храниться святые дары благодати Божией. Сатана ни на миг не упускает нас из виду. Его главная задача - овладеть нашим сердцем, взять его в плен и сделать рабом страстей. Заглянем в глубины этого тончайшего сосуда, призванного быть хранилищем даров Святого Духа. Что мы увидим в нем зорким, не замутненным взглядом? Как много в нем змей и червей, как много в нем безобразия греха!

Мы забыли, или не хотим признавать, что не может из одного источника исходить сладкая и горькая вода; что нет ничего общего у Христа и велиара, что благодать - святая и чистая, не может соединиться с грехом, что в злохудожную душу не внидет Господь!

Вот почему несмотря на паломничества, молитвы и богослужения, чтение полезных книг, академические лекции и практики, так называемое освоение учебных программ наше сердце чаще всего остается дырявым сосудом, не способным получить и удержать благодать Божию.

Сердце, наполненное страстями, не желает молитвы и не знает ее, и молитва не способна оживить это сердце, потому что оно не принимает ее.

Молитва - это дар благодать Божией, и без чистоты сердца ни то, ни другое не придет в нашу жизнь.

«Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф 5:8).

Какими бы талантами ни обладал человек, какие бы внешние дела благотворительности ни совершал, какими бы риторскими способностями не обладал, каким бы сильным апологетом христианства не был, если он не заботится о чистоте сердца, не борется со своими страстями, он оказывается духовно слепым и несчастным!

Наши прабабушки и прадедушки, пережившие войну, голод, лишения, издевательства, ссылки, сохранившие чистоту сердца (а некоторым из нас посчастливилось быть рядом с такими людьми, видеть красоту и сияние их лучезарных глаз) - были мудрее и ближе к Богу, чем теологи, которые не победили своих страстей.

Прежде христиане жили в благодати, дышали ею, явно переживали ее присутствие и действие уже здесь, во временной жизни на земле, несмотря на испытания и скорби. Благодать делала их самыми счастливыми на земле, а церковные общины - островками света и правды в темном море когда-то язычества, а в XX веке - коммунизма. Именно эта благодать привлекала тогда нас, детей, молодежь, наше поколение к Церкви, потому что детское сердце стремилось к подобной чистоте, ведь верующие люди хранили себя от греха, боялись погасить пламя благодати Божией.

Стяжание Духа Святого - цель христианской жизни. Эти слова Серафима Саровского особенно жизненно понимали люди с чистым сердцем. Но ведь сегодня целью христианской жизни перестает быть стяжание благодати, а потому и потеря ее не ощущается. Сегодня многие даже не понимают, какой урон наносит грех, что происходит в нашем сердце, не ведают, какие скорпионы селятся в нем. Поэтому и жизнь стала серой, безрадостной, выцветшей и выгоревшей.

Мы не должны сдаваться врагу. Прежде всего, своего захватчика надобно изгнать из сердца покаянием и исповедью, соскоблить со своей души смрадный слой греха. Нужно установить контроль ума и воли над своими органами чувств: зрением, слухом, обонянием, вкусом, осязанием. Оградить свое сердце, зрение и слух от источников страстей, от пустых бесед, от клеветы, от виртуальной ямы нечистот и лжи во Всемирной паутине, от зрелищ картин разврата. Избегать тех мест и людей, которые напоминают о падении, быть бдительным, зная, что враг то на время отступает, то набрасывается с новой силой. Именно в этом - главная цель великопостного пути, начало которого для нас с вами знаменуется отложением житейских попечений и нахождением в течение многих часов в главной аудитории нашей жизни - храме Божием:«Пробудись, душа моя, поразмысли о совершенных тобою деяниях, представь их пред своими очами, капля за каплей проливая свои слезы, безбоязненно открывай Христу свои дела и помышления, не оправдывайся».

В Петербурге продолжают развиваться события, связанный с передачей Русской православной церкви Исаакиевского собора. И вновь мы видим неоднородность церковной среды и разобщённость людей по вопросу, который должен был бы наоборот объединять их.

Пресс-досье:

В день крестного хода вокруг Исаакия верующие прослушали проповеди двух сановников. Архиепископ Амвросий извинился за церковную агрессию. Митрополит Варсонофий, тем временем, грозил карами богохульникам. «Фонтанка» сравнила тексты.

Подготовка ко второму крестному ходу велась с помощью епархиальных циркуляров и агрессивного пиара в соцсетях. Ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Амвросий, выступив перед тысячами, снял напряжение миролюбивой проповедью. В это же время глава петербургских священников митрополит Варсонофий произнес свою речь.

В воскресенье, 19 февраля, по православному календарю стартовала мясопустная неделя. Традиция предписывает говорить с амвона о страшном (последнем) суде. Но каждый священнослужитель самостоятельно решает, в каком ключе доносить свои мысли до паствы.

С началом мясопустной совпал крестный ход вокруг Исаакия - своеобразный ответ епархии на гражданские протесты. К тому времени в Петербурге уже было известно, что Кремль скептически оценил своеволие городских и церковных властей, и публичное выступление каждого священнослужителя по умолчанию имело тематический окрас.

В Исаакии проповедь читал ректор Санкт-Петербургской духовной академии архиепископ Петергофский Амвросий. Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий, считающийся главным поборником передачи Исаакия церкви, тоже не остался без аудитории. Его слушали несколько десятков человек в храме на Серафимовском кладбище.

Архиепископ Петергофский Амвросий. В миру Виталий Ермаков, 46 лет. Родился в Курской области. Послушником стал в 1982 году. В Московскую духовную академию поступил после армии. Пострижен в монашество в 23 года.

Кандидат богословия. Имеет два светских образования. Окончил Российскую академию госслужбы по программе «Основы государственно-церковных отношений» и Институт дружбы народов Кавказа (Ставрополь) по специальности «Психология». До Петербурга служил в Кемеровской и Московской епархиях. Ректор Санкт-Петербургских духовных школ с 2008 года. В сан архиепископа возведен в феврале 2014-го.

Митрополит Петербургский и Ладожский Варсонофий. В миру Анатолий Судаков, 56 лет. Родился в Саратовской области. Пострижен в монашество в 22 года. В 1986 году окончил Московскую духовную академию. Во время обучения в Московских духовных школах каникулярное время ежегодно проводил в Пюхтицком женском монастыре в Эстонии, где не раз помогал будущему патриарху Алексию Второму. До Петербурга служил в Пензенской и Саранской епархиях, управделами Московской патриархии, Мордовской митрополии. Митрополит с февраля 2010 года. В Петербург переехал в марте 2014 года.

Варсонофий, рассуждая о судных днях, напомнил о неотвратимости наказания:

«Мы слышали в Евангелии, что Господь открыл, как будет проходить последний суд. Когда случаются злодеяния, многие спрашивают, почему Господь не наказывает за них. Всему свое время».

По Исаакию разносились слова Амвросия:

«Хочу говорить о Христе и любви. Страшный суд - это суд любви. Без любви к человеку невозможны справедливость и закон. Страшный суд - это вопрос, любил ли ты кого-нибудь».

Варсонофий выбрал другой тон:

«Когда мы слушаем Евангелие, должны исполнять его… Совершится Страшный Суд. Некоторые пытаются связать жизнь пополам с грехом - вроде до Второго пришествия далеко, нет еще признаков, которые указаны в Евангелии, еще не пришел антихрист. Но смерть ходит за нами по пятам. Нужно быть готовыми каждый день».

Амвросий не отделял себя от паствы:

«Мы пытаемся тщетно улучшить мир, найти справедливость, хотим выигрывать политически и социально, и в этой игре не поступаемся ничем, даже верой и святыней. Тратим часы, рассуждая о правильности поступков других людей, делим людей на своих, которые должны иметь наши взгляды, и чужих, которых мы должны сокрушить. И не делаем ничего, что спасет в час страшного суда».

Варсонофий торопил:

"Мы уже сегодня должны сделать выбор: на правую или левую сторону от Судии Вселенной хотим встать. На правую встанут те, кто исправил жизнь покаянием, слезами, очистил душу. А слева встанут те, кто все делал вопреки заповедям Божиим и так испачкал душу, что предстанет в лохмотьях и весь израненный грехами».

Амвросий пытался спроецировать Евангелие на гражданские ценности:

«"Смотрите, как бы свобода ваша не стала причиной падения", - предупреждал апостол Павел христиан своего времени. Эти слова сказаны и нам. Свобода без любви во Христе очень быстро становится свободой для одного и понуждением для другого. Граница свободы христианина лежит там, где начинается свобода личности ближнего, свобода другого человека».

Варсонофий делился личным опытом:

«Я был свидетелем наказаний, когда Господь карал богохульников. Эти люди погибали естественным путем. Они занимали высокие должности в советское время, были директорами школ, кем-то еще. Но выступали против Бога. Они получили наказание при жизни».

Амвросий призывал к милосердию:

«Не воздвигайте стен между собой и другими. Не ищите разделяющих различий между людьми, старайтесь не классифицировать их по признакам и относитесь ко всем с одинаковой благожелательностью. Не проводите тождество между человеком и его грехами, ошибками и слабостями. Умейте прощать».

Варсонофий уверял, что выбор Господа будет простым:

«Как легко отличить овцу от козы, так Господу будет легко отличить душу святую от погибшей, при жизни истлевшей во грехах".

По мнению Амвросия, не все так однозначно:

«Ведь и Христа распяли не безбожники, а как раз те люди, которые больше всех говорили о Боге и молились в храме и на улице больше остальных».

О передаче Исаакия 19 февраля Варсонофий не говорил по понятным причинам - аудитория не та. Свою позицию он предельно ясно выразил в письме Дмитрию Медведеву в марте 2016 года:

«Совершенно очевидно, что историческим храмам... необходимо возвращать их первоначальное и единственно возможное богослужебное назначение».

Амвросий, в свою очередь, не мог не сказать:

«Пользуясь данной Богом возможностью, хочу попросить прощения у всех вас. И за тех, кто в прошедшие недели был несдержан в словах и эмоциях, недостойно высказывался о людях, подавал соблазны. И думая, что, защищая свою позицию и даже церковь, вредил и церкви, и всем нам».

Амвросий стал первым церковным сановником, который извинился и выразил благодарность директору ГМЗ «Исаакиевский собор» Николаю Бурову и его сотрудникам за «многолетнее сотрудничество и поддержание собора в величественном состоянии».

Слово «любовь» в проповеди Амвросия прозвучало больше тридцати раз. В речи Варсонофия, судя по стенограмме на сайте Санкт-Петербургской епархии, - ни одного.

ректор Санкт-Петербургской Духовной Академии

  • Епископская хиротония – 4 июня 2017 года
  • Иерейская хиротония – 15 июня 2008 года
  • Диаконская хиротония – 27 апреля 2008 года
  • Монашеский постриг – 22 апреля 2008 года
  • Дата рождения – 25 апреля 1985 года
  • Тезоименитство – 8 декабря

Образование

  • Смоленская духовная семинария (2004)
  • Московская духовная академия (кандидат богословия) (2006)
  • Смоленский государственный университет (кандидат исторических наук) (2009)
  • Христианская теологическая академия в Варшаве (доктор теологии) (2017)

Ученая степень

  • кандидат богословия
  • кандидат исторических наук
  • доктор теологии

Биография

  • Родился 25 апреля 1985 года в г. Смоленске.
  • По окончании школы в 2002 году поступил в Смоленскую духовную семинарию, которую окончил в 2004 году. В 2003 году поступил в Смоленский государственный университет на исторический факультет, который окончил в 2009 году.
  • В 2004 году поступил в Московскую духовную академию, которую окончил в 2006 году со степенью кандидата богословия, защитив диссертацию на тему «Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны».
  • В 2006 году назначен преподавателем Смоленской духовной семинарии. Преподавал также в Смоленском межъепархиальном духовном училище. В 2007 году назначен секретарем Смоленского епархиального управления. Являлся секретарем Епархиального Совета Смоленской епархии.
  • 22 апреля 2008 года в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом, ныне Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, пострижен в монашество с именем Серафим в честь святого священномученика Серафима, архиепископа Смоленского.
  • 27 апреля 2008 года, в праздник Святой Пасхи, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеродиакона.
  • 15 июня 2008 года, в праздник Пятидесятницы, в Свято-Успенском кафедральном соборе г. Смоленска митрополитом Смоленским Кириллом рукоположен в сан иеромонаха.
  • 12 июля 2008 г. назначен настоятелем церкви святого Иоанна Предтечи г. Смоленска.
  • 5 мая 2010 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом награжден наперсным крестом.
  • В 2010 году в Брянском государственном университете им. академика И.Г. Петровского защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата исторических наук на тему «Воздействие Русской Православной Церкви на социальную сферу общества в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. (На материалах Смоленской области)» .
  • 30 апреля 2012 года назначен настоятелем храма-памятника в честь Воскресения Христова в Катыни, где организовал церковно-приходскую жизнь.
  • В 2012 году к празднику Святой Пасхи награжден правом ношения палицы.
  • С июля 2014 года – сотрудник Управления делами Московской Патриархии. 9 марта 2015 года назначен на должность ответственного секретаря Управления делами Московской Патриархии.
  • 25-31 июля 2016 года в составе официальной делегации Русской Православной Церкви принимал участие во Всемирных днях молодежи в Кракове.
  • В 2014-2017 годах обучался в докторантуре Христианской теологической академии в Варшаве, по окончании которой защитил диссертацию на соискание ученой степени доктора теологии на тему «Święty męczennik Serafin (Ostroumow), arcybiskup smoleński oraz jego duszpasterstwo w Polsce i Rosji» («Священномученик Серафим (Остроумов), архиепископ Смоленский и его пастырское служение в Польше и России») .
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 4 мая 2017 года (журнал № 30) избран епископом Люберецким, викарием Патриарха Московского и всея Руси, и назначен на должность председателя Синодального отдела по делам молодежи.
  • 10 мая 2017 года в храме в честь Всех святых, в земле Русской просиявших, Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве управляющим делами Московской Патриархии митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Варсонофием возведен в сан архимандрита.
  • 3 июня 2017 года в Тронном зале Патриарших покоев Свято-Троицкой Сергиевой лавры наречен во епископа. 4 июня 2017 года, в праздник Пятидесятницы, за Божественной Литургией в Успенском соборе Свято-Троицкой Сергиевой лавры рукоположен во епископа. Наречение и хиротонию возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
  • С мая 2017 по июль 2018 года – член Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.
  • С 22 мая 2017 года по 28 июля 2018 года являлся настоятелем храма Успения Пресвятой Богородицы – Патриаршего подворья на Крутицах г. Москвы.
  • 17 июля 2017 года включен в состав Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви, в комиссию по церковному просвещению и диаконии, с 15 октября 2018 года переведен в комиссию по богословию и богословскому образованию (журнал Синода № 80).
  • С 1 марта 2018 года – заведующий Кафедрой теологии гуманитарного факультета Российского государственного социального университета.
  • Решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 14 июля 2018 г. (журнал № 48) назначен ректором Санкт-Петербургской духовной академии, викарием Санкт-Петербургской епархии с титулом Петергофский и освобожден от должности председателя Синодального отдела по делам молодежи.
  • 31 июля 2018 года принят в Совет ректоров высших учебных заведений Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
  • 24 сентября 2018 года избран членом Ученого совета Военно-медицинской академии (г. Санкт-Петербург).
  • 8 декабря 2018 года Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом утвержден в звании доцента.

Основные научные труды, публикации:

Слово архимандрита Серафима (Амельченкова) при наречении во епископа Люберецкого, викария Патриарха Московского и всея Руси.

Монографии

1. Смоленская епархия в годы Великой Отечественной войны. - Смоленск, 2006. - 192 с.: ил.

2. Богословское образование в России: Смоленская духовная семинария. Исторический очерк. 1728-2008. - Смоленск, 2010. - 352 с.: ил.

3. Русская Православная Церковь и общество в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов (на материалах Смоленской области). - Смоленск: Свиток, 2012. - 256 с.: ил.

4. Дорогой веры, любви и правды. Исторический очерк жизни и служения священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского и Дорогобужского, 1880-1937. - Смоленск: Свиток, 2012. - 304 с.: ил.

5. Пастырство священномученика Серафима (Остроумова), архиепископа Смоленского в Польше и России. ― Смоленск: Свиток, 2017. ― 416 с.: ил.

Основные статьи (за последние пять лет)

  1. Смоленская духовная семинария в первой половине XIX века // Религиозное образование в России и в Европе в XIX в. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2014.
  2. Религиозный фактор в развитии польско-российских культурных связей // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей / МГУ. - М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2015.
  3. Pastor counseling experience of saint martyr Seraphin (Ostroumov), archbishop of Smolensk, «Rocznik Teologiczny», Warszawa 2016, LVIII (1).
  4. Богословское образование в российской семинарии во второй половине XIX века: Смоленская духовная семинария // Религиозное образование в России и в Европе в конце XIX ― начале XX века. ― СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2016.
  5. Священномученик архиепископ Серафим (Остроумов) как покровитель примирения народов Польши и России // Россия и Запад: Диалог культур: сборник статей XIX международной конференции 22-23 марта 2017, выпуск 19, часть I / МГУ. ― М.: Центр по изучению взаимодействия культур, 2017.
  6. Солидарность пастыря и народа в эпоху перемен. «Открытое письмо московскому духовенству» сщмч. Серафима (Остроумова), епископа Бельского 18 апреля/1 мая 1917 года // Теология: встреча Востока и Запада. Труды кафедры теологии РГСУ. – СПб.: Алетейя, 2018.
  7. Православие: траектории движения духовных и нравственных границ // Религиозные свободы в мире. Путь к диалогу: материалы международной конференции. – М.: Юрист, 2018.

Сфера научных интересов: история России, история Русской Православной Церкви, пастырское богословие.

Об этом Председатель Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии сказал в ходе совещания Коллегии по религиозному образованию и катехизации.

В начале заседания архиепископ Амвросий зачитал некоторые положения из доклада Святейшего Патриарха Московского и все Руси Кирилла на Архиерейском совещании Русской Православной Церкви, в котором Патриарх обратил особое внимание на вопросы, касающиеся деятельности в сфере религиозного образования. Затем архиерей перешёл к вопросам, касающимся непосредственно Санкт-Петербургской епархии.

В ходе совещания обсуждались перспективы религиозно-образовательной, катехизической и культурно-просветительской деятельности в благочиниях. Также были оглашены основные вопросы и направления работы в сфере религиозного образования на ближайшее время. В частности, архиепископ Амвросий обратил внимание присутствующих на ряд важнейших аспектов деятельности.

Так, иерарх рассказал о планах по организации Центров духовной культуры и образования в благочиниях. Идея создания таких Центров вызвана необходимостью активизации работы благочиний в данном направлении. Многие вопросы духовно-нравственного образования и воспитания, решенные на уровне епархии и Комитета по образованию, по многим причинам не получают дальнейшего развития. Одним из препятствий является отсутствие площадки для реализации плодотворного взаимодействия светских и церковных специалистов для совместного решения общих задач в сфере культуры, образования и воспитания детей. Такой площадкой и должны стать Центры духовной культуры.

Одной из важнейших задач епархии на данный момент является повышение процента выбора модуля Основ православной культуры в общеобразовательных школах города, который сейчас равен 30.

Архиепископ Амвросий обратил особое внимание слушающих на необходимость ответственного выбора помощников благочинных по религиозному образованию и катехизации, директоров Центров ДКиО и педагогов-методистов. Председатель епархиального ОРОиК подчеркнул, что на данные должности необходимо назначать людей, имеющих соответствующее образование и опыт работы в данной области. По словам иерарха, если директор Центра ДКиО может быть творческим, энергичным человеком, по возможности священнослужителем, не занятым другой деятельностью на приходе, то методист должен быть профессионалом, знающим свое дело. Любому сотруднику прихода, взаимодействующему с прихожанами, важно иметь хотя бы базовое образование в области православного вероучения. Для этого в епархии существуют Епархиальные курсы религиозного образования и катехизации - единственные епархиальные курсы, получившие гриф Синодального отдела религиозного образования и катехизации.

Архиепископ Амвросий рассказал о проекте Соглашения о сотрудничестве в сфере духовно-нравственного образования и воспитания между главами администраций районов Санкт-Петербурга и руководством благочиний Санкт-Петербургской епархии, территориально связанных с этими районами. В настоящее время проект этого Соглашения дорабатывается с учетом актуальной информации.

Следующим вопросом, поднятом на совещании, стало взаимодействие епархиального ОРОиК и благочиний в вопросах религиозного образования, катехизации и культурно-просветительской деятельности. Архиепископ Амвросий отметил важность взаимодействия Отдела и благочиний, которое должно осуществляться с помощью помощников благочинных, которым следует быть на постоянной связи с Отделом.

Заканчивая свою речь, Председатель ОРОиК поднял вопрос катехизации на приходах и в воскресных школах. Он рассказал о принятом решении об организации на каждом приходе воскресной школы. По словам архиерея, «за творческим процессом должно стоять главное - дети должны знать основы Священного Писания и христианской жизни». Владыка также подчеркнул, что в настоящее время является обязательным оглашение перед Таинствами Крещения и Венчания с выдачей свидетельств единого образца, установленного Священным Синодом.

После выступления архиепископа Амвросия, в заключение совещания, первый заместитель председателя Отдела священник Илия Макаров обсудил с присутствующими вопросы распределения зон ответственности помощников благочинных, директоров Центров ДКиО, проблемы финансирования и другие аспекты деятельности в сфере религиозного образования, а также ответил на вопросы аудитории.

В совещании участвовали помощники благочинных по религиозному образованию и катехизации, а также педагоги-методисты благочиний по духовно-нравственному развитию, образованию и воспитанию, сообщает пресс-служба Отдела религиозного образования и катехизации Санкт-Петербургской епархии.