13.10.2019

Виды общения вербальное и невербальное в медицине. Вербальные средства общения: что это такое


Для того чтобы быть полноценным членом общества, взаимодействовать с другими людьми и достигать успеха, нужно владеть средствами коммуникации, принимать и передавать информацию, то есть общаться. Средства общения, которые использует человек, многочисленны и разнообразны, но их можно объединить в 2 группы: вербальные и невербальные.

Вербальное или речевое общение считается исключительно человеческой формой коммуникации. Основными его средствами являются слова, имеющие свое значение и наделенные смыслом, а также состоящие из слов сообщения – тексты или предложения.

Конечно, животные тоже обмениваются информацией в звуковой форме. Однако такая коммуникация, как бы разнообразна она ни была, речью не является, и звуки, издаваемые животными, не обозначают предметы или действия, а только передают состояние, в первую очередь, эмоциональное.

Речь и язык: связь и различия

Речь и язык – очень близкие понятия, но не тождественные, хотя большинство людей затрудняются сказать, в чем различие между речью и языком. А здесь все очень просто. Речь – это процесс передачи информации, а язык – средство, с помощью которого этот процесс осуществляется.

Язык как продукт общества

Язык социален, он результат длительного развития, возник и сформировался в обществе и тесно связан с определенной социальной средой. Есть национальные языки, которые возникли в далеком прошлом и за многотысячелетнюю историю накопили огромную информацию об истории, культуре, экономике этноса, его ментальности, образе жизни и даже географическом положении. Например, в языке саамов – северного народа, проживающего на территории Норвегии и Финляндии, более 100 слов, обозначающих снег и лед, а в эскимосском языке их не менее 500. У киргизов только для наименований разных возрастных групп лошадей используется более 10 разных слов.

Есть и так называемые подъязыки: сленги и диалекты. Они формируются в отдельных территориальных или социально-профессиональных общностях на основе общенационального. Если диалекты сейчас уже не выражены ярко, то сленги иногда бывают весьма своеобразными по звучанию и значению слов. Например, молодежный сленг, студенческий, сленг автолюбителей, геймеров, ИТ-специалистов, копирайтеров и т. д.

Язык стандартизирован и в плане произношения, и в плане порядка расположения слов в предложении. Правила грамматики и лексики незыблемы и обязательно должны выполняться всеми носителями языка, иначе они рискуют быть непонятыми.

Каждое слово имеет значение, то есть связь с объектом, явлением или действием. Помните, как в сказке С. Маршака «Кошкин дом» кошка объясняла своим гостям: «Вот это стул – на нем сидят. Вот это стол – за ним едят». То есть она озвучивала значения понятий. Правда, немало слов многозначных или полисемантичных (семантика – наука о значениях). Так, слово «стул» может обозначать не только предмет мебели. Несколько значений имеют слова «ключ», «ручка», «мышка» и т. д.

Кроме значений, слово имеет еще и смысл, который часто носит индивидуальный характер. Например, слово «красавица» не всегда похвала, оно может иметь смысл, прямо противоположный значению. Еще больше разноплановых смыслов в целостных высказываниях, что часто приводит к проблемам во взаимопонимании людей, казалось бы, говорящих на одном языке.

Речь и ее особенности

Если язык социален, то речь индивидуальна, в ней отражаются особенности говорящего: образование, социальная принадлежность, сфера интересов, эмоциональное состояние и т. д. Речевые характеристики человека позволяют составить его полноценный психологический портрет.

Речь буквально наполнена . От них зависят и слова, которые мы выбираем, и построение предложений, и индивидуальные смыслы. А еще речь тесно связана с такими невербальными средствами, как интонация, тон, громкость, тембр голоса.

Речь можно рассматривать как деятельность, связанную со взаимодействием людей. И поскольку это взаимодействие разнообразно и разнопланово, то и речь выполняет несколько функций:

  • Коммуникативная – функция передача информации, которая считается основной.
  • Экспрессивная выражается в передаче эмоций.
  • Побуждающая – воздействие на других людей с целью побудить их к каким-либо действиям или запретить что-то.
  • Сигнификативная – функция обозначения, проявляется в назывании предметов, явлений и действий. Именно наличием этой функции речь принципиально отличается от звуковой коммуникации животных.

Речевое имеет очень высокую ценность в сообществах людей, поэтому так важно, чтобы ребенок вовремя овладел речью. И поэтому довольно долго немые считались неполноценными и умственно отсталыми людьми. Однако, как выяснили психологи и лингвисты, с помощью вербальных средств в живом межличностном общении люди передают не более 20 % информации. Удивительно? Но это на самом деле так. А вот 80 % приходится на невербальное общение.

Невербальные средства и их виды

Когда речь заходит о невербальных средствах общения, то в первую очередь вспоминают о жестах. Однако жесты сравнительно небольшая и самая «молодая» группа неречевых средств. Многие из них достались нам от животных предков и носят рефлекторный характер, поэтому человек не может ими управлять.

Экспрессивные рефлекторные реакции

К таким рефлекторным реакциям относятся экспрессивные (выразительные) движения – внешние проявления тех изменений в организме человека, которые сопровождают различные эмоциональные состояния. К наиболее известным и наиболее заметным экспрессивным движениям относят следующие:

  • покраснение и побледнение кожных покровов, сопровождающие чувства , гнева или смущения;
  • тремор – дрожание рук и ног, иногда губ и голосовых связок (страх, сильное волнение);
  • «мурашки» - ощущение, связанное с возбуждением волосяных луковиц на теле (страх, возбуждение);
  • изменение размера зрачка: расширение – волнение, связанное с выбросом адреналина (страх, гнев, нетерпение), и сужение (неприязнь, презрение, отвращение);
  • кожно-гальваническая реакция (повышенное потоотделение) сопровождает сильное возбуждение, волнение, часто страх.

Так как в основе этих невербальных средств естественные рефлекторные реакции, которыми человек не может управлять, то эти средства коммуникации считаются самыми правдивыми и искренними. Простая наблюдательность поможет вам определить человека с теми чувствами, которые он переживает.

Ольфакторные средства общения

К древнейшим источникам информации, связанным с состоянием человека, относятся ольфакторные средства общения. Это запахи, в первую очередь естественный запах человека. Мы утратили способность животных ориентироваться по запахам, но они все же влияют на формирование отношения к другим людям, хоть мы этого часто и не замечаем. Так, традиционно считается, что запах пота неприятен, но это не всегда верно. Например, пот человека, находящегося в состоянии сексуального возбуждения, буквально насыщен феромонами, и его запах может быть очень привлекателен для представителя противоположного пола.

Наряду с естественными, определенное значение в общении имеют и искусственные запахи, которые создают настроение, возбуждают или расслабляют. Но роль ольфакторных средств в общении, пожалуй, наименее изучена.

Мимика и пантомимика

Все эмоции и чувства, которые мы испытываем, отражаются на нашем поведении и характере движений. Достаточно вспомнить, как меняется походка человека в зависимости от его настроения:

  • Вот плавной походкой, неторопливо идет спокойный, умиротворенный человек, а тот, кто испытывает прилив бодрости, активности и позитива, двигается уверенно, широко шагает и делает отмашку при ходьбе, его плечи развернуты – это движения успешного, целеустремленного человека.
  • Но если настроение плохое, а эмоциональное состояние подавленное, то мы видим, как походка становится вялой, шаркающей, руки безвольно висят вдоль тела, а плечи опускаются. Испуганные люди стараются сжаться, казаться меньше, словно прячутся от всего мира, они втягивают голову в плечи и стремятся совершать минимум движений.

Наряду с динамическими пантомимическими средствами, есть и статические. Это позы. Положение, которое человек занимает во время разговора, тоже многое может сказать не только о его настроении, но и о его отношении к партнеру, к теме разговора, к ситуации в целом.

Движения человека настолько информативны, что в социальной психологии есть целое направление, которое изучает язык телодвижений, и ему посвящено множество книг. Пантомимика во многом зависит от физиологического состояния организма, на изменение которого влияют эмоции. Но все же это не рефлекторные движения, и знающий человек может научиться ими управлять – демонстрировать уверенность при ее отсутствии или скрывать страх. Этому обучают политиков, актеров, бизнесменов и людей других профессий, где важно уметь оказывать . В этом плане невербальное общение эффективнее, так как словам люди верят меньше, чем движениям и жестам.

Еще более разнообразные нюансы эмоций способно выражать лицо человека, ведь на нем находится около 60 мимических мышц. Они могут передавать самые сложные и неоднозначные эмоциональные состояния. Например, удивление может быть радостным, огорченным, испуганным, настороженным, презрительным, пренебрежительным, высокомерным, робким и т. д. Перечислить, а тем более описать различные выражения лица совершенно невозможно.

Однако человек, как правило, безошибочно угадывает значение мимических движений и может всерьез обидеться на партнера, даже если тот ничего обидного не сказал, но взгляд его был очень красноречивым. А дети учатся «читать» мимику с самого раннего детства. Думаю, многие замечали, как начинает плакать малыш, увидев нахмуренные брови мамы, и расцветает в улыбке в ответ на ее улыбку.

Улыбка вообще уникальна, она стоит особняком среди невербальных средств общения. С одной стороны, улыбка относится к врожденным рефлекторным реакциям, улыбаться умеют многие высшие животные, особенно социальные: собаки, дельфины, лошади. С другой стороны, эта мимическая реакция настолько высоко ценится как средство общения, что люди научились ей управлять и даже поставили себе на службу. Хотя внимательный человек все равно отличит искреннюю улыбку от фальшивой демонстрации зубов без кариеса.

Жесты

Это наиболее осознанные и управляемые невербальные средства. Они полностью социализированы и могут даже выполнять знаковые функции. Самый простой пример таких жестов-знаков – это числа, которые показывают с помощью пальцев. Но есть и множество других обозначающих жестов: указывающие, запрещающие, приглашающие, жесты согласия, отрицания, повеления, повиновения и др.

Особенность жестов в том, что они, так же как и слова формального языка, принадлежат определенному социуму или этносу. Поэтому часто говорят о языке жестов. У разных народов одно и то же могут обозначать разные жесты. А одинаковый жест нередко имеет совершенно разное значение.

Например, большой и указательный палец, соединенные в кольцо, в традиции, пришедшей в Европу из США, значат «О′кей» – все в порядке. А в Германии и Франции этот же жест имеет почти противоположное значение – «ноль», «пусто», «бессмыслица»; в Италии это «белиссимо» – великолепно, а в Японии – «деньги». В некоторых странах, например, в Португалии и на юге Африки, такой жест вообще считается неприличным, а в Тунисе и Сирии означает угрозу.

Таким образом, для нормального взаимопонимания необходимо изучать не только язык слов другого народа, но и язык жестов, чтобы случайно не попасть впросак.

Невербальные средства, связанные с речью

Среди средств общения выделяют такие, которые самостоятельной роли не играют и тесно связаны с речевой деятельностью. Но их тоже относят к невербальным средствам. Это интонация, с которой произносится высказывание, повышение и понижение тона, паузы, громкость и скорость речи. Такие средства тоже передают информацию об эмоциональном состоянии человека. Например, чем более возбужден и взволнован человек, тем быстрее и громче становится его речь, а нерешительного или испуганного человека выдают дрожащий голос и частые паузы в речи. Интонативность речи очень важна в общении, иногда ее достаточно, чтобы понять, что хочет сообщить человек, говорящий на незнакомом языке. Палеолингвисты считают, что интонация как средство общения возникла даже раньше самой членораздельной речи.

Рассмотрев основные виды невербальных средств, становится понятно не только то, насколько они важны, но и то, что они пронизывают буквально все уровни коммуникации, а в межличностном общении вполне могут вообще заменять слова, и тогда о людях говорят, что они понимают друг друга без слов. Бывает так, что ваш партнер обижается и сердится, а вы, недоумевая, спрашиваете: «Ну, что я такого сказала, на что ты обиделся?» Так вот, он обиделся не на те 20 % информации, которые вы передали словами, а на те 80 %, что продемонстрировали с помощью невербальных средств: интонации, выражения лица, взгляда и т. д.

Взаимосвязь между людьми происходит посредством общения, которое может в свою очередь иметь вербальную и невербальную формы. При этом, стоит учесть, что вербальная форма, так или иначе сопровождается невербальной, тогда как последняя может проявляться сама по себе.

Чтобы наглядно понимать, как это происходит, следует сказать, что вербальное общение - это, прежде всего, устная и письменная речь, которая имеет определенную четкую структуру, выраженную в языковых и стилистических правилах. Ярким примером вербального общения является устный диалог или письменная переписка двух людей.

Невербальное общение - это система знаков, которая проявляется подсознательно и также подсознательно воспринимается оппонентом. Она в большей степени относится к проявлению инстинктов и рефлексов человека.

Так, например, простая улыбка в , в зависимости от формы сложения рта и мимики всего лица в целом, может быть без слов трактована, как проявление симпатии, позитивного эмоционального состояния или, напротив, насмешки. При этом в большинстве случаев истинная природа эмоции определяется человеческим мозгом довольно точно.

Вербальные средства общения

Основными вербальными средствами общения являются речь (устная и письменная) , чтение и слушание. Непосредственно сама речь является средством для производства текстовой информации, которое определяет принятые обществом правила и знаний в понятной для большинства представителей общества, форме. В свою очередь чтение текстовой информации, а также слушание является средством восприятия знаний.

Речь может быть внутренней и внешней . Последняя - это проявление речи в привычной нам форме диалога или монолога. В свою очередь внутренняя речь — это фактически разговор с самим собой, или, проще говоря, мыслительный процесс, облаченный в речевую форму. Так, например, при обдумывании каких-либо ситуаций человек мысленно выстраивает логическую текстовую цепочку, тогда как образное мышление является вторичным. Внутренняя речь общением не является, если впоследствии она не была выражена в устной или письменной форме.

Внешняя речь, а, следовательно, и вербальное общение может быть классифицировано как информативное и манипулятивное. Первое направлено на передачу информации, второе — на побуждение к действию. Внешняя речь, в силу своей направленности на обмен информацией, так или иначе, сопровождается невербальной формой общения. Особенно это проявляется в манипулятивном общении, которое для достижения цели использует эмоциональные образы и невербальные средства и способы общения.

Невербальные средства общения

Невербальное общение не имеет определенных схем и правил, поскольку проявляется и воспринимается на инстинктивном уровне, основываясь на личном опыте и мировоззрении человека. При этом, его можно классифицировать на три основные группы:

Основной проблемой вербального и невербального является расстановка значимости. Так, в традиционном общении невербальные факторы несут вторичную нагрузку, выступая в качестве дополнения к вербальному общению для акцентирования наиболее важной информации, мыслей, идей и т. д.

С другой стороны, рассматривая посредством творческого проявления, зачастую вербальная составляющая является второстепенной, выводя на первый план мимику и жесты, обращенные к эмоциональной стороне человека.

Так, например, поэзия, исполняемая артистом театра - это, прежде всего, визуальное оперирование образами, где текстовая часть зачастую даже не имеет логического построения.

ОБЩЕНИЕ (англ. communication,intercourse,interpersonal relationship )- взаимодействие 2 или более людей, состоящее в обмене между ними информацией познавательного и/или аффективно-оценочного характера.

Вербальное общение — использует в качестве знаковой системы человеческую речь, естественный звуковой язык, то есть систему фонетических знаков, включающую два принципа: лексический и синтаксический. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации при помощи речи менее всего теряется смысл сообщения.

Система фонетических знаков языка строится на основе лексики и синтаксиса. Лексика – это совокупность слов, входящих в состав какого-либо языка. Синтаксис – это характерные для конкретных языков средства и правила создания речевых единиц. Речь является самым универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации смысл сообщения теряется в наименьшей степени по сравнению с другими средствами передачи информации. Речь, таким образом, – это язык в действии, форма обобщенного отражения действительности, форма существования мышления. Действительно, в мышлении речь проявляется в форме внутреннего проговаривания слов про себя. Мышление и речь не отделимы друг от друга. Передача информации с помощью речи происходит по такой схеме: коммуникатор (говорящий) отбирает слова, необходимые для выражения мысли; связывает их по правилам грамматики, используя принципы лексики и синтаксиса; произносит эти слова благодаря артикуляции органов речи. Реципиент (слушающий) воспринимает речь, декодирует речевые единицы для правильного понимания выраженной в ней мысли. Но это происходит тогда, когда общающиеся используют понятный обоим национальный язык, выработанный в процессе речевого общения на протяжении многих поколений людей.

Речь выполняет две основные функции – сигнификативную и коммуникативную.

Благодаря сигнификативной функции для человека (в отличие от животного) становится возможным произвольно вызывать образы предметов, воспринимать смысловое содержание речи. Благодаря коммуникативной функции речь становится средством общения, средством передачи информации.

Слово дает возможность анализировать предметы, вещи, выделять существенные и второстепенные признаки их. Овладевая словом, человек автоматически осваивает сложные системы связей и отношений между предметами и явлениями объективного мира. Способность анализировать предметы и явления объективного мира, выделять в них существенное, главное и второстепенное, относить эти предметы и явления к определенным категориям (т. е. классифицировать их) является непременным условием при определении значения слова. Составленный на этой основе словарь, охватывающий термины-понятия какой-либо специальной сферы деятельности, называется тезаурусом.

Коммуникативная функция речи проявляется в средствах выражения и средствах воздействия . Речь не сводится лишь к совокупности передаваемых сообщений, она выражает одновременно и отношение человека к тому, о чем он говорит, и отношение к тому, с кем он общается. Таким образом, в речи каждого индивида в той или иной степени проявляются эмоционально-выразительные компоненты (ритм, пауза, интонация, модуляция голоса и т.п.). Выразительные компоненты имеются и в письменной речи (в тексте письма это проявляется в размашистости почерка и силе нажима, угле его наклона, направлении строк, форме заглавных букв и т. п.). Слово как средство воздействия и его эмоционально-выразительные компоненты неразрывны, действуют одновременно, в определенной степени влияя на поведение реципиента.

Виды вербального общения.

Различают внешнюю и внутреннюю речь . Внешняя речь делится на устную и письменную . Устная речь , в свою очередь, – на диалогическую и монологическую . При подготовке к устной речи и особенно – к письменной, индивид «проговаривает» речь про себя. Это и есть внутренняя речь . В письменной речи условия общения опосредованы текстом. Письменная речь может быть непосредственной (например, обмен записками на совещании, на лекции) или отсроченной (обмен письмами).

К своеобразной форме вербальной коммуникации относится дактильная речь . Это – ручная азбука, служащая для замены устной речи при общении глухих и слепых людей между собой и лицами, знакомыми с дактилологией. Дактильные знаки заменяют буквы (похожие на буквы печатного шрифта).

Точность понимания слушающим смысла высказывания говорящего зависит от обратной связи. Такая обратная связь устанавливается, когда коммуникатор и реципиент попеременно меняются местами. Реципиент своим высказыванием дает понять, как он понял смысл принятой информации. Таким образом, диалоговая речь представляет своего рода последовательную смену коммуникативных ролей общающихся, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения. Монологическая же речь продолжается достаточно долго, не прерывается репликами других. Для нее требуется предварительная подготовка. Это обычно развернутая, подготовительная речь (например, доклад, лекция и т.п.).

Постоянный и эффективный обмен информацией является залогом достижения любой организацией или фирмой поставленных перед собой задач. Важность вербальной коммуникации, например в управлении, переоценить невозможно. Однако здесь, как было показано выше, надо преследовать и цель обеспечения правильного понимания передаваемой информации или смысловых сообщений. Умение точно выражать свои мысли, умение слушать – составляющие коммуникативной стороны общения. Неумелое выражение мыслей приводит к неправильному толкованию сказанного. Неумелое слушание искажает смысл передаваемой информации. Ниже приводится методика двух основных способов слушания: нерефлексивного и рефлексивного.

В речи реализуется и через нее посредством высказываний выполняет свою коммуникативную функцию язык. К основным функциям языка в процессе коммуникации относятся: коммуникативная (функция обмена информацией); конструктивная (формулирование мыслей); апеллятивная (воздействие на адресата); эмотивная (непосредственная эмоциональная реакция на ситуацию); фатическая (обмен ритуальными (этикетными) формулами); метаязыковая (функция толкования. Используется при необходимости проверить, пользуются ли собеседники одним и тем же кодом).

Благодаря наблюдению за невербальными средствами общения нам удается почерпнуть огромный объем информации о партнере. Однако полученные сведения могут быть не совсем достоверными, так как, во-первых, существует вероятность, что мы могли не совсем верно интерпретировать поступившие сигналы, во-вторых, наш собеседник может пытаться скрыть истину, намеренно используя свои знания о невербальных сигналах. Именно поэтому для полноты информации необходимо анализировать как невербальные, так и вербальные средства общения .

Вербальное (или речевое) общение - это «процесс установления и поддержания целенаправленного, прямого или опосредованного, контакта между людьми при помощи языка» (Куницына В. Н., 2001, с. 46).

По мнению авторов книги «Межличностное общение» (там же), говорящие люди могут обладать речевой гибкостью в разной степени. Так, некоторые из них уделяют минимальное внимание выбору речевых средств, разговаривая в разное время с разными людьми, в разных обстоятельствах преимущественно в одном и том же стиле. Другие, стремясь сохранить свой стилевой облик, умеют выполнять разные речевые роли, используя в разнообразных ситуациях разностилевой речевой репертуар. Однако кроме индивидуальных особенностей участников вербальной коммуникации на выбор стиля речевого поведения влияет и социальный контекст. Ролевая ситуация диктует необходимость обращения то к поэтической, то к официальной, то к научной или бытовой речи.

Так, проведение научной конференции для родителей требует от педагога умения оперировать строгими научными терминами (которые тем не менее должны быть расшифрованы в речи, чтобы исключить недопонимание недостаточно подготовленной части аудитории и тем самым предотвратить возможные в таких случаях агрессивные выпады или «самоустранение» слушателей).

В случаях возникновения конфликта с родителями лучше придерживаться официальной манеры общения. Авторы упомянутой выше монографии приводят следующие принципы построения речевой коммуникации.

Принцип кооперации («требование к собеседникам действовать таким образом, который соответствовал бы принятой цели и направлению разговора» - предполагает, что вербальное общение должно:

  • содержать оптимальное количество информации. (оно должно соответствовать текущим целям общения, излишняя информация может отвлекать, вводить в заблуждение);
  • содержать правдивые высказывания;
  • соответствовать целям, предмету разговора;
  • быть ясным (избегание непонятных выражений, многословности).

Принцип вежливости , который подразумевает выражение в речи:

  • тактичности;
  • великодушия;
  • одобрения;
  • скромности;
  • согласия;
  • благожелательности.

Педагогическая практика показывает, что неверно выстроенное вербальное сообщение может привести как к непониманию партнерами друг друга, так и к открытому конфликту. Именно поэтому в основном литература, посвященная проблемам конструктивного поведения в конфликте, направлена на оптимизацию вербальной коммуникации (Гришина Н.В., 2002). Вербальная коммуникация может носить дезорганизующий характер и является каналом для поиска взаимоотношений.

Жизнь человека в обществе невозможна без общения, не зря эти два слова так похожи. Общение – это одновременно и обмен информацией, и способ взаимодействия, и отдельный вид деятельности. Общение лежит в основе межличностных отношений. В вербальных и невербальных средствах общения кратко содержится вся суть успешной коммуникации.

Вербальное общение

Характеристика

Вербальное общение — это общение с помощью слов. Сюда относятся письменная и устная речь. Данный вид коммуникации наиболее рациональный и осознанный. Человек «думает словами», а значит, речь тесно связана с мышлением. К вербальному общению относятся четыре процесса: говорение, слушание, чтение и письмо.

Функции

Психологи выделяют три основные функции вербального общения: информационную, выразительную и функцию волеизъявления.

Информационная функция обеспечивает возможность обмена информацией. Недопонимание и неверное истолкование информации порождает конфликты. Поэтому умение грамотно и понятно формулировать свои мысли так важно. То, что говорит человек, может быть понятно ему самому, но не понятно его собеседнику. Зачастую люди, говорящие на одном языке, вкладывают в одни и те же слова совсем разные смыслы, и это создает проблемы в общении. Чем ближе у людей отношения, тем реже они сталкиваются с этой проблемой. Не зря о людях, которые легко друг друга понимают, говорят, что они «нашли общий язык».

Выразительная (эмоциональная) функция связана с возможностью эмоционального взаимодействия. Язык богат выразительными и эмоционально-окрашенными словами. Достаточно вспомнить урок литературы в школе: эпитеты, сравнения, гиперболы – все это способствует передаче эмоций с помощью слов. Без эмоций люди превратились бы в роботов, а речь была бы похожа на технический справочник. Чем точнее человек может выразить свои эмоции с помощью слов, тем больше у него шансов быть правильно понятым.

Функция волеизъявления (действенности) связана с возможностью влияния одного человека на поведения другого. Умело сказанная фраза может изменить человеку жизнь. С помощью коммуникации происходит внушение и убеждение. Родители ищут нужные слова, чтобы уговорить ребенка хорошо себя вести. Руководители общаются с подчиненными, стараясь как можно более эффективно организовать их работу. И в том, и в другом случае цель одна – повлиять на поведение другого человека.

Еще одна общепринятая система классификации функций вербального общения:

  • коммуникативная (обеспечивает полноценный обмен информацией между людьми);
  • конструктивная (грамотное выражение мыслей);
  • познавательная (получение новых знаний, тренировка мозговой деятельности);
  • контактоустанавливающая (налаживание связей между людьми);
  • эмоциональная (выражение чувств и эмоций при помощи интонации);
  • аккумулятивная (накопление и хранение знаний для приобретения опыта и использования в будущем);
  • этническая (единение народа, говорящего на одном языке).

Использование

Чем богаче речь, тем она убедительнее и интереснее. Кроме того, необходимо развивать умение слушать и слышать собеседника. В деловом общении важно соблюдать профессиональный этикет.

Невербальное общение

Характеристика

К невербальному общению относятся жесты, мимика, позы, прикосновения, дистанция. Невербальное общение менее осознанное: зачастую люди совершенно не замечают и не контролируют язык своего тела. И в то же время именно через «невербалику» ощущается истинное отношение говорящего.

Жесты представляют собой движения тела или отдельных его частей и могут дополнять вербальную речь, а в некоторых ситуациях и полностью заменять слова. К жестам относятся кивки головой, пожимание плечами и вообще любые движения тела, имеющие общепринятое значение. Классифицировать жесты можно по следующим категориям:

  • Коммуникативные (жесты приветствия, прощания, привлечения внимания, запретительные, утвердительные, отрицательные, вопросительные, и так далее);
  • Модальные — выражающие оценку и отношение (жесты одобрения, удовлетворения, доверия и недоверия, и тому подобные);
  • Описательные — имеющие смысл только в контексте речевого высказывания.

Мимика – движения мышц лица – отражает эмоции человека. Мимика универсальна для представителей разных культур: люди из самых дальних уголков планеты радуются, грустят и злятся с абсолютно одинаковым выражением лица. Мимику и взгляд сложнее всего контролировать.

По своей специфике взгляд может быть:

  • Деловой — фиксируется в районе лба собеседника, так легче подчеркнуть серьезность атмосферы делового партнерства;
  • Социальный — концентрируется в треугольнике между глазами и ртом, таким образом создается атмосфера непринужденного светского общения;
  • Интимный — направлен не в глаза собеседника, а ниже лица — до уровня груди. Такой взгляд говорит о большой заинтересованности в общении;
  • Взгляд искоса используется для передачи интереса или враждебности. Для выражения заинтересованности его сочетают со слегка поднятыми бровями или улыбкой. О критическом или подозрительном отношении к собеседнику свидетельствуют нахмуренный лоб или опущенные уголки рта.

Пантомимика – комплексная составляющая невербального общения, включающая в себя такие факторы, как:

  • Поза – положение тела в пространстве – отражает отношение человека к другим участникам общения и к ситуации в целом. Поза может быть открытой или закрытой. Закрытая поза характеризуется скрещенными руками или ногами и указывает на то, что человек не хочет общаться и испытывает дискомфорт. Открытой позой человек демонстрирует готовность к общению.
  • Походка – стиль передвижения человека, включающий в себя ритм, амплитуду и динамику шага. Для создания привлекательного внешнего облика наиболее предпочтительна походка уверенного человека – легкая, слегка пружинистая. По походке человека можно сделать выводы не только о его характере, но и настроении и возрасте.
  • Осанка – положение тела человека, которое регулируется бессознательно, на уровне рефлексов, обычно осанка позволяет понять настроение человека, так как она напрямую зависит от его усталости и состояния. Неправильная осанка действует отталкивающе на подсознательном уровне, а значит, для эффективности в общении очень важно научиться держать спину и голову прямо и использовать это в повседневности.
  • Общая моторика тела – очень важный фактор в невербальном общении. Излишняя суетливость и нервозность движений может раздражать собеседника, нужно контролировать равномерность движений тела и не делать излишних поворотов в разные стороны.

Прикосновения – это своего рода вторжение в чужое личное пространство. Прикосновения допустимы между близкими друзьями, членами семьи и в неформальной обстановке. В деловом общении допустимым прикосновением может быть рукопожатие. Рукопожатия делятся на 3 вида: доминирующее (рука сверху, ладонь развернута вниз), покорное (рука снизу, ладонь развернута вверх) и равноправное.

Дистанция между собеседниками показывает степень их близости. Выделяют четыре межсубъектные зоны: интимная (до 0,5 метра), личная (0,5 – 1,2 метра), социальная (1,2 – 3,5 метра) и публичная (более 3,5 метра). В интимной зоне общаются очень близкие люди, в личной зоне происходит неформальное общение, в социальной зоне – формальные рабочие отношения, в публичной зоне – выступления перед большой аудиторией.

В невербальном общении отдельно выделяют голосовые характеристики — просодические (высота, громкость голоса, его тембр) и экстралингвистические (включение в речь пауз и различных не морфологических явлений человека: плач, кашель, смех, вздох).

Функции

Невербальное общение дополняет, обогащает, а иногда и вовсе заменяет вербальное. Самые первые фильмы в истории кинематографа не имели речевого сопровождения (так называемое «немое кино») и все происходящее на экране передавалось за счет движений и мимики актеров. На невербальных средствах коммуникации построена пантомима – отдельный вид сценического искусства, в котором актеры играют свои роли, используя «язык тела».

Вместе с тем невербальное общение выполняет те же функции, что и вербальное: несет в себе определенную информацию, выражает эмоции и является средством воздействия на собеседника.

Использование

Овладеть невербальными средствами общения сложнее. Чаще всего люди сосредотачиваются лишь на вербальной стороне коммуникации, игнорируя свои жесты, позу, мимику, пантомимику. Человек может говорить о хорошем отношении, но язык его тела будет агрессивным. Человек может называть себя уверенным, но его поза и мимика будут выдавать его страхи и сомнения.

Разговаривая с людьми, стоит обращать внимания на жестикуляцию и позы. Хорошо, если во время разговора руки не спрятаны за спиной или в карманах, а гармонично дополняют беседу умеренной жестикуляцией. Открытые ладони воспринимаются как признак доверия. В деловом общении стоит избегать закрытых, слишком напряженных или слишком расслабленных поз. Чтобы сохранить комфорт в беседе, важно соблюдать правильную дистанцию. В деловом общении наиболее уместное расстояние между собеседниками – от 1,2 до 3,5 метра.

Понимание чужой мимики помогает понять эмоции другого человека. Не всегда люди готовы говорить о своих эмоциях, но их мимика эти эмоции отобразит. Собственную мимику контролировать намного сложнее, чем замечать чужую. Поэтому самый простой способ овладеть вербальными и невербальными средствами делового общения – развивать внутреннюю уверенность и доброжелательность. Тогда и речь, и «язык тела» будут гармонично дополнять друг друга.

ВЕРБАЛЬНОЕ И НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Вербальное общение (знаковое) осуществляется с помощью слов. К вер-бальным средствам общения относится человеческая речь. Специалистами по общению подсчитано, что современный человек за день произносит примерно 30 тыс. слов, или более 3 тыс. слов в час.

В зависимости от намерений коммуникантов (что-то сообщить, узнать, выразить оценку, отношение, побудить к чему-либо, договориться и т.д.) возни-кают разнообразные речевые тексты. В любом тексте (письменном или устном) реализуется система языка.

Итак, язык – это система знаков и способов их соединения, которая служит орудием выражения мыслей, чувств и волеизъявлений людей и является важней-шим средством человеческого общения. Язык используется в самых разных функциях:
- коммуникативная (язык выступает в роли основного средства общения. Благодаря наличию у языка такой функции, люди имеют возможность полно-ценного общения с себе подобными);
- познавательная (язык как выражение деятельности сознания. Основную часть информации о мире мы получаем через язык);
- аккумулятивная (язык как средство накопления и хранения знаний. При-обретенные опыт и знания человек старается удержать, чтобы использовать их в будущем. В повседневной жизни нас выручают конспекты, дневники, записные книжки. А «записными книжками» всего человечества являются разного рода памятники письменности и художественная литература, которая была бы невоз-можна без существования письменного языка);
- конструктивная (язык как средство формирования мыслей. При помощи языка мысль «материализуется», приобретает звуковую форму. Выраженная сло-весно, мысль становится отчетливой, ясной для самого говорящего);
- эмоциональная (язык как одно из средств выражения чувств и эмоций. Эта функция реализуется в речи только тогда, когда прямо выражается эмоциональ-ное отношение человека к тому, о чем он говорит. Большую роль при этом играет интонация);
- контактоустанавливающая (язык как средство установления контакта меж-ду людьми. Иногда общение как бы бесцельно, информативность его нулевая, лишь готовится почва для дальнейшего плодотворного, доверительного общения);
- этническая (язык как средство объединения народа).

Под речевой деятельностью понимается ситуация, когда для общения с дру-гими людьми человек использует язык. Существует несколько видов речевой деятельности:
- говорение – использование языка для того, чтобы что-то сообщить;
- слушание – восприятие содержания звучащей речи;
- письмо – фиксация содержания речи на бумаге;
- чтение – восприятие зафиксированной на бумаге информации.

C точки зрения формы существования языка общение делится на устное и письменное, а с точки зрения количества участников – на межличностное и массовое.

Любой национальный язык неоднороден, он существует в разных формах. С точки зрения социального и культурного статуса различаются литературные и не-литературные формы языка.

Литературная форма языка (литературный язык) понимается говорящими как образцовая. Основной признак литературного языка – наличие устойчивых норм.

Литературный язык имеет две формы: устную и письменную. Первая – зву-чащая речь, а вторая – графически оформленная. Устная форма изначальна. К не-литературным формам языка относятся территориальные и социальные диалекты, просторечие.

Невербальная коммуникация – это общение, обмен информацией без помо-щи слов. Это жесты, мимика, различные сигнальные и знаковые системы. Все эти способы общения по аналогии иногда также называют языками – первичными и вторичными, или естественными и искусственным.

Чем отличаются первичные языки от вторичных? В первичных языках сиг-налы непосредственно обозначают смыслы. Во вторичных языках сигналами за-кодированы определенные слова, а уж за словами мы понимаем смыслы. Напри-мер, мимика – это первичный язык, мимические сигналы нашего лица сразу обо-значают какое-то состояние, сообщение. А вот азбука Морзе – это вторичный язык. Потому что знаки азбуки Морзе передают буквы и слова, а уж через них – смыслы.
Собственно, вербальный язык, то есть человеческая речь – это тоже пер-вичный язык. Если же мы возьмем невербальные средства общения, то среди них к первичным языкам относятся: мимика, жесты, индийский язык танца и т.п. При этом язык глухонемых, обозначающий слова, уже является вторичным языком.
Ко вторичным невербальным языкам относятся уже упомянутая азбука Морзе, система нотной записи, язык программирования, система сигнализации флажками на флоте, системы дымовой сигнализации, система оповещения граж-данской обороны и т.п.
Как видим, естественные языки первичны, искусственные языки – вторич-ны.
Из всех невербальных средств коммуникации наибольшую роль в нашем общении, конечно, играют первичные, естественные невербальные языки – жес-ты, мимика. Или, как их еще называют – язык тела.
Язык тела может многое рассказать о чувствах и намерениях коммуникан-тов. К примеру, женщины при ходьбе отставляют в сторону запястья, а мужчи- ны – локти. Потому что женщинам нужно балансировать более тяжелый бедрен-ный пояс, а мужчинам – более тяжелый плечевой. Такова анатомия мужского и женского тел. Но иногда можно наблюдать, как мужчины, особенно некрупной комплекции, излишне, нарочито при ходьбе оставляют локти специально дальше от туловища. Будто бы их плечевой пояс настолько мощный, что нуждается в уси-ленной балансировке. Избыточная балансировка за счет отставления локтей не нужна для ходьбы. Это подсознательный сигнал, с помощью которого мужчина старается дополнительно акцентировать свою мужественность, придать фигуре более внушительный вид. Ну, а о том, что манекенщиц специально учат правиль-но балансировать развернутыми запястьями при ходьбе – известно всем. Это тоже язык тела, передающий дополнительные сигналы женственности.
Между тем язык поз и движений человека может посылать сигналы не толь-ко биологической, но и культурной природы. К примеру, поза лотоса может быть знаком индийской культуры. А сидение на корточках на остановке – признаком принадлежности к уголовному миру, так как эта поза вышла из тюремных камер и распространилась по каналам блатной моды в подростковой субкультуре.
В целом язык тела включает четыре способа передачи информации.
1. Жесты – способ знакового использования рук. Можно, например, при-зывно махать рукой из другого конца зала, привлекая внимание. Можно пока-зывать рост и другие размеры рукой от пола или двумя руками – размер пойман-ной рыбы. Можно покрутить рукой у виска или сделать раздражительный отма-хивающийся жест. Аплодисменты также являются жестом, означающим привет-ствие или благодарность. Один-два хлопка в ладоши – способ привлечь внимание. Во многих языческих религиях хлопками привлекали внимание богов перед мо-литвой или жертвоприношением. Собственно, оттуда и пошли современные ап-лодисменты. С древних времен до нас дошла детская игра «ладушки». Вообще, арсенал значений, которые передавались и сейчас передаются с помощью хлопков ладонями, – огромен. Это и понятно: хлопок ладонями – один из немногих жес-тов, способных производить звук, причем громкий.
Некоторые жесты, которым специально присвоены определенные значения, следует отнести ко вторичному языку. Это не только жестовый язык глухонемых, но и профессиональный жестовый язык. Например, у такелажников (специалис-тов погрузочно-разгрузочных работ) покачивание кулаком с большим пальцем вверх означает вира (поднимай), а с большим пальцем вниз – майна (опускай). Телеоператор (или режиссер), когда видит, что хронометраж репортажа истекает, подает своему тележурналисту особый знак – вращает перед собой кистью с вытя-нутым указательным пальцем, как будто рисует круг. Это означает: закругляйся. Летчики или танкисты, когда надо дать команду заглушить мотор или остановить-ся, скрещивают руки на груди; это означает: стой или выключай двигатель. Когда надо заводить двигатель, командир переднего танка вращает рукой над головой и делает завершающую отмашку вперед. Это означает: заводи, вперед. Командир разведчиков, когда надо дать команду остановится и затихнуть, выбрасывает над собой кулак прижатыми пальцами вперед.
Заметно, что все эти жесты используются в ситуациях, когда люди по какой-то причине не могут передать сообщение обычным языком. То есть жесты вто-ричного языка замещают знаки обычного языка. Тогда как жесты первичного язы-ка, ничего не замещают, а прямо выражают эмоцию или какое-то значение.
Сходны с жестикуляцией знаки, подаваемые движением головы. Самые рас-пространенные – кивание, кивок, покачивание, которые выражают согласие, по-нимание, отрицание. Сходны по своей семантике с жестами движения плечами. Например, человек может пожать плечами – выразить недоумение или сообщить: не знаю.
2. Мимика – способ использования выражения лица. Человек способен раз-личать и интерпретировать тончайшие движения лицевых мышц. Положение или движения деталей лица выполняет знаковые функции: брови могут быть припод-няты в удивлении, гневе, страхе или приветствии. Чтением лица – физиогноми-кой – занимался еще Аристотель.
К мимике следует отнести и сигнализацию глазами. Известно, как кокетни-чают, стреляя глазками, женщины. Моргнув ресницами, можно сказать да. Пря-мой, открытый взгляд глаза в глаза считается знаком сильного и свободного чело-века. Такой взгляд в глаза тоже имеет биологические корни.



3. Положение тела – способ держать себя. Считается, что расслабленное положение свидетельствует о доверии к собеседнику. Многое в семиотике тела также восходит к природным инстинктам. Напряженность в стрессовой ситуации (например, наедине с преступником) напоминает поведение животного, которое почуяло к хищника.
Знаки, передаваемые телом, весьма важны при первой встрече, когда какие-либо аспекты личности, характера еще не успели проявиться. Так, во время со-беседования при приеме на работу рекомендуется сидеть прямо, не развалившись на стуле, чтобы продемонстрировать заинтересованность, смотреть в глаза собе-седнику, но не очень настойчиво.
Мы можем также различить агрессивное положение тела, когда человек на-пряжен и готов к движению, а его тело подано чуть вперед, словно готовится к броску. Такое положение тело словно сигнализирует нам о возможной агрессии.
Расположение тела в пространстве также может быть информативным. На-пример, известен феномен личного пространства, который в европейской куль-туре составляет от 80 см до 1 метра. Близкие люди могут в буквальном смысле «подпускать» друг друга ближе, вплотную. Люди, мало знакомые или связанные лишь официальными отношениями, предпочитают находиться друг от друга на несколько большем расстоянии. Иными словами социальная дистанция прямым образом и буквально воплощается в пространственной дистанции между личнос-тями. Так что расстояние до собеседника само по себе также может быть марке-ром, обозначающим восприятие социального статуса и взаимоотношения собесед-ников.
Известно также, что в разных культурах укоренились разные представления о личном пространстве. На Востоке предпочитают, чтобы дистанция между собе-седниками была больше. Если общение американца и японца записать на видео, а потом прокрутить в ускоренном режиме, то создастся впечатление, что америка-нец напрыгивает на японца, а тот, наоборот, отпрыгивает. Потому что для амери-канца допустимая дистанция между собеседниками гораздо меньше, чем у япон-ца, американец старается ее сократить. Японец же, наоборот, отодвигается, стара-ется сохранить дистанцию.
Есть и другие различия в культурах, связанные с положением тела. Напри-мер, американцы считают нормальным стоять боком друг к другу во время раз-говора, у нас же это может быть воспринято, как знак неуважения.
4. Тактильная коммуникация: прикосновения, похлопывания и т.п. Ис-пользование тактильных элементов коммуникации также говорит о взаимных от-ношениях, статусе, степени дружбы между коммуникантами. У близких людей их взаимоотношения выражаются в объятиях, поглаживаниях, поцелуях.

Товарищеские отношения могут выражаться рукопожатиями, похлопыва-ниями по плечу. Подростки, ровно как детеныши животных, бывает, имитируют потасовки – они в игровой форме ведут борьбу за лидерство. Такие их отношения выражаются в тычках, пинках и захватах.
Разумеется, каждый вид прикосновения уместен в определенной ситуации и только в определенной ситуации может передавать какой-то смысл, то есть вос-приниматься как проявление коммуникативного намерения.

МЕЖЛИЧНОСТНОЕ, МЕЖПЕРСОННОЕ, РОЛЕВОЕ ОБЩЕНИЕ

Межличностное общение является неотъемлемой частью жизни каждого человека. Межличностное общение может приносить как радость, так и негатив-ные переживания.

Межличностное общение – это взаимодействие, по крайней мере, двух лю-дей, при котором они по очереди выступают в роли говорящего и слушающе-го. Умение слушать собеседника – один из важнейший навыков общения. Люди, неумеющие слушать, сталкиваются с массой проблем в межличностном общении.