21.09.2019

Значение филофея румынская в православной энциклопедии древо. Святыни россии - святыни россии


Родилась в Тырново, возможно около 1206 года. Её отцом был болгарин-земледелец, а мать - валашка. Мать взрастила дочь в истинно-христианском духе, но вскоре скончалась. Тогда отец Филофеи вступил во второй брак. Благочестивая отроковица много претерпела от мачехи, которая винила её в неповиновении, излишне частом посещении церкви и расточении домашнего добра на милостыню сиротам и бедным детям. Отец тоже упрекал дочь, но Филофея твердо держалась богоугодного жития которому научилась у матери. Она хранила свою непорочность, продолжала ходить в церковь, раздавала одежду и еду нуждающимся детям, проводить время дома в посте и молитве.
Господь призвал её к себе когда Филофее было всего двенадцать лет. Стояла осень и отец работал в поле, а мачеха ежедневно посылала Филофею относить отцу еду из дома. Но Филофея имела обыкновение отдавать часть пищи бедным детям, которые просили у неё на улице. Отец, заметив недостаток пищи, укорил в этом жену, но та ответила что посылает достаточно. "Спроси дочь твою, что она делает с едой," сказала мачеха. Отец разозлился на дочь и решил тайно проследить за ней. Однажды в полдень, прячась в кустах, он увидел как Филофея раздаёт еду бедным детям. Бешеный гнев охватил его, он поддался дьявольскому наущению и бросил свой топорик в Филофею. Смертельно раненная, мученица предала дух в руки сладчайшего Жениха Христа, приняв смерть за веру.
Тут же после совершения злодеяния страх и раскаяние охватили отца. Он попытался поднять тело дочери, но не смог - оно сделалось тяжелым как камень. Тогда он побежал к архиепископу Тырновскому и исповедал свой грех. Архиепископ с духовенством и толпой народа вышли из города с каждением и свечами в руках, намереваясь перенести тело святой мученицы в городской собор. Но и им не удалось поднять тело с земли.
Разумея, что святая Филофея не желает оставаться в своем городе, архиепископ и духовенство стали молиться Богу и мученице, называя один за другим многие монастыри, церкви и соборы по обе стороны Дуная. Но лишь когда был назван монастырь Куртя-де-Арджеш тело мученицы сделалось легким и было положено в раку для почитания. Архиепископ написал о воле святой мученицы воеводе Раду Черному (Раду Негру), прося его принять мощи святой для защиты и утешения румынского народа. Тырновское духовенство препроводило тело святой до Дуная где их встретили румыны - духовенство и миряне во главе с митрополитом и веоводой. С царскими почестями мощи были доставлены в Куртя-де-Арджешский монастырь, где почивают и ныне.
Верующие всей Румынской Православной Церкви чтят святую Филофею, но особенно велико её почитание в Арджешских, Дымбовицких и Праховских землях. К ней обращают особые молитвы об излечении больных, устраивают паломничества, особенно в день её памяти 7 декабря. Во времена засухи раку с мощами святой проносили торжественным ходом по окрестным селам и по её молитвам Бог посылал дожди.

Великомученица Екатерина жила в IV в. Происходила из княжеского рода в Александрии. Она отличалась необыкновенной красотой и мудростью. В возрасте 18 лет в совершенстве знала многие науки и говорила на нескольких языках. Многие из знатных людей желали вступить с ней в брак, и все родные склоняли ее к тому; но она говорила, что выйдет замуж только за юношу, который был бы равен ей богатством, красотой и ученостью. Мать Екатерины была христианка, и однажды отпра-вилась с ней за советом к пустыннику, своему духовному отцу. «Я знаю одного чудного Юношу, Который превосходит тебя во всех дарованиях, - сказал старец Екатерине. - И во всем мире нет подобного этому Юноше». -«Правда ли это, и можно ли мне увидеть Его?» - спросила Екатерина. «Ты можешь видеть Его, если только согласишься исполнить мой совет», - отвечал старец. Екатерина обещалась исполнить, и тогда старец дал ей икону Пресвятой Богородицы с Богомладенцем и велел молиться всю ночь. Екатерина молилась и, наконец, от утомления заснула. Во сне она увидала Пресвятую Богородицу с Богомладенцем, но взор Богомладенца был отвращен от нее, и она никак не могла видеть Его лицо. Богомладенец сказал, чтобы она опять сходила к старцу-пустыннику. Старец научил Екатерину христианской вере и советовал принять крещение. Екатерина крестилась. В следующую же ночь Пресвятая Богородица с Богомладенцем снова явилась во сне Екатерине, и Богомладенец уже смотрел на нее прямо и милостиво. «Угодна ли Тебе теперь эта девушка?» - спросила Его Богородица. - «Она теперь славна, премудра и прекрасна, и Я хочу, чтобы она стала Моей невестой», - отвечал Иисус Христос и дал Екатерине прекраснейший перстень со словами: «Ныне Я избираю тебя Своей невестой, сохрани этот союз нерушимо и не принимай другого жениха». Пробудившись ото сна, Екатерина действительно увидела на руке чудный перстень, и с этого времени думала только об Иисусе Христе. Скоро было открыто гонение на христиан императором Максимином. Сам он прибыл в Александрию. Св. Екатерина, придя в языческий храм, где царь приносил жертву, убеждала его отвергнуть идолов как ложных богов, и уверовать в истинного Бога. Царь пленился красотой и умом св. Екатерины; предлагал ей выйти за него замуж, но она отвергла его предложение, сказав, что она невеста Христова. Тогда царь для состязания с ней относительно веры пригласил в Александрию ученых мужей. Множество народа собралось слушать состязание. Св. Екатерина взяла верх над мудрецами, так что они уверовали во Христа и были сожжены по повелению царя. Тогда царь приказал бить воловьими жилами и затем уморить в темнице св. мученицу. Но Господь посылал к ней в темницу, через окно, голубя с хлебом и Сам являлся ей, говоря: «Не бойся, Моя возлюбленная невеста: Я всегда с тобой и облегчу твои муки. А терпением своим ты обратишь многих к Моей вере». Августа, жена императора, наслышавшись об уме и мужестве святой Екатерины, пожелала видеть ее и, в отсутствие мужа, отправилась к ней в темницу. Царицу сопровождал царедворец Порфирий с двумястами воинов. Св. Екатерина, увидев Августу, сказала: «Блаженна ты, ибо я вижу, ангелы в высоте держат венец над твоей головой. Через 3 дня ты получишь его за немногие мучения». Тогда Августа, Порфирий и воины крестились. Вернувшись в столицу, Максимин потребовал к себе Екатерину и, увидев ее совершенно здоровой, хотел казнить темничных стражей, думая, что они давали ей пищу. Святая же сказала, что Сам Христос питал ее. Тогда императору приказал устроить особые колеса для раздробления тела мученицы, но ангел сокрушил колеса. Народ, увидев чудо, воскликнул: «Велик Бог христианский!» - а императрица Августа, выйдя из дворца, начала громко упрекать царя в том, что он борется со Христом и мучит невинную Его рабу. Царь разгневался на императрицу и велел мучить и ее и отсечь ей голову. Тут объявили себя христианами Порфирий и воины, и тоже были казнены, а после них усечена мечом и св. Екатерина. Тело ее, тотчас же после усечения, было перенесено ангелами на Синайскую гору, а через 200 лет глава и левая рука были найдены, по откровению свыше, и перенесены в Синайскую обитель. Там они и хранятся.
Великомученик Меркурий происходил из знатной семьи и был начальником войска при императорах Декий и Валериане, в III в. Однажды, во время войны, отряд Меркурия был окружен многочисленным неприятелем. Ночью явился ему ангел и дал меч, сказав: «Не бойся, смело иди на врагов с этим мечом; после же не забудь Господа». После победы ангел снова явился св. Меркурию, повторил слова о Боге и прибавил, что ему придется пострадать за Господа и получить венец в Его царстве. Тогда Меркурий принял христианскую веру и крестился. Когда Декий узнал о крещении св. мученика, то сильно разгневался, говоря: «При помощи богов ты одержал такую победу, а между тем презрел их?!» - «Не ваши боги помогли мне, а Христос Господь», - отвечал мученик и, сбросив с себя одежду, возгласил: «Я христианин!» Тогда царь приказал мучить его и бросить в темницу. В темнице ангел исцелил мученика. «Как ты исцелился? Верно, силой волшебства?» - спросил царь, увидев Меркурия исцеленным. «Врач душ и телес, Господь Христос исцелил меня. Он всех чародеев, вместе с поклоняющимися идолам, предаст огню». После этого св. Меркурия начали ужасно мучить и затем обезглавили. Это было в Кесарии Каппадокийской. Глава св. Меркурия и большая часть мощей его находятся в кафедральной церкви в Майнце.
Мученик Меркурий Смоленский родился в Моравии от знатных родителей. В молодых летах поступил на службу к Смоленскому князю. Служа воином, он вел жизнь подвижника; держал строгий пост, проводил ночи в молитве и хранил целомудрие. В 1238 г., когда Батый подступил к Смоленску со своими несметными полчищами, то благочестивый пономарь, во время ночной молитвы в кафедральном соборе, услышал голос от иконы Пресвятой Богородицы: «Поди к рабу Моему Меркурию на Подолье и скажи ему: Владычица зовет тебя». Пономарь нашел Меркурия молящимся среди двора, объявил ему волю Пресвятой Богородицы, и они оба вошли в храм. Здесь было возвещено св. Меркурию, чтобы он отправился и сразился с великаном в войске Батыя. Никем не замеченный, святой пришел в стан неприятельский и, увидев великана, оградил себя крестным знамением и убил его. Враги, заметив поражение великана, двинулись против города, но святой отразил их и сам был убит. Граждане с великим торжеством погребли тело святого мученика в храме Богородицы. Вскоре после погребения св. Меркурий явился тому же пономарю и велел, чтобы граждане повесили оружие его над его гробом, в ограждение своего города. Мощи святого Меркурия почивают в смоленском Авраамиевом монастыре.
Преподобная Мастридия дева происходила из Александрии. Еще в молодости она посвятила себя Богу и предавалась благочестию и делам благотворительности. Один из знавших ее юношей настолько прельстился ею, что всюду следовал за ней и говорил о любви. Однажды Мастридия спросила юношу, что в ней более всего нравится ему. Юноша отвечал: глаза. Тогда она взяла челнок, которым ткала полотно, и выколола свои глаза. Юноша ужаснулся и, удалившись в монастырь, сам сделался подвижником. Св. Мастридия скончалась в глубокой старости.
Святая мученица Филофея родилась в городе Тырново, древней столице Болгарии, в семье земледельца. Мать ее была валашского рода. Она воспитывала дочь в духе любви к Богу, но рано умерла, оставив девочку сиротой. Отец вскоре женился, и мачеха наказывала девочку за то, что она часто ходила в церковь и раздавала деньги и домашние вещи сиротам и нищим. Отец также ругал ее. Несмотря на брань и угрозы, Филофея продолжала делать добро, подавала милостыню, молилась и 1сохраняла свою чистоту. Однажды, когда мачеха послала ее отнести обед отцу, работавшему в поле, Филофея, как обычно, поделилась едой с бедными детьми. Отец, разгневанный тем, что ему осталось мало еды, выбранил свою жену, но та посоветовала ему подкараулить девочку. Он ее послушал, выследил Филофею, когда она раздавала пищу бедным детям, и, разгневанный, бросил в нее топор, поранив ей ногу. Вскоре девочка отдала душу Богу. Охваченный страхом и угрызениями совести, отец попытался поднять тело девочки, но не смог, так как оно стало тяжелым как камень. Тогда несчастный отец побежал к архиепископу г. Тырново и признался в своем грехе. Архиепископ вместе со священниками и народом с горящими свечами и ладаном собрались к телу, чтобы поднять его и отнести в церковь, но не смогли. Поняв, что такова воля Божия, священники стали молиться Богу о мученице Филофее, называя множество монастырей и церквей, чтобы узнать, где святая хотела бы оставить свои мощи. И только когда был назван монастырь в Арджеше, мощи святой Филофеи сделались легкими. Поняв, что мученица благожелает переселиться в Валахию, архиепископ из г. Тырново написал воеводе Валахии Раду Негру, прося принять в дар святые мощи. С большими почестями они были доставлены в Арджеш и возложены в княжеской церкви монастыря Куртяде-Арджеш. В Румынии святая Филофея пользуется большим почитанием. Мученица Филофея была причислена к лику святых Священным Синодом Румынской Православной Церкви в октябре 1955 г. и внесена в Месяцеслов Русской Православной Церкви определением Священного Синода 7 февраля 1956 г.
В этот день празднуется память преподобных: Меркурия, постника Печерского (XIV в.) - память святого вспоминают также 28 августа, в Соборе преподобных отцев Киево-Печерских, в Дальних пещерах почивающих, и 4 ноября; и Симона Сойгинского (1562 г.).

Святая Филофея родилась в Афинах в знатной семье Ангелоса и Сириги Бенизелосов, став их единственным ребенком. При рождении она была названа Ревулой. Имя Филофея святая получила, приняв монашество. Ее мать была бесплодна и молила Господа даровать ей дитя. Однажды ночью она увидела, как из иконы Богородицы изливается яркий свет и входит в ее чрево. Этим светом была святая душа ее дочери, которая родилась спустя девять месяцев.

Уже с ранних лет поведение и мироощущение Ревулы обнаружило в ней ту, кем она станет впоследствии, – святую, украшенную всяческими добродетелями. Когда ей исполнилось двенадцать лет, ее, девушку, которая не желала выходить замуж, попросил себе в жены один местный архонт. Поскольку родители настаивали на ее замужестве, нежная душа девушки не смогла огорчить их непослушанием, и, в конце концов, она согласилась стать женой этого богатого человека, оказавшегося, однако, бедным душой, развращенным и злым. Три года Ревула терпела грубое поведение мужа, пока он не умер, оставив ее вдовой. Родители хотели вновь выдать ее замуж, однако она прямо сказала им, что дала обет стать монахиней.

Спустя десять лет после смерти мужа умерли и ее родители. Теперь Ревула могла беспрепятственно посвятить себе аскезе, посту, молитве, бдению и милосердию. Она привела к вере своих служанок, сделав и их сосудами Святого Духа. По просьбе святого Андрея, явившегося ей во сне, она построила монастырь с церковью, посвященной этому святому. Эта церковь, сохранившаяся до наших дней, находится рядом со зданием Архиепископии на улице Св. Филофеи. Завершив строительство монастыря, Ревула приняла постриг и отныне стала носить имя Филофея. Первые сестры, жившие вместе с ней в этом монастыре, были ее семейными служанками. Со временем сюда стало приходить множество девушек из знатных семей, решивших дать монашеские обеты. Они вели подвижническую жизнь, подчиняясь достойной игумении, которая руководила их духовной жизнью, как некогда святая Синклитикия. Ее мудрые слова западали им в сердца, взращивая в них благоуханные цветы добродетели. Ее наставления подкреплялись поступками, согласно учению Христа, говорившего: «…кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:19).

Если Филофея узнавала о некоем бедном, несчастном, больном, опечаленном смертью, она бежала к нему на помощь с большей радостью, чем если бы принимала помощь от других. Рядом с монастырем святая построила больницы и дома престарелых, заботясь не только об излечивании больных и их телесном питании, но и о духовном просвещении. Со временем монастырь наполнился таким количеством сестер, что игумении стало тяжело справляться с материальными расходами. Сестры выражали недовольство по этому поводу. Однако святая Филофея терпеливо успокаивала их, и, видя это, Бог разными путями посылал им помощь, и невзгоды отступали.

Помимо местных девушек Филофея принимала в своем монастыре и давала защиту иностранкам, приходившим в Афины из разных областей, находившихся под властью турок. Это было сопряжено со столькими опасностями и заботами, каких не описать в нашем кратком повествовании. Некоторые из этих женщин подвергались мучениям со стороны своих господ, пытавшихся заставить их отречься от христианской веры. Узнав о существовании святой Филофеи, они тайно бежали в ее монастырь. Святая приняла их, утвердила в вере и стала ждать подходящего момента, чтобы отправить их на родину. Но турки, которым они принадлежали как рабыни, узнали, что их укрывает святая Филофея. Они, словно дикие звери, ворвались в ее келью, где Филофея лежала больная, и потащили ее к паше.

Паша приказал бросить ее в темницу. Однако святая не боялась и была готова пролить свою кровь за веру в Христа. На другой день собралось множество турок, кричавших, что желают убить святую. Паша приказал вывести ее из темницы и, поставив перед собой, велел ей выбрать одно из двух: отречься от своей веры или быть казненной. Но святая Филофея без тени страха ответила, что готова принять мучения за Христа. Паша приказ отсечь ей голову, но в этот момент прибыли некие знатные христиане и стали молить пашу изменить свое решение. В конце концов, он согласился, и святая была освобождена из-под стражи.

По возвращении в монастырь, преподобная продолжила, как прежде, идти дорогой Христа. И поскольку в монастырь стекалось все больше учениц, Филофея основала еще одну обитель в районе Патисия, также посвященную памяти святого Андрея. Она построила подворья на островах Кея и Эгина и отправляла туда сестер, которым по тем или иным причинам надо было покинуть Афины. В этих обителях монахини работали на ткацких станках, занимались рукоделием, словно трудолюбивые пчелы. Здесь находили прибежище, защиту и работу бедные и осиротевшие девушки. В имениях, полученных от родителей, преподобная Филофея устраивала монастыри и приюты для бедных. Она имела богатое наследство. Прадед святой женился на дочери местного правителя и получил в качестве приданого районы Кифисия и Ахладокамбос. В своем имении в Периссосе Филофея также организовала монастырь в месте, которое сейчас носит название Калогреза. Ко всем беднякам она относилась с поистине материнским сочувствием. Всеми силами она стремилась облегчить страдания несчастных: кормила, строила колодцы, лечила, находила им работу. Народ называл ее «госпожой учительницей».

В канун праздника святого Дионисия в 1589 году святая Филофея находилась в монастыре в Патисии. Вечером сестры собирались, чтобы служить полунощницу. Но иноверцы, уже давно питавшие ненависть к святой, перепрыгнули через монастырскую ограду, схватили святую Филофею и избили до полусмерти. На другой день сестры подняли ее и отнесли на подворье в Периссосе. Придя в себя, святая принялась молиться и благодарить Бога за то, что он сподобил ее получить зло в ответ на добро, которое она сделала людям, подражая в этом Христу, согласно словам апостола Петра: «…как вы участвуете в Христовых страданиях, радуйтесь» (1 Петр. 4:13). И 19 февраля 1589 года святая предала в руки Божии свою чистую душу, претерпевшую столько страданий во имя Его любви. Она была похоронена в Калогрезском монастыре, где ее мощи впоследствии были обретены и положены в церкви святого Андрея, находящейся в нынешней Архиепископии.

По прошествии многих лет, когда эта церковь оказалась в полуразрушенном состоянии, мощи были перенесены в храм святого Элефтерия, а затем в нынешнюю митрополию. На памятнике над ее ракой написаны следующие слова: «Под этим надгробием покоится святая Филофея, душу которой Всевышний поставил среди блаженных». Филофея была объявлена святой вселенским Патриархом Матфеем II (1595 – 1600). Неофит, митрополит Афинский, изучив подробности жития и мученичества преподобной, совместно с епископами Коринфа и Фив и афинскими чиновниками, составил обращение в патриархат о причислении Филофеии к лику святых. В этом документе написано следующее: «Поскольку было явлено, что святое тело преподобнейшей Филофеи источает благоухание и постоянно мироточит, а также молящимся больным подает исцеление, мы, совместно со Священным Синодом и всеми находящимися здесь архиереями, считаем нужным причислить ее к числу святых преподобных жен и ежегодно праздновать ее память».

Таково кратко изложенное житие святой Филофеи Афинской, благоуханного цветка нашего народа, явившегося в тяжелые годы турецкого рабства. Она не только строго соблюдала заповеди Христовы, но и вела духовную борьбу по укреплению священной православной традиции, подобно крепости, защищая греческий народ от духовного упадка и варваризации. Она пожертвовала всем – богатством, покоем, жизнью – ради веры своих отцов. Печаль одолевала ее душу, когда она видела, что христиане забывают о необходимой любви, живя в оцепенении, равнодушии, с сердцем полным страха, малодушия и лукавства.

Службу святой Филофее составил некий мудрый и благочестивый человек по имени Иеракс. Среди прекрасных хвалебных слов есть и следующие: «Ты имела Давида кротость, Соломона, благочестивая, мудрость, Самсона мужество, Авраама радушие, терпение Иова, Предтечи святую аскезу».

Церковь святого Андрея, располагавшаяся на нынешней улице Святой Филофеи, была разрушена по распоряжению митрополита афинского Германа Каллигаса, несмотря на то, что он питал к святой глубокое уважение. Это было сделано, поскольку стены церкви пришли в негодность. Но вместо того, чтобы укрепить богато расписанные стены старой церкви, на том же фундаменте была воздвигнута новая часовня, находящаяся там по сей день. В те годы (Герман был митрополитом в период с 1889 по 1896 гг.) люди не осознавали всей ценности византийского искусства. Новая церковь характеризуется достаточно посредственным, холодным убранством и не создает человеку, входящему в церковь, благочестивого настроя.

Церковь подворья, построенного преподобной Филофеей в Патисии, разрушилась от старости, поскольку до провозглашения восстания 1821 года христиане не реставрировали ее из страха перед турками. Из-за этого колонны храма лежали, поросшие колючками. Уцелела лишь конха апсиды и западная стена с входом.

Под руководством архитектора А. Орландоса благочестивые христиане восстановили церковь в первозданном виде, какой она была при жизни святой Филофеи, являя собой скромное украшение посреди лишенных изящества домов, расположенных вокруг. Господь сподобил меня украсить эту церковь росписями. На одной из них я изобразил монастырь, каким он был в те годы, со стоящей рядом игуменией Филофеей и монахинями, направляющимися в церковь.

По всей видимости, все представители рода Бенизелосов были людьми религиозными. В нартексе церкви в Кесарьяни работающий над ним художник-иконописец оставил надпись: «Этот пронаос или нартекс расписан на средства приходящих в этот монастырь из страха чумы под защиту Всепетой Троицы и покрова Блаженной Девы благородного и ученейшего Бенизелоса, сына Иоанна, сестер его и прочей свиты в годы игумена Иерофея, мудрейшего иеромонаха. Написано рукой Иоанна Ипата из Пелопонесса 20 августа 1682 года». Выходец из семейства Бенизелосов, Николай, стал иконописцем, учеником Георгия Маркиу, расписавшего множество храмов Аттики в период с 1727 по 1740 гг. В церкви Богородицы в Коропи имеется надпись: «Расписана в 1732 году рукой Георгия Марку и его ученика Николая Бенизелу». Бенизелос участвовал и в создании последнего произведения мастера – росписи монастыря Фанеромени в Саламине. Об этом свидетельствует сохранившаяся надпись: «1653. Этот святой и всечестной храм Преображения Господа Бога и Спасителя нашего был расписан рукой Георгия Марку из города Аргос и его ученика Николая Бенизелу, Георгакис и Антониос».

Родиной блаженной Филофеи был город Моливот в Памфилийской области. Ее отец и мать, Иоанн Патриций и Ирина, были чадами благородных родителей. Они жили в страхе Божием, дни и ночи проводили в Божиих храмах, кормили голодных и давали веобходимое просившим. Всегда мечтали они иметь ребенка. Прилежно молясь и проливая много слез, не обманулись они в своих надеждах. Родилась на свет будущая святая, и нарекли ee Филофеей. Сердца родителей ее полны были несказанной радостью и пели они Богу благодарственные песнопения. По прошествии трех лет блаженная Ирина оставила супруга и дитя, переселясь в нетленную обитель Господа.

Иоанн Патриций пребывал в большом недоумении, почему дитя с самого своего рождения не принимало молока от матери, ни от какой-либо другой женщины. Филофея же росла, питаемая Божественным Промыслом. Когда отроковица была отдана учиться, она настолько преуспела в учении, что знала наизусть все Священное Писание. Все дивились этому, и слава о ней разносилась далеко.

Она вела воздержанную жизнь и целую неделю проводила без еды, только в субботний и воскресные дни после причастия Божественных Тайн вкушала немного хлеба и какого-нибудь размоченного в воде гороха или чечевицы, после чего вновь держалась соего правила, днем и ночью внимая Божественному закону и насыщая свою душу Священным Писнием.

Когда исполнилось Филофее четырнадцать лет, сочетали ее, вопреки ее желанию, плотским браком с Константином, восемнадцатилетним юношей благородного происхождения, который во всем походил на Филофею. Боголюбивая (Филофея в переводе с греческого означает «боголюбивая») видя, что против своего желания сочетается браком, пребывала в недоумении, каким образом сохранить себя в девстве и от всей души, и от всего сердца возносила ко Господу прилежные молитвы: «Господи Боже, призри на мое смирение, укрепи меня сохранить свое девство, пока Ты не заберешь меня к Себе!» Так молилась она каждый час, пребывая в невыразимой печали.

Когда пришло время, ее обвенчали с мужем и закрыли в брачном чертоге; там она сразу упала на колени и стала безутешно плакать, орошая слезами землю, ударяя руками по лицу со словами: «Увы, увы, как я пострадала! Земля отверзи свою бездну и поглоти меня живой, окаянную!» Константин, глядя на нее, еле поднял святую с колен и стал спрашивать о причине ее безутешных слез. А она, перестав плакать и отбросив смущение, сказала ему:

– Господин мой, вот я вся в твоих руках. Но если ты подождешь и выслушаешь совет, который я тебе дам, то мы и души свои спасем, и принесем пользу тем, кто вокруг нас.

Он отвечал:

– Оставь всякое сомнение и страх, говори, что хочешь!

Тогда боголюбивая сказала:

– Когда я читала божественные книги, то нашла в них одну древнюю повесть, говорившую о следующем. Некая благочестивая девушка была выдана за мужа благородного происхождения, которого звали Аммон. Когда пришел ему час сочетаться со своей невестой, он сказал ей тихо и с умилением: «Любезная моя супруга, известен ли тебе мужской соблазн?» «Нет, мой господин, совсем не известен» – отвечала она. Тогда он сказал ей: «Выслушай же меня внимательно, и я тебе подробно расскажу все, что с нами случится, если мы сочетаемся один с другим! Ты причинишь мне много забот, а себе – безмерную печаль и вечную муку. Кроме того, когда зачнешь, тебя охватят нестерпимые боли, так что и еду не сможешь есть со сладостью, а снами тебе будут боль и стенания. Когда же будешь рожать, такие немощи настанут, такие стоны, такие боли при родах! Одним словом, тебя постигнет нечто подобное смерти, твой взор будет устремляться направо и налево, и не найдешь того, кто бы тебе помог. Но если и родишь благополучно, тебя охватят безмерные труды и заботы: накормить, выкупать, запеленать – дела без конца! Да и заботы о муже, об управлении домом, о церкви, об одежде. Если же дитя родится нездоровым, у тебя будет двойная печаль. А надо всем – забота о приданом! Если же нас постигнет бедность, мы пожелаем предпочесть смерть такой жизни.

Поэтому послушай меня, желающего тебе добра, давай пребудем в девстве в этой краткой жизни, дабы наследовать будущее, где нет ни печали, ни скорби, ни воздыхания (см. Ис. 35:10, 51:11). Там нет ни темноты, ни звезд, ни лета, ни весны, ни зимы, ни жары, а все – свет, все – радость. Там Христос – Древо Жизни (см. Быт. 2:9), Которым все святые наслаждаются по своему достоинству, кто насколько себя очистил. Давай и мы будем подражать этому и постараемся это постичь!»

Услышав все это, Константин ответил:

– Если бы я верил, что все, что ты говоришь – истина, то я бы с радостью это исполнил. Но я опасаюсь, как бы не получилась какого-нибудь лукавства и мы не заслужили бы упреков.

На это Филофея сказала:

– Клянусь праведным Судией, Который будет судить живых и мертвых, что я сказала тебе истину: до конца своей жизни я сохраню свое тело девственным, даже если претерплю и тысячи смертей!

Когда Константин поверил, что все сказанное Филофеей, правда, то сразу покорился ее совету и подтвердил это клятвой, и пребывали они далее в девстве и целомудрии.

Некоторое время спустя Константин был выбран церковным клириком. Затем отошел ко Господу отец блаженной Филофеи. А супруги продолжали жить, соблюдая все Божии заповеди: кормили бедных, одевали нагих, не отступали от церкви ни днем, ни ночью. Люди вокруг подражали их добродетельной жизни и получали ог этого большую пользу.

Прошло таким образом около шести лет и Константин умер. Блаженная, как было принято, устроила ему погребение и воспела Богу благодарственное пение. Выбрав удобное время, она отпустила всех слуг, а все имущество свое и богатство раздала бедным и немощным, потому что сказано: «Он расточил, раздал нищим; род правых благословится» (Пс. 111:9,2). Многое из своего богатства потратила она и на церкви, и монастыри, щедро украшая их, а затем взяла с собою одну из своих служанок и ушла из дома.

Возле города Моливот было озеро, а на нем – остров. Там и поселилась преподобная, построив себе небольшую келью, и пребывала вдалеке от какого-либо мятежа, обуздывая свое тело постом, молитвенными бдениями, сном на голой земле. Так подвизалась она, борясь со страстями, что кожа ее срослась с костьми. Но дьявол, ненавидящий добро, не оставлял ее долго без искушений, пытался сломить ее различными борениями: то страхами, то всевозможными видениями, дабы смутить ее сердце; то преображался он в змей и зверей, чтобы напугать ее. А Филофея постоянно имела на устах своих псаломские слова: «Отступите от меня все, совершающие беззакония!» (Пс. 6:9).

Однажды ночью она по своему обычаю встала на молитву, воздела к небу руки, ум и сердце. Тогда место, где она находилась, внезапно стало раскачиваться, а снаружи послышался сильный шум и крики, будто пришел некий царь. Кто-то пытался выбить дверь, кто-то начал разрушать дом, и голоса кричали друг другу: «Схватиге, живо схватите ее и бросьте в озеро!»

Блаженная поняла, что это была бесовская работа, и к молитве прибавила еще одну: «Иисусе, Христе, Единородное Слово Отца! Ты, Который благоволил воплотиться от Девы, дабы искупить женское преступление (имеется в виду грехопадение Евы), воплотился от Пречистой Богородицы, призри на меня, смиренную Твою рабу, которая пришла сюда ради тебя! Вот враг, начальник зла, подобно рыкающему льву ходит, ища, как меня поглотить (см. 1 Пет. 5:8), потому что имеет он обычай нападать больше на женский пол и охватывать его стыдом, навлекая на нас обвинения и делая из нас посмешище. Но Ты, Который неизреченно воссиял от Девы Марии и через это благословил женское естество и снял него до конца вину и обвинение, подай мне, бедной, Свою помощь, чтобы пал стыд на его голову и вся его враждебная сила была посрамлена! Ибо благословен Ты во веки веков! Аминь!»

И только положила она на себя крестное знамение, как все привидения сразу исчезли. Филофея же до утра, не переставая, воспевала Богу славословия, прибавляя подвиги к подвигам и восхождение к восхождениям в сердце своем (св. Пс. 83:6). Как описать потоки пролитых ею слез, непрестанные воздыхания и молитвы, безмолвие, частые коленопреклонения, крайнее бесстрастие, любовь к Богу, ангельское житие и многое другое, что совершала святая ради любви ее ко Господу?

В то время, когда жила она так, во плоти подражая житию Бесплотных Сил, Господь недолго скрывал ее жительство и весть о ней разнеслась окрест, и слава шла повсюду, и люди прославляли за нее Бога. Многие благочестивые сгекались к ней, и она утверждала их в вере божественными словами.

Тогда языческие заблуждения все еще владели людьми, и демонские капища всегда были полны идоложертвенным смрадом и дымом, многие тыячи мучеников бывали избиваемы, а верные колебались, пребывая среди мятежа и больших бурь. (Отсюда делается заключение, что святая Филофея жила после прп. Антония Великого (356), но в ее время все еще существовало много язычников). И так проходил почти каждый день. Филофея слушала, страдала от тяжелой печали, научала всех, кто посещал ее, Божественному Писанию и изобличала до конца языческие заблуждения.

Стяжала святая и дар исцеления, многие недужные и прокаженные получали через нее избавление от своих болезней. Поскольку Божественное Писание было изучено ею до конца, а беседа ее была богобоязненной, то подобно тому, как железо притягивается к магниту, все тянулись к Филофее, дабы познать Бога.

Одна тяжело больная женщина пришла к ней: грудь ее разъедала некая болезнь, и много средств раздала она лекарям, но никакой пользы не получила. При виде таких страданий сердце блаженной заболело о недужной, и она оказала ей свою милость.

Святая сразу же обратилась к молитве, говоря со многими слезами: «Боже Вседержитель, пощади Свое создание и не оставь долго мучитья!» Взяв немного масла из лампады Божией Матери, помазала Филофея грудь больной и рукой начертала на ней крестное знамение. И так, по прошествии недолгого времени, отпустила ее домой в здравии.

Спустя некоторое время, когда весть об этом чуде разнеслась повсюду, человек по имени Евфимий, у которого болела нога, пришел на остров, дабы получить исцеление. Блаженная, увидев его, спросила о причине его недуга. Но он лишь показывал на свою раненую ногу и проливал горькие слезы. Тогда добрая жена, святая Филофея, спросила его, как некогда Христос стросил расслабленного:

– Хочешь ли быть здоров?

Тот быстро отвечал:

– Хочу, госпожа моя, и даже очень хочу! Смилостивься надо мною, несчастным! Я верю, что все, о чем ни попросишь, Бог тебе даст!

Она же сказала:

– Вот, ты страдаешь из-за своего языка, он дарован тебе Богом, чтобы славословить Его и восхвалять, а ты использовал свой язык для празднословия, острословия и сквернословия. Пообещай, что больше не дерзнешь на такое! Да и от языческих безумств, служб и понятий откажешься, как и от тех хульных слов и мудрований, которые вредят уму. И Господь мой скоро тебя исцелит.

Больной быстро и с радостью обещал исполнить ее повление и дал слово, что больше никогда не позволит себе ничего подобного. Тогда святая наступила на его больную ногу, призвав пресвятое имя Христа, и через несколько дней отправила человека домой доровым. Принявший исцеление больной пошел, радуясь, славя и благодаря Господа. О чуде этом услышали повсюду, и люди славили Бога и возносили Ему благодарственные хвалы.

Блаженная же не превозносилась от совершавшихся чудес, но всегда держала в уме своем слова Давида, или вернее Святого Духа: «Не нам, не нам, но имени Твоему дарую славу!»

(Пс. 113:9).Непрестанно орошала святая слезами свое ложе (см. Пс. 6:7), представляя себе страшный и ужасный Суд неподкупного Судии и немилостивых ангелов, и места мытарских мучений, и посрамление грешников, и окончательный горький приговор: «Идите от меня, проклятые!» (Мф. 25:41). И от непрестанных стенаний забывала она вкушать свой хлеб. (см. Пс. 101:6).

Прожив такою жизнью много лет, Филофея предувидела свою кончину. Она всегда заботилась о соблюдении догматов Православной церкви. Наставляемая Святым Духом, решила она не оставлять Церковь по своей смерти без своего промышления, а пока жива, утверждать ее в Православии. И вот созвала она весь церковный причт и сказала блаженные и священные слова:

– Настало время моего ухода из жизни, потому-то сочла я правильным напомнить вам о преданиях и решениях православной веры святых апостолов и божественных отцов Церкви, поскольку, как невозможно ходить прямо тем, кто не имеет глаз, так невозможно жить по Божией воле тому, кто не соблюдает благочестия.

Вы знаете, что православная вера – глава нашей жизни. В своем стремлении сохранить ее чистой и непорочной святые апостолы претерпели различные страдания. Поэтому и вы должны со страхом и трепетом соблюдать веру чистой и непорочной, держась непоколебимо церковных преданий, не уклоняясь в стороны под влиянием различных веяний. Пусть и рассеял враг нашей жизни, дьявол, семена скверного и нечистого язычества, стремясь истребить нашу православную веру. Но Господь Иисус Христос пролил Свою кровь за нее. Он не оставил Свою церковь, чтобы не могла она быть уничтожена до конца.

Я, бедная, была еще с детства воспитана моими родителями в благочестии и получила его от них, как многоценное сокровище. Поэтому я умоляю вас, как священный верх церковный, не забывайте предания святых пророков и апостолов. Как апостол Павел писал Тимофею: «Чадо мое, Тимофей, что слышал ты от меня, то передай верным людям, которые были бы способны научить и других!» (2 Тим. 2:2). Вам подобает держаться правой веры и не слушать языческих басен.

Нас могут тысячи раз укорять, тысячи раз хулить, но никакая ложь не победит истины, а злоба не одолее мудрости. Язычники свели имя Божества в творение, людей в бесчестье – в деревья, камни, собак, кошек и не стыдятся думать, что сотворение всего произошло само по себе. Не понимают они, неразумные, в своем недобром бесчестии и мудровании, что все привел в бытие из небытия Один Истинный Бог, Который сотворил небо и землю со всем видимым и невидимым. А «боги, которые не сотворили небо и землю, погибнут!» (Иер. 10:11). Подобны «идолам» «да будут делающие их и все надеющиеся на них!» (Пс. 113:16), 134:18). Язычники вошли в заблуждение, и неразумные сердца их помрачились. «Славу нетленного Бога они изменили в образ, подобный тленному человеку, птицам и четвероногим, и пресмыкающимся» (Рим. 1:21-23). Почитая себя умудренными, оказались они в безумии.

Пусть увидят, окаянные, откуда произошли небесные тела и существа земные в воздухе и в водах, а прежде всего, откуда произошло то, что первично – небо и земля, воздух и водное естество! Кто смешал их и разделил? В чем сообщение их одного с другим – отделение и соединение? Кто движет и водит их? Как противоположные стихии существуют друг с другом в полноте единого мира, не претерпевая вреда? Как пребывает все в согласии, не советуясь и не сговариваясь? Все это дело Божественного Промысла.

Язычники же «заменили истину Божию ложью и поклоняются и служат твари вместо Творца» (Рим. 1:25). Напрасно заблуждаются они и беснуются против нашей благочестивой веры и против держащихся благочестия христиан, которых подвергают беспощадным мучениям и принуждают отречься от сладкого имени Христа.

Вы не обращайте внимания на их угрозы, пусть и ведут они нас на муки к колесам, кипящим котлам, мечу и огню, не бойтесь того, чего они сами страшатся (ср. Ис. 8:2). Ждет нас жизнь другая и другой нестареющий век, где ликуют пророки, радуются апостолы вместе с ликами преподобных постников, с ангелами и архангелами, с мучениками и со всеми святыми. Думайте об этом всегда, напишите это в ваших сердцах! Внимайте себе и тому стаду, в котором Бог вас поставил пастырями и учителями, дабы сохранили вы самих себя и других чистыми и непорочными! Все красивое и обыденное в мире развеется, как прах, и забудется, только добродетель пребывает во веки веков.

Сказав так церковному причту и укрепив их сердца, Филофея отпустила всех и велела прийти вновь через четыре дня. Затем преподобная закрылась в своей келье и, не вкушая пищи, провела эти дни в бдениях, слезах и многих коленопреклонениях. На четвертый день к ней пришли все церковнослужители и внимали ее обычному поучению. Она своими наставлениями, как прежде, вселила в сердца их Божий страх. Когда наступил вечер и поняла святая, что близится час ее смерти, то подняла всех на молитву, сказав:

– Время моего отшествия настало, и вы должны немного потрудиться со мной! Твердо я надеюсь, что по вашим молитвам получу милость в страшный день праведного Судии, в тот страшный час!

И много еще подобных слов было сказано святой перед священным причтом. Те, слушая ее, почувствовали боль в сердцах своих и начали плакать, взывая к небу. Но преподобная остановила безутешный плач и стенания, протянув руку и говоря:

– Не смущайте мою душу, владыки и господа, потому что я все еще с вами и проведу с вами столько времени, сколько пожелает Господь! Потому побудьте в бдении со мной еще немного и вознесите со мною Богу благодарственные молитвы!

Внимавшие святой Филофее попытались унять слезы и обратились к молитве, единодушно совершая за нее песнопения. В то время, как они воспевали молитвы, преподобная предала свой дух в руки Господа. Когда последняя надежда угасла, плач прервал пение, воздух наполнился рыданиями. Все окрестные жители, узнав о происшедшем, пришли, чтобы вместе оплакать общую потерю.

Благоговейно приготовили тело почившей к погребению, достойно почтили его надгробным пением и положили в храме Пречистой Божией Матери, именуемом также святой Софией, где преподобная стала совершать дивные, преславные и бесчисленные чудеса, для рассказа о которых нам не хватило бы и года. Поэтому, дабы не растягивать сильно наше повествование, мы расскажем только о немногих из них, что будет достаточно для разумных, чтобы принять за истину и все остальное.

Некий высокопоставленный и славный муж по имени Навкратий из города Амории был назначен воеводой Эллады. Случилось ему однажды биться с безбожными агарянами, и после столкновения двух сторон по Божиему усмотрению все войско его было разбито: одни воины убиты, другие взяты в плен и уведены в Сицилию. Среди прочих был пленен и один стратилат (высший военный чин) по имени Артаван из города Филомелии.

Пленников заключили в мрачную темницу, где за ними был строгий надзор. Сидя в заточении, они не знали, что им предпринять. В печали призывали они на помощь Бога и Его угодников. Тогда Артаван вспомнил о святой Филофее и поведал пребывавшим с ним о совершаемых ею чудесах и даре исцелять недуги и болезни.

Когда Навкратий услышал его рассказ, то сердце его зажглось, и он стал всей своей душой призывать на помощь святую Филофею. Вера его была столь горяча, что он не смог долго таиться, а вскоре подвиг всех на усердную молитву со слезами. Все узники единодушно призывали помощь боголюбивой Филофеи со словами: «Родственная Христу раба, нескверная невеста, чистая голубица, жилище Святого Духа, если милостиво призришь на нас, смиренных и отчаянных, и освободишь нас из этой ужасной темницы, мы будем воспевать твои бесчисленные чудеса, во всеуслышание станем проповедовать их, а оставшееся время жизни нашей проживем целомудренно и чисто. О, преподобная мати, не презирай нас, ибо горько страждем мы в этой темнице!»

Всю ночь провели пленники в сердечных и слезных молениях и, завершив свое ночное бдение, легли отдохнуть и дать себе краткое утешение во сне. Когда они заснули, ко всем явилась преподобная и обратилась, успокаивая: «Молитва ваша услышана, и Бог не презрел ваших воздыханий. Идите себе с миром и возвратитесь в свои дома, воздав благодарение Господу, Который освобождает узников от оков!» (см. Пс. 67:7).

В радости пленники проснулись – железные цепи лежали в стороне от них, двери темницы были широко распахнуты. Они поверили, что видение их истинно и сразу поспешили покинуть свой плен. Стража лежала безжизненно, и они могли свободно бежать. Но прежде чем разойтись по домам, отправились воины на остров, чтобы отблагодарить преподобную. Исполнив это, каждый из них вернулся к себе домой, рассказывая всем о чудесах святой Филофеи.

После того, как весть о чудесной помощи разнеслась повсюду, один прокаженный, исполнившись веры и горячего усердия, пришел в церковь преподобной, призывая ее милость прилежными молитвами и частыми поклонами. Проводя бессонные ночи и наложив на себя пост, неотступно пребывал он в храме святой Филофеи. Блаженная, видя его усердие и телесную болезнь, не медля склонилась к милости и явилась во сне человеку, служившему в церкви, повелев помазать все тело больного маслом от святой лампады Пресвятой Богородицы. Встав ото сна, служащий быстро исполнил наказ. Спустя несколько дней исцеленный муж был отправлен домой, дабы прославлять Бога и благодарить Его и Его святую угодницу.

Шло время, и совершалось множество других чудес. Тем временем греческое царство крайне изнемогло, и держащие его скипетр оказались в тяжелых обстоятельствах. Выбрав подходящее время, римляне внезапно напали на греков и причинили им множество бедствий. (Первый поход крестоносцев состоялся в 1096- 1099 гг. Участниками четвертого крестового похода была основана на Балканском полуострове Латинская империя. Это произошло после взятия Царьграда, когда им владели латиняне в период с 1204 по 1261 гг.).Тогда же болгарское царство набрало крепость и силу и овладело окрестными областями. Управлял им славно благочестивый царь Калоян (1197-1207 гг.). Видя, как изнемогает греческая страна под владычеством римлян, он пришел на помощь грекам. Все лучшее, что нашел он там, перенес он в свой город Тырново, переселил и завоеванный народ, и домашний скот в свое государство.

– Сердце царя – в руке Господа! (Притч. 21:1). Царь, соверши скорее, что задумал! Мы верим, что если поступишь ты по своему решению, то не только принесешь великую пользу нашим душам, но и страна наша, и город обретут большую помощь.

Спустя несколько дней царь повелел перенести тело преподобной в город Тырново со многими почестями и благоговением. Для этой цели были избраны 300 воинов под начальством Феодора, человека благоговейного и честного, верного и храброго воина, имевшего приятную наружность. Только левый его глаз был долгие годы поражен катарактой. Все средства, которые он тратил, и усилия, которые он прилагал для исцеления, не приносили никакой пользы.

Получив распоряжение от царя, он сразу собрал своих воинов и не медля отправился с усердием к преподобной. Дав от всей души целование святым мощам и проливая слезы, он просил милости для своего больного глаза. С горячей верой он положил левую руку святой себе на глаз. И чудо произошло – глаз сразу исцелел, недуг прошел, и воин ясным взглядом увидел солнечный свет и возрадовался своему прозрению.

Чудо это стало известно повсеместно, люди славили Бога и святую Филофею. Феодор же с воинством оправился в путь, радуясь и ликуя, как некогда богоотец Давид перед ковчегом Господа (см. 2 Цар. 6:14). Во время перенесения мощей совершалось множество исцелений, о которых долго было бы рассказывать подробно, весть о них принимается с верой и упованием на Бога и Его святых.

По приближении мощей к городу Тырново Патриарх созвал весь церковный причт и народ и вышел навстречу святой со свечами, кадилами и благовониями. Он приложился к мощам блаженной Филофеи с благоговением и от сердца со слезами сказал такие слова:

– Искренняя раба Христова, дом добродетели и жилище Святого Духа, пустынножительница, как перенеслась ты с востока и достигла нас, смиренных! Добро пожаловать к нам, и не только для посещения, но для пребывания с нами вовеки, для научения ненаученных следовать твоими божественными стезями и ревновать твоей богодарованной чистоте! Тело свое ты полагаешь здесь как залог, а духом своим наслаждаешься небесной красотой, не как сквозь тусклое стекло, не гадательно (1 Кор. 13:12). зришь пресладкого Иисуса, а лицом к лицу беседуешь с Ним не через посредников, но сама и приносишь в чистоте Ему за нас свои молитвы! Молись всегда за нас, за твое стадо, чтобы нам мирно завершить свою жизнь в благочестии и праведности (ср. 1 Тим. 2:2). Не переставай посещать нас, надзирать, заступаться, помогать и наставлять, уберегая от нападений вражеских, потому что у нас есть вера: что бы ты ни попросила у Бога, Он тебе это пошлет. Мы в радости и веселии от того, что ты дарована нам, горячая за нас заступница!

Тело преподобной было немедленно внесено в город Тырново и положено в церкви Пречистой Богородицы, именуемой Темнишской, где оно и пребывает до сих пор. (Это свидетельство автора жития, святого патриарха Евфимия Тырновского). У мощей совершаются дивные бесчисленные чудеса со всеми, кто приходит к святой Филофее с верою и любовью. (После завоевания Болгарии турками мощи преподобной Филофеи были перенесены через Видин в Румынию, где почивают до сих пор в городе Арджеше).

Ро-ди-лась в Тыр-но-во, воз-мож-но око-ло 1206 го-да. Её от-цом был бол-га-рин-зем-ле-де-лец, а мать - ва-лаш-ка. Мать взрас-ти-ла дочь в ис-тин-но хри-сти-ан-ском ду-хе, но вско-ре скон-ча-лась. То-гда отец Фило-феи всту-пил во вто-рой брак. Бла-го-че-сти-вая от-ро-ко-ви-ца мно-го пре-тер-пе-ла от ма-че-хи, ко-то-рая ви-ни-ла её в непо-ви-но-ве-нии, из-лишне ча-стом по-се-ще-нии церк-ви и рас-то-че-нии до-маш-не-го добра на ми-ло-сты-ню си-ро-там и бед-ным де-тям. Отец то-же упре-кал дочь, но Фило-фея твер-до дер-жа-лась бо-го-угод-но-го жи-тия ко-то-ро-му на-учи-лась у ма-те-ри. Она хра-ни-ла свою непо-роч-ность, про-дол-жа-ла хо-дить в цер-ковь, раз-да-ва-ла одеж-ду и еду нуж-да-ю-щим-ся де-тям, про-во-дить вре-мя до-ма в по-сте и мо-лит-ве.

Гос-подь при-звал её к се-бе, ко-гда Фило-фее бы-ло все-го две-на-дцать лет. Сто-я-ла осень, и отец ра-бо-тал в по-ле, а ма-че-ха еже-днев-но по-сы-ла-ла Фило-фею от-но-сить от-цу еду из до-ма. Но Фило-фея име-ла обык-но-ве-ние от-да-вать часть пи-щи бед-ным де-тям, ко-то-рые про-си-ли у неё на ули-це. Отец, за-ме-тив недо-ста-ток пи-щи, уко-рил в этом же-ну, но та от-ве-ти-ла что по-сы-ла-ет до-ста-точ-но. "Спро-си дочь твою, что она де-ла-ет с едой", - ска-за-ла ма-че-ха. Отец разо-злил-ся на дочь и ре-шил тай-но про-сле-дить за ней. Од-на-жды в пол-день, пря-чась в ку-стах, он уви-дел как Фило-фея раз-да-ёт еду бед-ным де-тям. Бе-ше-ный гнев охва-тил его, он под-дал-ся дья-воль-ско-му на-у-ще-нию и бро-сил свой то-по-рик в Фило-фею. Смер-тель-но ра-нен-ная, му-че-ни-ца пре-да-ла дух в ру-ки слад-чай-ше-го Же-ни-ха Хри-ста, при-няв смерть за ве-ру.

Тут же по-сле со-вер-ше-ния зло-де-я-ния страх и рас-ка-я-ние охва-ти-ли от-ца. Он по-пы-тал-ся под-нять те-ло до-че-ри, но не смог - оно сде-ла-лось тя-же-лым как ка-мень. То-гда он по-бе-жал к ар-хи-епи-ско-пу Тыр-нов-ско-му и ис-по-ве-дал свой грех. Ар-хи-епи-скоп с ду-хо-вен-ством и тол-пой на-ро-да вы-шли из го-ро-да с каж-де-ни-ем и све-ча-ми в ру-ках, на-ме-ре-ва-ясь пе-ре-не-сти те-ло свя-той му-че-ни-цы в го-род-ской со-бор. Но и им не уда-лось под-нять те-ло с зем-ли.

Ра-зу-мея, что свя-тая Фило-фея не же-ла-ет оста-вать-ся в сво-ем го-ро-де, ар-хи-епи-скоп и ду-хо-вен-ство ста-ли мо-лить-ся Бо-гу и му-че-ни-це, на-зы-вая один за дру-гим мно-гие мо-на-сты-ри, церк-ви и со-бо-ры по обе сто-ро-ны Ду-ная. Но лишь ко-гда был на-зван мо-на-стырь Кур-тя-де-Ар-джеш, те-ло му-че-ни-цы сде-ла-лось лег-ким и бы-ло по-ло-же-но в ра-ку для по-чи-та-ния. Ар-хи-епи-скоп на-пи-сал о во-ле свя-той му-че-ни-цы во-е-во-де Ра-ду Чер-но-му (Ра-ду Негру), про-ся его при-нять мо-щи свя-той для за-щи-ты и уте-ше-ния ру-мын-ско-го на-ро-да. Тыр-нов-ское ду-хо-вен-ство пре-про-во-ди-ло те-ло свя-той до Ду-ная, где их встре-ти-ли ру-мы-ны - ду-хо-вен-ство и ми-ряне во гла-ве с мит-ро-по-ли-том и воево-дой. С цар-ски-ми по-че-стя-ми мо-щи бы-ли до-став-ле-ны в Кур-тя-де-Ар-джеш-ский мо-на-стырь, где по-чи-ва-ют и ныне.

Ве-ру-ю-щие всей Ру-мын-ской Пра-во-слав-ной Церк-ви чтят свя-тую Фило-фею, но осо-бен-но ве-ли-ко её по-чи-та-ние в Ар-джеш-ских, Дым-бо-виц-ких и Пра-хов-ских зем-лях. К ней об-ра-ща-ют осо-бые мо-лит-вы об из-ле-че-нии боль-ных, устра-и-ва-ют па-лом-ни-че-ства, осо-бен-но в день её па-мя-ти 7 де-каб-ря. Во вре-ме-на за-су-хи ра-ку с мо-ща-ми свя-той про-но-си-ли тор-же-ствен-ным хо-дом по окрест-ным се-лам, и по её мо-лит-вам Бог по-сы-лал до-жди.