24.09.2019

Кто крестится слева направо? Про крестное знамение. Отвечаем на письма читателей


Можно ли леворуким ходить в церковь, помогать батюшке? Можно ли креститься левой рукой?

Людмила

Отвечает клирик церкви вмч. Георгия Победоносца города Видное священник Андрей Шеин : Уважаемая Людмила, в церковь можно ходить всем! И леворуким, и праворуким, и совсем безруким. Помогать батюшке и своему приходу не только можно, но и нужно. А можно ли креститься, то есть налагать на себя крестное знамение левой рукой? Здесь есть два момента, которые могут помочь нам разобраться в этом вопросе. С одной стороны, а чем бы крестился человек, не имеющий правой руки вовсе или травмировавший ее? Очевидно, что левой. С другой стороны, Вы должны решить, насколько «непривычно» для Вас тождественно «невозможно». Это единственный аспект церковной жизни, где придется этот вопрос поставить и с христианской простотой на него ответить. На все остальные вопросы, такие как например: «какой рукой свечку ставить?» — ответ один: любой рукой.

Мне 40 лет, я инвалид, живу одна. Несколько лет назад одна моя родственница очень обидела меня, но спустя некоторое время я поняла, что надо прощать людей и теперь зла на неё не держу. А недавно у нее обнаружили рак: операция, тяжелое лечение, а ближние о ней не очень-то заботятся. И вот одна общая знакомая говорит, что это Господь ее покарал за то, что она тогда обидела меня — инвалида. Но ведь я не желала ей плохого, я ее люблю и давно простила! И все равно у меня какое-то чувство вины. Неужели та знакомая права? Помогите разобраться.

Отвечает настоятель храма вмч. Пантелеимона города Дубна протоиерей Александр Любимов : Когда с человеком случается что-нибудь тяжелое, у нас, действительно, нередко возникает чувство вины перед ним. Проистекает оно из осознания того, что на самом деле мы мало его любили, не помогали, как должно, или даже злорадствовали по поводу его проблем. Все это искренний человек может увидеть в своей совести. Однако если он перестает слушать свою совесть и начинает рассуждать о грехах других людей, все его рассуждения теряют всякий смысл. Так и утверждение Вашей знакомой, что родственница страдает именно из-за вас, говорит лишь о ее собственном грехе. Нет никакой истины в том, чтобы осуждать заболевшую подругу вместо того, чтобы ее пожалеть. Грех этот — осуждение — делает человека как бы слепым и закрывает перед ним путь веры. Судить человека может только Бог, и Его суды — это не суды человеческие.

Человек может понимать эти суды только по отношению к себе. Если он искренне обращается к покаянию, то иногда, действительно, может увидеть причины своих скорбей, ибо страдаем мы всегда по своим грехам. Так, если сама заболевшая женщина обратится к покаянию, то обязательно увидит праведные суды Божии в своих страданиях. Однако Ваша знакомая, которая говорит, что это Бог ее покарал, всего лишь выражает этим свои эмоции, которые к праведным судам Божиим никакого отношения не имеют. Если Господь сподобит ее увидеть свои собственные грехи, то она сама устыдится таких мыслей, ибо кроме осуждения и злобы за ними ничего не стоит. Только сама заболевшая женщина, если обратится к покаянию, может увидеть праведные суды Божии в своей болезни. Если же вместо покаяния она тоже будет лишь гадать о том, кого и за что наказывает Господь, то ничего, кроме отчаяния и злобы не найдет.

Надо сказать, что подобные рассуждения о судах Божиих не приносят никакой пользы и Вам. Они лишь ведут к переживаниям по поводу надуманных проблем. Хватается за них человек, как правило, потому, что свои настоящие проблемы видеть боится. Однако решать надо именно свои реальные проблемы. Ибо очень важно человеку понять, что мешает ему обрести внутренний мир, найти утешение в скорбях, и благословение Божие над своей жизнью. Было бы большой ошибкой смущать свою душу надуманными поводами для беспокойства, вместо того, чтобы позаботиться о своем сердце и о своих настоящих проблемах.

Грех по отношению к заболевшей родственнице, несомненно, был в Вашем сердце, ибо Вы пишете, что сначала на нее обиделись. Если Вы раскаялись в нем и не желаете своей родственнице ничего плохого, то что вам мешает успокоиться и снова обрести мир? Возможно, Вам не хватает Таинства Исповеди и причастия Святых Таин, которые действительно исцеляют и успокаивают душу. Но, как бы то ни было, Вы никак не можете обвинить себя в том, что именно из-за Вас с ней случилась беда. Может быть, человек, действительно живущий духовной жизнью, на Вашем месте мог бы чувствовать свою вину в том, что он своим неразумием и грехами искушает ближних и является некоторой причиной их скорбей. Но вина эта в таком случае была бы реальным обличением его совести, и он не гадал бы отвлеченно о судах Божиих — кого за что Господь наказал. Поэтому лучше нам в простоте сердца раскаяться в тех своих грехах, которые мы видим за собой, и уповать на милосердие Господа, не смущая своё сердце ложными помыслами о непостижимых для нас судах Божиих.

Если вы все втроем — и Вы сами, и Ваша заболевшая родственница, и знакомая, которая ее осуждает, — будете гадать о том, кого за что покарал Бог, то обретете лишь смущение в своей душе и никакой помощи не получите, ни друг от друга, ни от Господа. Поэтому я советую Вам не терзать себя напрасно этими мыслями, а просто раскаяться в своих грехах, которые всегда присутствуют во взаимоотношениях между людьми, и постараться нести именно свой крест, не теряя любви к ближним и надежды на милосердие Божие.

Я воцерковилась много лет назад и надеялась, что мои родственники рано или поздно тоже придут к вере. Но этого не произошло. Мои родные и слышать не хотят о Церкви. Мы живем под одной крышей, у нас прекрасные отношения, но каждый остается при своих убеждениях. Почему так происходит?

Валентина

Отвечает благочинный Красногорского церковного округа протоиерей Константин Островский : Вы надеялись, что родственники рано или поздно придут к вере? Правильно надеялись! И не оставляйте надежды, молитесь о них. Пока люди живы, они еще могут уверовать, могут покаяться и соединиться со Христом.

Всякий человек как образ Божий имеет дар свободы: может уверовать в Бога или оставаться в пустоте атеизма, может быть в Церкви (то есть в единении с Солнцем Правды — Христом) или оставаться в сумраке разных религий, ересей и сект.

Эта свобода дана каждому человеку и не отнимается у него до последней минуты жизни. Поэтому и относительно родственников не следует отчаиваться, и относительно себя не стоит обольщаться. Всё переменчиво. Как сказано у апостола Павла: кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть (1 Кор. 10:12).

А смущаемся мы и даже впадаем в отчаяние относительно неверующих близких оттого, что мало уповаем на Бога. На самом деле только Он может призвать человека, и только сам человек может откликнуться на Божий призыв. Только Сам Бог ведет человека спасительным путём, и сам человек должен смириться, довериться Богу и позволить донести себя до Царства Небесного.

Мы можем желать своим ближним спасения, молиться о них и можем быть живыми и благодарными орудиями спасения в руках Божиих. Но времена и сроки их обращения ко Христу нам неведомы.

У меня сложилась привычка давать Господу обещания, назначать себе сроки исполнения, и бывало так, что не всегда исполнял. Каялся и опять не исполнял.

Я думаю, бес подкинул мне такую борьбу с грехом, зная, что неисполнений будет гораздо более, и зная, что я слаб, о чем и сам знаю. Но как иначе? Так хоть какие-то тормоза. Конечно, в идеале нужно перестать совсем грешить, и это всё само отпадёт, но я не могу уйти от всего и сразу. Как быть с этими обещаниями, нужны ли они вообще? Не будут ли они своего рода проклятием нависать даже после покаяния?

Александр

Отвечает священник Андрей Шеин: Стремление давать Богу обещания и обеты по разным поводам есть прежде всего проявление гордости и страстной впечатлительности, которая далеко не синоним нравственной чуткости. Более того, скажу Вам, что мнительная совесть очень плохой помощник в деле спасения человеческой души. А оступаетесь Вы в силу немощи естества человеческого и наличия у Вас определенных привычек (т. е. навыков). «Добродетель же не груша, — как говаривал преподобный Серафим, — вдруг не скушаешь». Тут надобен ежедневный труд исправления себя, искренней молитвы к Богу, покаяния дома и исповеди в храме перед священником (хорошо, если Вам попадется мудрый и милосердный духовник) и причащения Святых Таин. Падения и слабости, конечно же, будут повторяться, по этому поводу не должно быть истерик, не надо унывать, но снова каяться и исправляться, уповая на милосердие Божие.

Ваши же многочисленные обеты очень сильно дезориентируют Вас, создавая иллюзию исправления, но не давая внутреннего наполнения, то есть такое состояние погранично с духовной прелестью. Ситуацию усугубляли назначаемые Вами и не исполняемые сроки. Вы запутаны и сломлены… Другого результата сложно было ожидать.

Начать нужно со следующего: на исповеди принесите перед священником покаяние в грехе, который намного страшнее всех привычек, с которыми Вы боретесь: курения, употребления алкоголя и прочее, а именно в том, что Вы по гордости приносили Богу обеты, давали обещания, бывшие проявлением страстной чувственности. И с этого момента забудьте о Ваших глупых сроках. Верю, что Господь, простивший Вам этот грех, изгладит и все его последствия.

Надо запомнить, что Богу служат не по срокам, а постоянно. Тем более, что обеты и клятвы запрещены Господом: «А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом, потому что престол оно Божий; ни землею, потому что она подножие ног Его; ни Иерусалимом, потому что он город великого Царя; ни головою твоею не клянись, потому что не можешь ни одного волоса сделать белым или черным. Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого» (Мф. 5:34-37); «Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, и никакою другою клятвою, но да будет у вас: «да, да " и «нет, нет «, дабы вам не подпасть осуждению» (Иак. 5:12).

И на будущее, если Вы решитесь взять на себя некий благочестивый подвиг или упражнение, то не делайте этого без совета и благословения священника. Причем, он может и не благословить, ведь по слову талантливого христианского писателя Дж. Р. Р. Толкиена: «Клятва может не только укрепить слабое сердце, но и разрушить его». Милосердный Господь да утешит Вас!

Когда прихожу на исповедь, я часто не знаю, что говорить и в чем каяться. Стараюсь мысленно собраться, где что сделал не так, но ничего не всплывает в памяти, только мелкие детали незначительные, о которых и говорить не стоит. Я не знаю, в чем каяться на исповеди. Как быть?

Отвечает настоятель Успенской церкви города Сергиева Посада игумен Иоанн (Самойлов): Основой духовной жизни христианина является познание самого себя, а познание заключается в видении своих нехороших привычек, наклонностей, господствующего эгоизма, одним словом, говоря церковным языком — своих страстей и грехов. Это практическая наука, основанная на анализе своей жизни. Согласитесь, что любое учение требует желания и времени. Желание у Вас есть, не пожалейте и времени: для начала выбирайте 3-5 минут в день, лучше вечером, и делайте анализ прожитого дня, да не поленитесь взять карандаш и в отдельном блокноте кратким штрихом записать то, что Вам показалось неправильным. Нужно присмотреться к себе.

Святитель Феофан Затворник в книге «Внутренняя жизнь» прекрасно об этом говорит: «Желающий исправить себя должен познать себя; желающий познать себя должен испытать себя; а желающему испытать себя надлежит войти внутрь себя, подвергнуть рассмотрению все, бывающее там, чтобы через то навыкнуть различать в себе все доброе и худое…» Потрудитесь найти эту книгу и прочитайте его рассуждения, они ведь очень полезны.

Накануне исповеди продумайте свой диалог. Для удобства письменные наблюдения за собой проанализируйте и вытекающие из них грехи напишите на бумаге. Стоя перед Крестом и Евангелием, постарайтесь иметь сокрушенное чувство о содеянном и твердую решимость исправиться, поскольку исповедь — не отчет о прожитой жизни, а благодатное таинство врачевания духовных недугов.

Вмешивается ли Бог в жизнь человека? Вот молишься-молишься о водворении мира между родственниками, а толку нет. Где Его помощь?

Отвечает протоиерей Борис Балашов : Бог дал человеку свободу воли и ее не отнимает. Если Бог вмешивается в жизнь человека, то почему, спрашиваете Вы, не помогает по молитве к Нему о водворении мира между родственниками?

Как Вы думаете, если мать может помочь сыну в решении сложной задачи по математике, то должна ли она решать ее сама, когда сын валяется на диване и смотрит телевизор? Помочь, это не значит сделать все за меня. Если нет мира среди родственников, каково Ваше личное участие в решении этой проблемы? Ведь православному христианину, если он, конечно, стремится к духовной жизни, должно быть известно из Евангелия, что решать все серьезные проблемы надо начинать со своего собственного сердца и своей жизни. Кроме личных усилий в совершении покаяния и исправления своей жизни в соответствии с волей Божией необходима постоянная молитва о близких и погашение в сердце обид.

Если человек трудится, ему можно помочь. Если он ничего не делает, то помочь просто не представляется возможным по причине бездействия человека. А вот делать все за того, кто ленится трудиться, никто не обязан.

Кроме того, есть разница в том, просим ли мы или требуем от Бога? Если мы требуем чего-то от Бога, то Он нам ничего не обязан. Если мы просим, то полагаемся на Его мудрость и любовь, но к этому следует приложить, по крайней мере, глубокое стремление к искренней вере и желание исполнять Его святую волю в своей жизни. Если этого нет, то молитва может остаться без ответа, ведь по вере вашей да будет вам (Мф. 9:29). Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Чтобы увидеть Бога в промысле Его, нужна чистота сердца и тела. Для приобретения чистоты нужна жизнь по заповедям Евангелия».

Бог вмешивается в нашу жизнь, но ценит нашу волю и наш выбор. Помогает, если мы Ему не мешаем, но при нашем бездействии за нас наши дела делать не будет.

Каждый верующий человек знает о том, как следует правильно креститься. Сначала 3-мя пальцами, собранными вместе, необходимо дотронуться до лба, затем до живота, а после до правого и левого плеч. Все это обычно проделывают правой рукой. Однако бывают ситуации, когда человек не в состоянии пользоваться данной рукой. Как же креститься в этом случае?

Почему крестятся именно правой рукой?

Издревле левая рука была не в почете не только на Руси, но и во многих других странах. Она всегда олицетворяла что-то худое, недоброе, неверное. Правая же считалась правильной (отсюда, кстати, и «правая», то есть «правильная»). Да и десницей называют именно правую руку. В христианской литературу левую руку тоже не слишком жалуют. Все, что в подобных текстах каким-либо образом связано с добром, относится исключительно к правой стороне тела.

Например, в псалме 120-ом говорится: «Господь - хранитель твой; Господь - сень твоя с правой руки твоей». А вот другая песнь тоже про правую руку: «…десница Твоя поддерживает меня» (Пс. 17:36). «Он же, принеся одну жертву за грехи, навсегда воссел одесную Бога» - а это уже Послание к Евреям (Евр. 10:12). «Одесную» - значит справа. «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Матф.6:3). Данное высказывание Иисуса следует понимать следующим образом: правая рука – искреннее сопереживание, а левая – гордыня, которая не должна принимать участие в добрых делах.

Если человек болен

Тем не менее, в жизни случается всякое, и возникают такие ситуации, когда человек просто не в состоянии пользоваться для крестного знамения правой рукой. К примеру, как быть тем, у кого эта рука парализована или вовсе ампутирована? На аналогичный вопрос читателя ответил на сайте православного журнала «Фома» протоиерей Андрей Ефанов. Священник уверен в том, что ничего страшного в том, что по состоянию своего здоровья прихожанин будет креститься не правой, а левой рукой, абсолютно нет. Единственное, на чем заострил внимание служитель церкви, это на том, что при совершении ритуала следует соблюсти его в том же порядке. То есть левую руку необходимо, как и правую, поднести ко лбу, потом к животу, после к правому плечу, а затем - к левому.

А левшам можно?

А если верующий левша и ему неудобно крестить другой рукой, будет ли это уважительной причиной для того, чтобы не пользоваться правой? На христианском сайте «Узнавай. рro» неизвестный автор утверждает, что для религиозных обрядов прихожанину следует задействовать исключительно правую руку, независимо от того, правша он или левша.

В православной традиции считается неправильным, а иногда даже кощунственным креститься слева направо. Таким образом, православная традиция считает, что поднося руку к правому, а затем к левому плечу, верующий молит причислить его к участи спасенных и избавить от доли погибающих.

Ну вот католики крестят себя с лево на право. Они этим ставят Христа как будто перед собой в защиту. Даже такое простое дело,как замешивание теста, тоже следует делать справа налево или,например, массаж определенных точек на позвоночнике делаем круговыми движениями справа налево. И если каждый человек начнёт затачивать его по-своему, то вся стереотипия сойдёт на нет, и обряд исчезнет как таковой. Поэтому в тех конфессиях, в которых принято креститься справа налево, так делают все и всегда. А все объяснения по поводу того, кто у нас находится за правым плечом, а кто за левым — это интересно, но всего лишь искусственное обоснование правила.

Как правильно креститься православным справа налево или слева направо

В традиции католиков считается правильным креститься слева направо, а не наоборот, как у православных. Однако до великого церковного раскола и те, и другие крестились преимущественно справа налево, хотя подобный порядок и не являлся обязательным. Посему православный при встрече с представителями другой ветви христианства должен знать эти особенности и понимать, что ничего кощунственного они не подразумевают. Однако, если верующий осеняет себя крестным знаменем в окружении своих единоверцев, лучше не идти против сложившихся в их среде традиций во избежание разногласий.

В христианской истории известно несколько способов крестного знамения: двумя (старообрядцы), тремя и пятью пальцами. Прежде чем креститься, надо правильно сложить пальцы. Многие верующие на этом этапе совершают ошибку, не закончив креститься, сразу же начинают кланяться. Важно! Только после того, как опущена правая рука вниз, можно совершать поклоны. Где и как правильно креститься православным (справа налево или слева направо) ответ один – конечно, в церкви. После крестного знамения, проговорив «Во Имя Отца, и Сына и Святого Духа» кладут земной поклон, чтобы поблагодарить Бога за благосклонность.

Поэтому люди задаются вопросом, как правильно креститься православным справа налево или слева направо? Затем, когда человек перекрестился, он опускает руку и поклоняется Богу. Независимо от возраста, крестный обряд выполняется только правой рукой у христиан. Главным отличием знамения католических людей состоит в том, что они выполняют обряд с левой на правую сторону. Изображение креста господне на теле человека, кистью руки. Практически неизвестно, когда этот священный обряд появился в христианстве. Православные христиане соблюдают традиции крещения с правой стороны на левую. Католики крестятся, наоборот, с левой стороны на правую. В православном мире, верующий человек совершает обряд справа налево. И все-таки, как правильно креститься православным справа налево или слева направо, видео можно найти на официальных источниках. Достаточно попросить его провести священный ритуал крещения и тогда все станет ясно. Еще в евангельском писании говорилось: «Верующий в малом, во многом верен».

В этой статье мы поговорим о том, что означает крестное знамение, как и где его надо делать, как правильно креститься справа налево или слева направо .

Крестное знамение – религиозный жест, ритуал, священнодействие. Осенить себя крестным знамением – значит движением рук изобразить крест. В каких обстоятельствах надо креститься? Это следует делать:

  • перед тем, как войти в церковь и при выходе из нее;
  • во время проведения службы в церкви;
  • при приближении к святыням;
  • дома – при чтении молитв и после них, с утра после сна и на ночь перед сном, перед и после трапезы, в начале и конце нового дела, в моменты радости или скорби.

Смысл крестного знамения

Давайте рассмотрим, что необходимо сделать, чтобы совершить данное действие. И оно сразу обретет смысл.

  1. Для начала надо снять с рук перчатки, рукавицы, варежки и пр. Затем сложить 3 пальца – большой, указательный и средний – внутренней стороной друг к другу на одинаковом уровне. Троеперстие означает Отец, Сын и Святой дух. А то, что все они находятся на одном уровне, означает их равноправие. Остальные пальцы сводим к ладони, чем символизируем божественное и человеческое начало Иисуса Христа.
  2. Креститься надо правой рукой. Но если в силу болезни или других обстоятельств правая рука не дееспособна, то не возбраняется креститься левой.
  3. В первую очередь троеперстие подносим ко лбу. Его смысл заключается в освящении ума.
  4. Затем перемещаем троеперстие к животу. Суть действия заключается в освящение сердца и чувства.
  5. В православии принято креститься с правого плеча. Поэтому пальцы поднимаются сначала к правой стороне, затем к левой. Смысл состоит в освящение телесных сил.
  6. Жест необходимо повторить трижды. Заканчивается он поклоном к земле. Таким образом, мы показываем любовь и благодарность Богу, прославляем Его Сына, верим в его божественность и человечность одновременно.
  7. В то время, когда человек креститься, необходимо проговаривать: «Во имя Отца, Сына и Святого Духа».

Почему так важно креститься справа налево

Мы уже выяснили, что в православной религии необходимо креститься справа налево. Но почему так сложилось? Считается, что правое плечо обозначает спасение, рай, ангелов. Здесь находится ангел-хранитель человека, который оберегает его всю жизнь. А левое плечо изображает ад, погибель, грешников, ведь не случайно от сглаза плюют именно через него. Начиная крестное знамение с правой стороны, человек тем самым просит Бога спасти его душу, защитить от греха и уберечь от адских мук. Таким образом, мы узнали, что это действие означает победу добра над злом, божественной природы над дьявольской.

Интересный факт, что у католиков необходимо креститься с левой стороны. Хотя символизм этих сторон одинаков: правое – рай, левое – ад. Только вот в католической религии обратное действие означает движение от греха к спасению.

Также внизу страницы представлены мобильные приложения «Библия» и «Православный календарь» для соблюдения всех религиозных традиций, праздников и постов.

Библия

Люди со всего мира читают, слушают, смотрят и делятся Библией на 180 миллионах устройств, используя бесплатное приложение Библия, которое является приложением №1 в мире. Более 1000 переводов Библии, на сотнях языков. Сотни планов чтения, на более чем 40 языках. Добавляйте свои стихи-картинки, закладки, выделяйте отрывки и добавляйте личные или общие заметки.

Какой рукой правильно креститься и как правильно креститься - слева направо или справа налево? Как правильно складывать пальцы? Зачем нужно креститься и надо ли это делать перед входом в храм?

Суть крестного знамения, зачем надо креститься?

В крестном знамении для верующего человека соединяются несколько сутей: религиозная, духовно-мистическая и - психологическая.

Религиозная суть состоит в том, что, осеняя себя крестными знаменем, человек показывает, что он христианин и живет со Христом; что он является частью христианской общины, ценит ее традиции и дорожит ими. Что он помнит и хранит в своем сердце всю земную жизнь Христа - с первого до последнего Его дня - и старается по мере сил соответствовать ей. Что чтит и старается жить по тем заповедям, которые были Христом даны.

Духовно-мистическая суть заключается в том, что крестное знамение само по себе обладает животворящей силой - оберегая того, кто крестится, и освящая его. Крест - это духовный образ, который человек наносит на себя, «осеняет» себя им - делает себя по степени своей веры подобным Христу. Поэтому у христиан к крестному знамению трепетное отношение и они стараются креститься не наспех, «суетливо», а - с отдаванием отчета.

При этом, когда говорится, что у крестного знамения есть некая «мистическая» суть, не имеется ввиду, что крест это «математическая» формула - как например, индийская мантра, или ритуалы магов, - которая начинает «действовать» от простого повторения набора действий или слов. Необъяснимым для человеческого разумения образом, крест освящает каждого, кто крестится, но при этом каждому «воздается по вере его»…

Крестное знамение - это молитва и отношение к нему должно быть соответствующее.

Эмоционально-психологическая суть крестного знамения заключается в том, что верующий человек неосознанно начинает креститься тогда, когда «привык» (в определенные моменты службы), или в те моменты, когда хочется собрать себя внутренне (перед важным делом, перед сокровенным шагом), или просто, когда испытывает психологический страх перед чем-то. Или наоборот - преисполняем радости и благодарности к Богу. Тогда рука «сама креститься начинает».

Какой рукой и как правильно нужно креститься православным?

В православной традиции креститься нужно правой рукой - вне зависимости от того, правша вы или левша.

Порядок такой: лоб - живот - правое - затем левое плечо.

«Мельчить» крестное знамение (не живот, а грудная клетка) можно - например, в ситуациях, когда кругом неверующие, хочешь перекреститься, но стараешься сделать это «незаметно».

Главное - не мельчить крест «внутри себя», помнить всегда о его величии, важности и силе.

Как правильно складывать пальцы (фото)

Православная традиция говорит, что пальцы нужны складывать так: большой, средний и указательный сводятся воедино - это символизирует собой Святую Троицу, - а безымянынй палец и мизинец прижимаются к ладони.

Можно ли креститься как-то иначе или, например, двумя пальцами или слева-направо? Нет - в православной Церкви принято креститься тремя пальцами справа-налево и делать нужно так - без рассуждения. Даже если предположить, что количество пальцев это условность и земное установление (ссылаясь на то, что старообрядцы до сих пор крестятся двумя, как когда-то делали все православные в России), само нарушение традиции несет для человека больше духовного вреда, нежели пользы.

Страница из дореволюционной книги «Закон Божий», где рассказывается и о том, как правильно складывать пальцы при крестном знамении, и что всё это собой символизирует.

Нужно ли креститься перед входом в храм или проходя храм?

Входя в храм принято креститься. Для человека, который только знакомится с религией это может казаться искусственным правилом (вроде как «надо»), но со временем становится естественным и, даже, потребностью - «собраться» внутренне, осенить себя Христовым символом и силой, отдать дань храму, в котором совершаются таинства.

Что касается ситуации, когда ты просто видишь храм и проходишь мимо него, то тут человек должен полагаться на свои ощущения и каких-то правил нет. Есть люди, которые осеняют себя знамением каждый раз, когда видят купола храма. Есть те, кто не делает этого, но при этом в жизни будет являться не меньшим образцом христианина.

Этот и другие посты читайте в нашей группе во