27.09.2019

Добро побеждает зло. Почему добро не побеждает зло


Как хорошо, что большинство людей в мире преисполнены добра. Да, многие из нас совершают плохие поступки, делают ошибки, не всегда ведут себя правильно, но добрые дела мы делаем с наибольшим удовольствием. Этому способствуют моральные и этические нормы, действующие как в обществе, так и в сознании каждого человека. Поэтому в мире добро всегда побеждает зло. Этому учат нас детские сказки, когда добрая Фея помогает Золушке попасть на бал, или в поэме Пушкина «Руслан и Людмила» злого волшебника побеждает смелый и отважный рыцарь, который борется за честь своей возлюбленной.

Откуда берется зло? Его рождают негативные эмоции: ненависть и страх, зависть и гнев. Темная сторона человеческой души постоянно протестует против истины света, противоборство, которое растет внутри, порождает агрессию и недовольство, чувство непонятости и слабости - отсюда грубость, насмешки, унижение и оскорбление, месть. Психологически злой человек чувствует себя незащищенным и обороняется. Он творит новое зло, множит его, а в итоге либо чувствует свою вину, либо окончательно гибнет, как личность. Потому что огромное количество зла в душе приводит к саморазрушению. Совершать злые поступки - значит, проявлять слабость, потому что намного сложнее в ответ на насмешку или подлость улыбнуться или даже в трудную минуту помочь своему обидчику. Так однажды сделанное добро побеждает зло.

Добрые дела мы творим бескорыстно, хорошие поступки диктуют нам честь и совесть - главные соратники мирского добра. Любой направленный в сторону сотворения добра шаг облагораживает и возвышает человека. Доброжелательность привлекает новых друзей, неожиданную помощь в сложных ситуациях, и недаром, позитивно настроенный человек ценится в обществе гораздо выше пессимиста. Поэтому на земле извечной проблемой является борьба добра и зла. Добрый человек старается во всем улучшить себя и сохранить мир любыми средствами, он идет на уступки, отдает силы своей души людям, дарит радость, ничего не требуя взамен.

Жить сердцем достаточно сложно, но умение чувствовать других людей и сочувствовать их бедам помогает доброму человеку в работе над собой, придает уверенности в своих силах.

К примеру, политическая дипломатия призывает к гуманности и справедливости, компромиссу и взаимопониманию. Таким образом, руководителям противоборствующих государств удается избежать конфликтов и военных действий.

Дружеское участие и желание найти общий язык, бесконечное терпение и уважение к окружающим помогают доброму человеку исправить злого собеседника. Когда агрессивно настроенному человеку говоришь: «Успокойся, я не желаю тебе зла, я твой друг. Чем я могу тебе помочь?», то противник тоже становится добрее. Он не чувствует опасности и не должен защищаться, темные краски снова становятся яркими, а жизнь обретает новый смысл.

Нужно стараться никому плохого, причинять зло, которое может вернуться назад, а совершать хорошие поступки и учить этому других. И тогда добро окончательно победит зло.

Однако часто бывает так, что то что для одного человека в данной конкретной ситуации является добром, для другого может восприниматься как зло. Поэтому одни и те же события могут восприниматься сознанием человека либо как добро, либо как зло, в зависимости от конкретных обстоятельств происходящего и индивидуального к ним отношения человека. Получается, что понятия добра и зла являются субъективными оценками человека и потому относительны.

Тогда почему же все-таки через сказки, пословицы и поговорки до нас через века дошло однозначное утверждение о том, что Добро побеждает зло?

Попробуем ответить на этот вопрос с точки зрения изучения человека как единого и целостного организма, неразрывно связанного с внешним миром, с учетом его мировоззрения и миропонимания, что закономерным образом отражается на физиологических процессах в физическом теле человека. Примем во внимание также и тот факт, что организм человека примерно на 75% состоит из воды. Именно посредством воды происходит энергоинформационное управление всеми жизненными процессами в организме, причем необходимым условием для его здорового существования является обязательное наличие в организме структурированной воды. Каждая клетка в организме в норме окружена структурированной водой. Биологические свойства такой воды обусловлены ее химическим составом и физическими свойствами, а также определенным соотношением одиночных и сгруппированных молекул воды. Любая вода, поступающая в организм, обязательно структурируется, для чего организм затрачивает свою жизненную энергию. Так как воду мы потребляем ежедневно, то нетрудно представить себе, какое огромное количество энергии организм вынужден расходовать на ее переструктуризацию. Плохая вода, по большому счету, является оружием массового уничтожения, только уничтожение это происходит медленно и потому незаметно.

Чтобы можно было облегчить работу организму по переструктуризации воды, необходимо обращать серьезное внимание на качество потребляемой воды, и тогда мы сможем сохранить свою жизненную энергию для других целей. Вот почему необходимо, чтобы потребляемая вода по своим основным характеристикам как можно точнее соответствовала водной среде нашего организма. А значит такая вода:

Должна быть слабощелочной (pH в пределах от 7,0 до 8,0)

Ее окислительно-восстановительный потенциал должен иметь значение минус 100-200 милливольт

Должна быть структурированной
- должна иметь оптимальную минерализацию и коэффициент поверхностного натяжения

Должна отсутствовать тяжело-изотопная вода (HDO, D2O).

Большинство из перечисленных задач можно решить при помощи комплекта оборудования, предназначенного для очистки и биоактивации воды дома и в офисе.


Добро - это все, что служит жизни; зло - все, что служит смерти.

Эрих Фромм

Структурированная вода чрезвычайно чувствительна к внешним воздействиям, таким как психоэмоциональное состояние и мысли человека, окружающим его звуковым вибрациям (слова, музыка), электромагнитным полям и т.д. Это объясняется особенностями физического строения молекулы воды и ассиметричным распределением в ней электрических зарядов. В результате молекулы воды, соединяясь между собой при помощи ионоводородных связей, образуют сложные полимерные молекулы (кластеры). Таким образом, все жидкие среды организма представляют собой единую иерархически организованную среду в виде жидкого кристалла.

Благодаря такой структуре воды становится возможным накопление в ней энергии и информации, в результате чего вода превращается в их носитель и оказывается возможным быстрый и эффективный прием, накопление и передача информации между клетками. Данное условие является обязательным для нормального поддержания в организме всех жизненно важных биохимических процессов и позволяет обеспечивать его оптимальную приспособляемость.

ВОДА - Веда Образ ДА
Знает образ добра

Наше психоэмоциональное состояние и мышление способно оказать на воду очень сильное воздействие, как положительное, так и отрицательное, что приводит к немедленному изменению ее структуры. На воду в организме записывается абсолютно любое эмоциональное состояние человека. Объясняется это тем, что в основе любого взаимодействия лежит обмен информацией и энергиями полей различной природы в широком спектре частот. А любая мысль и эмоция человека несет в себе информацию и энергию.

При этом положительные эмоции и добрые слова, сказанные с любовью, содержащие пожелания добра, создают красивые, ясные вибрации, что приводит к образованию в организме кластеров, способных надолго сохранить в себе память о добрых мыслях и словах, и становится возможным даже исправление уже имеющейся у воды деформации.

Злость, гнев, агрессия и другие негативные эмоции и мысли, а также сквернословие, наоборот, производят уродливые, несвязные колебания, которые искажают и даже разрушают существующую в организме структуру воды, вызывая тем самым ее хаотичное состояние. Вот почему нельзя допускать в себе возникновение отрицательных эмоций, а также желательно сторониться людей, испытывающих негативные эмоции. Ведь структура воды в организме может быть резонансно изменена находящимся поблизости человеком, который также состоит из воды. Разрушают структуру воды в организме и попавшие в него всевозможные спирты, включая этиловый спирт, а также яды и наркотики.

Структурные изменения в воде оказывают влияние и на наследственный аппарат человека - молекулу ДНК. Известно, что на каждый нуклеотид макромолекулы приходится около 50 молекул воды, связанных с ДНК. Соответственно, перенос информации с ионоводородных связей кластеров на связи молекул органических соединений в молекуле ДНК может привести к серьезным изменениям в ее строении, вплоть до полного разрушения. Поэтому не удивительно, что сквернословие способно нанести вред физическому здоровью человека. Матерщина и проклятия вызывают мутации, ведущие к вырождению. Любое произнесённое слово влияет на нашу жизнь и жизнь наших потомков .

Информация о произведенном на воду воздействии сохраняется благодаря изменению взаимного расположения молекул воды в кластерах. Образовавшиеся кластеры могут сохраняться довольно долго или разрушаться, что зависит от силы воздействия на воду. Если на воду будет оказано еще более сильное воздействие, то старые кластеры разрушатся и образуются новые.

Возникшие в результате негативного воздействия в организме человека локальные участки воды с неправильной структурой становятся неспособными выполнять свою роль в качестве носителя информации и поддерживать нормальный обмен информацией между клетками. Таким образом, еще задолго до проявления симптомов заболевания, в организме человека возникают локальные участки воды с неправильной структурой.

К подобным участкам за счет резонансно-волнового принципа привлекаются различные патогенные микроорганизмы, вирусы, бактерии, простейшие, грибки и т.д., превращая их в очаги загрязнений, содержащие зародыши будущей болезни. Очаги загрязнений образуются практически во всех физиологических системах организма, опасны везде, но особенно опасно их нахождение в коре головного мозга, так как это приводит к срыву управления, рассинхронизации работы органов и их функциональному расстройству .

Излучения очагов загрязнений, взаимодействуя с жидким кристаллом воды, деструктурируют воду, заменяя водород на дейтерий (D), превращая ее в тяжелую воду D2O. То же самое происходит, если на воду оказывается негативное энерго-информационное воздействие в виде негативных эмоций или злобных нападок людей. Образовавшаяся в организме тяжелая вода замедляет скорость биохимических реакций в организме, тормозит деление клеток, способна повредить молекулу ДНК, способствует развитию рака и других заболеваний. Все это является следствием присущих тяжелой воде биологических свойств. Поэтому чем большее количество тяжелой воды содержится в организме, тем хуже человек себя чувствует и тем меньше живет .

Гони от себя злобу - вот лучший способ держаться подальше от беды.

Хун Цзычен

Из сказанного выше следует простой и очевидный вывод – практически все возникающие у человека проблемы со здоровьем являются следствием его неразвитого сознания и низкой культуры, вследствие чего становится возможным проявление различных негативных эмоций и сквернословие. Злобные люди, проявляя негативные эмоции, фактически проявляют агрессию по отношению к самим себе, разрушая и уничтожая себя. Добро и зло как бумеранги, что запустишь, то и вернётся к тебе. Только при этом добро рождает добро, а зло рождает зло и от этого уничтожает само себя.

Поэтому недаром говорят, что Добро сильнее зла. В подтверждение сказанного можно добавить, что все исследователи феномена долголетия единодушно отмечают тот факт, что среди долгожителей нет злобных людей. Все те, кто перешагнул порог 100-летия, отличаются добродушным беззлобным нравом и завидным трудолюбием. Таким образом, жизнь на конкретных примерах показывает, что Добро всегда побеждает зло.


Чтобы поверить в добро, надо начать делать его.

Лев Толстой.

Добро по указу - не добро.

Иван Тургенев

Добро как намерение не может проявлять себя по принуждению. Истинное добро безвозмездно. Необходимо научиться творить Добро, и первыми шагами на этом пути могут являться вежливость, благодарность и признательность. Для того чтобы творить Добро, нужны не только ум и силы, для этого нужна еще определенная смелость и отвага. Творить Добро, не ожидая аналогичного отношения к себе – это путь сильной личности, осознанный и свободный выбор. Так давайте же все вместе начнем мыслить позитивно и творить Добро, и тогда наша жизнь изменится к лучшему.


Пословицы, поговорки и афоризмы о добре и зле

Побеждай зло добром. Русская поговорка
Всякий, посеявший семена зла, открывает ворота своей гибели. Таджикская пословица.

Злая мысль самому навредит. Тувинская поговорка
Кто сеет ненависть - пожнет скорбь. Русская поговорка

Наукой жизни избери добро; иди путем добра, твори добро. Персидская поговорка

Добрым путем Бог правит. Русская поговорка
Доброму Бог помогает. Русская поговорка
Желающий добра подобен делающему добро. Арабская поговорка

Злоба лишает человека силы. Русская поговорка
Настоящий воин тот, у кого есть милосердие. Японская пословица

Против милосердия и меч бессилен. Японская пословица

Сердцу злого человека и во время отдыха нет покоя. Хаусская пословица

Что людям радеешь, то и сам добудешь. Русская пословица

Сделав добро, худа не ждут. Русская пословица
За недобрым пойдешь - на беду набредешь. Русская пословица

Злой плачет от зависти, а добрый от радости. Русская пословица

Гони от себя злобу - вот лучший способ держаться подальше от беды. Хун Цзычен


Путем зла не доходят до добра. Уильям Шекспир
Добро, которое ты делаешь от сердца, ты делаешь всегда себе. Лев Толстой

Корень злых дел в дурных мыслях. Лев Толстой.
Зло исцеляют противоположным. Вольтер
Добро – это гармония Божьего творения, а зло – это дисгармония или деформация Божьего творения.

Добро во Вселенной в целом всегда побеждает зло, ибо Вселенная в целом - это Бог, а Он всегда добр.


Дорога добра

Слова: Энтин Ю. Композитор: Минков М.

Спроси у жизни строгой
Какой идти дорогой,
Куда по свету белому
Отправиться с утра.

Иди за Солнцем следом,
Хоть этот путь неведом,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.

Забудь свои заботы,
Падения и взлёты,
Не хнычь, когда судьба себя
Ведёт не как сестра.

Но если с другом худо,
Не уповай на чудо,
Спеши к нему, всегда веди
Дорогою добра.

Ах, сколько будет разных
Сомнений и соблазнов,
Не забывай, что это жизнь,
Не детская игра.

Ты прочь гони соблазны,
Усвой закон негласный,
Иди, мой друг, всегда иди
Дорогою добра.


В статье использованы материалы:

1. Зенин С.В. Вода. Биологические и энергоинформационные свойства воды. «Коломенская типография», ГУП, Заказ 2286.

2. Гаряев П.П. Оружие массового поражения: ненормативная лексика.

3. Пучко Л.Г. Радиэстезическое познание человека. Система самодиагностики, самоисцеления и самопознания человека. Москва. АНС. 2007.

4. Мосин О.В. Дейтерий, тяжелая вода, эволюция и жизнь.

Философская жизнеутверждающая история

Сидели две девочки на крыше…

Одна добрая, другая — злая.

Взялись они на-спор кидать камни в прохожих. Злая попала три раза , а добрая могла спокойно попастьцелых пять раз … Но не стала… Потому, что ДОБРО ВСЕГДА ПОБЕЖДАЕТ ЗЛО!

СПРАВКА

ДОБРО

Добро - общее понятие морального сознания , категория этики , характеризующая положительные нравственные ценности . Изначально было противоположно понятию худа (то есть означало результат действия блага, в противовес результату действия зла), а в более позднее время стало употребляться как антоним понятия зла, означая намеренное, бескорыстное и искреннее стремление к осуществлению блага, полезного деяния, например, помощи ближнему, а также незнакомому человеку или даже животному и растительному миру. В житейском смысле этот термин относится ко всему, что получает у людей положительную оценку, либо ассоциируется со счастьем, радостью, любовью тех или иных людей, т. е. становится близким релевантному понятию «хорошо».

Добрая воля
Добро как намерение может осуществляться только свободной волей. Удача, выигрышное стечение обстоятельств не являются добром. В отличие от зла, добро не выражается простой волей к добру, поскольку такая воля может быть корыстной, а значит нейтральной по отношению к нравственности. Настоящее добро должно быть бескорыстным.

Добро и зло - антонимичные понятия и, таким образом, отрицают друг друга. В европейской традиции добро обычно ассоциируют со светом, светлым, белым. Зло - с тьмой, тёмным, чёрным. Согласно догматам некоторых религий добро со злом рассматриваются как автономные силы, ведущие извечную борьбу за право властвовать в мире. Подобная система взглядов в теологии называется дуализмом.

Понятие добра в культуре
Одна из расхожих (ироничных) фраз, касающихся добра: «Добро должно быть с кулаками» . Фраза приписывается М. Светлову, который сообщил её нескольким поэтам с просьбой написать стихотворение, начинающееся на эту строчку. Самое известное стихотворение написал Станислав Куняев:

Добро должно быть с кулаками
Добро суровым быть должно,
Чтобы летела шерсть клоками
Со всех, кто лезет на добро…

Другим примером является фраза «победа сил добра над силами разума», отражающая скепсис по отношению к христианской оценке добра.

Добро является критерием оценивания, абстракцией. Под добром мы понимаем стремления человека, его культуру. Культура и понятия добра и зла тесно связаны. Если культура - это «возделывание» - а сейчас мы понимаем под этим богатство результатов человеческого труда и развития, то одно из направлений этого развития - это добро, другое - зло.

Основной культурный конфликт в понимании добра состоит в том, что одни верят или полагают, что Бог сам освободит полностью и навсегда человека от страданий и зла, если тот будет терпеливо и смиренно служить ему верой и правдой, и следовательно добру чужда агрессия. Другие верят или полагают, что либо Бога вообще не существует и поэтому необходимо самому бороться со злом и следовательно добро - это не только воля к созиданию блага, но и также агрессивная воля к уничтожению вреда и зла, либо что Бог сам призывает человека к битве со злом.

Добро в буддизме
В буддизме нет привычного европейцам антагонизма «Добро - Зло» . Высшее «зло» для буддиста - Сансара, цепочка перевоплощений богов, людей, животных… (в безначально существующей Сансаре есть шесть видов существ - боги, асуры, люди, животные, преты и обитатели нараки). Какой бы праведной ни была жизнь, она всё равно так или иначе складывается из страданий (собственных или причиняемых), вызываемых желаниями. Например, желание есть становится причиной страдания животных, рыб, птиц, мясо которых употребляется в пищу. Преодоление же страданий возможно посредством освобождения от желаний. Таким образом, человеческие желания (а также желания богов, животных) можно назвать злом для буддиста.

В писаниях о жизни Будды Гаутамы есть упоминание о персонифицированном зле - это демон Мара, который назван «духом Любви и Смерти» . В принципе, в Маре воплощены все земные желания.

Добро в даосизме
Согласно концепции даосизма, нет абсолютного добра и абсолютного зла, нет абсолютной истины и абсолютной лжи - все понятия и ценности относительны. Анализ же бесплоден по причине своей бесконечности.

Из учения об инь и ян следует идея о том, что добро и зло равны и равнозависимы. А значит, добро есть естественное состояние мира, как, впрочем, и зло. Даос, стремящийся к добру, вызывает к жизни зло. Главной добродетелью считается воздержание; это есть начало нравственного совершенствования.

Добро в индуизме
В индуизме за умение отличать Добро от зла ведает сердечная чакра Анахата. С точки зрения индуизма, величина развития этой чакры (относительно остальных чакр) определяет ту крайнюю планку, которая разделят добро и зло. При слаборазвитой чакре в поступках человека присутствует меньше доброты («Радуйся, что не убил, а только ограбил» ). При чрезмерно развитой чакре изо всякого действия и ситуации человек стремится извлечь и принести в мир больше доброты («Если бьют по правой щеке, надо подставить левую»).

Обе крайности в индуизме не одобряются, но могут одобряться в других религиях.

Когда чакра внезапно закрывается (например, при потере близкого человека или предательстве, когда чувствуется постоянный холод в солнечном сплетении), то человека посещают мысли о самоубийстве. Тогда для открытия чакры вновь надо найти способ как сделать кому-нибудь добро. Если это невозможно, то человек отказывается от пищи, через несколько дней наступает истощение, и организм человека (сопротивляясь его чувствам) активизирует чакру выживания - Муладхару.

Добро в исламе
Согласно исламской традиции и добро, и зло (опосредованно, через Сатану) исходят от Аллаха, который в своих деяниях руководствуется выбором человека. При этом считается, что от природы люди склонны к добру, а преодоление людьми склонения их посредством Сатаны к злу позволяет им возвеличиваться духом. Таким образом, выбор человеком добра является своеобразной проверкой.

Добро в конфуцианстве
Конфуций считал, что добром является то, что человек сам для себя считает добром

Не делай другому того, чего себе не пожелаешь

Совершенствование же субъективного понимания добра, приближение его к коллективному, Конфуций отдаёт на откуп социальным взаимоотношениям через соответствующие воздаяния.

Некто спросил: «Правильно ли говорят, что за зло нужно платить добром?» Учитель сказал: «А чем же тогда платить за добро? За зло надо платить по справедливости, а за добро - добром».

В конфуцианстве чаще затрагивается не вопрос добра и зла, а качества «благородного мужа»

Добро в христианстве
Добро - это действия, приносящие счастье и не причиняющие никому вреда, ущерба, боли, страданий. В христианстве самым главным представителем и источником добра считается Бог. Объективным критерием добра (также как и блага) является соответствие его воле Божией. Состояние или чувство, из которого творится добро - это любовь. Совершенная любовь свойственна только Богу. А, значит, и совершенное добро, без малейшей примеси зла, может творить только он или существа, выполняющие его волю.

Христианство рассматривает зло не как самостоятельную сущность, но как умаление добра.

В трактате «Оправдание добра» русский христианский философ конца XIX века Владимир Соловьев определял добро как «действительный нравственный порядок, выражающий безусловно должное и безусловно желательное отношение каждого ко всему и всего к каждому» и отождествлял его с Царством Божиим.

Евангельское добро
В Евангелии добро - это прежде всего дела милосердия. Различают дела милости телесной: накормить голодного, напоить жаждущего, принять странника, одеть нагого, посетить больного или заключенного (Мф. 25:35-36). А также милости духовной: обратить грешника от его ложного пути (спасти душу) (Иак. 5:20).

– Владыка, давайте ответим на вопрос, который часто встречается в нашей почте. Смысл его сводится к следующему: «Почему Бог терпит, что люди неправедно разбогатевшие, процветают? Почему Он допускает такую несправедливость?» Мне кажется, что существует какая-то путаница в понятиях о нашей земной справедливости и о справедливости Высшей, Божественной.

– Говорить в нашем обществе о справедливости трудно, потому что у нас о ней достаточно искаженные представления – чаще всего она понимается как некая уравниловка, и с этого-то и начинается неразбериха. Но ведь мир сотворен Богом в определенной иерархии, и эта иерархия везде, куда бы мы ни посмотрели. А уравниловка взята из нашего советского прошлого и не имеет под собой никакой религиозной основы. Она предполагает, что кто-то придет и все решит, кто-то эти равные возможности, пусть и насильственным путем, но даст. И естественно, что люди ищут этого кого-то. Но это же совершенно низменный взгляд не то что на Бога, на человека! Ведь подразумевается, что главное, чтобы все имели гарантированную пайку, и это превращает человека, созданного по образу и подобию Божьему, в социальное животное, лишая его права на индивидуальность, талант и т. д. Никто не может определить, как образ Божий воплощается в человеке, Господь Сам это ведает, и творчество Божье в отношении человека невозможно регулировать и уравнивать. И вообще, когда говорят: «Почему Господь не вмешается в ту или иную ситуацию?» – делают серьезную ошибку, предполагая, что Бог будет администрировать что-то. Бог, однажды дав человеку свободную волю, не может ее отобрать.

– Ну а что же думать, если на глазах у всех злодей, на котором «клейма ставить негде», процветает, а люди порядочные бедствуют, так и хочется спросить: «Как это терпит Бог?»

– А терпит-то как раз общество. Это проблема не Бога, а общества. И если сами люди такого злодея терпят, то в этом обществе он так и будет процветать. Сама позиция перекладывания ответственности ущербна, в ней человеку отводится роль комментатора, не желающего ничего делать для изменения жизни. Да и слово «обидно» из тех категорий, когда отношения с миром строятся на сравнениях: «Этот вон как хорошо живет, а мы плохо». Но дело в том, что о каждом человеке есть Промысел Божий, некая задача, которую этот человек должен осуществить в этом мире. И если человек располагает свою волю к тому, чтобы этот Промысел Божий о себе осуществить, то Господь дает ему благо. Но что это за благо? Есть стандарты общества, определяющие, что хорошо, а что плохо, они не абсолютны, они всегда временные и могут очень резко меняться. Можно привести множество примеров из нашей недавней истории, например то, как резко изменилось в обществе отношение к деньгам или к предпринимательству.

А Бог – Он вне времени, и то благо, которое Он дарует, – это благо абсолютное.

Кстати, вопросы о Божественной справедливости чаще всего возникают в периоды социального хаоса, когда привычные ориентиры и ценности меняются, и люди, привыкшие жить в определенных рамках, начинают метаться. Они понимают, что не находят опоры в новых условиях и начинают привносить свое ви€дение в то, как Божественная справедливость должна действовать. А для того чтобы это понять, надо просто прочитать Евангелие.

– Сегодняшнее расслоение на богатых и бедных рождает много вопросов. К храму идут пешком и подъезжают на джипах. А как же слова Христа: «Раздай все, что имеешь, нищим»?

– Давайте внимательно читать Евангелие. На самом деле там нигде не сказано, что само по себе богатство плохо. Смотрите, к Иисусу подходит богатый юноша, соблюдающий все заповеди, и спрашивает, что ему еще «делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» (Лк. 18. 18). «Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною» (Лк. 18. 22). А юноша, услышав это, опечалился, потому что был очень богат. «Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие» (Лк. 18. 24–25). Но здесь речь не собственно о богатстве, а о том, что нами владеет. Ведь Христос сказал юноше «раздай все», потому что тот был привязан к богатству, не он, а оно управляло им. На этом эпизоде нельзя строить концепцию социальной справедливости, когда говорят, что христианство – это первый коммунизм, и Евангелие только для бедных.

– Да, в Евангелии упоминаются начальник иудейский Никодим или Иосиф Аримафейский – люди явно небедные, тайные ученики Христа, которым Он не говорит тех слов, которые сказал богатому юноше. По-видимому, дело тут не в самом богатстве .

– Конечно. В окружении Христа были и люди, владевшие имуществом. Что касается Иосифа Аримафейского, то после распятия этот тайный последователь Иисуса пошел к Пилату и выпросил у того Тело Спасителя, чтобы захоронить Его в скале – в том месте, которое он приготовил для себя. А Никодим после смерти Христа принес состав из смирны и алоэ, дабы устроить подобающее погребение.

– И они тем и известны нам, тем и запечатлены в Евангелии, и их деньги послужили Господу.

– Христос говорит: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить, или одному станет усердствовать, а о другом не радеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Мф. 6. 24). И конечно, если человеком владеет не Бог, а маммона – божок богатства, справиться с этим трудно. В псалме 61-м есть такие слова: «…когда богатство преумножается, не прилагайте к нему сердца» (Пс. 61. 11).

– Так, с богатством разобрались. Владыка, а можно я попутно попрошу Вас ответить на еще одно обвинение, которое выдвигают в адрес Церкви: «Почему братков отпевают? Как такого человека можно вообще в храм вносить?»

– А почему нет? Ведь человек. Отпевание – это не канонизация, после отпевания никто святым не делается. Если человек крещен, ощущал себя православным, как можно в этом отказать? Мы что, прокуроры, судьи? Совершая отпевание, мы просим, чтобы Господь простил умершему его грехи. «Со Святыми (то есть по молитвам святых) упокой, Христе, души раб твоих, идеже несть болезнь (где нет болезни), ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная». Священник, читая разрешительную молитву, просит Господа, чтобы Тот простил умершему его грехи вольные или невольные, он примиряет душу умершего с Богом. А там уже Господь будет судить, священник на себя эти функции не берет.

Сказано: «Не судите, да не судимы будете, ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить. И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь?» (Мф. 7. 1–3). Вот это понятие меры и есть то Божественное начало, которым измеряется жизнь человеческая.

– Что это значит, поясните, пожалуйста.

– Сказано: «Возлюби ближнего твоего». Как возлюбить? Богом дана мера: «…как самого себя» (Мф. 22. 39). Мы часто судим, а Христос неслучайно говорит: «Не судите, да не судимы будете». Ведь когда человек начинает судить другого, он берет на себя не свойственные ему функции – судить может только Бог как Творец всего, Который и знает все. Или поставленные на это люди, которым общество делегировало права судить, но судить в рамках закона. А все, что происходит помимо этого, относится к греху. И если человек начинает судить всех и вся, если он впадает в осуждение, то это становится его сущностью. И тогда начинает действовать эта мера: ты судишь, и сам будешь осуждаем. Или сказано: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Лк. 6. 31). Вот данные Богом меры. И это трагично, когда люди в поисках справедливости начинают привносить мерки земные, искаженные. А трагизм тут в том, что изначальная греховность мотивировки уже делает самого такого искателя справедливости орудием зла.

– Владыка, а Бог наказывает?

– Думаю, что этой теме надо посвятить отдельную беседу, и сейчас я только коснусь ее. Само понятие «наказание, кара Божья» скорее метафорическое и поэтическое. Как может Бог наказать человека? Когда человек живет своей волей, то Бог может отнять от него Свой благодатный покров. При этом человек наказывает себя сам. В Евангелии от Иоанна сказано о Христе: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1. 4–5), и дальше о том, что это «был Свет истинный, который просвещает всякого человека, приходящего в мир» (Ин. 1. 9). «Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него… Суд же состоит в том, что свет пришел в мир; но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы; ибо всякий, делающий злое, ненавидит свет и не идет к свету, чтобы не обличились дела его, потому что они злы, а поступающий по правде идет к свету, дабы явны были дела его, потому что они в Боге соделаны» (Ин. 3. 17, 19–21). То есть сам человек – вершитель этого наказания, а Бог не карает, Он оставляет человека, есть такое понятие – богооставленность, когда человек остается один на один с собой. И это-то и есть самое большое наказание.

– А что такое испытание? Часто приходится слышать: «Бог послал им испытание», когда речь идет о болезнях или каких-то неприятностях.

– Нельзя путать такие понятия, как «испытание» и «наказание». Испытания были у Иова, испытания веры были у Авраама, и часто, проходя через горнило испытаний, человек становится чище, лучше. Но во время испытаний Бог не оставляет человека. Помните, что Господь отвечает сатане в начале Книги Иова, когда тот просит у Бога отдать Иова ему? Господь на это отвечает: «Вот он, в руке твоей, только душу его сбереги» (Иов 2. 6). А вот богооставленность чаще всего приходит тогда, когда человек не задумывается над тем, что с ним будет в дальнейшем, если он живет только в рамках земного происходящего, и только оно диктует ему критерии, где добро, а где зло.

– Владыка, а откуда в человеке зло?

– Наивно считать, что зло имеет только социальные корни. Социальный фон может только усилить что-то, но первопричина зла – тот сатанинский путь, путь против Бога, который, как ни странно, в человеке есть. Уточню: природной поврежденности в человеке нет, есть только склонность ко греху, как следствие грехопадения – именно поэтому мы крестим младенцев. Грех притягателен, грех – это болезнь, но болезнь излечимая.

– Владыка, но ведь зло не абстрактно, носителем и вершителем зла становится человек, а ареной зла – сердце человеческое. Как же все-таки христианин должен относиться к тем, кто это зло творит?

– Апостол Павел говорит, «что наша брань не против крови и плоти, но против… духов злобы поднебесных» (Еф. 6. 12). То есть нельзя испытывать ненависть к человеку, надо направить все усилия на то, чтобы освободить его от зла.

– То есть «Не будь побежден злом, но побеждай зло добром» (Рим. 12. 21). Но как это возможно?

– Одно дело, когда зло очевидно и человек воюет на стороне добра. Другое дело, когда человек сам решает, что есть зло, сам судит и пытается стать вершителем судеб. Ситуаций может быть множество, но главное – чем руководствуется человек, совершая тот или иной поступок. Когда защищает священный дар жизни, останавливая зло – это одно, но когда ситуация не такая явная, для того чтобы самому не попасть в сети зла, надо руководствоваться словами апостола Павла: «Побеждай зло добром». В сущности, бороться со злом можно только одним способом: образно говоря, чтобы стало больше света, чтобы темнота отступила, надо зажечь свечу. А не просто изучать, что это за тьма. У нас есть всегда духовный путь решения проблемы – молитва. Можно бороться со злом, останавливая его внутри себя, не давая себя спровоцировать на ответное зло. А то ведь часто, отвечая, человек творит зло еще большее, считая, что он вправе это делать. Но ведь даже Христос говорил, что Он судит не от Себя: «…суд Мой праведен; ибо не ищу Моей воли, но воли пославшего Меня Отца» (Ин. 5. 30).

Выше мы говорили о суде людском и о Суде Высшем, Божественном. Но есть еще один суд, который не надо долго ждать, чтобы понять, так ли мы живем. Это суд нашей совести, а совесть называют еще голосом Ангела Хранителя в нас.

Молитвы в защиту от обидчиков

Молитва Пресвятой Богородице перед Ее иконой

«Умягчение Злых Сердец», или «Семистрельная»

Тропарь: Умягчи наши злые сердца, Богородице, и напасти ненавидящих нас угаси, и всякую тесноту души нашей разреши. На Твой Святый образ взирающи, Твоим страданием и милосердием о нас умиляемся и раны Твои лобызаем, стрел же наших, Тя терзающих, ужасаемся. Не даждь нам, Мати Благосердная, в жестокосердии нашем и от жестокосердия ближних погибнути. Ты бо еси воистину злых сердец умягчение.

Кондак: Избранней Деве Марии, превысшей всех дщерей земли, Матери Сына Божия, Егоже даде спасению мира, со умилением взываем: воззри на многоскорбное житие наше, воспомяни скорби и болезни, ихже претерпела еси, яко наша земнородная, и сотвори с нами по милосердию Твоему, да зовем Ти:

Радуйся, многоскорбная Мати Божия, печаль нашу в радость претворяющая.

Молитва: О, многострадальная Мати Божия, Превысшая всех дщерей земли, по чистоте Своей и по множеству страданий, Тобою на земли перенесенных, Приими многоболезненныя воздыхания наша и сохрани нас под кровом Твоея милости. Иного бо прибежища и теплаго предстательства разве Тебе не вемы, но, яко дерзновение имущая ко Иже из Тебе рожденному, помози и спаси ны молитвами Своими, да непреидеже со всеми святыми будем воспевать в Троице единому Богу ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

Молитва о примирении враждующих

Владыко Человеколюбче, Царю веков и Подателю благих, разрушивший вражды средостения и мир подавший роду человеческому, даруй и ныне мир рабом Твоим, вкорени в них страх Твой и друг к другу любовь утверди: угаси всяку распрю, отыми вся разногласия и соблазны. Яко Ты еси мир наш и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.

А. А. Голенищев-Кутузов

Бывают времена, когда десница Бога,

Как будто отстранясь от мира и людей,

Дает победу злу – и в мраке смутных дней

Царят вражда и ложь, насилье и тревога;

Когда завет веков минувших позабыт,

А смысл грядущаго еще покрыт туманом,

Когда глас истины в безсилии молчит

Пред торжествующим обманом.

В такие дни хвала тому, кто, с высоты

На оргию страстей взирая трезвым оком,

Идет прямым путем в сознанье одиноком

Безумия и зла всей этой суеты;

Кто посреди толпы, не опьяненный битвой,

Ни страхом, ни враждой, ни лестью не объят,

На брань враждующих ответствует молитвой:

«Прости им, Господи, – не знают, что творят!»

Причины достаточно просты.
Первая.
Выжить должен сильнейший.
Представим на мгновение, что все люди имеют одинаковые способности, одинаковые потребности, одинаковые духовные качества. Может ли такое общество развиваться? Разумеется, что нет. Потому что двигателем развития является преодоление противоречий. Более того, любая информация у нас основываются на противопоставлении. Как, не зная холода, мы не узнаем тепла, не зная горького – не узнаем сладкого, точно так же, не зная горя, мы не будем знать радости, не зная смерти – не узнаем жизни. Закон единства и борьбы противоположностей обеспечивает развитие.
Однако философии достаточно. Нужно твёрдо себе уяснить, что мы просто обречены всегда и везде сталкиваться со злодеями и подонками, не говоря уж о бюрократах и бездушных лицемерах. Не будь их, мы вымрем, как динозавры. Которым для развития, видимо, не хватило противоборствующей силы.
Что же получается, что зло нам столь же жизненно важно, сколь и добро?
«Хорошими делами прославиться нельзя!» – утверждает довольно симпатичная старушка из известного мультфильма. «Не делай добра – не получишь зла», «навязанное добро есть зло», «любовь зла – полюбишь и козла», «нет худа без добра» – народная мудрость достаточно терпимо относится к нашему постоянному контакту со злом.
Хотя и не однозначно: «Добро должно быть с кулаками»? И, наконец, «что русскому хорошо, то немцу смерть»?

Плавно перешли ко второй причине.
А кто устанавливает критерии добра и зла?
Мы сами их и устанавливаем. А главное – легко их меняем на противоположные даже в одном поколении.
Царь Николай II cначала был помазанником Божьим, потом Николаем Кровавым и, наконец, стал канонизированным, то есть причисленным к лику святых. Павлик Морозов сначала был героем-пионером, затем доносчиком на родного отца, наконец, стал жертвой сурового времени. Вчерашние спекулянты-уголовники сегодня стали процветающими бизнесменами. Примеров не счесть.
Более того, если наша поговорка «закон, что дышло, куда повернёшь, туда и вышло» оказывается верной, и мы часто живём и не по законам, а по понятиям, тогда что говорить о критериях добра и зла? Каждый устанавливает их сам для себя. У каждого своя правда.
Тогда понятно, почему и выборы не честные, и суды зависимые, и коррупция непобедима, и вертикаль власти создана для самой власти, а не для людей.
Неужели всё так печально?

Если бы это было так, то не стоило «браться за перо». Разоблачителей зла у нас в избытке. И в их первые ряды становится как раз тот, кто сам не соблюдают законы и заповеди. Не зря существует поговорка: «На воре шапка горит».
Тот, кто дочитал до этого места, уж точно не годится в обличители зла, а только сократит свою жизнь не нужным брюзжанием или, что ещё хуже, борьбой со злом. Потому что для этой деятельности нужны совершенно другие люди, которые не читают подобные опусы. Они заняты подковёрной борьбой, разоблачениями, интригами. Наша с вами функция – созидание, а разрушители (борцы со злом) найдутся без нас. Мы ведь хотим не только выжить, но и жить. Борьба с ветряными мельницами что может дать? Ничего, кроме ушибов и увечий. Это вовсе не значит, что «наша хата с краю». Активная позиция как раз заключается не в борьбе (разрушении), а в строительстве (созидании). Ведь именно потому мы все разные, природа позаботилась об этом. И выживет сильнейший – это тот, кто её адекватно понимает и занимает соответствующее место в жизни.

Такое место советует занять Иисус Христос, когда изрекает свою метафорическую и мало кому понятную фразу: «Ударили по одной щеке – подставь другую».
Если "зло", (или то, что понимается под этим словом) неискоренимо, то нужно знать, что борьба с ним возможна и способом «непротивления злу насилием». Индусы к этой истине пришли вековой практикой через свои религии.

Когда получил «по одной щеке», то задумайся, почему это произошло. Почему твои критерии добра и зла оказались другими, нежели у "партнёра" (модное слово). Какую правду вы поняли по разному? «Подставь другую щеку, а прямым – в челюсть» – такой метод борьбы со злом ведёт в тупик по причине только что разобранной: мы сами устанавливаем критерии добра и зла и легко их меняем на противоположные.

Абсолютное добро олицетворяют собой маленькие дети. Их души чисты что у ангелов. Природа, как генератор созидания, этим самым демонстрирует вечное обновление со знаком плюс. Видимо, информация космоса (Бог) ведёт нас по пути развития именно таким образом: борьба добра и зла рождает новый уровень нравственности.

Рецензии

Кроме непосредственной борьбы со злом и непротивления злу есть ещё и третий способ борьбы со злом. Это преумножение зла. А есть и четвёртый. Клин клином вышибают. То есть Борьба со злом посредством зла. Разве в войнах не так? Кто там подставляет щёку? Все эти четыре способа эффективны каждый в своей сфере. С автором не соглашусь только в одном.Добро побеждает. Ведь, если бы побеждало зло, то добра бы не существовало.

Автор нигде не утверждает, что побеждает зло.
Напротив, делает вывод: "борьба добра и зла рождает новый уровень нравственности".
Было время, когда рабство было естественным, потом - крепостное право, сейчас - наёмный труд. Придёт время - труд будет свободным. Это не значит, что исчезнет понятие зла. Потому что райская жизнь - это полный покой, означающий смерть жизни.
Ведь жизнь - это движение с преодолением препятствий, когда совершается работа.
Энергия - способность совершить работу. Если не будет так называемого "зла", то и энергия не нужна: полный покой, смерть.