10.10.2019

Когнитивные способности человека это. Когнитивные способности


Для того, чтобы голова работала хорошо, а умственная работа была эффективной, нужно соблюдать несколько важных условий. Одно из главных - полезная еда.

Активизация мозгового кровообращения, поддержание в чистоте кровеносных сосудов, питание клеток коры головного мозга, - все это зависит от того, какие вещества будут поступать в кровь при переваривании пищи.

В этой статье мы рассмотрим 5 основных направлений усиления когнитивных способностей с помощью рекомендаций по питанию и конкретных продуктов.

1. Улучшение памяти

Для хорошей работы памяти в рационе должно быть достаточное количество белковой пищи, так как протеин расщепляется на аминокислоты, необходимые для нормальной памяти.

Жиры служат строительным материалом для клеток мозга, но среди них обязательно должны быть ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, Омега-6 и Омега-9.

Углеводы - это источник глюкозы, необходимой для умственной работы, причем преимущество должно отдаваться медленным углеводам, которые расщепляются небыстро, но обеспечивают энергией надолго. И без минералов, витаминов, органических кислот и других веществ полноценное долговременное запоминание просто невозможно.

  1. Фрукты, ягоды и овощи. Давно известно о положительном . Среди них особенно ценны помидоры, так как содержат ликопен, защищающий нейроны от разрушения, лук, чеснок и все зеленые овощи, потому что в их составе - витамины группы В, фолиевая кислота и цинк. Из фруктов стоит выделить бананы, поставляющие в кровь глюкозу и витамины В, лимоны, так как в них большое количество витамина С, и красные яблоки, богатые веществами антоцианами. Из ягод для улучшения памяти стоит выбрать голубику, чернику, виноград и черную смородину.
  2. Жирная рыба и морепродукты. При необходимости много и надолго запоминать, морскую жирную рыбу нужно есть не менее 2 раз в неделю, а лучше чаще. Самая полезная рыба - сельдь, форель, тунец, семга, скумбрия и лосось, а из морепродуктов - мидии, креветки и устрицы.
  3. Кофе. Основное действующее вещество - кофеин. Многочисленные исследования показали, что , причем не кратковременную, а долговременную. То есть чтобы хорошо запомнить информацию, недостаточно выпить кофе непосредственно перед учебой или работой: это не поможет. Нужно, чтобы кофе был в рационе занимающегося умственным трудом в небольшом количестве, но постоянно.
  4. Чай. В чае, особенно зеленом, тоже содержится кофеин, который улучшает свойства памяти. Но в чае обнаружен также фермент галлат эпигаллокатехина, которого нет в других продуктах и который так полезен для улучшения запоминания. Подробнее смотрите в отдельной статье.
  5. Орехи. Крайне . Витамин Е, ненасыщенные жирные кислоты Омега-3, растительный белок, лецитин, - все это крайне необходимо, если приходится много запоминать. Аминкислота триптофан, которой тоже в избытке в орехах, помогает выработке серотонина, который тоже способствует качественному запоминанию.
  6. Горький шоколад. Кофеин, теобромин, фенетиламин, содержащиеся в шоколаде, способствуют хорошему усвоению информации. И хотя молочный шоколад не так полезен, но даже он улучшает зрительную и вербальную память. - обладает также способностью увеличивать скорость запоминания информации любой сложности.
  7. Розмарин. Эфирное масло розмарина, употребляемое внутрь или используемое для ароматерапии, . К тому же, химические соединения этого растения защищают клетки мозга от свободных радикалов.

2. Концентрация внимания

Улучшить концентрацию внимания возможно не только волевым усилием. Употребление следующих продуктов заметно помогает повысить эту умственную способность.

  1. Жирная морская рыба. Положительное известно давно. У людей, жалующихся на неумение концентрироваться, в рационе обычно не хватает жирных морепродуктов. Ситуацию может исправить употребление лосося, скумбрии, форели, сельди для начала 3 раза, а после нормализации работы мозга, - 2 раза в неделю.
  2. Зеленый чай. Содержащиеся в нем кофеин и L-теанин помогают усилить , бдительность и способность надолго сосредотачиваться. Существует гипотеза, что если употреблять этот напиток с молоком высокого процента жирности, то эффект концентрации повысится.
  3. Черника. Эта ягоды полезна во многих случаях. Но в плане стимулятора внимания она бесценна: антиоксиданты, проантоцианидины, ресвератрол и дубильные вещества позволяют в течение 5 часов работать сосредоточенно и внимательно.
  4. Орехи. Практически любые орехи должны быть добавками к блюдам или самостоятельными перекусами в рационе тех людей, которым требуется способность удерживать внимание.

3. Энергия и бодрость

Позитивное влияние многих полезных веществ на головной мозг позволяет сохранять энергию и бодрость. Это в первую очередь натуральные растительные продукты.

  1. Фрукты и овощи. Бананы, инжир, авокадо, шпинат и морковь - это те растительные продукты, которые обязательно должны быть в меню человека, которому требуется большое количество энергии. В них - оптимальное соотношение витаминов, минералов, клетчатки и углеводов, . А такой фрукт, как апельсин, диетологи даже не советуют употреблять вечером, так велика его сила, которая может даже нарушить сон.
  2. Кофе. Это известный энергетик. Но его секрет в том, что через 25 минут после его употребления обязательно нужно выпить обычной воды: это не даст появиться упадку сил, нормализует работу почек и восстановит водный баланс в организме, не допустив обезвоживания и последующей сонливости и усталости. можно эффективно использовать и другие , в том числе и энергетические .
  3. Чай. Большое количество витаминов, минералов, кофеина, эфирных масел и других специфических веществ делает напитки из зеленого и черного чая незаменимыми для восстановления и поддержания сил. смотрите в отдельном материале.
  4. Имбирь. Улучшая кровообращение мозга, активизируя обменные процессы, снабжая организм большим количеством стимулирующих веществ, имбирь по праву считается растением людей умственного труда.
  5. Эфирные масла. Аромат бергамота, апельсина, лайма, лимона и грейпфрута и улучшают деятельность головного мозга.

4. Повышение работоспособности

Физическую и умственную работоспособность повысит специальная , в которой хорошо сбалансированы углеводы и протеины. В таком меню должны быть разные по составу продукты.

  1. Бананы. Эти фрукты необходимы и спортсменам, которые тратят много мышечной энергии, и всем, кто занимается умственным трудом, поскольку и триптофан для поддержания тонуса и бодрости. Обязательны бананы детям и подросткам, для развития которых нужно много сил.
  2. Овес. Оптимальное соотношение минералов и медленных углеводов делает блюда из этой крупы незаменимыми в первой половине дня, чтобы энергии хватило надолго.
  3. Свекла. Корнеплод содержит много витаминов, углеводов и минералов, которые помогают насыщать организм и поддерживать его выносливость. Спортсмены даже специально пьют перед тренировками и соревнованиями свекольный сок с этой целью.
  4. Гранат. Калий, магний, особенно железо органические кислоты и сахара очень полезны для восстановления сил после больших нагрузок. Также .

5. Борьба с хронической усталостью

При синдроме хронической усталости ни в коем случае нельзя прибегать к таким энергетикам, как кофе, чай, сладости, шоколад и пр. Это даст временный прилив энергии, который потом только усугубит плохое самочувствие.

При хронической усталости необходимо увеличить в меню количество энергетически ценных продуктов, которые медленно усваиваются, но зато дают энергию надолго, а также содержат все необходимые вещества для поддержания центральной нервной системы.

  1. Куриное мясо. Это один из самых полезных при хронической усталости животных продуктов, так как, помимо ценного белка, содержит селен и витамины группы В.
  2. Злаки. Каши и хлеб должны быть из цельных злаков: в этом случае, благодаря им, организм получит большое количество минеральных веществ, в крови будет поддерживаться нужный уровень сахара, и будет хватать энергии надолго.
  3. Фрукты. Гранаты и апельсины содержат минерал, без которого невозможно преодолеть такое заболевание, как синдром хронической усталости: железо участвует в кроветворных процессах и поддерживает самочувствие на должном уровне.
  4. Семена и орехи. Семена льна, подсолнечника, тыквы, все виды орехов снабжают организм полезными ненасыщенными жирными кислотами, без которых вообще не может быть нормального тонуса организма. Это кладезь витаминов и минеральных веществ, которые находятся в этом продукте в концентрированном виде. К тому же в них содержится довольно большое количество растительного белка, что тоже важно для поддержания сил и вывода из состояния хронической усталости.

Таким образом, на эффективность работы головного мозга влияет множество факторов. И правильно подобранное питание - это основа нормализации его работы и поддержания работоспособности.

Введите e-mail адрес:

Многие дети испытывают разочарование от процесса обучения, считая его слишком сложным занятием, и все только потому, что, по сути, не владеют должными когнитивными навыками, необходимыми для обработки информации. Т. е. теми специфическими базовыми навыками, которые обеспечивают успешное обучение. Дополнительная нагрузка в школе, домашняя работа или особое внимание к отсутствию этих навыков усугубляют их разочарование и еще больше усиливают проблемы c чтением и трудности при приобретении новых знаний.

Большинство школ не выделяют достаточно средств или времени на индивидуальное обучение, необходимое ученикам, имеющим слабые когнитивные навыки. Кроме того, педагогам приходится читать учебную программу в том темпе, который трудно поддерживать таким детям. Они не могут идти в ногу со сверстниками и испытывают сложности при обучении , отставая все больше и больше, а зачастую приобретая проблему на всю жизнь.

Когнитивные этапы развития ребенка - этапы обучения

Обучение представляет собой сложный процесс, развивающийся поэтапно. Он опирается на врожденные способности, унаследованные и генетически закодированные при рождении. Но мало кто из нас учится с той максимальной эффективностью, которая генетически детерминирована. Вот почему учеба и практика способствуют улучшению способности к обучению и увеличению производительности у большинства людей.

Развитие нашей обучаемости проходит через стадии совершенствования сенсорных и моторных навыков, затем когнитивных навыков и, наконец, приводит к способности усваивать формальные инструкции. Недостаточность на любой из стадий может привести к проблемам в следующих зависимых стадиях.

Школы, государственные программы и специальное образование сосредоточены на академических инструкциях (итоговой стадии). К сожалению, они редко признают, что не все дети обладают в должной мере развитыми когнитивными навыками, необходимыми для эффективной обработки и понимания информации, даваемой посредством академических инструкций. Без развития соответствующих когнитивных навыков детализация академических инструкций и репетиторство не приводят к улучшению способности к обучению, и все усилия, направленные на помощь ученику при обучении, пропадают зря.

Более пристальный взгляд на этапы обучения раскрывает важность развития когнитивных навыков.

  • Врожденные способности. Врожденные способности человека - это основа процесса обучения. Они представляют собой генетически предопределенные возможности и ограничения, которыми мы обладаем при рождении и которые унаследованы нами от родителей и предков. Моцарт, конечно, обладал большей врожденной музыкальной способностью, чем большинство из нас, но с помощью практики большинство из нас тоже могут улучшить свои музыкальные способности. Верхние пределы наших возможностей определяются врожденными данными, но то, насколько мы приблизимся к этим верхним пределам, определяется другими элементами, необходимыми для обучения.
  • Сенсорные и моторные навыки. Сенсорные и моторные навыки развиваются на базе наших врожденных способностей. Сенсорные навыки включают зрение, слух и осязание. Они ответственны за получение информации. Моторные навыки относятся к мышцам и движению и включают в себя умение ползать, ходить, бегать, писать и говорить. Моторные навыки выражают и отображают информацию, которую получили и обработали наши чувства. И сенсорные, и моторные навыки частично определяются генетическим кодом и частично приобретаются при повторяющемся взаимодействии с окружающей средой. Почти у всех людей эти навыки можно улучшить с помощью правильной целевой практики. Они являются основой для занятий спортом и игры на музыкальных инструментах, физиотерапии и других подобных усилий для увеличения результативности.
  • Когнитивные навыки - когнитивные (познавательные) способности позволяют обрабатывать сенсорную информацию, которую мы получаем. Они включают в себя нашу способность анализировать, оценивать, хранить информацию, вспоминать опыт, сравнивать и определять действия. Хотя когнитивные навыки частично врожденные, основная их часть приобретается. Если их развитие не происходит естественным образом, формируется когнитивная недостаточность, которая уменьшает потенциал обучения и трудно корректируется без специального и надлежащего (медицинского) вмешательства. Как и сенсорные и моторные навыки, когнитивные навыки тоже можно тренировать и улучшать при правильном обучении. Изменения в когнитивной сфере можно наблюдать в тех случаях, когда травма оказывает повреждающее действие на определенную область мозга. Правильная терапия зачастую способна «отремонтировать» мозг пациента, и, соответственно, восстановить или улучшить когнитивные функции. Это также действует и в случае с учениками. Слабые когнитивные навыки можно усилить, а нормальные когнитивные навыки - улучшить, тем самым увеличив легкость и производительность процесса обучения.
  • Восприятие инструкций. Формальное принятие и следование инструкциям является последним и наиболее неоднородным уровнем обучения. Оно включает в себя изучение академических предметов, таких как алгебра, чтение , письмо, - тех, которые ни интуитивно, ни самостоятельно (в большинстве своем) освоить нельзя. Эти предметы изучаются с помощью формального образования, а успешное и легкое обучение этим предметам зависит от основных когнитивных навыков человека. Базу знаний по каждому предмету можно расширить, но без наличия надлежащей основы в виде уже сформированных эффективных когнитивных навыков, хорошая успеваемость может стать трудной задачей, исполненной разочарований.

Когнитивные навыки можно тренировать и улучшать

По мере того как человек взрослеет и академические задачи становятся более сложными, очень важно, чтобы основные навыки их решения присутствовали и функционировали должным образом. Сильные когнитивные навыки являются ключом к высоким достижениям в учебе. Без них человек с проблемами обучения или чтения не может полностью использовать свой потенциал.

Если ваш ребенок испытывает трудности при обучении или чтении, причина может заключаться в недостаточном развитии одного или нескольких базовых когнитивных навыков. Если причина действительно в этом, она подлежит корректировке с помощью специальных индивидуальных обучающих программ, направленных на преодоление «слабых мест», специфичных для каждого конкретного ребенка, а значит, информация школьной программы в результате будет усваиваться гораздо быстрее и лучше.

Что такое «Интеллект»?

Прежде всего, позвольте мне объяснять, что я имею в виду, когда я говорю слово «интеллект». Чтобы было понятно, я не просто говорю об увеличении объема фактов или битов знаний, которые Вы можете накопить, или то, что называют кристаллизовавшимся интеллектом - это не тренировка на беглость или запоминание – на самом деле, это практически противоположность. Я говорю об усовершенствовании Вашего подвижного интеллекта , или Вашей способности запоминать новую информацию, сохранять ее, затем использовать те новые знания как основу для решения следующей задачи или изучения еще одного нового умения и так далее.

Теперь, в то время как кратковременная память не является синонимом интеллекта, она очень связана с интеллектом. Чтобы успешно сделать интеллектуальный вывод, достаточно важно иметь хорошую кратковременную память. Таким образом, чтобы максимально использовать интеллект, стоит значительно улучшить кратковременную память – это как, например, использовать самые лучшие и современные детали, чтобы помочь механизму работать на высочайшем уровне.

Что из этого можно для себя извлечь? Это исследование имеет большое значение, потому что было обнаружено:

  1. Гипотетический интеллект можно тренировать.
  2. Обучение и последующий успех зависят от дозировки, чем больше Вы тренируетесь, тем больше пользы Вы извлекаете.
  3. Каждый человек может развить свои когнитивные способности, независимо от начального уровня.
  4. Прогресса можно достичь с помощью тренировок на заданиях, которые не напоминают вопросы в тесте.

Как можно применить это исследование на практике и извлечь из этого пользу?

Существует причина, по которой задача n-назад оказалась настолько успешным в увеличении когнитивных способностей. Эта тренировка включает в себя разделение внимания между конкурирующими раздражителями, то есть мультимодальность (один визуальный раздражитель, один - слуховой). Здесь нужно сосредоточиться на определенных деталях, игнорируя неподходящую информацию, и это помогает улучшать кратковременную память в течение долгого времени, постепенно увеличивая способность воспринимать информацию эффективно в нескольких направлениях. Кроме того, раздражитель постоянно переключали, таким образом, что никогда не возникало явления «тренировок на вопросы теста» - каждый раз было что-то новое. Если Вы никогда не сдавали n-назад тест, позвольте мне рассказать о нем: это очень непросто. Не удивительно, что от такого занятия столько пользы для когнитивных способностей.

Но давайте рассуждать с практической точки зрения.
В конечном счете, карты в колоде или звуки в произведении закончатся (эксперимент продлился 2 недели), таким образом, не практично думать что, если Вы хотите непрерывно увеличивать свои интеллектуальные способности в течение всей жизни, то одного n-назад будет достаточно. Кроме того, Вам это надоест, и Вы прекратите это делать. Я уверена, что я бы так и сделала. Не говоря уже о времени, которое Вы потратите на обучение таким образом – все мы постоянно очень заняты! Таким образом, нам стоит подумать, как смоделировать те же самые типы суперэффективных мультимодальных методов, стимулирующих мозг, - которые можно использовать в нормальной жизни, и все же получая максимальную пользу в росте когнитивного мышления.

Итак, принимая все это во внимание, я разработала пять основных элементов, которые помогут в развитии подвижного интеллекта, или когнитивной способности. Как я уже отметила, непрактично постоянно выполнять n-назад задание или его вариации каждый день всю оставшуюся жизнь, чтобы получать пользу для когнитивных способностей. Но практичным является изменение образа жизни, в котором будет та же самая – и даже большая польза для когнитивных способностей. Это можно делать каждый день, чтобы получить пользу от интенсивной все-мозговой тренировки, а также это должно перейти в пользу для полного когнитивного функционирования.

Вот эти пять основных принципов:

  1. Ищите новшество
  2. Бросьте себе вызов
  3. Мыслите творчески
  4. Не идите легким путем
  5. Будь в сети

Каждый из этих пунктов сам по себе уже великая вещь, но если Вы действительно хотите функционировать на максимально высоком когнитивном уровне, лучше выполнять все пять пунктов, и так часто, как возможно. На самом деле, я живу по этим пяти принципам. Если Вы примете их как фундаментальные руководящие принципы, то я гарантирую, что Вы будете максимально использовать свои способности, превосходя даже то, на что Вы считали себя способным - все это без искусственного повышения. Отличная информация: Наука подтверждает эти принципы с помощью данных!

1. Ищите новшество

Это не совпадение, что такие гении как Эйнштейн разбирались во многих областях, или были эрудитами, как мы их называем. Гении постоянно ищут новые занятия, изучая новые области. Это - их индивидуальность.

Только одна черта из «Великой пятерки» из Пятифакторной модели индивидуальности (Акроним: ОДЕПР, или Открытость, Добросовестность, Экстровертность, Приятность, и Раздражительность), которая связана с IQ, и это - черта Открытости к новому опыту. Люди, которые имеют высокий уровень Открытости, постоянно ищут новую информацию, новую деятельность, новые вещи, которым можно научиться - новые события, в общем.

Когда Вы ищете новшество, происходит несколько событий. Прежде всего, Вы создаете новые синаптические связи с каждой новой деятельностью, в которой Вы участвуете. Эти связи основываются друг на друге, увеличивая деятельность нервной системы, создавая еще связи, чтобы на их основании создавались новые связи – таким образом, происходит обучение.

Интересующей областью в недавнем исследовании является нервная пластичность как фактор в индивидуальных различиях интеллекта. Пластичность относится к числу связей, созданных между нейронами, и как это влияет на последующие связи, и насколько длительные эти связи. В основном это означает то, сколько новой информации Вы в состоянии принять, и в состоянии ли Вы сохранить ее, производя постоянные изменения в мозге. Постоянно подвергая себя непосредственно новым вещам, помогает поместить мозг в исходное состояние для обучения.

Новшества также запускают выработку допамина (я упоминала это раньше в других постах), который не только сильно мотивирует, но и стимулирует нейрогенезис - создание новых нейронов - и готовит мозг к обучению. Все, что Вы должны сделать, утолить голод.

Превосходное условие для обучения = Новая деятельность-> выработка допамина-> способствует более мотивированному состоянию-> которое способствует вовлечению и созданию нейронов-> может происходить нейрогенезис + увеличение синаптической пластичности (увеличение количества новых нервных соединений, или обучения).

Как продолжение исследования Джегги, исследователи в Швеции обнаружили, что после 14 часов тренировок кратковременной памяти в течение 5 недель, наблюдалось увеличение количества обязательного потенциала допамина D1 в предлобной и теменной областях мозга. Этот определенный рецептор допамина, тип D1, связан с ростом нервных клеток и их развитием, между прочим. Это увеличение пластичности, способствуя большему закреплению этого рецептора, является очень полезным для того, чтобы максимизировать когнитивное функционирование.

Выполняйте дома пункт: Будьте «Эйнштейном». Всегда ищите новую деятельность для ума – расширяйте свои когнитивные горизонты. Изучите инструмент. Походите на курсы живописи. Пойдите в музей. Почитайте о новой области науки. Будьте зависимыми от знаний.

2. Бросьте себе вызов

Существует огромное количество ужасных работ, написанных и распространенных о том, как «тренировать мозг» и «стать умнее». Когда я говорю о «тренировочных играх для мозга», я имею в виду игры на запоминание и на скорость, целью которых является увеличение скорости обработки информации и т.д.; сюда относятся такие игры, как, например, Судоку, которыми советуют заниматься в «свободное время» (закончите оксюморон, учитывая развития когнитивных способностей). Я собираюсь развенчать часть того материала, который Вы ранее слышали об обучающих играх для мозга. Вот, что я Вам скажу: Они не работают. Индивидуальные обучающие игры не делают Вас умнее - они делают Вас более опытными в обучающих играх для мозга.

Итак, у них действительно есть цель, но результат не продлится долго. Чтобы чего-то получить из этих типов когнитивного вида деятельности, нужно обратиться к первому принципу поиска новшества. Как только Вы справляетесь с одним из этих когнитивных действий в обучающей игре для мозга, Вы должны идти дальше к следующей стимулирующей деятельности. Поняли, как играть в Судоку? Отлично! Теперь переходите к следующему типу стимулирующих игр. Проводилось исследование, которое подтверждает эту логику.

Несколько лет назад ученый Ричард Хэиер хотел узнать, можно ли значительно увеличить когнитивную способность с помощью интенсивных тренировок на новых видах умственной деятельности за несколько недель. Они использовали видеоигру Tetris в качестве новой деятельности, и использовали людей, которые никогда раньше не играли в игру, в качестве объектов исследования (знаю, знаю – представляете, такие люди существуют?!). Они выяснили, что после тренировок в течение нескольких недель на игре Tetris, у объектов исследования наблюдалось увеличение корковой толщины, а также увеличение активности коры головного мозга, подтверждением чего служило увеличение количества глюкозы, использованной в той области мозга. В основном, мозг использовал больше энергии в течение того периода тренировок, и становился толще - это означает большее количество нервных соединений, или новый изученный опыт - после таких интенсивных тренировок. И они стали экспертами в Tetris. Круто, да?

Вот в чем дело: После первоначального резкого когнитивного роста они заметили снижение как в корковой толщине, так и в количестве глюкозы, используемой во время выполнения задачи. Однако, они все так же хорошо играли в Tetris; их умение не ухудшалось. Сканирования головного мозга показали меньше мозговой активности во время игры, вместо ее увеличения, как в предыдущие дни. Почему же снижение? Их мозг стал более эффективным. Как только их мозг понимал, как играть в Tetris, и действительно начинал разбираться в нем, ему становилось лень что-то делать. Ему не нужно было работать так усиленно, чтобы хорошо играть в игру, таким образом, когнитивная энергия и глюкоза уходили в другом направлении.

Эффективность Вам не помощник, когда дело доходит до когнитивного роста. Чтобы мозг продолжал создавать новые соединения и поддерживал их активность, Вы должны продолжать идти дальше к другой стимулирующей деятельности, как только Вы достигаете пика мастерства в определенной деятельности. Вы хотите быть в постоянном состоянии небольшого затруднения, изо всех сил пытаясь достигнуть чего-то, независимо от того, что это, как отметил Эйнштейн в своем высказывании. Это держит мозг в подвешенном состоянии, так сказать. Позже мы вернемся к этому вопросу.

3. Мыслите творчески

Когда я говорю, что мыслить творчески поможет Вам усовершенствовать нервную систему, я не имею в виду написание картины, или выполнение чего-то вычурного, как, например, в первом пункте «Ищите новшество». Когда я говорю о креативном мышлении, я имею в виду непосредственное творческое познание, и что оно значит в то время, как в мозгу продолжается процесс.

В противоречие широко распространенному мнению, креативное мышление не является «мышлением с помощью правой части мозга». Здесь задействованы обе половин мозга, не только правая. Креативное познание включает в себя дивергентное мышление (широкий диапазон тем/предметов), способность находить отдаленные ассоциации с идеями, переключаться между традиционными и нетрадиционными взглядами (когнитивная гибкость), и создание оригинальных, свежих идей, которые также соответствуют деятельности, которой Вы занимаетесь. Чтобы все делать правильно, нужно, чтобы правое и левое полушарие работали одновременно и сообща.

Несколько лет назад доктор Роберт Штернберг , бывший Декан Университета Тафтс, открыл Центр PACE (Психология cпособностей, компетентности и мастерства) в Бостоне. Штернберг пытался не только определить основное понятие интеллекта, но и найти способы, с помощью которых любой человек может максимально развить свой интеллект посредством тренировок, и особенно, посредством обучения в школах.

Здесь Штернберг описывает цели Центра PACE, который был основан в Йельском университете:
«Основная концепция центра заключается в том, что способности не закреплены, они гибкие, их можно менять, каждый человек может преобразовать свои способности в свою компетентность, а компетентность в мастерство», объясняет Штернберг. «Особое внимание мы уделяем вопросу, как мы можем помочь людям изменить свои способности так, чтобы им было проще решать задания и справляться с ситуациями, с которыми они столкнутся в жизни».

Проводя исследование, Проект Радуга , он разработал не только инновационные методы креативного обучения в классе, но произвел оценку, которые проверяли студентов таким образом, что они должны были подходить к решению проблем творчески и практично, а также аналитически, вместо того, чтобы просто запоминать факты.

Штернберг объясняет:
«В Проекте Радуга мы оценили творческие, практические, а так же аналитические способности. Творческий тест мог быть, например, таким: ‘Вот мультфильм. Дайте ему название’ Практическим заданием могло бы быть фильм о студенте, который пришел на вечеринку, осматривается вокруг, никого не знает, и очевидно чувствует себя неловко. Что делать студенту?"

Он хотел понять, можно ли, научив студентов воспринимать задания с креативной точки зрения , заставить их узнать больше по теме, получать больше удовольствия от обучения, и переносить полученные знания в другие области научной деятельности. Он хотел разобраться, можно ли, изменяя методы обучения и оценки, предотвратить «обучение для сдачи тестов» и заставить студентов учить больше, в общем. Он собрал информацию по этой теме и таки получил хорошие результаты.

Вкратце? В среднем студенты в испытательной группе (те, которым обучали, используя креативные методы) получили более высокие итоговые баллы по окончанию курса в колледже, чем контрольная группа (в которой обучение вели с помощью традиционных методов и систем оценки). Но, для того, чтобы все было справедливо, - он дал испытательной группе тот же экзамен аналитического типа, как и обычным ученикам (тест, в котором представлено несколько вариантов ответов), и они также получили более высокие баллы на этом тесте. Это значит, что они смогли перенести знания, которые они получили, используя творческие, мультимодальные методы обучения, и набрали больше на абсолютно другом когнитивном тесте по тому же материалу. Вам это ничего не напоминает?

4. Не идите легким путем

Я уже упоминала ранее, что эффективность не послужит вам другом, если вы пытаетесь повысить уровень своего интеллекта. К сожалению, многие вещи в жизни ориентированы на то, чтобы увеличить эффективность. Таким образом, мы делаем больше, затрачивая при этом меньше времени, физических и умственных усилий. Однако это не имеет благоприятного воздействия на ваш мозг.

Возьмем один объект современного удобства, GPS. GPS является удивительным изобретением. Я отношусь к числу тех людей, для кого был изобретен GPS. Я ужасно плохо ориентируюсь на местности. Я все время теряюсь. Поэтому я благодарила судьбу за появление GPS. Но знаете что? Попользовавшись GPS в течение короткого времени, я обнаружила, что мое чувство ориентации стало еще хуже. Когда его не оказывалось у меня под рукой, я чувствовала себя еще более потерянной, чем раньше. Поэтому, когда я переехала в Бостон - город, откуда берут свое начало фильмы ужасов о заблудившихся - я перестала пользоваться GPS.

Врать не буду – моим страданиям не было предела. Моя новая работа подразумевала поездки по всем окраинам Бостона, и я терялась каждый день как минимум 4 недели. Я так часто терялась и бродила невесть сколько, что думала, что я потеряю работу из-за хронических опозданий (на меня даже пожаловались в письменной форме). Но со временем я начала находить нужный путь благодаря огромному навигационному опыту, который я приобрела с помощью только мозга и карты. Я действительно стала ощущать, где и что находится в Бостоне благодаря исключительно логике и памяти, а не GPS. Я до сих пор помню, как я гордилась тем, что нашла отель в центре города, где остановился мой друг, отталкиваясь только от названия и описания местности – даже без адреса! У меня было такое чувство, будто я окончила школу навигационного просвещения.

Технология во многом делает нашу жизнь проще, быстрее, эффективнее, но иногда наши когнитивные способности могут пострадать в результате такого рода упрощений и в будущем навредить нам. Прежде чем все начнут вопить и отправлять письма на электронную почту моим трансгуманистическим друзьям о том, что я грешу против технологии, я должна вас предупредить, что это вовсе не то, что я делаю.

Посмотрите на это так: когда вы едете на работу на машине, то на это уходит меньше физических сил, времени, и это более удобный и приятный способ, чем идти пешком. Вроде бы все хорошо. Но если вы только ездите или всю жизнь проводите на сигвэе , даже не короткие расстояния, то вы и не будете тратить энергию. Со временем ваши мышцы атрофируются, ваши физическое состояние будет ослабевать, и вы, вероятно, наберете лишний вес. В результате ухудшится ваше общее состояние.

Ваш мозг тоже нуждается в упражнениях. Если вы перестанете использовать свои навыки при решении проблем, ваши логические, когнитивные возможности, то как тогда ваш мозг будет всегда в лучшей форме, не говоря уже об улучшении ваших умственных способностей? Задумайтесь о том, что, если постоянно полагаться только на полезные современные удобства, то могут пострадать ваши навыки в определенной области. Например, программы-переводчики: замечательные, но мое знание языков заметно ухудшилось, как только я начала ими пользоваться. Теперь я заставляю себя думать над переводом, прежде чем узнаю правильный. То же самое относится и к проверке орфографии и автоматическому исправлению. По правде говоря, автоматическое исправление – это худшее, что было придумано для улучшения мыслительного процесса. Вы знаете, что компьютер найдет и исправит ваши ошибки, так что вы продолжаете себе печатать, даже не задумываясь о том. Как правильно пишется то или иное слово. В результате, через несколько лет стабильной автозамены и автоматической проверки правописания, являемся ли мы самой безграмотной нацией? (Хотелось бы, чтобы кто-то провел исследование данного вопроса.)

Есть моменты, когда использование технологии является оправданным и необходимым. Но бывают случаи, когда лучше сказать нет упрощениям и использовать свой мозг, пока вы можете позволить себе такую роскошь, как время и энергия. Для того, чтобы поддерживать себя в хорошей физической форме, рекомендуется как можно чаще ходить на работу пешком или подниматься по лестнице вместо лифта несколько раз в неделю. Разве вы не хотите, чтобы ваш мозг тоже оставался в форме? Откладывайте GPS в сторону время от времени, и окажите услугу своим навыкам ориентирования на местности и навыкам решения проблем. Держите его под рукой, но попробуйте сначала найти все сами. Ваш мозг поблагодарит вас за это.

5. Будь в сети

И вот мы подошли к последнему элементу на пути увеличения вашего когнитивного потенциала: компьютерная сеть. Что хорошего в этой последней установке, так это то, что если вы делаете предыдущие четыре вещи, вы, вероятно, уже делаете и это. Если нет, то начинайте. Немедленно.

Общаясь с другими людьми, либо через социальные сети такие как Facebook или Twitter, либо лицом к лицу, вы подвергаете себя таким ситуациям, которые позволят вам гораздо легче достичь целей 1-4. Сталкиваясь с новыми людьми, идеями и оказываясь в новом окружении, вы открываете себя новым возможностям для мыслительного роста. Находясь среди людей, которые могут не относиться к области вашей деятельности, вы сможете увидеть проблемы с новой стороны или открыть для себя новые решения, о которых вы никогда не задумывались прежде. Общение с другими людьми в интернете – это отличный способ научиться открывать себя для всего нового и воспринимать уникальную и значимую информацию. Я даже не стану вникать в то, какую общественную пользу и эмоциональное благополучие приносит компьютерная сеть, но это всего лишь дополнительное преимущество.

Стивен Джонсон , написавший книгу «Как рождаются хорошие идеи», обсуждает важность групп и сетей для продвижения идей. Если вы ищете новые ситуации, идеи, окружение и перспективы, то сеть является ответом для вас. Было бы довольно трудно реализовать концепцию «поумней», не делая сеть основной составляющей. Самое замечательное в компьютерных сетях: Выгодно для всех участников. Коллективный разум для победы!

Мне осталось упомянуть еще кое-что…
Помните, еще в начале этой статьи я рассказала историю о моих клиентах с расстройствами аутистического спектра? Давайте задумаемся на мгновение, как повысить уровень гибкости своего интеллекта в свете всего, о чем мы уже говорили. Чего эти дети способны достичь на таком высоком уровне? Это не случай и не чудо - это потому, что мы учли все эти принципы обучения в их программе терапии. В то время, как большинство других провайдеров терапии застряли на парадигме «Безошибочного обучения» и слегка модифицированных Методах Ловааса прикладного анализа поведения, мы приняли и полностью охватили мультимодальный подход к обучению. Мы заставили детей стараться учиться изо всех сил, мы использовали самые креативные методы, о каких только могли думать, и мы осмелились поставить планку, казалось бы, гораздо выше их способностей. Но знаете что? Они вышли за временные рамки, и заставили меня искренне поверить, что удивительные вещи возможны, если у вас достаточно воли, мужества и настойчивости, чтобы настроить себя на этот путь и придерживаться его. Если эти дети с ограниченными возможностями могут жить, при этом постоянно повышая свои когнитивные способности, то и вы сможете.

На прощание я задам вопрос для размышлений: Если у нас есть все эти вспомогательные данные, показывающие, что эти методы обучения и подходы к обучению могут иметь такое глубокое положительное влияние на когнитивный рост, почему программы терапии или школьные системы не воспользуются некоторыми из этих методов? Я бы хотела видеть их в качестве стандарта в области обучения, а не исключения. Давайте попробуем что-то новое и встряхнем немного систему образования? Мы бы значительно подняли коллективное IQ.

Интеллект – это не только то, сколько уровней в курсе математики ты прошел, как быстро вы можете решить алгоритм, или сколько новых слов более 6 символов вы знаете. Речь идет о том, чтобы приблизиться к новой проблеме, признать ее важные составляющие, и решить ее. Затем собрать полученные знания и применить их для решения следующей, более сложной проблемы. Речь идет об инновациях и воображении, и о том, чтобы суметь применить их для того, чтобы сделать мир лучше. Именно этот вид интеллекта и является ценным, и именно к такому виду интеллекта мы должны стремиться и именно его поощрять.

Об авторе: Андреа Кушевски – врач-консультант в области поведенческой терапии для детей, страдающих аутизмом, проживающая во Флориде; специалист по Синдрому Аспергера, или высокофункциональному аутизму. Она преподает основы поведения в социуме, коммуникацию, а также влияние поведения на сферу дома и общества, обучение детей и родителей методам терапии. Работа Андреа в качестве исследователя совместно с , американским отделением Исследовательской группы по общественным наукам METODO Transdisciplinary, Богота, Колумбия, исследует влияние нейро-когнитивных факторов поведения человека – сюда входят такие аспекты, как творческий потенциал, интеллект, незаконное поведение, и диффузорно-конфузорные расстройства типа шизофрении и аутизма. Также, будучи исследователем креативности, она – сама живописец и изучала различные виды визуальной коммуникации, начиная от традиционного рисунка к цифровой живописи, графического дизайна, и трехмерного моделирования, мультипликации в сфере медицинских наук и бихевиоризма. У нее есть блог на The Rogue Neuron и в Твиттере

Обыкновенно понятия ум, интеллект и мышление разделяются очень условно и для многих людей являются некими неясными оттенками одного и того же. Однако слова эти не являются синонимами, и разные люди могут либо одновременно обладать всеми этими видами когнитивных способностей, либо обладать всего лишь одним из них. И хотя смысловые определения этим понятиям в толковых словарях были даны очень давно, совершенно иную степень ясности, определяющую их различия, можно внести лишь с появлением четких критериев, разграничивающих разные врожденные психические желания и свойства человека (восемь векторов). Следствием этих желаний и свойств и является существование трех вышеупомянутых категорий когнитивных способностей. Есть разные типы ума, разные типы интеллектов и разные типы мышления. Удивительным образом один человек способен вмещать в себе, например, логическое мышление, аналитическое мышление, а также образный и абстрактный интеллект. И точно так же один человек может обладать только логическим мышлением и ничем больше. Простая мысль, часто приходящая людям на ум, это то, что человек по ходу жизни и ввиду разных обстоятельств просто не развил в себе остальные свойства и способности, которые в потенциале природой даны каждому человеку. Однако это не так, и это утверждение подтверждается в том числе и разительными отличиями в когнитивных способностях между совсем маленькими детьми, еще более выраженными они становятся в более позднем, школьном возрасте. Обыкновенно даже не умудренным деталями подобного рода вопросов родителям иногда ясно, что не стоит ребенка чрезмерно насиловать таким сложным предметом, как, например, математика, в попытке вырастить из него математика, поскольку он явно математику не потянет. Это не его, и он только мучается от принуждения.

В подобного рода сравнениях и предположениях со стороны родителей бывает множество ошибочных суждений, однако этого примера достаточно, чтобы обозначить саму суть явления. С возникновением системно-векторной психологии, в первую очередь являющейся системой математически точных отличий между разными формами психического людей, появляется возможность наблюдать психические и психологические различия между людьми в любом возрасте и по множеству факторов, например такому, как речь. То есть то, как люди говорят, что они говорят, их поведение и реакции при взаимодействии с другими людьми, зачастую даже их внешние признаки лица и тела (хотя последнее может иногда приводить к неверным заключениям), свидетельствуют о том или ином наборе их векторальных свойств. И действительно, ведь человек - это в первую очередь психика и только во вторую очередь тело. Поэтому, чем развитее навык человека наблюдать психические отличия людей на базе описаний системно-векторной психологии, тем в меньшей степени он прибегает к перепроверке своего восприятия по внешним, телесным признакам.

Индивидуальное психическое человека выражено как минимум одним вектором (одним из четырех нижних): кожным , анальным , мышечным или уретральным ; и в редких случаях человек может обладать всеми восемью векторами сразу. Каждый вектор - это отдельный и ни в чем не пересекающийся с другими векторами пласт психических желаний и свойств, в каждом из которых есть 40 свойств-желаний, 36 из которых относятся к психическим проявлениям (то есть свойства, не выраженные материально - метафизические), и четыре из них относятся к свойствам-желаниям тела - есть, пить, дышать, спать. Свойства тела одинаковы во всех векторах, поэтому человек, физически рождающийся в одном теле, может иметь несколько векторов, ведь свойства тела каждого вектора - есть, пить, дышать, спать - сливаются в одно. Это подобно отдельным порциям воды, соединяющимся в единую целостность, когда их наливают в стакан: они перемешиваются там полностью, так что невозможно выделить из них первично влитые туда порции воды. Поэтому не рождается на свет человек о четырех головах, даже если несет в себе четыре вектора. Таким образом, каждый человек способен к одному из типов мышления, поскольку обладает хотя бы одним из нижних векторов. Всего типов мышления четыре: наглядно-действенное, логическое, системное (аналитическое) или тактическое.

Мышление

Мышление - это способность к непроизвольному порождению мыслеформ в сознании, извлечению определенного знания об окружающей физической реальности, сохранению этого знания в памяти, это способность оперировать этим знанием согласно возникающим мыслеформам. Мышление возникает как инструмент выживания человека, это особая способность к интерпретации действительности, позволяющая наполнять свои врожденные психические желания и сохранять свою жизнь. Способность к мышлению меняет восприятие реальности человека, поскольку окружающее пространство вдруг начинают наполнять совершенно иные смыслы: воспринимаемые физические объекты, помимо своего некоего естественного невербального смысла, вдруг облекаются в иные, доселе не существовавшие смыслы. Из дерева можно сделать каноэ, поваленное дерево может послужить мостом, источником огня, материалом для дуги лука и т. д.

Подобные мысли возникают именно в сознании. Сознанием обладает только человек, и у сознания есть одна непривычная особенность, оно по сути своей является пустОтой - ненаполненным и в полной мере никогда не наполняющимся добавочным желанием человека к сохранению себя. Это его ранняя форма, которая с эволюцией восприятия трансформируется и усложняется, но суть сознания остается неизменной. Это не то, что есть, это то, чего нет. Внутри, в свойствах этой пустОты, этого сокращенного желания (сокращение - внутреннее ограничение, запрет на наполнение), выведенного изнутри себя вовне, мы воспринимаем и осознаем внешний мир, включая других людей. Первыми формами добавочного желания сохранить себя было желание съесть больше пищи и усиленное влечение к размножению. Раннее восприятие другого человека внутри этой пустОты было желанием его съесть и одновременно с этим ощущением запрета на убийство и каннибализм внутри стаи. Желание и запрет на него вызывают неприязнь к ближнему, к другим людям - и это первичное сознательное восприятие человеком других людей. Запрет на каннибализм, являющийся элементом системы этого нового восприятия, появился вместе в добавочным желанием кожного вектора - меры запрета и ограничения, меры, создающей эту новую форму восприятия, новую форму жизни - сознательную, социальную.

Вообще, желания и потребности человеческого уровня направлены на других людей и удовлетворяются только за счет того или иного взаимодействия с ними. Формы сознательного восприятия окружающего мира разные и обусловлены именно определенной формой психического желания получить наслаждение - например, форма добавочного желания в кожном векторе отличается от формы добавочного желания в анальном векторе. А все иные формы существующего вовне не попадают в поле сознательного восприятия.

Первые типы мышления, появляющиеся в человеческой природе, - это рациональное логическое в кожном векторе и наглядно-действенное в мышечном. Добавочное желание к пище и репродукции появляется в самом базовом из человеческих психических проявлений - в мышечном векторе. Мышечный вектор - это и есть желания есть, пить, дышать, спать и сохранять температуру своего тела, корень животной жизни. Мышечные люди совокупно - это основной коллективный “костяк” репродукции человеческого вида, потому что рожать каждый год для мышечной женщины - это образ жизни, тяга, норма. Рожать по 10 детей для них не проблема - главное, чтобы выжили.

Любое животное управляется системой внутривидовых согласованных инстинктов, коих великое множество и которые проистекают из более общих законов, таких как сохранение формы, сила притяжения, сила желания получить, наполниться необходимым - чтобы сохранить себя, свою форму жизни. В случае с неким видом живых существ - это сила, желание сохранить вид. Появление добавочного желания внутри этой системы сохранения вида нашего дальнего животного предка по сути своей означало начало эволюционного перехода к новой форме жизни. В качестве примера этого драматического изменения можно привести иллюстративную аллегорию с зерном злаковых культур. Прежде чем посаженное в землю зерно прорастет колосом, оно проходит этап полного распада и разложения, то есть утраты своей предыдущей формы. Точно так же появление добавочного желания означает распад существовавшей целостности вида предлюдей. Наш животный предок ощущал единство вида, жил как единый вид, где каждая особь в восприятии своем имела ощущение единства вида, а в пространстве бессознательно управлялась внутривидовым согласованным инстинктом. Добавочное желание в кожном векторе прерывает внутривидовое целостное восприятие, начинают рождаться особи, отличные от других (с кожным вектором), ощущающие внутри себя меру сокращения добавочного желания, желание к запрету, ограничению и экономии, направленное на пищевые ресурсы и сексуальное влечение . В восприятии этой категории сокращения появляется также первичное, зачаточное ощущение времени (завтрашнего дня) и новая форма добавочного желания к пище: желание к добыче все большего ее количества и сохранению ее от бесконтрольного потребления, в том числе и всей остальной стаей, ради завтрашнего дня (на будущее). Подробней про механизм формирования восприятия времени читайте .

Новая форма жизни стремится сохранить себя. Но и новый вид живых существ, формирующийся на базе предыдущего, подчиняется основному закону природы - самосохранению (сжатию), в данном случае - самосохранению вида. Родившись с добавочным желанием к запрету и ограничению в кожном векторе, человек устремляется в восприятии своего сокращенного желания в сознании к другим членам стаи . Ведь именно на них направлено добавочное желание к пище и репродукции, а также его ограничение и запрет на каннибализм и на убийство внутри стаи, запрет на бесконтрольную реализацию сексуального влечения и запрет на не ведущие к репродукции формы сексуальных сношений. Природа рациональна в своих запретах, рациональна в ограничениях на потребляемые ресурсы - пищу, время, энергию. Мысли в кожном добавочном желании оживляют и облекают в смысл рациональные формы причинно-следственных связей, вынуждающих кожного человека ограничивать себя и других членов стаи. Кожный человек, ограничивая остальных членов стаи в первичных позывах к сексу и убийству (это жесткий закон и наказание за неповиновение), вызывает в них неприязнь, фрустрацию от невозможности съесть ближнего, поскольку это грозит смертью. Таким образом каждый начинает испытывать неприязнь, ввиду ограничения его добавочного желания в пище и репродукции. Каждый обретает свою пустОту, свое “пространство” сознания. Это полностью выводит будущих людей из бессознательного равновесия единого вида. Начинается этап формирования жизни по иному принципу. Возникает стая (вместо стада), возникает социальная форма жизни, появляется коллективная охота как сублимант сокращенного добавочного влечения мужчины к женщине. Возникает распределение пищи согласно рангу в стае. Возникает ранняя коллективная система защищенности и безопасности для всех.

В дальнейшем возникают иные добавочные желания - оральный, анальный, зрительный вектора, - до тех пор, пока не возникает восемь добавочных желаний, векторов, и сокращения на них. Это приводит к полной утрате восприятия единства вида. Стая устремляется к новой форме единства ради сохранения социальной формы жизни - появляется восьмимерная матрица человеческого психического. Появляется человек в полном смысле этого слова, и каждый человек обладает тем или иным типом мышления, в зависимости от его векторального набора.

Кожные люди - самые логичные из всех людей, а по факту - это единственные люди, обладающие логическим мышлением. Логическое мышление - это способность наблюдать причинно-следственные связи везде и во всем, это стремление к экономии в четырех основных категориях окружающего нас мира - пространства, времени, энергии, информации, это устремление к достижению пользы и выгоды.

Мышечное мышление - наглядно-действенное. Это самый простой тип мышления, самый ранний. Человек делает, как научат, научается, повторяя действия за другими. Простота этого мышления и в том, что ему неподвластна способность оперировать понятиями и обобщениями, а в его основе в большой степени именно непосредственное и конкретное отражение действительности. Мышечные люди принимают ту форму, которую им придают люди других векторов - анальные, кожные, уретральные. Как их научают, так они себя и проявляют.

Аналитическое мышление - это способность к детальному анализу имеющейся информации и знаний с целью овладеть ими, понять и превратить во внутреннее знание. Аналитическое мышление - это также способность сортировать и структурировать информацию, сохраняя ее в анналах памяти в адаптированном к уже имеющейся информации и знаниям виде. Таким мышлением обладают люди с анальным вектором. Любители накапливать информацию, обучать и передавать свой опыт молодому поколению.

Есть особая форма мышления - нестандартная и непредсказуемая, ввиду того, что является инструментом обслуживания психики (желаний) уретрального вектора. Встречается это мышление гораздо реже вышеописанных, поскольку уретральных особей в целом намного меньше, нежели мышечных, анальных и кожных. Уретральник - вождь, и его врожденная видовая роль - это ответственность за свою стаю во времени, за ее будущее. Его абсолютное стремление - в будущее, он и есть будущее, он стремится к экспансии, например территориальной, для своей стаи. Уретральный вектор - это мощнейшее в человеческой природе либидо , животный альтруизм, единственное не ограниченное ничем желание, поскольку животный альтруизм - это получение наслаждения от отдачи другим людям (своей стае) по потребностям. Природа ограничивает только человеческое желание с намерением получить для себя, поскольку оно разрушительно, губительно для других людей, тогда как желание уретрального вектора не ограничено и не сублимируется.

Мышление в уретре нестандартное, потому что стандарт - это некое ограничение в проявлении. Неограниченность же в данном случае равна задаче сохранить всю стаю во что бы то ни стало, в любых ситуациях, при любых скоростях развития событий. Это мышление во многом именно тактического толка, и удивительная особенность его - в безошибочности (чаще всего). Одного уретральника хватает на то, чтобы спасти стаю и себя вместе с ней, хотя собственное спасение и жизнь, по большому счету, его не заботят, его заботит его стая (таково проявление отдающей, альтруистической природы). Во многом это своего рода звериное чутье, иррациональное и близкое к бессознательному. Это колоссальная скорость мышления, самая быстрая реакция на развитие событий, при необходимости. Сделал что-то - а потом уже понимает, что произошло: такое мышление в большинстве случаев точное, максимально верное. Уретра - это очень мощная психика, и уретральник следует своей природе, движется вперед на этой мощи, для него сознание вторично. Уретральник вообще не способен воспринимать ограничения. Поэтому он не воспринимает кожных людей (суть которых - запрет и ограничение), его психика не ограничена запретами и рамками. Именно поэтому для его мышления нет точно описывающего его слова - такого, как для типов мышления, присущих остальным трем векторам, - у него нет формы, его трудно охарактеризовать словом.

Интеллект

Интеллект - это высшая степень познавательной и заключительной способности человека. Это высшая способность к восприятию чувственной и сознательной природы жизни. Не станем начинать описание интеллектуальной способности людей с принятой трактовки понятия интеллекта, а начнем с того - что есть люди, которых относят к интеллектуалам? Интеллектуалы - это люди, формирующие и/или развивающие идеи, влияющие на культурные ценности и нормы общества, идеи о социальных преобразованиях; это люди творческие, люди, занимающиеся умственным трудом, люди - стремящиеся ощутить и понять других людей изнутри. Интеллект - это способности и свойства зрительного и звукового векторов, векторов квартели информации.

Зрительники - обладатели образного или эмоционального интеллекта.

Звуковики - обладатели абстрактного интеллекта. Итак, интеллектов всего два типа.

Зрительники и звуковики - это с точностью наоборот от мышления. Зрительники вообще не способны себя сохранить вне культуры и цивилизации - ни жить, ни умереть не способны, скованы врожденным страхом смерти и неспособностью к убийству живого. Слабые физически, способные на большие эмоции и чувства, эмпатию - люди, создающие искусство, но не способные к убийству.

Звуковики вообще особенные люди - не заинтересованы в фактической реальности и в других людях вокруг себя, сконцентрированы на своих мыслях и состояниях настолько, что часто не замечают, что происходит вокруг них, для них мир вокруг - это в некоторой степени больше абстракция, нежели абсолютная реальность.

Мышление - это о сохранении себя на ландшафте, а образный интеллект зрительников - это о воображении, фантазиях, любви и эмоциях, о ценности человеческой жизни, культуре и красоте. Они сохраняют себя благодаря тому, что являются в чистом виде антиживотным, то есть являются ярчайшим символом отдаления человека от животной природы и всегда находятся под покровительством власть имущих - в особенности это касается кожно-зрительных женщин (обобщенный образ - певица и эмоционально яркая красавица), во вторую очередь - анально-зрительных мужчин (обобщенный образ - живописец). Абстрактный интеллект - это также крайне далеко от способности сохранить себя. Звуковики - это вообще те, для кого самое важное - это нахождение и раскрытие для себя смысла жизни, это пренебрежение жизнью тела и отсутствие реальных желаний, направленных на удовольствия материального мира. Эти люди чаще находят смысл своей жизни в реализации идей, направленных на социальные преобразования, изменение мира, раскрытие законов природы, космоса и т. д. Это люди от рождения эгоцентричные, сосредоточенные на себе, они даже поесть забывают, им иногда нужно сказать, хотят они есть или нет, чтобы они поняли. Нередко это ничего не желающие от жизни люди, в крайней степени непрактичные, то есть недаром о них часто снисходительно говорят - “не от мира сего”.

Ум

Ум в общепринятом понимании - это способность к мышлению, однако способность эта призвана обслуживать психическое желание, в основе которого желание сохранить свою форму, себя - через принцип удовольствия. То есть ум - это способность наполнить психические желания, являющиеся сутью человеческого существа. Ум позволяет адаптировать, осваивать мир вокруг себя через определенные действия. Под умом также обыкновенно подразумевается сознательная, мыслительная деятельность, сопровождаемая возникновением в сознании мыслеформ. Однако есть два вектора, и соответственно, два вида ума, не попадающих под эту классификацию, поскольку они напрямую связаны с бессознательным. Их основная особенность не в формировании мыслеформ, а в способности служить проводниками, воспринимающими обратную связь между скрытым от всех остальных людей невербальным коллективным бессознательным и сознательным восприятием. Проявления этих элементов человеческой природы в полной мере скрыты от обыденного восприятия других людей, поэтому являются самыми сложными для понимания, а также наименее изученными.

Человеческая психика едина и восьмимерна. Каждый человек психически родом из этого единства. Сознание же (продукт сокращенного, ненаполненного добавочного желания в том или ином векторе) индивидуально.

В обонятельном и оральном векторах - особые умы. Вышеописанные виды мышления в нижних векторах тоже можно отнести к категории ума. Однако обонятельный и оральный ум - это высший ум, это в прямом смысле слова особо умные люди, а не просто способные к мышлению. Умных людей важно противопоставить интеллектуалам, потому что умные люди чуют всю “правду жизни” касаемо других людей, их природы и истинных помыслов. Это не то, что они осознают, и не то, о чем они думают. Они способны “зреть в самый корень” - в обход эмоционально-чувственных волнений, свойственных восприятию зрительника, поиска абстрактных “вибраций души” и общей системы управления всем и вся, свойственного восприятию звуковика, и бесконечного желания отдать всем и каждому вокруг себя без способности разбираться в людях вообще, свойственного уретральному восприятию (хотя последний к интеллектуалам не относится, хоть и имеет крайне неординарный ум).

Человек - социальная форма жизни. Психическая жизнь человека, человеческие удовольствия и удовлетворение человеческих потребностей происходит именно в пределах социальной среды через ту или иную форму взаимодействия с другими людьми. Ум - это та особенность, которая позволяет воспринимать и чуять истинные, бессознательные мотивы и желания других людей, вне зависимости от того, что те говорят и демонстрируют. Это - не способность решать сложные математические задачи, рассуждать на темы будущего человечества или красоты живописи величайших художников. Это ум, базирующийся на бессознательном ощущении, на восприятии психического единства человеческого вида - вместо знакомого каждому сознательного восприятия единственности собственного “Я”.

В обонятельном векторе - сверхум, поскольку обоняние - это сверхжелание получить наслаждение, это сверхжелание сохранить себя, выжить во что бы это ни стало. По этой причине ум в обонянии не ограничен сознанием в той мере, в какой он ограничен в других семи векторах, воспринимающих исключительно себя, а других лишь как внешние объекты. Ведь имея такой ум, человек стремится сохранить только себя самого.

Обоняние имеет связь с коллективным бессознательным (через свою эрогенную зону - вомероназальный орган), ощущает единство человеческого вида в себе (в той или иной мере, что зависит от степени развития вектора в человеке), чует свою зависимость от стаи (социума) и жесткую необходимость сохранить не только себя, но и всех остальных, поскольку если не станет стаи, погибнет и он сам. Это невербальный ум, его продуктом является не мыслеформа, а точное, безошибочное намерение к действию, идущее из бессознательного. Это то, что спасает его самого, это то, что спасает всю стаю. Это гарант (высший, природный гарант) сохранения социальной формы жизни, группы, стаи, племени. Это так даже на уровне государства. Сознание в обонятельном векторе тоже есть, мысли, возникающие в обонятельном уме, - особые, напоминают по сути своей алиби его намерению, то есть то, что рационально оправдывает его действие, будет гарантировать его действие, гарантировать контроль, то, что обезопасит его полностью. Это сверхосторожность.

Бессознательно он способен учитывать все, что касается отношений между людьми (отношения “пахнут”, а значит, находятся в пределах бессознательного восприятия для обонятельника), и на базе этого точного, целостного восприятия жизни возникает безошибочное намерение . Намерения эти обычно устремляют обонятельника в финансы, потому что сохранение целостности (в том числе и на уровне государства) во многом регулируется именно финансами.

Обоняние стремится к полному “растворению” себя в бессознательном вида, к полному вхождению в ощущение вида, что в целом возможно только на самой высокой ступени развития обонятельного вектора.

Вербальный ум - не менее уникален, это способность воспринимать то, что чует обонятельник, то есть единство вида. Обонятельный человек - это проводник силы сохранения нашего мира, силы сохранения всех материальных форм, живущих и в определенный момент прекращающих жизнь. Обоняние и оральность - оба относятся к квартели энергии , квартели влечений, сил, и оральность - это ее внешняя часть. То есть обоняние и оральность связаны между собой. Вербальный ум - это способность трансформировать невербальный смысл, учуянный обонятельником в бессознательном и спровоцированный восприятием (через свою эрогенную зону) потока материальных частиц бесчисленных запахов и феромонов, идущих от проявлений физической жизни, в его волновой эквивалент - в слово. Это никогда не происходит сознательно, оральник единственный, кто сначала говорит, а потом понимает, что он сказал, оценивает и обдумывает это.

Именно через добавочное желание в оральном векторе коллективный человек становится говорящим.

Осмысление того, что чуешь, начинается у раннего человека (коллективного еще человека, не обладающего полноценным индивидуальным сознанием), когда он взаимодействует с другими людьми, что является его естественным устремлением реализовать сокращенное добавочное желание за счет других. Чуяние в бессознательном своей нехватки, идущей от добавочного желания съесть своего ближнего, рождает новое добавочное желание к осмыслению этой нехватки, к способности ее выразить, чтобы ее удовлетворить и наполнить. Ранний человек научается понимать человеческие смыслы, только если слышит слова. С помощью слова один человек может манипулировать другим. Когда люди слышат оральника, они вдруг понимают, начинают осмысливать то, что они чуют. Сила нехватки от сокращения добавочного желания в оральном векторе разряжается, порождая точную конверсию бессознательного ощущения в серию звуков, в слова.

У любого оральника особенный речевой аппарат. Говорение (нередко постоянное) - это его сила, его потребность, его страсть. Однако слова оральника имеют особую тональность, как бы обладают особой проникающей способностью. Вибрации его голоса доходят сразу до бессознательного человека - в обход сознательного осмысления услышанного, создавая в человеке нечто вроде ощущения согласия, “принудительного” понимания. Эти вибрации обладают особой силой и воздействием, они создают связь между сознанием и бессознательным (психикой).