10.10.2019

Развитие абстрактно – логического мышления. Абстрактное мышление


Наш мир полон удивительных вещей, и существует он по своим законам, нередко не поддающимся логике и рациональному уму. Оперируя лишь точными знаниями и инструкциями, мы можем упустить из виду многое из того, что еще не изведано и хранит в себе тайну. И именно тогда, когда человек соприкасается с тем, что ему неизвестно, у него активизируется абстрактное мышление, позволяющее рассуждать, делать какие-то умозаключения, строить догадки. Этот вид мышления очень важен, но чтобы понять, почему это так и что он вообще собой представляет, необходимо углубиться в его описание, формы и виды, примеры и методы развития. Этим мы и займемся.

Суть и польза абстрактного мышления

Способность человека мыслить, если говорить кратко, позволяет ему формировать видение мира, разрешать множество жизненных ситуаций, достигать успехов и вообще быть человеком. Мыслить же можно точно и обобщенно. Точным мышлением мы оперируем, когда у нас есть какие-то знания и данные, когда мы ясно понимаем происходящее. А обобщенное мышление начинает работать в любой противоположной ситуации. Тогда мы догадываемся, предполагаем, делаем общие выводы. Говоря проще, обобщенное мышление и есть мышление абстрактное.

Если говорить научно, абстрактное мышление – это особый вид познавательной активности, когда человек начинает рассуждать в общих чертах, отходя от конкретики. Здесь картина чего-либо рассматривается целиком, а точность и детали не затрагиваются. Это в свою очередь позволяет отойти от догм и правил, расширить границы и посмотреть на ситуацию с разных ракурсов, найти неординарные способы решения какой-либо проблемы.

В большинстве обыденных ситуаций люди исходят из конкретных знаний. Например, парень сидит на лавочке у подъезда и щелкает семечки. Сразу можно подумать, что он лоботряс, и не желает заняться делом. И в этом случае основой наших рассуждений являются собственные представления о происходящем. Однако как может быть в действительности?

Парень возвращался домой после тяжелой смены на работе, где сутки патрулировал территорию строящегося объекта. У него предстоит выходной и он волен делать, что угодно, в том числе и отдохнуть, щелкая семечки на скамейке. А могло бы и так, что у него дома состоялась ссора, а он только , и поэтому, дабы не возобновлять вредную привычку, купил семечки и обдумывает случившееся в их компании. Варианты событий могут быть самыми разными, и если отойти от конкретики (парень сидит и щелкает семечки), можно абстрагироваться и взглянуть на событие с разных точек зрения и найти немало любопытного.

Мысля абстрактно, человек мыслит как бы приблизительно, что очень полезно в повседневных ситуациях, заводящих его в интеллектуальный тупик, т.е. когда он затрудняется с поиском выхода или решения, составлением объективного мнения. Абстрагирование позволяет находить во всем то, что было незаметным прежде.

Важно отметить, что абстрактное мышление часто называют также и абстрактно-логическим мышлением. Это уточнение характерно для ситуаций, в которых человек логически оперирует абстракциями – единицами конкретных закономерностей, вычлененных ранее из «представляемых», «воображаемых» или «отвлеченных» качеств какого-либо явления или предмета. Иначе говоря, человек использует то, что не может увидеть, услышать или потрогать.

Наиболее ярко абстрактно-логическое мышление проявляется в математике, объясняющей явления, отсутствующие в физической природе. К примеру, нет такого явления, как цифра «4», и человек просто понимает, что имеются в виду четыре одинаковые единицы. Сама же цифра была выдумана людьми, чтобы упростить определенные явления. По мере развития и прогресса человечество стало вынуждено применять несуществующие по сути понятия.

Есть и еще один хороший пример – это человеческий язык. Самих по себе в природе нет лексических единиц, таких как буквы, слова и предложения. Но люди создали алфавит и вытекающие из него явления, чтобы упростить выражение своих мыслей и облегчить их передачу. Благодаря этому сегодня мы можем находить общий язык друг с другом, ведь каждый из нас понимает, что означает то или иное слово, способен распознавать буквы и строить предложения. Поэтому, кстати, абстрактное мышление и речь тесно взаимосвязаны.

Абстрактно-логическое мышление необходимо нам в ситуациях, где есть некоторая неопределенность, непонятность и неизвестность, и, опять же, когда возникает интеллектуальный тупик. Думая абстракциями и , мы способны находить то, что есть в окружающей действительности, и подыскивать этому определение.

Таким образом, мы можем выделить несколько полезных практических возможностей, которыми наделяет человека абстрактное (абстрактно-логическое) мышление:

  • отвлечение от рамок обстоятельств и отделение от предмета или явления отдельных признаков;
  • оценка предметов и явлений и их сравнение;
  • обобщение и конкретизация предметов и явлений;
  • нахождение соответствий между общим и частным;
  • систематизация и классификация знаний;
  • извлечение нужного и отсекание лишнего для конкретных ситуаций;
  • анализ происходящего;
  • вычленение отдельных составляющих событий;
  • соединение разрозненных сведений в общую картину.

Любая из этих мыслительных способностей уже есть у каждого из нас, но развита и проявляется в разной степени. Однако их можно успешно совершенствовать, чтобы получать больше практической пользы. Поэтому развитие абстрактного мышления очень актуально. Впрочем, об этом мы поговорим совсем скоро, а пока давайте еще немного разберемся с видами абстракций и формами абстрактного мышления. Но прежде чем продолжить, предлагаем пройти занятный видеотест на абстрактное мышление.

Виды абстракций

Как вы помните, абстрактно-логическое мышление предполагает манипуляции с абстракциями (единицами конкретных закономерностей). И чтобы приблизиться к пониманию абстрактного мышления и его механизма, необходимо рассказать о видах абстракций и их целях.

Есть шесть видов абстракций:

  • изолирующая абстракция – позволяет выделять компоненты явлений, на которых сфокусировано внимание;
  • обобщающая абстракция – позволяет выделять общую характеристику в конкретном явлении, отсекая индивидуальные особенности;
  • конструктивизация – позволяет придавать более четкие формы явлениям с «размытыми» границами;
  • идеализирующая абстракция – позволяет замещать реальные свойства явления идеальным шаблоном, исключающим недостатки;
  • абстракция актуальной бесконечности – позволяет определять бесконечные множества как конечные;
  • примитивно-чувственная абстракция – позволяет выделять одни свойства явления и игнорировать остальные.

Кроме того, абстракции разделяются еще и по целям:

  • формальные абстракции – необходимы для рассмотрения явлений, исходя из внешних проявлений, без этих явлений не существующих;
  • содержательные абстракции – необходимы для выделения из явлений свойств, способных существовать и вне этих явлений – автономно.

Оперируя абстракциями всех видов (и благодаря возможностям, которые они дают) мы можем «отбирать» из окружающего мира то, что нельзя распознать с помощью естественных органов чувств.

Общие закономерности всех явлений передаются посредством особых языковых выражений. С ними нам уже не нужно каждый раз выявлять разные понятия, ведь о них мы узнаем с самого начала жизни – от родителей, воспитателей, учителей и т.д. И именно здесь нужно сказать о формах абстрактного мышления.

Формы абстрактного мышления

При абстрактном мышлении человек оперирует разными знаниями и мыслительным опытом. Со временем все это пришло к определенной системе. Множество явлений мира неподвластны зрению, слуху или осязанию (а про некоторые можно сказать, что они вообще не существуют как таковые). Но такие явления есть часть человеческой жизни, а потому должны иметь хоть какую-то форму.

Существует три основных формы абстрактного мышления: понятие, суждение и умозаключение. Скажем о них вкратце.

Понятие

Понятие – это мысль, передающая общее свойство различных явлений. Свойства могут различаться, но быть однородными и схожими, что позволяет объединять их в одну группу. Возьмем, к примеру, автомобиль. Это может быть внедорожник, седан или хэтчбэк; у разных машин разная форма, цвет, характеристики. Но их общая особенность в том, что у всех есть колеса, двигатель, коробка передач и т.д., и в том, что на них можно ездить. Вот эти признаки (конструкция, предназначение) и позволяют относить свойства к одной группе.

И таким вещам нас учат еже с пеленок. Мама говорит о «коте», а мы сразу понимаем, что это мяукающее и мурлыкающее четырехногое животное с хвостом и т.п. Кошки бывают и разных пород и окрасов, но у всех есть общие признаки, по которым они относятся к общему понятию «кот» или «кошка».

Суждение

Суждение человек использует, намереваясь подтвердить или опровергнуть что-либо. Оно может быть простым или сложным. Вот простое – «кот мяукает» – его можно выразить конкретно и однозначно. А вот сложное – «кот начал мяукать, потому что он голодный» – его можно выразить несколькими повествовательными предложениями.

Также суждения бывают истинными и ложными. Истинные отображают действительное положение дел и основываются, как правило, на отсутствии индивидуальной оценки человека, т.е. он судит объективно. Ложным суждение становится тогда, когда человек проявляет свою заинтересованность, основываясь при этом на личных доводах, а не на том, что происходит в действительности.

Умозаключение

Умозаключение является мыслью, формируемой двумя и более суждениями. Это новое – более сложное суждение. Любое умозаключение состоит из предпосылки, вывода и заключения. Предпосылкой служит начальное суждение, выводом – логическое размышление, приводящее к заключению.

Три этих формы абстрактного мышления составляют его основу. Всеми абстракциями мы оперируем с их помощью. Но того, о чем мы сказали (формы и виды абстрактного мышления и абстракций, их цели и т.д.) может быть не совсем достаточно для понимания абстрактного мышления и его особенностей, т.к., по сути, все это теория. Поэтому есть смысл отдельно поговорить о конкретных примерах.

Примеры абстрактного мышления

Ярчайшим примером абстрактного мышления можно назвать точные науки, такие как астрономия, физика и математика и т.д. Чаще всего оно служит их базой. Как таковых цифр и формул человек не видит, зато умеет вычислять, измерять, считать, объединять объекты в группы и находить их количество.

То же самое касается и самой жизни. Что есть жизнь? Это когда существует тело, в котором функционирует сознание. Точного определения понятию «жизнь» мы дать не можем, но умеем с точностью сказать, когда жив человек, а когда мертв.

Абстрактное мышление проявляется не менее явно, когда мы устремляем взор в будущее. Мы не знаем, что нас ждет, но у нас есть , стремления и желания. Если бы мы не могли мечтать и фантазировать, мы не были бы в состоянии строить планы на будущее. Теперь же мы прилагаем усилия к достижению результатов. Наше движение по жизни имеет направленность. Абстрактное мышление дарит нам тактику и стратегию, ведущие к желанному будущему. Этой реальности пока что нет, но мы стараемся сделать так, чтобы она соответствовала нашим представлениям.

Рассматривая примеры абстрактного мышления, нельзя не вспомнить об идеализации. Многие идеализируют и мир, в котором живут, и людей, которые их окружают. Есть, например, мужчины, которые грезят «обладать» женщиной, и при этом даже не думают о том, что обладать можно лишь неживым объектом или немыслящим существом. Есть и женщины, ждущие «принца на белом коне» и не обращающие внимания на то, какими многие «принцы» являются в реальной жизни.

Есть и отличный пример ложных суждений. Вновь коснемся отношений: некоторые женщины считают, что все мужчины «плохие», но в основе этого суждения лежит горький опыт – ситуации, в которых мужчины предавали этих женщин. В любом случае женщина выделяет мужчин в качестве отдельного класса со своими конкретными свойствами, а потому она и может приписывать всем им то, что проявилось в одном представителе.

Из ложных суждений, ко всему прочему, часто вырастают ложные умозаключения. Например, дом могут назвать «неблагополучным» из-за неисправной проводки, плохого отопления, недоброжелательных соседей. Опираясь на свой эмоциональный дискомфорт, возникающий в текущих условиях, человек делает однозначные суждения, из которых формируются выводы, образующие заключение, искажающее реальность – ведь дом-то вполне может быть «нормальным», просто нужно довести в нем все до ума.

Подобных примеров можно приводить множество, но все они скажут, что абстрактное мышление (включая проистекающие из него ложные суждения и умозаключения) составляет колоссальную часть нашего каждодневного мыслительного процесса. У всех оно проявляется по-разному, и всегда будут компоненты, требующие развития. Кто-то может хорошо систематизировать информацию, но затрудняться с вычленением отдельных элементов событий. Кто-то может идеально находить соответствия между частным и общим, но с трудом конкретизировать что-то и т.д. И чтобы натренировать свой мозг и повысить улучшить интеллектуальные способности, нужно развивать абстрактное мышление.

Зачем развивать абстрактное мышление?

Начнем с малого: абстрактное мышление, постоянно присутствуя в нашей жизни, начинает формироваться уже с раннего возраста. Вспомните, как, будучи детьми, вы фантазировали и выдумывали всякие небылицы. Так развивалось ваше абстрактное мышление, с помощью которого вы абстрагировались от чего-то конкретного и начинали проделывать всяческие манипуляции с его свойствами.

В школьные годы этот навык помогал вам в освоении математики и других точных наук. Затем – в институте или университете с его помощью вы решали многие абстрактные задачи. И, наконец, уже в профессиональной сфере абстрактное мышление позволяет вам оперировать огромными массивами данных, множеством задач и их свойств, разделять их на группы по разным параметрам, решать проблемы и даже находить взаимосвязь между тем, что вы делаете и .

Тайм-менеджмент, инженерия, философия, психология, писательское искусство – это лишь несколько областей, где задействовано абстрактное мышление. В дополнение к этому исключительно с его помощью вы можете мечтать о будущем и строить планы, размышлять о боге и любви, использовать чувство юмора и шутить, создавать нечто новое. Всего просто не перечислить, да и есть ли в этом смысл?!

Абстрактно-логическое мышление делает человека разумным существом и помогает видеть то, чего «нет», создавать космос в хаосе и познавать явления окружающего мира. Значение этих способностей переоценить невозможно, и даже их вполне хватает, чтобы понять, зачем нужно развивать абстрактное мышление, – чтобы достигать во всем лучших результатов, повышать уровень интеллекта, добиваться успеха и покорять новые вершины. Но удивительнее всего то, что для этого подходят совершенно простые способы.

Развитие абстрактного мышления

В этом блоке мы хотим коротко рассказать о том, как развивать абстрактное мышление у детей и у взрослых. Учитывая, что способы его развития в этих случаях будут различаться, поговорим о них отдельно.

Развитие абстрактного мышления у детей

Несмотря на то, что абстрактное мышление развивается у ребенка автоматически, родители могут создавать для улучшения этого процесса специальные условия. Рекомендуется начинать занятия с первых лет жизни, когда детский мозг формируется и растет. Основная задача – помочь ребенку перейти от операций с конкретными предметами к работе с отвлеченными понятиями, а также максимально расширять его кругозор.

Вот несколько подходящих для этого упражнений:

  • Возьмите альбомный лист и разлейте на нем немного гуаши или чернил, чтобы получилась клякса. Нужно вместе с малышом сделать из этой кляксы какой-то рисунок, к примеру, веселую рожицу или смешного человечка.
  • Придумывайте вместе с ребенком необычные названия и имена. Можно подобрать в Интернете изображение и придумать к нему не меньше трех интересных названий. Необычные имена можно составлять для животных и даже людей.
  • Ставьте вместе с ребенком небольшие театральные постановки. Создавайте из подручных средств костюмы и прочий реквизит. Абстрактное мышление у детей отлично развивают игры в театр теней.

Вместе с этими упражнениями разгадывайте со своим ребенком головоломки, ребусы, загадки и анаграммы. Играйте в и шахматы, собирайте паззлы и подбирайте ассоциации. Изначально у малыша могут возникать затруднения с выполнением заданий, но уже совсем скоро его абстрактное мышление будет развиваться очень быстро, причем намного быстрее, чем у взрослого человека.

Развитие абстрактного мышления у взрослых

Развивать абстрактно-логическое мышление у взрослого немногим сложнее, чем у ребенка. Дело в том, что мышление взрослого уже сформировано и стало менее гибким. Новые знания воспринимаются и усваиваются труднее. Но и это не помеха, если выполнять специальные упражнения на и умения думать абстрактными категориями:

  • Закройте глаза и как можно ярче представьте всех, с кем пришлось общаться в течение дня. Делайте это во всех подробностях: вспоминайте одежду, тембр и громкость голоса, жестикуляцию, выражение лица. Одновременно с этим вспоминайте свои ощущения в процессе общения с людьми.
  • Закройте глаза и начните представлять разные эмоции: радость, ужас, страх, умиление, тревогу, недоверие и т.д. Создавайте в воображении образ эмоции без конкретного объекта.
  • Закройте глаза и представьте образ интересующей вас идеи, понятия или термина. Пытайтесь отследить возникающие при этом ассоциации, ощущения и символы. Для выполнения упражнения замечательно подходят такие абстрактные явления как бесконечность, энергия, свобода, космос, религиозность и т.д.

В дополнение к предложенным упражнениям подходят все те же головоломки, ребусы, судоку; занимайтесь рисованием и придумывайте несуществующие слова и выражения. А еще попробуйте читать книги необычным образом – задом наперед, в перевернутом виде, наискосок и т.п.

Также обратите внимание на книги по абстрактному мышлению. Среди самых популярных можно выделить «Абстрактное мышление» Кирилла Берендеева, «Интеллект-тренинг» Андрея Родионова, «Развивайте интеллект» Филипа Картера, «Научите себя думать» Эдварда де Боно, «Правила мозга» Джона Медины и .

Учитесь думать абстрактно. Если бы мы не умели этого делать, вряд ли бы появился первый самолет или автомобиль, не было бы многих открытий и ошеломляющего технического прогресса. Все это происходит из человеческой способности к воображению, фантазированию, выходу за границы разумного и привычного. Умея мыслить абстракциями, каждый из нас легко перестраивается и адаптируется к обстоятельствам, находит выходы из ситуаций и решает проблемы, творит и создает, думает, рассуждает, анализирует и прогнозирует.

Впрочем, думаем, что вам будет полезно познакомиться еще и с профессиональной точкой зрения на абстрактное мышление. В видео, размещенном ниже, о его важности рассказывает профессор Высшей школы экономики, доктор физико-математических наук, преподаватель и консультант по стратегическому менеджменту и корпоративному управлению Геннадий Николаевич Константинов. Желаем приятного просмотра и, конечно же, успешного в любом важном для вас направлении!

Бубнова Ксения Александровна

Вот ваш малыш и стал первоклассником. А может быть, он пойдет в школу в следующем году, но уже сейчас вас беспокоит вопрос: "Не будет ли моему ребенку тяжело учиться? На что стоит обратить внимание при подготовке к школе?". В этой статье я расскажу о том, как помочь малышу развить абстрактно - логическое мышление. Ведь хорошее абстрактно-логическое мышление - залог успешного овладения школьной программой. Простой тест поможет вам определить, в достаточной ли степени развито оно у вашего ребенка (речь идет о дошкольниках и ребятишках младшего школьного возраста).

Тест " Прибавилось или убавилось".
Сохранение массы.

Возьмите два пластилиновых шарика по 5 см в диаметре. Покажите их малышу, пусть он убедится, что в каждом одинаковое количество пластилина: "Представь себе, что это тесто для пирога. Если мы испечем из этих шариков два пирожка, и ты съешь один, а я другой, мы съедим поровну? Или ты больше? Или я?"

После этого возьмите один из шариков и сделайте из него галету (плоский овал) длиной приблизительно 8 см: "А теперь в шарике и галете одинаково пластилина? Или в шарике больше? Или в галете? (Обыграйте ситуацию с едой). В зависимости от ответов ребенка вы можете попробовать его запутать: "Посмотри на галету, она плоская, очень тоненькая. Тебе не кажется, что в шарике можно съесть больше?" Прежде чем снова скатать шарик из галеты, как в начале, спросите у ребенка: "Если я из этой галеты сделаю шарик, то у меня будет так же много, как и сейчас?" Сделайте из галеты шарик и покажите, что вещества осталось столько же. Третья процедура с пластилином: разделите один из шариков на мелкие кусочки (приблизительно на 8 -10 "крошек"), а затем попросите ребенка сравнить все полученные кусочки с шариком.

    Абстрактно - логическое мышление развито плохо.
    Вот какие ответы и объяснения дает ребенок: "В шарике больше, потому что колбаска тоньше" или "В галете больше, потому что она длиннее". Это значит, что малыш сосредоточен на одном из измерений, иногда переходит от одного к другому, но не связывает их между собой. Напоминание о начальном количестве вещества не изменяет его мнение. Иногда дети предполагают возможность возвращения к одинаковым по количеству шарикам.

    Абстрактно - логическое мышление развито не очень хорошо.
    Ребенок колеблется между утверждением и отрицанием. Если вы его запутываете, подсказывая неправильный ответ, малыш не сопротивляется.

    Абстрактно - логическое мышление развито отлично. Ребенок рассуждает приблизительно так: "И здесь, и там одинаково, ведь если снова сделать шарик, будет то же самое". Или: "Ведь ничего не забирали и не прибавляли, поэтому и здесь и там одинаково".

Тест "Какое слово лишнее?"

Сообщите малышу, что сейчас вы будете играть. Лишнее слово спряталось среди слов, которые "подходят" друг другу по смыслу. Задача - найти "неподходящее" слово. Затем прочтите первый ряд слов.

    Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

Если малыш ответил неверно, дайте ему шанс исправить ошибку. При правильном ответе задайте вопрос: "Почему?" Такая же работа проводится с остальными рядами слов. Вопрос "Почему?" задается с 1 по 9 ряд.

Ряды слов:

  1. Река, озеро, море, мост, пруд.
  2. Кукла, скакалка, песок, мяч, юла.
  3. Стол, ковер, кресло, кровать, табурет.
  4. Тополь, береза, крыжовник, липа, осина.
  5. Курица, утка, орел, гусь, индюк.
  6. Окружность, треугольник, указка, квадрат.
  7. Саша, Витя, Стасик, Петров, Коля.
  8. Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный

Если ребенок в большинстве случаев не ошибается и может ответить на вопрос "Почему?" (для заданий 1 - 9), его уровень оценивается как высокий, если успешно справился с половиной заданий - как средний. Если же уровень низкий (ребенок не справился и с половиной заданий), переживать не следует - просто необходимо поработать с малышом. Попробуйте еще один тест.

"Что у них общего?"

Оценивается он так же, как и предыдущий.
Спросите у ребенка, как одним словом можно назвать то, что вы прочтете.

  1. Окунь, карась - …
  2. Огурец, помидор - …
  3. Шкаф, диван - …
  4. Июнь, июль - …
  5. Слон, муравей - …

Сначала вы читаете малышу эти ряды, затем даете задание (назвать одним словом). Попросите ребенка дать ответ, когда вы будете зачитывать слова повторно. Если задание непонятно, подскажите малышу, вместе подумайте, как, скажем, одним словом назвать розу и ромашку. Спросите, можно ли сказать: "Роза и ромашка - цветы"?

Есть еще несколько тестов (тест на осведомленность по методике Амтхауэра, тест на аналогию) с бальной системой оценивания уровня развития абстрактно - логического мышления. Вы можете ознакомиться с ними, прочитав замечательную книгу "Как подготовить ребенка к школе" (авторы - А. А. Реан и С. Н. Костромина), по материалам которой подготовлена эта статья. Однако и по результатам предложенных тестов можно определить, есть ли проблемы у вашего малыша и насколько они серьезны.
А теперь - немного теории. Абстрактно - логическое мышление во многом опирается на понятия. Понятия отражают сущность предметов и выражаются в словах или других знаках. Обычно у ребенка дошкольного возраста этот тип мышления только начинает развиваться, однако в программу первого класса включаются задания, требующие решения в абстрактно - логической сфере. Лучше начать тренировки заранее.

Упражнение "Что и почему?"

Психологи называют это так: "Формирование понятий на основе абстрагирования и выделения существенных свойств конкретных объектов".
Вы объясняете ребёнку: "Автомобиль ездит на бензине или другом топливе; трамвай, троллейбус или электричка движутся от электричества. Все это вместе - транспорт". Увидев незнакомую машину (например, автокран), спросите "Что это? Почему?" Подобные упражнения можно выполнять и с другими понятиями: инструменты, посуда, посуда, растения, животные, мебель и т.д.

Упражнение "Карточки"
(Формирование искусственных понятий)

Вам потребуется изготовить три набора карточек (по девять карточек в каждом наборе). На карточках должны быть изображены геометрические фигуры (по одной на каждой карточке): треугольник, квадрат, круг. Каждая фигура изображена на фоне трёх степеней насыщенности: бледно-розовом, розовом, красном. В первом наборе все фигуры черного цвета. Во втором - белого, в третьем - серого. На оборотной стороне карточек записаны бессмысленные сочетания из трех букв. Для первого набора - ПАК, для второго - БРО. Для третьего - ВИЛ. Вам надо разделить карточки на группы и предложить детям угадать задуманную комбинацию фигур.

Ребенок должен выявить признаки, объединяющие фигуры в группу. При этом он иногда может пользоваться бессмысленными словами, записанными на оборотной стороне карточек: фигуры, принадлежащие к одной и той же группе, на обороте имеют одинаковые надписи. Очень важно добиться, чтобы ребёнок как можно реже заглядывал на оборотную сторону карточки. Таким образом, ребёнку волей-неволей придётся образовать искусственные понятия, пользуясь двумя рядами стимулов: один ряд выполняет функцию объекта, на который направлена деятельность ребенка, другой ряд - функцию знаков, организующих эту деятельность.

Упражнение "Больше, длиннее и короче"
(Формирование умения отделять форму понятия от его содержания)

Сообщите ребёнку: "Сейчас я буду говорить тебе слова, а ты отвечать мне, какое больше, какое меньше, какое длиннее, какое короче".
Карандаш или карандашик? Какое короче? Почему?
Кот или кит? Какое больше? Почему?
Удав или червячок? Какое длиннее? Почему?
Хвост или хвостик? Какое короче? Почему?
Можете придумать свои вопросы, ориентируясь на приведенные выше.

Упражнение "Как это всё называется?"

Вы зачитываете ребёнку приведенные ряды слов и затем спрашиваете, как можно назвать эти предметы одним словом. Можете предложить ребёнку продолжить ряд. Пример: утка, курица… Всё это - птицы. А еще голубь, ворона, индюк.
Ряды слов:

  1. Окунь, карась - _______________
  2. Огурец, помидор - ____________
  3. Шкаф, диван - ________________
  4. Июнь, июль - _________________
  5. Бабочка, муравей - ____________
  6. Дерево, цветок - _______________
  7. Пальто, юбка - ________________
  8. Учитель, врач - ________________
  9. Автобус, трамвай - _____________
  10. Понедельник, вторник - ________
  11. Весна, лето - __________________
  12. Утро, вечер - __________________
  13. Кастрюля, ложка - _____________
  14. Кукла, мяч - ___________________
  15. Сапоги, туфли - ________________

Упражнение "Разница и сходство"

Ребёнок должен определить, чем различаются и чем похожи понятия:

  1. Утро - вечер
  2. Корова - лошадь
  3. Летчик - танкист
  4. Лыжи - коньки
  5. Трамвай - троллейбус
  6. Озеро - река
  7. Дождь - снег
  8. Поезд - самолет
  9. обман - ошибка
  10. Маленькая девочка - большая кукла
  11. Яблоко - вишня
  12. Ворона - воробей
  13. Молоко - вода
  14. Золото - серебро
  15. Сани - телега
  16. Воробей - курица
  17. Вечер - утро
  18. Дуб - берёза
  19. Сказка - песня
  20. Картина - портрет

Упражнение "Кто без чего не обойдётся"
(Помогает ребёнку научиться выделять существенные признаки для сохранения логичности суждений, если он решает длинный ряд однотипных задач.)

Вы объясняете задание так: "Сейчас я прочитаю ряд слов. Из этих слов надо выбрать только два, означающие то, без чего главный предмет не может обойтись. Другие слова тоже имеют отношение к основному слову, но они не главные. Тебе нужно найти самые главные слова. Например, сад… Как ты думаешь, какие из данных слов главные: растения, садовник, собака, забор, земля, то есть то, без чего сада быть не может? Может ли быть сад без растений? Почему?.. Без садовника… собаки… забора… земли?.. Почему?"
Каждое из предполагаемых слов подробно разбирается. Главное, чтобы ребёнок понял, почему именно то или иное слово является главным, существенным признаком данного понятия.

Примерные задания:

  1. Сапоги (шнурки, подошва, каблук, молния, голенище)
  2. Река (берег, рыба, рыболов, тина, вода)
  3. Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед)
  4. Сарай (сеновал, лошади, крыша, скот, стены)
  5. Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево)
  6. Деление (класс, делимое, карандаш, делитель, бумага)
  7. Игра (карты, игроки, штрафы, наказания, правила)
  8. Чтение (глаза, книга, картинка, печать, слово)
  9. Война (самолёт, пушки, сражения, ружья, солдаты)

Следующим этапом ваших занятий должно стать формирование суждений, а для этого ребёнку надо выучиться понимать переносный смысл фразы. Для этого тренинга вы можете использовать различный литературный материал, пословицы, поговорки, которые можно понять и буквально, и в переносном смысле.

Например, поработайте над объяснением таких пословиц:
"Семь раз отмерь, а один раз отрежь"
"Лучше меньше, да лучше"
"Поспешишь - людей насмешишь"
"Куй железо, пока горячо"
"Сделал дело - гуляй смело"
"Не в свои сани не садись"

Работа над пословицами проводится следующим образом.
Скажите малышу: "Сейчас я прочитаю тебе пословицу, а та попробуй подобрать к ней подходящую фразу из тех, которые я тебе предложу".

К пословице "Семь раз отмерь, один раз отрежь" предложите три варианта:

  1. Если сам отрезал неправильно, то не следует винить ножницы.
  2. Прежде чем сделать, надо хорошо подумать.
  3. Продавец отмерил семь метров ткани и отрезал.
Правильный выбор - второй вариант.
Подобным образом поработайте над остальными пословицами. Конечно же, поначалу малыш не справится без вашей помощи, это задание достаточно сложное не только для дошкольников, но и для детей младшего школьного возраста. Вместе думайте, вместе размышляйте, дайте понять ребенку, что вы и сами иногда не можете сразу найти правильный ответ. А теперь - самое главное. Работать с ребенком нужно так, чтобы все, что вы делаете, казалось ему интересной и увлекательной игрой. Проявляйте максимум терпения, такта и доброжелательности! Малыш ни в коем случае не должен почувствовать, что вы им недовольны, что у него что-то не получается! Сразу ведь и не может получаться! Не забывайте похвалить ребенка за самую маленькую победу. Скажите ему с восторгом: "Вот видишь, раньше это задание казалось тебе сложным, а теперь ты так здорово с ним справился!"

Удачи вам и вашему ребенку!

Школа Юрия Окунева

Привет, друзья. С вами Юрий Окунев.

Хорошее ли у вас воображение? Сможете, к примеру, вот так, сходу, написать рассказ? Или стихотворение сочинить? А уравнения в школе хорошо решали? Сегодня поговорим о том, как развить абстрактное мышление. Разберем, что это за тип мышления и как оно формируется.

С самого детства нас приучают мыслить, анализировать, делать выводы. Считается, что именно способность думать и производить логические умозаключения отличает человека от любого другого существа, живущего на Земле. А что такое мышление?

В Википедии найдем такой ответ:

Это уже более понятно. Значит, мы имеем дело с психическим процессом, отвечающим за познание мира.
Как мы познаем мир? Есть два способа:

  1. Посредством чувственного осознания, направленного на внешние признаки предметов – цвет, размер, форма. Инструментом служат органы чувств – обоняние, осязание, зрение, слух.
  2. Посредством предметного осознания – через собственные умозаключения, путем проникновения в суть вещей.

Во втором случае имеет смысл говорить о развитии мыслительных способностей.

Воображение – основа мышления

Ведущая роль при этом отводится воображению. Снова обратимся к Википедии:

Говоря простым языком, воображение – это наша фантазия. Благодаря ему мы можем вообразить муху размером со слона; слона, танцующего рэп; рэпера размером с муху. Мы можем переместиться в прошлое, переиграть уже свершившиеся события или благополучно отправиться в мыслях в будущее, придумав новую реальность.

Три этапа развития

С рождения и до совершеннолетия человек проходит три этапа развития мышления:

  • Действенное;
  • Образное;
  • Логическое.

Это можно представить так:

Виды мышления Наглядно-действенное Наглядно-образное Абстрактно-логическое
Период формирования Ребенок до года От 3 до 7 лет Ребенок старше 7 лет
В чем заключается? Манипуляции с предметами, их восприятие органами чувств. Операции над образами, вторичными признаками предметов. Оперирует тем, что нельзя представить в виде образа — логические суждения и умозаключения.
Сфера деятельности человека Производство Музыка, изобрази-тельное искусство Литература, наука

Таким образом, можно утверждать, что наличие абстрактного мышления – это признак сформировавшегося интеллекта.

Три формы

Известно три формы абстрактного мышления – понятие, суждение и умозаключение.
Что это за формы?

Когда мы говорим: «осень», «дождь», «улица», мы имеем дело с понятиями. Если мы скажем: «На улице идет дождь» или «Во время дождя всегда холодно» – это будет суждение. Ну и, наконец, высказывание вида: «На улице холодно» можно назвать умозаключением, так как оно делает общий вывод из двух предыдущих высказываний.

Зачем это нам?

На самом деле, абстрактное мышление формируется в раннем детстве и постоянно присутствует в нашей жизни. Маленькие дети любят фантазировать, придумывать всякие небылицы. Оказывается, они развивают абстрактное (или образное) мышление, учатся абстрагироваться (отдаляться) от самого предмета и производить операции с его свойствами.

Позже, когда ребенок подрастет и пойдет в школу, это умение ему пригодится, чтобы освоить математические навыки. Например, решить задачу: «У Васи в кармане 6 конфет. Две из них он отдал Пете. Сколько осталось?».

Где еще используется абстрактное мышление? Где угодно:

  • В философии;
  • В писательском искусстве при создании образов и линии сюжета;
  • В инженерии – моделирование новых процессов;
  • В психологии управления.

Практически в любой области нашей деятельности.
Жемчужина, высшая точка развития абстрактного мышления – это интуиция.

Итак, мы выяснили, чтобы достичь хороших результатов в повышении интеллекта и быть успешным человеком, нужно достаточно времени уделять развитию абстрактного мышления. Каким образом можно его развить?

Методы для взрослых

У взрослых мышление, как правило, уже сформировано. С возрастом все труднее воспринимаются новые знания и новый материал – мышление теряет свою гибкость. Приведенные далее упражнения призваны помочь справиться с этим процессом. Развить в себе креативность и широту мышления.

Упражнения для детей

Любой ребенок от природы любознателен. А значит, и мышление ребенка развивается гораздо быстрее, чем у взрослого. Важно помочь ребенку перейти от действий с конкретными предметами к более отвлеченным понятиям, расширить его кругозор. Развитое образное мышление – залог успешной учебы в школе.

  1. Придумывайте вместе с детьми странные, необычные имена, названия. Найдите в интернете интересную картинку и попробуйте подобрать к ней не менее 3 цепляющих названий.
  2. Занимайтесь инсценировками. Придумайте костюмы для персонажей из подручных средств. Поиграйте в театр теней.
  3. Решайте анаграммы, ребусы, головоломки. Придумывайте нереальные словосочетания: «низкий небоскреб», «круглый дом», «звонкое молчание» и так далее.
  4. Возьмите чистый альбомный лист и пролейте на него немного чернил или гуашевой краски. Получится клякса. Вместе с ребенком превратите это бесформенное пятно в рисунок. Например, в улыбающуюся рожицу.

Подведем итог

Развитое абстрактное мышление позволяет решать многие задачи намного проще и быстрее (особенно задачи по перестановке мебели:)). Вместо того, чтобы искать в каждом конкретном случае свой выход, можно использовать общие выводы и готовые шаблоны для решения. В этом выражается креативность и эффективность мышления. А потому – не ленитесь и выделите время для занятий, хотя бы парочку минут в день.

Еще больше упражнений для развития мышления сможете найти в онлайн-сервисе для развития интеллекта Брайнаппс . Игровая форма заданий позволяет очень быстро подтянуть интеллект, как взрослым, так и детям. Удобная статистика и привлекательный интерфейс делают занятия ещё более увлекательными.

На этом все.
Надеюсь, статья вам понравилась. Напишите в комментариях, какую роль в вашей жизни играет образное мышление, поделитесь информацией с друзьями в соцсетях.

До новых встреч! Ваш Юрий Окунев.

Каждый человек уникален по своей природе и это сказывается не только в визуальном отличии друг от друга и чертами характера, но и тем, что происходит у нас в голове. Смотря на одну и ту же картинку, каждый опишет ее по-своему, в своих красках и понимании. За этот процесс отвечает мышление, которое помогает нам отражать действительность, именно так как его видим её мы.

Развитие мышления очень важный процесс, которым занимаются еще с раннего детства. Чем оно неординарнее, тем более творческим будет человек. Именно благодаря этой функции рождаются стихи, слова песен, картины, музыка. Мышление присуще абсолютно любому человеку, у одних оно более выражено в творческом направлении, другим же дано в логическом русле, люди с техническим складом ума. В любом случае и образное и логическое мышления требует своего развития и в этом как нельзя лучше помогут специальные упражнения и задачи.

Развитие образного мышления

Казалось бы, такое занятие как развитие образного мышления нужно детям, подросткам, ну или, в крайнем случае, взрослым, чья работа задействована с творчеством. Но это не так, образное мышление способствует:

  • легко и четко решать поставленные задачи или проблемы;
  • анализировать происходящее, четко формулировать мысль и подводить итог размышлениям;
  • успокоению нервной системы;
  • воспроизводить в голове увиденное или пережитое ранее и др.

По этим и не только причинам, важно иметь развитое образное мышление в любом возрасте. Итак, рассмотрим несколько действенных упражнений, способных помочь улучшить эту функцию мозга:

Развитие логического мышления

Помимо образного мышления, не менее важная роль отдана и логическому мышлению. Применение логического мышления происходит в следующих случаях:

  • умение найти правильное решение или исход для той или иной задачи, проблемы, ситуации;
  • способность четко излагать свои мысли, формулировать их;
  • способность выявлять ошибки в изложение мыслей другого человека и умение подводить итоги сказанному, не разводя демагогию;
  • умение подбирать аргументы, для убеждения другого человека в верности вашей точки зрения.

Для развития логического мышления подойдут такие задачи и упражнения:


Развитие абстрактного мышления

Абстрактное мышление тесно связано с логикой. Этот вид мышления присущ только человеку и недоступен животным. Благодаря абстрактному мышлению мы можем:

  • анализировать и обобщать информацию;
  • строить логическую, обобщенную цепочку происходящего, например, кофе — чашка — горячий — аромат. Все эти понятия мы связываем воедино, представляя общую картинку;
  • систематизируем знания и др.

Для развития абстрактного мышления подойдут такие незамысловатые и интересные упражнения:

Развитие пространственного мышления

Пространственное мышление — это способность представлять предметы, в том числе и воображаемые, в трехмерном измерении во всех деталях и цветовом решении. Как утверждает статистика, пространственное мышление развито далеко не у каждого и является специфическим видом мыслительной деятельности. Но, несмотря на это есть ряд упражнений, способных помочь развить этот вид мышления. Вот следующие варианты задач:

  • какой предмет может получиться, если треугольник наложить на отрезок?
  • какие фигуры можно получить при пересечении двух отрезков?
  • какие фигуры выйдут при пересечении двух треугольников?

Задачи довольно простые, но требуют сосредоточенности, могут быть использованы в развитии мышления, как у взрослого человека, так и у ребенка. Если изначально не получается воссоздать образы предметов мысленно, воспользуйтесь бумагой и ручкой. Нарисуйте предметы и уже визуально из них составьте нужные элементы.

Все гениальное просто, это выражение знакомо всем. А ведь так оно и есть, но чтобы придумать или создать что-то гениальное, нужно всего лишь уйти от шаблонного, стандартного мышления. Лишь сломав в себе шаблонное представление и привычную трактовку предметов, можно легко создать нечто креативное. В целом, мышление, независимо абстрактное оно, логическое или образное, является неотъемлемой частью нормального развития человека. Просто для одних более свойственно логическое мышление, а другие руководствуются в большей степени образным. Но итог один, каждое из этих видов мышления требует развития и не важно, сколько вам лет 5, 15 или 35, встряска для ума пригодится в любом возрасте!

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctor

сайт

Абстрактное мышление – это мышление при помощи умозрительных суждений. То есть при помощи разнообразных обобщенных терминов как «сознание», «жизнь», «смысл». Такой вид мыслительной деятельности позволяет видеть картину полной.

Абстрактное мышление: что это такое

Им называют один из видов, благодаря которому есть возможность обобщать ситуацию от незаметных деталей и приглядеться к ней в целом. Такой вид мыслей разрешает совершить шаг вперед, пересекая границы и стандарты.

Развитие абстрактного мышления у людей должно еще с детства занимать важную ступень. Это связано с тем, что такой подход позволяет намного быстрее и проще отыскивать неожиданные заключения и находить выход из любой сложившейся ситуации. Этот тип мыслей выступает вариацией человеческого познания.

Такой вид очень важен в жизни любого индивида, поэтому имеет ряд таких признаков:

  1. Способность воспроизводить внешний мир без влияния на органы чувств . То есть, индивид не требует взаимодействия с объектом для получения новой информации. Исход индивид получает, упираясь на умения.
  2. Суммируются явления для определения правомерности . Каждый индивид желает сделать процесс раздумий более простым.
  3. Есть неоспоримая связь между мыслями и языковыми выражениями . Процесс хода мыслей делится на мышление без языка и внутренний диалог, который протекает наедине с собой.

Формы абстрактного мышления

Можно разделить на три формы. Без их понимания очень трудно понять, что представляет собой данный тип. Формы следующие:

  1. Понятие . Это особая форма мыслей, при которой предмет либо несколько предметов воспроизводятся в качестве одного признака. Этот признак должен быть существенным. Главные понятия могут выражаться и словосочетанием.
  2. Суждение . В момент суждения происходит утверждение либо отрицание какой-либо фразы. Она описывает окружающие предметы. Устанавливается контакт и некоторая закономерность. Но суждение может быть как простым, так и сложным.
  3. Умозаключение . Одно или несколько связанных между собой суждений связывается в одно целое. Из этого уже делается умозаключение. Это выступает основой логически-абстрактного мышления. Абстрактное мышление включает в себя свободные мысли, которые оперируются суждениями, умозаключениями и понятиями.

Мысли не могут быть у каждого индивида одинаковыми. Одни склонны к живописи, другие к музыке, остальные предпочитают поэзию, но некоторые могут абстрактно мыслить. Но такое мышление необходимо формировать и делать это важно с самого раннего детства. Нужно давать возможность ребенку фантазировать, думать и размышлять.

У взрослых оно уже развито и воспринимать новую информацию им крайне сложно. Мысли способны с течением времени терять свою гибкость. Ниже указаны упражнения, которые помогут бороться с таким процессом. Они способны развить внутри себя креативность и широту мыслей:

  1. У себя в голове нужно представить такие эмоции, как страх, радость, восторг либо сомнение . Как будет выглядеть удовольствие? Или, например, каким будет интерес, если не привязывать его к отдельным объектам.
  2. Вообразить какой-либо образ идеи . Как человек может представить гармонию? Будет ли при этом возникать ассоциация либо символ? Рекомендуется потренироваться с такими образами, как бесконечность, испытание, порядок, религиозность.
  3. Перевернуть книгу и читать ее сверху вниз . В этом случае читать нужно в иной последовательности. Нужно установить логическую связь воспроизводимого сюжета.
  4. Закрыть глаза и мысленно представить всех людей, с кем было общение сегодня . Обратить внимание на одежду и выражение лиц, мимику, жесты. Нельзя упустить ни одной детали. Что получает человек при общении.
  5. Заняться рисованием.

Также есть упражнения и для детей:

  1. Придумывать со своим малышом новые необычные наименования. В сети найти интересную картинку и попытаться выбрать к ней не менее 3 наименований.
  2. Попробовать делать инсценировки. Костюмы сделать из подручных средств.
  3. Решать различные головоломки и ребусы.
  4. Взять чистый листок и пролить на него чернила. Вместе с малышом сделать из пятна какую-нибудь рожицу.

Оно помогает решать очень многие задачи. Необходимо эффективно и креативно мыслить. Это поможет оперативно принимать решения и делать выводы. Поэтому очень важно самосовершенствоваться и уделять внимание своим абстрактном мыслям. Но упражнения проводить необходимо регулярно. Только приложив усилия и время можно получить хороший результат.