16.10.2019

Проблемы в учебе. Если ребенок пишет с ошибками. Как научить ребенка правильно писать диктанты


Как научить ребенка грамотно писать?

(Из опыта работы по учебно-методическому комплекту «Гармония»)

Проблема грамотного письма всегда волновала учителей. Трудности, преследующие ребенка в овладении правописанием, для некоторых учеников так и остаются непреодолимыми. Часто знание правил не спасает от ошибок. Вероятно, причиной неумелого применения правил является неумение увидеть нужную орфограмму. Как пишет М.Р.Львов: «Отсутствие орфографической зоркости или слабая ее сформированность является одной из главных причин допускаемых ошибок. Эта причина сводит на нет хорошее знание правил и умение их применять, школьник не видит орфограмм в процессе письма». Анализируя проверочные работы, отмечаю, что при знакомстве с новой орфограммой ученик особенно внимательно проверяет слова на данное правило и допускает ошибки на ранее изученные орфограммы; при проведении проверочных работ большой процент ошибок дают «описки»; проверку написанного ребенок выполняет формально, механически, не замечая допущенных ошибок. Наблюдения ученых показывают, что там, где учитель специально организует работу по развитию орфографической зоркости, 70-90% учеников определяют орфограммы, и лишь 15-45% видят орфограмму самостоятельно.

Необходимость модернизации школьного образования повлияла на выбор учебно-методического комплекта «Гармония» в моей педагогической практике. Идеи авторов учебников знакомы мне по статьям в «Начальной школе», по их книгам. По учебнику «Математика» под редакцией Н.Б. Истоминой работаю давно, и очень хотелось попробовать свои силы в освоении нового учебника русского языка М.С. Соловейчик, Н.С.Кузьменко «К тайнам нашего языка».

Основная цель данного курса русского языка - совершенствование речевой деятельности: обучение построению высказываний, умение строить отношения в различных жизненных ситуациях. Обучение подразумевает формирование осознанных контролируемых языковых и речевых умений. Развитие рассматривается как становление лингвистического мышления (способности выполнять операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения); а так же, как совершенствование чувства языка; зарождение учебной самостоятельности. Коммуникативная направленность учебника побуждает ребенка к общению с авторами, одноклассниками, учителем, персонажами, родителями. Одна из особенностей программы организация работы по формированию орфографической зоркости. Изучив предложенную методику, опираясь на собственный опыт, я пришла к следующим выводам:

Становление осознанного отношения к письму нужно начинать в период обучения грамоте, когда ребенок начинает писать;

Важно ввести понятие «опасные места», научить находить их в словах, чтобы насторожить детей на появление возможной ошибки, приучить ставить перед собой орфографические вопросы;

Вводить орфографические правила, опираясь на правильно подобранные упражнения, используя модели - памятки;

Развивать фонематический слух;

Обучать правильному списыванию текста, осознанной проверке написанного.

Ребенку, пришедшему в 1 класс, очень трудно разобраться в написании слов и во многом другом. Важно обратить внимание на то, что написание некоторых слов расходится с их произношением. При формировании орфографической зоркости можно выделить несколько этапов.

На первом этапе дети учатся быстро определять ударение в словах , где написание не расходится с произношением, правильно обозначать на письме ударный звук. Используется прием говорения: «Скажи, послушай, сопоставь (сравни)»- действие «от противного». (С удивлением спроси: «Это карандаш?» - с ударением на разные слоги). Закреплению этого упражнения поможет набор слов, где каждое следующее слово увеличивается на один знак:

шар рыба груша спички крыльцо

шум волк крыло бумага пустыня

Аня ноты сумка тюлень рубашка

ком бант брюки трубил зубастый

ива барс хвост коршун клубника

кол брат горка радуга стройный

На втором этапе происходит знакомство с признаками наиболее распространенных «опасных мест» в словах. Для гласных это положение без ударения, для парных по глухости - звонкости согласных - позиция на конце слова и перед другим парным.

Мы формируем и развиваем у учащихся фонематический слух, который необходим для осознанного обозначения звуков буквами, для формирования в дальнейшем орфографической зоркости. Мы учим записывать слова, отталкиваясь от звучащего слова. В этот период обучения начинаем осваивать очень интересную игру «Хитрые братья». Рассказываю детям такую историю. Безударным гласным доверять нельзя, один и тот же звук может «посылать за себя на письменную работу» разные буквы. «Хитрыми» часто бывают и согласные звуки на конце слова, если у глухого согласного звука есть «звонкий брат». Кого из двух «братьев» парный звук «пошлет на работу» (парный звук [п] - букву б или п). Согласные звуки «хитрят», когда стоят и в середине слова перед другими парными согласными.

Выходим на встречу с «хитрыми братьями». Например, используем для наблюдения предложение: Несет меня лиса в далекие леса. На слух выделяются одинаково звучащие слова, проводится звуковой анализ с выделением первых гласных звуков и уточняется ударные они или безударные. При сравнении услышанных звуков с буквами в написанных словах, дети выкладывают буквы из азбуки, которые выполняют «письменную работу», на фланелеграфе выстраивают схему (модель). Звук [и] был ударным или безударным? ... На месте безударного гласного звука всегда есть опасность написать не ту букву. Вводится понятие «опасного места» и его схематическое обозначение. Используем красные кружочки для обозначения «опасных мест» в схемах, позже активно работаем с цветовым обозначением (например, раскрасьте красным цветом буквы гласных в «опасной позиции»; в выписанных из словаря словах раскрасить буквы, написание которых необходимо запомнить).

Такая форма работы развивает умение выбрать способ выполнения орфографического действия и составить алгоритм его выполнения.

Авторы предлагают ввести письмо с «окошками» во втором классе, т.к. навык письма первоклассника слабый. Но в период обучения грамоте при печатании слов вместо «окошек» помещаем сигнал опасности (красный кружок): п. лá, р. кá. Постепенно дети «открывают», что «опасные места» могут встречаться и на конце слова: у Ол?, к Ол?.

Усвоению орфографии способствует зрительный фактор (плакаты с трудными словами, выделение опасных мест цветом, подчеркивание, графическое выделение, нахождение и исправление ошибок). Орфограммы обозначаем различными способами: изученные - подчеркиваем, неизвестные - обозначаем точками под буквами, например, у К áт?. При наблюдении за «работой» согласных используем строки С.Михалкова: Дядя Степа один раз утопающего спас. После аналогичной работы получаем вывод о новом «опасном» месте при письме, вводится опорная модель. Таблицей «Внимание! Опасность!» пользуемся как опорой для напоминания о признаках орфограмм.

На третьем этапе происходит становление орфографической зоркости . Становление умения обнаруживать орфограммы требует систематической тренировки в выполнении осваиваемого действия с использованием упражнений для развития орфографической зоркости.

Упражнения при восприятии материала на слух

1. Определить, есть ли «опасные места» в произнесенном слове; если есть - сколько, гласные или согласные. (Например, предлагаются слова: гора, карандаш, дом, лесок, дуб, сказка, жизнь. Дети сигнальными карточками - «светофорами» сигнализируют о наличии или отсутствии орфограммы, в блокнотах обратной связи фломастерами помечают ответы, показывая результат).

2. Фонетико-орфографический разбор (составление звуковой модели и обозначение в ней «опасных мест»).

3. Печатание или письмо с «окошками» по следам орфографического разбора. На месте пропуска вставляется сигнал «опасности» (точка, красный круг).

4. Запись слов и предложений под диктовку с предварительным составлением слоговой модели и указанием в ней орфограмм.

Технология проведения такого диктанта непроста, длительна, но дает хороший обучающий и развивающий эффект, создает основу успешной самопроверки . Ученик все операции выполняет осознанно, способен быстро обнаруживать в тексте, словах орфограммы, определять их типы, обнаруживать допущенные ошибки. Особенно важно, что в данной системе ребенок понимает необходимость проверки написанного, делает это без лишнего напоминания.

Технология проведения диктанта может быть следующей.

1) Учитель читает предложение (орфоэпически), дети слушают, стараясь понять и запомнить.

2) Под орфоэпическую самодиктовку записывают предложение схематически (черточками) и слоговыми дугами, позднее лишь слоговыми дугами, обозначая ударение, отмечая «опасные места».

3) Определяют, написание каких слов они знают точно благодаря словарю или помнят, потому что ранее списывали; под орфоэпическую диктовку учителя с элементами орфографического проговаривания указывают буквы, не совпадающие со звуками.

4) Под орфографическую самодиктовку с опорой на модель пишут, отмечают орфограммы.

5) Проверяют написанное, читая по слогам (помогая карандашом), отмечая «опасные места».

Упражнения при зрительном восприятии материала

1. Нахождение «опасных мест» на страницах азбуки, учебников для чтения, окружающего мира, прописи, на доске, карточке и их обозначение. Дети любят работать с цветом, поэтому в игру «Будь внимателен» играем часто и в группе продленного дня. Ребята часто приносят старые детские журналы, я разрезаю их на фрагменты с текстами и предлагаю отметить все «опасные места», иногда задание усложняем и разными цветами обозначаем разные орфограммы.

2. Два вида чтения: «как написано» и «как говорим»; наблюдение за сходством и различием написания и произношения. (Слова и предложения выносятся на доску, могут быть использованы тексты из учебников чтения, русского языка. Карандашом над буквами ставим + или - в зависимости от того, совпадает буква со звуком или нет).

3. Списывание с предварительным выполнением ряда вспомогательных операций. Прием списывания одно из лучших средств развития орфографической зоркости. Анализируя процесс письменной речи, Л.С. Выготский писал: «Мы очень часто скажем про себя, а потом пишем; здесь налицо мысленный черновик». Существует много методик по обучению списыванию, но данная опирается на осознанную работу на всех ее этапах. При выполнении каждой операции последовательно помещаем на доске карточки с символическим обозначением действия. Позднее руководят процессом лишь карточки-помощники.

Возможный алгоритм списывания

1) Читаем слово или предложение, чтобы понять его и запомнить.

2) Отмечаем «опасные места».

3) Читаем еще раз вслух так, как написано.

4) Повторяем, как было написано (не глядя в запись).

5) Закрываем запись и пишем, диктуя себе шепотом, так, как было написано; отмечаем «опасные места».

6) Открываем и проверяем: читаем по слогам - все ли звуки обозначены (помогаем себе карандашом); сверяем «опасные места» - все ли отмечены, правильны ли буквы.

Такой прием списывания длительный и трудоемкий, но можно отметить, что при чтении на начальном этапе коллективном, позднее индивидуальном активизируется внимание, достигается лучшее понимание слова или предложения; найденные орфограммы для ребенка условный сигнал «опасности», они привлекают внимание; дети привыкают проговаривать слова орфографически - четко; при записи не стараются подглядывать («срисовывать»); выполняют проверку при чтении написанного, еще раз при выделении слогов и опасных мест, а так же при сверке орфограмм с моделью. При систематическом использовании такой технологии количество ошибок заметно уменьшается, практически исчезают «описки», развивается память, успешно запоминаются часто употребляемые при письме слова.

Система обучения орфографии, реализуемая в данном учебнике, предлагает учить первоклассников обнаруживать орфограммы, подводить детей к пониманию необходимости выбора буквы для обозначения звука.

Работа над формулировкой орфографического правила проводится по учебнику и продумана так, что сначала происходит общение с каждым ребенком через ролевые игры, беседы с авторами, персонажами. Они часто ставят перед читателем орфографические задачи, наталкивают на рассуждения, споры, умозаключения. Перенос правила на языковой материал осуществляется путем подбора примеров на данное правило. Выполнение практических упражнений способствует усвоению правила. Механическое заучивание не способствует осознанию правила. Если учащиеся забывают правило, мы вновь на словесном материале выделяем особенности написания, опираемся на справочники-памятки. Для повторения правил применяем сигнальные карточки-светофоры. Учитель задает вопросы: Гласный звук под ударением всегда в сильной позиции? (Если дети согласны с формулировкой, показывают зеленую карточку). Согласный звук на конце слова всегда в слабой позиции? (Если высказывание неверно - поднимают красную карточку и поясняют, почему не согласны: сонорные и непарные глухие в сильной позиции(край, врач, конь). В слове [гупки] звук [п] в сильной позиции?...

Своеобразно осуществляется в учебнике работа со словарными словами , которые вынесены в конец учебника. В упражнениях дети часто встречаются с этими словами и списывают их по правилам списывания. Иногда им приходится предварительно найти слово в словаре и списать его. Слова, с которыми встречаются ученики одни и те же, а задания разные. Предлагается самим составить для класса словарный диктант, предварительно проверив каждое слово в словаре. Заучивание происходит незаметно, но основательно в живой речи, что позволяет писать это слово грамотно и в диктанте, и в письменных высказываниях.

Вводимые орфограммы, вносим в блокноты - памятки, которые используем для работы над ошибками и на орфографических минутках.

1. Большая буква в именах собственных (А ня, М осква, А гидель).

2. И, У, А после шипящих, сочетания ЧК, ЧН, НЧ (жизнь, счастье, девочка, ночной).

3. Непроверяемая безударная гласная в корне слова (мороз, карандаш).

4. Безударный гласный в корне, проверяемый ударением (дома - дом, лесок - лес).

5. Парный согласный в «слабой позиции» (дуб - дубок, сказка - сказочный).

6. Раздельное написание предлогов со словами.

7. Оформление предложения.

В эти блокноты вносятся изучаемые орфограммы, справочные материалы, образцы разборов. В первом классе отдельным учащимся в составлении памяток помогают родители.

Условием развития орфографической зоркости является выполнение большого количества практических упражнений .

1. Предлагаю карточки со словами на различные орфограммы, нумерую их. Ошибки детей легко фиксируются.

2. Работу в парах строю по принципу «лото». Первый ученик называет слово так, как оно слышится, второй должен назвать орфограммы в слове.

3. Принцип какографии, т.е. письма с намеренно допущенными ошибками часто предлагает учебник, подводя учеников к выводу «Если мы хотим, чтобы нашу письменную речь легко понимали, надо стараться писать правильно». Предлагаю для игры «Корректоры» карточки с индивидуально подобранными текстами, использую тексты детских записок, отрывки из высказываний. Такая работа создает атмосферу сотрудничества.

4. Комментированное письмо с указанием орфограмм.

5. Объяснительные и предупредительные диктанты.

6. Выборочные списывания и диктанты.

7. Показ нужной орфограммы на карточках - сигналах.

8. Письмо по памяти.

9. Использование зрительных диктантов по методике И.Федоренко.

Рукодвигательный фактор (каллиграфия) формирования грамотного письма способствует лучшему восприятию и запоминанию, исключению «описок». Авторы отказываются от неинтересных традиционных минуток чистописания, заменяя их индивидуальным для ребенка выбором письма элементов, составляющих трудность. Предлагаю такую работу: выбери букву, которая у тебя не удалась, пропиши еще раз, выбери слова из словаря, где встречается эта буква, побывала ли твоя буква в «опасном месте» в выбранных тобой словах?

В 1 классе создается только основа для выработки навыка правописания. Программа не требует от учащихся сформированного умения в этой области. Итоговая контрольная показала, что предлагаемая система конкретных приемов дает хорошие результаты уже к концу обучения в первом классе.

При изучении материала учебника, столкнулась с недостатком заданий, содержащих связные тексты. Работа с деформированными, неполными текстами появляется к концу учебного года. Мы выполняли устную речевую работу на уроках литературного чтения, окружающего мира. Позже пришла к выводу, что авторы вынесли речевые темы на конец года из гуманистических соображений. Дети устали, ждут каникул. К этому моменту проведены контрольные диктанты и проверочные работы. Чем же заниматься на уроке русского языка? Всем известно, что знание, проверенное опытом или полученное через него, усваивается гораздо прочнее. Ребята, помня о правилах вежливости и о том, что письменная речь должна быть понятной: грамотной и каллиграфически правильной, увлеклись написанием записок. При изучении правил составления записок, писем еще раз вспоминаем написание вежливых слов, правил письма и самое главное: пишем письма.

Учебник насыщен теоретическим материалом. Учитель должен постоянно решать, где самому озвучить высказывание, а где предложить читать детям. У некоторых учеников вызывает затруднение текстовые формулировки и задания. Стараясь преодолеть эту проблему, предлагаю реплики героев озвучивать хорошо читающим ученикам, особенно важные сведения читаем хором. Конечно, при разумной дозировке объема самостоятельного чтения учебник способствует освоению материала по русскому языку и прививает интерес к размышлению о языке, помогает становлению техники чтения. Когда такие текстовые задания применяются системно, создаются условия для самостоятельных речевых высказываний учеников. Предлагаю задания, начинающиеся со слов придумай, расскажи, сравни, заметь,объясни, докажи.

Серьезной проблемой при работе по учебнику могут стать родители, поскольку их так не учили и для них кое-что может оказаться новым. На одном из собраний знакомлю их с учебником, идеями авторов, предполагаемыми результатами. Вместе рассматриваем страницы книги, особенности подачи материала, обсуждаем возможные формы поддержки начинающих учеников.

Литература:

1. Сальникова Т.П. Методика преподавания грамматики, правописания и развития речи в начальных классах.- Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996.

2. Львов М. Р. Основы обучения правописанию в начальной школе.- М.: Прометей, 1988.

3. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. Под ред. М.С. Соловейчик - М.: ЛИНКА - ПРЕСС, 1994.

4. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии в школе. - М.: Просвещение, 1992.

5. Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С. К тайнам нашего языка. Пособие для учителя. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2003.

Журналы «Начальная школа»:

«С чего начинать орфографическую работу в 1 классе», 9/10 - 92.;

«Резервы повышения орфографической грамотности младших школьников», 2 - 93;

«Формирование орфографической зоркости у первоклассника», 6 - 2000;

«Первый год по новому учебнику», 4 - 2003.


Речевые ошибки всегда заметны, особенно – письменные. И если математический недочет воспринимается с пониманием, то неполноценная грамотность вызывает негодование или даже насмешку. Почему некоторым людям безошибочное письмо дается легко, а другие не могут совладать с орфографией? Во всем ли виноват сам ученик? Можно ли ему помочь? Как научить ребенка грамотно писать так, чтобы и во взрослой жизни он оставался мастером письменной речи?

Обучение грамотному письму – победима ли дисграфия?

Согласно статистике, семь школьников из десяти пишут с ошибками, и трое из десяти младших школьников страдают дисграфией.

Дисграфия становится причиной многих досадностей и несправедливых упреков. Ребенок, подверженный дисграфии, может знать правила лучше всех в классе, а вот пользоваться ими у него не получается.

Обучение грамотному письму должно идти единым фронтом: в школе, дома и, возможно, у логопеда. Грамотный учитель или хороши логопед способны победить дисграфию даже в средней школе. Но и дома, своими силами, вполне возможно если не избавиться полностью, то хотя бы уменьшить ее воздействие. Что могут предпринять родители детей, отличающихся множеством ошибок при письме?

  • Выгуливайте ребенка, не держите его дома. Активные игры на свежем воздухе насытят мозг кислородом, повысят работоспособность малыша, обеспечат ему полноценный отдых.
  • В дошкольном возрасте позвольте дитю играть, отложите развивающие интенсивы на потом. Игра приучает малыша к соблюдению правил, самоконтролю, дисциплине.
  • По этой же причине отдайте чадо в танцевальную секцию или в спорт. Кроме волевых качеств, спорт развивает координацию, что является крайне позитивной предпосылкой при обучении грамотности.
  • Делайте ребенку легкий массаж шеи и затылка, это позволит разгрузить позвоночник, активизирует кровоток и работу мозга.

Как научить школьника грамотно писать? К утешению родителей дисграфиков, этот «орфографический недуг» исправим. Важно обратиться к специалисту вовремя и заниматься систематически. Смогут ли родители побороть дисграфию сами? Если речь идет о диагнозе, то помощь специалиста необходима. Как распознать серьезные нарушения в письменной речи ребенка? Об этом говорят некоторые признаки…

Признаки дисграфии при безграмотном письме

Дети, подверженные дисграфии не любят писать. Их тетрадки неряшливы, почерк постоянно меняется: от плохого до совершенно нечитабельного. Если не заниматься коррекцией, это нарушение становится причиной комплексов и трудностей в письме (во время экзаменов, на работе, в быту). Между тем, недуг может поразить даже интеллектуала – нередко умные, развитые дети оказываются совершенно беспомощными, когда перед ними кладут чистый лист и шариковую ручку:

  • Ошибки в тетрадках повторяются, их много, хотя малыш старательно учит правила.
  • У школьника плохой почерк, он путает буквы, пишет их не в ту сторону, заменяет, дописывает лишнее.
  • Почерк дисграфика может зависеть от настроения и самочувствия.
  • При всех «письменных» недостатках, дисграфики могут неплохо рисовать.

Как научить ребенка писать без ошибок? Важно помнить, что причины диграфии и дислексии (нарушений чтения, которое часто сопутствует дисграфии) могут быть разными – от педагогической запущенности (и тут виновны исключительно родители) до особенностей генетики. Как видите, вины школьника и в том и в другом случае нет, поэтому он нуждается в помощи и не заслуживает упреков и порицаний.

Возможно, малыш просто не хочет учиться, может быть, ему неинтересно. И тогда необходима альтернатива. Скучный учебник с успехом заменяет увлекательное пособие, например, “Секреты орфографии”Граник Г., где правила сочетаются с заданиями для закрепления.Попробуйте начертить схемы правил или заучить их с помощью мнемонических символов. Устройте игрушечную школу с настоящими атрибутами: маленькой доской, мелом, крошечными тетрадками и дневниками.

Правильное письмо: как преодолеть ошибки

Чтобы научить ребенка писать грамотно, нужно разобраться, как происходит процесс письма и какие качества мышления необходимо развивать:

  • Память руки – в основе этого фактора лежит двигательная память. Написав трудное слово несколько раз, школьник запоминает его и может вспомнить орфографию автоматически, не задумываясь.
  • В связи с правилом, озвученным выше, возникает вторая предпосылка: нельзя допускать ошибки. Написав слово с ошибкой хотя бы один раз, мы фиксируем ее в памяти. В следующий раз мы ошибемся там же почти наверняка. Если ученик не знает, как написать слово, пусть лучше задаст вопрос или подсмотрит в книге.
  • Слух, а именно способность различить звуки речи, определять их характеристики, привязывать их к правилам – одна из главных предпосылок грамотности.
  • Орфографическая артикуляция, самодиктант, проговаривание слова так, как оно пишется, задействует сразу несколько видов памяти: слуховую, артикуляционную (двигательную), орфографическую. Кроме того, ребенок учится принимать решение, тренирует мозговые процессы, отвечающие за грамотность при письме. Это же прием можно применять и на уроках, только проговаривать нужно шепотом.
  • Письмо с комментариями – высший пилотаж правильного письма. Прежде, чем написать, школьник поясняет правило, которое собирается применить. Это упражнение способно довести орфографические навыки до полного автоматизма.

Необычные методы обучения грамотному письму

Как научить ребёнка писать без ошибок? Попробуйте с ним позаниматься сами, но не усаживайте за рабочий стол, а предложите нечто интересное и необычное.

  • В течении 5-10 минут в день (в средней школе – около 15 минут) пусть ребенок читает «как иностранец» – по слогам, выделяя ударную гласную, проговаривая так, как написано(кО-рО’–ва пО’-шла на луг ЙЭсть тра-вУ’). Темп чтения постепенно ускоряется.
  • Распечатайте орфографический словарь (найдете в конце учебника) и включите в «иностранное» чтение короткие отрывки по полтора-два десятка слов.
  • Пару раз в неделю пишите диктанты из 5-7 словарных слов. Попросите ребенка проверить свою работу и даже поставить оценку.
  • Распечатайте крупным шрифтом отрывок из классики – Бунина, Толстого, Ушинского. Дайте малышу фломастер, маркер, красную ручку, корректор – пусть сегодня вычеркнет в тексте все буквы О, в другой раз – У, и так далее. Меняйте «орудия труда», давайте посильные задания – так Вы сохраните интерес к игре, потренируете внимание и усидчивость.
  • Готовим распечатки, как сказано выше. В один из выходных дней, просим маленького школьника выполнить такое задание: прочитай; спиши, предварительно проговаривая трудные слова по слогам 2-3 раза; проверь себя (так как это задание достаточно объемное, для списывания берут небольшие тексты).

Кроме классики, существую современные пособия, разработанные опытными авторами для повышения грамотности детей:

  • сборники Узоровой О.
  • орфографические «задачники» Ахременковой Л.
  • книга “Тексты для списывания 2 класс”
  • учебник “Контрольное списывание 1 класс”, Ушаковой О.
  • вспомогательные пособия Шкляровой Т.

В Вашей семье растет отличник? — В этом немалая заслуга взрослых. Высший балл по предмету – это оценка и родительского труда также. Но не стоит унывать, если первоклашка взял не очень удачный старт и немного отстал на дистанции. Почти все нарушения можно исправить, главное стремиться к этому и быть целеустремленной командой!

Одним из самых важных показателей успеваемости в школе считается грамотность написания диктантов. Но случается, что ребёнку трудно справиться с этим, казалось бы, незамысловатым заданием. Есть ли способы помочь обучиться написанию диктантов? Как повысить грамотность, научить писать без ошибок и не отбить при этом желание учиться? Рассмотрим эти и другие вопросы далее.

В чём суть диктанта

Со 2 класса учащиеся пишут диктанты регулярно

Диктант – это вид письменной работы, предполагающей проверку орфографических и пунктуационных знаний литературной формы языка. Диктанты по родному языку – это неотъемлемая часть обучения в школе со 2 по 11 класс. Однако требования при написании этого вида письменной контрольной работы едины:

  • ребёнок должен воспроизвести в тетради прочитанный учителем текст (по предложениям);
  • каждое предложение ученик слышит трижды (для ознакомления и осознания тех или иных правил, для написания и для проверки);
  • при написании учащийся применяет изученные орфографические правила, знаки пунктуации проверяет в соответствии с интонацией учителя;
  • после окончания диктовки школьники самостоятельно перечитывают написанное, вносят правки в случае необходимости.

Таким образом, диктант – это форма работы, проверяющая грамотность школьников.

С какого возраста следует обращать внимание на грамотность

Чтобы повысить уровень грамотности ребёнка, с ним следует заниматься индивидуально

Это интересно. По данным общероссийского исследования уровня грамотности в стране, 70% школьников допускают более 4 ошибок при написании диктантов.

Как радуются родители, когда малыш начинает лепетать первые слова, а затем его речь становится всё более и более понятной, осмысленной. Тогда же мамы и папы начинают обучать кроху писать. Причём делать это без ошибок. Однако это серьёзный просчёт родителей – для обучения грамотному письму должно прийти время. Учёные выяснили, что формирования уровня грамотности практически полностью завершается к 4 классу. То есть заниматься с малышом повышением уровня правописания нужно наиболее интенсивно со 2 по 4 класс. Далее происходит наращивание знаний о языке, которые ложатся на уже устоявшуюся информационную почву, сформированную в начальном звене.

Обратите внимание на то, что при невозможности обучения ребёнка правописанию следует исключить дисграфию – нарушение принципа написания при нормальном развитии интеллекта. Это заболевание, как правило, сопровождается нарушениями в речи и некоторыми психическими расстройствами.

Как научить ребёнка писать правильно и без ошибок

Чтение - лучший способ повысить уровень грамотности

Чтобы вашему ребёнку не пришлось краснеть за плохие оценки по диктанту, придётся приложить усилия и найти подход к обучению школьника. Существует несколько распространённых методик.

  1. Регулярно писать диктанты. Это достаточно скучное занятие, но 2 диктанта еженедельно дадут свои результаты уже через пару месяцев. Только обязательно нужно делать разбор ошибок вместе с вашим учеником, акцентируя внимание на правильном написании тех слов, которые раньше вызывали затруднения – так малыш ещё лучше запомнит их написание. Кстати, в этой методике подсказки только поощряются. Также сложные слова следует 2-3 раза повторить и записать.
  2. Что касается упражнений, то их следует подбирать под то правило языка, которое вызывает затруднение у ребёнка. Например, если это безударные гласные в корне, то упражнения могут быть на подстановку или заполнение пропущенных букв, подбор проверочных слов. Очень важно правильно указать на ошибку. Не стоит выделять её красной пастой. Гораздо эффективнее выписать слово с ошибкой в окружении правильно написанных слов. А ребёнку предложить переписать весь список несколько раз и выявить ошибку. Так ученик не только внимательно вдумается в правила написания, но и запомнит графический образ слов.
  3. Систематически читать вслух. Чтение прекрасно развивает грамотность. Ведь оно задействует все виды памяти. Эта истина доказана не одним поколением учеников. Желательно, конечно, подбирать тексты, интересные для ребёнка. Но стоит всё же учесть и тот факт, что наиболее чистый литературный язык представлен в произведениях Толстого, Тургенева, Чехова и Бунина. Только читать их необходимо правильно: разбивая слова на слоги. Также эффективно будеть научить кроху «ролевому» чтению: малыш должен прочитать текст как пишем, а затем как говорим (деткам постарше можно предложить объяснить правила написания тех или иных слов).
  4. Превратить учение в игру. Детям нравится играть – это неоспоримый факт. И лучше всего они запоминают те знания, которые получены ими в процессе игры. Приготовьте карточки с теми словами, в которых ребёнок делает ошибки, и развесьте их над письменным столом. Зрительно натыкаясь на них, малыш запомнит написание. Периодически играйте с ним в «карты»: следует подготовить стопку сложных слов, из которой ребёнок вытягивает карточку и объясняет написание. Можно периодически делать «Час наоборот»: предложите вашему ученику побыть несколько минут учителем, объясняющим правило или диктующим диктант на эту норму языка.
  5. Предложить взаимную проверку. Продиктуйте друг другу небольшие по объёму тексты. Намеренно допустите несколько ошибок, обменяйтесь диктантами и проверьте написанное. Если ребёнок не может найти ваши ошибки, сделайте подсказку: оговорите количество неправильно написанных слов или пропущенных знаков препинания. С помощью такой игры у школьника развивается внимание и память в отношении слов, словосочетаний и пунктуационных правил.
  6. Мотивировать. Мало кто из школьников чётко представляют себе, зачем им нужны навыки грамотного написания. Задача учителей и родителей в том, чтобы донести до сознания подрастающего поколения, что их грамотность – это основа жизни литературного языка, а также очень примечательная примета взросления личности. Для наглядности можете отвести малыша на свою работу (или к знакомым), чтобы он понял важность правильного и грамотного составления юридических бумаг, контрактов.

Видео: Пример диктовки, чтобы подготовить малыша к работе в классе

Диктант – это маленький экзамен, который сдаются в конце каждой темы. Проверка правописания важна как индикатор знаний отдельного школьника и всего класса в целом. Есть ли педагогические секреты, помогающие поднять грамотность школьника? Как научить ребенка писать под диктовку без репетитора?

Как подготовиться к диктанту

Готовя класс к предстоящей работе, учитель обязательно делает это заранее – как минимум, на предыдущем уроке. Кроме того, он объявляет тему, которая будет отрабатываться. Приучите свое чадо сообщать Вам о том, что грядет контрольная. Если малыш забыл тему, не беда – традиционно, это те правила, которые изучались в пройденном разделе. Тем не менее, бывают диктанты, в которых есть давно забытые орфограммы. Постарайтесь связаться с педагогом и уточнить детали.

Дома необходимо открыть учебник и проработать все орфограммы по такому плану:

  • повторить правило;
  • потренироваться его применять;
  • написать несколько предложений под диктовку (желательно на время);
  • повторить слова из словаря;
  • выполнить задания, подобные тем, которые будут в классе;
  • сделать работу с ошибками(подчеркните и исправьте их, обсудите, написать пару примеров на это правило).

Постарайтесь воспроизвести обстановку урока – никаких подсказок, ограниченное время, пустой стол.

Как научить ребенка грамотно писать диктанты? Если ребенок застрял на каком-либо правиле, уделите ему особое внимание:

  • убедитесь, что малыш помнит и понимает данную орфограмму;
  • дайте задание списать с комментариями (школьник поясняет вслух, какую орфограмму видит, какую букву пишет и почему).

Помните, что учитель оценивает не только правильность слов, а и аккуратность. Поэтому научите чадо исправлять ошибки корректно.

Как нужно писать диктант, что бы получить «отлично»

Для написания диктантов существуют правила-помощники. Когда Вы будете репетировать контрольную, учтите эти рекомендации, тем более, что они продиктованы опытом многих поколений учителей.

  • Слушай внимательно, обращай внимание на знаки препинания.
  • Не начинай писать, пока учитель не закончит читать.
  • Никогда не пиши наперед, даже если тебе кажется, что ты все запомнил.
  • Когда пишешь, диктуй себе по слогам неслышным шепотом.
  • Не подсматривай в соседскую тетрадь.
  • Если учитель читает для того, что бы класс проверил, обязательно проверяй.
  • При самопроверке будь внимателен, прочитывай каждое слово по слогам.

«Красный» диктант — стоит ли надеяться на «врожденную» грамотность?

То, что мы называем врожденной грамотностью, на самом деле является хорошей зрительной памятью на слова. Обычно, грамотны «от природы» любители классической литературы. Эти люди постоянно видят пример правильной письменной речи, да еще и под хорошей редакцией.

Для того, что бы развивать интуитивную грамотность у своего ребенка, необязательно заставлять его читать «Войну и мир». Школьнику нужно подобрать такие книжки, над которыми поработал корректор. Обычно, это солидные или небольшие издательства с хорошей репутацией (например, компании, выпускающие учебную литературу). Не поленитесь полистать то, что Вы собираетесь купить. В современных книжках можно повстречать грубые ошибки, опечатки и совершенно безграмотную речь.

Забытая методика Тихомирова

Замечательной методике Тихомирова, посвященной вопросу, как научить ребёнка писать под диктовку, уже более ста лет. Ее оценили по достоинству многие учителя, и даже уважаемая профессура, отметившая труды педагога золотой наградой.

То, что мы называем страшным словом «методика», является простым и очень действенным приемом тренировки внимания и памяти. Автор смог добиться высоких результатов благодаря тому, что его дети читали и диктовали себе слова так, как они написаны.

Современные учителя советуют применять этот метод каждый день. Достаточно 10-15 минут занятий, и грамотность ребенка возрастет уже через пару недель.

Диктанты вовсе не страшны. Они даже не опасны для заветной итоговой оценки, если только потренировать школьника как следует. Все советы из этой статьи работающие. Удачи Вам на нелегком поприще родительской педагогики!

Обучение в школе почти всегда сопряжено с немалыми усилиями. Причем как со стороны ребенка, так и его ответственных родителей. И одним из основополагающих моментов для ученика на все его школьные годы (да и не только) является умение писать правильно.

Однако насколько этот навык важен, настолько же трудно он вырабатывается. Ошибки в тетрадках учащегося любого класса удивления ни у кого не вызывают. Однако если они повторяются из раза в раз, это становится поводом для беспокойства родителей и учителей.

В таком случае важно выяснить, почему страдает грамотность: здесь виновато только отсутствие внимательности и усидчивости у ребенка или же причина имеет медицинское объяснение?

Что такое дисграфия?

Сегодня все чаще детям ставят диагноз «дисграфия». Это нарушение, при котором ребенок не может усвоить навыки письма. При этом правила русского языка он может знать назубок, но, когда дело доходит до практики, писать без ошибок у школьника никак не получается.

Дисграфия выражается следующими «симптомами», при которых следует насторожиться:

  • ребенок пишет лишние элементы букв либо, наоборот, не дописывает буквы;
  • некоторые буквы и цифры написаны в зеркальном отображении;
  • в словах нередко пропущены буквы;
  • на письме ребенок переставляет слоги местами;
  • в слове повторяются буквы («лалина» вместо «малина» и т. п.);
  • могут отсутствовать пробелы между словами, точки между предложениями;
  • строки часто продолжаются за полями тетради.

Если подобные явления систематичны, безошибочное письмо за короткий срок освоить не удастся. Однако ситуация поправима. Если же ошибки носят иной характер - виной всему невнимательность малыша, с которой тоже со временем удастся справиться.

Как помочь школьнику писать грамотно при дисграфии?

Если у вас есть подозрения на наличие у ребенка такого нарушения, следует прежде всего обратиться к хорошему логопеду.

При подтверждении диагноза родителям предстоит кропотливая работа:

«Волшебный диктант»

Научить ребенка не пропускать буквы можно при помощи игры «Волшебный диктант». Перед тем, как написать фразу из 3-4 слов, необходимо определить (простучать), сколько в каждом из них слогов, и зафиксировать каждый черточкой. На следующем шаге обозначаются уже не слоги, а буквы - точками.

Освоение словарных слов

Если малышу не даются словарные слова, можно попробовать вместе с ним составить из них историю: родитель диктует ребенку последовательность слов, а он придумывает сюжет с ними, проговаривая по слогам правильное написание.

Затем последовательность диктуется снова и выполняется самопроверка. Также можно прибегнуть к помощи рисунка, выделяя орфограмму (например, солнце с буквой «л» внутри).

«Иностранное чтение»

Не менее эффективен метод «Иностранное чтение», при котором 5-15 минут в день (в зависимости от возраста) ребенок должен читать орфографически, то есть так, как написано («ДайОт корОва молокО»). Так закрепляются зрительные образы слов. Для такого чтения лучше всего использовать орфографический словарь.

«Карандашные» диктанты и списывания

Устраивайте для малыша с дисграфией «карандашные» диктанты и списывания: пусть ребенок пишет карандашом, затем сам проверяет каждое слово и стирает ластиком неверные буквы, вписывая нужные. В итоге получится чистый и грамотный текст, что станет отличной мотивацией для ученика.

Кроме перечисленных упражнений, существует множество других. Они направлены не только на развитие навыка правильного письма, но и на стимулирование работы мозга в целом, что благотворно влияет на успеваемость школьника.

В их числе:

  • игры с конструктором и пазлами,
  • пришивание пуговиц,
  • плетение из бисера и бусин,
  • рисование миниатюр,
  • выжигание - в общем, всё, что развивает мелкую моторику и заставляет работать оба полушария мозга.

Как помочь ребенку справиться с невнимательностью?

Как мы уже выяснили, далеко не все школьники допускают ошибки в тетрадках из-за дисграфии, большая часть из них получает плохие оценки по письму из-за банальной невнимательности. Ругать детей за это не стоит, а вот исправлять ситуацию необходимо.

В этом случае на помощь приходят игры и упражнения на развитие у ребенка внимания.

Вот некоторые из них:

«Корректор»

Предложите малышу побыть в роли корректора. На первых порах давайте ребенку задание найти в тексте определенную букву и отметить ее. Для более старших учеников можно подготовить текст с ошибками и попросить исправить их, попутно проговаривая правила русского языка, согласно которым должна быть написана та или иная буква.

Так в памяти ребенка зафиксируется и само правило, и верное написание слова. Хороший эффект дает такая корректировка текстов, написанных ранее самим школьником.

Игры на изменение состава предметов и логику

Игры типа «Что изменилось?»: ребенок в течение некоторого времени смотрит на последовательность предметов (рисунков, игрушек и т. д.), затем отворачивается, а родитель убирает один предмет либо переставляет предметы местами. Малышу-игроку предстоит определить, что же изменилось.

Всевозможные настольные игры на логику: ходилки, шахматы, шашки и нарды, даже «морской бой» - все они дадут положительный результат. Хороши также пазлы и конструкторы.

Кроме этого, внимание и навык письма можно развивать у ребенка и другими способами. Важнейший из них - чтение. Читайте вместе, по слогам и бегло, регулярно, с интересом. На прогулках замечайте вывески и объявления, ценники, определяйте, есть ли ошибки на них.

Помимо чтения и упражнений, безусловно, важно организовать школьнику правильный рацион и режим дня, игры на свежем воздухе, занятия танцами или спортом. Все это будет держать мозг в тонусе, при этом излишне не напрягая его, а это значит, что научить ребенка писать без ошибок получится быстрее.