27.09.2019

Профессиональная компетентность учителя. Профессиональные компетенции педагогов


И управления персоналом является компетентность, квалифицированность работников. Профессиональные компетенции - это круг профессиональных вопросов, в которых хорошо ориентируется индивид. В настоящее время наиболее востребованными в обществе считаются работники с глубокими профессиональными и личностными качествами. Ситуации в современном мире предъявляют требования не к конкретным знаниям, а к квалификации, грамотности людей.

В повседневном обиходе, наряду с термином «компетенция», используются понятия «квалификация», «профессиональные компетенции». Проведя анализ содержания данных определений, можно сделать вывод о том, что они отличаются по объему, составу, структуре. Наиболее приемлемым считается такое трактование содержания слова « компетенция»:

Система знаний в действии;

Умение на практике реализовать свой потенциал для деятельности в профессиональной сфере и сознавать ответственность за его результат, необходимость совершенствоваться в работе.

Рассматривая профессиональные компетенции педагога, выделяют следующие компоненты:

Мотивационно-волевой, включающий в себя ценности, желание работать с детьми, мотивацию к познанию новых форм и методов работы;

Функциональный, характеризующийся наличием знаний и умений, владением педагогическими технологиями;

Коммуникативный - умение общаться, взаимодействовать, четко и ясно доносить мысль до обучающихся или воспитанников, владение навыками делового общения;

Рефлексивный - умение анализировать результаты свой работы для определения потенциала профессионального и личностного роста, различного рода достижений.

Формирование профессиональных компетенций - это основа личности, которые носят интегративный характер, рассматриваются в совокупности; их предпосылки формируются уже на стадии профессионального обучения в высшем либо средне-специальном учебном заведении. Прохождение курсовой переподготовки на курсах следует рассматривать как процесс развития и углубления компетентности.

Профессиональная компетенция - это одна из важнейших составляющих личности специалиста. В настоящее время подготовке квалифицированных работников в системе образования уделяется большое внимание.

В последние годы в увеличился приток людей, не имеющих специального образования. Невысокая заработная плата, большая ответственность за здоровье детей, увеличение круга обязанностей не способствует пополнению штата работниками с высоким Внедрение новых ФГС в образовании требует присутствия как в школах, так и в дошкольных образовательных учреждениях людей, имеющих высокие профессиональные компетенции, для формирования которых существует развитая сеть послевузовской специальной подготовки.

Компетентность современного учителя

Главной сегодняшней задачей образования взрослых является производство компетентных людей – людей, которые были бы способны применять свои знания в изменяющихся условиях, и... чья основная компетенция заключалась бы в умении включаться в постоянное самообучение на протяжении всей своей жизни.

М. Ноулз

Ход семинара

1. Информационный блок.

Вхождение в компетентностное образование предполагает выполнение ряда последовательных действий со стороны всех субъектов образовательного процесса и прежде всего педагогов. Какими методиками и технологиями необходимо владеть современному учителю, чтобы развивать у учащихся способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений,уметь извлекать пользу из опыта, критически относиться к явлениям природы и общества, т. е. реализовывать ключевые компетенции? Какими профессионально-педагогическими компетенциями необходимо владеть самому учителю для того, чтобы обеспечивать собственное профессиональное продвижение и развитие? При каких условиях компетенции перейдут на уровень профессиональной компетентности? Проблема определения профессиональной компетентности и ее соотношения с понятием компетенции с недавних пор стала предметом обсуждений в научной педагогической среде и среди педагогов-практиков. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе.

В наиболее общем понимании «компетентность» означает соответствие предъявляемым требованиям, установленным критериям и стандартам в соответствующих областях деятельности и при решении определенного типа задач, обладание необходимыми активными знаниями, способность уверенно добиваться результатов и владеть ситуацией. Понятие «компетенция» впервые стало употребляться в США в 60-е годы в контексте деятельностного образования, целью которого было готовить специалистов, способных успешно конкурировать на рынке труда. Компетентность, таким образом, может рассматриваться как личностная категория; компетенции же – как «анатомия» компетентности. Компетентностного специалиста (и учителя в том числе) с позиций современного подхода к организации трудовой деятельности должно отличать критическое мышление, т. е. способность среди множества решений выбрать оптимальное, умение работать с информацией, блоком прогностических и аналитических умений для успешного решения профессиональных задач «здесь и сейчас».

Давайте рассмотрим несколько определений понятия профессиональной компетентности учителя (на демонстрационной доске вывешены несколько определений, ведущий зачитывает их, не давая никаких оценочных суждений):

1) Компетентность – это знания, умения, навыки, а также способы и приемы их реализации в деятельности, общении, развитии (саморазвитии) личности. (Митина Л. М.)

2) Компетентным считается такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение, реализуется личность учителя, достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности школьников. При этом компетентность учителя определяется также соотношением его профессиональных знаний и умений, с одной стороны,и профессиональных позиций, психологических качеств – с другой стороны. (Маркова А. К.)

3) Компетентность – это способность работника качественно и безошибочно выполнять свои функции как в обычных, так и в экстремальных условиях, успешно осваивать новое и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям. (Веснин В. Р.)

4) Компетентность – это сложное образование, включающее комплекс знаний, умений, свойств и качеств личности, которые обеспечивают вариативность, оптимальность и эффективность построения учебно-воспитательного процесса. (Адольф В. А.)

5) Компетентность – это совокупность профессионально-педагогических компетенций. (Соловова Е. Н.)

2. Практический блок.

В о п р о с: Какое из представленных определений наиболее полно, по-вашему, отражает суть понятия с практической точки зрения? Обоснуйте ваш выбор.

Представители групп выступают по теме обсуждения. Ведущий организует обсуждение и делает на его основе выводы.

Представим понятие «компетентность» через обозначенные в таблице позиции

Представление понятия

Проявление понятия

Уровень проявления понятия

Компетентность

Объем понятия (ключевое слово)

Представление понятия

Проявление понятия

Уровень проявления понятия

Компетентность

Способность

Знания, умения, навыки, способы и приемы деятельности

В деятельности

Уровни компетентности

Выделяют следующие профессионально-педагогические компетенции:

Социально-психологическая компетенция, связанная с готовностью решать профессиональные задачи, в том числе в режиме развития.

Профессионально-коммуникативная компетенция, определяющая степень успешности педагогического общения и взаимодействия с субъектами образовательного процесса.

Общепедагогическая профессиональная компетенция, включающая в себя психологическую и педагогическую готовность к развертыванию индивидуальной деятельности. Например: знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности; знания основ педагогики.

Предметная компетенция в сфере предметной специальности: знания в области преподаваемого предмета, методики его преподавания.

Управленческая компетенция, т. е. владение умениями проводить педагогический анализ, ставить цели, планировать и организовывать деятельность.

Рефлексивная компетенция, т. е. умение видеть процесс и результат собственной педагогической деятельности.

Информационно-коммуникативная компетенция, связанная с умением работать в сфере ИК-технологий.

Компетенция в сфере инновационной деятельности, характеризующая учителя как экспериментатора.

Креативная компетенция, т. е. умения учителя выводить деятельность на творческий, исследовательский уровень.

3. Аналитический этап.

(Каждому учителю выдается бланк «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя» как опорный документ и «Рабочая карта для проведения процедуры самооценки». Время для заполнения «Рабочей карты» – 10–15 минут).

Критерии оценки профессиональных компетенций учителя

Характеристики, определяющие успешность учителя

8–10 баллов –

оптимальный

6–7 баллов –

достаточный уровень

5 баллов и ниже – критический

Предметная компетенция: знания в области преподаваемого предмета, методология преподаваемого предмета

Учитель отлично знает содержание предмета, хорошо ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, что находит

Учитель хорошо знает содержание предмета, ориентируется в нормативных документах и современных публикациях по методологии преподаваемого предмета, но использует

Учитель знает содержание предмета, но практически не следит за достижениями в области разработок новых подходов в его преподавании, не пользуется периодикой. В учебном процессе

отражение в оборудовании кабинета и в содержании урочной и внеурочной деятельности учащихся

материалы публикаций нерегулярно – для подготовки выступлений, отчетов. В содержание учебного процесса продуктивный опыт и инновационные приемы вводит эпизодически

практически не проявляются результаты последних исследований базовых наук: педагогики, психологии, методики

Общепедагогическая компетенция:

теоретические знания в области индивидуальных особенностей психологии и психофизиологии познавательных процессов личности

Учитель знает теорию познавательной деятельности. При обсуждении коррекционных воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса активно использует эти понятия

Учитель не имеет целостного представления обо всех ресурсах и условиях учебного успеха ученика

Учитель имеет затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика.

Практически не может самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика

Профессионально-коммуникативная компетенция: практическое владение приемами эффективного общения

Учитель умеет дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строит общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников

Учитель строит общение по принципу директивно-понимающего, однако не всегда может дифференцировать подходы в процессе общения с отдельным учеником

Учитель не уделяет должного внимания стилю и способам общения

Управленческая компетенция: владение управленческими технологиями – педагогический анализ ресурсов, умение проектировать цели, планировать, организовывать, корректировать и анализировать результаты

Учитель владеет технологиями са-моанализа. Умеет выделить и анализировать цели и результат учебного процесса и его условия. Умеет спроектировать, реализовать и проанализировать результативность

Учитель испытывает затруднения при целеполагании, но может анализировать свою деятельность по предложенному алгоритму, корректируя цели и условия учебного процесса

Учитель практически не использует принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строится на эмоциях и ощущениях. В основном ставит и реализует предметные цели в обучении

программы развития ученика средствами своего предмета

Компетенция в сфере инновационной деятельности: умение спланировать, организовать, провести и проанализировать педагогический эксперимент

Учитель владеет навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умеет проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы

Учитель может провести эксперимент, но для его планирования и анализа нуждается в научном руководстве

Учитель не может или затрудняется спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

Рефлексивная компетенция: умение обобщить свою работу

Учитель может самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

Учитель способен самостоятельно описать свой опыт, но для систематизации, структурирования, обобщения и выводов требует помощи

Учитель практически не может описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться его опытом

Информационно-коммуникативная компетенция

Учитель владеет основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса

Учитель находится на начальном этапе становления информационно-коммуникативной грамотности. Имеет начальные навыки и умения

Учитель практически не знает содержание ИК-технологий и не использует их в учебном процессе

Рабочая карта для проведения процедуры самооценки

И н с т р у к ц и я. Используя в качестве опорного документа «Критерии оценки профессиональных компетенций учителя», обведите балл, соответствующий вашей самооценке.

Показатель самооценки

Показатель самооценки

1. Я отлично знаю содержание предмета, хорошо ориентируюсь в нормативных документах и современных публикациям по методологии преподаваемого мною предмета

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

2. Я понимаю вклад каждого параметра познавательной деятельности в учебный успех ученика, знаю теорию познавательной деятельности. При обсуждении педагогических воздействий, анализе уроков, результативности образовательного процесса, активно использую эти понятия

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я имею затруднения в системном подходе к оценке учебных ресурсов ученика. Практически не могу самостоятельно проанализировать познавательную сферу ученика

3. Я умею дифференцировать виды и способы воздействия при общении, строить общение, предупреждая конфликты. На уроках практически не возникают проблемы поведения учеников

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не уделяю должного внимания стилю и способам общения

4. Я владею технологиями самоанализа. Умею выделить и проанализировать цели и результат учебного процесса и его условия.

Умею спроектировать, реализовать и проанализировать результативность программы развития ученика средствами своего предмета

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не использую принцип планирования от конечной цели. Самоанализ чаще всего строю на эмоциях и ощущениях. В основном ставлю и реализую предметные цели в обучении

Окончание табл.

5. Я владею навыками педагогического экспериментирования с минимальной помощью научного руководителя. Умею проанализировать результаты ОЭР, сформулировать практические рекомендации и теоретические выводы

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я не могу или затрудняюсь спланировать внедрение инноваций, спрогнозировать результат такого внедрения

6. Я могу самостоятельно подготовить описание опыта, провести мастер-класс, оформить статью, доклад

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не могу описать свою работу так, чтобы коллеги могли воспользоваться моим опытом

7. Я владею основами ИК-технологий для обслуживания потребностей учебного процесса

10 9 8 7 6 5 4 3 2 1

Я практически не знаю содержание ИК-технологий и не использую их в учебном процессе

Ведущий . Определим проблемные зоны профессиональных компетенций. Рассмотрите свою рабочую карту и определите западающие позиции, отмеченные вами баллами 5 и ниже. С другой стороны, определите позиции оптимального и достаточного уровней. Сделайте индивидуальные выводы об уровне сформированности профессиональных компетенций. Для оценивания общей ситуации выполните следующее задание: отметьте в таблице на демонстрационной доске свои проблемные зоны (прикрепите в соответствующую колонку листок красного цвета с указанием своей фамилии) и позиции с оптимальным и достаточным уровнем сформированности той или иной компетенции (прикрепите в соответствующую колонку листок зеленого цвета с указанием своей фамилии). Теперь мы видим общую картину уровня сформированности профессиональных компетенций данного профессионального сообщества:

Предметная компетенция

Общепеда-
гогическая компетенция

Коммуникативная компетенция

Управленческая компетенция

Компетенция в сфере инновационной деятельности

Рефлексивная компетенция

Креативная компетенция

5. Заключительный этап: подведение итогов работы.

Компетентность – это наблюдаемые проявления успешной продуктивной деятельности. Компетентность в контексте педагогической деятельности – это комплексный личностный ресурс, обеспечивающий возможность эффективного взаимодействия в образовательном пространстве и зависящий от необходимые для этого профессиональных компетенций.

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Компетентностный подход.

То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

· Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки

  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

Магдагачинская средняя общеобразовательная школа №2

Профессиональная компетентность учителя как условие реализации требований ФГОС.

Подготовила: Кузнецова Надежда Павловна

Учитель начальных классов

2011 год.

Введение

Существует такая легенда.

«Много тысяч лет тому назад увидел Бог, что множатся пороки людей и решил помочь им. Созвал он высоких Духов и сказал: «Люди потеряли свой путь. Как быть?» Один из Духов предложил навеять на людей сон пророческий, другой - послать манну небесную, третий - воду от Бога. И только четвертый Высокий Дух изрек: «Вложи в каждого человека жажду к познанию и дай им учителя».

Изменения, происходящие в стране, в обществе, реализация приоритетного национального проекта «Образование», предъявляют новые требования к современному учителю. Какой он, современный учитель? Пожалуй, сложно однозначно ответить на этот вопрос. Это человек, способный создавать условия для развития творческих способностей, развивать у учеников стремление к творческому восприятию знаний, учить их самостоятельно мыслить, самостоятельно формулировать вопросы для себя в процессе изучения материала, полнее реализовывать их потребности, повышать мотивацию к изучению предметов поощрять их индивидуальные склонности и дарования. Современный учитель находится в постоянном творческом поиске, а также в поиске ответа на актуальный проблемный вопрос «чему учить школьников?». Современный учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, умеет не только учить детей, но и сам способен учиться у своих учеников. Современный педагог должен выявлять самые лучшие качества, заложенные в душе каждого ребенка, поощрять детей, чтобы они получали радость от приобретенных знаний, чтобы, закончив школу, они четко осознавали свое место в обществе и могли работать на его благо, и были готовы к участию в решении текущих и перспективных задач нашего общества. Современный учитель – это профессионал. Профессионализм педагога определяется его профессиональной пригодностью; профессиональным самоопределением; саморазвитием, т. е. целенаправленным формированием в себе тех качеств, которые необходимы для выполнения профессиональной деятельности. Отличительными чертами современного педагога, педагога - мастера являются постоянное самосовершенствование, самокритичность, эрудиция и высокая культура труда. Профессиональный рост учителя невозможен без самообразовательной потребности. Для современного учителя очень важно никогда не останавливаться на достигнутом, а обязательно идти вперед, ведь труд учителя – это великолепный источник для безграничного творчества. «Не ограничивайте себя. Многие люди ограничивают себя только тем, что, как они считают, они умеют делать. Вы можете достичь намного больше. Нужно только верить в то, что вы делаете» (Мэри Кей Эш). Для современного учителя его профессия - это возможность самореализации, источник удовлетворения и признания. Современный учитель – человек, способный улыбаться и интересоваться всем тем, что его окружает, ведь школа жива, пока учитель в ней интересен ребенку.

Что главное в работе учителя? Знания, умения, навыки? Познавательная деятельность детей? Человеческое общение? Совершенствование себя как личности?...

Жизнь в настоящем мире чрезмерно изменчива. Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессионального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1 . Понятие компетентности .

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации неопределенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2.Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

  • Ценности, принципы и цели.
  • Профессиональные качества.
  • Ключевые компетенции.
  • Педагогические методы, способы и технологии.
  • Профессиональные позиции.

Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

  • свобода учащегося быть самим собой;
  • каждый человек обладает своим «совершенством»;
  • помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;
  • индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его способностям, интересам и возможностям;
  • человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;
  • чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;
  • приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в максимальной степени может способствовать его развитию.

Профессиональные качества:

Профессиональные компетенции учителя

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

3.Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

  • Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.
  • Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
  • Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат.

На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как :

  • Любознательный, интересующийся, -активно познающий мир
  • Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности
  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру аждого народа
  • Любящий свою Родину
  • Доброжелательный, умеющий слушатьи слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение
  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки
  • Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

  • Коммуникативная компетентность
  • Информационная компетентность
  • Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

4.Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды»

  • Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.
  • Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, деятельность (самостоятельное осуществление разных видов работы, в
    процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений - поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).
  • Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).
  • Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).
  • Участие детей в различных формах дискуссии.
  • Формирование понятий и организация на их основе своих действий.
  • Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды

  • Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.
  • Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.
  • Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.
  • Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.
  • Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.
  • Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.
  • Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.
  • Позволять строить картину мира на основе своего понимания и культурных образцов.
  • Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.
  • Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.
  • Учить задавать вопросы и высказывать предложения.
  • Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.
  • Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.
  • Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.
  • Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.
  • Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.
  • Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат,при выполнении своей части работы.
  • Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.
  • Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный результат.
  • Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.
  • Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.
  • Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.
  • Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.
  • Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.
  • Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но является
    первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

6.Основные компетенции современного учителя.

Основные компетенции современного учителя

  • Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».
  • Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).
  • Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;
  • Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.
  • Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.
  • Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.
  • Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.
  • Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.
  • Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.
  • Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.
  • Уметь организовать понятийную работу учащихся.
  • Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.
  • Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Компетентный человек Сформированная личность, способная брать на себя ответственность в различных ситуациях. Компетентность предполагает умения: искать (опрашивать окружение, консультироваться, получать информацию) думать (уметь отстаивать свою позицию, вырабатывать собственное мнение,) сотрудничать (работать в группе, договариваться, улаживать конфликты) адаптироваться (стойко противостоять трудностям, находить новые решения)

Компетентностная модель современного учителя ценности, принципы, цели. . профессиональные качества Ключевые компетенции педагогические методы, способы, и технологии профессиональные позиции

Технологическая компетентность Блок знаний Педагогическая техника Опыт Профессиональная компетентность

Компететностный подход Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития

Разнообразные формы организации Личностное развитие Оценивание для планирования совершенствования, самооценки Деятельность на основе собственной мотивации и ответственности за результат Компетентностный подход

Образ выпускника начальной школы Любознательный, интересующийся, активно познающий мир Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа Любящий свою Родину Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

В мире компетенций Компетенция-готовность человека действовать в ситуации неопределенности Ключевые компетенции-универсальные, применимые в различных жизненных ситуациях: 1. информационная компетентность; 2. коммуникативная компетентность; 3.проблемная компетентность.

Педагог должен остерегаться: По привычке считать себя главным и единственным источником знаний для своих учеников; представлений о том, что существуют раз и навсегда заданные способы «правильного» и «неправильного» решения проблем; Передавать свой опыт и воспитывать исходя из того, как был воспитан он сам. Мелочных правил и инструкций.

способности знания и умения компетентность

Парадокс компетентности: Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах, не похожих на те, где это знание приобреталось.

Основные компетенции учителя Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры». Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций). Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции; Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов. Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев. Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность. Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею. Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею. Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их. Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий. Уметь организовать понятийную работу учащихся. Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике. Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

РАНЬШЕ МЫ ГОВОРИЛИ: широкий перенос навыков обобщенность умений системность знаний функциональная грамотность

ТЕПЕРЬ МЫ ГОВОРИМ: общеучебные умения надпредметные знания учебная самостоятельность умение учить себя

ЧТО ДЕЛАТЬ? стандартный набор ответов: Больше платить учителям. Выделять больше учебного времени на чтение. Уменьшить наполняемость классов. Обеспечить школы библиотеками, компьютерными классами и пр. Лучше готовить учителей. ………………………………… ..

Ключевые слова: поиск инициатива практическое действие эксперимент совместная работа недоопределенность противоречия разные точки зрения

Цель современного учителя: выучить детей, которые будут компетентными, которые могут поставить задачу, самостоятельно принять необходимые меры для её решения и добиться их выполнения. Всему этому должны их научить мы с вами, а это возможно лишь тогда, когда мы сами будем компетентны в своей профессиональной деятельности.


Профессиональная (педагогическая) компетентность учителя

Для обобщенной характеристики труда учителя используются такие термины «профессионализм», «мастерство», «квалификация», «профессиональные способности». В последнее десятилетие в связи с развитием рыночной экономики усложнились задачи, которые стоят перед учителем. Как отмечается в «Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года», задача учителя состоит в том, чтобы подготовить современно образованных, нравственно предприимчивых людей, умеющих самостоятельно принимать ответственные решения и готовых реализовать себя в условиях рыночной экономики. Поэтому для характеристики профессиональных и личностных качеств учителя используется понятие «профессиональная (педагогическая) компетентность» учителя.

Современный педагог, способный обеспечить гибкое индивидуально-ориентированное обучение и воспитание, формирование компетенций, необходимых для инновационного развития страны, способный развивать креативные способности учащихся и научить главному умению - «умению учиться самостоятельно», сам должен владеть принципиально иными по сравнению с традиционными средствами организации учебно-воспитательного процесса. Особое внимание уделяется профессиональной педагогической компетентности.

Под профессиональной педагогической компетентностью понимается совокупность ключевых, базовых и специальных компетенций. Ключевые компетенции проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, в том числе на иностранном языке, социально-правовых основ поведения личности в гражданском обществе. Для профессиональной педагогической деятельности базовыми будут компетенции, необходимые для построения профессиональной деятельности в контексте требований к системе образования на определенном этапе развития общества. Специальные компетенции можно рассматривать как реализацию ключевых и базовых компетенций в области учебного предмета, конкретной области профессиональной деятельности.

Ключевые компетенции включают компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения; компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы; компетенции, относящиеся к деятельности человека. Ключевые компетенции присущи специалисту независимо от вида профессиональной деятельности, поэтому они рассматриваются как постоянные характеристики.

Базовые компетенции свойственны специалистам, работающим в профессионально-педагогической сфере деятельности, и включают педагогическую, психологическую, коммуникативную, исследовательскую, рефлективную, творческую и организационно-проектировочную компетенци. .

Специальные компетенции отражают особенности предмета, например «Английский язык”, и представлены методической, речевой, прикладной, игровой, актерской, адаптивной и музыкальной компетенциями.

Каждая компетенция наполняется соответствующими профессиональными знаниями и умениями, которые должны целенаправленно формироваться в условиях, максимально приближенных к реальной профессиональной деятельности учителя.

Составляющие профессиональной компетентности учителя.

Первой составляющей ПК учителя является владение учителем необходимыми знаниями, умениями и навыками. Под необходимыми знаниями обычно понимаются общепрофессиональные знания учителя по предмету , знание методики преподавания, основ психологии, педагогики и дидактики, способствующих обучению и воспитанию учащихся. Чем выше уровень знаний учителя, тем выше его компетентность. Размышляя о том, какой должна быть научная подготовка учителя, ученые выходят на необходимость глубокой и многосторонней подготовки учителя. Приведем ряд высказываний. По мнению П.Ф. Каптерева, учителю необходимо знание преподаваемого предмета, научная подготовка по данной специальности, по родственным предметам, в широком образовании, потом - в знакомстве с методологией предмета, общими дидактическими принципами и, наконец, в знании свойств детской натуры, с которой учителю приходится иметь дело. П.И. Пидкасистый и М.А. Портнов отмечают, что для учителя важно знание методики преподавания предмета, которое позволяет включить учащихся в работу на всех этапах урока, использовать нестандартные формы проведения уроков, повысить эффективность учебного процесса. По мнению Н.А. Сорокина, учитель должен быть всесторонне подготовлен, эрудирован, начитан. Ю.Н. Кулюткин отмечает, что учитель заинтересован в том, чтобы получать профессионально-педагогическую информацию широкого профиля: по педагогике, психологии, методике, передовому опыту, для подтверждения своего индивидуального стиля профессиональной деятельности. Автор подчеркивает, что учитель не может считать себя окончательно сформировавшимся в профессиональном плане, на каком бы этапе жизненного и профессионального пути он не находился; для него важно непрерывное образование, смысл которого определяется потребностью в развитии.

Л.С. Выготский отмечает, что первое требование, предъявляемое к учителю, заключается в том, чтобы он был научно образованным профессионалом и истинным учителем раньше, чем математиком, словесником и т. д. От учителя требуется повышенное знание предмета и техники своего дела. Для учителя очень важно иметь широкий кругозор, который предполагает не только большое количество, но и глубину знаний во всех областях жизни. Глубокое понимание отдельных фактов и процессов, их особенностей и закономерностей помогают самостоятельному овладению новыми знаниями.Кроме общенаучных и педагогических знаний компетентность учителя предполагает глубокое знание психологии в целом и возрастной психологии в особенности. Так, В.М. Лизинский подчеркивает, что сегодня знать психологические особенности, свои собственные и своих учеников, уметь применять психологические методы и приемы в общении становится просто необходимым. Не зная психологических тонкостей этой деятельности, просто невозможно работать с детьми разного возраста, а особенно с социально и педагогически запущенными, одаренными или имеющими особенности развития. И.С. Якиманская пишет, что знание учителем закономерностей мыслительной деятельности учащихся и различий в характере их умственной активности, зависящих от индивидуальных особенностей, дает ему возможность использовать проблемное обучение.

Используя профессиональные знания, учитель вырабатывает свой, только ему присущий стиль работы, который он совершенствует на протяжении всей педагогической деятельности и достигает наивысшего уровня профессиональной компетентности. В свою очередь, высокий уровень компетентности учителя предполагает постоянное «приобретение, преобразование и использование знаний», а значит постоянное самосовершенствование. Полезность знаний учитель оценивает по трем основным критериям: полезность для решения важных для него практических задач; возможность использования знаний на практике; эффективность новых методов работы в сравнении с применяемыми ранее. Чем шире и глубже педагогические и психологические знания учителя, тем выше уровень его профессиональной компетентности. Учитель, владеющий всесторонними профессиональными знаниями, совершенствуется постоянно, делая для себя «открытия» в области педагогики, методики, психологии и успешно применяя их в своей деятельности. Обширные знания в различных сферах жизни и своей работе, знание всех ее тонкостей помогает избежать всевозможных промахов и ошибок, как в преподавании предмета, так и в обучении школьников.

Понятие ПК учителя включает владение педагогическими умениями и навыками. Умение - это возможность эффективно выполнять действие в соответствии с целями и условиями, в которых приходится действовать. Умение предполагает использование ранее полученных знаний; без знаний нет умений. Навык - это действие, характеризующееся высокой мерой освоения; на этой ступени действие становится автоматизированным: сознательный контроль настолько свернут, что возникает иллюзия его полного отсутствия и кажется, что действие выполняется «само собой». Навык отличается от умения более высокой степенью освоения действия. В.И. Загвязинский отмечает, что педагогические умения - это умения решать педагогические задачи. Педагогические умения - это педагогические действия (воздействия учителя), выполненные на достаточно высоком уровне, способность учителя использовать имеющиеся у него знания в педагогической деятельности, в организации взаимодействия. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя. По мнению В.И. Загвязинского, к умениям, необходимым для решения педагогических задач, следует, прежде всего, отнести педагогическую технику. Автор учебника «Педагогическая психология» Зимняя И.А. под педагогическими умениями имеет в виду совокупность самых различных действий учителя, которые, прежде всего, соотносятся с функциями педагогической деятельности и выявляют индивидуально-психологические особенности учителя.

Ученые-педагоги выделяют большой комплекс умений, которыми должен владеть учитель . В. Оконь, М.Н. Скаткин и В.В. Краевский выделяют такие умения учителя как создание условий для усвоения учащимися учебного материала путем активизации мышления учащихся; формулировка конкретной дидактической задачи; отбор содержания учебного материала; выбор методов обучения и их реализации. В.П. Симонов к важнейшим умениям учителя относит умения привлекать внимание учащихся и заинтересовывать их изучаемым материалом; учитывать возрастные и психологические особенности учащихся и уровень их развития ; строить свои взаимоотношения с учащимися на гуманной основе; не теряться при самых трудных и неожиданных вопросах учащихся; сочетать теорию и практику в преподавании учебного предмета; грамотно использовать в своей работе передовой педагогический опыт; в совершенстве владеть речью, словом; критически мыслить; разнообразить свои занятия, избегать шаблонности в их организации. П.И. Пидкасистый и М.А. Портнов отмечают важность умения учителя так организовать учебный процесс, чтобы при всех, даже самых неблагоприятных условиях добиться нужного уровня воспитанности, развития и знаний учащихся.

Ю.А. Конаржевский важным умением учителя считает умение анализировать свой собственный урок , конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогического воздействия на ученика, результаты своего труда. От этого умения во многом зависит умение учителя правильно спланировать, организовать, проконтролировать свою деятельность в целом, подчеркивает автор. В ходе самоанализа урока учитель овладевает рефлексивными умениями. Являясь формой теоретической деятельности человека, направленной на осмысление своих действий, - рефлексия помогает учителю оценить самобытность и индивидуальность каждого ученика, помочь ему познать себя, реализовать свои потенциальные возможности. «Учитель рефлексирующий - это учитель растущий», - подчёркивает Д.Г. Леви-тес. Развитие педагогической рефлексии способствует овладению учителем критическим мышлением, стремлению к самосовершенствованию, выработке критериев оценки себя и своей деятельности, духовно-творческой реализации. Умение заглянуть в себя и сказать самому себе: «Я что-то делаю не так. Что следует изменить в первую очередь?» помогают обратить внимание на себя и свою деятельность на уроке, сформировать адекватную самооценку, избегать конфликтных ситуаций. Часть ученых конкретизируют отдельные умения учителя. Так М.И. Махмутов выделяет умение дифференцированно использовать систему интересных вопросов различной трудности , наметить систему основных вопросов, в достаточной мере направляющих мысль на раскрытие содержания изучаемого материала, использовать проблемное обучение; И.С. Якиманская - определять ведущий вид психической деятельности учащихся при усвоении нового материала; В.П. Беспалько- полно использовать время урока для самостоятельной деятельности учащихся под руководством учителя, подбирать необходимую технологию обучения, исходя из целей обучения и особенностей изучаемого предмета; Е.С. Рабунский -сочетать фронтальные, групповые и индивидуальные формы работы на уроке; Т.И. Шамова- осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению и др. подчеркивают и другие ученые-педагоги и психологи.

Важными умениями учителя, по мнению З.А. Абасова, являются прогностические умения, которые заключаются в способности учителя предвидеть последствия принимаемых решений в ходе учебного процесса.