11.10.2019

Смотреть что такое "Идеология" в других словарях. Понятие идеологии. Основные определения



Неолиберализм, с одной стороны, закрепил выдающееся положение этой идеологии в мире. Либерализм как система политических целей уже воплощен в западных странах. На либеральной основе развились многообразные теории политического участия, демократического элитизма и т.д. И видимо, эти грандиозные исторические изменения, вызванные влиянием либерально-демократических ценностей, позволили ряду зарубежных теоретиков (в частности, Ф. Фукуяме) предположить, что мировое сообщество уверенно движется к «концу истории», т.е. к универсализации государств, воплощающих принципы свободы и равенства граждан и потому способных решить все фундаментальные проблемы человеческого сообщества.

Однако, с другой стороны, в неолиберализме сохранились мно¬гие основополагающие идеи, которые со временем продемонстриро¬вали серьезную ограниченность данной идеологии в изменяющихся условиях. К числу таких положений следует отнести: ориентацию по преимуществу на публичные виды человеческой жизнедеятельности (политическую активность, предприимчивость, свободу от предрассудков и т.п.), традиционное отношение к морали как к частному делу человека и негативное отношение к вере (что сужает отношения индивида и общества, провоцирует нарастание одиночества человека), враждебное отношение к интересам различных общностей (народу, нации, государству, партии и др.) как к «фикциям», определенную изоляцию от природы и других людей, эгоизм потребностей, автономию воли и разума и др. Такого рода идеи и положения не смогли дать ответы на вызовы времени, не позволили точно спрогнозировать ведущие тенденции развития позднеиндустриальных обществ. Более приспособленными для выработки таких ответов на вызовы современности оказались ценности консерватизма.

Консерватизм и неоконсерватизм.

Консерватизм (термин впервые упо­требил Ф. Шатобриан в конце XVIII в.) представляет собой двоя­кое духовное явление. С одной стороны, это психологическая уста­новка, стиль мышления, связанный с доминированием инерции и привычки, определенный жизненный темперамент, система охрани­тельного сознания, предпочитающая прежнюю систему правления (независимо от ее целей и содержания). С другой стороны, консерва­тизм – это и соответствующая модель поведения в политике и жизни вообще, и особая идеологическая позиция со своим философским ос­нованием, содержащим известные ориентиры и принципы полити­ческого участия, отношения к государству, социальному порядку и ассоциирующаяся с определенными политическими действиями, партиями, союзами. Как идеология, консерватизм эволюционировал от защиты крупных феодально-аристократических слоев до защиты класса предпринимателей и ряда основополагающих принципов ли­берализма (частной собственности, невмешательства государства в дела общества и т.д.).

Предпосылкой возникновения этих базовых представлений стали попытки либералов радикально переустроить общество после Вели­кой Французской революции 1789 г. Потрясенные сопровождавшим этот процесс насилием, духовные отцы консерватизма – Ж. де Местор, Л. де Бональд, Э. Бёрк, а впоследствии X. Кортес, Р. Пиль, О. Бисмарк и другие пытались утвердить мысль о противоестествен­ности сознательного преобразования социальных порядков.

Консерваторы исходили из полного приоритета общества над че­ловеком: «люди проходят, как тени, но вечно общее благо» (Берк). По их мнению, свобода человека определяется его обязанностями перед обществом, возможностью приспособиться к его требованиям. Политические же проблемы они рассматривали как религиозные и моральные, а главный вопрос преобразований видели в духовном преображении человека, органически связанном с его способностью поддерживать ценности семьи, церкви и нравственности. Сохране­ние же прошлого в настоящем способно, как они полагали, снять все напряжение и потому должно рассматриваться в качестве мораль­ного долга перед будущими поколениями. Понятно, что такие прин­ципы, как индивидуализм, равенство, атеизм, моральный релятивизм, культ рассудка, представляли для них антиценности, разруша­ющие целостность человеческого сообщества. Таким образом, система воззрений консерваторов базировалась на приоритете преемственно­сти перед инновациями, на признании незыблемости естественным образом сложившегося порядка вещей, предустановленной свыше иерархичности человеческого сообщества, а стало быть, и привиле­гией известных слоев населения, а также соответствующих мораль­ных принципов, лежащих в основе семьи, религии и собственности.

На основе этих фундаментальных подходов сформировались и ок­репли характерные для консервативной идеологии политические ори­ентиры, в частности: отношение к конституции как к проявлению высших принципов, которые воплощают неписаное божественное право и не могут произвольно изменяться человеком; убежденность в необходимости правления закона и обязательности моральных осно­ваний в деятельности независимого суда; понимание гражданского законопослушания как формы индивидуальной свободы и т.д.

В основе политического порядка, по мнению консервативных идеологов, лежит постепенный реформизм, основывающийся на поиске компромисса. Компромисс как единственная гарантия сохране­ния относительного порядка и пусть несовершенной, но все же со­циальной гармонии предопределял баланс, адаптацию, приспособ­ление, подстраивание как нормы консервативной идеологии.

В первой половине 70-х гг. XX в. консерватизм в основном стал выступать в обличье неоконсерватизма. Его наиболее известные пред­ставители И. Кристол, И. Подгорец, Д. Белл, 3. Бжезинский и другие сформировали ряд идей, ставших ответом на экономический кризис того времени, на расширение кейнсианства, массовые молодежные протесты, отразившие определенный кризис западного общества. Дан­ная форма консерватизма удачно приспособила традиционные цен­ности к реалиям позднеиндустриального этапа развития западного общества. Многообразие стилей жизни и усиление всесторонней за­висимости человека от технической среды, ускоренный темп жизни, экологический кризис, нарастание культурного разнообразия и сни­жение авторитета традиционных для Запада ориентации - все это породило серьезный ориентационный кризис в общественном мне­нии, поставило под сомнение многие первичные ценности европей­ской цивилизации.

В этих условияхнеоконсерватизм предложил обществу духовные при­оритеты семьи и религии, социальной стабильности, базирующейся на моральной взаимоответственности гражданина и государства и их взаи­мопомощи, на уважении права и недоверии к чрезмерной демократии, крепком государственном порядке. Сохраняя внешнюю приверженность рыночному хозяйствованию, привилегированности отдельных слоев, неоконсерваторы четко ориентировались на сохранение в обще­стве и гражданине чисто человеческих качеств, универсальных нрав­ственных законов.

Основная ответственность за сохранение в этих условиях челове­ческого начала возлагалась на самого индивида, который должен был прежде всего рассчитывать на собственные силы и локальную соли­дарность семьи, ближнего окружения. Такая позиция должна была поддерживать в индивиде жизнестойкость, инициативу и одновре­менно препятствовать превращению государства в «дойную корову», в силу, развращающую своей помощью человека. В то же время госу­дарство, по мысли неоконсерваторов, должно стремиться к сохране­нию целостности общества, к обеспечению необходимых индивиду жизненных условий на основе законности и правопорядка, предос­тавляя гражданам возможность образовывать политические ассоциа­ции, к развитию институтов гражданского общества, сохранению сба­лансированных отношений природы и человека. И хотя предпочти­тельным политическим устройством такой модели взаимоотношений государства и гражданина считалась демократия, все же теоретики неоконсерватизма настаивали на усилении управления обществом, на совершенствовании механизмов урегулирования конфликтов, сни­жении уровня эгалитаризма.

Однако предла­гавшиеся консерваторами программы стабилизации и роста не смогли найти адек­ватных механизмов решения проблем, связанных с инфляцией, вовле­чением в жизнь уклоняющихся от труда слоев общества, урегулировать отношения богатых и бедных стран и т.д. Тем не менее эта доктрина представила человеку целостную картину мира, показала главные при­чины кризиса общества и способы выхода из него, согласовала мораль­ные принципы с рациональным отношением к кризисному социуму, дала людям ясную формулу взаимоотношений между социально ответ­ственным индивидом и политически стабильным государством. Нео­консерватизм служил защитой человека на новом технологическом витке развития индустриальной системы, определяя приоритеты его деятель­ности, курс государства, способный вывести общество из кризиса. На этой идейной основе стали синтезироваться многие гуманистические идеи либерализма, социализма и некоторых других учений.

2.2 Коммунистическая и социалистическая идеологии.

Социал-демократия.Фашизм.

Коммунистическая и социалистическая идеологии.

Идеи социализма известны в мире с древнейших времен, однако теорети­ческое обоснование и идеологичес­кое оформление они получили толь­ко в XIX столетии. Большое значение для их концептуализации име­ли эгалитаристские идеи Ж.Ж. Руссо и воззрения его соотечественника Ф. Бабёфа о классовой принадлежности граждан и необходимости насильственной борьбы за общественное переустройство.

Первые попытки очертить идеал этого общественного устройства предпринимались мыслителями Нового времени Т. Мором и Т. Кампанеллой, а в конце XVIII – начале XIX столетия – утопическими социалистами Сен-Симоном, Фурье и Оуэном. В середине XIX в. К. Маркс и Ф. Энгельс дали теоретическое обоснование социализма, интерпретируя его как определенную фазу исторического становле­ния более отдаленного этапа развития общества - коммунизма, пред­ставлявшего, по их мнению, подлинную цель развития человечества. Обосновывая неизбежность становления «социально справедливого общества», немецкие ученые весьма противоречиво истолковали способы достижения, этого социального идеала, сохранив возможность различного понимания места социализма в данном процессе, воз­можность применения как эволюционных, так и революционных путей его утверждения в обществе. В дальнейшем внутренняя противоречи­вость марксистского учения обусловила различные варианты его по­литико-идеологической эволюции.

Так, В. И. Ленин, развивая революционную традицию марксиз­ма, взяв в этом учении его наиболее агрессивные черты, разработал учение об этапах социалистической революции, о сломе «буржуаз­ной государственной машины», «диктатуре пролетариата», партии «нового типа», ведущей общество к «высотам коммунизма». Впослед­ствии ленинский фундаментализм послужил основой для возникно­вения сталинского режима, теоретики которого, выдвинув идею об усилении классовой борьбы по мере социалистического строитель­ства, создали идейную основу для обеспечения общественных пре­образований (обобществления производства, индустриализации на­родного хозяйства, коллективизации села и т.д.) средствами террора и геноцида гражданского населения.

Попытка реализовать эти идеи социализма в послевоенном Китае породила еще одну прикладную разновидность социализма – маоизм (по имени генерального секретаря КПК Мао Цзедуна). Отрицая свя­щенные для марксистов «общие закономерности» социалистического строительства, Мао взял за основу сталинскую идею о необходимос­ти борьбы с внешними и внутренними врагами, раскрасив ее теорией «партизанской борьбы», сделавшей маоизм весьма популярным в ряде стран Индокитая, Африки и Латинской Америки. При этом главной исторической силой движения к социализму стало крестьянство, при­званное «перевоспитывать» интеллигенцию и другие слои населения в революционном духе. Понятно, что эти пути продвижения к «свет­лому будущему» были оплачены массовыми жертвами китайского на­селения, особенно во времена «культурной революции».

Другая, эволюционистская (или в терминологии российских боль­шевиков – ревизионистская) линия марксизма связана с деятельнос­тью немецких теоретиков К. Каутского, А. Бебеля, Э. Бернштейна, кото­рые, напротив, позитивно трактовали роль государства (демократичес­кой республики) в становлении социально справедливого общества, утверждали приоритет мирных средств достижения целей, классового примирения. Такой характер интерпретации буржуазного строя больше соответствовал основным тенденциям его эволюции, пониманию со­циализма как определенной формы политики индустриального общества, применяемой на поздних стадиях его развития.

Эти основные идеи и подходы реализовались со временем не толь­ко в политическом движении социал-демократии, но и в политике ряда государств, в частности, в бывшей Югославии, стремившейся укрепить социалистический строй без присутствия иностранных войск (как это было в Восточной Европе), ориентировавшейся на мирное сосуществование с капиталистическими государствами, признание внутренних конфликтов и противоречий социалистического строи­тельства, на необходимость ведения борьбы с главным внутренним врагом – бюрократией, на установление рыночных отношений и ограничение роли коммунистической партии.

В целом историяXX в. наряду с общегуманистическим содержанием лозунгов социалистов выявила и органические пороки этой идеологии, воспрепятствовавшие в конечном счете ее воплощению в современном мире. Так, для индустриального этапа развития общества неприемле­мым оказалось негативное отношение социалистов к экономическому неравенству индивидов, к конкуренции и принципам неодинакового вознаграждения за труд, обусловленных различиями в способностях, образовании и других характеристиках индивидов. Желая исправить «не­справедливость» общества, социалисты пытались заменить их механиз­мами нетрудового распределения доходов, политическим регулирова­нием экономических процессов, признавали необходимым сознатель­ное установление государством принципов и норм социального равенства. Поэтому в идеологии социализма государство всегда возвышалось над индивидом, сознательное управление - над эволюционным ходом раз­вития общества, политика - над экономикой.

В то же времяXX век продемонстрировал не только непрекращаю­щиеся попытки практического воплощения ортодоксальных версий социализма, но и стремление многих мыслителей модернизировать теоретическую основу социалистической идеологии. Так, австро-марксисты М. Адлер и О. Бауэр пытались создать «интегративную» концеп­цию социализма, объединяющую идеи коммунизма и социал-демокра­тии; А. Шафф и Г. Петрович обосновывали доктрину «гуманистическо­го» марксизма. Кроме того, разрабатывались теории «экологического» и «христианского» социализма и т.д. Однако при всей привлекательности идеи социальной справедливости расхождение предписаний теории со­циализма с реальными тенденциями мирового развития в XX в., а са­мое главное, явная склонность к силовым средствам управления, не­разрывная связь с имиджем тоталитарных режимов Сталина, Кастро, Чаушеску значительно ослабили политическое влияние этой идеологии в современном мире.

Социал-демократия.

Наибольшее влияние на общественное сознание в XX в. (в основном в евро­пейских странах) оказала социал-демократическая идеология, явившая­ся ветвью социалистической идеологии, отколовшейся в начале века в связи с собственными оценками Первой мировой войны и большевистской революции в России. На протяжении всего своего существования она отстаивала приоритеты социального и межгосударственного мира и связывала идеалы справедливого общественного устройства с принци­пами свободы и трудовой солидарности. Представления о постепенном реформировании буржуазного общества неразрывно соотносились в ее доктрине с отказом от классовой борьбы, с принципами народовластия, социальной защищенности тружеников и поощрением рабочего Я самоуправления. Проповедуемая социал-демократией концепция «социального партнерства» (заменившая и усовершенствовавшая концепцию классовой борьбы на принципах «свободы, солидарности и cпpaведливости») в условиях стабильного политического развития стала весь­ма привлекательной программой политического движения. В доктрине социал-демократии большое место уделялось нравственно-этическим факторам общественного развития. Однако неосуществленность выдви­гавшихся ими моделей «демократического социализма», трудности, свя­занные с реализацией идеи «государства всеобщего благоденствия», смена общественного строя в большинстве стран «реального социализма» и другие факторы негативно сказались на восприятии доктрины социал-демократии в мире.

Фашизм.

Фашистская идеология, возникшая в 20-х гг. XIX в., стала одним из зна­ковых явлений XX столетия. Ее эволюция, способы влияния на поли­тические отношения в разных странах также создали неоднозначное отношение к ней в политической науке.

Сегодня в политологии сложилось двоякое понимание фашизма. Одни ученые понимают под нимконкретные разновидности по­литических идеологий, сформировавшихся в Италии, Германии и Испании в 20-30-х гг. XX столетия и служивших популистским сред­ством выхода этих стран из послевоенного кризиса. Родоначальником фашизма был лидер левого крыла итальянских социалистов в те годы Б. Муссолини. Его теория, базировавшаяся на элитарных идеях Пла­тона, Гегеля и на концепции «органистского государства» (оправды­вающей агрессивные действия властей во имя блага преданного ему населения), проповедовала крайний национализм, «безграничную волю» государства и элитарность его политических правителей, про­славляла войну и экспансию.

Характерной разновидностью фашизма был и национал-социализм Гитлера (А. Шикльгрубера). Немецкая версия фашизма отличалась боль­шей долей реакционного иррационализма («германский миф»), более высоким уровнем тоталитарной организации власти и откровенным расизмом. Использовав идеи расового превосходства А. Гобино, а так­же ряд положений философии И. Фихте, Г. Трейчке, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше, теоретики германского фашизма построили свою идео­логию на приоритете социальных и политических прав некоего мифи­ческого народа, который они называли «арии». В соответствии с при­знанием его привилегированности была провозглашена политика под­держки государств «культуро-созидающих рас» (к «настоящим ариям» были отнесены немцы, англичане и ряд северных европейских наро­дов), ограничения жизненного пространства для этносов, «поддер­живающих культуру» (к ним причисляли славян и жителей некоторых государств Востока и Латинской Америки), и беспощадного уничтожения «культуро-разрушающих» народов (негров, евреев, цыган). Здесь государству отводилась уже второстепенная роль, а главное место за­нимала раса, защита целостности которой предполагала и оправдыва­ла политику экспансионизма, дискриминации и террора.

Конкретно-исторические трактовки фашизма позволяют увидеть его политические очертания помимо названных государств также во франкистской Испании, Японии 30-40-х гг., Португалии при А. Салазаре, Аргентине при президенте Пероне (1943-1955), Греции кон­ца 60-х, в отдельные периоды правления в Южной Африке, Уганде, Бразилии, Чили. Его наиболее характерные черты зримо проявляют­ся в таких идейных разновидностях этой человеконенавистнической идеологии, как неонацизм (базирующийся на принципах расовой чи­стоты и идеале сверхчеловека); национал-либерализм (сохраняющий те же идеи расистской богоизбранности и этнического гегемонизма, но более терпимо относящийся к индивидуализму и ряду других бур­жуазных ценностей) и неофашизм (в котором отсутствуют представ­ления об этническом мессианстве, но вместе с тем отрицается и философия индивидуализма; главное значение придается здесь иде­ям «почвы», народа, патриотизма, лежащие в основе «естественного государства» с «беспощадным правительством»).

В рамках такого подхода характеристика фашизма непосредствен­но связывается с описанием разного рода националистических и осо­бенно тоталитарных режимов. Так, французский теоретик С. Пэйн описывает фашизм как «форму революционного ультранационализ­ма», а немецкий историк А. Меллер исследует его как «персоналистскую форму тоталитаризма». Другой французский ученый П. Милза предложил даже учитывать несколько этапов в развитии и эволю­ции фашизма: 1 – фашизм существует как форма кризиса экстре­мистских движений, захвативших часть мелкой буржуазии, кото­рая выступала против капитализма и крайне левых сил; 2 – фа­шизм приобретает форму союза между крупной частной собственностью и мелкой буржуазией для захвата власти; 3 – фа­шизм становится специфическим политическим режимом; 4 – ста­дия полного тоталитаризма.

Такая картина эволюции фашизма дает возможность более четко видеть угрозы, которые исходят от него особенно в переходных обществах. В них предпосылки фашизма непосредственно определяются отсутствием законов, направленных на борьбу с политическим ради­кализмом и экстремизмом (особенно в националистической форме), отсутствием целенаправленной, поддерживаемой государством про­паганды против крайних форм политического участия, благожела­тельным отношением к историческим фактам сотрудничества с пре­ступными режимами или политическими деятелями, распростране­нием мессионерских идей и концепций.

С другой точки зрения фашизм интерпретируется как идеология,не имеющая определенного идейного содержания и формирующаяся там и тогда, где и когда в идейных и практических устремлениях политичес­ких сил на первый план выступают цели подавления демократии, а жажда насилия и террора подчас заслоняет задачи захвата и использо­вания власти. Политическая линия такого движения неразрывно связа­на с утопическими идеями превосходства тех или иных расовых, этни­ческих, классовых, земляческих и иных групп общества, агрессивнос­тью политических требований, чертами национального милитаризма, апелляцией к низменным человеческим чувствам и предрассудкам. По­литическое оформление подобных идеологических учений и доктрин сопровождается отвержением демократии как системы власти, полным приоритетом национального кодекса нравственности над общечелове­ческими ценностями, безудержной демагогией в формировании обще­ственного мнения, насаждением культа вождя. В этом смысле фашизм предстает как ультрареакционная, антигуманистическая идеология, на основе которой складываются политические движения мобилизацион­ного типа, ориентированные на реализацию мифических идей и целей и прокламирующие непрерывную борьбу с врагами.

Таким образом, у всех идеологий, относящихся к такому фашизму, цели и задачи имеют антигуманистичес­кий характер, их роднит и сходство используемого в борьбе за власть политического инструментария. Поэтому от фашистского перерож­дения не застрахованы ни национальные, ни социальные, ни рели­гиозные, ни другие идеологии, утверждающие привилегированное положение «коренного населения», приверженцев «подлинной веры» и т.д. и предлагающие радикальные средства для обеспечения этим группам требуемого общественного статуса.

Понимая фашизм таким образом, общество должно крайне вни­мательно относиться к появлению на политическом рынке идей, ав­торы которых стремятся закрепить чье-либо социальное, националь­ное, политическое, идеологическое и т.п. превосходство в ущерб дру­гим гражданам и не желающие останавливаться ни перед какой социальной ценой для достижения поставленных целей. Акцептация таких черт фашизма несколько драматизирует авторитарные методы управления в демократических режимах, однако она позволяет свое­временно увидеть опасность нарастания насилия, национального ми­литаризма, вождизма и других черт этой агрессивной идеологии, чре­ватой разрушением цивилизованного облика общества.

Заключение.

В современной политике не разобраться, если не приобрести достаточного представления о политической идеологии. Составляющие ее разнообразные политические идеи и концепции в последнее десятилетие благодаря развитию коммуникаций легче и шире, чем прежде, распространяются, овладевают массами и становятся политической силой, определяя ориентиры и способы действия власти.

Роль идеологии в общественной жизни крайне важна, хотя и противоречива. Некоторые разновидности её, отвечая узкогрупповым эгоистическим расчетам, антигуманным низменным запросам, насильственным методам и средствам действия определенных социально-политических групп, способны оказывать деструктивное воздействие на общественное развитие. Это дает основание ряду исследователей дегуманизировать идеологию в целом, абсолютизируя негативные свойства и проявления отдельных ее видов.

Если у граждан государства не будут формироваться общие духовные ценности, не будет общей идеологии, которая приводит духовные приоритеты в определенную систему, никакие законодательства не смогут регулировать общественные отношения. С этой стороны она воплощает систему ценностей и аргументов, обеспечивающих единство политической системы, ее институтов и организаций. Идеология - смыслообразующая сфера общественных отношений. История духовной жизни человечества свидетельствует, что желание людей иметь идеалы и стремиться к их достижению - неистребимое свойство человека как разумного существа. Люди во все времена жили, опираясь на представления о том, что их существование имеет смысл, одновременно соединенный с ними и выходящий за их пределы. «Идеологическое» пропитывает все факторы и формы бытия: собственность и ресурсы; потребности и интересы, стимулы и мотивацию деятельности людей; доминанты, приоритеты; культуру мышления и поведения, стиль общения людей, их мировосприятие. Без идеологического нет критериев и идеалов в жизни человека и общества, не формируются призвания и настроения, ориентации и программы. Даже в сравнительно устойчивых государствах в самое спокойное и мирное время политики апеллируют к высшим ценностям. Идеологическое формирует то или иное отношение к прошлому и будущему, без чего человек теряет пространственную и временную ориентацию, не способен определить перспективу.

В сфере политики через идеологию воплощаются путем их преломления важнейшие элементы политического мировоззрения. Через идеологию формулируются конечные основания выбора действия, связанные с философией, целями и интересами той или иной власти.

Хотя идеологии иногда предстают как жесткие системы, которые механистически направляют индивидуальное мышление и поведение, в более типичных случаях они являются гибкими сетями идей, открытых интерпретациям и инновациям индивидуальных и групповых действующих лиц. Двойственная природа идеологии как причинного фактора и человеческого творения означает, что идеологии могут одновременно творить и выражать настроения и предпочтения.

Идеологии не столь долговечны, как религии, но они более лабильны. Они рождаются жизнью и сравнительно легко приспосабливаются к меняющейся социальной ситуации, отвечают конкретным потребностям людей в конкретных обществах и в конкретные периоды их развития.

Политическая (8)Реферат >> Политология

Идеология - это система взглядов и идей, которые выражают интересы определенного общества. Что касается политической идеологии, то она концентрируется конкретно на идеях и интересах, которые касаются политики. В ней выражаются интересы и цели одной из политических элит. В зависимости от идеологии различают и разные точки зрения на политическое и социально-экономическое развитие общества. В статье мы попробуем разобрать вопрос о том, по каким критериям выделяют виды политических идеологий и что они в себе скрывают.

Структура

Каждая политическая идеология должна иметь определенную структуру, которая определяется так:

  • Обязательно должна быть политическая идея.
  • В идеологии должны быть выделены ее концепции, доктрины и принципы.
  • Кроме этого, выделяют мечты и утопии, ценности идеологии и ее основные идеалы.
  • Проводится оценка всех политических процессов.
  • Каждая идеология имеет свои лозунги, под которыми выступают лидеры, освещает программу действий.

Таковой является политическая идеология и ее структура в частности. Политическое движение, которое не имеет хоть одного из вышеперечисленных пунктов, не может называться политической идеологией.

Функции политической идеологии

Прежде чем приступать к характеристике видов политической идеологии, хотелось бы акцентировать внимание читателя на функциях, которые являются общими для любого политического строя.

  1. Политическая идеология выражает, а также защищает интересы определенной социальной группы, нации или класса.
  2. Она внедряет в общественное сознание политические истории и оценку политических событий, которая сделана по собственным критериям.
  3. Проводится процесс интеграции, когда люди объединяются в зависимости от политических представлений, ориентаций и оценок общества.
  4. Принимаются общеидеологические нормы и ценности, на основании которых проводится урегулирование поведения людей и его организация.
  5. Правительство ставит перед обществом определенные задачи и объясняет ему мотивы их выполнения, тем самым мобилизируя социальные общности.

Критерии выделения видов политической идеологии

Определить политическую идеологию можно по тому, какую модель общества она предлагает, что ставится на первое место: общество или государство.

  1. Далее внимание стоит обратить на отношение идеологии к национальному вопросу.
  2. Важным аспектом является отношение к религии.
  3. Идеологии имеют свой особый характер, который не повторяется ни в одной из них.
  4. Также существует условная классификация, которая делит идеологии на левые, правые и центральные.

Таковы основные критерии выделения видов политической идеологии.

Либерализм

Эта идеология считается исторически первой. Ее основателями являются Дж. Локк и А. Смит. В основе их идей лежит процесс формирования индивида, который является ярким представителем буржуазии, которая имеет экономическую активность, однако абсолютно бесправна в политике. Но несмотря на это, представители этой группы населения всегда стремились захватить власть.

У этой идеологии есть определенные ценности, которые заключаются в сохранении прав людей на свободу, жизнь и частную собственность. Их приоритеты всегда восходили над государством и интересами общества. В это время главным экономическим принципом считался индивидуализм. Если говорить о социальной сфере, то там он воплощался в том, чтобы утвердить ценность личности человека, а также сделать равными права всех людей. В экономической же сфере шла активная пропаганда свободного рынка, на котором предусматривалась абсолютно ни чем не ограниченная конкуренция. Что касается политической сферы, то здесь звучал такой призыв - должны быть признаны права всех социальных групп и отдельных индивидов, чтобы они могли свободно управлять любыми процессами в обществе.

Консерватизм

Еще одним из политической идеологии является консерватизм. Здесь главными ценностями выступали стабильность во всем, порядок и традиционализм. Эти ценности не появились сами по себе, а были взяты из политической теории, если придерживаться ее, то можно прийти к выводу, что государство и общество - это результат естественной эволюции. Такое мнение полностью противоречит идеям либерализма, который считал, что они являются результатом договора и объединения между гражданами. Что касается политики, то здесь консерватизм выступал на стороне сильного государства, он требовал наличия четкой стратификации. Это значит, что власть должна регулироваться только в руках элиты.

Коммунизм

Далее хотелось бы выделить такой вид политической идеологии (и ее содержание), как коммунизм. Наверно, ни для кого не секрет, что коммунизм был сформирован на основе марксизма. Марксизм пришел на смену либерализму, господство которого пришлось на девятнадцатый век. Его учение заключалось в том, чтобы построить справедливое общество, где не будет эксплуатации людей другими людьми, а также марксисты стремились к тому, чтобы полностью отойти от любых видов социального отчуждения людей. Именно такое общество было решено назвать коммунистическим. В это время произошел большой промышленный переворот, который стал причиной того, что мировоззрением пролетариата стал марксизм.

Выделяются следующие базовые ценности этого периода:

  • Регулирование социальных отношений осуществлялось на основе классового подхода.
  • Правительство стремилось воспитать абсолютно новых людей, которым были бы неинтересны материальные ценности, но присутствовал огромный стимул для осуществления социального труда.
  • Любой человеческий труд был сделан только для общего блага, на смену индивидуализму пришла серьезная забота об интересах общества.
  • Главным механизмом интеграции социальной культуры выступала коммунистическая партия, которая стремилась полностью срастись с государством.

Что касается вида политической то он считается лишь переходный моментом от капитализма к коммунизму. Во время социализма активно призывали ко всему общественному: предприятиям, собственности, природным ресурсам.

Социалистическая демократия

Примером видов политической идеологии является социал-демократизм, который даже сейчас является политической сил. Внутри марксизма существовало такое течение, как "левая" идеология, и именно на ее основе зарождались идеи социального демократизма. Его главные основы были сформированы уже в конце девятнадцатого века. Основоположником этих основ был признан Э. Бернштейн. Он написал очень много работ по этому поводу, в которых категорически отвергал большинство положений, которые существовали в марксизме. Если быть точнее, то он выступал против обострения буржуазного общества, не поддерживал идею относительно того, что необходима революция, что нужно устанавливать диктатуру со стороны буржуазного общества. В это время в Западной Европе была несколько новая обстановка, и в связи с этим Бернштейн считал, что можно добиться того, чтобы признали и без насильственного давления, которое в то время оказывалось на позиции буржуазии. Многие его идеи стали составляющими доктрины социал-демократии сегодняшнего времени. На главный план выходили солидарность, свобода и справедливость. Социал-демократы разработали множество демократических принципов, на основе которых должно было строиться государство. Они утверждали, что работать и учиться должны абсолютно все желающие, что экономика должна иметь плюралистический характер и много другое.

Национализм

Довольно часто такой вид и тип политической идеологии, как национализм, воспринимается очень негативно. Но если смотреть по существу, то это мнение является ошибочным. Вообще, сейчас выделяют созидательный и разрушительный национализм. Если говорить о первом варианте, то здесь политика направлена на сплочение определенной нации, а во втором случае национализм направляется против других народов. И при этом появляется риск разрушения не только других наций, но и своей собственной. В этом случае национальность становится верховой ценностью и вокруг этого крутится вся жизнь народа.

Большинство политиков считают, что нацию объединяет ее этническое происхождение. Существует такое мнение, что если человек называет себя русским, то он говорит о своем этническом происхождении, но если же человек называет себя россиянином, то это уже явный показатель того, что он указывает свое гражданство.

Если более глубоко рассматривать идеологию национализма, то можно увидеть, что здесь сливается идея этноса с идеей страны, которая предназначена именно для этого этноса. Здесь же начинают возникать определенные движения, требования которых предусматривают совмещение границ этнических с политическими. В некоторых случаях национализм соглашается с тем, что в обществе присутствуют "ненационалы", однако в некоторых случаях он активно выступает за то, чтобы такие люди были изгнаны, более того, он может требовать полного их уничтожения. Сейчас национализм считается одним из самых опасных видов политических идеологий по шкале политического спектра.

Фашизм

К основным видам политической идеологии относится фашизм, который очень сильно отличается от либерализма, коммунизма и консерватизма. Поскольку последние на первое место ставят интересы отдельных социальных групп государства, а фашизм, в свою очередь, имеет идею расового превосходства. Он стремится к тому, чтобы интегрировать все население страны вокруг национального возрождения.

В основе фашизма заложен антисеминтизм и расизм, а также здесь опираются на идеи шовинистического национализма. Мнения исследователей относительно развития фашизма сильно расходятся, поскольку одни утверждают, что он является единым феноменом для всех стран, а другие же придерживаются мнения, что в каждом государстве формировался свой, особый тип фашизма. Главным для фашистов всегда выступало государство и его вождь.

Анархизм

Теперь хотелось бы рассмотреть признаки и виды политической идеологии анархизма. Анархизм - это совершенно противоположное фашизму политическое направление. Высшей целью анархизма считается ее стремление достигнуть равенства и свободы через упразднение всех институтов и форм власти. Анархизм выдвигает идеи, которые направлены против государства, а также предлагает пути их воплощения в жизнь.

Первые такие идеи появлялись еще в античности. Но впервые концепцию существования народа без государства предложил Годвин в 1793 году. А вот основы анархизма разработал и воплотил в жизнь уже немецкий мыслитель по фамилии Штирнер. Сейчас же существует огромное разнообразие форм анархизма. Свое внимание хотелось бы остановить на направлениях анархизма. В первую очередь выделяется анархо-индивидуализм. Основоположником этого движения считается Макс Штирнер. В этом направлении активно поддерживают частную собственность. Его приверженцы выступают также за то, что ни один орган государственной власти не может ограничивать интересы отдельного индивида или же группы людей.

Далее внимание стоит обратить и на мутуализм. Он появился еще в далеком восемнадцатом веке среди рабочих Англии и Франции. В основу этого направления легли принципы взаимопомощи, заключения добровольных контрактов, а также возможность предоставления кредитов наличными. Если верить убеждениям мутуализма, то при его власти каждый рабочий не только имел бы рабочее место, но и получал бы достойную плату за свой труд.

Социальный анархизм. Он стоит в одном ряду с индивидуалистическим и является одним из основных направлений этой политики. Его приверженцы стремились отказаться от частной собственности, построение отношений между людьми они рассматривали только на взаимопомощи, сотрудничестве и кооперации.

Коллективистский анархизм. Второе его название звучит как революционный социализм. Его сторонники не признавали частную собственность и стремились к ее коллективизации. Они считали, что добиться этого можно только в том случае, если будет начата революция. Это направление зародилось одновременно с марксизмом, однако его взглядов не разделял. Хотя это и выглядело странно, ведь марксисты стремились к созданию безгосударственного общества, но они поддерживали власть пролетариата, что не совпадало с идеями анархистов.

Анархо-феминизм - это последнее направление анархизма, на которое следует обратить особое внимание. Он является результатом синтеза между анархизмом и радикальным феминизмом. Его представители выступали против патриархата и всей существующей государственной системы в общем. Зародился он в конце девятнадцатого века на основе работ нескольких женщин, в число которых входила Люси Парсонс. Феминистки того времени и сейчас активно выступают против сложившихся гендерных ролей, они стремятся изменить концепцию семейных отношений. Для анархо-феминисток патриархат был всеобщей проблемой, которую нужно было срочно устранять.

Роль идеологии в политике

В идеологии принято выделять те или иные предпочтения определенных социальных слоев, относительно организации государственной власти. Здесь люди могли выражать свои взгляды, осветлять идеи, рассказывать о своих целях и новых концепциях. Политическую идеологию очень долгое время разрабатывают представители определенной политической элиты и только потом несут ее в массы. Их цель - привлечь как можно людей. Это нужно для того, чтобы их идеология могла завоевать власть в государстве.

Большие группы людей объединяются в определенную политическую идеологию для того, чтобы достичь общих целей, которые были поставлены создателями этой идеологии. Здесь очень важно продумать все до мелочей. Ведь идеи каждой политической идеологии должны воплощать в себе идеи не только определенной социальной группы, а всего народа этой страны. Только тогда в этом общественном движении появится какой-то смысл.

Ярким примером является Германия, в которой в тридцатых годах двадцатого века прочно установился фашизм. Ведь Гитлер сумел обнаружить самые серьезные проблемы своего народа и дал обещание решить их в максимально короткие сроки. Такими же радужными обещаниями оперировали и большевики, которые пришли к измученному войной народу и рассказали ему о красивой жизни при коммунизме. И людям ничего не оставалось делать, кроме как поверить и пойти вслед за большевиками. Ведь они были просто обессилены, и сильные мира сего понимали это и воспользовались в своих интересах.

Идеология всегда являлась очень мощным оружием, поскольку она может не только объединять и сплочать людей, но и ссорить их, делать настоящими врагами. Из обычного рабочего класса она может воспитать настоящих воинов, которые не боятся ничего.

Наличие определенной идеологии в государстве является обязательным компонентом. Государство без идеологии считается аморфным. Здесь каждый начинает выступать сам за себя, люди могут объединяться в небольшие группы и враждовать между собой. Такое государство очень легко уничтожить, и для этого даже не придется развязывать войну. Ведь если каждый будет защищать свои интересы, то кто же выступит на стороне государства?

Многие считают, что идеология - это обязательно движение, которое направлено против кого-то, но на самом деле это не так. Ведь люди вполне могут объединяться и действовать в интересах собственной страны, прославлять свое государство, бороться за демографический рост, побеждать бедность и решать множество других внутригосударственных проблем, но только сообща.

Сейчас Конституция Российской Федерации говорит о том, что в стране не устанавливается ни одна идеология на государственном уровне. Однако люди смогли объединиться для будущего страны. И это легко просматривается в их отношении к своему государству, к своей власти, к своим корням. Они стремятся сделать лучше свою страну и при этом не посягают на свободу других.

Основания классификации идеологий

В любом обществе существует множество идеологий. Каждый обладающий самосо­знанием и особыми интересами коллек­тивный социальный субъект является носителем собственной системы воззрений на социальную действительность и свое по­ложение в ней. Более того, один и тот же субъект, например конкретная личность, идентифицируя себя с разными группа­ми людей, одновременно является носителем нескольких взаи­моувязанных идейных систем. Идеологии отличаются друг от друга своими базовыми постулатами, отношением к существу­ющей действительности, декларированными целями, предлага­емыми путями и способами их достижения. Еще больше они рознятся своим влиянием на людей, масштабами распростра­нения в различных регионах мира.

Ориентироваться в идеологической мозаике современного мира помогает классификация идеологий. Классификация есть один из методов научного познания, состоящий в делении не­которого класса явлений на виды, деления этих видов на подви­ды и т.д. Обычно в качестве оснований деления в классифика­ции выбирают признаки, существенные для данных предметов или явлений. Классификация обычно выступает результатом некоторого упрощения действительных границ между видами рассматриваемого класса явлений, поскольку такие границы всегда условны и относительны. Тем не менее классификация предназначена для постоянного пользования в какой-либо науке или области практической деятельности. Если та или иная идеологическая конструкция, например, отнесена иссле­дователем к какому-либо виду идеологии, то тем самым указы-вается на присущую ей некую характерную особенность, кото­рая известна пользователям классификации.

Классификация политических идеологий может быть осу­ществлена по следующим основаниям:

По их носителям (группы, общности и объединения людей самого различного характера);

Особенностям мышления и масштабам притязаний их но­сителей;

Характеру выражаемого в идеологиях отношения к суще­ствующей социальной действительности и направленности вы­двигаемых ими целей;

Предлагаемым способам реализации сформированных идеа­лов, ценностей и целей.

Перечисленные основания классификации относятся к са­мым распространенным. Разумеется, в основу деления идеоло­гий могут быть положены и какие-то другие важные в том или ином отношении их свойства.

Основные виды идеологий

Мы уже не раз касались вопроса о носителях идеологий. Таковыми, согласно определению понятия идеологии, являются группы и общности людей, которые различаются по своему положению в существующей действительности. Следовательно, можно выде­лить идеологии в соответствии с коллективными социальными субъектами, действующими в том или ином обществе и мире в целом. Принято различать идеологии групповые, сословные, классовые, конфессиональные (религиозные), национальные. Мас­штабы этих групп также могут быть различными - от нескольких десятков идейно-политических единомышленников, до полови­ны и более общей численности человечества. Как уже отмеча­лось, не исключается и формирование общечеловеческой, или планетарной, идеологии. Выделяют также идеологии различных организационно оформленных групп и общностей людей - кор­поративные, партийные и государственные идеологии.

Первую классификацию идеологий в зависимости от харак­тера, или масштабов, мышления их носителей предложил К. Манхейм, который ввел понятия частичной и тотальной идеологий. Основанием для такого деления идеологий явились следующие два обстоятельства. В интерпретации Манхейма, история общественной мысли предстает как столкновение классово-субъективных миросозерцаний, каждое из которых акцентирует внимание на частных интересах своих носителей и потому является частичной идеологией. Для отражения свое­образия и характера всей структуры сознания определенной эпохи или конкретной исторической социальной группы Ман­хейм использует понятие тотальной идеологии. «Понятие час­тичной идеологии, - считает он, - исходит из того, что тот или иной интерес служит причиной лжи или сокрытия истины, по­нятие тотальной идеологии основано на мнении, что опреде­ленному социальному положению соответствуют определенные точки зрения, методы наблюдения, аспекты» . Как видно, первое понятие используется Манхеймом для отражения связи воззрений социального субъекта с его интересом, второе - для выявления связи между социальным положением субъекта и высказываемыми им точками зрения по различным вопросам социальной жизни. Данная классификация и поныне продол­жает сохранять свое научно-познавательное значение.

Как уже отмечалось, практически все идеологии претенду­ют на исключительность и универсальную значимость. Однако их объективно ценное общественное содержание все же раз­лично, как различно и число приверженцев той или иной идео­логии. Следовательно, реальные пределы масштаба притяза­ний на свою общественную значимость и числа приверженцев различных идеологий также могут служить основанием для их классификации. Исходя из этого, можно выделить идеологии глобальные, локальные и частные.

Глобальные, они же и тотальные, идеологии претендуют на выработку общего для всего человечества понимания и объяс­нения мира и всеобъемлющей программы жизнедеятельности, универсальных принципов организации и функционирования общества. Это, конечно, не означает, что их носителем являет­ся все человечество, однако такие идеологии имеют своих при­верженцев в различных регионах мира. Глобальные идеологии функционируют главным образом на теоретико-концептуаль­ном уровне и выступают как выражение своеобразия и характе­ра всей структуры сознания, всего мировоззрения определен­ных исторических эпох или конкретных социальных групп (на­пример, классов). К таким идеологиям, как правило, относят социализм (особенно в его марксистском понимании), либера­лизм и консерватизм, включая национализм как разновид­ность последнего. Указанные идеологии зачастую еще опреде­ляются как традиционные идейно-политические течения.

Локальные идеологии обычно формируются территориаль­ными сообществами - государствами или группами сопредель­ных государств, действующих как единое целое, (например, го­сударствами - членами Европейского союза). Они появляются в ответ на потребности регуляции отношений между различны­ми общественными силами внутри определенного региона и направлены на обеспечение целостности и всестороннего про­гресса определенной страны или группы стран, общего блага их народов. Локальный характер носят также конфессиональ­ные идеологии (например идейно-политические доктрины ка­толицизма, православных церквей и ислама). Локальные идео­логии формируются на специфической социокультурной поч­ве, но при этом испытывают мощное влияние постулатов тра­диционных идейно-политических течений.

Частные (Н. Пуланзас), они же частичные, идеологии функ­ционируют на психологическом уровне, они акцентируют вни­мание на насущных интересах отдельных социальных групп. Такие идеологии в своей совокупности отражают весь спектр частных интересов социальных групп и слоев отдельного обще­ства. В данном случае речь идет об идеологии классовой, кор­поративной, групповой, партийной и т.п. Институциональным проявлением наличия частных политических идеологий явля­ется многопартийность, а также существование различных об­щественных формирований по интересам граждан (групп ин­тересов).

По характеру выражаемого в идеологиях отношения их но­сителей к существующей социальной действительности и выте­кающих из него намерений выделяют идеологии прогрессив­ные, консервативные и реакционные.

Прогрессивные идеологии всегда усматривают определенный, существенный или менее существенный, непорядок в обществе и формулируют цели и задачи его преобразования путем тех или иных нововведений. Такие идеологии учитывают объектив­ные тенденции общественного развития и ориентируют дей­ствия своих носителей на упразднение устаревших и одновре­менно на создание новых общественных структур, обеспечивая тем самым возможность дальнейшего движения общества. Ра­зумеется, что и за такого рода идеями стоят определенные груп­пы людей со своими интересами. Носителями прогрессивных идей обычно выступают социальные слои и классы, которые объективно идут на смену прежним доминирующим силам. К прогрессивным идеологиям в эпоху буржуазных революций относили либерализм, а после утверждения капиталистиче­ского способа производства - социализм. В настоящее время на статус прогрессивных претендуют идеологии новых соци­альных движений - пацифизм, феминизм, экологизм, коммунитаризм, антиглобализм.

Консервативные идеологии оправдывают существующий со­циально-политический порядок; их приверженцы обычно на­стороженно относятся к любым социальным преобразованиям в опасении, что произвольное вмешательство в общественное устройство приведет к резкому ухудшению положения дел. Но­сителями консервативных взглядов также являются определен­ные группы людей - те, кто занимают господствующие пози­ции в различных сферах общественной жизни. Именно их в наибольшей мере устраивает существующий порядок и потому они не желают существенных перемен. Но консервативные на­строения могут быть характерны и для широких слоев населе­ния, которые предпочитают спокойную жизнь в условиях об­щественной стабильности необходимости приспособления к постоянным переменам. Консервативная идеология находится в основе деятельности многих политических партий, хотя в на­звании большинства из них и отсутствует прилагательное «кон­сервативная». Таковыми являются, например, консервативная партия Великобритании, Республиканская партия США, Либе­рально-демократическая партия Японии, практически все христианско-демократические партии в странах Европы.

Реакционные идеологии также критически оценивают суще­ствующую социальную действительность, но, в отличие от про­грессивных идеологий, они обосновывают необходимость воз­врата общества к некоему своему прошлому состоянию. Носи­тели таких воззрений упрекают прогрессистов в том, что их действия являются причиной упадка и деградации обществен­ной жизни. Они убеждены, что «золотое время» в истории чело­вечества было в прошлом, что оно искусственно утеряно и что его следует восстановить. Таким образом, реакционные идео­логии ориентированы на обратный ход истории и настаивают на реставрации социальных институтов предшествующих эпох. В любом обществе имеются группы людей, которых по тем или иным соображениям не устраивают произошедшие в жизни пе­ремены. Они и являются носителями реакционных идеологий. Можно сказать, что не только на консервацию существующих общественных порядков, но и на возврат к прежнему состоя­нию общества ориентированы так называемые религиозно-фундаменталистские идеологии, некоторые разновидности на­ционализма, идеология «новых правых» в Европе и др.

По предлагаемым способам реализации сформирован­ных идеалов, ценностей и целей идеологии подразделяются на радикальные, или революционные, и умеренные, или ре­формистские.

Радикальные идеологии обосновывают необходимость быст­рого и коренного преобразования существующей действитель­ности. Радикальными могут быть как прогрессивные, так и ре­акционные идейные доктрины. Одни из них ориентируются на хотя и законные, но решительные действия, другие - на рево­люционные, а значит, в той или иной мере, насильственные и незаконные действия. Разновидностью радикального подхода к преобразованию существующего порядка является экстре­мизм. Это - идейно-политическая установка, ориентирующая­ся на крайние радикальные цели, достижение которых, обеспе­чивается исключительно насильственными методами и сред­ствами. К числу радикальных идеологий обычно относят идей­ную доктрину коммунистического движения (марксизм), а к экстремистским - большевизм, маоизм, расизм, шовинизм и др. Но не следует забывать, что либерализм также в свое вре­мя выступил как радикальная идеология, в которой ставилась цель революционного ниспровержения феодальных обще­ственных порядков; его носители также считали приемлемыми для достижения своих целей насильственные действия. Напри­мер, английская и французская буржуазные революции сопро­вождались насилием и кровавым террором. Освободительная борьба 13 английских колоний в Северной Америке, которая происходила под лозунгами либерализма, также носила насиль­ственный характер. Лишь в последующем либерализм, равно как и доктрина коммунистического движения, эволюциониро­вали в направлении умеренности.

Реформистские идеологии, обосновывая необходимость об­щественных перемен, ориентируют своих носителей на приме­нение постепенных и умеренных реформ как способа достиже­ния сформулированных целей. С реформистских позиций обычно выступают средние слои населения, которые не вполне удовлетворены своим реальным положением в обществе, но ко­торые не заинтересованы в радикальных преобразованиях из-за опасения лишиться в ходе революционных потрясений уже до­стигнутого. Реформистская идеология, как считается, лежит в основе идейной доктрины социал-демократии. Однако носите­лями такой идейной установки являются более широкие кате­гории населения. Не исключают реформистского подхода и но­сители консервативной идеологии.

Идеологии подразделяют также на традиционные (с выде­лением среди них классических образцов и последующих их модификаций) и нетрадиционные.

Традиционные идеологии - те, которые оформились к середи­не XIX в. и обслуживали интересы основных социальных клас­сов Нового времени. Таковыми идеологиями являются либера­лизм, консерватизм и социализм. Модификациями их класси­ческого содержания (т.е. разработанного основоположника­ми) являются неолиберализм, неоконсерватизм, либертаризм, идейные доктрины социал-демократии (демократический со­циализм) и коммунистических партий (ленинизм, сталинизм, маоизм, еврокоммунизм и др.)

Нетрадиционные идеологии - те, которые либо актуализирова­лись в первой половине XX в., либо оформились к рубежу XX- XXI вв. и отражают интересы самых различных по своему составу групп людей. К нетрадиционным идеологиям относят национа­лизм, фашизм, пацифизм, феминизм, экологизм, глобализм, анти­глобализм, фундаментализм и др. Среди указанного ряда выделяют альтернативные идеологии, или идеологии новых социальных дви­жений - те, которые выдвигают нетрадиционные цели и задачи об­щественного развития, а также специфические способы и методы их достижения. К таким идеологиям обычно относят феминизм, пацифизм, экологизм, антиглобализм и др.

Нельзя не отметить, что нередко выделяются различные ви­ды идеологии, так сказать, по сферам или направлениям соци­альной жизни: гуманитарная идеология, экономическая идео­логия, идеология прав человека, идеология государственности и т.п. Однако последние из названных понятий все же не впол­не корректно определять как особые виды идеологии. Строго говоря, такого рода понятиями идеология как целостная сово­купность идей, ценностей и представлений, обусловленных по­ложением их носителя в системе общественных отношений, подменяется отдельными проблемами и задачами обществен­ной жизни, пусть даже и выраженными в концептуальной форме. По существу, такого рода понятиями обозначаются те­ории, концепции или доктрины, в которых излагается и обос­новывается позиция познающего субъекта по тем или иным социальным проблемам. Это обстоятельство, однако, не исключает, а напротив, предполагает использование таких концепций и в собственно идеологических построениях. Бо­лее того, они целиком могут включаться в качестве составных элементов тех или иных идеологических систем. Тем не ме­нее это обстоятельство не является достаточным основанием для того, чтобы квалифицировать такие концепции и доктри­ны в качестве идеологии. Идеология, будучи формой созна­ния групп людей, соотносится не с местоимением «чего» (идеология чего), а с местоимением «кого» (идеология кого, или чья идеология).

Идейно-политический спектр

В политической науке понятие идейного спектра или, точнее, идейно-политического спектра, используется для обозначения определенной систематизации различных видов общественно значимых идеологий, а также их носителей - политических партий и общественных движений. Слово «спектр» (от лат. - видимое) означает совокупность всех значений ка­кой-либо величины, характеризующей систему или процесс. В понятии «идейно-политический спектр» оно служит указани­ем на то, что всю имеющуюся в обществе совокупность идейно-политических течений можно, подобно цветовому спектру, рас­положить в виде какого-то последовательного ряда. Такое рас­положение идеологий и их носителей в идейно-политическом спектре совершается, как правило, по одной из двух осевых ли­ний: «левые-правые» либо «либералы-консерваторы».

Определения «левый» и «правый» характеризуют содержа­ние и степень радикализма политических идеологий и их носи­телей. Левыми принято называть все идейно-политические тече­ния, участники которых в целом разделяют приверженность идеям свободы, равенства, братства и общественного прогрес­са. Правыми называются идейно-политические течения, участ­ники которых в общих чертах разделяют приверженность су­ществующему общественному порядку, принципам авторите­та, иерархии и долга. В отечественной аналитической традиции к «правым» принято относить тех, кто отстаивает интересы имущих слоев населения, т.е. меньшинства, а к «левым» - тех, кто защищает интересы наемных работников, т.е. небогатого большинства. Полный спектр идейно-политических течений по линии данной оси выглядит так: крайне левые (или ультрале­вые) - левые - левоцентристские - центристские - правоцент­ристские - правые - крайне правые (или ультраправые).

Традиция деления идеологий и их носителей на «левых» и «правых» восходит к порядку рассадки депутатов Французской национальной ассамблеи 1789 г., согласно которому по разные стороны от спикера располагались сторонники идей свободы, равенства, братства, прогресса (слева) и те, кто выступал за со­хранение монархии (справа), а депутаты, стоявшие на умерен­ных позициях, занимали места между теми и другими (центр). Эта модель получила широкое распространение и в других пар­ламентах. Со временем понятия «левые», «центр», «правые» по­служили основой понятия «идейно-политический спектр».

Употребление понятий «правые» и «левые» для характерис­тики политических идеологий и движений хотя и основывается на историческом прецеденте, тем не менее затрагивает гораздо более глубокие уровни сознания, где пары противоположно­стей играют важнейшую роль. Согласно традиционным пред­ставлениям об устройстве существующей реальности, правая сторона считалась «положительной», «благой», соответствую­щей светлым, духовным, божественным сторонам действитель­ности. В качественном пространстве традиционного общества ориентация «направо» сама по себе подразумевала положитель­ную этическую и обрядовую нагрузку; отсюда вытекает смысл слов «правильно», «правда», «право». Правая сторона входит в серию символов, связанных с положительными понятиями - «дух», «свет», «день», «благо», «истина», «порядок» и т.д. Левая сторона, напротив, считалась «дурной», «плохой», «злой», «лож­ной». Она соотносилась с серией негативных символов - «ложь», «ночь», «тьма», «заблуждение», «беспорядок», «обман» и т.д. «Левое» было синонимом «плохого» и соответствовало от­рицательной стороне бытия. В христианском вероучении при описании Страшного Суда подчеркивается, что «праведники встанут одесную» (т.е. справа), а «грешники - ошуюю» (т.е. слева) .

Сопоставив символизм «правого» и «левого» в традиции с принципом рассадки депутатов во Французской национальной ассамблее, можно обнаружить соответствие тогдашнего пони­мания политической логики рассмотренному символизму: «правые» стояли на позициях защиты традиционного общества и потому они являлись правыми, т.е. положительными, благи­ми; «левые», т.е. революционеры, стремились опрокинуть ста­рый порядок, желая ему гибели, и потому они, с позиций тра­диционного мышления, являлись левыми, т.е. «грешниками», «смутьянами», «злодеями». Однако картина меняется с точки зрения тех, кто выступает с позиций общественного прогресса: в их представлении, именно «левые» отстаивают правое, т.е. правильное, благое дело, а «правые» олицетворяют все темное, отжившее, а значит, являются злыми силами.

Начальная рассадка «левых» и «правых» во Французской на­циональной ассамблее во многом способствовала формирова­нию линейной картины понимания логики исторического про­цесса. «Прогресс» общества виделся как движение «справа на­лево», где на правом фланге находилось традиционное обще­ство, а на левом - современное или модернистское. Воздействие этой схемы на политическое мышление в XIX-XX вв. было столь велико, что на ее основе строились целые идеологиче­ские системы: марксизм, утверждающий историческую неиз­бежность полного преодоления не только традиционного, но и либерально-демократического общества; социал-демократия, настаивающая на том, что вектор эволюции буржуазного обще­ства заведомо задан в «левом» направлении; традиционализм, сторонники которого (например, Р. Генон и Ю. Эвола) убежде­ны, что современная эпоха завершает последний оборот в сво­ем движении, после которого последует начало нового истори­ческого цикла с повторением всего того, что было прежде.

При расположении идейно-политических течений по оси «либералы-консерваторы» к первым относят тех, которые ориен­тированы на осуществление общественных нововведений, ко вторым - тех, которые направлены на сохранение существую­щего социального порядка либо выступают за возврат обще­ства к некому прошлому его состоянию. Представление о том, в какой части политического спектра по оси «либералы-консер­ваторы» находится то или иное идеологическое течение, та или иная политическая партия дают также такие термины, как ра­дикалы, умеренные и реакционеры. Радикалы занимают либо крайне левый (левые радикалы, или революционеры), либо крайне правый (правые радикалы, или реакционеры) фланги идейно-политического спектра. Между этими полюсами нахо­дятся либералы, умеренные и консерваторы; перечисленные позиции различаются по своему отношению к темпам, глубине и методам осуществленных изменений, но все они выступают за новаторское содействие общественному развитию. Только реакционеры ориентированы на обратный ход общественно-политического процесса. Если данные идеологии расположить в указанном порядке по одной линии справа налево, то полу­чим следующий ряд, или линейную шкалу: коммунизм - социа­лизм - либерализм - консерватизм - фашизм.

Приведенная схема расклада политических сил и их идеоло­гий, называемая линейной, отражает представление об обще­ственном «прогрессе» как движении справа налево (рис. 1). В ней справа от центра находятся те, кто выступает за сохране­ние сложившихся общественных устоев, в центре - те, кто от­стаивает институты и ценности современного, т.е. модернист­ского, общества, слева - те, кто добивается нововведений в раз­личных сферах общественной жизни. Картина соотношения политических сил становится еще более ясной, если отрезок трехчастной линейной схемы (левые - центр - правые) пред­ставить в виде дуги, где противоположенные полюса - крайне левые и крайне правые - будут находиться близко друг к другу (рис. 2) Такая схема, называемая круговой, отражает тот факт, что «левые» и «правые» соотносятся друг с другом не только че­рез центр, но и через то идейно-политическое пространство, которое, как считает А.Г. Дугин, можно назвать «антицент­ром». Здесь в полном виде представлена определенная непре­рывность, континуальность идейно-политического пространства. Центр, пропуская через себя импульсы полюсов, служит своего рода посредником в их непримиримой вражде. В точке антицентра аналогичной ситуации нет, от чего создается эф­фект, что здесь находится стена, разрыв цепи. Но, тем не ме­нее, определенное взаимодействие между находящимися в этой точке силами возможно, которое можно наблюдать в ре­альной политической жизни. В определенных обстоятель­ствах «крайне левые» шли на альянс с «крайне правыми» про­тив центра.

Название идеологии или партии не обязательно соответ­ствует их месту в идейно-политическом спектре.

Проблема идентификации идеологий

Классификация идеологий предполагает методику идентификации идейных док­трин. Иными словами, речь идет о спосо­бах выяснения характерных черт идеологии и определения ее принадлежности к тому или иному виду идеологий; речь идет также о механизме идентификации социальным субъектом своих индивидуальных воззрений с той или иной уже имею­щейся системой идей.

Как считает Л.С. Санистебан, автор одного из западных учебников по политологии, при анализе содержания любой конкретной совокупности политических идей следует выде­лять в них, по крайней мере, две стороны, или различать два плана: явный и скрытый . Явный план в содержании идеоло­гии представлен открыто выдвигаемыми идеями, тезисами и аргументами. Поэтому первая задача анализа идеологии заклю­чается в полном уяснении содержащихся в ней утверждений и

сообщений, в точном определении их смысла. На первом этапе анализа даются ответы на вопросы: в чем состоят содержащие­ся в данной системе идей утверждения и как они соотносятся с существующей социально-политической действительностью? Установив явную сторону в содержании идеологии, следует пере­ходить к анализу ее неявной или скрытой, стороны. На данном эта­пе устанавливается соответствие между содержащимися в идеоло­гии сообщениями и реальными интересами и целями тех или иных социальных субъектов. Вторая задача анализа идеологии, следовательно, сводится к поиску ответа на вопрос: какие соци­альные субъекты (отдельные индивиды, группы, классы, общ­ности) и почему идентифицируют себя с данной совокупностью социально-политических идей? Иначе говоря, на втором этапе анализа выясняется, чьи интересы выражает и чьи политические устремления и действия оправдывает данная идеология.

Поскольку каждый социальный субъект стремится предста­вить свою систему социально-политических идей как выражение интересов и потребностей всего общества, то далеко не в каждой идеологической доктрине декларируется, как это делает марк­сизм, интересы каких социальных классов или групп она выра­жает и обслуживает. Идентификация социальных субъектов с той или иной существующей идеологической доктриной проис­ходит преимущественно стихийно. Только интеллектуалы, кото­рые создают политические идеологии, заведомо отдают себе от­чет в том, каким социальным группам они адресуют свои творе­ния. Политические же позиции индивидов и социальных групп по большей части определяются их положением в системе соци­ально-политических отношений, и их идеологические предпоч­тения обусловливаются именно этим фактом. По мере накопле­ния собственного политического опыта и своей информирован­ности о происходящих в обществе процессах социальные субъекты начинают обнаруживать, что та или иная система воззрений, изложенная в уже имеющихся определенных текстах, соответствует и их видению социально-политической действи­тельности. Таков, в основном, механизм идентификации соци­альных субъектов с той или иной идеологией.

Следует отметить также и то, что занимаемое индивидами и социальными группами положение в обществе обусловливает их самоидентификацию с той или иной идеологической док­триной, но не механически определяет ее. Иногда занимаемое индивидом или социальной группой положение в обществе мо­жет вступать в противоречие с разделяемой данным субъектом идеологией. Такое случается, как правило, в переломные мо­менты развития общества, когда новые социально-политиче­ские идеи овладевают умами людей, занимающих различное социальное положение. Это ситуации, когда еще_ далеко не осознана скрытая сторона новой идеологии, т.е. пока не ясно, интересам какого социального субъекта отвечает данная, вне­шне привлекательная, система идей. Так случилось, например, с теми дворянами, которые разделяли идеи Великой француз­ской революции, или с представителями различных слоев бур­жуазии в России, принявшими социалистическую идеологию, наконец - с широкими категориями населения в Советском Союзе, вдруг вставшими на позиции либерализма.

Присущая политическим идеологиям внутренняя противо­речивость, т.е. эклектичность и недостаточная согласован­ность их отдельных положений, может быть причиной расхож­дения в понимании их содержания. В идеологическом тексте всегда можно найти положение, которое приводит к различ­ным интерпретациям важнейших вопросов социально-полити­ческой жизни, либо положение, которому при истолковании можно придать противоположный смысл. Из этого факта выте­кает, что на основе одной и той же идеологии могут возникать и развиваться соперничающие между собой политические дви­жения. В таких случаях каждое из них претендует на роль под­линного «интерпретатора и последователя» соответствующей идеологии. Такого рода примеры можно привести для любого из традиционных идейных течений - либерализма, консерва­тизма, социализма. Практически внутри каждого из них сосу­ществуют или находятся в конфронтации друг с другом различ­ные школы и направления. Особенно показательна в этом от­ношении марксистская социалистическая идеология, на осно­ве которой в XX в. развились два весьма мощных политических движения - коммунистическое и социал-демократическое.

Бабосов, ЕМ. Сущность идеологии, ее структура, функции и роль в об­ществе // Е.М.Бабосов. Идеология белорусского государства: теоретиче­ские и практические аспекты / Е.М. Бабосов. Минск, 2004.

Белл, Д. Возобновление истории в новом столетии. Предисловие к но­вому изданию книги «Конец идеологии» / Д. Белл // Вопросы философии. 2002. № 5.

Вебер, М. «Объективность» социально-научного и социально-полити­ческого познания / М. Вебер // Вебер, М. Избранные произведения. Минск, 1990.

Идеология // Политология: энциклопед. словарь. М., 1993.

Ильин, В.В. Великая конфронтация: идеология и наука: о возможно­стях научной идеологии и идеологической науки / В.В. Ильин // Вестник Московского университета. Серия 12. Социально-политические исследот вания. 1992. № 5.

Манхеш^К. Идеология и утопия / К. Манхейм. Диагноз нашего време­ни. М., 1994.

Маркс, К. Немецкая идеология / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 3.

Матц, У. Идеологии как детерминанта политики в эпоху модерна / У. Матц//Полис. 1992. № 1-2. ;

О состоянии идеологической работы и мерах по ее совершенствова-нию: Материалы постоянно действующего семинара руководящих работ-ников республиканских и местных государственных органов. Минск, 2003.

Рачков, ПА. О смерти и бессмертии идеологии / П.А. Рачков // Вест ник Московского университета. Серия 7. Философия. 1999. № 2.

Семигин, Г.Ю. Идеология / Г.Ю. Семигин // Новая философская эн­циклопедия: в 4 т. М., 2001. Т. 2.

Соловьев, А.И. Политическая идеология: логика исторической эволю­ции / А.И. Соловьев // Полис. 2001. № 2. :"

Фукуяма, Ф. Конец истории? / Ф. Фукуяма // Вопросы философии. 1990. № 3.

Шацкий, Е. Утопия и традиция / Е. Шацкий. М., 1990. Шевченко, В.Н. Идеология / В.Н. Шевченков // Философский словарь. М., 2001.


Классицизм зародился в Италии в XVI в., а затем получил распространение в других странах Европы. Его возникновение связано с формированием абсолютистских государств этого континента. Классической страной абсолютизма в XVII в. стала Франция, где при короле Людовике XIV установилась неограниченная власть монарха, а он сам говорил: «Государство – это я». В рамках данной монархической идеологии формировались теоретические, ценностно-смысловые принципы классицистического направления в культуре. Абсолютистские власти, признававшие классицизм в качестве единственного «правильного» стиля, вмешивались в деятельностьписателей и художников. Так, с этой целью в 1634 году была создана Французская академия, объединившая преимущественно философов, которая была призвана контролировать литературное творчество. Вскоре были организованы Королевская академия живописи и скульптуры, Академия архитектуры. В 1666 г. учреждена Академия наук. Во всех академиях господствовал классицизм как официальный стиль абсолютистского государства.

В диалектическом понимании классицизм есть сложный, внутренне противоречивый художественный метод, в котором переплетались идейно-художественные принципы, соответствующие как системе ценностей господствующего класса, преимущественно придворной аристократии, так и тем идеалам, нравственным нормам, критериям личности, которые были свойственны демократическим слоям общества (Л.Е. Кертман). В начале XVII столетия идейно-художественная система классицизма была воплощением эстетических идей, вкусов и даже политических позиций господствующего класса, преимущественно той его части, которая была ориентирована на укрепление абсолютной монархии, всеобъемлющего контроля над жизнью и сознанием народа в целом и каждого индивида в отдельности. К концу XVII в., когда поддержка абсолютизма уже не отвечала ценностным ориентациям демократических слоев населения, включая и буржуазию, в классической литературе появляются тираноборческие мотивы, что, безусловно, выражало устремления демократической культуры общества (такова, к примеру, трагедия Жана Расина «Британик», в которой император Нерон приказывает убить своего сводного брата Британика). В этих противоборствующих тенденциях и вырастал классицизм как феномен культуры. С одной стороны, основанный на верности принципам античного искусства (рационализм, симметрия, целенаправленность, сдержанность и строгое соответствие содержания произведения его форме), классицизм стремился выразить возвышенное, героическое, утвердить нравственные, гуманистические идеалы, создать ясные и органичные образцы. А с другой, он содержал в себе черты идеализации, утопизма, академизма, излишней нормативности.

Следуя образцам античности, классицизм и в теории, и, чаще всего, на практике принимал строгое деление жанров литературы, театра и живописи на высокие и низкие.

ιδεολογία ) - (от греч. idea - прообраз, идея; и logos - слово, разум, учение) - учение об идеях.

В общем смысле - идеология - это понятие, обозначающее структурированную систему определёных (чаще политических, социальных или общественных) чётко сформулированных положений и идей.

В более узком смысле - идеология - (в рамках системно-управленческого подхода) - это логическая и психологическая, поведенческая основа системы политического управления. (Политология:системно-управленческий подход.-М.: ИП Глущенко В.В., 2008.-160 с.)

Система взглядов и идей, политических программ и лозунгов, философских концепций, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности и друг к другу, которые выражают интересы различных социальных классов, групп, обществ.

Возникновение термина

Термин "идеология" был введён в научный оборот французским мыслителем начала XIX века А.Л.К. Дестют де Траси . Будучи последователем сенсуалистической гносеологии Дж. Локка, он ввёл данный термин для обозначения учения об идеях, понимаемого им как учение об общих закономерностях происхождения идей из содержания чувственного опыта. Данное учение должно было выступать основными принципами для руководства как в науке, так и в социальной жизни. Поэтому А.Л.К. Дестют де Траси видел в идеологии систему знаний первооснов морали, политики, права.

При всех дальнейших изменениях непосредственного значения этого термина смысловые оттенк первоначального содержания понятия "идеология" таковы:

Определения

Существует довольно большое количество определений идеологии, которые отличаются, в частности, оценкой обозначаемого им феномена.

Политическая идеология, как и любая другая, складывается спонтанно или создается специально из набора (констелляции) идеологем с целью выполнения ею главной функции, а именно: обеспечивать протекание процессов в охватываемой ею области в наиболее эффективном режиме и связности, с определённым заданным ею содержанием, если последнее условие входит в идеологию, как составляющий её атрибут.

Следует отличать идеологию вообще, от политической в частности. Тем более от содержательных интерпретаций её идеологем или связей. Суть политической идеологии сводится к отправлению властных полномочий.

Идеология не наука (хотя может включать в себя научные знания). Наука стремится познать мир таким, какой он есть на самом деле. Наука объективна, беспристрастна, а идеология субъективна. Идеологии свойственно стремление к упрощению и стремление выдать одну сторону действительности за всю картину. Упрощённые идеи легче воспринимаются массой, чем сложная система научных доказательств, кроме того идеология выдвигает привлекательные (часто нереальные) идеи, которые воспринимаются народом. Каждая идеология стремится к широкому распространению среди населения (пропаганда). Пропаганда бывает: устная, печатная, наглядная, агитация и в ХХ, XXI веке появилось СМИ (средство массовой информации). Каждая идеология претендует на то, что именно она даёт верное знание о мире. Различные политические организации стремятся к распространению в обществе своих оценок прошлого и настоящего, и своё представление о будущем.

Типы идеологий

Атрибуты

Литература

Примечания

Шаблон:Сайты по тематике идеологий


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Идеологический" в других словарях:

    Мировозренческий, философичный, философический, философский, идейный Словарь русских синонимов. идеологический идейный Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е. Александрова. 2011 … Словарь синонимов

    идеологический - ая, ое. idéologique adj. 1. Отн. к идее <понятию>. .Идеологический словарь. БАС 1. Это появление человека на свет дало место одной из величайших идеологических нелепостей, когда либо заявленных разумом человеческим.. говорю о народной… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИДЕОЛОГИЧЕСКИЙ, идеологическая, идеологическое (книжн.). прил. к идеология. Идеологические разногласия. Идеологически (нареч.) выдержанная пьеса. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    ИДЕОЛОГИЯ, и, ж. Система взглядов, идей, характеризующих какую н. социальную группу, класс, политическую партию, общество. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Принадлежащий, относящийся к идеологии или выражающий её. Новый словарь иностранных слов. by EdwART, 2009. идеологический принадлежащий, относящийся к идеологии или отражающий её Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007 … Словарь иностранных слов русского языка

    Прил. 1. соотн. с сущ. идеология, связанный с ним 2. Свойственный идеологии, характерный для неё. Толковый словарь Ефремовой. Т. Ф. Ефремова. 2000 … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

    Идеологический, идеологическая, идеологическое, идеологические, идеологического, идеологической, идеологического, идеологических, идеологическому, идеологической, идеологическому, идеологическим, идеологический, идеологическую, идеологическое,… … Формы слов

    идеологический - идеолог ический … Русский орфографический словарь

    идеологический - … Орфографический словарь русского языка

    идеологический - см. идеология; ая, ое. И ие вопросы. И ая борьба. И ая работа (связанная с пропагандой определённых идей, взглядов) Идеологи/ческий словарь (= идеографический словарь) … Словарь многих выражений

Книги

  • Роль и значение идеологии для государства и права. Монография , Чернявский А.Г.. Монография посвящена исследованию проблемы определения сущности феномена идеологии, в частности ее философскому аспекту, взаимосвязи с государством и отражениюв правовой области…